Меню Рубрики

Анализ отцы и дети отзывы

Иван Сергеевич Тургенев является известным писателем. его произведения легли в основу русской классической литературы. По праву одним из его известных и лучших творений является роман «Отцы и дети». Отзыв о данном произведении представлен в этой статье.

Автор работал над своим произведением в 1860-1861 годах. По названию романа можно определить, о чем пойдет речь в произведении. Отцы – это старое поколение, а дети – новая и прогрессивная молодежь. Между старыми и новыми людьми всегда была, есть и будет некоторое непонимание, конфликт, война. Это нормально. Тургенев рассматривает эту проблему с разных ракурсов и дает возможность поразмышлять над этим вопросом своему читателю. Различия взглядов между родителями и детьми всегда будут розниться.

Прототипом главного героя стал случайный молодой врач, с которым Иван Алексеевич Тургенев познакомился, будучи в Англии на вокзале. Именно с него был списан главный персонаж будущего романа. В этом же году писатель вернулся во Францию и именно там развернул работу над будущим шедевром. Буквально через два года произведение уже печаталось.

В течение жизни у писателя и критика Добролюбова возникало не мало дискуссий, потому он показал эти разногласия между героями произведения.

Основной проблемой произведения можно назвать проблему отцов и детей. в плане смысловом выделяются и семейные отношения и то, что два разных поколения имеют два разных взгляда на мир. Каждый смотри на мир со своей колокольни, потому не является удивительным, что отцы временами не понимают своих потомков, а те своих создателей.

Базаров – этот тот молодой человек, который считает, что представители молодого поколения, всего должны добиться самостоятельно. С помощью своих знаний, умений и способностей, а не перенимать все, что дают отцы. Главный антагонист произведения – Павел Кирсанов, приверженец аристократии и мужчина достаточно консервативных взглядов, противостоит ему своим мнением. Что это нормально, жить в роскоши и довольствоваться наследством.

Конфликт отцов и детей будет существовать вечно, всегда. В основе произведения лежит противопоставление взглядов, идеологических мнений, понятий старых и молодых людей. Хотя, как мне показалось, отец друга Базарова ведет себя относительно нейтрально. Он увлечен своей любовь и заботой о простой служанке Фенечке, в которую до безумия влюблен. Но они из разных отраслей общества.

Главный герой Базаров является приверженцем нигилизма. Нигилизм появлялся как новый вид молодежных взглядов во времена Тургенева.

Базаров получил заслуженное наказание.

Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» написано в 1861 году и является классикой русской литературы. Роман поистине можно назвать вершиной творчества писателя, так как описанные в нем проблемы актуальны во все времена.

Неоднозначный главный герой, Евгений Базаров, рос в любящей семье. В желаниях мальчика родители не отказывали. Да и сам Женя родителей своих любил. Попытка скрыть эту любовь от окружающих, на мой взгляд, является боязнью проявить свою слабость, открыться.

Возможно, именно такое детство сделало Базарова эгоистом, который никак не может сбросить «шкуру» подросткового отрицания, борьбы с общепринятыми устоями общества и объявляет себя нигилистом.

Сам же главный герой, не может до конца разобраться в проблематике и составляющих нигилизма. Поверхностное отрицание проблемы, произношение этого отрицания, не помогает ему проникнуться полностью этой идеей и способностью ее воплотить в своей жизни. Эта тяжелейшая работа оказалась ему не по зубам.

Отрицание любви не дало возможности не влюбиться главному герою. Постановка собственной личности выше остальных людей своего социума говорило лишь о низменности натуры и большого количества комплексов неполноценности. Считать свое мнение истиной в последней инстанции в корне не верно, если итог спора показывает твою неправоту.

Со временем, жизненный опыт заставляет Евгения отказаться от таких взглядов. Ему хватает смелости признать всю несостоятельность идеи нигилизма и отказаться от жизни нонконформиста-подростка.

Антиподом и полной противоположностью молодого беспринципного Базарова в романе является представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов. Этот персонаж со страхом относится к таким личностям как Евгений, считает их угрозой обществу и является человеком глубоко принципиальным. Так ли хороша эта крайность в характере, как считает сам Кирсанов?

Иван Сергеевич Тургенев показал в романе два противоположных полюса, дабы на примере жизни продемонстрировать читателю, что чрезмерное увлечение собственной идеей, будь то молодость или зрелость, не будет единственно верным решением всех жизненных вопросов.

Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?

В произведении «В дурном обществе» Короленко рассказал про взаимоотношения двух разных отцов со своими детьми. Мужчины абсолютно разные, у них разный достаток и уровень жизни. У каждого свой круг общения.

В произведении «Гроза» есть героиня Катерина. Катерина молодая девушка, в доме у Кабановых оказалась после того, когда вышла замуж за Тихона, который был безвольным. В этой семье девушка познала то, что ранее вообще не встречала

Об образе светского повесы и шута Ипполита Курагина известно не так много. И все же, о второстепенном персонаже мирового романа «Война и мир» есть что сказать.

В каждой стране есть свои ценности, права, свобода и основы порядка. Каждая страна гордиться своими гражданами и их заслугами. Каждая страна хочет жить по своему уставу. Устав этот называется Конституцией страны

источник

Трогательный роман «Отцы и дети» написан Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1861 году. Этот увлекательный рассказ легок для чтения в любом возрасте и всегда будет актуален. Каждый человек, почитавший эту книгу, может взглянуть по-новому на отношения к старшему или младшему поколению. Тургенев затронул очень немало важную и жизненную тему, которая показывает взаимоотношения между людьми. Иван Сергеевич раскрыл и описал ту самою пропасть, что разделяет родителей и детей. В книге хорошо раскрыта настоящая русская душа в разных сословиях и хорошо описаны времена того века, которые так сильно похожи на настоящее время. Прочитав произведение, то можно найти себя в центральных героях и переосмыслить свои поступки, свое мнение на какую-нибудь тему. Еще она поможет обдумать и увидеть читателю свою жизнь.

Больше всего из романа «Отцы и дети» мне запомнился один из главных героев — Евгений Базаров. Молодой Евгений считал себя нигилистом и отрицал много бесспорных и вполне жизненно естественных, разумных вещей и даже отрицал собственные чувства. ОН был влюблен в Анну Одинцову, но свои чувства он до смерти скрывал. Его поведение было странным, необычным, противоречивым. И в конце романа его настигает наказание за то, что он не принимал основные, немало важные принципы жизни и ее ценности. Его существование оборвалась из-за нелепого случая. Многие молодые читатели Евгения Базарова, после прочитанного романа, ставили в пример для подражания. Подобные идеалы и бескомпромиссность, приоритет полезного над прекрасным воспринимают как отражение в мировоззрении Евгения.

После чего есть над чем подумать, стоит ли живому разумному, созданию сопротивляется своей судьбе и отрицать самые очевидные и неизбежные вещи, к которым прислушиваются все живое на планете?

Прочитав занимательный, изумительный роман «Отцы и дети» Тургенева, то на читателя нахлынут новые чувства, новые впечатления и разного вида размышления. Собственно, это и есть главная ценность книги, которую Тургенев хотел донести до каждого читателя.

У всех людей свои взгляды, кому-то она понравиться, кому-то нет. Но данный роман считается одним из лучших классическим произведением, которое написал русский классик —Иван Сергеевич Тургенев. Прочитав до конца, ее не возможно забыть, она вызвала бурю эмоций и дала пищу для размышления о жизни. Ну, а если прочесть ее заново, то можно в ней найти что-то новое, то, что не заметили с первого раза прочтения. Данное произведение подходит для разного возраста людей, и она создана на все времена.

Роман «Отцы и дети» стал вершиной творчества Ивана Тургенева. Произведение было написано в 1861 году, но до сих пор, проблемы, затронутые в романе, остаются актуальны. Автор показывает читателю жизнь и окружение Евгения Базарова, одного из главных героев романа.

Тургенев описывает детство Базарова: оно было беззаботным, родители не притесняли мальчика. В детстве Евгений всегда делал то, что хотел. Из текста произведения можно судить, что Базаров любил своих родителей, хотя пытался скрыть этот факт от окружающих.

Иван Тургенев изображает главного героя романа «самостоятельным». Действительно, доля правды в этом есть, ведь Базаров сам строит свою судьбу, сам отвергает любовь и сам себя считает нигилистом, хотя таковым, в принципе, не является. Если взглянуть «в корень», то становится ясно, что Евгений очень эгоистичная натура, имеющая высокое чувство самодостоинства. Базаров считал себя выше других, но его суждения были ложными, так как отвергая любовь, он сам не смог от нее «убежать».

Жить с единственной позицией «отрицание» — не верно! Евгений Базаров, в независимости от класса общества, всегда считал свое мнение уникальным и правильным, других точек зрения главный герой не признавал. Но его споры с окружающими были напрасны. Ведь в конечном итоге Базаров оказывается неправ. Со временем, главный герой переосмысливает свои взгляды на жизнь. Он «берет себя в руки» и признается в любви Одинцовой. Он не струсил и отказался от своих нигилистических взглядов. Но, вместе с тем, приезд Базарова в Марьино ухудшает дружеские отношения между ним и Аркадием.

Не всем читателям может понравиться беспринципность Базарова и его образ. Но в романе у Евгения есть свой антипод – Кирсанов Павел Петрович, представитель старшего поколения. Павел Петрович очень принципиальный человек, а Евгений Базаров ему кажется угрозой для общества.

Несмотря на то, что Иван Тургенев затрагивает вопросы, касающиеся проблем между поколениями, ответов на вопросы автор так и не находит. Последняя глава показывает, что все, кроме Базарова, обрели свое счастье. Книга не легкая, но после ее прочтения на душе остается легкий осадок от того, что проблема отцов и детей будет существовать веками.

Бедствие может случиться в любой момент, и никто от этого не застрахован. И Айтматов в романе «Плаха» описывает именно это событие. Люди живут рядом с природой, и в любой момент может произойти различное

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах

Я рос в очень бедной в семье. Кроме младшей школы, у нас больше общеобразовательных организаций не было. Я был самым старшим ребенком в семье и в деревне считался грамотеем

источник

Критик М. А. Антонович:

«. И вот желанный час настал; давно и с нетерпением ожидаемый. роман явился наконец. , ну, разумеется, все от мала до велика с жаром бросились на него, как голодные волки на добычу. И начинается всеобщее чтение романа. С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука; но, разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать. А между тем и дальше, когда действие романа развертывается перед вами вполне, ваше любопытство не шевелится, ваше чувство остается нетронутым.

Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, — впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Оттого в романе, за исключением одной старушки, нет ни одного живого лица и живой души. »
(статья «Асмодей нашего времени», 1862 г.)

««Отцы и дети» действительно нашумели так, как даже я и не ожидал. Вы можете радоваться всему, что об них говорят. Писателем-романистом быть хорошо, по кинуть в публику нечто вроде нравственного масштаба, на который все себя примеривают, ругаясь на градусы, показываемые масштабом, и равно злясь, когда градус мал и когда велик, — это значит добраться, через роман, до публичной проповеди. А это, я полагаю, — последнее и высшее звено всякого творчества. »
(П. В. Анненков — И. С. Тургеневу, письмо 19 июня (1 июля) 1862 г.)

Критик, публицист Н. Н. Страхов:

«. Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии.

Гоголь об своем «Ревизоре» говорил, что в нем есть одно честное лицо — смех; так точно об «Отцах и детях» можно сказать, что в них есть лицо, стоящее выше всех лиц и даже выше Базарова — жизнь.

Мы видели, что, как поэт, Тургенев на этот раз является нам безукоризненным. Его новое произведение есть истинно поэтическое дело и, следовательно, носит в себе самом свое полное оправдание.

В «Отцах и детях» он показал явственнее, чем во всех других случаях, что поэзия, оставаясь поэзиею. может деятельно служить обществу. »
(статья «И. С. Тургенев, «Отцы и дети»», 1862 г.)

Критик и публицист В. П. Буренин:

«. Можно сказать с уверенностью, что со времени «Мертвых Душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении. Глубокий ум и не менее глубокая наблюдательность, несравненная способность к смелому и верному анализу жизненных явлений, к широкому их обобщению сказались в основном замысле этого положительно исторического произведения.

Тургенев разъяснил живыми образами «отцов» и «детей» сущность той жизненной борьбы между отживающим периодом крепостного барства и новым преобразовательным периодом.

. В своем романе он вовсе не становился на сторону «отцов», как это утверждала тогдашняя несочувственная ему прогрессивная критика, он вовсе не имел намерения превознести их над «детьми» для унижения последних. Точно так-же он вовсе не имел намерения выставлять в образе представителя детей какой-то образец «мыслящего реалиста», которому молодое поколение должно было поклоняться и подражать, как это вообразила прогрессивная критика, сочувственно отнесшаяся к его произведению.

Читайте также:  Результаты анализов на аскариды у детей

. В выдающемся представителе «детей», Базарове, он признал известную нравственную силу, энергию характера, выгодно отличающую этот твердый тип реалиста от жиденького, бесхарактерного и безвольного типа прежнего поколения; но, признав положительные стороны молодого типа, он не мог не развенчать его, не мог не указать его несостоятельности перед жизнью, перед народом. И он сделал это.

. Что касается до значения этого романа в родной литературе, то его законное место в ряду с такими созданиями, как «Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые Души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Война и Мир» Льва Толстого. »
(В. П. Буренин, «Литературная деятельность Тургенева». Спб. 1884 г.)


«. Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа. Этот откровенный и честный вопрос пришелся как нельзя более во-время. Его предлагала вместе с Тургеневым вся старшая половина читающей России. Этот вызов на объяснение невозможно было отвергнуть. Отвечать на него литературе было необходимо. »
(Д, И. Писарев, статья «Реалисты», 1864 г.)

М. Н. Катков, публицист, издатель и критик:


«. все в этом произведении свидетельствует о созревшей силе этого первоклассного таланта; ясность идей, мастерство в обрисовке типов, простота в замысле и ходе действия, воздержность и ровность в исполнении, драматизм, возникающий естественно из самых обыкновенных положений, ничего лишнего, ничего задерживающего, ничего постороннего. Но сверх этих общих достоинств роман г. Тургенева имеет еще тот интерес, что в нем уловлен текущий момент, схвачено убегающее явление, типически изображена и запечатлена навеки мимолетная фаза нашей жизни. »
(М. Н. Катков, «Роман Тургенева и его критики», 1862 г.)

Отзыв в журнале «Библиотека для Чтения»:


«. В области беллетристики первым протестом против новых идей был роман г. Тургенева «Отцы и Дети». Роман этот отличается от других того же рода произведений тем, что он преимущественно философский. Он мало касается каких-либо общественных вопросов своего времени. Главная цель его поставить рядом друг перед другом философию отцов и философию детей, и показать, что философия детей противна человеческой природе,
и потому не может быть применима в жизни. Задача романа, как вы видите, очень серьезная. Но на первых же страницах вы видите, что автор, лишен всякой умственной
подготовки к выполнению цели романа; он не только не имеет никакого понятия о системе новой положительной философии, но и о старых идеалистических системах имеет понятия самые поверхностные, ребяческие. »
(А. Скабичевскии. «Отечественные Записки», 1868 г., № 9)

Ю. Г. Жуковский, литератор и экономист:


«. Талант этого писателя стал бледнеть перед теми требованиями, которые поставила в задачу романисту критика Добролюбова Тургенев оказался бессилен учить общество тому, чему должна была научать это общество литература, по мнению Добролюбова. Г-н Тургенев стал терять понемногу свои лавры. Ему стало жаль этих лавров, и он, в отмщение критику, сочинил пасквиль на Добролюбова и, изобразив его в лице Базарова, назвал его нигилистом. »
(Ю. Г. Жуковский, статья «Итоги», журнал «Современник», 1865 г.)

источник

Роман написан И.С. Тургеневым в 1862 году и посвящается памяти Виссариона Григорьевича Белинского. Тургенев описывает жизнь российского дворянства изнутри, а мы сейчас смотрим на всё это извне спустя полтора столетия. Вот только было отменено крепостное право. Казалось бы, в романе это должно было отразиться, но всё как-то сонно, сыто и спокойно. Меня не покидало чувство хорошей зависти: как им повезло родиться дворянами, да ещё в такое тихое время. Каждый раз хотелось воскликнуть: «Нам бы ваши хлопоты, господа бездельники! Никуда-то вы и не торопитесь! И ни в какой работе вы не нуждаетесь»!
Помещик, Кирсанов Николай Петрович, владелец более двух тысяч гектаров земли! Это отец Аркадия, одного из главных героев романа. Николай Петрович повёз своего сына учиться в Петербург, где и прожил с ним «три зимы». Возможно ли такое в наше время? Аркадий учился в университете и там познакомился с Евгением Базаровым. Роман построен на том, что сын возвращается вместе со своим другом после учёбы в родные места. И тут происходят все эти разговоры и встречи нового поколения и старого. «Старого» беру в кавычки, ибо этому поколению всего лишь сорок семь лет от роду. Это поколение особенно не усердствует в труде, а так почивает на лаврах, как хорошо оплачиваемые западноевропейские пенсионеры в наши дни. Это в их-то сорок семь лет!
Друг Аркадия, Евгений Базаров, из небогатых дворян. Он «…владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Этот человек отрицает все авторитеты. Он «…не принимает ни одного принципа на веру…». Дядя Аркадия, Павел Петрович, невзлюбил Базарова за его чрезмерное отрицание всего, за его нигилизм. Их общение заканчивается дуэлью, в которой Павел Петрович получает ранение.Он как бы изгоняет Базарова из именья, в котором тот уже живёт и «работает». У меня появилось чувство уважения к этому персонажу. Вот разговор Павла Петровича с Базаровым: «Вы всё отрицаете…вы всё разрушаете…. Да ведь надобно же и строить».
«Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить»,- отвечает Базаров.
«. Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, — я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений». Так же Павел Петрович настаивает, чтобы его брат женился на своей сожительнице Фенечке, чтобы узаконил свои отношения, тем более, что уже есть плод их любви — маленький сын. Аркадий, эта чистая душа, отнёсся к «проделкам» своего отца весьма благосклонно. «..Но как же ты не сказал мне, что у меня есть брат? Я бы уже вчера вечером его расцеловал, как я сейчас расцеловал его».
Базаров представился мне этакой революционной бациллой, попавшей в здоровый организм. Всё-то он отрицает, многое его не устраивает. Интуиция писательского таланта Тургенева подсказывает, что такие люди, как Базаров, для России – это опасное явление. «Базаровы» были уже на подходе исторического времени. Их скоро в обществе станет много. И писатель находит такое решение: в романе Базарову нет продолжения. Его молодая жизнь неожиданно обрывается.
Аркадий вначале находится под влиянием Базарова, но затем отходит от нигилистских мыслей благодаря своей любви к Кате. Она разговаривает с Аркадием о Базарове:
«…Он хищный, а мы с вами ручные».
— И я ручной?
Катя кивнула головой.
. — Разве вы хотели бы быть хищным?
— Хищным нет, но сильным энергическим.
— Этого нельзя хотеть. Вот ваш приятель этого и не хочет, а в нём это есть».
В романе удивительны описания женских образов. Здорово! Мастерски! Чувствуется, как глубоко знакома эта тема писателю. «Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».
Образ Анны Сергеевны очень колоритен. Вот некоторые штрихи к описанию этой героини.
Аркадий приглашает её на танец. «Одинцова снисходительно усмехнулась.
— Извольте, — сказала она и посмотрела на Аркадия не то чтобы свысока, а так, как замужние сёстры смотрят на очень молоденьких братьев». Позже Анна Сергеевна знакомится с Базаровым.
« Странный этот лекарь! – повторяла она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы глупого французского романа, выронила книжку – и заснула вся чистая и холодная в чистом и душистом белье».
В романе писатель показал яркий образ любящей матери Евгения Базарова. Она не видела его три года и вот встречает своего единственного сына: «Дверь распахнулась и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал её. Пухлые её ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и всё замолкло. Только слышались её прерывистые всхлипывания».
Время такое тихое, почти сонное. Не пришли ещё хищники в эти края.Только один человек отчуждён от всего и всё ему неймётся, пока не «уходит» совсем и навсегда. У всех остальных героев романа всё складывается хорошо: в один день Аркадий женится на Кате, а его отец на Фенечке. Одинцова тоже выходит замуж. Павел Петрович уезжает за границу.
Господа есть господа! У них ещё есть время жить целому поколению в достатке и без потрясений. Хищников пока совсем мало.

источник

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Особенностью общественной жизни 60-х годов XIX века являлась идеологическая борьба двух поколений. Евгений Базаров — радикальный разночинец, характер которого формировался в обстановке великих реформ, разрушающих уклад дворянско-крестьянской России. Он не признает сословий, презирает дворянскую культуру, ратует за упорный труд и ненавидит обломовщину. Его антагонист — Павел Петрович Кирсанов, бывший офицер, полностью опустошенный романом с одной из светстких львиц. Между ними назревает конфликт — конфликт между молодостью, жаждущей перемен, и консерватизмом зрелого возраста.

Вечная тема отцов и детей, поднятая в одном из самых сильных романов И.С. Тургенева, актуальна и в наше время.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 173

Активный словарный запас: низкий (2577 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 50%, что гораздо выше среднего (37%)

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

«Отцы и дети» Ивана Тургенева — одно из немногих произведений автора, что нравятся. Нравятся, потому что понятны, потому что осмысленны. Потому, что о вечном. О людях, об отношенях между ними. Что бы между ними не стояло: возраст, статус, опыт, привычки, пристрастия. Смена поколений-беспрерывный и объективно-обязательный процесс. Протест поколений друг против друга — тоже. Это закон социального развития. Иначе жизнь в обществе «застоялась» бы (кто-нибудь помнит, что такое «застой»?) Молодость гонит вперёд паровоза, поэтому тянет прогресс. Зрелость склоняется к традициям, потому что стремится сохранить лучшее, что было в жизни. В жизни конкретного человека. Поэтому и причины конфликтов между отцами и детьми всегда будут разнообразны. В пору Тургенева условия были одни, сейчас другие. Но ключевые доводы в спорах поколений — те же. Поэтому этот роман КЛАССИКА. Он актуален, злободневен, вечен.

Где-то лет, наверно, в 12 я прочел воспоминания Валентина Катаева — «Алмазный мой венец». И там упоминались чьи-то (как бы не знаменитого режиссера Мейерхольда) слова об этой книге. Не помню точно, как они звучали, но смысл таков: кто-де сказал, что Базаров нигилист? Он вовсе не нигилист.

И действительно: разве нигилист (= атеист, материалист, почти что революционер) мог бы ТАК полюбить? Разве нигилист (= атеист, материалист и пр.) мог ТАК сочувствовать своим родителям, которые плоть от плоти патриархальной деревни с ее родноверием и чуть ли не язычеством? (мать Базарова оставляла блюдечко с молоком — домовому напиться. Но Базаров — обратите внимание — НЕ смеялся над ней; во всяком случае, в романе об этом ничего не написано).

Есть нечто большее, чем «нигилизм». И нечто большее, чем «консерватизм» поколения «отцов». Скажем так — нечто большее, чем пресловутые «убеждения» (политические и т.п.) И это большее — сама жизнь, объективная, так сказать, реальность.

Поэтому Базаров может (как это ни неожиданно, учитывая взгляды обоих) вызвать большее сочувствие, чем Павел Петрович Кирсанов. а сам «конфликт поколений» в значительной мере надуман.

В этом, вероятно, и есть гуманистический посыл романа.

Эх, Евгений Васильевич Базаров, своим упрямством, которое называли таким непотянным словом — нигилизм, Вы не доказали ничего никому, не успели пожить, порадовать своих стариков, приласкать (возможно свою будущюю) жену, понянчить (возможно своих будущих) детей, передать свои знания ученикам. нужно ли было столько причинить душевной боли себе и тем кто Вас любил. Природа человека уникальна, мы окружили себя технологиями, смотрим в будущее, а также как и 100-150 лет назад не научились в большинстве ценить свои чувства и отношения. спасибо Вам Иван Сергеевич, за бессмертное произведение.

Роман «Отцы и дети» относится к тем книгам, которые читать необходимо каждому, считающему себя поклоннииком искусства Пера. Многие называют подобного рода произведения классикой. Что ж, этот термин имеет полное право на существование. Ведь, в самом деле, именно такого эпитета заслуживает литература, выдержавшая испытание временем, прошедшая сквозь века. «Каков же секрет долголетия?». Таким вопросом задаётся, пожалуй, каждый, пытающийся судить о творении Тургенева — будь то маститый критик или же школьник, садящийся писать сочинение. Ответ, к сожалению, стал аксимой. «Написанное было, есть и будет актуальным», — подобные слова Вы найдёте в каждом методическом пособие. Но, господа, позвольте, стоит ли верить всему написанному?! «Конфликт поколений!». «Проблемы общества!». Слышали мы эту песню уже тысячу раз. По-видимому, «Отцы и дети» пали жертвой чрезмерного внимания критиков. Иначе я никак не могу объяснить то, что абсолютно русский, с позволения сказать, роман, описывающий не общество, но конкретных людей, не глобальную проблему, но частную ситуацию, роман, фактически являющийся наикачественнейшей, но всё же беллетристикой времён девятнадцатого века, был истолкован яко эпическое полотно общественной жизни, цель которого — показать конфликт поколений, якобы вечный и всегда злободневный. О мой Бог. Да, «Отцы и дети» — это классика — несомненно. А роман действительно интересно читать и в наши дни. Но не затем, чтобы узреть в произведение глобальные проблемы и столкновение воззрений (они там есть, но лишь на сугубо локальном уровне). «Отцов и детей» стоит читать, дабы насладиться прекрасным языком, понять, как думали люди в те далёкие времена, о чём они думали. Роман, пусть он и показывает лишь одну грань общества, можно считать памятником эпохи. Этим-то книга и похожа на философские, глубокие тексты Толстого и Достоевского. Но разве что этим. Впрочем, произведение занимает совсем иную литературную нишу, нежели, скажем, «Война и мир», либо «Братья Карамазовы». И на месте критиков я бы не стал сопоставлять важность этих монументальных работ со значимостью «Отцов и детей». Не серьёзно.

Читайте также:  Результаты анализов детей до года

Многие из нас, кто запоем читал в детстве, по правде говоря классику обходили стороной. Я не то чтобы её не читал, но как бы по необходимости. Четко помню дождливое воскресенье, завтра сочинение, что делать. со скрипом взялся. Признаюсь, не всякую фантастику я проглатывал с таким упоением, сам от себя не ожидал! Сильнейшее произведение, все мне понравилось: сюжет, герои,философия! Можно сказать, что «Отцы и дети» открыли мне дорогу к пониманию (надеюсь) русской классичесой литературы. За что и спасибо дядьке Тургеневу и дождечку. )

30 лет назад мне казалось, что правы безусловно дети. А теперь мне кажется, что скорее всего отцы. Наверное это возрастное

«Отцы и дети» — не самый лучший, но, вероятно, самый читаемый роман Тургенева. В первую очередь, благодаря обязательной школьной программе. Из-за той же обязаловки к нему редко возвращаются после школы. Решился, наконец, перечитать, и впечатления оказались неожиданными.

Первое впечатление — Тургеневу блестяще удалось буквально всё, кроме самого Базарова. Автору Базаров не очень симпатичен. В то же время он старается быть предельно объективным и сделать своего героя всё-таки положительным персонажем или, по крайней мере, интересным человеком. Проблема в том, что Иван Сергеевич знает нигилистов с чисто внешней стороны и плохо их понимает. Дискуссии Базарова с Кирсановым — это поток коротеньких деклараций, не связанных с аргументами собеседника, ничем не подкреплённых, иногда просто провокационных. Умный человек, а ума у Базарова с избытком, может так вести дискуссию в двух случаях — если ему нечего сказать по данному вопросу, но признаваться он не хочет, или если старается скрыть свои подлинные соображения. Соображения эти остаются невыясненными.

Неприятные особенности героя могли бы быть отчасти оправданы его практической деятельностью. Здесь намечаются аналогии и определённое противостояние с вышедшим тремя годами раньше «Обломовым». Базаров — врач. Врачей Тургенев уважает, но в медицине, как и большинство его современников, разбирается слабо. В итоге деятельность Базарова сводится к тому, что он ловит лягушек, наспех перевязывает Кирсанова и производит неудачное вскрытие трупа.

Самая сильная сторона книг Тургенева, безусловно, романтическая. Обычная для него пара — сильная женщина и слабохарактерный мужчина. Здесь сильной женщине попался сильный мужчина. Автору самому интересно, чем это кончится, и он не спешит помогать героям. А характеры у этой пары не просто сильные, а деспотические. Выход так и не найден. Вернее, найден, но самый простой из всех возможных.

Под конец хочу сказать тем, кто не перечитывал «Отцов и детей» со школы. Перечитайте. Не пожалеете.

Решился, значить, окунуться в высокую литературу. И первым в списке были, как вы уже догадались, «Отцы и дети».

Должен отметить, что до этого произведения к классике я относился весьма. поверхностно. В частности, «Мертвые Души» я еле осилил. Но тут. Меня, прям, заинтригивало. Бог с ним, с сюжетом, — хотя он тоже интересен — но сам, мм, язык, да, язык, герои, даже побочные персонажи вышли очень живыми и колоритными!

Нигилист Базаров vs Павел Петрович Кирсанов.

В общем-то, вот эти два персонажа раскрывают всю пропасть между поколениями. В остальных случаях, как например снисходительное отношение Базарова к родителям, лишь и показывается это самое отношение, но никак не склад ума разных поколений.

Аркадий.. лишь восхищался, мм, новаторством и свободными взглядами Базарова. Сейчас, знаете ли, свободный от предрассудков и, к тому же, умный человек тоже был бы в почете. Как-то с самого начала я не верил, что Аркадий пойдет по стопам Евгения. Слишком мягкий. И, как и следовало ожидать, оставшись без надзора Базарова, с Аркадия слетело все это нигилисткое и открылся вполне себе обычный человек, с вполне обычными взглядами на жизнь. А потом и под каблук Кати попал. И вообще, как мне показалось, Аркадий в Кате нашел лишь отражение Анны. Не знаю, правда, отчего мне так кажется.

Николай Петрович, отец Аркадия, достоин уважения как родитель. Он искренне пытался сблизиться с Аркадием. В то время, как Аркадий, с «науськивания» Базарова, с отцом сойтись не особо старался. Ведь он испытывал над нид превосходство. Даже мне стыдно за него стало.

Анна Сергеевна.. Сильная независимая женщина. Не в том смысле, в котором это понимают сейчас (куча котов и, кхм. ), а в самом прямом смысле. Даже посильнее Базарова. И хоть Евгений и сказал Аркадию, что все перед ним пасуют, а потому он такой, мгм, самовлюбленный, но перед Анной Базаров спасовал. А признаться своему ученику не смог. Вот тебе и свободный ото всего человек. Нет, он лишь сильнее остальных, но тоже подвержен всему человеческому.

Базаров.. Тот же Ситников и Аркадий пали даже не под жизненными взглядами Евгения, а перед тем, как он их подавал. Не совсем логично истолковал, но, думаю, вполне понятно.

Павел Петрович.. Показался мне человеком достойным уважения. Человек, твердо придерживающийся своих принципов. И пусть они не всегда верны, но это все же достойно. И снова же — Павел Петрович мог подавить любого, пользовался всеобщим уважением. А тут юнец, совершенно неуважающий его. Больше, наверно, именно это, а не общая безпринципность Базарова возмутила Павла Петровича. Только не понял всего смысла фразы «Да собственно это уже и был мертвец».

Сам конфликт же весьма понятен. Родители в детях души не чают, все делают, лишь бы тем было хорошо, все делают лишь бы сблизиться. Но в отношении Базарова к родителям я со стыдом узнал себя.

Произведение, которое в отличие от «списка книг, которые нужно прочесть каждому», мелькающего в соц.сетях, нужно прочесть обязательно. И не один раз.

P.S. Прям вот чувствую, что целиком произведение не понял. Надо будет еще раз прочесть. Лет через 10.

Я в восторге от этой книги, потому что она попала в настроение и была прочитана именно тогда, когда нужно. Безумно рада, что прочитала, несмотря на то, что проходила ее по школьной программе. Когда подобные произведения читаешь для себя, можно найти в них что-то новое, не отвлекаясь на навязанные учителями и школьной программой рамки. Эта книга об отношениях, о пути личности, о конфликте поколений и о нигилизме, в конце концов. И если в школе, читая, думаешь: а что такое вообще этот нигилизм? То читая книгу для себя, можешь подробно разложить все факты по полочкам, разобраться в личности каждого героя, понять и принять его отношение ко многим вещам. В этой книге есть все, что может привлечь: живые герои, красивые описания, плавный язык повествования.

Базаров для меня не стал любимым персонажем, даже после перечитывания. Я считаю его избалованным, самоуверенным и самовлюбленным молодым человеком, живущим по принципу «против всех и всего». Я априори не понимаю людей, которые отрицают все то, что не поняли или не испытывали. Как можно отрицать чувства, которых не испытывал? Другое дело, если человек хоть раз разочаровался в любви. Весь его нигилизм, как капризы избалованного ребенка, который не хочет делать, что ему велят. Он выражает протест, но не всегда очевидно, против чего он идет. Зато благодаря ему Аркадий очень сильно вырос и изменился. Следуя за своим «учителям» он стал разбираться в себе и в своих чувствах, определив для себя светлые и темные стороны тех или иных вещей. Мне нравится, как он раскрылся, как персонаж. В то время как запутавшийся в себе Базаров так и не нашел себя и моментально угас как личность. Несмотря на это, мне было искренне жаль Базарова и его родителей. Его воспитание и мировоззрение очень сильно повлияли на него как на личность. У такого персонажа не может быть другой судьбы и от этого грустно.

Один из главных русских романов. «Отцы и дети», помимо конфликта поколений, затрагивает важные вопросы касаемо исторического периода 1860-1870-х годов.

Тургенев один из самых недооцененных русских классиков.Став примером для французских писателей, Иван Сергеевич писал о поистине глубоких вещах. Его романы отличаются краткостью, но несмотря на это, в них заложены весьма важные мысли и рассуждения.

Как по мне — конфликт поколений в романе не главный, несмотря на название романа. Главное же — появление новых людей, нигилистов, и их неустройство в жизни. Базаров (нигилист), несмотря на свою наглость, хамство и, в то же время, характерную привлекательность, становится слаб при встрече с себе подобными. Намек на любовное чувство показывает всю глубину Базарова, его никчемность, ту никчемность, какую он презирает в своем друге, его отце и остальных обитателей деревни.

Новый человек рождается в муках. Эти муки естественны. Государственные реформы входят в жизнь очень противоречиво, несмотря на всю гуманность этих реформ. И именно на тот период приходится конфликт поколений, их идей. Он происходит примерно раз в 25 лет. Конфликт, не щадящий кровь, оставляющий пепелище в родственных душах.

«Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». (Евгений Базаров)

Роман «Отцы и дети» написан очень легким, доступным языком, который присущ, как мне кажется, только этому автору. Тургенев поднимает в своем произведении весьма важную тему, которую затрагивал также и Грибоедов в своем произведении «Горе от ума».

Тема непонимания между между молодым и взрослым поколение всегда была и остается, и будет оставаться до тех пор, пока эти два довольно таки разных поколения не найду в себе силы найти компромисс, а сделать это довольно таки трудно, потому что каждый настаивает на том, что он прав. Если классифицировать по Грибоедову, то Кирсановых старших можно отнести к фамусовскому обществу, а Кирсанова младшего и Базарова к обществу Чацкого, потому что эти люди не хотели жить как все, они старались внести в свою обыденную жизнь что-то новое.

В центре романа два героя- Базаров, которого Тургенев называет «нигилистом» и Кирсанов, который учится этому «нигилизму». Базаров по своей сущности очень интересен читателю. Как уже было сказано — он «нигилист», который отрицает все и вся, но в середине повествования он начинает сам себе противоречить, влюбляясь в Одинцову. А ведь «по законам нигилизма» это тоже самое, что и верить в Бога если ты атеист. И тут читатель может видеть, что даже такой, казалось бы, черствый и холодный человек может страдать.

Гениальные книги пишутся не для одного поколения. И не для их десятка. Вечность — не Вечность, но свои законные 400 — 500 лет клеймо «классика» на вполне законных основаниях мозолит глаза потенциальным читателям. И причина тут простая — неизменная актуальность духовных, сущностных и прочих ценностей, которые Автор вплетает в алфавитно-цифровую последовательность текста. А конкретика антуража (нравы, обстановка, терминология и т. п.), ну. надо же к чему-то привязываться, в конце концов: кто-то выбирает публицистику как способ подачи информации, кто-то — склонен облекать свои откровения в форму исторической прозы, кто-то — вносит в повествование фантастический элемент. С точки зрения упомянутой Вечности — это детали, не суть важно. Классика воздействует на Подсознание, опосредованно адресуясь прямиком к тем активным точкам Разума, которые и планировались первоначальным авторским замыслом.

Поэтому «зацикливаться» на антураже авторской подачи информации (нравы, обстановка, терминология и т. п.) — имеет смысл первые 100- 150 лет после публикации (причём это реальность 18-19 веков, дальше идёт резкое сокращение указанного периода). Попытки «осовременивания восприятия» наиболее ярко демонстрируются в области театра и кино, что вполне логично: лицедеи как раз и зарабатывают на хлеб тем, что «пересказывают» нам то, что Автор — в своё время — доверил папирусу, пергаменту, бумаге, клавиатуре, прочим гаджетам.

Но можно обойтись и без лицедеев. Вот перед нами «глыба на века» — роман «Отцы и дети». Попробуй, уважаемый потенциальный читатель, сделать этакий «ментальный фокус» — осовремень реальность бытия, отраженного в тексте. И сложности-то, кстати сказать, никакой — всего-навсего контролируемая замена терминов: вместо «дворянин», «помещик» и т.п. — говори себе (подменяй в потоке данных) «бизнесмен», «чиновник». Таких «подмен» — не много, они все достаточно очевидны, проходят легко, через один-два «эээ. э», сопровождаемого почёсыванием в затылке.

И — хоп(!) — фокус! Ву а ля, прошу любить и жаловать — Тургенев как современник, пишущий для нас с вами. Попробуйте — вас за уши не оттянешь.

Это непередаваемое удовольствие

Очень сложно писать отзывы на классику мировой литературы так, чтобы в итоге не получилось школьное сочинение на заданную тему. Я постараюсь.

Несомненно, «Отцы и дети» писались, как политический роман, но вот в итоге получилось нечто принципиально иное. Иван Сергеевич Тургенев написал роман потрясающе человечный, в некотором смысле, философский, при этом, сумев не потерять актуальность. Собственно говоря, Тургеневу всегда удавалось писать чрезвычайно своевременные романы о вечном, например, «Накануне». После выхода его произведений всегда возникали дискуссии, к сожалению, касавшиеся лишь самых очевидных слоёв повествования. Добролюбов и иже с ним не видели, не хотели видеть глубину в романах своего великого современника. А ведь Тургенев почти всегда писал о любви, и «Отцы и дети» — не исключение — весь политический, социальный посыл текста отходит на задний план после встречи Базарова с Одинцовой.

Позволю себе не согласиться с glupcом — Базаров был нигилистом до того, как полюбил Анну Сергеевну, после этого важнейшего момента в его жизни он пересмотрел не только отношение к чувствам, но и к миру в целом, а, во-вторых, взаимоотношения с матерью это нечто особое, и смеяться над ней он бы не стал никогда. К тому же он вырос среди этого, привык к подобным «обрядам». Книга не только и не столько о конфликте двух поколений и двух взглядов на общщество, сколько о том, что выше всего этого.

В пример приведу, пожалуй, самые красивые строчки на русском языке, которые я когда-либо читал:

«Какое бы страстное,грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Читайте также:  Результаты анализов инвитро детей расшифровка

Прочтите этот роман, не верьте Вайлю и Генису, это произведение о нас с вами и о том, что выше всех нас.

Хорошее произведение. На мой взгляд, гораздо глубже и повествовательнее, чем ‘Евгений Онегин’ и ‘Герой нашего времени’.

Поражает меня более всего личность Базарова, конечно же. Отчасти потому, что я узнаю в нем черты себя, как и kim the alien. И узнаю я не самые приятные черты Евгения. Узнаю я. Гхм. Отношение к родителям. Практически идентичное отношение. И то, что я скажу по этому поводу, мне будет тяжело сказать. Фантлабовцы! Любите родителей и уделяйте им хоть чуть-чуть времени, пусть даже и иногда в ущерб себе, пусть даже вы и совсем уже старенький, или совсем юный. И никогда не говорите им вслух оскорбления, пусть даже и в запале, ведь, как сказал какой-то неизвестный мне писатель или мыслитель — ‘Нам не дано предугадать, чем наше слово обернётся’. Может, уже сегодня мы их видим в последний раз.

Но есть и минус, конечно — преувеличенный нигилизм Базарова. Он не имеет под собой твёрдой опоры, только шаткое основание в виде догадки, причём ошибочной.

Ну ладно, покончим с лирикой и сделаем вывод. Произведение нет смысла советовать — с ним знакомятся все в классе 10. Но тем, кто не читал, надо срочно выдать книгу в руки и принудительно заставить читать! Ладно, это была шутка, но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. На мой взгляд, это очень даже поучительный психологический роман.

Главная особенность романа (как, впрочем, и всей классики) — отсутствие пресловутой борьбы добра и зла, которой нас пытаются пичкать современные авторы «лёгкого жанра». В «Отцах и детях» нет добрых и злых, правых и виноватых: каждый имеют свою правду, и пытается жить, следуя своим представлениям о правде.

Читал в школе — восхищался нигилизмом Базарова. Перечитал на днях — уже не столь позитивно оцениваю воззрения главного персонажа. В конце концов, прелесть романа в том, что он универсален. Читая его в определённом возрасте невольно придерживаешься одной из сторон, которая может быть изменена при последующем прочтении, через несколько лет.

Таким образом Тургеневу удалось передать извечный конфликт поколений, в которым неизменно побеждает жизнь (или, в случае с Базаровым, смерть).

источник

Понятно, что в XIX веке носили другую одежду, готовили еду не в микроволновках, не использовали кондиционеры и пр. А вот отношения отцов и детей – те же самые. И те, и другие считают себя правыми. Дети вырастают и также ополчаются на своих детей, а те – на своих родителей.

Тургенев не дает готовых ответов на вопросы – а как же надо воспитывать–то их. Но на примере родителей Базарова показывает, как любят ребенка «не для себя, а для него».

Отец Аркадия тоже довольно лояльно относится к сыну. Оппозиционер же – дядя Аркадия. Англоман; всегда знает, как правильно и что надо делать, и всех инакомыслящих старается перевоспитать. Вот он–то и вступает в бесконечные и бесполезные, кстати, споры с Базаровым и Аркадием.

Читать эту книгу, я думаю, полезно и взрослым, и подросткам. Понимаешь, что жизнь – одна, что всё может случиться, и что своих надо любить сейчас, в этот момент, а не ставить свои условия.

Удивительная книга Ивана Сергеевича Тургенева. Совсем не похожа на книги 19 века. Она читается на одном дыхании. В ней затрагиваются проблемы,присущие и современному обществу тоже:любовь,дружба,убеждения,принципы,деньги,отношения,эгоизм и многое другое. Интересно было узнать концовку данного произведения,что же произойдет с главными героями. Книга оставила просто огромное и удивительное впечатление.Советую прочитать всем,кто не читал!

К своему стыду не смог прочитать данное произведение в школе, а мне уже 35! Но сейчас потихоньку наверстываю упущенное. Только положительные впечатления от почитанного. Классика – есть классика. Согласен со предыдущими отзывами, что по истечении такого количества времени проблемы точно такие же. Любите и уважайте своих близких, надо быть добрее!

Хорошая книга.Затрагивает душу.Читая это произведение в школе, совсем не понимаешь того глубокого смысла, который оно несёт в себе.И очень жаль родителей Базарова.

Перечитывал этот удивительный роман несколько раз и каждый раз новое что-то находил.

Если откинуть Кукушкину и К, все оставшиеся персонажи этого сочинения Тургенева – суть люди положительные.

Противоположные, но положительные.

Они как стихии из какой-нибудь мифологии.

Они – какое-нибудь качество, растянутое на всю натуру своего носителя, на всю его жизнь.

Будучи утрированным по своим размерам, да помноженное на предрассудки, присутствующие в любом человеке, да ослабляясь отсутствием иных качеств.

Там есть человек-действие, человек-созерцание, человек-доброта, человек-уют, человек-верность.

Там нет только человека со всеми этими качествами.

Реальный же человек зависим от настроения, от обстоятельств. Он с утра раздражителен, к обеду добр, к вечеру, наконец, деятелен. А на завтра – он созерцателен. А на днях, так и на принцип в своей стойкости-верности чему-то пойдет.

Зачем автор разнес все эти качества по разным людям?

Быть может, он хотел показать, что будучи в чем-то неполными, мы не лучше Кукушкиных и К?

Надо читать книги соответственно своему возрасту. Рано, ох как рано, читать «Отцы и дети» в школе. И вот, я уже перерос и Павла Петровича, и уж конечно Базарова. Могу сказать, что, скорее всего, это даже и не спор поколений. Это спор просто двух людей. Такой же диспут мог бы произойти у старших Кирсановых и Базаровых. Кстати, молодые Кирсанов и Базаров, люди одного поколения, но всё же разные.

В школе нам пытались привить симпатию к Евгению Базарову. Острый и пытливый ум. Знаток естествознания и психологии. Наше будущее. И противоположность ему – Павел Петрович, пижон, бездельник с лакированными ногтями…

Я рад, что Тургенев «убил» Базарова. Не хочется, чтобы «герой» – отрицатель перешёл от словесных интервенций к действиям. В первом отклике правильно заметил автор. Не такой уж он и «нигилист», когда встретил Одинцову. Но сарказм по отношению к Аркадию и его чувствам остался. Как это напоминает и современных, которые говорят одно, а чувствуют другое. Но есть линия его партии, от которой отойти «убеждения» не позволяют.

Кстати, есть и разочарование в возвышении романа. Ничего сверхклассического я не обнаружил.. На свой вкус…

Рядовое произведение, втянутое на классику

Помнить родителей ,пока они живы помнить и после, несмотря ни на что. Книга о вечном и печальном, о жизни и смерти. Берегите друг друга пока живы.

Книга очень интересная. Давно хотела прочитать. Жаль Базарова. Мне кажется его характер не совсем раскрыт. Не ожидала такого конца, вообще-то не люблю писать отзывы

Конечно странно читать отзыв со словами «ничего сверхклассического не обнаружил». Сверхклассика, как таковая – абсурд по определению. Классика – это признанная, общемировая литература. Когда читают такую литературу упускают время его написания. В данном случае период отмены крепостного права, мода «инакомыслия», нигилизма. Очень многогранное произведение и рассматривать его без понимания откуда и каким образом те или иные личности появляются в среде вне истории бессмысленно. Столкнуть столь разнообразные характеры по силам только гениальным авторам как Тургенев, Достоевский, Толстой и тд.

Тургенев -гений. В его произведениях так глубоко передано ощущение жизни , со всей присущей ей многогранностью. В произведении «отцы и дети» поднят вечный вопрос о конфликте представителей разных поколений. И до сих пор невозможно ответить кто прав.

Эта тема актуальна, конечно , и сегодня. Нужно каждому из нас учиться понимать и принимать друг друга.

источник

«Отцы и дети», история создания которого обычно связывается с произведением «Рудин», опубликованным в 1855 году, — роман, в котором Иван Сергеевич Тургенев возвратился к структуре этого первого своего творения.

Как и в нем, в «Отцах и детях» все сюжетные нити сошлись к одному центру, который образовала фигура Базарова — разночинца-демократа. Она растревожила всех критиков и читателей. Много написали различные критики о романе «Отцы и дети», поскольку произведение вызвало неподдельный интерес и споры. Основные позиции в отношении этого романа мы представим вам в данной статье.

Базаров стал не только сюжетным центром произведения, но и проблемным. От понимания его судьбы и личности зависела во многом оценка всех остальных сторон романа Тургенева: авторской позиции, системы персонажей, различных художественных приемов, использованных в произведении «Отцы и дети». По главам рассмотрели критики этот роман и увидели в нем новый поворот в творчестве Ивана Сергеевича, хотя совершенно разным было понимание ими этапного смысла данного произведения.

Двойственное отношение самого автора к своему герою повлекло за собой порицания и упреки современников. Тургенева жестоко бранили со всех сторон. Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном негативно. Многие читатели не могли понять мысль автора. Из воспоминаний Анненкова, а также самого Ивана Сергеевича мы узнаем о том, что М.Н. Катков пришел в негодование, ознакомившись с рукописью «Отцы и дети» по главам. Его возмущало то, что главный герой произведения безраздельно господствует и не встречает нигде дельного отпора. Читатели и критики противоположного лагеря также жестоко порицали Ивана Сергеевича за внутренний спор, который он вел с Базаровым в своем романе «Отцы и дети». Содержание его показалось им не вполне демократичным.

Наиболее заметными среди многих других интерпретаций являются статья М.А. Антоновича, опубликованная в «Современнике» («Асмодей нашего времени»), а также ряд статей, появившихся в журнале «Русское слово» (демократическом), принадлежащих перу Д.И. Писарева: «Мыслящий пролетариат», «Реалисты», «Базаров». Эти критики о романе «Отцы и дети» представили два противоположных мнения.

В отличие от Антоновича, который оценивал Базарова резко отрицательно, Писарев в нем увидел настоящего «героя времени». Этот критик сопоставил данный образ с «новыми людьми», изображенными в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевским.

Тема «отцы и дети» (взаимоотношение поколений) в его статьях вышла на первый план. Высказанные представителями демократического направления разноречивые мнения о произведении Тургенева восприняты были как «раскол в нигилистах» — факт внутренней полемики, существовавшей в демократическом движении.

И читателей, и критиков «Отцов и детей» волновали не случайно два вопроса: об авторской позиции и о прототипах образов данного романа. Именно они составляют два полюса, по которым истолковывается и воспринимается любое произведение. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.

В фельетонной манере выдержана статья Антоновича. Критик этот вместо того, чтобы представить объективный разбор произведения, создал на главного героя шарж, подставив Ситникова, «ученика» Базарова, на место своего учителя. Базаров, по мнению Антоновича, является вовсе не художественным обобщением, не зеркалом, в котором отражается молодое поколение. Критик считал, что автор романа создал хлесткий фельетон, возражать которому следует в такой же манере. Цель Антоновича — «поссорить» с молодым поколением Тургенева — была достигнута.

Антонович в подтексте своей несправедливой и грубой статьи упрекал автора в том, что у него получилась фигура, которая является слишком «узнаваемой», так как одним из прототипов ее считается Добролюбов. Журналисты «Современника», кроме того, не могли автору простить разрыва с этим журналом. Роман «Отцы и дети» был опубликован в «Русском вестнике», консервативном издании, что было для них признаком окончательного разрыва Ивана Сергеевича с демократией.

Писаревым была высказана другая точка зрения по поводу главного героя произведения. Он рассмотрел его не как карикатуру на некоторых лиц, а как представителя складывавшегося в то время нового общественно-идеологического типа. Этого критика меньше всего интересовало отношение самого автора к своему герою, а также различные особенности художественного воплощения данного образа. Писарев истолковал Базарова в духе так называемой реальной критики. Он указал на то, что автор в его изображении был предвзятым, однако сам тип был оценен Писаревым высоко — как «герой времени». В статье под названием «Базаров» говорилось о том, что изображенный в романе главный герой, представленный как «лицо трагическое», — это новый тип, которого не хватало литературе. В дальнейших интерпретациях данного критика Базаров отрывался все больше от самого романа. Например, в статьях «Мыслящий пролетариат» и «Реалисты» именем «Базаров» был назван тип эпохи, разночинец-культуртрегер, по мировоззрению являвшийся близким самому Писареву.

Объективному, спокойному тону Тургенева в изображении главного героя противоречили обвинения в тенденциозности. «Отцы и дети» — это своеобразная тургеневская «дуэль» с нигилистами и нигилизмом, однако автором были соблюдены все требования «кодекса чести»: он с уважением отнесся к противнику, в честном бою «убив» его. Базаров как символ опасных заблуждений, по мнению Ивана Сергеевича, является достойным противником. Глумление и карикатурность изображения, в которых обвиняли автора некоторые критики, им не использовались, поскольку могли дать совершенно противоположный результат, а именно недооценку силы нигилизма, являющейся разрушительной. Нигилисты стремились поставить своих лжекумиров на место «вечных». Тургенев, вспоминая о своей работе над образом Евгения Базарова, писал М.Е. Салтыкову-Щедрину в 1876 году о романе «Отцы и дети», история создания которого интересовала многих, что его не удивляет то, почему для основной части читателей этот герой остался загадкой, ведь сам автор не может вполне представить себе, как написал его. Тургенев говорил, что знает лишь одно: не было в нем тогда никакой тенденции, никакой предвзятости мысли.

Критики о романе «Отцы и дети» отзывались в основном односторонне, давали резкие оценки. Между тем Тургенев, как и в предшествующих своих романах, избегает комментариев, не делает выводов, скрывает намеренно внутренний мир своего героя для того, чтобы не давить на читателей. Конфликт романа «Отцы и дети» отнюдь не находится на поверхности. Столь прямолинейно истолкованная критиком Антоновичем и полностью проигнорированная Писаревым авторская позиция проявляется в композиции сюжета, в характере конфликтов. Именно в них реализована концепция судьбы Базарова, представленная автором произведения «Отцы и дети», образы которого до сих пор вызывают споры различных исследователей.

Евгений в спорах с Павлом Петровичем непоколебим, однако после непростого «испытания любовью» внутренне сломлен. Автор подчеркивает «жестокость», продуманность убеждений этого героя, а также взаимосвязь между собой всех компонентов, составляющих его мировоззрение. Базаров — это максималист, по мнению которого имеет цену любое убеждение, если оно не находится в противоречии с другими. Стоило этому персонажу утратить одно «звено» в «цепочке» мировоззрения — подверглись переоценке и сомнению все другие. В финале это уже «новый» Базаров, являющийся «Гамлетом» среди нигилистов.

источник