Меню Рубрики

Анализ оздоровления детей и подростков

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Тема: «Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе».

  1. Введение. . . . . . . . . 3
  2. Заболеваемость детей и подростков. . . . . 5
  3. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков10
  4. Проблемы и решения . . . . . . . 13
  5. Заключение . . . . . . . . 15
  6. Список использованной литературы . . . . 16

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% — от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что только в детском возрасте самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Поэтому проблема оздоровления детей не кампания одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

К актуальным проблемам современной медицины и здравоохранения относится поиск путей улучшения здоровья детей и подростков. Сохранение и укрепление здоровья ребенка и женщины-матери, роль различных факторов в его оптимизации определяют одно из ведущих направлений развития социальной политики государства и являются важнейшей стратегической задачей современного детского здравоохранения, поскольку от уровня здоровья этих групп населения зависит здоровье нации в целом, увеличение продолжительности активной жизни и творческое долголетие жителей нашей страны.

Здоровье детского населения определяется рядом факторов, среди которых ведущими являются образ жизни и наследственность, течение беременности и родов, место проживания и состояние внешней среды, качество оказания медицинской помощи и другие факторы. Современные социально-экономические условия, несмотря на осуществление мероприятий по модернизации системы здравоохранения, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье некоторой части населения, в первую очередь детей, поэтому первоочередной задачей здравоохранения является разработка лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на позитивное изменение показателей здоровья детей и подростков.

Анализ опубликованных материалов свидетельствует, что за период с 1990 по 2000г. рождаемость сократилась в 2 раза, достигнув минимальной величины в 2000г. последовавший за этим умеренный рост числа родившихся отчасти был связан с тем, что в фертильный возраст стали вступать более многочисленные поколения женщин, родившихся в 1980-е гг.

Несмотря на положительную динамику роста числа новорожденных начиная с 2005г., отмечено снижение удельного веса в общей структуре населения детского населения уже с 1990.: с 23,1% в 1990г до 15,3% в 2012г.

Заболеваемость детей и подростков.

Изучение и анализ заболеваемости детского населения приобретают большое значение, поскольку, зная уровень и структуру заболеваемости, можно не только объективизировать степень утраты здоровья, но и определить величину медико-социального и экономического ущерба, разработать приоритетные направления по улучшению здоровья анализируемой группы населения. Учитывая, что родители при заболевании ребенка почти всегда обращаются к врачу, изучение показателей заболеваемости позволяет получить наиболее полную информацию о здоровье прикрепленного контингента. В связи с этим при оценке здоровья детей и подростков внимание уделяется в первую очередь анализу показателей заболеваемости.

Установлено, что за период с 1995г по настоящее время на 25,7% увеличилось частота рождения детей, родившихся больными или заболевших в первые дни жизни, в 1,9 раза возросла частота рождения детей, у которых выявлена патология, возникающая в перинатальном периоде. При этом отмечено, что частота рождения детей с врожденными аномалиями и пороками развития сохраняется практически на одном уровне.

Анализ уровня заболеваемости детей на первом году жизни показал, что за период с 1990г по настоящее время наиболее высокий уровень отмечался в 2000г, который к 2011г снизился на 8,1%.

Структура заболеваемости является качественной характеристикой заболеваемости и позволяет определить лидирующую патологию для изучаемой группы населения, характер изменения патологии в динамике и нацелить внимание на выявление факторов риска возникновения той или иной патологии.

В структуре заболеваемости детей первого года лидируют болезни органов дыхания, на долю которых приходится 43,7% всей выявленной патологии. В целом на заболевания, занимающие первые пять мест, приходится 76,0% всей выявленной патологии.

Детальный анализ структуры заболеваемости детей первого года жизни в динамике показал, что первые три места на протяжении последних 20 лет стабильно занимают болезни органов дыхания, состояния, возникающие в перинатальном периоде, и заболевания нервной системы. Однако если уровень болезней органов дыхания имеет тенденцию к сокращению, то уровень состояний, возникающих в перинатальном периоде увеличился в два раза.

В свою очередь, инфекционные и паразитарные болезни, занимавшие 4-е место в структуре заболеваемости в 1991г., переместились на 5-е место в 1995г., на 7-е в 2000г. и на 9-е место в 2011г. Отмечено, что болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушения обмена веществ, находившиеся в 1995г. на 4-м месте в структуре заболеваемости детей первого года жизни, постепенно сокращаются и переходят на 6-е место в 2000г. и на 8-е место в 2011г. Если в структуре заболеваемости детей первого года жизни болезням крови и кроветворных органов принадлежало 4-е место, то, начиная с 2005г. и по настоящее время, этот класс заболеваний находится на 5-м месте. Отмечено, что 4-е место стабильно занимают с 2005г. и по настоящее время болезни органов пищеварения, причем частота их распространения за это период времени находится практически на одном уровне. В целом на классы болезней, составляющие первые пять мест в структуре заболеваемости детей первого года жизни, приходится 76% всех выявленных заболеваний.

В число прочих заболеваний вошли болезни глаза и его придаточного аппарата, травмы и отравления, болезни мочеполовой системы, уха и сосцевидного отростка.

Изучение заболеваемости детей и подростков показало, что ее уровень имеет стойкую тенденцию к росту. В целом за последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4%, а подростков – на 98,4%.

В структуре заболеваемости детского населения от 0 до 14 лет включительно 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место – травмы и отравления, 3-е место – болезни кожи и подкожной клетчатки, 4-е место – болезни органов пищеварения, 5-е место – инфекционные и паразитарные болезни.

Структура заболеваемости подростков практически идентична структуре заболеваемости детей. Первые четыре места занимают соответственно болезни органов дыхания, травмы и отправления, болезни кожи и подкожной клетчатки и болезни органов пищеварения. На 5-м месте вместо инфекционных заболеваний находятся болезни мочеполовой системы. На первые пять мест приходится 75,8% всей выявленной патологии.

Уровень всех перечисленных классов болезней имеет стойкую тенденцию роста на протяжении последних 10 лет. Обращает на себя внимание рост среди детей и подростков уровня травматизма в 1,5 раза, болезней костно-мышечной системы в 4,8 раза, мочеполовой системы в 3,9 раза, органов пищеварения в 2,1 раза, кожи и подкожной клетчатки в 1,9 раза, глаза и его придаточного аппарата на 28,3%. Благоприятным моментом является снижение уровня заболеваемости инфекционными заболеваниями на 22,6%.

Наиболее ранимой группой являются длительно и часто болеющие дети и подростки. Установлено, что удельный вес этой группы в зависимости от возраста колеблется от 15 до 30% от общего числа детей. За счет данной группы сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения и подростков. У таких детей чаще формируются хронические заболевания и поддерживается высокая распространенность хронической патологии. Наличие хронического процесса часто приводит к инвалидности, которая сохраняется на высоком уровне. Число детей-инвалидов возросло со 156 тыс. в 1990г. до 541 тыс. в настоящее время. По экспертным оценкам, число детей-инвалдов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм. Наиболее значимыми из них можно считать:

— ухудшение социального статуса большинства детей;

— изменение качества питания;

— воздействие экологических факторов: бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состояния здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания на 67%, пищеварения – на 77,6%, опорно-двигательного аппарата – на 21%, новообразований – на 15%;

— нарастание тяжести зобной эндемии: прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% доли подростков с нарушениями полового созревания;

— медикаментозную «агрессию»: все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии;

— введение новых форм обучения: реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5ч превысили допустимые нормы. С этой «антидетской» реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствуют тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей и подростков РФ характеризуется ростом уровня заболеваемости в целом и по отдельным класса болезней; увеличением удельного веса детей, страдающих хроническими заболеваниями; снижением количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах.

источник

«МР 2.4.4.0011-10. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Летние оздоровительные учреждения. Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 24.09.2010)

службы по надзору в сфере

Дата введения: с момента утверждения

2.4.4. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

ЛЕТНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ В ЗАГОРОДНЫХ СТАЦИОНАРНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Разработаны: Научно-исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Государственного учреждения Научный центр здоровья детей РАМН (В.Р. Кучма, И.В. Звездина); Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (И.З. Мустафина).

2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 24 сентября 2010 г.

3. Введены в действие с момента утверждения.

Значительные учебные нагрузки, гипокинезия, несбалансированное питание и другие неблагоприятные факторы приводят к напряжению эмоциональной сферы ребенка, истощению адаптационных резервов, снижению функциональных возможностей организма, что в большей степени проявляется в конце учебного года.

Важным этапом оздоровления детей является оздоровительная кампания во время каникул, а в качестве одной из ее форм — пребывание детей в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей (далее — загородное стационарное учреждение отдыха).

Загородные стационарные учреждения отдыха предназначены для оздоровления детей от 6 до 18 лет на время летних и зимних каникул. В эти учреждения принимаются, в основном, здоровые дети, дети с функциональными отклонениями, и, отчасти, дети с хроническими болезнями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии и так далее) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха.

Однако анализ качества оздоровления детей в данных учреждениях затруднен, так как отсутствуют единые, научно обоснованные требования к оценке эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей.

Предлагаемая методика является простой и доступной для использования в практике и позволяет оценить эффективность оздоровления детей в загородных стационарных учреждениях отдыха на основе показателей основных функциональных систем организма, применяя при этом оборудование, которым в обязательном порядке оснащен каждый медицинский кабинет загородного стационарного учреждения отдыха (ростомер, весы, динамометр, спирометр, тонометр, секундомер).

Оценку физического развития рекомендуется проводить, используя схему оценки, утвержденную Министерством здравоохранения Российской Федерации для практического здравоохранения, а для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы — индекс «двойное произведение» (ДП), рекомендуемый в качестве критерия функционального состояния при проведении профилактических медицинских осмотров детей.

Для оценки физической подготовленности детей рекомендуются тесты общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, что обеспечивает преемственность соответствующих мероприятий в течение всего года и согласуется с современной системой тестов «Еврофит», разработанной Комитетом по развитию спорта при Совете Европы.

Настоящие методические рекомендации предназначены для использования органами и организациями Роспотребнадзора при проведении оценки работы типовых местных загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, проведении анализа качества оздоровления детей в данных учреждениях, а также могут использоваться медицинскими работниками, специалистами, осуществляющими медицинское обеспечение в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей, педиатрами, школьными врачами, а также специалистами — организаторами детского отдыха.

Оценку эффективности оздоровления детей следует проводить на основании анализа данных, полученных путем проведения медицинских осмотров в первую половину дня в начале и конце оздоровительной смены: в первые 2 — 3 дня после заезда и за 2 — 3 дня до окончания смены. Об эффективности оздоровления будет свидетельствовать положительная динамика показателей за период смены.

В качестве критериев оценки эффективности оздоровления детей рекомендуется использовать данные динамики показателей физического развития, функционального состояния организма, физической подготовленности и заболеваемости детей за период смены.

Анализ динамики данных показателей позволяет оценить эффективность оздоровления каждого ребенка за период его пребывания в загородном стационарном учреждении отдыха.

Для оценки динамики показателей применяется система баллов: положительная динамика показателей (улучшение) оценивается в 2 балла, отсутствие динамики — 1 балл, отрицательная динамика (ухудшение) — 0 баллов.

3.1. Оценка динамики показателей физического развития

В начале и в конце смены у ребенка измеряют длину и массу тела для определения уровня физического развития — нормальное физическое развитие (НФР), дефицит массы тела (ДМТ), избыточная масса тела (ИМТ). Измерения проводят на полураздетом ребенке.

Оценку выполняют по региональным стандартам физического развития, которые должны предоставляться медицинскому персоналу загородного стационарного учреждения отдыха местными органами Управления здравоохранения или органами Управления здравоохранения в субъектах Российской Федерации. В случае, когда ребенок прибывает из другого региона, стандарты (с учетом возраста данного ребенка) прилагаются к медицинской справке ф. N 079/у. Примеры оценки физического развития с использованием оценочных таблиц для Московского региона (прилож. 1 к настоящим методическим рекомендациям) представлены ниже.

Читайте также:  Анализ изучения продуктов деятельности детей

Перед проведением оценки физического развития необходимо вычислить возраст ребенка. Возрастные группы формируются, как это принято в медицинской практике. Например, 10 лет — дети в возрасте от 9 лет 6 месяцев до 10 лет 5 месяцев 29 дней, 11 лет — от 10 лет 6 месяцев до 11 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Оздоровление будет считаться эффективным в том случае, когда у детей с дефицитом массы тела к концу смены вес увеличится; у детей с избыточной массой тела — вес уменьшится, а у детей с НФР изменение веса тела не приведет к изменению уровня физического развития.

Примеры оценки динамики показателей физического развития:

1. Ира П., 14 лет 5 мес. (14 лет).

Начало смены: длина тела — 158,1 см, масса тела — 42,1 кг. Дефицит массы тела.

Конец смены: длина тела — 158,4 см, масса тела — 42,6 кг. Дефицит массы тела.

К концу смены у девочки с ДМТ вес тела увеличился.

Положительная динамика — 2 балла.

2. Николай И., 13 лет 10 мес. (14 лет).

Начало смены: длина тела — 172,3 см, масса тела — 60,2 кг. Нормальное физическое развитие.

Конец смены: длина тела — 172,5 см, масса тела — 59,9 кг. Нормальное физическое развитие.

Уровень физического развития за период смены не изменился.

Отсутствие динамики — 1 балл.

3. Виктор И., 14 лет 1 мес. (14 лет).

Начало смены: длина тела — 159,8 см, масса — 61,2 кг. Избыточная масса тела.

Конец смены: длина тела — 160,1 см, масса — 60,7 кг. Нормальное физическое развитие.

К концу смены у мальчика с ИМТ вес тела уменьшился, причем изменился и уровень физического развития.

Положительная динамика — 2 балла.

4. Анна Б., 14 лет 3 мес. (14 лет).

Начало смены: длина тела — 155,1 см, масса тела — 57,0 кг. Нормальное физическое развитие.

Конец смены: длина тела — 155,3 см, масса тела — 58,9 кг. Избыточная масса тела. За период смены девочка прибавила в весе и изменился уровень ее физического развития с НФР на ИМТ.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

5. Павел Г., 14 лет 1 мес. (14 лет).

Начало смены: длина тела — 154,1 см, масса тела — 56,2 кг. Избыточная масса тела.

Конец смены: длина тела — 154,2 см, масса тела — 56,9 кг. Избыточная масса тела. К концу смены у мальчика с ИМТ вес тела увеличился.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.2. Оценка динамики показателей функционального состояния

В начале и в конце смены у детей измеряют артериальное давление, частоту сердечных сокращений за 1 минуту, жизненную емкость легких.

4.2.1. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы рассчитывается индекс «двойное произведение» (ДП):

ЧСС — частота сердечных сокращений;

САД — систолическое артериальное давление в покое.

Чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья.

Оздоровление будет считаться эффективным в том случае, когда показатель ДП к концу смены уменьшится.

Примеры оценки динамики показателя «двойное произведение»:

Начало смены: ЧСС — 72 уд./мин., АД — 118/72 мм рт. ст.

Конец смены: ЧСС — 71 уд./мин., АД — 110/70 мм рт. ст.

ДП = 68 x 110 / 100 = 78. Значение показателя уменьшилось.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: ЧСС — 69 уд./мин., АД — 115/62 мм рт. ст.

Конец смены: ЧСС — 75 уд./мин., АД — 114/65 мм рт. ст.

ДП = 78 x 114 / 100 = 85,5. Значение показателя увеличилось.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

Начало смены: ЧСС — 75 уд./мин., АД — 120/64 мм рт. ст.

Конец смены: ЧСС — 79 уд./мин., АД — 114/67 мм рт. ст.

ДП = 78 x 115 / 100 = 90. Значение показателя не изменилось.

Отсутствие динамики — 1 балл.

3.2.2. Для оценки функциональных возможностей дыхательной системы определяется показатель внешнего дыхания — жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Измерение ЖЕЛ производится с помощью воздушного или водяного спирометра: обследуемый делает максимально глубокий вдох через рот, плотно обхватывает мундштук спирометра губами и делает энергичный выдох до конца, исключая выдох через нос (на нос испытуемого желательно надеть зажим). Процедуру проводят 2 — 3 раза с регистрацией наилучшего результата.

Оздоровление будет считаться эффективным в том случае, когда к концу смены исходное значение ЖЕЛ увеличится на 100 и более мл, что будет свидетельствовать об улучшении функционального состояния. Отрицательной динамикой будет считаться уменьшение исходного значения ЖЕЛ на 100 и более мл. Показатели, не удовлетворяющие данным требованиям, следует рассматривать как отсутствие динамики.

Примеры оценки динамики показателя ЖЕЛ

Начало смены: ЖЕЛ = 2100 мл.

Конец смены: ЖЕЛ = 2250 мл. ЖЕЛ увеличилась на 150 мл.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: ЖЕЛ = 3200 мл.

Конец смены: ЖЕЛ = 3250 мл. Увеличение ЖЕЛ менее 100 мл.

Отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: ЖЕЛ = 2900 мл.

Конец смены: ЖЕЛ = 2780 мл. ЖЕЛ уменьшилась больше чем на 100 мл

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.3. Оценка динамики показателей физической подготовленности

Важным показателем улучшения функциональных возможностей организма ребенка является увеличение показателей физической подготовленности.

В начале и в конце смены у детей измеряют показатели физической подготовленности: кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, бег на 30 метров, для мальчиков — подтягивание на перекладине, для девочек — подъем туловища в сед за 30 секунд.

3.3.1. Исследование максимальной мышечной силы рук (кистевая динамометрия) проводят с помощью кистевого плоскопружинного динамометра, измеряя силу мышц сильнейшей кисти (у правшей — правой, у левшей — левой). Оценивается динамика показателей кистевой динамометрии одной и той же руки (правая или левая). Недопустимо проводить оценку динамики показателей кистевой динамометрии разных рук (например, в начале смены — данные динамометрии правой руки, в конце смены — левой руки).

Динамометр берется в руку максимально удобно, рука отведена вперед и в сторону. Выполняется 2 — 3 попытки, фиксируется лучший результат.

Увеличение показателей динамометрии на 1 кг и более считается положительной динамикой и свидетельствует о правильном применении физических упражнений, в частности, силовой и скоростно-силовой направленности в системе оздоровительных мероприятий, уменьшение силы мышц на 1 кг и более считается отрицательной динамикой. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики.

Примеры оценки динамики показателя кистевой динамометрии:

Начало смены: динамометрия (левая рука) — 24 кг.

Конец смены: динамометрия (левая рука) — 26 кг. Увеличение показателя больше чем на 1 кг.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: динамометрия (правая рука) — 20 кг.

Конец смены: динамометрия (правая рука) — 20,5 кг.

Показатель увеличился меньше чем на 1 кг.

Отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: динамометрия (правая рука) — 23 кг.

Конец смены: динамометрия (правая рука) — 21,5 кг.

Показатель уменьшился больше чем на 1 кг.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.3.2. Для определения скоростно-силовых качеств используется тест «Прыжок в длину с места». Тест необходимо проводить на мягком грунтовом покрытии (яма с песком) или на резиновой дорожке. Прыжок вперед с места выполняется из исходного положения, стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой. Участник слегка сгибает ноги, отводит руки назад, туловище наклоняет вперед и, смещая вперед центр тяжести тела, с махом рук вперед и толчком двух ног прыгает на максимально возможное расстояние. Используется две попытки, с зачетом лучшего результата.

Увеличение к концу смены длины прыжка считается положительной динамикой показателя, уменьшение — отрицательной динамикой. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики.

Примеры оценки показателей теста «Прыжок в длину с места»:

Начало смены: прыжок в длину с места = 175 см.

Конец смены: прыжок в длину с места = 181 см.

Показатель к концу смены увеличился.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: прыжок в длину с места = 161 см.

Конец смены: прыжок в длину с места = 161 см.

Показатель к концу смены не изменился.

Отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: прыжок в длину с места = 170 см.

Конец смены: прыжок в длину с места = 168 см.

Показатель к концу смены уменьшился.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.3.3. Для оценки быстроты и скорости движений рекомендуется использовать тест «Бег на 30 метров». Тест проводится двумя исследователями на прямой ровной дорожке шириной 2 — 3 метра, длиной не менее 40 метров, где обозначена линия старта и через 30 метров — линия финиша. Забег проводится парами. Детям необходимо пробежать всю дистанцию с максимально возможной скоростью, не замедляя движения. Участники встают у черты, лицом по направлению бега, отставив одну ногу назад, слегка сгибают ноги и чуть вперед наклоняют туловище. По команде «Марш!» дети бегут в полную силу до ориентира. Участникам дается одна попытка. Бег на скорость следует проводить на дорожке стадиона или на спортивной площадке, с высокого старта, с фиксацией времени преодоления дистанции. Время измеряется с точностью до 0,1 с. Бег проводится в присутствии медперсонала (обязательно наличие медицинской аптечки).

Уменьшение времени бега к концу смены расценивается как положительная динамика, увеличение времени — как отрицательная. Данные, не удовлетворяющие вышеуказанным требованиям, следует расценивать как отсутствие динамики.

Примеры оценки показателей теста «Бег на 30 метров»:

Начало смены: бег на 30 метров = 4,7 с.

Конец смены: бег на 30 метров = 4,3 с.

Показатель к концу смены уменьшился.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: бег на 30 метров = 5,2 с.

Конец смены: бег на 30 метров = 5,2 с.

Показатель к концу смены не изменился.

Отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: бег на 30 метров = 4,9 с.

Конец смены: бег на 30 метров = 5,2 с.

Показатель к концу смены увеличился.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.3.4.1. Для оценки силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса у мальчиков с 7 лет и юношей применяется тест «Подтягивание на перекладине». В висе на перекладине с прямыми руками мальчик должен выполнить максимально возможное число подтягиваний, при этом руки разгибаются полностью, ноги в коленных суставах не сгибаются, движения — без рывков и махов. В этом случае подтягивание считается выполненным правильно, в противном случае подтягивание не засчитывается. Используются две попытки, учитывается лучший результат.

Увеличение числа подтягиваний к концу смены свидетельствует об улучшении силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса и расценивается как положительная динамика, уменьшение числа подтягиваний — как отрицательная динамика, число подтягиваний остается таким же, как в начале смены — отсутствие динамики.

Примеры оценки показателей теста «Подтягивание на перекладине»:

Начало смены: подтягивание на перекладине = 12 раз.

Конец смены: подтягивание на перекладине = 14 раз.

Показатель к концу смены увеличился.

Оценка показателя: положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: подтягивание на перекладине = 7 раз.

Конец смены: подтягивание на перекладине = 7 раз.

Показатель к концу смены не изменился.

Оценка показателя: отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: подтягивание на перекладине = 10 раз.

Конец смены: подтягивание на перекладине = 9 раз.

Показатель к концу смены уменьшился.

Оценка показателя: отрицательная динамика — 0 баллов.

3.3.4.2. Скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища у девочек и девушек оценивается с использованием теста «Подъем туловища в сед за 30 секунд». Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90°, стопы на ширине плеч, руки разведены в стороны, касаются пола. По команде «Марш!» за 30 секунд девочка выполняет максимально возможное число подъемов туловища, касаясь при сгибании локтями бедер и возвращаясь обратным движением в исходное положение, т.е. касаясь пола одновременно тремя частями тела: лопатками, затылком, локтями (правильное выполнение теста). Участницам дается одна попытка.

Увеличение количества подъемов в сед за 30 секунд расценивается как положительная динамика, уменьшение — как отрицательная динамика, без изменений — отсутствие динамики.

Примеры оценки показателей теста «Подъем туловища в сед за 30 секунд»:

Начало смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 20 раз.

Конец смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 22 раза.

Показатель к концу смены увеличился.

Положительная динамика — 2 балла.

Начало смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 18 раз.

Конец смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 18 раз.

Показатель к концу смены не изменился.

Отсутствие динамики — 1 балл.

Начало смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 15 раз.

Конец смены: подъем туловища в сед за 30 секунд = 13 раз.

Показатель к концу смены уменьшился.

Отрицательная динамика — 0 баллов.

3.4. Оценка показателей заболеваемости за период смены

При анализе эффективности оздоровления необходимо учитывать показатели острой и хронической заболеваемости у ребенка за период смены, используя систему баллов: отсутствие острой заболеваемости и обострений хронических болезней — 2 балла; наличие острой заболеваемости и/или обострение хронических болезней — 0 баллов.

Оценка показателей физического развития, функционального состояния организма, заболеваемости детей за период смены выполняется медицинскими работниками загородного стационарного учреждения отдыха. Оценка уровня физической подготовленности проводится физкультурными работниками данного учреждения.

IV. Комплексная оценка оздоровления детей

Для комплексной оценки оздоровления детей в загородном стационарном учреждении отдыха необходимо оценить динамику полученных показателей, используя систему баллов: положительная динамика показателей (улучшение) оценивается в 2 балла, отсутствие динамики — 1 балл, отрицательная динамика (ухудшение) — 0 баллов. Наличие («+») острого заболевания и/или обострения хронических болезней за период смены рассматривается как отрицательная динамика и оценивается в 0 баллов. Полученные данные заносятся в Карту осмотра ребенка (приложение 2 к настоящим методическим рекомендациям).

Комплексная оценка эффективности оздоровления ребенка будет зависеть от суммы баллов всех показателей:

— выраженный оздоровительный эффект — 12 — 16 баллов;

— слабый оздоровительный эффект — 8 — 11 баллов;

— отсутствие оздоровительного эффекта — 0 — 7 баллов.

Для того чтобы проанализировать оздоровительный эффект по отряду и в целом по учреждению, необходимо заполнить таблицы в соответствии с прилож. 3 и 4 к настоящим методическим рекомендациям.

Границы нормальных вариантов массы тела (веса) при разном

Границы нормальных вариантов массы тела (веса) при разном

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 N 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

3. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1995 N 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов».

4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 N 81 «О проведении Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году».

Читайте также:  Анализ из спинного мозга у детей

5. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей».

источник

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.Онищенко
22 мая 2009 года N 01/6989-9-34

Методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единообразия в проведении медицинских осмотров детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, исключения субъективных подходов к оценке эффективности летнего оздоровления.

Методические рекомендации являются обязательными для исполнения: загородными оздоровительными учреждениями (загородные сезонные оздоровительные учреждения, в том числе, санаторные смены загородных сезонных оздоровительных учреждений; лагеря труда и отдыха на базе сезонных оздоровительных учреждений; загородные круглогодичные оздоровительные учреждения, в том числе санаторные смены загородных круглогодичных оздоровительных учреждений; загородные, санаторно-оздоровительные учреждения, санаторные смены для детей на базах санаториев, базы отдыха (для взрослых), детские санатории, спортивно-оздоровительные и оборонно-спортивные учреждения); лагерями дневного пребывания школьников, в том числе лагеря труда и отдыха на базе лагерей дневного пребывания школьников.

Методические рекомендации предусматривают проведение обязательных медицинских осмотров всех детей в начале и в конце оздоровительной смены с оценкой эффективности оздоровления.

Дня оценки эффективности оздоровления рекомендуется использовать данные динамики не менее 4 «обязательных показателей» (рост, масса, мышечная сила и жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Выбор «обязательных показателей» обусловлен их потенциальной изменчивостью за период летнего оздоровления под воздействием (благоприятным или неблагоприятным) среды обитания и возможностью оценки динамики показателей за оздоровительную смену.

Динамика «обязательных показателей» зависит от непосредственного воздействия факторов среды, в том числе питания, двигательного режима, режима дня, проводимых в учреждении оздоровительных процедур и физкультурно-массовой работы. «Обязательные показатели» чутко реагируют на снижение резистентности организма и перенесенные в ходе оздоровительного сезона заболевания. Вместе с тем, они просты в измерении и оценке.

Необходимое для оценки «обязательных показателей» оборудование — весы напольные, ростомер, динамометр кистевой, спирометр.

При необходимости можно также дополнять «обязательный» перечень «дополнительными показателями» (функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, общей физической работоспособности).

Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей в учреждениях летнего отдыха и оздоровления в 1-2-й день от начала оздоровительной смены, а также за день до ее окончания, в учреждении должен быть организован и проведен медицинский осмотр всех оздоравливаемых детей с обязательным проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

Все измерения следует проводить на полуобнаженном ребенке в первую половину дня.

Критерии оценки каждого «обязательного показателя» приведены в табл.1. Критерии оценки «дополнительных показателей» аналогичны.

Для оценки эффективности оздоровления каждого ребенка и коллектива в целом информация по результатам медицинского осмотра вносится в журнал «Оценка оздоровительного эффекта» (табл.2), предусматривающем внесение информации по каждому ребенку на начало смены, а также на ее окончание. Графа примечание заполняется, в случае если ИМТ больше или равен верхней границе нормы (см. термины и определения), а также, если ребенок покинул учреждение до окончания смены.

источник

Одной из приоритетных задач здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, формирование у них навыков здорового образа жизни, что связано с тенденцией ухудшения здоровья подрастающего поколения [1, 7]. В комплексной оценке здоровья детей и подростков уровень и гармоничность физического развития играет важную роль, так как в любом возрастном периоде раскрывает взаимоотношения организма и факторов среды обитания. Вместе с тем уровень физического развития влияет на протекание основных функций организма, определяя пределы их адаптивных возможностей [2, 9].

Все чаще в научной литературе публикуются данные о негативных тенденциях в процессе роста и развития детей [2, 4]. За последние 20 лет наблюдается увеличение процента школьников, имеющих дефицит массы тела: от 7 до 14 % среди мальчиков и от 5 до 13 % – у девочек. Почти в 3 раза возросло количество низкорослых детей – от 0,5 до 4 %. Значительное снижение доли детей с гармоничным развитием произошло преимущественно за счет снижения весо-ростового индекса. Отмечен рост числа детей и подростков с избыточной массой тела и ожирением [1, 11, 12]. По данным медицинских осмотров, только 22,7 % детей отнесены к первой группе здоровья (здоровые дети), удельный вес детей со второй и третьей группой здоровья составил 73,4 % – это дети, имеющие хронические формы болезней и функциональные нарушения [3, 6, 12,]. В сложившихся условиях летний отдых выступает необходимым звеном в системе оздоровительных мероприятий, так как позволяет охватить большой контингент детей, используя при этом климатогеографические факторы, правильный режим дня, длительное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, закаливающие процедуры, повышение двигательной активности и т.д. [4, 8, 11].

В доступной литературе отсутствуют работы, посвященные оценке влияния факторов оздоровления на физическое здоровье детей, их функциональное состояние в зависимости от формы организованного отдыха. Учитывая вышесказанное, данное исследование является актуальным.

Цель исследования – оценить влияние формы летнего отдыха на показатели физического развития детей, отдыхавших в лагере дневного пребывания и загородном лагере, с целью оптимизации оздоровительных мероприятий.

Материалы и методы исследования

В исследовании принимали участие 831 школьник г. Омска в возрасте 8–11 лет, в том числе 428 мальчиков и 403 девочки. В зависимости от формы организованного отдыха сформированы 2 группы детей: 1 группа – дети, посещавшие лагерь дневного пребывания (ЛДП) и 2 группа – дети, посещавшие загородный лагерь (ЗЛ). Дети, выбывшие из лагеря по каким-либо причинам, в данном исследовании не учитывались.

В зависимости от физического развития детей сформированы 3 группы – с гармоничным физическим развитием, с дефицитом массы тела, с избытком массы тела. Для характеристики физического развития младших школьников использовались стандарты физического развития детей и подростков Омской области, а также индексы, рассчитанные по показателям длины и массы тела.

Массо-ростовой индекс Кетле применялся для оценки упитанности детей. Для определения уровня развития силы отдельных групп мышц относительно веса тела использовался силовой индекс. Оценка эффективности оздоровления проводилась в соответствии с методическими рекомендациями «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» [6]. Для оценки функции внешнего дыхания детей проводили сравнение фактического показателя жизненной емкости легких с должной, расчетным методом определяли жизненный индекс.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием статистического пакета «STATISTIKA 7.0», прикладного пакета Miсrosoft Excel 2007, а также с помощью метода углового преобразования Фишера (φ). Различия считались статистически достоверными при определении вероятности 95 % (р 0,05).

Также не выявлено достоверных различий (p > 0,05) в динамике роста (измеряемый в начале и конце сезона) у детей, отдыхавших в ЛДП и ЗГ.

Сравнение фактического показателя жизненной емкости легких с должной в начале и в конце сезона выявило значимые различия (p 0,05).

Жизненный индекс как интегративный показатель, характеризующий относительные функциональные возможности системы дыхания ребенка, дает объективное представление о ее развитии, позволяет выяснить зависимость жизненной емкости легких от массы тела. В научной литературе представлены нормативы жизненного индекса, рассчитанные для мужчин и женщин, при этом отсутствуют данные о таковых нормах у мальчиков и девочек в зависимости от возраста. С помощью центильного метода нами была рассчитана среднестатистическая норма жизненного индекса для детей, отдыхавших в ЛДП и ЗГ (таблица). Показатель ниже этой нормы свидетельствовал о недостаточности жизненной емкости легких либо избыточном весе тела. Чем выше показатель, тем лучше развита дыхательная функция.

Среднестатистическая норма жизненного индекса для мальчиков и девочек в возрасте 8–11 лет

источник

Алена Губина
Анализ оздоровительной работы в ДОУ

В связи со вступлением в силу Закона об образовании и Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольное образование выходит на новый уровень. Одной из приоритетных задач стала задача «охраны и укрепления физического и психического здоровья детей…» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 17 октября 2013 г.)

Наше ДОУ оздоровление и воспитание ребенка ставит во главу угла. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников путем повышения роли родителей в оздоровлении детей и приобщение их к здоровому образу жизни — наша главная цель.

Основными задачами нашей работы являются:

• Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

• Формирование основ базовой культуры личности;

• Всестороннее развитие и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

• Подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

С целью снижения заболеваемости в детском саду проводится профилактическая работа по укреплению здоровья воспитанников.

Профилактическая работа включает в себя:

• Соблюдение температурного режима в течение дня;

• Облегченную одежду для детей в детском саду;

• Мытье прохладной водой рук до локтя;

• Правильно организованные прогулки и их длительность;

Формы и методы оздоровления детей:

• Обеспечение здорового ритма жизни;

• Гигиенические и водные процедуры;

В ежедневную утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались корригирующие упражнения для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, дыхательная и пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж. В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, валеологическое просвещение детей и родителей.

Ежегодно в начале учебного года составляется план совместной деятельности, который включает консультации для воспитателей? родителей, выступления на педагогических советах, праздники досуги в ДОУ.

В 2015 – 2016 году проведены:

Праздники: День здоровья, Широкая масленица, День защитника Отечества спортивные досуги и развлечения во всех возрастных группах (ежемесячно).

Консультации для воспитателей: «Подвижные игры, как условие повышения двигательной активности детей на прогулке» «Как развить в детях стремление к ЗОЖ»

Развлечения для детей: «Путешествие в страну здоровья», неделя забав «Зимние забавы и приключения», «Здравствуй Зимушка Зима»

Разработаны и представлены на информационных стендах консультации: «Здоровые ножки», «Движение- это жизнь дошкольника», «Что в имени твоем, утренняя зарядка»

Двигательная деятельность является основным условием развития физических качеств детей. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ имеет положительную динамику.

Рекомендации для воспитателей:

В летний период особое внимание уделять закаливающим процедурам, организации оптимальной двигательной активности.

№ Мероприятие Ответственный Выполнено % Комментарии

1 Утренняя гимнастика Педагоги

100 Педагоги активно используют новые формы работы с дошкольниками: мега-зарядка, зарядка вместе с мамой и папой, под аудио сопровождение (ритмические зарядки)

2 Физкультурные занятия Педагоги 95 Так как зал спортивный и музыкальный совмещены, во время проведения праздников физ. занятия не проводились

3 Игры и физические упражнения на прогулке Педагоги 80 В холодное время года из — за низких температур дети на прогулку выходили

4 Здоровье сберегающие технологии Дыхательная гимнастика Педагоги

100 Дошкольники имеют возможность самостоятельно во время нерегламентированной детской деятельности выполнять упражнения направленные на укрепление здоровья.

Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы) 1 ситуация: Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные,.

Анализ работы инструктора по физическому воспитанию Гуацаевой Е. С. «Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней жизни. Растить детей.

Анализ работы музыкального руководителя АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Первой квалификационной категории Агибаловой Татьяны Владимировны МАДОУ 10 детского сада за 2014-2015.

Анализ работы за летний оздоровительный период 2014 года Бдоу «Детский сад №8 г. Тары» Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование.

Анализ воспитательно-образовательной работы анализ воспитательной работы за 2014-2015 учебный год Информационная справка. Адрес: 668046 Барун-Хемчикский район, с. Шекпээр, ул. Октябрьская.

Анализ воспитательной работы во 2 классе Анализ воспитательной работы во 2 классе. Целью нашей педагогической деятельности является создание условий для целенаправленного, систематического.

Анализ воспитательной работы за первое полугодие Анализ воспитательной работы за 1 полугодие 2015-2016 учебного года младшей возрастной группы мальчиков(1-4 классы). Воспитатели: Мирзоева.

Анализ выполнения плана летней оздоровительной работы Анализ выполнения плана летне-оздоровительной работы. Выполнен воспитателями Старшей группы «Радуга» МБДОУ №28 «Улыбка»: Выбиной Е. Ю. В.

Из опыта работы «Лечебное плавание как средство оздоровительной работы» Из опыта работы :Лечебное плавание, как средство проффилактики оздоровительной работы. Лечебное плавание и лечебная гимнастика как составные.

Отчет о летней оздоровительной работе Учитывая то, что лето самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей, я стремлюсь использовать.

источник

Кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра детско-юношеского туризма и краеведения Минобразования РФ И.А. Дрогов Кандидат педагогических наук, руководитель научного Центра РМАТ Д.В. Смирнов Российская государственная международная академии туризма, Сходня, Моск. обл.

Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления — актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.

Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи — туристских слетах.

За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:

— хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);

— отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;

— отсутствие программно-методического и образовательно -воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;

— недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении.

Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно -туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.

В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях «цена-качество», система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.

Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования — Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог — руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально -личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной сред ы (совместное проживание педагога и коллектива детей).

Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2001 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2000 г. — 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2000 г. — 38%).

Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2001 г. они составили подавляющее большинство — почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно — органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5%.

В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2001 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.

Очень важная тенденция — возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в «малые каникулы». Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно -восстановительный эффект.

Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.

Сегодня очевидно, что российскому обществу в XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного отдыха детей и молодежи.

Его определяющие компоненты следующие:

1. Обновление нормативного поля в сфере каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков. Ужесточение требований к обеспечению безопасности детей, а также требований к качеству досуговых, оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных (региональных и федеральных) органов исполнительной власти.

Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей).

Обновляются требования к порядку проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных лагерей.

В законопроект «О дополнительном образовании» внесены как субъекты права «Детский оздоровительный лагерь» и «Детский оздоровительный центр».

Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.

Минобразования РФ поддерживает поступившие предложения и исправления в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иные законодательные акты, которые:

а) уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и их льготы;

б) определяют уровень ответственности федеральных органов исполнительной власти в сфере каникулярного отдыха детей, в первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;

в) определяют ответственность учреждений разных уровней государственной исполнительной власти за организацию не только летнего отдыха, но и круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

г) определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;

д) изменяют ориентиры в системе «государство — учреждение отдыха — ребенок». (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок или родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка. Муниципальные органы социальной защиты и образования с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: «берите, что дают». Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);

е) изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;

ж) определяют минимальный социальный стандарт (норматив) для оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

2. Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде всего это организация психолого -педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции .

Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению — каждого ребенка, подростка.

3. Должна обрести новое содержание система подготовки педагогов к деятельности в период каникул.

Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого -педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом «десанте» в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками.

Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию.

РМАТ и созданная ею в федеральных округах, региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной, досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью — от аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.

4. Изменение содержания деятельности непрофильных здравниц, принимающих детей на отдых и оздоровление. В последние годы значительно увеличилось число детей, отдыхающих в пансионатах, на базах отдыха, в профилакториях в южных регионах страны, прежде принимавших работающих граждан. Перераспределение потока семейного и детского отдыха с Украины и дальнего зарубежья на юг России позволило значительно загрузить российские здравницы. Но эти неспециализированные оздоровительные учреждения, как показала практика последних лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные секции и иные виды временных объединений дополнительного образования, специально организованных для детей и подростков. Реализуемые программы досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников. Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент взрослых, оказались в окружении «питейных» точек и нездоровой коммерции.

Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.

5. Преодоление деформации организационных и педагогических целей и задач каникулярного времени. Систему летнего отдыха детей все чаще используют в качестве инструментария лишь социальной защиты детей в летний период. Летние детские здравницы превращаются подчас в учреждения социального обслуживания («центр кормления детей» или «центр сезонного призрения за подростками»), а не местом для полноценного воспитания, творческого развития личности подростка, активной и рационально организованной физической нагрузки, закаливания организма, формирования здорового образа жизни. Эти учреждения все чаще становятся сезонными для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в то время как в процентном отношении доля детей из «нормальных» семей, имеющих возможность отдохнуть, значительно сокращается из-за финансовых затруднений родителей.

Подавляющее большинство детей, отдыхающих в лагерях, — младшие школьники. Значительные проблемы возникают как у педагогов, так и у руководителей при определении форм и содержания работы со старшеклассниками и особенно обучающимися в учреждениях начального профессионального образования. К сожалению, для них сеть учреждений отдыха и оздоровления значительно сокращена.

6. Изменение подходов к так называемой «занятости» подростков. Несмотря на развитие традиционных и инновационных форм трудового лета, численность детей, отдыхающих и работающих в лагерях труда и отдыха, неуклонно снижается. За пять лет это число в силу объективных и субъективных причин сократилось почти на 200 тыс. подростков. По предварительным данным, в 2002 г. в лагерях труда и отдыха отдохнуло чуть больше школьников, чем в 2001 г., в основном благодаря лагерям с дневным пребыванием.

Возрождение системы форм труда и отдыха лежит в следующих плоскостях:

— экономическая учеба старшеклассников в каникулярный период (смены юных предпринимателей, деятельность школьных компаний и т.д.);

— создание стационарных лагерей труда и отдыха на базе здравниц, туристских баз с посильным фронтом работы (обязательно оплачиваемого!);

— развитие форм молодежных и школьных бирж труда, позволяющих создать временные рабочие места для несовершеннолетних;

— активное возрождение школьных хозяйств, обработка участков земли сельских школ как возвращение традиций российского крестьянства;

— возрождение народных промыслов, создание лагерей для получения навыков народных традиционных ремесел (в том числе и для народов Крайнего Севера).

7. Создание государственных минимальных социальных стандартов детского отдыха и оздоровления как системы основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм, обеспечивающих полноценный детский отдых и оздоровление, которые включают в себя государственные нормы:

— оздоровления, медицинской и социальной реабилитации детей, постоянного медицинского обслуживания и контроля;

— обеспечения возможности полноценного досуга детей, их занятий по дополнительным образовательным программам, физической культуре и спорту, туризмом, наличия необходимых для этого литературы, игр, оборудования, снаряжения, инструментов;

— размещения детей для отдыха на территории, в зданиях и помещениях, отвечающих архитектурным требованиям к профилю деятельности, санитарно -гигиеническим нормам, эпидемиологической и пожарной безопасности;

— состояния специально оборудованных пищеблоков или оборудованных мест для приготовления и приема пищи;

— возможности получения высококалорийной полноценной пищи, соответствующей физиологическим потребностям детей в пищевых веществах и энергозатратах, и другие нормы.

источник

Название: Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха и туризма
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: статья Добавлен 21:46:06 04 марта 2007 Похожие работы
Просмотров: 6115 Комментариев: 14 Оценило: 6 человек Средний балл: 4.2 Оценка: 4 Скачать