Меню Рубрики

Анализ романа отцы и дети презентация

Презентация используется на уроках литературы при изучении романа «Отцы и дети»

Можно выделить 3 этапа написания:

1860-1861г.-создание основного текста

1862г. «перепахивание романа»,внесение многочисленных поправок

1862г..февраль-сентябрь-подготовка романа к печати

История на страницах романа.

  • У власти Александр Второй.
  • Расцвет образованности и культуры.
  • Крепостной строй тормозит развитие страны.
  • В России развивается капита-листический строй
  • На арену политической борьбы выходят разночинцы.

  • Прямой
  • Переносный
  • Противостоя-

Смена поколений, отцы прередают опыт, дети принимают на-следство и переосмысли-вают его

ние двух сил, социальный конфликт либеральных дворян и разночинцев

Композиция романа- кольцевая

  • «ДЕТИ»
  • Е.В.Базаров
  • По сути «отцы», но подражают «детям»:
  • Аркадий
  • Ситников
  • Кукшина

Идейные споры «отцов» и «детей». Об отношении к дворянству, аристократии и её принципам

  • Павел Петрович
  • Аристократия-главная общественная сила
  • Аристократия дала свободу Англии
  • В А. сильно развито самоуважение и чувство собственного
  • Базаров
  • От аристократов нет никому пользы, сидят «сложа руки»
  • Доводы П.П. о свободе Англии весьма сомнительны.
  • Аристократы заботятся только о себе, живут за чужой счет
  • Павел Петрович
  • Русский народ патриархален, не может жить без религии.
  • Умиляется отста-лостью народа.
  • Употребляет много иностранных слов.

жество народа вызывают в нем

* Гордится тем, что сам из народа.

*Язык Базарова прост, употребляет много пословиц.

О взглядах на искусство, любовь, природу.

  • Павел Петрович
  • Признает старое искусство
  • Отрицательно относится к новым художникам.
  • Сам является жертвой роковой любви.
  • Базаров
  • Отрицает любовь и искусство.
  • Пушкина не знает,
  • Но отрицает.
  • Природу не отрицает, но видит в ней по-ле человеческой деятельности.

Принципы деятельности нигилистов

  • Нигилисты действуют из принципа полезности для общества.
  • Отрицают общественный строй, религию.
  • Не верят в реформы (в том числе и реформу 1861 года)
  • Не считают нужным строить на разрушенном.
  • Не имеют программы дальнейших действий.

  • Соответству-

3. Нигилизм-»голое отрицание

всего, логически не оправдан-

И непреклонные, основанные на

отрицании всего предшествующего

Опыта человеческой мысли, на

разрушении традиций и государст-

венных институтов. Философия

нигилизма не может быть пози-

тивной, так как отвергает все,

не предлагая ничего взамен…

Происходит это во все времена,

в переломные моменты. Как правило,

Это свойственно молодежи и быстро

  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)
  • Нигилизм-это убеждения,жесткие И непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего Опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и государст- венных институтов. Философия нигилизма не может быть пози- тивной, так как отвергает все, не предлагая ничего взамен… Происходит это во все времена, в переломные моменты. Как правило, Это свойственно молодежи и быстро проходит. (Британика)

Соответствуют ли взгляды Базарова принципам нигилизма?

  • Научные и философские взгляды:

1.«Есть науки, как есть ремесла, знания, а науки вообще не существует вовсе… Изучать отдельные личности не стоит труда.Все люди друг на друга похожи как телом так и душой; у каждого из нас есть мозг, селезенки, легкие одинаково устроены;

и так называемые моральные качества одни и те же у всех; небольшие видоизме-

нения ничего не значат. Достаточно одно-

го экземпляра, чтобы судить обо всех.

2.«…мы теперь над медициной вообще

смеемся и ни перед кем не преклоняемся».

3.»…я придерживаюсь отрицательного

направления в силу ошущения. Мне при-

ятно отрицать-мой мозг так устроен- и

баста! Отчего мне нравится химия?

Отчего ты любишь яблоки?-тоже в силу

Ощущения. Это все едино. Глубже этого

Люди никогда не проникнут.

  • «Русский человек только тем и хорош,

что сам о себе прескверного мнения».

  • «Аристократизм, либерализм, прогрес,подумаешь,

сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны.

  • «Мы увидали, что и умники наши,так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимамся вздором и пустяками, толкуем о каком-то искусстве, творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о хлебе насущном,когда грубейшее суеверие нас душит…

Эстетические взгляды Базарова

  • «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
  • «Природа не храм, а мастерская, и
  • «Рафаэль гроша медного не стоит».
  • «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».
  • «Я нахожу, что говорить красиво-неприлично.

«Третьего дня, я смотрю,он Пушкина читает…

  • Растолкуй ты ему, пожалуйста, что это никуда не годится… Дай ему что-нибудь дельное почитать».

источник

АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЯна Карабчевская

Презентация на тему: » АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО.» — Транскрипт:

1 АНАЛИЗ РОМАНА И.С.Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ»

2 План ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. СМЫСЛ ЕГО НАЗВАНИЯ. ЭПОХА И ХАРАКТЕРЫ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ». ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ.

3 Литература Маркович В. М. Человек в романах И.С. Тургенева. — Л., Маркович В.М. И.С..Тургенев и русский реалистический роман XIX века. — Л., Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М., Лебедев Ю.В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». — М., Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. — М., Манн Ю.В. Базаров и другие //Диалектика художественного образа. — М., Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий. — М., 1991.

4 В феврале 1862 года в журнале «Русский вестник» был опубликован четвертый роман Тургенева «Отцы и дети», в котором наиболее полно отразились общественно- политические взгляды писателя того времени.

5 «Отцы и дети» роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно- демократической, разночинной.

6 М.Е.Салтыков-Щедрин считал, что роман «Отцы и дети» — это плод общения Тургенева с «Современником». Характер Базарова был чужд писателю. Образ Базарова возник из наблюдений над разночинцами.

7 Роман-диалог Соотношение теории и практики. Общенациональное и общечеловеческое. Личность и история. Личность перед лицом вечности.

8 Нигилизм (от лат.- ничто) Точка зрения абсолютного отрицания. не связанного ни с какими положительными идеалами. Главное в мировоззрении Базарова – отрицание социального строя и тех, кто в любой форме считает его незыблемым. Базаровское отрицание питается духом народного возмущения.

9 Евгений Базаров Воплощены черты разночинца- труженика. Стихийная, но сознательная фигура. Базаров – материалист.

10 Базаров, нигилист, представляет «новых людей». Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. Говорит он «ленивым, но мужественным голосом», походка «твердая и стремительно смелая». Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно».

11 Оценка Базарова Тургеневым Время Базарова не пришло. Революционность взглядов исторически не оправдана. Неверие в народ. Демократизм Базарова. Стремление к труду. Отрицание. Народность характера.

12 «Я хотел сделать из него лицо трагическое…Он честен, правдив, и демократ до конца ногтей…И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». И.С.Тургенев.

13 «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, — если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват, я не достиг своей цели. Мне мечталось фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная и честная…».

14 Люди типа Базарова одиноки среди общества. Тургенев не признает возможности и необходимости революции в России, и поэтому он обрекает Базарова на бессмысленную смерть.

15 Главный герой вобрал в себя характерные особенности ряда молодых людей, хорошо знакомых писателю и представляющих новое поколение, отрицающее прежние авторитеты. Выступающее з радикальные преобразования общественной жизни и названное русским философом Берви «нигилистами».

16 Оценка романа в критике М.А.Антонович «Асмодей нашего времени». Базаров – карикатура на Добролюбова.

17 Д.И.Писарев «Базаров». Подчеркивал героические начала в главном герое романа.

18 А.И.Герцен: «Тургенев карикатурил Базарова. В его образе есть элемент шаржа, упрощения. Он хотел его убить свинцом, а убил тифом». Ф.И.Достоевский считал, что Базаров самая активная из фигур Тургенева. «Тоскующее сердце мятежного Базарова».

19 А.П.Чехов: «Я всегда хотел быть базаристым, в юности особенно». Ги де Мопассан: «Отцы и дети» — зерно русской революции».

источник

анализ глав отцы и дети.ppt — Презентация по литературе в 10 классе на тему: «Анализ глав романа И,С.Тургенева «Отцы и дети»

Анализ романа
Анализ романа
И.С.Тургенева «Отцы и
И.С.Тургенева «Отцы и
дети»
дети»

Задание по тексту
Задание по тексту
•Кратко назвать основные
Кратко назвать основные
события, описанные в 5­11 гл.
события, описанные в 5­11 гл.
•Какой основной общественный
Какой основной общественный
конфликт лежит в основе
конфликт лежит в основе
романа?
романа?
•В столкновении каких героев
В столкновении каких героев
он раскрывается наиболее
он раскрывается наиболее
отчетливо?
отчетливо?
22

Гл. 5.
Гл. 5.
Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и
Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и

дети?
дети?
Гл.6Гл.6 Как относится Базаров к
Как относится Базаров к
ИСКУССТВУ?
ИСКУССТВУ?
Зачитайте его афоризм.
Зачитайте его афоризм.
Как реагирует на его слова Аркадий?
Как реагирует на его слова Аркадий?
Что в свою защиту говорит об
Что в свою защиту говорит об
аристократах Базаров?
аристократах Базаров?

Нигилизм
Нигилизм

Нигилизм­ отрицание общепринятых ценностей:
 Нигилизм­ отрицание общепринятых ценностей:
идеалов, моральных норм, культуры, форм
идеалов, моральных норм, культуры, форм
общественной жизни.
общественной жизни.
Большой энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь

Нигилизм­ «безобразное и безнравственное
 Нигилизм­ «безобразное и безнравственное
учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. »
учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. »
В.ДАЛЬ

В.ДАЛЬ
Нигилизм­ «голое отрицание всего, логически
 Нигилизм­ «голое отрицание всего, логически
неоправданный скептицизм»
неоправданный скептицизм»
Толковый словарь русского языка
Толковый словарь русского языка

44

Страницы романа, посвященные прошлому Николая
Петровича и Павла Петровича Кирсановых, можно назвать
обобщенной биографией «отцов». Очевидно, что их жизнь
менялась в зависимости от внешних обстоятельств.
Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА
ПЕТРОВИЧА
ПЕТРОВИЧА
С какой целью Аркадий рассказывает
 С какой целью Аркадий рассказывает
биографию дяди?
биографию дяди?
Как воспринимает ее Базаров?
 Как воспринимает ее Базаров?
Верна ли фраза Аркадия, что Павел
 Верна ли фраза Аркадия, что Павел
Петрович « скорее сожаления достоин, чем
Петрович « скорее сожаления достоин, чем
насмешки»?
насмешки»?
66

Возлюбленная Павла Петровича
уехала из России – он вышел в
отставку, узнал о ее смерти –
поселился в Марьино.
На первый взгляд Павел
Петрович не похож на своего брата.
Он умеет вести себя в обществе,
даже в деревне следит за своей
внешностью, однако на самом деле,
его жизнь лишена смысла. Описывая
героя после дуэли, И.С.Тургенев
замечает: «его красивая, исхудалая
голова лежала на подушке, как
голова мертвеца… Да он и был
мертвец».
Павел Петрович Кирсанов.
Судьба Павла
Петровича
в 7 главе

 С какой еще обитательницей дома
Кирсановых знакомит нас автор в 8 главе?
Как устроена комната Фенечки? Как к ней
относится Павел Петрович ? Как
познакомился Николай Петрович с
Фенечкой? Какую историю ее судьбы
рассказывает автор? Почему автор называет
кабинет Павла Петровича изящный?
 Почему в 9 главе Аркадий приходит к
мысли, что Базаров дурного мнения о
русских?

Идеологический конфликт между Базаровым и
Идеологический конфликт между Базаровым и
Глава 10.
Глава 10.
Кирсановыми. .
Кирсановыми
Основные линии спора:
Основные линии спора:
Об отношении к дворянству, аристократии и ее
 Об отношении к дворянству, аристократии и ее
принципам.
принципам.
О принципе деятельности нигилистов;
 О принципе деятельности нигилистов;
Об отношении к народу.
 Об отношении к народу.
О взглядах на искусство.
 О взглядах на искусство.
 О взглядах на природу.
О взглядах на природу.
99

Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Заполните таблицу: «Основные линии спора»
Базаров
Базаров
Кирсановы
Кирсановы
1.Отношение к дворянству,
1.Отношение к дворянству,
аристократии.
аристократии.
2.Принцип деятельности
2.Принцип деятельности
Нигилистов.
Нигилистов.
3.Отношение к народу.
3.Отношение к народу.
4. Взгляды на искусство.
4. Взгляды на искусство.
Взгляды на природу.
Взгляды на природу.
1010

Анализ 11 главы
Анализ 11 главы
«Но не любить природу, музыку?»
«Но не любить природу, музыку?»
1111

 О чем размышляет, вспоминает Николай
Петрович, отправившись в сад?
 Почему старичкам вздохнулось легко, когда
уехали Аркадий и Базаров?
 Как в 12 главе выглядит ученик Базарова
Ситников? К кому тот советует сходить?
 В чем проявляется эмансипированность
женщины в образе Кукшиной? ( глава 13)

Кто он, герой 60­х годов XIX века?
Может быть, будущее
за Базаровым и его
учениками?

Последователи Базарова
Ситников ­ человек небольшого роста, в
славянофильской венгерке и чересчур элегантных
перчатках. Тревожное и тупое выражение
сказывалось в маленьких, впрочем, приятных
чертах его прилизанного лица; словно вдавленные
глаза глядели пристально и беспокойно, и
смеялся он беспокойно: каким­то коротким,
деревянным смехом.

Авдотья Кукшина
Интерьер
Комната, в которой они очутились, походила скорее на
рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые
нумера русских журналов, большею частью неразрезанные,
валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные
окурки папирос.
Портрет
На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая
несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном,
платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо
краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и
невзрачной фигурке эманципированной женщины не было
ничего безобразного; но выражение ее лица было
неприятно. Она развязно вернула папироску своими
побуревшими от табаку пальцами.

Эмансипированная женщина
За первою бутылкой шампанского последовала
другая, третья и даже четвертая. Евдоксия
болтала без умолку; Ситников ей вторил. Много
толковали они о том, что такое брак ­
предрассудок или преступление, и какие родятся
люди ­ одинаковые или нет? и в чем собственно
состоит индивидуальность? Дело дошло, наконец,
до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого
вина и стуча плоскими ногтями по клавишам
расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым
голосом…

 Какой во всей своей красе предстала
Одинцова на балу в 14 главе?
 Какое впечатление Одинцова произвела на
Аркадия? А как воспринял ее Базаров?
 Как в 15 главе при Одинцовой ощущает
себя Базаров? За что на себя рассердился?
Что узнаем о ее судьбе?
 А как выглядит усадьба и дом
Одинцовой( глава 16)?
 Какова тематика их разговоров?

Домашнее задание
Домашнее задание
Выпишите из романа цитаты,
 Выпишите из романа цитаты,
которые объясняют отношение
которые объясняют отношение
главных героев к любви и ее месту в
главных героев к любви и ее месту в
жизни человека.
жизни человека.
Расскажите об А. Одинцовой.
 Расскажите об А. Одинцовой.
1818

Читайте также:  Анализ желудочного зондирования у детей

источник

•Публикация – 1862, издательство «Русский вестник».

И.С.Тургенев «Отцы и дети». История создания, жанр, сюжет, композиция

О романе Год написания – 1860-1861. Публикация – 1862, издательство «Русский вестник». Действие романа – лето 1859 года (накануне крестьянской реформы 1861 года).

История создания романа Замысел романа возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа над романом продолжилась и в 1861 году в Париже. Главный герой настолько увлёк Тургенева, что он некоторое время вёл от его лица дневник.

Издание романа Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Работа над романом В письме П. В. Анненкову И.С.Тургенев извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово». Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки.

Жанр романа “ Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды.

Особенности сюжета романа Сюжет романа представляет собой непрерывную цепь столкновений Базарова с другими героями романа. Сюжет романа не имеет завязки, т. е. в романе нет такого события, которое являлось бы причиной всех столкновений Базарова. Основное направление в развитии сюжета — углубление и расширение социального конфликта.

Сюжет романа С каждым новым столкновением увеличивается круг лиц, с которыми спорит Базаров: взаимная неприязнь Базарова и Павла Петровича, обнаружившаяся при первой же их встрече; спор Базарова с Павлом Петровичем о принципах; столкновение демократа Базарова с аристократкой Одинцовой; столкновение демократа Базарова с Кукшиной и Ситниковым, чуждыми ему; «столкновение» Базарова с родителями; новое столкновение с Павлом Петровичем (дуэль); столкновение с Аркадием и полный разрыв с ним.

Композиция романа Композиция романа –кольцевая. В основе композиции романа лежит принцип антитезы. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова..

Завязка Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу — сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) — город *** — Никольское (поместье Одинцовой) — дом родителей Базарова — Никольское — город *** — Марьино — город *** — Никольское — дом родителей Базарова.

Особенности развития конфликта Особенностью развития конфликта романа : две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части начинают сходиться и оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни.

Выводы Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса «А» Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе.

Аннотация к мастер-классу по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»: данный мастер-класс поможет учителю-словеснику развивать универсальные учебные действия, определённые Государственным стандартом.

В данном пособии представлен материал по темам: «Страницы жизни и творчества И.С.Тургенева», «Общественно-политическая ситуация в России в 60-е годы XIX века», «История создания и смысл названия.

План-конспект урока литературы.

Презентация посвящена роману «Отцы и дети».

источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Описание презентации по отдельным слайдам:

И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети»

Выявить позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа и о прототипах главного героя – Базарова; выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом. Цель урока:

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Позиция писателя в литературной и общественной жизни в период работы над романом «Отцы и дети» Тема формирования новых взглядов и убеждений среди молодёжи волновала Тургенева. Он был лично знаком и симпатизировал идеологам народничества: Станкевичу, Герцену, Бакунину, Чернышевскому и Белинскому.

Станкевич Николай Владимирович – глава «кружка Станкевича» Родился в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского уезда, Воронежской губернии, в богатой помещичьей семье. Окончил курс на словесном факультете Московского университета.

Предыстория… С 1855 по 1859 гг. И.С. Тургенев создаёт романы, в которых исследует новые тенденции общественной мысли в России. Это романы: «Рудин» 1855 ; «Дворянское гнездо» 1858; «Накануне» 1859

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“». И.С. Тургенев писал о Базарове:

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: Роман «Отцы и дети»

Евгений Базаров «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает. Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры. Независимая душа и гордец первой руки».

Прототипы Евгения Базарова

В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: „…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на моих глазах-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма“» . В основе — черты нескольких «живых лиц»: Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев). Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию. Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги. Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин (версия Н. Чернова). Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова. Черты Белинского, которому посвящен роман.

ЯКУШКИН Виктор Иванович 1829-1872 Брат фольклориста П.И. Якушкина. Тип нигилиста ранней поры. Служил врачом в Орле и Мценском уезде.

Виссарион Григорьевич Белинский 1811 — 1848 Русский критик и публицист. Родился 11 июня (по старому стилю — 30 мая) 1811 в крепости Свеаборг (Финляндия), в семье флотского врача, а позднее — уездного лекаря. В.Г. Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью и глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического движения 40 – х годов.

Михаил Александрович Бакунин 1814-1876 Деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. — из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор «Альянса социалистической демократии». С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

ГЕРЦЕН Александр Иванович 1812—1870 Замечательный публицист и один из самых талантливых мемуаристов мировой литературы, выдающийся политический деятель, основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, родоначальник русской политической эмиграции.

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович 1836-1861 Самый знаменитый после Белинского русский критик, главный представитель метода публицистического рассмотрения литературных произведений. Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах.

Чернышевский Николай Гаврилович Русский писатель, публицист, литературный критик, философ, революционный демократ. С лета 1861 по весну 1862 был идейным вдохновителем и советником революционной организации «Земля и воля». Сочинения Чернышевского оставались запрещенными в России вплоть до Революции 1905 — 1907. Среди произведений — статьи, рассказы, повести, романы, пьесы.

Писарев Дмитрий Иванович 1840 — 1868 Русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Д. И. Писарев принадлежит к числу выдающихся деятелей шестидесятых годов прошлого века — эпохи, сыгравшей важную роль в истории русской общественной жизни, в развитии науки, литературы и искусства нашей страны. В условиях острейшей борьбы классов, развернувшейся в эти годы, Писарев выступил как революционный демократ и материалист. Влияние его на демократическую молодежь было живым и сильным. Его произведения жадно читались, вызывали горячие споры, поражали смелостью выводов и яркостью аргументации, будили мысль.

Толстой Лев Николаевич 1828 — 1910 Граф, знаменитый писатель, достигший небывалой в истории литературы XIX в. славы. Принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему высокое положение еще во времена Петра Великого. Будучи в цвете сил и здоровья, Толстой утратил всякую охоту наслаждаться достигнутым благополучием; ему стало «нечем жить», потому что он не мог себе уяснить цель и смысл жизни, он «почувствовал, что то, на чем он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет».

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

Роман «Отцы и дети» Смысл названия

В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы. Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Дмитрий Минаев 1835 — 1889 Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой «Отцы» и «Дети», Разят друг друга те и эти, Как прежде, в старину…

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом „нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

Идейно-художественное своеобразие романа Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний. Большое внимание уделяется речевой характеристике. Пейзаж в литературе.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…» Бойесен Х.

Домашнее задание: 1.Чтение романа «Отцы и дети» 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа. 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Презентацию приготовила Шеина Т.Н., учитель МОБУ «Буранная СОШ» Соль-Илецкого района Оренбургской области

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

Урок сопровождается показом презентации + Индивидуальные сообщения.

Читайте также:  Анализ здоровья и физического развития детей

1. История создания романа

3. С тихотворение Дмитрия Минаева

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети».

Цель: Напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века. Проследить, как эпоха отражается в романе; раскрыть идейно-художественное своеобразие романа; развивать навыки работы с текстом.

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы.

Презентация к открытому уроку по роману Тургенева «Отцы и дети»

2. Вступительное слово учителя.

Слайд 3. — (Роман И.С.Тургенева
«Отцы и дети»)

«Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов», — писал Белинский.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Он сразу привлёк внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных в нём вопросов, а так же своими художественными достоинствами

Тургеневу — великому художнику — удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские проблемы. запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х — начала 60-х годов XIX века.

А.В.Луначарский в статье «Литература 60-х годов» писал о романе «Отцы и дети» как об «одном из центральных явлений во всей русской жизни» того времени.

«Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей роли, как в «Отцах и детях» (История русского романа: В 2 т — М.; Л., 1962.)

В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе реформы 1861 года чётко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционные демократы Чернышевский и Добролюбов считали готовящуюся реформу крепостнической по характеру. Прибегая к эзоповскому языку, они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к «решительному делу». Либералы, напротив возлагали на реформу большие надежды, считая её действенным и чуть ли не единственным средством разрешения крестьянского вопроса. Подобным образом смотрел на реформу и Тургенев.

По своим убеждения он был сторонником постепенного преобразования России. Противник всяких общественных взрывов, он не верил в перспективность идей революционной демократии. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы — большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник, откликавшийся на все крупные события современной ему эпохи, Тургенев почувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивность дворянских интеллигентов типа Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Такого нового героя — человека демократических убеждений, материалиста-естественника писатель поставил в центре романа «Отцы и дети» и стремился изобразить его существенные черты с предельной объективностью.

Учитель читает информацию со слайда 7

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

и со слайда 8 Роман «Отцы и дети»

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен «Формулярный список действующих лиц новой повести», где под рубрикой «Евгений Базаров» Тургенев набросал предварительный портрет главного героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает. Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры. Независимая душа и гордец первой руки».

III. Проверка домашнего задания . Индивидуальные сообщения.

1. История создания романа — Сергеюк Лиза

2. Прототипы. — Бекешова А, Калкатин Л, Есенова Г. — Показ слайдов с 10 по 19.

IV. Слово учителя — прочитать информацию со слайда 20

«И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером» — так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. В романе они не имеют однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания. Это то новое, что пробует себя.

V. Роман «Отцы и дети». Смысл названия. Слайд 21

Учитель: Вы познакомились с первыми главами романа «Отцы и дети», как вы думаете, почему роман носит такое название? (обсуждение)

  • В романе И.С.Тургенева нашли отражение реальные события, происходившие в русском обществе в конце 50 –х – начале 60-х годов XIX века: идейная борьба дворян-либералов и революционных демократов-разночинцев накануне крестьянской реформы.
  • Вместе с тем, как справедливо пишет критик Н.Н.Страхов, И.С.Тургенев в своём романе «имел гордую цель во временном указать вечное». Конфликт «отцов» и «детей» здесь имеет не только историческую, но и общечеловеческую основу: речь идёт о проблемах взаимоотношений детей и родителей в семье.

Слайд 23 — стихотворение Дмитрия Минаева

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети»,

Разят друг друга те и эти,

Сквозь мглу и сквозь туман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Кто победил? кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

В его лицо вглядитесь строже:

Какая нежность, тонкость кожи!

В речах, в приемах — такт и мера,

Ведь без духов, без несессера

А что за нравственность! О боги!

Он перед Феничкой, в тревоге,

За мужика вступаясь в споре,

Он иногда, при всей конторе,

Рисуясь с братом в разговоре,

«Du calme, du calme!» — твердит .

Садится в ванну, спать ложася,

Как лев на Брюлевской террасе

Вот старой прессы представитель.

Вы с ним Базарова сравните ль?

А в нигилисте мрачном этом,

С его лекарствами, с ланцетом,

Он в красоте лишь видит формы,

Готов уснуть при звуках «Нормы»,

Он ест и пьет, как все мы тоже,

С Петром беседует в прихожей,

И даже с горничной, о боже!

Как циник самый образцовый,

Он стан madame де-Одинцовой

И даже — дерзость ведь какая, —

Гостеприимства прав не зная,

Кто ж нам милей: старик Кирсанов,

Любитель фесок и кальянов,

Иль он, друг черни и базаров,

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам —

Кто нам милей — отцы иль дети?

V. Эпоха в романе «Отцы и дети»

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

^ Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С.Тургенева .

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала «Живое отношение к современности». Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева — художника проступает и в романе «Отцы и дети», написанном в 1861г.

^ Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте ещё раз обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

— Что еще вы знаете об этой эпохе?

– Время действия романа — 1855-1861 гг. — период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

– В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне наконец получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, — писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, — так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С.Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля — разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года – весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий – отец ожидает своего сына.

Взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?

Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!»

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

«Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом…»

VI. Идейно-художественное своеобразие романа — Слайд 26

  • Композиция романа «Отцы и дети» – многоцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
  • Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
  • Большое внимание уделяется речевой характеристике.
  • Пейзаж в литературе.

Работа с текстом романа «Отцы и дети»

— Какое значение имеет пейзаж, данный автором во 2 главе, определите его характер?

— Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Глазами приятеля Базарова — Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце:«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами» («деревеньки», «избенки» — сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: «как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, «исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички -«обтеханные на плохих клячонках». Хозяйство крестьян скудное, нищенское: «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумна».

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

— Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Читайте также:  Анализ здоровья современных детей и подростков

Дворовые не встречают старого и молодого барина ( вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем- везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак не т-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг( Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить. »

— Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет. небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

— Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

— Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душенном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный , но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом ( места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей : либералов и революционеров-демократов.

«… Я, прочтя «Дворянское гнездо» и «Отцов и детей», перестал причислять Тургенева к обыкновенным смертным; он стал для меня своего рода героем»; моё воображение рисовало его в различных видах, но всегда окружённого ореолом, и мне приходилось сдерживать себя, если кто-нибудь в моём присутствии говорил, что ему не нравятся его произведения… Тургенев успел занять один из тех сокровенных уголков в моём сердце, куда редко проникают посторонние…»

Бойесен Х. — американский литературовед

VIII. Домашнее задание: Слайд 28

  • 1.Чтение романа «Отцы и дети»
  • 2. Подготовиться к анализу образов главных героев: подобрать материал из текста романа.
  • 3. Анализ поведения Е.Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.
  • Оценки за урок.

источник

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме «И.С. Тургенев «отцы и дети»: история создания, герои, анализ произведения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

И.С. Тургенев «Отцы и дети»: история создания, герои, анализ романа Подготовила Шевчук А.П, учитель МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное – ценность семьи. Во второй – демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени.

Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года. Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года. Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения Основной сюжет Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету. Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом..

Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей. В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа Евгений Васильевич Базаров Базаров – студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит. Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе – это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Один из центральных героев тургеневского романа – это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это. Аркадий Кирсанов

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Анна Одинцова Одинцова Анна Сергеевна – рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась. Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Екатерина Локтева Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко. Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Николай Петрович Кирсанов Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши. В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Павел Петрович Кирсанов Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт. Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов. Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость.

Происходит это и в рамках главной любовной линии – во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление – это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Номер материала: ДБ-1449433

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник