Меню Рубрики

Анализ причин нарушения развития детей

Физическое и психическое развитие человека всегда является результатом взаимодействия многих различных факторов. Одни из этих факторов наследуются, на другие влияет окружающая среда, процессы взросления и обучения. За свою жизнь человек проходит много разных ступеней развития, каждой из которых характерен определенный конкретный уровень.

Существует много факторов, способных вызвать нарушение развития ребенка. Частая причина — нарушение функции головного мозга, наследуемое или предопределенное травмой или болезнями. Нарушение гормонального обмена вызывает нарушение физического роста и психического развития. Социальные проблемы могут стать причиной нарушения развития человека. Дети, чье развитие нарушено, отличаются своей беспокойностью. Такое отклонение предопределяют факторы, которые могли быть обнаружены в период беременности, во время родов или в первый год жизни младенца.

Наиболее частые причины нарушения развития ребенка:

  • Наследственные болезни.
  • Нарушение гормонального равновесия.
  • Психическая травма беременной.
  • Инфекции.
  • Неправильное питание.
  • Социальные проблемы.
  • Окружающая среда.

Повреждения, способные нарушить развитие, случаются и во время родов, особенно большая опасность возникает при нехватке кислорода (гипоксии). Однако важным является и рост плода в период всей беременности. В зависимости от времени повреждения нарушения развития могут быть очень тяжелыми или при рождении даже не замеченными, а выявленными в процессе роста ребенка. Кроме того, развитие может нарушиться вследствие нарушения циркуляции и стока спинномозговой жидкости и мозгового кровотечения. Развитие ребенка 1-3 лет может нарушиться после черепно-мозговых травм, инфекций или психических травм.

Поведение ребенка может измениться: внимание его легко направлять; ему тяжело сконцентрироваться; он постоянно повторяет одни и те же действия. В школе такие дети беспокойны, движения их быстры с подергиванием, они постоянно гримасничают; пишут, сильно нажимая на карандаш. Интеллект таких деток может быть нормальным, однако некоторые познавательные компоненты занятий (например, кратковременная память, планирование действий) нарушены, замедлилось их развитие. Могут выявиться разные частичные нарушения: речи, движений и ориентации. Частое нарушение в этой области — это легастения (трудности в обучении навыкам письма и чтения).

Зачастую родители испытывают шок, если у них рождается ребенок с нарушением психического развития. Они не сразу могут осознать и смириться с тем, что их ребенок всегда будет не таким, как все. Умственно отсталый ребенок полностью зависит от родителей и других людей, его интеллект никогда не будет таким, как у здорового человека. Родители часто спрашивают себя, почему это случилось именно с ними. У них возникает много психологических, физических и финансовых трудностей. Однако, несмотря на все проблемы, они не должны забывать, что из-за своей немощи в большей степени страдает их ребенок. И он особенно нуждается в их любви и заботе. Однако родители, которые воспитывают такого ребенка, рассказывают, что со временем смиряются с судьбой, меняются их идеалы и критерии оценки. Родители, братья, сестры и близкие больного ребенка становятся более чуткими и заботливыми. Они испытывают радость даже при малейшем успехе ребенка.

Вследствие инфекции у 5-10% беременных женщин происходят выкидыши или повреждения плода. Негативное влияние на психику ребенка могут оказать цитомегалия, токсоплазмоз и особенно краснуха. По этой причине необходима вакцинация девочек в возрасте пятнадцати лет против краснухи.

Прежде всего, необходимо проконсультироваться с врачом, который установит степень нарушения психического развития и вместе с родителями примет решение о возможном стимулировании умственного развития ребенка. При тяжелых финансовых затруднениях необходимо обратиться в социальную службу и поинтересоваться наличием льгот, пособий или другой помощи.

Родители часто не знают, действительно ли их ребенок умственно отсталый или его естественное развитие замедлено. Сегодня имеется много литературы, предназначенной для родителей, в которой содержатся специальные таблицы, схемы, помогающие распознавать симптомы нарушения психического развития. К педиатру необходимо обратиться, если ребенок:

  • до 13-й недели не держит головку, когда его посадят;
  • до окончания 3-го месяца не пугается (не реагирует) громких звуков;
  • 4-5-месячный держит ладошки крепко сжатыми в кулачок и совсем не смеется;
  • на б-ом месяце внезапно перестает гукать;
  • с 6-го месяца у него проявляется косоглазие, его глаза начинают подергиваться, голова направлена в сторону.
  • 7-месячный еще не берет игрушку;
  • 9-месячный еще не может самостоятельно перевернуться со спины на живот;
  • 10-месячный еще не произносит простые слоги (мама, па-па);
  • 11-месячный еще твердо не сидит;
  • годовалый ребенок с помощью взрослых еще не сделал ни одного шага, не способен большим и указательным пальцем брать мелкие предметы или не отличает близких людей от чужих.

Родители, заметив симптомы нарушения развития, прежде всего должны обратиться к своему педиатру. Врач основательно обследует ребенка, пригласив психолога, логопеда, кинезотерапевта, и подготовит программу коррекции. Обычно в лечебную программу включена и поведенческая терапия.

Незначительные нарушения функции головного мозга, которые явились причиной нарушения развития, детский организм способен преодолеть сам. Однако из-за неправильного поведения родителей или других людей эти нарушения могут зафиксироваться, а их последствия останутся на всю жизнь.

источник

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

  • наследственные патологии головного мозга;
  • хромосомные заболевания;
  • пороки головного мозга;
  • эпилептический синдром;
  • поражения и патологии центральной нервной системы;
  • опухоли головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
  • наследственные эндокринные заболевания;
  • соматические патологии;
  • нарушения и заболевания органов чувств;
  • отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм).

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами. Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.

При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию.

К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы.

Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов.

К основным типам нарушений психического развития можно отнести:

  • дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие;
  • необратимое психическое недоразвитие;
  • дисгармоничное психическое развитие;
  • дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями;
  • патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.

Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость.

В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия.

Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка.

Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.

Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки.

Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.

После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений.

У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.

Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка.

В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести:

  • коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации;
  • коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи;
  • сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки;
  • аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия;
  • релаксационные упражнения;
  • лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития;
  • физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры.

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

Наташа С, 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания.

Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

В соответствии с таблицей развития (см. приложение) у девочки можно предположить отставание вследствие перенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на ранних стадиях ее развития.

Но это отставание легко преодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Девочку можно поместить в обычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с ней индивидуальные занятия

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные — невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

Читайте также:  Анализ психологической защиты у детей

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1год и 3 мес, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, умеет читать и считает в пределах 100.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз — 9 слов с первого предъявления. Интеллект — в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

В данном случае мы имеем дело с соматопатией (или невропатия)

Невропатия — синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.

Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Консультация каких специалистов желательна?

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе

Классногoруководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваиваетпрограмму 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гииерстеническому типу.

Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту.

В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности, тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше.

Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

источник

Современные представления о нарушениях развития

у детей (виды и их особенности).

Наиболее рано сформировавшиеся как в теоретическом смысле, так и в прикладных аспектах были направления специальной психологии, как психологии умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих (сурдопсихология), психология слепых (тифлопсихология).

В настоящее время наблюдается тенденция к пересмотру Клинико – психологических терминов и их замене психолого – педагогическими терминами (вместо «психология умственно – отсталых» и «олигофренопсихология» всё чаще употребляются термины «психология детей с выраженными (стойкими) отклоненьями в интелекттуальном развитии», «психология детей с недоразвитием познавательной сферы» и др. Помимо названных направлений современная специальная психология в включает в себя: психологию детей с задержкой психического развития, психологию детей с расстройствами эмоционально волевой сферы и поведения, психологию детей с нарушеньями функций опорно – двигательного аппарата, психологию детей со сложными недостатками развития.

Всё чаще в образовательных учреждениях встречаются дети, испытывающие трудности социально – психологической адаптации и обучения вследствие тяжёлых соматических заболеваний, а также в последствии тяжёлых эмоциональных переживаний, превышающие по своей интенсивности или длительности индивидуальные адаптивные возможности ребёнка.

Умственно отсталым называют ребёнка, у которого имеются стойкие нарушения познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся от нормы в своём развитии. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребёнок включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединят наличие повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции.

Дети со слабовыраженными отклоненьями в психическом развитии

(с задержкой психического развития – ЗПР).

К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжёлого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений лёгких повреждений центральной нервной системы или её функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастических состояний, незрелости эмоционально – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально – педагогических на ранних этапах онтогенеза ребёнка).

Нарушение слуха (сурдопсихология).

Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют:

Ранооглохших. В эту группу входят дети, родившиеся с нарушением слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних этапах;

Позднооглохших. Это дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она была уже сформирована.

Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Нарушение зрения (тифлопсихология).

Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению;

Абсолютно или тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

Частично или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона);

Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при сниженном остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо;

Слепорождённые – дети с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трёх лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительных систем;

Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте или позже.

механическая дисласия (нарушение звукопроизношения связанны с различными нарушениями строениями артикуляционного аппарата);

ринолалия – нарушение произношения и просодической стороны речи;

ринофония – нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискординацией участия ротовой полости в процессе фонации;

дисфония – расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

дизартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы;

алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи (до формирования речи);

афазия – полная или частичная потеря ранее сформированной речи в результате тяжёлых травм коры головного мозга воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны;

дисграфия или аграфия – специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма;

дислексия (алексия) – стойкое нарушение чтение, связанное с недоразвитием в основном теменно – височно – затылочной области головного мозга.

Дети с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата.

Понятие «нарушение функций опорно – двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательный расстройства, различные по происхождению и проявлениям.

По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:

дети с тяжёлыми нарушеньями: у некоторых из них не сформированности прямостание и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;

дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние; они владеют навыками самообслуживания, которые однако, недостаточно автомотизированны;

дети с лёгкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверено себя чувствуют и в помещение, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения.

Дети с синдромом раннего детского аутизма.

Основной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учёт его мыслей, чувств поведенческих реакций. При этом деятельность, неопосредованная социальным взаимодействием (игра, конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач с одиночеством и т.д.), может протекать на высоком уровне.

Дети с дисгармоническим складом личности.

Когда говорят о различных типах дисгармоничного развития личности развития личности от нормального развития, тип идёт о патологических типах характера.

Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный или акцентуированный и патологический. Последний, являясь причиной серьёзных трудностей социально – психологической адаптации носит название психопатия.

Дети со сложными нарушениями в развитии.

Сложными нарушеньями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребёнка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связанны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП.

источник

Консультация для родителей. В предложенном материале описываются причины «плохого» поведения ребенка и приводятся принципы его профилактики.

ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.Привлечение внимания: описание поведения и принципы профилактики. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания

Одна из причин «плохого» поведения у детей — потребность в особом внимании к себе. Для ребенка важно быть с кем-то, быть в группе, к которой он себя причисляет. Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания к себе, такие дети придумывают сотни способов обратить на себя внимание, при этом они совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют уместность своего поведения, не думают о чувствах и интересах других. Поэтому часто получают отрицательную обратную связь и даже агрессию со стороны не только детей, но и взрослых, и все же продолжают придумывать новые и новые выходки, суть которых — демонстративность.

Происхождение поведения, направленного на привлечение внимания

Первая причина . Как ребенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя? Еще в раннем детстве ребенок плачет — к нему бегут родители, он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что «усвоил» ребенок. Сердитое внимание лучше, чем никакого. Это переносится и в детский сад, и в школу.

Вторая причина. Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере, когда он нуждается в нем. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Третья причина . Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания, в детском саду, а позже — в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Что ты ел сегодня в саду?», «Гулять ходили?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением не избежать. Демонстративным, привлекающим внимание ребенок становится также и тогда, когда он получает слишком много внимания, когда он становится кумиром семьи,

им любуются и восхищаются, но при этом никто из взрослых не видит в действительности его нужд, желаний, боли, не понимает его.

Читайте также:  Анализ работы детей на логопедическом занятии

Сильная сторона поведения, направленного на привлечение внимания

Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать со взрослым, но не знают, как общаться в позитивной манере.

2.Принципы профилактики: как себя вести, чтобы эти нарушения

поведения не возобновлялись?

1. Уделяйте больше внимания детям за хорошее поведение, чем за плохое!

2. Научите детей просто и открыто просить внимания у взрослого или сверстников, когда они в нем особенно нуждаются.

2.«Власть и месть» как мотивы: описание поведения и принципы профилактики.

Характеристика властолюбивого поведения

Властолюбивые дети постоянно задевают другого, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как будто атакуют, провоцируют нас. Иногда они устраивают сцены с помощью различных тактик: они могут делать то, что их просят, но очень медленно, недоделывать работу, шуметь, когда остальные дети занимаются или отдыхают. Эти дети также очень демонстративны, но в них, помимо привлечения внимания, есть еще что-то дополнительное, им явно недостаточно небольшого акта нашего внимания, они хотят поединка, конфронтации. Кажется, что только в конфронтации они и могут себя хорошо чувствовать. Их любимое слово — «нет». Иногда они недовольно бормочут, когда их о чем-то просят, жуют жвачку, допускают в речи ругательства. Они часто просто не считаются с вашими требованиями или, соглашаясь подчиниться и сделать что-то, явно обижаются. Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей, им нужны зрители и свидетели их власти. Они провоцируют нас, и мы чувствуем, что если проиграем эту публичную схватку, то в глазах других останемся с ярлыком «проигравший».

Природа властолюбивого поведения

Модели властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится все больше. И здесь есть две причины.

Одна из них — современные социальные отношения. Если раньше вертикальные иерархические отношения были понятными и обоснованными экономически, то при либерализации общества все захотели равных прав. Завоеванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребенка отчетливо и ясно. Фактически в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться, а если к этому добавляется подавление или унижение ребенка в семье кем-то из взрослых, тогда ребенок может демонстрировать властолюбивое поведение в ДОУ. Папа смотрит телевизор и ругает правительство. Это видит пятилетний сын. Как смело! Эту модель поведения он усваивает, а то, что папа каждое утро к 9 часам спокойно идет на работу, подчиняясь принятым в организации правилам, это для ребенка остается незамеченным. Конструктивное подчинение — не зрелищно, оно не требует героизма, это проскальзывает в сознании ребенка, потому что редко акцентируется родителями. А если папа к тому же, спеша на работу, каждый раз недоволен, раздражен, это тоже откладывается в сознании малыша. Так дисциплина начинает значить что-то плохое, досадное. Хуже дело обстоит тогда, когда, требуя от ребенка подчинения, тот же отец сам демонстрирует необязательность и ненадежность. Не пришел на утренник в садик, забыл, что обещал сводить в зоопарк, и т.д.

Другая причина распространения властолюбивого поведения — мода на «сильную личность». Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — герои сегодняшнего дня. Родители растят детей для конкурентного общества и требуют от них быть победителями любой ценой.

Давать сдачи, не проигрывать, отстаивать свои интересы. Все увлекаются книгами с названия ми: «Как стать победителем», «Как достичь успеха и влиять на людей» и т.п. Педагоги большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы.

Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими.

Сильные стороны властолюбивого поведения

Как и поведение, направленное на привлечение внимания, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение, — особенно в активной речевой форме — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением. Такие ребята скорее всего не станут безвольным орудием в руках других, будут самостоятельно мыслить, принимать решения и контролировать свои собственные жизни.

Принципы профилактики властолюбивого поведения

1. Избегайте прямой конфронтации.

2. Учитесь «канализировать» энергию и инициативность детей, позволяйте детям проявлять власть и руководить социально приемлемыми способами.

В отношениях с детьми-властолюбцами наиболее эффективной стратегией является стратегия «мягкой твердости». Твердость — это умение ясно и отчетливо предъявить правила и рамки и неустанно следить за их соблюдением. Детям с таким поведением твердость (но не агрессия!) нужна больше, чем попустительство и всепрощение. По своей психодинамике они склонны провоцировать окружающих, когда выбиты из душевного равновесия (а это происходит часто). Провокация — как послание: остановите меня! они действительно нуждаются в том, чтобы их остановили, но сделали это, не унижая их, позволяя им сохранить лицо.

Характеристики мстительного поведения

Дети, выходки которых продиктованы местью, выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Кажется, что они всегда готовы провоцировать взрослого. Их можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, как «подлый», «злобный», «гадкий». Когда ребенок устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый ответил применением силы.

Взрослые могут поставить ребенка на место, ибо они сильнее и у них есть система угроз, шантажа и санкций. Однако такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным, ибо в некоторых душах он сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. И мы получаем в ответ куда более серьезные выходки мстителей. Такая выходка может последовать через 2 минуты, 2 часа, 2 дня, 2 недели, а может, и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует. Месть ребенка не всегда начинается с явной обиды, нанесенной взрослым намеренно. Она может быть спровоцирована совершенно случайно. Месть необходима как способ изжить глубокую обиду. Пока ребенок замышляет и организует мстительное поведение, ему не так больно.

С примерами насилия и мстительности ребенок сталкивается повсюду. Особенно много насилия на экранах телевизоров, на улицах. Редко дети могут увидеть образцы такого поведения, при котором чувства гнева или обиды человек переживает приемлемым способом. Обычная же модель — это ответный удар: в боевиках, в многочисленных сериалах, мультфильмах, на улице и даже дома можно видеть именно это. Ничего удивительного, что их собственные чувства, вскипая от обид, приводят к жестоким выходкам.

Сильные стороны мстительного поведения

Обижая других людей, они пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию, ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Ребенок, который, переживая душевную боль, ничего не предпринимает, скорее почувствует безнадежность и апатию, чем юный мститель. Душевная боль пассивного ребенка, если она сильна и длится долгое время, приводит к хронической депрессии и суициду. Зная об этом, можно считать поведение мстительных детей далеко не самым безнадежным с точки зрения социальной адаптации.

Принципы профилактики мстительного поведения

Существует два главных принципа поведения взрослого, которые приводят к уменьшению случаев мстительных выходок в вашем присутствии.

Первый — строить отношения со всеми воспитанниками так, чтобы чувствовалась забота о них. Это означает, что взрослый должен обладать личной смелостью и мудростью. В самом деле, естественная реакция на человека, который нас обидел, — негодование. Однако если следовать принципу «отличай поступок от того, кто его сделал», можно сделать шаг навстречу ребенку, а не от него.

Второй принцип — обучение уже маленьких детей тому, как нормальными способами выразить свою душевную боль и страдания, а также приглашение их к разговору в момент травмы или потрясения. Когда дети научатся этому, они смогут разрешать внутренние конфликты и общаться, вместо того чтобы раздавать удары налево и направо.

3.«Избегание неудачи»: описание поведения и принципы профилактики.

Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи

Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто. Избегание становится проблемой, когда ребенок постоянно использует этот способ защиты в течение определенного периода времени, причем это явно не способствует его социальному и личностному развитию.

Природа поведения, направленного на избегание неудачи

Отношения по типу «красного карандаша»

Стиль «красного карандаша» означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка, не обращая внимания на его удачи и достижения. Такой стиль бесполезен, потому что дети сами прекрасно знают, что делают ошибки, и знают даже, сколько ошибок они сделали в том или ином случае. Неудивительно, что некоторые дети решают просто не выполнять работу. Существует широко распространенное заблуждение, что если указать ребенку на его ошибки, у него возникнет мотивация не повторить их. На самом деле (и это доказано современной психологией) происходит обратное. Чтобы у детей появился мотив изменить свое ошибочное поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается в этой области.

Неоправданно высокие ожидания

Когда взрослые необоснованно требовательны к ребенку, ожидают успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи. Дети, осознавшие, что они не могут достичь поставленной перед ними цели, просто перестают пытаться. Они ведь не могут дать оценку самим целям, обосновать их завышенный характер, объяснить взрослым, что те плохо соотносятся с реальностью. Дети просто перестают напрягаться. Им удобнее слыть ленивыми — ведь они не делают попыток, — чем оказаться в разряде «глупых» или «неудачников», пытаясь работать и не достигая желаемого. Они видят сверстников, братьев и сестер, которые легко достигают успеха, и, сравнивая себя с ними, они прекращают прикладывать усилия. Мы говорим им, что попытки в будущем могут стать более успешными, но они верят лишь тому, что просто пытаться — недостаточно, нужен результат, непременно результат, как им внушали взрослые. Прекращение попыток для их я менее болезненно, чем разочарование в результате, достигнутом с большим трудом.

Перфекционизм (требование от себя совершенства)

Такие дети не могут согласиться с тем, что ошибка — это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Как жаль, что так много ярких, способных детей не пытаются, не пробуют себя в чем-то новом, так как верят, что для них подходит лишь отличный результат. Там, где такой высокий результат сразу не гарантирован, им делать нечего.

Упор на соревнование — вот еще одна причина избегающего неудачи поведения. Если вы ставите каждого ребенка перед выбором: быть ли ему победителем или проигравшим, то очевидно, что некоторые из них выберут — не играть вообще. Часто дети подвергаются сравнению с другими детьми по способностям в математике, чтении, рисовании, пении и никто не дает им права сказать: «я знаю свои возможности в пении и свое отношение к нему, поэтому не хочу даже начинать соревнование по этому предмету». Нет, их заставляют для их же пользы. В итоге — поведение отступающее, «саботирующее» — они «уходят в себя» и прекращают всякие попытки хотя бы чуть-чуть улучшить свой собственный результат.

Сильные стороны поведения, направленного на избегание неудачи

Для детей-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чем-то одном, но быть непревзойденным. «Лучше никак, чем плохо», — считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.

У другой же, большей части детей в поведении трудно отыскать сильные стороны. Они просто не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке от взрослых и сверстников.

Всегда следует иметь в виду, что, общаясь с детьми, постоянно демонстрирующими поведение, направленное на избегание неудачи, следует:

1. Поддерживать любые попытки ребенка сменить установку «я не могу» на «я могу».

2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, изолирующие их от группы сверстников, втягивать их в продуктивные отношения с другими ребятами.

Консультация подготовлена педагогом-психологом ДОУ № 2 «Радуга» Архиповой А.А. по материалам: С.В. Кривцовой, Н.В. Дятко «Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста».

Причины речевых расстройств у детейПрофилактика речевых нарушений до и после рождения. Признаки отклонения от нормы развития речи детей. Условия формирования правильной речи ребенка.

Консультация для родителей.

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников.

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников.

ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Введение. Причины речевых расстройств у детей Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в пере.

Читайте также:  Анализ работы детей на занятии в доу

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ре.

Введение. Причины речевых расстройств у детей Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о пр.

источник

В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.

Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.

Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь.

С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.

Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).

Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.

Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Развитие ребенка, физическое и психическое, является результатом взаимодействия множества разнообразных факторов. Часть факторов передается по наследству, часть факторов являются следствием воздействия на ребенка окружающей его среды и общества. За время становления и взросления каждый человек проходит несколько ступеней развития, каждая из которых является обязательной и характеризует конкретный уровень.

В настоящее время выделяют множество факторов, которые способны вызвать нарушения в развитии ребенка.

Наиболее частой причиной является поражения головного мозга различной этиологии, вызывающие нарушение его функций. Это могут быть травмы, различные инфекционные и инвазионные заболевания, а также наследственные болезни.

Еще одной часто встречающейся причиной нарушений развитии ребенка являются сбои в гормональном обмене.

Причины, которые оказывают на развитие ребенка влияние извне – это в первую очередь социальные и педагогические.

Социальные причины – негативное влияние на развитие и становление личности ребенка его ближайшего окружения.

Педагогические причины – это недополучение или неполучение необходимого уровня образования, низкий уровень воспитания.

Чаще всего социальные и педагогические причины встречаются у детей из неблагополучных семей, родители которых ведут асоциальный образ жизни.

Дети, чье развитие нарушено отличаются беспокойством, неадекватностью поведения, проблемами в обучении.

Таким образом, основными предпосылками (факторами) нарушения в развитии являются проблемы в период беременности, родов и негативное влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие нарушения в развитии ребенка являются:

  1. Наследственные заболевания
  2. Гормональные нарушения
  3. Психическая травма матери во время беременности
  4. Инфекционные заболевания
  5. Неправильное (недостаточное) питание
  6. Проблемы социального характера
  7. Негативное влияние окружающей среды

Таким образом, первостепенными причинами нарушения развития ребенка являются негативные факторы внутриутробного развития ребенка (гипоксия, различные инфекционные заболевания, наследственность и т.д.), так же немаловажное значение имеют причины, оказывающие отрицательное влияние на развитие ребенка в первые годы его жизни 1-3 лет (травмы головы, инфекции и т.д.).

В основе диагностики нарушения развития ребенка лежит наблюдение. Первые признаки того, что в развитии ребенка имеются отклонения:

Наблюдается изменение в поведении ребенка, а именно:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • повторение одних и тех же действий.

Наблюдается беспокойность движений, подергивание, гримасничанье.

Во время обучения в школе отмечается отставание от программы, нарушение познавательных компонентов, при письме сильно нажимают на ручку или карандаш.

Отмечаются частичные нарушения в речи, движениях или ориентации в пространстве. Наиболее часто у школьников встречаются трудности в обучении чтению и письму.

В настоящее время нет единой классификации нарушений развития, детей принято делить на группы, в зависимости от вида отклонения:

  1. Дети, имеющие отклонения в сенсорном развитии (нарушение зрения, слуха, речи, сенсомоторики и опорно-двигательного аппарата)
  2. Дети с задержкой психического развития
  3. Дети, имеющие астеническое и реактивное состояние
  4. Дети с конфликтными переживаниями
  5. Дети, имеющие психоопатоподобные формы поведения
  6. Умственно отсталые дети (олигофрения, дебильность, имбецильность и идиотия)
  7. Дети, имеющие начальные проявления психических заболеваний (истерия, эпилепсия, шизофрения и т.д.)

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

источник

Ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

1) эндогенные, то есть внутренние (генетические);

2) экзогенные, то есть внешние (факторы среды).

К эндогенным причинам относят следующие причины:

1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением :

— транслокация, т.е перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары;

— полиплоидия, т.е. увеличение хромосомного набора в несколько раз;

— дупликация, т.е. удвоение отдельных участков хромосомы;

— моносамия, т.е. уменьшение хромосом в паре на одну;

— инверсия, т.е. уменьшение расположения участков хромосомы и т.д.;

2) различные наследственные заболевания :

— миопатия, т.е. нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости;

— аплазия, т.е. недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим;

— микрофтальм, т.е. структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т.п.

Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40 – 50 лет. Излечению больные не подлежат.

К экзогенным причинам относят следующие причины:

— хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери;

— недостаток питания матери во время беременности;

— резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови);

— различные инфекционные болезни;

— черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т.п.;

— отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).

При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Обусловленным экзогенными причинами является ДЦП. ДЦП возникает в результате недоразвития и повреждения мозга в раннем онтогенезе, различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов или на первом году жизни.

Экзогенными факторами, вызывающими ДЦП, являются:

— сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери;

— физические травмы, ушибы плода;

— психические травмы матери и т.д.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций, которые оказывают неблагоприятное влияние на формирование физических функций и речи. Продолжительность жизни зависит от степени тяжести болезни.

Социальная среда, в которой растет ребенок, оказывает на его психику большое влияние. Травмированная с детства психика часто проявляется в поведении ребенка: побеги из дома, бродяжничество, суицид, замкнутость, аутизм и т.д. Эти дети требуют к себе особого подхода, тщательно продуманной системы коррекционно-педагогической работы.

Следует отметить, что именно во время внутриутробного периода организм ребенка чрезвычайно восприимчив к неблагоприятным факторам. Именно в этот период велик риск появления большинства врожденных дефектов. В процессе родов нервная система ребенка защищена от внешних влияний. Поэтому при незначительных физических дефектах, если таковые были получены в процессе родов, ребенок может развиваться в соответствии с нормой.

Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, которые обеспечивают работу основных систем организма, среди них: защитные, ориентировочные, сосательный, хватательный, отталкивания. На первом году жизни у ребенка развиваются сенсорные и моторные функции, вследствие чего развиваются психические процессы. Развитие сенсорики и моторики обеспечивает познание многообразия окружающего мира. Если у ребенка данные рефлексы недоразвиты или вовсе отсутствуют, то это является признаком поражения структур головного или спинного мозга. Когда же они проявляются раньше времени, то это также является аномалией – поражены более высокие структуры головного мозга, которые выполняют функции торможения. Развитие зрительного и слухового анализаторов происходит от 1 до 3 месяцев. Именно зрение в этот период становится ведущим в познании окружающего мира и в общении со взрослыми.

В последующие месяцы жизни ребенок приобретает навыки свободного передвижения. На втором-третьем году развивается психическая и речевая деятельность, совершенствуются самостоятельное хождение и координация. Этот период является фундаментом для более сложных форм поведения и обучения, это очень важный и значимый период в жизни ребенка, который оказывает влияние на все последующее его развитие. В возрасте 3 – 5 лет расширяется спектр социальных контактов ребенка: повышается общительность, он легко входит в контакт. Ребенок уже владеет речью и некоторым жизненным опытом. При ограничении возможностей восприятия внешнего мира у него могут появиться невротические черты психического или соматического характера.

В возрасте 6-10 лет происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии. К 7-8 годам – интенсивный рост мышц, наращивание мышечной массы. К 10 годам происходит совершенствование нервной системы за счет функционального развития коркового отдела больших полушарий головного мозга. Знание особенностей развития организма ребенка, а также сущности, причин и времени появления отклонений в системах организма позволяет педагогам правильно строить индивидуальную образовательную и коррекционную программу каждого ребенка с нарушениями развития, проводить профилактическую работу по предупреждению аномалий в развитии.

Существуют критерии разграничения понятий «норма» – «аномалия», которые помогают определить педагогу-корректору степень тяжести нарушения в психическом и личностном развитии ребенка. Разные ученые предлагают в основу критериев класть различные признаки.

Наиболее подробно выделил критерии нормы – аномалии английский психиатр М. Раттер, в соответствии с которыми необходимо учитывать:

— возрастные особенности и половую принадлежность ребенка. Некоторые особенности в поведении свойственны только для детей определенного возраста. Так, болезненное переживание разлуки с родителями свойственно малышам, для остальных возрастов – это сигнал для беспокойства. Наличие ярких особенностей женского поведения у мальчиков, а мужского – у девочек является аномалией, симптомом того, что с возрастом у них могут появиться сексуальные нарушения в поведении, а именно гомосексуализм;

— длительность сохранения расстройства. Все дети всегда находятся в определенном состоянии: подавленность, радость, нежелание идти в школу, боязнь чего-либо или кого-либо, тяга к чему-либо или к кому-либо. Это может продолжаться от одного дня до нескольких недель. Если же такое состояние продолжается несколько месяцев или лет, это признак аномалии в развитии;

— жизненные обстоятельства. Они могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей: например, появление в семье младшего ребенка, смерть близких, смена школы или класса, переезд и т.д.;

— непосредственную культурную среду, в которой растет и воспитывается ребенок. Так, христианство и ислам по-разному воспитывают девочек в их отношениях к мужчинам. В христианстве женщина более равна мужчине, нежели в исламе. Поэтому страх перед мужчиной девочек из мусульманских семей нельзя рассматривать как аномалию.

— степень нарушения. Отдельные симптомы встречаются чаще, чем целый ряд симптомов. Поэтому особенно важно обращать внимание на множественные эмоциональные или поведенческие расстройства, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни;

— тяжесть и частоту симптомов. Для детей в основном характерны умеренные, изредка возникающие нарушения. Это норма. К аномалии относят серьезные, часто повторяющиеся расстройства;

— черты, характерные для поведения и развития данного конкретного ребенка. Следует внимательно относиться к проявлениям нарушений, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития;

— ситуационную специфичность симптома. Следует обращать внимание на ситуацию, в которой наблюдается нарушение поведения. Решая вопрос о «норме – аномалии» в развитии ребенка, нужно учитывать все критерии. Определение «ненормальность» нужно соотносить с тем, насколько отклонение от нормы замедляет развитие. Важно помнить, что определение «норма» – «аномалия» в каждом конкретном случае – это очень сложная работа, предполагающая установление характера нарушения развития конкретного ребенка.

Итак, аномалия – это отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. Аномалия может рассматриваться лишь на фоне нормы – установленной меры, средней величины чего-либо и, как было отмечено, при учете целого ряда различных факторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник