Меню Рубрики

Анализ развития детей раннего возраста

Наталия Антонычева
Анализ работы группы раннего возраста за 2017–018 учебный год

Анализ работы группы раннего возраста №2

за 2017-018 учебный год.

Воспитатели группы: Антонычева Н. А., Андросенко З. А.

В группе 18 детей:11 мальчиков, 7 девочек, возраст от 1,10 до 3 лет.

На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Также программа была направлена на создание благоприятных условий для успешного пребывания детей в детском саду. Педагоги стремились наладить эмоциональный контакт с детьми и родителями, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.

В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Работа воспитателей группы раннего возраста № 2 осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы на 2017 –2018 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей через совместную деятельность с семьями воспитанников.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС.

3. Обеспечить организацию согласованного взаимодействия ДОУ и семьи как необходимого условия для продуктивной социализации ребёнка.

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом.

С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой, и утвержденным расписанием организованной образовательной деятельности. Поставленные задачи были достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения художественной литературы.

При проведении образовательной деятельности воспитатели использовали аудио и видеосистему (муз. центр, мультимедийная доска, проектор, дидактический материал, различные игровые пособия и т. д.

К началу учебного года была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Была проделана огромная работа по наполнению методических и дидактических подборок.

Были изготовлены различные игры по познавательному, сенсорному развитию.

«Найди свой домик», «Накорми животных», «Огород круглый год», «Заплатки», «Собери тарелочку», «Найди предмет по образцу», лото, тренажёры для дыхательной и артикуляционной гимнастики, пособия для развития мелкой моторики рук, макет «Ферма»и многое другое.

В работе с детьми по образовательным областям учитывая возрастные особенности детей, были достигнуты следующие результаты:

1. Социально-коммуникативное развитие

Дети могут поделиться информацией или пожаловаться на неудобство (холодно, я устал, хочу кушать, пить, спать и т. д.); действия сверстника. Сопровождают речью игровые и бытовые действия. Могут поделиться информацией (где был, кого видел, кто-то пришел, кто, что взял). Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользуются речью как средством общения со сверстниками.

2. Познавательное развитие (познание, окружающий мир)

В познании дети научились группировать предметы по форме, размеру, цвету.

Различают большие и маленькие предметы. Знают понятия один – много. Узнают круг, квадрат. Называют и используют детали строительного материала. Узнают и называют виды некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Знают несколько видов овощей и фруктов. Знакомятся с растительным миром Земли. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.

3. Речевое развитие (развитие речи, чтение художественной литературы)

Воспитатели способствовали развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Ставили перед собой цели активизировать речь детей, пополнять словарный запас малышей. Дети слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы. Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога. Читают наизусть стихотворения А. Барто «Игрушки». Знают некоторые потешки, повторяют слова пальчиковой и дыхательной гимнастики.

4. Художественно-эстетическое развитие (изобразительное искусство)

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» это рисование, лепка.

Дети знают, что карандашами, красками и кистью можно рисовать. Различают красный, синий, зеленый, желтый цвета. Умеют раскатывать комок пластилина, отделять маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы, аккуратно пользуются пластилином.

Уже в раннем возрасте закладывается формирование физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом. И нет никаких тенденций, что условия жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому каждый день в ДОУ проводились утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, гимнастика после пробуждения, проветривание, питьевой, двигательный режим, что способствовало снижению заболеваемости, а так же проводились спортивные развлечения для детей и родителей.

На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми. Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют соответствующими возрасту основными движениями. Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания. Имеют первичные представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела, их функции.

Для родителей были предоставлены консультации по теме «Здоровье»:

«Здоровье всему голова», «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания», «Чеснок – одна из мер профилактики вирусных инфекций», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Утренняя зарядка»,«Питание детей весной», «Питание ребенка летом».

Организованная образовательная деятельность осуществлялась на основе комплексно-тематического планирования с учетом интеграции образовательных областей. Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.

На протяжении учебного года регулярно организовывалась поисково-исследовательская деятельность детей: экспериментирование с песком, камешками, водой, предметами, наблюдения за погодой, объектами живой и неживой природы.

Детей данного возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились к тому, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательно-образовательных задач с учетом возможностей детей. Для поддержания их активности и заинтересованности в процесс обучения вводили разные виды движений, подвижные игры, танцевальные движения. Предметно-практические действия под руководством взрослого стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, развитию умения доводить начатое до конца. В условиях личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка обучение малышей на этапе раннего детства только формируется, но значимость его в реализации задач, направленных на развитие каждого воспитанника бесспорна. Организация культурно — досуговой деятельности позволила обеспечить воспитанникам отдых, эмоциональное благополучие, формирование умения занимать себя.

В течение года были проведены мероприятия:

«Путешествие в осенний лес», «Милые мамочки!», «Новогодний праздник», «День защитников Отечества», «Масленица», «Мамин праздник», «Волшебный мир космоса», «Веселые мыльные пузыри», «Мы ловкие», показ кукольного, пальчикового, настольного театра.

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Составлены перспективный и календарный планы, в них указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация.

С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Режим дня и последствия его нарушения», «Одежда детей в группе», «Формирование навыков одевания и кормления», «Необходимость соблюдения режима дня», «Утренняя зарядка», «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Что значит быть хорошим отцом?», «Как воспитать патриота своей страны?»

Консультации для родителей «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе», «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса», «Значение дидактических игр в развитии детей второго года жизни», «Капризы и упрямство», «Какие игрушки необходимы детям?», «Игрушек стало слишком много», «Что делать, когда ребёнок плачет?», «Как помочь ребенку заговорить?», «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах», «Как нельзя поступать с ребенком?», «Как избавить ребенка от вредной привычки?», «Питание детей весной», «Игры с детьми на отдыхе в летний период», «Питание ребенка летом».

Проведены родительские собрания на темы: «Этот удивительный ранний возраст», «Игры, развивающие познавательную активность детей», «Чему мы научились за год».

Оформлялись папки передвижки: «Мама я сам!», «Профилактика простудных заболеваний», «День Матери», «Сенсорное развитие», «23 февраля», «Азбука пешеходов», «Весна», «День Победы».

Неоднократно проводились выставки совместных работ как внутри группы, так и внутри сада, и наши родители с желанием и энтузиазмом принимали в них участие. В этом году мы оформляли такие выставки как: «Осенние фантазии» — поделки из даров осени, «Зима красавица», «23 февраля», «Поздравим маму с праздником», «Светлый праздник — Пасха», «День Победы».

Пополнялись картотеки дидактических, подвижных игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики.

Так же большое внимание воспитатели группы уделяли повышению уровня своей педагогической деятельности. Андросенко З. А. принимала активное участие в районном конкурсе «Дебют года» и стала его лауреатом, проводила открытые занятия по физической культуре, участвовала в районных методических объединениях.

Антонычева Н. А. прошла курсы повышения квалификации на базе ЛОИРО в Санкт Петербурге, как руководитель коллектива вместе с детьми принимала участие в фестивале «Танцы народов мира» и на празднике в посёлке «День Победы», «День славянской письменности» в музее – усадьбе Н. К. Рериха, участвовала с детьми в разнообразных конкурсах детского творчества.

Оба воспитателя группы ведут активную работу по самообразованию. Принимают активное участие в жизни дошкольного учреждения и педагогическо коллектива.

1. В связи с тем, что часто болеющие дети, много пропускают занятия, плохо усваивают программный материал.

2. Утром некоторые родители поздно приводят детей, малыши опаздывают на утреннюю гимнастику.

Результаты деятельности педагогов за 2017-2018 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывают тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, воспитатели группы в своей работе наметили следующие задачи на 2018- 2019 учебный год:

1. Создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

2. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям, совершенствовать предметно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС.

3. Определить для себя тему по самообразованию согласно возрастной группе.

4. Укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.

5. Изучать новинки методической литературы.

6. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер — классах.

7. Принимать активное участие в мероприятиях ДОУ, района.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Отчет воспитателя группы раннего возраста о проделанной работе за 2017–2018 учебный год Воспитатель: Чигиринова Ольга Николаевна Дата рождения:.

Отчет о работе с детьми второй группы раннего возраста 2017–2018 учебный год В группе 28 детей: 14 мальчиков,14 девочек, возраст от 2 до 3 лет. На протяжении года наша группа работала по общеобразовательной программе.

Перспективный план работы по физической культуре на 2017–2018 учебный год для детей раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тарасинский детский сад» Перспективный план работы по физической культуре.

План работы с родителями второй группы раннего возраста на 2017–2018 год Сентябрь 1. Оформление документации группы, анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 2. Консультация «Как помочь малышу привыкнуть.

источник

Анализ воспитательно — образовательной работы группы раннего возраста №1 детского сада «Мальвина» №69

За предшествующий учебный период работы группы раннего возраста №1 были получены положительные результаты. В группе работают воспитатели: Дубенская Елена Николаевна, Кузнецова Ольга Владимировна. Возраст детей с 1.5 до 2 лет. Списочный состав 22 ребенка.

В группе созданы все необходимые условия для развития и укрепления здоровья детей. Физкультурные занятия проводились в группе 2 раза в неделю. В группе имеется необходимый материал: ребристая дорожка, мячи, коврики для закаливания. Коврики сделали родители своими руками.

Читайте также:  Хронический бронхит у детей анализы

Делался упор на умственное воспитание детей через ознакомление с окружающим, сенсорное развитие. Воспитывали у детей бережное отношение к природе через наблюдение. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей развивались положительные нравственные качества.

Проводились занятия по нетрадиционному рисованию с детьми по ИЗО. Развивалось творческое мышление. В течение года проводились выставки детских работ. Велась индивидуальная работа с детьми по ФИЗО, ИЗО, развитию речи. Большая работа велась в поисках новых, интересных методов и приемов учебной деятельности. В течение года знакомились с новой методической литературой.

В этом учебном году проводились 2 родительских собрания, многочисленные индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда. Были приобретены новая зона «Кухня» и стеллаж для игрушек, что значительно обогатило сенсорную зону.

В начале года проходила адаптация детей. У всех детей адаптация прошла нормально. Только у 20% детей — тяжелая, 55% детей — легкая и средняя адаптация составила 25% детей. Сейчас дети посещают детский сад с большим удовольствием, не плачут. Родители довольны. Проведен анализ нервно-психического развития детей. Выяснено, что уровень знаний, умений и навыков соответствует возрастным требованиям программы. Показатели нервно-психического развития показали: 65% детей с 1 уровнем (нормальное развитие); 35% детей со 2 уровнем (дети с первоначальной задержкой на один эпикризный срок).

В начале учебного года дети не разговаривали. Только двое детей умели разговаривать (Сафонов Коля, Ярыгина Соня). Так дети пришли с 1,5 лет они практически ничего не умели. К концу учебного года результаты у них стали лучше.

Математическое развитие (дети подбирают предметы по величине: большой маленький, короткий, длинный; знакомы с понятиями: «Один», много»; показывают треугольник, квадрат, круг).

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим (к концу года дети разговаривают, произносят отдельные слова, словосочетания, предложения. Называют домашних животных, некоторых диких; одежду, мебель посуду. Но путаются в названиях. Называют признаки предметов.)

Культурно-гигиенические навыки. Культура поведения (некоторые дети могут самостоятельно мыть руки, все дети пользуются ложкой, вытирают лицо полотенцем. Задвигают стул, говорят «спасибо».Используют волшебные слова: «простите», «пожалуйста», «здравствуйте».Некоторые одеваются и почти все дети ходят на горшок самостоятельно).

Физическое развитие (дети понимают правила простых игр; встают в круг, но двигаться по кругу плохо. Катают мяч, бросают мяч двумя руками, перелезают в ворота, ходят по узкой дорожке, прыгают через «ручеек»).

Изобразительная деятельность (В рисовании дети проводят мазки, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Рисуют предметы округлой формы. В лепке скатывают комочки прямыми и круговыми движения ладони; соединяют концы столбика; сплющивают комок между ладонями, делают углубления на поверхности формы пальцами).

Воспитатель Дубенская Е.Н. вела весь учебный год группу кратковременного пребывания с детьми, которые должны привыкнуть к условиям детского сада. Воспитатель Кузнецова О.В. вела кружок по нетрадиционному рисованию «Веселая кисточка» с детьми дошкольного возраста. В конце года устраивала выставку работ «Результаты кружка». Участвовала в конкурсе «Лучший воспитатель года». Оба воспитателя участвовали и выступали на семинарских занятиях, посвященных знакомству с новой программой «Успех».

Анализ воспитательно — образовательной работы группы раннего возраста №1 детского сада «Мальвина» №69

За предшествующий учебный период работы группы раннего возраста №1 были получены положительные результаты. В группе работают воспитатели: Дубенская Елена Николаевна, Кузнецова Ольга Владимировна. Возраст детей с 1.5 до 2 лет. Списочный состав 22 ребенка.

В группе созданы все необходимые условия для развития и укрепления здоровья детей. Физкультурные занятия проводились в группе 2 раза в неделю. В группе имеется необходимый материал: ребристая дорожка, мячи, коврики для закаливания. Коврики сделали родители своими руками.

Делался упор на умственное воспитание детей через ознакомление с окружающим, сенсорное развитие. Воспитывали у детей бережное отношение к природе через наблюдение. В процессе сюжетно-ролевых игр у детей развивались положительные нравственные качества.

Проводились занятия по нетрадиционному рисованию с детьми по ИЗО. Развивалось творческое мышление. В течение года проводились выставки детских работ. Велась индивидуальная работа с детьми по ФИЗО, ИЗО, развитию речи. Большая работа велась в поисках новых, интересных методов и приемов учебной деятельности. В течение года знакомились с новой методической литературой.

В этом учебном году проводились 2 родительских собрания, многочисленные индивидуальные консультации по вопросам воспитания и обучения детей.

Совершенствовалась предметно-развивающая среда. Были приобретены новая зона «Кухня» и стеллаж для игрушек, что значительно обогатило сенсорную зону.

В начале года проходила адаптация детей. У всех детей адаптация прошла нормально. Только у 20% детей — тяжелая, 55% детей — легкая и средняя адаптация составила 25% детей. Сейчас дети посещают детский сад с большим удовольствием, не плачут. Родители довольны. Проведен анализ нервно-психического развития детей. Выяснено, что уровень знаний, умений и навыков соответствует возрастным требованиям программы. Показатели нервно-психического развития показали: 65% детей с 1 уровнем (нормальное развитие); 35% детей со 2 уровнем (дети с первоначальной задержкой на один эпикризный срок).

В начале учебного года дети не разговаривали. Только двое детей умели разговаривать (Сафонов Коля, Ярыгина Соня). Так дети пришли с 1,5 лет они практически ничего не умели. К концу учебного года результаты у них стали лучше.

Математическое развитие (дети подбирают предметы по величине: большой маленький, короткий, длинный; знакомы с понятиями: «Один», много»; показывают треугольник, квадрат, круг).

Речевое развитие. Ознакомление с окружающим (к концу года дети разговаривают, произносят отдельные слова, словосочетания, предложения. Называют домашних животных, некоторых диких; одежду, мебель посуду. Но путаются в названиях. Называют признаки предметов.)

Культурно-гигиенические навыки. Культура поведения (некоторые дети могут самостоятельно мыть руки, все дети пользуются ложкой, вытирают лицо полотенцем. Задвигают стул, говорят «спасибо».Используют волшебные слова: «простите», «пожалуйста», «здравствуйте».Некоторые одеваются и почти все дети ходят на горшок самостоятельно).

Физическое развитие (дети понимают правила простых игр; встают в круг, но двигаться по кругу плохо. Катают мяч, бросают мяч двумя руками, перелезают в ворота, ходят по узкой дорожке, прыгают через «ручеек»).

Изобразительная деятельность (В рисовании дети проводят мазки, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Рисуют предметы округлой формы. В лепке скатывают комочки прямыми и круговыми движения ладони; соединяют концы столбика; сплющивают комок между ладонями, делают углубления на поверхности формы пальцами).

Воспитатель Дубенская Е.Н. вела весь учебный год группу кратковременного пребывания с детьми, которые должны привыкнуть к условиям детского сада. Воспитатель Кузнецова О.В. вела кружок по нетрадиционному рисованию «Веселая кисточка» с детьми дошкольного возраста. В конце года устраивала выставку работ «Результаты кружка». Участвовала в конкурсе «Лучший воспитатель года». Оба воспитателя участвовали и выступали на семинарских занятиях, посвященных знакомству с новой программой «Успех».

источник

Контроль за развитием детей — составная часть системы оздо­ровительно-воспитательной работы с детьми в дошкольном учреж­дении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка, возрастной группы и дошкольного учреж­дения в целом. При этом устанавливают также правильность меди­ко-педагогических воздействий, условий воспитания. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитатель­ные воздействия, определив для него индивидуальный режим жизни.

Что же это за критерии, по которым оценивается уровень раз­вития детей?

Контроль за развитием ребенка, разработанный в нашей стра­не в 30-е годы в клинике проф. Н. М. Щелованова (за детьми перво­го года жизни), а в 50-е годы продолженный сотрудниками Цент­рального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) под руководством проф. Н. М. Аксариной (для второ-

Зак. 1109. К- Л. Печор» и др.

го и третьего года жизни), имеет методологическую основу, кото­рая отличает его от тестовых систем, существующих на Западе. У нас контроль опирается на изучение объективных закономер­ностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Ребенок раннего возраста отличается необыкновенно быстрым темпом развития, поэтому чем он младше, тем чаще нуждается в своевременном контроле за развитием. А это, в свою очередь, слу­жит основанием создания для него необходимых условий — «со­циальных ситуаций», которые обеспечивают «. особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Л. С. В ы-готский), необходимых для формирования новых качественных достижений в психическом развитии детей. На первом году жизни развитие ребенка контролируют детские поликлиники один раз в ме­сяц, на втором — один раз в квартал, на третьем — один раз в пол­года, в так называемые эпикризные сроки.

Контроль за развитием ребенка носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического раз­вития детей, их поведения. Невозможно врачу определить состоя­ние здоровья ребенка без оценки его психического развития, как нельзя педагогу оценить психическое развитие без учета его состоя­ния здоровья и применять соответствующие педагогические воз­действия. В дошкольных учреждениях очень важна связь в работе врача и педагога. Развитие ребенка неразрывно связано с его вос­питанием. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, что, зная «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), важно своевременно и правильно определить задачи для дальнейшего его

Известно, что ребенок развивается неравномерно: неравно­мерно созревание различных морфологических структур, функцио­нальных систем, неравномерно и его психическое развитие. Поэто­му наиболее чувствительные периоды к определенным воздейст­виям оптимальны и для определения состояния функциональной деятельности. Ведя контроль за развитием детей, дают оценку преж­де всего ведущим, определяющим линиям (сферам) развития орга­низма.

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием

Прежде всего состояние здоровья; физическое и психическое развитие; поведение малыша. Одновременный контроль по указан­ным направлениям дает возможность провести комплексную оцен­ку здоровья и развития ребенка.

При оценке поведения детей, за которым воспитатель следит ежедневно (а к моменту его оценки — в эпикризный пе­риод — особенно внимательно), следует учитывать настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности, черты личности ребенка. Для этого можно пользоваться памят­кой-вопросником.

Настроение(бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое):

1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положитель­
но относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен,
реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется,
охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное настроение. Положительно относится к окру­
жающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем
при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей
инициативе.

3. Раздражительное, возбужденное состояние. Не­
адекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или дея­
тельность неустойчива, может вступать в конфликт, наблюдаются аф­
фективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.

4. Подавленное настроение. Вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро мо­
жет заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от од­
ного настроения к другому.

Сон:1. Засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокой­ное).

2. Характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, не­
спокойный с дополнительными воздействиями).

3. Длительность сна (укороченный, длительный, соот­
ветствующий возрасту).

Аппетит(хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отноше­ние к пище).

Характер бодрствования(активный, малоактивный, пассивный).

Индивидуальные особенности,черты личности ребенка (контактен, инициативен, любознателен, дружелюбен, застенчив и др.).

При выявлении нервн о-п сихического развития ребенка второго года жизни 1 следует его оценивать, исходя из основных линий развития, которые представлены опре­деленными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребенка: развитие понимания и активной речи ребенка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движе­ний; формирование навыков самостоятельности.

Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабиль­ными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ре­бенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует

1 Здесь мы не останавливаем внимание читателя на методике оценки нервно-психического развитияребенка первого года жизни; даются лишь показатели разви­тия, которые учитываются при планировании контроля за развитием детей второго и третьего годон ЖИЗНИ.

Выявляя уровень развития детей, воспитатель во время плановых проверок не обучает малыша, задания дает с опорой на приобретенные им умения.

вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют раз­витие активной речи детей.

На третьем году жизни оценка уровня развития ребен­ка идет по следующим линиям: развитие активной речи; сенсор­ное развитие; развитие игры и действий с предметами; формирова­ние изобразительной и конструктивной деятельности; развитие об­щих движений; воспитание навыков самостоятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

Читайте также:  Хронический пиелонефрит у детей анализы

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1

Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье

В пособии рассматриваются актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи, методы диагностики и коррекции. Представлены методические разработки проведения занятий по сенсорике, развитию речи, конструированию с детьми раннего и дошкольного возраста. Раскрыта взаимосвязь с последующими периодами развития ребенка в дошкольном возрасте и проблемами его готовности к школе, адаптации к новым условиям жизни.

Книга предназначена для педагогов, психологов и родителей.

Вместо предисловия

Ранний возраст — совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Многие ученые мира считают, что половину пути умственного развития ребенок проходит впервые 3 года жизни. Выдающиеся педагоги Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, C.JI. Новоселова, Д.Б. Эльконин определяют период раннего детства как особый, важнейший стартовый этап в жизни человека. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций, начального формирования личности ребенка.

И нам, педагогам и родителям, важно своевременно использовать те неповторимые возможности развития, которые присущи детям этого возраста. Каковы же их особенности?

Ни в каком другом возрасте ребенок так быстро не растет и не развивается. Он рождается самым беспомощным существом по сравнению с детенышами животных и в короткие сроки в быстром темпе под воздействием окружающей среды, влияния взрослых (первая улыбка, узнавание близких, подражание их действиям, движениям, ходьба, речь) формируется его мозг.

Такой быстрый темп развития обусловлен рядом факторов. Прежде всего, это связано с тем, что в коре головного мозга ребенка много незанятого поля, по сравнению с детенышами животных, поэтому имеется возможность большего влияния на развитие малыша (детеныши животных сразу встают на конечности, а ребенку требуются специальные условия и воздействия для появления ходьбы).

Также быстрый темп развития обусловлен необыкновенной пластичностью мозга ребенка. Еще Л.С. Выготский писал, что «. ранний возраст сенситивен во всем», называл этот возраст «золотой порой сенсорного развития», а о детской речи писал, что ребенок имеет особую чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. И действительно, ребенок воспринимает новое, впитывает в себя информацию, как губка, однако это вовсе не значит, что она может быть беспредельна. Психическое развитие дошкольника имеет свои закономерности — врожденную программу прохождения этапов, периодов, стадий своего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Ребенок учится по своей программе и в процессе его развития происходит встреча двух программ — врожденной и определяемой взрослым. Причем индивидуальная программа может отражать возрастную норму, опережать ее или отставать от нее. При общении, обучении ребенка следует идти от него, вместе с ним, чуть опережая, создавая условия для дальнейшего его развития. Не следует торопить, увлекаться его возможностями. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряется тот базис, фундамент, который лежит в основе дальнейшего развития.

Читайте также:  Хламидии и микоплазмы анализы у детей

В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста характерна их высокая ранимость. Недостаточная зрелость нервной системы, ее лабильность, быстрее подвергается нервному истощению, утомлению, существует более высокая подверженность инфекционным заболеваниям, что особенно проявляется в стрессовой ситуации.

Быстрый темп в развитии ребенка характеризуется скачкообразностью. Многочисленные исследования показывают, что периоды ретардации, когда замедляется темп развития в связи с накоплением, сменяется скачками, как в развитии отдельных функций, так и в критические периоды развития ребенка (1 год, 3 года, 6 — 7 лет, 12 — 15, 18 лет). Скачкообразно развивается и речь. Процесс ее развития — диалектический, когда в недрах старого зарождается новое качество, заменяя первоначальное качество более сложным. (Во время овладения ходьбой темп развития речи замедляется, однако ходьба способствует формированию связей с окружающим и дальнейшему развитию речи.) Для быстрого развития ребенка характерно быстрое установление связей с окружающим и медленное их закрепление.Также характерны неустойчивость, незавершенность формирующихся умений ребенка. Должна быть повторность в обучении и самостоятельной практике, поэтому при обучении малыша следует учитывать положение о том, что чем младше ребенок, тем требуется больше повторов при формировании каких-либо его умений. Так, на 1-м году жизни в течение дня необходимо совершать несколько повторов, на 2-м году — несколько раз в неделю, а на 3-м — несколько раз в месяц. Кроме того, совершенно необходима связь организованных взрослым игр и самостоятельной практики ребенка. Нужно специально подготовить условия для того, чтобы дошкольник после таких игр смог осуществить это в своей самостоятельной деятельности.

Для развития ребенка характерна гетерохронность, при которой формирование отдельных структур, функций мозга, способностей, умений, навыков идет неравномерно. Поэтому необходимо знать особенности развития на каждом возрастном этапе, обращая внимание на ведущие виды деятельности и умения, характерные для каждого возрастного периода.

Взрослым не стоит забывать, что ребенок — существо биосоциальное. Характерна четкая связь между состоянием здоровья ребенка, его физическим, психическим развитием, формированием личности и генеалогией, биологическим и социальным анамнезами. Часто наблюдаются проявления психосоматических заболеваний, что характерно для детей именно раннего возраста.

Для поведения ребенка характерна высокая ориентировочная реакция. Для развития мозга детей необходимо достаточное количество впечатлений. Малышу надо получать информацию и ее перерабатывать. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях (домах ребенка, детских домах), ощущают дефицит в получении информации, испытывая сенсорную депривацию. В ДОУ должна быть создана игровая среда в соответствии с возрастом и уровнем развития детей, которая изменяется время от времени, развивая познавательную деятельность ребят.

Особое значение в жизни маленького человека, его развитии, обучении, формировании личности имеют эмоции. Прежде всего, это связано с их ранним формированием — улыбка родителей, комплекс оживления на обращение к малышу близких. Затем идет формирование более сложных эмоций — гнев, обида, ревность, сочувствие, чувство юмора и др. В связи с тем, что внимание детей носит непроизвольный характер, все обучение ребенка связано с умением взрослого вызвать у него интерес к объекту изучения, его ориентировочную деятельность, эмоциональное отношение к занятию. Дети эмоционально внушаемы, чувствительны к настроению взрослых, которое им передается. Даже совсем маленькие улавливают настроение матери, воспитателя в группе. Эмоциональное состояние — важнейший фактор в протекании болезни и выздоровлении, периоде адаптации и других жизненных ситуациях малыша.

Ведущую роль в формировании личности и развитии ребенка играет взрослый. Исследования М.И. Лисиной показали, что ведущий вид деятельности ребенка на 1-м году жизни — общение со взрослым, который удовлетворяет жизненно важные потребности малыша. Самый тяжелый вид депривации — дефицит общения ребенка со взрослым. В условиях общественного воспитания общение с ребенком является ведущим фактором в деятельности воспитателя. Наиболее эффективная форма общения — индивидуальная. Снижение количества общения отрицательно влияет на характер поведения ребенка.

Воспитание ребенка должно осуществляться с учетом его индивидуальных особенностей. В разных ситуациях и режимных моментах (на занятиях, при засыпании, во время игры, в периоде адаптации к новым условиям жизни) требуются совершенно различные индивидуальные подходы к детям с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Особенности развития и воспитания детей в условиях семьи

и дошкольного учреждения

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование дошкольных учреждений предоставили уникальную возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ.

К сожалению, довольно часто о трудностях, связанных с задержкой психического развития (ЗПР) и школьной дезадаптацией, начинают думать с большим опозданием, тогда как их корни надо искать гораздо раньше — в периоде раннего детства. Известный физиолог Н.М. Щелованов рекомендовал «не запускать детей снизу».

В этой связи можно выделить три проблемы:

  • достаточно низкий уровень нервно-психического развития (НПР);
  • значительное число детей, имеющих различные отклонения в поведении;
  • адаптация к новым условиям жизни.

Подробнее остановимся на первой проблеме. Сотрудниками кафедры поликлинической педиатрии РМАПО разработаны методы диагностики и оценки детей по группам развития, которые легли в основу сравнительного анализа НПР детей в условиях семьи и ДОУ по группам развития (1-я группа — норма, 2-я — первоначальная задержка на один эпикризный срок, 3-я — на два, 4-я — на три, 5-я — на четыре эпикризных срока) (рис. 1).

Из диаграммы видно, что в семье наблюдается больший процент детей с более глубокой задержкой НПР, особенно тех, которые готовятся к поступлению в ДОУ, чаще это дети из неблагополучных семей.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ поступают в большом количестве дети как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако количество дошкольников с большой задержкой НПР достаточно высоко.

Что прежде всего задерживается у детей? Прежде всего функции, которые вновь формируются, являются новообразованием — развитие активной речи, сенсорное развитие, связанное с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого, выявлено более позднее формирование внимания и памяти (рис. 2).

Анализ выявил недостаточно высокую готовность детей к школе. Готовы лишь 35%, не готовы — 9%, остальные дети имеют различные проблемы, поэтому их можно считать «условно готовыми».

На рис. 3 видно, что у детей также имеются проблемы в развитии наглядно-образного и логического мышления, внимания и памяти. Недостаточно представлена и мотивационная сфера. Отклонения в развитии обусловлены влиянием неблагоприятных биологических и социальных факторов. Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, необходимо обращаться к анамнезу дошкольника, так как следует учитывать систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающую как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующие особенности:

  • — число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;
  • — дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении (рис. 4, 4а);
  • — развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом (рис. 5). Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекали беременность и роды у мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;
  • — длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт малыша с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка. Многие дети вскармливаются до 3 месяцев. Наиболее же эффективный срок вскармливания — 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком уже после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, а вследствие этого — проблемы адаптации к ДОУ.

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности.

Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста. Ребенок развивается по своей программе.

Особого внимания заслуживают дети, имеющие недостаточную готовность к школе, которая определяется рядом факторов:

1- физиологическая готовность (уровень развития основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья);

2- социальная (к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе);

3- психологическая (личностно-мотивационная и волевая сферы), при которой дети должны иметь элементарную систему знаний, определенный уровень развития мышления, речи, внимания, памяти;

4- эмоциональная (умение регулировать импульсивность реакций, развитие эмоционально-коммуникативных умений).

У детей появляется стремление к новому социальному положению школьника, которое известный психолог А.И. Божович называет «внутренней позицией школьника», когда социальные мотивы связаны с учебной деятельностью и познавательными интересами.

Нужно ли учить ребенка до школы? Выдающийся психолог Л.С. Выготский писал, что ребенок может усвоить новую программу, если она «по природе своей, своим интересам, уровню мышления. является его собственной программой». Ребенок еще всему должен «научиться учиться». Однако часто в семье, да и в дошкольных учреждениях «лепится» маленький школьник. Дети лишаются игры, общения с близкими и сверстниками, у них появляется тревога, закладывается негативизм, возникает агрессия.

В значительной степени готовность к школе зависит от уровня мотивации, которая у дошкольника должна постоянно формироваться.

Какие же могут быть уровни мотивации:

1- социальная (потому что учиться идут все, учиться важно). Дети учатся хорошо, следуют инструкции, не ищут новых способов решения задач;

2- учебно-познавательная (высокая учебная активность, связанная с интересами ребенка). Дети учатся неровно, не любят упражнений;

3- оценочная (получают хорошие отметки, ориентируясь на учителя). Дети всецело зависят от педагога, практически не имеют собственного творческого начала;

4- ориентация на внешние данные (исключительные портфель, костюм, пенал). Дети не готовы к учебной деятельности, в их сознании постоянно присутствуют слова мамы: «Только не дворником»;

5- игровая мотивация (берут с собой в школу игрушки). Дети не адекватны учебной деятельности.

Мотив предстоящего обучения в школе может формироваться через игру «в школу», чтение книг на соответствующую тематику, экскурсии в школьный класс, беседы и т.д. Говоря о социальной адаптации, не стоит забывать, как дети оценивают себя и окружающих.

Дети с завышенной самооценкой в результате бедного опыта общения с окружающими в школе часто терпят крах, так как видят свою несостоятельность (дома их захвалили, они были кумирами в семье).

Дети с заниженной самооценкой испытывают страх перед школой (например, одна девочка, которая не хотела идти в школу, мотивировала это тем, что говорила: «Я не знаю ответов на вопросы учителя»). Такие дети требуют особого внимания: поощрения, создания условий для обеспечения их успешной деятельности.

В следующих статьях предлагаются развивающие игры и занятия, формирующие психологическую готовность детей к школе.

Исследования гигиенистов, говоря об интеллектуальной готовности, обращают внимание на постепенное формирование учебно- волевых качеств, которые состоят из пяти блоков:

  • личностно-мотивационный (желание учиться);
  • принятие учебной задачи (наличие желания, интереса, произвольного внимания, памяти, уровня умственного развития);
  • представление о содержании деятельности и способах решения задач;
  • работающий информационный блок (восприятие, переработка, сохранение информации);
  • управление деятельностью (планирование, контроль, оценка своей деятельности).

Кроме того, нужно помнить, что готовность к школе совпадает с переходом ребенка на новый этап развития — критический период, который в большинстве случаев связан с проявлением негативных реакций, осознанием своего социального «Я», утратой детской непосредственности, проявлением искусственного поведения (паясничанье), осознанным отношением к себе и окружающим, желанием перейти к новому социальному положению.

Готовность к школе в большей степени предопределяет течение адаптации, которая, в свою очередь, зависит от того, как протекал кризис и закончился ли он до поступления в школу. Если дети проходят кризис до поступления в школу, они испытывают там гораздо меньше трудностей.

Своевременные диагностика и коррекция НПР и поведения детей раннего возраста и готовность к школе дают положительные результаты (рис. 6, 7). На рис. 6 видна положительная динамика детей в группе раннего возраста к началу и концу наблюдения. Так, если к началу наблюдения 1-я группа развития составляет лишь 18%, 2-я — 74, 3-й группы не было, 4-я — 8, то к концу года заметно увеличивается количество детей 1-й группы, а дети 4 й — переходят в 3-ю группу, т.е. глубина задержки сокращается. На рис. 7 отражена положительная динамика поведения детей.

Такая же положительная динамика видна и на рис. 8, отражающем положительную динамику психологической готовности к школе.

Вторая проблема связана с тем, что у детей могут наблюдаться разные отклонения в поведении (проявления упрямства, негативизма, возбудимости, двигательной расторможенности и т.д.), а третья — проблема адаптации к новым условиям жизни, в частности адаптации к ДОУ, — в последнее время приобрела особую актуальность и будет рассмотрена далее.

Переход на другие статьи методического пособия:

источник