Меню Рубрики

Анализ питания детей в лагере

Одним из самых важных вопросов пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления является правильное, хорошо организованное с гигиенической точки зрения, питание. Рациональное питания является одним из ключевых факторов поддержания здоровья детей и эффективности оздоровления. Оно обеспечивает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов окружающей среды, своего рода подготовку детского организма к новым учебным нагрузкам.

Рациональное — это правильно организованное питание вкусной и здоровой пищей, содержащей адекватные количества пищевых веществ, т.е. сбалансированное по белкам, жирам, углеводам, микронутриентам (витаминам и минералам), которые так необходимы для развития и функционирования детского организма, и энергетической ценности.

Требования к организации питания детей в детских оздоровительных лагерях, установлены санитарными правилами СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В соответствии с санитарными правилами в детских оздоровительных лагерях разрабатывается примерное меню, утвержденное руководителем детского оздоровительного лагеря, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов пищевых продуктов для организации питания детей.

Примерное меню включает распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи, а также составляется с учетом необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, рекомендуемого объема блюд для детей различных возрастных групп (7 — 10 и 11 — 17 лет).

Кратность питания детей в детских оздоровительных лагерях не менее 5 раз (завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин).

Завтрак должен состоять из горячего блюда, бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое горячее блюдо, второе горячее блюдо, напиток. Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. Второй ужин включает кисломолочный напиток (можно дополнить кондитерским изделием (печенье, вафли и другое).

В примерном меню предусматривается ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса, картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли.

Остальные продукты (творог, сметана, птица, рыба, сыр, яйцо, соки и другие) включаются не реже 2 раз в неделю.

Питание в детских оздоровительных лагерях должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, запекание, припускание, пассеровка, тушение, приготовление на пару, приготовление в пароконвектомате.

Питание в детских оздоровительных лагерях обеспечивают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг общественного питания, производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

В столовых оздоровительных лагерях, работающих на продовольственном сырье и полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, предусматривающие последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции и позволяющие осуществлять приготовление безопасной и сохраняющей пищевую ценность кулинарной продукции и ее реализацию.

Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

Руководитель детского оздоровительного лагеря отвечает за выполнение санитарных правил, в том числе обеспечивает:

— необходимые условия для соблюдения санитарных правил;

— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

— наличие личных медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими предварительных и периодических медицинских обследований.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с оказанием услуг общественного питания, с целью реализации профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья отдыхающих детей, обеспечивают:

— выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;

— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в год.

В компетенцию специалистов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» входит проведение лабораторных исследований пищевых продуктов и гигиеническая оценка результатов лабораторных исследований пищевых продуктов, пищевых продуктов, отобранных в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков, а также у поставщиков пищевых продуктов.

Всего в период подготовки к летней оздоровительной кампании 2019 года в организациях отдыха и оздоровления специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» отобрано и исследовано 380 образцов пищевых продуктов на микробиологические показатели, из них 82 образца — продовольственное сырье, 298 образцов — готовые пищевые продукты. На санитарно-гигиенические показатели отобрано 330 образцов пищевых продуктов, из них 220 образцов — продовольственное сырье, 110 — готовые блюда.

Все результаты исследований передаются в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», 2006-2019 г.

Адрес: 410031, г. Саратов, Большая Горная ул., д.69.

источник

об организации питания детей и подростков в оздоровительных лагерях

В целях совершенствования организации питания детей и подростков, внедрения прогрессивных технологий приготовления продукции общественного питания, форм и методов обслуживания, обеспечения качественным и безопасным питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергетической ценности, создания условий для оптимального физического развития детей и подростков в период летнего отдыха в оздоровительных лагерях в 2011 году Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области организаторам питания рекомендует:

1) предприятия питания в летних оздоровительных лагерях и организацию питания детей привести в соответствие с СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

2) обеспечить проведение производственного контроля вырабатываемой продукции общественного питания для детей и подростков по показателям качества и безопасности в соответствии с требованиями законодательства и действующих нормативно-правовых документов;

3) своевременно заключить договора с производственными предприятиями на обслуживание пищеблоков оздоровительных лагерей (оборудование, коммунальные услуги и другие);

4) внедрить систему контроля за продовольственным снабжением оздоровительных лагерей по вопросам: качества, ассортимента, объемов поступающих продовольственных товаров и сырья, транспортного обеспечения и своевременного расчета с поставщиками;

5) произвести расчеты потребления продуктов питания, создать запасы продовольственных товаров, в соответствии с нормами продуктов питания на одного отдыхающего в день утвержденными СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей в период каникул»;

6) осуществлять поставку продуктов питания, полуфабрикатов, мучных, кондитерских, хлебобулочных изделий на предприятия питания оздоровительных лагерей в централизованном порядке, ежедневно, на основе утвержденных транспортных маршрутов специализированным транспортом.

Каждая партия поступающего товара должна сопровождаться транспортными документами, удостоверяющими качество и безопасность продуктов питания, с указанием даты выработки, условий хранения и сроков годности (реализации), (списки поставщиков прилагаются);

7) заключать договора на поставку продуктов питания с местными товаропроизводителями, в том числе производящих продукцию для детского питания с целью расширения ассортимента, обеспечения качественного и безопасного питания, а также уменьшения стоимости рационов питания;

8) обеспечить предприятия питания оздоровительных лагерей нормативно-технической и технологической документацией – сборниками рецептур блюд и изделий для предприятий питания.

При составлении меню необходимо правильно сочетать не только блюда, но и продукты. Ежедневно в меню включать полноценные и необходимые для детского организма продукты: молоко, мясо, масло, овощи, сахар, яйцо; не реже 2-3 раз в 7-10 дней — творог, рыба, сыр и др. Завтрак должен состоять из горячего мясного или рыбного блюда с овощным или крупяным гарниром, салата из овощей, фруктов, напитка; обед – закуски, супа, второго блюда, третьего блюда; полдник – молока или кисломолочных продуктов, мучных, кондитерских изделий, фруктов; ужин – изделий творожных, крупяных, мясных или рыбных блюд.

На каждое блюдо и изделие составляется технологическая и калькуляционная карта; на новые и фирменные блюда и изделия – технико-технологические и калькуляционные карты;

9) укомплектовать предприятия питания оздоровительных лагерей квалифицированными кадрами, обладающих знаниями особенностей организации питания детей и подростков.

К работе на предприятия питания допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими нормативными документами здравоохранения и Роспотребнадзора, а также прошедшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета. Все данные заносятся в санитарную книжку;

10) обратиться в заявительном порядке в Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области для организации и проведения семинаров для специалистов предприятий питания оздоровительных лагерей по вопросам: совершенствование системы организации питания детей и подростков в период летней оздоровительной компании, разработка и внедрение нормативной документации, формы и методы производственного контроля, экспресс-контроль качества готовой продукции, соблюдение правил личной гигиены и мероприятия по профилактике пищевых отравлений;

11) проводить лабораторные исследования качества кулинарной, кондитерской и мучной продукции предприятий питания оздоровительных лагерей на полноту вложения сырья, в соответствии с системой производственного контроля;

12) включать в рационы обогащенные продукты повседневного потребления, в том числе хлеб и хлебобулочные изделия, в целях восполнения дефицита микронутриентов и для профилактики заболеваний детей и подростков. Освоить технологию обогащения хлеба и хлебобулочной продукции российскими смесями «Валетек-8», «Йод-казеин», «Веторон», бета-каротином, отрубями, морской капустой. Применять в рационы концентраты напитков, киселей плодово-ягодных с содержанием необходимых организму витаминов, йода и железа, блюда и изделия на основе напитка «Золотой шар» — муссы, десерты, желе, коктейли; ежедневно проводить искусственную витаминизацию холодных напитков (компотов) аскорбиновой кислотой (0,06-0,07г. на порцию);

Для профилактики эндемического зоба при приготовлении пищи в предприятиях питания оздоровительных лагерей использовать йодированную соль, с гарантированным содержанием йода 40 мкг на 1 г соли (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения и сертификата соответствия);

13) осуществлять контроль за организацией питания детей в оздоровительном лагере, в том числе за качеством поступающих продуктов питания, условиями их хранения, продукции общественного питания, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления, за выполнением суточных норм, режимом питания, организацией питьевого режима, за санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, проводит ежедневный осмотр персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания, отбор суточной пробы, ежедневно медицинским работником;

14) отбирать суточную пробу от каждой партии приготовленных блюд; отбор суточной пробы проводит медицинский работник (или под его руководством повар) в специально выделенные стерильные и промаркированные стеклянные емкости с плотно закрывающимися крышками – отдельно каждое блюдо или кулинарное изделие; суточные пробы хранятся не менее 48 часов с момента окончания срока реализации блюд в специально отведенном в холодильнике месте при температуре +2 — +6 град. С; посуда для хранения суточной пробы (емкости и крышки) обрабатывается кипячением в течение 5 минут, в целях контроля за доброкачественностью и безопасностью пищи;

15) иметь ассортимент выпускаемой продукции, 10-ти дневное или 2-х недельное меню для организации рационального питания детей и подростков; для обеспечения для контроля за качеством поступающей продукции, качеством готовой продукции, соблюдением утвержденных норм продуктов на 1-го ребенка на пищеблоке оздоровительного лагеря должно быть обеспечено ежедневное ведение необходимой документации, в том числе журнала бракеража продуктов и продовольственного сырья, поступающего на пищеблок, журнала бракеража готовой продукции, журнала выполнения натуральных норм продуктов на 1 ребенка, журнал «С»-витаминизации, журнала медицинских осмотров работников пищеблока (журнал «Здоровье»), личные медицинские книжки персонала должны храниться на рабочем месте;

16) проводить детские кулинарные праздники, в целях пропаганды рационального питания, проведения профилактической витаминизации детского питания, расширения ассортимента детской кухни, развития пристрастий к здоровому питанию и вкусов у детей, а также профессиональной ориентации подрастающего поколения в период оздоровительной кампании, с привлечением высококвалифицированных специалистов предприятий общественного питания Свердловской области.

1) информацию о подготовке, проведении и итогах за 2011 год летней оздоровительной кампании можно получить в Министерстве торговли, питания и услуг Свердловской области, отделе развития общественного питания, каб 251.

8 343 , *****@***– , начальник отдела

8 343 , *****@***– , заместитель начальника отдела

2) сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания можно приобрести в компании «Прогресс», ; 8 ;

3) продукты, обогащенные витаминно-минеральными комплексами можно приобрести в компании «Медицина и Экология», 74, 6 этаж; 8 ; , менеджер по продажам.

источник

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Цель летней практики – вооружить студентов знанием различных технологий по развитию личности учащегося в процессе организации воспитательно-оздоровительной работы с детьми в летний период и умением применять их.

Летняя практика проходила в пришкольном оздоровительном лагере «Радуга» с дневным пребыванием, в период 1-й смены.

Дата практики: 01.06.2009 – 26.06.2009 г.

Адрес: 663690, г. Зеленогорск, Красноярского края, ул. Строителей, 19;

Тел. (839169) 3–33–89. E-mail: sch172@zgr.kts.ru

Директор: Аладко Олег Александрович.

Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с учениками общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования с пребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания.

Содержание деятельности лагеря с дневным пребыванием определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летний оздоровительный лагерь (ЛОЛ) «Радуга», с дневным пребыванием и 3-х разовым питанием располагается в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №172 г. Зеленогорска.

Начальник ЛОЛ : Журомская Галина Александровна

Возраст воспитанников ЛОЛ с дневным пребыванием 6–13 лет.

1 смена – с 01.06 по 26.06.2009 г. 2 смена – с 06.07. по 31.07.2009 г.

Дети находятся в лагере дневного пребывания с 8.00 до 18.00 часов.

Суббота и Воскресенье – выходные дни.

Цель организации ЛОЛ : Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся во время оздоровительного сезона.

1. привлечение учащихся на определенный период летнего отдыха;

2. проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом;

3. развитие коллективистских отношений;

4. развитие творческих способностей детей;

5. создание условий для самореализации учащихся;

6. создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу;

7. укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

8. формирование и закрепление трудовых навыков.

Функциональные обязанности сотрудников ЛОЛ.

— организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

— разрабатывает авторскую программу ЛОЛ «Радуга»;

— обеспечивает безопасность жизни и з доровья детей и сотрудников лагеря;

— оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

— руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

— отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере;

— составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

— составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;

— организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

— обеспечивает реализацию плана работы;

— обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

— несет материальну ю ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Организационный этап смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2–3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:

– встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

– формирование органов самоуправления,

– знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

– реализация основной идеи смены;

– вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;

Заключительный этап смены . Основной идеей этого этапа является:

– выработка перспектив деятельности организации;

– анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

— ежедневный осмотр детей медицинским работником;

— принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

— организация пешеходных экскурсий;

— организация здорового питания детей;

— организация спортивно-массовых мероприятий; подвижные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

– коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись».

– Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

– Игры на сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона», «Зоопарк‑2».

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период.

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде»;

Беседы, проведённые медицинским работником:

– «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?» и т.д.;

– Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре» с приглашением представителей ПЧ‑62;

– Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних;

– Профилактическая беседа о вреде наркотиков;

– Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я и огонь» (организаторы – представители ПЧ‑1);

– Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи».

– Оформление отрядных уголков, стенных газет;

– Ярмарка идей и предложений;

– Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

– Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены)

– Кружок «Ритм» – занятие хореографией;

– Кружок «Искусство» – оригами, вышивка, плетение из бисера;

– Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра «Счастливый случай», «Поле чудес»;

– городские мероприятия: Детская дискотека (МОУ ДОД ДДТ), городской конкурс среди ЛОЛ «Самый, самый, самый…» (МОУ ДОД ЦВР «Истоки), игровая программа «Фестиваль игры» (МОУ ДОД ДДТ), игровая программа «Добро пожаловать на МАРС!» (клуб «Весёлый улей»), детская дискотека «Незнайка и К» (ДК ЭХЗ), викторина «Эрудит» (клуб «Весёлый улей»); Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников ЛОЛ «Радуга»;

– Экскурсия по городу (МОУ ДОД ДДТ);

– Экскурсия в выставочный зал;

– Беседа «Символика Российской Федерации»;

– Экскурсия «Памятники животным» (Городская библиотека);

– Дискуссия «Природа моего края»;

– Беседа «Поговорим о матушке-природе»;

– Конкурс рисунков – «Мой Зеленый город!»

Работа по привитию навыков самоуправления.

– Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);

– Распределение обязанностей в отряде;

– Закрепление ответственных по различным видам поручений;

– Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням;

Аналитическая деятельность по работе лагеря.

– Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Радуга» (анкетирование родителей);

– Цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения)

– Анализ городских и лагерных мероприятий;

– Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

– Анализ работы в заключительный день работы ЛОЛ «Радуга»;

Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря:

— пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

— развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

— привитие навыков самообслуживания;

— уважение к родной природе.

Режим дня детей в лагере дневного пребывания.

Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку!

На линейку быстро стройся!

Всем за стол! Узнать пора, Чем богаты повара!

Кто куда: кто в поход, Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час, Здесь играют все у нас!

Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

Сладок сон после обеда. Тише! Не буди соседа.

Вот и снова горн поет, Сладкий чай в столовой ждет!

Не грустят в семействе нашем, Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить, Все занятия хороши!

А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра снова мы придем!

Каждый день в лагере начинался с утренней зарядки на спортплощадке школы.

Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. В меню включали фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки, кондитерские изделия, мясные и молочные продукты. Лагерь оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства.

Для организации кружковой работы заранее подготовлены кабинет, видеозал, игровая комната, а также спортивный зал и помещение библиотеки.

На территории лагеря имеется: спортивная площадка, баскетбольная площадка, футбольное поле, беговая дорожка, парковая зона, зона отдыха с песочницей, качелями, горкой.

В день приема детей осмотрела и взвесила медсестра школы, воспитатели провели инструктаж по технике безопасности, а также правилам дорожного движения и поведения в общественных местах.

Ежедневно в лагере проводились утренняя линейка, на которой каждый отряд получал план подготовки к общему мероприятию и задание на день

Программа лагеря включает в себя досуговые мероприятия, мероприятия по оздоровлению детей (витаминизация, физкультминутки и спортивные игры и конкурсы). Дважды в неделю посещают бассейн.

В течение всей лагерной смены для оздоровления детей инструктором школы совместно с воспитателями проводились спортивные мероприятия: игры с использованием мяча, скакалки, обруча, эстафеты, конкурсы рисунков на асфальте.

Анкетирование. Отрядные огоньки

Смотр отрядных уголков. Чередование творческих поручений

Мониторинговые исследования. Чередование творческих поручений

Анкетирование. Отзывы о пребывании в лагере

Тема дня: Знакомство. В моем отряде 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Цель: Способствовать разностороннему физическому воспитанию и воспитанию культуры отношений человека с человеком.

Утро. Первая встреча с детьми – регистрация, линейка.

Экскурсия. Провели экскурсию по школе и школьному музею. Познакомили ребят с комнатами и дали время на устройство. Осмотрели все спортивные сооружения, которые находятся на территории лагеря. Показали и рассказали детям все, что им необходимо знать: о режимных моментах (завтрак, обед, игры, соревнования, конкурсы), техника безопасности.

День. Провели диагностику здоровья детей отдыхающих в лагере, выявили различные отклонения в состоянии здоровья, составили списки детей разных медицинских групп здоровья. Согласно здоровью детей спланировали физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятия в лагере.

Форма и способы реализации

Задачи и задания для детей

Организованно построиться, внимательно слушать воспитателя

Организованно выйти на линейку, построиться, быть внимательными и

Старались быть организованными, внимательными.

Совместная деятельность педагога и детей

Аккуратно разложить свои вещи, навести порядок в комнатах

С помощью воспитателей все дети справились с заданием

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, убрать за собой посуду.

Концерт первого дня в лагере.

Провели конкурс «Самый наблюдатель-ный в лагере»

Время закладки традиции собираться всем вместе. Показать план лагеря. Задать вопросы: какого цвета скамейки в лагере? сколько пожарных щитов и где они находятся? какие спортивные сооружения имеются на спортплощадке? какие деревья растут на территории лагеря? какой кабинет в школе самый красивый?

Познакомиться, запомнить имена всех детей и воспитателей

Игры прошли весело и дружно, без конфликтов и ссор

Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, покушать, убрать за собой.

Дать возможность детям пообщаться между собой, найти общие интересы

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы

Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.

— Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга».

— Формирование малых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.

— Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.

— Знакомство с программой смены.

— Планирование деятельности малых групп.

Средства и формы деятельности: Коллективно-творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй, лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытие смены.

Результаты деятельности: положительное мотивирование включения детей в деятельность; организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря; запись в кружки и клубы; актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на деятельность, на требования детского лагеря.

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; самореализация; самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная деятельность; деятельностное общение.

— Обеспечение реализации программы смены;

— Предоставление возможностей творческой, лидерской самореализации каждого участника;

— Помощь в решении личностных проблем участников;

— Включение детей в различные виды деятельности;

— Качественная организация совместной деятельности детей;

— Создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью

Средства и формы деятельности: Кружки. Тематические дни или дела по различным видам деятельности. Система «Минутка здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурсная программа «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы. Коллективные творческие дела. Экскурсии.

Результаты деятельности: Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащение личного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимально возможные практические результаты в различных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.)

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическое; обобщающее. Демонстрация и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.

— Специально организуемая, совместная разнообразная деятельность подростков;

— формирование программ последействия участников смены;

— анализ качественных изменений, происходящих с детьми.

Средства и формы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малых группах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итогов работы кружков, клубов.

Результаты деятельности: Благополучное состояние каждого участника смены; успешная реализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностных качеств детей.

Анализ организационного периода

Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации (первые 3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах).

В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать и увлечь детей интересной деятельностью.

На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены, сообщили ее название, цели и задачи.

– выбрано название отряда, девиз, отрядной песни;

– распределение поручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);

– составление графиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Были подобраны и проведены в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и с желанием в них участвовали.

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность.

Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.

Каждый старался раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны. Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведения детей. Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новым условиям проживания, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены.

Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Формы работы в период основного этапа:

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.

2. Совместное планирование, проведение дел.

3. Организация равноправного диалога с детьми.

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Этот этап занимает большую часть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

— участие в межотрядных и дружинных делах.

— самореализоваться, как личность.

— проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

— проявление своей самостоятельности.

Основное внимание в этот период было отведено развитию детского коллектива, реализации темы смены.

Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

Первая половина основного периода (5–11 дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит из двух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации и группы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии на стадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие на стадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВО редко и возможно при специальной педагогическом управлении.

В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структура группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Эмоциональные группировки характеризовались определённой статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.

Выразительнее стала поляризация межличностной структуры, увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп

Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к праздникам и конкурсам.

Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшие межличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого обсуждения.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

4. Способствовать успеху деятельности.

Таким образом, детский коллектив прошел все стадии своего развития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемы проанализированы и на будущее будут более тщательно прорабатываться при подготовке к работе.

Проанализировав работу лагеря, педагогический состав пришёл к выводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно, жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились их творческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.

В своей работе мы использовали методики массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми. У вожатых повысился уровень педагогического мастерства. Воспитателям удалось реализовать свои идеи и раскрыть свой потенциал.

Методические материалы и разработки на смену приведены в Приложениях.

Методическая разработка творческого дела

Творческая игра «Избушка бабы-яги»

Цель : создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности.

1. Подбор участников. Разделить детей по группам.

2. Разработка сценария. Подбираем материал, конкурсы, задания соответственно возрастным группам. Обдумываем образы персонажей, сказочного героя, ведущего. Лучше всего подойдет отрицательный образ. В процессе мероприятия герой становится другом взрослых и детей. Все вместе учатся, спорят, радуются. Костюм героя продуман. Появление будет необычным: на ковре – самолете.

3. Оформление сцены. В зале, где проходит игра, написать название игры «Избушка Бабы-Яги» красочно, большими буквами, поставить сказочную избушку. На стенах повесить сети, паутину, дремучий лес, которые создают сказочную атмосферу. Страна «Лукоморье» для наглядности изображается на карте – листе ватмана. Столы и стулья расставить по количеству команд и их участников.

4. Оборудование. Магнитофон, кассеты, фломастеры, карандаши, краски, ножницы; выставка детских рисунков, призы для победителей, медали; необходимо вырезать из картона замок с кроссвордом, разгадав который можно попасть в «лесное царство Бабы-Яги».

5. Подготовка жюри. Разработать оценочный лист для членов жюри. Жюри и участникам разъяснить критерии, по которым будут оцениваться конкурсы.

6. Подготовка детей. В команде – не более 6–7 человек, из них один человек представляет образ Бабы-Яги в костюме. В качестве домашнего задания командам предлагается: подготовить название команды, эмблему.

Перед игрой проводится жеребьевка участников.

Б-Я.: Я Баба-Яга, костяная нога, Мне всего-то две тысячи лет!

Я совсем молода, не страшна мне пурга. У меня еще стройный скелет!

Физкультпривет! Я поняла – окончательно, жить просто замечательно, когда здоровый дух в здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы.

Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. – У нас на носу что? Лето на носу, а это значит, что всем надо выглядеть на «5».

Будем заниматься физкультурой и все будет хорошо! Мне в лесу стало скучно, всю зиму вьюга да пурга мои подружки. Скучно мне с ними. Хоть бы вы меня порадовали, лето приблизили. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте мое сердечко.

Домашнее задание – каждая участница показывает образ Бабы – Яги.

Б-Я.: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо разгадать заклинание. А для этого вам необходимо расшифровать знаки и прочитать заклинание, обращенное к избушке на курьих ножках (раздаются кроссворды).

III. Конкурс «Следы нечистой силы».

Б-Я. : Чем дальше в лес, тем больше загадок. В моем лесу, по соседству живет много разной нечисти. Зимой они все спят в своих норах, скоро проснутся. Помните у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…» Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следами невиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте как выглядят следы:

Вот по этим следам, ребята, можем узнать, кто по тропке прошел, где и кто живет, кто в лесу хозяин.

IV. Конкурс «Костюм для Бабы-Яги».

Б-Я. : Ребята, вам нравиться мой прикид? Это платье от Юдашкина, по цене Брынцалова. Сегодня одна из крутых профессий – модельер. А начинается путь к этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Внимание! Задание!

Изобразите и расскажите о костюме:

2. Парадно-выходной костюм Бабы-Яги;

3. Домашний костюм Бабы-Яги;

4. Спортивный костюм Бабы-Яги;

Б-Я.: Сколько талантов пропадает в Нижнекамске! Вот где живут будущие Зайцевы, Юдашкины, Кардены, Версачи! Защищайте, расскажите о вашем костюме.

V. Конкурс. «Лучший проект жилья для Бабы-Яги»

Б-Я.: Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоит ветхое жилье, в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи. Это несправедливо. Такая красивенькая Баба-Яга, а избушка неблагоустроенная.

Задание: Каждая команда из подручных средств и из самих членов команды «строит» избушку Бабы-Яги.

Б-Я.: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами. Ведь я здесь самая главная волшебница. Что, не верите? Ну вот, что это, по-вашему? Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлу и танцует). Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такая трудолюбивая! Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать. Кому-нибудь бант развязать что ли, или штаны порвать?

В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой и устроим шуточные состязания.

VI. Конкурс «Эстафета на метле».

Члены команды строятся в колону, каждая команда получает метлу. Оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время. Сбитая кегля – штрафное очко.

А теперь загадаю для зрителей загадки.

Много-много я их знаю, Вам сегодня загадаю.

Кто внимательным бывает – Тот их быстро разгадает.

Встал, как столбик, под сосной

И стеклянной быть могу! (вода)

Б-Я.: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют. Осталось зазвучать оркестру. Маэстро! Музыку. Приглашаю танцевать на бал подружек Баб-Ежек. Лучшую плясунью награжу.

Игра заканчивается награждением победителей.

Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствием приходили каждый день в лагерь. Дети хорошие и очень веселые. Было приятно с ними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства. Дважды в неделю дети посещали бассейн.

В каждом отряде велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и взаимопомощи.

В дни торжественного открытия и закрытия лагеря состоялись концерты. Дети исполняли песни, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

За время работы лагеря организованы: выход детей в ММВЦ г. Зеленогорска, в городской парк, кинотеатр, в Зоосад, а также просмотр кино и мультфильмов.

В течение смены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах. 12 июня на День России проведена акция, посвященная государственной символике РФ, в рамках которой дети рисовали флаг и герб РФ, учили гимн РФ.

На закрытии лагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся в проведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, диски с фотографиями и презентацией с самыми запоминающимися моментами лагерной жизни. Также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работ детей, выполненных в кружках по интересам.

Основными показателями результативности работы коллектива педагогов и воспитателей детского летнего лагеря стало:

— улучшение состояния здоровья детей;

— осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

— комфортность личности ребенка;

— увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;

— развитие индивидуальных творческих способностей детей.

После окончания учебной практики:

— научилась ориентироваться в содержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнего оздоровительного лагеря;

— научилась проектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическими навыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.

источник

С наступлением каникул в школах родители задаются вопросом: «Как организовать отдых ребенка с пользой?». Отправить в деревню к бабушке, подышать свежим воздухом или оставить в городе и организовать досуг на месте, а можно отправить ребенка в детский лагерь. Детские лагеря подкупают своей организацией, а именно: спортивными и развлекательными мероприятиями, разнообразным, вкусным и правильным питанием, оздоровительными процедурами, а также различными экскурсиями и походами.

Некоторые родители с настороженностью относятся к детским лагерям, объясняя это плохим питанием, неорганизованностью различных культмассовых мероприятий или недосмотром вожатых. А другие с восторгом вспоминают детский лагерь из своего детства и с большой охотой отправляют и своих детей на такой отдых.

И действительно, сейчас большой выбор детских лагерей. Все они обещают отличный отдых и массу положительных эмоций от посещения. Большой спрос рождает большое предложение. А это уже и конкуренция. А конкуренцию можно победить только качественным товаром, т.е. организовать детский лагерь нужно таким образом, чтобы он превосходил другие.

Одним из наиболее важных вопросов организации детского лагеря является питание. От того как питается человек зависит качество его жизни, психологическое и эмоциональное состояние, развитие и правильное функционирование всех систем жизнедеятельности. Поэтому питание в детском лагере должно быть правильным, полезным, сбалансированным и вкусным.

Ребенок, находясь в лагере, проходит адаптацию. Для ее успешного завершения он должен хорошо питаться, получать необходимые витамины и микроэлементы, а также улучшить работу иммунитета для борьбы с различными заболеваниями.

Правильное питание – необходимый критерий жизни каждого человека и частности ребенка. В целом правильно питаться не требует больших затрат. К основным характеристикам правильного питания относится:

  • Соблюдение режима питания.
  • Соблюдение правильного соотношения потребляемых калорий к затрачиваемым энергозатратам.
  • Употребление в необходимом количестве белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ.
  • Разнообразие продуктов питания.
  • Правильная обработка продуктов и правильное их сочетание.

Соблюдение режима питания – неотъемлемая часть организации питания в детском лагере. С раннего детства педиатры рекомендуют кормить ребенка по часам, чтобы организм привыкал и знал, когда будет пища и был готов к ее усвоению. В детском лагере режим питания должен соблюдаться строго, особенно это важно для оздоровительных учреждений. Соблюдение режима питания позволит вовремя получить необходимые полезные вещества для пополнения энергии и повышения трудоспособности.

Самым оптимальным режимом является пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Пятиразовый режим питания позволит насытить организм, но при возникновении чувства голода необходимо не заедать его «пустыми» углеводами в виде сдобного печенья и пирожков, а отдать предпочтение орехам, фруктам, кефиру, сухофруктам. На ужин необходимо употреблять продукты, не создающие дискомфорт и тяжесть пищеварению.

Режим питания должен основываться на следующих критериях:

  • Оптимальное количество приемов пищи – 3-4 раза в день.
  • Интервал между приемами пищи должен составлять 4-5 часов.
  • Употребление продуктов питания должно быть в одно и то же время.
  • Ужин должен быть за 2-3 часа до сна.
  • Соблюдение правильного распределения суточного рациона: завтрак – 25 %, обед – 35 %, полдник – 15 %, ужин – 25%.

Соблюдение принципа употребления необходимого количества и качества питания – одно из наиболее важных. Считается, что для нормального физического функционирования человек должен употреблять белки, жиры и углеводы в правильном соотношении, а именно: 1:1:4.

Белок – один из сложных и важных элементов питания. Он синтезирует энергию и помогает организму быть в тонусе. Для более легкого усвоения нужно употреблять белок животного происхождения, а именно:

  • Мясо индейки, говядины, телятины, курицы, кролика.
  • Творог.
  • Молоко.
  • Яйца.
  • Сыр.

Для усвоения белка необходимы аминокислоты, которые самостоятельно не вырабатываются организмом. Аминокислоты можно получить в результате потребления бобовых, зерновых продуктов, а также рыбы.

Энергию человек получает с помощью углеводов. К сожалению, дети часто потребляют быстрые углеводы – это различные сладости, кондитерские изделия, сдобные булочки, сладкая газировка и прочее. Такие углеводы не восполнит запасы энергии, а лишь дадут эффект «отложения» калорий. Для увеличения трудоспособности необходимы сложные углеводы. Они содержатся в овсяной, гречневой, пшенной, перловой, ячменной кашах. В овощах и фруктах также содержатся сложные углеводы, к тому же в них имеется клетчатка и витамины. Однако, следует избегать возможно содержащихся в них нитратов и пестицидов, которые могут отравить организм.

Жиры также являются неотъемлемой частью правильного питания. Благодаря им в организм попадают такие витамины, как А, Е, К, D. Кроме того, они участвуют в выработке гормонов и в деятельности иммунитета. Но за количеством потребляемых жиров нужно следить, т.к. в избыточном размере они могут нанести вред здоровью. Особо опасными считаются транс-жиры, которые образуются из жиров растительного происхождения под давлением или нагреванием. Исключению из питания подлежат такие продукты, как майонез, полуфабрикаты и маргарин.

Таким образом организация правильного питания в детском лагере должна сводиться в регулярном поступлении в организм углеводов, белков и жиров (в небольшом количестве), в употреблении безопасных фруктов и овощей. Продукты необходимо подвергать правильной обработке. Наиболее оптимальными являются запеченные продукты, далее варенные, приготовленные на пару и только потом жаренные. Но жарки лучше избегать.

На сегодняшний день существуют перечень рекомендации по организации питания. Их соблюдение позволит создать отлаженный механизм работы столовой в детском лагере. Можно отметить следующие рекомендации по организации питания в детском лагере:

  1. Соответствие законодательству Российской Федерации и требованиям СанПиНа по организации, контролю и нормам, регламентирующим основы организации питания в детских учреждениях, а также в детских лагерях.
  2. Организация проведения контроля за качеством и безопасностью питания для детей в соответствии с нормативно-правовыми актами.
  3. Своевременный поиск и заключение договоров с поставщиками продуктов, а также с организациями, обслуживающими пищеблок.
  4. Централизация ежедневных поставок продуктов питания специальным транспортом.
  5. Обеспечение детского лагеря нормативной документацией, содержащей рецепты блюд и правила обработки продуктов питания.
  6. Создание комиссий по оценке качества производимых продуктов и соответствие их нормативным документам.
  7. Заключение договоров с проверенными предприятиями, изготавливающими готовое питание для детей.
  8. Включать в рацион питания детей и подростков обогащенные продукты с целью профилактики и восполнения дефицита жизненно необходимых элементов.
  9. Проводить мероприятия и различные фестивали по пропаганде и воспитании правильного питания у детей, развитии здорового пристрастия к сбалансированном питанию и вкусов. А также устраивать особое меню на днях рождениях детей.

Организация питания в детском лагере также должна осуществляться с учетом требований и рекомендаций родителей. Многие дети имеют аллергические реакции на тот или иной продукт, поэтому в детские лагеря подаются соответствующие справки о заболеваниях, и уже на основании их создается меню и осуществляется возможная замена на альтернативные продукты.

К седьмому пункту рекомендаций можно отнести организации, занимающиеся обеспечением высококачественного питания в детских садах и школах. К таким организациям относится наша — Foodkids. Мы основаны в 2004 году, и зарекомендовали себя, как одна из надежных поставщиков качественного, правильного и сбалансированного питания.

Foodkids – комбинат питания, имеющий собственные цеха по производству еды, отвечающего основным требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям здорового и полезного питания, использующий новые технологии в организации питания и качественные свежие продукты. Наша организация занимается поставкой полуфабрикатов, сырьевых продуктов питания, а также готовых блюд и продуктов питания в термосах.

Мы имеем составленное меню, соответствующее запросам растущего организма. При необходимости его можно скорректировать и дополнить.
Заключение договора с поставкой готового питания или полуфабрикатов позволит решить множество задач, встающих перед директорами и организаторами детских лагерей, а именно: экономия денежных средств, отсутствие необходимости найма большого количества поваров и кухонных работников, возможность перераспределения труда между работниками, а главное – гарантия качественного продукта и соответствие основным требованиям по приготовлению блюд, а также отсутствие пищевых отходов и затрат по их уничтожению.

Таким образом, организация питания в детском лагере должны решать массу задач, легкое исполнение которых можно осуществить с помощью заключения договора с нашим комбинатом питания Foodkids.

источник

Название: Организация деятельности летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 22:30:43 24 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 19398 Комментариев: 10 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать
Читайте также:  Анализ на аллергию у детей минск