Меню Рубрики

Анализ речи воспитателя и детей

Аналитическая справка по теме: «Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»
материал по логопедии ( группа) по теме

В справке представлены требования к речи воспитателя и анализ соответствия речи воспитателей требованиям, а также даны рекомендации воспитателям по данной теме.

«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г.

по результатам тематического контроля по теме:

«Выполнение требований к речи воспитателя детского сада педагогами ДОУ»

Цель проверки: выявление соответствия речи воспитателей ДОУ требованиям, предъявляемым к речи педагогов.

Задачи: проведение анализа правильности речи воспитателей и оказание помощи в повышении грамотности и совершенствовании качеств речи педагогов.

Сроки проведения: 14 по 18 марта 2016г.

Анализ проводил учитель-логопед Стуенко Т.Г.

Форма контроля: наблюдение за педагогами в период НОД и в неорганизованной деятельности

Оценка речи воспитателей проводилась по следующим критериям:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам.
  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.

В ходе наблюдения за речью воспитателей хочется отметить, что речь некоторых воспитателей отличается четкостью, грамотностью, выразительностью, доступностью в соответствии возрасту детей, богатством языкового материала, что соответствует требованиям к речи педагога.

Однако, в результате проведения тематического контроля были выявлены и недочеты речи, отмеченные в процессе наблюдения за педагогами разных возрастных групп в период НОД и в неорганизованной деятельности:

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия);

Монотонность речи, утомляющая детей и снижающая их интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (переходящая в крик).

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении:

  • Употребление в речи слов – паразитов;
  • Неправильное употребление слов, например – ложить и класть.

(можно – положить, сложить, уложить, приложить т.е.- использование основы с приставками, а вот слово класть с приставками не используется).

  • застегай – вместо застегивай, ворачивайся – вместо возвращайся
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Ангелиночка, Катенька ,головки, ручки; убери чашечку со столика и т.п.);
  • Засоренность речи лишними словами (так, ну, вот, значит);

употребление в речи сложных новых слов, не учитывая возраст детей.

речь детей не контролируется, не исправляются ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

педагоги редко дают речевой образец детям, и не всегда проверяют, как овладели им дети.

воспитателям следует обратить внимание на следующее:

  • Следить за ясностью, четкостью и отчетливостью речи, т.е. за дикцией;
  • Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
  • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
  • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
  • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
  • Разговаривать с детьми спокойно, уравновешенно, вежливо, используя слова -пожалуйста, спасибо. При необходимости (шум в группе), следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
  • педагогам соблюдать чистоту собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
  • использовать различные средства выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), что способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
  • Педагогам следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому необходимо постоянно обогащать свой лексикон, что поспособствует расширению словарного запаса детей и поможет сформировать у них навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
  • формировать у детей культуру речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
  • связно, интересно, в доступной форме доносить до детей то или иное передаваемое в речи содержание, что является необходимым качеством речи педагога;
  • Последовательно излагать мысли, не загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами, т.к речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;
  • использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а не ограничиваться употреблением только простых предложений,
  • При рассказе выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. (Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия)

Во время НОД воспитатели широко пользовались вопросами как приёмом обучения детей.

Выявилось, что воспитатели не всегда могут правильно сформулировать и задать правильно вопросы детям, поэтому дети, как правило, не дают верных четких ответов.

Вопрос воспитателя —очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

И потому основными рекомендациями для воспитателей при постановке вопросов являются:

— внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки;

— доступность пониманию детей, целенаправленность;

— соблюдение последовательности в постановке вопросов.

Также воспитателям рекомендовано предъявлять требования к речи детей :

1. Давать речевой образец детям, и проверять, как овладели им дети.

2. Воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения).

3. Систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки звукопроизношения и лексико-грамматического характера.

4. Воспитателям рекомендовано уделять серьёзное внимание речи детей как на

занятиях, так и в повседневной жизни.

По результатам тематической проверки соответствия речи воспитателей требованиям:

— педагоги были ознакомлены со всеми требованиями к речи, рекомендовано их соблюдение

— постоянно совершенствовать качество своей речи, так как именно речь воспитателя – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

http://dohcolonoc.ru Раздел «Консультации для воспитателей детского сада»Педагогический совет — брифинг«Реализация федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной .

Этот план поможет воспитателю составить проблемно-ориентированный анализ реализации ООП ДО по итогам работы за учебный год.

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении.

В статье представлен план-схема написания календарного плана воспитателя ДОУ в соответсвии с требованиями ФГОС.

Деловая игра направлена на повышение уровня грамотности, ясности, выразительности и эмоциональности речи педагогов ДОУ.

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона.

источник

Русский язык — один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят «великий, могучий»! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина — 21 тыс., Н.В. Гоголя — 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Эллочки — «Людоедочки» — 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!). Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема — низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

В настоящее время известна поговорка «Слово — визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические и практические изыскания посвящены в основном профессиональному становлению и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.

Работая многие годы непосредственно с речью детей дошкольного возраста, наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.

Так, проблему обогащения опыта воспитателей и активизации их коммуникативно-речевых умений мы решили практически, организовав методическую работу в МОУ.

Цель работы: достижение высокой культуры речи педагогов через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

Задачи:

  • строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
  • владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
  • Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Является не только нравственным и общественным долгом каждого педагога, но и методической службы нашего ДОУ.

    В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада — формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому к речи педагогов нашего ДОУ были предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривалась в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Для реализации выделенных задач были намечены этапы работы методической службы ДОУ.

    Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. Исходя из этого на подготовительном этапе работы педагогам ДОУ было рекомендовано продумать и создать обстановку в пределах детского сада и группы, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно». Для решения проблемы повышения культуры речи на педагогической консультации были выделены компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.

    Компоненты профессиональной речи педагога

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
  • Требования к речи педагога

    Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

    Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

    Данный этап состоял из двух ступеней.

    1 ступень — анализ речи воспитателя в педагогическом процессе. Оценивался в трёх направлениях и фиксировался в разработанных картах:

    содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

    безупречная правильность формы (как говорит);

    возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

    Анализ включал в себя следующие моменты: о чем полезном, новом, нужном воспитатель сообщил детям, что упустил или исказил; какие знания, сведения воспитатель дает детям; как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей; какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических).

    Отдельному анализу подвергалась речь педагогов в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.

    Читайте также:  Метод анализа продуктов деятельности детей

    ОЦЕНКА ФОРМ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Проводилась углублённая оценка форм речи педагога, где рассматривалось следующее:

    Словарь — богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.

    Грамматическое оформление — содержание разнообразных синтаксических конструкций.

    Звуковая сторона речи — чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.

    Связная речь — умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

    Навыки публичной речи — умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а так же выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).

    Возрастная направленность — доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.

    По методике Э.Стоун проводился анализ взаимодействия педагога с детьми на занятиях. Цель которого: анализ речевых высказываний с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческих высказываний, саморегуляции. Приложение 1.

    Проводимое исследование взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях ставило цель: более полно проанализировать речевые высказывания педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческого потенциала, саморегуляции.

    Количественный и качественный анализ проводился с учётом целей наблюдения.

    Первый способ Цель: выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии.

    С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагогом. 96% воспитателей поддерживали детскую познавательную активность, что давало возможность детям проявлять собственную инициативу на занятиях. 35,7% — порицали проявление детской активности, либо старались не замечать ее и уводили разговор детей в другое направление, отвлекая их от инициативы. Отмечалась формальность, стереотипность ведения занятия у 28,6% воспитателей, это не стимулирует самостоятельность высказываний детей.

    Второй способ Цель: выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.

    Показательным для проявления познавательно-речевой активности детей являлись высказывания по собственной инициативе. Хочется отметить, что у 35,7% воспитателей дети не достаточно часто проявляли желание задавать самостоятельно вопросы; подводили к новой теме разговора, выходя за рамки заданной ситуации; проявляли творчество. Это означает, что педагог не создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии. Этот способ анализа позволил высоко оценить мастерство 28,6% воспитателей в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.

    Третий способ Цель: оценить деятельность воспитателей, с точки зрения, создания мотивационной основы учебной деятельности детей.

    21,4% воспитателей достаточно часто использовали распоряжения, приказы, указания, которым дети должны подчиниться в выполнении заданий. Делали критические замечания. Данные методы взаимодействия требуют от детей исполнительности, создают напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создают дискомфортное состояние, отрицательно сказываются на развитии мотивационной основы учебной деятельности детей. Но и частое использование 50% воспитателей похвалы и одобрения действий, ответов детей, их поведения может привести к тому, что ребёнок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов. Ведь распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. В постоянной похвале таится опасность — развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция «сверху», во-вторых, она делает человека зависимым от других. Не получив однажды похвалы за что-нибудь, ребёнок переживает тяжелое чувство неудовлетворенности. Поэтому данная категория взаимодействия с детьми, стали особым предметом обсуждения.

    2 ступень аналитического этапа, ставила цель: помочь воспитателям в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.

    Предусматривал составление и проведение плана мероприятий с использованием разных форм методической работы.

    ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    КОЛЛЕКТИВНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
    -КОНСУЛЬТАЦИИ — САМООБРАЗОВАНИЕ
    -СЕМИНАР -КОНСУЛЬТАЦИИ
    -СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ — ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ

    В данный план вошли такие виды работ по совершенствованию речи воспитателей в педагогическом процессе, как: анкетирование воспитателей, консультации, памятки для молодых воспитателей и воспитателей со стажем, тестирование, встречи в «Клубе знатоков русского языка», «Недели русского языка» и другие. Приложение 2.

    Совместно с родителями и при активном участии детей проведён литературный конкурс «Волшебное слово». Цель: воспитывать бережное отношение к родному языку, прививать детям любовь к интеллектуальной деятельности, содержательному досугу. Приложение 3.

    Взаимопосещение занятий помогло 25% воспитателей, использующих в активной речи два языка (родной и русский), избежать допускаемых ошибок в собственной речи. Так как при оформлении высказываний ранее допускались грамматические ошибки, обеднение словаря, низкая активность в общении с родителями и в публичных выступлениях. Для более полного получения результатов планируемых занятий по развитию речи педагоги составляли прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. После взаимопосещений занятие анализировали, с целью предупреждения повторения каких-либо методических ошибок.

    В ходе реализации этапов в методическом кабинете была систематизирована литература и пополнены пособия для использования в работе воспитателей с детьми по развитию речи: словари; сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы; загадки, фразеологизмы; небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика); диалектизмами. Это необходимо для достижения более высоких результатов в развитии речи детей и правильном применении речевых норм воспитателями в организации аналогичной работу с родителями, использование индивидуального общения, наглядной пропаганды.

    Проводимые аналитические исследования и мероприятия по влиянию речи воспитателей на развитии речи дошкольников, обсуждение результатов с и поиск путей их повышения способствовали росту профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

    Проведённая работа по данной теме позволила всему коллективу дошкольных работников ДОУ считать необходимым профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи для повышения качества работы в развитии речи воспитанников.

    источник

    Гульнара Нагаева
    Речь воспитателя — главное воспитание ребенка в детском саду

    Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом, может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях. Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.

    Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет лучше готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

    Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее. 1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего – в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем. 2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

    Речь воспитателя должна быть:

    1) грамматически правильно построенной, связной;

    2) с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

    3) выдержана в определенном темпе, громкости;

    4) интонационно выразительной;

    5) доступной для понимания;

    6) с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Требования к речи педагога Правильность — соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

    Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Некоторые недочеты речи педагога:

    1) торопливость речи (ускоренный темп делает ее не четкой, смазанной, трудной для восприятия)

    2) невнятность произношения;

    3) монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

    4) повышенная громкость голоса (переходящая в крик).При необходимости (шум в группе напр.)следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, заметлив при этом темп;

    5) неточность произнесения отдельных звуков или слов;

    6) нарушения лексика – грамматическое оформление;

    7) употребление в речи слов – паразитов;

    8) небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

    9) побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ; т. е. как пишем так и говорить;

    10) речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем оканьем и др. ;

    11) произнесение слов с неправильным ударением;

    12) неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

    В качестве недостатков словаря (речи)воспитателей можно назвать:

    1) часто употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, чашечка, ручки и. т. п.);

    2) засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

    3) в общении с детьми постарше подлаживание под речь детей;

    4) использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

    Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

    1) правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

    2) иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

    3) использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

    4) стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

    5) в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

    6) связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

    7) речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

    Обогащение словарного запаса для развития связной речи ребенка. Не имея словарного запаса-нет связной речи,нет динамики в развитии повествовательной и диалогической речи. Работу над обогащением словарного.

    Памятка для воспитателей. Приемы развития речи у детей в раннем возрасте. Одним из наиболее важных процессов в развитии детей раннего возраста является активизация речи и её развитие. На втором году жизни начинает.

    источник

    Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог закладывает основы культуры детской речи детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Качества речи педагога, характеризующие её культуру:

    1. Правильность, т. е. соответствие речи языковым нормам, является обязательным качеством любой речи, и речи педагога обязательно. Слушая его, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов или нестандартного построении фразы.

    2. Точность, т. е. соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено слово то, что должно быть сказано.

    3. Логичность, т. е. смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Логичность речи предполагает в первую очередь наличие в высказывании трёх смыслообразующих компонентов (начало, основная часть и конец высказывания). Не менее важное значение имеет умение говорящего правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

    Читайте также:  Метод анализа творческой деятельности детей

    4. Чистота. Иначе говоря, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Чистая речь-это речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов. Затрудняет восприятие речи педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, а также диалектных, жаргонных выражений.

    5. Выразительность, особенность речи, захватывающая внимания и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительная речь обладает такими свойствами, которые вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.

    6. Богатство, иначе говоря, умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатство речи каждого человека определяется тем, как он использует богатство языка. О богатстве языка судят и по количеству слов, по их смысловой насыщенности. Богатство речи напрямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

    7. Уместность-употребление в речи единиц соответствующих ситуации и условиям общения. Так выразительная, богатая, правильная речь потеряет все вышеперечисленные достоинства, если будет неуместной. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли определять правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

    Методы и приёмы руководства речевым развитием детей.

    Подбор методов и приёмов, а также оборудования напрямую зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Определяющим моментом организации речевой развивающей среды в каждой возрастной группе является педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития на каждом возрастном этапе детства.

    Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

    • организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (образец обращения, словесной просьбой и др.);

    • организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

    • организация самостоятельного рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

    • организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

    • Рассказы воспитателя (с цель совершенствования навыков эффективного слушания).

    • удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

    • пополнение уголка «интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты, и др.);

    • выслушивать детей, уточнение ответов, подсказка;

    • рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

    • активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

    Старшая и подготовительная к школе группы:

    • с речи как средства общения (знакомства с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

    • целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказывания в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);

    • организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением);

    • создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).

    Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:

    1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.

    2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.

    3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.

    источник

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

    Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, потому, что дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

    Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

    Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к пяти-шести годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться, правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения». Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговорно-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе. Речь должна быть эталоном для детей. Она оценивается ее с трех сторон:

    1. содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

    2. безупречная правильность формы (как говорит);

    3. возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

    Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходима богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т.п. 0 бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам). В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.

    Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, яркая эмоциональность речи. Прежде всего, заведующая и методист должны помочь педагогам в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.

    В методическом кабинете детского сада должны иметься словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика), диалектизмами. Заведующая помогает воспитателям организовать аналогичную работу с родителями, советует, как надо использовать индивидуальное общение, наглядную пропаганду. С нянями заведующая также проводит серьезную работу — разъясняет, что няня — помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

    Каждый педагог дошкольной организации должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

    источник

    Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

    Значение культуры речи воспитателя детского сада

    М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    качество языкового оформления речи;

    ценностно-личностные установки педагога;

    четкий отбор информации для создания высказывания;

    ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

    Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

    Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

    Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

    Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

    К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

    Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

    1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

    2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

    3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

    Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях

    На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

    Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

    Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

    Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

    Доступность вопроса зависит также и от его формулировки.

    Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитательницы впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным.

    Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

    Воспитательница должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

    Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9719 — | 7631 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    Анализ непрерывной образовательной деятельности в дошкольной группе МБОУ «Вещевская ООШ»

    Образовательная область: «Речевое развитие»

    Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

    Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

    Читайте также:  Микоплазменная инфекция у детей анализы

    Цель занятия направлена на решение следующих задач:

    Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

    Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

    Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

    Развивать интерес к речевым занятиям.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

    Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

    Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

    общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

    комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Осень»).

    В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

    2. Наблюдение за ходом занятия

    Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

    Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

    В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.

    В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

    3. Использованные методы и приемы

    В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

    сосредоточения и привлечения внимания;

    активизации речи и познавательной активности;

    активизации самостоятельности мышления.

    Использование детского опыта;

    развитие творческих способностей;

    самоконтроль и взаимоконтроль.

    В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

    Вопросы педагога носили развивающий характер.

    На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

    4. Анализ деятельности воспитателя

    В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

    с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

    речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;

    педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

    педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

    воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

    педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

    стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

    стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

    источник

    Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

    Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

    Таким близким человеком, с которым непосредственно связан реб енок в детском саду, является воспитатель.

    Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — вс е является образцом для детей.

    Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку.

    Какие же требования нужно предъявлять к речи воспитателя?

    Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее:

    Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребенка с воспитателем.

    На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

    В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общении с детьми: воспитатель разговаривает с детьми небрежно, Неграмотно, невыразительно.

    Вот один из примеров: «Эти мячи ты взял со старшей группы, отнеси их туда», — говорит воспитатель детям. Рядом стоящие дети утверждают: «И Нина взяла со старшей группы скакалку». Так неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь.

    Иногда воспитатель употребляет специально педагогические, непонятные детям термины: «Сейчас будем заниматься дидактическими играми». Нередко воспитатель допускает ненужную авторитарность в обращении к детям: «Вова, я тебя сейчас удалю из группы». Или: «Люся, мне не нравится, как ты сидишь».

    Этими замечаниями педагог не воспитывает ребенка, не учит его овладевать нужными навыками поведения в любой обстановке, а фиксирует внимание только на себе.

    Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

    Смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. По отношению к малышам надо избегать замечаний и вместе с тем следует разговаривать с ними более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми.

    Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: «Возьми со старшей группы!» (здесь предлог Ї «из» заменяется Ї «со»). Ї «Не ложь сюда» (вместо Їне клади).

    При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.

    Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель.

    Речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

    Приобретенные на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни. Применяя образец в обучении детей русскому языку, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем у них интерес к слову. Но это может быть осуществлено только тогда, когда воспитательница выразительно, образно сообщает детям материал, опирается на их чувства. Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

    Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении. Требования, предъявляемые к речи воспитателя в повседневном общении, обязательны и при проведении занятий.

    Речевой образец воспитателя на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач в работе по языку.

    При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет — особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

    • а) при работе с картинкой;
    • б) при пересказе;
    • в) при рассказывании из личного опыта;
    • г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

    Методика применения образца в обучении детей рассказыванию разнообразна.

    младшей и средней группах при рассматривании картинки и рассказывании по ней всегда надо исходить от образца воспитателя, так как малыши еще не владеют самостоятельными навыками рассказывания.

    старшей же группе на первом занятии с картинками образец воспитателя необходим, а на следующих занятиях по этой же картинке его можно не применять.

    Слушая рассказ воспитателя по картине (старшая группа), дети могут целиком подражать образцу, а могут говорить своими словами. И в том и в другом варианте есть свои положительные стороны: повторяя образец воспитателя, ребенок учится правильным оборотам, которыми он еще самостоятельно не владеет; рассказывая же своими словами, не искажая смысла картины, ребенок привлекает свой речевой опыт.

    Воспитатель, зная индивидуальные стороны детей, использует при проведении работы тот или иной прием. Как проводится, например, работа с картинкой. После самостоятельного рассматривания картинки и анализа е по вопросам воспитатель дает детям короткий связный рассказ, не отступая от изображения, рассказывает только о том, что нарисовано на картине.

    Воспитательница предлагает детям повторить рассказ. В этом случае дети упражняются в воспроизведении образца воспитателя. И это имеет большое значение: дети учатся грамотно строить предложения, упражняются в связной речи.

    В творческом рассказе воспитателя допускается не только описание того,

    что изображено на картине, но и предположения о том, почему и как произошло событие.

    Образцом может служить литературное произведение. Значение такого образца заключается в том, что дети, повторяя литературное произведение, учатся правильным оборотам речи, более глубоко понимают содержание рассказа.

    Образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре. При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

    Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

    • 1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
    • 2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).
    • 3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Серьезное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях.

    В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.

    На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приемом обучения детей.

    Действительно, роль вопроса очень велика: прежде всего, вопрос собирает и направляет внимание детей.

    Неправильно поставленный вопрос отвлекает внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном. Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею.

    Не менее важное значение вопроса в том, что он будит детскую мысль. Но для этого вопросы должны стимулировать работу детской мысли.

    Большое значение имеет вопрос как средство повышения у детей умения слушать. Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать.

    Наконец, значение вопроса еще в том, что вопрос активизирует детскую речь. Если некоторые приемы обучения, как, например, разъяснение, образец,

    требуют от детей в первую очередь умения внимательно слушать, то вопрос по самой своей форме вызывает ответ ребенка, т. е. активизирует его речь. Итак, вопрос воспитателя — очень действенный прием обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь. Для того чтобы вопросы выполняли свое назначение, они должны удовлетворять определенным требованиям. Первое требование — вопрос должен обладать определенным содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

    Второе требование к вопросу — точность и конкретность. Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы.

    Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всем, что нарисовано, не обо всем, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

    Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным.

    Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребенка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребенку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен

    ной работе. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитательница, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку.Например, воспитательница задает вопрос: «В какой стране мы жив ем? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?». Предъявляя к вопросам воспитателя определенные требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные я содержательные ответы.

    Основным требованием к детским ответам является их осознанность, осмысленность. Необходимо следить за точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами. Требование от детей, так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространенных предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений.

    Если ребенок не умеет ответить полным предложением, а отвечает одним словом, например подлежащим или сказуемым, ему надо поставить дополнительный вопрос, выясняющий недостающее слово или несколько слов, а затем повторить все сказанное в виде полного предложения.

    Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении.

    В заключение необходимо сказать еще об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определенные вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: «На этой картине я вижу».

    источник