Меню Рубрики

Анализ периодической печати для детей

Основным признаком, по которому дифференцируется детская периодика, является характер ее целевой аудитории. Принято выделять три возрастные группы потребителей детских СМИ: дошкольники от 3 до 6 лет, младшие школьники от 7 до 10 лет, подростки от 11 до 15 лет. Последняя группа, в прочем, свободно может относиться и к потребителям юношеской периодики. Возрастные особенности и социально-психологические характеристики этих групп обуславливают структуру, содержание и объем предназначенных для них изданий. Так, например, в дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, учат счету и письму.

Ребенок 3 лет еще не осознает разницы между миром реальным и фантастическим, поэтому воспринимать содержание издания ему помогают постоянные персонажи, а само издание чаще является тематическим, поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность и отрывочность. «Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте — учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания» Засурский Я. Система средств массовой информации России. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 108с. . Эти издания политемны, они включают в себя несколько рубрик. Начиная с 11 лет происходит становление направленности познавательных интересов. В изданиях для этой возрастной группы особенно заметно общее разделение «по интересам».

Разделение периодики по возрастному принципу можно четко проследить на примере советской детско-юношеской прессы. В этот период границы между изданиями для разных возрастных групп читателей были четки и определены раз и навсегда. Если ребенок и читал что-то «не по возрасту», то исключительно в силу личных предпочтений его самого или родителей. С началом коммерциализации рынка детской печатной продукции перед изданиями встала задача привлечения по возможности более широкой аудитории, и некоторые из них существенно раздвинули рамки своих целевых групп. Так, например, портал Russian Children Magazines предлагает такой обзор (в сокращении) популярных детских изданий:

  • «Мурзилка» (популярный детский литературно-художественный журнал, адресован детям от 6 до 12 лет);
  • «Веселые картинки» (детский юмористический журнал, рассчитан на читателей от 3 до 6 лет);
  • «Читайка» (журнал для младших школьников от 6 до 10 лет);
  • «Детская роман-газета» (литературно-художественное издание, предназначенное для подростков от 10 до 14 лет);
  • «Дисней для малышей» (игровой, развивающий журнал для младшего возраста: 5-9 лет);
  • «Винни и его друзья» (игровой журнал о героях мультфильмов для детей от 5 до 9 лет);
  • «Детское чтение для сердца и разума» (литературное издание, предназначенное для читателей 5-11 лет);
  • «Ералаш» (юмористический журнал, аудитория: 6-12 лет);
  • «Классный журнал» (журнал о спорте, кино, комиксах и науке, предназначен для школьников 7-11 лет);
  • «Клепа» (игровое, развивающее издание для школьников 8-12 лет);
  • «Маша и медведь» (интерактивный игровой журнал, аудитория: 3-6лет);
  • «Миша» (литературно-художественный журнал для детей 7-12 лет);
  • «Открой мир с Волли» (журнал о природе, путешествиях и географии, рассчитан на читателей от 6 до 13 лет);
  • «Смешарики» (игровой, развивающий журнал для детей от 3 до 7 лет);
  • «Тошка и компания» (издание о природе и животных, аудитория: 5 — 10 лет);
  • «Юный эрудит» (научно-популярный журнал, адресован детям и младшим подросткам в возрасте от 10 до 13 лет);
  • «В мире животных» (журнал о природе и животных, аудитория: 10-15 лет).

Очевидно, что тематический журнал или журнал, позиционирующий себя на рынке СМИ как развивающий, т.е. выполняющий образовательную функцию, должен иметь более ограниченную аудиторию, нежели издание литературно-художественное или развлекательное. Тематический журнал представляет собой периодическую мини-энциклопедию, в которой содержатся сведения по интересующей читателя проблематике, а подборка такого рода материала, его углубленность и сложность значительно разнятся в зависимости от возраста потенциального читателя. Скажем, представление о природе электрического тока у ребенка 6 лет может быть намного более общо и абстрактно, чем у двенадцатилетнего.

То же касается развивающих игр и упражнений. Разница между техниками работы с дошкольниками и школьниками среднего звена настолько велика, что объединить их под одной обложкой представляется невозможным. Тем не менее, такие издания как «Тошка и компания», «Открой мир с Волли», рассчитывают свои материалы на детей именно этих возрастных групп: дошкольники и школьники среднего звена. Очевидно, что либо одной из групп при прочтении подобного журнала станет скучно, либо ни та, ни другая не получат желаемого: для одних материал покажется слишком сложным, для других — слишком простым. Есть, разумеется, и третий вариант, предполагающий, что содержание журнала условно делится пополам: что-то предназначено для детей шести лет, что-то — для тех, кто постарше. Но в таком случае «за свои деньги» читатель получает только полжурнала. Данное несоответствие не может свидетельствовать о качестве издания, потому имеет смысл дифференцировать детскую периодику на качественную и «не совсем» (массовую), иными словами, на издания, содержательно соответствующие своей целевой аудитории и не соответствующие.

Кроме того, по целевому назначению детские издания обычно подразделяются на:

  • — информационно-публицистические;
  • — художественные;
  • — научно-познавательные;
  • — развлекательные.

что определяется их содержанием и редакционными задачами. Т.к. речь идет о печатных СМИ, следует заметить, что одним из принципиальных отличий печатного средства массовой информации от радио и телевидения является возможность повторного ознакомления с материалом. Радио-сюжет или телевизионная программа априори имеют такое свойство как длительность во времени, и повторно прослушать или посмотреть их попросту невозможно (конечно, если речь не идет о записи в интернете или на любом другом носителе).

Журнальная и газетная публикация фактора времени не имеют, и использование этой особенности целесообразно в том случае, если автор сообщения хочет побудить реципиента к некоторым размышлениям на тему и подробному анализу материала. Что же касается современных детских изданий, то лишь часть из них в принципе предполагают, что читатель обратиться к какому либо из их номеров повторно. Задания, помещенные в таких журналах предназначены для разового выполнения, то же касается игр и текстовых сообщений. Один раз просмотрев и прочитав журнал, ребенок вряд ли возьмет его в руки снова. Поэтому детскую периодику со всей долей ответственности так же можно разделить на «одноразовую» и «многоразовую».

Третье основание для классификации детских изданий — это их первичность или вторичность относительно уже существующего информационного продукта. Как уже говорилось выше, эффективность связи с читателем зачастую обеспечивается через персонифицированный образ, который в свою очередь может быть специально создан для данного издания или уже существующим и «разрекламированным» персонажем.

Более половины детских изданий на российском рынке используют готовые персоналии и являются дополнением к другим товарам, в том числе и медиа- , выходящим под определенной торговой маркой. Таковы, например, журналы «Лунтик», «Смешарики», «Маша и медведь», «Дисней для малышей» — все они используют образы хорошо известных мультипликационных героев и представляют собой сопутствующий основному бренду продукт. Содержательно эти издания отличаются от тех, в которых постоянных персонажей нет, или последние созданы специально для журнала, поэтому целесообразно различать в общей массе детских СМИ самостоятельные и сопутствующие другим торговым маркам.

Таким образом, рассматриваемые далее издания будут классифицироваться по трем дополнительным основаниям:

  • — качественные (соответствующие заявленному возрасту читателей) и «не совсем» (не вполне соответствующие своей возрастной аудитории);
  • — «одноразовые» и «многоразовые»;
  • — «самостоятельные» и «дополняющие».

источник

История возникновения детской периодической печати, ее отличительные особенности и требования к содержанию. Современные тенденции в их развитии и распространении, анализ конкурентных преимуществ. Знакомство детей со структурой периодических изданий.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История возникновения детской периодической печати

периодический печать издание детский

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.

Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трёхсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали своё существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание — «Детское чтение для сердца и разума» — стало выходить в России в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821-1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о её создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения — подавляющее большинство детей России не умело читать.

Это обстоятельство определило структуру, содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью номеров, как правило, один раз в месяц.

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807-1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Правда, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогическим тактом. Порой в произведениях звучали скучные проповеди с открытой дидактической назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания», (1843-1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, учёные, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела.

В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий, который заложил основы серьёзного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счёт обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала всё более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные русские прозаики и поэты, учёные и педагоги, хорошие переводы зарубежной детской литературы. Всё это способствовало становлению личности, прививало передовые для своего времени знания и взгляды.

А.О. Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842-1863) и «Лучи» (1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царём, семья).

Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И ещё одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «…доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д. Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным сотрудником «Подснежника» стала писательница М. Ростовская, а с 1864 года она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который просуществовал 24 года. Это издание, по существу, стало продолжением «Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла её взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства государыни императрицы Марии Александровны. В нём публиковались произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг. Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860-1862) совпало со временем общественного подъёма в канун «великих реформ». Произошло это не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели», — отмечал «чайковец» Н.А. Чарушин. Революционер-народник П.Н. Ткачев вспоминал впоследствии, что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto; чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала».

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив весь редакционно-издательский механизм; всё чаще и чаще в журналах стали принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в другом — изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов. На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоёв населения, о положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о последних политических событиях, комментарий к ним.

Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в дни вооруженного выступления народных масс 1905-1907-х годов. Идя навстречу пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей по текущим вопросам», журналы начинают писать о Государственной Думе, разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869-1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.

Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраста

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в них произведения писателей-реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «ещё до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902-1916), «Путеводный огонёк» (1904-1918), «Дело и потеха» (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребёнка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880-1912) — предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек, дружившая с А.И. Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки.

Новое содержание, пришедшее в детскую периодику, потребовало и иных форм выражения. Выступления журналов получают чёткую публицистическую направленность. Она столь заметна, что сказывается на структуре самого издания, лишая его многих атрибутов альманаха. Публицистическое насыщение детских журналов — явление объективное. Оно соответствовало изменившемуся отношению к детству, когда в условиях классовых битв происходило интенсивное становление гражданского мировоззрения юного поколения. В этом смысле весьма показательны метаморфозы, которые стали случаться с самым известным журналом «Детское чтение». В 1906 году, отметив уже свое сорокалетие, он вдруг стал называться «Юная Россия».

Таким образом, всё развитие детской журналистики, зависимое от эпохи, от дальнейшего развития русского общества, от обострения борьбы классов, подготавливало появление нового типа периодического издания. Процесс его формирования занял много времени, но шаг за шагом газета представала в новом качестве, завоевывая себе популярность у юных читателей.

В своей ориентации газета пошла по пути освоения новой формы. Но нельзя забывать, что за формой стояло более существенное — иное содержание, пришедшее в детскую журналистику. Ни Министерство народного просвещения, ни царская цензура, ни духовенство уже не могли удержать периодику в сфере узко педагогических идей. Окружающая жизнь всё настойчивее заявляла о себе, и скрыть её проблемы от детей было невозможно. Детская журналистика от абстрактных рассуждений о добре и зле переходила к актуальным выступлениям на злобу дня. А это, в свою очередь, подсказывало публицистический, а не констатирующий способ отражения действительности. То есть затрагивались основополагающие принципы творчества, что свидетельствовало о новой расстановке сил в детской журналистике и о новом читателе, который появился в России.

В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика — организационные вопросы пионерского движения.

Многочисленные периодические издания того времени — «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928-1935) и «Чиж» (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».

Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе К.И. Чуковского, а неофициальным «властителем» стал С.Я. Маршак, благодаря которому к концу 20-х годов здесь было сосредоточено уникальное по своему составу созвездие писателей и художников.

2. Современные детские периодические издания

В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого — начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы средств массовой информации. Её специфика определяется чётко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами средств массовой информации, адресованными детям (детское телевидение, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 2006 — 40 газет и более 80 журналов.

Основным формирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников («Новая игрушечка», «Весёлые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист», старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объём.

Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности — науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и тд.

В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая — поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта — от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания — самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

3. Знакомство детей со структурой периодических изданий

Для знакомства детей с периодической печатью следует ввести в их лексикон следующие газетные термины.

Анонс — предварительное объявление, на первой странице газеты или журнала перечисление интересных материалов в номере.

Полоса — страница в печатном издании.

Колонка (гранка) — столбец газетного текста. Для удобства чтения текст бывает разбит на 3 — 6 колонок на странице.

Шапка — заголовок, объединяющий тематическую подборку.

Лид (лидер, подводка, вводка) — небольшое введение, объясняющее читателю содержание газетного материала.

«Воздух» — нежелательные боковые отступы у заголовков и шапок; нежелательные пробелы, отделяющие одни материалы от других.

Дайджест — перепечатка интересных материалов из других изданий.

Официоз — газета или журнал, выражающие точку зрения правительства, связанные с ним, но формально не являющиеся официальным органом правительства.

Колонтитул — надпись, включающая заглавие произведения или название его раздела, а также порядковый номер страницы. Помещается обычно вверху каждой полосы, отбивается от текста тонкими линейками.

Периодика — издание, выходящее в установленный срок.

Плагиат — выдача чужого труда за свой, опубликование произведения под своим именем без указания ссылок на источники.

Подвал — нижняя часть последней полосы газеты (не более ј от объема полосы), в которой помещают выходные данные издания.

Выходные данные — основные сведения о печатном издании (автор, заглавие, фамилии редакционного состава, номер газеты или журнала, тираж, периодичность, дата выхода, адрес, телефон редакции, цена экземпляра).

Поправка — краткое сообщение, напечатанное от имени редакции, уведомляющее читателей об ошибке в предыдущих номерах.

Рубрика — надзаголовок, определяющий отдел газеты («Моя классная мама», «О спорт, ты мир!»).

СМИ — средства массовой информации: газеты, журналы (печать, пресса), радио и телевидение.

Спецвыпуск — особый номер газеты, посвященный важному событию.

Тираж — количество экземпляров типа печатной продукции.

Список использованной литературы

1. Алексеева М.И. Советская детская журналистика 20-х гг. — М.: Университет, 1982. — С. 56.

2. Бурнакин А. Детские журналы // «Новое время». 1912. №6. — С. 32.

3. Добролюбов Н.А. Обзор детских журналов // В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. — М., 1954, — с. 325.

4. Марголина С. О новых детских журналах // На путях к новой школе. 1926. №7-8. — С. 180.

5. Холмов М. Становление советской журналистики для детей. — М.: Логос, 2004. — 304 с.

Понятие детского периодического издания. Возрастные и психологические особенности современной детской аудитории. Особенности электронных периодических изданий. Система российской прессы. Анализ детских электронных периодических изданий в Интернете.

курсовая работа [73,7 K], добавлен 28.05.2016

Понятие и типы периодической печати. Медицинская периодика как часть научной периодической печати. История медицинской периодики Императорской России. Становление периодических изданий в России на примере медицинских, определение их типа и вида.

дипломная работа [68,2 K], добавлен 06.09.2016

Специфика детской современной печати и определяющие ее факторы. Функции и задачи детской журналистики. Особенности текстов и визуальной составляющей современных детских изданий, требования к их шрифту. Специфика контента конкретных современных изданий.

дипломная работа [2,5 M], добавлен 06.09.2016

Становление периодической печати как системы, анализ причин выбора издания читателями. Реализация прессой социальных функций, влияние СМИ на общественное мнение. Требования к оформлению статьи в периодическом издании, рекомендации по ее содержанию.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 07.07.2012

Выявление общественно-политических условий развития региональной прессы. Сравнительный анализ региональных средств массовой информации на примере нескольких изданий, новые форматы и тенденции их развития. Приоритетные жанры периодической печати регионов.

дипломная работа [68,7 K], добавлен 21.10.2013

Редакторская подготовка периодических изданий, их видо-типологическая характеристика. Основные правила и требования к содержанию и оформлению статей. Единый Отраслевой Классификатор печатных СМИ. Анализ журнала «Афиша». Жанры, язык и стиль издания.

курсовая работа [37,4 K], добавлен 06.02.2014

Значение понятия «детский журнал». Типологические особенности детского журнала. Тенденции развития современной белорусской детской прессы. Периодические издания для дошкольников и младших школьников. Особенности психолого-социального развития детей.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 22.06.2010

Оценка соответствия справочного аппарата периодических изданий теоретическим требованиям. Определение аппарата издания. Определение по количеству баллов, какие журналы отвечают стандартам периодических изданий по оформлению, качеству справочного аппарата.

курсовая работа [4,2 M], добавлен 11.01.2010

Изучение художественных конвенций по материалам периодических изданий «Всемирная иллюстрация» и «Аполлон», критическим обзорам выставок и произведений искусства. Анализ влияния массовых периодических изданий на культурную жизнь российского общества.

реферат [32,3 K], добавлен 03.09.2016

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к литературе для детей. Шрифтовое оформление. Общие технические условия подготовки изданий для детей. Предмет и целевое назначение детской литературы. Виды детской литературы с учетом читательского адреса.

контрольная работа [44,3 K], добавлен 13.01.2009

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Анна Пастор
Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста

Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию обзор периодической печати. Цель обзора: знакомство педагогов с наиболее интересными публикациями, посвященными вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, кадровому обеспечению в группах раннего возраста, в разных изданиях.

Актуальность темы определяется современным состоянием практики воспитания детей раннего возраста, резервы которого часто не реализуются.

У нашего детского сада оформлена подписка на такие издания как «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание». Для подготовки к обзору я решила проанализировать эти издания за период с 2013 по 2016 гг. В ходе работы я пришла к выводу, что проблеме воспитания и обучения детей раннего возраста в периодической печати уделяется недостаточно внимания. Вследствие ограничений журналами, оформленными по подписке, я была вынуждена воспользоваться сетью Интернет, где нашла фонд с архивами других изданий, таких как «Теория и практика дошкольного образования», «Дошкольная педагогика», «Современное дошкольное образование. Теория и практика», «Детский сад от А до Я». Однако не все издания оказались доступными в электронной версии. Особенно хотелось бы рекомендовать журнал «Теория и практика дошкольного образования». Журнал адресован воспитателям, методистам, педагогам-специалистам и руководителям дошкольного учреждения. Несмотря на периодичность его выпусков (4 раза в год, издание является очень информативным, и окажет посильную помощь в работе педагогов. В результате анализа научно-методических статей, мной было принято решение разделить публикации на тематические блоки. И вот то, что я хотела бы Вам представить.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада:

К. Печора. Проблемы адаптации к новым условиям жизни. // Дошкольное воспитание. 2013.-№ 9.- с. 44.

В статье раскрыта ведущая проблема — адаптация детей к новым условиям жизни.

Автор дает определение психологической адаптации как виду социальной адаптации и отмечает связь чувства привязанности к близким с формированием адаптационных механизмов. В статье рассматриваются виды привязанности. Даны сравнительные сведения по результатам исследований о готовности детей к ДОУ и об исходе адаптации.

• психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 года до 1 года 5 месяцев);

• признаки течения адаптации.

Автор дает рекомендации по наблюдению за детьми в период адаптации, а также анализу адаптации.

В. А. Кулганов. Особенности адаптации детей к условиям детского сада. // Дошкольная педагогика. 2015.-№ 4.- с. 4.

В статье даны рекомендации по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ, включающие следующие мероприятия:

— обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка;

Читайте также:  Пространственный анализ и синтез у детей

— предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка;

максимальное приближение домашнего режима к режиму детского сада;

— разъяснительная работа с родителями.

Автор обозначает основные этапы привыкания к новым условиям среды, определяющие степень тяжести адаптационного периода и позволяющие наметить пути профилактики дезадаптации.

Барышникова Елена Викторовна. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. // Концепт. – 2015. – № 03.

Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация», рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению.

Есипенко Наталья Сергеевна, Цудзевич Ирина Анатольевна. Использование малых фольклорных форм с целью профилактики психосоматических заболеваний у детей раннего возраста. //Теория и практика дошкольного образования. — 2016.-№ 1.- с. 73.

В статье освещается проблема укрепления здоровья и профилактики инфекционных и психосоматических заболеваний у детей раннего возраста.

Авторы статьи делятся опытом работы по использованию малых фольклорных форм в работе с маленькими детьми как средства продуктивной работы по решению этой проблемы, раскрывают методы и приемы, понятные и доступные детям, соответствующие их возрастным особенностям.

Авторы обращают внимание на лечебные воздействия малых фольклорных форм (сопровождение развития детей массажем, физическими упражнениями, стимуляцией моторных рефлексов).

Даны рекомендации по составлению картотек художественного слова, подбору сюжетных игрушек, игрушек и пособий, сочетаемых с речью, для развития моторики, массажа и самомассажа ладошек и ступней.

Взаимодействие с родителями

Рыкманова Ольга Юрьевна. Практико-ориентированные семинары как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста. // Теория и практика дошкольного образования. — 2014.-№ 1.- с. 78.

Автор статьи Ольга Юрьевна, педагог-психолог, считает, что восполнить дефицит знаний о психологии детей раннего возраста в современных семьях можно с помощью проведения практико-ориентированных обучающих семинаров.

В статье дана структура семинаров, выстроенная по единой схеме: название, цель, задачи, психологическая разминка, теоретическая часть, практическая часть, рефлексия.

Рассмотрено содержание и некоторые формы работы в рамках данных семинаров.

Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста

Баландина Нина Константиновна. Особенности обучения детей раннего возраста. // Теория и практика дошкольного образования. — 2016.-№ 2.- с. 45.

В данной статье обосновываются особенности обучения детей раннего возраста. Обучение должно опираться на зону ближайшего развития детей раннего возраста.

Автор раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми, основанной на непосредственном контакте с взрослым и создании условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка.

Также в статье подчеркнута роль применения игровых приемов как средства повышения активности детей на занятиях.

Белова Е. С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С. 32–42.

В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми.

В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста.

Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период, когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства. В это время происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Василенко Евгения Вячеславовна. Формирование представлений о множестве у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

В статье рассматриваются вопросы формирования понятия количества у детей раннего возраста. Описываются особенности понятия множества, количества, числа и счета детьми, исходя из их возраста. Раскрываются этапы формирования представлений о множестве у детей раннего возраста в дошкольном учреждении, в результате проделанной работы выявлено заметное повышение знаний детей о количестве.

Психолого-педагогические основы дошкольного образования

Н. Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально-смешанной семье. //Дошкольное воспитание. – 2015.-№ 1.- С. 90-96.

В статье представлена разработанная автором диагностическая методика, направленная на выявление уровня развития когнитивной сферы ребенка раннего возраста, воспитывающегося в национально-смешанной семье.

Эмоциональный интеллект педагогов групп раннего возраста

Волик И. Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста. //Воспитатель ДОУ. – 2016.-№ 4.- С. 116-119.

В своей статье автор предлагает решать проблему эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста при помощи проведения практикумов с элементами тренинга.

Одним из таких практикумов педагог-психолог Волик И. Г. делится в настоящей статье.

Н. Моторина. Развитие эмоционального интеллекта воспитателей групп раннего возраста дошкольных образовательных организаций. // Дошкольное воспитание. – 2015.- № 1.- С. 118-122.

Статья посвящена проблеме эмоционального взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Делается вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта воспитателя на благополучие процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО. Приведены результаты исследования эмоционального интеллекта

воспитателей групп раннего возраста, представлена программа по его развитию, предложены практические рекомендации.

Анкета для педагогов «Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам трудового воспитания детей 6-го года жизни» Анкета для педагогов Уважаемые воспитатели! С целью изучения содержания и форм взаимодействия детского сада с семьей по трудовому воспитанию.

Задачи воспитания и обучения детей 3–4 лет Младший возраст -важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,сверстниками,с.

Консультация для педагогов «Особенности воспитания детей раннего возраста в детском саду» Первые три года жизни ребенка выделяют в особый период, называемый периодом раннего детства. Общая характеристика развития ребенка от 1.

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 города Шебекино, Белгородской области».

Консультация «Методы и формы работы с детьми по вопросам преодоления кризисных проблем воспитания ребенка с ОВЗ» Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения: калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных.

Опыт работы «Значение сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста» Сенсорное развитие – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить. А. М. Тарамин В настоящее время не.

Основы нравственного воспитания детей раннего возраста Ребёнок не рождается злым, жестоким или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. Они формируются у детей с самого раннего.

Особенности обучения и воспитания детей второй группы раннего возраста Ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. В раннем детстве ребенок.

Особенности воспитания детей раннего возраста дома и в условиях детского учреждения Независимо от того, где воспитывается ребёнок (только в семье или, кроме того, посещает детское учреждение, ему должно быть обеспечено.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

источник

Издается с сентября 1956 г.

Юмористический, литературный, развлекательный журнал. Это одно из наиболее популярных изданий прошлых лет. Рассчитано на самых маленьких читателей, от 3 до 6 лет. В нем много крупных иллюстраций, минимум текста. В журнале малыши найдут короткие стихи и небольшие истории, самоделки, загадки, ребусы, различные задания и комиксы.

Игровой журнал для маленьких читателей 5-9 лет. Герои мультфильмов приглашают вас поиграть, прочитать коротенькие веселые рассказы. Кроме этого, в журнале можно найти конкурсы, ребусы, раскраски.

Галилео. Наука опытным путем

Научно-популярный журнал-коллекция, выпускаемый компанией De Agostini. Журнал рассчитан на детей 10—14 лет. Издание охватывает 3 основных отрасли естествознания: химию, физику и биологию. К каждому выпуску прилагается специальный набор для проведения какого-либо простого научного эксперимента. По идее авторов издания, в целом эти приложения составят небольшую домашнюю лабораторию. В журнале рассказывается не только о науке, но и о великих учёных и их достижениях — Галилео Галилее, Исааке Ньютоне, Иване Петровиче Павлове и других

Журнал ориентирован на детей от 6 до 16 лет. Обучение в игровой форме путем погружения в мир удивительных открытий. Рубрики журнала: «Великие имена», «До чего дошел прогресс!», «Вопрос на засыпку», «За тридевять земель», «Соседи по планете», «Картинка-загадка» и др.

«Детская Роман-газета» – журнал для детей школьного возраста. Это помощник ребятам и учителям: многое из того, что проходят на уроках истории, литературы, географии, биологии, в увлекательной форме можно прочитать на страницах нашего журнала: повести и рассказы русских и зарубежных классиков и лучших современных писателей, сказки, исторические произведения, повествования о художниках и музеях.

Для самых маленьких читателей – развивающий журнал «Дисней для малышей» – яркий и красочный, с персонажами самых известных и любимых во всём мире мультфильмов. Здесь ребят ждут увлекательные приключения – в джунглях, где живут Маугли и его друзья, в океане, где плавает Немо, а ещё – игры со щенками-далматинцами, весёлые истории и занимательные головоломки, которые приготовили Аладдин, львёнок Симба, страшилища из «Корпорации Монстров», герои мультфильма «Суперсемейка», и даже оленёнок Бэмби. А ещё, конечно же, весёлые и поучительные истории.

Это яркий, интересный и смешной журнал для детей и родителей! Журнал, в котором мальчишки и девчонки найдут море необычных историй и много прикольных картинок. На страницах журнала ребята увидят все, что им интересно: детские рассказы, истории из жизни животных, смешные и увлекательные комиксы, загадки на любой вкус, интервью со звездами и актерами журнала «Ералаш» и еще много-много всего интересного. Ну, и конечно юмор, шутки и анекдоты! Мальчишки и девчонки встретят в журнале «Ералаш» детские юмористические рассказы, написанные известными детскими писателями. Не будут обижены и любители анекдотов, которые смогут пополнить свою коллекцию свежими и остроумными историями. Тот, кто предпочитает стихи тоже будет обрадован, так как обнаружит в «Ералаше» веселые и озорные четверостишия детских поэтов. Все шутки, анекдоты, забавные истории и стихи сопровождаются красочными и озорными иллюстрациями и рисунками наших художников! Отдельная рубрика журнала посвящена актерам журнала «Ералаш». В каждом свежем номере журнала вы найдете интервью со звездочками киножурнала «Ералаш».Специально для юных модников и модниц в журнале «Ералаш» есть рубрика о стилях и прическах.

Красочный познавательный журнал для любознательных детей 6—12 лет и дальновидных родителей. Поможет ребенку освоить учебную программу и успешно влиться в школьный коллектив. Развивает творческие способности и навыки общения. Содержит развивающие игры, поделки, комиксы, статьи. Вместе с главной героиней, девочкой Клепой и ее друзьями, читатели путешествует по всему миру, по разным странам и временам. Главная задача – пробудить в детях любознательность и стремление к творчеству, помочь в учебе. У журнала есть свой сайт, ориентированный на подростков.

красочный ежемесячный детский журнал для умелых ребят, а также их родителей. В нем представлены поделки с описанием работы и схемами разного уровня сложности на любой вкус: поделки из бумаги (аппликация, оригами, маски); забавная кулинария; фигурки из теста и сладкой мастики; украшения для дома; природная мастерская и т.д.Содержит готовые схемы, выкройки и трафареты, конкурсы и головоломки

Всероссийский ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Издается с июля 1936 года в г. Ленинграде/Санкт-Петербурге. Журнал предназначен для учащихся начальной и средней школы. На его страницах публикуются многие известные детские писатели, некоторые из них ведут познавательные рубрики журнала, в том числе по истории Санкт-Петербурга, очерки по искусству, юмористические материалы, письма читателей, проводятся викторины и конкурсы с читателями.

«Маша и Медведь» — интерактивный журнал для активных детей 3 – 7 лет. Забавные приключения, в которые непоседливая Маша втягивает увальня Медведя, развеселят и детей, и родителей. Под яркой обложкой: захватывающие истории, комедийные ситуации, персонажи русских народных сказок, взаимоотношения героев, которые напоминают отношения ребенка и взрослого. В каждом номере Большая картонка-самоделка, коллекционная игра, веселые уроки, забавные комиксы, нескучные советы, конкурсы, песни, шутки и хорошее настроение вместе с добряком Медведем и неугомонной Машей!

Познавательный, развлекательный журнал для дошкольников и младших школьников. В журнале содержатся познавательные материалы: весёлые уроки русского, английского и немецкого языков, занимательные уроки истории, рассказы о картинах великих художников, рассказы о природе и о животных. В каждом номере — письма ребят из областей России, весёлые тесты для детей, загадки, самоделки, комиксы, рассказы в картинках по классическим литературным произведениям, а также рассказы, стихи и загадки лучших современных русских детских писателей. «Миша» регулярно проводит конкурсы с призами, публикует письма, рисунки, стихи и рассказы юных читателей.

Красочный игровой интерактивный развивающий и обучающий журнал, популярный у детей от 5 до 12 лет. Содержит кроссворды, сканворды, шарады, головоломки, развивающие игры, мини-журнал «Большая игра», познавательные рубрики, шутки, конкурсы, галерею детский рисунков, фокусы со специальными детскими картами, комиксы, самоделки и всевозможные сюрпризы. Девиз журнала: «Не секрет для всех вокруг, что Мишутка – лучший друг!»

Старейший детский журнал. Выходит с 1924 года, он адресован детям от 6 до 12 лет. Первоначально Мурзилка был собачкой, у которой был хозяин — мальчик Петя. Сказочный персонаж, желтый и пушистый Мурзилка, был придуман в 1937 году художником Аминадавом Каневским. Журнал можно по праву назвать зеркалом детской литературы. В нем читатели найдут интересные дополнения к школьной программе, это не только рассказы и сказки, но и помощь в углубленном изучении школьных предметов (рубрики «Прогулки со словами», «Галерея искусств Мурзилки», «Школа безопасности» и др.), а также ребусы, загадки, различные поделки, кроссворды, анекдоты.

Развлекательно-познавательный журнал для дошкольников и младших школьников. В журнале публикуются новые произведения Эдуарда Успенского, печатаются рассказы и стихи современных детских писателей, познавательные материалы о регионах России, её природе, весёлые тесты для детей, самоделки, рассказы-загадки, рисунки-ребусы, комиксы, чайнворды с рисунками, кроссворды, развивающие головоломки.

Журнал о природе для малышей от 3 до 8 лет. Издание знакомит детей с окружающим миром. В каждом номере — рассказы о животных, растениях, сказки, загадки, развивающие игры, кроссворды, раскраски.

Новый яркий и красочный журнал придётся по душе всем мальчишкам! Увлекательные истории, интересные задания, масса познавательной информации из мира автомобилей и постер с любимыми героями! С каждым номером читателей ждёт подарок – коллекционная игрушка-персонаж из мультфильма «Тачки»! Коллекция всех машинок-персонажей – настоящий подарок всем поклонникам знаменитого мультика! Читай и играй!

Тошка — весёлый и любознательный щенок — будет верным другом для всех любителей животных. На страницах журнала он рассказывает о диких животных, о секретах воспитания и ухода за домашними любимцами. Вместе с Тошкой читатели отправляются в путешествия, узнают тайны и секреты животных, учатся рисовать, делают поделки.

В каждом номере Николай Дроздов проводит увлекательный конкурс «В мире животных», а победителей ждут замечательные призы — книги, диски, кассеты. А ещё Тошка загадывает загадки, предлагает кроссворды и головоломки, рассказывает и показывает фотоистории. Центральный разворот журнала — постер — уникальные авторские фотографии животных.

Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов. В каждом номере дополнительная вкладка с раскрасками.

Главные герои журнала – Читайка и Совенок. Вместе с ними читатели журнала из номера в номер могут знакомимся с лучшими книгами, журналами, попадать в забавные ситуации, принять участие в увлекательных играх.
Этот журнал не только для детей, но и для родителей. В рубрике «Скоро в школу» папы и мамы научат детей складывать и вычитать, собирать из кубиков слова. Так же в рубрике можно найти веселые подготовительные уроки по риторике, логике, математике, чтению. Девиз журнала: «Книга — твоя лучшая зашита».

Чудеса и Приключения — детям

Литературно-познавательный журнал для тех, кто хочет всё знать. Яркое, хорошо иллюстрированное издание поможет познать вашим детям все загадки мира доступно и очень увлекательно. Уверены, что каждый найдёт на страницах «ЧИП — детям» то, что ему интересно: истории с непредсказуемым финалом, кроссворды, ребусы, логические задачки и многое другое.

Издание рассчитано на школьников и посвящено природе. Выходит уже более 80 лет. «Страницы Красной книги», «Листая Брема», «Лесная газета», «Записки натуралиста», «Тайны морей и океанов» и многие другие рубрики рассказывают об окружающем мире флоры и фауны. Кроме того, в журнале есть «Советы Айболита» по уходу за домашними любимцами, интересные поделки в рубрике «Сделай сам», познавательные головоломки в «Поляне игр».

Читайте также:  Пробы реберга расшифровка анализа у детей

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 10667 раз

Чередова А. А. Современные периодические издания для детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4609/ (дата обращения: 22.10.2019).

Детская периодика является уникальным педагогическим, нравственным и эстетическим потенциалом для воспитания ребенка.

Период детства — непрерывное становление человека, его личностное развитие. Этот многосложный процесс определяется словом «социализация». Следовательно, «социализация» — это главное назначение детской прессы. По мнению С. В. Фроловой, концепция детской прессы представляет собой следующее: транслируя максимум публицистической, беллетристической научной информации всех сфер общественного бытия, адаптируя их к возрастным особенностям читателей в разные периоды детства, обеспечивая соответствующие формы мышления и восприятия, содействовать развитию и становлению личности, социализации юных граждан [4].

Журналы для дошкольников в доступной форме разъясняют ребенку, где он живет, что вокруг него, открывают глаза на красоту природы, помогают познать добро и зло, стремятся удовлетворить детскую любознательность. Периодические издания служат цели практического освоения мира (самостоятельно или вместе с взрослыми): читать, чтобы применить полученные знания на практике. Поэтому на страницах журналов можно найти много развивающих игр, конкурсов, заданий и упражнений (викторины, тесты, загадки, математические задачи).

Современная система детской прессы отвечает разнообразным потребностям аудитории (развлекать, интересовать, объяснять, советовать и др.), дифференцирована по возрасту (журналы для дошкольников, для младшего и среднего дошкольного возраста), полу, интересам (природа, мода и красота, компьютер, футбол и др.), способу издания (тетрадь, альбом).

Проблемы детской периодики и ее репертуара имеют глобальный характер и постоянно актуальны. Однако, в современных российских ГОСТах, терминологических словарях и справочниках специфика изданий детской периодики почти не отражена.

В области изучения проблем репертуара детских изданий известны имена О. В. Алексеевой, Н. А. Рубакина, И. И. Старцева, М. В. Соболева, современных ученых и практиков И. А. Бутенко, Е. И. Голубевой, С. А. Карайченцевой, Г. Лямина, Ю. В. Просалковой, Е. Г. Ягановой, зарубежных специалистов С. Симсова, Л. Тейнил др.

На сегодняшний день отсутствует внимание к проблемам детской периодики, которых у нее достаточно много. Помимо неурядиц со спецификой изданий, детские журналы сталкиваются еще с рядом сложных задач. С каждым годом уменьшается количество авторов, желающих работать в данной сфере, сокращаются тиражи изданий для малышей, уменьшается спрос на продукцию детских издательств. Издательства же, в свою очередь, не готовы браться за журналы — однодневки. В большей степени, эти явления связаны с развитием информационных технологий и быстрым взрослением детей, которым интереснее сидеть в интернете и просматривать веб-страницы, чем читать иллюстрированные специализированные журналы. Важной проблемой является и высокая стоимость изданий для детей. Далеко не все родители могут позволить себе постоянно приобретать специализированную периодику для своего ребенка, оформлять подписку на неё. С одной стороны, журналы для малышей стали более яркими, привлекательными для детей, с другой — все это приводит к значительному увеличению их стоимости и понижению количества проданных тиражей.

Следует отметить, что, к сожалению, культура чтения периодических изданий в семьях потеряна, хотя родители должны прививать интерес к печатной продукции, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Да и мало кто из родителей знает о существовании массы журналов и газет для детей. Между тем разнообразие печатных детских изданий на российском рынке в последнее время столь велико, что охватить их все в одном небольшом обзоре просто невозможно.

Коммерциализация сегодня оказывает огромное влияние на издателей. В таком случае, возможность продажи своего продукта становится более важной, чем качество издания. За последние годы значительно расширилась тематика изданий для детей, в то время как такая литература далеко не всегда соответствует стандартам качества и требованиям морали. Детей привлекают яркие страницы, но ни они, ни родители не осознают, насколько негативным является влияние низкопробной массовой периодики. Как бы прискорбно это не звучало, но подъем прибыли стал более важен, чем обеспечение детей хорошей, доброй и качественной периодической печатью.

К сожалению, проблемы детских изданий для дошкольников не подвергаются научному исследованию. Внимание уделяется детской периодике в целом, невзирая на то, что она, с теоретической точки зрения, в рамках изданий для детей является актуальной для аудитории в возрасте от 0 до 18 лет, то есть пока ребенок не становится совершеннолетним.

Одним из важнейших условий изучения ситуаций на рынке детских периодических изданий является четкое их разделение на отдельные возрастные категории: для малышей от 0 до 3-х лет, для малышей-дошкольников, для детей младшего школьного возраста, для детей среднего школьного возраста, для подростков, детей старшего школьного возраста. Важно соотношение периодики, адресованной каждой из данных возрастных групп, с детьми соответствующего возраста и анализ периодики отдельно в каждом из них.

В наше время существуют различные периодические издания для дошкольников: журналы, электронные журналы, газеты, альманахи. Большой популярностью пользуются электронные журналы, так как современные дети предпочитают компьютерные технологии печатным изданиям. Периодическая печать в интернете сегодня намного доступнее для детей и родителей, и при этом не требует каких-либо затрат, но многие родители не задумываются, к сожалению, о здоровье ребенка.

Анализ образовательных программ для дошкольных учреждений подтвердил отсутствие в круге детского чтения периодики, хотя только в краевой детской библиотеке имени Г. Граубина Забайкальского края в отделе обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста насчитывается около 25 детских изданий.

В данный момент существует много различных периодических изданий, представленных по возрастам и категориям. Мы попытались составить перечень современных журналов для детей дошкольного возраста и их родителей. Вот некоторые из них.

Издательский дом «Карапуз» предлагает для совместной деятельности родителей и детей следующие развивающие журналы:

«Мои первые слова» (от 0 до 2 лет)

Журнал про малышей, про возраст погремушек, ползунков, колыбелек. Про первые улыбки, узнавания, первый лепет, звуки. Чего ожидать? Что и как делать? К чему стремиться? Советы специалистов и необходимая информация даются просто и ясно. Наглядный материал в виде отдельных картинок, для ребенка именно этого возраста, подготовлен ведущей лабораторией Российской Академии Образования.

«Для самых-самых маленьких»(1–3 лет)

Единственный в России журнал, рекомендованный Министерством образования РФ в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Победитель в номинации «Лучший детский журнал»: знакомство с окружающим миром; беседы по сюжетным картинкам; развитие речи, эмоций и чувств; дидактические игры; содержательные советы родителям — все в этом журнале.

«Раннее развитие. Первые шаги»(1–3 лет)

Принципиально новый вид издания — журнал-картонка. В основе каждого выпуска — серьезная методическая разработка по одному из направлений раннего развития. Тексты даны как примерный диалог родителя с ребенком, что создает хорошие условия для самовыражения и активизации речи.

Журнал дидактических игр на плотном картоне. Ведущая деятельность этого возраста — игра. Основная педагогическая задача — развитие ощущения и восприятия. Лучшие педагоги-новаторы объяснят, что нужно делать, зачем и как, чтобы позже не было проблем с подготовкой ребенка к школе.

Незаметное, но системное обучение в игровой форме по основным направлениям развития. Приоритетные задачи — развитие речи, общения, интереса к грамоте и счету. Страничка для родителей. Если ребенку 3 года и семья еще не занималась с ним системно, рекомендуется сначала подписаться на журнал «Для самых-самых маленьких».

Основной журнал Издательского Дома «Карапуз» для подготовки к школе («Домашний лицей»). Каждый выпуск посвящен конкретной теме: обучению чтению и счету, подготовке руки к письму, развитию внимания, памяти, мышления, речи. Авторы — ученые Российской Академии образования — дают конкретные советы родителям.

В каждом его номере публикуется всего одна сказка. Интересная и, главное, поучительная. Издатели тщательно подбирают материал. В основном это проверенные временем и полезные для сердца и разума сказки народов мира. А после того, как вместе с малышом ее прочтут родители, он непременно захочет вырезать и склеить из предложенных схем какую-то сценку или предмет, о котором шла речь в сказке. Только не надо забывать поставить перед ребенком условие: мастерить следует только после того, как прочтется или прослушается сказка и вспомнится, о чем в ней говорилось. Кстати, интересная работа руками непременно вызывает у малышей положительные эмоции, а они как нельзя лучше способствуют запоминанию нового материала. «Склеенная» сказка надолго останется в памяти ребенка. Журнал будет интересен как дошкольникам, так и детям младшего школьного возраста.

«Спокойной ночи, малыши!» (3–8 лет)

На страницах журнала малыш встретится с любимейшими героями и проведет с ними не пару минут, как это стало в последнее время на телеэкране, а, возможно, не один день. Кроме того, услышит от взрослого или прочтет сам много веселых историй и стихов, будет раскрашивать, мастерить, разгадывать ребусы, головоломки, отвечать на вопросы, что в лучших традициях литературно-развлекательных журналов для детей. Журнал выходит на качественной бумаге, в нем яркие, а, главное, дорогие сердцу крохи рисунки.

Журнал «Мастерилка» (5–12 лет)

Забавные игрушки, поделки из бумаги и пластилина, природного материала, коробок, проволоки и веревочек — все это ребенок сделает своими руками и будет играть, дарить, создавать уют в доме. Кроме конкретной пользы и трудовых навыков, журнал развивает фантазию и творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость [2].

Издательский дом «Эгмонт Россия» также дарит дошкольникам и младшим школьникам умные и красивые издания. Назовем некоторые из них.

Это «веселый журнал о животных». В нем тоже очень много иллюстраций, причем, не только рисованных, есть в «Тошке» и фотографии. Короткие тексты. В издании много загадок, логических заданий, ребусов. Есть самоделка и даже постер с фотографией какого-нибудь животного, который ребенок сможет собственноручно повесить на стену в детской. Публикуются в «Тошке» и рисунки, которые присылают в своих письмах читатели. Правда, печатается «Тошка» на обычной (не глянцевой) бумаге и, как «Веселые картинки», не очень яркий. Выходит журнал в издательстве «Эгмонт Россия».

Этот журнал схож по тематике с «Тошкой». На страницах журнала «живет» Винни-Пух диснеевский и, соответственно, все его американские друзья. В отличие от развлекательных журналов-комиксов с названиями диснеевских мультиков, «Винни-Пух» вполне развивающий. Выходит он под лозунгом «Твой журнал о природе», но абсолютно не похож на все вышеперечисленные издания. Здесь яркие иллюстрации, фотографии животных и очень мало текстов. В основном, маленьким читателям предлагаются развивающие задания на сообразительность, ребусы, головоломки, любопытные вопросы, с помощью которых малыш может проверить свою эрудицию. Также в журнале есть странички-раскраски и странички-самоделки. Все обращения к детям происходят непосредственно от лица «мультяшных» героев журнала, а это соответствует возрастно-психологическим особенностям детского восприятия информации.

«Микки-Маус», «Том и Джерри», «Барби»

Эти и другие журналы комиксов тоже выпускает Издательский Дом «Эгмонт Россия». Они были первыми ласточками издательства, которые залетели в Россию из Америки и уже в 90-е завоевали огромную популярность у детей, которые до той поры ничего подобного не видели. До сих пор эти и подобные комиксы пользуются у маленьких читателей большим спросом. Возрастная аудитория комиксов практически без ограничения. Они могут быть интересны всем, кто любит мультфильмы Диснея.

Литературно-познавательный журнал для младшего школьного возраста «Простоквашино».

Выходит при участии автора замечательных детских книг Эдуарда Успенского. Каждый номер открывает новая история из жизни дяди Федора и его друзей. Кроме того, в журнале много познавательных материалов, сопровождающихся комментариями мультипликационных героев из Простоквашино, рисунками и фотографиями. А также комиксы, игры, конкурсы и викторины [3].

Журналы от Издательского дома «Веселые картинки»: «Веселые картинки», «Филя», «Свирелька» и «Свирель» и др.

Здесь очень много крупных иллюстраций и минимум текста. Как и прежде, на страницах журнала соседствуют юмористические стихи и коротенькие истории современных детских авторов и «классиков» периодики. Есть разделы, с помощью которых можно смастерить самоделку. И, конечно, в большом количестве ребусы, загадки, лабиринты, любопытные задания для малышей. Единственный «минус» «Веселых картинок» — это то, что оформление журнала недостаточно яркое по сравнению с некоторыми другими изданиями. Концепция издания вполне соответствует возрастно-психологическим потребностям этой возрастной категории читателей.

Построен по тому же принципу, что и «Веселые картинки». Много крупных иллюстраций, загадки, ребусы и короткие тексты. Но их вполне достаточно, чтобы удовлетворить любопытство маленьких читателей.

«Свирелька» (от 3 до 8 лет) и «Свирель» (от 7 до 12 лет)

Не надо путать два этих издания. «Свирелька» — ежемесячный журнал о природе для самых-самых маленьких. «Свирель» — тоже о природе, но для читателей постарше. Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций — фотографии. Впрочем, запомнить нетрудно, потому что «Свирелька» и по размеру меньше своей «старшей» сестры. Она выходит в формате А5 — половина альбомного листа. За это ее любят многие дети. Журнал довольно объемный — 32 страницы. И бумага плотная, качественная. Кроме содержательных рассказиков, историй, стихов о живой природе в «Свирельке» есть странички-раскраски, книжечка-вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листов из журнала, сложить пополам и сшить. Много в журнале веселых ребусов, загадок. Есть и самоделка. В общем, «Свирелька» достойна внимания малыша.

Издательский Дом «АиФ» предлагает детям познавательный альманах «Детская энциклопедия», который выходит на плотной качественной бумаге в уменьшенном формате А5. Каждая довольно пухлая книжечка посвящена какой-нибудь одной большой теме. Например: «Комнатные растения», «Шоколад», «Физика», «Кошки», «Дипломатия». Материал в журнале расположен по алфавиту. На каждую букву — по несколько тематических понятий, которые объясняются на доступном детям языке, в увлекательной литературной форме. Текст сопровождается иллюстрациями. Альманах также активно используется детьми в качестве дополнительного учебного пособия. Одно из самых популярных изданий у постоянных посетителей библиотеки.

Литературно-развлекательный журнал «Мурзилка» (7–12 лет)выходит в издательстве «Молодая гвардия».

Он тоже до сих пор живет и очень даже процветает. «Мурзилка» выходит в увеличенном формате, на плотной глянцевой бумаге, на тридцати с лишним страницах. Кроме замечательных текстов, написанных известными детскими авторами, среди которых есть литературные произведения, познавательные и обучающие материалы, в журнале очень качественные яркие иллюстрации в виде рисунков и фотографий. А в середине каждого номера — изумительные гравюры полотен величайших художников и адаптированный текст об авторе и его творениях. А также бессменные комиксы, советы от «Мурзилки», головоломки, ребусы и загадки, конкурсы с призами. И, конечно, письма и рисунки самих читателей.

Познавательный журнал для детей “GEOлёнок”(7–13 лет)выходит в издательстве «Axel Springer Russia»(Аксель Шпрингер Раша).

Создан по образцу журнала для взрослых “GEO”. Интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из мира животных и растений, истории, географии, искусства, литературы. А также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби, первым романтическим чувствам (все в пределах разумного!). Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним. Все, как в “GEO”, только лучше, потому что для детей. Создается журнал российскими авторами, а потому вполне адаптирован к нашей действительности.

К сожалению, для современных периодических журналов характерен слишком большой охват читателей в рамках одного издания — от 0 до пяти, от трех до восьми, от семи до четырнадцати лет. В этом случае сложно учитывать психологические, познавательные интересы детей разного возраста. Мало принимается во внимание пол детей, хотя надо отметить, что в последнее время появилось несколько новых журналов для девочек (для мальчиков такого разнообразия нет).

От состояния культуры и уровня развития детства зависит прогресс в культурном, экономическом, социальном развитии общества. И забывать о значимости периодики в содействии становлению личности и социализации юных граждан нельзя.

3. Актуальные промлемы современной детской периодики referats-online.ru/work_17463.html

4. Фролова С. В. Российские периодические издания для детей: обзор и классификация // Начальная школа. 2003. № 1. С. 108–113

источник