Меню Рубрики

Анализ познавательных передачи для детей

Всякое телевидение — образовательное. Вопрос лишь в том, чему оно учит

(Николас Джонсон, председатель Федеративной комиссии по коммуникациям).

Ни одно из масс-медиа не вторгалось в повседневную жизнь человечества так властно, как телевидение. С того времени, когда появился первый телевизор и начал транслировать первые телепередачи, прошло больше половины столетия, но его аудитория растёт в бесконечное множество раз, поскольку большинство современных семей не может представить свою жизнь без этого изобретения. Не каждая семья задумывается над тем, что очень много телепрограмм и фильмов вносят в их домашний очаг разврат, глупость, манипулируют сознанием человека и загружают бессознательное всевозможным хламом. Это происходит потому, что люди постоянно используют телевизор как с целью получения информации, так и с целью развлечения, отдыха, и такой постоянный контакт начинает форматировать психику в соответствии с транслируемой информацией, даже тогда, когда человек вроде бы внимателен к этому потоку информации. Многие прожигающие своё время и глаза в этом бездушном ящике считают, что телепрограммы объективно доносит до человека все события, которые происходят в мире. Но так ли это на самом деле?

Современное телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику — язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постоянно и последовательно стало сокращать время, а потом и вовсе ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Оно ввело в практику непонятные, нервирующие, порой кажущиеся безумными заставки (падающие со стула клоуны, дерущиеся деды-морозы и т.д.). Ткань передач стала разрываться рекламой, так что даже художественные произведения постепенно стали утрачивать свою восстанавливающую сознание силу. Примером служат интереснейшие познавательные в советском телевидении передачи лучших спектаклей драматических театров, которые вообще исчезли с экранов современного телевидения.

В целом телевидение взяло на себя роль силы, подрывающей способность людей к рациональному логическому мышлению, стало инструментом обскурантизма . На смену им эфир заполнили астрологи и предсказатели — в масштабах, которые совершенно не соответствуют реальному распространению этих суеверий.

Программы сегодняшних новостей нагнетают, а программы на исторические темы в основном имеют целью разрушение образа прошлого, проявляя при этом поразительную бестактность и дурной вкус. Чего только стоит «фильм» Лобкова о Мавзолее, где он с важным видом в белом халате пишет на доске формулу уксусной кислоты. Само глумление над элементарным вкусом и элементарными школьными знаниями стало особой программой по разрушению культурного ядра.

Или передача о нижнем белье, где демонстрируются откровенные сцены с полуголыми девицами. Выполняя задачу постоянной дестабилизации общественного сознания, ведущие телевидения, скорее всего, уже и сами не замечают, какие недопустимые вещи говорят — произошел отрыв телевидения от обыденной культуры. Так например, можно перечислить бесконечное множество новостных программ, на которых ведущие, допускают «ляпы ёрнического характера» к трагическим событиям, случившимся на территории России или в мире, придавая фразе такое звучание, что у телезрителя создается подсознательное ощущение, будто катастрофы в России, трагические события — обычное дело.

Современное телевидение в политике оказалось наиболее эффективным средством внушения, нежели печать и радио, потому что была обнаружена, хотя и не вполне ещё изучена удивительная способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью, между реальностью и выдуманным миром. Даже явная ложь, представленная через экран, не вызывает у телезрителя автоматического сигнала тревоги — его психологическая защита отключена.

Создание телевизионного образа как главная технология политической борьбы стала в культуре и в целом для общества привычным делом. Сегодня политический «имидж господствует над речью» — произошла смена языка в политике. Язык стал таким, что политик может часами и как говориться «говорить и ни о чём». И после его красноречивой ораторской речи слушателю невозможно кратко пересказать суть его выступления. Также интересно обратить внимание на то, что если раньше политика предполагала наличие программы, постановку проблемы, изложение альтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь все это заменено конкуренцией образов, имиджей политиков, причём эти имиджи создаются по законам рекламного бизнеса.

В политике стала использоваться следующая формула: «если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, я стану таким, каким ты хочешь меня видеть».

Таким образом, любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к текущей культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки.

Мы проанализировали контент двух из наиболее популярных российских TV каналов для того, чтобы составить объективное представление о той политике вещания, которой придерживаются «Первый канал» и «Россия».

Как правило, наиболее социально значимыми программами сегодня являются:

  • информационные и информационно-аналитические программы;
  • публицистические программы;
  • познавательно-развлекательные программы;
  • культурно-просветительные программы;
  • детские программы.

Для того чтобы узнать и оценить долю социально-значимых программ в программе «Первого канала» и «России», а также оценить распределение эфирного времени, мы использовали программу передач, опубликованную на официальных сайтах этих каналов.

Для начала, все передачи мы разделили на 6 категорий, объединив их по тематическому признаку:

  • Новости — в эту категорию вошли все новостные передачи.
  • Фильмы — в эту категорию мы включили все полнометражные художественные фильмы.
  • Сериалы — телевизионные сериалы, регулярно выходящие в эфир.
  • Развлечения — все развлекательные передачи, включая юмористические, аналитические, ток-шоу, конкурсы и т.д.
  • Детские передачи — мультфильмы, детские развлекательные и познавательные передачи.
  • Спорт — спортивные передачи, трансляции и т.п.

Мы суммировали время передач из каждой категории по дням в течение одной недели. Неделя — основной цикл на телевидении, поэтому для определения доли каждой категории достаточно анализа сетки за одну неделю.

Мы суммировали время передач из каждой категории за всю неделю, получив, таким образом, материал для расчёта доли каждой категории в общей вещательной сетке.

Рассчитали долю категорий, результаты представили в виде диаграммы.

Сопоставили показатели обоих каналов, представили их в виде общей диаграммы для наглядности.

На основе проведённого анализа мы получили следующие фактические данные:

Общее время вещания в неделю: 7 х 24 х 60 = 10 080 мин.

Тематическое вещание в неделю (сумма категорий): 1055+1640+1360+4735+30+240 = 8860мин.

Прочее (реклама, анонсы, заставки): 10080 — 8860 = 1220 мин. (20,3 часа)

Таким образом, из таблицы и диаграммы совершенно очевидно, что основное количество эфирного времени занято художественными фильмами, рекламой и анонсами, новостными передачами, развлекательными передачами и сериалами. На детские передачи остается лишь 0,3 %, это как минимум втрое ниже требуемого объёма. При этом, надо заметить, детские передачи на первом канале демонстрируются не каждый день, а лишь несколько раз в неделю, во время, невыгодное с точки зрения размещения рекламы.

Один из главных каналов страны должен быть нацелен на все группы населения, а сегодняшнюю вещательную политику «Первого канала» можно охарактеризовать как соответствующую основным запросам взрослого и пожилого населения, представляющего класс потребителей. Именно на них нацелена реклама на канале. Образовательные, детские, спортивные передачи не представляют интереса для рекламодателей, так как их аудитория не является целевой, следовательно, невыгодна с коммерческой точки зрения.

Таким образом, «Первый канал», являющийся по сути и официально главным государственным каналом, не выполняет социальную функцию, так как практически не содержит передач, способствующих развитию человека как личности, формированию характера детей, популяризации здорового образа жизни и здоровой морали.

Теперь рассмотрим результаты анализа контента телеканала «Россия», второго по значимости и объёму аудитории в России.

Телеканал «Россия» также вещает круглосуточно, поэтому мы можем вычислить долю передач каждой категории и в его сетке.

Общее время вещания в неделю: 7 х 24 х 60 = 10 080 мин.

Тематическое вещание в неделю (сумма категорий): 1565+2000+1945+2560+40+0 = 8110мин.

Прочее (реклама, анонсы, заставки): 10080 — 8110 = 1970 мин. (32,8 часа)

Здесь мы видим несколько иную картину. На первом месте, также как и на «Первом канале», находятся развлечения. На втором — реклама, на третьем фильмы и лишь затем сериалы, новости, детские и спорт. Необходимо заметить, что «Россия» использует более продолжительные рекламные вставки во время показа фильмов и передач, поэтому их доля здесь выше. Еще один заметный факт — продолжительность детских передач здесь немного выше, а спортивных нет вообще.

Вещательная политика «России» в целом абсолютно аналогична политике «Первого канала». Все те же новости, фильмы, сериалы и развлекательные передачи. Времени для детских, познавательных и спортивных передач, крайне необходимых для детей, подростков и молодых людей, практически не выделяется.

Для того, чтобы наш анализ выглядел завершенным, сопоставим долю передач каждой категории на обоих каналах.

Из таблицы видно, что доля развлечений, к которым можно отнести и фильмы и сериалы, составляет более 70% в сетке вещания двух основных телевизионных каналов России. Детских передач в вещании в общем-то нет, как и образовательных. Итогом такой политики телевизионного вещания является образовательный уровень телезрителей, низведённых до уровня бездумных потребителей информационной продукции.

Главные государственные каналы не могут опираться в своей политике вещания на погоню за рекламой или потаканием «массовому зрителю». Государство, если уж оно проводит государственную культурную политику, в том числе и в сфере телевещания, должно опираться на целенаправленную образовательную политику — формирования целевых образов жизни, поведения, окружающей людей информации, которые должны составлять будущую желаемую культуру общества. В этом смысле государственное телевидение должно поднимать уровень «массового зрителя», а не опускаться «ниже плинтуса» — лишь бы рейтинги были высоки и доходы шли от рекламы.

В том же ключе о политике федеральных каналах в интервью ИТАР-ТАСС высказался Владимир Владимирович Путин.

Корреспондент: Но, знаете, так получается, и я с этого разговор начал, что многое в моральном климате зависит именно от вас.
Путин В.В: Это не так.
Корреспондент: Это так, Владимир Владимирович.
Путин В.В.: Нет, это так кажется. Вам и вашим коллегам легче на кого-то все свалить. На себя посмотрите! Как в средствах массовой информации подаётся информация, как вы влияете на умы миллионов людей, какие программы у нас идут по центральному телевидению? Мы что, страна, где федеральные каналы должны исключительно зарабатывать деньги и думать о стоимости минуты рекламного времени, поэтому с утра до вечера нужно крутить так называемые дефективы? А всё позитивное, воспитывающее, дающее стандарты восприятия мира фундаментально-философского, эстетического характера показывать лишь на канале «Культура»? Наверное, ведь нет. Кстати, обращаю ваше внимание, госорганы смотрят на это со стороны. Мы не вмешиваемся в редакционную политику даже государственных каналов. С точки зрения либеральных ценностей, наверное, это очень хорошо. А в результате, к сожалению, видим на экране то, что видим.

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

источник

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Статья просмотрена: 3911 раз

Колесникова Т. А., Боровко О. С. Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном развитии младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 77-79. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4241/ (дата обращения: 22.10.2019).

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах умственного, психического и физического развития. Этот возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [2].

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [1].

В одной из своих работ А. Я. Юровский писал: «Телевидение свободно приходит в каждый дом, человек может приобщиться к транслируемому действию, не покидая домашнего очага. Это позволяет телевидению выполнять функции, общие для всей журналистики. Но в экранном воплощении традиционные журналистские жанры обладают важной особенностью: их содержание, тема и идея выражаются непосредственно авторами и героями событий, живыми людьми со всей совокупностью их личностных характеристик» [3].

Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что на современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы.

В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. Приведем примеры некоторых из них.

Телеканал «Детский мир» — первый детский телеканал. В первые годы вещания на телеканале были представлены обучающие, познавательные передачи и развлекательные шоу. В данный период на канале транслируются: мультфильмы отечественного и зарубежного производства, детские фильмы, сказки. Канал способствует эмоциональному развитию детей.

Телеканал «Детский» — современный телеканал для детей. Универсальный, современный, безопасный, увлекательный, образовательный. Наполнен анимационными фильмами, сказками и мультфильмами отечественного и зарубежного производства, а так же передачами собственного производства (ЗанзиБар, Как я провел. Girls Only). Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [5].

Телеканал «Моя радость» — это Детский семейный образовательный телеканал. Он наполнен культурно-просветительскими, образовательными и детскими программами собственного производства. На канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность «Радости моей» — приверженность православным традициям. Предназначен для детей и подростков в возрасте от 0–16лет. Преимущество передач на данном телеканале посвящено именно изучению и приобщению подрастающего поколения, православным традициям, что способствует на наш взгляд не только умственному, эмоциональному, но и духовному развитию детей [4].

Читайте также:  Картинки для детей для анализа ситуации

Телеканал «Улыбка Ребенка» — Российский телеканал для детей, посвящен нравственному воспитанию ребенка и развитию детского творчества. В эфире многообразие образовательных, познавательных программ для детей, мультфильмы и многое другое [7]. Детская аудитория от 3 до 11 лет.

Многие передачи на канале созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует успешной социализации ребенка в обществе, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни. Все это представлено в игровой форме. Перечислим некоторые из них: «Классные уроки», «Мастерская добрых дел», «Заряжайка», «Олимпийская академия», «Волшебный сундук» и т. д.

Телеканал «Карусель» — уникальный телевизионный проект для детей и юношества. Канал создан на базе каналов «Бибигон» и «Теленяня», при содействии ведущих педагогов, педагогов, авторов инновационных образовательных программ. Канал «Карусель» ориентирован на широкую детскую и подростковую аудиторию.

«Карусель»- это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, весёлых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучающие юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. Программная сетка канала сформирована с учётом особенностей детского телесмотрения [6].

Основные передачи телеканала «Карусель»:

1. «Fanny English» — познавательная передача, предназначенная для обучения детей английскому языку.

2. «Мы идём играть» — познавательная передача для детей.

3. «Большие буквы» — познавательная игра, где участники и зрители расширяют свой словарный запас и пополняют интеллектуальный багаж.

4. «Вопрос на засыпку» — интеллектуальная викторина для детей.

5. «Спроси у Всезнамуса!» — интерактивная телеэнциклопедия

6. «Забавная наука», «Всё, что вы хотели знать, но боялись спросить», «Служба спасения домашнего задания» — познавательные передачи о науке и не только.

Это далеко не весь перечень программ, транслирующихся на канале «Карусель», есть и программы о спорте («Олимпийцы», «Спорт — это наука»); о творчестве («Давайте рисовать!», «Волшебный чуланчик»); о животных («Жизнь замечательных зверей», «Ребята и зверята»); о природе («Чудо Путешествия», «В гостях у Деда-Краеведа») и о много, многом другом очень интересном, познавательном и увлекательном.

Таким образом, в эфире канала Карусель представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. Передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей, т. е. целевая аудитория это младший школьный возраст.

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что среди разнообразия телевизионных каналов, существуют такие, которые по праву могут называться детскими телеканалами, они способствуют всестороннему развитию детей, их аудитория это дети в возрасте от 0 до 12 лет. Каждый из перечисленных выше телеканалов постарался разнообразить список передач, которые были бы направлены на удовлетворение детских потребностей (интеллектуальных, эмоциональных). С помощью них дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Все передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей.

Программы для детей и подростков можно встретить на «Первом канале» («Ералаш», «Умники и умницы»); на канале «СТС» («Галилео», «Самый умный», «Детские шалости», транслирует достаточно большой объем мультфильмов преимущественно зарубежного производства). Данные программы больше рассчитаны на аудитории в возрасте от 12 лет.

Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна.

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать. В заключении хотелось бы отметить следующее, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку.

1. Колосов А. А., Сапунов В. И., Тулупов В. В., Цуканова М. И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2008. С.127.

2. Мальцева Л. В. Возрастная психология. — М.: Высшее образование, 2005. С.330

3. Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. — М.: Высшая школа, 2002. с.367

источник

Анализ периодических изданий, телепередач, телевизионных фильмов и мультфильмов для дошкольников и младших школьников

Елена Новгородская
Анализ периодических изданий, телепередач, телевизионных фильмов и мультфильмов для дошкольников и младших школьников

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно.

В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Телевидение в России сейчас переживает подъем: появляются специализированные каналы для детей, которые 24 часа в день демонстрируют телевизионные программы, фильмы, мультфильмы. Подготовка передач для детей осуществляется под контролем детских психологов, растет возможность интерактивности для юных телезрителей. Основная особенность современных детских телеканалов в том, что они в свою сетку вещания включают программы, как и для самых маленьких, так и для детей подросткового возраста.

Журналы для дошкольников и младших школьников в доступной форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

Детские периодические издания разделяют на отдельные возрастные категории: для малышей от 0 до 3-х лет, для малышей-дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для детей среднего школьного возраста, для подростков, детей старшего школьного возраста.

Существуют различные периодические издания для дошкольников: журналы, электронные журналы, газеты, альманахи. Большой популярностью пользуются электронные журналы, так как современные дети предпочитают компьютерные технологии печатным изданиям. Периодическая печать в интернете сегодня намного доступнее для детей и родителей, и при этом не требует каких-либо затрат, но многие родители не задумываются, к сожалению, о здоровье ребенка.

От состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. И забывать о значимости периодики в содействии становлению личности и социализации юных граждан нельзя.

Графические диктанты для младших школьников. Методика работы Графические диктанты для младших школьников. Методика работы. Состовитель: М. П. Макевич Воспитатель ГПД первой квалификационной.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект занятия для старших дошкольников и младших школьников «Сюжетная аппликация из природного материала» «Сюжетная аппликация из природного материала. Осенняя палитра». Автор: Педагог — воспитатель, Владимирова Жанна Петровна Цель: Гумманизация.

Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Источник: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения.

Лэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьников Уже очень скоро будет День космонавтики, и мы, конечно, не можем обойти этот праздник стороной. Хотя у меня уже есть лэпбук, посвященный.

Сказочная викторина для младших школьников Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакции. Описание. В достаточно быстром темпе детям предлагается ответить на вопросы викторины.

Стихи и загадки по ОБЖ для дошкольников и младших школьников Комната огнем объята. Что же делать, как же быть? Подскажите мне, ребята, Чем же пламя потушить? *** Очень я люблю играть. Столько игр,.

Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.

Военно-спортивная игра «Зарничка» для младших школьников Военно- спортивная игра для младших школьников «Зарничка» Игра для младших школьников «Зарничка» — одна из форм военно-прикладных игровых.

источник

XVI муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся образовательных организаций Кудымкарского муниципального района филиал МАОУ «Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа» «Дёминская основная образовательная школа» Кудымкарского муниципального района.

Бачева Анастасия Валентиновна,

филиал МАОУ «Верх-Иньвенская средняя

«Дёминская основная общеобразовательная

школа» Кудымкарского района, 1 класс

учитель начальных классов филиала

МАОУ «Верх-Иньвенская средняя

«Деминская основная общеобразовательная

школа» Кудымкарского района.

Глава I . Из истории телевидения

1.3.Анализ современных детских телепередач с точки зрения

Глава II . Проведение опроса и анализ телевизионной программы передач

2.1. Проведение опроса учащихся . . . . . . . . . . . . . . . …………………..9

2.2. Анализ телевизионной программы просматриваемой мною…. 11

С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое всеми видами средств массовой информации. Особую роль на сознание, развитие личности оказывает телевидение. Значительную часть телепродукции, адресованную детям составляют детские передачи, которые они готовы смотреть бесконечно. Сейчас сложно найти ребенка, который бы не смотрел телевизор.

Детских каналов на телевидении много. Это «Карусель», «Детский мир», «Дисней», «Детский», «Мультимания» и т.д. Наиболее интересный, познавательный канал, на мой взгляд, это канал «Карусель». Вместе с ним я расту, развиваюсь. «Карусель» можно смотреть с утра до вечера. Жаль, родители не разрешают.Тут есть передачи для самых маленьких, для тех, кто ещё только начинает ходить, для тех, кто уже в старших классах и конечно для меня. Конечно, нельзя смотреть всё подряд. Надо научиться выбирать передачи. И тогда просмотр передач будет только на пользу.

Но что такое телевизор? Кто его изобрёл и когда? Какие передачи смотрят мои друзья? Что в них особенного, хорошего, плохого? Действительно ли стоит смотреть все без ограничения? Почему взрослые одни передачи разрешают смотреть, а другие рекомендуют переключить, хоть в них такие красочные и веселые герои? Какие современные передачи принесут нам пользу, а какие нет? Чтобы ответить на все эти вопросы я решила провести свое исследование, обозначив тему: «Я расту с «Каруселькой!»».

Цель исследования : изучение влияния телевидения на кругозор детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:

выяснить, когда появился телевизор;

выявить уровень интереса детей 1-го класса к просмотру телепередач;

проанализировать результаты опроса.

показать развивающие возможности канала «Карусель».

Объект исследования: Детские телеканалы и канал «Карусель» Предмет исследования: влияние телевидения на кругозор детей младшего школьного возраста

Во время выполнения работы использовались методы исследования:

проведение опроса учащихся 1 класса;

анализ полученных результатов.

Гипотеза1 . Возможно, просмотр телепередач на канале «Карусель» не влияет на кругозор детей.

Гипотеза 2 . Предположим, что телепередачи расширяют кругозор детей, расширяют словарный запас, развивают речь, воображение, творчество. Ребёнок лучше готов к школе, уверен в себе, эрудирован.

Глава I . Из истории телевидения

Считается, что изобретателем телевидения стал американский учёный российского происхождения Владимир Зворыкин. Одним из тех, кто стоял у истоков мирового телевидения, был немецкий учёный Пауль Нипков. Об этом сказано в книге Архипцева В. С. «Телевидение и дети»[с.56]

Самому старому телевизору исполнилось 70 лет, но он до сих пор в состоянии работать и даже подавать признаки жизни. Какой же этот телевизор из себя? Телевизор семидесятилетней давности выглядит как огромный деревянный комод с крышкой сверху. Экран телевизора располагается внутри этого комода в горизонтальном положении, как бы лежа. Конечно же, смотреть телевизор, стоя, мало кого привлекало бы, поэтому к нему примастерили крышку с зеркалом, которая крепилась на выставной ножке. Смотреть фильмы или программы того времени было не очень удобно.

Семьдесят лет назад этот агрегат стоил по сегодняшним меркам около 200 тысяч рублей. Одним из первых советских телевизоров был «Т1-Ленинград». (Приложение №1)

Если сегодня у большинства жителей развитых стран есть возможность смотреть спутниковое телевидение или телевидение онлайн , то ещё лет 50-60 назад людям приходилось довольствоваться, куда меньшими техническими возможностями. Телевизор порой стоил так дорого, да и считался таким дефицитом, что купить его могли по-настоящему обеспеченные советские семьи.Первые цветные телевизоры увидели мир в 1954 г.

2.1 Современные телевизоры

Зато сегодня обилие телевизор позволяет делать тот выбор, о котором каждый из нас давно мечтал: телевизоры с LED-подсветкой, плазменные панели, широкоформатные ЖК или 3D-телевизоры.

С изобретением телевидения произошел мощный сдвиг в людском сознании, перед человечеством открылись огромные возможности.
При помощи телевидения можно наглядно и исчерпывающим образом преподавать уроки по разнообразным вопросам науки, искусства и техники и этим поднять уровень образованности, расширить круг знаний и мировоззрение.

1.2. Анализ современных детских телепередач с точки зрения

« Детские телепередачи неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой. Передачи близки по своим развивающим, воспитательным возможностям, сказке, игре, живому человеческому общению…» об этом сказано в книге Д.Б. Эльконина.

Многие психологи считают, что герои любимых передач для детей – довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Персонажи фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи героев.

Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, в передачах позволяют повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Таким образом, телепередачи — это эффективное средство воспитания.

Глава II . Проведение опроса и анализ телевизионных программ и телепередач

2.1. Проведение опроса учащихся

Для того чтобы выяснить какие передачи и мультфильмы смотрят мои одноклассники, вызывают их просмотры, как они влияют на развитие, на поведение, влияет ли их просмотр на речь,мы разработали вопросы и провели опрос среди учащихся 1 класса. В исследовании приняли участие 9 учеников.(Приложение № 2)

В результате проведённого опроса детей мы выяснили следующее:

Читайте также:  Кальций магний анализ у детей

Дети много времени проводят у телевизора в будние дни от 30мин до 1 часа – 1 человек, 2-4 часа -8человек. В выходные дни гораздо больше: 1-2часа – 1 человек, более 4 часов- 8 человек.

«Галилео» «Академия Занимательных наук» 1 человек

источник

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

муниципального района Республики Башкортостан

Выполнила: ученица 4б класса МОБУ СОШ №8

Шарифуллина Алтынай Маратовна

Руководитель: учитель начальных классов

Игнатьева Олеся Викторовна

Глава I Детские телевизионные передачи в России 5

1.1. Из истории детского телевидения в России 5

1.2. Российские телевизионные каналы для детей 6

1.3. Роль телевизионных передач в развитии ребёнка 8

1.4. Что любят смотреть современные школьники 9

Телевидение сегодня — неотъемлемая часть жизни каждого человека, главный информатор, советчик, друг и воспитатель всех людей от мала до велика. По рассказам моих родителей, в годы их детства, в 60-70 годы на всю деревню был один телевизор, который стоял в клубе и в определенное время транслировал концерты и спектакли. Массовое приобретение этих «чудо-ящиков» началось сравнительно недавно, лет тридцать назад. Теперь трудно представить нашу жизнь без него, а наши телевизоры стоят на самом почетном месте нашего дома и уже какой год притягивают в свой мир.

Современное поколение часто упрекают в невоспитанности, бескультурии и малограмотности. А почему? Значительную часть свободного времени дети и подростки проводят у мониторов телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов, порой не осознавая, что они смотрят, для кого предназначена та или иная передача, игра.

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов[3].

Что же такое детское телевидение? По определению «Терминологического словаря телевидения: основные понятия и комментарии», детское телевещание означает «систему направленных телепрограмм, адресованных самому юному поколению зрителей – дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста» [1]. Цель таких программ заключается во всестороннем воспитании и образовании детей разного возраста.

Актуальность темы работы заключается в том, что современные дети и подростки очень часто смотрят передачи для взрослых и владеют недостаточным количеством информации о детских развлекательно-познавательных передачах, транслируемых на российских каналах.

Объектом нашего исследования стали передачи для детей, транслируемые на российских каналах.

Предметом исследования является интерес учащихся начальных классов к просмотру детских телевизионных передач.

Цели – исследовать, какие телевизионные познавательно-развлекательные передачи смотрят дети 9 – 11 лет; создать программу-памятку детских передач для современных школьников.

Для достижения указанных целей поставлены следующие задачи:

изучить историю детского телевидения в России;

изучить информацию о каналах, транслирующих детские передачи;

выяснить, какова роль телепередач в развитии ребёнка;

изучить, какие передачи для детей существуют на сегодняшний день;

систематизировать информацию о детских телепередачах;

провести анкетирование учащихся 3 – 4 классов и выявить предпочтения в просмотре телепередач.

Используемые методы – анкетирование, анализ.

Гипотезу исследования составило предположение, что современные школьники не смотрят детские передачи на телевидении.

Продуктом нашего исследования стали составленные нами программы-памятки для учащихся начальных классов.

Глава I . Детские телевизионные передачи в России

1.1. Из истории детского телевидения в России

Самая первая детская передача «С новым годом» вышла в январе 1939г. ещё в довоенное время.

С середины 1950-х годов начинают появляться передачи для детей. На детском экране появились первые телевизионные циклы. Распространенным жанром в первой половине 1950-х годов стало телевыступление перед показом художественного фильма или театральной постановки.

Значимыми проектами этого периода можно считать журнал «Юный пионер», имевший большое образовательное и воспитательное значение, цикл «Путешествие по СССР» и передачу «Умелые руки».

«Юный пионер», дебют которого состоялся 6 сентября 1951 года, рассказывал о науке, технике, физкультуре и спорте, различных профессиях, новостях искусства. Из страничек журнала «выросли» телевизионные научно-познавательные олимпиады и викторины[2].

1 сентября 1964 года вышел первый выпуск передачи для дошкольников «Спокойной ночи, малыши!». Ребята встречались с постоянными героями Хрюшей, Филей, Степашкой, Каркушей и смотрели мультипликационный фильм. Эта передача транслируется и сейчас.

В 1970 году впервые вышла в эфир радиопередача для детей «Радионяня». Она планировалась и как развлекательная, и, в то же время, как познавательная. Сложные правила грамматики русского языка, правила поведения в общественных местах или правила дорожного движения излагались в лёгкой игровой форме с помощью песен. «Радионяню» называли передачей от 8 до 80 лет, она интересовала и детей, и взрослых. Первым автором передачи стал Эдуард Успенский, известный детский писатель.

В 1976 году вышел первый выпуск программы «В гостях у сказки» — первая советская телевизионная передача для детей, транслировавшаяся в 1970-е – 1980-е годы. Эта передача выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тетя Валя) «владела искусством волшебства», троекратным хлопком в ладоши она вызывала к себе помощников: сказочного библиотекаря и Полину. В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Перед показом фильма тётя Валя вела беседу со зрителями, из которой они получали познавательную информацию, связанную с фильмом. А по окончании фильма зрителям предлагали ответить на «сказочный» вопрос, а также прислать на программу поделки и рисунки по мотивам показанной киносказки.

Начало 1970-х до середины 1980-х годов можно считать периодом подъема детского телевещания в стране. В это время количество программ для детей и юношества значительно увеличилось, они отличались тематическим и жанровым разнообразием, основные интересы детей от 3 до 13 лет нашли свое отражение на телеэкране [4].

К середине 90-х годов картина резко изменилась. За несколько лет была разрушена система телевещания для детей и юношества. Количество программ многократно сократилось. Сузилась тематика передач, некоторые возрастные группы остались без внимания, с экрана исчезли жанры для юной аудитории, а время детского показа выбиралось без учета распорядка дня ребят. Принципы организации детского телевидения — цикличность, повторяемость, периодичность — не соблюдались. Основной формой передач для маленьких зрителей в те годы стал показ мультипликационных сериалов, две трети которых закупались в Японии и Америке. Возобладала развлекательная модель вещания.

Наиболее известными среди юного зрителя того времени были передачи Сергея Супонева. Его программы «Зов джунглей», «До 16 и старше», «Звездный час», «Царь горы», «Марафон-15» с интересом смотрели целыми семьями.

В 2000-х годах происходит спад трансляции детских передач на эфирных каналах. В 2006 году «лед тронулся» — в России вновь начали появляться новые детские телепроекты. Детское телевидение начинает возрождаться [5].

В российском детском телевидении за 80-летнюю историю сложились свои традиции: в советский период были заложены основы создания детских образовательных и развлекательных передач.

1.2. Российские телевизионные каналы для детей

Рассмотрим телевизионные каналы для детей, которые функционируют в настоящее время на телевидении.

Телеканал «Детский мир» — первый российский детский телеканал, вещающий ежедневно с 3:00 до 21:00 часов. Этот канал начал свою трансляцию с 1997 года на НТВ-Плюс. В первые годы вещания на нём были представлены обучающие, познавательные передачи и развлекательные шоу. В данный период на канале транслируются: мультфильмы отечественного и зарубежного производства, детские фильмы, сказки. Канал способствует эмоциональному развитию детей.

Телеканал «Детский» запущен в эфир в 2005г. — современный телеканал для детей. Универсальный, современный, безопасный, увлекательный, образовательный канал наполнен анимационными фильмами, сказками и мультфильмами отечественного и зарубежного производства, а так же передачами собственного производства (ЗанзиБар, Как я провел. ). Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [3].

Православный телеканал «Радость моя» (2008г.) — это детский семейный образовательный телеканал. Он наполнен культурно-просветительскими, образовательными и детскими программами собственного производства. На канале каждый член семьи найдёт для себя что-то полезное. Особенность «Радости моей» — приверженность православным традициям. Предназначен для детей и подростков в возрасте от 0–16лет. Преимущество передач на данном телеканале посвящено именно изучению и приобщению подрастающего поколения, православным традициям, что способствует на наш взгляд не только умственному, эмоциональному, но и духовному развитию детей [3].

В 2007 году начал трансляцию телеканал «Улыбка Ребенка» — российский телеканал для детей, который посвящен нравственному воспитанию ребенка и развитию детского творчества. В эфире многообразие образовательных, познавательных программ для детей, мультфильмы и многое другое. Детская аудитория от 3 до 11 лет. Многие передачи на канале созданы для того, чтобы помочь ребенку освоиться в социуме, показать как нужно вести себя в сложных ситуациях, что способствует успешной социализации ребенка в обществе, есть передачи, которые посвящены спорту и здоровому образу жизни [3]. Все это представлено в игровой форме. Перечислим некоторые из них: «Классные уроки», «Мастерская добрых дел», «Заряжайка», «Олимпийская академия», «Волшебный сундук» и т. д.

Первым зарубежным телеканалом для юных зрителей в России стал Nickelodeon, начавший вещание на русском языке в 1998 году. Его программы адресованы довольно широкой возрастной аудитории — детям от 2 до 15 лет и их родителям. Разнообразные форматы программ подходят детям всех возрастов и включают интерактивные мероприятия и игры в прямом эфире для детей старшего возраста, спектакли, конкурсы, программы для дошкольников, а также обучающие программы для малышей, в которых участвуют дети из России, стран СНГ и Балтии [5].

«Мульт» — российский кабельный и спутниковый государственный телеканал для детей от 1,5 до 6 лет. Это первый в России телеканал с чётко определённой аудиторией. В сетке вещания присутствуют как современные мультфильмы, так и классика « Союзмультфильма » и Гостелерадиофонда .

С 15 сентября 2006 года функционирует телеканал «Мультимания». Это развлекательный канал для детей и подростков от 5 до 15 лет. « Мультимания» – это 24 часа русскоязычного вещания на территории Российской Федерации , стран СНГ и Балтии .

С 2011г. в общем доступе находится канал Disney — федеральный развлекательный телеканал для всей семьи. Популярные мультипликационные и художественные сериалы, лучшие анимационные и кинофильмы, классическая анимация Disney, оригинальное кино канала Disney, а также программы и сериалы российского производства.

Летом начал вещание обещанный в 2006 году телеканал «Теленяня» производства «Первого канала. Всемирная сеть». Его содержание было ориентировано на детей возраста от 3 до 8 лет, и основывалось на богатой библиотеке «Первого канала». В сетку вещания канала были включены как архивные программы, так и идущие в эфире «Первого». А в сентябре ВГТРК запустила свою версию будущего федерального детского канала под названием «Бибигон». Его содержание было адресовано старшей, чем у основного конкурента, аудитории — детям и юношеству.

Телеканалы «Бибигон» и «Теленяня» прекращают своё существование 27 декабря 2010г. и объединяются в федеральный общенациональный государственный международный телевизионный канал для детей и юношества «Карусель».

Канал «Карусель» ориентирован на широкую детскую и подростковую аудиторию. «Карусель»- это яркий калейдоскоп из лучших образовательных и развлекательных шоу, любимых фильмов и мультфильмов, весёлых викторин и игровых проектов. В увлекательной и доступной форме уникальные передачи, сочетающие образовательные, развивающие и игровые элементы, обучающие юных телезрителей, активизируют творческие способности и расширяют кругозор. Программная сетка канала сформирована с учётом особенностей детского телесмотрения [3].

На сегодняшний день каналы Disney и «Карусель» являются лидерами просмотра среди детской и подростковой аудитории. В содержание обоих каналов входят передачи собственного производства, мультсериалы, полнометражные фильмы.

Канал «Карусель» показывает некоторые передачи, выходившие ранее на других каналах, имевшие высокие рейтинги (передачи «Зов джунглей», «Ералаш» и др.), а также программы каналов «Бибигон» и «Теленяня».

Disney показывает классику собственного производства (мультсериалы, полнометражные фильмы). С 2013г. в сетку вещания канала попали советские мультфильмы и сказки, новые выпуски семейных передач российского производства («Устами младенца», «Это мой ребенок»).

На российском телевидении существует много каналов, транслирующих детские передачи. Но, к сожалению, не у всех зрителей есть возможность посмотреть эти каналы.

1.3. Роль телевизионных передач в развитии ребёнка

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей. (КОЛ,)

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.

Важной особенностью становится размещение детских передач в сетке вещания, поскольку этот принцип должен учитывать распорядок дня ребенка. В современном детском телевидении каналы не всегда располагают передачи в зависимости от режима дня разновозрастной детской аудитории.

Для того, чтобы достичь всех этих целей, необходимо создать благоприятные условия для развития детей. Заинтересованность государства и общества в целом играют немаловажную роль в воспитании современных детей. Поэтому создание детских телепередач требует особого внимания.

1.4. Что смотрят современные школьники

В своей работе мы старались изучить телевизионные передачи российских каналов и выяснить, какие передачи транслируются для детей, о чём они, на какую аудиторию рассчитаны.

Анализ программы передач показал, что детские телевизионные передачи транслируются на каналах «Карусель», «Дисней», «СТС», «БСТ», «Первый канал», «ТВ-Центр», НТВ-Плюс, «Радость моя», «Детский», «Детский мир».

Самая насыщенная сетка вещания на телеканале «Карусель» (Приложение 1). В течение дня в будни и в выходные этот канал круглосуточно транслирует познавательные, обучающие, развлекательные, спортивные, музыкальные передачи для детей разных возрастов.

Телеканал Disney транслирует передачи для детей в выходные дни с 12.30 до 15.00. Большинство из этих программ предназначено для просмотра всей семьёй. (Приложение 2)

На телеканале БСТ ведётся вещание для юных зрителей на башкирском и русском языках в будни — с 10.00 до 11.00, с 15.00 до 15.45, а также в воскресенье — с 10.00 до 11.45. Здесь также представлены и развлекательные, и обучающие, и спортивные передачи. (Приложение 3)

В будние дни с 9.00 до 10.00 телеканал «СТС» показывает для юных зрителей «Ералаш». В субботу «ТВ-Центр» ждёт у экранов малышей в 06.20 с телепередачей «АБВГДейка», а «Первый канал» в 9.00 транслирует «Умники и умницы» — познавательную передачу для подростков.

Мы распределили все передачи на группы: познавательно — развлекательные, обучающие, спортивные, музыкальные, телевикторины, чтобы зрители могли ориентироваться на просмотр передач по интересам. (Приложение 4)

Для того, чтобы выяснить, что привлекает учащихся 9 – 11 лет, мы провели анкетирование учащихся 3 — 4 классов МОБУ СОШ №8 и попросили ответить на следующие вопросы:

1. Смотришь ли ты детские передачи по телевизору? (да или нет)

2. Какие телевизионные передачи для детей тебе нравятся?

3. Какие телевизионные каналы показывают передачи для детей?

Читайте также:  Карта анализа по адаптации детей

В анкетировании приняли участие 185 человек.

Опрос показал, что детские передачи смотрят – 140 человек, что составляет 76% от общего количества опрошенных, отрицательно ответили на первый вопрос анкеты – 45 человек, что составляет 24 %.

Учащиеся назвали следующие передачи, которые им нравятся:

источник

Наверное, совсем не зря понятия детские передачи и обучающее видео для детей всё больше и больше срастаются. Обучающие видео часто строятся по принципу цикла передач, а передачи, благодаря Интернету, становятся ресурсом, доступными не в определённый день и час, а практически в любой момент.

Сегодняшний ТОП-20 детских передач подготовила для нас Татьяна Пироженко (Tavika) , автор блога Это интересно!, который получил почётную награду Блог Года в акции Выбор “Блоги Мам” 2012, автор и ведущая Клуба Почемучек , в который можно послать любые детские вопросы и получить подробные интересные ответы. В общем, очевидно, что сегодняшний обзор будет хорошим навигатором в мире обучающего видео для детей.

Некоторое время назад я представляла вашему вниманию обзор познавательных и развивающих мультфильмов. Сегодня я продолжаю знакомить вас с обучающим видео для детей.

На этот раз хочу предложить вам обзор детских передач . Все эти передачи в разное время смотрели мои дети (сыну сейчас двенадцать лет, дочери — пять), и мои комментарии о них основаны именно на нашем личном опыте.

Прежде чем начать обзор, я ещё раз хочу напомнить о том, что любое, даже самое прекрасное развивающее или обучающее видео и любые, самые лучшие детские передачи не заменят ребёнку общения с родителями и сверстниками . Поэтому злоупотреблять просмотром телевизора не стоит.

Одна передача (продолжительностью примерно 15 минут) в день даст хороший развивающий эффект. Но целый час таких передач будет действовать на ребёнка отупляюще. Не говоря уж о том вреде здоровью, который может нанести постоянное сидение перед телевизором. Поэтому контролируйте, что и сколько смотрит ваш малыш.

Кроме того, остаётся открытым вопрос: с какого возраста можно разрешать ребёнку смотреть телевизор? Например, высший Совет по телерадиовещанию Франции запретил работу телеканалов, транслирующих передачи для детей до трёх лет. По мнению Совета такие передачи причиняют вред здоровью детей. Ведь, согласно некоторым медицинским исследованиям, просмотр телевизора в таком возрасте может вызвать проблемы с речью и со сном, зависимость, пассивность и привести к другим заболеваниям нервной системы.

С другой стороны, именно телевизор зачастую является для малышей «окном в мир» — с помощью него можно столько узнать и понять! Своими глазами увидеть льды Антарктиды, людей давно ушедших эпох, побывать в космосе… Поэтому трудно представить себе современного ребёнка, который был бы совсем не знаком с телевизором. И в наших силах сделать так, чтобы это знакомство пошло ему только на пользу.

Итак, вот список из 20 развивающих и познавательных детских передач, «протестированный» моими детьми. Буду рада, если вы в комментариях поделитесь своими впечатлениями об обучающих видеопродуктах для детей, расскажете о том, что у вас любят и смотрят.

Германия, ARD. Производится с 1971 года. Продолжительность серии 26 минут. Возраст 4-10 лет

Главная героиня передачи — мультяшная Мышка — вместе со своими друзьями представляют серию коротеньких видеосюжетов на разнообразные темы – от наблюдений за жизнью животных на ферме до рассказов о профессиях и об истории бытовых вещей. Сюжеты перемежаются тремя-четырьмя мультфильмами, которые сами по себе очень необычны для нашего глаза. Это и не русская школа мультипликации, но и не американская. А нечто совершенно иное, самобытное.

В Германии эту программу называют «школой нации». Она очень популярна. Выпускаются диски, компьютерные игры, мягкие игрушки, футболки и даже марки с Телемышкой. Есть у программы и свой сайт (www.wdrmaus.de). К сожалению, это единственная передача из всего списка, которую я так и не смогла найти в интернете на русском языке. Её транслировал в 2006 году телеканал Rambler. Тогда её с восторгом смотрел восьмилетний старший сын. Мы передачу оцифровали, и она хранилась у нас на дисках до тех времен, пока до неё не доросла дочь. Качество оцифровки ужасное. Но заменить её нечем, больше «Телемышку» на русском я нигде не встречала. Если сумеете найти или можете смотреть на языке оригинала – горячо рекомендую! Даже взрослым она будет интересна.

Франция, 1998 год. 28 серий по 7 минут. Возраст 4-12 лет.

В каждой серии этой детской передачи дети из какой-нибудь страны знакомят зрителей со своим домом, обычаями и укладом жизни. Зрители как бы проводят один день у них в гостях. Венеция и Англия, Куба и Бельгия, Дания и Израиль и ещё множество разных стран и культур. Очень познавательно с точки зрения изучения традиций разных народов. И взрослым не менее интересно, чем детям.

Россия, «Бибигон», 2008 год. Продолжительность серии 12 минут. Возраст 5-10 лет

Передачу ведёт Дмитрий Хаустов вместе с несколькими детьми. В ходе шоу они изучают разные стили и художественные приёмы рисования. В результате открытого урока, который ведут приглашённые деятели искусства, дети в студии создают свой собственный шедевр и познают азы художественной грамотности. На взгляд моего сына, который сам учится в художественной школе, передача немного скучновата – мало содержания, много шоу. Но он досмотрел до конца все 50 выпусков, которые у нас были. Дочке я её пока не показывала.

Россия, «Продакшн Бюро», «Карусель». 2008-2012 год. 52 серии по 25 минут. Возраст: младший и средний школьный

Молодые ведущие Павел Сердюк, Лёня Болотников и Ника Лысакова знакомят зрителей с представителями разных профессий и их трудом. В каждой серии мы можем увидеть, как ведущие пробуют освоить одну из профессий: токаря и повара, гидротехника и архитектора, министра и водолаза. Очень познавательно и полезно с точки зрения профориентации. Но малышам-дошкольникам её трудно смотреть – много взрослого текста.

Австралия, 2003-2007 годы, 156 серий по 12 минут. Возраст 5-12 лет

Двое взрослых ведущих вместе с компанией разновозрастной детворы (около 7-10 лет) мастерят поделки, устраивают опыты и эксперименты. И в игровой форме познают законы природы. Никакой теории – сплошное развлечение! На экране всё происходит так просто и задорно, что трудно удержаться и не попробовать самим повторить увиденное в передаче. Очень рекомендую!

Россия, канал СТС, с 2007 г. по настоящее время, более тысячи выпусков. Продолжительность серии 45 минут. Возраст школьный.

Ведущий – известный музыкант, КВНщик и физик Александр Пушной. Кроме детской передачи выпускается ещё и журнал «Наука опытным путём». В передаче в развлекательной форме даются ответы на многие детские «почему?» и «как?». Посмотрите хотя бы на список тем нескольких случайных передач:

  • В какой стране готовят лучшие футбольные закуски?
  • Кто и как придумал пассажирский лифт?
  • Влияет ли вода на то, как разбивается ваза?
  • Какие 14 средств передвижения можно использовать зимой?
  • Что и зачем коллекционируют люди? Как собирают мусор в Каире и в Европе?
  • Каково работать лесорубом и кукловодом? Как проходят соревнования по прыжкам в грязь?
  • Можно ли из режиссёра сделать профессионального рестлера?
  • Как работает правило буравчика?
  • Кто победит в схватке оригиналов и их моделей?

Потрясающая программа, я сама смотрю её буквально с открытым ртом!

Россия, с 1983 года по настоящее время. Продолжительность серии 25 мин. Возраст дошкольный.

Помните песенку из детства: «АБВГДейка — это учёба и игра, АБВГДейка, АБВГДейка азбуку детям знать пора…»? Уже 35 лет персонажи передачи (сейчас это клоуны Клёпа, Рома Ромашкин, Шпилька, учительница Ксюша Сергеевна и почтальон Печкин) создают обучающее видео для детей: учат маленьких зрителей грамоте, счёту, правилам дорожного движения и правилам поведения. А с 2010 года издаётся ещё и одноимённый детский развивающий журнал.

Но ни я в детстве, ни мои оба ребёнка эту передачу не любили. Это лично моё мнение, но я терпеть не могу кривляющихся взрослых, пытающихся играть «детские» роли. В них остро чувствуется фальшь.

Россия, «Карусель2, 2012 год, 50 серий по 10 мин. Возраст: старшие дошкольники.

Герои передачи «Спокойной ночи, малыши» — Хрюша, Степашка, Филя, а также ведущая тетя Юля и мультяшный персонаж. искусствовед господин Артс, — знакомятся с основными терминами искусства, примерами картин известных художников, посещают музеи мира. Сериал из таких детских развивающих передач, на мой взгляд, неплохой, но дочка, посмотрев всего серию, не проявила к нему никакого интереса.

Кроме этого цикла есть ещё подобные на другие темы: «Русский язык вместе с Хрюшей и …», «Учимся считать вместе с Хрюшей и …», «Английский вместе с Хрюшей и…», «Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей и…».

Великобритания, ВВС, 2005-2010 годы, 52 выпуска по 25 мин. Возраст: от 3-х лет — и до старости.

Прекрасные документальные фильмы, которыми так славится ВВС! В каждой серии идет рассказ о каком-нибудь одном животном. Очень зрелищно, динамично, понятно, интересно. Легко воспринимается детьми. Единственное, что лично мне кажется недостатком, это большая продолжительность серии. Для дошкольников это всё-таки многовато. Ну а школьникам и взрослым — в самый раз.

Россия, «Карусель», 2011 год. 13 выпусков по 25 мин. Возраст: старший дошкольный и школьный.

Передача, из которой можно узнать всё о мультфильмах: как и кто их придумывает, озвучивает и делает. В гостях в студии — известные мультипликаторы и детские писатели. И самое интересное: в каждом выпуске уроки того, как самому делать мультфильмы в разных техниках. Ведет программу Александр Олешко.

Прекрасно сделанная и очень увлекательная передача. Смотрим всей семьёй с большим удовольствием!

Россия, 2012 год. 49 серий по 13 мин. Возраст: младшие школьники.

Ведущие Альберт Разумник и его учёный хомяк рассказывают об истории математики, о математических понятиях и терминах. В каждой передаче есть весёлая переменка – задания на сообразительность и логику.

Кроме «Математики» у «Академии занимательных наук» есть ещё и «Физика», «Химия», «Музыка», «Биология», «География», «Астрономия».

Неплохое обучающее видео для детей, но не могу сказать, что вызывает какой-то восторг. Смотрели пока всего пару серий.

Россия, «Теленяня», 2010-2011 годы. 83 серии по 25 мин.

Ведущий магического шоу — фокусник Юрий Арбузов — приглашает на сцену какого-нибудь ребёнка из зала и с его помощью демонстрирует фокус. После чего раскрывается секрет фокуса, и детей учат тому, как повторить его самостоятельно. В каждом выпуске участвует гость из числа звезд эстрады или кино.

Шоу само по себе беспомощное, но следить за разоблачением секрета фокуса интересно.

Россия, «Бибигон», 2010 год. 51 выпуск по 13 минут. Возраст: младшие школьники.

Ещё одно шоу фокусов с мастер-классом про то, как фокус сделать. Ведёт Илья Ларионов и четверо детей 7-10 лет в студии, которые вместе со зрителями учатся показывать простые фокусы.

Шоу ненамного лучше предыдущего – ведущему не хватает «драйва». Хотя фокусы подобраны хорошие.

Россия, телеканал «Радость моя» 2008-2010 годы, 68 выпусков по 13 мин. Возраст: младший и средний школьный.

История российской армии, знаменитые битвы и биографии великих полководцев, представленные в виде рассказа очевидца — Старого Солдата (заслуженного артиста России Ю.Г. Григорьева). В передаче используется наглядный материал: карты, картины, оружие и обмундирование из музеев. Будет интересно мальчикам, увлекающимся «войнушками».

Россия, «Карусель», 2010 год, более 76 выпусков по 15 минут. Возраст: старший дошкольный, школьный.

Передача создана совместно с Роскосмосом. Её ведет прямо с борта МКС космонавт Фёдор Юрчихин. А на Земле ему помогают двое детей (Егор Клинаев и Юля Сорокина). Передача состоит из четырех блоков: рассказ о жизни и быте на МКС, подготовка космонавтов, «Загадки Вселенной» и теоретическая часть.

Наша семья очень интересуется всем, что связано с космосом, поэтому такая передача не могла не стать одной из наших любимейших!

Россия, «Теленяня», 2008 – 2011 годы. Более 100 выпусков продолжительностью 20 мин. Возраст: дошкольный.

Обучающее видео для детей — Уроки от феи Фиалки и её помощника Каляки-Маляки. Вместе с детьми в студии зрителей учат разным техникам рисования. Согласно заявлению официального сайта, все упражнения, используемые в программе, а также советы феи Фиалки и её помощника по содержанию рабочего места настоящего художника тщательно подобраны детским психологом.

Совершенно не понравилось мне: я уже высказывалась о моем отношении к кривляющимся взрослым, играющим разных фей и прочих сказочных существ. Дочка посмотрела несколько серий с интересом, но её терпения не хватает просидеть до конца все 20 минут.

Россия, «Карусель», 2007-2010, выпуски по 15 мин. Возраст дошкольный.

Кукольное шоу с элементами географии. Не понравилось – много шума, суеты… мало географии.

Россия, «Карусель», 2009-2012 годы.62 выпуска по 15 мин. Возраст дошкольный и младший школьный.

Кукольный персонаж Дед Краевед побывал во всех уголках России, а потом принялся путешествовать и по другим странам мира. В передаче короткий рассказ о географии, истории и традициях посещённой местности. А, кроме того, народная сказка.

Проект масштабный. И формат очень хороший: коротко и только самое главное. Именно то, что нужно знать ребёнку для общей эрудиции. Но лично меня сильно коробит кукольный персонаж. Дети же посмотрели с любопытством.

Россия, «Карусель», 2009 – 2010 годы, выпуски по 13 мин. Возраст 3-5 лет.

Детская передача для развития речи и логики. Девочка Стрекотуша вместе со своим другом медвежонком Тишкой собирают предметы для игры. Для этого им надо объяснить задачу деду Секрету и выполнить все его задания.
Задумка неплохая, исполнение до неё не дотягивает. Не стали смотреть.

США, PBS, с 1969 года по настоящее время. Более 4 тыс. выпусков. Продолжительность выпуска от 30 до 70 мин. Возраст: разные циклы для разных возрастов – от 3х лет до 12. Российская версия выходила с 1996 по 2008 годы на разных каналах.

Одна из самых популярных в мире развивающих телевизионных передач для детей. Это — кукольное шоу, в котором его герои не только учат малышей читать и писать, но и помогут им познать мир, научиться общаться и разрешать конфликты мирным путем. В шоу много юмора, песен и игр. В подготовке выпусков принимают участие американские и российские эксперты в области детского развития.

Классический американский способ подачи материала. Я не отношу себя к его сторонникам, поэтому привела эту программу в списке лишь для полноты – ведь эта передача пользуется безумным успехом по всему миру.

Вот наш ТОП-20 детских передач. Нескучного (и полезного!) вам просмотра!

А какое обучающее видео для детей пользуется успехом у вас? Какие передачи вы выбрали для того, чтобы показать своим детям?

Автор: Татьяна Пироженко (Tavika).

Лучшие познавательные и развивающие мультфильмы

Спроси у БЛОГОМАМ: Теленяня – да или нет?

источник