Меню Рубрики

Анализ познавательного развития детей в доу

Анна Южакова
Анализ образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников

Анализ образовательной деятельности

по познавательному развитию

дошкольников

Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.

Познавательное развитие моих воспитанников направлено на:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию дошкольников моей группы выступают:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Ежедневное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста построено с учетом интеграции образовательных областей и подразделено на темы, которые охватывают определенный временной промежуток: «Мой дом», «Моя семья», «Детский сад», «Новый год», «Мамин праздник», «Весна» и др. Итогом этих тематических недель было мероприятие, зрительно воспринимаемый результат – выставка, развлечение или праздник.

Во взаимодействии с малышами я использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы деятельности. Развитие познавательных процессов происходит в форме увлекательной для малышей деятельности – игры.

Провожу с малышами дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», Угадай предмет и принеси»); слуховой дифференциации (Кто кричит?», «Чего не стало?»). На развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», Теплый — холодный»; мелкой моторики руки (шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками).

Также в работе использую экспериментирование с водой. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь с темой «Песок», проводила различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятий мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

«Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Привлекаю детей к участию в проектной деятельности. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

В результате организации проектной, исследовательской деятельности малыши моей группы владеют умением формировать однородные группы предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик и пр.). Умеют называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, колючий и др.). В словаре детей появились обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты и пр. Знают название домашних и диких животных, птиц, насекомых.

Дети хорошо ориентируются в помещениях детского сада и на участке детского сада, называют свою фамилию, имена родных; выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «КВН ребяток-дошкольников» Образовательные области: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная. Интеграция видов деятельности: познавательная,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Мир часов» Педагог Самойлова Е. С. Образовательная область – Познавательная область. Тема: «Мир часов» Возраст детей – старшая группа 5-6 лет. Образовательные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Зима» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие,.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей «Детям о войне и победе» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕХДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 42 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к бабушке» Цель: Формирование у детей первоночальных представлений о деревенском быте. Задачи: -расширять знания детей о предметах рукотворного мира.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомимся с яблоком и грушей» Цель: Дать представление о фруктах: яблоке, груше. Учить различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо» Конспет образовательной деятельности по познавательному развитию «Звездное небо». Возраст воспитанников: дети старшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Игры водой и песком» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №23 Конспект образовательной деятельности по познавательному.

Серия конспектов образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Синие тени». Цель: Расширять знания детей о временах года. Задачи: Уточнить.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к Мишке» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

источник

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

ФГОС ДО: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

— предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

— о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

— о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

— развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий , становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве , представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

— регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:

— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,

— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

— развивать у детей чувство собственного достоинства.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

ФГОС ДО, в качестве основного принципа дошкольного образования,

рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка

в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных

качеств дошкольников. Согласно ему программа должна обеспечивать развитие личности детей

дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,

сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве

и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете

Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии

стран и народов мира. На наш взгляд, такое понимание познавательного развития дошколь.

ников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехо.да от одной стадии

развития познавательной деятельности к другой.

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие

познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

1. К первой стадии мы относим любопытство.

Для неё характерно избирательное отношение к любому пред.мету, обусловленное чисто

внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной

с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного

интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у

дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредо точивается на яркости

объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как

любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение

мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально

усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные

эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность

любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является

познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной

нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают

познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника

в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением

познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на

поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим

познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной дея

тельности – учебно.познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных

областей на реалиацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя позна

вательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование

В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечива ющих познавательное

развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного воз

раста является экспериментирование, которое рассматривается как практи

ческая деятельность поискового характера, направленная на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно

и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на не.

го. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под

которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поис

ковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использова

ния в обучении связей, отношений, доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из после

довательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством вос

питателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестно.

го. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы

и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто

противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предпо

ложения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не вы. двигают никаких идей,

их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников от.носится

проектная деятельность,обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений са

мостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

развитие критического мышления.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности

и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о

себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об

отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об

особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие»

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с социальным миром.

— Ознакомление с миром природы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Консультация для педагогов ДО «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Познавательное развитие»

Читайте также:  Лишний вес у детей анализ

Добрый день, уважаемые коллеги! В начале нашей встречи для активизации на позитивную, продуктивную и успешную работу, мне хочется предложить вам принять участие в «Квик – настройке».

Предлагаю Вам сегодня «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме. Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме нашей встречи.

Василий Александрович Сухомлинский : «Игра – это искра, зажигающая огонек… » (пытливости и любознательности).

Без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Абрахам Харольд Маслоу : «Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем… » (предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели).

Это высказывание говорит о том, что у ребенка дошкольного возраста существует постоянная внутренняя потребность познания новых истин.

Артур Владимирович Петровский «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих… » (психическое развитие дошкольника).

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

Людмила Александровна Беляева: «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является… » (педагог).

Методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

• метод «преднамеренных ошибок» ( Ш. А. Амонашвили) , когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста (это декламирует и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с января 2015г.) .

Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста требует от педагога проявления творческого подхода к организации педагогического процесса.

Признаками творческой личности педагога являются:

1. Стремление к саморазвитию.

2. Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок.

3. Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

4. Способность отказаться от ориентации на авторитеты.

5. Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте.

6. Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

7. Готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению.

8. Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДО атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, разберемся подробнее…

В содержание образовательной области «Познавательное развитие» входит:

— Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

— Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах) .

В соответствии с ФГОС ДО целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей , которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

— Содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает решение следующих задач: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира:

форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

— О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках ,

— О планете Земля как общем доме людей , об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

От возраста к возрасту задачи развития познавательно – исследовательской деятельности усложняются:

В младшем дошкольном возрасте это: Сенсорное развитие. ФЭМП. Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта»; «Природа и ребенок») .

На этапе завершения дошкольного образования:

— у ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

— устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

— выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

— считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

— знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

— элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО в разных возрастных группах ДО, необходимо помнить, что ее содержание должно быть направлено на развитие личности ребенка, мотивацию и способности детей дошкольного возраста, в различных видах деятельности.

Область познавательное развитие должна определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастной категорией детей.

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой. Так, например, в группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста могут быть представлены следующие Центры игровой активности:

— Центр экспериментирования и уголок природы.

— Центр логики и размышления.

— Центр дружбы народов мира.

Таким образом, решающую роль в построении РППС, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС ДО, принадлежит педагогу.

От него, главным образом, и используемых им в педагогической практике методов организации процесса познания во многом зависит уровень развития познавательной активности, познавательных интересов и познавательных способностей его воспитанников.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ.

Развитие познавательной деятельности

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Что дает познавательная деятельность В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев

Что такое ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога. Цели и задачи познавательной деятельности Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательной деятельности Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

Воспитателю следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики». После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Сомнение — главный аргумент Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ. Познавательное развитие в ДОУ по возрастам С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет. А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе. Средняя группа Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то старшие дошколята, уже способны понять устройство мира.

источник

Анализ образовательной деятельности

по познавательному развитию

Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.

Познавательное развитие моих воспитанников направлено на:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Читайте также:  Лингвистический анализ отцы и дети

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Основными формами взаимодействия, способствующие познавательному развитию дошкольников моей группы выступают:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи .

Ежедневное планирование образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста построено с учетом интеграции образовательных областей и подразделено на темы, которые охватывают определенный временной промежуток: «Мой дом», «Моя семья», «Детский сад», «Новый год», «Мамин праздник», «Весна» и др. Итогом этих тематических недель было мероприятие, зрительно воспринимаемый результат – выставка, развлечение или праздник.

Во взаимодействии с малышами я использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы деятельности. Развитие познавательных процессов происходит в форме увлекательной для малышей деятельности – игры.

Провожу с малышами дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», Угадай предмет и принеси»); слуховой дифференциации (Кто кричит?», «Чего не стало?»). На развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», Теплый — холодный»; мелкой моторики руки (шнуровки, игрушки с пуговицами, молниями, крючками).

Также в работе использую экспериментирование с водой. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь с темой «Песок», проводила различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятий мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснили, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше. При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Привлекаю детей к участию в проектной деятельности. Это эффективная технология обучения, которая формирует исследовательское мышление, стимулирует познавательную активность, способствует развитию коммуникативных способностей ребенка. Дети учатся планировать и выполнять постепенно усложняющиеся задания.

В результате организации проектной, исследовательской деятельности малыши моей группы владеют умением формировать однородные группы предметов, различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик и пр.). Умеют называть свойства предметов (большой, маленький, мягкий, колючий и др.). В словаре детей появились обобщающие понятия: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты и пр. Знают название домашних и диких животных, птиц, насекомых.

Дети хорошо ориентируются в помещениях детского сада и на участке детского сада, называют свою фамилию, имена родных; выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе.

источник

Познавательное развитие в дошкольный период учит ребенка ориентироваться в окружающем пространстве, правильно мыслить, а также четко воспринимать информацию. Благодаря различным видам изобразительной деятельности, маленькие детки учатся сравнивать, обобщать, анализировать простейшие причинно-следственные связи.

Познавательное развитие дошкольников — это структура, направленная на формирование личностного опыта ребенка. Через обучающий процесс ребенок может получить, а затем анализировать всю информацию. Педагоги грамотно подбирают материал, учитывая возрастные особенности малышей, чтобы упростить процесс восприятия урока.

Любой ребенок, посещающий детский сад, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового.

Обратите внимание! Детский дошкольный возраст — благоприятное время для формирования образа мира.

Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала.

Содержание дошкольного материала предполагает следующее:

  • развитие интересов;
  • познание действий;
  • представление о стране, социокультурных ценностях, традициях и других важных событиях.
  • презентация особенности природы.

В образовательную область может входить следующее:

  • Внедрение элементарных математических представлений.
  • Развитие исследовательских понятий.
  • Знакомство с определенными предметами.

Важно! Познавательное развитие должно предполагать решение самим ребенком значимых для него задач.

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ

Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций. У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память.

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).

Важно! Стадии познавательного развития — это совокупность любознательности, развития познавательного интереса, а также активности.

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.

Цели и задачи познавательной деятельности:

  • любознательность;
  • формирование сознания;
  • самоанализ по развитию речи;
  • определение первичных представлений об окружающем мире.

Обратите внимание! Основная задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
  • искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
  • повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.

К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто. Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).

К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:

  • Двигательную — обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
  • Игровую — развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Продуктивную (когнитивный компонент) — развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
  • Коммуникативную — развивает все компоненты устной речи.
  • Трудовую — воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
  • Познавательно-исследовательскую — развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
  • Музыкально-художественную — приобщает к музыкальному искусству.
  • Художественную литературу (чтение) — развивает речевой аппарат ребенка.

Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.

  • Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание.

Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

  • Ласковые лапки (для детей с 3 лет)

Обратите внимание! Основная задача — это снять напряжение, снизить агрессивность.

Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры. Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей. Таким образом происходит реализация определенных видов деятельности. Федеральный государственный стандарт развивает интеллектуальные качества будущих школьников. Поэтому есть основное условие для реализации данного направления:

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени». Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего.

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание! Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы.

Психическое и интеллектуальное познание ребят до пяти лет помогает в определении таких важных понятий, как «знак», «символ», «время». Изначально воспитатель знакомит малыша с глобусом, картой, символами. Ребенок начинает создавать портреты месяцев, символы групп, интересные макеты, климатические зоны с разными ландшафтами.

Особенности проведения занятий для ребят с задержкой психического развития

Воспитатель готовит аттестационный материал, который может включать серьезные темы, например, «Время». У ребенка перестраивается психология. Старший класс в детском саду учится фиксировать время по часам, изучать прошлое на примере динозавров, воссоздавать уголки далекого прошлого, используя макет.

В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.

Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.

Важно! Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется. Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.

Как оформляются детские участки

Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.

Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.

Обратите внимание! Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника.

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление.

Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.

Обратите внимание! Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

источник

Анализ педагогического опыта работы ДОУ по развитию познавательной активности детей — дошкольников с помощью педагогических условий

Основным документом, определяющим пути работы ДОУ №20, является программа « Развитие », которая составляется на пять лет. На основании этой программы составляется годовой план и образовательная программа, в которых указаны основные задачи и направления работы.

Одно из направлений работы — познавательное развитие. Оно связано с одним из приоритетных направлений, а именно — экологическим воспитанием. Работа ведется по парциальной программе «Юный эколог», а также по методическим разработкам «И учеба, и игра», «Развитие познавательных способностей» Анашкиной и «300 вопросов и ответов о домашних животных». Большое внимание уделяется формированию основ экологической культуры, осознанному отношению к природе, выработке первоначальных практических навыков. Начиная со второй младшей группы, проводятся занятия в «Зимнем саду».

В ходе наблюдения за работой эколога Аритоновой Т.В., мы выяснили, что предметы и игрушки используются во время занятий. В средней группе разнообразные предметы используются для создания проблемной ситуации, а игрушка для создания игровой ситуации и ознакомления с окружающим миром. Действия с предметами и игрушками позволяют ребенку узнать об их свойствах и качествах.

В годовом плане планируется кружковая работа по познавательному развитию. В них ребенок учится мыслить, развивает свое воображение, память, внимание, речь при решении интеллек-туальных задач и проблемных ситуаций.

На основании годового плана и общеобразовательной программы воспитатели МДОУ составляют перспективный и календарный план работы. В календарном плане указаны занятия по познавательному развитию. Они планируются со второй младшей группы. В них указывается возможное использование игрушек и предметов, например, при ознакомлении с животными, при ознакомлении с сенсорными эталонами, при обучении детей приемам классификации и обобщения.

Педагогические наблюдения за руководством игровой деятельностью позволяют сделать вывод о том, что воспитатели не всегда умеют правильно руководить этой деятельностью. Чаще это руководство связано с разрешением конфликтов между детьми.

Во время самостоятельной деятельности детей предлагает детям предметы и игрушки, но не всегда показывает способы действий с ними.

Во время проведения занятий игрушка не используется должным образом, чаще всего используется изображение игрушки на картинке.

С целью изучения педагогического опыта и руководства процессом познавательной активности, нами было проведено анкетирование воспитателей и родителей.

Читайте также:  Маленький принц анализ для детей

В анкетировании приняли участие 11 воспитателей.

Анализ результатов анкетирования показал, что 81% воспитателей понимают ценность игрушки и игровой деятельности в познании ребенком окружающей действительности. Лишь 2 воспитателя считают, что роль игрушки развлекать и удовлетворять ребенка в желании поиграть.

При ответе на второй вопрос анкеты одни педагоги (27%) указали, что игровая деятельность планируется эпизодически, а остальные (64%) указали, что работа планируется с использованием методических приемов таких, как внесение игрушки, экскурсий.

При ответе на третий вопрос, многие воспитатели считают, что для развития игровой деятельности в группах созданы все условия.

В ответах на четвертый вопрос анкеты: «Носит ли предметно-игровая среда развивающий характер?», все педагоги ответили утвердительно, хотя оговаривались отсутствием игрового материала. Многие игры делаются руками самих педагогов.

При ответе на пятый вопрос мнение воспитателей разделилось. Педагоги младших групп (54%) используют игрушку для создания игровой ситуации и привлечения внимания детей, педагоги средних, старших и подготовительных групп (55%) используют игрушку для создания игровой ситуации и для ознакомления со свойствами и качествами окружающего мира. Влияние на разнообразие ответов оказал влияние возрастной фактор.

При ответе на 7 вопрос мнение воспитателей было единодушным в том, что игрушка должна влиять на всестороннее развитие ребенка.

Отвечая на 6 вопрос, многие педагоги затруднялись ответить.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что многие воспитатели, особенно младших групп недостаточно используют игрушку и действия с ней для познания окружающей действительности, тем самым, замедляя процесс развития познавательной активности.

Для определения отношения родителей к проблеме развития

познавательной активности с использованием игрушки, было

проведено анкетирование с 16 родителями.

Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствует о неравнодушии родителей к данной проблеме. Большинство (75%) родителей при покупке игрушки ребенку руководствуются желанием расширить кругозор ребенка о мире вещей и природы. 56% родителей покупают игрушку исходя из просьбы ребенка.

Отвечая на 4 вопрос анкеты, 18% родителей считают, что ребенку нравятся все виды игрушек, 68% — нравятся готовые и конструкторы, 62 % — настольно-печатные и головоломки, и 25 % — считают конструкторы. Наблюдение за детьми показало, что родители не всегда хорошо знают, какие игрушки привлекают ребенка.

При ответе на 7 вопрос 75% родителей видят смысл своего участия в игре. Остальные 25% считают, что вмешиваться в детскую игру не стоит.

На основании выше сказанного, мы можем сделать вывод, что большинство родителей заинтересованы в использовании игрушки в воспитании, и ее роли во всестороннем развитии ребенка. Однако родители не всегда правильно направляют действие игрушки на расширение знаний об окружающей действительности и умение действовать ею.

II. Экспериментальная часть

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволил уточнить гипотезу: познавательная активность будет способствовать умственному развитию, позволит открыть больше нового для ребенка 4 — 5 лет при следующих педагогических условиях:

Если ежемесячно менять наполнение развивающей среды, которая позволяет открыть больше нового для ребенка, то она будет способствовать познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Познавательная активность будет выраженной, если у ребенка будет свободный выбор содержания деятельности

Для подтверждения гипотезы нами сформулирована цель экспериментального исследования: выявить эффективность предложенных педагогических условий различного использования предметов и игрушек для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Определены следующие задачи исследования:

  • 1. определить критерии оценки развития познавательной активности у детей 4 -5 лет;
  • 2. разработать диагностику и экспериментально проверить методику организации деятельности с предметами и игрушками для развития познавательной активности детей 4 — 5;
  • 3. выполнить анализ данных, полученных в результате экспериментальной работы;
  • 4. сформулировать педагогические выводы и разработать рекомендации по использованию действий с предметами и игрушками для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

Психолого-педагогический эксперимент с детьми 5-го года жизни в условиях МДОУ №20 в период с октября 2006г. по май 2007г. Воспитатель группы №10 Артюшкина Людмила Григорьевна. Стаж 15 лет категория II.

На базе группы были сформированы две подгруппы по 8 человек, в связи с тем, что в параллельных разновозрастных группах трудно проводить перекрестный эксперимент.

  • 1. Поповский Кирилл. 1. Шевчук Дима.
  • 2. Гудзь Владик. 2. Мундрескул Саша.
  • 3. Дидук Ксюша. 3. Амеличкин Алеша.
  • 4. Немчин Коля. 4. Панькова Лида.
  • 5. Соловьев Саша. 5. Бобров Валентин.
  • 6. Болгарь Алина. 6. Цуркан Саша.
  • 7. Голосной Максим. 7. Тельпис Влад.
  • 8. Пирус Женя. 8. Мельник Даниил.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

особенности развития познавательной активности

детей 4-5 года жизни (констатирующий этап);

возможности использования предметов и игрушек для развития познавательной активности детей 4 — 5 лет (формирующий этап);

анализ экспериментальной деятельности (контрольный).

1. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет.

Цель: определить особенности развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

В соответствии с целью этапа были сформированы следующие задачи:

  • 1. разработать диагностические задания, содержание бесед с дошкольниками;
  • 2. определить критерии оценки и уровни развития познавательной активности детей 4 — 5 лет.

На основе изучения психолого-педагогической литературы и программы «Детство» нами были выделены следующие критерии:

  • 1. Умение анализировать проблемную ситуацию и устанавливать причинно — следственные зависимости между свойствами предметов и их функциональными возможностями;
  • 2. Устойчивость познавательного интереса.

В соответствии с этими критериями были определены следующие уровни развития познавательной активности и количество баллов по каждому уровню.

ВЫСОКИЙ уровень. 7 — 9 баллов. У ребенка ярко выраженный познавательный интерес с предметами и игрушками, стремление выполнить предложенное задание с успехом. Умеет анализировать ситуацию, устанавливает причинно-следственные зависимости между свойствами предметов и их функциональными возможностями. В играх использует все игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Умеет устанавливать причинно-следственные связи. Умеет понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

СРЕДНИЙ уровень. 4 — 6 балла. У ребенка не устойчивый познавательный интерес, он не носит ярко выраженный характер. При обследовании предметов использует ориентировочно — исследовательские действия, но они не всегда направлены на познание скрытых свойств игрушек и предметов. Анализируя проблемную ситуацию, может определить проблему, объяснить причину ее возникновения. Не всегда устанавливает причинно-следственные связи, понимать и строить последовательно умозаключения. В игре использует игрушки и предметы знакомого функционального назначения, игрушки и предметы не знакомого функционального назначения не использует. Умеет выявлять, но не знает, как это делается.

НИЗКИЙ уровень. 1 — 3 балла. У ребенка не развит познавательный интерес к предметам, игрушкам. Не сформированы обследовательские действия. Не анализирует проблемную ситуацию. Не умеет устанавливать причинно-следственные связи в изображенной ситуации. Не умеет понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. В игре не использует даже знакомые предметы, игрушки без учета их функционального назначения. Не умеет выявлять познавательную задачу, выполнять практические действия, приходить к результату.

Для обследования детей использовались следующие формы и методы:

индивидуальная беседа с детьми (См. приложение №3);

4. диагностические задания.

Цель: определить эмоциональное отношение детей к игрушкам и предметам, стремление к общению со взрослыми.

Воспитателем были заданы детям следующие вопросы:

  • 1. Кто ты мальчик или девочка?
  • 2. Любишь ли ты играть? Почему?
  • 3. Во что ты любишь играть? С кем?
  • 4. Какие игрушки тебе нравятся? Почему?
  • 5. Какие игрушки тебе не нравятся? Почему?
  • 6. Интересно ли тебе из чего сделана твоя игрушка? Почему?
  • 7. Любишь ли ты разбирать игрушки? С какой целью?
  • 8. Интересно ли тебе экспериментировать? Почему?

Наблюдая за ответами детей группы А на вопросы беседы, мы заметили, что большинство из них любят играть. Затруднения вызывала просьба объяснить почему. Только Пирус Ж.. ответил, что это весело.

Отвечая на вопрос №3, большое предпочтение в ответах детей отдавалось играм с готовыми игрушками, такими как мяч, пистолеты, автоматы и т.д. только Немчин К. рассказал о том, как он интересно играет с мамой в конструктор и какие постройки он делает.

Затруднения вызывали ответы детей на вопрос №4. Дети называли игрушки, которые им нравятся, но причину этого не смогли объяснить.

Отвечая на вопрос №5, только Голосной Максим указал на отрицательное отношение к мелким игрушкам, из-за способности их быстро теряться. Остальные дети игрушек, которые им не нравятся, не называли.

Утвердительными были ответы на вопрос №6.

На вопрос №7 двое детей ( Гудзь В. и Немчин К.) ответили «Да», но мотивировать свой ответ не смогли. Голосной Максим ответил на этот вопрос отрицательно, объяснив, что мама не разрешает.

Одна Ксюша Дидук объяснила свое желание разбирать игрушки, стремлением узнать, из чего они сделаны. Ответы детей, занесены в протокол (См. приложение № 5).

Анализ ответов детей группы В на вопросы беседы показали, что почти у всех детей имеется положительное отношение к игрушкам.

Затруднение в ответах у детей вызывали вопросы, в которых необходимо было объяснить, мотивировать свой ответ.

На вопрос №3 Панькова Л. и Бобров В. ответили, что любят играть с детьми в садике, потому что здесь много игрушек. Остальные дети отдали предпочтение играм с мамами, папами, братиками.

При ответе на вопрос №4 дети называли разные игрушки. Так девочкам (Мундрескул С. и Цуркан С.) больше нравятся куклы, а мальчикам — пистолеты, пулеметы.

Один ребенок (Тельпис Влад) не стремился к общению с воспитателем. При попытке воспитателя привлечь внимание, заинтересовать игрушкой, она либо игнорировалась ребенком, либо отбрасывалась с негодованием в сторону.

На вопрос №6 и №8 дети группы В отвечали аналогично детям группы А. Ответы были односложными, без объяснения своих интересов.

Четверо детей ( Панькова Л., Шевчук Д., Мундрескул С., Тельпис В.) на вопрос №7, ответили отрицательно, остальные

ответы были утвердительными, но объяснения причин не было.

Ответы детей занесены в протокол (См. приложение № 6).

В ходе индивидуальных бесед с детьми, мы смогли выяснить, что почти все дети любят играть с игрушками и относятся к ним эмоционально-положительно. Только Тельпис В. проявил отрицательное отношение к игрушке. В процессе беседы почти все дети вступали в общение с воспитателем, кроме Тельписа В. Общение детей было затруднено, по причине недостаточно развитой речи детей и бедностью их словарного запаса.

Цель: определить умение ребенка анализировать проблемную ситуацию, устанавливать причинно — следственные связи и умение детей различать людей по половым признакам.

Материал: картинки с изображением семьи и отдельные карточки, на которых изображены подарки.

Ход исследования. Воспитатель обращается к детям: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в игру «Подари подарки». В ходе эксперимента мы заметили, что Болгарь А., Соловьев С., Шевчук Д., Панькова Л., Голосной М., Тельпис В., Мундрескул С., Мельник Д. не смогли правильно соотнести подарки членам семьи.

Дети Гудзь В., Амеличкин А., Поповский К., Пирус Ж., Цуркан С., Немчин К. правильно разложили карточки (подарки), но объяснить правильность своего выбора не смогли.

Только Дидук К.и Бобров В. выполнили задание правильно и смогли объяснить ситуацию.

Результаты исследования занесены в протокол (См. приложение №9 и №10).

Анализируя ответы детей, можно судить о том, что не все дети умеют анализировать проблемную ситуацию и устанавливать причинно — следственную связь.

ИГРОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

«Постройка моста для переправы на другой берег».

Цель: определить уровень развития познавательного интереса, способность представлять будущую постройку, самостоятельно анализировать и рассуждать.

Материал: набор строительного материала и две машины (большая и маленькая) познавательный дошкольный игровой мнемический

Ход исследования: Воспитатель во время беседы предлагает детям вспомнить, что у нас проходит через реку Днестр. Дети Бобров В. и Амеличкин А. ответили, что через реку проходит большой мост, по которому ходят люди и ездят машины. Затем воспитатель говорит: «А сегодня мы с вами будем строить мост из набора строительного конструктора». Наблюдая за действиями детей и их активностью, мы смогли заметить, что детей Голосного М., Соловьева С., Болгарь А. и Тельписа В. заинтересовала сама игровая ситуация, а именно рассказ воспитателя о мостах. Они стали строить мост, но к постройке большого интереса не проявили. Дети Гудзь В., Немчин К., Поповский К. и Пирус Ж. заинтересовались постройкой моста. С интересом начали строить разнообразные простые мосты. На вопросы воспитателя: «Может ли проехать через узкий мост большая грузовая машина?» Дети Ксюша Д., Валентин Б., Влад Т. ответили, что не может, потому что машина большая и не сможет проехать по узкому мосту. (Алеша А. сказал, что нужен широкий мост). Цуркан С. заметила «машина большая и она может перевернуться.

Анализируя деятельность детей, можно определить уровень их познавательного интереса.

Данные исследования занесены в протокол (См. приложение №7 и №8).

Цель: определить уровень развития познавательного интереса и познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями.

Материал: таз с водой, цветные пробки, крышечки, деревянные бруски, бумажные кораблики.

Ход. Воспитатель привлекает внимание детей и предлагает им поиграть в «кораблики». В ходе наблюдения за детьми, мы смогли заметить, что Голосной М., Болгарь А., Шевчук Д. и Соловьев С. использовали для создания флота, только железные крышечки, которые кидали в воду, но дети не проявили интереса. Им нравилось, как железные корабли тонули. Остальные дети группы А и группы В кидая предметы в воду не смогли объяснить почему одни предметы тонут, другие плавают.

Анализ результатов позволил нам судить о том, что у детей группы А и группы В не достаточно сформированы знания о свойствах предметов и умение исследовать эти свойства на практике.

Данные исследования занесены в протокол (См. приложение № 7 и №8).

Для исследования уровня развития мышления нами были использованы диагностические задания, разработанные Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. и Немовым Р.С.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.

Цель: исследовать умение устанавливать причинно-следственные связи и анализировать.

Материал: картинки с изображением разрезанные на три части. Ход. Детям предлагается собрать животное из разных частей животных и рассказать о нем: что ест, где живет, из каких частей состоит.

Данные занесены в протоколы (См. приложение №9 и №10).

Анализ данных, позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе у детей Шевчука Д., Мундрескул С., Паньковой Л., Тельписа В. и Мельника Д. проявились затруднения. Они не смогли собрать животное из отдельных частей и дать характеристику особенности данного животного. Амеличкин А. и Цуркан С. смогли собрать и назвать, чем питается данное животное и где живет.

Наблюдая за выполнением задания детей группы А, мы смогли заметить аналогичные затруднения и ошибки. Дидук К. и Бобров В. смогли выполнить задание, собрать животное и назвать из каких трех частей оно состоит.

Данные свидетельствуют о том, что у дошкольников как экспериментальной, так и контрольной группы развито мышление, но при этом они допускают ошибки.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.

Цель: изучить умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно — следственные связи.

Материал: четыре сюжетные картинки, на которых изображены этапы какого-либо события.

Ход. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки. Воспитатель говорит детям: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать с чего все началось и чем закончилось». Затем составить рассказ по картинкам. Анализ данных, полученный в результате проведения диагностического задания, позволяет говорить о том, что в контрольной группе у детей Соловьева С., Болгарь А. и Шевчука Д. проявились затруднения в определении последовательности картинок и составлении рассказа. Дети Гудзь В., Поповский К., Немчин К.и Пирус Ж.допустили по одной ошибке, но согли составить с помощью подсказок воспитателя рассказ. Наблюдая за детьми экспериментальной группы, мы заметили такие же ошибки. Только Боров В. и Дидук К. смогли правильно разложить свои карточки, но рассказ составили с помощью взрослого. Данные свидетельствуют, что у детей контрольной и экспериментальной группы развито логическое мышление. Выполняя задание, дети учились обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи и наблюдательность.

Качественный анализ уровня познавательной активности в группах А и группах В приведен в сводных таблицах (См приложение №11 и №12).

Количественный анализ уровней познавательной активности приведен в таблице №1

источник