Меню Рубрики

Анализ проблемы развития творческих способностей детей

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 6877 раз

Юрченко Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 66-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 22.10.2019).

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Знания в нашей жизни являются непостоянной переменной, они быстро становятся неактуальными и обновляются, увеличиваясь в объёме. Поэтому перед сегодняшними дошкольниками, а завтра перед сформированными членами нашего общества, растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат — социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха [6].

Педагоги и психологи акцентируют внимание на неординарность изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста. Они так же сообщают, что в совокупности оптимальных условий организационной системы и квалифицированного обучения определяется интерес к изобразительной творческой деятельности, вследствие которой в дальнейшем основывается художественный вкус человека.

Обучить дошкольника сознательно применять разные примитивные основы изобразительной науки, употреблять их выражения в своих представлениях окружающего мира, передавать настроение в своем изображении, состояние и характер рисунка, показывать свое отношение к нему — это одна из многих задач развития творческих способностей. Только вопрос состоит в том, как выявить и развить творческие способности ребенка. Во-первых, требуется уделять достаточное внимание поиску и формированию условий для развития богатой духовно и мыслящей творчески личности. Во-вторых, развитию и выявлению этих способностей у каждого, с учетом его наклонностей, интересов и тяготений.

Одним из способов построения воспитательного процесса и разностороннего развития личности является формирование условий для самостоятельной изобразительной деятельности в детском саду. Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности. Мы считаем, что многие педагоги-художники оказывают давление на создание детьми их творческих замыслов. Эксклюзивность (содержание, своеобразие) изобразительных решений детей часто недооценивается. На первое место выдвигают живописные моменты. Художественная ориентация педагога нередко мешает детскому творчеству и ограничивает его в непосредственности и искренности.

Доминирующий в настоящее время, личностно-ориентированный подход, в современной отечественной педагогике и психологии актуализировал две взаимозависимых проблемы, активно изучаемые и обсуждаемые в данное время в изобразительной дидактике: это развитие художественных, творческих способностей и индивидуализация обучения. Новаторские изыскания, проистекающие сегодня в психолого-педагогической науке и практике, учитываются в разработках программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Анализы, опубликованных на данный момент, программ дает возможность отобрать в области изобразительной деятельности и ее методике образовавшуюся общую тенденцию: поиск новых подходов и наиболее мягкое и осторожное внедрение прямых методов обучения.

Мы считаем, что изобразительной деятельности на занятиях можно противопоставить самостоятельную изобразительную деятельность. Она возникает как игра — по инициативе самого ребенка и осуществляется, в большей степени, в свободное от занятий время. В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы. Его проявление себя идентифицируется как субъект деятельности: самостоятельная постановка и средства достижения целей. Тем не менее, уровень самостоятельной изобразительной деятельности у детей различен. Корень проблемы в овладении деятельностью и субъективных условиях, в которых протекает развитие (отношения с взрослыми, качество получаемого обучения) и связанных с ними объективных возрастных психофизических возможностей.

Для того чтобы у ребенка старшего дошкольного возраста по собственному желанию и художественным пристрастиям имел место выбор из различных вариаций художественной деятельности, проявление творческого подхода к осуществлениям личного замысла, требуется наличие основательных знаний, сформированных определенных навыков и умений. Нужен базис или другими словами — фундамент, для предстоящей самостоятельной деятельности. К шести годам ребенок должен иметь четкое представление об определенных материалах для изобразительной деятельности, их отличительных особенностях и способах создания изображения. Владеть базовыми представлениями о цветоведении, основах пространственной перспективы и композиции; о специфике организации рабочего места. Так же ребенок старшего дошкольного возраста должен уметь описать последовательность изображения, присваивать объектам характерные признаки; грамотно совмещать художественные способы для выражения замысла изображения.

Мы еще раз подчеркиваем, что ребенок, как личность, правильно развивается в условиях самостоятельной творческой практики. При создании подходящих условий, формируется довольно высокий уровень самостоятельной изобразительной деятельности. Формирование впечатлений от окружающей его действительности, является залогом правильной самостоятельной изобразительной деятельности. Вследствие этого он может вносить в изображение элементы творчества; осуществлять собственный замысел; выполнять коллективную работу; использовать на организованных занятиях, знания и умения, приобретённые в процессе познавательно-практической и предыдущей самостоятельной изобразительной деятельности. При анализе природы самостоятельной изобразительной деятельности, формируется информация, которая помогает педагогу в определении характера познавательной деятельности ребенка на занятии. Индивидуальный опыт ребенка, проявляемый в самостоятельной деятельности, может позволить построить изобразительную деятельность на занятии на репродуктивно-вариативном и творческом уровне. Помогая педагогу опустить этап сообщения детям готовых способов деятельности и знаний. И напротив, может обнаружиться, что в самостоятельной деятельности ребенок чувствует полную беспомощность в изображении явлений. В данном аспекте эта проблема является основой постановки должных учебных задач в дидактике.

  1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 208 с.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е изд. (М. Просвещение.1991. — 93 с.
  3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова. — Москва, 1969. − С. 90–124.
  4. Комарова Т. С. Развитие изобразительного творчества в дошкольном возрасте / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. — 1983. — С. 34–37.
  5. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)»: программы высших педагогических учебных заведений / Е. К. Брыкина, Г. Г. Григорьева, О. О. Дронова, Р. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Р. А. Мирошкина. — Москва: МГОПУ, 1997. — 98 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2013.

источник

. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов
учебно-методический материал на тему

Способности изучают различные науки — философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

1.1. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов

Способности изучают различные науки — философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.

Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам [5, с. 76]:

1) совокупность всевозможных психических процессов и состояний.

2) высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности

3) способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В российской психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный ученый Б. М. Теплов [20, с. 99]. Он выделил три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности [24, с. 90]. К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения — для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленность ума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).

Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотя в повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов [9, с. 132]. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей [11, с. 78].

Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные [23, с. 89]. Потенциальные — это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях. Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.

Наиболее общую классификацию способностей выделяет Комарова Т. С.: общие и специальные [18, с. 45].

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические. В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн [22, с. 44], ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.

Помимо разделения способностей на общие и специальные, Киреенко В. И. [16, с. 78] разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоритические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей.

Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое Давыдовой Г. Н. [10, с. 90] Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.

Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п., способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность.

Согласно С.Л. Рубинштейну [24, с. 56], любые специальные способности относятся к творческим способностям.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей. Подавляющая часть взрослых людей проявляет творческие способности в области своей профессии, и том виде деятельности, который является жизненно ведущим, преобладающим. Никто не может с уверенностью сказать, что развитие творческих способностей заканчивается в каком-то определенном возрасте. Можно только утверждать, что творческие способности нарастают с возрастом и достигают высокого уровня своего развития в тех видах деятельности, которые являются основными, преобладающими, жизненно ведущими или наиболее интересными.
В.И. Киреенко [16, с. 45, с. 34] писал о том, что способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень развития у всех разный. Самый высокий уровень ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Флерина Е. А. [24, с. 55] полагала, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».

По мнению Калининой Р.Р. [12, с. 66], под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления.

Р.С. Немов [22, с. 56] говорил о том, что «Развитие способностей — это их совершенствование. Оно может проявляться, например, в появлении у человека новых способностей, таких, которых у него раньше не было. Развитие также может проявляться в превращении элементарных способностей человека в высшие способности».

И.П. Павлов [22, с. 33] рассматривал анатомо – физиологические особенности, которые имеют важные значения для развития изобразительных способностей. Он отмечал, что в развитие способностей любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. Выделяя два типа высшей нервной деятельности у человека, определяющие развитие его способностей, — художественный и мыслительный (умственный). Изобразительные способности принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.

Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков [5, с. 35]. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития способностей Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализоваться в различных типах способностей. Т.к. задатки являются лишь предпосылкой развития способностей, то между одними и другими лежит весь путь становления личности. Развиваясь на основе задатков способности, являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое сами задатки входят лишь как предпосылка.

Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей занимались Н.П. Саккулина, Н.Б. Халезова, ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной [26, с. 132]. Они считали, что художественно-творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения деятельности:

Читайте также:  Анализ на гепатиты в дет сад

1. Способность образного видения окружающего (умение наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта и в то же время способность сохранять целостное эмоциональное впечатление от объекта), воспринимая его через призму наиболее выразительного признака (важный гусь, сердитый котенок, могучая сосна и т.п.).

2. Способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт.

3. Способность проявлять активность, самостоятельность, инициативу в поиске содержания и наиболее выразительных средств создания образа.

4. Способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства; искренне, правдиво, непосредственно переживая изображаемое, увлекаться, быть захваченным деятельностью.

Выделенные выше художественно-творческие способности представляют собой или своеобразие психических процессов, участвующих в творчестве, или качество способов действий.

Таким образом, при всех различиях в подходе определения содержания, структуры способностей к изобразительной деятельности среди них отчетливо можно выделить две группы: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению.

Говоря о творческих способностях, исследователи часто употребляют понятие «креативность» (творческость). При этом под креативностью понимают способность человека отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем, или новые способы выражения (К. Роджерс) С психоаналитической точки зрения креативность определяется, как способность принимать материал из подсознания в сознание.

Учитывая, что носитель творчества — человек, а креативность является его неотъемлемым атрибутом, Флерина Е. А.[24, с. 66] определяeт креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Ведущим свойством способности к творческой деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Л.С. Выготский [5, с. 27] раскрыл основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал, что воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития воображения является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщения к искусству. Необходимым источником воображения является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний, формирующих убеждения. Л.С. Выготский: « …все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» [5, с. 28]. Он выделял три формы воображения [5, с. 89]:

-Связь воображения с действительностью – всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащейся в прежнем опыте человека;

-Связь конечного продукта воображения с тем или иным реальным явлением – двойственная и взаимная связь воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на;

-Связь между деятельностью воображения и реальностью является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремиться воплотиться в неизвестные образы, соответствующие этому чувству.

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом, но без воображения не возможно творчество.

Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения, Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация — побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.

Исследователи тесно связывают с творческими способностями качество личности – самостоятельность. С.Л. Рубинштейн [22, с. 35] утверждает, что подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их особенность, « неподверженность чужим влияниям и внушениям, а является подлинным проявлением самостоятельности воли, усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе»

Показателями наличия познавательной самостоятельности являются:

— умение самостоятельно добывать новые знания из различных источников;

-умение использовать приобретенные знания, умения и навыки;

— умение применять их в практической деятельности для решения любых проблем

Взяв за основу определение способностей, данное Тепловым Б.М. [20, с. 19], Казакова Р.Г. [11, с. 80] считает, что творческие способности – это такие психологические особенности человека, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности. К ним относятся:

— дивергентное мышление: беглость, оригинальность, точность и гибкость;

источник

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики»

МБДОУ ДС №7 «Василёк» г.Ярцево

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль-ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории

1. Реализм воображения — образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно — преобразовательный характер творческих решений — способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности

3. Гибкость в мышлении и действиях.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.

В «Педагогике» Сластенина под творческой понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарев Я. А., Давыдов В. В., Шмелев А. Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства…. В работах Пономарева Я. А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество. Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Различные аспекты проблемы воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. Б.Эльконин, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, А. В.Петровский, Д. В. Менджерицкая и др). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Отсюда продукты творческой деятельности выступают как «кристаллизованное воображение».

Л. С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью:

Воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности. «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображения».

Воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» воображения с реальностью, которая возможна «только благодаря чужому или социальному опыту».

Эмоциональная связь, которая проявляется двояко:

Воображение руководствуется эмоциональным фактором — внутренней логикой чувств, «чувства влияют на воображение». Это «наиболее субъективный, наиболее внутренний вид воображения».

Воображение влияет на чувства, проявляется «закон эмоциональной реальности воображения».

«Воображение становится действительностью», когда оно «кристаллизируется», «воплощается», начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Это «полный круг» творческой деятельности воображения, возможный также и для «субъективного воображения», опирающегося на эмоции.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование — это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.

Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности. Личность — термин, обозначающий: человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности.

Читайте также:  Анализ на гепатит у детей

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества. Креативность — это характеристика личности, свидетельствующая о способности личности к творчеству.

Поэтому ряд исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют креативность как способность или свойство личности (Л. С. Выготский, Гилфорд, Торранс). Так, Е.П. Торранс под креативностью понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т.д. Автор считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др.). Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Исследования психологов и педагогов позволяют нам связать креативность с развитием личности и интеллекта, с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, мы можем утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению.

источник

Анастасия Замотаева
Анализ работы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

о наличии собственного инновационного опыта

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

воспитателя Замотаевой Анастасии Владимировны

Выбор темы «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» возник не случайно, так как мне близка эта тема (в своё время я окончила художественную школу). Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила, что дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход, они не отражают то, что значимо для рисующего их ребенка. Поэтому очень важно находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, необходимо знать его личные творческие способности.

Опыт моей работы показал, что использование разнообразных доступных материалов и нетрадиционных техник дает положительный результат в развитии изобразительной деятельности детей.

Прежде всего, я изучила литературу, освещающую изобразительную деятельность дошкольников.

Также, я веду кружок «Пластилиновая картинка», который развивает все навыки изобразительного творчества, моторику рук, фантазию.

Несомненно, в процессе занятий главную роль я отвожу игре и созданию атмосферы увлеченности. В процессе работы использую техники, которые дают ребенку возможность почувствовать себя экспериментатором, в результате у него всегда получается интересный образ, результат эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. У неуверенных детей в рисовании преодолевается такое качество, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Я никогда не акцентирую внимание на то, получилось у ребёнка или нет. Мы с ним обговариваем что он хочет нарисовать, как хочет и т. п. В результате ребёнок всегда остаётся довольным своей работой. Ребенок начинает чувствовать себя маленьким художником, у него появляется интерес и потребность рисовать.

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому творчество, развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Концептуальность. Исходя из этого, следует, что многим детям необходим индивидуальный подход для раскрытия таланта. Новизной и особенностью инновационного опыта является то, что ребёнок сам ищет приёмы и методы для реализации своих творческих идей. Но прежде умениям и навыкам ребёнок должен научиться. А в этом ему помогает педагог.

Теоретическая база опыта.

Я тщательно изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под ред. Н. А. Ветлугиной, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под ред. Р. Г. Казаковой. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опираюсь на методические разработки Р. Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»; Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»; Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности», «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой. Также я активно изучаю информацию в интернете, ищу что-то новое, интересное.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке системы занятий по изобразительной деятельности с целью развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Длительность работы над опытом составляет 2 года.

На первоначальном этапе я проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование родителей и диагностировала детей с целью выявления уровня развития творческих способностей в живописи.

По результатам диагностики я составила тематический перспективный план работы на год, охватывающий несколько направлений, что позволило мне работать по намеченной теме в системе.

На втором этапе работы я провела практические мероприятия:

— организация интересной содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении и семье;

— экскурсии и наблюдения по обогащению детей яркими впечатлениями (по городу, в парк);

— организация в группе условий для самостоятельной художественно-изобразительной деятельности детей (уголок творчества, оборудованный и оснащённый всеми необходимыми материалами, создание предметно-развивающей среды, художественной галереи, полочки красоты, мини-выставок детских работ;

— разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;

— создание развивающих дидактических игр по разным разделам изобразительной деятельности; оформление тематических альбомов по изодеятельности;

— консультирование и просвещение родителей;

— организация совместной творческой деятельности детей и родителей (выставки, конкурсы).

На третьем этапе я провела анализ результатов, подвела итог работы.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Поставила следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с различными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Оптимальность и эффективность средств.

В своей работе я использовала следующие формы работы — подгрупповые занятия, индивидуальная деятельность, общая организационная деятельность, свободная.

Применяла такие методы — словесные, наглядные, практические, игровые.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Поэтому большое внимание я уделила созданию развивающей среды, уголка эстетического восприятия, художественного фонда – коллекций жанров живописи (портрет, памятники, сказочно-былинный жанр, натюрморт, книжная графика, пейзаж).

Приготовила для детей следующие игры: «Соедини по линиям и раскрась»; «Какое настроение?»; «Составь фигуру»; Лото «Народные промыслы»; Лото «Узнай элемент узора» и т. д.

Результативность опыта.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

— Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

— Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

— Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

— Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

— Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Возможность тиражирования.

Свой материал по изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, я разместила на сайтах:

Также, своим опытом работы я делюсь с педагогами ДОУ.

Наличие обоснованного числа приложений: представлены приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и методы работы с воспитанниками по изобразительному творчеству.

Информационная карта собственного педагогического опыта «Театральная деятельность в детском саду» «Театрализованная деятельность в детском саду» Сущность характеристики опыта. 1. Актуальность и перспективность опыта: Существует проблема,.

Консультация: «домашние животные» (из собственного опыта) Тема «Черепаха» Цель -продолжать знакомить детей с животными,в том числе и экзотическими; -учить ухаживать за своими питомцами; -побуждать рассказывать.

Внедрение инновационного опыта «Русский народный танец как средство гармоничного развития дошкольников с ОНР» Мастер класс (Основная часть) Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители, воспитатели ДО, учителя.

Мои увлечения! Стихи собственного сочинения! Очень рано в моей голове начали складываться рифмы. С начало я их напевала. А когда пошла в школу, начала записывать. Обычно мои стихи связаны.

Обобщение собственного педагогического опыта по взаимосвязи с семьей. Формы работы с родителями в первой младшей группе (из опыта работы) «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая.

Сказки в стихах Наступает ночь Солнышко, зевая, прячется за горизонтом. Засыпают звери и птицы… Пришла пора спать и тебе. А перед сном послушай Одну из.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнении АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:(ФИО,.

Справка о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки (помощь аттестующимся) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о наличии перспективного плана прохождения педагогическими работниками курсовой подготовки и его выполнение Составила:.

Справка о создании условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта Справка № ___ выдана классному руководителю Ушковой О. И. в том, что она создает в своей работе условия для приобретения обучающимися позитивного.

Стихи для детей собственного сочинения Моя Россия – моя Кубань. Мамина родина – Куст под окном Чёрной смородины В детстве моём. Слышу я оканье – Сердце щемит. Мамина родина Так.

источник

Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность.

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность



Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

С позиции эстетики художественное творчество – это самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и выражает свое видение, понимание окружающего. Результатом его творческой деятельности является художественный образ, как особый вид освоения и выражения действительности, форма мышления, существования в искусстве. Своеобразной чертой изобразительного творчества считается особая эмоциональная окрашенность, индивидуальность образного видения.

Потребности и способности к творческому труду у детей развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку. Детское изобразительное творчество можно понимать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в продуктивных видах деятельности. Это отражение построено на работе воображения, на отображении ребенком своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому.

Первой важной особенностью детского творчества – это субъективность новизны детских открытий и результатов продуктивной деятельности дошкольников.

Новизна открытий и продукта субъективна – это первая важная особенность детского творчества. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п.

Второй особенностью детского творчества является процесс создания продукта, который для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

И, третья особенность детского творчества, заключается в том, что ребенок, в отличие от взрослого, с легкостью и начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, переживаний при помощи различных изобразительных средств.

При исследовании проблемы детского художественного творчества, были выделены три основных этапа творческой деятельности, каждый из которых требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого:

— первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем. Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.

— второй этап – процесс создания изображения детьми. Тема задания не только не лишает ребенка творчества, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.

— третий этап – анализ результатов деятельности. Просмотр и анализ, созданного детьми рисунка, аппликации и т.д., осуществляется при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте восприятие приобретает целевой характер, основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может оценить цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может предоставить ему полноты восприятия, необходимо в восприятие вносить осязание и прочие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Учить ребенка видеть мир – вот одна из задач воспитателя. А это значит формировать в детях наблюдательное умение понимать увиденное, т. е. вырабатывать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается распределить их особенности, анализировать обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей многократно привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком.

Читайте также:  Анализ на герпес у детей положительный

Это отражается на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать фантазия. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут собственными силами продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Дошкольникам доступно овладение изобразительными умениями, навыками. В 2-3 года ребенок несложно усваивает навык правильно держать карандаш и кисть, пользоваться ими. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен применять их осознанно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов. В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих присутствие творческих начал в деятельности ребенка. Это проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных, приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи различных изобразительных средств.

Вначале знание окружающего мира в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить. Для дальнейшей изобразительной деятельности и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то изображать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то объект, тогда его занятие приобретает изобразительный характер. У ребенка есть цель, задача, которые он стремится реализовать. Таким образом, первый период творческого процесса – появление замысла – имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла как правило идет длительный этап его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть итог работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Оттого в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. В процессе работы ребенок реализует этот замысел, дополняя его в соответствии с содержанием.

Все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих стадий иное, чем у взрослого художника. Даже у старшего дошкольника формы предмета и его частей обобщены (округлая, продолговатая, без всего разнообразия их вариантов и мелких изгибов), но вся конструкция предмета, присутствие разнообразных деталей говорит о желании ребенка сотворить образ, соответствующий реальному. Выразительность образа достигается с помощью изображения деталей и дополнительных предметов, создающие обстановку. Художник преднамеренно идет к отбору деталей, изображая всего лишь те, которые способствуют раскрытию образа. Ребенку, особенно в младшем возрасте, в изображении деталей присущ элемент случайности. Не всякая изображенная им деталь усиливает выразительность. А порой и выразительные детали также появляются неожиданно, без сознательного замысла.

В психолого-педагогических исследованиях Г.Г. Григорьевой выделены условия развития творчества детей:

— это широкий подход к решению проблемы: педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей не только в ситуации творческого, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа в процессе занятий, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

— это организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.). Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещение театра, общение и т.п.) и служит основой для творчества дошкольников.

Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс.

Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое».

В исследованиях Т.Г. Казаковой были раскрыты средства художественной выразительности, пользуясь которыми дети способны передавать художественный образ: цвет, линия, форма, композиция, ритм. Освоение дошкольниками средств образного выражения способствует развитию их художественного творчества.

Особо доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных. Использовать цвет в таком многообразном плане ребенок дошкольного возраста не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все сплошь. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета – время от времени цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный – флаг, ягоды; зеленый – трава, елочка, крокодил; желтый – солнышко.

Познакомившись со многими цветами, дети 4-5 лет зачастую используют их как выразительное средство, помогающее сделать изображение красивее, наряднее, т. е. используют его в декоративном плане. Здесь также наблюдается нарушение реальной окраски так как, сначала ребенка привлекают яркие контрастные сочетания цветов. Эта декоративность может временами противоречить характеристике образа. Постепенно дети старшего дошкольного возраста отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятия и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Однако все же используют цвет в эмоциональном плане: то что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы – в темные. Изложение динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств используемых ребенком. Если в младшем возрасте движение не изображается, то детям старшего возраста открыто изображение предметов в движении, что может сделать образ выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией. Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче. Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза. Девочка изобразила цветы на поляне, которые «выросли» до облаков, были больше домов, деревьев. Для этой девочки важно показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречается как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше – деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности.

Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Исследования педагога детского творчества И. Н. Курочкиной показывают, что у детей 5-6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

Детское изобразительное творчество характеризуется и использованием композиционных средств, в первую очередь ритм симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Так как ритм свойственен движениям человека, ребенок быстро начинает его использовать сознательно с целью выполнить работу красиво. Вся композиция рисунка дошкольника создается ритмом, который придает ему выразительность: ритм линий, ритм в расположении цветовых пятен. В старшем дошкольном возрасте ощущение ритма в свою очередь помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты говорят о стремлении ребенка представить свои реальные впечатления об окружающей жизни, где отдельный предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С одной стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке.

Развитие способностей и творческого начала у детей являются двумя взаимосвязанными задачами художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети практически постоянно вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Для того чтобы развить у детей свободу творческого решения, следует научить их формообразующим движениям. Движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых, а позже более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах производить изображения любых предметов, проявляя творчество. Любое целенаправленное движение может быть совершено на основе имеющихся представлений о нем. Понятие о движении, производимым ребенком, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического восприятия.

Для развития детского изобразительного творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них восторг, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Обдуманный подбор материалов для занятий. Размер бумаги для рисунков, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный выбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п. На всех занятиях важно улучшать активность и самостоятельность детей, пробуждать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Нужно подталкивать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет. Особое значение приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка.

Приобретенный детьми к этому возрасту опыт изобразительной деятельности, рассматривание созданных ими рисунков, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения. Используя усвоенные знания, навыки и умения также позволяют им осознанно оценивать получившиеся изображения. Со временем от общей оценки «нравится», «красиво», нужно подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые и составляют его красоту, вызывают ощущение удовольствия, для этого следует устремлять интерес детей на то, как выглядит созданное изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. Задавая вопросы, воспитатель активизирует детей, направляет их интерес на качество изображения, его выразительность.

Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченностью ею. Говоря о художественных способностях, нужно помнить о том, что для их формирования требуется развитие таких психических процессов, как восприятие, образные представления и мышление, фантазия, а также внимание, память. Рост творческих способностей требует последовательного овладения ребенком навыками и умениями.

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития изобразительного творчества, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура изобразительной творческой активности детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего дошкольника выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности. А именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.

Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.

Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми.

Решающая роль в развитии творческих способностей ребенка отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений.

Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры:

1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

Таким образом, под художественным творчеством детей дошкольного возраста, мы будем понимать создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, аппликация и т. д.); создание разных вариантов изображений; применение, усвоенных раннее, способов изображения или средств выразительности в новой ситуации .

источник