Меню Рубрики

Анализ программ по экологическому развитию детей

Становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования.

Последнее десятилетие 20-го и начало 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человеком. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:

Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).

«Истоки» – это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы.

Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

  • концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
  • экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
  • подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
  • технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

См. на сайте дипломную работу «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»

источник

Анализ программ
экологического воспитания дошкольников.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха», Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Юный эколог» и др. Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: 1)сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); 2)механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); 3)знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; 4)знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).

Основная цель экологической программы «Наш дом-природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Читайте также:  Анализ на гормон роста у детей

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа «Юный эколог» включает в себя:
– концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
– экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
– подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
– технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

источник

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. К числу таких комплексных программ относятся: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Кроха», «Одарённый ребёнок», «Из детства — в отрочество», «Детский сад — дом радости», «Гармония развития», и др., и ряд парциальных экологических программ: «Мы», «Планета — наш дом», «Живая экология», «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду», «Мир вокруг нас», «Я — человек», «Жаворонок», «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников нашёл отражение в таблице 1.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Основные задачи программы

Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. Содействовать развитию у детей наглядно-действенных способов познания и опосредованных; замечать видимые зависимости в природе. Направлять детей на восприятие эстетического своеобразия объектов природы. Учить замечать состояние растений, настроение животных, вызывать желание не мешать, защитить, позаботиться. Побуждать детей к проявлению бережного заинтересованного отношения к природе разными способами: словом, мимикой, жестом, приобщать к соучастию в уходе за объектами природы.

Эта программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду, предусматривает и их экологическое воспитание. В разделе «Развитие ребёнка в общении с природой» автор даёт рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ как в помещении, из окна, так и на прогулках.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Помогать освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы. Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объект природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Эта программа с экологическим уклоном. Программа «Детство» станет особенно ценной, если в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников, уменьшить количество обобщенных представлений. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — комплексная программа

Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, растений (питание, рост, развитие). Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру. Формировать потребности заботиться о чистоте своей группы. Познакомить с природными факторами, влияющими на здоровье человека. Формировать привычки рационально использовать воду. Выработать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать эстетическое отношение к миру.

В программе предусмотрено максимальное содействие становлению ребёнка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности. Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре периода (до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 7 лет). Экологическое воспитание осуществляется на занятиях, в процессе наблюдения, целевых экскурсий, чтения, игр, трудовой и продуктивной деятельности. В программе разработано содержание детских праздников, развлечений. Определены примерные уровни развития (результаты).

«Истоки» — комплексная программа

Психолого-педагогический коллектив исследователей Центра «Дошкольное детство»

Знакомить детей с многообразием живого мира (растения, животные). Развивать интерес и стремление к наблюдению за поведением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т. д.). Развивать представления о естественных причинах природных явлений и их связях. Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы сформулированы неконкретно.

«Развитие» — комплексная программа

Помочь детям 4-5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. К 6 годам познакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времён года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона. Детей 6-7 лет знакомить с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Учить сознательно относиться к природе, закладывать основу экологической культуры.

Программа «Развитие» имеет раздел «Ознакомление с природой» — является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется тенденция к экологическому воспитанию дошкольников. [34, стр.59-60]

«Радуга» — комплексная программа

Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

«Мы» — парциальная программа

Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок

Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.

«Наш дом — природа» — парциальная программа

Обеспечить преемственность в экологическом воспитании дошкольников с начальной школой. Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Формировать первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Развивать личность ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом — природа» состоит из десяти блоков. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.

«Юный эколог» — парциальная программа,

программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.

Формировать у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

«Паутинка» — парциальная программа

Формировать у детей основы планетарного мышления. Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывать оптимальные пути их взаимопроникновения. Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух), и влияние биогеоценоза на формирование этноса. Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете. Раскрывать взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

«Семицветик» — парциальная программа.

Показать красоту и разнообразие четырёх царств природы, зависимость друг от друга и взаимодействие, что в них общего и в чём различие, каковы их основные свойства. Рассказать детям о небе, показать жизнь неба, без которого не может быть жизни на Земле, таким образом, формировать основу целостного восприятия мира, ощущения и осознания связи земли и неба, своей связи с единым миром. Окружить ребёнка красивыми образами Искусства; рассказать, как они создавались; учить замечать особые приметы красоты, ценить красивое и прекрасное и стремиться создать своими руками что-то красивое и полезное. Формировать в сознании ребёнка высокий образ Человека на примере людей, их жизни и подвигов (легенды, мифы, былины, сказания, жизнеописание великих Святых и Подвижников).

Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках.

«Мир вокруг нас» — парциальная программа.

Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём. Приобщать детей к планетарному мышлению. Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами. Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам. Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.

Идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля- планета людей» (9-10 лет). Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Анализ программ дает повод задуматься над их эффективностью, их реальным влиянием на практику воспитания детей в дошкольных учреждениях.

В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала. В худшем случае в таких комбинированных программах обнаруживаются не только логические, но и фактические ошибки, кочующие из одного пособия в другое. Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно. При необходимости представляется возможным комбинирование разных программ, однако, на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ [7].

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Читайте также:  Анализ на ige у детей

источник

Формирование Концепции непрерывного экологического образования. Цели и задачи экологической программы «Наш дом — природа». Экологический подход в ознакомлении детей с природой в рамках программы «Юный эколог». Реализация программы «Мы — земляне».

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Обзор ряда программ экологического образования дошкольников

Обзор парциальных программа экологического образования и воспитания дошкольников

Программа «Наш дом — природа»

Программа «Ребенок открывает мир природы»

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:

1. «Радуга» (научный руководитель канд. пед. наук Т. Н. Доронова);

2. «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена, под редакцией Т.И.Бабаевой и др.);

3. «Развитие» (коллектив детского центра Л.А.Венгера); «Истоки» (под руководством док. пед. наук Л.А.Парамоновой);

4. «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой) и др.

5. Реализуется педагогическая технология «Детский сад — дом радости», созданная на основе типовой программы (научн. руковод. канд. пед. наук Н.М.Крылова).

6. Программа « Сообщество» (авторы К. А. Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш, созданная на основе американской программы непрерывного образования от рождения — до 10 лет «Step by step» — «Шаг за шагом»).

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:

Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой личностно — ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Обзор парциальных программа экологического образования и воспитания дошкольников

Программа «Наш дом — природа»

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.

«Наш дом — природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» — программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Автор — кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Николаева С.Н. Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Программа состоит из 2-х подпрограмм:

· «Экологическое воспитание дошкольников»;

· «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».

Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.

Основные цели 1-ой подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания.

Основные компоненты программы:

· передача ЗНАНИЙ об окружающем мире

· формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

· концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

· экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;

· подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

· технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Программа «Ребенок открывает мир природы»

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста:

· сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);

· механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);

· знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»;

· знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

· «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

· «Детство» — программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

экологический образование программа дети

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

По мнению авторов основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания — ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

· обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина;

· творческое самовыражение ребенка и педагога;

· развитие способностей ребенка;

· обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы с другой стороны. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой — Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья «Планета детства», в которой в естественно — научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).

На современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

Развитые государства Европы, Америки, Азии осознают постигший нашу планету экологический кризис. Об этом свидетельствуют оформившиеся общественные структуры — «Зеленые движения», внедрение экологических программ и проектов в систему образования. В Германии работают в данном направлении школы, специальных программы для детских садов нет, они самостоятельно включаются. Для воспитателей проводят курсы повышения квалификации, выпускаются брошюры и буклеты. В Швеции приобщают детей к природе путем длительного пребывания на природе — «Лесные школы», эта система действует уже более 40 лет. Здесь дети знакомятся с исследованием окружающей природы, ходят по лесу и самостоятельно решают определенные задачи. Экологическое сознание, чистота окружающей среды и природы для японцев имеют особый смысл, ибо большое население страны занимает маленькое пространство на планете, а забота о своем здоровье лежит на их самих.

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Список использованной литературы

1. Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим о природе. // Дошкольное воспитание. 2000. № 7.

2. Вересов Н. Мы — земляне — программа по экологическому воспитанию. М., 1995.

3. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1993. № 7.

4. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. 224с. СПб.: Детство — Пресс, 2004.

5. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. М., 1995.

6. Рыжова Н. «Наш дом — природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 344 с. / Под ред. Ерофеевой Т.И.

Психологические особенности дошкольников. Цели, задачи и система экологического образования дошкольников. Комплексное использование разных видов деятельности детей для становления их осознанного отношения к природе. Роль экологических знаний для детей.

реферат [48,9 K], добавлен 24.03.2011

Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа [59,3 K], добавлен 23.08.2013

Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников.

курсовая работа [67,0 K], добавлен 23.01.2014

Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.

курсовая работа [56,6 K], добавлен 05.05.2011

Изучение проблемы организации труда детей в природе. Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Труд по уходу за комнатными растениями в уголке природы, как одно из средств экологического образования детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Анализ на иммунитет у детей

курсовая работа [148,8 K], добавлен 26.11.2010

Экологическая подготовка специалистов. Формирование экологической культуры. Проблемы организации высшего профессионального экологического образования. Основы компетентностно-ориентированного высшего профессионального экологического образования.

дипломная работа [101,2 K], добавлен 06.06.2015

Роль природы в формировании личности дошкольника. Сущность и содержание экологического воспитания детей. Обзор образовательной программы по экологическому воспитанию. Ознакомление с природой на занятиях. Требования к проведению наблюдения.

дипломная работа [95,7 K], добавлен 20.05.2011

Содержание познаний детей про окружающий мир. Роль воспитателя в формировании знаний по ознакомлению детей с сезонными явлениями в природе в дошкольном учреждении. Рассмотрение основных методов в процессе экологического образования дошкольников.

курсовая работа [33,7 K], добавлен 10.04.2015

Понятие экологического воспитания дошкольников. Формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой. Применение наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Использование календарей наблюдений в ДОУ.

курсовая работа [43,4 K], добавлен 05.05.2011

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. Сущность понятия «игровая деятельность дошкольников». Особенности разработки и примеры использования некоторых дидактических игр по разделу программы «Ознакомление дошкольников с природой».

дипломная работа [3,0 M], добавлен 31.10.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты.

В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др.

В программе «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов) экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.

Программа «Наш дом — природа». Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Программа предна значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты вают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа «Юный эколог» Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» — программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Основные цели подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания. Основные компоненты программы: передача ЗНАНИЙ об окружающем мире, формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;

подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания — ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина;

творческое самовыражение ребенка и педагога;

развитие способностей ребенка;

обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

Научность. Этот принцип предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат для формирования основ мировоззрения, для развития познавательных интересов. У дошкольников можно и должно формировать систему научных понятий о природе, однако их содержание может быть объяснено через дошкольные виды деятельности. Опыт показывает, что большинство дошкольников с большим интересов относятся к природе. Однако нередко эти знания они черпают из рекламы, мультфильмов, сказок. Так, опросы детей старшей группы показал, что более 50% детей уверены, что крот питается клубникой (рекламный ролик), 94 % детей утверждали, что еж питается яблоками, грибами, орехами.

Доступность. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме (сосуды – живые трубочки).

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что им помогает в конструктивно-игровой деятельности. Знания о животном организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию. Большое значение знания о природе имеют и для развития познавательной деятельности.

Гуманистичность. формирование человека, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность. в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время игр, труда в природе бытовых условиях.

Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных ориентированных на природу видах деятельности.

Интеграция. интегрированным характером знаний о природе как таковых, во-вторых, рассмотрением природы как средства всестороннего развития личности ребенка, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне реализация этого принципа осуществляется в экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности детей.

Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания знаний о природе именно для дошкольников. в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последняя предполагает, что приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешного решения проблем, желательно на примере ближайшего окружения.

Регионализм. В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобальности. Изучение глобальных проблем – кислотных дождей, утончения озонового слоя и т.п., информация о которых иногда включается в содержание занятий, представляется нецелесообразным. Объяснить сущность глобальных проблем в большинстве случаев воспитатель может только при помощи беседы.

Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности.

Преемственность. Проблема преемственности в содержании знаний о природе заключается: — в упорядоченности, — в отборе основных компонентов этого содержания, — в соответствии их друг другу, — реализации принципа системности на всех ступенях дошкольного образования и в начальной школе, — отработке системы усложнения знаний по возрастающей, в зависимости от возраста детей.

Общая характеристика программ экологического образования дошкольников

Программа культурно-экологического воспитания «Семи­цветик»(В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова) направлена на обеспе­чение целостного и всестороннего развития творческих, способ­ностей ребенка, экологической культуры и нравственности на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской творческой деятельности. Программа со­стоит из двух базовых блоков: «Природа», в котором раскрыва­ется взаимосвязь элементов естественной природы, и «Чело­век», который знакомит детей с «рукотворной» природой, ду­ховными ценностями своего народа и мировой культуры.

Цель программы «Юный эколог»(С.Н. Николаева) — за­ложить начала ценностного отношения к природе, к своему здо­ровью, вещам и материалам. Такое отношение строится на по­нимании зависимости жизни природы и человека. Значительное место в программе отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства, словесно-литературному творчеству, рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовлению самодельных книг и т.д.

Содержание программы «Мы — земляне»(Н.К. Вересова) интегрируется вокруг идеи «приобщения растущей личности к культуре». Цель программы — создание условий для становле­ния экологической культуры через формирование отношения к своему дому как к безусловной ценности, и в связи с этим ос­мысление своего места и роли в мире, осознание своей ответст­венности за него. Ребенок и взрослый совместно открывают и осваивают средства, накопленные Культурой (игры, сказки, фольклор, живопись), используют их для творческого самовы­ражения в стихах, рисунках и т.д.

В программе «Наш дом — природа»(Н.А. Рыжова) вни­мание уделяется формированию ценностных ориентации, вос­приятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи чело­века и природы; открытию ценности общении с природой. При­оритет отдается совместной практической деятельности воспи­тателя и детей. Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, леп­ка, конструирование и др.

Целью программы «Планета — наш дом» (И.Г. Келавина) является развитие у детей чувства красоты природы, откры­тие ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечно­сти, формирование положительного эмоционального отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окру­жающего мира. Природная среда выступает источником форми­рования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Через наблюдения и опыты, чтение художественной литературы и этические беседы, трудовую и художественно-продуктивную деятельность дети приобщаются к природе, учатся видеть ее красоту.

Программа «Мы»(Н.Я. Кондратьева) направлена на осознание многообразия связей человека с природой. Содержа­ние развертывается от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее — к рас­крытию многообразных связей живого в экосистеме. У детей развиваются представления о целостности и самоценности при­роды. Средствами формирования эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают наблюдение, моделиро­вание, игра, рисование, конструирование.

В содержании современных программ экологического образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способ­ствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 424 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник