Меню Рубрики

Анализ ресурсов по адаптации детей доу

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    источник

    Составлен аналитический отчет по адаптации детей к условиям ДОУ

    Гатиной М.В., Ильиной О.Н., воспитателей младшей группы

    МБДОУ № 7 «Березка», г. Мензелинска

    об адаптации детей к условиям ДОУ

    На протяжении сентября месяца нами воспитателями младшей группы, Гатиной М.В., Ильиной О.Н. в соответствии с годовым планом работы МБДОУ № 7 «Березка» велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

    Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

    — помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    -определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

    -проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

    -анализ результатов адаптации;

    -разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;

    -преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    -формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

    -снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    -снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

    -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

    -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    -развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

    -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    Общее количество детей составило 17 человек. В течении месяца дети развивались, согласно возрасту, показали позитивную динамику по всем направлениям развития.

    Из 17 детей лишь у двух детей адаптация прошла усложненно: Григорьев Богдан, Истомина Софья; у троих адаптация прошла – средне: Петрова А., Веретенников Д., Бояров М., у 12 детей адаптация прошла легко. Они быстро адаптировались к условиям детского сада.

    Следует отметить, что в течение месяца была проведена работа по снижению заболеваемости в период адаптации. В группе проводились дополнительные профилактические мероприятия. Проводились прогулки, закаливающие мероприятия, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же была проведена работа с родителями вновь поступающих детей. За сентябрь месяц переболело несколько детей. Лишь один мальчик, Бубеков И., пока еще не адаптировался к условиям ДОУ по причине болезни.(Еще до поступления в ДОУ переболел пневмонией).

    Следует отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Учатся выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.

    Анализируя результаты наблюдений за сюжетно — ролевой игрой детей группы , мы сделали вывод :

    В начале посещения ДОУ игры детей были непродолжительными, действия порой — хаотичными : дети играли сами по себе; малыши выполняли 1 – 2 игровых действия; называли себя в игре своим именем (Данил везет машину) ; в игре не использовали предметы – заместители. Но по пришествию небольшого промежутка времени мы стали замечать, что играть дети стали осмысленней, стали использовать в игре предметы-заместители,по мере развития игровых умений стали более разнообразными игровые действия; малыши научились принимать игровую роль, стали отождествлять себя с тем взрослым, действия которого изображают ( «Я шофер» ); в цепочке игровых действий стала прослеживаться определенная логика (готовить обед – кормить – укладывать спать) ; обогатилось содержание игры; все это создало благоприятные условия для взаимодействия детей в играх.

    Основные направления работы в группе:

    В группе создана предметно — развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок : «Курочка Ряба» , «Теремок» , «Кошкин дом» , «Волк и семеро козлят» , «Заюшкина избушка» , «Маша и медведь» .

    2.Оснащение педагогического процесса

    Мы обновили работа предметно-развивающую среду :

    Обновили атрибуты к играм :

    3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Потешки обыгрываем разными способами : сопровождаем чтение действием игрушки, используем пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

    Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаем различные досуги и развлечения.

    В группе создан сенсорный уголок, где дети развивают мелкую моторику, идет сенсорное воспитание и развитие.

    — картотека подвижных игр, сюжетных, ИЗО –деятельности и т.д.

    -игры по сенсорному воспитанию и развитию: «Прищепки», «Разноцветные ведерки» и другие.

    — папка по работе с родителями.

    Мы надеемся, что наша работа по преобразованию предметно-развивающей среды оказала благоприятное влияние на развитие детей.

    6. Взаимодействие с родителями.

    -Консультации по адаптации для родителей.

    -Индивидуальные беседы и рекомендации по адаптации детей.

    — Родительское собрание «Первый раз в детский сад»

    -Проведено анкетирование «Давайте познакомимся!»

    В течении всей адаптации родители активно принимали участие в жизни группы и ДОУ : в оформлении группы , участвовали в выставке «Дары Осени», участвовали в подготовке к утреннику «Осень».

    Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    Мы можем заявить, что все практически все детки справились с трудным этапом в своей жизни- с поступлением в детский сад и уже активно участвуют во всех режимных моментах, в занятиях, в общении и играх со сверстниками и взрослыми.

    В дальнейшем мы планируем:

    — Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

    — Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

    — Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

    — Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

    источник

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    по результатам диагностики

    психологической адаптации детей к условиям ДОУ

    1. Учреждение: МАДОУ д/с №1 «Ласточка» группа № 6 первая младшая в количестве 22 воспитанников (5 – не посещают д/с).

    2. Причина исследования : плановое: оценка уровня адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    3 . Диагносты : педагог-психолог – Шпилевая И. Е.

    4 . Сроки проведения исследования : октябрь – ноябрь 2016 г.

    5. Методы : лист психологической адаптации (наблюдение воспитателя) .

    С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре-ноябре 2016 года проведено исследование процесса адаптации вновь поступивших детей ясельного возраста. Для исследования применялось наблюдение поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития. Обследовались вновь поступившие в ДОУ дети первой младшей группы №6, в количестве 17 человек из 22 (по списку) – 5 детей детский сад не посещали.

    Изучались и анализировались следующие параметры: эмоциональное состояние, послеполуденный сон и аппетит в условиях дома и детского сада, навыки самообслуживания, социальные контакты со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакции на изменение привычной ситуации. Данные показатели оценивались по 3-х бальной системе:

    3 балла — положительные показатели;

    2 балла — неустойчивые показатели;

    1 балл — отрицательные показатели.

    Степень адаптации ребенка определялась следующим образом:

    легкая – до 15 дней 16-20 баллов

    средняя – 15-25 дней 15-11 баллов

    тяжелая – более 25 дней 10-7 баллов

    Количественный анализ результатов диагностики

    По результатам качественного и количественного анализа результатов можно сделать следующие выводы:

    Из 17 обследованных детей, 5 ребят (23%) легко прошли период адаптации к ДОУ, что говорит о том, что эти дети были в течение всего адаптационного периода жизнерадостны, подвижны, охотно шли на контакт со взрослыми и детьми, у них был хороший аппетит и спокойный сон.

    У 9 детей (41%) наблюдался средний уровень адаптации. Такие дети иногда бывали задумчивы, замкнуты, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный.

    У 3 (13%) из обследованных детей выявлены признаки сложной адаптации, которая протекает более 5 недель и осложняется проблемами нервно-психического развития, серьезными нарушениями аппетита, сна, коммуникации. Причинами тяжелой адаптации у детей могли стать нерегулярность посещения детского сада и глубокая привязанность к маме, неудовлетворенность матери общением с воспитателем и родительским составом группы.

    Один ребенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

    Из троих детей имеющих признаки тяжелой адаптации, близнецов Б. и М. родители решили оставить дома еще на некоторое время, чтоб вернуться в д/сад, когда мальчики подрастут. Родители третьего ребенка с признаками тяжелой адаптации, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

    Во время всего периода адаптации педагогом психологом проводилась работа по программе Роньжиной А.С. « Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

    Двое детей с выявленной тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада, занятий педагога-психолога не посещали по причине нерегулярности посещения детского сада.

    «Уровень психологической адаптации детей первой младшей группы

    (на начало 2016-2017 уч.года)»

    Анализируя качественные показатели по группе можно сказать о том, что в первой младшей группе осложняющими адаптацию факторами стали :

    нерегулярность посещения детского сада;

    неготовность детей расстаться с мамой;

    недостаточно сформированные навыки самообслуживания;

    неготовность детей идти на контакт со взрослыми и сверстниками;

    неприязненное отношение родителей к воспитательскому и родительскому составу группы.

    Выводы: Таким образом, преобладание легкого и среднего уровня адаптации у обследованных детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей, а также преемственности в работе педагогов, психолога, родителей.

    Для детей, которые очень тяжело переживает разлуку с мамой хорошим подспорьем может стать небольшой альбом с фотографиями близких людей – мамы, папы, бабушек, дедушек, домашних питомцев .

    Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.

    Не водите ребенка в сад если он болен, это оставляет отрицательные впечатления ребенка о д/с, как о месте где чувствуешь себя плохо.

    Читайте также:  Правильно сдать анализ копрограмму детей

    Вводите режимные моменты дня ДОУ в режим дня ребенка дома.

    Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша.

    Дома следует побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

    Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.

    Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

    Правильно организуйте игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок – ребенок».

    Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    мальчики близнецы, у них наблюдалось активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), напряженность. Мама оставалась с детьми в группе, приводила их на прогулку, затем посещения детского сада стали нерегулярными, а затем и вовсе прекратились. В течение пребывания детей в детском саду сроком в месяц дети так и не смогли адаптироваться.

    в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

    в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

    у ребенка отсутствует активность, хныканье, отказ от активных движений, подавленность, напряженность. Родители ребенка, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

    в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

    в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

    ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней. Р ебенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

    источник

    Наталья Никитина
    Анализ результатов адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада

    Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ- с 2 часов до перехода на полный день.

    Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:

    1. Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе соответственно возрастной норме, адекватно ведет себя в коллективе, не более в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.

    2. Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца,

    ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью5 – 10 дней без осложнений, есть признаки психического стресса.

    3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма, могут проявиться стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – то, сидит в приемной, зовет маму и т. д.)

    Объективными показателями окончания периода адаптации у детей является глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

    По окончании периода адаптации выявлены следующие результаты:

    На 2014-2015 учебный год списочный состав составляет 24 ребенка. Количество вновь поступивших детей – 13 человек. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    В легкой форме к условиям ДОУ адаптировалось 4 ребенка, что составляет 30,8% от общего числа детей. Они почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. В общении с взрослыми и сверстниками активны и эмоциональны. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

    7 детей со средней степенью адаптации, что составляет 53,8%, дети переболели по 1 – 2 раза; у них наблюдались признаки тревожности: плаксивость, упрямство, капризность, боязливость, не желание общаться и играть как с детьми, так и с взрослыми, отказ от сна или приема пищи. Но по истечению 2 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались. Общий эмоциональный фон и поведение детей улучшилось.

    У двоих детей (15,4%) адаптация прошла тяжело. Это связанно с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленностью к режимным моментам детского сада, отсутствием единства требования в воспитании ребенка в семье. По истечению 3 месяцев у детей поведение нормализовалось.

    На 2015-2016 учебный год списочный состав составляет 25 детей. Отмечается наличие легкой, средней и тяжелой степени адаптации к детскому саду.

    Количество вновь поступивших детей – 15 человек. Из них – 6 детей с легкой степенью адаптации, что составляет 40%. Период адаптации прошел спокойно, без каких-то срывов, без нарушения сна и частых заболеваний.

    8 детей (53,3%) со средней степенью адаптации, у детей наблюдалось сильная привязанность к родителям; нарушался сон и аппетит; снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны. Но по истечению определенного времени поведение детей нормализовалось и самочувствие улучшилось

    Один ребенок (6,6%) с тяжелой степенью адаптации к детскому саду, у ребенка сильная привязанность к маме, низкий уровень навыков самообслуживания; наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность. По истечении 3 месяцев показатели физического и психического здоровья нормализовались.

    Для того чтобы дети быстрее привыкали к новым условиям и с удовольствием посещали детский сад, к детям осуществлялся индивидуальный подход. Мной было проведено анкетирование с целью того, чтобы ребенок успешнее адаптировался к новым создавшимся условиям. С родителями налажен тесный контакт.

    В ходе адаптационного периода с родителями проводились индивидуальные беседы, давались рекомендации. Подготовлена стендовая информация для родителей «Ваш ребенок идет в сад», «Кризис трех лет», «Что делать родителям, чтобы пережить кризис трех лет?». Проведены родительские собрания на тему «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

    Адаптация детей к условиям детского сада Адаптационный период делится на 3 этапа 1. Подготовительный. Начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. 2. Основной. Главная.

    Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Как замечательно, что Вам доверили малышей раннего дошкольного возраста. До прихода в дошкольное образовательное учреждение малыш находился.

    Анализ результатов индивидуальной работы за 2015–2016 учебный год воспитанника 6 группы с ОВЗ Ранее мною были представлены: «Скоординированный перспективный план коррекционно-развивающей работы по воспитательным блокам на 2015-2021.

    Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

    Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада Автор: Безгодова Любовь Николаевна воспитатель МАДОУ д/с №89, г. Тюмень высшая категория Дошкольный возраст является важнейшим периодом,.

    Проект по адаптации детей к условиям детского сада «Ваш малыш пришел в детский сад» Актуальность проекта Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Форма проведения: семинар – практикум. Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: • познакомить родителей.

    Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие детей и взаимодействие детского сада с семьей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно.

    Сценарий праздника «Мама-солнышко мое» для детей первой младшей группы. СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА К 8 МАРТА В 1 мл. гр. Вед: Пригласили в гости к нам мы дорогих, любимых мам! Обещаем, обещаем, здесь не скучно будет вам.

    Совместное мероприятие первой младшей группы детского сада со старшей группой «Читаем сказки К. И. Чуковского» В нашем детском саду ведется работа по преемственности поколений между первой младшей группой и старшей (идет интересное общение между.

    источник

    Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

    1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

    2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

    Задачи экспериментальной работы:

    Использовались следующие методы исследования:

    Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

    Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

    По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

    Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Ходит с удовольствием 50,6
    Не желает идти
    С вечера хочет идти 6,9
    Не желает идти утром 30,0
    По настроению (свой вариант ответа) 12,5
    Итого

    Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

    Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Не соответствие домашнего режима с режимом в детском саду 6,9
    Некаждодневное посещение 24,7
    Близкие взаимоотношения родителя и ребенка 30,0
    Ранний подъем (другой вариант ответа) 38,4
    Итого

    По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

    Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Родитель
    Воспитатель и младший воспитатель 6,9
    Совместные усилия воспитателей и родителя 93,1
    Итого

    Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

    На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

    Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    образовательное учреждение, где ребенок развивается 6,9
    место, где дети под присмотром
    подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом 93,1
    другой вариант ответа
    Итого

    Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

    Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    Да 45,2
    Нет 5,2
    Не акцентировали внимание на этом 49,6
    Итого

    По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

    На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Каждый раз как первый раз.

    — Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

    — Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

    — Пока болеет хочет в детский сад.

    — За период болезни отвыкает и капризничает.

    — Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

    — Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

    — Уже привык, скучает и просится в детский сад.

    — Возвращаемся к периоду привыкания заново.

    — Ребенок отвыкает от детского сада.

    — Адаптация начинается с нуля.

    — Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

    Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

    Варианты ответов Результаты
    Кол-во чел. %
    С пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, и в детском саду есть медицинский работник 48,9
    Категорически отрицательно 35,2
    В зависимости от степени болезни, если сильно то отрицательно (свой вариант ответа) 15,9
    Итого

    По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

    На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Настраивать ребенка на детский сад.

    — Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

    — Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

    — Настраивать ребенка на положительные эмоции.

    — Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

    — Организовать режим как в детском саду.

    — Прогуливаться возле детского сада.

    — Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

    — Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

    — Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

    — Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

    — Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

    — Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

    — Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

    — Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

    — Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

    — Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

    Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

    Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

    По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

    Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

    Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

    В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

    Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

    — Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

    — Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

    — Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

    — График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

    Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

    Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

    Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

    На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

    Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

    Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

    Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

    Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

    Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

    Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

    Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

    Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
    Легкая От 5 дн. до нед. +12…+8 А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий
    Средняя От 15 дн. до 3 нед. +7…0 А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний
    Усложненная От 25 дн. до 5 нед. -1…-7 А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный
    Дезадаптация Более 5 нед. -8…-12 А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация

    Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

    1) Эмоциональное состояние ребенка.

    +3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

    +2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

    +1 Иногда задумчив, замкнут.

    Легкая плаксивость, хныканье.

    Плачет за компанию; плач приступообразный.

    Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

    2) Социальные контакты ребенка.

    +3 Много друзей, охотно играет с детьми.

    +2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

    +1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.

    Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

    Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

    Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

    +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

    +1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

    Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

    Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.

    +3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

    +2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. Сон спокойный.

    +1 Аппетит выборочный, но насыщенный. , но недолго.

    Отвергает некоторые блюда, капризничает.

    Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.

    Отвращение к еде, кормление мучительно.

    Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

    — охотное общение с другими детьми,

    — адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

    — нормальное эмоциональное состояние.

    Результаты анализ адаптационной карты детей представлены в таблице 2.9.

    Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 36,8% детей, средний — у 47,4%, сложный — 10,5%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 5,3%.

    Таблица 2.9 Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

    Уровень Число детей %
    Высокий (до 1 недели) 36,8
    Средний (до 3 недель) 47,4
    Сложный (до 5 недель) 10,5
    Дезадаптация (более 5 недель) 5,3

    Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

    источник

    Анализ результатов адаптации детей

    Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми. А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад. На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

    На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

    Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

    помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    -определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

    -проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

    -анализ результатов адаптации;

    -преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    -формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

    детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

    -снятие эмоционального и мышечного напряжения;

    -снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

    -развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

    В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно — развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

    общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа. Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки. В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

    процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама. Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада. Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

    результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

    64 % детей — лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

    28 % детей — средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

    и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

    8 % детей — тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности — у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

    Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации. У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

    Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям — стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

    группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по — настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

    В дальнейшем мы планируем:

    Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

    Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

    Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

    Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

    источник

    Юлия Слаутина
    Аналитический отчет «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».

    Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за межаттестационный период (2005-2010гг.)

    1. Вычленить проблемы профессиональной деятельности в межаттестационный период 2005 -2010гг.

    2. Описать способ решения выявленных проблем и полученный результат.

    3. Проанализировать условия получения результата и установить причинно-следственные связи между результатами и условиями.

    4. Выявить противоречия, возникшие в межаттестационный период.

    5. Спроектировать пути решения на следующий межаттестационный период.

    6. Дать оценку эффективности своей профессиональной деятельности.

    Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому распорядку дня, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

    От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.

    И потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребёнку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

    Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил мне сформулировать проблему моего исследования следующим образом: каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ? Ее решение составило цель моей работы.

    Задачи, решавшиеся мной в ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации, анкетирование, наблюдение и беседа).

    Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу исследования: успешная адаптация детей 1 — 3 лет к условиям ДОУ, будет в том случае если:

    — будут проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада;

    — будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

    — будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

    Перед тем как приступить к практической части своего отчёта, хотелось бы поподробнее остановится на понятии адаптация.

    Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

    Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

    О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н. М., Тонкова — Ямпольская Р. В., Шмидт — Кольмер Е.

    Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Требуется какое-то время для приспособления семьи к новым жизненным обстоятельствам. Обычно это время условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный.

    Самые серьёзные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная реакция, как ребёнка, так и его родителей. Поведение ребёнка в это время очень волнует родителей, потому что малыш может капризничать, плохо есть и спать, он может быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плачущим.

    Читайте также:  Повышение ацетона у детей анализы

    Часто бывает, что ребёнок как бы забывает многое из того, чему он научился: становится менее самостоятельным, чаще оказывается мокрой его постель. Но самое печальное – это нескончаемые простуды. Родители в растерянности. Бывает, что их эмоциональная реакция на поведение ребёнка только усугубляет ситуацию. Родители часто не могут помочь своему малышу потому, что сами нуждаются в помощи, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации. Взрослые оказываются втянутыми в экспериментирование, они пробуют по-разному влиять на ребёнка. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о трёх вариантах адаптации: лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

    При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Он начинает адекватно вести себя в коллективе и не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.

    При адаптации средней тяжести сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии ребенка нормализуется в течение полутора месяцев. На протяжении первого месяца посещения ДОУ у ребенка, как правило, возникает однократное заболевание, ребенок отсутствует по болезни 7-10 дней. Если ребенок не заболевает, но его поведенческие реакции нормализуются только к концу месяца, то, очевидно, и в этом случае выраженность психического стресса позволяет говорить об адаптации средней тяжести.

    Тяжелая адаптация может протекать в двух формах. У некоторых детей наблюдаются частые повторные заболевания, как правило, респираторные, в ряде случаев приводящие к осложнениям (отиту, бронхиту, пневмонии). Вес неустойчив – стабильная прибавка веса затруднена в связи с повторными заболеваниями. При этом период адаптации длится свыше полутора месяцев. Тяжелая адаптация отражается и на показателях развития и состояния здоровья. При этом ребенок длительное время находится в фазе патологической адаптации, так как чаще всего сразу после выздоровления вновь заболевает. Вторая форма тяжелой адаптации выражается в длительном неадекватном поведении, граничащем с преневротическом состоянием. При этом поведение детей не нормализуется иногда в течение полугода.

    Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности.

    Одни дети, у которых опыт общения сводился к минимуму, при поступлении в детский сад плачут, вырываются из рук, стремятся отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Нервозность, слезы мешают им правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

    Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, и это позволяет ему не следовать постоянно за взрослым, как в первое время, а самому находить себе занятие.

    Контакты детей с ровесниками складываются позднее, чем общение с взрослыми. Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними.

    Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только с взрослыми, являющимися членами семьи, но и со сверстниками.

    На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип.

    Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания.

    Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка.

    Одним из факторов, который важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье.

    За межаттестационный период провела три адаптационных процесса. Данные адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в 2006 году:

    Подготовка ребенка к поступлению в детский сад начинается за три – четыре месяца до приёма в группу. Получив от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, проводится первичное знакомство с семьями этих детей и согласовывается с родителями удобное для них время посещения.

    Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени – это первый критерий прогноза адаптации. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество. С такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.

    Цель первой встречи с семьёй (педагогический патронаж на дому): провести анкетирование, диагностику уровня возможной адаптации; познакомить родителей с условиями поступления ребёнка в ДОУ.

    Задача: проанализировать отношения взрослых и ребёнка в семье; выявить образовательные потребности родителей.

    Идя к своим будущим воспитанникам, брала с собой заранее приготовленные приглашения и памятки, бланки анкет «Анкета — знакомство», «Готов ли ваш ребёнок к поступлению в ДОУ».

    В ходе встречи не только знакомилась с членами семьи будущих воспитанников, но и выявляла особенности семейного воспитания:

    — доверяют ли родители ребёнку;

    — поддерживают детскую инициативу или подавляют;

    — рассказывая о ребёнке, говорят ли «мы» вместо «он»;

    — легко ли вступают в контакт;

    — насколько готовы родители к сотрудничеству;

    — соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения).

    Во время беседы интересовалась, какую информацию по вопросам воспитания, поведения и развития детей хотели бы получить родители от педагогов ДОУ.

    Затем, за 10 — 15 дней до начала приема детей в группу проводила родительское собрание «В первый раз в детский сад», на котором присутствовали сотрудники ДОУ (администрация, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старшая медицинская сестра).

    Цель: познакомить родителей с участниками педагогического процесса, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием в ДОУ.

    Задача: установить доверительный контакт с родителями.

    На собрании родители знакомятся с режимом работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально — типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни.

    Руководитель ДОУ знакомит родителей с нормативно-правовыми документами детского сада: лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации ДОУ основными разделами Устава ДОУ, Положения о детском саде. Родители получают информацию: адаптационный период проходит под контролем медико-педагогической службы с участием педагога-психолога и для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых — родителей, воспитателей, медицинских работников, педагога – психолога, социального педагога. Проводится экскурсия по детскому саду. Родители знакомятся с музыкальным залом, медицинским кабинетом, кабинетом для проведения массажа, изолятором, кабинетом учителя — логопеда, социального педагога, группой. В процессе её они получают ответы на все интересующие их вопросы.

    Старший воспитатель рекомендует: до прихода детей в детский сад дни формировать у них положительное отношение к нему. Рассказывает о задачах адаптационного периода.

    Родители получают профессиональные консультации от педагогов специалистов (социального педагога, педагога — психолога).

    Старшая медицинская сестра даёт пояснения по проведению профилактических мероприятий с детьми, о рационе питания, щадящем режиме в домашних условиях и почему дети могут заболеть в период адаптации.

    Детей нового набора принимала постепенно:

    — не более трёх малышей в неделю, с прогнозируемой лёгкой и средней тяжести адаптацией;

    — 1 ребёнок в неделю с прогнозируемой «тяжёлой» адаптацией.

    На начало недели приход новых детей не планировала, особенно с тяжёлой формой адаптацией.

    Во время адаптационного периода использовала гибкость в режимных процессах: принимала детей сначала на 1 – 2 часа, затем удлиняла время пребывания с учётом того, как быстро ребёнок привыкает.

    К детям проявляла индивидуальный подход, особенно к чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

    Предварительная работа с семьей дала положительные результаты адаптации (за месяц вся группа сформировалась).

    Дети, которые комфортно себя чувствовали в первой половине дня, оставались на сон и вечернее время.

    Как мною отмечалось ранее необходимо создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в ДОУ. Ребёнок должен с желанием идти в детский сад и если он с первых дней почувствует атмосферу тепла и доброжелательности, то исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. При создании предметной среды мною учитывались особенности физического и психического развития детей до трёх лет, требования ГОСТА.

    В педагогическом блоке создана естественная, комфортабельная, уютная, рациональная, организованная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Предметно-развивающая среда имеет домашний вид и уют. В то же время она создана с учётом развития ребёнка по всем направлениям: физическому, познавательному, социально-личностному. Среда очень мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

    Игрушки находятся в местах, доступных для детей.

    Хочется отметить, что в группе много игровых двигательных модулей. Это технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Есть машины, на которых дети могут кататься сами. Они дают детям возможность активно двигаться.

    Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно — сосудистой, дыхательной, костно-мышечной, нервной.

    Следует отметить, что двигательная активность моих воспитанников оказывала положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивалась эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

    Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывали положительное влияние на развитие речи.

    Во время ходьбы, лазания, бега и других движений в группе и на прогулке ребёнок сталкивался с целым рядом предметов, познавая их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). Малыш учился ориентироваться в пространстве, овладевая такие понятия, как «далеко», «близко», «высоко», «низко».

    Правильно организованная двигательная активность способствовала формированию личности ребёнка. У малыша появились такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, смелость и разумная осторожность

    Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. В том числе и игровой.

    Считаю, что играть с ребёнком надо с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее шли в группу, мгновенно переставали плакать, если с ними играли, если переключали их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой.

    Движения являлись одним из средств общения маленьких детей. Сначала учила каждого ребёнка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Затем объединяла в совместную деятельность двоих, а потом и нескольких детей. В играх с движениями это было сделать значительно проще, чем в любой другой деятельности.

    Например, дети прокатывали, передавали мяч друг другу или в «машине» (обруче) «ехало» двое – водитель и пассажир.

    Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе.

    Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключала его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводила увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Тем самым у них вырабатывалась ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    В период адаптации применяла метод «песочной терапии». Как известно, песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Он имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

    Первые контакты детей друг с другом происходили в песочнице.

    Опыт моей педагогической деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование часто несёт в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

    Поэтому в период адаптации проводила с детьми игровые занятия, с использованием нетрадиционных техник рисования.

    При обучении детей 1 – 3 лет рисованию, активно использовала игру: обыгрывала сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождала рисование эмоциональным комментарием, использовала стихи, потешки и т. д. Такой метод обучения позволял заинтересовать малышей, создавал необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

    Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.

    При отслеживании течения адаптации каждого ребёнка в 2010 году удалось достичь определённых результатов:

    Все изложенное выше позволяет сделать вывод о педагогической эффективности охарактеризованного комплексного подхода к решению проблемы адаптации, по переходу от семейного воспитания к общественному. В 2010 году увеличилось число детей с лёгкой степенью адаптации на 9%.

    Практика работы с семьями, дети которых начинают посещать детский сад, свидетельствует, что большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. Система работы по адаптации ребёнка к ДОУ даёт положительные результаты, о чём свидетельствуют отзывы родителей в СМИ «Малышевская газета» (№28 от 11.07.08, №18 от 07.05.10).

    В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме добилась положительных результатов и в образовательной деятельности.

    Данные мониторинга 2005г. — 2010 г. показали положительную динамику освоения программного материала по направлениям развития, которая в 2010 году в сравнении с 2005 годом составила:

    — физическое развитие с 87% до 100% (+13%);

    — социально-личностное развитие c 93% до 100% (+ 7%);

    — познавательно-речевое c 87% до 100% (+ 13%);

    — художественно-эстетическое развитие c 87% до 100% (+ 13%).

    Исходя из этого можно констатировать следующее:

    — мною созданы условия для первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

    В своей педагогической деятельности за 2005 – 2010 г. г. столкнулась с рядом противоречий:

    — между формами обучения и индивидуальным темпом речевого и познавательного развития ребёнка;

    — между методологическими подходами традиционной программы и использованием в педагогическом процессе новых форм организации занятий. Исходя из выше сказанного, ставлю перед собой цель на следующий межаттестационный период:

    Разработать и систематизировать использование в педагогическом процессе всего многообразия игр для формирования познавательно-речевой деятельности ребенка.

    1. Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Обеспечить взаимосвязь игры с познавательно – речевой деятельностью детей.

    3. Создать условия для развития у детей самостоятельной игровой деятельности.

    — формирование связной речи ребенка, его речевого творчества через игровую деятельность;

    — формирование игрового опыта детей на основе расширения и углубления знаний об окружающем;

    — овладение родным языком в процессе игры;

    — формирование предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

    Разработана и внедрена система использования в педагогическом процессе игр, способствующих познавательно-речевому развитию детей.

    На основании всего изложенного в моей работе можно сделать вывод, что детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. На первый план, по моему мнению, должно выступать взаимодействие с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Семейное и общественное воспитание – две стороны процесса воспитания в интегративном взаимодействии. И, действительно, как показывает опыт моей работы, постепенное вхождение ребёнка в детский сад и комфортная его адаптация к детскому саду формирует у него чувство защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

    Обучение детей должно строится как увлекательная программно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Педагогический процесс также включает организацию самостоятельной деятельности детей. С этой целью создаётся развивающая педагогическая среда, организуются педагогически целесообразные взаимодействия взрослого и ребёнка. Поэтому мною был сделан вывод, что заботы о детях у педагога должны быть связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Считаю, что в условиях развивающей среды ребёнок должен реализовать своё право на свободу выбора деятельности.

    Что касается вопроса о нетрадиционных техниках рисования, то в своей практике учу детей, в первую очередь, исследовать, размышлять, манипулировать идеями. Такая свободная игра подготавливает почву для творчества, а искусство непосредственно стимулирует творческое мышление, умение собирать информацию, анализировать ситуацию и преобразовывать её.

    Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

    Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по «Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».Адаптация.

    источник