Меню Рубрики

Анализ отношений воспитателя и детей

На занятии речь педагога занимает большую часть времени, она принизывает все структурные части учебной деятельности, начиная от постановки целей и задач до оценки результатов учебного процесса.

Э. Стоун, анализируя речевое общение педагогов в учебном процессе, пишет о том, что 2/3 деятельности группы посвящено разговору, причем 2/3 этого разговора педагог ведет сам: это объяснение содержания занятия, замечания, пояснения, указания, разъяснение своих требований и т. д.

Но дело не в том, много или мало он говорит, а в том, что он говорит и когда использует речевые воздействия в процессе занятия.

Цель данного исследования: анализ речевых высказываний педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческости, саморегуляции.

Разговор, происходящий на занятии, делится на 10 категорий:

  • * 1 — 7 относятся к речи педагога;
  • 4, 5, 6, 7 –прямое воздействие на детей,
  • 1, 2, 3 — косвенное.
  • Категория под № 4 разделена на две: 4-а – вопросы методически целесообразные и 4-б – вопросы методически нецелесообразные.
  • Категория под № 6 тоже разделена на две части: 6-а – указания, необходимые в данной ситуации, даны они в спокойной форме; 6-б – распоряжения, сделанные в резкой, категоричной форме и педагогически нецелесообразные.
  • * относятся к речи детей;
  • 8– ответы детей на вопрос педагога, т. е речь, стимулированная взрослым, определенная по содержанию и по форме желанием педагога и сообразностью учебных задач.
  • 9 – речь, возникающая по собственной инициативе детей, обусловленная их интересами и познавательными потребностями.
  • * 10 указывает на ситуации, которые трудно понять наблюдателю.

Анализ категорий взаимодействия педагога с детьми на занятии

Реакция педагога на действия детей 1. Высказывания, направленные на создание определенного настроя на занятие: рабочей обстановки, тишины, внимания. Сделаны они в мягкой форме, доброжелательно, спокойно, не носят характера приказа или порицания.
2. Похвала или одобрение действий, ответов детей, их поведения. Одобрительные жесты, восхищение, положительное подкрепление.
3. Принятие и использование представлений, высказываний детей. Уточнение или разработка высказанных ребенком мыслей, их дополнение, уточнение. Но как только педагога переходит к изложению новой информации, разговор должен быть отнесен к 5 категории.
Собственная инициатива педагога 4. Задание вопросов с целью получения от ребенка ответа.
а)вопросы, методически целесообразные.
б)вопросы, методически нецелесообразные.
Не относятся сюда вопросы, в которых звучит неодобрение (категория 7). Например: «Ну и долго тебя ждать?»
5. Рассказ. Сообщение информации.
6. Распоряжения, приказы, указания, которым ребенок должен подчиняться:
а)указания, необходимые в данной ситуации, сделаны они в спокойной форме;
б)указания нецелесообразные, резкая, категоричная форма.
7. Критические замечания. Цель — пресечь, изменить действия ребенка; отрицательная оценка его ответов. Язвительные замечания, недовольные жесты, гневные высказывания.
Разговор детей 8. Ответы ребенка педагога на его вопросы.
9. Высказывание ребенка по собственной инициативе. Ребенок сам задает вопрос; подводит к новой теме разговора, выходя за рамки заданной на занятии ситуации; проявляет творчество.
10. Молчание, замешательство, паузы, шум, высказывания, смысл которых остается неясным наблюдателю.

Способы анализа речевого взаимодействия педагога с детьми на занятии:

Количественный хронометраж обращений педагога к детям.

Количественный анализ проводится в зависимости от целей наблюдения.

Первый способ анализа позволяет выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии. С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагога.

Например, такое сочетание категорий, как 1,5,4,8,9,2, говорит о поддержке педагогом детской познавательной активности, о возможностях детей проявлять собственную инициативу на занятиях.

У демократически направленного педагога на занятиях 9 категория имеет частое проявление и, самое главное, за ней следует в речи педагога либо 3, либо 2. Если в хронометраже за 9-й категорией появляется 7-я или 6-я категория, то это означает, что педагог порицает проявление детской активности, либо старается не замечать ее и уводит разговор детей в другое направление, отвлекает их от инициативы.

Вариант: категории 5, 4, 8 – характеризует формальность, стереотипность ведения занятия, не стимулируется самостоятельность высказываний детей, педагог ограничивается репродуктивной формой их речевой активности.

Такой способ анализа позволяет выявить типы деятельности детей на занятии, отношение педагога к проявлению детской инициативы.

Второй способ анализа позволяет выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.

Оптимальным уровнем для занятия считается соотношение 2:3 (2-речевая активность педагога, 3-речевая активность детей).

Показательным для проявления познавательной активности детей является 9 категория. Если в процессе занятия она имеет довольно частое проявление, это означает, что педагог создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии.

Этот способ анализа позволят оценить мастерство педагога в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.

Третий способ анализа категорий взаимодействия позволяет оценить деятельность педагога с точки зрения создания мотивационной основы учебной деятельности детей.

Частое использование 6-й и 7-й категорий требует от детей исполнительности, создает напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создает дискомфортное состояние и отрицательно сказывается на развитие мотивационной основы учебной деятельности детей.

Особое внимание при анализе нужно обратить на использование 2-й категории. Распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. Но возникает вопрос: «А если ребенок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов и снизит ее при отсутствии похвалы со стороны?»

В постоянной похвале таится опасность — развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция «сверху», во-вторых, она делает человека зависимым от других.

Не получив однажды похвалы за что-нибудь, человек переживает тяжелое чувство неудовлетворенности, станет несчастным. Поэтому 2-я категория, ее количество и место использования должны стать особым предметом обсуждения при анализе речевых взаимодействий педагога с детьми.

Все вместе взятые способы анализа категорий взаимодействия позволяют сделать вывод о стиле педагогического общения педагога с детьми на занятиях.

Для авторитарного стиля общения характерно использование в основном категорий 4, 5, 6, 7. В речевой активности детей будет в основном проявляться только 8-я категория.

Для демократического стиля общения характерно использование педагогом 1, 2, 3, 4, 5 категорий. И особенно важно то, что процент разговора детей (8 и 9 категории) больше, чем разговор педагога.

Либерально-попустительский стиль общения характеризуется неустойчивостью использования всех категорий. Кроме того, характерно для такого стиля взаимодействия частое проявление 10-й категории.

источник

Проблема познания дошкольниками воспитателя и отношения к нему

Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.

Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.

А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:

  • приязненное и неприязненное;
  • доверчивое и недоверчивое;
  • заинтересованное и равнодушное;
  • спокойное и неспокойное.

Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя:

  • содержание и частота обращений к нему;
  • форма общения;
  • характер ответных реакций на его воздействия;
  • доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.

Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю:

  • мотивы не осознаются (дети не объясняют свое отношение к педагогу либо отвечают «Потому») – 6,7%;
  • общая недифференцированная оценка (обоснование: «Она хорошая», «Потому что люблю») – 22,7%;
  • оценка внешнего вида воспитателя – 11,3%;
  • оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что целует», «Потому что значок дала», «Потому что не наказывает») – 14,3%;
  • оценка информированности воспитателя, его знаний и умений – 7%;
  • оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что играет», «Лук сажаем», «Учит рисовать») – 19%;
  • оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления («Она нас кормит») – 5%;
  • оценка нравственных качеств личности педагога – 9,3%;
  • оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание в них самостоятельности («Дает дежурить») – 4,7%.

Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Е.А. Панько исследовала взаимосвязь статуса, положения ребенка в группе сверстников и мотивов его отношения к воспитателю. Оказалось, что у популярных детей уровень осознанности мотивов к воспитателю выше, чем у непопулярных; разнообразнее содержание мотивов, различен вес каждого отдельного мотива: популярные дети чаще, чем непопулярные, указывали 4, 5, 6, 8-ю группы мотивов, а непопулярные – 1, 2, 7, 9-ю группы.

Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.

Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, – это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий.

В то же время на протяжении всего дошкольного возраста взрослый со всеми своими особенностями, в том числе и индивидуально-психологическими чертами, является образцом для ребенка. Причем дошкольник принимает воспитателя за нравственный образец независимо от его (воспитателя) эмоциональной привлекательности. В исследовании А.Б. Николаевой были выявлены три основные характеристики ролевого стереотипа воспитателя в глазах дошкольника: смещение существенного и малозначимого в поведении взрослого и принятие всех его характеристик, то есть эффект «ореола роли», эффект «ореола непогрешимости», эффект «сверхконтроля». В ходе использования приема ролевого замещения ребенком временно отсутствующего воспитателя было выявлено, что многие реальные атрибуты деятельности педагога выступают как подчеркнутые, усиленные, бессознательно утрированные. Кроме того, дети улавливают различия в индивидуальных стилях воспитателей и, замещая педагогов, воспроизводят присущие им индивидуальные различия, причем недооценивая позитивные проявления взрослого и переоценивая негативные. Таким образом, в исследовании А.Б. Николаевой было выявлено, что ролевые особенности воспитателя в известом смысле идеализируются детьми (тот, кто воспитывает, – образец для подражания), а индивидуальное своеобразие через детское восприятие подвергается негативным преобразованиям (данный конкретный воспитатель «хуже», чем есть).

В заключение можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:

  • от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем к оценке его нравственных качеств;
  • отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога, хотя в основном для дошкольников характерна положительная оценка личности педагога;
  • с возрастом растет осознание детьми своего отношения к воспитателю;
  • ролевой стереотип воспитателя в глазах детей характеризуется «ореолом роли», «ореолом непогрешимости», «ореолом сверхконтроля».

Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.

источник

Воспитателю важно уметь наладить педагогическое целесообразное общение с воспитанниками, учитывать их возрастные особенности. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста общение связано не только с уходом за ними и опекой. Оно принимает ситуативно-познавательный характер. Ребенок в этом возрасте очень интересуется тем, что его окружает (природа, люди, жизнь). Он задает много вопросов и пытается найти на них ответы. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, «энциклопедист», способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный — теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией.

Через познание мира ребенок познает себя. Часто обращается к взрослому, ищет защиты и подтверждения правильности усвоения норм поведения. Дети обращаются к воспитателю, когда испытывают боль, обиду, слабость, беспомощность, когда им нужна поддержка и защита. Поэтому нужно всегда быть готовой пожалеть ребенка, приласкать, утешить и защитить.

В этом возрасте отмечается повышенная обидчивость и обостренная восприимчивость к оценке своих поступков. Незначительная похвала вызывает у них бурю радости, а неосторожное замечание воспринимается с повышенной обидой: дети спорят, злятся, плачут, обижают детей, которых похвалили.

Поэтому общение должно представлять совместную познавательную деятельность. Воспитатель вместе с детьми открывает мир, удивляется «открытию» (а где же снег?), вводит ребенка в мир неизвестного. Поэтому даже в бытовой деятельности надо рассказывать, зачем одевать шапку, какую кашу едят, зачем дежурить и т.д. Поскольку в 3–5 лет дети ищут подтверждение усвоенным нормам поведения, нужно одинаково требовательно относиться ко всем детям, объективно оценивать их поведение.

Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию. В общении наряду с индивидуальными указаниями можно использовать и общие.

С детьми 5–6 лет. Дети этого возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у них формируются устойчивые отношения к партнерам по общении., критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми.

Но эти дети еще нуждаются во взаимопонимании и признании взрослых, принимают их тип взаимоотношений. Поэтому:

— в общении со старшими дошкольниками нужно больше доверять им, надеяться на их самостоятельность и не спешить выполнять за них порученное дело;

Читайте также:  Обструктивный бронхит у детей анализы

— воспитатель должен быть требователен к детям, воспитывать у них ответственность за собственные поступки и за всю группу (не подвести группу)

— общение должно быть равноправным, не использовать сюсюкания, строиться на справедливом отношении и оценке поступков детей.

— более широко использовать общие указания, поручения и обязанности. Дети должны понимать, что значит привести себя в порядок, подготовиться к занятию, вести себя культурно и т.д.

— стиль общения воспитателя должен быть таким, чтобы формировать у детей уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности, чувство собственного достоинства и уважения к другим детям.

— взрослый должен быть более требователен к своему поведению и общению с окружающими. Не выяснять отношений с коллегами, не оскорблять, не проявлять агрессию на глазах у детей.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым — внеситуативно-личностная. Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия.

Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Цель: изучить особенности общения, эмоционального отношения и средств воздействия воспитателя на детей.

Наблюдение проводится за воспитателем в разных видах его деятельности.

Анализ протокола проводится по схеме:

1. Эмоциональное отношение воспитателя к детям.

1.1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он ему небезразличен.

1.2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

1.3. При общей положительной эмоциональной окраске для отношений воспитателя к детям характерны нестабильность, ситуативность его поведения.

1.4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в общении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

2. Оценочное отношение воспитателя к детям – какие оценки детей преобладают.

2.1. По содержанию: дисциплинирующие оценки (не мешал, сидел тихо);

дидактические оценки (научился, постарался, справился);

воспитательные оценки (помог, поделился).

2.2. По модальности: положительные оценки;

2.3. По форме: похвала‑одобрение;

2.4. По характеру: общие оценки;

3. Требования воспитателя к детям.

3.1. По содержанию: дисциплинирующие;

3.3. По модальности: положительные;

4. Вопросы воспитателя к детям.

4.2. По характеру: констатирующие;

Отмечается также педагогическая целесообразность и психологическая обоснованность высказываний воспитателя; учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей; анализируются ситуации при выборе определенного вида воздействия.

На основании этого делаются выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

Приложение 15

Наблюдение за речевым общением на занятии

Цель:изучить речевое общение между педагогом и детьми на занятии.

План наблюдения

№ п/п Особенности речи на занятии Количество раз
Сколько раз за занятие педагог: · хвалил и поощрял группу, детей; · высказывал недовольство или порицание?
Равномерно распределялись похвала и порицание. Или: · кого-то больше хвалили; · кого-то больше порицали
Сколько раз педагог повторял высказывания детей?
Сколько вопросов было задано: · группе; · отдельным детям?
Сколько было отдано приказов и прямых указаний (по числу глаголов в повелительном наклонении)?
Сколько вопросов (по существу занятия) было задано детьми педагогу?
Сколько раз дети отвечали: · по собственной инициативе; · по требованию педагога?

Записываются количественные показатели и дается качественная оценка‑характеристика речевого общения педагога и детей на занятии.

Приложение 16

коммуникативными умениями педагога

Цель:изучить умения педагога создавать благоприятный социально-психологический климат в учебно-воспитательном процессе.

При наблюдении используется следующая шкала оценки:

— показатель проявляется постоянно;

— показатель проявляется иногда;

№ п/п Показатель Оценка
Педагог умеет:
Оказывать внушающее воздействие на детей на основании признания ими его авторитета
Раскрывать детям дальние перспективы развития всего детского коллектива и личности отдельного ребенка
Вооружать детей методами достижения поставленных целей
Внушать детям уверенность в успехе их деятельности
Находить в ребенке наиболее сильные стороны его личности и деятельности, раскрывать их перед ним и детским коллективом
Устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми
Проявлять меру требовательности и справедливости во взаимоотношениях с детьми
Использовать собственное воздействие на детей для снятия напряженности во взаимоотношениях с ними
Предотвращать и разрешать конфликты во взаимоотношениях с детьми и между ними
Становиться на точку зрения ребенка
Изменять точку зрения ребенка путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей
Преодолевать чувство личной неприязни к ребенку при поиске справедливого решения проблемы

На основании полученных данных дается характеристика коммуникативных умений педагога.

источник

ирина рябова
Консультация «Стиль взаимоотношений воспитателя с детьми»

Отношения ребенка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы проявляются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе.

Так, если воспитатель постоянно злоупотребляет негативными оценками, запретами, наказаниями, это провоцирует у детей агрессивное поведение и активное неприятие каких-либо требований, предъявляемых с его стороны. Данный стиль можно отнести к жестко авторитарному.

Такое же поведение детей провоцирует неорганизованный воспитатель, равнодушный к их проблемам, далекий от их нужд (попустительский стиль).

Иногда воспитатель предпочитает добиться покоя и порядка в группе личным активным участием: он убирает за детьми игрушки во время дневного сна, помогает няне собирать со столов посуду, застегивает пуговицы и завязывает шнурки всем, кто просит у него помощи и даже без просьб детей. Дети опрятны, и группа выглядит убранной и чистой. Такой стиль отношений с воспитанниками называется гиперопека, так как дети в поддержании порядка практически не участвуют, у них не развиваются навыки самообслуживания, и они не умеют принимать помощь от взрослого и культурно заявлять о своих трудностях.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему. Данный стиль отношений можно отнести к демократическому.

Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.

РЕКОМЕНДАЦИИ для ВОСПИТАТЕЛЯ

В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

• Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;

• В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов;

• Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны;

• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;

• Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун;

• Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, — демагогия и опасная практика.

1. Что такое «педагогическое общение»?

2. Обоснуйте значение педагогического общения для создания благоприятного психологического климата в группе.

3. Какие формы поведения могут вызвать у ребенка агрессивное поведение? Как называентся такой стиль общения?

4. Охарактеризуйте личностно-ориентированное общение между воспитателем и детьми по следующему плану:

• Позиция взрослого – взгляд на ребенка;

5. Назовите основные правила речевого этикета. Используйте для этого материалы пособия «Веселее вместе.» Рылеевой Е. В. (с. 15-16).

— Определите стиль взаимоотношений воспитателя с детьми 6 тел, если в группе преобладает следующее поведение детей.

Дети послушны и спокойны, если взрослый постоянно делает им замечания. В отсутствии взрослых в группе начинается беспорядочная шумная возня.

Дети послушны и спокойны только в присутствии своего воспитателя. Посторонние взрослые в отсутствии воспитателя удержать порядок в группе не могут, начинается беспорядочная шумная возня. Конфликтные ситуации без вмешательства воспитателя дети разрешить не могут.

Дети послушны и спокойны, но пассивны. Их игры не развиты, в них преобладают одиночные занятия. Посторонних взрослых не бояться и стремятся к физическому контакту с ними. Но навыки совместной деятельности со взрослыми отсутствуют.

Формирование речевой культуры старших дошкольников Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи.

Консультация для педагогов «Стиль взаимотношения педагога с детьми» Стиль общения педагогов с детьми. Отношения ребенка с педагогами имеют огромную роль в формировании его личности. В речи педагога, в.

источник

У детей рассматриваемого возрастного этапа очень остро и своеобразно складываются взаимоотношения со значимыми другими людьми, которые входят в их личностную микросреду. На этом этапе могут произойти весьма серьезные изменения социального и персонального состава взрослых, оказывающих влияние на ребенка. Роль воспитателя для дошкольника, разумеется, продолжает играть воспитатель. Сложность заключается в том, что в зависимости от типа детского дошкольного учреждения, преемственность между ним и школой, в этой роли выступают различные педагоги. Конечно, было бы хорошо, если бы воспитатель, который уже более 3-х лет общается с дошкольниками и знает хорошо каждого, продолжил работу с ними и в подготовительной к школе группе. В этом случае адаптация ребенка к жизни в школе происходит безболезненно. Но следует учитывать, что не каждый воспитатель способен и готов работать в подготовительной группе [44, c. 197].

Педагогическое взаимодействие — целостная система. Структура его довольно сложна. Можно представить педагогическое взаимодействие как айсберг, подводная, скрытая часть которого включает в себя педагогическое отношение, ценностные ориентиры, установки, социальную перцепцию, эмпатию и т.д., а внешняя, наблюдаемая — то поведение, собственно общение, в котором реализуется, проявляется этот внутренний мир педагога [22, c.119].

Остановимся подробнее на внутренней подструктуре межличностного взаимодействия учителя и ребенка — педагогическом отношении. Выделяют несколько типов отношения педагога к детям: устойчиво положительный, пассивно-положительный, неустойчивый, открыто отрицательный, пассивно-отрицательный:

Активно-положительный тип характеризуется ровным, душевным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях. Педагогам этого типа присущи преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Такой воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, улыбкой, жестом мимикой, пантомимикой он дает понять ребенку, что тот для него небезразличен.

Пассивно-положительный тип отношений проявляется в нечетко выраженной эмоционально-положительной направленности во взаимодействии с детьми. Такой воспитатель нередко выбирает сухой, официальный тон в общении с воспитанниками.

Неустойчивый тип отношений характеризуется ситуативностью поведения педагога при общей эмоционально-положительной направленности. Такие воспитатели нередко подпадают под власть своих настроений и переживаний, их оценка ребенка и манера поведения в значительной степени зависят от сложившейся ситуации [24, с.102].

Активно-отрицательный тип отношений воспитателя к детям выражается в негативном отношении к детям, педагогической работе. Всем своим поведением он как бы подчеркивает, насколько он выше детей. Такой педагог создает в группе часто атмосферу постоянной напряженности, сосредоточивает свое внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения. Между детьми и воспитателем такого типа может возникнуть и психологический барьер, когда дети вообще перестают воспринимать требования педагога, постоянно «защищаются» от него.

Пассивно-отрицательный тип отношений воспитателя характеризуется скрытой отрицательной направленностью педагога к детям, педагогической деятельности. Педагог умеет создать внешние признаки хорошей организации работы, однако на самом деле к работе и детям безразличен.

Рассмотрим теперь внешнюю сторону педагогического взаимодействия — собственно педагогическое общение. Это поведение воспитателя, в процессе которого проявляются, видоизменяются и развиваются его отношения с детьми [32, с.224].

По степени осознанности все воздействия можно разделить на две группы: осознаваемые (преднамеренные) и неосознаваемые (непреднамеренные). Под осознаваемыми педагогическими воздействиями понимается такое словесное и несловесное поведение педагога, которое он строит и осознает именно как воспитательное воздействие, прямо или косвенно направленное на формирование личности ребенка, создание благоприятного психологического климата в группе [16, с.145]. Под неосознаваемыми педагогическими воздействиями понимаются такое поведение педагога, которое он не осознает как меры воздействия на ребенка или группу детей. Однако неосознаваемое воспитателем воздействие объективно остается таковым для детей.

В процессе педагогического общения воспитатель использует как прямые, так и косвенные воздействия на детей. Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые непосредственно обращены к воспитаннику, так или иначе, касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.).

Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т.д. Сущность косвенного воздействия состоит в том, что «управляющий не чинит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого направления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая личность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желательна была управляющему».

В работе с шестилетками особенно эффективны косвенные воздействия, прежде всего через игру, сказку, песню, музыку. Мастера значительно чаще прибегают к косвенным воздействиям [31, с.82]. В их числе — прием опосредованного (через кукольный персонаж, игрушку) воздействия, например, оценочного характера.

Читайте также:  Обязательные анализы для детей до года

Обычно выделяют демократическое и авторитарное руководство. Для демократического стиля характерен широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к детям, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к детям у таких педагогов преобладает над деловым; для них типично стремление дать исчерпывающие ответы на детские вопросы, учесть индивидуальные особенности воспитуемых, отсутствие предпочтений одних детей другим, стереотипности в оценке детей, их поведения [18, c.349].

Педагоги с авторитарным стилем руководства, напротив, проявляют ярко выраженные субъективные установки, избирательность по отношению к детям, стереотипность оценок. Их руководство детьми характеризуется жесткой регламентированностью. Они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, в работе преобладает деловой подход, предъявляемые требования, правила поведения вообще не разъясняются или разъясняются редко.

Для психического развития детей далеко не безразлично, какими формами руководства пользуются взрослые. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют: каждая форма общения и воздействия оказывает особое влияние на развитие личности ребенка. Воспитанники педагога — «демократа» значительно чаще проявляют стремление к творчеству, оригинальности, самостоятельности, коммуникабельность, нежели их сверстники, воспитывающиеся у «автократа». Продуктивность демократического стиля руководства педагога сказывается и на психологическом климате в классе [50, с.54].

Специально проведенные исследования влияния, оказываемого разными формами общения учителя на детей, показали, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах, приводит к возможности успешно справляться с задачами фронтального общения, но потеряться в ситуациях диадического общения. Наблюдается и обратный вариант коммуникативной односторонности: воспитатель, учитель успешно общается с отдельными учениками, но обнаруживает несостоятельность в ситуациях фронтального общения, особенно когда «содержанием» общения является не тот или иной учебно-предметный материал, а личностные и социально-психологические проблемы. Эти виды педагогического общения опираются на различные способности учителя [6, c.127].

Значимое место в профессиональном общении воспитателя, учителя занимает педагогическая оценка. И не случайно. Важны и разнообразны выполняемые ею функции. В числе таковых, прежде всего, — образовательная, «ориентирующая» и воспитательная, «стимулирующая» (Б.Г. Ананьев). Ориентирующая функция оценки заключается в том, что педагог посредством оценки ориентирует ученика в уровне его знаний и результатах его деятельности. Стимулирующая предполагает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений.

В оценочном общении педагогов встречаются и воздействия угнетающего характера (оценки посредством угрозы, крика, насмешки, иронии и т.п.). Они подтачивают веру ребенка в себя, самоуважение, снижают его самооценку, активность, ведут к «холоду», психологическому барьеру во взаимоотношениях между воспитателем и ребенком. Оценивая детей, воспитатели порой дают им и предвосхищаемую оценку — как положительную, так и отрицательную [41, с.547].

Исследования, проведенные на кафедре общей и детской психологии БГПУ им.М. Танка показывают, что воспитатели, работающие с детьми переходного к школе возраста, чаще прибегают к ориентирующим и стимулирующим оценкам (см. Таблица 1).

Использование педагогами детского сада и школы оценочного общения

4. Косвенные оценки посредством кукольных, литературных персонажей

6. Награждение реальными или воображаемыми предметами

7. Привлечение детей к оценке деятельности сверстников

8. Предвосхищающая положительная оценка

Данные оценки зафиксированы Е.Л. Гутковской на 45 уроках в 1-х классах и 45 учебных занятиях в детском саду.

Замечено также: с повышением уровня профессионального мастерства и степени выраженности положительного отношения к детям воспитатели чаще прибегают к позитивной оценке. Изменяется при этом и предмет педагогической оценки. Все реже оцениваются дисциплинарные проявления детей и все чаще — спонтанные и стимулированные педагогом их творческие проявления.

Воспитатели значительно часто привлекают к оценке деятельности детей их сверстников. Оценке подвергается не только качество исполнения действия, но и самостоятельность поиска.

Воспитатель также использует эмоционально-положительные формы общения в процессе оценочной деятельности (называние детей по имени, ласковое поглаживание по голове, улыбка, похвала), при неудаче — проявление огорчения.

Оценочное общение воспитателей, работающих с дошкольниками, имеет свою специфику. Она особенно заметна при сравнении профессионального взаимодействия педагогов детского сада и учителей более старших классов школы, широко применяющих при оценивании общепринятую отметочную систему. Воспитатели ее не применяют, не рекомендуется официально ставить отметки и учителям, работающим с самыми маленькими учениками. Однако педагогическая оценка необходима, чтобы помочь ребенку разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо» и овладеть правилами поведения в обществе, знаниями, активизировать детскую деятельность, познать самого себя, обрести веру в свои возможности. [5, с.108].

Например, процесс оценивания детей в группе должен быть понят в широком смысле воспитания детей, формирования их личности, дальнейшего развития их познавательного интереса. В основу системы оценивания, предложенной Ш.А. Амонашвили, положена содержательная педагогическая оценка.

Плодотворны результаты мотивированного оценивания детей в атмосфере доброжелательности — низкий уровень тревожности, высокая познавательная активность, творческое отношение заданиям, целеустремленность, интерес, желание. Заметим, что реализация такой системы оценивания возможна только в условиях гуманного подхода к детям и тесного сотрудничества с ними. В противном случае овладение такой системой — крайне сложная проблема. Наибольшие трудности возникнут у авторитарного учителя с негативным педагогическим отношением, чем у того, кто убежден, что главное в школьной жизни — строгость и порядок, что если общаться с ними ласково, «они сядут тебе на голову». Такой педагог всегда найдет выход.

Педагогическая оценка многое значит для дошкольников и воспитателя, от воспитателя немало зависит, насколько эффективно будет ее влияние на психологическое развитие детей [23, с.667].

В развивающем дошкольном учреждении с ребятами общаются два педагога — учитель и воспитатель. Их деятельность различна и может породить определенную односторонность в общении с группой. Учитель, который привык объяснять материал всей группе, адресовать свои требования, замечания ко всем детям сразу, нередко усваивает, прежде всего, фронтальный тип общения, который по отношению к маленьким детям часто оказывается малоэффективным. Известно, что даже дети 7 лет, которые были отнесены к категории «неподготовленных к школе», характеризуются тем, что они как раз не относят к себе обращения, адресованные ко всему классу [27, с.87].

Что касается воспитателя, то, как показывают наблюдения, он чаще использует диадический стиль общения, который связан с необходимостью организовать деятельность небольших групп детей или отдельного ребенка. Кстати сказать, эти различия работы педагогов в условиях детского сада и школы затрудняют адаптацию ребенка к последней. Однако владение формами фронтального и диадического общения зависит не только от характера педагогической деятельности, но и от особенностей личности воспитателя.

Представим себе положение детей, которым не повезло — и учитель, и воспитатель оказались представителями фронтального, делового стиля общения. С другой стороны, склонность обоих к диадическому общению может затруднить выработку определенных учебных навыков и умений, усвоение правил поведения и т.д.

В исследованиях семьи показано, что психологическая совместимость супругов может быть достигнута двумя путями: либо по принципу подобия, сходства характеров супругов, либо по принципу взаимного дополнения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого. В педагогической диаде достигать совместимости следует именно по принципу взаимодополняемости. При этом имеется в виду взаимодополняемость не только по преобладающему типу общения (фронтальное — диадическое), но и по темпераменту, способностям, увлечениям, направленности на определенный вид детской деятельности и т.д. Соблюдение этого принципа при составлении педагогической диады представляется важным не только для создания благоприятного психологического климата, но и в целях обеспечения условий для гармонического развития каждого ребенка, проявления его индивидуальности, способностей.

Впрочем, когда мы говорим о совместимости участников педагогической диады, необходимо иметь в виду, что они оба должны исходить из принципа доброжелательности к детям. В противном случае недостатки и следствия неприемлемого в работе с детьми типа общения (в частности, авторитарного) будут не только отрицательно влиять на развитие личности детей, но и существенно снижать эффективность педагогического общения воспитателя.

Выявлено, что воспитатели-«демократы», работающие в паре с педагогом ярко выраженного авторитарного стиля общения, испытывают особые трудности в организации общения с детьми. «Категорически не устраивает тип воспитателя (авторитарный), которого придерживается моя напарница, так как дети устают от ее «железной» дисциплины и в мою смену «наверстывают упущенное», становятся возбужденными, шумными. Мне очень трудно работать после неё, дети возбуждены, непослушны, на них трудно воздействовать» [25, с.69]. Общение с детьми тогда эффективно, когда оно осуществляется с позиции доброжелательности, любви к детям, когда формы, средства общения обоих педагогов учитывают природу ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности.

Результативность труда воспитателя, в значительной степени зависит от его способности обрести в родителях своих единомышленников, союзников. Во взаимодействие с родителями своих учеников воспитатели вступали и прежде. В настоящее время в период перестройки системы непрерывного образования, что гуманизация, демократия, сотрудничество и есть пути, ведущие к совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, вопросы взаимодействия воспитателя и родителей приобретают особую актуальность, требуют повышенного внимания. Изменяются цели, функции, мотивы этого вида взаимодействия. Конечно же, важно помочь родителям приобрести психолого-педагогические знания, которые помогли бы им понять своих детей, оказать им необходимую помощь в этот непростой период жизни. Но не только это побуждает воспитателей вступать во взаимодействие с родителями. В процессе общения с родителями учитель, воспитатель могут полнее, глубже узнать своих учеников, их семейную микросреду и на основе этого осуществлять более грамотное руководство развитием детей, при необходимости внести коррективы в свои взаимоотношения с ними.

Вовлечение родителей в педагогическое сотрудничество, сотворчество — эти мотивы взаимодействия все чаще выступают как ведущие в работе педагогов-мастеров. Общение, опирающееся на эти мотивы, оказывается особенно продуктивным.

Однако одними указаниями и требованиями, претензиями, предъявляемыми родителям, невозможно ни обратить их в своих активных союзников, единомышленников, ни вызвать желание к сотрудничеству. Это удается тем педагогам, кто действует с позиции уважения, доверительности и доброжелательности, стремится ориентироваться не на «усредненного» родителя, а на конкретных — из своей группы, с их культурным и образовательным уровнем, знаниями в области педагогики и психологии, их интересами, способностями.

В разговоре о педагогическом взаимодействии представляется целесообразным хотя бы коснуться такого вопроса, как последовательность его протекания. Здесь выделяют целый ряд этапов, через которые оно реализуется. Вот основные из них:

— прогностический — на этом этапе педагог моделирует предстоящее взаимодействие с группой, (отдельным ребенком) в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми.

— начальный — этап организации непосредственного общения с группой (отдельным ребенком) в момент изначального вступления в контакт с детьми.

— управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

— анализ осуществленной системы взаимодействия и моделирования системы общения на предстоящую деятельность с учетом выявленных в ходе анализа позитивных и негативных сторон реализованного взаимодействия.

Каждый из этих этапов имеет характерные черты, по-своему сложен и может вызывать затруднения у конкретных педагогов, особенно у начинающих либо впервые приступающих к работе с шестилетками.

Продумывая свое общение с детьми, воспитателю важно учесть, какие игры могут заинтересовать мальчиков и девочек; конкретных детей, в каких из них могут в наибольшей степени проявить себя с позитивной стороны те шестилетки, которым пока еще не удается утвердиться в учебной деятельности. Готовясь, например, к общению в процессе руководства театрально-художественной деятельностью, воспитатель заранее продумывает не только то, какую сказку целесообразнее всего предложить своим воспитанникам для драматизации, но и как заинтересовать детей этим произведением, театрально-художественной деятельностью. Он предвидит и то, какая роль подошла бы каждому из его воспитанников, учитывая при этом не только способности, индивидуально-типологические качества ребенка, его внешность, но и те воспитательные проблемы, которые хотел бы решить посредством включения детей в эту деятельность.

Предварительной подготовки требует и общение с детьми на уроке. При подготовке к нему воспитателю важно подобрать такое содержание, приемы, способы активизации детей, которые поддерживали бы максимальное многообразие мотивов учения (мотивацию игровую, соревновательную, престижную и др.). Особенно это значимо в первом полугодии учебного года. Ведь в шестилетнем возрасте внутренняя, познавательная мотивация учебной деятельности еще только зарождается, еще недостаточно сформированы в этом возрасте и волевые процессы, столь важные для этой деятельности.

Предварительное тщательное продумывание поведения помогает успешно осуществить непосредственное общение (второй и третий его этапы) не только общительным воспитателям, но и относительно инертным, интровертам. Заметим, для последних оно (предварительное детальное продумывание общения) особенно важно, необходимо, поскольку может в значительной степени компенсировать недостаточно развитую их общительность, коммуникативность.

Здесь важно продумать, какие умения, качества воспитателей помогут ему «транслировать» детям его расположенность к ним, доброжелательность, веру в них, реализовать воспитательные и образовательные цели общения» [20, с.45].

Подготовка воспитателя к профессиональному взаимодействию с детьми и с родителями, работа по повышению его эффективности должна идти по линии совершенствования как внутреннего, так и внешнего компонентов взаимодействия. В числе дорог, ведущих к мастерству через педагогическое общение, не забудем и о такой — профессиональное самовоспитание и самообразование.

источник

Две главные фигуры в детском доме – воспитатель и воспитанник. Их общение во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, сред.

Быть настоящим педагогом — это талант. Ведь педагог должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы именно его воспитанник в будущем добился успеха. И, конечно же, приятно, когда именно так и происходит.

Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно по-разному ответить на этот вопрос. Но, все объясняется различием характеров. Не бывает абсолютно одинаковых людей. Поэтому то, что нравится одним, не всегда готовы принять другие.

Тем не менее, отношения с воспитателем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. Основой отношений воспитателя с воспитанниками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ребенка, проявление доброты и сердечности к нему.

Психологическое восприятие и понимание педагогом детей способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность воспитателю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние его, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания воспитанников. Поэтому одним из важных условий воспитания культуры общения является сотрудничество воспитателя с детьми. В технологии сотрудничества воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!»

Важнейшие аспекты сотрудничества:

  • умение прислушиваться друг к другу;
  • принимать совместные решения;
  • доверять друг другу;
  • ощущать свою ответственность за работу группы.

Все начинается с воспитателя, с его умения организовать с детьми педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Педагог – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ребенок их перенимает. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с воспитанником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования, воспитания и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия «воспитатель – воспитанник», назначение которой – оптимизировать воспитательный процесс.

Читайте также:  Одевание и раздевание детей анализ

В настоящее время наше общество находится на пути становления новой альтернативной модели отношений воспитателя и ребёнка. Она получила название «Субъектно-субъектной» модели. Сущность её заключается в смене позиции педагога. Если он учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, а также стимулирует активность ребёнка, при этом не подавляя своим авторитетом, то в этом случае объект педагогической деятельности становится её субъектом. Так педагогическая деятельность из традиционной – субъектно-объектной деятельности превращается в субъектно-субъектную, что делает её сложной, нестандартной, творческой. В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через со

Также в педагогике существует еще несколько моделей общения педагога и учащихся:

  1. Диктаторская модель «Монблан» выражается в отстранённости от учащихся, которые для педагога представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
  2. Модель»Китайская стена» выражена в слабой связи между педагогом и учениками из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчёркивания педагогами своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение личности педагога.
  3. Модель дифференцированного внимания «Локатор» выражается в избирательном отношении к ученикам. Педагог ориентируется на определённых детей: талантливых, слабых, аутсайдеров. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляют ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – коллектив учеников».
  4. Монорефлексивная модель «Тетерев» выражается в том, что педагог замкнут сам на себе, речь его монотонна ,отсутствует реакция на слушателей. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
  5. Модель гиперрефлексивная. Педагогу важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
  6. Модель гибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жёсткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом педагог не учитывает ситуацию и психологическое состояние своих учеников.
  7. Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на учителе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление,следствием становится безынициативность учащихся.
  8. Модель активного взаимодействия «Союз» — это модель дружеского взаимодействия и мажорного настроения.поставление его выбора и выбора своего.

Характер взаимодействия педагога и воспитанника обусловливает стиль педагогической деятельности. А.К. Маркова дифференцирует демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль над выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним.

Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерна низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.

При либеральном стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Существует так же классификация В.А.Кан-Калика, в которой он выделяет следующие стили педагогического общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение дистанция;
  • общение устрашение;
  • общение-заигрывание.

Самым плодотворным, по мнению В.А.Кан-Калика, является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Увлеченность совместным с воспитанниками творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности педагога, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение – важнейший регулятор делового педагогического общения. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Но необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное построение и педагогическая установка должна иметь меру. В связи с этим В.А.Кан-Калик обращает внимание на такую ситуацию: зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Дружественность должна быть педагогически целесообразной.

Распространенным является общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога воспитанника в качестве ограничителя выступает дистанция. Но превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает творческий уровень совместной работы педагога и воспитанника. Это зачастую ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

Общение-дистанция является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение. Этот стиль общения исследователи связывают в основном с неумением организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. К нему иногда обращаются начинающие педагоги . Продуктивное общение сформировать достаточно трудно, а молодые преподаватели нередко идут по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет и общение-заигрывание. Этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться , а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия.

Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.

У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении дети раскованы, общительны, доверчивы. Правильный стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач.

Воспитатель подходит к детям с особым чувством, то есть сочувствует ему. Процесс восприятия, понимания ребенка связан с умением и культурой внимательного его выслушивания. Наблюдения показывают, что большинство педагогов в процессе общения не соблюдают культуру слушания воспитанника. Между тем, культура слушания имеет большое значение в процессе взаимного общения и установлении взаимоотношений. Умение слушать обеспечивает эффективность «вхождения» в общение и понимания друг друга. Педагог должен владеть умением слушать, так как слушание воспитанника — это составная часть педагогической деятельности.

Если человек высказывает нетерпение, не выслушивает до конца собеседника перебивает его, он проявляет неуважение к собеседнику и в какой-то степени отсутствие культуры. В такой ситуации необходимо успокоить слушателя, настроить на положительное восприятие, заинтересовать перспективой решения проблемы. И тогда агрессивность собеседника приобретет характер мелких недоразумений. В этих условиях целесообразно пользоваться фразами и вопросами примерно такого порядка: «Скажи, пожалуйста, я тебя правильно понял (поняла)?», «Ты согласен с этим?», «Это твоё твердое убеждение?». Бывают и такие ситуации, когда один из собеседников, не слушая мнения других, продолжает развивать доказательства своей точки зрения, тем самым выражая пренебрежение к другим позициям. Такое поведение вызывает негативное отношение к данному участнику общения. Прием активного слушания можно использовать в любом процесс общения воспитателя с детьми. Например, дети сильно расстроены, огорчены, их преследуют неудачи, они встретились с какими-либо препятствиями, настроение у них упало. В этих и других непростых ситуациях педагог может использовать прием активного слушания. Он должен знать, как выразить сочувствие детям в подобных случаях, чтобы пробудить у них положительные эмоции и суметь вывести детей из состояния стресса, угнетенности. Но если воспитанники чрезмерно возбуждены или, то установить общение путем активного слушания не представляется возможным, так как в такие моменты они полностью не контролируют свои чувства и переживания и не воспринимают содержания обращенных к ним слов. Воспитателю необходимо успокоить детей, привести их в состояние самоконтроля и лишь после этого установить общение. В ситуации, когда создана атмосфера для общения, педагог может использовать метод спокойного слушания. Чтобы дети общались и слушали воспитателя в спокойной обстановке, педагог должен обладать устойчивостью, выдержкой и терпением.

Педагогический такт, чуткое отношение к воспитанникам, безусловно играют решающую роль в успешности труда воспитателя. Это весьма важная сторона мастерства педагога. И от нее во многом зависят взаимоотношения между воспитателем и воспитанником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.

Зарубежные исследователи в своих исследованиях тоже указали, что дети склонны предпочитать педагогов, обладающих следующими характеристиками:

  1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
  2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
  3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
  4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Воспитанники более старшего возраста популярными воспитателями назвали тех, которые умеют преподнести воспитательный материал наглядно, живо, проблематично.
Хочется отметить, что во взаимоотношениях «воспитатель – воспитанник», кроме выделенных тех или иных личностных или профессиональных качеств педагога, предполагается также учет ожиданий ребенка, которые частично выражаются в конкретных требованиях к поведению педагога. Их важно исследовать в возрастном плане, т.е. выяснить, чего хотят и ждут от воспитателя дети разного возраста, и как эти ожидания меняются от одного возрастного порога к другому.

Неспособность педагога удовлетворить ожидания ребенка и невнимание к этим ожиданиям могут порождать негативное отношение к самому педагогу, к его работе, приводить к острым конфликтам.

Конфликты – явления чрезвычайно разнообразные по своему характеру. Они могут быть внутри личностными, столкновение двух несовместимых желаний, противоположных тенденций, когда не удовлетворяются главные потребности личности, наносится ущерб ценностям «я»
Обычно конфликты бывают между педагогом и воспитанником в подростковом возрасте. Здесь важно, что воспитатель отчетливо должен представлять себе основные причины возникновения конфликтных взаимоотношений и знать реальные способы их предупреждения.

Специфические причины конфликтов «воспитатель – воспитанник» Недостаточный профессионализм воспитателя, проявляющийся в нервных взаимоотношениях педагога с детьми:

  • в демонстрации своего превосходства, своего особого статуса;
  • в серьёзных ошибках взаимодействия, таких как дискриминация по отношению к отдельным учащимся, открытое или маскируемое нарушение педагогической этики на почве борьбы за лидерство;
  • в педагогически непрофессиональных действиях воспитателей: приказной тон, крик педагога, который часто провоцирует грубые нарушения дисциплины детей;
  • в предвзятом отношении педагога к детям, проявляющемся в систематическом занижении отметок, в выделении «любимчиков»;
  • в неумении организовать познавательный интерес у детей;
  • в «навешивании ярлыков», например неуспевающего ученика;
  • в акцентировании внимания окружающих на психологических проблемах и недостатках воспитанника;
  • в оценке поступка, базирующейся на субъективном восприятии личности ребёнка;
  • в неумении организовать занятия со всеми учащимися.

Каким же хотят видеть воспитанники своего воспитателя?

  1. Нравственное качество (справедливый, уважает человеческое достоинство, доверяет).
  2. Любовь к своим воспитанникам
  3. Качественный хороший воспитатель, хочет сделать жизнь детей увлекательной, интересной, не любит командовать, дает дельные советы.

Отрицательные качества воспитателей:

  1. Кричит, обрывает, не выслушивает до конца.
  2. Выделяет отдельных воспитанников.
  3. Придирчивый, старается наказать за каждый проступок.
  4. Требует от воспитанника безоговорочного подчинения.
  5. Относится как к маленьким.
  6. Относится неуважительно.
  7. Не умеет хранить тайну.

Каким путем можно предотвратить конфликты и как добиться, чтобы воспитатели с воспитанниками были в хороших отношениях:

  1. Умело провести воспитательные часы, не оставлять ни одного ребёнка в бездеятельности.
  2. Создавать атмосферу непрерывного общения с группой.
  3. Знание материала, который хотел бы довести до сознания воспитанников «на отлично», свободное владение им. Применение разных методов и форм в работе.
  4. Выполнение и стремление к выполнению поставленной цели: добиться полного усвоения материала со всеми без исключения учащимися.
  5. Рациональное использование времени, дорожит каждой рабочей минутой.
  6. Организовать работу с «трудными» детьми, непрерывно спрашивать, заставлять их думать, находить более интересные способы проведения свободного времени.
  7. Уважительное отношение к личности воспитанниками, не допускать разного рода оскорблений, прозвищ, замечаний.

И какие бы новации ни вводились, в педагогике как сотни и тысячи лет назад встречаются участники образовательного процесса: воспитатель и воспитанник. Между ним (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А педагог всегда будет капитаном в этом плавании главным штурманом проводки через рифы

источник