Меню Рубрики

Анализ психического здоровья детей и подростков

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

3) распределение детей по группам здоровья;

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II—III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10—17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Читайте также:  Анализы на определение глистов у детей

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

источник

  • Каждый шестой человек находится в возрастной группе 10–19 лет.
  • На долю нарушений психического здоровья приходится 16% глобального бремени болезней и травматизма среди лиц в возрасте 10–19 лет.
  • Половина всех нарушений психического здоровья возникают до наступления 14-летнего возраста, однако такие случаи в большинстве своем не выявляются и остаются без лечения.
  • Депрессия является одной из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков во всем мире.
  • Самоубийства являются третьей по значимости ведущей причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет.
  • Игнорирование нарушений психического здоровья в подростковый период чревато последствиями, которые продолжаются во взрослом возрасте, негативно влияя как на физическое, так и на психическое здоровье и ограничивая возможности для полноценной взрослой жизни.
  • Укрепление психического здоровья и профилактика — ключевые факторы, способствующие благополучию подростков.

Подростковый возраст (10–19 лет) является уникальным периодом формирования личности. Большинство подростков обладают хорошим психическим здоровьем, однако самые разнообразные физические, эмоциональные и социальные изменения, в том числе столкновение с бедностью, жестоким обращением или насилием, могут делать их уязвимыми перед лицом психических проблем. Улучшение психологического самочувствия подростков и защита их от негативных переживаний и факторов риска, которые могут сказаться на их способности к успешному развитию, является не только залогом их благополучия в подростковом возрасте, но и их физического и психического здоровья во взрослой жизни.

Подростковый возраст — решающий период развития и закрепления социальных и эмоциональных привычек, имеющих важное значение для психического благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна; регулярная физическая активность; развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения; и воспитание способности к эмоциональному самоконтролю. Важное значение также имеют благоприятные условия в семье, школе и окружающем обществе в целом.

В каждый момент времени состояние психического здоровья подростка определяется целым рядом факторов. Увеличение числа воздействующих на подростка факторов риска усугубляет их потенциальные последствия для его психического здоровья. Факторы, способные повышать уровень стресса в подростковом возрасте, включают в себя стремление к большей самостоятельности, желание соответствовать ожиданиям сверстников, поиск сексуальной идентичности и возрастающую доступность и применение технических средств. Влияние СМИ и гендерных норм может усугублять несоответствие между действительностью, в которой живет подросток, и его устремлениями или представлениями о будущем. Другими значимыми детерминантами психического здоровья подростков являются качество их домашней жизни и их взаимоотношения со сверстниками. Признанными рисками для психического здоровья являются насилие (в том числе жесткие методы родительского воспитания и издевательства со стороны сверстников) и социально-экономические проблемы. Дети и подростки особенно уязвимы перед лицом сексуального насилия, которое безусловно имеет отношение к ухудшению психического здоровья.

Некоторые подростки подвергаются повышенному риску нарушений психического здоровья из-за окружающих их материально-бытовых условий, стигматизации, дискриминации или неприятия, либо отсутствия доступа к качественной помощи и услугам. Это, в частности, относится к подросткам, живущим в условиях гуманитарных кризисов и нестабильности; подросткам, страдающим хроническими заболеваниями, расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью или другими неврологическими расстройствами; беременным подросткам, подросткам, ставшим родителями или вступившим в ранний и/или принудительный брак; сиротам; и подросткам из числа этнических или сексуальных меньшинств либо других дискриминируемых групп населения.

Подростки с нарушениями психического здоровья, в свою очередь, особенно уязвимы перед лицом таких явлений, как социальная исключенность, дискриминация, стигматизация (ограничивающая их готовность обращаться за помощью), трудности в учебе, рискованные формы поведения, физическое нездоровье и нарушения прав человека.

Согласно оценкам, 10–20% подростков во всем мире сталкиваются с нарушениями психического здоровья, но не проходят диагностику и лечение. Признаки ухудшения психического здоровья могут остаться незамеченными по целому ряду причин, таких как незнание или непонимание специфики психического здоровья работниками здравоохранения и стигматизация, удерживающая подростка от обращения за помощью.

В подростковом возрасте нередко развиваются эмоциональные расстройства. Помимо депрессии или тревожности подростки с расстройствами эмоциональной сферы могут также испытывать повышенную раздражительность, недовольство или гнев. Симптомы могут напоминать сразу несколько эмоциональных расстройств и характеризоваться неожиданными переменами настроения и вспышками эмоций. У подростков младшего возраста могут дополнительно возникать эмоционально обусловленные физические симптомы, такие как боль в желудке, головная боль или тошнота.

Депрессия занимает девятое место в мире среди ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди подростков; на восьмом месте стоит тревожное расстройство. Эмоциональные расстройства могут сильно ограничивать функциональные возможности подростков, сказываясь на учебе и посещаемости. Изоляция и ощущение одиночества могут усугубляться отчужденностью или избеганием семьи, сверстников или социального окружения. В наихудшем случае депрессия может приводить к самоубийству.

Детские расстройства поведения являются шестой по значимости ведущей причиной бремени болезней среди подростков. В этом возрасте подросток нередко испытывает на прочность существующие правила, запреты и ограничения. Детские расстройства поведения, однако, представляют собой повторяющиеся, тяжелые и не характерные для этого возраста формы поведения, такие как гиперактивность и невнимательность (например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью) либо деструктивное или вызывающее поведение (например, при кондуктивном расстройстве). Детские расстройства поведения негативно влияют на обучение подростков, а иногда дают повод для вмешательства со стороны органов правосудия.

Расстройства приема пищи обычно возникают в подростковом и юношеском возрасте. Большинство расстройств приема пищи возникают у девочек и девушек чаще, нежели у мальчиков и юношей. Такие расстройства приема пищи, как нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание характеризуются вредными для здоровья формами поведения, связанными с питанием, в частности, ограничением потребления калорий или бесконтрольным поглощением пищи. Нервная анорексия и нервная булимия также проявляются в виде озабоченности своим рационом питания, фигурой или весом наряду с такими поведенческими проявлениями, как чрезмерные гимнастические упражнения или вызывание у себя рвоты, призванное компенсировать потребление калорий. Для страдающих нервной анорексией характерна сниженная масса тела и повышенный страх набрать вес. Компульсивное переедание может сопровождаться подавленным состоянием, чувством вины или отвращения к себе при неумеренном поглощении пищи. Расстройства приема пищи пагубно влияют на здоровье и нередко сосуществуют с депрессией, тревожным расстройством и/или злоупотреблением психоактивными веществами.

Расстройства, характеризующиеся психотическими симптомами, чаще всего возникают в позднем подростковом или юношеском возрасте. Симптомы психозов могут включать в себя галлюцинации (такие как слуховое или зрительное восприятие несуществующих вещей) или бредовые расстройства (включая стойкие заблуждения). Психотические эпизоды могут серьезно нарушить способность подростка участвовать в повседневной жизни или получать образование. Во многих ситуациях подростки, страдающие психозами, подвергаются жестокой стигматизации и риску нарушения их прав.

Согласно оценкам, в 2016 г. самоповреждения стали причиной смерти 62 000 подростков. Самоубийства стоят на третьем месте среди ведущих причин смертности подростков старшего возраста (15–19 лет). Почти 90% подростков в мире проживают в странах с низким или средним уровнем доходов, однако среди проживающих в этих странах подростков совершается более 90% подростковых самоубийств. Попытки самоубийства могут совершаться импульсивно или быть вызваны ощущением безысходности или одиночества. Факторы риска самоубийств разнообразны и включают в себя вредное употребление алкоголя, жестокое обращение в детстве, стигматизацию при обращении за помощью, препятствия к получению помощи и доступность средств совершения самоубийства. С данной возрастной группой связана растущая обеспокоенность распространением информации о суицидальном поведении через цифровые средства коммуникации.

В подростковом возрасте складываются многие из таких опасных для здоровья форм поведения, как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение. Ограниченная способность подростков к планированию и контролю за своими эмоциями, возведение в норму рискованного поведения по отношению к здоровью в среде сверстников и такие факторы среды, как бедность и подверженность насилию, могут повышать вероятность проявления рискованных форм поведения. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

Серьезной проблемой во многих странах является употребление психоактивных веществ (таких как алкоголь и наркотики) с вредными последствиями. В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет составляла 13,6% и больше всего угрожала мальчикам и юношам. Употребление психоактивных веществ с вредными последствиями среди подростков повышает вероятность дальнейшего рискованного поведения в таких формах, как небезопасный секс. Рискованное сексуальное поведение, в свою очередь, повышает в среде подростков риск инфекций, передаваемых половым путем, и ранней беременности — ведущей причины смерти девушек старшего подросткового возраста и молодых женщин (в том числе во время родов и в результате небезопасных абортов).

Дополнительную обеспокоенность вызывает употребление табака и конопли. В 2016 г. на основе имеющихся данных из 130 стран были получены оценки, согласно которым 5,6% подростков в возрасте 15–16 лет употребляли каннабис по крайней мере один раз в течение предыдущего года. [1] Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету до наступления восемнадцатилетия.

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность неполучения достаточного образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости ведущей причиной смертности юношей старшего подросткового возраста.

Меры по укреплению психического здоровья подростков призваны усилить защитные факторы и расширить круг альтернатив рискованным формам поведения. Укрепление психического здоровья и благополучия помогает сформировать у подростков адаптивность, позволяющую им успешно справляться с трудными ситуациями или неблагоприятными факторами. Программы укрепления психического здоровья, рассчитанные на всех подростков, и профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья, должны осуществляться на многих уровнях с использованием самых различных платформ, например, через цифровые средства коммуникации, в учреждениях здравоохранения и социальной сферы, на базе учебных заведений и среди местного населения.

Примеры мероприятий по укреплению психического здоровья и профилактике:

  • психологические занятия, проводимые индивидуально, в группах или автономно онлайн;
  • семейно-ориентированные мероприятия, такие как обучение лиц, осуществляющих уход, включая меры по обеспечению потребностей таких лиц;
  • мероприятия на базе школ, в частности:
  • внедрение организационных изменений в интересах создания безопасной, защищенной и позитивной психологической среды;
  • обучение по вопросам психического здоровья и воспитания жизненно необходимых навыков;
  • обучение персонала выявлению риска самоубийств и оказанию базовой помощи;
  • школьные профилактические программы для подростков, подверженных риску расстройств психического здоровья;
  • мероприятия на уровне местных сообществ, в частности, программы воспитания лидеров и наставников в подростковой среде;
  • программы профилактики, ориентированные на подростков, находящихся в уязвимом положения, например, затронутых гуманитарными кризисами или нестабильностью, а также меньшинства и дискриминируемые категории населения;
  • программы по предотвращению и смягчению последствий сексуального насилия в отношении подростков;
  • многосекторальные программы профилактики самоубийств;
  • многоуровневые мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами;
  • всеобъемлющее половое воспитание в целях предупреждения рискованных форм сексуального поведения;
  • программы профилактики насилия.

    Крайне важно реагировать на нужды подростков с установленными нарушениями психического здоровья. Ключевые принципы работы с подростками заключаются в том, чтобы избегать направления их в специализированные учреждения, в первоочередном порядке использовать нефармакологические методы и обеспечивать соблюдение прав детей в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка и другими документами по правам человека.

    При выборе мер помощи подросткам следует учитывать следующие соображения:

    • важность раннего обнаружения психических и наркологических расстройств и принятия научно обоснованных мер. Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) содержит основанные на фактических данных руководящие указания для неспециалистов, позволяющие им более эффективно выявлять приоритетные расстройства психического здоровья и оказывать помощь в условиях недостатка ресурсов;
    • использование трансдиагностических методов, в частности, одновременно ориентированных на несколько проблем психического здоровья;
    • оказание помощи персоналом, действующим под контролем и обученным решать специфические проблемы подростков;
    • привлечение при необходимости лиц, осуществляющих уход, укрепление их потенциала и изучение предпочтений подростков;
    • применение методов самопомощи в режиме личного общения, а также в самостоятельном режиме по указаниям специалиста, в том числе с использованием электронных каналов оказания психиатрической помощи. С учетом стигматизации или невозможности доступа к услугам приемлемым вариантом для подростков могут оказаться методы самопомощи, не требующие контроля со стороны специалиста;
    • психотропные препараты следует применять крайне осторожно и предлагать подросткам с умеренно-тяжелыми нарушениями психического здоровья в тех случаях, когда психосоциальные методы оказываются неэффективными, и только при наличии клинических показаний и информированного согласия. Лечение должно проводиться под контролем специалиста и с пристальным клиническим отслеживанием возможных побочных реакций.

    В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Глобальное ускорение действий в интересах здоровья подростков (AA-HA!): руководство по осуществлению в странах». Руководство призвано помочь правительствам в решении проблем здоровья подростков, в том числе психического здоровья, на уровне стран. В нем особо подчеркиваются преимущества активного вовлечения подростков в разработку национальных стратегий, программ и планов.

    В Глобальной стратегии охраны здоровья женщин, детей и подростков на 2016–2030 гг. подчеркивается, что каждый подросток имеет право на достижение физического и психического благополучия, при этом подросткам отводится центральная роль в достижении Целей в области устойчивого развития на 2015–2030 годы.

    План действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2020 гг. отражает обязательство всех государств-членов ВОЗ принять конкретные меры для укрепления психического благополучия, предотвращения психических расстройств, обеспечения медицинской помощи, ускорения выздоровления, укрепления прав человека и снижения смертности, заболеваемости и инвалидности лиц с психическими расстройствами, включая подростков.

    Читайте также:  Анализы на определение рака у детей

    Программа действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP) включает в себя основанное на фактических данных техническое руководство, набор инструментов и учебные материалы, помогающие расширить услуги здравоохранения в странах, особенно в условиях нехватки ресурсов. Она обеспечивает повсеместный учет вопросов, касающихся подростков, в том числе в рамках специального модуля, посвященного психическим и поведенческим расстройствам у детей и подростков.

    Для условий чрезвычайных ситуаций ВОЗ разработала инструменты для:

    все из которых учитывают вопросы, затрагивающие молодых людей.

    [1] UNODC. World Drug Report 2018 (United Nations publication, Sales No. E.18.XI.9)

    источник

    Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики — медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль — психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других — они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела

    rwAMgl и за Д ачи психологической службы образования__________________45

    признается безусловно. Этот факт давно уже нашел отражение в наводном фольклоре, например, в пословице: «В здоровом теле — здоровый дух».

    В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.

    Мы видим, что в упомянутое выше единство медицины и психологии уже включается и социология — ее наука и ее практика. В «Кратком словаре по социологии» (1989, с. 76-77) дается подробное толкование термина «здоровье населения», который означает:

    1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;

    2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней пли физических дефектов;

    3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;

    4) состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;

    5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности.

    Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговре-менностыо социальной активности и гармоничностью развития личности.

    Изучая проблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой Роли психического развития в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее:

    Часть I. Введение в практическую психологию образования

    ♦ нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;

    ♦ основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

    Здесь также подчеркивается, что следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», — констатируется в докладе.

    На основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах эксперты Всемирной организации здравоохранения убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

    Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто ис-нытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

    У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. У некоторых же детей эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

    ПреЛА ет и за Аачи психологической службы образования 47

    Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

    р. А. Сухомлинский еще в начале семидесятых годов XX века горячо убеждал педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Oti писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умел венного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» (Сухомлинский В. А., 1974, с. 104-105).

    Исследования представителями ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могут играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений связана с неблагоприятной обстановкой в семье и уродливым отношением родителей к детям.

    В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не только воспитанию ребенка в семье, но и школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Причем подчеркивается, что решающая роль принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

    Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем.

    Проблемы психического здоровья детей рассматриваются в ряде Работ медицинского характера (Кабанов М. М., 1983; Захаров А. И., 1982; Исаев Д. Р., 1983; Козлов В. П., 1983; ред. Громбах С. М., 1988;

    48 ______________Часть I. Введение в практическую психологию образования

    Винокуров А. Н., 1992, и др.). Указывается, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Установленным считается факт, что в основе патогенеза невроза у детей и подростков лежит деформация системы отношений развивающейся личности. Это приводит ее к невротическому развитию, понимаемому в рамках концепции неврозов В. Н. Мясищева 1 как нарушение особо значимых отношений личности, образующих целостную систему.

    А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье» (1982, с. 5).

    Определенный интерес в плане решения проблемы психического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П. Б. Ганнушкинъш (1964, с. 116), и получившая значительное распространение в последние годы (Личко А. Е., 1977,1979; Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1983, и др.). В соответствии с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптации, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций.

    Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при «сензитивном» — «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом — необходимостью делать выбор, принимать решение. Во всех случаях, подчеркивают Э. Г. Эйдмиллер и В. В. Юстицкий, причина дезадаптации — встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психолога — помочь подростку повысить способность к ее разрешению (1983).

    В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся

    1 См.: Мясищев В. Н. Личность и непрозы. — Л., 1960.

    п п лмети задачи психологической службы образования__________________49

    отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию по-ведения и деятельности.

    В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

    Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (1982, с. 6-7).

    Чешские психологи И. Лангмейер, 3. Матейчик (1984) подчеркивают, что лишь в виде исключения депривация может вызываться воздействием всего одного фактора, практически для каждой деприва-ционной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка, которые у разных детей и в разные периоды развития находятся в различных взаимоотношениях. Поэтому так важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является особенно вредным. При этом следует помнить, что разные дети, испытывающие воздействие одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя различно. Однако, считают авторы, каждый ребенок для своего здорового развития нуждается в первую очередь в теплоте чувств, в любви. Если он окружен достаточной симпатией и обладает эмоциональной опорой, то это возмещает отсутствие иных психических элементов. Основное патогенное значение для нарушений развития и характера имеет недостаточное удовлетворение аффективных потребностей, т. е. эмоциональная, аффективная депривация.

    Несмотря на то что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным

    50________________Часть I. Введение в практическую психологию образования

    образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п.

    Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию:

    ♦ перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса;

    ♦ от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.

    Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.

    Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?

    Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривациоиную ситуацию.

    Иногда мы слишком торопимся. Нас беспокоит завтрашний день, к нему мы готовим ребенка, невольно обесценивая день сегодняшний и ребенка в его собственных глазах. Он-то живет сегодня: сегодня чувствует, действует, что-то хочет. Не случайно Я. Корчак обращал на это самое пристальное внимание. Он писал о том, что следует уважать текущий час и сегодняшний день и задавал вопрос: как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью? Взрослым надо позволить детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.

    Условия для здорового развития детей — это целостная медико-психолого-педагогическая система, включенная в социальный и куль-

    полмет и задачи психологической службы образования__________________5!

    турный контекст эпохи. Основной характеристикой такой системы является понятие социальной ситуации развития (Л. С. Выготский). £е основу составляет переживание ребенком среды своего обитания и себя в этой среде. Если эти переживания позитивны, среда обладает развивающим эффектом и в ней возможна реализация потенциального психического здоровья ребенка.

    «Может показаться непонятным, почему одна и та же среда, как в широком, так и в узком смысле, одна школа, одни учителя и т. п. формируют далеко неодинаковых людей. Но полностью идентичного, одинакового в природе нет ничего, даже двух листочков с одного дерева, тем более — если речь идет о развитии такой сложной системы, как человек. Он — объект скрещивания самых разных влияний, не совпадающих пи на каком этапе и складывающихся каждый раз в новую комбинацию. Неповторимый набор прочитанных и усвоенных книг, состав прослушанных лекторов, увиденных спектаклей, бесед, встреч, каждый раз новое сочетание впечатлений и новое их переживание и осмысление — все это дает всегда непредсказуемый результат.

    Кроме того, сам воспринимающий на каждое действие извне реагирует сугубо индивидуально: одно проходит мимо него почти не задев, другое оставляет глубокий след. Отсюда среда одна — результат разный»’.

    Таким образом, основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.

    Именно развитие высших психических функций обеспечивает психическое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно инеобходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования,но не единственной.

    Психическое здоровье детей требует постоянного анализа и в случае необходимости корректировки окружающей среды, имеющей специфические особенности для каждого возрастного периода и для каждого конкретного ребенка, вступившего в данный период.

    Почему понадобилось введение еще одного понятия — «психологическое здоровье» и в какой связи оно находится со здоровьем психическим?

    Гончаренко И. В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991. — С. 170.

    52________________Часть I, Введение в практическую психологию образования

    источник

    Психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья человека в целом. Ведь это не только отсутствие психических патологий и инвалидности, но и состояние, когда человек может воплотить свои желания и мечты, противостоять жизненным невзгодам, эффективно работать и вносить свой вклад в развитие общества.

    Читайте также:  Анализы на паразитов у детей инвитро

    По официальным данным, 20% детей и 10% взрослых в мире страдают психическими расстройствами (ПР). При этом 30% всех нефатальных заболеваний приходится на ПР. Наиболее распространенными из них считаются депрессия и тревожные расстройства, которые составляют 10% и 4% соответственно. Что касается распространенности ПР среди детей и подростков, то на молодежь приходится 8,9% случаев от общего количества лиц молодого возраста во всем мире. Чаще всего за помощью обращаются лица с тревожными и поведенческими расстройствами (6,5% и 5,7% соответственно), расстройствами с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ) (3,5%), депрессией (2,6%). Симптомы половины этих состояний начинают проявляться в возрасте до 14 лет, в 75% случаев дебют заболевания происходит до 24 лет; 50% школьников в возрасте 14 лет и старше в связи с ПР не заканчивают учебный год. Между появлением симптомов и обращением за помощью в среднем проходит 8-10 лет.

    Распространенность ПР среди молодежи США колеблется в пределах 16-17 млн человек. При этом только 7,4% из них обращаются к специалистам. Наиболее распространенными ПР американские врачи считают тревожные расстройства (31,9%), РДВГ (19,6%), депрессию и биполярное аффективное расстройство (БАР) (14,3%). Довольно часто лица с проблемами психического здоровья, которые не получают соответствующей помощи, имеют склонность к совершению противоправных действий. Например, 66% лиц молодого возраста, 55% взрослого мужского пола, 75% лиц молодого возраста и 73% взрослого женского пола имеют проблемы с законом. Обычно такие люди страдают от депрессии (27%), РДВГ (8%), БАР (4%), тревожных расстройств (22%), посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) (12%), расстройств поведения (44%), психотических расстройств (1%).

    Также всегда необходимо иметь в виду такую важную проблему, как суицид. Согласно последним показателей, от самоубийства ежегодно умирает около 800 тыс. человек. Стоит заметить, что в официальные данные не учтены попытки суицида, поскольку если лицу не удалось совершить задуманное, то он обычно об этом никому не рассказывает. Суицид является второй причиной смертности в возрастной категории 15-29 лет. Специалисты ВОЗ установили, что каждые 40 секунд в мире происходит самоубийство. В общем таким образом погибает больше людей, чем во время войны и убийств вместе взятых. По подсчетам, 75% случаев самоубийств совершаются в странах с низким и средним уровнем доходов. Среди лиц женского пола в возрасте 15-19 лет суицид является первой причиной смертности практически на всех континентах, кроме Африки. А количество самоубийств на 100 тыс. смертей в Восточной Азии является просто астрономическим: Юго-Восточная Азия — 27,92%; Ближний Восток — 7,81%. Такая ситуация является чрезвычайно критической и требует активных действий на уровне государства и международных организаций.Помимо моральной стороны проблем, связанных с психическим заболеванием, есть также экономическая. К сожалению, отсутствует понимание того, что люди с ПР в период обострения становятся нетрудоспособными, они не участвуют в социальной жизни и нуждаются в материальной поддержке от государства. Это приводит к серьезной экономической нагрузке на бюджет страны. Несмотря на то, что ПР относятся к наиболее частым причинам смертности, финансирование области охраны психического здоровья даже в развитых странах мира является недостаточным. Во многих государствах выделение средств осуществляется по «остаточному принципу». Обычно это надо менять, поскольку ПР, которые не лечатся, в будущем могут привести к юридическим, физическим и другим проблемам.

    Результаты еще одного исследования ВОЗ в странах с низким уровнем жизни показывают, что каждый инвестированный доллар в психическое здоровье вернется тремя долларами. При этом общество получит не только экономические дивиденды, но и социальные.

    Кроме этого следует акцентировать внимание на ненадлежащем обеспечении области детской психиатрии: недостаток квалифицированных специалистов, адекватного финансирования и непонимание масштабов проблемы на уровне целой страны. Это приводит к тому, что дети с психическими заболеваниями и их семьи не имеют полного доступа к медицинским и социальным услугам. Жаль, что не все специалисты понимают актуальность обеспечения потребностей детей сегодня — ведь это забота об обществе завтра.

    Кроме того, ПР связаны с физическим здоровьем и поведенческими отклонениями, имеют высокий уровень стигматизации и часто ассоциированы с травмами, насилием, социальной изоляцией лиц с недостатками психического развития.

    Сегодня существуют несколько методов лечения ПР. Наиболее перспективными методами считаются психологические вмешательства, среди которых когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и терапия принятия и ответственности (АСТ). В то время как КПТ имеет цель изменить наши мысли, чтобы повлиять на наши чувства, АСТ повышает психологическую гибкость. Кроме психотерапевтических методик доказанную эффективность при лечении депрессии и тревожных расстройств имеют СИОЗС, ИОЗСН и трициклические антидепрессанты (ТЦА). Однако последние связаны с большим количеством побочных эффектов, из-за чего в США почти не применяются. В США есть такие формы помощи, как дневной стационар для детей с недостатками психического развития, они получают не только медицинскую помощь, но и имеют различные виды занятий. К тому же существует такая форма помощи, как кризисная психиатрическая опека. Эта система нацелена на детей, которые не требуют госпитализации в психиатрический стационар и постоянного наблюдения врача. Кроме того, есть возможность кратковременной госпитализации (7-10 дней) в психиатрический стационар для пациентов, которым необходим постоянный надзор и лечение. Наиболее интенсивной формой лечения является госпитализация от 1 до 3 месяцев. Обычно такая помощь оказывается детям и подросткам с тяжелыми психическими заболеваниями, которые не почувствовали улучшение на предыдущих этапах помощи.

    В США действует программа, основанная на поддержке сообщества, что помогает детям, которые не могут посещать школу. Она имеет достаточно гибкую организацию, специалисты пытаются учесть потребности каждого ребенка и его семьи. Важной составляющей является индивидуальная и семейная интенсивная терапия. Происходят встречи квалифицированных специалистов с семьей, во время которых врачи консультируют по развитию необходимых навыков, которые помогли бы ребенку интегрироваться в общественную жизнь. Такая помощь доступна круглосуточно и может предоставляться как по телефону, так и на дому.

    Существуют также так называемые платформы вне сектора здравоохранения. Одна из них — это вмешательство на рабочем месте. Они могут способствовать повышению производительности и уменьшить количество потерянных рабочих дней.

    Еще одной формой подобной помощи является вмешательство в школах. Поскольку, когда за ребенком наблюдают в школе, специалисты могут получить всестороннюю информацию. К потенциальным преимуществам можно отнести положительное влияние на здоровье, повышение стрессоустойчивости, улучшение успеваемости в учебе, возможности интегрировать школьные и клинические услуги. Остается надеяться, что специалисты в области детской психиатрии объединятся и смогут повлиять на состояние финансирования, доступность и качество психиатрической помощи для населения.В США также существуют программы, которые задаются целью выяснить потенциальное влияние негативного опыта детства на жизнь, здоровье и общее функционирование; распознать текущие проявления неблагоприятных событий детства у пациентов и членов их семей. Как известно, к событиям детства, которые могут вызвать психическую травму, принадлежит жестокое обращение в отношении ребенка (физическое, сексуальное и эмоциональное насилие), запущенность ребенка, семейные неурядицы. Кроме того, другими маркерами травмы могут быть буллинг, дискриминация, преступное окружение, приемное родительство, статус беженца / иммигранта, стихийные бедствия, исторически обусловленные травмы, медицинские травмы.

    Интересным аспектом стала методика ACE, которая представляет собой шкалу из 10 вопросов: имело ли место в вашей жизни физическое или сексуальное насилие?; обижали ли у вас на глазах вашу мать?; злоупотреблял ли ваш отец алкоголем?; распространял ли кто-то из ваших близких наркотики?; находится ли кто-то из ваших родных сейчас за решеткой? и т.д. Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Общим количеством баллов и является ACE-оценка. Было проведено исследование, в котором была установлена связь между баллами по шкале ACE и факторами развития многих заболеваний. Например, алкоголизм и злоупотребление алкоголем, употребление психотропных веществ, незаконное употребление наркотиков, раннее начало курения, хронические обструктивные заболевания легких, депрессия, ишемическая болезнь сердца, заболевания печени, раннее начало сексуальной активности, частая смена половых партнеров, риск насилия со стороны полового партнера, болезни, передающиеся половым путем, нежелательная беременность, подростковая беременность, замирание плода, попытки суицида были ассоциированы с высоким баллом по шкале ACE.

    Механизм, через который негативный детский опыт влияет на здоровье и благополучие в течение жизни, можно представить в виде ACE-пирамиды. Ее основу составляет отрицательный детский опыт, который может повлиять на неврологическое развитие личности. Это, в свою очередь, может приводить к нарушениям в социальной, эмоциональной и когнитивной сферах; рискованному для здоровья поведению; болезни, потери трудоспособности и социальной дезадаптации и, как следствие, ранней смерти. Большинство людей находят в себе силы преодолеть негативные проявления и все же адаптируются к нормальной жизни. При этом фактор возраста и пола человека, пережившего травму, тоже играют свою роль. Некоторые эффекты отсрочены во времени, то есть травма была в детстве, а результат может проявиться через долгий промежуток времени. Рискованное поведение у ребенка может быть следствием травмы в прошлом. К тому же межличностные отношения могут стать причиной многих проблем со здоровьем, поскольку стресс влияет не только на мозг, но и на другие органы. Травмы, полученные в детском возрасте, часто приводят к проблемам со здоровьем и поведением в будущем. К сожалению, настоящая причина соматической патологии в большинстве случаев остается без внимания специалистов.Если учитывать ACE факторы, то на 2/3 можно было бы улучшить жизнь лица, имевшего неблагоприятные события в детстве. И даже если в жизни человека имели место негативные события, это не значит, что они определяют его будущее, становятся неизбежным приговором. Исцеление от негативного опыта вполне возможно и желательно. Есть много положительных примеров, когда люди с тяжелым детством достигают успеха. Часто именно стрессовые ситуации становятся толчком к позитивным изменениям. Но очень важной при этом является поддержка окружающих. В таких случаях большую роль играет стрессоустойчивость, а точнее «resilience», от англ. гибкость, эластичность. Стрессоустойчивость может быть интерперсональной (лицо, семья, сообщество) и интраперсональной. Она не является чем-то постоянным, может развиваться, расти, однако может быть подавленной и оставаться неизменной.

    Важным моментом лечения таких лиц является способность врача спрашивать, слушать и воспринимать. Это может иметь чрезвычайно позитивный эффект и поможет достичь комплаенса. Иногда только присутствие, а не действие, является решающим. Если врач сможет идентифицировать родителей, которые есть в группе наибольшего риска, вывести их травматический опыт на свет, согласится поддерживать их, когда они чувствуют себя наиболее уязвимыми, беспристрастным способом, то можно создать новый цикл здорового воспитания детей. Эффективным шагом может быть создание соответствующих программ для беременных, семей с младенцами и детьми, школьников, подростков и взрослых.

    На психическое здоровье ребенка влияет также определенное развитие мозга, воздействие стрессовых факторов на мозг, основных потребностей для развития мозга, происходящих, когда развитие прерывается и необходимых при этом вмешательств. После родов у новорожденных происходит бурный период роста связей между нейронами, объем мозга удваивается за год, и достигается около 80% объема взрослого до 3-х лет. С 3-5 лет начинается синаптическая «обрезка», что уменьшает количество соединений между нейронами и организует «тракты», по которым передается информация между областями мозга. Дальнейшее формирование и миелинизация нейронов делают соединение быстрее. Эти процессы происходят в детском, подростковом и в раннем взрослом возрасте (до 23-25 лет). Численность нейронов не изменяется, а увеличивается только количество связей между ними. К тому же наиболее примитивные части мозга созревают быстрее. Таким образом, если негативные события случаются в раннем детстве, это может быть ассоциировано с вовлечением в процесс более примитивных зон мозга.

    Стоит напомнить также о пирамиде потребностей Маслоу, согласно которой, если лицо не способно удовлетворить свои базовые потребности, то оно не может удовлетворить их и дальше. И чем взрослее становится человек, тем труднее изменить привычки, но все же это возможно. Несмотря на то, что мозг становится «жестко устоявшимся», иногда он может быть «гибким».

    Стресс в жизни любого человека оставляет большой отпечаток. На восприятие реальности конкретного лица влияют представления и жизненный опыт, однако стресс может изменить устоявшуюся точку зрения. Он может быть спровоцирован различными факторами. К тому же один и тот же фактор у одного человека может вызвать положительный эффект, а у другого отрицательный.

    • «позитивный» стресс возникает в ситуациях, когда лицо оказывается в новых непривычных условиях. Такой эффект стресса адаптивный и необходим для роста и развития;
    • «терпимый» стресс — это серьезная, но временная реакция на стресс, которая сглаживается, если окружение является поддерживающим;
    • «токсический» стресс — это длительная активация реакции на стресс, которая часто сопряжена с отсутствием поддержки близких и положительных явлений.

    На сегодня актуальной проблемой остается стресс у детей. Негативное влияние, которое вызывает стресс, очень сильно сказывается на обучении ребенка, запоминании и даже может менять архитектонику мозга. У ребенка, который не соприкасается с «токсичным» стрессом и другой патологией, навыки, необходимые для регулирования импульсов и эмоций, увеличиваются с возрастом так же, как моторные и речевые навыки. Зато у ребенка, который постоянно сталкивается с «токсичным» стрессом, связи между нейронами блокируются, что влияет на ее когнитивное, социальное и физиологическое развитие. При таких обстоятельствах вмешательства должны быть ориентированы на то, чтобы ребенок овладел теми навыками, которые он по каким-то причинам не усвоил. К ним обычно относится способность гибко реагировать на текущие ситуации диапазоном эмоций социально приемлемым способом, чтобы, с одной стороны, имели место спонтанные реакции, а с другой, дети должны научиться сдерживать их при необходимости. Кроме того, они должны уметь строить безопасные связи и отношения, мыслить, использовать когнитивные навыки высшего порядка. Необходимо помнить, что сложное поведение ребенка может возникнуть вследствие отставания в навыках.

    Привязанность — это основная связь, возникающая между младенцем и лицом, которое заботится о нем. Когда все потребности младенца удовлетворяются, эта связь является безопасной. В случае, если же ребенок не получает необходимого попечительства или оно предоставляется не в полной мере, эта связь характеризуется как опасная / амбивалентная. Способность к формированию краткосрочных и долгосрочных отношений и базовое доверие обеспечивают основу для развития прочных психологических устоев. К навыкам эмоциональной регуляции относится возможность думать рационально, даже если лицо фрустрировано, способность управлять раздражением, тревогой, разочарованием соответствующим возрасту способом.Поэтому важно сформировать у ребенка когнитивную гибкость. Ведь он должен увидеть «оттенки серого», а не думать только «черно-белым» способом; думать гипотетически, представить себе возможности; справляться с отклонениями от правил, процедур, а также первоначальных планов; уметь помочь раскрыться непредсказуемым, неоднозначным, неопределенным и новым ситуациям; принимать во внимание ситуационные факторы, которые могут повлиять на изменение планов; интерпретировать информацию точно / избегать чрезмерного обобщения или слишком личного восприятия.

    Также важными социальными умениями являются способность лица обращать внимание на вербальные и невербальные социальные сигналы; точно интерпретировать невербальные социальные сигналы (например, выражение лица и тон голоса); начинать разговоры со сверстниками, участвовать в группе сверстников должным образом; достигать внимания соответствующим образом; понимать, как его / ее поведение влияет на других людей; заниматься чувствами людей, находящихся рядом; оценивать перспективы или точки зрения других людей; понимать, как он / она воспринимается другими.

    Вмешательства у детей с поведенческими расстройствами основываются на уровне развития, а не на хронологическом возрасте. Поскольку травма, по сути, останавливает развитие. Целью вмешательств является регуляция, удовлетворение физиологических потребностей, создание безопасной среды, где положительные стрессоры терпимо переносятся и полезны, создание связей и построение привязанности. Немаловажным компонентом является формирование эмпатии, которая может быть обеспечена, когда взрослые смотрят на мир ребенка его глазами, понимают его чувства, ценят и поддерживают. Для помощи детям важны не столько согласие или одобрение, сколько присутствие и внимание.

    источник