Меню Рубрики

Анализ программы нищева дети с онр

Федеральный
институт
развития
образования

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  1. Целевойраздел

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

источник

В настоящее время специалисты, занимающиеся коррекцией речевых нарушений у дошкольников, располагают апробированной системой обучения и воспитания детей с ОНР, разработанной Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной и представленной ими в пособии «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).

Данное пособие является документом, которым могут пользоваться логопеды при планировании и проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Оно состоит из двух частей. В первой части изложен материал, касающийся первого года обучения (старшая группа), во второй части — материал, касающийся второго года обучения (подготовительная к школе группа).

В главе 1 первой части (в ней всего пять глав) освещается система коррекционного обучения и воспитания детей 5 — 6 лет с ОНР, представлены психологические особенности детей с данной речевой патологией, отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, изложены приемы формирования звуковой стороны речи, активизации словаря, развития грамматического строя, связной речи.

В этой главе дана психолого-педагогическая характеристика детей шестого года жизни с ОНР (второй и третий уровни речевого развития).

Глава 2 посвящена изучению детей с ОНР:

— отмечен ряд принципов, учет которых необходим при изучении дошкольников с речевой патологией;

-выделены этапы обследования ребенка, и раскрыто их содержание (ориентировочный, дифференцировочный, этап обследования неречевых процессов, обследование компонентов языковой системы, заключительный этап);

— дана характеристика речи детей в норме;

— приведен образец заполнения речевой карты.

Методике коррекционной работы с детьми первого года обучения с ОНР посвящена глава 3 пособия. В ней раскрыты принципы, лежащие в основе коррекционной системы обучения и воспитания детей 5 — 7 лет с ОНР, выделены основные задачи коррекционного обучения:

— практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения;

— подготовка к обучению грамоте и овладение ее элементами;

Достаточно полно в этой главе излагается организация коррекционного процесса обучения и воспитания детей с ОНР, структура логопедических занятий по формированию произношения, а также по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Представлено содержание трех периодов обучения, указаны их продолжительность, задачи, определен объем речевого материала. Приводится ряд примерных конспектов фронтальных занятий.

Глава сопровождена практическим приложением, которое содержит:

— планирование работы с детьми по формированию произношения;

— планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка;

— примерное распределение занятий логопеда и воспитателя (сетка занятий составлена в соответствии с периодами обучения);

— перечень дидактического материала для развития мыслительной деятельности;

— примерный лексический материал по обобщающим темам для логопедических занятий (предметный словарь, словарь признаков и действий).

В главе 4 раскрыта специфика работы воспитателя в логопедической группе для детей с ОНР, намечены задачи и обязанности воспитателя, сформулирована поэтапность работы по формированию лексического запаса и грамматического строя на занятиях, дана примерная схема обследования воспитателем умений и навыков детей по различным видам деятельности. Глава содержит ряд упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук, некоторые виды спортивных, подвижных игр, которые рекомендованы для дошкольников с ОНР.

Заключительная глава 5 посвящена работе музыкального руководителя:

— раскрыта специфика проведения музыкальных занятий в группе для детей с ОНР;

— обозначены параметры обследования музыкальных способностей детей, поступивших в логопедическую группу;

— приведен ряд игр на развитие музыкальных способностей детей с речевой патологией.

Вторая часть книги состоит из пяти глав и списка рекомендуемой литературы.

Читайте также:  Анализ для женщин на возможность иметь детей

В этой части освещается система обучения и воспитания детей с ОНР седьмого года жизни.

В главе 1 дана характеристика детей с ОНР подготовительной к школе группы.

В главе 2 раскрывается организация логопедической работы в подготовительной группе для детей с ОНР, читатели знакомятся с планированием фронтальных занятий, посвященных лексико-грамматическим средствам языка и развитию связной речи по периодам обучения. В ней представлено планирование фронтальных занятий по произношению и обучению дошкольников грамоте. Помимо этого, даются примерные конспекты некоторых логопедических занятий.

Содержанию работы воспитателя по развитию речи посвящена третья глава. В ней широко представлен лексический материал по формированию произношения и связной речи: скороговорки, стихотворения, потешки на все группы звуков.

Глава в большом объеме содержит практический материал (стихотворения, загадки, скороговорки, рассказы), используемый при закреплении тематических циклов.

В пятой, заключительной главе дана серия упражнений по коррекции произношения звуков у детей с ринолалией. Материал, сопровождаемый методическими рекомендациями, представлен по разделам: смычные губно-губные звуки — м, п, б; смычные переднеязычные — н, т, д.

Таким образом, книга Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» предоставляет логопедам те материалы, которыми они могут руководствоваться в процессе коррекционной работы с детьми с ОНР.

Для практической логопедии сегодня особенно актуальна проблема ранней диагностики и коррекции речи младших дошкольников, так как число практически неговорящих детей в возрасте 3 — 4 лет с каждым годом все возрастает.

Рядом авторов (Л.Н.Павлова, Л.С.Соломаха, Н.В.Нищева) разработаны варианты программ обучения дошкольников 3 — 4 лет с ОНР.

Остановимся на одном из них, принадлежащем Н. В. Нищевой. Он ориентирован на детей, начиная с четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи, и рассчитан на три года обучения.

Представленное автором планирование включает разделы не только по преодолению речевого недоразвития у дошкольников.

Коррекционная работа с детьми рассматривается в системе: показано, как осуществлять взаимосвязь и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, соблюдая единые требования к детям с речевой патологией.

Содержание коррекционной работы в программе Н. В. Нищевой представлено поквартально (три квартала) по следующим разделам:

развитие навыков фонематического анализа;

развитие общих речевых навыков;

формирование грамматического строя речи;

развитие у детей пространственных и математических представлений;

конструктивный праксис, художественно-творческая деятельность;

Начиная со средней группы (первый год обучения), с второго квартала, в программу включается раздел «Грамота».

В каждом разделе указаны задачи коррекционного обучения в соответствии с периодами.

С содержанием программы по годам обучения более подробно можно ознакомиться в книге Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР» (СПб., 2001).

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 651 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Екатерина Симоненко
Презентация программы Н. В. Нищевой

Хочу представить Вашему вниманию «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Автор программы, учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Наталия Валентиновна Нищева.

Программа является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, и представляет собой целостную, методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, полностью соответствующую требованиям ФГОС ДО.

Программа составлена в соответствии с Законом «Об образовании» в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7 лет.

Главная идея программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР.

Одна из основных задач Программы овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить:

• развивающее обучение дошкольников,

• формирование базовых основ культуры личности детей,

• всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,

• дает возможность сформировать у детей все психические процессы.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

— принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

— принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

— принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

— принципы интеграции усилий специалистов;

— принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

— принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

— принцип постепенности подачи учебного материала;

— принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

В программе, выстроена система коррекционно-развивающей работы с детьми 3 – 7 лет с ОНР, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды, указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей, описана система диагностики индивидуального развития детей.

Пояснительная записка раскрывает структуру Программы и основные направления коррекционно-развивающей работы

Система коррекционно-развивающей работы включает в себя:

— организацию образовательной деятельности;

— развивающую предметно-пространственную среду;

— интеграцию усилий учителя-логопеда и воспитателей;

— интегрированные занятия в системе работы;

— взаимодействие с семьями воспитанников;

— инклюзивное образование дошкольников с ТНР;

— работу с «двуязычными» детьми в логопедической группе;

— планируемые результаты освоения Программы.

В программе раскрыты Целевые ориентиры для детей:

-Подготовительной к школе группы.

В программе описана игровая деятельность, как основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

В логопедической группе для детей младшего возраста проводится всего 14 коррекционно-развивающих подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИНом предельную недельную нагрузку. Лечебная физкультура выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.

В средней группе в неделю проводится 14 коррекционно развивающих подгрупповых и групповых занятий, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами. (15 слайд)В старшей логопедической группе для детей с ОНР с октября по май проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку. Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

В подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР проводится в неделю 16 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом. Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры, индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. Программа получила положительные рецензии и отзывы, и в 2012 году была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Третья редакция программы соответствует ФГОС ДО.

В приложении к Программе представлен перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Дополнительный раздел программы. Презентация программы для родителей Дополнительный раздел программы (по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие») (Музыкальная деятельность) — Презентация.

Сценарий игровой программы по ПДД «Светофор» Цели и задачи: — проверить наличие знаний правил дорожного движения; — проверить теоретические знания правил дорожного движения; — проверить.

Обоснование выбора программы «Радуга» Дошкольное образовательное учреждение, где я работаю воспитателем, осуществляет свою воспитательно — образовательную деятельность по программе.

Презентация рабочей программы по коррекции речи у детей 5–7 лет на логопункте СЛАЙД 1 Уважаемые коллеги! Предлагаю вам ознакомиться с моей рабочей программой по коррекции речи у детей 5-7 лет на логопункте. СЛАЙД.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Программы по обучению и воспитанию дошкольников Интересны новые программы,проекты,новые технологии! Воспитателей со стажем приглашаю к диспуту!Высказываю свое мнение. Все новые программы.

Сценарий концертной программы к 8 марта Ведущая 1: Здравствуйте гости любимые! Рады видеть, мы всех вас! Пусть пролетит незаметно Этот наш праздничный час Ведущая 2: Материнской.

Сценарий конкурсной программы «А ну-ка, мальчики!» Звучит весёлая музыка. Зрители занимают свои места. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Как радостно видеть вас.

Сценарий праздничной программы «8 марта». Школьное мероприятие Цель: — воспитывать уважительное отношение к мамам, бабушкам, женщине, желание помочь им. Задачи: — развитие памяти, внимания, организованности,.

Содержание программы «Келуня» Содержание программы 1. Мордовия – мой край родной – 4 часа. Углубление представления об окружающем мире. Сведения о республике, столице,.

источник

Проанализируем программы логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ комбинированного вида.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» предназначена для дошкольников старшей и подготовительной группы. Структурирование содержания программы осуществлялось на основе тщательного изучения речевой деятельности детей 6-7 лет с ФФН, выделения ведущей недостаточности в структуре речевого нарушения при разных речевых аномалиях. Авторами программы являются: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Содержание первой части «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в старшей группе» представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Во второй части программы «Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей в подготовительной группе» внимание специалистов также акцентируется на отклонениях в развитии фонематического восприятия дошкольников и недостатках произносительной стороны речи. Дети за период пребывания в подготовительной группе специализированного учреждения должны овладеть тем объемом знаний, умений и навыков, который определен как настоящей программой, так и программой общего типа, чтобы быть полностью готовыми к обучению в общеобразовательной школе.

Программа включает такие разделы, как «Формирование произношения» и «Формирование элементарных навыков письма и чтения», разработанные с учетом имеющихся у дошкольников отклонений в речевой деятельности. Принципиальным является выделение специального пропедевтического периода, направленного на воспитание правильного произношения в сочетании с интенсивным формированием речезвукового анализа и синтеза, который предшествует овладению детьми элементарными навыками письма и чтения.

Выделен также период формирования элементарных навыков письма и чтения, органически связанный с процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения).

Ядром программы является работа, направленная на осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами ее выражения на основе усвоения основных языковых единиц: текста, предложения, слова. В связи с этим рекомендуется активное употребление языка в специально организованных речевых ситуациях с учетом скорригированных звуковых средств и развивающегося фонематического восприятия. Соблюдение данных условий создаст надежную базу для выработки навыков чтения, письма и правописания.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

В «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» освещаются основные этапы коррекционно-логопедической работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. В пояснительной записке данной программы приводятся характеристики детей, раскрывается организация коррекционно-развивающего процесса, рекомендуется речевой материал. В программах представлены результаты многолетних экспериментальных исследований авторов в тесном содружестве с логопедами-практиками.

Данная программа содержит четыре части:

«Логопедическая работа с детьми I уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

«Логопедическая работа с детьми IV уровня речевого развития». Авторы: Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова.

«Программа логопедической работы с заикающимися детьми»

(автор С.А. Миронова)

В исследованиях Р.Е. Левиной по проблеме заикания была теоретически обоснована идея развития коммуникативной функции речи у заикающихся дошкольников. В связи с этим Н.А. Чевелевой была разработана методическая система устранения заикания на основе постепенного перехода от ситуативной речи в условиях наглядности к контекстной речи без наглядной опоры.

В рамках данного подхода С.А. Мироновой создана программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников, в которой реализованы общеобразовательные и коррекционные задачи. Особенность этой системы состоит в том, что речь детей формируется как произвольная деятельность с использованием дидактических приемов, устраняющих трудности коммуникативного процесса. Доказано, что заикающимся дошкольникам в конкретной наглядной ситуации уже на первых занятиях доступна самостоятельная речь без заикания. Постепенное нарастание сложности самостоятельной речи определяется прежде всего предметом общения, уменьшением наглядного содержания речи и включением элементов контекстности.

Эти положения отражены в программе, которая на практике доказала свою эффективность в плане решения задач, определяемых программой общего типа, и коррекционных, направленных на обучение детей навыкам пользования связной речью, свободной от заикания. В то же время не исключается применение логопедических приемов нормализации голоса, дыхания и других специфических отклонений, свойственных заикающимся дошкольникам.

Система коррекционно-развивающего воздействия по преодолению заикания у дошкольников реализуется в процессе изучения типовой программы детского сада. В целях коррекции нарушения использованы такие разделы, как «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром» и частично другие, а также дидактические игры и режимные моменты. Последовательность изучения отдельных тем в коррекционно-развивающей программе изменена с учетом состояния речевых навыков заикающихся детей и специфических требований к их речи.

«Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Программа предназначена для специалистов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида, детских домов, в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) от 3,5-4,5 до 7 лет. Авторы: Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.

Программа рассчитана на три года обучения и содержит необходимый материал для организации коррекционно-развивающей работы с каждой возрастной группой детей по разным направлениям, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку

его к школьному обучению в образовательном учреждении общего типа.

Программа рассчитана на три ступени обучения: первая ступень обучения (младший дошкольный возраст 3-4,5 года); вторая ступень обучения (средний дошкольный возраст 4,5 года-5,5 лет); третья ступень обучения 5,5 лет- 6 (7) лет.

Каждая ступень программы включает семь разделов в соответствии с образовательными модулями, определенными общеобразовательным стандартом дошкольного образования, которые в совокупности позволяют обеспечить обучение и воспитание детей с ТНР по разным направлениям:

Читайте также:  Анализ дня защиты детей в школе

На каждой ступени выделяются следующие разделы программы:

1) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ

РЕЧИ Подготовительный этап логопедической работы на первой ступени обучения

А) Развитие речи на основе формирования представлений о себе и об окружающем мире

Б) Формирование элементарных математических представлений

3) ИГРА (ролевые игры; театрализованные (отобразительные) игры ; игры с природными материалами; подвижные игры с использованием полифункционального игрового оборудования)

4) ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Содержание коррекционно-развивающей работы в разделах сгруппировано по темам, которые являются как бы сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности.

Задача программы – помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении ребенка с речевыми расстройствами, способствовать обогащению его общего развития, осуществлению коррекции психофизического развития, подготовить ребенка к обучению в школе.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь в условиях комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольного учреждения, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми.

Ответственность за выполнение программы возлагается на администрацию дошкольного учреждения (заведующего, старшего воспитателя), психолого-педагогический консилиум и попечительский совет родителей.

источник

Осущ. корегирующего процесса осуществляется приемственность в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и родителей. В клинике афазии наблюдается: нарушение двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения. Специфика логоритм. воздействия на разных этапах восстановительного обучения при афазии заключается: 1 этап: Определение методики различных видов кинезиотерапии в зависимости от области поврежденя нарушенных функций, общего состояния организма и индивид. особенностей. Испол. счётных упр, пения, дыхат. Упр. вне речи и всвязи с нею для растормаживания угнетённой речевой функции. 2 этап: Активизация двигательного режима. Применение различных видов кинезиотерапии (лечебная гимнастика, пешеходные прогулки, игры, элементы спорта, трудотерапия; классический, сегментный, гидро-, вибромассаж, логопедическая ритмика). Логоритмическая работа по восстановлению устной и письменной речи. 3 этап: Создание новых двигательных стереотипов. Включение упр. по воспитанию темпы речи и движения, регуляции мышечного тонуса, координации движений; музыкально-речевых упражнений в прцесс логоритмической работы. Логопедическая ритмика в процессе всего восстановительного обучения способствует нормализации общей, ручной и артикуляционной моторики, просодической стороны речи, регулирование эмоционально-волевых проявлений, развитие коммуникативной функции.

63.Система учр. для оказания лечебно-оздор, консультативной и кор-педаг. помощи детям дошк. возраста с нар. речи. Первыми спец. дош. учр. в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Pay (1932), и логоп. полустационар для заикающихся дошк, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеляГиляровского (1930). В нем применялся разраб. профессором Власовой комплексный метод преодолен. заикания у детей.Длительное время (60-е) лог. помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрие, алалией ) оказывалась лишь в эксперимен. группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррек. нар. речи к моменту поступления ребенка в школу.Последующий период харак. глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дош. и шк. возраста. Он завершился созданием педагог. клас. РН. На основе научно разраб. типологии детей с реч. дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дош. учр. для лиц с различными формами НР..В 70-е. начал. интенсивное развитие специализированной сети дош. учр. в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Сов. Мин. СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, труд. устройства и обслуживания лиц с дефектами умств. и физич. развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логоп. групп при ДОУ общего типа, так и специализ. детских садов и яслей-садов.. Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими НР(недор. фонетич. стороны речи). Затем были организованы группы для детей с более сложными нар. (заикающихся детей, для детей с ОНР). В нашей стране открывается все больше пунктов кор-педаг. помощи в детских садах общего типа. Логопед оказывает консульт. и корр. помощь детям преимущественно с нар. произношения по типу амбулаторного приема.Логопед проводит групповые и инд. занятия регулярно — 1-2 раза в неделю или консультативно — 1 раз в месяц. Гр. компл. соответств. возрасту и характеру РН. Все дети группы «риска» осматриваются логопедом в доречевом периоде, выявленные с задержкой в доречевом периоде охватываются консультативными занятиями.Логопед амбулаторно-поликлинич. учр. участвует в профилактич осмотрах детей трех лет и поступающих в первый класс.При психоневролог, неврологических, стоматолог. стационарах, полустационарах, детских психоневролог. санаториях должности логопедов устанавливаются в зависимости от специфики учр, необходимости и объема работы. Методы коррекции НР, применяемые логопедами в стационарах индивидуализируются в соответствии с особенностями речевой патологии и связанными с ними особенностями поведения, умств. развития, соматического и физического здоровья. В современных дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи могут быть выделены три профиля специальных групп:1) группы для детей с ФФН — у детей присутствуют нар. звукопроизношения, осложненные фонематической недостаточностью;2) группы для детей с ОНР — у ребенка отмечается несформированность всей речевой системы, не развиваются словарь, граммат. строй, связная речь, звукопроизношение;3) группы для детей с заиканием.

А) Группы для детей с ФФН.Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В группы ФФН направляются дети с нар. произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нар. звукопр. или сочетается с ринолал). При этом отмечается не только нар. звукопроизн, но и нар. речевого дыхания, голоса, назализация — носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произн. и просодики связаны с нарушением иннервации артикул. аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля.В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.Б) Группы для детей с ОНР. ОНР- собирательный термин для сводной группы детей, общим для которых является нар. формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопр, словарь, грамм. строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недор. у детей дош. возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Левиной); ее частичная сформиров. — незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, — словаре, граммат. строе, связной речи и звукоп. (3 уровень ОНР). Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР — с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи (с нерезко выраженными нарушениями речи) зачисляются с 4-5 лет на 2 года корр.обучения. В настоящее время основной контингент спец.групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем ОНР.В) Группы для заикающихся детей. В группы для заикающихся поступают дети с ТНР, при котором набл. расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения. Заикание определяют как судорожное нар. темпо-ритмической организации речи органического (неврозоподобное заикание) или функционального характера (невротическое заикание, логоневроз). При любой форме заикания страдает центральная нервная система. Работа направляется на развитие всех видов деят. ребенка, в том числе и речи как одного из видов деят. Воздействие способствует нормализации взаимоотношения ребенка с окруж. Как и при других нар, преобладает преимущественная игровая форма работы.В зависимости от вида психического и РН и возрастных особ. детей определяются форма и организация обучения и воспитания. Приемы работы и дидактический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Кор. задачи подчиняются общеобр. программе, гармонично с ней сочетаются.По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дошкольным дефектологом, а также психологом (если такой специалист в учреждении есть)

.Существующая ныне в стране система дош. воспит. и обучения детей с нар. развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможн. Эта система является комплексной, кор-развивающей. Ее характеризует дифференцированность и интегриров. Интегрированный характер дош. коррекционного воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, направленных на

изучение и обуч.детей с откл. в развитии, комплексност решения образ-воспит. и кор-развив. задач, их взаимосвязью и взаимообусловленностью, усилением

внутрипредм. и междисциплин. связей посредством проведения интегрированных, комплексных занятий (по развитию ИЗО и речи, музыкальных и физкультурных занятий, по подготовке к обучению грамоте и констр.)Слабым звеном в деят. спец. детских садов является недостаточное медицинское обслуживание детей, несогласованность в сроках лог. и оздоровит. мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

64.Система учр. для оказания леч-озд, консульт. и кор-педаг. помощи детям шк. возраста с нар. речи. Большинство детей шк. возраста, имеющие НР, могут обучаться в общ. школе при соответствующей лог. помощи, которая осущ. на логоп. пунктах, работающих при школе. Такие лого- пункты имеются во всех крупных городах России и в ряде рай. центров. Они организуются при какой-либо школе района или города и обслуживают уч. нескольких школ.На логопункты направл дети, имеющие различные нар. устной и письменной речи: нерезко выраженное ОНР, недостатки в письме и чтении; дефекты произношения отдельных звуков; недостатки речи, связанные с аномалиями в строении или движении артикуляц. аппарата (ринолалия, дизартрия); заикание. Одной из основных задач логопунктов при общ. школах является предупреждение и своевременное преодоление нар. устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку и другим предметам. Для занятий на лого пункте отбираются прежде всего те учащиеся, которые допускают большое количество ошибок на смешение и замены букв, соответствующих различным группам звуков.Необходимо учитывать, что логопед оказывает помощь не всем детям, которые по тем или иным причинам не могут овладеть грамотным письмом и правильным чтением, а только тем из них, кто делает специфические ошибки на замену и смешение букв, указывающие на недостаточность различения соответствующих звуков, а также недоразвитие лексико-грамматических средств языка (без отклонений в интеллекте).Обычно дети с такими нарушениями попадают на логопедический пункт после одного или нескольких лет обучения в общеобразовательной школе. Это осложняет работу логопеда, так как ему приходится работать не только над коррекцией устной и письменной речи, но и над формированием предпосылок, необходимых для продуктивного усвоения программы обучения родному языку. Тем самым удлиняется срок занятий с таким ребенком на логопедическом пункте и уменьшается число детей, которым учитель-логопед мог бы оказать специальную помощь. Поэтому необходимо как можно раньше выявлять учащихся с отклонениями в развитии речи и направлять их для занятий к логопеду. Учитель-логопед, работающий на логопедическом пункте при общеобраз. школе, не в состоянии охватить всех нуждающихся в его помощи. Поэтому части детей с речевыми дефектами посильную помощь должен уметь оказать сам учитель. В тех случаях, когда учитель не может самостоятельно справиться с нарушениями речи у ребенка, а также при отсутствии в городе или районном центре логопедических пунктов при общеобразовательных школах аналогичная помощь может быть оказана логопедами, работающими при поликлиниках.Дети с глубоким недоразвитием речи или тяжелой формой заикания не могут обучаться в общеобразовательной школе, так как отставание в развитии речи ограничивает их устное общение с окружающими и создает серьезные препятствия к овладению школьной программой. Такие дети не способны преодолеть речевое недоразвитие даже при условии, если им наряду с обучением в массовой школе

будут обеспечены занятия с логопедом. Эффективное формирование их речи возможно при обучении в школе специального типа, где используется особая система коррекционных мероприятий по преодолению речевых дефектов.В спец. школу-интернат для детей с ТНР попадают дети с различными видами и формами речевой аномалии при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте в возрасте от 7 до 12 лет. Чтобы обесп. уч. всестороннее развитие с учетом особенностей их речевых недостатков, в школе предусмотрено два отделения. В 1-е принимают детей с грубо выраж. ОНР (алалией, афазией, алалией, осложн.заиканием, дизартрией, ринолалией). 2-е отделение предназначено для детей с тяж. формой заикания при нормальном речевом развитии.С учетом глубоких отклонений в речевом развитии детей, в спец. школе предусматр. использование специф. методов и приемов обучения, напр. в первую очередь на восполнение пробелов реч. развития, создаются условия для овладения основами наук и всестороннего развития уч, осущ. системат. лечебно-профилактические мероприятия. Благодаря систематической корр. работе, большая часть детей с различными аномалиями в речевом развитии способна овладеть таким же объемом знаний, умений и навыков, что и учащиеся общеоб. школы, но за более длительный срок обучения. При 1 отделении имеется подготов. класс, в который принимают детей с глубоким недор. речи 7-8-летнего возраста, не прошедших дошк. подготовки в спец. детском саду или в спец. группах для детей с НР при массовых детских садах.Уч, которые преодолевают свой речевой дефект в более короткие сроки, чем указано выше, зачисляются в соответств. классы общеобр. школы при условии овладения ими определенного круга знаний и навыков. В каждом классе учится 12 — 14 человек. Такая наполняемость классов обусловлена своеобразием работы по преодолению речевых дефектов и индивидуализацией занятий. Направление в спец. школу для детей с ТНР (5в) проводится строго индив, согласно Типовому положению о республиканских, областных или городских ПМПК. В своей работе ПМПК руководствуются инструкцией по приему детей в школу соответствующего типа. Без заключения МПК переводить уч. в школу для детей с ТНР не разрешается. В системе Мин. Здрав. РФ при поликлиниках сущ. логопед. и слухоречевые кабинеты, в задачу которых входит обслуживание главным образом детей дошк. возраста. Однако при отсутствии логопунктов при общ. школах логопеды поликлиник принимают и детей шк. возраста.Имеются еще и лог. стационары или полустационары, орган. при детских больницах или детских психоневрол. диспансерах, а также лечебно-учебные учр, цель которых заключается в оказании помощи дошк. и шк. с НР. В этих учр. проводится спец. работа по устр. речевых дефектов, а также различные лечебные мероприятия (медикам, психотерапевтич, физиотерапевтические). Работу по коррекции речевого недостатка ведет учитель-логопед. Прием в логоп. стационар осущ. через отборочные комиссии, организованные при психоневрологических диспансерах или больницах по представлению районных психоневрологов, невропатологов, логопедов.

65. Специфика содержания и организации логопедической работы в школе 5 вида ( для детей с ТНР). Коррекция нар. речи и письма у уч. прово­дится систематич в течение всего учебно-воспитате процесса, но в наибольшей степени на уроках родного язы­ка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальны (урочных) инд. форм работы. Индив. лог. занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 р. в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нар моторики проводятся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специ школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнит. по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специальные логопедические пособия и технические средства обучения. В спец. школе систематически осуществляются кор-восп. мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.Состав уч-ся спец. школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общ. школу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобразовательной школе или в профессионально-технических училищах.Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нар. у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого вос­питатель проводит работу по закреплению полученных в клас­се знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживан и санитарно-гигиенических навыков.Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразователь и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в тру­довой, так и в других видах деятельности

Читайте также:  Анализ достижений детей подготовительной группы

66.Специфика содержания и организации работы логопеда в дош. обр. учр. На основании имеющейся нормативно-правовой документации в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обесп: своеврем. обследованием детей;рациональным составлением расписанием занятий;планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;наличием программного обеспечения и в соответствии с ним планов фронтал. занятий;оснащением процесса необходимым оборудов. и наглядными пособиями;совместной работой логопеда с воспитателем группы и родителями.Осн. зад. кор-разв. обучения в логоп. группе ДОУ явл:Укрепление и развитие здоровья детей.Обеспечение гибкости и пластичности общей системы педагогич. воздействий в соответствии с изменяющимися возможн детей. Индивидуализация и дифференц. педагогических методов, приемов и средств применительно к каждому конкретному ребенку.Развитие познавательных интересов, познавательной активности в освоении окружающей действительности.Формирование эмоционально-положительного отношения детей к занятиям.Развитие мелкой моторики руки.Развитие регулирующей функции речи, речевого опосредствования деят. и овладение коммуникативно-речевыми средствами общения .Исследователями в области психологии и логопедии давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы (Лурия, Власова) В связи с этим речевым нарушениям обычно сопутствуют нарушения в организации познавательных психических процессов, в формировании личности и в поведении. Поэтому правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в логопедической группе требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллект. развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Чем сильнее выражено речевое расстройство как первичный фактор влияния на развитие, тем чаще и сильнее вторично страдают когнитивные и личностные характеристики детей.При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический (возрастной);этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);взаимосвязь речевого и общего психического развития.В процессе комплексного обследования ребенка необходимо с учетом возрастных нормативов сопоставить уровень речевого и неречевого развития, определить соотношение речевого дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности. Для оптимизации логопедической работы рекоменд. объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолж. подг. кор-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индив — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности РН, возрастом и индив. психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации.Сроки лог. работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей РН, их инд-личностных особ, условий воспитания в ДОУ и семье.Они могут варьироваться от 2—3 месяцев до 1,5—2 и более лет. По мере завершения коррекционной работы и нормализации речи у детей старшего дошкольного возраста на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп. По окончании занятий с ребенком или при выпуске его из ДОУ.логопед при необходимости дает родителям рекомендации по организации условий его дальнейшего обучения (например, продолжение кор-речевых зан.с логопедом в нач. школе, обучение в спец. (речевой) школе и др.).Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недор. необходимо от 1,5 до 6 месяцев, тогда как работа с дошк, имеющими ФФН речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Дети с тяжелыми, стойкими нар. в речевом развитии (ОНР, заикание) могут посещать логоп. занятия до 1,5—2 и более лет.Решение о прекращении систематических занятий с ребенком логопед принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого развития к возрастным нормам, степенью успешности овладения им дош. образ. программой и лишь тогда, когда уверен, что близкие взрослые ребенка — педагоги и родители — достигли определенной степени независимости в оказании ему необходимой помощи и владеют достаточно широким репертуаром приемов развития детской речи и профилактики ее недостатков.
Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле внимания логопеда, чтобы он мог при необходимости оказать им консультативную помощь. На освободившиеся места зачисляются другие дети, нуждающиеся в лог. помощи и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма кор-педаг. процесса, когда уже другие дети, педагоги и родители последоват. проходят логопедом через все его этапы. К концу обучения дети дош. возраста должны овладеть сознательным послоговым чтением; уметь читать не только слова, но и простые предложения, тексты; уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка; осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи; последовательно выделять звуки из состава слова; самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нар. письма и чтения. Ответственность за порядок зачисления детей на занятия, ход и результаты коррекционно-речевого воздействия несут логопед и администрация базового и прикрепленных к нему дошкольных образовательных учреждений.Отчетными документами логопеда являются:журнал первичного обследования и консультаций;список детей, зачисленных на занятия;инд карты кор. работы с детьми;планы индив. и подг. кор-речевых занятий с детьми;планы консультативно-методической работы с педаг. коллективом ДОУ и родителями.В конце учебного года логопед готовит отчет о работе и представляет его в органы управления образованием, старшему логопеду района (города) и администрации базового ДОУ. Требования к составлению отчета аналогичны тем, которые предъявляются к отчету логопеда ДОУ (группы) для детей с НР.Проведение всего комплекса кор. обучения при лог. работе требует совмещения специальных занятий по исправлению недостатков речи с выполнением общих программных требований. Для лог. групп разработан особый режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подг. и инд. занятий. Наряду с этим в расписание занятий входит время для занятий по типовой комплексной программе для детей дош. возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окруж, экология, рисование, лепка, физкультурные и муз. занятия. Наряду с этим в вечернее время выделяются часы для работы воспитателя с подгр. или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с заданием учителя-логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом требований, как типовой комплексной программы, так и речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.В связи с этим возникает необходимость обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической гр.

67. СПЕЦ. СОДЕРЖ. ЛОГОПЕД ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТАХ В ШКОЛАХ.ОТБОР ДЕТЕЙ НА ЛОГОПУНКТЫ ПРИ ОБЩЕОБР. ШКОЛАХ.СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛОГОПУНКТОВ ПРИ ШК.Развертывание сети логопунктов при средних общ. школах в республикан, краевых и областных центрах началось в 1949 г.В 1976 г. вступило в действие Положение об образовании лог. пунктов при общ. школах на всей территории страны.Логопункты — спец. учебно-воспитательные учр, предназначен для коррекции НР у детей школьного возраста. Они организуются в одной из общ. школ района. За каждым из них закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов которых не должно превышать 16.Основные его задачи: исправлять недостатки речи у уч; пропагандировать логоп. знания среди учителей и населения; своевременно выявлять и предупреждать НР у детей, поступающих в первые классы.Основной контингент логопунктов составляют уч, имеющие недостатки звукопр, заикание, нар. чтения и письма, нерезко выраженное ОНР.При отборе детей логопед обследует их в классе (подг. группе).На логопункт направляются дети по инициативе психоневрологов, учителей, родителей .Одновременно на городском лог- пункте заним. 18-25 человек, на сельском — 15-20 -человек. Педаг. работа логопеда планируется из расчета 20 часов в неделю. Продолж. кор-развив. обучения детей с ФФН и нар. чтения и письма составляет примерно 4-9 месяцев; детей с ОНР и нар.письма и чтения 1,5 —-2 года.Результаты лог. занятий отмечаются в речевой карте ребенка и доводятся до сведения классного руководителя и родителей. Ответственность за обязат. посещение уч. занятий и выполнение необ. требований возлагается на учителя-логопеда, классного рук. и админ. школы.Эффективность логоп. работы зависит от методического уровня коррекционных мероприятий, тесного контакта и единых требований к речи детей учителей и логопеда. Важное значение имеет также и активное участие родителей в исправлении речи детей. Родители присутствуют при зачислении детей в лог. гр, следят за посещаемостью и выполнением заданий. В отдельных случаях родители присутствуют на занятиях. Связь логопеда с родителями осуществляется также путем проведения родительских собраний, консультаций. Сведения об уч-ся с НР логопед полу­чает в результате: просмотра медицинских карт, где имеется заключе логопеда поликлиники о состоянии речи ребенка; обследов подг. гр. детских садов дан­ного района (проводит 3 раза в год в каникулярное время); участия в работе комиссии по приему детей в общ. школу; обследован уч-ся младших кл. общ. школ. Составляется график (с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая), согласов. с директором каждой школы. Фронтальное обследов устной речи уч-ся 1 кл. прово­дится с помощью картинного материала и небольшой беседы; во 2-4 кл. обследуются устная и пись­менн речь.Уч-ся старших классов обычно поступают на лого-пункт по направлению учителя или по просьбе ро­дителей. Выявленные дети с НР фиксируются в специальном списке, где указываются успеваемость по родному языку, недостат­ки речевого развития, а также краткие соответствующие ре­комендации.Логопед проводит совместно с учителем отбор уч-ся для занятий и связывается с родителями детей.Занятия начинаются с 15 сентября. Зачисляется одновре­менно от 30 до 40 детей. Прием проводится в соответствии со списком выявленных уч-ся в течение всего учебного года по мере освобождения мест.На лого-пункты в 1 очередь зачисляются уч-ся начальных классов, имеющие НР, пре­пятствующие успешному обучению. Речь детей, зачисленных на лого-пункт на основании предварительного об­следования, тщательно изучается логопедом в соответствии с планом, отраженным в специальной речевой карте .Рекомендации к комплектованию лого- пунктов Основной формой организации учебно-коррекц ра­боты на логопедическом пункте являются гр. зан. Правильное комплектование групп является важнейшим условием организации эффективной работы с детьми и при­менения адекватных коррекционных приемов.Комплектуются следующие группы уч-ся: с недостат­ками письма и чтения, обусловленными речевой патологией; с отклонениями фонетического и лексико-грамматического раз­вития (нерезко выраженное ОНР); заика­ющимися; с недостатками произношения отдельных фонем.

68. СПЕЦИФИКА СОД. И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В ДЕТСК. ПОЛИКЛ. Учреждения по линии здравоохранения – 1)педиатр. служба. Родители м.получить консультацию по речевому развитию детей до 2-х лет. После 2-х лет направляются к логопеду. 2)лог. каб.детск.пол-ки явл.основным звеном лог. помощи в системе здравоохр. В каб.оказывается лог. помощь детям и подросткам с НР.Логопедический кабинет детской поликл.Основным звеном логопедической помощи в системе здравоохранения является логопедический кабинет детской поликлиники.Работа логопеда поликлиники строится согласно «Положению о логопедическом кабинете детской поликлиники», в котором определены направления его работы:1. Педагогическая работа по исправлению дефектов речи проводится на систематических и консультативных занятиях.2. Диспансеризация организованных и неорганизованных детей.3. Участие в комплектовании логоп. учр. системы здравоохранения и образования. Оформление на каждого ребенка логопедической характеристики.4. Проведение логопед.санитарно-просветительной работы: беседы с родителями, работа с педиатрами и воспитателями детских садов, выпуск логопедических бюллетеней, изготовление наглядных дидактических пособий.Задачи лого каб.: 1.консульт.-диагност.работа и отбор детей для лечения в кааб; 2.проведение инд. и подгр. логопедич.занятий; 3.привлечение родственников бол-го к участию в выполнении логопедич.заданий, созданию условий для речевого режима и благоприят. психологич. климата в семье.В своей работе логопед детск.пол-ки руководствуется нормативно правовыми документами: 1.положение о кааб.логопеда детск.пол-ки (что должно быть в каб.), 2.должностная инструкция, 3.закон РФ об образовании, 4.приказы (12шт), конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.89 (определенные статьи), 5.методическое руководство логопедического каб. детск.пол-ки осуществляется главным внештатным логопедом города, организации методического отделения местного управления здравоохранения. Оснащение каб.:зеркало настольное, настенное 70×100. лампа д\света, компьютер, телефон, диктофон, магнитофон, набор зондов, шпателей, банка стеклянная для чистых зондов и шпателей, банка стекл.для использованных зондов, банка стекл.с раствором «Веркона» 2%-6мин, спирт 70º, ножницы прямые, ватные шарики, стакан для ватных шариков, банка с 0,6%р-ом гипохлорита для использованных шариков, ведро педальное, мыло, полотенце для рук, стол логопеда, стол для индив.лог.занятий, шкаф книжный, шкаф для одежды, тумбочка д\инстр. и предметов ухода+аптечка, тумбочка д\лог. документ, кресло, стул полумягкий. Дид. материал:игрушки – животные, птицы, транспорт, куклы в одежде, мячики, мебель, муляжи овощей, фруктов, мозаика, пазлы, кубики, свистульки, картинки – предм, действенные, картинки на автоматизацию звуков, амматическими названиями, мелкие разбосюжетные картинки, набор картинок с Лексико-гррные игрушки, трафареты, пирамидка с 10-ю кольцами, касса букв и слогов, счетный материал, карандаши простые, цветные, фломастеры, пластилин, бумага белая, цветная, альбом для рисования, клей, папки с речевым материалом, книги детские, логоп, альбом для лог.обслед. и психолого-педаг. обсл.В кабинете ведется учетная и отчетная док:1)персп. план работы лог.каб.на год.

Отражается: лечебная работа, профилактическая, консул. работа, просветительская работа, повышение квалификации; 2)списки детей посещающих логоп. занятия; 3)речевые карты; 4)журнал посещаемости инд. логопедич.занятий; 5)журнал первичного приема (дата приема, ФИО реб, адрес, посещает или нет ДОУ., ФИО родит.и место их работы, жалобы, речевые заключения, код РН по МКБ, консультации которые мы назначаем); 6)журнал регистрации консульт.узких специалистов; 7)бланки напр.к узким специалистам и на МПК; 8)годовые отчеты; 9)журнал учета лек.ср-в полученных у ст.м\с; 10)журнал регистрации платных услуг (без гражданства, полиса); 11)папка с лекциями для родителей; 12)папка с конспектами выступлений на врачебных планерках; 13)информация о графике работы.Логопед д\пол-ки проводит диагн. обсл.бол-х с НР и составляет инд. программу лечебно-кор. меропр. Прием первичных бол-х проводится 4 дня в нед в специально отведенное время по предварительной записи. На прием направляют педиатры, ЛОР, невропатологи, психиатры, логопеды ДОУ, шк. логопеды, сами родители. После подробного ознакомл. с анамнезом реб и его речью, данными врачебного обслед, логопед устанавливает речевой диагноз и принимает решение о необходимости лог. занятий. Если реб не нуждается в спец занятиях необходимо проконсультир. родит как работать с реб дома. В случае отсутствия места реб следует записать на очередь. Все дети обратившиеся за логоп.помощью регистрируются в журнале первичного приема. На детей, приступивших к систематич. или консульт. занятиям, логопед заводит речевые карты, где записывает анамнез, результат логоп.обслед, речевой диагноз, намеченный лечебно-коррекц план и динамика продвижения. Для обесп. комплексного лечения логопед организует консультации узких специалистов. С детьми страдающими ТНР проводятся только индив. занятия 20-30мин, 2-3р в нед, в зависимости от тяж.дефекта и от возможностей родителей. В зависимости от тяжести и структуры речевого дефекта логопед осуществляет различные виды кор. работы: артик. гимнастика, логоп.массаж, дых. гимнастика, работа над речевым дыханием, дифференцированный ротовой и носовой выдох, рабату над активизацией небно-глоточного смыкания и движ.н\челюсти, развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук (пальчиковые игры), развитие фонематического слуха и восприятия, постановка и автоматизация звуков, обогащение и уточнение словаря, усовершенствование Зв-слоговой структуры слов, Лексико-гр упр, усовершенствование понимания речи (пословицы и поговорки), работа над фразой и развитие связной речи, работа по обучению элементарной грамотности, развитие оптико-пространственных и временных понятий и ориентаций, развитие внимания, памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, работа по развитию тактильных и кинестетических ощущений, вокальные и голосовые упр, развитие интонационной выразительности, работа над дикцией, коррекция эмоц-волев сферы.Логопел д\пол-ки проводит беседы по различным вопросам логопедии для мед.персонала пол-ки и родит. В конце календарного года логопед представляет з\о д\пол-ки и ст.логопеду управл. здравоохр.отчет о работе. Кроме этого составляет пояснительную записку с анализом проведенной работы за истекший год.

источник