Меню Рубрики

Анализ сказок маяковского для детей

Произведения Маяковского для детей — крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса.

Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств — вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированных изданий, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.

Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником « Пионерской правды», журнала « Пионер» и «Еж». В условиях острой идеологической борьбы 20-х Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».

Его первым произведением для малышей была « Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925) .

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе.

Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых быть лаконичной; во-вторых, как выражался Чуковский, графичной, т.е давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает предельной остротой.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, увсовершенствовать не только в области содержания, но форм.

«Что ни страница – то слон, то львица» — сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности : «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.

1926-1929 – годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией («Эта книжечка моя про моря и про маяк», 1926) . о разных странах света («Прочти и катай в Париж и Китай», 1927), о человеке-труженике («Конь-огонь», 1927), о выборе юношеством профессии («Кем быть?», 1928)

В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса» (1926).

У М. имеются пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые» (1927), «Майская песенка» (1929), «Песня молния» (1929) – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Произведения для детей способствует обучению ребенка хорошим качествам, навыкам, объясняет какие-либо вещи с точки зрения детей. Создано огромное количество самых разнообразных произведений и сказок, которые оказывают благоприятное воспитательное воздействие на ребенка. В этой статье мы с вами проанализируем стих, что такое хорошо, что такое плохо в котором его автор Владимир Маяковский объяснил очень наглядно. Контрастность в литературе Существует своеобразный контраст, когда одно понятие может восприниматься человеком только в том случае, если сравнивать его с другим понятием. Основные примеры такого контраста – черное и белое, добро и зло. Можно бесконечно приводить примеры, но мы думаем, что суть понятна. На таком же контрасте в литературе часто строятся многие произведения, стихотворения. «Что такое хорошо и что такое плохо?» — одно из таких произведений. В нем отчетливо противопоставляется понятие «хорошо» и понятие «плохо», это позволяет ребенку быстрее понять и осознать мысли писателя, которые он хочет до него донести. Все знают — ребенок должен получать знания из литературы.. Самые известные произведения М. – «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» Анализ стихотворения Автор ведет рассказ от лица отца, к которому пришел его кроха-сын и задал вопрос, собственно, что такое хорошо и что такое плохо? Таким образом, начинается повествование от лица папы мальчика, который объясняет своему чаду на примере контрастности о хорошем и плохом. В баснях часто можно увидеть мораль, но иногда и взрослому сложно понять ее, а ребенку и подавно. Поэтому автор раскрывает мораль при помощи обычных жизненных ситуаций. Сначала в стихотворении Маяковский показывает, что такое хорошо и что такое плохо, на примере погодных условий. В следующих четверостишиях автор рассказывает о мальчиках и дает определения им — «хороший» или «плохой». Также Маяковский разъясняет детям важность личной гигиены – если грязь у ребенка лежит на рожице, вырастет из сына свин, если сын свиненок. Автор показывает, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, это отлично видно в четверостишиях про ворону и карапуза, про книжицу и мячик. Особенности творчества Маяковского Во всех стихах Владимира Маяковского можно отследить некоторые черты советского времени, например, октябрята, которые говорят «плоховатый мальчик». С его помощью родители могут легко объяснить детям о хорошем и плохом. В конце стихотворения кроха сделал правильный выбор – будет делать хорошо, не будет плохо.

источник

К 1928 году относятся такие стихи Маяковского для детей, кик «Майская песенка» и «Кем быть?». «Майская песенка» Доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «Майской песенке» (1928) добивается того, что стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что Маяковский строит его как развернутое сравнение. Май — это весна, это «зеленые листики — и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге — огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму:

Таким образом, отказавшись от рассказа о самом празднике, поэт избирает другой путь: вызвать у ребенка радостное ощущение весны, праздника всем строем стихотворения.

«Кем быть?» По сути дела, во всех произведениях Маяковского для детей центральной темой всегда была тема труда, тема человека-труженика.

Поэма для детей «Кем быть?» (1928) как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет серьезный разговор с детьми, которым «будет и семнадцать», о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести ребенка в большой мир трудовой жизни, показать ему, что «все работы хороши — выбирай на вкус!» Но построению «Кем быть?» представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей — представителей этих профессий — столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), Маяковский знакомит ребенка со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Сам Маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им ребенка. Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины («и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет») сменяется призывной, лозунговой:

Он знакомит читателя с этапами работы, с машинами, которые пришли на помощь человеку.

Показывая сложные для понимания дошкольника процессы труда, поэт постоянно приближает свой рассказ к миру ребенка, к его жизненному опыту. Так, в доме у него «заживут ребята… удобно и просторно», доктор лечит детей («и детям я лечу болезни»), в трамвае кондуктор предлагает брать «билетики» и «большим и детям». Таких примеров можно привести очень много. Стихотворение передает не только пафос труда — оно формирует у детей настоящее, творческое отношение к нему, воспитывает любовь к этому великому благу жизни и к человеку, преобразующему мир.

Творчество Маяковского для детей не ограничивается теми произведениями, которые здесь рассматриваются. Его перу принадлежат «Песня-молния» (1929), «Возьмем винтовки новые…» (1927), «Чешский пионер» (1928), «Товарищу подростку», «Про школу и про учение», киносценарий «Дети» и др. Богат и своеобразен язык детских стихов по особенности поэзии Маяковского обогащению словаря ребенка, расширению его представлений о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью Маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность стихов Маяковского — их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических образов. Отсюда — гармоническое единство слова и рисунка в стихах для детей, что также связано с особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов Маяковского — они играют большую роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («Что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («История Власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («Гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Выше, при анализе стихов, уже отмечались динамичность в изображении событий, широкое использование звукописи при создании поэтической картины и некоторые другие особенности, присущие детским стихам Маяковского. Следует сказать также и о ряде других специфических особенностей, характерных для его поэзии. Так, «создание самых фантастических событий — фактов, подчеркнутых гиперболой», Маяковский считал обязательным средством художественного выражения в поэзии. Гипербола — излюбленный прием в его стихах для детей: слоны у него «двух- и трехэтажного» роста, Петин папа «сам себе… сто пакетов нес с трудом», а за ним «сто корзин несет прислуга».

Нужно подчеркнуть и особую роль сравнений и сопоставлений. Например, сравнения часто носят комический характер: зебра — «полосатее матраца», у слонов — «с блюдо оба уха».

Часто сравнения выступают одним из средств создания отрицательной характеристики (сравнение Власа с «грязным боровом», отца Пети — с «самой злющей крысой»).

Сказки Маяковского («Сказка о Пете, толстом ребенке…», «История Власа…» и др.) очень близки к народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («Сказка о Пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

Роль Маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные Белинским и Некрасовым. Вне всякого сомнения, Маяковский многому учился у Некрасова, впервые показавшего, как поэзия должна пробуждать у детей ненависть к угнетателям, формировать высокие нравственные качества, воспитывать человека-гражданина. Вместе с тем, создавая свои произведения в такое время, когда основной была задача воспитать человека нового общества, привить юным гражданам чувство любви к социалистической Родине, Маяковский следовал в своем творчестве и традициям М. Горького. Ведь именно Горький на протяжении всей своей жизни заботился о воспитании нравственной красоты советского человека, о формировании всесторонне развитой, гармонической личности, воспитании настоящей любви к труду, к человеку труда. Горький боролся за то, чтобы ребенку с самых ранних лет прививали чувства коллективизма, интернационализма, патриотизма.

45. Жанрово-тематическое многообразие стихов С. Маршака для детей.

Детство нескольких поколений невозможно представить без творчества Самуила Маршака, без его поэм, стихов, песен, лимериков, загадок и считалок, мудрых и озорных пьес, великолепных переводов английских и шотландских баллад, эпиграмм и сонетов. Такие стихи Маршака, как Детки в клетке (1923), Вот какой рассеянный (1924), Сказка о глупом мышонке,Веселая азбука(1925), Багаж знал наизусть практически каждый малыш. Ребята постарше с восторгом декламировали знаменитую Почту и Мистера Твистера. Праздником для детей стали пьесы Маршака: Теремок (1925) и Кошкин дом для самых маленьких, лирическая мудрая сказка Двенадцать месяцев (1943), искрящаяся юмором комедия-притча Горя бояться – счастья не видать (1959), философская пьеса «для детей среднего и старшего школьного возраста» Умные вещи (1962).

Уже в 20-е годы выходят многие новаторские по пафосу и форме сказки: «Теремок», «Кошкин дом», «Горя бояться — счастья не видать», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Угомон», «Тихая сказка» и др. Все они — сугубо маршаков-ское поэтическое преломление народных мотивов, эстетики, нравственности, испокон века утверждаемых фольклором: мотивы радости бытия, соучастия, доброты и одновременно ироническое или юмористическое разоблачение глупости и злонамеренности, черствости и эгоизма.

А его детские сказки 20—30-х годов согреты философской мудростью, обращены к тому, что составляет душу и фундамент нравственности, духовного равновесия человека во все времена и на всех возрастных этапах развития личности. На чем было крайне актуально остановить внимание ребенка в те годы. Видимо, с этим связано то, что, обратившись к детям, Маршак оттачивает уже в 20-е годы не только форму литературной сказки, но и малых форм фольклора: частушки, пословицы, поговорки. Пишет рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады: «Откуда стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Дворец на Фонтанке», «Вчера и сегодня», «Как рубанок сделал рубанок», «Война с Днепром», «Пожар» и многое другое. Создает сатирический памфлет «Мистер Твистер», стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк».

Его сказка — нередко «не сказка», а быль, не случайно сопрягающаяся с небылицей. Его поэзия — не информация о делах, о событиях, но их философия. В его произведениях неделимы познавательная и эстетическая, воспитательная ценности. Поэтому ошибочно подвергать теперь сомнению ценность, скажем, «Войны с Днепром».

Читайте также:  Анализ воспитания детей дошкольного возраста

За скромной фабулой «Почты» тоже нельзя не почувствовать глубочайшее уважение к честно выполняемому делу. В поэме соединяется одухотворенная вещь (письмо) с образом внешне незаметного труженика-героя, почтальона, независимо от того, зовут ли его Смит или Базилио, или он родной лениградский почтальон. Интригует фабула поэмы «Пожар». Ребенок напряженно следит за каждым шагом парня по карнизу. Но и здесь главное — пафос, эстетика героизма, к которому «каждый готов». Как в лирике, здесь героическое личностно.

Талант Маршака раскрывает «секреты», «особую сложность и трудность искусства детской поэзии», если ее рассматривать не как «прикладную отрасль» высокого искусства слова, а в одном ряду с ним. Маршак рано увидел, понял, почувствовал и учел в своем творчестве, что читатель детской книги умеет ценить истинность прекрасного. Он особо чуток, неподкупен в отношении малейшей фальши, натянутости и упрощенности. Ребенок свободен от многих условностей восприятия взрослого человека. С.Я. Маршак показал, что детская поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими «изначальными достоинствами ясности, существенной занимательности содержания и непринужденной энергии, естественной, как дыхание, мерности и «незаметности» формы», — обоснованно утверждает поэт в уже названной статье.

источник

Роль поэзии В.В. Маяковского в детской литературе. Тематика произведений. Художественная и педагогическая ценность

(на примере произведений)

В.В. Маяковский (1893 — 1930), один из крупнейших поэтов русского авангарда, отдал революции, ее «атакующему классу» весь запас своих творческих сил. Значительная часть творческого пути Маяковского была связана с течением кубофутуризма, для которого характерны отказ от всего предыдущего опыта поэзии, строительство новой культуры как основы будущей цивилизации. Кубофутуристы называли себя будетлянами, т.е. людьми будущего.

В поэзии авангарда есть много общего с детским сознанием, понимающим мир как свою собственность. Лирический герой Маяковского смотрит на огромный мир не снизу вверх, а сверху вниз, как некий всемирный великан. При этом мысль поэта сосредоточена на сегодняшней жизни, прокладывающей дорогу к светлому будущему; прошлое его почти не занимает. Метафоры, гиперболы, непривычные рифмы и прочие сильные средства выразительности нужны поэту для того, чтобы стягивать весь мир к человеку, убеждая его верить в свои беспредельные силы и в свое будущее.

Поэт обратился к творчеству для детей, рассматривая его как составную часть обшей программы строительства социализма и формирования социалистической культуры. В 1918 году поэт намеревался выпустить книжку «Для детков», составленную из стихотворений «Сказка о красной шапочке», «Военно-морская любовь» и «Тучкины штучки» (1917—1918). Лишь последнее из них можно признать «детским»:

от первой до третьей — люди,

«Тучкины штучки» — стихотворение-игра. В нем обычное детское фантазирование при взгляде на небо выражается при помощи характерных для стиля Маяковского приемов: неожиданные метафоры-сравнения (солнце — желтый жираф), нетрадиционные рифмы, обновляющие слово (шестая ли — растаяли), неологизмы, рождающие новый образ (в небо синем лоне). Один из ключевых в поэзии Маяковского образов-символов — небо — благодаря поэтической игре делается близким и понятным; это именно детское небо, просторное, полное света и движения.

Освоение детской темы Маяковский начал с жанра стихотворной сказки. В 1923 году он создал «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Это сатирическая сказка-памфлет с нескрываемой агитационно-пропагандистской тенденцией. Жадность Пети и его родителей — самый ужасный порок, с позиций детской этики, поэтому лозунг «Люби бедняков, богатых круши!» оказывается по-детски справедливым.

Нельзя отказать «Сказке о Пете. » в художественном новаторстве. Поэт использовал в ней целый арсенал мощных метафор, ярких неологизмов, сложных рифм, разнообразных ритмических средств. Любой фрагмент отличается сложной техникой стиха, что свидетельствует не только о вдохновении, но и о большом труде автора.

Выбрав стихотворный размер детской считалки, поэт, вероятно, исходил из того, что эта форма подходит больше всего для легкого усвоения сложных понятий. Мастерство поэта сказывается в том, что веселый считалочный размер оказывается пригодным для выражения самых разнообразных мыслей и эмоций, например горькой обиды: «Омочив слезами садик, сел щенок на битый задик. » Считалка может превратиться в скороговорку для того, чтобы ребенок, выговаривая ее, мог лучше запомнить трудное слово «пролетарий»: «Птицы с песней пролетали, пели: «Сима — пролетарий!»»

В сказке множество гипербол, да и сюжет ее гиперболичен. Лопнувший буржуй Петя — это сюжетно реализованная гипербола «лопнуть от обжорства». Более детской по духу выглядит гипербола идеальных качеств отца Симы — кузнеца: «Папа — сильный, на заводе с молотками дружбу водит. Он в любую из минут подымает пальцем пуд».

Маяковский «брал уроки» у тех поэтов, которые уже получили признание как новые детские сказочники-стихотворцы, — Чуковского (его «Крокодил» легко угадывается в «Сказке о Пете. »), Маршака (к примеру, стихотворение «Пожар»), равно как и они многому учились у Маяковского.

Язык сказки сочетает в себе публицистический, агитационный стиль и живой, разговорный, «шершавый», язык улицы со словечками вроде морда, лопал, невтерпеж.

Несмотря на собственные ошибки и внешние трудности. Маяковский продолжал целенаправленную работу по созданию такой поэзии, которая вводила бы детей в большой мир борьбы и труда, объясняла бы им азы социализма.

Книжка «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925), пожалуй, самая удачная из всего написанного Маяковским для детей. Если в «Сказке о Пете. » он объяснял на наглядных примерах значения нерусских слов пролетарий, буржуй, то в этом стихотворении он вернулся на ту ступень, с которой следовало бы начать: хорошо и плохо — вот два главных отвлеченных понятия, необходимых для первичной социализации ребенка.

Принцип контраста, является стержнем композиции стихов и рисунков. Это произведение построено как цепь миниатюр; каждая из них в четырех строчках представляет отдельного персонажа, свое действие и свой очевидный вывод. Маяковский, незаурядный художник, задумал эту книжку именно как единство текста и картинок. Дидактические примеры подтверждаются соответствующими рисунками на сюжеты из жизни детей. «Хорошо» и «плохо» последовательно показываются с разных сторон, и в конце концов содержание этих понятий раскрывается достаточно глубоко и полно.

Лирический герой здесь — сам поэт; он ведет диалог с «крошкой-сыном» о том, что важно для них обоих.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 2377 | Нарушение авторских прав

источник

Веселые сказки в стихах как основной жанр творчества к.и.чуковского для детей

Творчество детского поэта чуковского привлекательно для миллионов мам и малышей своей близостью к народному творчеству. Фольклорное начало его стихов сказывается и в их ритмической основе, и в прибуаточной, частушечной стилистике, в деталях и приемах.

Специфика восприятия малышами литературного творчества в том, что литературные произведения как будто бы создаются сейчас — в момент маминого общения с ребенком. Это не книжку мама читает — она играет, забавно что-то изображает, творит. Стихи и сказки чуковского не только легко запоминаются, ярко и самобытно звучат с голоса, но и добродушны, готовы к различного вида заменам, подменам и допридумываниям, фантастическим образом разбегаются на цитаты, которыми малыш вслед за мамой начинает щедро украшать свою речь.

Настоящее художественное произведение для малыша и его мамы — это благодатный материал для творчества: гибкий, легко варьирующийся и «подгоняющийся под ситуацию».

Волшебным образом творения корнея ивановича попадают в детскую эмоцию: и ритмически, и лирически. Этому способствуют обаятельные образы мальчиков и девочек: танечка и ванечка, мальчишка-повествователь из сказки «мойдодыр» или героиня стихотворений чуковского мурочка.

Попадание в детское мировосприятие обеспечено особым взглядом на мир — немножко «из-под стола». Образы, герои, характеры и их речевое воплощение, лексика полностью соответствуют ребячьему речевому опыту.

Сказки чуковского образуют свой особый мир, населенный удобными для запоминания фразочками («как у наших у ворот»), понятными, но не примитивными (!) Героями, совершенно привычными событиями (звонит телефон, глянул в окно, ехали на велосипеде, по аллее проходил).

Многообразие этого сказочного животного мира (здесь есть и кенгуру, и воробей, и крокодил, бегемот и гиппопотам, слон и слониха, ослы, козлы, бараны, летучие мыши, газели, зайчатки, свинья, быки и носороги), сочетается с одновременным единообразием — из сказки в сказку кочуют веселая и любящая потанцевать слониха-щеголиха, музыканты — бараны, крокодил, наделенный очень непростым характером.

Сочетание познавательного мира с поэтическим видением мира в стихотворении с.я. Маршака «круглый год»

Форма цикла очень удобна для малышей, особенно в пейзажных стихах. Детям трудно воспринять разворачивающуюся в нескольких строфах одноплановую картину, особенно когда в ней мало движения, действия, а это часто свойственно изображениям пейзажа. Ни малейшей статичности нет в цикле маршака «круглый год» — двенадцати стихотворениях о двенадцати месяцах.

Эти стихи не узко пейзажны: в них присутствует человек и его работа, связанная с природой. Все полно движения, звуков, красок. В каждом коротком стихотворении кто-нибудь бежит, мчится, летит, трудится, что-нибудь звенит, ворчит, воет, капает. Бегут ручьи, дым идет столбом, вьется поземка, солнечный зайчик бегает по карте. И только «октябрь» тих — осень, замолкает природа.

А перед ним сентябрь — «мчатся птицы за моря, и открылась школа», а за ним праздничный ноябрь, окрашенный в цвет революции, — «красный день календаря», «вьются флаги у ворот, пламенем пылая», «и летит мой красный шар прямо к небосводу».

У каждого месяца своя тема, иногда пейзажная, а чаще связанная с работой:

Смена впечатлений идет не только от месяца к месяцу, но и внутри каждого стихотворения.

Весь цикл, разнообразный по темам изображения, по ритмам, по настроению, лиричнее «круглого года». Маршак заставляет читателя пристально и неторопливо всматриваться в каждую деталь рисунка, сделанного художником, и картины, выполненной поэтом. А детали сливаются в изображение с очень отчетливой эмоциональной окраской.

В.в.маяковский. Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

Влади́мир влади́мирович маяко́вский (7 июля 1893, багдади, кутаисская губерния — 14 апреля 1930, москва) — русский советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «леф» («левый фронт»), «новый леф».

Творчество в.в. Маяковского можно условно разделить на два периода: дореволюционный (1912-1917), и послеоктябрьский (1917-1930). Начало его пути в литературе было связано с группой кубофутуристов, утверждающих в своем творчестве, революционность форм, отказ от поэтических традиций, свободу искусства от содержания и идей.

К 1928 году относятся такие стихи маяковского для детей, кик «майская песенка» и «кем быть?». «майская песенка» доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «майской песенке» (1928) добивается того, что стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что маяковский строит его как развернутое сравнение. Май — это весна, это «зеленые листики — и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому ребенку становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге — огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму.

Его перу принадлежат «песня-молния» (1929), «возьмем винтовки новые…» (1927), «чешский пионер» (1928), «товарищу подростку», «про школу и про учение», киносценарий «дети» и др. Богат и своеобразен язык детских стихов по особенности поэзии маяковского обогащению словаря ребенка, расширению его представлений о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность стихов маяковского — их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических образов. Отсюда — гармоническое единство слова и рисунка в стихах для детей, что также связано с особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов маяковского — они играют большую роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос («что такое хорошо и что такое плохо», или формулировка основной мысли стихотворения («история власа, лентяя и лоботряса»), или сжатая формулировка темы («гуляем»). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Сказки маяковского («сказка о пете, толстом ребенке…», «история власа…» и др.) Очень близки к народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок («сказка о пете, толстом ребенке…»), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

Роль маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные белинским и некрасовым.

«сказка о пете, толстом ребенке, и о симе, который тонкий» — первая из детских книжек поэта.

Анализ «что такое хорошо и что такое плохо»

Стихотворение «что такое хорошо и что такое и что такое плохо» (1925) носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет помочь ребенку научиться правильно себя вести, определить свое отношение к окружающей действительности. Эта задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная мораль дошла до слушателя, не оттолкнув его. Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Прежде всего поэт тщательно продумывает начало стихотворения. Малыша необходимо увлечь, захватить рассказом сразу же, с первых строк. С этой целью маяковский использует несколько необычный для него прием — вести разговор с детьми он препоручает одному папе, к которому якобы обратился сын-кроха с вопросом: «что такое хорошо и что такое плохо?». Тщательно «шлифует» поэт первую строфу стихотворения. В первом варианте было: «если с неба дождик льет, ветер мчит со вздохом…», но такое начало не удовлетворяет его, потому что малышу вряд ли будет понятно, почему дождь и ветер вредны для прогулки. Неудачна и сама фраза «если с неба дождик льет», так как ребенок знает, откуда-то из другого места дождь не пойдет. Поэтому поэт заменяет дождь градом («сверху град загрохал»), но и здесь повторяется та же ошибка: «сверху град загрохал». Маяковский вновь меняет звучание фразы:

Теперь мысль конкретна, ясна, но в печатный вариант вносится еще одно изменение в концовку строфы: «…это вот для прогулок плохо». Использование аллитерации («если ветер крыши рвет, если град загрохал») позволяет маяковскому сделать поэтическую картину выразительнее (это особенно важно, так как стихотворение воспринимается детьми на слух). Такая тщательная «отделка» каждого стиха необходима поэту еще и потому, что в этой строфе он уже делает первый шаг к раскрытию трудного, отвлеченного для ребенка понятия — о том, «что такое плохо». И дальше маяковский стремится к тому, чтобы предельно сблизить отвлеченные понятия морали с конкретными явлениями и предметами, взятыми из имеющегося у детей жизненного опыта. Например:

Читайте также:  Анализ волос на микроэлементы детей

* от вороны карапуз убежал, заохав.

* этот, хоть и сам с вершок, спорит с грозной птицей.

* храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.

По такому же пути идет поэт, сопоставляя и другие нравственные понятия: мальчику-грязнуле противопоставляется мальчик, любящий чистоту, драчуну — мальчик, защищающий слабых. И опять-таки все художественные детали в стихотворении- это опоэтизированные вещи, игрушки детей: «книжица и мячик», валенки и галоши и т. Д. Вот эта постоянная ориентация читателя на то, что все, о чем говорится в стихотворении, в «жизни пригодится», делает его заключительную часть убедительной и доступной пониманию дошкольника:

Легко заметить, что эмоциональная окраска концовки стихотворения преображается, спокойная, повествовательная манера рассказчика сменяется приподнятым обращением к слушателю, обобщенность которого усиливается введением местоимений «каждый», «любой», глаголов повелительного наклонения «помни», «знай». В той же эмоциональной окраске дается и ответ сына:

* «буду делать хорошо, и не буду — плохо».

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

источник

Маяковский адресовал детям более 20 произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что ни страница, то слон и львица» — «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Кем быть?», «Майская песня»»

Значительная часть творч. М. – постоянно устремлять в будущее. В этом смысле детская поэзия стала продолжением взрослой. К творч. д/детей М. возвратился вскоре после революции и рассматривал его как составную часть программы строительства социализма и формирования соц. программы.

1918 – М. намеревался выпустить кн. «Д/Детков» из 3-х стих-й. 1 из них – «Тучки-летучки» — стих-игра (неологичны, неожиданные метафоры). Позже М. в стих. «Сказка о Пете…» исполняет открытую революционную направленность. Сюжет построен на противопоставлении Симы Пете. Вокруг каждого из персонажей свой мир: мир С. – светлый, добрый; П. и его родные — темный, злой (даже фамилия – Буржуйчиковы). При создании образов Буржуйчиковых М. использует сатирич. гротеск. В образе Симы и его отца подчерк. любовь к труду. Кажд. глава им. свою полит. окрашен. концовку.

Стремление М. создавать новую поэзию для детей натыкалась на непонимание, а порой и враждебность критиков НарКомПроса. Если судить объективно, то эта сказка им. свои недостатки (м. внушить ребенку мысль, что все толстые – плохие, а худые – хор., что не педагогично; неправдоподобна сцена из реал. жизни, к/д Петя умер от обжорства). Но вместе с тем, произв. им. сказоч. элем-ты, много сложных рифм, язык сочетает публиц. и уличн. лексику, полит. слова легко запомин. детьми. М. стремится создать такую ДЛ, чтобы она разъясняла им азы социализма, помогала понимать соврем. жизнь.

1925 – «Что такое хорошо и что такое плохо» . В стих. раскрылись 2 жизненных критерия, дающих ребенку ориентиры в мире, в кот. он живет. Композиционно построено как цепь миниатюр, форма – дидакт. наставление. М. нашел новые приемы д/создания беседы-поучения.

2) отец не т/к дает оценку явл-й, но и эмоц. реагирует на все;

3) единство т-та и илл-й – эта беседа-поучение приобретает нов. кач-ва.

Речь внятная и понятная ребенку.

1925 – «Гуляем». Стих. учит различать «хор.» и «плохо» в окр. мире. Т/ж использ. прием совмещения т-та и рис.

— «Что не страница, то слон и львица». Можно назвать этот жанр, как стих. Подпись к рис. Эти стихи полны тонкого юмора.

— «Эта книжечка моя про меня и про маяк» — детск. воспомин. М.

1928 – «Кем быть?». Снова использ. форма серии миниатюр, связ с 1 темой – выбор профессии. Написано от имени ребенка. М. не просто рассказывает о проф., но создает образ каждой. Использ. резкие смены ритма, необыч. рифмы. М. понимал, что малыши и школьники требуют разных книг.

Поэзия М. давала и дает пищу воображ. юных читат. разн. возрастов.

С. Я. Маршак (1887-1964)

Его творч. многогранно, как и его личность. Он и поэт-лирик, и переводчик, и сатирик, и теоретик, и критик, и исследователь проблем чтения ребенка, и практич. педагог, и эстетик, и лит. ред-р. Поэт. талант его развился рано. Его познакомили с Горьким, и в его семье М. прожил 2 г.

1922 – переезжает в Ленингр.Вместе с ученым-фольклористом О. Катицей руководит студией молодых писат. Созд. альманах «Новый Робинзон».

1924 – доклад «О большой лит. д/маленьких» на 1-м всесоюзном съезде.

В 20-е гг. выходят многие сказки М., новаторские по пафосу и форме. Предст. собой преломление народ. мотивов, эстетики, нравств. Сказки наполнены философ. мудростью, радостью бытия, добротой и одноврем. — ироническим разоблач. плохого.

1-й этап вхождения М. в ДЛ — драматургия (пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка»). 1-е пьесы родились из фолькл. и напоминали игры. Сюжеты просты, но разработ. с изяществом и юмором. Реплики и монологи немногословны, но выразительны. Особенности:

— непрерывность хода действ.

Далее -> сложные произв.: «12 месяцев», «Умные вещи», «Горя бояться – счастья не видать».

За основу пьесы «Терем-теремок» (1940) взяты известн. народная сказка. М. ввел в нее драматург. конфликт добра и зла, придал образам выпуклость, некот. героев добавил, некот. – убрал. Написана стихами с чередованием прозаич. репликами.

«Кошкин дом» — своего рода дет. бытовая драма. Родилась из 4-строчной считалочки. Театрал. сценку М. сделал более развернутой, объяснил предыд. события, дал развязку конфликта. В послед. редакции ввел многозвучный хор в начале и в конце.

«12 мес.» (1943) – напис. по мотивам нар. сказок о падчерице и злой мачехе. По жанр. особ. – это лирич. комедия со сказоч. фантаст. мотивами. Сатир. мотивы связ. с образами королевы, мачехи, дочки. В центре – сатир. конфликт м/у ними (далекими от природы) и силами прир., воплощ. в 12 мес. 2 конфл. – соц-й (м\у мачехой и падчерицей).

— «Детки в клетке»; «Сказки об умном и глупом мышонке»; «Багаж»; «Пожар», «Почта».

Сюжеты и темы стих-й М. даже д/3-х и 4-летних детей всегда остры и современны. Особ-ть дет. поэзии М. – постоянное безостанов. движение. В них вокруг детей едут, бегут, ходят люди, вещи. В ходе этого движ. обяз. что-то совершается (стих. «Вот какой рассеянный с ул. Бассейной»).

В стих. М. динамична кажд. строка, ритм упругий, отчетливо кажд. слово. Больш. внимание уделял М композиции стих.: у него стих., не теряя своей целостности, разбив. на ряд маленьких.

М. писал целые рассказы, повести, в стихах, баллады. Их отличает зримость деталей , достоверн. образов и точное указ. на корд. действ. Кажд. поворот сюжета сопровожд. изменением стихотворного ритма. Обогащает повествование стиховая инструментовка (музыкаль-ть).

Воспит. чувство юмора «Багаж», «Сказка о гл. мыш.», «Вот какой рассеянный…». Смех в стихах разн.: добрый, иронич., веселый и грустн., ободряющий или разоблачит. Но смех у него не самоцель, а способ развития творч. мышления у реб-ка.

В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцвет. книга», «Веселые путеш-я от А до Я» особым образом дана познават. информ.: она раствор. в лирич. окружении. Поэт оч. тщательно обраб. поэт. форму, избегал прил., следил, ч/б слова не сливались.

«Детки в клетке»: смысловой акцент перенесен с самих животн. на их восприятие лирич. героем. К юмору примеш. печаль, сочувств., иронич. сочувств. Особая заслуга М. – создание публикаций поэзии д/дет. (темы труда и гражд. воспит.). Ему принадл. и 1-й полит. памфлет д/дошк. – «Мистер Твистер». Благод. М. достоянием рускояз. ребенка стала заруб. поэзия и пр-я поэтов Сов. респ. 1952 – перев. Джани Родари.

М. т/ж был ред-ром ДЛ и наставником молодых литераторов. М. и др. ред-ры Детиздата пр. всего ценили хорош. вкус, умение отлич. настоящую ДЛ от псевдолит. Выражение М. «большая лит. д/маленьких» стало крылатым.

К. И. Чуковский (1882-1969)

Н. В. Корнейчуков вместе с Маяк. и Марш. стал основоположником сов. ДЛ. Он т/ж многогранная личность. Он был незаконорожд. сыном крестьянки и студента и был изгнан из гимназии, но, сдав экстерном экзам. на отл. за курс гимназии, он самостоят. овладел англ. языком и стал первым переводчиком американского поэта У. Уитмена (далее биография – в книге). Был ученый литературовед, критик, поэт, публицист, переводчик, теоретик худ. перевода.

1909 — 1-ая статья о детях «Спасите детей».

1911 – «Мат-лы о детских т-ах».

Одновременно Ч. начинает изучать развитие русск. яз. и параллельно развитие детск. речи и словотворчества детей. Начало творч. д/дет. — стих. сказки.

1917 – «Крокодил». В основе сказки лежит тема любви к животн. Но содержание выходит за рамки 1 темы. Это был резкий и откровен. вызов слащавым детским виршам. При создании дет. сказок Ч. помогало знание русск. класс. поэзии и устного нар. творч.

Стих. сказки Ч. м. назв. поэмами д/дет. Они понятны детям, и в то же время – это наст. стихи. Дети сразу приняли сказки Ч., охотно заучивали их, декламировали. Уже первым своим творч. опытом Ч. заявил о себе как о создателе оригинальн. поэзии д/дет., поэзии радостной, звонкой, веселой.

Статья в газ. «Речь» под назв. «О дет. языке» не нашла отклика у читат., но Ч. продолжил наблюд. за детьми. Серия очерков в «Красной газ» (Ленингр.) вылилась в кн. «Маленькие дети» (1928), а еще ч/з неск. лет – кн. «От 2-х до 5-и». Это фундаментальный труд о ребенке, о его психике, об усвоении им окр. мира, о его огромн. творч. возможностях. Ч. писал кн. более 60 лет. Он полагал, что им. в возрасте от 2-х до 5-и лет любой ребенок соверш. подвиг: всего за 3 года осваивает богатства русск. языка. Причем осваивает не как зубрила, а творчески.

1 из любимых дет. сказок «Путаница» целиком построена на перевертышах, любимых детьми. Перевертыш – это веселая игра и поэтому он полезен д/ разв. ребенка.

От изд. к изд. Ч. улучш. свою книгу., доп. ее новыми открытиями. Постепенно Ч. выясн., что пик поэт. одаренности приход. на 3 года — это самое благоприят. время д/воспит. детей. Огромн. материал, собран. Ч., позволил ему дополнить кн. новой главой, посвящ. дет поэтам («Заповеди дет. поэтам»), где обобщил свой опыт и опыт своих собратьев по перу. Всего 12 заповедей (1— стихи д. б. графичны, поэт д. мыслить рис.; 2— наибыстрейшая смена образов; 3— поэт-рисовальщик д. б. поэтом-певцом; 4—подвижность и переменчивость ритма; 5— повышенная музыкальность поэт. речи (пупс взбешен); 6—смежные рифмы; 7— слова с рифмами д. б. носителями смысла фразы; 8— кажд. стих — законченное синтакс. целое; 9— не загромождать стихи прилагательными; 10— преобладает хорей; 11—стихи – игра; 12— поэзия д\маленьких д. б. и д\взрослых поэзией; 13— приспособлять реб-ка к себе).

Незадолго до смерти в статье «Признания сказочника» Ч. сформулировал еще 1 заповедь: «Писатель д/малых детей непременно д. б. счастлив. Счастл. как и те, д/кот. он творит».

А. Барто (1906-1981)

Она талантл. уникальн. поэт со своим стилем. В ее сатир. стихах заметно влияние Маяк., у кот. она учил. искусству создания новых форм, смело использ. ассонансные составные, свободно меняла размер в строфе. Б. предпочит. прямо говорить с читателем на воспит. темы.

Ей принадл. задумка кн. на тему «Общ. поведение ребенка». Сатира у Б. всегда приглушается мягкой лирич. интонацией, поэтому назв. ее стихи чистой сатирой или публицистикой трудно.

1-е удачные стих-я Б. написала в сер. 20-х гг. «Китайчонок Ван-Ли», «Мишка-воришка», «Пионер», «Братишка», «1 Мая». Их тематика отражает новые интересы дет., поэтому они были оч. популяр. у дет. и их родителей. Чаще всего в произв. Б. лирич. героем выступ. конкр. ребенок и психол. портрет прорисован четко. Главное в изображении детей и общее у них – это их реализм, причем не внешн., а внутр. правда образа. И в то же время в ее поэт. дет. портретах живая индивидуальность обобщена до легко узнав. типов. Множество стихотв. назв. именами дет. Стихи Б. обычно им. форму лирической миниатюры. Им. такая форма принесла Б. славу классика дет. поэзии. Такую форму им. цикл «Игрушки», стих. «Фонарик», «Машенька», «Машенька растет». Сюжеты стих. завершены в пределах оч. небольш. кол-ва строчек (в пределах 4 строк), но в них есть завязка, развязка, конкр. факты, и морально-нравст. обобщения. Эти стихи выраж. естеств. нравст. чув-во, кот. формируется не по научению взрослых, а самим общением с любимыми игрушками.

Б. ввела в стихи нового лирич. героя – Малыша, погруженного в свой дух. мир.

Стилистически стихи воспроизводят особенности дет. синтаксиса и дет. речи. В кажд. строке простое предлож. Нет игры слов или использ. слов в переносн. знач. Такая речевая строгость соответствует характерной д/малышей правильности речи. Часто Б. использ. составные рифмы (лапу — на пол, плачет — мячик), но они легко запомин. и восприн. дет. Они с удов. заучив. и декламир. эти стихи.

Б. интересовала психология детей в важн. моменты жизни, н-р, к/д появл. младший брат или сестра (цикл «Младший брат»).

В предвоен. годы Б. создает образ сов. детей: счастья, здоровья и антифашизма. В кн. «Березка», «Дом переехал» развиваются мотивы мирного труда и отдыха. Стихи Б. д/млад. и ср. школьн. обнаруживают 2 тенденции: публицистика и сатира; лирика. Цикл стихов «Уральцы бьются здорово».

Произв. Б. воен. лет свойственно:

Послевоен. творч. Б. более лирично. В поэме о дет. доме «Звенигород» зазвуч. новая тема – тема защиты детей от бед взросл. мира. Б. полаг., что политика д. стать одной из важных тем дет. поэзии. Поэтому во мн. ее пр-х звуч. обращение дет. к Сталину.

50-60-е гг. – поэт. мир Б. усложнился. Сатира уступила место мягкому юмору. Одним из ведущих жанров станов. лирич. зарисовка.

Поэзия д/подростк. – новое поэт. пространство Б.

70-е гг. – сборники «Думай-думай», «Подростки — подростки». В этих стихах Б. отразила весь школьн. мир глазами дет.

Б. – переводчик дет. поэзии. Собирала стихи писат. разн. стран.

Сборник «Переводы с детск.» (1976) отразил богатство дух. жизни дет. разных стран и народов, общность их интересов. Илл. в этом сб-ке — рис. сов. детей.

1976 – кн. «Записки дет. поэта» — подвела итог своим размышлениям. Наряду с кн. Чук. «От 2-х до 5-и» она составл. фонд лит. о дет. книге, формулир. худ. заповеди д/дет. поэтов.

А. Н. Толстой (1883-1943)

В 1920 г. в эмиграции он написал автобиограф. дет. произведение-повесть «Детство Никиты», предназн. детям эмигрантов. Память о родине и детстве – ведущая тема повести. Повесть была д/ Толстого сп-бом мгновенно вернуться на родину. Она реалистична, но в ней много места остается фантазии. Постоянное предчувствие счастья – в этом состоит сказка детства. В этой повести Т. мастерски рис. пейзажи, портреты, натюрморты. Точность этих зарисовок была важна д/ Т., чтобы реализовать свой замысел, показать, как родина входит в сознание чел-ка. Это прошло незаметно ч/з 1000 подробностей. Т. показал, как формируется чувство родины как чув-во самого себя. Т. серьезно интерес. лит-рой д/дет. и хотел видеть в ней большую лит. Дет. кн., полагал Т., д. б. доброй, учить благородству и честности. Эти принципы лежат в основе его знаменитой сказки «Золотой ключик», кот. основ. на сказке К. Коллоди «Приключения Пиннокио…». Сказка Т. отл. от сказки Коллоди ироничным отношением ко всяким нравоучениям. Пиннокио в награду за то, что он стал послушным, автор превращ. в обычн. чела, а Буратино это ни к чему. Полож. и отриц. герои сказки обрисованы как яркие личности, их хар-ры четко выписаны, это куклы, но ведут они себя как люди. Добро и зло четко разделены. Непримиримый конфликт м/у героями разреш. легко и весело. Сюжет разв. стремительно. Легкая изящн. ирон. сказка стала любимой д/дет.

Читайте также:  Анализ воспитателем о адаптации детей

После 30 гг. Т. возвращ. к русск. сказкам. Выпустил 1 том в 1940 г. (51 ск-ка). Почти все ск-ки о животных («Колобок», «Репка», «Теремок», «Петушок, золотой гребешок»). Т. стремился к доступности ск-к дет., поэт. нар. стиль в них передается гл. образом в синтаксисе. Диалектичные и архаичн. слова заменял на соврем., сократил повторы, цветистость, усилил действие добавлением глаголов и убирал все то, что мешало этому действ.

А. П. Гайдар (1904-1943)

Аркадий Петрович Гайдар – новый д/дет. лит. тип писателя. Он выделился прежде всего своей героич. биографией. В 13 лет он активно помог. большев-м, в 14 – фронт, 17 – красный командир полка. Собирался стать воен., но из-за тяжел. контузии вынужд. был демобилизов. Почти сразу после этого стал дет. пис. Он бесед. с детьми на взросл. темы: о защите родины, о врагах, о подвигах и бесстрашии.

Ему был 21 г., когда вышел его 1-й рассказ «РВС». Этот рассказ посвящ. теме гражд. войны, и уже в нем проявился основной идейно-эстет. принцип писателя, его индивид. авторск. манера исследования жизни и хар-в. В центре внимания пис-ля – подростки, приним. участие в гражд. войне. В расск. воплот. новое д/дет. лит. видение событий гражд. войны: в единстве реалист. и романт. начал. Г. был убежден в неповторимости и необыкновенности времени, о кот. пишет. Романтизируется сама атмосфера революц-ти. Прекрасное знание дет. помогло Г. создать психол. достоверное пр-е. Сюжет расск. динамичен, драматически напряжен. Герой Г. отлич. больш. внутр. взрослостью и серьезностью. Это дети сознат. готовые заменить взросл. на трудовом и боевом посту.

Гл. интерес Г. сосредоточен на 2-х больш. темах: 1) Красная армия; 2) юное поколение.

Дети в его произв. растут будущ. отцами и д/них оч. важен пример отцов. Г. хорошо чувствов. своего героя, читателя. Его рассказы («Поход», «Маруся», «Совесть»), адресов. д/дошкольн., отл. простыми сюжетом и фабулой, дет. углом зрения. Герои всегда акт. действ. и размышл. Потребн. ощущать себя взрослым далеко не всегда соотв. действительной потребн. ребенка, но ее м. проявить в игре. Такие дети и стали героями повести «Тимур и его ком.» (1940). По всей стране создавались такие ком-ды. Возникло Тимур. движение. В этой игре участвовали дети воен. и послевоен. поры. Данная повесть – настоящ. образец лит. классики, способный оказать больш. воспит. воздействие на чит-ля.

Тема родины звучит в кажд. произв. Г., но звучит не напыщ., а естеств.

Расск. «Чук и Гек» — в нем есть все, чтобы увлечь ребенка, открыть ему мир, внушить высокие нравств. представл., и делается это естеств., ненавязчиво. Здесь есть и занимат. загадочность, и напряженность неизвестного, и светлый юмор, и авторские лирич. добрые интонации, и прозрачн. чистый добрый язык. Все события, все встречи, эпизоды даны в эмоц. восприятии Чука и Гека.

Расск. «Голубая чашка» уникален тем, что в нем впервые в лит-ре 20-го в. д/дет. применена лирич. интонация д/выраж. симпатии и антипатии не так, как м/у детьми, но и любви родителей. Сюжет не замысловат. 2 сюжетные линии: 1)путеш. отца и дочери Светланы; 2) тема взросл., о разладе семьи, об обиде, о ревности и о победе любви. Обе эти линии объединены в образ Светланы.

Г. подлинный мастер. Он так умело выстраивает сюжет, в нем не присут. ни 1 свободного мотива, ни одной ни о чем не говорящей детали. Финал – это всегда оптимистическое завершение повествования.

Ч/з все творчество писателя проходит тема формир. нового чела. Он решал проблему воспит., выявлял активное начало в душе ребенка и опираясь на заложенную в его душе доброту. Г. сумел решить важнейшую проблему создания положит. героя жизненно живого, современного.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

1. Общественно-политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе , который тонкий». 4

2. Образы детей в стихах. 7

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов. 8

4. Практическое задание. Рассказ о поэте, доступный восприятию старших дошкольников. 11

Произведения Маяковского для детей — крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств — вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

«Трудно назвать какие-либо еще произведения, в 20-х годах, равные его стихам по силе революционного воздействия на широкие массы детей, по силе влияния на развитие литературы для детей.

Сказка из современной жизни и пионерская песенка, политическая лирика и сатирические стихи, лирическая поэма, воспевающая труд и будни социалистического строительства, и рассказы в стихах (о животных, о путешествии, на этические темы), публицистический очерк и фельетон в стихах — вот далеко не полный перечень тем и жанров произведений издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961, стр. 5).

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г.; стихотворение было написано им за две недели до смерти.

Каждое новое стихотворение для детей было своеобразной декларацией поэта-новатора. Его «Детская» полюбилась маленьким читателям сразу. «Книжки его расхватывают как воду в знойный день. » — свидетельствовала «Вечерняя Москва» (1930, 15 июля).

Характерно, что в «Детской» наряду с героями произведений возникает и образ лирического героя — поэта. Он не только показывает, но и объясняет жизнь детям.

Его «Детская» — Лирическое познание жизни.

Дети — будущее страны. Ощущение стремительного движения жизни, жажда познания, деятельности, страстность чувств и мыслей — это главное, что характеризует детские стихи Маяковского. Ребенок чувствует себя в «Детской» хозяином. Он на равных с лирическим героем — поэтом. Он стремится подражать ему, поступать так же, как и лирический герой произведений. «Детская» — это многокрасочный, многозвучный мир, в котором «все работы хороши».

Для взрослых Маяковский написал «Хорошо!» и «Плохо» (под последним названием можно условно объединить всю его сатиру, включая пьесы «Клоп» и «Баня»), а для детей он пишет «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Когда В.В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван — «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах — будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню — в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Когда-то в одном из ранних стихотворений поэт бросил такую кощунственную фразу: “Я люблю смотреть, как умирают дети”.

Мы не знаем, о чём думал Маяковский, когда писал эти слова. Возможно, имелось в виду, что дети должны как можно скорее переставать быть детьми, вырастать, превращаться во взрослых.

1.Общественно–политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе , который тонкий».

Стихи Маяковского для детей — одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много — несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей? Одна из причин этого успеха в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей — он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них. Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 — и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя — отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

  • Петин папа и, как важный господин,
  • был преважным: в целом доме
  • в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы — «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное — «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

  • Полюбите, дети, труд — как написано тут. Защищайте
  • всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад — сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

источник