Меню Рубрики

Анализ оздоровления часто болеющих детей

К группе часто болеющих относятся дети, болеющие острыми респираторными вирусными инфекциями до 4 и более раз в году. Выяснено, что к факторам, вызывающим повышенную заболеваемость, относятся загрязнение окружающей среды промышленными выбросами, выхлопными газами, а продуктов — пестицидами и другими пищевыми аллергенами, курение в помещении, где находится ребенок, поездки на городском транспорте. Чаще болеют дети, рожденные от больных матерей (пороки сердца, ревматизм, сахарный диабет), от матерей, чья беременность протекала с осложнениями, а также дети, которые с первых месяцев жизни находились на искусственном вскармливании, лишаясь самого ценного продукта — материнского молока. Причиной частых заболеваний ребенка может служить наличие в семье хронически больных взрослых (с хроническим тонзиллитом, хроническим бронхитом и др.), которые являются постоянными источниками заражения малыша.

Дети с хроническими заболеваниями, особенно такими, как хронический тонзиллит, аденоидит, гайморит, отит, нелеченый кариес зубов, рахит, гипотрофия, экзема и др., также часто болеют повторными острыми респираторными заболеваниями в результате измененной реактивности организма, сниженной сопротивляемости, нарушенного обмена веществ на фоне одного из перечисленных хронических заболеваний.

Успех оздоровления часто болеющих детей может быть достигнут при соблюдении некоторых требований:

— четкое выполнение всех рекомендаций врача относительно режима, питания, физического воспитания, оздоровления ребенка;

— систематичность проведения необходимых оздоровительных мероприятий в течение всего года;

— постепенность оздоровления организма ребенка с применением сначала средств профилактического характера, а затем специально оздоровительного и лечебного, в том числе с использованием медикаментозной терапии.

Каковы же особенности воспитания и оздоровления часто болеющих детей?

В первую очередь следует отметить, что часто болеющие дети не всегда справляются с возрастным режимом, и врач часто назначает им щадящий режим, т. е. укорочение периода бодрствования и более частый или более длительный сон. Так, многие дети в возрасте старше 1,5 лет могут продолжать спать днем 2 раза, а не 1, как это положено. Некоторым детям будет гораздо полезнее раньше укладываться на ночной сон и позднее подниматься утром.

Серьезного внимания требует питание часто болеющих детей. В пищевом рационе должно содержаться достаточное количество таких биологически ценных продуктов, как творог, мясо, яйца, сыр, содержащих полноценный белок животного происхождения, а также растительного масла как источника необходимых ребенку полиненасыщенных жирных кислот. Для обогащения рациона витаминами и минеральными веществами следует широко использовать разнообразные овощи и фрукты, а также свежую зелень. Часто болеющие дети нередко испытывают дефицит калия, поэтому им рекомендуются такие богатые калием продукты, как гречневая крупа, картофель, курага, чернослив, кабачки, зеленый горошек, бананы.

Очень полезны массаж и гимнастика, комплексы физических упражнений, но при этом надо обязательно ориентироваться на самочувствие малыша. Помимо обычных занятий, часто болеющим детям необходимы специальные упражнения, направленные на восстановление нарушенной дыхательной функции, улучшение крово- и лимфообращения, укрепление и развитие дыхательной мускулатуры. Детям очень нравятся такие упражнения, как надувание шариков, пускание мыльных пузырей, сдувание ватки или бумажки с ладони, дыхание через одну ноздрю (вторая прижата пальцем), массаж крыльев носа. С методикой их проведения можно ознакомиться в кабинете лечебной физкультуры детской поликлиники. Для улучшения местного крово- и лимфообращения применяется массаж грудной клетки.

Закаливание, как система мероприятий, повышающая устойчивость организма к неблагоприятным факторам, особенно необходимо часто болеющим детям. Крайне важно систематически проветривать помещение, обеспечивать достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе. Специальные закаливающие мероприятия таким детям назначает врач.

Быстрая утомляемость характерна для часто болеющих, ослабленных детей. Родителям надо обратить особое внимание на правильную организацию их бодрствования, следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, был спокоен, не капризничал, находился в положительном эмоциональном состоянии, позаботиться, чтобы у него были игрушки и развлечения. Желательно больше общаться с ребенком, заниматься с ним, играть, читать книжки и т. п.

Назначаемое врачом медикаментозное лечение включает применение различных препаратов, в том числе витаминов, которые способствуют правильному течению обменных процессов, нормализуют состояние нервной системы, процессы кроветворения, укрепляют защитные силы организма (витамины С, В], Вб, Bi2 и др.). Кроме того, врач нередко назначает препараты калия, средства, улучшающие аппетит и общее состояние ребёнка. Хороший результат дает применение лечебных коктейлей из различных трав.

Для приготовления коктейлей лечебные травы смешивают в равных количествах (по 1 чайной ложке), заливают 0,5 л горячей воды и настаивают в течение 2 ч в термосе. Детям в возрасте до 3 лет лечебные коктейли из трав применяют курсами по 1 чайной ложке 3 раза в день.

В таблице даны рецепты некоторых лечебных коктейлей, рекомендуемых часто болеющим детям.

Укрепляющее действие оказывают такие витаминные добавки, как отвар шиповника и дрожжевая паста.

В зависимости от исходного состояния ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, течения болезни, наличия сопутствующих заболеваний- в лечении часто болеющих детей по назначению врача используются физиотерапевтические процедуры: общее облучение кварцем (повышает иммунитет, улучшает защитные функции организма, восстанавливает окислительно-восстановительные процессы в области воспалительного очага); аэрозоль-терапия (способствует лечебному эффекту в области воздействия — на слизистых оболочках дыхательных путей); гидропроцедуры — общие ванны с морской солью, хвоей, травами (повышают общий тонус, сопротивляемость организма).

Особой заботы требует оздоровление детей, имеющих хронические и так называемые фоновые заболевания (рахит, анемию, экссудативный диатез, отклонения в физическом развитии и др.). При наличии у часто болеющего ребенка какого-либо хронического заболевания оздоровление должно начинаться с лечения именно этой болезни, например с консервативного или оперативного лечения хронического тонзиллита, оперативного лечении аденоидита, своевременного лечения кариеса зубов и др.

Лечение фоновых заболеваний требует большого терпения и последовательности, так как без ликвидации неблагоприятного фона эффективность всех оздоровительных мероприятий будет минимальной. Здесь многое зависит от родителей, от того, насколько четко они будут выполнять назначения и рекомендации врача.

Каждый ребенок имеет определенные особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход к детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, часто болеющим, в период выздоровления после острых заболеваний крайне необходим. Под индивидуальным подходом понимается назначение особого режима дня, питания, физического воспитания, проведения оздоровительных мероприятий и др.

Известно, что нормализация температуры тела и ослабление других симптомов болезни не являются показателями полного выздоровления. Наблюдения за детьми после перенесенных ими заболеваний (острой респираторной вирусной инфекции, гриппа, ангины, пневмонии, обострения хронического тонзиллита и др.) выявили определенные изменения в состоянии сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также в показателях крови, сохраняющиеся в среднем от 3 до 6 нед после возвращения в детское учреждение.

У таких детей можно отметить большую утомляемость, бледность кожи, потливость, снижение аппетита, ухудшение сна и др. Продолжительность этих нарушений зависит от многих причин: от тяжести перенесенного заболевания, состояния ребенка до болезни, характера лечения, индивидуальных особенностей малыша.

Основой индивидуальной работы в этих случаях является назначение щадяще-оздоровительного режима как дома, так и в дошкольном учреждении, во время которого ребенок должен получать специальные лечебно-оздоровительные процедуры, а в ряде случаев и медикаментозное лечение.

Сроки соблюдения щадящего режима зависят от перенесенного заболевания:

острые респираторные вирусные инфекции, острый бронхит, ангина, обострение хронического тонзиллита — 20—25 дней;

грипп, острый отит, обострение хронического отита, бронхиальная астма после обострения — 25—30 дней;

пневмония острая, острые детские инфекционные заболевания, в том числе кишечные, протекающие в среднетяжелой и тяжелой форме, обострение экземы, аппендицит острый (после операции); сотрясение мозга средней тяжести, состояние после полостных операций, состояние после тонзиллэктомии — 2 мес, часто до 6 мес; нефрит острый, менингит — более 2 мес, часто постоянно.

источник

*Импакт фактор за 2017 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) являются самой частой инфекционной патологией у детей. При этом результаты многочисленных клинико–эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что в каждой возрастной когорте имеются дети с более высоким, чем у сверстников, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями [1,6,8,12]. В отечественной педиатрической практике таких детей принято называть часто болеющими (ЧБД) [1,3–6]. Показано, что наиболее высокий удельный вес ЧБД отмечается среди организованных детей дошкольного возраста, особенно в первый год посещения детских коллективов. При этом в ясельных и младших группах детских дошкольных коллективов (ДДУ) доля ЧБД в ряде случаев может достигать более 50%. С возрастом число детей с рекуррентными респираторными инфекциями существенно уменьшается. Так, среди школьников удельный вес ЧБД в целом, как правило, не превышает 10%, снижаясь до 3–5% у учащихся старших классов [6].

Установлено, что в подавляющем большинстве частые ОРЗ у детей обусловлены транзиторными эндогенными и/или корригируемыми экзогенными факторами риска [3–6]. При этом среди эндогенных факторов риска наиболее часто встречаются морфофункциональная незрелость, недоношенность, перинатальные нарушения, поздний старт иммунитета и др. [2,4–7]. К экзогенным факторам относятся неблагоприятные материально–бытовые условия, низкий уровень санитарной культуры, пассивное курение, ранняя социализация, нерациональный режим дня, алиментарные дефициты и др. [3–6,9–12]
Наиболее часто рекуррентные респираторные инфекции у детей развиваются в тех случаях, когда имеется сочетание эндогенных и экзогенных факторов риска. Максимальная же заболеваемость ОРЗ при этом возникает, если ребенок дополнительно подвергается еще и повышенному риску инфицирования. При этом следует отметить, что высокий риск инфицирования может иметь место даже в тех случаях, если ребенок не посещает ДДУ. Как правило, это наблюдается в семьях с низким уровнем санитарной культуры (маленького ребенка берут с собой в «походы» по магазинам, рынкам и т.д.), что значительно увеличивает число контактов малыша и создает потенциальную опасность его инфицирования и заболевания. Кроме того, избыточное инфицирование может происходить и в тех случаях, когда в квартире проживает большое количество людей или в семье имеются другие дети, посещающие организованные коллективы. Следует отметить, что повышенная заболеваемость респираторными инфекциями во всех этих случаях может проявиться значительно раньше, чем у других детей – задолго до начала посещения ДДУ.
У большинства же детей из семей с достаточным уровнем санитарной культуры и благоприятными бытовыми условиями увеличение частоты ОРЗ, как правило, индуцируется ранним началом посещения организованных коллективов (так называемая ранняя социализация) [6,10,12]. При этом высокая заболеваемость респираторными инфекциями обусловлена значительно возрастающим уровнем инфицирования (из–за увеличения числа контактов), в то время как иммунитет ребенка из–за возрастных и/или индивидуальных особенностей (незрелость, поздний старт) еще не готов для адекватной защиты. Повышенная восприимчивость детей к респираторным возбудителям определяется также и отсутствием у них предшествующего «иммунологического опыта» [5,6]. Важную роль в снижении защитных механизмов от инфекции, вероятно, играет и психоэмоциональный стресс, развивающийся в период адаптации ребенка к детскому коллективу [4,6,11]. При этом ОРЗ протекают в основном, нетяжело, клинически проявляются симптомами ринофарингита и, как правило, не сопровождаются бактериальными осложнениями (рис. 1). В дальнейшем большинство детей адаптируются к коллективу, их иммунитет «набирается опыта», и уже к концу первого года пребывания в ДДУ острые респираторные инфекции у них развиваются реже [2–6].
Однако ряд детей и в последующие годы посещения ДДУ продолжают часто болеть ОРЗ. В этой ситуации требуется еще раз скрупулезно провести анализ индивидуальных особенностей состояния здоровья ребенка, уточнить его анамнестические данные, детализировать факторы риска и оценить их негативное влияние [4–6]. Так, если не устранены провоцирующие факторы, то в условиях возрастных и индивидуальных особенностей иммунитета частые ОРЗ у ребенка могут привести к иммунным нарушениям и развитию хронических очагов инфекции (рис. 2). Особого внимания при этом заслуживает анализ эпидемиологических, социально–быто­вых и клинических данных (характер течения заболевания, ведущие клинические симптомы, продолжительность эпизодов ОРЗ, наличие осложнений и др.).
Верификация факторов риска и причин рекуррент­ных ОРЗ, наряду с корректной интерпретацией клинических особенностей заболевания, имеет четкую практическую направленность, т.к. определяют тактику наблюдения за ребенком [4–6]. Так, если высокий уровень заболеваемости респираторными инфекциями у ребенка напрямую связан с началом посещения ДДУ, но заболевания при этом протекают нетяжело, без осложнений, то, вероятнее всего, частые ОРЗ обусловлены транзиторными факторами. При этом основными среди них следует считать повышенную восприимчивость ребенка к инфекционным агентам в условиях резко возросшего риска его инфицирования из–за расширения контактов. Тяжелые нарушения иммунитета в этих случаях, как правило, маловероятны (рис. 3). В тех же случаях, когда частые ОРЗ у ребенка имели место задолго до начала посещения ДДУ, необходимо не только уточнить, не было ли это связано с неблагоприятным воздействием социально–бытовых факторов, но и детализировать наследственность, anamnesis vitae et morbi ребенка, клинические особенности перенесенных заболеваний [4–6]. Выявление семейной отягощенности по хроническим воспалительным заболеваниям респираторного тракта, а также рецидивирующие инфекционные поражения кожи (фурункулез), слизистых (упорный кандидоз), ЖКТ (частые эпизоды диареи, мальабсорбция) в наследственном анамнезе и у самого ребенка требуют углубленного комплексного обследования (рис. 4).
Недооценка клинико–анамнестических данных у детей с рекуррентными респираторными заболеваниями создает предпосылки для диагностических ошибок. В этих случаях под маской «ЧБД» можно пропустить более серьезную патологию. Это связано с тем, что ошибочно за рекуррентные ОРЗ могут быть приняты аллергические заболевания респираторного тракта (по данным М.Н. Ярцева и соавт. (2006) – более чем в 20% случаев!), пороки развития бронхолегочной системы и ЛОР–органов, иммунодефицитные состояния, мукоцилиарная недостаточность, различные ферментопатии, гастро–эзофагальный рефлюкс и т.д. [3–7]. Высокий процент поздней диагностики респираторных аллергозов у ЧБД определяет необходимость своевременного и целенаправленного поиска факторов, указывающих на возможное участие аллергии в генезе рецидивирующих заболеваний органов дыхания. Так, для аллергических заболеваний характерно наличие аллергопатологии в семейном анамнезе, затяжной характер течения с рецидивами при воздействии причинно–значимых факторов (цветение – при сезонном аллергическом рините, постоянный контакт с бытовыми аллергенами – при круглогодичном аллергическом рините и т.д.), улучшение состояния при использовании противоаллергических средств и др. (рис. 5).
Особо следует подчеркнуть, что ЧБД – это не нозологическая форма и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения [3–6]. Поэтому во всех случаях рекуррентных ОРЗ у детей должны быть детализированы эпидемиологические и клинико–анамнестические данные, а при выявлении нарушений состояния здоровья – верифицированы конкретные нозологические формы. Однако на практике все еще нередко встречаются случаи, когда в диагнозе фигурируют такие заключения, как «…у ребенка имеет место ЧБД». При этом аббревиатура «ЧБД» не просто фиксируется в листке уточненных диагнозов, но и ошибочно рассматривается, как самостоятельная нозологическая единица! В то же время доказано, что без устранения или уменьшения неблагоприятного воздействия провоцирующих факторов и адекватного лечения сопутствующих заболеваний крайне трудно добиться эффективного оздоровления детей с рекуррентными респираторными заболеваниями [4–6].
Так, результаты проведенного нами исследования с целью изучения причин недостаточной результативности санаторного оздоровления ЧБД (n=2436, возраст 3–7 лет, клиническая база – детский пульмонологический санаторий «Кратово»), показали, что у 65,4% ЧБД на досанаторном этапе имела место недооценка клинико–анамнестических данных, что приводило к некорректной оценке состояния здоровья. Установлено, что практически каждый 3 ребенок, поступавший в санаторий, требовал первичного клинического обследования и установления диагноза, т.к. этого не было сделано при подготовке детей к санаторному лечению. При этом в ряде случаев (суммарно – 14,2%) под маской «ЧБД» скрывались и своевременно не были диагностированы аллергический ринит, бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит, рефлюкс–эзофагит.
Отмечено, что отсутствие своевременной верификации нарушений здоровья ЧБД и недооценка факторов, способствующих частым ОРЗ, во многом определяли низкую эффективность проводимых ранее оздоровительных мероприятий. Анализ состояния здоровья ЧБД, проведенный на основании комплексного обследования в санатории, показал, что у подавляющего большинства детей (84,5%) имела место различная сопутствующая патология. При этом наиболее часто выявляли зубной кариес – в 64,8% случаев, хронические и/или рецидивирующие заболевания носоглотки (тонзиллит, аденоидит) – у 37,1% детей, функциональные нарушения желудочно–кишечного тракта (реактивный панкреатит, синдром раздраженного кишечника) – у 30,2% обследованных. Функциональные нарушения сердца (функциональный систолический шум, синусовые тахиаритмии, малые аномалии развития и различные особенности биоэлектрической активности миокарда) имели место у 27,8% ЧБД. Реже выявляли аллергические заболевания (атопический дерматит, бронхиальная астма, аллергический риноконъюнктивит) – у 12,9%, инфекцию мочевых путей – у 9,3% детей.
Особо следует отметить, что 37,2% часто болеющих детей, поступивший в санаторий, нуждались в комплексном клиническом обследовании для верификации диагноза, т.к. это не было сделано на предшествующих этапах наблюдения и дети направлялись на оздоровление с диагнозом «ЧБД». При этом практически в половине случаев отсутствовали указания на консультацию детей с рекуррентными инфекциями респираторного тракта врачами–специалистами. Так плановый осмотр стоматолога по месту жительства был проведен только у 48,1% ЧБД, 46,3% детей поступили в санаторий без предварительной оценки состояния ЛОР–органов. У 24,7% детей была отмечена недооценка в амбулаторных условиях таких клинических данных, как периодические боли в животе, тошнота, неустойчивый характер стула или склонность к запору, усиленный метеоризм и отрыжка воздухом.
Результаты проведенного в санатории комплексного обследования 2436 детей с рекуррентными респираторными инфекциями свидетельствуют о том, что физическое и нервно–психическое развитие ЧБД соответствует возрастным нормативам в подавляющем большинстве случаев (94,3%). В то же время функциональные и органические нарушения различных органов и систем были выявлены у 78,1%. При этом у 35,2% детей имела место сочетанная патология, чаще всего представленная комбинацией хронических заболеваний носоглотки (тонзиллит, аденоидит) с зубным кариесом и функциональными нарушениями пищеварения. Высо­кий уровень сопутствующей патологии у детей с рекуррентными респираторными инфекциями и при этом частое сочетание различных заболеваний и функциональных нарушений определили необходимость комплексного подхода не только при оценке состояния здоровья ЧБД, но и при проведении реабилитационных мероприятий. При этом для каждого часто болеющего ребенка разрабатывался индивидуальный план восстановительной терапии с дифференцированным выбором методов санаторного оздоровления, в зависимости от состояния здоровья.
При анализе эффективности санаторного оздоровления ЧБД, проведенном на первом этапе исследования (1996 г.), отмечено, что позитивный результат лечения имел место только в 37,2% случаев. Изучение особенностей ведения этих детей на всех этапах наблюдения позволил выявить основные причины низкой эффективности восстановительного лечения. Было установлено, что ведущими причинами низкой результативности оздоровления являлись недостаточная подготовка к санаторному лечению, низкая реализация плана реабилитации в санатории и отсутствие адекватных лечебно–профилактических мероприятий на последующих этапах наблюдения. При этом отмечено, что 38,3% ЧБД на этапе подготовки к оздоровлению не были обследованы, 16,3% детей поступали в санаторий в период обострения заболеваний. Все это, а также развитие ОРЗ в первые дни пребывания в санатории приводило к тому, что на начальном этапе оздоровления восстановительную терапию в полном объеме могли получать только 61,7% детей. Снижение объема оздоровительных мероприятий определяло неадекватный эффект санаторного лечения. Так, если среди детей с результативным санаторным оздоровлением восстановительная терапия в полном объеме была проведена в 88,5%, то у пациентов с низкой эффективностью – только в 22,8% случаев (p 0,05). К 8–му дню лечения у всех детей кашель был купирован или его интенсивность становилась минимальной. Таким образом, рациональная терапия эпизодов ОРВИ у детей с рекуррентными инфекциями (раннее назначение противовирусных препаратов, дифференцированный выбор симптоматических средств и др.) позволяла интенсифицировать лечение и способствовала более легкому течению инфекции. При этом снижался риск развития бактериальных осложнений, значительно реже имели место показания для использования антибиотиков, а сокращение продолжительности заболевания позволяло провести восстановительное лечение в объеме, близком к запланированному.
Результаты проведенного нами исследования позволили установить, что состояние здоровья ЧБД характеризуется высоким уровнем сопутствующей патологии. Часто выявляемые у детей с рекуррентными респираторными инфекциями сопутствующие заболевания и нередко сочетанный их характер, определяют необходимость проведения комплексного обследования. При этом объективная оценка состояния здоровья часто болеющих детей позволяла провести дифференцированный выбор методов их санаторного оздоровления с учетом индивидуальных особенностей и выявленных нарушений здоровья.
Оптимизация лечебно–диагностического процесса и рациональное использование средств неспецифической иммунопрофилактики, наряду со строгим соблюдением противоэпидемических мероприятий, способствовали значительному – в 1,8 раз – снижению уровня внутрисанаторной заболеваемости острыми респираторными инфекциями (p

Читайте также:  Одного образа анализ отцы и дети

источник

Cистема детской санаторно-курортной службы, которая функционировала рань­ше, практически разрушена. Детских санаториев, принимающих для оздоровления ЧБД, крайне мало. Поэтому предлагаем простые рекомендации с учетом сегодняш­него состояния отечественного детского здравоохранения.

Нормализация аппетита и полноценное питание

У ЧБД, как правило, аппетит резко снижен или отличается избирательностью. Чем младше ребенок, тем чаще он просто отказывается от еды, вызывая негативную реакцию взрослых, которые ставят себе целью любой ценой на­кормить упрямца. В результате — рвота, раз­драженность, истерика. При этом ребенок бы­стро теряет вес, кожа приобретает нездоро­вый вид, становится сухой, волосы тускнеют, под глазами появляется синева, наблюдает­ся припухлость век, нарушается сон. Именно в таком виде родители приводят ребенка на прием к педиатру.

Пока идет обследование, необходимо при­держиваться простых рекомендаций.

Технология правильного приема пищи

Для родителей ЧБД раннего возраста мож­но дать совет: использовать для кормления красивую и интересную для малыша посуду. Без сомнений, ребенок будет охотнее работать ложкой, если на дне тарелки под кашей мель­кнет силуэт сказочного героя, яркий цветочек или ягодка. Ложка и кружка также должны вы­глядеть привлекательно.

Не следует кормить ребенка с ложечки до школы, наоборот, необходимо давать ему возможность проявлять самостоятельность и знакомиться со столовыми приборами как можно раньше — как только начнет уверенно захватывать предметы руками. Другое дело, эти предметы должны отвечать всем прави­лам безопасности. Пусть ребенок измажется кашей, пусть прием пищи соответствует по­говорке «По усам текло, а в рот не попало», пусть он исследует пищу не только ложкой, но и руками — не нужно отбивать у него интерес к процессу, постепенно прививая малышу хо­рошие манеры.

Родителям следует есть в присутствии ре­бенка, чтобы ему захотелось подражать им. Са­мое важное — это чувство коллектива, чувство семьи, а потому наиболее ценны в плане воспитания семейные ужины, в которых на равных участвуют и дети.

Однако далеко не во всех семьях, к сожа­лению, соблюдаются правила культуры еды, нередко пищу принимают наспех, плохо пере­жевывая. Если стол кое-как сервирован, у по­суды непривлекательный вид, а на кухне бес­порядок, это не лучшим образом влияет на ап­петит детей.

Большое значение имеет и психологическая обстановка. Если вокруг все шумят, кричат друг на друга, если в семье часты скандалы, у ребен­ка может развиться невроз и, как следствие, от­сутствие аппетита и дефицит массы тела.

Угнетающе могут влиять и стесненные жи­лищные условия, когда у подростка нет своего угла, где бы он мог уединиться, о чем-то спокой­но подумать и просто отдохнуть.

Не следует заставлять ребенка есть насиль­но, например когда родители за пустую тарел­ку обещают купить какую-то давно желаемую игрушку. При этом ребенок, стараясь угодить ро­дителям, давится, но ест нелюбимое Блюдо. Не­редко потом он себя неважно чувствует, появля­ется тошнота или рвота.

Рациональное питание с учетом мнения ребенка

Многие специалисты по питанию рекомен­дуют прислушиваться к мнению самого ребен­ка, к его желаниям. У большинства детей аппе­тит вовсе не плохой, а избирательный. Они отда­ют предпочтение каким-то определенным про­дуктам питания, совершенно не воспринимая другие. Надо пробовать просто уступить. Посте­пенно расширяя рацион, родители смогут по­нять, что ребенок любит, а что ему не нравится.

Именно из любимых продуктов и 6люд следует составлять меню. Подход должен быть гибким, а не авторитарным. Это не значит, что надо идти на поводу и без конца давать детям конфеты, ко­торые они традиционно любят. Речь идет о пище, которую необходимо регулярно принимать и ко­торая нужна для роста и развития ребенка.

Иногда выходом из тупиковой ситуации мо­гут стать каши для детей грудного возраста: безмолочные и молочные, которые просты в приготовлении. На удивление, школьники оценили вкусовые качества этих каш. Аналогично воспринимают дети разного возраста мясные, овощные и фруктовые пюре для питания детей первых двух лет жизни.

Неплохо дети воспринимают куриный бу­льон, вареный картофель, украшенный свежей зеленью, квашеную капусту, паштеты, котлеты и пельмени домашнего приготовления.

Поскольку у ЧБД нередко обнаруживает­ся дисбактериоз кишечника, в рацион полез­но добавлять кисломолочные напитки, содер­жащие бифидо- и лактофлору, детские творож- ки и кефир.

Вкусными у детей с отсутствием аппетита считаются также кукурузные хлопья, мюсли, как правило с орешками.

Прекрасным питанием для ослабленных де­тей являются бананы, свежие ягоды, сухофрукты.

Рацион, сформированный на основе продук­тов питания для детей более раннего возраста, позволяет накормить детей в период обследова­ния и лечения, в какой-то мере способствуя и нор­мализации психологического климата в семье.

А затем постепенно рацион расширяется, приближаясь к возрастной норме.

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ

Закаливание — это система мероприятий, на­правленных на повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды, прежде всего низким температурам.

В процессе закаливания в организме ре­бенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нерв­ные центры начинают быстрее и целесообраз­нее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тка­нях и органах, в том числе расширение и сокра­щение кровеносных сосудов, протекают эко­номнее, быстрее и совершеннее. В результате закаливания ребенок становится менее вос­приимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к различным инфекционным агентам.

Основные принципы закаливания:

  • постепенность
  • систематичность
  • непрерывность
  • индивидуальный подход с учетом воз­раста, частоты заболеваний, наличия хронической патологии

Основными факторами закаливания явля­ются солнце, воздух и вода. Чаще используется водный фактор, поскольку его проще и удобнее регулировать.

Закаливающие процедуры могут быть ме­стными и общими. К местным относятся босо­хождение, обливание стоп, контрастные нож­ные ванны, полоскание ротоглотки. Общие процедуры — обливания водой, воздушные ванны, солнечные ванны, контрастный душ, плавание, сауна.

Плавание — это универсальный вид закали­вания, распространенный в современных усло­виях. Здесь имеет место сочетанное воздействие сразу нескольких факторов — воды, воздуха, тем­пературы и двигательной активности. В настоя­щее время плавание рекомендуют даже грудным детям, причем в условиях специальных бассей­нов при поликлиниках, под контролем методиста. Плавание в открытых водоемах рекомендуют де­тям с трехлетнего возраста при температуре во­ды не ниже 22-23 0 С, начиная с 2-3 минут.

Босохождение лучше начинать весной при температуре пола не ниже 18 0 С. Сначала ребе­нок ходит по полу в носках, а затем без них по 3-4 минуты, постепенно увеличивая время хож­дения Босиком. Можно в домашних условиях ис­пользовать при этом специальные резиновые коврики с шипами для одновременного точечно­го массажа биологически активных точек стоп.

Контрастные водные процедуры (ножные ванны и душ) заключаются в быстрой смене тем­пературы воды. Возникает эффект «тренирован­ности» организма. Здесь очень важен принцип постепенности. После процедуры рекомендует­ся растирание сухим полотенцем.

Обливание ног. Процедура рекомендуется детям с 1,5-2 лет. Начинают обливание ног во­дой температурой 29-30 °с, постепенно (при­мерно через 3-4 дня) снижая ее до 18-20 °С. Объем воды — 1 литр. Продолжительность про­цедуры — 20 секунд.

Полоскания ротоглотки с профилактиче­ской целью проводятся обычно с использова­нием отваров и настоев трав (ромашка, шалфей, календула) с начальной температурой 36-37 °С, постепенно снижая температуру на 1 °С в неде­лю, доводя до температуры воды в зимнее время до 10-12 °С. Кратность процедур — 2 раза в сутки. Начинать такие процедуры рекомендуется с возраста 3 лет.

Гимнастика. Комплексы физических упраж­нений, подобранные согласно возрасту и со­стоянию здоровья ребенка, способствуют ук­реплению мышц, костного скелета, улучшению микроциркуляции, обменных процессов в ор­ганизме.

Массаж стоп и грудной клетки также ре­комендуется включать в систему оздоровления. При этом используются приемы поглаживания и растирания. Курсы массажа можно проводить по 2-4 раза в год по 10-14 процедур.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЧБД

При некоторых районных детских поликлиниках существуют реабилитационные отделения. Как правило, у них есть курс оздоровления пульмоно­логических пациентов (детей, страдающих реци­дивирующими заболеваниями органов дыхания), куда причисляют и часто болеющих детей. Хотя бы раз в год они должны получить курс оздорав- ливающих процедур, в перечень которых входят: лечебная физкультура, массаж, плавание в бас­сейне, галокамера, физиотерапевтическое лече­ние. В некоторых реабилитационных отделениях применяются и другие методы оздоровления де­тей: ароматерапия, ионотерапия, рефлексотера­пия, остеопатия, психологическая релаксация, арт-терапия, музыкотерапия и так далее.

САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Несмотря на скромные возможности детской санаторно-курортной службы в нашей стране, тем не менее рекомендуется направлять ЧБД в детские санатории, преимущественно местные, так как тогда не требуется периода адаптации к изменившимся климатическим условиям.

При направлении в санаторий ребенок не должен переносить острое заболевание, де­монстрировать выраженную дисфункцию нерв­ной системы, должен обладать определенными навыками самообслуживания и пребывания в коллективе.

Детям младшего возраста целесообразно оздоровление в санатории совместного пребы­вания матери и ребенка, это способствует луч­шей адаптации ребенка к новым условиям, благоприятному воздействию оздоравливающих процедур, обеспечению полноценного ухода и созданию комфортных условий для самого про­цесса оздоровления.

В последние годы популярностью стали пользоваться зарубежные курорты. Примером могут служить здравницы Венгрии, такие как на берегу озера Балатон. Помимо широкого спектра оздоровительных и лечебных процедур там предлагается полноценное питание из нату­ральных продуктов.

источник

Программа реабилитации часто болеющих детей

должна включать в себя следующие основные моменты

1. Режим дня и рациональное питание.

Оптимизация режима дня – важное условие успешного оздоровления детей. В связи с тем, что часто болеющие дети имеют функциональные наруше — ния со стороны центральной и вегетативной нервной системы , необходимо исключить у них занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуж-дению. Ограничения требует просмотр телепередач, видеофильмов, посещение школьниками дискотек. Соотношение сна и бодрствования в режиме суток у детей должно приближаться к 1:1, т.е. ночной сон должен быть продолжи-тельностью около 10 часов и обязательным является дневной сон (1-2 часа) или в зависимости от возраста спокойный отдых. Крайне важны длительные прогулки на свежем воздухе . При наличии нарушений сна, других астенонев-ротических реакций показаны прогулки на свежем воздухе перед сном, а также прием седативных трав ( валерианы или пустырника ). В качестве фитотерапии можно использовать готовые лекарственные формы из трав : саносан ( смесь экстракта шишек хмеля и корней валерианы ), персена ( капсулы , содержащие экстракты валерианы , перечной мяты и лимонной мяты ), алталекс ( смесь эфирных масел и з 12 лекарственных трав , в том числе лимонной мяты ). Эти препараты обладают успокаивающим действием , снимают раздражение и нормализуют сон ребенка. Целесообразно ограничить поездки детей в транс-порте [18,20,30].

Читайте также:  Одевание и раздевание детей анализ

Организация рационального питания часто болеющих детей с учетом экологических особенностей Республики Беларусь требует соблюдения следу-ющих принципов:

использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей;

обязательное включение в ежедневный рацион свежих (или хотя бы замороженных) овощей, фруктов и ягод;

включение продуктов, обогащенных пектинами, для выведения из организма ксенобиотиков;

устранение дефицита витаминов;

использование продуктов, содержащих клетчатку, для обеспечения регулярного пассажа кала;

регулярное назначение кисломолочных продуктов для нормализации микроэкологии кишечника.

С целью поддержания иммунного и антиоксидантного статуса организма особенно у детей, проживающих на экологически неблагополучных террито-риях, рекомендуется увеличение белка на 10%, главным образом, за счет белка животного происхождения [33,42]. Очень важны продукты, богатые полиненасыщенными жирными кислотами и регулирующие процессы перекис-ного окисления липидов (растительные масла, рыба, орехи, семена тыквы или подсолнуха).

По данным НИКИ радиационной медицины и эндокринологии [42] только 9% детей имеют достаточную витаминную обеспеченность. У 89% детей и подростков обнаружена недостаточность пиридоксина. Дисбаланс в обеспеченности жирорастворимыми витаминами характеризовался наличием практически у половины обследованных недостаточности токоферола (вит. Е). Латентный дефицит железа имеет место практически у каждого второго ребенка в республике. Большинство детей Беларуси (75-85%) имеет недостаток йода в организме. У часто болеющих детей обнаруженный дефицит нутриентов более значим и требует максимального внимания и своевременной коррекции.

В плане реабилитации большое внимание необходимо уделять естест-венной витаминизации организма путем предпочтительного использования продуктов, богатых витаминами и микроэлементами. В частности, витамином А богаты – шиповник, морковь, петрушка, сельдерей, черемша, лук-порей, томаты, сладкий перец, чеснок, салат, черноплодная рябина, облепиха. Витамин С содержится в большом количестве в шиповнике, облепихе, черной смородине, петрушке, черемше, сладком перце, цитрусовых. Витамины группы В содержат мясо, молочные продукты, дрожжи, хлеб, греча, чай, овощи, фрукты. Очень важный антиоксидант – витамин Е содержится в подсолнечном масле, облепихе, бобовых, грече, кукурузе, зеленом горошке, чесноке, луке, черной смородине, брюссельской капусте, салате, моркови [33,38].

Говоря о микроэлементах и минеральных солях, следует напомнить, что йод содержится в большом количестве в морской капусте, креветках, кальмарах, яйце, овсе, грече, бобовых, кедровых орехах, редисе, черноплодной рябине. Кобальта много в щавеле, укропе, зеленом луке, рыбе, моркови, свекле, крапиве, клюкве, орехах, в бобовых. Магний в большом количестве содержится в зерновых, калий в изюме, кураге, черносливе, орехах, моркови. Железом богаты мясные и рыбные продукты, яблоки, шиповник. Медь содержится в оранжевых фруктах [33,38,44,48].

Детям с пищевой аллергией необходимо соблюдать диету с исключением продуктов, содержащих причинно-значимые аллергены, что позволяет преду-предить манифестацию аллергии, в свою очередь, предрасполагающей к час-тым респираторным заболеваниям [47].

2. Закаливание, общеукрепляющая и лечебная физкультура

Одним из основных методов повышения сопротивляемости ребенка инфекционным агентам служит закаливание. При охлаждении кожи происхо-дит рефлекторное сужение кровеносных сосудов как кожи, так и слизистой оболочки носа, что снижает температуру воздуха в полости носа на 2°C. При этом нарушаются функции защитных клеток, снижается поступление антител, что повышает риск развития инфекции. Закаливание тренирует реакцию сосудов, у закаленных при охлаждении температура воздуха в полости носа падает всего на 0,3–0,5 °C [12,19,20,31].

Закаливание не требует очень низких температур, важна контрастность температуры и систематичность проведения процедур. Хорошо закаливают воздействия на подошвы ног, на кожу шеи, поясницы, однако для получения равномерного эффекта лучше воздействовать на кожу всего тела. Максималь-ная длительность холодового воздействия на ребенка не должна превышать 10–20 минут, гораздо важнее его повторяемость и постепенность.

Закаливание, если ребенка содержат в тепличных условиях, эффекта не даст, важно создать стимулирующее температурное окружение: соответствую-щую погоде одежду, нормальную температуру в квартире (18–20° днем и на 2–4°C ниже ночью). Уже с 1-го года следует приучить ребенка к прогулкам (до 4 часов в сутки), избегая при этом излишне теплой одежды.

Начинать закаливание надо с первых недель жизни – это воздушные ванны во время пеленания, гимнастики, перед купанием. Для этого ребенка оставляют на воздухе раздетым на несколько минут при температуре 22°С с последующим постепенным снижением ее до 20°С в возрасте 2–3 мес и 18°С к 4–6 мес. Для закаливания следует использовать и купание: по окончании ванны уместно облить ребенка водой с температурой на 2–4°С ниже, чем вода в ванне, т.е. начать с температуры 32–34°С, снижая ее каждые 3 дня на 2–3°С. При таком темпе снижения температуры воды за месяц можно достичь 18°С, а ниже для грудного ребенка опускать ее не следует. После обливания ребенка следует растереть полотенцем. Плавание грудных детей в бассейне закаляет не столько само по себе (температура воды в нем обычно не бывает ниже 26°С), сколько в комплексе с воздушными ваннами до и после бассейна.

На втором году к обливанию после ванны (2–3 раза в неделю) можно добавить ежедневное мытье ног прохладной водой. Процедуры начинают с температуры воды 27–28°С, снижая ее каждые 1–2 дня на 2–3°С до конечной температуры 15°С (немного холоднее комнатной).

Хорошим закаливающим эффектом обладает контрастный душ: смена теплой воды (до 40°С 30–40 секунд) холодной (14–15°С) – удлиняя ее воздействие от 15–20 секунд до 30 секунд. Доводить холодовые воздействия до неприятных (т.е. применять слишком холодную воду или же оставлять ребенка под холодным душем дольше 30–40 секунд) недопустимо – не по причине возможной «простуды», а из-за опасности вызвать негативное отношение ребенка к закаливанию. Любая закаливающая процедура должна вызывать положительные эмоции, если ребенок «ежится», боится, его принуждать не следует [2,5,12,40].

Для дошкольников нетрудно организовать в домашних условиях контрастные воздушные ванны. Для этого в спальне ребенка перед его пробуждением, открыв фрамугу, понижают температуру до 14–15°С, а затем, разбудив ребенка, проводят с ним игру с перебежками из теплой в холодную комнату.

Посещение бани предоставляет еще больше возможностей для контрастного воздействия, для детей раннего возраста температура в сауне должна быть около 90°С, длительность пребывания постепенно доводят до 10 минут, сидя на 1-й ступеньке. В русской бане используют более низкие температуры (от 60°С с экспозицией 2–3 минуты повышать до 80°С в течение 6–8 минут). За один сеанс дети посещают парную 2–3 раза, в промежутках они принимают душ или воздушные ванны комнатной температуры или плавают (медленно) в бассейне с температурой воды около 25°.

Обливание холодной водой — небезопасный вид закаливания. Если родители это проводят (так принято в семье), то делать процедуры надо очень постепенно. Имея большую площадь поверхности тела относительно массы, ребенок охлаждается намного быстрее взрослого. Для дошкольника при посте-пенном снижении вполне возможно довести температуру воды до 8-10°С, хотя нужды в этом нет, закаливающий эффект будет хорошим, если остановиться на 12–14°С. Холодное обливание как лечебная мера должно быть категорически запрещено для ребенка с лихорадкой: внезапное охлаждение, ведущее к резкому сужению кожных сосудов, может быть опасным для жизни.

Закаливание после нетяжелой ОРВИ можно возобновить (или начать) через 7–10 дней, при заболевании с длительностью температурной реакции более 4 дней – через 2 недели, а после 10-дневной лихорадки – через 3–4 недели. Родители часто задают вопрос — снижает ли закаливание частоту ОРВИ? Полностью защитить от заболевания при контакте с новым для ребенка вирусом оно не может. Однако защита от заражения у закаленного ребенка гораздо эффективнее, чем у незакаленного, поэтому число ОРЗ, особенно более тяжелых, у него будет намного меньше [32,34,35]. Эффективность закаливания можно оценить не ранее чем через 3-4 мес, а максимальный эффект наблю-дается через год от начала регулярных процедур [17].

Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа грудной клетки. Двухнедельные курсы массажа прово-дятся 2-4 раза в год. Хорошо зарекомендовала себя так называемая «стопотера-пия», представляющая собой массаж стоп ладонью, подушечками пальцев или пальцами, сложенными в кулак (поглаживание, растирание и снова поглажива-ние подошв обнаженных стоп) [31,35,48,52].

3. Корригирующие мероприятия по обеспечению адаптационных

возможностей детского организма

Ранее уже было подчеркнуто, что часто болеющие дети характеризуются срывом компенсаторно-адаптационных механизмов, что не позволяет им адекватно реагировать на различные неблагоприятные факторы внешней среды.

Программа реабилитации указанной группы детей должна предусматривать активную коррекцию нарушений адаптационных возможностей детского организма. На всех этапах реабилитации это может быть достигнуто активным использованием в комплексе восстановительного лечения общеукрепляющих и биостимулирующих средств, способствующих нормализации гомеостаза. Обязательным компонентом проводимых мероприятий помимо витаминизации пищи является использование витаминов различных групп, оказывающих воздействие на разные звенья метаболизма [39,44,57].

Крайне необходимым для нормализации адаптационных процессов является витамин С (аскорбиновая кислота), усиливающий окислительно-восстановительный потенциал клеток, улучшающий тканевое дыхание, участ-вующий в процессах иммуногенеза и т.д. Доза витамина С детям может достигать в зависимости от возраста до 0,5 г в сутки (в 2-3 приема), длитель-ность курса – до 2-3 недель. Активным метаболитом служит галаскорбин (ком-плексное соединение аскорбиновой и галловой кислот), который назначают внутрь по 0,5 г 2-3 раза в день курсом до 2-4 недель.

У ЧБД для коррекции метаболизма показаны витамины группы В, причем более активным действием обладают не сами витамины, а их коферментные формы – кокарбоксилаза (улучшает углеводный обмен), бенфотиамин (в отли-чие от кокарбоксилазы эффективен при приеме внутрь, также является произ-водным витамина В1), пиридоксальфосфат (производное витамина В6, влияет на белковый обмен), дипромоний (фрагмент витамина В15, улучшает антиток-сическую функцию печени, стимулирует окислительные процессы). К витами-нам группы В приближается липоевая кислота, играющая важную роль в био-энергетике клеток. Назначают ее по 0, 025-0,050 г 2-3 раза в день до 3-4 недель. Лучше переносится амид липоевой кислоты – липамид, который дают в анало-гичных дозах, его хорошо сочетать с витамином В6. Многие витамины группы В содержатся в препарате эссенциале, который является активным стабилиза-тором клеточных мембран [33,39,41,44].

Для нормализации метаболических процессов и уменьшения выражен-ности реакции ПОЛ (перекисного окисления липидов), которая коррелирует со степенью тяжести поражения органов-мишеней очень ценными являются вещества с антиоксидантными свойствами, они же стабилизируют клеточные мембраны. К антиоксидантам относятся витамины А, Е, тиосульфат натрия, каратолин. Витамины А и Е – жирорастворимые, содержатся в растительных маслах, однако, может возникнуть необходимость курсового назначения ука-занных витаминов. Тем более, что витамин А обладает свойством репаранта, а также имеет иммуномодулирующее действие [23,30,34].

Для нормализации аппетита и нарастания массы тела часто болеющим детям рекомендуются биопрепараты и анаболические средства, ферменты желудочно-кишечного тракта. Так, с этой целью рекомендуют назначение апилака, оротата калия, рибоксина, дигестала, панкреатина курсами до 2 недель. Целесообразно чередовать прием этих препаратов с биостимуляторами: алоэ 1,0 мл подкожно (10-15 инъекций, экстракт элеутерококка (1 капля на год жизни на прием) и др. [ 3,5,12].

Коррекция железодефицитных состояний

в программе реабилитации часто болеющих детей

Проблема железодефицитных состояний (ЖДС) у детей группы ЧБД остается чрезвычайно важной задачей в педиатрии. Понятие ЖДС включает в себя латентный (тканевой, скрытый) дефицит железа (ЛДЖ) и собственно железодефицитную анемию (ЖДА). Актуальность проблемы железодефицит-ных состояний диктуется широким распространением данной патологии и выраженным негативным влиянием сидеропении на функционирование орга-нов и систем, что приводит к нарушению роста и развития детского организма, срыву адаптационных механизмов, проявляясь снижением работоспособности, возрастанием инфекционной заболеваемости. Ранее уже было указано о резуль-татах медико-экологического мониторинга, проведенного в Республике Беларусь [42].

Железо играет важную роль в поддержании высокого уровня иммунной резистентности организма. Адекватное содержание железа в организме способ-ствует полноценному функционированию факторов неспецифической защиты, клеточного и местного иммунитета. Доказано, что дети, получавшие препараты железа в связи с анемией, достоверно реже болели респираторными и кишеч-ными инфекциями. Опосредованное стимулирующее воздействие железа на миелопероксидазу и энзимные системы, генерирующие перекись водорода, способствует поддержанию активности фагоцитоза на необходимом “защит-ном” уровне. Железо через систему рибонуклеотид-редуктазы поддерживает нормальную пролиферацию и митотическую активность Т-лимфоцитов. Нор-мальное содержание железа в организме необходимо для полноценного фаго-цитоза, высокой активности естественных киллеров и бактерицидной способ-ности сыворотки, а также для синтеза пропердина, комплемента, лизоцима, интерферонов, секреторного иммуноглобулина класса А [23,25,33].

Латентный дефицит железа (ЛДЖ) – это состояние, обусловленное сни-жением уровня железа в тканях на фоне нормального содержания гемоглобина. ЛДЖ проявляется сидеропеническим синдромом, который включает 3 и более симптома:

 трофические нарушения волос и костей;

 ангулярный стоматит (“заеды”);

 извращение вкуса и обоняния;

 диспептические и астеновегетативные нарушения;

 отклонения в росте и физическом развитии;

 лимфаденопатия (гипертрофия миндалин, аденоидной ткани);

 повышенная заболеваемость кишечными и острыми респираторными

Железодефицитная анемия (ЖДА) – это анемия, обусловленная наруше-нием гемоглобинообразования в связи с дефицитом железа в организме. ЖДА в клиническом отношении характеризуется наличием двух синдромов – сидеро-пеническим (см. выше) и анемическим, связанным с снижением содержания гемоглобина. Анемический синдром включает в себя следующие основные признаки:

 мелькание «мушек» перед глазами;

 одышка при физической нагрузке;

У детей профилактические мероприятия по ликвидации возможного скрытого дефицита железа проводятся с момента рождения. На реабилитацию направляются дети дошкольного и школьного возраста. Из них целесообразно выделить группу пациентов по возрасту до пубертатного периода. Факторами риска развития ЛДЖ в данной группе являются: перенесенные повторно ОРЗ, наличие функциональных или органических заболеваний желудочно-кишечно-го тракта, дети из групп социального риска. Специфическая профилактика ЛДЖ осуществляется в дозах по элементарному железу 2-3 мг/кг в сутки, ежедневно в течение 30-60 дней.

Особую группу для наблюдения, дообследования и корригирующей ферротерапии составляют дети пубертатного периода и подростки. Главным фактором, приводящим к дефициту железа у детей этой группы служит несоот-ветствие между запасами железа в организме и его поступлением с одной стороны и высокими потребностями в железе в период роста и созревания с другой стороны. В эту группу входят дети и подростки, имеющие:

 органические заболевания желудочно-кишечного тракта;

 хронические кровопотери (эррозивный и язвенный процесс в желудке и

 обильные менструации у девушек, вплоть до ювенильных кровотечений

на фоне гормонального дисбаланса;

 дети, занимающиеся спортом;

 дети из групп социального риска;

 дети и подростки с патологией функции щитовидной железы.

Профилактика дефицита железа у подростков и детей пубертатного периода подразделяется на первичную и вторичную. Первичная – проводится всем девочкам-подросткам без анемии, а мальчикам-подросткам при усилен-ных спортивных тренировках (в случае направления их в на оздоровление) в виде весеннего курса (март-апрель) в профилактической дозе 30-40 мг элементарного железа в сутки. Вторичная (противорецидивная) профилактика проводится подросткам после пролеченной ЖДА и сохранении причин ее рецидива: продолжающиеся обильные менструации у девушек.

Читайте также:  Ошибка анализа синдрома дауна у детей

В случае выявления у детей группы ЧБД сопутствующей выраженной ЖДА (снижение гемоглобина ниже 120 г/л, гипохромия, микроцитоз и соответ-ствующие клинические признаки) следует провести терапию препаратами эле-ментарного железа из расчета 3-5 мг/кг согласно правилам назначения препара-тов железа. Лечение начинают с ½ суточной дозы в течение 5-7 дней. При отсутствии побочных явлений от приема железа (диспептические расстройства, аллергические явления) достигается оптимальная доза, которая дается в тече-ние 1-2 мес. [3,13,24,33]. Беларусь является эндемическим районом по дефициту меди, которая в организме во многом способствует всасыванию железа, созреванию ретикулоцитов в зрелые эритроциты, является антагони-стом цезия-137. В связи с чем, показано одновременно с ферротерапией назначение 0,5% раствора сульфата меди по 3-5 капель 2-3 раза в день [33,44,45].

4. Санация очагов хронической инфекции

Как было отмечено выше, при клиническом обследовании у большинства детей, относимых к группе ЧБД, выявляется патологический преморбидный фон, способствующий повторным респираторным заболеваниям. Таковым, прежде всего, является наличие хронических очагов инфекции в носоглотке – аденоидита, синусита, тонзиллита. Обострения очаговой инфекции в большин-стве случаев и являются по сути дела повторными респираторными заболевани-ями [17,29,34]. Отсюда вытекает первоочередная задача реабилитациисанация очагов хронической инфекции. Следует подчеркнуть, что индивиду-альное оздоровление следует сочетать с семейным (как на этапе поликлиники, так и особенно в случаях направления ребенка в санаторно-оздоровительное учреждение семейного типа) [8,33,48].

При наличии аденоидита у часто болеющих детей аденоиды из соратников превращаются во врагов, т.е. в настоящий очаг инфекций, увеличи-ваются и провоцируют повторные ОРЗ. Разрастание аденоидов имеет 3 степе-ни: 1 степень – днем ребенок дышит свободно, а во время сна, когда объем аденоидов увеличивается в горизонтальном состоянии, дышать ему становится тяжелее; 2-3 степень – при этом разрастание аденоидов наполовину или полно-стью закрывает хоаны, дети часто храпят во сне, вынуждены дышать открытым ртом круглые сутки. Как известно, дыхание через рот приводит:

к хроническому тонзиллиту, фаринго-ларингиту, бронхиту, пневмонии;

к набуханию слизистой оболочки носа, нарушению наполнения воздухом и оттока слизи из околоносовых пазух, синуситу;

к нарушению слуха, т.к. закрывается глоточное устье слуховых труб: ре-бенок хуже слышит, у него возникают хронические заболевания среднего уха;

затруднения нормального дыхания при аденоидных расрастаниях способствует хронической гипоксии разной степени выраженности, что проявляется астенизацией, снижением иммунитета, повторными ОРЗ [1,3,16,22].

В свете вышесказанного, при наличии аденоидита у ЧБД необходимо у них проводить промывание носовых ходов («назальный душ») физиологичес-ким раствором, минеральной водой, отварами трав (ромашки, эвкалипта, кален-дулы) в объеме до 500 мл., температура 37 градусов, 2 раза в день до 7-10 дней. Указанные промывания могут сочетаться с ингаляциями через носовые катетеры различных антибактериальных средств, а также смеси сока коланхоэ и физиологического раствора в соотношении 1:2 в теплом виде. Эффективным воздействием является промывание носоглотки раствором фурациллина «мето-дом перемещения» 1 раз в день (несколько процедур) [22]. Кроме этого, при аденоидитах рекомендуется закапывание в нос сока коланхоэ или алоэ по 5-6 капель 2-3 раза в день (до 10 дней), закапывание на ночь в нос по 5-6 капель оливкового, персикового, облепихового масла или комплексного препарата из растительных масел «Кызылмай». Может быть рекомендован курс эндоназаль-ных ингаляций биопарокса по 4 дозы 4 раза в день (утром и вечером после назального душа или предварительного высмаркивания). Используют также сосудосуживающие капли в нос 3 раза в день, затем через 10 мин – 2% р-р колларгола по 3 капли в каждую половину носа. Показаны отвлекающие нож-ные ванны, эндоназальный электрофорез с кальцием, алоэ, закаливающие меро-приятия с использованием ходьбы босиком по «солевой дорожке» (см. выше) [22,32,33].

Имеются и другие рекомендации при аденоидите: 3-4 раза в день в течение нескольких недель ребенок должен дышать над паром отвара будры плющевидной (15 г травы заливают на 1-2 часа стаканом холодной воды, затем кипятят полчаса на медленном огне, постоянно помешивая; отвар следует приготавливать ежедневно). Положительным эффектом обладает закапывание в нос ежедневно в течение 2 недель 3-4 капель масла туи, курс повторяется через 2 недели. Из народных средств рекомендуется следующее – кожу измель-ченного зеленого грецкого ореха залить холодной водой, довести до кипения и настоять час, процедить. Закапывать в каждую половинку носа 3-4 капли 4 раза в день, курс – 3 недели.

При наличии синуситов (уместно напомнить, что более чем в 60% слу-чаев гайморит и его обострения провоцируют «больные» аденоиды) у детей к вышеуказанным мероприятиям добавляют закапывание в нос антибактериаль-ных средств – эктерицида, альбуцида, протаргола, диоксидина, используют турунды в нос с иодинолом на 20 минут (при гнойных выделениях иодинол меняет окраску – белеет). Осторожно должны быть назначены сосудосужи-вающие средства – нафтизин, санорин и их аналоги длительностью не более 7 дней. При выраженной экссудации можно использовать закапывание в нос раствора софрадекса по 2-3 капли 2-3 раза в день [33,36].

Из народных средств заслуживают внимания несколько рекомендаций: 1) сделать из ваты турунды, смазать их мазью прополиса и вложить в обе поло-винки носа на 5 мин, повторять несколько раз в день в течение 7-10 дней; 2) приготовить настой зеленого чая (1 чайная ложка на стакан кипятка), проце-дить, затем промывать нос маленькой спринцовкой 6-8 раз в день, а на ночь закапывать пипеткой по 3-4 капли теплого настоя в каждый носовой ход, курс – 7-10 дней.

Рекомендуются при хроническом синусите ультразвук в чередовании с СМВТ на проекции околоносовых пазух поровну (5 процедур), электрофорез лекарственных веществ эндоназально или по наружной методике (7-8 проце-дур), теплолечение на область околоносовых пазух (7-8 процедур) [40,52,53,54].

При лечении (реабилитации) больных с хроническими процессами в околоносовых пазухах широкое применение нашел комбинированный расти-тельный препарат – Синупрет . В соответствии с терапевтическими задачами при лечении синуситов, такими, как сохранение или восстановление вентиля-ции и оттока из параназальных пазух, Синупрет обладает выраженным секрето-литическим и противовоспалительным действием. Помимо этого, данный фито-препарат проявляет также антивирусное и иммуномодулирующее свойства. Способ применения: детям от 2 до 6 лет – внутрь по 15 капель 3 раза в день; детям старше 6 лет – по 25 капель или по 1 драже 3 раза в день. Курс – 7-14 дней [11].

При наличии хронического тонзиллита следует помнить, что при самых его начальных проявлениях у детей возникает гематогенная и лимфоген-ная инфекционно-аллергическая атака на весь организм. Другими словами, хронический воспалительный процесс в зоне глоточного лимфоэпителиального кольца и небных миндалинах представляет собой постоянно действующий источник гомотоксикоза, нарушающий эндоэкологию организма [37]. Отсюда вытекает тот факт, что элиминация патогенного воздействия указанного хрони-ческого очага в носоглотке является исключительно важной частью программы реабилитации часто болеющих детей.

Лечение хронического тонзиллита должно проходить в соответствии с клиническим течением заболевания (латентное течение или обострение), с формой заболевания согласно общепринятой классификации. Консервативная терапия проводится больным с простой формой (начальной стадией) хроничес-кого тонзиллита и токсико-аллергической формой 1 стадии (ТАФ 1) вне перио-да обострения и не ранее 1 месяца после него; больным с токсико-аллергичес-кой формой 2 стадии (ТАФ 2) показана тонзиллэктомия. На этапе реабилитации ЧБД целесообразно проведение комплексного лечения – общего и местного. Приоритетным следует считать местное воздействие на миндалины, которое можно проводить в поликлинике, на дому, в условиях санаторно-оздоровите-льного учреждения. У детей тактика восстановительного лечения изначально должна быть направлена на сохранение небных миндалин при полной санации носоглотки, полости рта и околоносовых пазух [37,40].

1. Промывание лакун небных миндалин и полоскание глотки ионным медно–серебрянным раствором, приготовляемым с помощью ионатора «РЕМ–1», фи-зиологическим раствором или с использованием антисептиков (октенисепт, эктерицид, хлоргексидин, мирамистин). Курс – 10–15 сеансов. Следует подчер-кнуть, что ежедневный туалет полости рта и глотки утром и вечером с исполь-зованием медно–серебрянного водного раствора является и профилактикой обострений заболеваний глотки и полости рта.

2. Эффективным приемом является промывание лакун миндалин с последую-щим закладыванием биостимулирующих паст. Промывание лакун предпочти-тельней проводить растворами эктерицида или микроцида (7-10 сеансов). Затем в лакуны закладываются пасты, содержащие антибактериальный, биостимули-рующий компоненты. Примерный состав пасты: бактрим, мед, прополис (в равных частях), всего 5-7 сеансов. При наличии аллергии на продукты пчеловодства — мед и прополис следует исключить! Эффективным при хрони-ческом тонзиллите также является орошение миндалин 0,05% раствором декариса (при декомпенсированной форме, курс – 5-7 дней), промывание лакун 1% раствором метилурацила (10 процедур), раствором хлорофиллипта, лечение интерфероном в виде смазывания миндалин мазью (100 ед. интерферона на 1,0 гр. безводного ланолина) 1 раз в сутки в течение 6 дней. Необходимо при этом до промывания специальным отсосом удалять содержимое лакун.

3. Оросептики в виде сосательных таблеток: гексализ, лари–плюс, ларипронт, септолете, неоангин.

4. Местные иммуномодуляторы: ИРС–19, имудон и др.

5. Лечение аппаратом «Тонзилор», который сочетает ультразвуковое воздейст-вие на ткань миндалин, аспирацию патологического содержимого из лакун и карманов миндалин и орошение антисептическим раствором. Курс – 5 сеансов, по 1 сеансу через день.

6. Другая физиотерапия на область регионарных лимфоузлов: лазеротерапия, магнитотерапия, ФЭФ.

7. Ароматерапия (эфирные масла эвкалипта, кедра, чайного дерева, лаванды, грейпфрута, препарат «Кармолис») в виде полосканий и ингаляций.

8. Санация полости рта. П ри хроническом тонзиллите большое значение имеет соблюдение общих правил личной гигиены – полоскание полости рта после приема пищи, а также специальные дыхательные упражнения в позе «собаки», что способствует дренированию лакун миндалин. В плане оздоровления ЧБД необходимо иметь в виду обязательную санацию зубов.

9. Санация полости носа и околоносовых пазух.

Практика реабилитации детей с хроническим тонзиллитом показала высокую эффективность сочетания промывания миндалин (см. выше) и УФО (наружно) или на миндалины (по 1-2 мин). Традиционная УВЧ- и СВЧ-терапия улучшает кровоток и лимфообращение в миндалинах, а ультразвук оказывает микромассирующий и тепловой эффект, стимулирует метаболизм и иммуно-биологическую реактивность миндалин, уменьшает их размеры. При хроничес-ком тонзиллите очень полезным является использование гелий-неонового лазера с длиной волны 0,63 мкм в противовоспалительных дозах – по 4 мин на каждую миндалину, ежедневно, на курс 10 процедур. Доказано, что при использовании лазера имеет место биостимулирующее, анальгезирующее и противовоспалительное действие. При этом меняется обсемененность небных минадалин – патогены заменяются сапрофитной флорой, улучшается иммуно-гомеостаз в миндалинах [14,34,37,40].

В комплексной терапии детей с хроническим тонзиллитом важное место занимает фитотерапия, в частности – использование препарата Тонзилгон Н . Активные компоненты ромашки, алтея и хвоща, входящие в данный комбини-рованный препарат растительного происхождения, стимулируют защитные механизмы организма за счет повышения фагоцитарной активности макрофагов и гранулоцитов. Экстракты этих растений усиливают также внутриклеточное разрушение поглощенных микробов вследствие повышенного образования бактерицидных кислородных метаболитов. Полисахариды, эфирные масла и флавоноиды ромашки, алтея и одуванчика оказывают противовоспалительное действие и уменьшают отек слизистой дыхательных путей. Присутствие коры дуба, богатой танинами, реализует антивирусную активность препарата, в том числе против вируса гриппа. Алгоритм использования препарата:

грудным и детям до 5 лет – по одной капле на 1 кг веса 5-6 раз в сутки,

детям от 5 до 10 лет – 15 капель 5-6 раз в день,

детям от 10 до 16 лет – 20 капель или 1 драже 5-6 раз в день.

После исчезновения острых проявлений заболевания кратность приема Тонзилгона Н сокращается до 3 раз в сутки (при этом однократная доза препарата остается прежней). Длительность базисной терапии – 4-6 недель. Возможна и целесообразна комбинация с антибактериальными средствами.

Необходимо помнить, что при проведении местного консервативного лечения могут возникать такие осложнения, как фарингит, аллергические реакции, микротравмы небных миндалин. В периоде вне обострения отношение к антибиотикотерапии хронического тонзиллита однозначно отрицательное, так как, с одной стороны, антибиотики сами по себе усиливают иммуносупрессию, а с другой стороны, нарушают флору в полости рта и желудочно–кишечного тракта, и развивается порочный круг [14,37].

Критерии эффективного лечения хронического тонзиллита: исчезновение гноя и патологического содержимого в небных миндалинах, уменьшение гиперемии и инфильтрации небных дужек и небных миндалин, уменьшение увеличенных регионарных лимфоузлов. Курсы лечения следует проводить по возможности 3 раза в год, особенно в период межсезонья. Однако если у больного с простой формой хронического тонзиллита или ТАФ I возникает рецидив даже после первого курса лечения и в небных миндалинах сохраняется гной, образование казеозных масс, то больного следует ориентировать и гото-вить на тонзиллэктомию [37].

У часто болеющих детей с хронической очаговой инфекцией в носо-глотке (аденоидитом, синуситом, тонзиллитом), помимо реабилитационных мероприятий, о которых речь шла выше, важное значение имеет стимуляция лимфатического дренажа [38]. Известно, что лимфатическая система – одно из звеньев гомеостаза организма, которое осуществляет не только регионарную, но и общую детоксикацию. Удаление токсических веществ возможно как через кровь, так и через лимфатическую систему, которая в этом процессе наиболее активна. Использование средств, усиливающих гуморальный транспорт в звеньях кровь-интерстиций-лимфа, способствует достижению детоксикаци-онного эффекта [38,42,44].

Из многочисленного арсенала средств, стимулирующих лимфатический дренаж, на этапе реабилитации часто болеющих детей, особенно с проявле-ниями лимфатизма и наличием очаговой инфекции в носоглотке, рекомендует-ся использовать следующие доступные средства.

1. Овес обыкновенный (семена, овсяные хлопья), обладает энтеро-сорбционным и обволакивающим действием. Для усиления эффекта целесооб-разно сочетание лекарственных форм из овса с применением настоя из листьев черной смородины. Приготовление: на 1 л кипящей воды 2 стакана овса, настаивают 20-30 мин, процеживают, принимают по 100 мл 2-3 раза в день в подогретом виде. Возможен ряд других рецептов.

2. Смородина черная (листья, лучше молодые). Настой из листьев черной смородины способствует промыванию межклеточного пространства, вымыванию из него токсинов, повышению барьерной функции лимфатических узлов. Усиление эффекта обеспечивается сочетанием приема настоя из листьев черной смородины с приемом отвара из кукурузных рылец или настоя из овса.

3. Плоды шиповника . Препараты из плодов шиповника обладают способностью ускорять потоки жидкости из кровеносных сосудов во внеклеточное пространство и из него в лимфатические капилляры в различных органах и тканях. Особый интерес вызывает способность шиповника и компонентов его повышать барьерную функцию лимфатических узлов.

4. Подорожник большой. Настой из листьев подорожника способствует улучшению транспорта жидкости в стенках кишечника и желудка, направляя поток жидкости в лимфатическое русло и улучшая обмен веществ и тканевое дыхание в стенке кишечника, стимулируя МАЛТ-систему.

5. Ноготки лекарственные. Обладают выраженной способностью усиливать лимфатический дренаж тканей и органов, оказывая общее очистительное действие на уровне внеклеточного пространства; способствуют освобождению тканей от токсинов вне зависимости от причины их образования.

6. Кукурузные рыльца. Способствуют очищению крови, элиминируя токсические вещества через почки и кишечник и очищая внеклеточный сектор организма. Эффект повышается при сочетании с настоем молодых листьев черной смородины [38].

Среди гомеопатических и антигомотоксических средств заслуживают внимания ангинхель, траумель, лимфомиозот, мукоза–композитум, эуфорбиум, тонзиллотрен, умколор, тонзилло–композитум эхинацея композитум [37].

источник