Цель: Проанализировать работу педагогического коллектива по обеспечению двигательной активности в ДОУ.
Сроки проведения: с 1 — 15 февраля 2011.
Возрастная группа: старшая и подготовительная к школе группы.
Ответственные за проведение контроля: заведующая, старший воспитатель.
Методы контроля:
- Посещение занятий;
- Диагностика детей;
- Проверка календарных планов воспитателей;
- Обследование предметно-развивающей среды для организации двигательной активности;
Рабочий материал, для осуществления тематического контроля:
- График проведения контроля;
- Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности;
- Карта «Организация двигательного режима в первую половину дня», «Организация двигательного режима во вторую половину дня»;
- Карта оценки профессионального мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности;
- Карта «Анализ физкультурного занятия»;
- Карта «Организация прогулки»;
- Карта «Итоги тематической проверки»
Протокол обследования предметно-развивающей среды для развития двигательной активности детей
Вопросы на контроле | Возрастные группы | ||
Дата проверки | |||
Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность | |||
Подбор мебели по росту детей и соответствующая ее маркировка | |||
Наличие картотеки подвижных игр по возрасту | |||
Наличие атрибутов для подвижных игр | |||
Наличие атрибутов для игр с прыжками /скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания / | |||
Наличие атрибутов для игр с бросанием / кегли, кольцеброс, мячи, мешочки, Мешочки с песком, дартс, летающее блюдце. | |||
Наличие спортивных игр/городки, Бадминтон. / | |||
Наличие в группе комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения | |||
Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке | |||
Наличие в группе условий для гигиенических процедур/ правильно оборудованное помещение умывальника: наличие поддона для мытья ног; содержание в порядке полотенец, их маркировка, наличие стаканчиков для полоскания полости рта, наличие у каждого индивидуальной расчески/ |
Организация двигательного режима в первую половину дня
Вопросы на контроле | Возрастные группы | |||
Дата проверки | ||||
Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики | ||||
Наличие в группах методической литературы по ФИЗО | ||||
Работа инструктора | Планирование занятий | |||
Овладение детьми основными движениями | ||||
Сочетание упражнений разного уровня интенсивности | ||||
Дифференцированный подход к детям | ||||
Подготовка к занятиям по ФИЗО | ||||
Участие воспитателей в занятиях по ФИЗО | ||||
Планирование и проведение подвижных игр на прогулке | ||||
Подготовка, проведение и эффективность гимнастики после сна | ||||
Организация и проведение закаливающий процедур | ||||
Устройство (обновление физкультурных уголков в группах | ||||
Планирование и проведение физкультурного досуга | ||||
Работа с родителями по теме «Воспитание здорового ребенка» | ||||
Дыхательная гимнастика: владение методикой, регулярность проведения, приемы обучения детей |
Организация двигательного режима во вторую половину дня
Вопросы на контроле | Возрастные группы | |||
Дата проверки | ||||
Подготовка, проведение и эффективность утренней гимнастики | ||||
Наличие в группах методической литературы по ФИЗО | ||||
Работа инструктора | Планирование занятий | |||
Овладение детьми основными движениями | ||||
Сочетание упражнений разного уровня интенсивности | ||||
Дифференцированный подход к детям | ||||
Подготовка к занятиям по ФИЗО | ||||
Участие воспитателей в занятиях по ФИЗО | ||||
Планирование и проведение подвижных игр на прогулке | ||||
Подготовка, проведение и эффективность гимнастики после сна | ||||
Организация и проведение закаливающий процедур | ||||
Устройство (обновление физкультурных уголков в группах | ||||
Планирование и проведение физкультурного досуга | ||||
Работа с родителями по теме «Воспитание здорового ребенка» | ||||
Дыхательная гимнастика: владение методикой, регулярность проведения, приемы обучения детей |
КАРТА ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Дата поведения ________________ группа _____________
№ п/п | Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя | Ф.И.О. воспитателя | |
Знание программных задач по физическому воспитанию для детей своего возрастной группы | |||
Знание показателей физического развития для детей своей возрастной группы | |||
Знание индивидуальных особенностей развития детей своей возрастной группы, показателей их здоровья | |||
Умение правильно расставить мебель для обеспечения двигательной активности детей | |||
Правильный подбор и соответствующая маркировка мебели в зависимости от роста детей | |||
Грамотный подбор подвижных игр по возрасту | |||
Правильное оформление физкультурного уголка в группе | |||
Умение правильно организовывать занятия по различным видам деятельности с точки зрения обеспечения двигательной активности детей | |||
Знание 5-7 физкультминуток | |||
Наличие комплексов физминуток в группе | |||
Знание методики проведения утренней гимнастики и разных форм ее проведения | |||
Знание методики проведения гимнастики пробуждения | |||
Взаимодействие на занятии с инструктором физо | |||
Знание методики и умение провести занятие по физкультуре | |||
Знание различных методов закаливания | |||
Выполнение рекомендаций по закаливанию детей, данных врачом | |||
Грамотное руководство формирования у детей культурно-гигиенических навыков | |||
Точное соблюдение режима дня | |||
Контроль за работой помощника воспитателя по поддержанию чистоты и порядка в группе |
Анализ физкультурного занятия
№ п/п | Вопросы для изучения | Да | Нет | Частично |
Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия / помещение, одежда. Оборудование/? | ||||
В какой степени больше осуществлялись задачи: |
-оздоровительные
№ п/п | Вопросы на контроле | Возрастные группы, недели месяца | ||||||||
Группа | Группа | Группа | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
Планирование прогулки | ||||||||||
Планирование подвижных игр | ||||||||||
Планирование дидактических игр | ||||||||||
Планирование сюжетно-ролевых игр | ||||||||||
Планирование наблюдений за природой и состоянием погоды | ||||||||||
Организация трудовой деятельности на прогулке | ||||||||||
Соответствие одежды сезону | ||||||||||
Наличие выносного материала по сезону | ||||||||||
Двигательный режим на прогулке | ||||||||||
Организация наблюдений за природой и состоянием погоды | ||||||||||
Обучающие, дидактические на прогулке | ||||||||||
Сюжетно-ролевые игры на прогулке | ||||||||||
Гигиенические процедуры после прогулки | ||||||||||
Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках и раздевалке |
Итоги тематической проверки
Цель проверки ________________________
Дата проведения _______________________
источник
Событие | Анализ содержания работы воспитателя по организации режима и двигательной активности детей[2] |
Подъём детей после сна Время 15.00 | Время подъема совпадало с временем по требованиям. Дети вставали, одевались готовились к приёму пищи. |
Подготовка к приёму пищи (полдник, ужин) Время 15.30 | Помощник воспитателя готовит еду на стол, дети берут стульчики и садятся за столики. |
Игровая, образовательная, самостоятельная, индивидуальная деятельность | После ужина дети играют самостоятельно. |
Подготовка к прогулке, прогулка Время 16.30 | |
Уход детей домой Время 17.00 | Дети перед тем как идти домой выходят на прогулку если погода теплая, родители забирают детей прямо с прогулки. |
Анализ просветительной работы с родителями в области физического воспитания и оздоровления детей группы:
Консультация для родителей
физическое воспитание ребенка в семье
Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта приобщает родителей к активной совместной работе по физическому воспитанию.На основе рекомендаций педагога родители приобретают физкультурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажеры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.).Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.
Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности; проводят простейшую диагностику физического и сенсомоторного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.
Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физическим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, позволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка.
а. Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними ребенка, держа его за руки. Здесь возможны два следующих упражнения: ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то через правую ногу матери; когда ребенок подпрыгивает вверх, мать сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув ноги, садится на обе ее ноги. Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает его правильно выбирать момент для каждого движения.
б. Мама становится на колени и упирается в пол руками, превращаясь в «лошадку». Ребенок пролезает у нее под животом, взбирается на спину и снова пролезает под животом.
в. Мама становится в позу «лошадки» (как в упражнении б), ребенок взбирается ей на спину, держась руками за ее шею, после чего по счету «раз, два, три» мать начинает раскачиваться, чтобы сбросить своего седока.
г. Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытягивают ноги вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол, стараются потеснить друг друга спинами. Мать, естественно, соразмеряет свои силы, чтобы дать ребенку максимально использовать это упражнение.
д. Мама ложится на спину и вытягивает ноги, а ребенок взбирается на них и берется руками за руки матери. Затем она сгибает ноги и раскачивает их вправо—влево и вверх—вниз. Ребенок дол жен сохранять равновесие.
е. Мама принимает такую же позу, как в упражнении д. Кладет
ребенка животом на ноги и, подняв их высоко, раскачивает их вверх и вниз, вправо—влево, слегка поддерживая ребенка, который должен сохранять равновесие.
ж. Ребенок становится на колени и упирается руками в пол.
Мать берет его ноги за голени и приподнимает над полом. Ребенок, передвигая поочередно руки, движется вперед.
з. Начало такое же, как в упражнении ж, но затем мать поднимает ноги ребенка выше, до вертикального положения. Ребенок поднимает голову и старается смотреть как можно дальше.
и. Мать крепко обхватывает руки ребенка за запястья. Приподнимая его, раскачивает вправо и влево, вверх и вниз или вращает вокруг себя. Ребенок во время вращения может сгибать ноги в коленях.
к. Мать становится, чуть сгибая колени, и берет одну или обе руки ребенка, который, упираясь ногами в колени, а затем в живот матери, старается забраться как можно выше. Мать, приподнимая его за руки, помогает ему.
л. Начало, как в упражнении к, но дальше ребенок поднимает ноги вверх и, пропустив их между рук, делает полный оборот назад.
м. Мать крепко берет ребенка за руки, и он при ее поддержке начинает подпрыгивать. Усложняя упражнение, ребенок может приземляться то правее, то левее.
н. Ребенок берется вытянутыми руками за палку, которую держит мать, постепенно приподнимая ее. Приподняв, начинает слегка раскачивать вперед—назад, вправо—влево. Ребенок раскачивается и сам, поджимая ноги. Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Участие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двигательные навыки малыша, формирует его характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, повышает культуру; улучшает микроклимат семьи. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребенка определенному движению. Родители обязаны создать условия, обеспечивающие полноценное физическое развитие ребенка. Они должны активно участвовать в организации и проведении закаливающих процедур, используя при этом естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходимо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно переносит мама ребенка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры подбираются индивидуально, поэтому родители проводят активное закаливание дома. Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка. Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями расширяет их педагогическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.
Задание 5. Планирование и организация проведения режимных моментов, физкультурного досуга, просветительной работы с родителями в области физического воспитания и оздоровления детей младшего и среднего дошкольного возраста(беседа, консультации). Анализ проведения(2 половина дня).
План-конспект побудки после дневного сна
Двигательное содержание | Дозировка темп дыхание | Организационно-методические указания |
1 упражнение: «Глазки просыпаются. И.п.: лежа на спине руки вдоль туловища. 1-2 –зажмурить глаза, 3-4 широко открыть. 2 упражнение: «Ротик просыпается». И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1-2открыть широко ротик, 3-4 закрыть ротик и улыбнуться. 3 упражнение: «Ручки просыпаются». И.п.: лёжа на спине руки вдоль туловища. 1-2 –поднять правую руку вверх, 3-4 отвести правую руку вверх за голову. Тоже левой рукой. 4 упражнение: «Ножки просыпаются». И.п.: лёжа на спине руки вверху. 1-2 потянуть на себя правую ногу носком, 3-4 и.п. то же левой ногой. 5 упражнение: «Вот мы и проснулись». И.п.: встать возле кровати, 1-4 – поднять руки вверх, встать на носочки и потянуться вверх. | Д – 6 раз. Т – средний. Д — 6 раз. Т – м. Д – 6 раз. Т – м. Д – 6. Т – м. Д – 6. Т — средний. | Глазки нужно открывать Чудо чтоб не прозевать. Ротик должен просыпаться, Чтоб пошире открываться. Ручки кверху потянулись, До солнышка дотянулись. Будем ножки пробуждать, Их в дорогу собирать. К солнышку мы потянулись И друг другу улыбнулись! |
Закаливающие мероприятия, подвижные игры, игровые упражнения, индивидуальные двигательные задания для детей в группе(название, цель, методы):
источник
Аналитическая справка по итогам оперативного контроля «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня»
Елена Сатыева
Аналитическая справка по итогам оперативного контроля «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня»
Аналитическая справка
по итогам оперативного контроля МАДОУ д/с комбинированного вида № 26 «Реченька» «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня».
Согласно годовому плану работы ДОУ д/с комбинированного вида № 26 «Реченька» на 2016-2017 учебный год, во исполнение приказа № 32 от 05.10.2016г. «Организация двигательного режима в ДОУ в течение дня» проведена проверка данного направления работы в дошкольных группах.
Проверяемые: группа № 5 «Подсолнух» воспитатели: Шевченко Л. А., Трофимова О. В. ; инструктор ФИЗО Непочатых Ю. С.
Цель: Проанализировать работу педагогов старшей группы по организации двигательного режима а течение дня.
Сроки проведения: с 10.10.2016г. по 14.10.2016г.
Методы контроля:
• Наблюдения за детьми на прогулке (индивидуальная работа с детьми).
• Анализ проведения занятий инструктором по физкультуре, взаимодействие педагогов.
• Анализ наглядной информации для родителей в группе.
• Анализ предметно-развивающей среды в группе и на участке.
• Проверка календарных планов воспитателей;
• Обследование предметно-развивающей среды для организации двигательной активности;
Одним из важных направлений работы ДОУ является охрана и укрепление здоровья детей, обучение их здоровому образу жизни, формирование у дошкольников жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
В решении данного вопроса принимает участие весь персонал детского сада. На учебный год поставлена задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботиться о своем здоровье. Инструктором по ФК Непочатых Ю. С. разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Эффективно используются современные здоровьесберегающие методики и технологии.
В ходе проверки просмотрены:
— утренняя гимнастика (воспитатели группы.);
Воспитатель проводят утреннею гимнастику по времени, используя музыкальное сопровождение
— занятия по ФК в проверяемой группе (инструктор по ФК Непочатых Ю. С);
Также был проведен анализ планирования работы педагогов, анализ предметно-развивающей среды в группе и на участке, просмотрена деятельность детей во всех режимных моментах.
Зам. зав. по ВМР Сатыевой Е. Ю. проведен анализ планов работы воспитателей и инструктора по ФК по планированию физкультурно-оздоровительной работы и организации двигательной активности детей в режиме дня.
Документация по календарным планам воспитателей ведется аккуратно. Планирование осуществляется в соответствии с образовательной программой ДОУ, соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. На момент проверки вся документация находилась на рабочем месте, в заполненном состоянии.
С целью повысить двигательную активность детей в течении дня, сформировать двигательные навыки и умения, воспитателями дошкольных групп планируются:
-подвижные игры в течении дня в соответствии с перспективным планом работы: «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса», «Затейники», «Сделай фигуру» и др.
— занятия по физкультуре, ЗОЖ.
-оздоровительная гимнастика после сна (комплекс оздоровительной гимнастики меняется 2 раза в месяц)
— индивидуальная работа по физическому развитию детей в соответствии с рекомендациями инструктора по ФК. (лазание по гимнастической скамейке, метание предметов вдаль, правильность выполнения прыжков, закрепление навыков выполнения спортивных упражнений, и т. д.)
— оформлена подборка физкультминуток различной тематики.
У воспитателей имеется материал по организации двигательной активности детей: памятки, методические рекомендации, консультации по её организации с детьми разного возраста, перечень подвижных игр на каждую возрастную группу, комплексы гимнастики после дневного сна.
Формы организации двигательной деятельности:
В ходе проверки было отмечено: утренние гимнастики проводятся воспитателями. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц.
У воспитателей имеется подборка комплексов гимнастики с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится воспитателем с музыкальным сопровождением.
Инструктором по ФК в соответствии с сеткой образовательной деятельности проводятся физкультурные занятия, на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Широкий спектр нетрадиционного физкультурного оборудования в спортивном зале способствует развитию интереса к занятиям, укреплению здоровья детей дошкольного возраста. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитываетя уровень физической подготовки и здоровье детей. Инструктор по ФК Непочатых Ю. С. стремится пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям по физической культуре, вовлекая в деятельность малоподвижных детей и регулируя двигательную активность подвижных ребят. Для двигательной активности детей доступна спортивная площадка детского сада, где дети осваивают первые навыки спортивных игр: футбол, баскетбол, бег на различные дистанции, предусмотрены спортивные комплексы для дошкольного возраста на развитие двигательных навыков детей (лазание, подлезание, перепрыгивание, равновесие).
В ходе посещенных занятий, выявилось, что нагрузка на спортивно – оздоровительных занятиях соответствует возрастной норме воспитанников, занятия сопровождаются музыкальным сопровождением, демонстрацией упражнений, которую проводит инструктор, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. В спортивном зале проводится регулярное проветривание, в соответствии с утвержденным графиком проветривания.
Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по ФК Непочатых Ю. С. владеет знаниями возрастной психологии воспитанников дошкольных групп, применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятии чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены.
В ходе занятий четко прослеживаются этапы: разминка, периоды большой и малой активности. Инструктор по физической культуре соблюдает и напоминает детям в ходе занятия о технике безопасности. На занятиях отрабатывается техника выполнения упражнений (прыжки в длину, бросок предмета на дальность, ходьба приставным шагом по скамейке). В ходе разминки воспитанникам предлагаются упражнения для мышц рук, ног, спины.
Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание. Прослеживается этап релаксации (упражнение на ковре: легли, успокоились, потянулись, послушали сердечки).
Анализ предметно-развивающей среды показал в группе имеется физкультурный уголк, укомплектованные атрибутами для игр с прыжками (скакалки, колечки, для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцебросы, мячи, имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия.
Большую роль в пропаганде физкультуры и спорта отводится работе с родителями. Проведение родительских собраний, анкетирование, вовлечение родителей в спортивно-оздоровительную работу детского сада стало традицией.
В родительском уголке выставлена информация, отражающая физкультурно-оздоровительную работу в детском саду:
Выводы: Работа по организации двигательной режима в течение дня ведется. Воспитатели знают программные задачи и методику работы по области «Физическое развитие».
Но вместе с тем стоит отметить, что педагогами не планируются:
— совместное (с детьми) изготовление атрибутов, необходимых для той или иной игры,
— не в системе проводится оздоровительный бег на прогулке, дыхательная гимнастика перед прогулкой, гимнастика для глаз.
— занятия и совместные мероприятия с медицинским персоналом учреждения по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
-Спортивно – оздоровительная работа на занятиях по физической культуре, проводимая инструктором по ФК организована на хорошем уровне;
-Инструктор владеет методикой проведения физкультурных занятий и соответствующими знаниями возрастной психологии;
-Эмоционально – психологический фон занятий положительный.
— Педагогам Шевченко Л. А. и Трофимовой О. В. планировать совместное изготовление атрибутов для проведения игр и физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с детьми.
-Проводить совместные мероприятия с медицинским персоналом учреждения по ЗОЖ для детей и родителей.
— В качестве оздоравливающих процедур регулярно использовать оздоровительный бег на прогулке.
Зам. зав. по ВМР ___/Сатыева Е. Ю. /
Аналитическая справка «Адаптация первой младшей группы к условиям ДОУ» Формы работы с родителями перед поступлением детей в детский сад:- родительское собрание; -анкетирование; -памятка для родителей (адаптация.
Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей Аналитическая справка по итогам анкетирования родителей старшей группы «Б» «Одуванчики». Дата проведения: 12 сентября 2016г. Участники:.
Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.
Аналитическая справка по итогам месячника патриотического воспитания «Святое дело — Родине служить!» Аналитическая справка о проведении месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы в МДОБУ детском саду № 26 города Лабинска.
Аналитическая справка по итогам мониторинга на конец года старшая группа (2016–2017) АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ МОНИТОРИНГА (старшая группа) МАЙ 2017г. I. Вводная часть. 1. Характеристика группы: Старшая группа: 28.
Аналитическая справка по итогам проверки планирования в ДОУ за сентябрь 2017 год Аналитическая справка по итогам проверки планирования непосредственной образовательной деятельности в МКДОУ №196 «Подснежник» сентябрь 2017.
Информационно — аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду Проверке подлежало: • Планирование работы (проверка планирования работы по взаимодействию с родителями). • Работа с родителями по данной.
Организация контроля в ДОУ План – график контроля воспитательно – образовательного процесса в ГБДОУ Вид контроля Параметры контроля Критерии контроля Объект контроля.
Отчет «Организация двигательной активности в течение дня во второй младшей группе» Учёные установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного.
План оперативного контроля Цель: • анализ работы по реализации ООП в рамках ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;.
источник
Дата проверки
Направление работы
воспитатели
Карта анализа утренней гимнастики
Контроль за проведением утренней гимнастики, использование игровых приемов
Группа: _______________________________ Воспитатель:__________________________
Дата_________Место проведения: _______________ количество детей: _______
Вопросы для изучения | да | частично | нет |
Создание условий | |||
Соблюдается ли длительность | |||
Используются ли пособия и оборудование | |||
Соблюдается ли температурный режим | |||
Соблюдаются ли требования к одежде, обуви детей | |||
Было ли предварительное проветривание и влажная уборка помещения? | |||
Одежда, обувь воспитателя | |||
Подготовка воспитателя | |||
Наличие плана | |||
Прослеживается ли правильность показа упражнений? | |||
Соблюдается ли дозировка упражнений (количество)? | |||
Продуманность и четкость указаний | |||
Продуманность времени раздачи пособий | |||
Построение гимнастики | |||
Приемы сбора и организации | |||
Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе | |||
Соответствует ли количество упражнений возрасту детей? | |||
Соблюдается ли последовательность смены видов движения? | |||
Соблюдается ли темп выполнения упражнений? | |||
Приемы проведения | |||
показ | |||
объяснение | |||
указания | |||
повторение | |||
игровые приемы-подражания | |||
имитация | |||
использование художественного слова, музыки | |||
Контроль за качеством выполнения упражнений | |||
Соответствие физической нагрузки возрасту детей данной группы | |||
Эмоциональная нагрузка, поведение | |||
Интерес детей | |||
Хорошее настроение | |||
Дисциплина, внимание | |||
Проводится ли упражнение на дыхание? | |||
Уровень проведения утренней гимнастики | высокий | средний | низкий |
Выводы: достигнута ли основная цель гимнастики: закаливание, закрепление двигательных навыков, создание бодрого жизнерадостного настроения.
Карта наблюдения: «Оформление и обновление информации в уголке для родителей»
№ п/п | Показатель | Критерий оценки | Рекомендации |
№ 1 | Конкретность информации | Часто Иногда Крайне редко | |
№2 | Доступность предлагаемого материала | Часто Иногда Крайне редко | |
№3 | Краткость материала | Часто Иногда Крайне редко | |
№ 4 | Эстетическое оформление наглядных материалов | Часто Иногда Крайне редко | |
№ 5 | Педагогическая целесообразност ь предлагаемых материалов | Часто Иногда Крайне редко | |
№ 6 | Разнообразие форм подачи материала (папкипередвижки, ширмы, информационны е письмапамятки для родителей) | Часто Иногда Крайне редко | |
№ 7 | Востребованност ь предлагаемого материала у родителей | Часто Иногда Крайне редко |
Вопросник по игровой деятельности для детей
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________
Вопрос | Ответ ребёнка |
Ты любишь играть? | |
В какие игры ты играешь в детском саду? | |
С кем ты играешь? | |
Назови, какие ты знаешь подвижные игры? | |
Какая твоя самая любимая подвижная игра? | |
Расскажи, как в неё надо играть | |
Какие у вас в группе есть настольные игры? | |
В какие из них ты любишь играть? | |
С кем ты играешь в настольные игры? | |
Кто чаще всего организует эти игры? | |
В какие игры ты играешь дома? | |
С кем ты играешь дома? |
Необходимо опросить всех детей в группе, ответы обобщить и проанализировать: представить в виде диаграмм/таблиц/рисунков, показав специфику ответов на вопросы.
Анализ просмотра сюжетно-ролевой игры
Возрастная группа ______________________________________________
Количество детей _______________________________________________
Название игры _________________________________________________
Вопросы | Анализ игровой деятельности | |||||||||
Достаточно и хорошо оснащена игра необходимым материалом? | ||||||||||
Принимают на себя игровую роль | ||||||||||
Распределяют роли без конфликтов | ||||||||||
Сколько детей включается в игру | ||||||||||
Изменяют в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнёра | ||||||||||
В игре отражают реальные факты или события, знания о профессиях взрослых | ||||||||||
Проявляют творчество в выборе темы, создании игры | ||||||||||
Свободно вступают в ролевое взаимодействие | ||||||||||
Выполняются этические нормы поведения во время игры | Доброжелательность, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, справедливость, умение договариваться, сопереживание, правдивость (нужное подчеркнуть) | |||||||||
Присутствуют отрицательные качества | ||||||||||
На взаимоотношения детей в игре влияют их личные симпатии и привязанность, дружелюбие | ||||||||||
Игру доводят до конца | ||||||||||
Участвует в игре как воспитатель | ||||||||||
Участвует в игре как партнёр | ||||||||||
Наблюдает за играми детей, их поведением, помогает советами | ||||||||||
Принимает чисто наблюдательскую позицию | ||||||||||
Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры | ||||||||||
Распределяет роли сам | ||||||||||
Помогает распределять роли | ||||||||||
Оказывает влияние на выбор темы, развитие сюжета | ||||||||||
Создаёт проблемную ситуацию для выяснения знаний о чём-либо | ||||||||||
Переводит внимание детей от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром | ||||||||||
Считается с детским замыслом, бережно относится к творческой выдумке | ||||||||||
|
Основной этап практики
Практика по ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Задание 1.Знакомство с базой практики, с образовательной программой ДОУ «Растим личность», образцами планирования образовательной деятельности. Анализ развивающего образовательного пространства детского сада в соответствии с направлениями работы ДОУ.
Информационная карта базового учреждения
Полное наименование ДОУ | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение _____________________________________________________ |
Юридический адрес | |
Контакты: телефон, e — mail , адрес сайта | |
Лицензия на право ведения образовательной деятельности | |
Режим работы | |
Количество групп, возрастная структура | |
ФИО заведующего | |
ФИО старшего воспитателя (заместителя заведующего по УВР) | |
ФИО руководителя физвоспитания |
Протокол анализа развивающего образовательного пространства ДОУ
Параметры анализа
1. Соответствие среды образовательной программе ДОУ
2.Соответствие среды требованиям ГОС дошкольного образования
3. Соответствие центров активности в ДОУ содержанию образовательных областей
Составьте рекомендации по преобразованию развивающего образовательного пространства ДОУ на основе протокола обследования и изученного материала на учебных занятиях.
Задание 2.Знакомство с группой младшего и среднего дошкольного возраста (оборудование, методическое обеспечение оздоровления и физического развития). Наблюдение и анализ организации режима дня и двигательной активности детей в процессе совместной с воспитателем, самостоятельной и индивидуальной деятельности. Оценка развития культурно-гигиенических навыков детей. Заполнение диагностической карты (1 половина дня).
Оснащение группового помещения:
составить схему, описание (рисунок), выделить оборудование для двигательной активности
Анализ организации режима дня и двигательной активности детей
Средняя группа (смотреть в программе «Растим личность»)
Событие | Анализ содержания работы воспитателя по организации режима и двигательной активности детей [1] |
1. Прием детей Время 8.00 | |
2. Утро в группе | |
3. Утренняя гимнастика Время 8 .15 | |
4. Умывание | |
5. Приём пищи (завтрак, обед) Время 9.00 | |
6. Образовательная деятельность Время 9.30 | Занятие длится 15-20 мин. |
7. Подготовка к прогулке, прогулка Время 10.00 | |
8. Подготовка ко сну, сон Время 12.00 |
Оценка развития у детей культурно-гигиенических навыков
источник
Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогические методы ее коррекции
Характеристика, способы и нормы оценки двигательной активности и ее влияние на психо-физическое развитие и здоровье дошкольника, а также опытно-экспериментальная работа по коррекции двигательной активности при помощи психолого-педагогических методов.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НОУ ВПО «ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ»
Выпускная квалификационная работа
ТЕМА: «ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ»
СТУДЕНТ: Антонова Елена Михайловна
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: д.п.н., профессор
КОНЕЕВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности
1.2 Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников
1.3 Влияние двигательной активности на здоровье человека
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1 Оценка состояния здоровья воспитанников ДОУ
Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «. для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.
Двигательная активность является одним из показателей, обуславливающих здоровье и физическое развитие каждого человека, особенно ребёнка.
Как показывают многочисленные исследования, двигательная активность современных дошкольников существенно отстаёт от должных норм, и в динамике продолжает снижаться.
Социальная обстановка в обществе такова, что родители стремятся развивать своего ребёнка, однако, в большей мере интеллектуально, поскольку именно большой запас знаний, по мнению многих родителей, обуславливает гарантированно достойное существование ребёнка.
Всё это ведёт к существенному сокращению двигательной активности в режиме дня ребёнка.
В такой ситуации, учитывая чрезвычайно важное значение для здоровья и гармоничного развития оптимально организованной двигательно активности, необходимо провести комплекс исследований, посвященный выявлению дефицита двигательной активности современного дошкольника и разработке психолого-педагогических методик восполнения выявленного дефицита.
В связи с этим, тема нашего исследования, посвященная коррекции двигательной активности в режиме дня старшего дошкольника, является, несомненно, актуальной.
Объект исследования — психо-физическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — двигательная активность детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Известно, что двигательная активность детей обусловлена его психо-физическим развитием, генетическими задатками, средовыми условиями и воспитанием.
Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста позволит подобрать психолого-педагогические методы ее коррекции, которые будут способствовать их дальнейшему психо-физическому развитию.
Исходя из данной гипотезы мы определили цель исследования — обосновать методику психолого-педагогической коррекции двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
1.Изучить современное состояние проблемы психолого-педагогической коррекции двигательной активности детей дошкольного возраста.
2.Выявить уровень двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3.На основе полученных данных разработать рекомендации по ее коррекции при помощи психолого-педагогических методов.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение. 2. Наблюдение. 3. Тестирование. 4. Математической обработки полученных результатов. 5. Опроса.
Научная новизна заключается в получении объективных данных о двигательной активности современных дошкольников, разработке моделей оптимизации режима дня в зависимости от дефицита двигательной активности.
Практическая значимость заключается в возможности использования рекомендаций по оптимизации режима дня в жизни дошкольников с дефицитом двигательной активности.
Теоретической базой исследования явились взгляды педагогов, психологов и физиологов на параметры двигательной активности, сформулированные А.Д. Сухаревым, Я.С. Вейнбаумом, В.И. Ковалем и др., положения теории и методики применения игр в воспитании старших дошкольников Л.В. Былевой, Т.И. Осокиной, И.М. Короткова, М.Н. Жукова.
Организация исследования: Исследование осуществлялось в два этапа: — на первом этапе изучалась научно-методическая литература по проблеме данного исследования и разрабатывалась программа исследования;
— на втором этапе проводились исследование, в задачу которого входило выявление двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и разработка методики ее коррекции.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Работа содержит таблицы и рисунки.
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности
В ходе анализа литературы нами установлено, что вопросами оценки двигательной активности человека занимаются представители разных наук: гигиены, медицины, физиологии, психологии и педагогики, поэтому в начале исследования необходимо уточнить понятие «двигательная активность».
Коллектив авторов, В.И. Ильинич и др. (2005) в своём учебнике дают такое определение двигательной активности: «это естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие» [49].
Украинские учёные (Т.Ю. Круцевич и др.) трактуют двигательную активность как неотъемлемую часть образа жизни и поведения детей, которая определяется социально-экономическими и культурными факторами, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей растущего организма, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха детей и подростков.
Однако наиболее лаконичным, но в тоже время информативным, является следующее определение: двигательная активность — это сумма движений, выполняемых в процессе жизнедеятельности организма. Данное определение встречается наиболее часто в изученных литературных источниках [3,21,23,29,45].
Потребность в движении являетсяоднойиз общебиологических потребностей организма, и играет важную роль в жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие человека происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью (40).
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль [29, 45].
Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень двигательной активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный и максимальный уровни двигательной активности.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.
Различают привычную и специально организованную двигательную активность [18,25].
К привычной двигательной активности, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека. Сюда относят усилия, направленные на личную гигиену, приготовление пищи, действия в процессе производственной или учебной деятельности [3,39,51].
Специально организованная двигательная активность включает различные формы занятий физическими упражнениями, активные передвижения на работу или учёбу, игры, прогулки [1,4,34].
Двигательная активность оказывает существенное влияние на развитие человека, и это бесспорный факт, который многократно приводится различными учёными в своих научных трудах [8,12,16, 21, 27].
Однако данное влияние не одинаково в каждом возрасте. В дошкольном возрасте двигательная активность определяет нормальное физическое развитие, укрепляет организм, повышает его сопротивляемость к различным заболеваниям. В школьном возрасте двигательная активность существенно влияет на физическое развитие, умственную работоспособность. У взрослых и пожилых людей от параметров двигательной активности зависит здоровье, работоспособность, продолжительность и качество жизни [8,45,51].
Взаимосвязь двигательной активности и функциональных возможностей организма наблюдается во всех возрастных группа: от новорождённых до пожилых. Двигательная активность влияет на опорно-двигательный и мышечный аппарат, кардиореспираторную систему, обмен веществ, иммунитет человека [27, 31, 36, 42].
Многие учёные посвятили свои научные поиски проблемам мотивации к проявлениям двигательной активности в школьном возрасте.
Как выяснили исследователи, формирование мотивационной сферы начинается в детском возрасте, и на этот процесс совокупно влияет огромное количество факторов [32].
С мотивы к проявлению двигательной активности не одинаковы в различном возрасте, в разных регионах проживания. Массовый опрос учащихся, проведённый НИИ при Бернском университете позволил установить, что наибольшее значение для привлечения детей к регулярным физкультурным занятиям играет фактор развлечения. Немаловажными факторами являются оздоровление, игра, возможность сравнения, дружба, спортивный результат [34, 39, 40].
Мотивы украинских школьников отличаются от швейцарских детей. Здесь важнейшими мотивами являются оздоровление, совершенствование формы тела, активный отдых, развлечение, общение и в меньшей степени -спортивные результат [46].
На проявление двигательной активности существенно влияет структура общекультурных интересов. Данная категория лабильна, и меняется постоянно в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, пропагандируемого образа жизни и других факторов.
Так, например, в последнее время практически в каждой московской семье есть компьютер. Это привело к тому, что дети начинают его осваивать с 4 — 5 летнего возраста, а к 7-9 годам в совершенстве владеют разнообразными компьютерными играми. Поощрением за хорошие отметки и качественные домашние задания является не прогулка на улице с друзьями, как в былые времена, а возможность поиграть за компьютером [8,9,15].
В процессе проведения опросов родителей школьников 7-15 летнего возраста города Москвы было установлено, что в 83% московских семей есть компьютеры, дети начинают знакомиться с компьютером в среднем с 6-7 летнего возраста, в возрасте 8-9 лет практически все, у кого дома есть компьютер, играют в игры на нём. 7-10 летние в среднем проводят за компьютером 1-1,5 часа в день, 11-15 летние по 2 и более часа.
В том случае, если оба родителя работают, никто не контролирует время пребывания ребёнка за компьютером. 58% родителей не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени за компьютером, родители высказывают обеспокоенность лишь за зрение своих детей.
В последнее время участились случаи пребывания детей школьного возраста в компьютерных клубах вместо уроков.
На взгляд учёных, проводивших исследования, такая ситуация с приобщением к компьютеру не как к носителю информации, а как к средству заполнения досуга, является весьма тревожной, не может пагубно не сказаться на здоровье подрастающего поколения и должна быть правильно оценена обществом [21, 35].
Во-первых, то свободное время, которое могло бы быть потрачено на укрепление здоровья через физическую активность, прогулки на свежем воздухе, тратится на пребывание в статической сидячей позе, которую школьник поддерживает в школе 5-7 уроком и дома всё свободное время [8, 40, 42].
Во-вторых, компьютерные игры существенно снижают время живого общения ребёнка со сверстниками, что отрицательно влияет на процесс социализации ребёнка, дети не учатся строить непосредственные, не регламентированные школьным учителем и другими взрослыми отношения, не учатся дружить и взаимодействовать в реальном обществе со своими сверстниками.
В современном обществе нарастают негативные тенденции повсеместного сокращения межличностного общения, что негативно влияет на каждого человека и на общество в целом, и необходимо учитывать тот факт, что организация двигательной активности во всех её проявлениях решает данную проблему, а распространение компьютерных игр, особенно у детей с несформировавшейся психикой, лишь усугубляет её [8, 25, 40].
Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол. Социальные факторы влияют на величину привычной двигательной активности школьников: образ жизни, организация учебно-воспитательного процесса, физическое воспитание. К гигиеническим факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, авторы относят режим дня, чередование видов деятельности, труда и отдыха, разнообразие средств физического воспитания, гигиенические условия окружающей среды и др.[1, 21, 22].
Невозможно не обратить внимание на взаимосвязь здоровья и двигательной активности. Прогрессивные учёные — медики России и других стран оценивают здоровье не со стороны наличия или отсутствия заболеваний, а со стороны жизнестойкости, количества жизненных сил, позволяющих человеку обеспечивать свою ежедневную деятельность, противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний.
Основным средством повышения адаптационных возможностей организма выступает двигательная активность [21, 34].
Двигательная активность позволяет повысить энергопотенциал биосистемы организма человека, выше которого на человека практически не влияют ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания (Апанасенко, 1992).
Наблюдения учёных показывают, что суточный объем двигательной активности детей и подростков с возрастом увеличивается, что, в свою очередь, в определенной мере отражает естественную биологическую потребность в движениях в пубертатный период. С другой стороны, в условиях современной школы, двигательная активность учащихся постепенно уменьшается, что, по всей видимости, обусловлено увеличением учебных нагрузок в старших классах. Такая же тенденция наблюдается и у взрослых. Необходимо отметить, что на двигательную активность оказывают влияние различные факторы: биологические (пол, возраст), социальные, климатические и др. так, например некоторыми авторами отмечается тот факт, что у мужчин двигательная активность несколько выше, чем у представительниц женского пола. Эти различия прослеживаются с самого раннего детства. По данным учёных, двигательная активность городских школьников значительно уступает сельским школьникам [5, 9, 17, 21].
Так же изменения двигательной активности можно наблюдать и в зависимости от сезона года. Так, например, двигательная активность детей и подростков достигает своих наибольших величин в летний период времени, а наименьший — в зимнее время (примерно в 1,2 — 1,5 раза). Динамика двигательной активности следующая: весной она повышается (в основном в мае месяце) и достигает максимальных величин в летнее время, а затем, начиная с осени, постепенно снижается, достигая минимальных величин в зимнее время.
Если двигательную активность в летнее время принять за 100%, то в зимнее время она снижается до 55 — 60 % [21,45].
В заключении данного раздела отметим, что на параметры двигательной активности влияет в совокупности большое количество факторов, весьма важными здесь являются физическое воспитание и оптимальный режим дня, рациональное чередование труда и отдыха, заполнение свободного времени ребёнка физически активным досугом.
1.2 Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников
В отечественной литературе сформировалось 3 метода измерения двигательной активности: по затратам времени на определенные виды деятельности (хронометраж), по количеству произведённых локомоций, шагов(шагометрия),позатратамэнергии[8,14,42].Наиболее информативным и объективным авторам представляется измерение двигательной активности по израсходованной энергии, однако данный способ не может быть применен на больших группах ввиду его значительной трудоемкости [35, 40].
Хронометраж затрат времени на различные виды деятельности
является недостаточно объективным методом, поскольку листы
хронометража заполняют испытуемые или их родители, а они склонны
преувеличивать ежедневную двигательную активность (по данным
сравнительных исследований) [8].
Таким образом, наиболее информативными доступным является шагометрия, однако хронометрирование видов деятельности также может быть использовано в исследованиях как дополнительный метод.
Получаемая в исследованиях величина суточной двигательной активности должна быть оценена. Для такой оценки используют нормы двигательной активности.
Величина двигательной активности колеблется от максимума, доходя до оптимума и минимума. Оптимум двигательной активности является определяются как максимум, так и минимум двигательной активности.
Превышение максимума и принижение отрицательно влияет на здоровье [8].
Для оценки параметров двигательной активности необходимо уточнение понятия «норма».
Норма — зона оптимального функционирования системы.
Сопоставительная норма — устанавливается после сравнения показателей людей, принадлежащих к одной совокупности.
Индивидуальная норма — сравнение показателей одного человека в различных состояниях.
Должная норма — устанавливается на основании требований, которые предъявляются человеку условиями жизни, профессией, бытовыми условиями [2, 18, 21].
Однако представленные определения норм не так однозначны. В медицинской практике неоднократно предпринимались попытки охарактеризовать норму развития человека (Марченко и др. 1990). Под нормой в медицине понимают типичное состояние, характерное для большинства людей, среднестатистическое состояние человека. Однако в настоящее время существуют многие показатели (близорукость, сколиоз, повышенное артериальное давление), присущие большинству людей.
В результате многочисленных исследований было установлено, что человек при детальном рассмотрении весьма далёк от нормы и представляет собой индивидуальную совокупность признаков [21, 45].
На каждого человека влияют различные факторы: наследственность, социальная среда, условия жизни, труда и т.п. что ведет к существенным различиям в морфофункциональном состоянии и особенностях ежедневного поведения.
Как утверждают исследователи (Марченко, 1990, Быстров, 1957, Уильяме, 1960), не существует нормальной группы людей со стабильными, совершенно одинаковыми свойствами — всем людям от младенчества до старости свойственно разнообразие этих свойств.
В литературных источниках, рассматривающих вопросы двигательной активности, представлены нормы двигательной активности детей и взрослых различного возраста [5,17, 23, 26, 45].
В ходе проведения комплексных исследований некоторыми авторами были установлены закономерности влияния различной по продолжительности двигательной активности на организм. Этими же авторами указывается на то, что существует определенная стимулирующая доза двигательной активности, которая может быть оптимальной для различных органов и систем, превышение которой может вызывать угнетающее влияние.
Авторы признают, что гигиенической нормой может считаться проведение ежедневных уроков физической культуры, т.е. 6 часов в неделю, моторная плотность которых может достигать 65 — 70 % с интенсивностью 145-165 ударов в минуту, что соответствует средней и большой нагрузке.
П.А. Пальнау (8) отдает предпочтение энерготратам при нормировании нагрузки двигательного режима школьников и отмечает существенное снижение двигательной активности за день у подростков по сравнению с младшими школьниками.
Некоторые авторы предлагают считать физиологической нормой двигательной активности учащихся I — IV классов — 25 — 30 тысяч шагов в день, для учащихся среднего школьного возраста — 20 — 25 тысяч шагов и для
старшеклассников — 15 — 20 тысяч шагов в день [21, 45].
Как показывают исследования ряда авторов, оптимальная двигательная активность во многом способствует повышению физической и умственной работоспособности, совершенствованию морфо-функционального состояния организма, совершенствованию двигательных качеств и поддержанию их на определенном уровне, активному долголетию. Следует отметить, что оптимальный объём двигательной активности имеет как минимальные, так и максимальные границы, недостаток или превышение которых отрицательно сказываются на состоянии здоровья.
Пределы оптимального объема двигательной активности относительны и динамичны.
Специалисты отмечают [4, 9, 34, 45, 48], чтонаиболееполную информацию о качестве и объеме двигательной активностимогут обеспечить только комплексные исследования, включающие регистрацию числа локомоций, частоту сердечных сокращений в отдельные периоды мышечной деятельности при помощи сумматоров пульса, хронометража, определения энерготрат, учета общего числа организованных и самодеятельных (нерегламентированных) форм двигательной активности.
В соответствии с данными, полученными А.Г. Сухаревым (45) в результате исследований двигательной активности учащихся среднего школьного возраста, установлено, что на выполнение 1000 шагов учащимися данной возрастной группы требуется в среднем от 9 до 10 минут и что энерготраты, связанные с выполнением данной нагрузки, достигают 700 ккал. Экспериментальными исследованиями было установлено, что по количеству затраченной энергии на выполнение 1000 шагов могут быть приравнены: игра в футбол в течение 2,5 минут, выполнение интенсивных физических упражнений в течение 3-х минут или прыжки со скакалкой в течение 1,5 мин. Данный факт указывает на то, что для достижения одного и того же эффекта можно применять различные двигательные задания, либо достичь того же эффекта за менее продолжительное время.
Общей гигиенической нормой суточной двигательной активности (по А.Г. Сухареву) школьников принято считать 15-30 тысяч шагов. Возрастные и половые нормы приведены в таблице 1.
Локомоций, тыс. шагов в сутки
Величина энергозатрат, ккал в сутки
Продолжительность двигательной активности, часов в сутки
Младшая (мальчики и девочки)
Средняя (мальчики и девочки)
Как показали многочисленные исследования последних лет [8, 21, 26], двигательная активность современных школьников колеблется в чрезвычайно широких пределах от 1000 до 25 000 локомоций в сутки, и её сравнение с рекомендуемыми нормами затруднено, поскольку большинство школьников демонстрирует показатели активности, весьма отдаленные от тaк называемых норм, демонстрируя при этом средние показатели физического развития.
В связи с полученными результатами исследований, необходимо признать большую вариативность двигательной активности школьников, которая существенно затрудняет оптимизацию режима дня ребёнка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развития и здоровье (21).
В связи с этим необходимо проводить оценку объективно присущих большинству школьников параметров двигательной активности и оптимизировать режим дня в соответствии с установленными средними параметрами, при этом подходить к оптимизации индивидуально: предусмотреть модель режима дня для мало и много двигающихся детей. Сложные и многогранные задачи воспитания здорового и физически
крепкого подрастающего поколения невозможно решить только на уроках физической культуры в школе. Подготовка к будущей жизни должна осуществляться во всех формах внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, начиная с раннего детства. Решение этой задачи, как считают многие авторы возможно только при условии научного обоснования эффективных средств и методов организации оптимальной двигательной активности с учетом возрастных особенностей детского организма.
Некоторые исследователи указывают на то, что для успешного выполнения контрольных нормативов учебных программ немаловажное значение имеет повышение двигательной активности учащихся, что в свою очередь положительно влияет на совершенствование функциональных возможностей организма [32, 39].
В заключение раздела отметим, что необходимо постоянно проводить оценку современных параметров двигательной активности школьников разных возрастных групп, прослеживая её в динамике, поскольку образ жизни школьников стремительно меняется, причём в сторону снижения двигательнойактивности.Объективносуществующиепараметры двигательной активности современных школьников должны являться отправной точкой для совершенствования режима дня детей.
1.3 Влияние двигательной активности на здоровье человека
Двигательная активность оказывает непосредственное влияние на деятельность всех органов и систем организма человека. Здоровье человека во многом зависит именно от характера и объема физической активности [3, 5, 8].
В данном разделе приведём высказывание Тиссо (XVIII в. Франция): «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения», которое нам позволяет убедиться, что ещё в 18 веке люди понимали значение двигательной активности для укрепления и поддержания здоровья.
При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию -удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д., которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности [40, 42, 51].
Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно-сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.
При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д. [40].
Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.
Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует «задуманной» природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).
Способность человека противостоять гиподинамии — отсутствие мышечной активности — далеко не беспредельна [42,51].
Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости.
Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма, даже на те, которые не имеют непосредственного отношения к мышечной работе, движению.
Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование и взаимодействие постепенно нарушается [42,51].
Раньше считали, что двигательная активность воздействует в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные.
Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было доказано, что при мышечной деятельности возникает явление, получившее название моторно-виcцеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам [51].
Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма.
Активные движения благотворно влияют на становление и развитие регулирующих и координирующих деятельность различных систем организма функций нервной системы. Постоянная тренировка системы кровообращения способствует совершенствованию ее транспортной, защитной и теплорегулирующей функций [2].
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Тренировка дает возможность подростку лучше управлять своим телом, у него появляется сноровка, и тогда никакой труд не утомляет.
Регулярные физические упражнения, как организованные, так и неорганизованные, помогают увеличить массу скелетной мускулатуры, укрепить суставы, связки, способствуют правильному формированию костной ткани [4].
Образ жизни человека, его двигательная активность значительно влияют на состояние его здоровья, физическую и умственную работоспособность. В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса, значительным уменьшением доли физического труда, мышечных усилий, прилагаемых при выполнении различных видов деятельности, в том числе и бытовых, возрастает угроза такого социального явления как гиподинамия.
Потребность организма в дополнительной мышечной деятельности становится с каждым годом все более и более актуальной. Признание этого факта выдвигает целый ряд задач, одной из которых является обоснование рационального режима двигательной активности человека на различных этапах его жизни с позиций гигиены, психологии, педагогики, физиологии и биомеханики [8, 21].
Однако чрезмерная двигательная активность столь же вредна, как и гиподинамия, ибо в этом случае функции организма не обеспечиваются восстановительными процессами в полной мере, что, в свою очередь, истощает иммуно-биологическую систему организма и увеличивает риск заболеваемости. В какой-то степени этим объясняется тот факт, что у 7 — 9% юных спортсменов выявляются нарушения жизнедеятельности организма, обусловленные перенапряжением и нерациональной методикой тренировки.
Ещё в большей мере всё выше перечисленное относится к детям старшего дошкольного возраста. В детстве, в процессе роста и развития, организм дошкольника крайне подвержен отрицательным влияниям от нерационально организованного двигательного режима дня [1, 22, 25].
Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны сформировать оптимальную двигательную активность, потребность у ребёнка в движениях, мышечной деятельность, и тогда, становясь взрослее, дошкольник будет больше двигаться ввиду сложившейся привычки. Поэтому чрезвычайно важно организовать режим дня старшего дошкольника таким образом, чтобы в нём нашлось место для организованной двигательной активности, подвижных игр, развлечений на свежем воздухе, как в дни учёбы, так и выходные дни и в дни отдыха.
***Поскольку представленные исследования посвящены старшим дошкольникам, необходимо отметить, что особенностью двигательной активности в данном возрасте является существенное преобладание подвижных игр над остальными видами физических упражнений. В программе по физической культуре до 80% всего времени отводится именно подвижным играм, у старших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в ходе которой ребёнок развивается, познаёт мир, осваивает новые виды движений (1,3).
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. Игры оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма (6,7).
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах, содействуют развитию и совершенствованию различных анализаторов.
Подвижные игры всегда эмоциональны. Эмоциональное состояние характеризуется усиленным выделением гормона адреналина, повышают мышечную деятельность, активизируют деятельность центральной нервной системы (6,10,20).
Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, благодаря чему усиливается обмен веществ, увеличивается приток кислорода, что благотворно отражается на всем организме. К тому же, игры на открытом воздухе содействуют закаливанию детей.
Под влиянием физических упражнений, применяемых в подвижных играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции (24,27,37).
Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры содействует развитию отрицательных эмоций, нарушает нормальный ход нервных процессов, что нередко является причиной стрессов, приносит вред здоровью (12, 13, 16).
Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение.
Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.
Подвижные игры при регулярном их проведении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными.
В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия. Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности (12).
Подвижные игры могут быть средством активного отдыха после длительной умственной деятельности.
При отставании физического развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.
Игры с элементами корригирующей гимнастики способствуют воспитанию правильной осанки, вызывают полезные морфологические и физиологические сдвиги (38,43).
Игра есть деятельность, которой, начиная с рождения ребенка, принадлежит большая роль в формировании личности. В игре дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Педагоги физического воспитания отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре [6, 7, 11].
Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.
В руках педагога игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Н.К. Крупская: «Мы знаем, что дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь» [11, 12, 14].
Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта.
Большое образовательное значение имеют игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в оздоровительных и спортивных лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях на природу.
Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, спортсменам, занимающимся спортивным ориентированием [19, 20, 24].
Подвижные игры с небольшими предметами (камушками, мешочками, малыми мячами, палочками, флажками и др.) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста.
Большое образовательное значение имеет знакомство детей с народными играми в нашей многонациональной стране. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями. Все это способствует патриотическому и интернациональному воспитанию. В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (входящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры, вожака и др.), которые способствуют развитию у них организаторских навыков и умений [6, 27, 32, 33].
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. При чем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе, что жизненно важно [9, 33].
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно реагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы) [6, 33].
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.
Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивает выносливость. Игры, связанные с частыми изменениями направления, амплитуды движений, способствуют воспитанию гибкости. Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании детей.
Многие подвижные игры связаны с сюжетом, который раскрывается в имитации животного мира, явлений природы, трудовых действий и взаимоотношений взрослых. Игры активизируют познавательную деятельность, обогащают детей знаниями, новыми представлениями, направляют и активизируют наблюдательность, внимание и двигательную память, сообразительность. Подвижная игра носит коллективный характер и приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга [10, 11, 20].
Участвуя в коллективной игре, ребенок должен жертвовать своими интересами ради интереса товарищей, интереса команды: уступить место товарищу, находившемуся в лучшем положении, чтобы добиться результата, стараться выручить попавшего в «плен», стремиться выполнить движение побыстрее, что бы улучшить положение своей команды и т.п. Чувство солидарности и товарищества воспитывается в играх постепенно. От детей дошкольного и младшего школьного возраста требуется только согласование своих действий в играх с товарищами [7, 9, 11].
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команде другой. В связи с этим перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильные действия и выполнить его. В силу этого игры помогают самопознанию участвующих в них.
Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Все это способствует воспитанию воли [11].
Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. Первые проявления художественного творчества у детей, как правило, принимают форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т.п. [12, 41].
Воображение и творчество развиваются не только в ролевых играх, организационных подвижных играх с сюжетным содержанием. Игры, отражающие окружающую действительность, построены в детском понимании на поражении отдельным персонажам, разыгрывании событий с распределением ролей, в исполнении которых дети вносят свое творческое воображение. В процессе таких игр творческое воображение развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению [28, 30, 31].
Организованные игры с музыкальным сопровождением развивают у детей музыкальность. Педагоги используют игровой метод, в музыкальном воспитании детей: игра с движением под музыку способствует лучшему усвоению характера и формы музыки. В хороводных и музыкальных играх ребенок проявляет свои первые танцевальные способности.
В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие его в нужном направлении. Не одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой ребенок обнаруживает все стороны своего характера, часто замкнутый в классе он совершенно по иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям [11, 12].
Таким образом, в данном разделе мы представили характеристику влияния подвижных игр на младшего школьника, которая позволяет установить, что подвижные игры являются универсальным средством повышения уровня двигательной активности, поскольку многосторонне и гармонично, одновременно с увеличением двигательной активности, развивают ребёнка, доставляют им эмоциональную радость, закрепляют свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивают и закаляют детский организм, совершенствуют те качества и навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.
Как было сказано в предыдущем разделе, подвижные игры включаются во все формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры занимают ведущее место в жизни детей. Это
объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям старшего дошкольного возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма [3, 9, 15, 18].
Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая ходьба, прыжки, дети лучше усваивают в играх. Они легче воспринимают движения, облеченные в конкретные, понятные им образы.
Разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.
При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают перенапряжением, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует возникновению отклонений в физическом развитии. С другой стороны, неоправданное повышение физических нагрузок также может пагубно влиять на развитие растущего организма ребенка. Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре.
Двигательная активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.
Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т.д.). В дошкольном учреждении при оценке режима двигательной активности объем движений часто определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет — 9—9,5 тыс., 4 лет — 10— 10,5 тыс., 5 лет — 11—12 тыс., 6 лет — 13—13,5 тыс. Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.
Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании).
Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений (табл. 1).
Колебания частоты сердечных сокращений при выполнении различных физических упражнений у детей 5— 7 лет (в мин) *
источник