Меню Рубрики

Анализ работы по развитию речи детей

Инна Ремнева
Анализ опыта работы по развитию речи

В настоящее время произошли значительные изменения в системе дошкольного образования. Появилось множество различных техно-логий и программ,помогающих педагогам дошкольных учрежде-ний правильно ориентироваться в построении воспитательно-обра-зовательного процесса в детском саду.

Произошли изменения и в жизни нашего детского сада,а,следова-тельно,и в практике моей работы с детьми.

Мы перешли на реализацию усовершенствованной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василь-евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М.: Издательский дом «Воспи-тание дошкольника»,2004 г ;М.:Мозаика-Синтез,2005 г.)

Главные задачи Программы – охрана жизни и укрепление здо-ровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой,учебной,трудовой,художественной,что даёт возмож-ность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание,подго-товку к обучению в школе.

Одним из важнейших условий успешного обучения в школе яв-ляется сформированная речь ребёнка.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растуще-го человека. Формируя и развивая связную речь ребенка,я одновре-менно способствую развитию его интеллекта и эмоций,готовлю почву для успешного обучения в школе,для творческой трудовой деятельности.

Основная единица языка – слово. И я считаю,что совершенство-вание речевого общения не может происходить вне театральной деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,знаниями,умениями,развивает интерес к художест-венной литературе,активизирует словарь,разговорную речь,способ-ствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Последние три года я более углубленно работала по следующей теме, на которой я хотела бы подробней остановиться в своем са-моанализе: «Театрально-игровая деятельность и развитие речи дошкольников».

Я считаю,что в настоящее время эта тема актуальна и ориенти-

рована на всестороннее развитие личности ребёнка,его неповтори-мость и индивидуальность.

Целью моей работы является : Развивать у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности умение об-щаться.

— обучать детей вступать в речевое общение различными способа-ми;

развивать у детей умение использовать средства художественной выразительности в процессе театральной игры;

— воспитывать положительные отношения к театральным играм,же-лание играть с театральными куклами; эмоционально-положитель-ное отношение к сверстникам,воспитание воли и уверенности в се-бе,уважение к устному народному творчеству.

Для решения задач я составила перспективный план работы,при разработке которого учитывала принципы построения: актуаль-ность,реалистичность,систематичность,интеграции,воспитываю-щий характер обучения,доступность,построение программного ма-териала,совместная деятельность.

Работа проводилась по нескольким этапам:

Этапы работы

-выявление уровня знаний детей.

анализ состояния воспитатель-

но-образовательной работы.

— выявление противоречий по данной проблеме.

-недостаточно методического, иллюстративного материала.

— нет перспективного плана работ по данной теме.

— неготовность к проведению сис-тематической работы.

Теоретическое исследование проблемы

-беседы,рассматривание альбомов, книг,картин;

-индивидуальная работа с детьми, родителями;

-посещение учреждений дополнитель-ного образования.

Накоплен твор-ческий материал.

Практическое исследование проблемы

разработка перспективных планов работы;

наработка практического материала для работы с детьми;

-сбор и оформление наглядного материала;

-установление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования;

Разработан пер-спективный план работы по теме: Театрализованная деятельность и развитие речи.

Подведение итогов работы

Оформление материала для обобщения

опыта работы в детском саду.

Свою работу по речевому развитию детей второй младшей группы я осуществляла на всех без исключения занятиях,а также в повсед-

невной жизни,на прогулке. При этом использовала различные методы и приёмы.

В процессе наблюдения за детской речью,в результате опроса де-тей,я выявила различный уровень развития речи детей. Речь ребёнка 3-4 лет ещё весьма несовершенна. Неправильно произно-сятся звуки родного языка,беден словарный запас 10% детей име-ли низкий уровень общения.

Все виды деятельности я проводила в игровой форме,и выявила, что очень живо дети откликаются на появление каких-либо игро-вых персонажей (мишутка,зайчик,кукла Катя и др.) на превраще-ние воспитателя в сказочного героя.

Дети упражнялись в произношении звукоподражаний,участвова-ли в инсценировках потешек и песенок (котенька-коток;вышла ку-рочка гулять и др.) в импровизированных концертах для кукол со стихами А. Барто «Игрушки».Так,элементы театрализованной дея-тельности способствовали легкому запоминанию произведений устного народного творчества. ,умению изменять силу и высоту го-лоса,чёткому произношению текста. Я начала знакомить детей с настольным театром конусных фигурок: «Три медведя», «Заюшки-на избушка», «Курочка Ряба» и др,с театром на фланелаграфе В. Су-теев «Под грибом».Дети с интересом следили за развитием дей-ствия сказок. К концу учебного года я выявила позитивные измене-ния.

Все дети овладели речевым общением,соответственно возрасту. Совместно с воспитателем,используя фигурки настольного театра, драматизировали отрывки из знакомых сказок. Выразительно рас-

сказывали короткие стихотворения,потешки,песенки. Дети с нару-шением речи проявляли радостные эмоции и передвигали фигурки настольного театра в соответствии с содержанием сказки. Популяр-ными были подвижные игры с атрибутами, «Заинька,попляши», «Курочка и цыплята».

В организации театрализованной деятельности использовала практические методы обучения:игру,метод игровой импровизации, упражнения,этюдную методику,инсценировки и драматизации. Из словесных методов применяла:рассказ,чтение воспитателя,рассказ детей,беседы,разучивание произведений устного народного твор-чества.

С переходом детей в среднюю группу усложнились задачи по обучению развития речи,а также изменились методы и приёмы ра-боты. Дети активно общаются со взрослыми,значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми эти-ческих норм и правил поведения. Серьёзное внимание уделяется звуковой культуре речи. Начинается работа по обучению детей мо-нологической речи. Монологическая речь рождается в диалоге – на-иболее естественной форме речевого общения.

Я продолжала инсценировать с детьми короткие литературные произведения с диалогическим содержанием. «Ножки,ножки,где вы были…», «Кузнец» С. Маршак, «Кисонька-мурысанька».Работаю над выразительностью речи тихо-громко,медленно-быстро. Разучи-вание проходило при повторении той или иной роли каждым ребен-ком (т. е. при многократном повторении).Потому что все хотели по-быть добрым и сильным кузнецом,ласковой,но хитрой кисонькой и т. д. Дети учились слушать друг друга,вести диалог на одну тему. Мы вместе обсуждали,у кого получалось выразительно рассказывать стихотворение,т. е. учились давать оценку.

Подготовка к монологической речи осуществлялась в процессе драматизации р. н. сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. ,а также фрагментов сказок,соответствующих программе.

Дети с удовольствием разучивали пальчиковые игры,направлен-ные на развитие выразительных жестов,диалогической речи : «Гном», «Лукошко», «Про медвежат», «Паучок», «Снежок» и др.

К концу года дети могли регулировать силу голоса в зависимости от характера произведения. У 10% детей речь стала неторопливой, спокойной,увереннее в общении стали наши стеснительные дети, так как речь их стала «чище».

Вместе с детьми мы изготовили настольный плоскостной театр «Заюшкина избушка»;родители изготовили настольный театр «Ко-за с козлятами»,на фланелеграфе «Жихарка».Педагогам детского сада показали кукольный спектакль «Круть и Верть».Также резуль-татом нашей деятельности был показ спектакля р. н. с. «Репка» де-тям 2-ой мл. группы. В представлении участвовали дети с деклама-цией стихов А. Барто из серии «Игрушки».Дети очень ответственно отнеслись к этому выступлению.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активны-ми и самостоятельными,относятся к играм творчески.

Ведущей задачей по развитию речи является развитие индивиду-альных способностей детей в речевой деятельности и развитие творческого рассказывания (игры-придумывания,образность речи, самостоятельный пересказ).

Работу я проводила поэтапно: знакомила с литературным произ-ведением,дети учились рассказывать сказку по ролям,не забывая о выразительности речи,интонации,работая над мимикой и жестами.

Для формирования интонационной выразительности я использова-ла специально подобранные этюды и упражнения,развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это,прежде всего,заучива-ние скороговорок и чистоговорок. Для освоения выразительной ре-чи я использовала упражнения,развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте,специальные творческие зада-ния на развитие образности речи (подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов).К руководству я взяла педа-гогическую технологию О. М. Ельцовой «Риторика для дошколь-ников», пособие О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Популярными у детей остались пальчиковые игры,этюдные мето-ды. К концу года я увидела позитивные изменения в общение детей друг с другом,со взрослыми. Дети умеют вести диалог по одной те-

ме,с интересом слушают рассказы детей о событиях в личной жиз-ни. Дети (40 %) с интересом придумывают рассказы об игрушках, выступают в роли режиссеров.

Но пока им интересен сам процесс участия в драматизации,а не результат,не смысл произведения.

Моя деятельность проходит в тесном контакте с педагогами детского сада,с узкими специалистами (инструктор по физической культуре,психолог,учитель-логопед,музыкальный руководитель,с младшим воспитателем.

Вместе с детьми мне удалось воодушевить родителей моей группы на совместное творчество. Мамы,папы,бабушки стали моими актив-ными союзниками и помощниками в организации художественно-речевой деятельности. Родители изготавливают костюмы к спектак-лям,помогают в заучивании текста ролей,участвовали в театрализо-ванных представлениях в качестве актеров («Вместе с бабушкой моей», «Моя мама лучше всех», «Наши дети и сказка»).

Ещё одним важным направлением в моей деятельности является сотрудничество с Домом творчества.

Театр – это особый вид искусства,он способен помочь в том,что-бы научить ребенка чувствовать и размышлять,приобщить к куль-туре театра,как к системе разумно развивающего развлечения (по-каз различных видов театра – кукольного,драматического).

Мои выпускники 2005 года успешно продолжают свою театрали-зованную деятельность в театральных студиях Дома творчества.

Опыт моей работы одобрен и распространен в детском саду. Ис-пользуется педагогами детского сада.

Итогом детской театрализованной деятельности являются поста-новки спектаклей для детей детского сада,их родителей,для педаго-

гов и сотрудников детского сада. Зрителям заранее вручаются приг-ласительные билеты,изготовленные детьми,а вся информация о представлении отражена на афишах,выполненных совместно деть-ми и взрослыми.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения — детский сад комбинированного вида №9 «Оленёнок».

источник

Выполняя задания, каждый ребенок набрал определенное количество баллов. Результаты диагностики детей 4 года жизни по методике О.С. Ушаковой представлены в таблице №1.

Таблица №1. «Уровень развития словаря детей 4 года жизни»

Фамилия, имя Номера заданий Сумма баллов Уровни
Синякова Маша I
Щеглов Дима II
Павлов Илья II
Романюк Вика II
Тальман Кирилл II
Сахаров Никита III
Лусс Дима III
Шутилина Вика III
Заверач Катя I
Берсанова Эля II

«Уровень развития словаря детей 4 года жизни в % соотношении»

Название уровня Диагностический этап в %
Высокий 20 %
Средний 50%
Низкий 30%

Показания таблицы говорят о том, что речь детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего. По данным нашего исследования, 30 % детей показали низкий уровень,50 % детей — средний,20% детей — высокий уровень. Приступим к более подробному анализу развития речи детей младшего возраста.

Анализируя данные диагностики, можно отметить, что высокий уровень развития речи был выявлен двух детей – Маши С.и Кати З. что составило 20 %

Речь этих девочек четкая, развернутая. Они использует предложения, в которых встречаются все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляет имена существительные в единственном и множественном числе. Отвечают на вопросы: Кто это? Что это? Умело составляет предложения с однородными членами. Без помощи взрослого подбирают слова, обозначающие признаки предметов и их качество (прилагательные). Отвечают на вопросы, Какой? Какая?.Безошибочно подбирают слова обозначающие действия предмета (глаголы), отвечающие на вопрос Что делает? Что можно с ним сделать? При определении значения слова они ориентируются на существенные признаки и действия предмета. В соответствии с контекстом правильно употребляют слова и словосочетания, свободно пользуется словами, и связывают их по смыслу. Они без труда могут обобщать слова, называя их одним словом. Девочки заинтересованы, c удовольствием идут на контакт.

Средний уровень был выявлен у 5 детей, что составило 50%.

В речи они используют простые предложения, в которых встречаются все части речи. Допускают неточности в употреблении слов, отвечающих на вопросы: Кто? Что? (существительные)- обозначающие предмет. Признаки и качества предметов, выраженные прилагательными, обозначают с помощью взрослого. С помощью воспитателя называют и действия предметов, обозначающих глаголы, и отвечающие на вопросы: Что делает? Что может сделать?

Имеют затруднения в обобщении слов.

Общение чаще всего происходит по инициативе взрослого; при ответах детей необходимы незначительные подсказки.

3 ребенка — 30%, показали низкий уровень. Нами было отмечено, что эти дети не умеют соотносить ответы с вопросами педагога, испытывают трудности в понимании задания. Они не называют слова, обозначающие предмет ( выраженные существительными, отвечающими на вопросы : Кто? Что? Не умеют обозначать признаки и качества предметов, выраженных прилагательным, отвечающим на вопросы: Какой? Какая? Имеют затруднения в назывании действия предмета (глагола), отвечающего на вопрос: Что делает? Что мы с ним можем сделать? Не умеет употреблять обобщающие слова.

Словарь их ограничен. Не сформированность словаря, действий и грамматического строя речи. Часто пропускали предлоги, смешивали падежные формы. Наблюдались многочисленные искажения, заменяли и смешивали звуки. При общении с воспитателем они не проявляли никакой инициативы. Выполнение задания им было затруднительно.

Данные диагностики показали, что речь детей находится, не на должном уровне, и отстает от тех показателей, которые должны быть в данном возрасте. Необходимо было разработать специальную коррекционную программу, которая позволила бы всесторонне развить речь ребенка четвертого года жизни.

По нашим предположениям — использование в работе с детьми четвертого года жизни малых фольклорных произведений должно обогатить словарный запас детей. Прежде чем приступить к формирующему этапу, мы провели беседу с родителями и воспитателями исследуемой группы. Необходимо было выяснить: используются ли фольклорные произведения в работе с детьми в детском саду и дома, какие произведения и с какой целью. Опрошено было девятнадцать родителей и два педагога. Результаты беседы показали, что родители практически не используют с младшими дошкольниками малые формы фольклора. Молодые родители практически не знают ни одной колыбельной песни. Утратили свою былую значимость произведения устного народного творчества. В репертуаре родителей имеется всего несколько поговорок, считалок и загадок, а о потешках, и говорить не приходится.

Анализ работы воспитателей говорит о том, что все-таки они стараются использовать малые фольклорные жанры немного шире. Применяются различные считалки в подвижных играх. С целью поддержания интереса детей, применяются загадки на занятиях. Для развития мелкой моторики рук – пальчиковые игры и игры забавы. А использование колыбельных, потешек и прибауток, по их словам, надо использовать только в раннем возрасте. Развивая речь младших дошкольников, достаточно использовать скороговорки, считают они. Соответственно, когда мы проводили беседу с детьми о знании фольклорных произведений, мы заметили, что дети знают всего несколько колыбельных песен, потешек, сказок. Им трудно было определить, к какому жанру относится то или иное произведение.

Читайте также:  Коклюш анализы у детей инвитро

Исходя из этого, нами были сделаны выводы, что работа по использованию малых фольклорных форм с младшими дошкольниками недостаточно организована, так как воспитатели и родители не полностью используют их развивающий потенциал для обогащения словарного запаса.

Основываясь на результатах констатирующего этапа, нами был проведен формирующий этап.

Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей младших дошкольников средствами фольклорных произведений.

Обогащение словаря ребенка – это сложный нервно-психический процесс, происходящий в результате общения ребенка с взрослыми и окружающей средой. Начиная с раннего возраста, ребенок учится говорить, строит первые предложения.

А помочь малышу в этом могут малые фольклорные произведения, которые являются прекрасным средством для обогащения словаря. Такие научные деятели, как Разенкова Ю.А и Баенская Н.Н. доказали, что дети, в семьях которых с периода беременности, младенческого и раннего возраста звучали колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, практически не имеют отставаний в речевом развитии. Речь таких детишек выразительная, богатая, у них хорошо развито мышление, память.[52]

Разрабатывая экспериментальную программу по обогащению словаря младшего дошкольника средствами фольклора, за основу мы брали работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, Усовой, О. Ушаковой.

Для решения этого вопроса, нами были поставлены цели и задачи.

-Способствовать эмоциональному и речевому развитию детей 4 года жизни, используя в работе малые фольклорные произведения.

— Сформировать у детей правильную и красивую речь через использование малых фольклорных форм.

— Стимулирование желания малыша в обогащении и расширении словаря.

-Сформировать у детей потребность в общении с взрослыми и сверстниками и желание высказывать свои суждения, представления в речи.

— Обогатить словарь детей новыми словами, выражениями, их значением. — Разучивание произведений малых фольклорных жанров: потешек, стихов, поговорок, считалок. Расширить и обогатить словарь детей за счет использования разных фольклорных жанров.

-индивидуальный подход к каждому ребенку,

-проведение работы с учетом возрастных особенностей детей,

-работа должна проводиться в системе,

— необходимо привлекать к активности всех детей,

-всестороннее развитие детей.[53]

Работа по формированию речевых навыков средствами фольклорных произведений велась не только на занятиях, а так же и в режимных процессах. Уточнялся и расширялся словарный запас, активизировалась речь детей, обобщался и систематизировался речевой материал. В своей работе мы использовали различные средства, такие как: игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подключая к ним малые фольклорные жанры. Дети активно отгадывали загадки, хором произносили стихи, рифмы, потешки, чистоговорки и скороговорки.

Проводя работу по развитию артикуляционного аппарата, речевого слуха, дыхания, использовались различные игры на звукоподражание — «Кто как кричит», «Кто позвал» и др. Имитация шума ветра, жужжания пчелы, рокот самолета и т.д. Дети активно включались в работу.

Фольклорные произведения использовались и повседневной жизни:

Например, используя стихотворение, хвалили ребенка:

Малыши очень любят, когда в стихотворениях встречаются их имена, они с удовольствием подключались к чтению, тем самым знакомясь с широтой устного народного творчества:

Фольклорные произведения позволяют воспитывать у детей не только любовь и заботу к животным, а так же знакомят с их повадками, предназначением, образом жизни, местом обитания, внешним видом.

четыре лапки, пятый хвостик.

Во время прогулки также использовали фольклорные жанры, что позволяло ярче раскрыть детям знания о природных явлениях, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Незаменимы были пословицы и поговорки в режимных моментах, относящихся к приему пищи:

Кашка масленая, ложка крашенная,

Мы ребяток никогда не упрашиваем.

Отход детей ко сну сопровождался следующими пословицами:

Пора спать, коли некого ждать.

Всем известно, что игра – это основной вид деятельности ребенка. Именно поэтому мы использовали игру в интересах обогащения словаря детей. Нами были подобраны игры, которые имеют литературный текст, в котором прописано то или иное игровое действие: «Лохматый пес», «Два мороза», «Зайка серый умывается» и т.д. Начиная игру, воспитатель знакомила детей со стихотворным текстом. При неоднократном прочтении его, дети быстро запоминали, а затем сами играли в игру, используя содержание текста.[56]

Никому не секрет, что дети очень любят праздники. Учитывая это, с малышами проводились различные мероприятия использованием фольклорных произведений: развлечения («Как у нашего кота», «В гостях у бабушки Варварушки»); утренники («Весняночка», «8 Марта»); праздники («Осенины», «Веселые посиделки») и т.д

Работа проводилась не только с детьми, но и с родителями. С каждым из родителей в течение года были проведены индивидуальные встречи беседы, где они получали необходимую методическую консультацию о том, какую работу необходимо вести для успешного обогащения и развития словаря ребенка. Родителям предлагался перечень тех фольклорных произведений, которые соответствуют данному возрасту детей. На родительском собрании были подведены итоги совместной работы по данному вопросу, где малыши с большим удовольствием продемонстрировали знания малых форм фольклора, выступив перед родителями с целой концертной программой.

Педагогами были оформлены папки — передвижки — «Говорят дети», «Роль фольклорных произведений в развитии речи малыша». Родители совместно со своими детьми изготавливали коллажи на тему — «Мои любимые потешки», из которых была сделана выставка в комнате «Творчества».

На семинарах педагоги знакомили родителей с теми играми, в которые можно поиграть с детьми дома: это и пальчиковые игры, и различные игры со сказкой. В дальнейшем родители с удовольствием делились своим, уже накопленным опытом.

Активно привлекали родителей и в речевых традициях группы. Примером тому служит «Копилка нежных слов», работа которой направлена на обогащение и активизацию словаря детей. Дети вместе с родителями подбирали дома для именинника добрые и ласковые слова.[57]

Проанализировав проделанную нами работу совместно с родителями, было замечено, что в детях произошли определенные изменения, результаты которых отражены в диагностики.

источник

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования, проведенные психологами, педагогами, лингвистами, создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин).

Анализ психологической, лингвистической и педагогической литературы показывает, что не все дети одинаково успешно овладевают в раннем детстве фонетической, лексической и грамматической сторонами речи, поэтому далеко не у всех дошкольников развито умение связно выражать свои мысли.

Из сказанного следует, что проблема развития речи интересовала и интересует многих исследователей, методистов, учителей, воспитателей, которые придавали ей огромное значение. Все исследователи единодушно подчеркивают роль специального воспитания в становлении и развитии речи детей дошкольного возраста. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью. Углубленная, обогащенная по содержанию работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения в детском саду большой эффект. Таким образом, актуальность выбранной темы значима в дошкольном воспитании.

При работе над проблемой «Развитие речи детей путем формирования лексико-грамматических навыков» установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу не только на занятиях по развитию речи, но и в игре, театральной деятельности, ознакомлению с окружающим, чтении художественной литературы. Тем самым мы даем значительное увеличение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка.

В связи с этим для решения проблемы разработали систему мероприятий, которая, на наш взгляд, способствует развитию всех компонентов устной речи, определили основные задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Помня о том, что нам надо научить детей использовать богатство языка во всей его полноте, мы должны предъявлять высокие требования к своей речи: высокая звуковая культура речи, богатство словаря, грамматическая правильность, интонационная выразительность речи. Для совершенствования речи педагогов в детском саду работает «Школа речевых наук», в рамках которой проводится практический семинар «Профессиональная речь педагога», деловая игра «Знатоки русского языка» и «Как ваше слово отзовется», мастер-классы для педагогов ДОУ «Выразительность речи педагога», «Как скучное сделать интересным».

Таким образом, повышая профессиональную компетентность педагогов в вопросах речевого развития детей, мы способствуем формированию правильной речи у дошкольников.

Работу с детьми начали с проведения мониторинга уровня развития речи детей, используя методы наблюдения по возрастным нормативам речевого развития: уровня их словарного запаса, лексико-грамматических категорий и связной речи, с учетом индивидуальных особенностей. Уровень развития речи детей младшей группы показал: высокий уровень развития речи имеют 15% детей, средний уровень – 50% и низкий уровень – 35% детей. Это позволило определить задачи по решению данной проблемы и выстроить образовательный процесс. Средствами мониторинга мы оценили степень освоения дошкольником образовательной программы.

Для обогащения и совершенствования детской речи создали благоприятную речевую среду, где особая роль принадлежит взрослому, который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий пробуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения. Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи ребенка, она ее обогащает и активизирует: у ребенка есть, что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Известно, что в игровой форме сам процесс протекает быстрее, активнее, потому что игра – вид деятельности, присущий ребенку-дошкольнику.

Чтобы ребенок имел возможность развивать свою речь вне занятий, помогаем организовать самостоятельную детскую деятельность через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность. Все игры сопровождаются речью: дети договариваются между собой об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. В игре идет развитие диалогической и монологической связной речи.

Самостоятельная творческая деятельность детей дает возможность обогатить и активизировать словарь ребенка. В процессе драматизации происходит усвоение детьми всех лексико-грамматических форм, развивается связная речь.

Оформленный уголок «Умной книги» в группе направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Приобщая детей к книге, используем в своей работе художественное слово, знакомим детей с новыми словами, привлекаем их внимание к выразительным средствам, развиваем умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову. Речь развивается в лучших образцах родного языка, происходит формирование способности постигать художественные образы, созданные писателями, и применять на практике.

Использование малых форм фольклора (потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички) позволило раскрыть детям метафорическое богатство русского языка. Считалки со сложным словарным составом закрепляют умения строить предложения грамматически правильно. Знакомство с небылицами помогает нам закреплять знания о синонимах и антонимах.

А сказка – это питательный хлеб для обогащения словаря ребенка, именно сказка способствовала познанию ребенком мира добра и зла, глупости и жадности.

Для формирования лексико-грамматических навыков нами был собран материал и составлено практическое пособие для педагогов «Учимся говорить правильно». Использование этого пособия помогает разнообразить занятия по развитию речи, сделать их интересными, занимательными, насыщенными. Его можно использовать во всех возрастных группах, как для коллективной, так и для индивидуальной работы.

Повышая качество речи каждого ребенка через использование физминуток, пальчиковой гимнастики, речевых подвижных игр, способствуем раскрытию творческого потенциала, умению перевоплощаться, самореализовываться, развитию памяти, воображения, выразительности речи, концентрации внимания, речевого и умственного развития.

Многофункциональные дидактические игры «Лучистое солнышко», «Муфточка ощущений», «Сундучок запахов» использовались для закрепления обобщающих понятий и прилагательных в активном словаре детей, помогали работать с глагольной лексикой. При этом у детей задействовано мышление, воображение, память, осязание, выстраивается целый ассоциативный ряд. Также мы задействуем и обоняние для определения качеств. Дети – народ любознательный, им хочется сунуть нос везде, все хочется знать. Эти игры заставляют догадываться, рассуждать, спорить, находить истину.

Образование притяжательных прилагательных мы закрепляли в игре «Кто, кто в домике живет?», предложные конструкции мы закрепляем в дидактических играх «Во саду ли, в огороде…», «Кто где спрятался?».

При использовании в работе по развитию речи дошкольников технологии и методики известных научных исследователей Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой разработано «Тематическое планирование по развитию речи с детьми 4-7 лет». Тематический принцип подбора материала обеспечивает тесную взаимосвязь в учебном процессе. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная лексическая «замкнутость» позволяет формировать у детей обобщенные понятия, детально проработать каждую тему, пополнить словарь, развить лексико-грамматические навыки.

Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами. Вводя новые лексические единицы, учитывали индивидуальные особенности организации словаря ребенка. Используя приемы работы с новой лексикой:

— подбирали слова, обозначающие предметы, их действия и качества;

— обогащали адъективный слой лексики – понимание и употребление синонимов и антонимов;

— знакомили с промежуточным понятием «средний»;

— узнавали, что словообразовательные единицы меняют основное значение слова – медведь, медвежонок, медведюшко;

— знакомили с формами образования глаголов от звукоподражаний;

— знакомили с многозначными словами.

Углубленная словарная работа, в частности над смысловой стороной слова, привела к существенным сдвигам в развитии связной речи. Умение оперировать словами, сопоставлять их, оценивать и отбирать повысило уровень произвольности устной речи. В процессе формирования активного словаря дошкольника добились таких качеств речи, как точность, правильность, выразительность. Используя в своей работе дидактические игры «Контрасты», «Один-много назови», «Собери цветок», «Кто что умеет делать?» и другие.

Читайте также:  Книги для детей фонематический анализ

Словарная работа была направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, активному поиску правильной формы речи, т.е. грамматическому строю речи.

Грамматическое значение в слове существует вместе с его лексическим значением, в предложении – вместе с семантической структурой. Мы учим детей согласовывать слова в роде, числе, падеже, учим строить как простые предложения, так и сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Ребенок слышит грамматически правильную речь воспитателя, воспитатель исправляет ошибки в речи детей, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы русского языка.

При обучении детей составлению рассказов мы используем тематические схемы-описания, которые помогают активизировать употребление в речи детей сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что способствовало развитию связной речи. Нами использовался прием составления «коллективного письма» в ситуации «письменной речи», где рассказ ребенка записывался. Применяя этот прием, достигли значительных результатов в развитии связной устной речи ребенка, поскольку речь строилась на уровне развернутости и произвольности. После проведения таких занятий, оформлялись газеты «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Ласковые бабушкины руки», выпускались сборники рассказов «Творческие рассказы детей».

Для формирования у дошкольников интерес к развитию речи применяли разнообразные формы занятий: занятия-тренинги «Что случилось со словами», занятия-интервью «Интервью у Весеннего леса», занятие-путешествие «Страна Вымышляндия», «Сочиняйка», занятие-игра «Удивительное дело», «В гостях у бабушки Забавушки», игры-импровизации «Где это видано, где это слыхано?», «По дороге со словами». Применение в работе разных форм занятий позволило сформировать у детей стойкий интерес к обогащению и развитию связной речи.

Использование в работе разнообразных методов и приемов, средств обучения показало положительную динамику развития речи у выпускников. Уровень речевых умений у дошкольников повысился и показал результат: высокий – 50%, средний – 40% и низкий – 10%.

С целью повышения эффективности вся наша работа проходила в тесном контакте с родителями воспитанников. Формируя у родителей дошкольников компетентное представление о способах и приемах развития речевых навыков, на родительских собраниях специально заострялось внимание на необходимости специальных занятий по развитию речи и на роли этих занятий в умственном развитии ребенка. Многих родителей пришлось в этом убеждать, их волновали только недостатки звукопроизношения и отсутствие коммуникативных навыков. Приглашали родителей на открытые занятия по развитию речи, где родители еще раз убеждались в необходимости занятий с детьми.

Наши беседы, консультации помогли им понять, насколько речевое развитие ребенка зависит от общения с родителями, их интереса к совместной с детьми деятельности. Проведенное анкетирование родителей позволило скорректировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

У каждого ребенка в группе была аудиокассета, где мы записывали речь детей, собирали стихи, рассказы, давали прослушать «произведения детей» родителям и они убеждались в том, что речь ребенка необходимо развивать, а на выпускном вечере мы подарили аудиокассеты как результат совместной работы детей, родителей и воспитателей.

Создавая в группе «Познавательно-игровой мини-центр», мы приглашали родителей поиграть в группе в любимые игры своего ребенка, тем самым родители еще больше вовлекались в образовательный процесс.

Мы рекомендовали родителям заучивать с детьми стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, скороговорки, советовали, какую художественную литературу прочитать детям.

Провели практикум «Игры для развития лексико-грамматических категорий», «Формируем активный словарь ребенка», «Игры, способствующие развитию связной речи дошкольников». В процессе практикумов для родителей составили каталог «Упражнения для развития речи», многие родители сделали его своей настольной книгой. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых нами в работе по развитию связной речи, несомненно помогает им в организации речевых занятий дома.

Большинство родителей стали нашими помощниками, постоянно возрастало их желание узнать о речевых достижениях и недостатках ребенка. Активное участие принимают родители в изготовлении дидактических и настольных игр, театров, принимают участие в праздниках: «Новоселье», «Мамин праздник», «В гости пап мы пригласили», «Бабушкины сказки». Совместно с родителями и детьми к праздникам выпускаем газеты с рассказами детей и фотографиями об интересных событиях в жизни детей.

Мы шли за своими малышами: учились они – учились и мы. С их помощью открыли удивительный и волшебный мир слова, научились красиво и правильно говорить, удивляться и радоваться новым словам, речевым оборотам. Ребенку так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учении вдохновляет его на новые успехи, а счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Можно сделать вывод, что в результате целенаправленной и систематической работы по формированию у детей лексико-грамматических навыков, расширился словарный запас детей, обогатилась речь, появилось умение грамматически верно строить предложения, связная речь стала более правильной.

У детей сформирована высокая культура речи и тенденция ее саморазвития, она стала более точной и выразительной. Дети чувствуют красоту русского языка, могут выражаться образно, используя в своей речи литературные тексты.

Автор: Третьякова Юлия Андреевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад №3»
Месторасположение: Кемеровская область, г. Полысаево

источник

СПРАВКА по итогам тематического контроля ДО Тема: «Эффективность работы педагогов. по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»

1 1 СПРАВКА по итогам тематического контроля ДО Тема: «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» Цель проверки: выяснить состояние образовательной работы по развитию связной речи в различных формах и видах детской деятельности. Объект исследования: система воспитательно — образовательного процесса в ДО. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию связной речи детей. Методы исследования: — Анализ результатов диагностики уровня развития связной речи детей по игрушке, картине, серии картин. — Карты контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей навыков связной речи». — Карта профессионального мастерства воспитателя по руководству развитием речи у детей. — Карта проверки плана по развитию речи. — Протокол обследования предметно-развивающей среды по развитию связной речи. — Анализ наглядной информации для родителей. — Изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня. Срок проведения тематического контроля с года Все возрастные группы. В результате проведённого контроля было установлено:

2 2 во всех проверяемых возрастных группах создана достаточная нормативно-правовая база, обеспечивающая качественную работу педагогического коллектива по организации речевой деятельности детей. Педагоги групп организуют работу в соответствии с документами: 1. Закон РФ «Об образовании»; от ФЗ «Об образовании в РФ» 2. Федеральные государственные образовательными стандартами дошкольного образования; 3. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»; 4. Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН, 2015 г.). 1. Анализ уровня развития детей. Для обследования уровня развития связной речи у воспитанников использовались разработанные диагностические карты, карты анализа речевой деятельности детей в ООД, в режимных моментах, в различных видах детской деятельности. В ходе тематической проверки было проведено обследование знаний, умений, навыков по развитию связной речи детей 44 групп в количестве 440 детей (по 10 детей из каждой возрастной группы). Анализ диагностических карт показал, что в младших и средних дошкольных группах выполнение данного раздела составляет в среднем 71%, в старших возрастных группах 75%. Дети младшей и средней групп испытывают затруднения самостоятельно, без помощи воспитателя, правильно задавать вопросы, последовательно пересказывать рассказ. 33% детей плохо владеют навыками связной речи, испытывают большие затруднения в общении.

3 3 В ходе тематической проверки было выявлено, что дети 1-х младших групп умеют слушать и понимать речь взрослого, выполняют словесные поручения, однако еще не умеют отвечать на простые и сложные вопросы, так же испытывают трудности при выполнении просьбы рассказать об изображении или игрушке. Дети 2-ой младшей и средней группы достаточно уверенно могут вести диалог со взрослыми, последовательно излагают свои мысли. Однако сложности вызывают задания, связанные с умением составлять рассказы по содержанию картины или о предмете. Большинство детей диагностические задания выполняли с помощью взрослого. Дети старших и подготовительных групп показали хорошие результаты в умении развить единую сюжетную линию в серии картин и проявили самостоятельность при выполнении заданий. Диалогическая речь детей и умение высказывать и отстаивать свою точку зрения находиться на высоком уровне у 70% детей, на среднем у 20%. Большинство детей старших групп испытывают сложности при составлении рассказа по содержанию картины и описанию предмета. У детей подготовительных групп вызвало затруднение задание, связанное с умением составлять план рассказа. По итогам бесед с детьми на предложенные темы выяснилось, что дети общаются по разному поводу, в основном по видам деятельности. Умеют общаться с подгруппой детей при организации игровой деятельности. Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье. Наиболее частыми становятся следующие темы бесед детей с воспитателем: о книгах, играх, совместной деятельности, игрушках, жизни в детском саду, окружающем мире, явлениях и предметах. Как мы видим — тематика разговоров в подгруппах детей самая разнообразная. Наблюдения за дошкольниками в самостоятельной игровой деятельности показали, что дети всех возрастных групп достаточно свободно пользуются лексикой и грамматикой родного языка при выражении своих

4 4 мыслей. Многие дети умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми (выслушивать, отвечать, спрашивать, объяснять). Необходимо продолжить работу педагогов по воспитанию культурного слушателя. В ДО проведены следующие мероприятий: ДО1 — открытое занятие в группе ТНР по теме «Перелетные птицы» в рамках проекта «Птицы» (воспитатель Цобина Н. Р., учитель-логопед Карпова Е.В.); интегрированное занятие в подготовительной группе по теме «Пресмыкающиеся» (воспитатель Иванова М.П.); интегрированное занятие в старшей группе «В. Бианки «Купание медвежат» (воспитатель Шигина И.С.); занятие по развитию речи в младшей группе «Дикие животные» по сказке «Колобок» (воспитатель Азаркина С.В.). ДО2 — Воспитатель Ломзакова А.С. «Составление сказки из ряда картинок». Воспитатели включают в работу дидактические игры «Что сначала, что потом», «Произносим звуки», «Мои любимые сказки», «Лото-буквы», «Времена года», «Профессии». ДО3 — Воспитателем Меркуловой Т.М. было проведено интегрированное занятие по теме «Космос». Следует отметить высокий интерес детей к составлению рассказов по серии слайдов. Основные приемы — «живая» беседа с игровыми персонажами, ИТК, художественное слово. «Волшебное путешествие», (развитие речи, составление рассказа по игрушке) воспитатель Богачева О.В, «Ласточка» учитель-логопед Львова Е.А. воспитатель Микляева Е.В., «В гости к Иванушке», (развитие речи, составление рассказов по сюжетным картинкам), «Зимние забавы» (составление рассказа по картине). воспитатель Зареченская С.А. ДО4к — Открытое занятие в группе ТНР по теме «Путешествие в космос» (воспитатель Шапошникова Л.Н., учитель-логопед Жинкина О.А.), тема «Перелетные птицы» воспитатель Пылаева Л.Н.

5 5 ДО4(м) — Беседа «Весна. Признаки весны» Криницына Е.А., рассказ по картине «Кошка» — Пименова О.Н, составление рассказа «Мои друзья» Смирнова Т.Ю, Рассказ-описание «Мир комнатных растений» Андержанова В.Ф. ДО5 -«Описание весны. Птицы» Дмитриева Г.В. Рассказ по картине «Собака со щенятами» Палагина С.В, составление рассказа «Мой город» Шенгелия Н.А, Составление рассказа «Мои друзья» Ухова Н.А. ДО6 — Воспитателем Коровушкиной М.В. интегрированное занятие «Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников младших группы теме «Колобок». В ГКП воспитателем Михайловой Л.В. интегрированное занятие по ознакомлению детей с фольклором по теме «Репка». Дети инсценировали сказку «Репка» с ободками персонажей сказки, во 2-ой части занятия дети печатали ладошками репку, воспитатель Стукалова И.А. по теме самообразования провела обзорное занятие «У природы нет плохой погоды» с помощью мнемотехники. ДО8 — Интегрированное занятие «Витамины наши друзья» — воспитатель Акуленок И.В. (в рамках проведения дня здоровья). Интегрированное занятие (средняя группа) «Секреты здоровья» воспитатель Мирзоева Л.Ю. (в рамках проведения дня здоровья). Интегрированное занятие по развитию речи (средняя группа) «По страницам любимых сказок» воспитатель Кузнецова Н.А. ООД по развитию речи (подготовительная группа 2) «Описание пейзажной картины. И.Левитан «Весна. Большая вода» — воспитатель Деева М.И. ООД по развитию речи (старшая группа 5) «Пересказ русской народной сказки «Сивка-Бурка» — воспитатель Напреенкова Т.И. Интегрированное занятие (старшая группа 4) «Первые подснежники» — воспитатель Масленникова О.И.

6 ДО9 — Чтение и пересказ литературного произведения при помощи функциональных карт Я. Проппа. Смысловая характеристика художественного произведения. Лидия Чарская «Царевна — льдинка». Подготовительная группа Учитель-логопед Новикова О. В. Речевое творчество. Составление метафор по теме: «Явления весенний природы». Воспитатель Коляда Е.Н. Составление рассказа описания с опорой на картинно-графический план «Приход весны» Воспитатель подготовительной группы Ахметова Н.Н. 6 Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворцы прилетели» Воспитатель — Ботогова О.В. Отмечая высокий уровень проведения занятий, хочется отметить, что необходимо увеличить речевую плотность занятий. Практика показывает, что высказывания на занятиях детей иногда остаются односложными, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие). Вывод: развитие связной речи детей во всех возрастных группах соответствует требованиям Программы «От рождения до школы» образовательной области «Речевое развитие». Уровень развития связной речи детей удовлетворительный. Рекомендации: 1. Воспитателям всех возрастных групп необходимо организовывать индивидуальную работу не только с детьми, имеющими низкий уровень развития связной речи, но и с детьми, показывающими высокие результаты. 2. На занятиях по составлению рассказа по игрушке, по картинке, по сюжетной картине использовать современные методы и приёмы, которые

7 7 создают интерес и мотивацию с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия. 3. Сформированные в результате организованного обучения умения и навыки по составлению рассказа, закреплять в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе с детьми, а так же в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. 4. С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка во всех группах стоит обратить внимание не только на обогащение, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться использовать в речи эпитеты, метафоры и другие средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка. 5. Всем педагогам поощрять стремление к самостоятельным размышлениям над поступками героев, что формирует у детей понятий этически ценного общения и усвоение нравственных категорий. Так же необходимо уделять больше внимания усвоению понятий посредством художественных образов, что послужит основой самостоятельного овладения способами познавательной деятельности за пределами конкретного содержания занятия. 6. Активизировать в части режимных моментов, в свободном общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям, планируя словесные игры, игры-упражнения для детей на формирование навыка использования правильной интонации в собственной речи «Что кому нужно для работы», на развитие восприятия тембровой окраски голоса «Угадай-ка», воспитания силы, высоты и тембра голоса «Кто как кричит?», «Кто громче, кто тише?» на умение координировать темп движений и речи «Хоровод», «Кто твой сосед?», для работы над речевым дыханием использовать упражнения «Ветряная мельница», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», на развитие связной

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

8 8 речи использовать познавательные и речевые игры. Рекомендовать данные игры и упражнения родителям. 2. Оценка профессиональных умений воспитателя Для оценки использовались опросники для оценки профессионализма воспитателя, карта. В ДО-1 был проведен «Экзамен на знание методики развития связной речи» учитель-логопед Карпова Е. В. Проведению экзамена предшествовала подготовительная работа: провела консультацию для воспитателей по теме «Развитие связной речи в онтогенезе», прошел Конкурс «Грамотная организация книжного уголка». По результатам «Экзамена» была заполнена Карта профессионального мастерства воспитателя. Проверка показала: Все воспитатели знают используемую программу по развитию речи, задачи развития связной речи, компоненты и этапы развития речи. Активно включают художественную литературу для реализации развития или отдельных направлений работы. Педагоги владеют теоретическими аспектами методикой диагностики развития связной речи (диалогическая и монологическая речь Основные средства развития речи по итогам опроса: 1. Общение взрослых и детей -70% 2. Культурная языковая среда 60% 3. Обучение родной речи в ООД -80% 4. Художественная литература 70% 5. Изобразительное искусство, музыка, театр- 65% 6. ООД по другим областям-65 Основными методы и приемы, которыми владеют воспитатели детей в ООД и свободной деятельности отмечают:

9 9 Наглядные: 70% Словесные: — чтение и рассказывание художественных произведений 100% — заучивание наизусть 100% — пересказ -100% — обобщающая беседа -87% Практические: игры-драматизации, дидактические игры и т.д % Все воспитатели знают, что художественная литература включена в раздел по развитию связной речи. На вопрос «Знакомы ли Ваши родители с проблемами речевого развития своих детей? 98% ответили утвердительно, так проводятся разнообразные встречи с родителями в разной форме. В своей работе основном используют готовые конспекты, опубликованные в методических пособиях — 89%. Анализ результатов показал: Все воспитатели знают программные задачи развития связной речи у детей своей возрастной группы, умеют применять знание программных целей и задач в практической работе с детьми, владеют приемами интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Воспитатели владеют методикой диагностики развития связной речи (диалогическая и монологическая речь), умеют выбирать эффективные методы и приемы, исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы. Педагоги умеют организовывать речевое общение детей в игровой деятельности, режимных моментах, организуют игры социальной направленности, имеющие целью развитие коммуникативных умений детей Речь воспитателей грамотная, содержательная, учитывается возрастная педагогическая направленность. Словарь воспитателей богатый, точный во

10 10 время проведения занятий. В ООД, в совместной деятельности с детьми педагоги умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов. Оценка созданных условий в группе и на участке Анализ и самоанализ воспитателями предметно развивающей среды в группах и на участках показал: во всех группах создана предметно-развивающая среда для развития связной речи у детей дошкольного возраста. Имеются Центры книги, содержание которых определяется программой и комплексно-тематическим планированием. Выставленные в центрах книги и альбомы имеют яркие иллюстрации, привлекательный, эстетический вид и соответствуют возрасту детей. На момент обследования во всех группах был представлен наглядно дидактический материал для развития связной речи. Все группы имеют в наличии картинки по основным лексическим темам, недостающие картины берут в методическом кабинете. В группах, в логопедическом кабинете имеются схемы для составления описательных рассказов, серии сюжетных картин. Имеется достаточное количество игрушек, представлен разнообразный дидактический раздаточный материал. В каждой группе имеются предметные картинки: с изображением явлений природы, основными частями предметов, с четко выраженными признаками предметов. В группах имеются игры для развития связной речи, различные по структуре, способам игрового взаимодействия лото, пазлы, ассоциации, парные картинки, игры на сравнение предметов. Во всех группах имеются разрезные картинки, количество частей и способы разреза соответствуют возрасту детей. В целом можно отметить, что все педагоги проделали большую работу по созданию предметно-развивающей среды для развития связной речи, используя при этом методические рекомендации, полученные в ходе мероприятий по данной проблеме. В каждой группе созданы Центры театрализованной

11 11 деятельности, сюжетно ролевых игр. Во всех возрастных группах художественная литература подобрана в соответствии с требованиями программы, имеются несколько книг одного и того же произведения разных издательств. Детей знакомят как детскими писателями, так и с художникамииллюстраторами. На момент проверки во всех группах были оформлены тематические выставки: ДО1 — Эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: альбомы: «Времена года», «Животные и птицы родного края», набор открыток «Москва», «Искусство росписи», «Цветы», схемы, плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!» и др. ДО2 — Оформлены тематические выставки в книжных уголках по произведению А.Барто «Игрушки», посвященная Весне: подборка произведений, посвященная творчеству А.С. Пушкина, посвященная народной игрушке. Проходит подборка игрушек по теме «Лесные животные» совместно с родителями, макет подборка совместных поделок детей и их родителе по теме «Космодром» и т.д. ДО3- оформлены выставки: «Времена года», «Куклы самоделки»», «Что мы знаем про космос», «Москва современная», «Гжель», «Городец», «Волшебная мозаика», схемы, плакаты о поведении на дороге «Наши помощники» и др. ДО4м, ДО5- оформлена тематическая выставка, посвященная творчеству писателя В.Бианки. ДО4 к- «Мой любимый город», «Волшебство бумаги»», «Откуда хлеб пришел», макет «Космос», «Золотая хохлома» «профессии наших мам», ДО6 — Оформлены тематические выставки «Русские народные сказки», посвященная творчеству К. Чуковского, посвященная творчеству Васнецова, материал ко Дню космонавтики, посвящённая творчеству Михалкова С.В. Широко представлены природные объекты, изготовлен макет в аквариуме «Мир насекомых», «Подводный мир», «Домашние животные и птицы».

12 12 ДО8- книжки-малышки; русские народные сказки, подборка книг писателейнатуралистов; ДО9 — выставка книг разных издательств ко дню рождения К.И. Чуковского; посвящена произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; литература познавательного, энциклопедического характера; посвящена творчеству Ш. Перро. Методическая литература. В ДО имеется достаточное количество методический литературы и наглядно-демонстративного материала. Тем не менее существует необходимость в обновлении игровых пособий и материалов для детей. Рекомендации: Всем педагогам обратить внимание на развитие связной речи детей в время режимных моментов и во время отдыха: на прогулке, в раздевальной комнате, в трудовой деятельности, требуется наполнение и обновление игрового и демонстрационного материала. 4.Оценка планирования работы В ходе контроля были проверены рабочие программы, с целью установления уровня планирования ООД и совместной деятельности с детьми по речевому развитию. ООД запланирована в полном объеме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием образовательной области «речевое развитие». Для закрепления полученных знаний в совместной деятельности планируются дидактические игры на обогащение словарного запаса, формированию связной речи. В нерегламентированной деятельности планируется работа по загадыванию загадок, организации общения с детьми по интересным для них темам. Запланированы досуги, викторины, исследования, проекты, проблемные ситуации, интеллектуальные игры.

13 13 При организации и планировании работы по развитию речи воспитатели возрастных групп используют программу «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), в группе ТНР используется «Примерная адаптированная программа коррекционно- развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)» Н.В. Нищевой, технологии «Развитие речи детей в детском саду» О.С.Ушаковой, В.В. Гербовой, А.Г. Арушановой т.д. В ходе тематического контроля были проверены календарно-тематические планы воспитательно- образовательной работы с детьми во всех возрастных группах. В планах прослеживается конкретное планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной и подгрупповой форме работы, дидактических, сюжетноролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Воспитателями возрастных групп подробно расписаны наблюдения как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезки времени: за падающим снегом, птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, связанными с увеличением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста ставится акцент на установление детьми причинноследственных связей, на формирование умений делать элементарные выводы, устанавливать взаимосвязь в живой и неживой природе. Педагоги активно используют проектный, исследовательский методы, метод имитации, разговора, пересказа и сочинения, в соответствии с программой реализуются основные формы обучения речи. Для реализации задач по развитию речи в режимных моментах воспитателями активно используются игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация, дидактические речевые игры и др.), организуется элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о природных

14 14 объектах), активно применяются словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные — схемы, модули. Педагоги возрастных групп используют инновационные технологии (ИКТ, развивающие программы, здоровьесберегающие технологии), активно привлекают к участию в различных мероприятиях родителей. Рекомендации: 1. Системно планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные вечера, викторины, спектакли, пьесы-сказки в старшем дошкольном возрасте для показа малышам), посвящённые творчеству писателей, поэтов, иллюстраторов книг; 2. Активизировать в части режимных моментов, в игровой деятельности свободное общении взрослых с детьми работу по формированию мотивации к речевым действиям детей. В анкетировании «Развитие речи ребенка» приняли участие родители всех ДО. Анализ ответов показал: 1. 91% родителей знакомы с требованиями программы детского сада по развитию связной речи детей-дошкольников своей группы; 2. 51% родителей считают, что основной целью развития речи детей в детском саду это научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками; 57% — научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы; 81% — подготовить детей к обучению в школе; 55% — развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации. 3. На вопрос анкеты: «Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?» 82% родителей отметили умение четко отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог со взрослым, со сверстником, 78% отметили, что дети умеют описывать игрушку или предмет, 77% сказали, что их дети составляют рассказ по картине. 4. На вопрос «Созданы ли в ДО условия для развития связной речи у детей?» 84% считают, — созданы, 6% не созданы и 10% просто не знают, как

15 15 ответить % детей проявляют интерес к домашнему чтению и эти родители признались, что много читают, 11% — детей не проявляют интерес к чтению и соответственно родители им не читают книги дома % родителей назвали любимые книги своих детей: сказки, книги о животных, аудиокниги и т.д. 30% четко назвали любимые художественные произведения: Айболит, Сказки, Винни-пух, Бременские музыканты, Человек-паук, Приключения Буратино, Старик Хоттабыч, Маша и медведь и др. 7% не знают, какие книги любят их дети. Можно отметить, что большинство родителей, посещающих различные мероприятия: родительские собрания, консультации, педагогические гостиные, мастер классы, семинары и т.д., интересуются развитием своих детей, знают программные задачи своей группы по данной теме. Интересуются информацией в родительских уголках, достижениями и успехами своих детей, высоко оценивают успехи ДО в подготовке детей к школе. Наглядная информация для родителей. В группах размещены памятки и рекомендации для родителей с конкретной, педагогически целесообразной, доступной и эстетически оформленной информацией. Например, «Для вас родители! Простые игры для развития связной речи»; «Творческие задания для родителей», «Особенности речевого развития детей 3-7 лет», «Читайте вместе с нами». Педагоги дают рекомендации родителям по закреплению речевых умений и навыков используя современные средства телекоммуникации Рекомендации: 1.Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей (вечера вопросов и ответов, педагогические гостиные, литературные вечера, вечера поэзии, праздники родного языка, конкурс по совместному словотворчеству и т.д.) 2. Активизировать формы работы по приобщению к семейному чтению: организация ООД по ознакомлению с биографией писателей, книг-самоделок,

16 16 оформление макетов по мотивам любимых сказок, празднование именин, создание семейных библиотек, конкурс книжек-малюток, конкурс чтецов. Общие рекомендации: 1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по развитию речевой активности детей (вечера вопросов и ответов, педагогические гостиные, литературные вечера, вечера поэзии, праздники родного языка, конкурс по совместному словотворчеству и т.д.), приобщать к семейному чтению. 2. Продолжать формировать умения и навыки у детей по составлению рассказа посредством современных технологий и закреплять их в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе с детьми, а так же в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. 3. Требуется наполнение и обновление игрового и демонстрационного материала (серии картин, сезонные картины, настольные игры, театрализованные игры, игры по развитию мелкой моторики, аудиокассеты, компьютерные обучающие игры по развитию речи, оборудование для пескотерапии и др.).

источник