Меню Рубрики

Анализ по экономическому воспитанию детей

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

  • научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
  • с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  • научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;
  • вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства определила “Раннее приобщение детей к экономике”.

Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала и апробировала проект “Экономика – жизнь и игра”, с помощью которого пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Апробация проекта “Экономика – жизнь игра” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Наблюдения в процессе игровой деятельности и результаты проводимого диагностирования показывают, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование основ экономической культуры у детей – дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность малышей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре проводится с постепенным усложнением и включает 4 блока.

Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. В зависимости от содержания знаний ведущим является определенный вид деятельности, например усвоение знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) успешнее всего происходит в разнообразных играх: дидактических, настольно – печатных, ролевых ( “Магазин игрушек”, “Ярмарка”, “Семья”, “Детское кафе”), дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.

Знания о том, почему следует беречь, экономить результаты труда людей, игрушки, книги, дети успешнее всего осваивают в процессе разных видов продуктивной деятельности (трудовой, изобразительной), в ходе которых действуют с необходимыми материалами.

Воспитание качества экономности реализуется в процессе использования различных материалов, средств для осуществления замысла; суть рациональности (разумности) – в умении планировать процесс деятельности, применять наиболее выгодное решение (по пословице “Семь раз отмерь – один раз отрежь”).

Говоря о методах и средствах экономического воспитания, необходимо выделить специальную работу по формированию у детей полезных навыков и привычек. Многие из них связаны с воспитанием культуры поведения в быту и общей воспитанностью: выключить свет, когда выходишь из помещения, для этого использовать схему с символикой горящей и выключенной лампочкой и игру-пособие “Его величество – электричество”, о бережном отношении к воде – беседа “Сколько нам нужно воды?”, “Зачем экономить воду?”

На первых ступенях работы блока “Потребности” дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище. Без них невозможно или очень трудно существовать в течение длительного времени. Животные и растения удовлетворяют свою потребность в перечисленных средствах существования из природы или рук человека. Человек же удовлетворяет эти первейшие жизненные потребности как из естественных, природных источников, так и с помощью экономики, хозяйства.

Экономические потребности удовлетворяются купленными товарами или оплаченными услугами производителей. Одна из наиболее сильных человеческих потребностей – это потребность в общении, потребность иметь друзей. Человек нуждается в развитии своих возможностей и способностей, поэтому ему необходимы образование, творческое и физическое развитие.

Развитие представлений детей о потребностях строится поэтапно:

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или хотят пить, когда нужно одеться и умыться, когда хочется играть, рисовать, лепить, послушать сказку и т.д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие – то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т.д., откуда берутся необходимые вещи, кто оказывает те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

Усиление внимания к проблемам общения: как попросить о нужном предмете, помощи, услуге, как предложить свои помощь или услугу.

Ознакомление с разными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

1. Сформировать у детей четкие представления о том, что необходимо в той или иной ситуации им самим, окружающим их конкретным людям, растениям, животным, героям художественных произведений – т.е. представления о том, какие у них потребности.

2. Развить у детей представления: об элементах множества, о признаках, по которым предметы могут быть отнесены к тому или иному множеству; о таких категориях, как “живое” и “неживое”, “есть” или “нет”; о свойствах воздуха, воды, почвы; о видах транспорта, о разных профессиях.

На 2 этапе работы оказывать помощь детям в знакомстве и общении друг с другом, выявление общего между ними, склонности и интересы каждого, помогать в осознании потребности в дружеском общении, в узнавании нового. Обсуждать с детьми, в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Вместе с детьми выделить из этого разнообразия.

Экономические проблемы:

  • знакомить с экономической категорией “потребность”;
  • расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;
  • развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с детьми выяснить причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, воздух, жилище, одежда, обувь, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т.д.)

Обсуждение: что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям (гигиена и культура питания, качество товаров, необходимость в книгах, театре, кино и т.д.)

Выявить зависимость между потребностями и правилами жизни (чтобы удовлетворить потребности, нужны определенные правила). Знакомить детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

Основные экономические понятия:

Экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

После того, как дети усвоили экономические понятия и решали практические задания самостоятельно перешла ко 2 блоку: Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена, основной идеей которого является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно для его жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Свободный обмен как стремление получать ту или иную выгоду.

Бартер – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – это цена работы по производству товаров и услуг. Цена – некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

Рынок – обмен товарами и услугами между продавцами и покупателями.

Озадачить ребенка помогают игровые проблемные ситуации, создающиеся путем незначительного изменения предметно – игровой среды, образов и знаков, требующих иных способов решения, используя методы разъяснения, беседы, рассказа. То есть создавать мотив, побуждающий ребенка к действию, расширению представлений о современных экономических проблемах, пониманию позитивных сторон рыночных отношений

Проведение ситуативных игр “Семья”, “Магазин”, во время которых дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются “деньгами”.

Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают “заказы” на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы.

Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление “денег”, вывесок и др.), конструированию.

Пребывание детей в “безденежном” обществе – игра без пользования деньгами и обмена товарами и услугами (что удобнее?).

1 этап. Обмен и деньги. Рынок.

— Развитие у детей представлений: о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между производителями товаров и услуг; об обмене товарами и услугами; о назначении цены; о деньгах как универсальном средстве обмена; о спросе и предложении и их влияние на величину цены.

— Организация “рынка” обмена товарами и услугами, чтобы каждый мог получить желаемое. Объяснение нескольких значений слова “рынок”.

— Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение денег. Использование придуманных денег в играх по обмену. Проведение беседы о функции и значении денег.

— Обсуждение понятия “бартер”. Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.

2 этап. Спрос и предложение. Установление цены.

— Развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

— Проведение практического занятия: производство товара (игрушки, поделки и т.д.), который бы отвечал спросу; защита лучшего “товара” (реклама); конкурс на лучший товар или услугу; установление цены. Определение спроса и предложения.

— Проведение беседы о деньгах и о денежных единицах разных стран, о новой европейской денежной единицы.

3 этап. Практические занятия.

— Выставка – продажа изделий, изготовленных детьми.

Основные экономические понятия: товары, услуги, взаимозависимость, обмен, продажа, спрос, предложение, цена, деньги, рынок.

Итак, дети познакомились с потребностями человека, животных и растений, узнали, что такое деньги, как образуется цена на товары, где можно приобрести товар, где он производится. Значит пришло время узнать кто и как производит товар.

Так переходим к 3 блоку “Производитель и ресурсы. Реклама и возможности”.

— Ознакомление детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), разнообразием природных ресурсов, различными способами их применения.

— Ознакомление детей с понятиями “товар” и “потребитель”.

— Обсуждение необходимости ресурсов для изготовления любого товара.

— Представление о сути ресурсов (человеческих, природных, капитальных) и их использование для изготовления товаров.

Задачи предварительной работы

1. В результате наблюдения, бесед, чтения художественных произведений подвести детей к выводу: одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие сделаны людьми.

Познакомить детей с понятием “природа”, объяснить, что относится к природному миру.

Познакомить с понятием “товар”.

1 этап Расширение и углубление понятия “ресурсы”

Расширение представлений: о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Обсуждение с детьми вопроса о том, откуда берутся продукты питания ( из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

2 этап Какие бывают производители.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг ( представителями разных профессий), видами транспорта, разнообразием транспортных услуг. Расширение представлений о капитальных ресурсах (об инструментах, которыми пользуются люди), о взаимосвязях разных профессий. Обсуждение вопроса о том, что для удовлетворения потребностей нужны товары и услуги. Уточнение понятий: “товары”, “услуги”, “потребитель”, “производитель”. Выяснение взаимосвязи потребления и производства, услуг. Проведение практических занятий по теме “Что кому нужно, что кем производится?”

Читайте также:  Анализ ситуации в проекте одаренные дети

3 этап Решение практических задач

Продолжение ознакомления детей с производителями товаров и услуг – представителями разных профессий; расширение представлений детей о ресурсах, о процессе производства знакомых товаров, о цепочках производителей. Решение задачи “Как появляется новая тетрадь” (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг,постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса). Ознакомление детей с понятием “экономия ресурсов”.

Основные экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители, производители, ресурсы.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.

Почему бы любовь наших детей к рекламе не использовать в образовательных целях? Ведь реклама – это особый жанр искусства. Что характерно для хорошей рекламы? Краткость, образность, привлекательность для зрителя.

Что должен уметь хороший специалист по рекламе?

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества. Чем-то “словесная” часть рекламы сродне пословицам и поговоркам, с которыми мы знакомим детей, подчеркивая афористичность, краткость. Можно предложить детям создать свою рекламу. Опыт показывает, что они с восторгом включаются в эту игру.

Для составления рекламы ребенок сначала должен как можно больше узнать об объекте (товаре) и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Поскольку детям трудно уложить всю информацию в одну – две фразы, можно начать с 4 – 6 предложений. Приветствуется использование отдельных выражений из уже известной рекламы. Такие задания не только развивают творческие способности ребенка, но и его речь, учат кратко выражать свои мысли. К созданию рекламы можно подключить и родителей. Практика показывает, что к созданию рекламы они подключаются с не меньшим энтузиазмом, чем их дети. Можно устроить конкурс на лучшую рекламу – это внесет в работу соревновательный элемент. Текст рекламы можно предложить проиллюстрировать рисунками.

Можно употреблять несколько вариантов рекламных заданий.

Рекламируемый предмет заранее известен всей группе.

Ребенок может выбрать любой персонаж и от его имени прорекламировать место его жительства (для этого нужны знания об особенностях этого персонажа, его образе жизни, характерных признаках его места обитания). (Например: реклама домика Буратино).

2. Рекламируемый объект известен только автору.

По тексту рекламы участники игры определяют, что именно рекламируется. В этом случае сразу видно, удачно или нет составлена реклама, на сколько она выразительна, действительно ли отобраны характерные признаки объекта. При этом важно, что сам автор сразу ощущает степень своего “профессионализма”: чем лучше составлена реклама, тем быстрее дети отгадывают, что именно рекламируется. (Например: Реклама муравейника).

3. Реклама может быть использована как одна из форм обобщения наблюдений.

В этом случае в содержании рекламы отражаются результаты собственной работы каждого ребенка.

Основные экономические понятия: реклама, рекламировать, рекламодатель, рекламный агент, “свое дело”.

Следующий шаг – подвести детей к мысли, что нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также к бережному отношению того, что имеешь. Отсюда и название 4 блока “Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика”.

Ограниченность ресурсов: нельзя иметь все товары и услуги, которые можно пожелать. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что люди постоянно сталкиваются с проблемой выбора. Из – за ограниченности ресурсов всегда приходится выбирать, на что их потратить, т.е. что именно и в каком количестве произвести из этих ресурсов. Существует множество способов удовлетворения потребностей. Как выбрать один из них?

Предварительная работа Создание на занятии ситуации выбора: дети выбирают вид деятельности, ресурсы. Выделение критериев выбора. Проведение игры “Что мы выбираем?”

Подведение детей к выводу о том, что ресурсы всегда ограничены, с этим сталкиваются и люди, и животные.

Обучение детей узнаванию ситуации ограниченности ресурсов в случае их меньшего числа в сравнении с количеством потребителей.

Обсуждение времени как ресурса, невосполнимости этого ресурса, умения правильно организовать время для удовлетворения потребностей.

1 этап. Расширение и углубление темы.

— Создание ситуаций ограниченности ресурсов в процессе разных видов деятельности детей.

— Продолжение работы по развитию представлений об ограниченности ресурсов, ознакомление детей с проблемой выбора.

— Уточнение понятий “ресурсы”, “ограниченность ресурсов”, ознакомление с понятиями “выбор”, “цена выбора”.

— Выяснение с детьми возможности удовлетворения всех потребностей.

— Выявление проблем: почему невозможно удовлетворить все потребности; ограниченность каких ресурсов мешает этому; как приходится поступать, когда ресурсы ограничены; от чего приходится отказываться, делая свой выбор (цена выбора).

3 этап. Решение практических задач.

— Беседы, чтение рассказов по данной теме.

— Проведение ситуативных игр, в ходе которых внимание детей акцентируется на том, что все ресурсы ограничены, одни и те же ресурсы можно использовать разными способами, всякий раз необходимо принимать решение, какой из способов выбирать.

— Использование в играх реальных ситуаций, в которых дети решали бы не только экономические задачи, но и экологические и нравственные проблемы.

Основные экономические понятия: возможность, потребность, ограниченность, выбор, цена выбора.

Таким образом, постепенное усложнение работы по формированию экономических представлений у дошкольников способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

источник

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Алиева Евгения Владимировна

Магистрант кафедры «Педагогики и психологии детства»

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Россия, г. Омск

Актуальность. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, образующихся в экономической деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйского, бережного, честного отношения к общественному достоянию, ответственности. Единство экономической деятельности и экономической подготовки представляют экономическую культуру.

В связи с переходом к рыночной экономике экономическое образование и воспитание приобретает особую актуальность. Также особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в наше время. Экономика – неотъемлемая часть нашей современной жизни. Необходимость ориентироваться в экономических понятиях и применять их в речи становится обязательна.

В толковом словаре Ушакова, экономика определяется как решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться [14].

В. А. Эдельман. А. В. Александров дали определение понятию экономика, или экономия — это совокупность общественных отношений и социальных.

Экономика (от др.-греч. οἶκος «дом, хозяйство; хозяйствование» + νόμος « ном , территория управления хозяйствованием; правило, закон»; буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества , а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства , распределения , обмена и потребления [1].

А.И. Базылева [7] дает следующие определения основным понятиям:

Бюджет — финансовый документ, являющийся планом получения доходов и их последующего расходования.

Бартер — вид торговой сделки, в которой товары обмениваются не на деньги, а на другие товары и услуги. Сколько и на что меняют определяется по договоренности между участниками обмена.

Биржа — место массовых сделок по продаже товаров, например зерна и каучука.

Затраты — это необходимые расходы для производства продукции или оказания услуг [7].

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, любовь.

Дисциплинированность — черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов.

Ответственность — отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д[3].

Деловитость — качество личности, характеризующее ее направленность на ответственное выполнение взятых на себя обязательств; это отношение человека к работе, его способность ее выполнять толково, без лишних слов и суеты[4].

Экономность -бережливость, домовитость, расчетливость, рачительность, умеренность [5].

Предприимчивость — предприимчивый характер, находчивость, соединенная с энергией и практичностью[6].

Предприимчивость — деловая активность, инициативность, способность к начинанию и осуществлению дела, приносящего успех. Предпринять что-либо — значит сделать инициативное, упреждающее действие, проявить активность до того, как будут четко определены ее условия и последствия[6].

Целеустремленн ость — направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного[6].

Образовательный процесс — понимается, как «» и личности. Э.Г.

Э.В. Курбанниязов характеризует экономическое воспитание как организационную педагогическую деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся [15].

определению С. экономическое — организованная деятельность, на экономической учащихся, школьников, детям экономическое , освоить аппарат, необходимый ориентации современном мире [16] .

К.Н.Савин подчеркивает, что экономическая культура — это совокупность достижений младших школьников в общественно-полезной и учебной деятельности по овладению первоначальными экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, по формированию экономически значимых качеств личности [17].

Экономическое мышление – это отражение человеком закономерностей общественного производства в виде понятий, а точнее говоря, в их определенной системе, логической связи. Поэтому очевидно, что это требует постоянного повышения экономических знаний и навыков[18].

В процессе экономического воспитания школьников важно заложить основы экономического мышления. Но для этого необходимо включение детей в посильные виды трудовой и экономической деятельности [19].

Экономического воспитание — организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономической культуры учащихся[8].

Экономическое мышление — отражение закономерностей производства виде , а говоря, их системе, связи [20].

Экономического образование — подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности [9].

Экономического сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т. д.

Экономическое сознание — это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности[10].

Экономическая жизнь — это рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг через механизм конкуренции[10].

Экономическая жизнь — это сфера общественной жизни, которая также включает социальную жизнь (взаимодействие классов, социальных слоев, групп), политическую (деятельность государственных организаций, политических партий), духовную (мораль, религия, образование, наука и т.д.). Все четыре сферы тесно связаны между собой, взаимодействуют и влияют друг на друга, так как общество — это система совместной деятельности людей (способы) и формы их объединения [10].

Экономические знания — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни , в производстве знаний высоких технологий , инноваций и высококачественных услуг[11].

Н. Моисеев , что — источник — с времен как инструмент воспитания . Ведь говорится: « — ложь, в намек, молодцам » [21] .

(учебная) ( лат. — поездка, ) – форма учебно- процесса, проводить и различных и в условиях в , на и .

М.. Анциферов, определение экскурсия — прогулка, которой изучение темы конкретном , доступном . [5].

Л. , считает, экскурсия – наглядный получения , воспитания посещений заранее теме объектов (, завод, и . д.) специальным (экскурсоводом). [9].

.Ф. , Ю.. Соколовский, понятие – особая учебной внеучебной , в осуществляется деятельность -экскурсовода руководимых школьников- в изучения действительности, в условиях (, колхоз, истории культуры, места, и .) или специально хранилищах (музей, ) [22]

мнению С.И , словарь — книга или другой , информация котором c разбивки небольшие , отсортированные названию тематике[21].

отмечает Д.И. , большинство «не словарь, действенное обучения. считают хранилищем слов, не повышения владения ». Вместе тем, , что необходимого учебной невозможно сформированных использования [23] .

А.И. дает определение как способу образовательной , который детальную проблемы, она, свою , должна достижением , практического () результата, тем иным [23] .

Так понятие «» В..Полонская: « — это , идеальный предполагаемого возможного , состояния, некоторых — план, какого- действия» [23].

проектов , педагогическом , характеризуется форма обучения, которой приобретают , умения навыки процессе и постепенно практических — проектов, совместно учителем учащимися процессе , с окружающей и детей [24].

Читайте также:  Анализ сказки для детей 4 лет

отмечает .П. , проект – специально учителем самостоятельно учащимися действий, созданием продукта[12].

.Д. определяет проектов совокупность –познавательных , которые решить или проблему результате действий с презентацией результатов [25].

Т. И. Шамова пишет, технология деятельности собой последовательность , операций отбору, , подготовке , включению в деятельность, самой , подведению итогов [26] .

в терминов общей социальной характеризуется форма в ситуациях, на и общественного , фиксированного социально способах предметных , в науки культуры [26].

, по словарю педагога, – свободная , являющаяся самовыражения и на потребностей развлечении, , снятии , а на определенных и [27].

.А. писал: « игры и может полноценного развития. – это светлое , через в мир вливается поток , понятий. – это , зажигающая пытливости любознательности» [14].

Сюжетно-ролевые – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [12].

Сюжетно-дидактических игры были созданы А.А. Смоленцевой. Сюжетно дидактической в такой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Экономическая игра — это такой проект, который позволяет вам, так сказать, элегантно обобрать искателей легких денег.

Экономическая игра — это возможность оценить собственные организаторские, конкурентные и управленческие способности на практике. Иными словами, каждый участник в игровой, развлекательной форме планирует, анализирует и отдает команды подчиненным, но происходит это все в виртуальном, хотя и максимально приближенном к реальному, мире[13].

.К. считает, взаимодействие что , как информацией управляющей идёт « информация», обратном – информация функционировании подсистемы ( обратной ) [28].

В словаре «информацией» обмен , сведения лицах, , фактах, , явлениях процессах от представления.

собрание толковом С.. Ожегова – важный инструмент руках , совместное членов для , решения либо [5].

И. В. , И. Р . Позднякова считают, что (лат. — обращение советом) – учебного , предусматривающая ученикам помощи усвоении знаний выработке умений навыков ответа на вопросы объяснения теоретических или их применения [29].

-класс понятие к из языка. оно двух . Первое master эксперта какой- области. слово переводится «урок» «занятие». два вместе, мероприятие, котором делится опытом знаниями [30].

Библиографический использованных и

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

Мария Монтессори .От трех до пяти лет Воспитание личности Творчество трудолюбие самостоятельность, Фаусек Ю

Новая философская энциклопедия . Издательство «Мысль» (2010).

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. – 2000

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

Толковый словарь русского языка Ушакова

В. П. Позняков. Энциклопедия гуманитарных наук

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Маршалл А. Принципы экономической науки . Т.1. М.: Прогресс, 1993

Корчагин Ю. А. Современная экономика России.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

Сухомлинский, В.А., М. : Педагогика, 1990.

Курбанниязов, Э. В. Вопросы теории и методики экономического воспитания школьников. Ашхабад, 2005.

,С.. Словарь. понятия, , актуальная . — М.: СПО.1999

Савин,К.Н., Нижегородов Е.В. Экономика: введение в экономический анализ 2011. – 216 с.

Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

Бадмаев, С. Б., Березовская, Д. А. Экономическое воспитание учащихся. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2008.

Грищенко, Т. В. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников. М., 1991.

Моисеева, Н.Н. Численные методы оптимального управления.– М.: Наука, 1971. 2.

Родин, А.Ф., Соколовский, Ю.Е., Экскурсионная работа по истории Пособие для учителей, М.: Просвещение, 1974. — 136 с.

Шамова, Д.И. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.

Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике. — М., 2004

Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

Шамова, Т.И., Третьяков П.И. Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 320 с.

Чернов, А.Ю. «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» — М.: «Перспектива», 2004.

Румянцева, З. К. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. — М.: ИНФРА — М, 2001.

Степаненко, Е., Дидактика , В.И.. Основные компоненты педагогического процесса — Армавир, 1995.

источник

Хамбикова Рузия
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста: актуальность и значение

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, помогает сформировать у ребёнка морально экономические качества, которые помогут ему для развития интереса в мире экономики. Вводя ребёнка в мир экономики, мы помогаем ему, раскрыть окружающий мир духовных и материальных ценностей.

Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

Экономическое воспитание начинается с самого раннего возраста — с двух лет.

Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка. Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

В современном мире тема актуальна, так как ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.

Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее — откуда они берутся, и самое последнее — куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей. Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда.

Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.

Тем не менее, именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок — дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий — труд и деньги — обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Среди воспитателей бытует мнение: чем позже ребенок узнает, что такое деньги, в чем их назначение, тем лучше. Мне трудно с этим согласиться. Обратите внимание, какое пристальное внимание уделяют за рубежом подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, к умению зарабатывать деньги и иметь свое дело. Специальное экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе. Например, в Германии детей уже с четырехлетнего возраста целенаправленно знакомят с назначением денег и их разумной тратой. Родители дают детям (в зависимости от возраста и возможностей семьи) некоторую сумму — карманные деньги на определенный период времени. Они приучают использовать их разумно, не тратить зря, объясняют, что нужно осторожно относиться к рекламе, не доверять ей безоговорочно. Истоки детской бережливости и расчетливости возникают в немецкой семье не сами по себе. Немцы генетически знают, что способность распоряжаться деньгами – необходимый жизненный навык, такой же, как умение переходить улицу, и его надо приобрести до школы. В Японии и США родители стараются приобщить детей к работе на собственных предприятиях. Научная и популярная литература заполнена материалами типа: «Если вы хотите иметь свое дело», «Как делать деньги», «Как стать богатым». С нашей точки зрения, в таких публикациях не всегда соблюдается чувство меры, настораживает содержащийся в них чрезмерно настойчивый призыв «делать деньги». Моральная сторона проблемы при этом почти не затрагивается: как зарабатывать, почему следует честно «делать бизнес» и др. В этом плане большой интерес представляет опыт воспитания детей в Англии. С детских лет в культ возводится такое качество, как трудолюбие, ребенку внушают важность приобретения хорошей профессии, которая позволит в будущем создать семью и обеспечить ее достаток. Сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания.

Таким образом, задача педагогов и родителей — помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. В дошкольном возрасте можно дать элементарные сведения из области экономики: научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; с помощью игр, экономических задач, кроссвордов – ввести ребят в сложный мир вещей, предметов, человеческих взаимоотношений.

Необходимо дать знания о взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, щедрость, достоинство. Разумно расходовать деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников.

Формирование экономического сознания – дает знания о новых профессиях (менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, банкир, рекламный агент и т. д.) и умение рассказать о них. Обогащается детский словарный запас, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не боятся проигрыша, стремление доводить начатое дело до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

«Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» Сегодня каждый из нас понимает, что судьба государства зависит от экономической,.

Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Актуальность использования инновационных технологий для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Ребенок с первых.

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Консультация для педагогов и родителей «Экономическое воспитание дошкольников, как необходимый фактор современности» Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, что определяется ФГОС дошкольного образования.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 1645 раз

Аблитарова А. Р., Саганджиева Э. Ш. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 22.10.2019).

Постановка проблемы. Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Читайте также:  Анализ сказки дети в роще

Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Проблема содержания экономического воспитанияиобразованиядошкольников весьма неоднозначна и связи с этим возникает противоречиемежду необходимостью повышения уровня развития экономической образованности детей и недостаточно разработанной системы занятий для дошкольников по развитию базисных экономических представлений. Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное.

Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания дошкольников. В процессе её осуществления дети осваивают понятия об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [1, с. 8].

Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как части общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей).

Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.

Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, потому что данная проблема как отрасль экономического воспитания дошкольников формирует мировоззрение, ценностное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности [5, с. 12].

Доминирующими формами работы педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми является игра. Созданные благоприятные условия помогают каждому дошкольнику найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического содержания, формирование познавательных и творческих способностей; вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Элементарные вычисления, счёт, измерения — это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания [2, с. 25].

Вместе с другими отраслями образования и воспитания (физическое, трудовое, умственное, эстетическое) экономическое выступает как сравнительно молодое. Первые упоминания об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я. А. Коменского в «Материнской школе», Макаренко А. С. «Семейное хозяйство» и «Педагогическая поэма», в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Крупской Н. К., В. А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори. На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые раскрывают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека).

Таким образом старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а также учебно-методические пособия. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно [там же].

Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании семейного бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора. По мнению психологов и педагогов, экономическое воспитание детей лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, которая вводит дошкольника в заблуждение.

Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона — нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами. В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка.

Классически при реализации задач экономического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выделяют четыре направления работы [5, с.10]:

  1. Ознакомление детей с экономическими терминами, подача знаний о труде и обо всем, что с ними связано, согласно с основными программами развития, воспитания и обучения в ДОУ. Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах дошкольного учреждения, потому что труд — основа, ведущая категория экономической науки.
  2. Ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка и др.; с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер и др. Закрепление знаний из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальная, коллективная работа); ознакомление с понятиями: дороже — дешевле, выгодно — невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формирование знаний об аккуратном и экономном человеке, хорошем хозяине; обучение правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.
  3. Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
  4. Педагогически взаимодействовать с родителями, проводить просветительскую работу по вопросам экономического образования дошкольников и активно их привлекать к процессу формирования экономических знаний детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.

На основе современных исследований существуют

специальные разработанные программы, благодаря которым дети знакомятся с экономическими понятиями, категориями, законами, в которых учитываются психолого-физиологические особенности дошкольников. Исследования последних лет, реформы в системе образования, социальные факторы свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно в период дошкольного детства, о создании соответствующих программ (парциальных) в дошкольных учреждениях. В детском саду формируют общие математические понятия и формируются элементарные математические представления. Вопрос об экономическом образовании детей дошкольного возраста становится актуальным в современных условиях развития общества [4, с. 6].

Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями как одно из основных базисных направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Экономическое образование детей дошкольного возраста — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Выделяют следующие методы и приемы экономического воспитания детей дошкольного возраста:

Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Чтение художественной литературы. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.

Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

  1. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. — М., 2002.
  2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. — М., 1993.
  3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. — Н.Новгород, 1994.
  4. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1993.
  5. Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. — Н.Новгород, 1999.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного.

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей. Возможности экономического воспитания в.

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале.

Экономическое воспитание — это процесс, который направлен на взаимодействия взрослого и ребёнка. Он формирует духовную основу ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе.

дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, экономическое образование, экономическое мышление, экономическое воспитание дошкольников, экономическое воспитание детей.

Экономическое воспитание — еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, ребенок черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она.

О педагогической проблеме воспитания детей дошкольного.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного.  Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.

Экономическое воспитание способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, простейших экономических связях и зависимостях, о рациональной организованности этих связей через трудовую деятельность людей.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников | Статья в журнале. Экономическое образование и воспитание младших школьников.

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст.

Базисные экономические представления детей как. Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность. Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и.

источник