Меню Рубрики

Анализ патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Теоретический обзор психолого — педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Анализ педагогической литературы и педагогических систем по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических, педагогических и политических аспектах.

Прежде чем перейти к изучению проблемы патриотического воспитания — необходимо раскрыть содержание основных понятий. Определяющим центральным понятием нашей работы является «патриотизм».

В «Толковом словаре» В.Даля патриотизм характеризуется, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».[4] Педагогический энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».[10]

Патриотизм в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» раскрывается в разных аспектах, но базовым пониманием патриотизма является сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.[25]

На наш взгляд патриотизм выступает наиболее яркой чертой национального характера. Ему присущи особая любовь, сознательное гуманное отношение к Отечеству, к народу, выражающееся в нравственных нормах поведения.

Многие исследователи отмечают, патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, но чужд национализму. Национализм, как говорила М.И.Богомолова «паразитирует на национальных патриотических чувствах».[2;7]

Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и нетерпимостью к этнокультурному отличию от своего. В этом суждении мы можем выделить одну из проблем патриотического воспитания. Ведь патриотизм это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».[3]

А.Д.Жариков, М.И.Богомолова заметили, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Конечно же, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.[2, 7]

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» указывает, что «патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».[25;14]

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Патриотическое воспитание всегда рассматривается интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, духовное.[12]

Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в патриотическое воспитание вкладывали различные аспекты.

Этнопедагогические основы патриотического воспитания К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого обосновывались на принципе «народности» воспитания.[32]

Политический аспект патриотизма прослеживался в педагогических исследованиях советского периода. Большую роль в разработке проблем патриотического и интернационального воспитания сыграли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Они заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания — принцип расширения связей ребенка с окружающим миром через малое к большему, принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу дошкольника.[16,17,28]

Н.К.Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут [16]

А.С.Макаренко отмечал огромную роль семьи в патриотическом воспитании детей. Так же он считал, что воспитать «настоящего человека — патриота своей Родины» можно только в коллективе. [17]

«Логика патриотического воспитания заключается именно в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в человеке на основе активного проявления его собственной души, его сердца и разума»,- так утверждал В.А.Сухомлинский — один из ведущих педагогов, изучающих природу патриотического воспитания детей.[29;26] В.А.Сухомлинский, как и многие другие педагоги отмечал — корнем воспитания глубоких патриотических чувств является мать, семья, школа, природа. Он говорил, что «мать — это светоч эмоциональной жизни ребенка» «любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем…»[28;40]

В современной дошкольной педагогической науке проблема патриотического воспитания нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, Н.Ф.Виноградовой, А.Д.Жарикова, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой, Л.А.Кондрыкинской, М.Д.Маханевой, М.Ю.Новицкой и др.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, С.А.Козлова. Базой формирования патриотизма считают воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания патриотизма: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. [8]

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания — опосредованное освоение знаний, выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным явлениям. Авторы указывают, что воспитание у старших дошкольников чувства любви к родине осуществляется на основе неразрывного единства чувств, сознания и поведения. [6]

Современные исследования воспитания любви к родному краю Н.В.Алешиной, также основаны на принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств, сознания и поведения. Исследователь отмечает, что краеведческий подход в образовании дошкольников способствует формированию социальной компетенции ребенка, дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане, т.е. накапливаемый опыт касается как познания и преобразования действительности, так и отношения к ним.[1]

В.С.Мухина отмечает, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.[20]

По мнению М.Ю.Новицкой «только наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству»[22;3] Конечно же, мы согласимся с высказыванием М.Ю.Новицкой, но уточним, что сознательно формироваться чувство патриотизма начинает только в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются высшие психические чувства, появляется соподчинение мотивов и происходит социализация личности.

В своей работе также мы провели анализ современных программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В настоящее время существует большое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Все современные комплексные программы — «Успех» Н.В.Фединой и др., «От рождения до школы» Н.Е.Веракса и др., «Истоки» Л.А.Парамоновой — предусматривают решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников. Авторы программ предлагают вести работу по реализации таких задач как:

  • — приобщать детей к прошлому и настоящему своей страны, родного края;
  • — воспитывать чувство любви к своему родному городу, Родине; гордость за достижения и успехи выдающихся людей России;
  • — воспитывать у ребенка интерес и желание узнавать о стране, в которой живет, о жизни разных народов.[24,31]

Во всех программах предлагаются различные средства и методы достижения этих задач: использование художественной литературы (фольклор, рассказы), наглядного материала различного характера, изобразительной и музыкальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, экскурсии, беседы. Содержание работы по патриотическому воспитанию в программах предусмотрено с младшего возраста.

В программе «Успех» патриотическое воспитание детей реализуется в области «Социализация», которая находится в интеграции всех образовательных областей. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с раннего возраста гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине; уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

В программе «Истоки» ознакомление старших дошкольников с окружающим заложено в разделе программы «Мир, в котором мы живем». Цель работы по данному разделу — сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка, формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к другим культурам и сопричастности к событиям, происходящих в другом городе и своей стране.

Другую группу методических разработок составляют парциальные программы: Л.В.Коломийченко «Программа социального развития детей дошкольного возраста», С.А. Козловой «Я — человек», М.Ю. Новицкой «Наследие».

В этих программах четко определены задачи воспитания с учетом возрастных особенностей детей: воспитание интереса и уважения к людям, их культуре, быту, истории, гордости за свою страну, чувства восхищения и гражданственности, толерантного отношения к жителям своей страны и к народу других государств, заботливого отношения к природе.[12,13,22]

В программе «Я — человек» С.А.Козловой содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников представлено в разделе «Земля — наш общий дом», который дифференцирован на несколько подразделов: «Что такое Земля?», «Какие люди живут на Земле», «Как люди Землю заселяли», «Твоя страна, твой народ». Работа по данной системе идет по принципу от общего к конкретному: Земля, кто заселяет Землю, какой народ, какие у них обычаи и традиции, быт, чем они сходны и различны. В последнюю очередь детей знакомят конкретно с той страной, в которой они живут. В программе предлагается использование фольклора и художественной литературы, игр, музыкальных произведений, праздников и развлечений, огромного количества наглядного материала, экскурсий, наблюдений, проведение опытно-экспериментальных работ самими детьми. [12]

В программе А.В.Коломийченко содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников также представлено в разделах: «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам: «Человек», «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна», «Русская традиционная культура», «Культура других народов», «История возникновения и развития края», «Города моего края», «Природа родного края», «Родной город как часть родного края». Каждый раздел направлен на реализацию воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление новых способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов. Ознакомление идет по принципу от близкого к далекому. Анализируя данную программу, мы заметили важное отличие от других педагогических систем: в этой программе рекомендуется вести работу по ознакомлению ребенка с родным краем и родным городом, что очень значимо для детей, так как родной город — это первая малая Родина.[13]

Работа по патриотическому воспитанию в программах С.А. Козловой и Л.В.Коломийченко начинается с младшей группы. Большое внимание уделяется старшему возрасту, когда можно акцентировать внимание на воспитание высших патриотических чувств.

В программе «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» (М.Ю. Новицкая) одним из путей организации патриотического воспитания дошкольников предлагается комплекс программ введения детей в русскую культуру: программа освоения народного изобразительно-прикладного искусства с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря, программа освоения традиционной семейной культуры, программа освоения историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты именинного календаря, программа воспитания культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы, программа освоения традиционной отечественной музыкальной культуры, программа физического воспитания и психолого-педагогической коррекции в ходе освоения народной игровой культуры. [22]

Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.

Таким образом, изучив педагогические труды и педагогические системы по проблеме патриотического воспитания детей, мы в своем исследовании под патриотическим воспитанием будем рассматривать взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной региональной культуры, природным достопримечательностям родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения к ним. В обзоре из ряда комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию дошкольников, мы выделим в нашей работе задачу формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к Родине через приобщение к природным достопримечательностям родного края.

источник

Теоретический обзор психолого — педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Анализ педагогической литературы и педагогических систем по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических, педагогических и политических аспектах.

Прежде чем перейти к изучению проблемы патриотического воспитания — необходимо раскрыть содержание основных понятий. Определяющим центральным понятием нашей работы является «патриотизм».

Читайте также:  Затяжной насморк у детей анализ

В «Толковом словаре» В.Даля патриотизм характеризуется, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».[4] Педагогический энциклопедический словарь определяет «патриотизм» как «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде».[10]

Патриотизм в «Концепции патриотического воспитания граждан РФ» раскрывается в разных аспектах, но базовым пониманием патриотизма является сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества.[25]

На наш взгляд патриотизм выступает наиболее яркой чертой национального характера. Ему присущи особая любовь, сознательное гуманное отношение к Отечеству, к народу, выражающееся в нравственных нормах поведения.

Многие исследователи отмечают, патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, но чужд национализму. Национализм, как говорила М.И.Богомолова «паразитирует на национальных патриотических чувствах».[2;7]

Подлинная любовь к родному не имеет ничего общего с национальной ограниченностью и нетерпимостью к этнокультурному отличию от своего. В этом суждении мы можем выделить одну из проблем патриотического воспитания. Ведь патриотизм это не только преданность своему народу, Отечеству, но в то же время это и уважение, «сохранение культурной самобытности каждого народа, живущего в России».[3]

А.Д.Жариков, М.И.Богомолова заметили, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Конечно же, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.[2, 7]

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» указывает, что «патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».[25;14]

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Патриотическое воспитание всегда рассматривается интегрально. Оно объединяет в единое целое все стороны развития личности: нравственное, трудовое, умственное, эстетическое, духовное.[12]

Проблема патриотического воспитания далеко не нова для педагогической мысли России. В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в патриотическое воспитание вкладывали различные аспекты.

Этнопедагогические основы патриотического воспитания К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого обосновывались на принципе «народности» воспитания.[32]

Политический аспект патриотизма прослеживался в педагогических исследованиях советского периода. Большую роль в разработке проблем патриотического и интернационального воспитания сыграли Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Они заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания — принцип расширения связей ребенка с окружающим миром через малое к большему, принцип приоритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу дошкольника.[16,17,28]

Н.К.Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут [16]

А.С.Макаренко отмечал огромную роль семьи в патриотическом воспитании детей. Так же он считал, что воспитать «настоящего человека — патриота своей Родины» можно только в коллективе. [17]

«Логика патриотического воспитания заключается именно в том, чтобы любовь к Отечеству утверждалась в человеке на основе активного проявления его собственной души, его сердца и разума»,- так утверждал В.А.Сухомлинский — один из ведущих педагогов, изучающих природу патриотического воспитания детей.[29;26] В.А.Сухомлинский, как и многие другие педагоги отмечал — корнем воспитания глубоких патриотических чувств является мать, семья, школа, природа. Он говорил, что «мать — это светоч эмоциональной жизни ребенка» «любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем…»[28;40]

В современной дошкольной педагогической науке проблема патриотического воспитания нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, Н.Ф.Виноградовой, А.Д.Жарикова, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой, Л.А.Кондрыкинской, М.Д.Маханевой, М.Ю.Новицкой и др.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, А.М.Виноградова, С.А.Козлова. Базой формирования патриотизма считают воспитание чувства любви к своей земле, определяют педагогические условия воспитания патриотизма: эвристическая предметная среда в детском саду и семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. [8]

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова раскрывают некоторые особенности развития старших дошкольников как предпосылки патриотического воспитания — опосредованное освоение знаний, выходящее за пределы личного опыта детей, проявление устойчивого интереса к социальным явлениям. Авторы указывают, что воспитание у старших дошкольников чувства любви к родине осуществляется на основе неразрывного единства чувств, сознания и поведения. [6]

Современные исследования воспитания любви к родному краю Н.В.Алешиной, также основаны на принципах патриотического воспитания, принципе синтеза чувств, сознания и поведения. Исследователь отмечает, что краеведческий подход в образовании дошкольников способствует формированию социальной компетенции ребенка, дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане, т.е. накапливаемый опыт касается как познания и преобразования действительности, так и отношения к ним.[1]

В.С.Мухина отмечает, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.[20]

По мнению М.Ю.Новицкой «только наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству»[22;3] Конечно же, мы согласимся с высказыванием М.Ю.Новицкой, но уточним, что сознательно формироваться чувство патриотизма начинает только в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются высшие психические чувства, появляется соподчинение мотивов и происходит социализация личности.

В своей работе также мы провели анализ современных программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В настоящее время существует большое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста. Все современные комплексные программы — «Успех» Н.В.Фединой и др., «От рождения до школы» Н.Е.Веракса и др., «Истоки» Л.А.Парамоновой — предусматривают решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников. Авторы программ предлагают вести работу по реализации таких задач как:

— приобщать детей к прошлому и настоящему своей страны, родного края;

— воспитывать чувство любви к своему родному городу, Родине; гордость за достижения и успехи выдающихся людей России;

— воспитывать у ребенка интерес и желание узнавать о стране, в которой живет, о жизни разных народов.[24,31]

Во всех программах предлагаются различные средства и методы достижения этих задач: использование художественной литературы (фольклор, рассказы), наглядного материала различного характера, изобразительной и музыкальной деятельности, декоративно-прикладного искусства, экскурсии, беседы. Содержание работы по патриотическому воспитанию в программах предусмотрено с младшего возраста.

В программе «Успех» патриотическое воспитание детей реализуется в области «Социализация», которая находится в интеграции всех образовательных областей. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с раннего возраста гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине; уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).

В программе «Истоки» ознакомление старших дошкольников с окружающим заложено в разделе программы «Мир, в котором мы живем». Цель работы по данному разделу — сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка, формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к другим культурам и сопричастности к событиям, происходящих в другом городе и своей стране.

Другую группу методических разработок составляют парциальные программы: Л.В.Коломийченко «Программа социального развития детей дошкольного возраста», С.А. Козловой «Я — человек», М.Ю. Новицкой «Наследие».

В этих программах четко определены задачи воспитания с учетом возрастных особенностей детей: воспитание интереса и уважения к людям, их культуре, быту, истории, гордости за свою страну, чувства восхищения и гражданственности, толерантного отношения к жителям своей страны и к народу других государств, заботливого отношения к природе.[12,13,22]

В программе «Я — человек» С.А.Козловой содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников представлено в разделе «Земля — наш общий дом», который дифференцирован на несколько подразделов: «Что такое Земля?», «Какие люди живут на Земле», «Как люди Землю заселяли», «Твоя страна, твой народ». Работа по данной системе идет по принципу от общего к конкретному: Земля, кто заселяет Землю, какой народ, какие у них обычаи и традиции, быт, чем они сходны и различны. В последнюю очередь детей знакомят конкретно с той страной, в которой они живут. В программе предлагается использование фольклора и художественной литературы, игр, музыкальных произведений, праздников и развлечений, огромного количества наглядного материала, экскурсий, наблюдений, проведение опытно-экспериментальных работ самими детьми. [12]

В программе А.В.Коломийченко содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников также представлено в разделах: «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам: «Человек», «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная страна», «Русская традиционная культура», «Культура других народов», «История возникновения и развития края», «Города моего края», «Природа родного края», «Родной город как часть родного края». Каждый раздел направлен на реализацию воспитательных и образовательных задач, обеспечивающих не только формирование знаний о своем Отечестве, но и социально-ценностное отношение к нему, становление новых способов поведения, отражение полученной информации в продуктивных видах деятельности, развитие психических функций и процессов. Ознакомление идет по принципу от близкого к далекому. Анализируя данную программу, мы заметили важное отличие от других педагогических систем: в этой программе рекомендуется вести работу по ознакомлению ребенка с родным краем и родным городом, что очень значимо для детей, так как родной город — это первая малая Родина.[13]

Работа по патриотическому воспитанию в программах С.А. Козловой и Л.В.Коломийченко начинается с младшей группы. Большое внимание уделяется старшему возрасту, когда можно акцентировать внимание на воспитание высших патриотических чувств.

В программе «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» (М.Ю. Новицкая) одним из путей организации патриотического воспитания дошкольников предлагается комплекс программ введения детей в русскую культуру: программа освоения народного изобразительно-прикладного искусства с опорой на праздники традиционного земледельческого календаря, программа освоения традиционной семейной культуры, программа освоения историко-культурного наследия России с опорой на памятные даты именинного календаря, программа воспитания культуры чтения на основе народного устно-поэтического наследия и отечественной литературы, программа освоения традиционной отечественной музыкальной культуры, программа физического воспитания и психолого-педагогической коррекции в ходе освоения народной игровой культуры. [22]

Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.

Таким образом, изучив педагогические труды и педагогические системы по проблеме патриотического воспитания детей, мы в своем исследовании под патриотическим воспитанием будем рассматривать взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на приобщение к истокам национальной региональной культуры, природным достопримечательностям родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения к ним. В обзоре из ряда комплексных и парциальных программ по патриотическому воспитанию дошкольников, мы выделим в нашей работе задачу формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства любви к Родине через приобщение к природным достопримечательностям родного края.

источник

НИНА ОСЬКИНА
Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского периода.

Проводя анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста видно, что вопросы патриотического воспитания с древних времен находились в центре внимания любого государства. Об «идеальном гражданине» велись споры еще с античных времен. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, были обусловлены необходимостью следования таким достоинствам, как познание сути, справедливость, величие духа и благородства. «Гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, он обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага». Восхваляя правовую и политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц», и отмечал также, что долг каждого гражданина защищать свое отечество в качестве воина[47].

Читайте также:  Жан кокто ужасные дети анализ

В странах Востока одним из главных положений Конфуция (551 — 479 годы до нашей эры) было: «послушание и служение человека общине и государству, на основе уважения, любви к старшим по возрасту и социальному положению» [8, с. 6 — 7].

Патриотическое воспитание детей в России одна из важнейших задач со времен возникновения педагогики. Великими педагогами, мыслителями, философами к средине 18 века были разработаны несколько подходов к пониманию смысла и цели патриотического воспитания. Одной из главных целей патриотического воспитания, является идея государственности, служение отечеству как общественный и нравственный долг. Появился также и идеал российского гражданина — это свободная личность, которая обладает такими качествами, как мужество, готовность к преодолению препятствий и жизненных трудностей, готовность защищать Родину, достоинство, честь и отвага. Главным качеством личности российского гражданина является патриотизм.

Патриотическое воспитание содержит в своей основе патриотизм, любовь к своему отечеству. Н. М. Карамзин в своей статье «О любви к отечеству и народной гордости» писал: «Патриотизм есть любовь к благу и славе своего отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и поэтому не все люди имеют его. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорой патриотического воспитания» [23].

По словам В. Г. Белинского: «нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом — гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений — сделать их гражданами, членами государства» [7].

Великий педагог К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт патриотического воспитания русского народа является развитие у детей глубокой любви к своей Родине. Основанное на народности, воспитание должно приучить людей проявлять патриотизм всегда, повседневно и при выполнении гражданами своего общественного долга. Патриотическое воспитание призвано развить чувство национальной гордости, воспитать у детей чувство долга перед родиной, учить их всегда ставить общие интересы выше личных [8, с. 16 — 19].Упор педагогической науки в начале ХХ века был на интерес общества к идее настоящего патриотизма, который предусматривал любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества. Любовь к Родине проявляется в высокой жизненной активной позиции гражданина, которая направленная на благо и славу отечества. Основным условием для патриотического воспитания является наличие национального самосознания народа. Особенно важная роль принадлежит истории нашей страны, родному языку подвигам российского народа [8, с. 21]. Н. Е. Румянцева утверждала, что в основе патриотической воспитанности российского народа лежит национальное чувство — национальные черты, его эмоциональность и общительность, сила и глубина чувств, мечтательность и непосредственность, серьезность взгляда на жизнь [8, с. 22].

Пробуждению национального самосознания и духовного освобождения человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг. Именно война вызвала у людей огромный прилив патриотических чувств, сил и энергии. С криком «За Родину» солдаты шли в бой, не задумываясь об опасности, главной их целью, было освобождение нашей страны от «фашисткой нечисти». Любовь к Родине, к семье подталкивала людей на подвиги, и привела к «Великой Победе» русского народа над фашизмом.

Связь с традициями дореволюционной педагогики проявляется в практической и научной деятельности В. А. Сухомлинского. Прежде всего, содержание понятий «гражданственность», «патриотизм» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими моральными ценностями, национальным самосознанием, достоинством личности. «Воспитать гражданина, — утверждал В. А. Сухомлинский, — значит воспитать настоящего человека».

Великие педагоги — Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, А. А. Дубровский, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталов продолжили развивать в своей педагогической деятельности идеи В. А. Сухомлинского. В конце80-х — начале 90-х годов, изучением патриотического воспитания занимались такие педагоги как Е. В. Бондаревская, Р. Я. Мирский, Н. М. Навайчик, М. П. Чумакова.

Особенно остро вопросы патриотического воспитания у детей и молодежи встали в XXI веке. Всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности, в последние десятилетия навязывают рекомендованный стандарт, который заключается в преимуществе материальных интересов и ценностей над духовными и нравственными. В области воспитания снижается воспитательные возможности семьи и российской национальной культуры. Традиции воспитания русского человека, которые пришли к нам от дедов и прадедов подменяются так называемыми «современными» западными образцами. В сознании людей больше присутствует равнодушие, грубость, агрессивность без особой причины, небрежное отношение к своему гражданскому долгу и служению Родине. В условиях преобразования сложившихся идеалов российского общества, развитие патриотического воспитательного потенциала в системе образования обретают особую актуальность [31].

Особый интерес в плане приобщения детей к социальной действительности представляет обращение к таким аспектам содержания, которые включают информацию об истории и культуре государства. Новое направление в изучении проблемы патриотического воспитания имеет свою предысторию и представлено исследованиями М. И. Богомоловой, Г. И. Григоренко, В. И. Логиновой, Э. К. Сусловой и др. Работы перечисленных авторов показали, что в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает предлагаемую информацию, но и проявляет оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.

В настоящее время актуальность в педагогической дошкольной науке приобретают новые вопросы, которые связанны с развитием у ребенка положительного, заинтересованного отношения к стране Россия и Родине, в которой он живет. Педагогическая теория патриотического воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, на исследованиях педагогов М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Р. И. Жуковской,С. А. Козловой, Е. И. Корнеевой, Ф. С. Левин- Щириной, П. В. Мельниковой, Э. К. Сусловой.

Смысл патриотического воспитания раскрывается через сущность понятия «патриотизм», под которым принято понимать глубокое чувство, развивающееся у человека на протяжении всей жизни. Патриотизм — это, прежде всего, нравственный принцип, социальное чувство, главной идеей которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, желание защищать интересы Родины.

Л. А. Кондрыкинская утверждает, что «патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважение к родному языку и ценностям своего народа; желание заботиться об интересах своей Родины; чувство гордости за ее социокультурные достижения, отстаивание ее свобод и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому своего Отечества и унаследованным от него традициям» [3, с. 14].

В последнее время, в рамках данного направления большое распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно сказать, что, патриотизм — нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, которое выражает чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу, характеризующее высший уровень развития личности и проявляющийся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Одна из основных задач учреждения дошкольного образования является формирование патриотических чувств детей, основа которой — развитие нравственных чувств.

С. А. Козлова отмечает, что патриотическое воспитание дошкольников — педагогическое воздействие, направленное на личность ребенка с той целью, чтобы ребенок обогатил свои знания о родине, сформировал навыки и умения нравственного поведения, развивал потребности на всеобщую пользу [33].

Л. Е. Никонова считает, что патриотическое воспитание — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек [48].

И. Ф. Харламов определяет как взаимосвязанную сумму сторон поведения и нравственных чувств, в которую входит любовь к Отечеству, усилия в труде на благо Родины, преумножение трудовых традиций народа, осторожное обращение с историческими памятниками и традициями Родины, преданность Отечеству, желание к закреплению чести и достоинства Родины, готовность и способность защищать ее, смелость и мужественность, союз и дружбу народов, недопустимость к расовой и национальной неприязни, почитание традиций и менталитета других стран и народов ними [52].

Н. В. Ипполитова считает, что патриотическое воспитание —взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование патриотических чувств, взглядов и устойчивых норм патриотического поведения.

В Российском обществе цель патриотического воспитания — развитие высокой общественной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, которые обладают положительными качествами и ценностями, умеющих применить их в созидательном деле в интересах Родины, укрепления страны, обеспечения его жизненно важных интересов и надежного развития. Патриотизм включает в себя: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа [22].

Обратимся далее к анализу понятий «чувства», «патриотические чувства». Особый вклад в изучение чувств внесли П. П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. М. Якобсон и другие.

Основным этапом формирования патриотических чувств является увеличение ребенком общественного опыта жизни в своем государстве и принятие устоявшихся в нем правил поведения. Одним из важных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте — знакомство с событиями социальной жизни. Для этого необходима педагогическая работа, предполагающая привлечение дошкольников в различную деятельность, и применение специальных приемов и методов влияния на чувственную сферу детей. Ведущий компонент в дошкольном возрасте — эмоциональный [34].

Логика научного исследования предполагает раскрытие исторических основ происхождения понятия и явления, которые лежат во главе изучаемой нами проблемы. В связи с этим, считаем необходимым провести анализ предпосылок появления термина «патриотические чувства у детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования (табл.

(до XVI в.) В учении Конфуция наряду с другими общечеловеческими ценностями выделены и такие, как уважение старших, соблюдение традиций, любовь к семье, народу, стране.

В трудах Перикла идеал человека представляет полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры.

Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем и действующий в соответствие с общественным долгом. В период античности были сформированы основные представления о патриотизме как о долге перед государством, а также о патриотическом воспитании как необходимом нравственном аспекте формирования высокодуховной и гармонично развитой личности. Эти понятия и взяли деятели следующего этапа.

2. Общетеоретический этап (XVII в. –1917 г. XX в.) Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления (XVII в. –1917 г. XX в.) оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.

К. А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания и личного общественного блага: если сердца граждан откроются для гуманности, а ум – для знаний, тогда появится поколение «новых людей – патриотов».

2. Общетеоретический этап (XVII в. –1917 г. XX в.) А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «…ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

А. Ф. Афанасьев считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законом и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать».

Н. М. Карамзин считал, что любовь к отечеству должна быть деятельной, созидательной.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.

А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.

(1918– 1991 гг. XX в.) В. И. Ленин: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

В. А. Сухомлинский считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.

(90-е гг. XX в. – первое десятилетие XXI в.) В. И. Лутовинов отмечает: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которое является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

Читайте также:  Запор у детей анализ года

Н. В. Ипполитова рассматривает патриотизм в нескольких аспектах: в философском как общественно-историческое явление, обусловленное с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны – общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом – как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом – как сложное нравственное качество.

Анализ научной литературы по проблеме патриотического воспитания показывает, что многие исследователи рассматривают патриотическое воспитание как основу для формирования будущего гражданина своей страны и патриота. Важное значение при этом имеет не только формирование необходимых знаний и умений, но в большей степени формирование патриотических чувств, что является сложной задачей, для достижения которой необходимо осуществлять поиск эффективных средств патриотического воспитания.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента 1 слайд: Тема моей презентации «Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников с использованием регионального компонента».

Фотоотчет о форуме «Проблемы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» В нашем дошкольном образовательном учреждении вот уже 4 года подряд проходит городской форум «Проблемы нравственно-патриотического воспитания.

Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку». Н. Шелгунов Вырастить и правильно.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода В силу последних перемен всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Стремясь заработать на хлеб.

Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Консультация «Проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе» Вырастить и правильно воспитать.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – начальный этап формирования.

Музейная педагогика, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Мини – музей хлеба «От зёрнышка к хлебушку» Актуальность: Мини- музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребёнку возможность.

Проблемы дезадаптации детей дошкольного возраста Работа по данной теме заинтересовала меня в связи с относительной распространённостью поведенческих расстройств, приводящих к личностной.

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 368 раз

Ушков М. Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 29-31. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11491/ (дата обращения: 22.10.2019).

В статье рассматривается проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ее актуальность на современном этапе развития общества. Анализируется смысловая структура понятия «патриотизм». Охарактеризованы существенные критерии и показатели патриотизма Представлен исторический анализ проблемы в трудах отечественных ученых.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, любовь к Родине, патриотизм

Современная политико-экономическая реальность России выдвигает целый ряд проблем, внимание акцентируется на воспитании патриотизма, который, представая в качестве основы консолидации общества и укрепления государства. В Российском законе «Об образовании» одним из ведущих принципов государственной политики в области образования провозглашен принцип воспитания любви к Родине. Одной из целей образования, сформулированной в Национальной доктрине образования Российской Федерации, является воспитание патриотов Российской Федерации.

Рассматриваемая проблема связана с проблемой толерантности отношения человека к представителю другой культуры, с проблемой установления взаимопонимания в межнациональных и межгосударственных отношениях. Необходимость придавать особое внимание воспитанию патриотизма прежде всего обусловлена тем, что в архетипах общественного сознания получают распространение равнодушие и пренебрежительное отношение к гражданскому долгу. В такой ситуации роль и значение патриотизма как важнейшего личностного качества, как ценности любого общества трудно переоценить. Первоочередное значение воспитания патриотизма детей направлено на то, чтобы, когда ребенок станет взрослыми, он был привязан к Родине, к месту своего рождения, к собственной семье, были солидарны при выполнении обязательств, возлагаемых на них Отечеством.

Решение этой сложной задачи во многом зависит от педагогов ДОУ, формирующих представления детей о Родине. На современном этапе развития российского социума появилось однозначное понимание того, что патриотизм в настоящее время является гарантом сохранения стабильности и безопасности государства, граждан [10].

В современных психолого-педагогических исследованиях патриотизм — это сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Характерологические черты присущие патриотизму:

знание истории и культурных традиций; потребности в прогрессивном развитии своего государства; чувство национального достоинстваи гордости за принадлежность к своей культуре.

Анализ педагогической литературы посвящённой патриотическому воспитанию позволяет констатировать, что однозначного понимания термина «патриотизм» среди ученых нет. К различным аспектам этой проблемы обращались Л. Р. Болотина, П. В. Конаныхин, Н. М. Навайчик, Л. Ф. Спирин и др. рассматривают патриотическое воспитание как часть идейно-политического, другие (Е. В. Бондаревская, Т. И. Ерофеева, Л. П. Князева, Л. П. Лаврентьева, Т. А. Пономаренко и др.) — как часть нравственного воспитания, третьи (А. М. Бабаев, П. А. Баранов, А. В. Беляев, М. В. Богомаз и др.) выделяют его в самостоятельный раздел.

Сущность понятия «патриотизм» многогранно это может быть: ощущение полного единства с окружающим миром и уважение к культуре своей страны. Дошкольный возраст характеризуется сензитивностью к педагогическим влияниям так как детские образы восприятия очень яркие, что позволяет им оставаться в памяти надолго (иногда на всю жизнь). В этот период развиваться черты характера ребенка, которые незримо связывают его с национальной культурой, с социумом, со всей его Родиной.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что критериями и показателями патриотизма являются следующие компоненты: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим) [1; 3].

В отечественной педагогической мысли проблема воспитания патриотизма у дошкольников решалась неоднозначно связано это с: недооценкой роли культуры в данном вопросе; неопределенностью сферы возможного приобщения детей к общественным явлениям; отсутствием достаточной разработанности данного вопроса исследователями [6].

До появления специализированных программ дошкольного воспитания, в воспитании ориентировочно руководствовались методическими письмами. В конце первой четвери 20 в. Четко прослеживалась тенденция среди педагогов стремились вовлекать детей в общественно-политическую жизнь страны, знакомить дошкольников с бытом и текущей обстановкой в которой живет ребенок [7]. Такое положение дел, привело к чрезмерной интеллектуализации детей увлечению информацией, не соответствующей возрастным особенностям развития и возможностям ее усвоения.

Начиная с 1932 патриотическое воспитание года и было представлено в разделе «Общественно-политическое воспитание» «Программы дошкольных учреждений». ключевой задачей раздела была развитие у детей интереса к воспитанию любви и гордости за достояние советского народа. По мнению ученых того времени, в программе были недостатки что побудило выпустить проект «Программа и внутреннего распорядка детских садов» где были учтены в 1934 года.

В эти годы специалисты по дошкольному воспитанию пролегали, что ребенок должен находиться в гуще общественных событий, это, по их мнению, помогает усвоить необходимую информации, которая составит основу отношения к социальной действительности. Стоит отметить, что этот период в стране имел достаточные условия для формирования гражданского общества и эффективного развития гражданского сознания новых поколений. Были и минусы, среди которых: формировался конформизм; присутствовало манипулирование детьми; насаждалась покорность.

Регламентирующие основы патриотического воспитания документы были представлены в «Руководстве для воспитателей детского сада» (1938 г.). В руководстве отмечалось, важность приобщения дошкольников к социальной жизни страны, важность осуществления приобщения на постоянно основе. В «Руководстве для воспитателей детского сада», в тематическом разделе «Знакомство с окружающим» была представлена более подробная информация об общественной жизни страны. Можно полагать, что наличие данного раздела положило конец вторичности, патриотического воспитания детей, а и привело к необходимости проведения дальнейших исследований по данной проблемы [6].

В 1950 г. Е. И. Радина научно обосновала и систематизировала программный материал по ознакомлению детей с общественными явлениями. Базисом патриотического воспитания, по ее мнению, является приобщение детей к народной культуре. В 60–70-е г., ознаменовались ростом интереса к культуре других народов, на передний план выходят проблемы разработки новых методов ознакомления с представителями разных национальностей (М. И. Богомолова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова и др.) [2; 8].

Конец 1980-х и начало 1990-х г. можно трактовать как период трансформации всей сферы патриотического воспитания за счет превнесения в педагогическую систему знаний о социальной действительности [7; 4]. Ключевое значение в это время приобретают исследования С. А. Козловой и ее последователей. Под социальной действительностью в ее работах понимаются конкретные события и факты взаимоотношений, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества [6].

Приобщение детей к социальной действительности [5] в исследованиях С. А. Козловой послужили основанием для создания нового подхода позволяющего организовывать патриотическое воспитание в рамках целостной педагогической системы. В содержание патриотического воспитания были включены следующие разделы: государственных символы, образ дома, знания о родине и ее природе, окружающих людях, культурных традициях народа, народное творчество.

Современные исследования, различных аспектов патриотического воспитания, обогащается за счет изучения его места в становлении «социальной компетентности» дошкольников О. Ф. Борисова, И. А. Долголева, С. Н. Силина и др., в социальном развитии В. В. Толмачева [9], в осознании ребенком самого себя как представителя человеческого рода А. А. Бодалев, С. А. Козлова, А. М. Коршунов и др., в формировании у ребенка «картины мира» О. В. Евдокишина, И. Э. Куликовская, Ю. А. Маринкина и др. Включенность раздела «Развитие представлений о человеке в истории и культуре» в требования к содержанию и методам организации работы с детьми в детском саду следует считать безусловным достижением и признанием значимости патриотического воспитания дошкольников.

В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Таким образом, удалось выяснить что патриотическое воспитание, направленное на становление патриотических чувств и отношений, на данный момент практически ушло дошкольной педагогики. Прежде чем начать воспитывать патриотизм педагог, должен сам быть патриотом, он должен определить, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной личности, данного края, что есть только здесь, он должен подумать, как, через что можно показать связь родного села, городе со всей страной. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

  1. Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Якутск, 1999.
  2. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. — 2010. — № 2 (7).
  3. Кокуева Людмила Васильевна. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01, 13.00.07.- Ярославль, 2002.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 03–13/722–7
  4. Караковский, В. А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В. А. Караковский. — М.: Моск. рабочий, 1987.
  5. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. — М., 1983.
  6. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л. В. Любимова. — Екатеринбург, — 2004.
  7. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. — М., 1992.
  8. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып.34. — М., 1951.
  9. Толмачева В. В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: дис. … канд. пед. наук. — Челябинск, — 2008.
  10. Филатова, Л. В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Филатова Лариса Викторовна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2007.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 07–13/3067

источник