Меню Рубрики

Анализ проблем при устройстве детей

Я проучилась 5 с половиной лет в педагогическом вузе на факультете психологии, 4 года на бакалавриате по специальности «Практическая психология в образовании» и тогда еще 1,5 года на магистратуре по специальности «Психология управления в образовании». У меня был большой опыт работы с детьми как помощника психолога, я проводила диагностику с детьми по различным проблемам, сюда входило исследование психологических особенностей детей группы риска и мои исследования для курсовых — по духовно-нравственному воспитанию и тревожности, а также дипломное исследование по тревожности в подростковом возрасте. Также я проводила программы по этим темам, которые сама разработала. На магистратуре у меня была тема, нацеленная на психологическое сопровождение развития личностной готовности классных руководителей к управленческой деятельности, на педагогической практике я работала со студентами, проводила занятия и с 1 и более старшими курсами. Я думала, что у меня достаточно опыта для того, чтобы начать свою профессиональную деятельность в детском саду, меня устраивал сменный график, который можно было совмещать с учебой, по предыдущему опыту взаимодействия с детьми в школе, я предполагала, что у меня и с работой не будет проблем. Но не тут то было, когда я пришла работать в детский сад, я обнаружила то, что в университете меня не учили работать с дошкольниками, ведь по специальности я — школьный психолог. Я знала обо всех особенностях младшего и старшего дошкольного возраста, но не с некоторыми вещами столкнулась впервые. Я распишу несколько особенностей современных детей:

1) В саду было много детей с гиперактивностью. В первый день моей работы меня поставили на подготовительную группу, в этой группе было человек 7-8 с этим синдромом. И в ходе моей работы я выяснила, что все это развивается из-за недостаточного внимания со стороны родителей. Из-за работы они не могут заниматься их воспитанием и всецело доверяют его воспитателям. Порой попадались настолько «недоласканные» дети, и из-за недостатка опыта, я уделяла им слишком много времени, что разрушало дисциплину в группе. Когда я перестала выделять их среди остальных, их поведение становилось разрушительным, и их сложно было контролировать в большой группе детей. Дети с СДВГ плохо спят, много двигаются и часто бывают агрессивны. Из-за того, что сейчас дети довольно крупные молодым педагогам сложно работать с агрессивными детьми, потому что они нередко лезут с кулаками, ну или просто щипают и кусаются.

2) Печально возрастает тенденция детей с педагогической запущенностью. В средней группе (4-5 лет) дети не умеют разговаривать и не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, даже не стремятся к этому, потому что если не будет получаться, их просто-напросто засмеют сверстники. Часто такое бывало на занятиях, когда некоторые дети не могли справится с заданием и становились очень тревожными из-за этого, вплоть до приступов паники. И дети с повышенной агрессивностью начинают подтрунивать над ними, что потом подхватывает вся группа. В условиях группы сложно работать с такими детьми, потому что если их выделить, то они опять станут объектами насмешек группы, а если все оставить как есть и равнять их с остальными, обучение не будет эффективным.

3) Часто встречаются дети с проблемами в здоровье психическими и физиологическими. Бывают дети с ритуальным поведением, бывают просто неконтролируемые в силу каких-то психических особенностей. В саду, в котором я работала, я столкнулась с проблемой отсутствия какой-либо психологической службы, и так как сад общеразвивающего вида, дети были совершенно разнообразные, и это очень снижало эффективность моей работы, так как с детьми, которые требовали усиленного внимания, никто не работал.

Поэтому молодой специалист может столкнуться со следующими проблемами:

1. Невозможность работы с большой группой детей (20 и более). Если Вы по образованию психолог, то можете столкнуться с тем, что Вам трудно работать с группой более 7 человек, так как до этого Вы имели дело только с маленькими группами.

2. Дети могут быть самыми разнообразными, и у Вас могут возникнуть сложности во взаимодействии с ними. Особенно трудно приходится, если в детском саду нет психолога.

3. Дети непредсказуемы и неконтролируемы. Воспитателям, у которых есть свои дети, гораздо проще работать с детьми, чем молодому педагогу, который только что выпустился из университета.

4. Вы столкнетесь с большим объемом работы с режимом нон-стоп, когда всегда нужно быть начеку, ведь на Вас будет лежать огромная ответственность за здоровье детей.

5. Вам могут дать больше работы, чем Вы предполагали, если кто-то заболел или отпросился. Вместо одной смены (5 часов) Вы проработаете 2 смены (10 часов).

5. Авторитарный стиль эффективнее, чем демократичный. Я была удивлена, но это так, потому что они эгоистичны, и воспитание и правила поведения им нужно прививать.

6. Для детей педагог может оказаться слишком молодым и они не будут воспринимать его как взрослого человека. Тут нужно зарабатывать себе авторитет, и не у многих это получается.

7. Вы можете столкнуться с эмоциональным выгоранием, потому что эта работа просто Вам не подходит. Чтобы быть воспитателем, нужно быть лидером, и не у каждого эти способности есть.

Но есть и положительные моменты:

1. Вас будет поддерживать педагогический коллектив, и поможет Вам вернуть дисциплину на занятие и уложит их спать на тихом часу.

2. Методист обеспечит Вас методическими пособиями и материалами для проведения занятий.

3. К Вам отнесутся более лояльно, чем к опытным работникам, и доверят Вам минимум работы, только лишь присмотр и уход.

4. А еще с детьми интересно работать, ведь они могут показать и рассказать Вам много нового, того, чего Вы не знаете, и они всегда благодарны за помощь, за проявление ласки и доброты по отношению к ним. Они тянутся и сильно привязываются к воспитателю. Я проработала всего месяц в детском саду, а дети уже успели меня полюбить, и им было жаль со мной расставаться.

За этот месяц я поняла, что мне ближе работа психолога с маленькими группами детей, и что совмещать работу с учебой не так то просто. Но зато я получила такую эмоциональную отдачу от детей, которую можно получить лишь в детском саду.

источник

Психологические проблемы детей, ребенка: проблемы, причины, конфликты и трудности. Советы и разъяснения детских врачей

Если у ребенка (детей) психологические проблемы, то причины следует искать в семье. Отклонения в поведении детей часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

Какое же поведение детей можно считать нормой, а какие признаки должны насторожить родителей? Во многом проблемы психологического характера зависят от возраста ребенка и особенностей его развития.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность — она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости – часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство – очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи – это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий – психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома – это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально — если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков — чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме – ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.
  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы — поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.
Читайте также:  Анализы при дисметаболической нефропатии у детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.

источник

Дана Уджухова
Проблемы современного ребенка и способы их решения

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.

Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это — поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д. И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.

У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем — давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,

Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком- то движении, их трудно чем- нибудь заинтересовать, привлечь внимание.

Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата.

Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д. И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества, в т. ч. и ребенка на потребление, рост различный девиаций (отклонений, ограничение детской самостоятельности. И как итог — у детей повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля за поведением, развитие различных зависимостей, приводящих к психическим расстройствам и требующих лечения у психиатра или психотерапевта.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, п и (Ьрпкш I ггейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .

11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.

13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Уменьшение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте — рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место — интеллектуальные: образованность; II — волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III — соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).

В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.

Современная экономическая ситуация (нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная неудовлетворенность и т. д.) обострила положение в современной семье. Конфликты стали выходить за рамки семьи, затрагивая окружающих (воспитателей, учителей, сослуживцев) и ухудшая психическое состояние всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации.

Таким образом, проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются: снижение информационного потока — ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка — совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат в семье — спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях, внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома — участие в различных кружках, занятиях и т. д., целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций.

Рекомендации для родителей.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).

Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео — и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров — мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека. Мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

Роль творческого воображения в жизни ребенка и способы его развития средствами художественно-творческой деятельности Цель: повысить компетентность родителей в вопросах возрастных особенностей детей. Задачи: Дать родителям представление о роли воображения.

Шагаем в ногу со временем. Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты Свою презентацию хочу начать со слов Елизаветы Ивановны Тихеевой: «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка.

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка ТЕМА: Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка. Тема нашего сегодняшнего семинара.

ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе. Одной из самых главных и острых проблем современной.

Педсовет «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Педагогический совет Педсовет на тему «Организация работы по речевому развитию дошкольников: проблемы, пути решения» Цель: Обобщить и.

Проблемы физического развития ребенка в системе дошкольного образования Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является.

Типичные детские проблемы и способы их решения с помощью изобразительной деятельности В процессе всех видов изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он.

Способы развития мелкой моторики у ребенка Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения.

Статья «Агрессивное поведение ребенка: причины и способы коррекции» Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию.

Ток-шоу. Родительское собрание «Речь современного ребенка» Тема. «Развитие речи современного ребенка» Форма проведения: Ток-шоу Аудитория: родители воспитанников средних и младших групп. Количество.

источник

В современном обществе приемные родители сталкиваются с совокупностью проблем — факторов, препятствующих развитию и функционированию семьи. Перед семьями, принявшими на воспитание детей, встают серьезные юридические, социальные, экономические, этические, психологические, педагогические и медицинские проблемы. Правовые проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, обусловлены слабым развитием механизма реализации законодательных актов, принятых на федеральном уровне. Экономические сложности характеризуются ограниченными финансовыми ресурсами региональных бюджетов, как для оплаты труда приемных родителей, так и для предоставления пособий детям. Также отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям.

Исследователи проблем устройства детей-сирот в семью (Р.В. Овчарова, Т.В. Архиреева, Г.С. Красницкая) психологические проблемы характеризуют большей значимостью, чем социально-экономические. Вероятно, это обусловлено тем, что потенциальные родители, планирующие принять ребенка в семью, сводят к минимуму социальные проблемы. Рассматривая социально-психологический блок проблем, необходимо обратить внимание на сложности, возникающие в связи с адаптацией ребенка в приемной семье.

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Детям-сиротам, жившим до устройства в семью в специализированных учреждениях, трудно привыкнуть к смене условий, переменам в жизни. Кандидат педагогических наук Г.С. Красницкая в своей работе «Адаптация в приемной семье» отмечает несколько стадий при адаптации ребенка в новых условиях:

  • · Первая стадия — «Знакомство» или «Медовый месяц». Этот период характеризуется опережающей привязанностью друг к другу. Родители стремятся обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. В это время ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. На этой стадии родители впервые сталкиваются с проблемами: некоторые начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.
  • · Вторая стадия — «Возврат в прошлое» или «Регрессия». Начинается длительный процесс притирания. Ребенок понимает, что родители — другие люди, в семье — другие правила. Происходит ломка сложившегося стереотипа поведения. На этой стадии часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек родителей и привычек ребенка.
  • · Третья стадия — «Привыкание» или «Медленное восстановление». Ребенок начинает вести себя естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи, привыкает к правилам поведения. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни.

Пройдя стадии адаптации, приемные (усыновленные) дети, как правило, в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок[20].

Другой не менее важной проблемой является функционирование приемной семьи, как института воспитания и социализации детей. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в замещающей семье имеет большое значение. Родители, усыновившие ребенка, обязаны «обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие»[6]. Задачей родителей является воспитание полноценной личности, подготовленной к выполнению различных социальных ролей. Возникает проблема компетентности приемных родителей. В зарубежных странах практикуется образование и подготовка потенциальных родителей, например, в Швеции для усыновления одного ребенка необходимо окончить курсы и получить согласие психологов, а в Австрии и Германии, чтобы стать матерью-воспитательницей требуется год практики в детском учреждении и год учебы в материнской школе. В большинстве стран мира лица, не прошедшие специального обучения, не получат лицензии на воспитание чужих детей.

Законодательство нашей страны привлекает людей без специального образования к воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии, образовании, различные заболевания. До сих пор не разработана отечественная методика отбора приемных родителей.

Актуальна проблема отсутствия либо неполноты данных о наследственности ребенка, состоянии его здоровья на момент устройства в семью и при рождении. На воспитание в замещающую семью передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:

  • — дети-сироты;
  • — дети, родители которых неизвестны;
  • — дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
  • — дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
  • — дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Возникает вопрос возможного влияния генов биологических родителей ребенка на его медицинские характеристики и на его развитие как личности. Современные научные исследования доказали, что генетические факторы играют значительную роль в формировании психологической личности человека[12]. Психологические, социально-экономические, медицинские и другие сложности, с которыми сталкиваются приемные родители, часто приводят к проблеме возвратов приемных детей в детские дома. За 2009 год Минобрнауки зафиксировал, что российские приемные родители отказались от 8 тысяч приемных детей. Помимо этого, выявлено более 3 тысяч случаев жестокого обращения с приемными детьми. В 2010 году приемные родители и органы опеки вернули в детдома уже 8,2 тысячи детей[10]. Решение проблем позволит сократить число возвратов детей в государственные учреждения.

Анализ проблем приемных родителей позволяет сделать вывод, что замещающая семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, а также психологическую защиту.

Читайте также:  Анализы при дисбактериозе у детей

источник

Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2000 году (аналитическая справка)

При подготовке анализа использовались данные государственной статистики — сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2000 г.

При подготовке анализа использовались данные государственной статистики -сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2000 г., форма 103-рик, а также издание Министерства образования РФ «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей за 2000 г.

В 2000 году выявлено и учтено 123,2 тыс. детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, кроме того, осталось временно неустроенными из выявленных в 1999 году — 11,4 тыс. детей. Таким образом, в 2000 году всего нуждалось в устройстве — 134,6 тыс. детей.

Наличие выявленных, но неустроенных детей, объясняется необходимостью определенного времени на их устройство, в то время как данные статистики собираются в определенный момент времени. Этот контингент состоит из детей, временно находящихся в семьях после лишения их родителей (родителя) родительских прав, в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях МВД и т.д., работа по дальнейшему устройству, которых еще не завершена и соответственно они попадают в разряд неустроенных.

Количество выявленных, но не устроенных детей к началу отчетного года достаточно стабильно — если в 1999 году их было 11,3 тыс., то в 2000 году — 11,4 тыс. За 2000 год было устроено 122,9 тыс. детей, и неустроенными на 01.01.2000 остались 11,7 тыс. детей.

Таблица 1. Данные об устройстве выявленных детей, оставшихся без попечения родителей.

п. Детей (тыс. чел.) В % от п. 2
1. Оставалось неустроенными на конец года 11,4
2. Выявлено за год 123,2 100
3. Всего нуждалось в устройстве 134,6
4. Устроены:
в учреждениях для сирот и детей оставшихся без попечения родителей 36,2 29,4
в учреждения проф. образования 2,2 1,8
под опеку, попечительство 65,9 53,5
в приемную семью 1,0 0,8
на усыновление 7,3 5,9
5. Возвращены родителям 8,8 7,1
6. Выбыли по иным основаниям (смерть и др.) 1,5 1,2
7. Остались неустроенными на конец года 11,7 9,5

Распределение количества детей по формам устройства представлено на Диаграмме 1.1 и 1.2.

Диаграмма 1.1

Диаграмма 1.2.

Таким образом, из общего количества в 122,9 детей в семьи граждан было передано 83 тыс. (68%), а в учреждения 38,4 тыс. (31%) детей. Преимущественной формой семейного устройства являлась опека (попечительство) — 54% от общего числа детей устроенных в семьи.

Диаграмма 2. Динамика устройства детей в учреждения и семьи. В отличие от предыдущей диаграммы, отображавшей устройство детей, выявленных в 2000 году, здесь представлено общее количество устроенных детей по годам, включая детей переданных из лечебно-профилактических учреждений, детей, добровольно переданных родителям, под опеку и т.д.

Как можно видеть, соотношение количества детей передаваемых в семьи и в учреждения в последние годы существенно не изменялось.

Как уже отмечалось выше, основной формой семейного устройства в 2000 году являлась опека (попечительство). В 2000 году под опеку было передано 74,3 тыс. детей, что на 8,5 тыс. больше чем в прошлом. В то же время количество детей, переданных на усыновление, существенно не изменилось. (1999г.- 24,24 тыс., 2000г. — 24,16 тыс.).

Также практически не изменилось число детей, переданных на воспитание в приемную семью, составив в 2000г. — 1046 человек при 1181 в 1999г. На приемные семьи, как и в прошлые годы, приходится небольшая доля устроенных детей.

Диаграмма 3. Динамика устройства детей в семьи граждан. Данные также как и в предыдущей диаграмме включают в себя всех детей (не только выявленных в 2000 году и усыновляемых отчимами мачехами).

Количество усыновленных детей в 2000 году составило 24,16 тыс. человек. Из них было усыновлено российскими гражданами — 17,87 тыс. (это 74% от всех усыновлений) и иностранными гражданами — 6,29 тыс. (26% от всех усыновлений).

При этом, большая часть российских усыновителей это отчимы и мачехи — 10,48 тыс. (43% от всех усыновлений), а количество детей усыновленных посторонними детям российскими гражданами составило в 2000г. — 7,39 тыс. человек.

Диаграмма 4. Структура усыновлений в 2000г.

Диаграмма 5. Динамика усыновлений российскими гражданами. Как можно видеть, с 1995 года наблюдается снижение количества усыновлений, как отчимами и мачехами, так и посторонними гражданами. Тем не менее, начиная с 1997 года, темпы падения заметно снизились, и на сегодняшний день можно говорить о стабилизации. Соотношение между количеством детей, усыновленных посторонними гражданами, и мачехами/отчимами детей последние годы остается практически неизменным.

Диаграмма 6. Динамика количества отмененных усыновлений. В 2000 году было отменено 401 усыновление. Это на 134 больше, чем в 1999 году.

В 2000 году общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 6,3 тыс. человек, что только на 1,1 тыс. меньше числа усыновлений посторонними российскими гражданами, и составляет 46% от общего числа детей усыновленных посторонними гражданами.

Диаграмма 7.

Диаграмма 8. Изменение соотношения усыновлений российскими и иностранными гражданами (включая усыновляемых отчимами и мачехами). Из представленного видно, что количество детей, усыновляемых российскими гражданами, сокращается, а иностранными увеличивается, начиная с 1995 года, однако в последние годы изменения не существенны и можно говорить о стабилизации обоих показателей начиная с 1999 года.

Диаграмма 9. Распределение по возрастам детей, усыновленных посторонними российскими и иностранными гражданами. Российские граждане, главным образом, усыновляют детей младше 1 года. (64% от общего количества детей, усыновляемых посторонними российскими гражданами), в то время как иностранцы преимущественно усыновляют детей старшего возраста (64% это дети старше 1 года).

Таблица 2. Сведения о количестве детей различного возраста, усыновленными иностранными гражданами основных усыновляющих в России стран.

Численность детей, усыновленных гражданами: Всего
США Канады Италии Испании Других стран
До 1 года 1045 54 172 85 150 1506
От 1 года до 3 лет 1899 64 402 211 273 2849
От 3 до 7 лет 598 21 235 99 104 1057
От 7 до 12 лет 571 6 172 69 62 880
Старше 12 лет 4113 145 981 464 589 6292

Диаграмма 10. Процентное распределение усыновлений иностранными гражданами по странам. Для построения диаграммы использовались данные представленные в Таблице 2.

Диаграмма 11. Распределение усыновленных детей по возрастам для различных стран, граждане которых усыновляют российских детей. Очевидно, что возрастная структура усыновлений практически одинакова для всех стран, причем наиболее значительную часть составляют усыновления детей в возрасте от 1 года до 3 лет.

В 2000 году посторонними российскими и иностранными гражданами было усыновлено всего 236 детей- инвалидов. Из них только 10 были усыновлены российскими гражданами, и, соответственно, 226 — иностранными гражданами.

Диаграмма 12.

Из представленных данных можно сделать вывод о том, что в 2000 году ситуация с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, по сравнению с 1999 годом, существенно не изменилась.

источник

Сущность и особенности, основные проблемы дошкольного образовательного учреждения. Анализ финансово-экономических основ деятельности дошкольного образовательного учреждения №75 г. Уфа, предложения по привлечению дополнительных источников финансирования.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

1. Теоретические основы деятельности муниципального учреждения ДОУ

1.1 Сущность и особенности деятельности ДОУ

1.2 Характеристика системы дошкольного образования

2. Анализ и выявление проблем деятельности МДОУ №75 города Уфа

2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения №75 города Уфа

3.2 Предложения по привлечению дополнительных источников финансирования деятельности ДОУ №75 города Уфа

Актуальность данной темы состоит в том, что дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в детском саду, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации.

Очевидна необходимость решения проблемы доступности дошкольного образования. Дело не только в количестве дошкольных образовательных учреждений, но и в качестве дошкольного образования, оценка которого становится одной из приоритетных задач.

Дети — это будущее страны, поэтому важно проводить исследования развития детей дошкольного возраста. Следует признать, что подготовка специалистов — дело непростое.

Объект исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

Предмет исследования: Деятельность ДОУ.

Цели курсового проекта: изучить сущность и особенности, основные проблемы дошкольного образовательного учреждения на основе примера, проанализировать и дать предложения по совершенствованию деятельности ДОУ. В качестве примера я взяла МДОУ № 75 города Уфа.

При написании курсового проекта были поставлены задачи: рассмотреть систему современного дошкольного образования, выявить основные проблемы, сравнить с дошкольным образованием других стран, проанализировать деятельность ДОУ на конкретном примере и разработать проект по совершенствованию организации деятельности ДОУ.

Глава 1. Теоретические основы деятельности муниципального учреждения ДОУ

1.1 Сущность и особенности деятельности ДОУ

Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) — это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.

Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической.

Методическая работа — это последовательная система способов теоретического познания и практического применения в какой-либо деятельности (в нашем случае, в педагогической).

Педагогическая деятельность — это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого его самовыражения [16].

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Новые подходы к управлению в системе дошкольного образования вызывают изменение спектра функций, принципов, методов и приемов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений. Эти изменения объективны и вызваны следующими основными факторами:

— становлением рыночных отношений, в том числе и в социальной сфере, и, как следствие, конкуренцией образовательных учреждений;

— становлением альтернативной системы сопровождения детей дошкольного возраста в форме гувернерства и частных образовательных учреждений;

— отходом от единой программы в области дошкольного воспитания и наличием веера общеобразовательных (учебных) программ, пособий, дидактических материалов;

— недостаточностью нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений;

— широкими возможностями для привлечения в учреждения внебюджетных финансовых средств;

— повышением заинтересованности родителей как основных социальных заказчиков в продуктивной деятельности конкретного образовательного учреждения;

— стремлением общественности влиять на воспитательно-образовательный процесс в учреждении и др.

Таким образом, объективно к учреждениям образования предъявляются новые требования к обеспечению их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошкольного образовательного учреждения по разработке и реализации своей образовательной программы[17].

1.2 Характеристика системы дошкольного образования

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

— преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

— сети реализующих их образовательных учреждений;

— органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов[10].

Таблица 1.1 Система образования

Образовательные программы, государственные образовательные стандарты

Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и стандарты

Органы управления образованием

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и ухода и др.)

Государственное управление образованием: Министерство образования и науки РФ

— формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

-правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

— разработка федерального компонента стандартов;

— разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др.

Органы управления образованием субъектов РФ

— определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

— формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

— установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

Общеобразовательные учреждения (начальная, основная и средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.)

Профессиональные образовательные программы

Учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные лицеи, учебно-курсовые комбинаты)

Средние специальные образовательные учреждения (техникум, колледж)

Из приведенной таблицы видно, что дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В следующей таблице представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений

Таблица 1.2 Типы и виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Образовательные учреждения ддля детей дошкольного и младшего школьного образования

Начальная школа — детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Начальная школа — детский сад компенсирующего вида.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)

Центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственной аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория[6]. Ниже приводится расшифровка каждой из категорий:

Дошкольные учреждения III категории — обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива

Дошкольные учреждения II категории — предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

Дошкольные учреждения I категории — предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа[10].

Глава 2. Анализ и выявление проблем деятельности МДОУ №75 города Уфа

2.1 Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения №75 города Уфа

Дошкольное образовательное учреждение № 75 было открыто в 1967 году, как учреждение комбинированного типа.


ДОУ — отдельно стоящее здание, расположено внутри жилого комплекса микрорайона. Участок озеленен, оснащен навесами, имеет спортивную площадку. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. В 1993 — 1994 гг. был сделан косметический ремонт всего учреждения, частично заменена сантехника, отремонтирован фасад здания, кровля, проведено дополнительное отопление, для всех специалистов сделаны кабинеты[12].


ДОУ имеет физкультурный и музыкальный залы, методический кабинет, комнату природы, кабинет игровой психотерапии, изостудию, кабинет психолога, зимний сад, кабинет для логопеда, медицинский кабинет, ряд служебных помещений.


В ДОУ 9 групп (228 человек) для детей дошкольного возраста. Педагогический коллектив осуществляет деятельность по различным программам.


Первостепенной задачей на протяжении многих лет является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Для решения этой задачи в ДОУ постоянно проводятся закаливающие и оздоравливающие процедуры и мероприятия.


С целью повышения результативности педагогической работы проводятся педсоветы, семинары, семинары-практикумы по типу деловых игр, дискуссионные столы, консультации, решение проблемных задач и практических ситуаций.


· Реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;


Работа методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию — от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми. Ключевые позиции состоят в следующем: охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психологического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.


Коллектив активно принимает участие в различных мероприятиях и конкурсах, в семинарах и «круглых столах» по проблемам работы с детьми. В ДОУ работают кадровые педагоги: заведующая ДОУ; 4 воспитателя аттестованы на высшую категорию; музыкальный руководитель имеет высшую категорию; первая категория у 8 педагогов.


Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса явилась качественная подготовка детей к обучению в школе. Выпускники ДОУ поступают в массовые школы и в экспериментальные.


По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ выпускники нашего ДОУ хорошо осваивают программу; уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявленным к дошкольникам, подготовка детей в школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников удовлетворены уровнем подготовки детей к школе. Педагогический коллектив поддерживает связь с учителями школ, в которые поступают воспитанники.


С целью выполнения Инструкций об охране труда сотрудников проводятся следующие мероприятия: выделяется спецодежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом систематически прорабатываются должностные инструкции, инструкции по охране жизни и здоровья, технике безопасности труда, правила пожарной безопасности, внутреннего трудового распорядка, санитарные правила.


В 2002 году ДОУ как воспитательно-образовательное учреждение успешно прошло государственную аттестацию, аккредитацию и лицензирование.


Принцип занимательности. Учитывая несформированность познавательной деятельности дошкольника необходимо использовать принцип занимательности с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата.


Принцип динамичности заключается в постановке целей по обучению, развитию ребенка, которые постоянно бы углублялись и расширялись, так как необоснованное дублирование содержания и задач занятий — одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению[14].

На данный момент модель управления ДОУ не является идеальной, существует множество проблем, необходимо её усовершенствовать.

Читайте также:  Анализы при диарее у детей

Основным источником пополнения кадров является служба занятости, поэтому идет постоянная и тесная работа.

При приеме на работу претендент должен представить документы, которые дают определенную информацию о нем. В настоящее время целесообразно просить претендента на работу заполнить резюме. Анализ документов, представленных претендентом, даёт первое впечатление о нем как о человеке и профессионале.

Следующий этап — собеседование, на нем стараются установить взаимопонимание с собеседником.

Последним этапом является испытательный срок. Испытательный срок устанавливается до 3-х месяцев. Во время испытания работника необходимо ознакомить с критериями. Затем перед окончанием испытательного срока оцениваются полученные результаты.

Для данной организации имеется перечень качеств необходимых претенденту при устройстве:

— Высокий уровень квалификации по своей специальности;

— Собранность, аккуратность, организованность, умение организовать свое рабочее место, профессионально выполнять свои функции.

— Находчивость, умение найти выход из любой неблагоприятной ситуации;

— Терпеливость, способность выполнять монотонную работу в течение определенного времени;

— Коммуникабельность, склонность к работе в коллективе; опрятность, чистоплотность;

— Готовность помочь коллегам по работе.

Чтобы определить кандидата на определенную должность, необходимо иметь достаточную информацию о работе, которую предстоит выполнять, а также о требованиях к нему и результатах, которых он должен достичь. Желательными критериями при найме также могут быть:

— здоровье: психологическая устойчивость, физическое здоровье;

— направленность личности: интерес к делу, целеустремленность, стратегичность мышления, стремление к лидерству;

— интеллектуальные качества: аналитичность, рассудительность, сообразительность, хорошая обучаем ость, творчество, память, эрудиция;

— волевые качества: выдержка, воля, настойчивость, решительность, принципиальность;

— профессиональные качества: компетентность, образованность, стремление к самообразованию, опыт;

— личные (коммуникативные) качества: адаптивность, коммуникабельность, открытость, уживчивость, гуманизм.

На практике некоторые организации используют целый ряд способов для социальной адаптации работников, но в рассматриваемой организации программ по адаптации не наблюдается, есть основные принципы введения нового работника в курс, а именно:

· представляется исчерпывающая информация о работе с тем, чтобы ожидания работника стали более реалистичными;

· проводится специальное собеседование с разъяснением, какая работа в данной организации считается эффективной;

· проводится собеседование о ценностях, принятых в данной организации;

· проводится инструктаж по технике безопасности, по организации рабочего места и др.;

В эту систему включается и та информация, которую работник получает непосредственно в коллективе. Он узнаёт «неписаные» правила организации, кому принадлежит реальная власть, каковы шансы на рост оплаты труда, на продвижение и т.д.

В ДОУ разработана форма и система оплаты труда различных категорий сотрудников. Положение о дифференцированной оплате труда работников может подвергаться изменениям каждый месяц и Положение о стимулирующих выплатах — коррективы вносятся раз в год.

Положение о дифференцированной оплате труда содержит:

— Цель положения — повышение стимула по улучшению качества обслуживания, укрепления здоровья, всестороннему развитию и воспитанию детей, повышение педагогического мастерства для персонала детского учреждения.

Порядок установления надбавок:

— Работникам, вновь поступившим, надбавки в первом месяце не начисляются.

— Работникам 1-7 разрядов надбавка начисляется на тарифную ставку, доплаты и надбавки. Работникам 8-18 разряда надбавка начисляется на тарифную ставку (оклад) без учета других надбавок, доплат и нагрузки.

— Работникам, уволившимся по собственному желанию, по переводу на другое предприятие надбавки не начисляются.

— Работники, совершившие прогул, либо отсутствовавшие на рабочем месте более 3 часов без уважительной причины лишаются надбавки полностью.

— Заведующей ДОУ предоставлено право увеличить размер надбавок отдельным категориям работников с учетом их личного вклада в работу и за работу, не связанную с должностными обязательствами.

Положение о стимулирующих выплатах.

1. Стимулирующие выплаты предусмотрены ст.144 ТК РФ,

2. Размер вознаграждений зависит от продолжительности непрерывной работы на предприятии. Право на получение выплаты имеют работники, проработавшие в ДОУ полностью один календарный год.

— Право на получение вознаграждения имеют те работники, которые полностью календарного года не отработали по уважительной причине: призыв на службу в ВС РФ, поступление на учебу, уход на пенсию, рождение ребенка и продолжительная нетрудоспособность с установлением инвалидности, размер вознаграждения определяется пропорциональностью отработанного времени.

— Размер вознаграждения по итогам года работы определяется по коэффициенту участия, в формировании экономии фонда заработной платы, при котором учитывается максимально отработанные дни в течение года, определяющие право на получение вознаграждения.

3. Расчет проводится по приложенной схеме:

— Находим размер экономии фонда заработной платы одного дня для работника:

R= S (сумма экономии фонда з/пл) / n (кол-во рабочих дней в году).

— Находим стоимость одного дня для каждого сотрудника:

где R1 — стоимость одного дня сотрудника, R- общая стоимость одного дня для всех сотрудников, m — фактическое число работающих в ДОУ[14].

— Определяем максимальное количество отработанных дней в течение календарного года каждым сотрудником:

· n1=(n-28к.д.-б/л)-8, для работников 1-6 разряды;

· n2=(n-42к.д.-б/л-о/б)-8, для работников с 7 и выше разрядов;

· n3=(n-56к.д.-б/л-щ/б)-8, для работников, имеющих продолжительный отпуск,

где n — общее кол-во дней в течение года

28 к.д. -отпуск работников 1-6 разряды

б/л — кол-во дней по временной нетрудоспособности

о/б — кол-во дней отпуска без сохранения зарплаты

42 к.д. — отпуск педагогических работников

56 к.д. — отпуск специалистов, занятых в коррекционных группах

8к.д. — дополнительные дни, предоставляющиеся согласно действующему положению[11].

— Определяем персональную экономию фонда заработной платы в течение календарного года:

Где, R2 — персональная экономия фонда зарплаты

n1, n2, n3 — кол-во рабочих дней в течение года в соответствии с разрядами ЕТС.

Также в системе премирования учитывается вклад каждого работника в достижение поставленных задач (выполнение плана дето-дней, отсутствие жалоб родителей, высокое профессиональное мастерство, интенсивность труда, выполнение локальных нормативных актов).

В организации отлично проработаны нормы, статьи поощрения и взыскания.

Важным моментом, занимающим не последнее место в организации, является аттестация. Позволяет выявить ошибки на стадии их зарождения, и устранить вовремя.

Аттестация сотрудников проводится 1 раз в 5 лет, и подразумевает под собой подтверждение знаний, занимаемой должности. Для таких мероприятий заведующая составляет определенные задания для каждой категории сотрудников, по прохождению аттестации делаются соответствующие выводы.

Аттестуется работа не только персонала нанятого, но и самой заведующей ДОУ №75. В организации нет конкретного плана ведения аттестации персонала, существуют лишь некие наброски.

В ДОУ №75 имеется постоянное количество работников и число это не меняется, поэтому в случае незапланированных обстоятельств нагрузка делится между имеющимися сотрудниками. Данный факт может серьезно отразится на деятельности организации: во-первых — появляется перегрузка персонала, т.е. нарушение норм трудового распорядка; а во-вторых — работа начинает идти незапланированно, а хаотично, что пагубно сказывается в целом на ДОУ.

Планирование карьеры работников в рассматриваемой организации достаточно простое, это можно увидеть по карьерограмме:

Трудовой распорядок в данной организации соответствует Трудовому Кодексу РФ, в связи с этим трудовой распорядок регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, а именно локальными актами организации, содержащие в себе порядок приема и увольнения работника, основные права и обязанности сторон трудового договора, режим работы, время отдыха.

Вопросы, связанные с установлением Правил внутреннего трудового распорядка, решаются администрацией образовательного учреждения совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, представляющим интересы работников.

В рассматриваемой организации руководитель имеет право:

1. управление образовательным учреждением и персоналом и принятие решений в пределах полномочий.

2. заключение и расторжение трудовых договоров с работниками.

3. организация условий труда работников.

1. соблюдать законы РФ и иные нормативные акты о труде, обеспечивать работникам производственные и социально бытовые условия, соответствующие правилам и нормам охраны труда.

2. заключать коллективные договоры по требованию выборного профсоюзного органа.

3. разрабатывать планы социального развития учреждения и обеспечивать их выполнение.

4. выплачивать в полном объеме заработную плату в сроки, установленные в коллективном договоре, трудовом договоре.

5. обеспечивать работников необходимыми методическими материалами.

1. работу, отвечающую его профессиональной подготовке и квалификации.

4. профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с планами социального развития.

5. возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой.

1. соблюдать трудовую дисциплину, работать честно и добросовестно.

2. повышать качество работы, выполнять установленные нормы труда.

3. соблюдать этические нормы в коллективе, быть внимательным и доброжелательным.

В ДОУ №75 устанавливается 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Учреждение работает в двух сменном режиме. Продолжительность рабочего дня определяется графиком сменности, питание организуется за 30 минут до начала рабочего. Работники привлекаются к дежурству, график утверждается руководителем по согласованию с профсоюзом.

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается администрацией по согласованию с профсоюзом с учет необходимости обеспечения нормальной работы учреждения и благоприятных условий для отдыха работников.

Педагогическим и другим работникам запрещается:

— изменять по своему усмотрению расписание занятий.

— удалять воспитанников с занятий.

— курить в помещении образовательного учреждения.

— отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, и детям младшего школьного возраста.

В помещении ДОУ запрещается:

— нахождение в верхней одежде и головных уборах.

— громкий разговор и шум в коридорах во время занятий и сна.

В организации имеется Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности и Положение о порядке организации и проведении трехступенчатого контроля охраны труда.

В организации имеется положение о порядке организации и проведении трехступенчатого контроля охраны труда, в котором говорится: что на первой ступени контроль осуществляет воспитатель группы, контроль проводится до начала занятий; вторую ступень осуществляет комиссия в составе заместителя руководителя образовательного учреждения по охране труда от работников, проверка проводится не реже одного раза в месяц; и на третьей ступени контроль осуществляет комиссия в составе: руководителя образовательного учреждения, председателя профкома, медицинского работника, заместителя руководителя, курирующего по охране труда, заместителя руководителя по хозяйственной работе, комиссия не реже одного раза в три месяца проверяет состояние охраны труда в групповых помещениях, кабинетах, спортзалах, подсобных помещениях.

Немаловажным моментом является наличие Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест.

Документальная обеспеченность трудовых отношений в организации подтверждается такими документами как: трудовой договор, наличие коллективного договора.

Коллективный договор в организации принимается с целью улучшения внутренней атмосферы коллектива, совершенствования законодательства в рамках конкретного предприятия. В ДОУ коллективный договор в большей степени является переписанным из трудового кодекса, но иногда встречаются статьи, которые и должны быть в документе.

Коллективный договор не оправдывает своего назначения. Содержание документа говорит о не квалифицированности людей, составлявших его. Наличие такого договора лишь формальность, так как он не несет практически ничего, что должно быть, а в договоре прописываются нормы и правила совершенствующие работу сотрудников: сроки, порядок внесения дополнений и изменений в различные документы, информирующие моменты (общий стенд, доска объявлений, газета…), обязательственные условия (улучшение обстановки в комнате отдыха персонала, установка душевой…). Условия, которые содержаться в коллективном договоре должны содержать нормы улучшающие положение работников по сравнению с законодательством.

При поступлении в организацию каждый сотрудник подписывает трудовой договор. Трудовой договор составлен в соответствии с нормами трудового законодательства, имеются следующие пункты: предмет и срок действия трудового договора; право работника; права работодателя; обязанности работника; обязанности работодателя; режим труда и отдыха; ответственность сторон; разрешение споров, изменение и расторжение договора; заключительные положения (о том, что договор составлен в 2-х экземплярах..); юридические адреса сторон. Содержание трудового договора соответствует ст. 57 ТК РФ, все пункты расписаны подробно и доступно.

Немаловажным моментом является наличие Положения о Комиссии по трудовым спорам, она создана для разрешения конфликтов между работником и работодателем, с целью урегулирования индивидуальных споров.

Рассматриваемой организации присущи такие мероприятия по рекреации:

— право на продолжительный отпуск до 1 года, при условии, что сотрудник педагогического состава не был в отпуске в течение 10 лет.

— длительность отпуска педагогического состава — 42 дня;

— отпуск специалистов, занятых в коррекционных группах составляет 56 дней;

— предусмотрены льготы для детей, в случае работы родителя в ДОУ, в размере 50% оплаты за посещение ребенком данной организации.

Раздел в организации проработан достаточно хорошо, кроме системы льготного пенсионирования. Необходимо уделить данной статье должное внимание и внести изменения в соответствующие документы.

Отдых занимает существенное место, поэтому пренебрегать им не позволительно. Руководитель заботится о своих сотрудниках, о их здоровье, настроении, заинтересован в успешной работе с этой целью в изучаемой организации действует схема по релаксации. Подтверждением этого может служить, созданная в организации «Русская изба» — обстановка помещения (удобная мебель, помогающая расслабиться), внутренняя отделка (различные аксессуары, как в старых деревенских избах), специально подобранные цвета (оттенки персикового), неоднократно обсуждаемые с психологом — приносит положительное влияние. В организованной комнате персонал может в уютной обстановке расслабиться и восстановить силы, окунуться в старые времена, в нерабочее время. Комната с ностальгическим характером положительно влияет, что поспособствует повышению производительности, и ликвидирует текучесть кадров. Используются и другие методы релаксации: обширное озеленение, установка мягкой мебели в рекреациях и широких вестибюлях. В организации насчитывается более ста видов различных растений, которые не только радуют глаз, но приносят существенную пользу (обогащение кислородом). Можно заметить, что руководитель ДОУ проявляет активное участие в жизни организации и в частности персонала. В рамках ДОУ, проводимые мероприятия занимают важное место и обеспечивают в некоторой степени приток работников, так как в других дошкольных учреждениях такое не практикуется.

источник