Меню Рубрики

Анализ развития детей подготовительной группы

Анализ воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе за 2015-2016 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Анализ воспитательно-образовательной работы

в подготовительной группе за 2015-2016 учебный год

Анализ воспитательно-образовательной работы

в подготовительной группе за 2015-2016 учебный год

Подготовительная группа является возрастной группой Муниципального бюджетного образовательного учреждения д/с «Светлячок», создающего благоприятные условия для естественного развития ребёнка.

Воспитательно — образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, а именно:

  • Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей
  • Формирование системы работы по речевому развитию детей и речевому общению.
  • Формирование элементарных математических познании у детей.

В связи с этим воспитательно-образовательный процесс в группе опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Планируя воспитательно-образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.

Вся работа по организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательная работа с детьми велась по типовой программе «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, а так же использовались элементы следующих программ и методик:

Анализ результатов деятельности показал, в подготовительной группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей. В частности в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть новое оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о своих детских проблемах. В уголке сказок и книг дети могут поиграть в тишине с героями сказок, рассказывая им о своих проблемах.

В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения и уголке природы.

В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.

Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.

Оформлена многофункциональная ширма для различных видов деятельности: сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, а также для отделения одного группового пространства от другого.

В группе также оформлены: физкультурный уголок с достаточным количеством традиционного и нетрадиционного оборудования; зона по изобразительной деятельности со специальным оборудованием для самостоятельной деятельности и стендом для выставок продуктов детской деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.

Мы творчески подходим к оформлению интерьера в группе в целом, подбирая цветовое оформление оборудования, подбирая различные мелкие детали в оформлении, которые в общем восприятии всей группы навеивают спокойствие и создают уют в данной группе.

Плодотворной оказывается работа с родителями – они помогают в оформлении групп, в приобретении дидактических и развивающих игр.

В течение года использовались такие формы взаимодействия как:

— групповые родительские собрания;

— совместное проведение занятий, досугов;

Создание комфортных условий для специально организованной и самостоятельной деятельности детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.

Сравнительный анализ уровня развития детей подготовительной группы на начало и конец учебного года показал, что:

  • по развитию ЭМП у детей удалось достичь неплохих результатов. Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множества отдельные его части. Устанавливают связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям. Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20). Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, 20 начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10-20). Соотносят цифру (0 – 9) и количество предметов. Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками (+, -, =). Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Определять временные отношения (день-ночь-месяц); время по часам с точностью до 1 часа. Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), пользуются знаковыми обозначениями. знают монеты достоинством 1,5,10 копеек; 1,2,5 рублей.

Необходимо продолжать работу. Даны соответствующие рекомендации родителям, на летний период.

по ознакомлению с окружающим миром удалось достичь средних результатов.

Дети знают название некоторых видах деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, знают герб, флаг, гимн России, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке. Были даны рекомендации родителям на летний период наблюдать за изменениями, собирать бросовый материал, продолжать учить делать детей выводы на основе наблюдений. Уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Развитие речи» достиг неплохих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различают понятие звук, слог, слово, предложение. Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находят в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выявить, что наиболее интересные результаты показаны детьми по подразделам: «Формирование словаря», «Монологическая речь», «Фонематический слух», что говорит о хорошей речевой активности и интереса детей в общении.

Наиболее низкий результат речевого развития показали Настя К.

Предполагаемая причина данного явления: возрастные особенности и задержка речевого развития.

В речевом развитии больше внимания уделить индивидуальной подготовке детей.

По итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Трудовое воспитание» на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу. Все дети умеют ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде, ответственно выполнять обязанности дежурных в уголке природы, проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада, планируют свою трудовую деятельность, отбирают материалы, необходимые для занятий, игр.

Предполагаемая причина данного явления: активность детей.

По итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Художественно-творческая деятельность» на конец учебного года находится на среднем уровне.

Мы учили детей проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радоваться созданным ими работам.

Но не все дети различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называют основные выразительные средства произведений искусства. Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Умеют лепить различные предметы, передовая их форму, пропорции, позы и движения; создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. В аппликации научились создавать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и способа вырезания и обрывания, создают сюжетные и декоративные композиции.

В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции. В течение учебного года велась работа по физкультурно — оздоровительной работе. Дети научились правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). Прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться, прыгать через скакалку, перебрасывают мяч друг другу, бросают предметы в цель из различных положений, попадают в цель, метать мяч. Перестраиваются в 3-4 колонны, в две шеренги после расчета на1-2, соблюдают интервалы во время передвижения. Умеют выполнять физические упражнения из различных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Умеют ходить на лыжах, подниматься на горку и спускаться с нее, ходить по лыжне скользящим шагом. Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта (городки, баскетбол, футбол, хоккей.)

В начале учебного года была сформирована команда участвующая в Спартакиаде для дошкольников. Помогали в подготовке к Спартакиаде родители. Дети любят смотреть мультипликационные фильмы, а затем прочитывать сказки по мотивам мультфильмов. Дети любят, когда им читают, сказки называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой , называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 любимых стихотворения, 2и более считалки, 2 и более загадки, называют 2-3 авторов, выразительно читают стихотворения, пересказывают отрывок из сказки, рассказа. Многие родители в течение года обращались за помощью в воспитании своих детей. Нами были даны небольшие советы и рекомендации, к которым старались прислушиваться. Хочется сказать много хорошего мамам которые помогали и оказывали посильную помощь в работе группы, в наборе и распечатки материалов, в создании поделок.

В течение всего года менялась тематика папок – передвижек соответственно тематике детского сада и группы.

В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-6 человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

источник

Лилия Владимировна Гончарова
Анализ воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной группе на конец учебного года

Анализ воспитательно – образовательной деятельности

в подготовительной «Б» группе.

Подготовительная «Б» группа «Звездочки»группа общеразвивающей направленности. Воспитательно – образовательная работа велась по рабочей программе разработанной в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной вариативной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Павловский детский сад №10, а также в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования от 20 мая 2015г. №2/15. В соответствии с учебным планом ДОУ объем обязательной части Программы составляет 60%; части, формируемой участниками образовательных отношений – 40 %. Организованная образовательная деятельность и самостоятельная свободная деятельность детей проводилась согласно календарно – тематическому планированию и парциальным программам: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Л. В. Коломийченко «Дорогою добра», Стёркиной «Основы безопасности».

Психолого-педагогическое сопровождение ОП с детьми 6-7 лет осуществлялось по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Воспитательно — образовательная деятельность с детьми проводилась систематично, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Решение программных образовательных задач предусматривалось не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. На играх – занятиях использовались инновационные технологии: здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, элементы массажа и самомассажа, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения); игровые (куклотерапия, сказкотерапия); информационные (использование ИКТ). Во второй половине дня в саду организовывались разнообразные культурные практики: проектная деятельность, опытно — экспериментальная деятельность, экологически — ориентированная трудовая деятельность, конструктивно — модельная деятельность, прикладное творчество, моделирование, коллекционирование. Активно использовались педагогические технологии проектной, экспериментально – исследовательская деятельности, технология теория решения развивающих задач, метод развития творческого воображения. В рамках культурно-антропологических практик реализовывались кружок «Конструктивный мир» по парциальной программе И. А. Лыковой «Умные пальчики»; а также кружок «Мы из Придонья» по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников (региональный компонент). Культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Численность группы – 26 человек, 13 мальчиков и 13 девочек. В группе велась психолого-педагогическая поддержка 6 детей с проблемами эмоционально-волевого развития, из них: повышенная возбудимость в поведении – 2 ребенка, гиперактивное поведение – 2 ребенка, робость и застенчивость – 2 ребенка; с проблемами речевого развития 8 детей.

Читайте также:  Хламидия пневмония у детей анализы

В рамках образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» работа была направлена на усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В ходе педагогической диагностики выявлено, что у большинства детей сформирована готовность к совместной деятельности, развито умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. У детей сформирован образ Я, уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Дети могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, понимают скрытые мотивы поступков героев литературных произведений.

В рамках образовательной области «Познавательное развитие» работа была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Так к концу года у детей группы итоговый показатель – 4 балла, что говорит от том, что все дети могут самостоятельно или с некоторой частичной помощью взрослого выполнить все параметры. Три ребенка в группе имеют средний итоговый показатель – 5 баллов. Родители этих детей активно участвуют в жизни своего ребенка и жизни группы и сада. Некоторые дети нуждаются в помощи. Родителям этих детей даны рекомендации воспитателей и узких специалистов.

При проведении педагогической диагностики в образовательной области «Речевое развитие» было выявлено, что среднее значение итогового показателя выросло до 3,8 балла, т. к. увеличились показатели по каждому ребенку. Развито свободное общение с взрослыми и сверстниками. У большинства детей развиты все компоненты устной речи детей: грамматический строй речи, связная речь, сформирован активный словарь. Дети пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют рассказы по плану, образцу и сюжетным картинам. Дети употребляют в речи слова синонимы и антонимы. Умеют согласовывать слова в предложениях. С некоторыми воспитанниками велась работа на логопункте. Рекомендации данные учителем – логопедом выполнялись, что привело к видимым результатам. Но несмотря на это есть дети с нарушением звукопроизношения. С этими детьми необходимо продолжать работу по развитию фонематического слуха, грамматического строя и связной речи. С родителями этих детей были проведены дополнительные консультации.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

У детей сформирован устойчивый интерес к изобразительной деятельности, знают некоторые виды искусства, направления народного творчества, могут использовать их элементы в театрализованной деятельности. Многие воспитанники создают модели из разных видов конструктора и бумаги, индивидуальные и коллективные рисунки и композиции. Дети умеют работать ножницами и используют разные способы вырезания.

У детей группы сформирован устойчивый интерес к музыке, развито умение петь самостоятельно, выразительно и ритмично двигаться. Они эмоционально отзывчивы, проявляют творческую активность и инициативу в организации музыкальных и ритмических игр.

Образовательная область «Физическое развитие»

Воспитанники группы много знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении утренней гимнастики, о методах закаливания. Ежедневно проводилась зарядка, дыхательные упражнения и гимнастика после дневного пробуждения. Дети умеют лазать по гимнастической стенке, прыгать в длину с места, с разбега, в высоту и через скакалку. Умеют перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться, выполнять повороты в колонне. Освоен навык ходьбы в разном направлении и темпе.

РППС группы была насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста и безопасности детей. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных центров: познавательный, опытно – экспериментальный, библиотечный, музыкальный, театральный, природный, игровой, центр двигательной активности, уединения, центр воды и песка. РППС группы строилась с учетом календарно – тематического планирования ОП ДОУ. Трансформируемость РППС позволяла использовать детям модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

Успешное взаимодействие с семьями детей позволяло оказывать необходимую поддержку в развитии ребенка. Общение с родителями происходило при непосредственном общении (родительские собрания, беседы, консультации, праздники, развлечения, итоговые мероприятия, либо опосредованно, при получении информации из стендов, буклетов, листовок, газет. Родители совместно с детьми принимали активное участие в благотворительных акциях, творческих конкурсах, концертах, организованных в ДОУ и других учреждениях города.

Анализ педагогической диагностики отражает положительную динамику по всем направлениям развития детей. Полученные результаты позволяют говорить о хорошем уровне освоения программных задач. У воспитанников группы сформирована положительная мотивация к предпосылкам универсальных учебных действий: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца. Наблюдается общая положительная динамика психического, личностного и физического развития; дети проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

Анализ диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей средней группы на конец 2016–2017 учебного года Анализ диагностики уровня сформированности знаний, умений и навыков у детей средней группы «Балапан» на конец 2016-2017 учебного года. Воспитатели:.

Анализ оздоровительной и воспитательно-образовательной работы ДОУ в летний оздоровительный период 2017 года Работа СПДС в летне-оздоровительный период 2017 года проводилась в соответствии с поставленными задачами: Перевести работу детского сада.

Анализ воспитательно — образовательной работы. В группе 20 детей: 9 мальчиков, 11 девочек. Работала по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до.

Анализ воспитательно-образовательной работы в младшей группе по выполнению годовых задач за 2016–2017 учебный год Состав группы. Количество детей на начало учебного года 16 человек: мальчиков- 7, девочек -9. Работа группы «Непоседы» осуществлялась.

Анализ воспитательно-образовательной работы воспитателя за период с января по июль Проведённые мероприятия. Февраль: • 4 февраля — в младшей группе прошел конкурс чтецов на тему «Зимушка — зима». В конкурсе участвовало.

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный годВоспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания,.

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП «Повторение программного материала» (конец учебного года) Цель:выявление знаний по ФЭМП у детей шестого года жизни. Задачи интегрируемых областей: 1. умение считать в пределах десяти,знание чисел.

Отчёт по результатам мониторинга на конец учебного года детей средней группы В средней группе №3 «Почемучки» МБДОУ Детского сада №7 «Почемучки» был проведён мониторинг для решения следующих задач: — Выявление уровня.

Протокол родительского собрания на конец учебного года Протокол родительского собрания в средней группе № 4 от 24 мая 2017 года Присутствовало: 23 человека Отсутствовало: 2 человека Тема: «.

Семинар-практикум с родителями старшей группы на конец учебного года «Слуховое и зрительное внимание» Семинар-практикум с родителями старшей группы на конец учебного года «Слуховое и зрительное внимание» Уважаемые родители, добрый вечер.

источник

Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга (май 2016 года), подготовительная группа (дети 7-го года жизни)

Аналитическая справка по результатам итогового мониторинга (май 2016 года)

Подготовительная группа (дети 7-го года жизни)

Цель: выявление степени освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» на конец 2015-2016 учебного года и анализ полученных результатов с точки зрения степени готовности выпускников к обучению в школе.

Результаты итоговой диагностики уровня развития выявлялись по следующим четырём направлениям:

Дети подготовительной группы проявляют активный интерес к чтению как процессу, обнаруживают явные предпочтения в художественной литературе (в тематике, произведениях определенных жанров, авторах, героях), знакомы с многообразием литературных произведений. Большинство детей могут пересказать несложную по сюжету сказку или рассказ, назвать жанр литературных произведений, выразительно прочитать небольшое стихотворение. Все дети проявляют интерес к книгам (самостоятельно рассматривают прочитанные книги, «читают» их или пересказывают содержание, приносят любимые книги из дома для чтения воспитателем). Дошкольники пытаются сочинять сказки, проявляют интерес к игре с рифмой и словом.

Также большинство детей могут адекватно внести в сюжет сказки дополнительный персонаж, досочинив те ситуации, в которые включен этот персонаж, могут сочинить целостную сказку, опираясь на набор изображений ее возможных персонажей. Все дети группы эмоционально откликаются на прочитанные произведения: сопереживают положительным героям, осуждают отрицательных персонажей, радуются оптимистической концовке текста, воспринимают средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира.

В поведении стремятся подражать положительным героям прочитанных книг. Создают ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносят в них собственные дополнения. Большая часть детей способны решать творческие задачи: сочинить небольшое стихотворение, сказку, рассказ, загадку, употребляя соответствующие художественные приемы (характерные для сказок названия героев, сравнения, эпитеты). Сравнивают одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях. Обладают навыками несложных обобщений и выводов. Устанавливают связи в содержании прочитанного. Соотносят содержание прочитанного с личным опытом.

Все дети группы соблюдают правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Большинство детей самостоятельно создают несложные художественные образы, владеют основными техническими приёмами рисования, могут передать сюжетную композицию. Дети знакомы с изделиями русского декоративно-прикладного искусства, умеют создавать декоративные композиции, проявляют творчество в разных видах изодеятельности. Все дети группы проявляют устойчивый интерес к произведениям народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Интересуются историей создания произведений искусства. Проявляют активность при обсуждении вопросов, связанных с событиями, которые предшествовали и последуют тем, которые изображены в произведении искусства. Активно используют разнообразные изобразительные материалы для реализации собственных и поставленных другими целей.

В рисунке и лепке выразительно передают то, что для них интересно или эмоционально значимо, отражая характерные признаки: очертания формы, пропорции, цвет. Самостоятельно находят в окружающей жизни, художественной литературе и природе простые сюжеты для изображения. Проявляют интерес к истории народных промыслов. Испытывают чувство уважения к труду народных мастеров и гордятся их мастерством.

Все дети группы эмоционально и увлеченно слушают музыку, воспринимают и осмысливают целостный музыкальный образ. Большинство детей группы могут придумать небольшую танцевальную композицию, владеют элементарными певческими данными, импровизируют на детских музыкальных инструментах.

Выявлены следующие уровни развития детей по данному направлению:

    высокий уровень выявлен у 10 детей (38%); средний уровень у 15 детей (58%); низкий уровень выявлен у одного ребенка(4%).

Все дети группы проявляют доброту, внимание, заботу, умеют попросить о помощи и оказать ее, уважают желания других людей, умеют сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме, понимают разный характер отношений к нему окружающих, умеют заметить изменение настроения, эмоционального состояния близких взрослых и сверстников. Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Большинство детей группы сочувствуют, сопереживают, сорадуются. Испытывают гордость за достижения отдельных Россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине.

Все дошкольники могут включиться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим, способны ориентироваться в новой обстановке, в некоторых ситуациях общения с людьми проявляют чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Все дети группы умеют соблюдать необходимую дистанцию между собой, другими детьми и взрослыми, умеют адекватно оценить себя в сравнении с другими людьми, обладают разговорной речью и свободно общаются с близкими взрослыми и детьми, в диалоге инициативно высказываются, умеют привлечь к себе внимание собеседника, интересуются высказываниями партнера, отвечают на них словом, действием.

Все дети группы инициируют общение в корректной форме. Достигают успеха в установлении вербальных и невербальных контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении и т. д. Участвуют в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения.

Все дети группы могут изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Владеют вежливыми формами речи, активно следуют правилам речевого этикета.

Выявлены следующие уровни развития детей по данному направлению:

    высокий уровень выявлен у 10 детей (38%); средний уровень у 16 детей (62%); низкий уровень не выявлен (0%).

Большинство детей создают (совместно с другими детьми) творческие проекты. Строят и применяют наглядные модели с целью ориентировки в различных ситуациях. Передают основные отношения между элементами проблемной ситуации с помощью наглядной модели. Прослеживают состояние одного и того же объекта в зависимости от стадии изменения. Устанавливают причинные зависимости. Классифицируют предметы по разным основаниям. Выявляют и анализируют такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением. Используют графические образы для фиксирования результатов исследования и экспериментирования. Большинство детей могут строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. Способны в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации. Изображают варианты различных конструкций одного и того же объекта, систематически меняя какой-либо из параметров условий с последующей постройкой. Решают задачи на упорядочивание объектов по каким-либо двум основаниям (например, по высоте, и по форме), на сравнение групп объектов по разным основаниям, объединение объектов в общую группу и выделение в группе объектов подгруппы. Сравнивают расположение групп объектов на плоскости с соответствующими словесными обозначениями и расположение отдельных объектов в пространстве. У большинства детей группы сформировано представление об осевой и центральной симметрии в расположении объектов.

Также большинство детей подготовительной группы:

— выполняют элементарные логические операции: классификация, сравнения, сериация, соотношение «часть-целое»;

Читайте также:  Хламидийная инфекция у детей анализы

— способны объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт и др.);

— способны находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, играх, рифмотворчестве);

— используют символические средства для познания окружающего (моделирование, чтение карт, планов, схем), могут использовать их и как средства запоминания;

— способны планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;

— в рассуждениях могут учитывать позицию другого ребенка, взрослого;

— проявляют разнообразные познавательные интересы (хотят узнать, как устроен мир живой и неживой природы, движущиеся объекты и т. д.);

— могут самостоятельно экспериментировать с новыми материалами, устанавливать причинно-следственные связи;

— имеют представление о том, что нужно делать в проблемных ситуациях, связанных с решением разнообразных повседневных задач (как подстричь волосы, как получить фотографию, к кому обратиться, чтобы вылечить больного, что делать, если не работает телефон, случился пожар и т. п.);

— проявляют желание вести себя правильно по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком, и необходимую осторожность, находясь в разных условиях (в лесу, у водоема, на льду и т. п.);

— стараются контролировать свое поведение, стремятся осуществлять принятые решения, доводить начатое дело до конца, соблюдать правила поведения, не нарушать порядок;

— могут следить за своим внешним видом и порядком вещей, стремятся помогать взрослым;

— владеют элементарными навыками экологически безопасного поведения;

— владеют несложными символическими действиями, т. е. могут составлять с помощью взрослого простые планы-схемы и карты с использованием условных обозначений;

— имеют некоторые культурно-исторические представления о своей семье, об истории города (выборочно);

— знают основные символы своего города и государства;

— проявляют ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;

— любят животных, проявляют интерес к их жизни, заботятся о них, наблюдают за поведением, любуются ими;

— стремятся к исследованию объектов живой и неживой природы, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Выявлены следующие уровни развития детей по данному направлению:

    высокий уровень выявлен у 8 детей (30%); средний уровень у 16 детей (62%); низкий уровень у 2 детей (8%).

Большинство дошкольников подготовительной группы выражают мысль в форме неполных и полных простых предложений, проявляют интерес к пересказу знакомых сказок, к передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению. Однако высказывания детей не богаты эпитетами, сравнениям, синонимами и другими средствами интонационной выразительности.

Большинство детей употребляют в речи распространенные и сложно — сочиненные предложения, реже – сложно – подчиненные предложения. Большая часть детей понимают прочитанный текст, умеют пересказать сюжет своими словами, близко к прочитанному тексту, умеют реконструировать деформированный текст, досказать незаконченный текст.

Все дети группы используют в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека. Передают в рассказе состояние растения, животного, устанавливая связи. Эмоционально реагируют на произведения искусства, отражают свои эмоции в речи: музыка грустная, задумчивая, плавная; картина радостная, яркая, солнечная и т. д.

Владеют диалогической речью: умеют задавать вопросы, отвечать на вопросы, используя грамматическую форму, соответствующую типу вопроса. В разговоре свободно используют прямую и косвенную речь.

Большинство детей способны составить описательные и повествовательные рассказы, рассказы по воображению. Проявляют творчество в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц. Производят звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой (гласный-согласный, твердый-мягкий согласный).

Большинство детей решают интеллектуальные и личностные проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Рассказывают о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности, о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа, о последовательности выполнения действия. Владеют элементарными формами речи рассуждения и используют их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Отгадывают описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки (эта загадка о зайце, потому что…).

Большинство детей рассказывают о своей семье (составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях) ориентируясь на наглядность и по представлению. Используют в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления.

В результате усвоения программного материала подготовительной группы все дети группы научились правильно использовать в устной речи падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже. Однако часто встречаются речевые ошибки.

У части детей наблюдаются нарушения в звукопроизношении.

Выявлены следующие уровни развития детей по данному направлению:

    высокий уровень выявлен у 6 детей (23%); средний уровень у 17 детей (65%); низкий уровень у 3 детей (12%).

Таким образом, при проведении итогового мониторинга по четырем направлениям развития детей 7-го года жизни можно сказать, что на протяжении 2015-2016 учебного года у всех детей отмечалась положительная динамика в развитии. Это связано с тем, что образовательный процесс в течение учебного года включал в себя разнообразные формы работы (игра, сюжетно – ролевые игры, опыты, эксперименты, викторины, использование наглядных средств, средств ТСО), что способствовало повышению познавательного интереса старших дошкольников к непосредственной образовательной деятельности, развитию всех видов детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, двигательной, конструктивной). Также положительной динамике в развитии детей способствовала эффективная организация ПРС в группе. В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о достаточном уровне готовности выпускников к обучению в школе.

Мониторинг достижения детьми итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» на конец 2015-2016 уч. года

источник

Анализ воспитательно-образовательной работы

в подготовительной группе за 2016-2017 учебный год

Подготовительная группа является возрастной группой муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения д/с «Солнышко», создающего благоприятные условия для естественного развития ребёнка.

Воспитательно — образовательная работа в группе строится на основе создания предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, а именно:

  • Совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей
  • Формирование системы работы по речевому развитию детей и речевому общению.
  • Формирование элементарных математических познаний у детей.

В связи с этим воспитательно-образовательный процесс в опирается на новые педагогические технологии, инновационные методики с учётом индивидуально-психологических, физиологических особенностей каждого ребёнка, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Общая численность детей:

Планируя воспитательно-образовательную работу в группе, методически грамотно распределяя деятельность детей в течение дня, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка в отдельности, удалось добиться неплохих результатов.

Вся работа по организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательная работа с детьми велась по типовой программе «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой, а так же использовались элементы следующих программ и методик:

Анализ результатов деятельности показал, в подготовительной группе созданы достаточно удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей. В частности в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть новое оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о своих детских проблемах. В уголке театрализации сказок и книг дети могут поиграть в тишине с героями сказок, рассказывая им о своих проблемах.

В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.

В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения, строительном, домике Барби, детской кухне, спальне.

В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.

Мы старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.

Оформлена многофункциональная ширма для различных видов деятельности: сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, а также для отделения одного группового пространства от другого.

В группе также оформлены: физкультурный уголок с достаточным количеством традиционного и нетрадиционного оборудования; зона по изобразительной деятельности со специальным оборудованием для самостоятельной деятельности и стендом для выставок продуктов детской деятельности; в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.

Мы творчески подходим к оформлению интерьера в группе в целом, подбирая цветовое оформление оборудования, подбирая различные мелкие детали в оформлении, которые в общем восприятии всей группы навеивают спокойствие и создают уют в данной группе.

Плодотворной оказывается работа с родителями – они помогают в оформлении групп, в приобретении дидактических и развивающих игр.

В течение года использовались такие формы взаимодействия как:

— групповые родительские собрания;

анкетирование;

— совместное проведение занятий, досугов;

Создание комфортных условий для специально организованной и самостоятельной деятельности детей в группе и на участке позволили добиться неплохих результатов.

Сравнительный анализ уровня развития детей подготовительной группы на начало и конец учебного года показал, что:

  • по развитию ЭМП у детейудалось достичь неплохих результатов. Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющих общий признак, в единое множества отдельные его части. Устанавливают связи между целым множеством и различными его частями; находят части целого множества и целое по известным частям. Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20). Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, 20 начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10-20). Соотносят цифру (0 – 9) и количество предметов. Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками (+, -, =). Различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения. Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения). Определять временные отношения (день-ночь-месяц); время по часам с точностью до 1 часа. Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), пользуются знаковыми обозначениями. знают монеты достоинством 1,5,10 копеек; 1,2,5 рублей.

Необходимо продолжать работу. Даны соответствующие рекомендации родителям, на летний период.

по ознакомлению с окружающим миром удалось достичь средних результатов.

Дети знают название некоторых видах деревьев, цветущих травянистых растений, комнатных растений; представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые, характерные признаки времен года и соотносить с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений; правила поведения в природе и соблюдении их; устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями. Умеют выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей, знают герб, флаг, гимн России, называют главный город страны, имеют представление о родном крае, его достопримечательностях, имеют представление о школе, библиотеке. Были даны рекомендации родителям на летний период наблюдать за изменениями, собирать бросовый материал, продолжать учить делать детей выводы на основе наблюдений.

Уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Развитие речи» достиг неплохих результатов: умеют пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин, употребляют синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различают понятие звук, слог, слово, предложение. Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находят в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Анализ качества усвоения детьми данной группы отдельных подразделов раздела программы позволяет выявить, что наиболее интересные результаты показаны детьми по подразделам: «Формирование словаря», «Монологическая речь», «Фонематический слух», что говорит о хорошей речевой активности и интереса детей в общении.

Наиболее низкий результат речевого развития показали Настя С., Саша К.

Предполагаемая причина данного явления: возрастные особенности и задержка речевого развития, не посещали занятий с логопедом.

Пути решения проблем: рекомендовали в летнее время все-таки обратиться к логопеду, дефектологу.

В речевом развитии больше внимания уделить индивидуальной подготовке детей.

По итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Трудовое воспитание» на конец учебного года находится на достаточно высоком уровне. 100% детей показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу. Все дети умеют ухаживать за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде, ответственно выполнять обязанности дежурных в уголке природы, проявляют трудолюбие в работе на участке детского сада, планируют свою трудовую деятельность, отбирают материалы, необходимые для занятий, игр.

Предполагаемая причина данного явления: активность детей.

По итогам контрольных срезов (тестирования и т.д.) выявлено, что уровень знаний, умений и навыков детей по разделу «Художественно-творческая деятельность» на конец учебного года находится на среднем уровне.

Мы учили детей проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно прикладного искусства, игрушек; объектов и явлений природы, радоваться созданным ими работам.

Но не все дети различают виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Называют основные выразительные средства произведений искусства. Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Читайте также:  Хороший анализ спермограммы а детей нет

Умеют лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создают сюжетные композиции из 2-3 и более изображений. В аппликации научились создавать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и способа вырезания и обрывания, картон, ткань, создают сюжетные и декоративные композиции.

В конструировании умеют соотносить конструкцию предмета с его назначением, создают различные конструкции одного и того же объекта, создают модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

В течение учебного года велась работа по физкультурно — оздоровительной работе. Дети научились правильно выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье). Прыгать на мягкое покрытие с высоты, мягко приземляться, прыгать через скакалку, перебрасывают мяч друг другу, бросают предметы в цель из различных положений, попадают в цель, метать мяч. Перестраиваются в 3-4 колонны, в две шеренги после расчета на1-2, соблюдают интервалы во время передвижения. Умеют выполнять физические упражнения из различных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта (городки, баскетбол, футбол, хоккей.)

В начале учебного года была сформирована команда участвующая в Спартакиаде для дошкольников. Помогали в подготовке к Спартакиаде родители.

Дети любят смотреть мультипликационные фильмы, а затем прочитывать сказки по мотивам мультфильмов. Дети любят, когда им читают, сказки называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой, называют любимые сказки и рассказы, знают 2-3 любимых стихотворения, 2и более считалки, 2 и более загадки, называют 2-3 авторов, выразительно читают стихотворения, пересказывают отрывок из сказки, рассказа. Многие родители в течение года обращались за помощью в воспитании своих детей. Нами были даны небольшие советы и рекомендации, к которым старались прислушиваться. Хочется сказать много хорошего родителям, которые помогали и оказывали посильную помощь в работе группы, в наборе и распечатки материалов, в создании поделок.

В течение всего года менялась тематика папок – передвижек соответственно тематике детского сада и группы.

В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры привносить какие то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-6 человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

Автор: воспитатель Ефремова Г.А.

источник

Диагностика в подготовительной группе на начало года

, как любая другая диагностика педагогического процесса, производится в соответствии с требованиями ФГОС. В п. 4.3 документа указано:

Другими словами, диагностика детей не только не является обязательной, но даже запрещена. Однако в п.3.2.3 ФГОС говорится:

Сколько ставок воспитателя нужно на группу: расчет и правовая основа

Таким образом, в рамках педагогической диагностики может вестись оценка индивидуального развития детей. Она же находит свое отражение у авторов проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • «Детский сад – дом радости», Н. М. Крылова;
  • «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой;
  • «На крыльях детства» под ред. Н. В. Микляевой;
  • «Истоки» под ред. Л. А. Парамоновой;
  • «Мозаика», В. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева;
  • «Тропинки» под ред. В. Т. Кудрявцева.

Диагностика педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС и в ее рамках оценка индивидуального развития детей сопряжены с результатами овладения воспитанниками базовой образовательной программой. Главной задачей программы является обеспечение развития личности, формирование мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Поэтому оценка индивидуального развития будет представлять собой анализ освоения ими познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного развития.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Такой анализ проводится при внутренней диагностике формирования показателей развития личности. Его результаты учитываются только при индивидуализации образования, чтобы помочь детям, которые столкнулись с трудностями в образовательном процессе.

Диагностика проводится в форме наблюдений за детьми при осуществлении образовательной деятельности и в повседневных ситуациях. Наблюдения ведутся во всех возрастных группах на протяжении всего учебного года. Его результаты воспитатель записывает, а в середине или конце года они служат базой для определенных выводов.

При подведении итогов диагностики в подготовительной группе учет ее показателей производится вербально: «сформирован», «не сформирован», «в стадии становления».

Характеристиками оценки становления личности могут служить особенности поведения ребенка, взаимодействия со сверстниками. Такие характеристики отслеживаются в каждой возрастной группе на протяжении всего периода обучения в ДОУ.

В п. 4.6 ФГОС даются некоторые из возможных достижений ребенка в образовательном процессе.

— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

— владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Руководство развитием ДОО.

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

— ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

— у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

В результате оценки воспитатель может отметить детей, которые нуждаются в большем внимании, корректировке обучающего процесса. Диагностика должна отражать динамику показателей дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Отслеживая динамику, оценивают ее характер: прогрессивный, регрессивный или не изменяющийся. Дополнительно определяются направления, в которых дошкольнику нужна помощь, дается оценка правильности воспитательных и образовательных поступков взрослых.

По итогам диагностики в подготовительной группе составляется аналитическая справка, которая поможет педагогу в начальных классах школы наладить наиболее результативное взаимодействие с детьми в период их адаптации. Если диагностика не проводится, то невозможно будет отследить динамику становления ребенка от 3 до 7 лет, его особенности и достижения. Это может стать причиной потери преемственности между ДОУ и школой.

Педагогическая диагностика проводится с учетом ряда принципов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в ДОУ.

Принцип объективности подразумевает стремление максимально избегать субъективизации и предвзятого отношения к диагностируемому. Для реализации этого принципа следует придерживаться правил:

  • подбор диагностических методик в соответствии с личностными и возрастными особенностями диагностируемых;
  • фиксация всех проявлений личности ребенка;
  • сравнение полученных данных с информацией родителей и других педагогов;
  • перепроверка используемого при диагностике материала;
  • развитие педагогической рефлексии и самоконтроля, которые помогают исключить субъективную оценку.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает учет различных аспектов его развития: эмоционального, интеллектуального, социального, художественно-творческого, физического. Важно учитывать целостность процесса развития ребенка, взаимосвязи различных сфер его личности.

Принцип процессуальности означает изучение явления в его динамике. Принцип реализуется по следующим правилам:

  • не использовать оценки без определения закономерности развития;
  • учитывать социокультурные и половозрастные особенности ребенка;
  • отслеживать непрерывность изучения в естественных условиях.

Принцип компетентности предусматривает, что педагог принимает решения только в пределах своей компетентности, а также что запрещено наносить какой-либо ущерб наблюдаемому в процессе или после диагностики.

    правилами сотрудничества: добровольностью участия;
  • безопасностью применяемых методик для испытуемого;
  • путем обеспечения доступности диагностических процедур и методов для педагога;
  • в корректном использовании полученных сведений.
  • В соответствии с принципом персонализации педагог стремится обнаружить не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но и возможные индивидуальные пути развития. При этом отклонения от общепринятых норм не оцениваются как негативные, пока не будет проведен анализ динамических процессов становления.

    Проектирование диагностики педагогического процесса в подготовительной группе по ФГОС

    Перед проведением диагностики на конец года в подготовительной группе ее необходимо спроектировать. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.

    На первом этапе определяются цели диагностики, например, оценка проявление активности и любознательности детьми старшей группы, изучение проявляющихся при этом особенностей. На этом этапе решаются вопросы, как осуществлять, при этом не рассматриваются вопросы, что и зачем диагностировать.

    При диагностике постоянно сравниваются ее результаты для конкретного ребенка с его прежними достижениями, поведением других детей, описанием поведения. Эти аспекты сравнения называются индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой. Например, критерием любознательности будет чуткость ребенка к новому, а проявлением – выделение новых объектов, вопросы о них.

    На втором этапе проводится диагностика. Необходимо определить ответственных, длительность и время диагностики, способы фиксации результатов.

    На третьем, аналитическом, этапе проводится анализ полученных данных. Появляются ответы на вопросы, почему результат ребенка изменился, как он отличается от результатов других детей и условной нормы. Информация, собранная на этом этапе, позволяет составить аналитическую справку по итогам диагностики в подготовительной группе.

    Воспитателю необходимо помнить, что отклонение результатов от нормативных показателей не всегда требует немедленного вмешательства. Прежде следует проанализировать процессы и условия, в которых проявляются такие результаты. Как правило, ребенок не может достичь запланированного идеального развития по всему содержанию программы: он развивается неравномерно и по собственному индивидуальному пути.

    На четвертом этапе проводится интерпретация данных, которая позволяет понять ребенка и спрогнозировать его развитие.

    На пятом этапе педагог определяет образовательные задачи для каждого ребенка и всей группы. На основе полученной информации можно развивать способности ребенка и оказывать ему помощь там, где она требуется.

    Инструментарий педагогической диагностики – это описание ситуаций, которые используются для определения уровня сформированности у воспитанника данного параметра оценки. Нередко такие ситуации могут повторяться для уточнения качества параметра.

    Диагностируемые параметры могут расширяться или сокращаться в соответствии с потребностями конкретного ДОУ. Каждый параметр может диагностироваться несколькими методами. В то же время одна проблемная ситуация может дать возможность оценить несколько параметров.

    Основными диагностическими методами педагога являются наблюдение, создание проблемной ситуации, беседа. Педагогическая диагностика может проводиться в индивидуальной, подгрупповой или групповой форме.

    Описание инструментария педагогической диагностики для разных ДОУ будет разным в виду отличий наполнения развивающей среды, разного контингента воспитанников, приоритетов образовательной деятельности.

    Своевременное и качественное проведение педагогической диагностики, а также полнота полученных выводов мониторинга образовательного процесса в подготовительной группе позволяют направить усилия педагога на решение трудностей конкретного ребенка и развитие его сильных сторон. Кроме того, это позволяет сохранить преемственность между дошкольной образовательной организацией и начальной школой.

    источник