Меню Рубрики

Анализ организации воспитателем трудовой деятельности детей

Трудовой уголок в подготовительной группе детского сада представлен необходимыми для трудовой деятельности материалами. В данной группе трудовой уголок включает в себя 3 отдела:

· трудовое оборудование, необходимое для знакомства с различными профессиями и необходимое для ролевых игр в «Магазин», «Больницу» и и т.д.;

· материалы, необходимые для изготовления поделок в ходе ручного труда ( эти материалы находятся в специально отведенном месте под контролем воспитателя, т.к. включают в себя ножницы, клей, шило и т.д., т.е. предметы, которыми дети могут нанести вред):

· трудовое оборудование для хозяйственно-бытового труда (веник, тряпки, швабра и т.д.).

Все трудовое оборудование знакомо детям, знают правила его использования. Все оборудование соответствует гигиеническим и педагогическим требованиям.

В группе установлено дежурство детей, когда через 2 дня дети выполняют разные виды работ: дежурство по столовой, дежурство по игровому уголку, дежурство по уголку природы, дежурство в раздевалке. Воспитатель проводит смену видов дежурств каждые 2 дня и вместе с детьми оценивает качество работы (самооценка, взаимооценка).

Анализ трудовой деятельности детей

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное и нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В ходе трудовой ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. В процессе трудовой деятельности у него появляется способность планировать свои действия, совершенствовать ручные движения и умственные операции, воображение и представление.

Под трудовой деятельностью в дошкольном возрасте понимается деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов. Ее развитые формы не характерны для дошкольников, они формируются позднее. В детстве развиваются некоторые предпосылки участия в дальнейшем производительном труде по следующим направлениям: складываются определенные представления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений; развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность.

Дошкольник выполняет различные трудовые поручения. Нередко он выполняет их совместно с другими детьми и поэтому учится распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно он начинает осознавать взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включается в общее дело. Дети учатся планировать свою работу, разделять ее на составные части.

Выполняя трудовые действия, дошкольники обучаются различным трудовым действия, приобретают трудовые навыки и умения. В итоге они начинают понимать смысл труда, его важность и необходимость, его значение для других людей.

Основные виды труда, которыми занимаются дошкольники: работа: в уголке природы, уборка групповой комнаты, труд по самообслуживанию, ручной труд. Чаще всего, в основных видах трудовой деятельности (труд по самообслуживанию, ручной труд, первичное знакомство с профессиями) заняты все дети. В организацию трудовой деятельности в уголке природы и в группе особо включены дежурные, которые назначены воспитателем (со сменой через 2 дня), но тем не менее, им также помогают ребята.

Опираясь на собственные наблюдения, всех детей в группе условно можно разделить на 4 категории, в зависимости от их отношения к труду:

1 – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – это дело помощника, воспитателя и других детей. Необходим систематический внешний контроль.

2 – отношение к дежурству неустойчивое, качество дежурства зависит от настроения. Трудится без контроля, но только во время дежурства. Чаще всего делают только то, что входит в его обязанности.

3 – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимание на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными. Помогают другим. Проявляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (Катя В., Вадим С.)

4 – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной трудовой деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в различных видах деятельности. Переносят сформированное качество в другие виды деятельности: все доводит до конца, помогает другим, убирает за собой, стремится добиваться в работе высокого результата (Валентин К.)

В зависимости от формы организации труда, проявляются особенности руководства. В знакомых видах деятельности детям предоставляется самостоятельность и в конце работы анализируется успешность или неуспешность ее выполнения (чаще всего при помощи самооценки и взаимооценки). В видах деятельности, таких как ручной труд, воспитатель контролирует процесс выполнения работы, но всегда побуждает ребенка к проявлению самостоятельности в ходе выполнения работы и ее проверки.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1020 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Проанализируйте задачи формирования трудовых умений детей для данной возрастной группы, содержание и объем трудовых действий в разных видах труда для данной возрастной группы (по программе «От рождения до школы»).На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за организацией воспитателя трудовой деятельности детей или их самостоятельными трудовыми проявлениями.

Результаты наблюдений внесите в протокол и затем проанализируйте по предложенным ниже вопросам.В протоколе необходимо отразить все структурные части трудового процесса: мотивацию и постановку цели труда, планирование трудового процесса, подготовку и уборку оборудования и материалов, ход труда, оценку его результатов.

Все обращения воспитателя к детям и их ответы по возможности впишите в протокол в прямой речи. Более детально проведите наблюдение за 1 – 2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакцию на действия и речь воспитателя и сверстников.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Содержание работы: ________________________________________________

Количество участвующих детей: ______________________________________

Формы организации труда: _________________________________________ ___

(для коллективного труда – формы объединения детей в труде)

Структурная часть Действия и речь педагога Действия и речь детей Примечания
Мотивация детей на труд
Постановка цели труда
Планирование трудового процесса
Подготовка оборудования, материалов, себя и рабочего места
Ход работы
Уборка материалов и оборудования
Оценка результатов труда

Вопросы для анализа организации труда, формирования умений трудовой деятельности дошкольников:

1. Определите соответствие содержания и объема работы требованиям образовательной программы для данной возрастной группы.

2. Определите соответствие поставленных педагогом задач программным требованиям, особенностям отдельных детей.

3. Определите соответствие форм организации труда (в коллективном труде – форм объединения детей) уровню развития трудовой деятельности детей, имеющемуся у них опыту.

4. Оцените воспитательное значение приемов мотивации ипостановки цели труда педагогом:

а. насколько убеждают детей в значимости работы:

б. как воздействуют на чувства, стимулируют желание добиться поставленной цели;

в. насколько учат самостоятельно определять необходимость работы, ее качественного выполнения;

5. Оцените воспитание детей в процессе планирования трудового процесса:

а. какой способ планирования выбран педагогом (действие детей по плану, предложенному воспитателем, планирование – указания, планирование по вопросам к детям, коллективное планирование детьми), соответствует ли он опыту детей;

б. охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, подготовку себя, последовательность и способы исполнения трудовых операций), предусматривает ли самоконтроль работы детьми;

в. в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

6. Оцените воспитание детей в процессе выполнения работы:

а. насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

б. какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников в труде и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним (предотвращает либо разрешает конфликты);

в. насколько приемы руководства педагога способствуют решению поставленных задач по формированию трудовых умений и воспитанию положительных качеств личности детей;

г. оцените трудовые действия детей с точки зрения их рациональности, целесообразности, последовательности действий; как педагог совершенствует трудовые навыки детей в процессе труда;

7. Оцените отношение детей к результату своей (или общей) трудовой деятельности:

а. отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б. самостоятельность детей в оценке своей работы, работы сверстников;

в. характер оценки работы сверстников (положительный, критический, негативный);

г. какими приемами пользуется педагог для формирования у детей умений оценки своего труда, нахождения причин ошибок или удач.

По результатам анализа составьте описание состояния организации трудовой деятельности детей данной группы, отметьте положительные стороны работы, ее недостатки. Определите направления коррекции и улучшения работы, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8342 — | 7965 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Екатерина Купрейчик
Анализ трудовой деятельности

Анализ трудовой деятельности.

Дата проведения: 08.11.2018г.

Материал, наглядное пособие, оборудование для трудовой деятельности было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.

Цель: систематизировать знания детей о приемах и последовательности ухода за растениями.

Вводной части решалась задача:

-Воспитывать у детей интерес к растениям.

В основной части решались задачи:

— Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы.

-Упражнять детей в умении определять растения нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий.

Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.

Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками.

— Закреплять знания о действиях с инвентарем.

Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность.

-Развивать диалогическую речь.

В заключительной части решалась задача:

— Развивать диалогическую речь.

Цель, задачи трудовой деятельности соответствует программным требованиям возрастной группы.

Вводной части трудовой деятельности педагог заинтересовал детей предстоящей деятельностью звонком от Карлсона.

В основной части для создания положительной мотивации использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.

В заключительной части — анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.

Все части были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.

— словесный (для вопросов детям, поощрения);

— практический (в выполнении задания);

— метод контроля анализе выполненных работ – одобрение и похвалы).

Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.

Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.

Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.

Анализируя, проведённую деятельность, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.

Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей. Их любознательность, интерес к окружающему, чувствовалось на протяжении всей деятельности.

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Развитие речи во время трудовой деятельности В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью решаются коррекционные задачи: развиваются и совершенствуются.

Фотоотчет о трудовой деятельности на участке Ни для кого не секрет, что труд — важнейшее средство воспитания, начиная с раннего возраста. В процессе труда формируется личность ребенка,.

Итоговое занятие по трудовой деятельности «Черенкование растений» Закрепляется представление о том, что растение можно вырастить из черенка, дается представление о способах ухода за черенками. Решаются.

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

Материалы и оборудование для трудовой деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 г. ЛИПЕЦКА МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Перспективное планирование трудовой деятельности младшей группы I квартал Самообслуживание Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки. Знать свое полотенце и пользоваться.

Фотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группе Из всех видов трудовой деятельности в летний период, доступной ребенку — дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду.

источник

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Общие выводы и рекомендации

Список используемой литературы

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

— подчеркивают общественную значимость труда;

— следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

— строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

— постепенно расширяют самостоятельность детей;

— создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

— направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Через основные формы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия. Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старших группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Простой анализ общественных ситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют эту потребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама», лечит «как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли. Для того, чтобы старшие дошкольники понимали, всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых, следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

В ходе наблюдения за организацией и содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:

1) Какая трудовая деятельность имела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:

а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);

б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);

в) по уголку природы (готовят и дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистят клетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).

2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:

а) хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал, моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);

б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);

Осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы, подкармливают зимующих птиц.

Весной поливают всходы, высаживают рассаду в огороде и цветнике.

Летом продолжают уход за растениями огорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);

Работа с бумагой, картоном, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.

Работа с тканью: шитье кукольной одежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришивание пуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовлении игрушек и т.п.

Работа с природным материалом: мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).

3) Определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

4) Охарактеризованы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам:

— трудолюбие в процессе дежурств;

— представления о труде взрослых.

Диагностика проведена с детьми старшей группы, в составе из 6 человек.

1) Ребёнку предлагается потрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

— ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

— ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

— ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

— самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

— предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

— не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

— ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

— результат труда определяет при помощи взрослого;

— не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

— ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

— раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

— не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

— самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

— с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

— не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

— все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

— отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

— качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Название: Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: отчет по практике Добавлен 04:39:24 19 июля 2010 Похожие работы
Просмотров: 16212 Комментариев: 20 Оценило: 6 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать

отобрать необходимое оборудование

Фамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б
Горлинская Софья Б Б А А Б Б
Ильченко Денис Б В Б В В В
Ионова Вера В В В Б В В
Шилин Иван В В Б Б Б Б
Шпак Сергей Б В А Б Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

отобрать необходимое оборудование

Уровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс 6. Освоение трудовых навыков и умений
Высокий 3 4 1 1 2 2
Средний 3 2 3 4 4 4
Низкий 2 1

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Воробьева Валерия В Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В В
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Уровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Высокий 2 1
Средний 4 5
Низкий
1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.
2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда

Фамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Воробьева Валерия Б Б
Горлинская Софья Б Б
Ильченко Денис Б Б
Ионова Вера В Б
Шилин Иван Б Б
Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Уровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел
Высокий 1
Средний 5 6
Низкий

Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Ф.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения
Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22
Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19
Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28
Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30
Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22
Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Низкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов)
4 2

1.У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

2.В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств

За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.

В ходе этого исследования мы определяли:

— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;

— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;

— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;

— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;

— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.

Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А
Читайте также:  Анализ на гепатит в для детей

Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:

Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству

Уровень отношения Дежурство
по столовой в игровом уголке в уголке природы
Высокий
Выше среднего
Средний 2 1 1
Ниже среднего 3 4 2
Низкий 1 1 3

Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.

Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.

Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.

Читайте также:  Анализ на гипотиреоз у детей

Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.

2.3 Диагностика представлений о труде взрослых

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Были составлены вопросы для беседы.

Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.

Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?

По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.

Предложено объяснить процесс работы данной профессии.

Ответы детей занесены в Таблицу 11.

Таблица 11 — Обработка данных. Результаты по каждой беседе

Ребенок Профессия Орудия труда Процесс труда (что делает?)
Капитан Катается на корабле, ловит рыбу
Водитель Руль Возит груз
Летчик Летает в небе
Учитель Доска Учит детей
Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям
Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет
Врач Градусник, укол, очки Делает укол
Пожарник Машина, вода Тушит огонь
Летчик Самолет, очки Летает
Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко
Пекарь Булочки, тесто Печет булочки
Милиционер «Палочка» Ищет преступников
Ионова Вера Космонавт Космический корабль Летает в космосе
Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке
Матрос Корабль Катается на корабле, служит
Учитель Учит детей
Машина, руль, Возит людей
Врач Градусник, таблетки Лечит
Шпак Сергей Продавец Весы Продает
Кассир Касса
Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы
Плотник Молоток, пила Делает мебель

Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Шпак Сергей много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – не смог ответить, что делает на работе кассир.

Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).

Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Читайте также:  Анализ на герпетическую инфекцию у детей

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

— рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;

— перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.

— выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.

— обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.

Список используемой литературы

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.

2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.

3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.

6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.

7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.

8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.

9. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.

10. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXIвек. — 2008. — №4. — С.36-40.

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Ребенок проявляет полную самостоятельность в самообслуживании

— использует имеющиеся умения для освоения новых трудовых процессов

— испытывает чувство удовлетворения от хорошо выполненного дела, реализации рудового замысла

источник

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ»

Екатерина Теселкина
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ»

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля» № 565 от 18.10.2017г., методистом дошкольного образования ___ был проведен оперативный контроль по теме: «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ».

Срок проверки: 01.11.2017 — 01.12.2017 года.

1. Краткое описание проблемы и формулировка целей.

Известно, что одной из основ нравственно — патриотического воспитания является трудовое воспитание. Но проблема в том, что дети имеют недостаточные представления о труде взрослых и недостаточно сформированные трудовые навыки, а ФГОС дошкольного образования направлен на решение ряда таких задач, как: владение детьми навыками самообслуживания; стремление проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявление навыков опрятности, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий, использование специфических, культурно фиксированных предметных действий, знание назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умение пользоваться ими, а также предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни: умение рассказывать о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков, владение приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Умение видеть, когда нужно вымыть руки или причесаться, внимательность к поручениям взрослых, проявление самостоятельности инастойчивости в их выполнении, сотрудничество с ними

Исходя из этой проблемы, были определена цели и поставлены задачи.

Цель: Формирование педагогической компетентности в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста

Проанализировать уровень планирования работы.

— Обогатить предметно-пространственную среду.

— Оценить знания педагогов по методике приобщения дошкольников к труду

— Определить уровень развития трудовых навыков детей.

Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

В данный период был осуществлён контроль:

1 группа — группа раннего возраста

2. Состав экспертной группы (только должность).

— Заведующий МБДОУ детский сад

Для повышения профессиональной компетентности педагогов по данной

проблеме и в рамках подготовки к педагогическому совету № 3

методической службой дошкольного отделения были организованы и

проведены разные формы работы с педагогическим коллективом, а именно:

1. Анализ календарного планирования воспитателей.

Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп

2. Анализ предметно-пространственной среды по трудовому воспитанию

Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп

3. Открытый просмотр организационной деятельности «Процесс кормления в группе раннего возраста»

Ответственны: педагог 1 группы

4. Экскурсия с детьми на кухню с последующим представление фотоотчета

Ответственный: педагог 2 группы

5. Экскурсия с детьми в магазин с последующим представление фотоотчета

Ответственный: педагог 3 группы

6. Открытый просмотр организационной деятельности по хозяйственно-бытовому труду «Мытье модулей»

Ответственный: педагог 4 группы

7. Творческий конкурс для родителей «Форма дежурных»

Ответственные: педагоги 1,2,3,4 групп, родители

В ходе контроля были выявлены следующие результаты:

Анализ календарных планов воспитательно- образовательной работы воспитателей всех возрастных групп показал, что планирование работы по трудовому воспитанию ведется постоянно.

Воспитатели планируют следующие виды труда: самообслуживание хозяйственно-бытовой труд в условиях природы, ручной, художественно-прикладной труд. Все виды трудовой деятельности планируются в различных видах организованной образовательной деятельности как ее часть, а также в режимных моментах.

Однако, в планах недостаточно отражаются индивидуальные трудовые поручения, не указываются фамилии, имена детей. Мало планируется хозяйственно-бытовой труд.

— В ходе тематической проверки была обследована предметно — развивающая среда по трудовому деятельности во всех возрастных группах. Проверка показала, что среда соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям

В группах имеются в наличии фартучки, косынки, пилотки для дежурства по столовой (группы 2, 3, 4). фартуки клеенчатые, тканевые, палочки-рыхлители, пульверизаторы мелкие и крупные; тряпочки для протирания крупных листьев (группы 1, 2, 4); большая клеенка на стол для работы с цветами для дежурства в центре живой природы (группы 2, 4); тазик для протирания пыли и мытья игрушек (группы 1, 2, 4); тряпочки для протирания пыли на подгруппу; веревка и прицепки для развешивания кукольного белья; стенд для фотографий или картинок детей для хозяйственно-бытового труда; ·подборка сухих листьев и веток для изготовления; набор для рукоделия (для девочек, набор для столярных и плотницких работ (для мальчиков, наборы бумаги, картона, бросового материала для изготовления игрушек для ручного труда. Трудовой инвентарь соответствуют возрасту детей, программным задачам, эстетически оформлены (группы 2, 4).

В группе 2 педагогом сделаны дидактические игры: «Накроем стол для кукол», д/и » Что сначала, что потом», » д/и » Угадай профессию».

В группах № 1, 3, 4 нет изготовленных своими руками дидактические пособия. Центры по трудовой деятельности недостаточно оборудованы. Отсутствуют модели: в старшей группе каждого комнатного растения; последовательности ухода за растением, модель посадки огорода на окне; модель последовательности перевалки и пересадки растения; модель последовательности стирки белья; в средней группе — модель или алгоритм последовательности подготовки столов к разным видам занятий.

— К тематической проверке проведены открытые просмотры организационной деятельности

Режимные моменты по трудовому воспитанию были построены методически правильно.

Педагог группы раннего возраста осветил процесс самообслуживания у детей во время приема пищи. Дети показали умение перед едой тщательно мыть руки, пользоваться бумажной салфеткой, съедать положенную им порцию, брать пищу понемногу, есть не торопясь, пережевывая пищу. Надо отметить, что перед едой мыли руки дети более активные, поэтому они быстро съедали положенную порцию и им было нечем заняться.

Педагог старшей группы представил вниманию процесс хозяйственно-бытового труда по мытью модулей, что соответствовало требованиям программы воспитания в детском саду

Дети владели необходимыми трудовыми умениями и навыками и лишь некоторые затруднились выполнить трудовые действия без показа. Уборка рабочего времени в основном легла на плечи педагога.

Педагог младшей группы и педагог средней группы предоставили фотоотчеты экскурсий с детьми на кухню и в магазин и поведали о том, что дети получили необходимые знания о труде повара и продавца. На фотографиях было видно, что дети стоят кучно, мешают друг другу рассматривать взрослых.

— В ходе проверки проанализирована работа с родителями. Анализ материалов родительских уголков показал, что в группах имеются консультации для родителей трудовому воспитанию.

Оформлены папки — ширмы в группах №1 «Я сам», группа №2 » Значение труда в воспитании«, группа №3 «». Недостаточно проведена работа с родителями в группах № 4,по трудовому воспитанию.

Однако, следует отметить недостаточную работу с родителями по разделу «Хозяйственно-бытовой труд«.

По результатам тематической проверки можно сделать следующие выводы: трудового воспитания актуальна и она в ДОУ решается: через НОД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок. В группах созданы условия для трудовой деятельности детей. Однако, недостаточным оказалось планирование хозяйственно-бытового труда

Среди родителей были проведены конкурс «Форма дежурных», благодаря чему, предметно-пространственная среда была пополнена мастерски сшитыми своими руками форма для дежурств.

На основании вышесказанного, педагогам были разработаны рекомендации.

1. Всем педагогам планировать в календарных планах индивидуальные трудовые поручения, указывать фамилии, имена детей. Планировать хозяйственно-бытовой труд с группой и подгруппами.

2. Педагогам групп № 1,4 продумать зонирование для трудовой деятельности, пополнить трудовыми орудиями.

3. Педагогу группы 1 тщательно продумать процесс мытья рук детей, пассивных и которые медленно едят

4. Педагогу 2 группы тщательнее планировать экскурсию на кухню, продумывать расположение детей во время рассматривания трудовых действий повара.

5. Педагогу 3 группы тщательнее планировать экскурсию в магазин, продумывать расположение детей во время рассматривания трудовых действий продавца.

6. Педагогу группу 4 продумывать планирование индивидуальной работы по трудовой деятельности, обращать внимание детей неуверенных, которым требуется помощь по показу действий. Организовывать уборку рабочего места детьми

7. Всем группам выразить благодарность за тесное сотрудничество с родителями по обогащению предметно-пространственной среды формами для дежурства

Методист дошкольного образования ___ /___/

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников» В МДОУ ___ в период с.

Аналитическая справка по итогам мониторинга в группе ОРН для детей от 3 до 4 лет 4 МАДОУ №15 «Югорка» Аналитическая справка по итогам мониторинга Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 лет до 4 МАДОУ №15.

Аналитическая справка по итогам просмотра непосредственной образовательной деятельности в детском саду Аналитическая справка по итогам «Просмотр НОД» МКДОУ детский сад№196 комбинированного вида «Подснежник» г. Новосибирск 4 декабря 2019.

Аналитическая справка по результатам персонального контроля «Утренний прием детей» В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» в период с 10.09 по 14.09. 2018 года был проведен персональный.

Аналитическая справка по результатам предварительного контроля «Организация игровой деятельности» В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167» на 2018-2019 учебный год, с 15 октября по 19 октября.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Выстраивание индивидуальной образовательной траектории развития ребёнка (ИОТР).

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» в период с 15 октября по 2 ноября 2018 года был проведен.

источник

Ознакомление с трудом взрослых баллы Навыки самообслуживания баллы Трудовые умения баллы баллы Результативность труда баллы Общение со сверстниками баллы
Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) 1 1 — ребенок устойчиво проявляет трудолюбие 1 — ребенок оценивает результат своего труда 1 — учит других тому, что умеет сам 1
— имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли 1 по уголку природы 1 — способен к деловому сотрудничеству 1
— знает и выполняет требования гигиены 1 — умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь 1 — посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой 1 — владеет организаторскими способностями 1
— умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии 1 — планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс 1 — уважительно относится к результатам труда других людей — культурен в общении со сверстниками 1
— имеет общие представления о работе близких людей 1 — владеет способами конструирования из бумаги 1 1 — ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда 1
— умело пользуется ножницами 1
— понимает материальную ценность труда для людей 1 — умеет работать с природным материалом 1