Меню Рубрики

Анализ результатов логопедического обследования детей

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Сводная таблица речевой готовности дошкольников на 200…- 200… уч. год.

    Фамилия , имя Модаль-ность Возр к школе Балл Предрасполож. к дисграфии Предрасполож. к дислексии Логоп. диагноз Рекомендация
    Фонем. литерал. Фонем вербал. Оптич литерал. Моторн. Фонем. вербал.
    1. ……. Сл-зр 7,0 3,5 РО
    2……… Слух. 7,5 РО
    17……. Сл. 6,11 9,5 + Ротац РО
    57……. Зр.-дв. 7,6 17,5 + + ЛГНР Тр
    78……. Дв. 7,9 23,5 + + + + ФФНР дизарт Тр (Лог.гр.)

    Эта же таблица служит основой для определения количественных данных, предоставляемых Комитету образования в виде «Сводной таблицы готовности дошкольников к обучению — по результатам психологического и логопедического обследования». (Приложение 1) Эта таблица представляет собой данные по каждому первому классу школы, с указанием количества учащихся и программы, по которой проходит обучение в данном классе. Здесь же отражается мотивация учеников (учебная, предучебная, игровая), уровни психологической и речевой готовности в натуральном виде и в процентах, и состояние эмоционально-волевой сферы на момент обследования (тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, медлительность).

    Эти данные помогут спрогнозировать предположительный конечный результат обучения к концу первого класса, и будут являться базовыми для выявления динамики психофизиологического развития учащихся 1 класса.

    (аналитическая справка)

    Все полученные результаты должны быть подвергнуты количественному и качественному анализу и обобщены в аналитическом заключении (справке).

    Количественный анализ — это метод исследования, использующий количественные (статистические) данные, полученные в результате обследования (диагностики).

    Качественный анализ – метод исследования, не использующий количественных показателей, но делающий выводы лишь на базе логических рассуждений над полученными фактами (Словарь психолога-практика. Минск-Москва. Харвест АСТ. 2001.)

    Аналитическая справка пишется в официально-деловом стиле и должна отражать следующие параметры (Приложение к Положению о психологической службе в общеобразовательном учреждении № 636):

    1. Причину исследования (запрос от родителей, классных руководителей, учителей, детей, администрации и др.) Наше логопедическое исследование проводится по запросу администрации школы, поэтому в ней должны быть представлены данные, интересующие именно администрацию школы.
    2. Цель исследования формулируется в зависимости от запроса. Например: запрос администрации звучит так: «Выясните готовность дошкольников к обучению в школе и порекомендуйте, кого, в какой класс определить?»

    Сформулируйте самостоятельно цель обследования.

    Целью логопедического обследования является:

    · определение уровня речевой и функциональной готовности к обучению письму и чтению;

    · выявление предрасположенности к дисграфии и дислексии;

    · рекомендация администрации школы по выбору образовательного маршрута для каждого первоклассника.

    1. Обоснование выбора методики диагностического исследования. Так как данная методика составлена из тестов разных авторов, то указывается составитель. Инструментарий:Логопедическое обследование (составитель – Оксимец О.А., по заказу Комитета образования г. Нефтеюганска) включает в себя следующие шкалы: (Запишите самостоятельно)
    • Фонематический анализ;
    • Звукопроизношение;
    • Аналитико-синтетическая деятельность;
    • Изобразительно-графические способности;
    • Развитие функционального базиса;
    • Словарный запас;
    • Связная речь;
    • Чтение.
    1. Диагност (исполнитель) (Ф.И.О., должность).
    2. Сроки проведения исследования.
    3. Количество респондентов.
    4. Критерии оценки речевой готовности (запишите самостоятельно)
      1. 0 — 10,5 б. — выше среднего;
      2. 11 – 20,5 б. — средний;
      3. 21 – 30,5 б. — ниже среднего;
      4. 31 б. и выше — низкий.

    8. Терминология:(запишите самостоятельно)

    ФНРфонетическое недоразвитие речи;

    ФФНР –фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

    ФМНР – фонематическое недоразвитие речи;

    ЛГНР — лексико-грамматическое недоразвитие речи;

    ОНР – общее недоразвитие речи;

    Дисграфия (нарушения письма): оптическая литеральная, фонематическая литеральная и вербальная;

    Дислексия (нарушения чтения): моторная, фонематическая.

    9. Результаты исследования:

    · количественные данные представлены в таблицах – общей и на каждый класс;

    · обобщенная интерпретация данных (качественные анализ) – аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;

    · рекомендации по результатам исследования.

    Подробнее остановимся на количественном, качественном анализе, выводах и рекомендациях.

    Когда мы подсчитываем в процентах количество детей разных уровней готовности к обучению, количество детей с одинаковым речевым дефектом, количество детей предрасположенных к дисграфии и дислексии, количество детей с нормой и т.д., то мы производим количественный анализ.

    Качественный анализ осуществляется тогда, когда мы ищем причины, делаем выводы для себя и даем рекомендации тому, чей запрос мы выполняем, например:

    • много детей с предрасположенностью к вербальной фонематической дисграфии.;

    Знаем, что в основе такой формы дисграфии лежит недоразвитие лексико-грамматической структуры речи. Почему в школу пришло много детей с таким дефектом? Это либо недоработка какого-то определенного детского сада, либо педзапущенность детей, не посещавших детский сад, либо это дети-билингвисты.

    Определив причину, можно наметить пути коррекции:

    — Провести консультацию по развитию связной речи с родителям детей, не посещавших детский сад;

    — Сформировать группу детей для профилактики вербальной фонематической дисграфии;

    и отразить это в рекомендациях:

    — Провести встречу с руководством детского сада и обсудить ситуацию;

    — Организовать специальные занятия для изучения русской лексики с детьми-билингвистами.

    • много детей с низкой речевой готовностью к обучению;

    Знаем, что если дети получают более 31 балла, то дефект не только речевой. Причина в функциональной неготовности к обучению письму и чтению. Почему? Может быть, просто биологическая незрелость детей, а может быть психофизический инфантилизм детей или другая причина. Но дети уже приняты в школу. Значит, для себя делаем вывод:

    — Сформировать группу детей для развития функционального базиса и профилактики дисграфии и дислексии;

    пишем рекомендацию администрации:

    — организовать повторное обследование в декабре, обсудить результаты на ПМПк;

    • много детей с предрасположенностью к моторной дислексии;

    Проработайте самостоятельно этот вариант – запишите выводы и рекомендации.

    Причина – несформированность оптико-артикуляторной связи : графема-фонема.

    — организовать индивидуальную работу по профилактике моторной дислексии;

    — провести консультации с родителями и учителями по выработке единых подходов и требований в обучении чтению детей с данным видом дефекта;

    Рекомендации для администрации:

    — разрешить проводить индивидуальную работу с ….учениками по профилактике моторной дислексии во время урока чтения (10-15 минут, 2 раза в неделю).

    Качественный анализ логопедического обследования можно отобразить и в виде таблице:

    Факты Причины Выводы логопеда Рекомендации для администрации

    Таким образом, аналитическая справка является основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей, методической работы с детьми, учителями, родителями, администрацией.

    Аналитическая справка вместе с таблицами сдается администрации школы. Один экземпляр остается у логопеда.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10310 — | 7846 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

    АДМИНИСТРАЦИЯ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

    Территориальная ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

    Методические рекомендации

    «Организация логопедического обследования в практике работы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения, образовательной школы»

    Ноябрь 2012 г.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА

    ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Организация логопедического обследования детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных тем логопедии и большой интерес к ней обусловлен тем, что в настоящее время дети с отклонениями в речевом развитии составляют самую многочисленную группу – до 80% от всех детей. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико — коррекционное направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных.

    Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования.

    Читайте также:  Анализ уголков для самостоятельной деятельности детей

    Вместе с тем остается недостаточно разработанной процедура и содержание логопедического обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями. Если проводить тестирование ребенка выборочно, бессистемно, нельзя понять подлинные истоки нарушения, полностью оценить спектр проблем, подлежащих коррекции, а также определить все компенсаторные возможности ребенка. Таким образом, особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста.

    Типовые задачи в области диагностико-аналитической деятельности:

    — дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

    — проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

    Для учителя-логопеда приемлем перечень умений, сформулированный Н.М. Назаровой:

    1. Умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
    2. Провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

    Методика проведения логопедического обследования.

    Для проведения обследования устной речи детей в ДОУ отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля. В начале учебного года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу, логопедический пункт/продолжающих обучение воспитанников. Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормами, с уровнем психического развития. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год. Результаты обследования заносятся в журнал обследования, на детей с нарушениями речи заводятся индивидуальные речевые карты, с вложенными: дневником динамики, индивидуальным планом коррекционной работы. Дети с нарушением речи заносятся в «Список детей состоящих на учете у логопеда». Составляется список детей, зачисленных на занятия.

    При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.

    В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

    Итоговое обследование детей проводится в последние две недели апреля. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.

    В апреле, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению. Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, с ФФНР, обусловленного дизартрией, с ОНР. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированные группы.

    Обследование речи детей младших групп удобнее проводить, начиная с февраля по апрель месяц. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции).

    Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога). Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к невропатологу поликлиники.

    Обследование детей средних групп также проводится в начале учебного года и в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.

    Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопедический пункт.

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Обследование проводится индивидуально, в присутствии родителей, на каждого ребёнка тратится от 20 до 40 минут, в зависимости от его умственного развития и состояния речи. Обследование проводится в кабинете логопеда, причём материал для обследования готовится заранее, обстановка для обследования должна быть психологически правильной. Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребёнок был совершенно спокоен, не был испуганным, это может сказаться на повышение тонуса мышц.

    — Необходимо начать логопедическое обследование ребёнка с изучения медицинской и биографической документации – сбор и анализ анамнестических данных, выяснение акушерского анамнеза: протекание беременности в 1 и 2 половину, протекание родов и первый крик при родах, состояние ребёнка в момент рождения, ранний отказ от грудного вскармливания и анамнеза развития ребёнка– психомоторного, соматического, доречевого, раннего речевого, нервно-психического. Со слов родителей заполняются такие пункты, как имя, фамилия, возраст, жалобы родителей, краткие анамнестические данные, данные раннего развития: общего (коротко) и речевого (по периодам). Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем появление и качество первых слов и простых фраз, какие звуки произносились неправильно, не было ли нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов, проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, её результат, характерные особенности понимания речи окружающих. Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей, воспитателя. Желательно, чтобы в ней были сведения, чем интересуется ребёнок. Данные о состоянии слуха, зрения, интеллекта желательно заполнять на основании предоставленных справок. Причём состояние интеллекта – важный фактор при анализе речевого нарушения.

    Обследование начинается с беседы. Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым. Она позволяет выявить коммуникативно-речевые умения ребёнка, судить о произношении ребёнка, умении строить предложения и о словарном запасе ребёнка. Также беседа позволяет судить о некоторых особенностях личности ребёнка и о его развитии, выявляются интересы ребёнка, наличие любимых игр, занятий, особенности представлений об окружающем. Логопед предлагает определённые вопросы: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой адрес? С кем живёшь? Кто из твоих братьев (сестёр) младше (старше) тебя? Есть ли в доме твоём животные? Опиши их. Какая твоя любимая игрушка?

    Другим методическим приёмом обследования будет активное наблюдение за ребёнком, для этого логопед предлагает картинки, игрушки, даёт разные задания

    Для выявления интеллектуальных возможностей и уровня вербально-логического мышленияребёнка просят найти лишний предмет и разложить серию сюжетных картинок, по которым нужно составить предложения и рассказ и сделать определённые выводы, опираясь на вопросы логопеда, необходимо также сосчитать количество слов в предложении. Серии картинок, сюжетные картинки, работа с деформированными предложениями и опорными словами позволяют определить умение грамотно составлять предложения. Наборы картинок по темам и устный опрос помогают выяснить знания обобщающих и других понятий. Например, назвать одним словом – стол, стул, шкаф, диван. Что такое транспорт? Назвать животных, их детёнышей в единственном и множественном числе. Назвать жилища животных. У собаки – конура. Чья конура? Собачья. Проверка образования притяжательных прилагательных. Назвать времена года, дни недели. Что такое сутки? С помощью картинок, на которых изображены действия предметов, выясняется знание глаголов и предметов. Так, собака сидит на коробке, под коробкой, за коробкой. Собака выглядывает из коробки, из-за коробки, из-под коробки. Специальные игры помогают определить знание синонимов и антонимов, большое значение имеет материал, дающий возможность определить, умеет ли ребёнок изменять слова и образовывать новые (стакан из стекла – стеклянный; рыба, ловить – назови одним словом этого человека – рыболов; дом – назови ласково –домик, а теперь во множественном числе – дома).

    Данные о состоянии органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости, предлагая ребёнку произвести основные движения каждого из органов, учитывается быстрота движений, плавность и равномерность движений правой и левой половины, объём, амплитуда, темп и скорость переключения. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме. Исследуемые отделы речевого аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторного аппарата следует описывать по схеме: губы, зубы, прикус, твёрдое нёбо, мягкое нёбо, язык, нижняя челюсть. Особенно подробно логопед оценивает объём артикуляционных движений языка. На данном этапе диагностируются затруднения в движении артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объёма движений – активных и пассивных, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, тонус мускулатуры, точность движений, длительность удерживания артикуляционных органов в определённой позиции.

    Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым определённых действий, – для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперёд и отвести их усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ, надуть и втянуть щёки. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им как маятником. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперёд. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной, язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопедом и невропатологом. При выполнении указанных действий необходимо отметить наличие или отсутствие сопутствующих движений лица, мимических мышц. Далее отмечаются особенности нарушения дыхания, голоса (сила, высота, тембр – сиплый, резкий, с носовым оттенком), просодической организации речевого потока, исследуются динамические характеристики речи: темп и ритм, интонация, выразительность, употребление ударений (словесного и логического), употребление пауз в потоке речи.

    — При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи. Для исследования фонетической стороны речи используются предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце); речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искажённое произношение (носовое, смягчённое, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное), изолированно, в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, их уподобление, перестановка.

    — Для исследования фонематической стороны речи используются картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость – глухость, твёрдость – мягкость, свистящие – шипящие. Для установления состояния звукового дифференцирования звуков необходимо проверить состояние слуха. Для этого ребёнок должен выполнить задание тихим голосом или шёпотом, например: “Покажи, где висит картина. Подними правую руку”. Лицо или органы речи логопеду необходимо при этом закрыть экраном. Также необходимо выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребёнок должен ответить на вопросы: “Что гудит? (машина). Угадай, что звучит? (свисток, труба, шуршит бумага)”. Необходимо проверить слуховое различение слогов , слов с оппозиционными звуками. Для этого ребёнок повторяет: ба-па, да-та, ка-га-ка, са-ся; мышка-мишка, катушка-кадушка, роза-лоза; семь машин на шоссе, пастушок быстро шёл, висел железный замок. Для проверки состояния фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений предлагаются подобные задания: определить, есть ли звук в словах, определить количество звуков в слове и место звука в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определённый звук, узнать и воспроизвести гласные и согласные звуки, соотнести звук с буквой.

    Полноценное понимание речи – необходимая предпосылка для правильного пользования речью, и логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную её стороны. Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи) логопед ориентируется на то, как ребёнок понимает названия слов часто и редко встречающихся в разговорной речи, обобщающих слов, близких по значению; понимание простых предложений (односложных конструкций, более распространённых форм, понимание интонационного характера предложений, различных грамматических категорий (род, число, падеж). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При обследовании понимания логопед не всегда ждёт развёрнутого ответа, достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок. При обследовании (собственной) экспрессивной стороны речи выявляется уровень речевого развития ребёнка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слова.

    Читайте также:  Анализ участия детей в конкурсах

    — Для исследования лексики и грамматического строя речи используются предметные и сюжетные картинки по лексическим темам, картинки с изображением действий, картинки с изображением разного количества предметов (стул-стулья, шкаф-шкафы), картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина). Наблюдая за речью ребёнка, логопед определяет бедность или богатство его словаря, объём, точность употребления слов, соответствие возрасту, называя предметы, действия, цвет и форму, при этом важно использовать не только приметные картинки, но и сюжетные, указывающие положение в пространстве, для выявления употребления предлогов. При обследовании грамматического строя речи выявляется характер оформления ответов, употребляемых предложений (двухсловные, трёхсловные, наличие сложных предложений). При обследовании словообразования выясняется образование профессий женского рода, название детёнышей животных, образование прилагательных от существительных. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые идут от простого (Мальчик идёт), простого распространённого с употреблением дополнения (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя речи логопед выясняет состояние словоизменения (употребление предложно-падежных конструкций, согласование существительного и прилагательного в роде и числе, дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени, совершенного и несовершенного вида, согласование существительного и глагола прошедшего времени в лице и роде).

    — Так же логопедом проверяется состояние зрительно-пространственных функций: определение ведущей руки, правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, выполнение проб Хэдда. Разнообразие и многофункциональность диагностического материала позволяет выявить за короткое время у ребёнка речевые проблемы.

    Анализируя данные логопедического обследования, логопед определяет, к какой группе следует отнести выявленные у ребёнка расстройства. Обследование проводится комплексно, динамически, всесторонне и даёт возможность наметить индивидуальный план наиболее эффективной помощи ребёнку, видеть общую речевую ситуацию и тенденции её развития, обеспечить диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения, поставить речевой диагноз: степень и характер нарушений устной речи.

    Технология логопедической диагностики.

    В технологическую цепочку логопедического обследования включается пять этапов (Грибова О.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.):

    Работа ведется с учетом принципов: анализа речевых дефектов, развития, системности, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учёта ведущей деятельности возраста и др. Применяются методы логопедического обследования: педагогический эксперимент, беседа с ребенком, наблюдение за ребенком, игра.

    Ориентировочный этап

    На первом ориентировочном этапе решаются следующие задачи:

    — сбор анамнестических данных;

    — выяснение запроса родителей;

    — выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка.

    Осуществляется это путем изучения медицинской и педагогической документации, бесед с родителями.

    Диагностический этап

    На втором диагностическом этапе выясняются:

    — какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

    — какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

    — характер несформированности языковых средств.

    Опираясь на методики обследования речи детей перечисленных выше авторов, система заданий обследования речи детей четырех-пяти-шести лет включают тестовые задания по обследованию:

    — грамматического строя речи;

    В каждом из заданий указываются цель, материал, инструкция логопеда, ход выполнения задания ребен­ком, виды необходимой ему помощи. Выбор речевого материала осуществляется на основе анализа речи нормально развивающихся детей четырех — пяти — шести лет и с учетом программных требований к вербальному развитию дошкольников данного возраста. Материал для обследо­вания речи оформлен в виде предметных и сюжетных картинок, карточек с заданиями и расположен по разделам в виде картоте­ки.

    Аналитический этап

    На третьем аналитическом этапе проводится интерпретация полученных данных, и заполняются речевые карты. Поскольку особенностью речевой карты является её аналитичность, то в ней представляются обобщенные выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся примеры детских ответов.

    Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1852 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    источник

    Анализ материалов логопедического обследования ребенка с ОНР.

    Правильный ответ:

    Логопедическое обследование детей
    с общим недоразвитием речи

    Логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

    Основная цель состоит в следующем:

    — изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

    — выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

    — выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

    — оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

    — определить степень овладения компонентами языковой системы.

    Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

    При всех нарушениях речи необходимо выяснить: знает ли ребенок о своем дефекте, как на него реагирует; испытывает ли трудности в общении с окружающими; как вступает в контакт с близкими, знакомыми и незнакомыми взрослыми, с товарищами в детском саду, во дворе; поведение ребенка дома. Следует. выяснить, в чем заключаются жалобы самих родителей: беспокоит ли неправильное произношение отдельных звуков, грамматическое оформление речи, недостаточность словаря, ошибки в построении предложений, темп речи и др.

    Цель беседы с ребенком состоит в том, чтобы выявить его общий кругозор, возможности связных высказываний, наблюдать за поведением обследуемого. В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок: односложными или развернутыми, правильны ли они по содержанию, как оформлены грамматически и фонетически.

    Если ребенок отвечает на каждый вопрос одним словом, то после некоторых таких ответов необходимо задать дополнительные вопросы, чтобы стимулировать ребенка к более распространенному ответу.

    Обследование связной речи включает: составление рассказа по картинке, по серии картин; составление рассказа из личного опыта; пересказ.

    Составлению рассказа по картине и по серии картин предшествует вступительная беседа, в ходе которой выясняется, понятно ли ребенку содержание картины, уточняется значение отдельных слов. Затем даётся ребенку небольшой план, по которому он должен составить рассказ.

    Если ребенку предлагается составить рассказ по серии картин, то ведется наблюдение и за тем, как он их раскладывает (самостоятельно, после объяснения и показа, с помощью логопеда).

    При задании составить рассказ из личного опыта проводится вступительная беседа и задается ряд вопросов: «Что тебе подарили на день рождения? Как называется эта машина? Из чего сделана? Какого она цвета и размера? Как ты будешь в нее играть?»

    Навык связного рассказа можно выявить путем пересказа доступного текста сказки, рассказа после чтения их и разбора содержания по вопросам.

    При оценке состояния связной речи следует иметь в виду, что в норме к трем годам жизни дети овладевают простыми распространенными предложениями. Довольно рано, примерно к трем-четырем годам, дети начинают употреблять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений.

    После четырех лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к пяти годам пересказывают только что прочитанные короткие тексты, прослушав их два раза.

    После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать о виденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от рассказа.

    После, шести лет дети могут сами придумать рассказ или сказку.

    У детей, зачисленных в группу, состояние связной речи характеризуется обычно наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Отмечаются большие трудности, а иногда и полное неумение распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

    При оценке связных высказываний детей логопед получает представление об уровне словарного запаса детей.

    Тем не менее логопед должен применить специальные приемы, позволяющие более тщательно обследовать лексическое развитие ребенка. Уточняется понимание и умение правильно употреблять слова, обозначающие названия действий, предметов и их частей, признаков предметов и действий, профессии. Важно выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Проверяются слова, близкие по лексическому значению, например, глаголы: льет, поливает, выливает; шьет, вяжет; режет, мнет, отрывает и т.д.

    Для обследования словарного запаса можно использовать следующие приемы:

    — показ по называнию, а затем называние предметов и их частей, действий, признаков;

    — выполнение ребенком названных логопедом действий;

    — добавление в предложение недостающего слова в нужной форме, подходящего по смыслу;

    — подбор слов-синонимов, антонимов.

    Обследование словарного запаса проводится в объеме тем из окружающей жизни; например: «Одежда», «Посуда», «Транспорт», «Домашние и дикие животные».

    Логопед получает представление об объеме словарного запаса и его качественных особенностях. При этом нужно проанализировать, какие замены лексических значений, нарушения лексической сочетаемости, неоправданные контекстом употребления слов имеют место у обследуемого ребенка. При оценке лексических возможностей следует помнить, что при нормальном развитии речи активный словарь ребенка увеличивается очень быстро. Словарь четырехлетнего ребенка колеблется в пределах 2000 слов и распределяется между различными грамматическими категориями следующим образом: преобладают существительные — 50,2% и глаголы — 27,4%.

    У детей в норме рано формируется навык словообразования: четырехлетние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (например, пальчик).

    Дошкольники пяти-шести лет свободно выполняют упражнения на словообразование. Они изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных).

    Например: красный, краснеть, краснота; плавать, пловец, плавучий.

    Дети с нормальной речью справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем не только обиходных слов (железо — железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.

    Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями; часто наблюдаются нарушения лексической сочетаемости; многие слова называют в приблизительном, неточном значении; часто слова заменяют близкими по ситуации, назначению.

    Однако следует помнить, что данные об ограниченности словарного запаса не могут быть использованы в качестве единственного показания недоразвития речи.

    Отставанию от возрастной нормы в овладении словарным запасом могут способствовать неблагоприятные условия воспитания, микросреды, двуязычие и ряд других причин.

    Лексические развитие ребенка следует рассматривать не изолированно, а в совокупности с другими проявлениями речевого недоразвития.

    Беседуя с ребенком, не всегда удается выявить имеющийся у него аграмматизм. Поэтому логопед должен, используя ряд специальных приемов, обследовать грамматический строй речи.

    Необходимо выявить правильность употребления в самостоятельной речи следующих грамматических категорий:

    — число существительных и глаголов;

    — родовую принадлежность предметов;

    — употребление падежных окончаний в единственном и множественном числе;

    — согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;

    — употребление простых и сложных предлогов.

    Для обследования грамматического строя речи используются следующие методические приемы:

    — ответы на вопросы по картине, по демонстрации действий или по представлению;

    — самостоятельное составление предложений по картине, демонстрации действий;

    — добавление недостающего в предложении слова в нужном падеже, числе, роде.

    При оценке степени сформированное™ грамматического строя необходимо помнить, что к трем-четырем годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, но, после), свободно пользуются ими в своих высказываниях. При нормальном развитии речи дети к пяти годам овладевают всеми типами склонений, т.е. правильно употребляют существительные,, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).

    К пяти годам дети усваивают основные формы согласования существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

    У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются ошибки, указывающие на недостаточно полное овладение точными падежными формами, на смешение форм склонения, на неправильное согласование, управление и т.д.

    Наряду с обследованием экспрессивной стороны речи выявляется и понимание лексико-грамматических отношений: слов, близких по значению (ствол-дерево-корни; дверь-стена-подъезд-дом; красит стену-раскрашивает картинку и т.д.); категории числа и рода существительных, глаголов, прилагательных (покажи, про что можно сказать «голубой», «голубая», «голубое», «голубые» и т.д.); пространственного расположения предметов, выраженных разными предлогами (покажи, кто выглядывает из-за стола, из-под стола, что лежит между столами, за столом и т.д.). Выясняется понимание ребенком причинно-следственных связей, а также предложений, имеющих подчинительную связь (как правильно: стало тепло, потому что распустились ласточки на -деревьях; распустились листочки, потому что стало тепло?).

    При нормальном речевом развитии дети старшего дошкольного возраста свободно справляются с предъявляемыми заданиями.

    Обследование строения артикуляционного аппарата, его сохранности и подвижности важно для выявления возможных причин дефекта звуковой стороны речи ребенка, а также для определения приемов коррекционных упражнений при последующем обучении.

    Дефекты анатомического характера включают в себя: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, деформацию (укорочение) верхней губы, неправильный прикус и аномальное расположение зубов; наличие укороченной подъязычной связки; расщепление твердого нёба; наличие субмукозной расщелины; укороченное мягкое нёбо; его расщепление; раздвоение маленького язычка или его отсутствие.

    Читайте также:  Анализ творчества михалкова для детей

    Обследование моторики артикуляционного аппарата включает предварительное наблюдение за состоянием мимической мускулатуры в покое. При этом отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность; характер линии губ и плотность их смыкания; устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Проверяется умение держать рот закрытым, закрывать глаза (оба и изолированно один глаз), нахмурить брови, наморщить лоб. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), симметричность носогубных складок при оскаливании.

    Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата предполагает неоднократное повторение заданных движений для выявления малозаметных нарушений. При этом отмечается качество каждого движения, время включения в движение его истощаемость, изменение темпа и плавности, объем, появление со дружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях, дизартрии-при такой нагрузке может появиться слюнотечение (саливация).

    Одновременно логопед уточняет у родителей, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, не наблюдалось ли в раннем детстве расстройства глотания.

    При обследовании подвижности артикуляционного аппарата предлагаются следующие упражнения: смычка, Оскал и вытягивание губ вперед; открывание и закрывание рта; движение языка вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, чередование распластывания языка и языка в форме «жало».

    Движения языка при нормальном функционировании артикуляционного аппарата во время выполнения этих заданий должны быть достаточной силы, четко фиксироваться в заданной позе.

    Важно отмстить повышение тонуса языка: выраженное напряжение, выдвижение кончика языка, его подергивание при произвольных движениях.

    Подвижность мягкого нёба выясняется путем произнесения гласного звука при твердой атаке (рот при этом широко открыт).

    Важно учитывать, что различные неблагоприятные факторы (возбуждение, утомление) могут усилить артикуляционные трудности в спонтанной речи. Поэтому рекомендуется обследование проводить в удобное для ребенка время, чередуя различные приемы и соблюдая соответствующие паузы.

    Обследование фонетической стороны речи включает проверку изолированного произношения всех звуков (как в мягком, так и в твердом вариантах). Многократное повторение одного звука, повторение вразбивку двух звуков или слогов (сначала резко отличающихся, затем близких) помогает выявить возможности переключения (так — как, бап — пат). При этом нередко отмечаются случаи персеверации, «усредненной» артикуляции. Последующие задания (проговаривание слов, предложений и текстов, насыщенных заданным звуком) дают возможность выявить, как ребенок пользуется этими звуками в самостоятельной речи.

    Специальные упражнения помогают определить трудности в воспроизведении слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Сюда входит повторение ряда слогов, типа па-пта, то-кто; ста-сва-сма-ства; слов — «троллейбус», «ткачиха», «гимнаст», «хоккеист»; предложений — «физкультурники идут на парад», «библиотекарь выдает книги» и т.д. (слова произносятся сначала отраженно, а спустя некоторое время — самостоятельно).

    В процессе логопедического обследования попутно фиксируется: как долго ребенок может сосредоточить внимание на определенном объекте, каков перекос внимания с одного предмета на другой, как длительно удерживается внимание именно на этом объекте, а также возможности удержания в поле активного внимания одновременно нескольких объектов. При этом необходимо отметить, при каких условиях меняются такие качества внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость.

    Обследование детей проводится индивидуально и маленькими подгруппами в беседе, а также при использовании различных видов игровой и учебной деятельности.

    Важно выявить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи в процессе выполнения сложных инструкций, включающих два-три элементарных задания; запоминания последовательного ряда из нескольких картинок с логической связью и без нее; при определении изменений в ряду из двух картинок, при заучивании стихотворения, текста и т.д.

    Логопед отмечает скорость запоминания, прочность сохранения и легкость воспроизведения.

    Результаты обследования фиксируются в речевой карте, приводятся примеры образцов детской речи. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования. Заполнение речевых карт заканчивается к 5 сентября.

    Одновременно воспитатель группы обследует умения и навыки каждого ребенка в различных видах учебной деятельности, а также получает представление о готовности детей к усвоению знаний и представлений по математике. Опираясь на программные требования соответствующих и нижестоящих возрастных групп, воспитатель определяет отставание детей в игровой, физической, изобразительной деятельности от нормально развивающихся сверстников. Кроме того, он выявляет и анализирует индивидуальные особенности детей.

    Характеристика воспитателя не должна быть односторонней и отражать только недостатки ребенка. Важно отметить положительные стороны личности ребёнка и его поведения, отношение к коллективу, к труду, а также приемы индивидуального подхода, которые оказались наиболее эффективными. В характеристику в течение, года вносятся новые данные о развитии ребенка под влиянием коррекционного обучения.

    В случае затруднений в установлении речевого диагноза и усвоении программного материала характеристики отдельных детей обсуждаются педагогическим коллективом.

    Данные комплексного обследования детей используются при планировании всего коррекционного обучения.

    В конце учебного года составляется сводная характеристика логопеда и воспитателя на каждого ребенка, в которой должны найти отражение результаты коррекционного обучения и остаточные проявления речевого недоразвития.

    источник

    Дата заполнения: «___» ________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия ребенка Итоги Импрессивная речь Исследование фонематических процессов Навыки чтения (знание букв)
    Фонемат. анализ Фонемат. синтез Фонемат. предсталения
    20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05
    Иванов Вася З К З З З С

    Образец заполнения результатов логопедического обследования

    Дата заполнения: «___» ________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия ребенка Экспрессивная речь Импрессивная речь Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь
    словообразование словоизменение
    20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05 20.09 20.01 20.05
    Иванов Вася З С К З З з

    з – зеленый цвет (средний уровень); с – синий цвет (низкий уровень); к – красный цвет (высокий уровень).

    Логопедическое заключение: Иванов Вася (5 лет).

    Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи (стертая форма дизартрии). Боковой сигматизм свистящих, шипящих; ротацизм, ламбдацизм.

    По результатам логопедического обследования Иванов Вася зачисляется в подгруппу со средним уровнем речевого развития.

    С Васей логопед наметит следующий план работы на квартал:

    — развитие фонематических процессов;

    а) развитие неречевых навыков;

    б) развитие артикуляционного аппарата;

    в) развитие речевого (диафрагмального) дыхания:

    — работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении;

    — работа над развитием связной речи:

    а) составление рассказа по сюжетным картинкам;

    в) пересказ небольших рассказов.

    При планировании учебно-воспитательной и коррекционной работы с Васей учитель-логопед будет упитывать результаты психолого-педагогического обследования, педагогического и социально-педагогического.

    Результат обследования специалисты и педагоги заносят с помощью условных обозначений в диагностическую комплексную карту.

    Социально-педагогическое обследование (социальный педагог. Педагогическое обследование (воспитатели). Психологическое обследование (психолог). Логопедическое обследование (учитель-логопед).

    Вывод: Основной этап — самый важный период в диагностике детей.

    Учитель-логопед планирует работу по обследованию речевого развития ребенка, определяет способы получения информации, готовит дидактический материал. При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приемы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка.

    Методы обследования:анкетирование,наблюдение, тестирование, беседа.

    Приемы: игровые, сюрпризные.

    Использование компьютерных технологий.

    В период обследования учитель-логопед определяет характер общеучебных знаний и умений, навыки общения ребенка со взрослыми.

    Например: отмечается желание ребенка общаться с педагогом, выполнять задания, наличие речевого негативизма.

    Окончательная оценка поведенческих реакций дается лишь после определенного времени, проведенного с ребенком, специального подбора речевого и дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, возраста, структуры

    При этом поощряется ход выполнения и результат любого

    Как известно, точность и объективность диагностики во многом зависит от высокого профессионализма педагога, его опыта, творчества, мастерства. Очень важно, чтобы обследование детей проводили специалисты, а не случайные люди.

    Ш этап. Заключительный

    Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.

    Учитель-логопед оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровень речевого, интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его поведения, характера, интересы и увлечения.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ В ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

    На основе итоговой оценки (интеллектуального и речевого развития, особенностей поведения, характера, личностных качеств, интересов и способностей, состояния здоровья) комплектуются группы для занятий с учителем-логопедом.

    Важно отметить, что уровень развития ребенка — это условный показатель, т. к. при благоприятных условиях коррекции ребенок дает значительную динамику в своем развитии и учителю-логопеду не следует ждать вторичного обследования, чтобы перевести ребенка в более сильную подгруппу.

    Возможен и другой вариант: во время первичной диагностики ребенок дал хорошие показатели, а при прохождении нового материала испытывает трудности в усвоении. Необходимо выяснить причины. Вероятно, ребенку нужно создать более щадящие условия и повторное усвоение нового материала.

    На основании Инструктивно-методического письма Министерства общего и профессионального образования РФ № 65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» составляется Лист занятости.

    В работе с детьми учитель-логопед использует подгрупповую и индивидуальную работу.

    Подгрупповая работа предусматривает реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.

    Индивидуальная работа предусматривает работу учителя-логопеда по развитию речевых и неречевых функций, постановку звуков.

    Итоговая таблице по результата» обследования детей

    Дата заполнения:«____ » _____ 200___г.

    Фамилия ребенка Итоги обследования Результаты обследования Группа здоровья Медицинское обследование
    Логопедическое Педагогическое Психологическое
    Петров Коля с с с/з с II ММД ЗРР с-м двигательной активности
    Иванов з з к II Нарушение осанки
    Сидорова Лена к/з з к к I Здорова

    с — синий кружок (низкий уровень),

    з — зеленый кружок (средний уровень);

    к – красный кружок (высокий уровень).

    По результатам диагностики комплектуются подгруппы.

    Комплектование подгрупп на основе диагностики

    Группа № 1 с (низкий уровень) Группа №2 з (средний уровень) Группа №3 к/з (пограничный уровень)
    1. Петров Коля 1. Иванов Вася 1. Сидорова Лена
    2. 2. 2.
    3. 3.

    Комментарий: В понедельник на подгрупповые занятия целесообразно брать детей с высоким уровнем развития, т. к. дети со средним и низким уровнем после выходных дней с трудом вводятся в учебно-воспитательный процесс. С ними учитель-логопед в понедельник планирует индивидуальную работу. Определяя временную нагрузку (от 20 до 30 мин) учитель-логопед учитывает данные диагностики, особенности физического, психического, неврологического состояния ребенка, характер его поведения, уровень сформированности учебных навыков. Во вторник и четверг учитель-логопед планирует подгруппо-вую работу с детьми среднего и низкого уровня, т. к. психологи считают, что самые продуктивные дни для учебной деятельности — это вторник, среда и гетверг. В пятницу не планируются подгрупповые занятия, а планируются только индивидуальные. Продолжительность индивидуальной работы — 15 мин на каждого ребенка.

    Дата «__» ____________ 200 __ г.

    № п/п Фамилия, имя ребенка Подгрупповые занятия с детьми Кол-во часов в неделю Индивидуальная работа с детьми Кол-во часов в неделю Всего в неделю
    Пн. Вт. Ср. Чт. Пн. Вт. Ср. Чт. Птн.
    Петров Коля 9.30-9.50 9.30-9.50 40 мин 9.15-9.30 9.15-9.30 9.15-9.30 45 мин 1 ч 25 мин
    Иванов Вася 9.00-9.25 9.00-9.25 50 мин 9.00-9.15 9.00-9.15 9.00-9.15 45 мин
    Сидорова Лена 9.00-9.30 9.00-9.30 1 ч 9.00-9.15 9.00-9.15 9.00-9.15 45 мин
    Всего: 30 мин 45 мин 30 мин 45 мин 2 ч 30 мин 30 мин 15 мин 30 мин 15 мин 45 мин 2 ч 15 мин 4 ч 45 мин

    Содержание подгрупповых занятий

    Группы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
    Низкий уровень (с) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком
    Средний уровень (з) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком
    Пограничный уровень (з/к) Лексическая тема «Осень» Знакомство с понятием «звук» Индивидуальная работа с каждым ребенком

    Индивидуальная работа

    В понедельник после подгруппового занятая на индивидуальную работу целесообразно брать детей с повышенной утомляемостью, двигательной расторможенностыо, с ограниченными речевыми возможностями (детей с низкими показателями). Интервал между работой с каждым ребенком 1—2 мин позволит сменить дидактический материал, продумать содержание индивидуальных заданий, направленных на развитие фонематических функций; тонкой моторики; речевых функций.

    Дубликат Листа занятости учитель-логопед дает воспитателям, что позволит им планировать свою деятельность с детьми, своевременно напомнить ребенку о занятии с логопедом.

    Такое планирование работы с детьми позволяет ежедневно охватывать их коррекционной работой, определить временную нагрузку на каждого ребенка в день, неделю. Из Листа занятости мы видим, что на подгрупповые занятия в неделю отводится 2 ч 30 мин, на индивидуальную — 2 ч 15 мин (время индивидуальной работы в таблице указано с учетом 3 детей; списочный состав детей в логопедической группе — 10—12 человек).

    Примерно в среднем на индивидуальную работу уходит 14 ч 45 мин.

    На основании Листа занятости составляется график работы учителя-логопеда с детьми.

    В графике учитель-логопед указывает время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (в неделю). Также указывается время на организационную работу: смена дидактического материала; переход ребенка из кабинета в группу; проветривание кабинета.

    Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

    источник