Меню Рубрики

Анализ организации питания детей в доу

1. Соответствие организации питания в ДОУ требованиям законодательства в сфере образования

1.1 Систематизация нормативно-правовой базы по организации и контролю питания в дошкольных образовательных учреждениях: наличие пакета документов в ДОУ федерального, областного, муниципального уровней, регламентирующие организацию детского питания в МБДОУ:

Локальные акты по организации питания в ДОУ

1. Положение об организации питания МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
2. Положение о Совете по питанию МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
3. Положение о бракеражной комиссии МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
4. Положение о приемочной комиссии МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
5. Приказ «Об организации питания в МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна»
6. Приказ «О создании бракеражной комиссии»

1.2 Отсутствие (наличие) предписаний надзорных органов по организации питания в ДОУ

По итогам 2018 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.3.Наличие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов

Отсутствуют штрафные санкции по итогам проверок надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.4.Результаты исполнения предписаний

По итогам 2018 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

1.5.Отсутствие жалоб со стороны родителей на организацию питания в ДОУ

Отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей на организацию питания в МБДОУ д/с №141 г. Пензы «Маленькая страна».

2 Делопроизводство организации питания в ДОУ

2.1 Наличие документации по организации питания

В ДОУ имеется в наличии следующая документация:

  • Журнал учета продуктов;
  • Журнал бракеража сырой продукции;
  • Договоры на оказание ветеринарных услуг;
  • Декларации и сертификаты на продукцию;
  • Технологические карты;
  • Журнал питьевого режима;
  • Тетрадь контроля за закладкой продуктов на пищеблоке;
  • Журнал бракеража готовой кулинарной продукции;
  • Журнал учета биологических отходов;
  • Журнал «Здоровье»;
  • Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд;
  • Журнал отходов;
  • Журнал разделки мяса;
  • Санитарные требования к состоянию пищеблока;
  • Инструкция по измерению объема блюд;
  • Инструкция по правилам кулинарной обработки продуктов;
  • Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование;
  • Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.
  • удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;
  • свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение).

2.2 Наличие 10-ти дневного меню, утвержденного руководителем ДОУ

Питание организовано в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ №141 г.Пензы «Маленькая страна», с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. Меню разработано совместно шеф-поваром, экономистом и медицинским работником детского сада. Составляя меню, сотрудники в детском саду учитывали: суточный набор продуктов и норм питания на одного воспитанника; объем порций; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; нормы потерь при холодной и тепловой обработке; данные о химическом составе продуктов и блюд.

2.3.Наличие технологических карт

В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Технологическая карта включает в себя следующую информацию: рецептура (раскладка продуктов); пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы); технологическая карта приготовления блюда в ДОУ (технология приготовления блюда, органолептическая оценка (оценка качества) блюда).
Технологические карты разработаны с использованием сборника технологических нормативов, рецептур блюд и кулинарных изделий для дошкольных организаций и детских оздоровительных учреждений под общей редакцией профессора Перевалова А.Я. Данный сборник рекомендован для питания детей дошкольного возраста Уральским региональным центром питания, сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для питания детей в дошкольных организациях под общей редакцией Могильного М.П., Тутельяна В.А.

3 Организация питания на пищеблоке ДОУ

3.1 Наличие помещений пищеблока в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Помещение пищеблока оборудовано: горячий цех, мясной цех, овощной цех.

3.2.Наличие технологического оборудования пищеблока, его состояние

Техническая база пищеблока ДОУ — устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания. Пищеблок оснащен необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все технологическое и холодильное оборудование исправно (наличие технических паспортов акт о готовности технологического оборудования на 2018-2019 г.г. ООО «СПЕЦЭЛЕКТРОМОНТАЖ») и готово к эксплуатации. Технологическое оборудование оснащено локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.

В наличии имеется: жарочный шкаф, электрические плиты, кипятильник водонагревательный, мембранный бак для системы водоснабжения, универсальный привод, мясорубка для вареного мяса, мясорубка для сырого мяса, холодильные машины, морозильная камера, картофелечистка, универсальный привод для сырых овощей, миксер.

3.3.Соответствие оборудования пищеблока требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13

Пищеблок оснащен производственным инвентарем, кухонной посудой. На складе все продукты хранятся на стеллажах и подтоварниках, согласно требованиям ГОСТ.

Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают предъявляемым требованиям:

  • наличие цельнометаллических столов, предназначенных для обработки пищевых продуктов;
  • наличие для разделки сырых и готовых продуктов отдельных разделочных столов, промаркированных ножей и досок;
  • наличие посуды, изготовленной из безопасных для здоровья человека материалов, используемой для приготовления и хранения пищи;
  • наличие маркировки для кухонной посуды, столов, оборудования, инвентаря.

Моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.

3.4.Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов СанПиН 2.4.1.3049-13

Для разделки сырых и готовых продуктов имеются отдельные разделочные столы, ножи и доски. Кисель и компот готовят в посуде из нержавеющей стали. При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассирование, тушение (жарка не допускается). В целях профилактики гиповитаминозов у детей круглогодично проводится искусственная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.

3.5. Санитарное состояние пищеблока, кладовых ДОУ

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке ДОУ регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке.
На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.). Установлена душевая кабина для сотрудников пищеблока.

4 Организация питания детей в группе

4.1 Создание безопасных условий и гигиенической обстановки при подготовке и во время приема пищи

Процесс приема пищи детей происходит по группам, где на специально отведенной территории установлены столы и стулья. Помощники воспитателя получают блюда на раздаче, на кухне и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда в определенное время с разницей в 3-5 минут, согласно утвержденному графику выдачи пищи. Кухня (пищеблок) находится в помещении ДОУ на первом этаже. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещено. Перед каждой раздачей пищи детям помощник воспитателя проветривает помещение промывает столы горячей водой с мылом, тщательно моет руки, надевает специальную одежду для получения и раздачи пищи, сервирует столы в соответствии с приемом пищи и возрастом детей. Обязательным условием проведения процесса питания является подготовка помещения: правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей (столы и стулья соответствуют росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами). В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность питьевой воды через ее кипячение и сменой воды каждые 2 часа, что обеспечивает удовлетворение детей в жидкости в течение всего дня.

4.2 Воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи

Важным фактором обеспечения благоприятных условий приема пищи является подача пищи и постепенная смена блюд. Смену блюд мы производим после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. В процессе еды воспитатели следят, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости, воспитатель, не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает правильные способы обращения со столовыми приборами. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания — о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, являются предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми в совместной образовательной деятельности.

В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. В группах младшего возраста, с культурно-гигиеническими навыками, культурой еды, воспитанники знакомятся в процессе игры с любимой игрушкой («Покормим куклу Катю», «День рожденья Аленки»). Действуя с куклой, воспитатель обучает элементарным, но важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, в старших группах — ножом), контролировать свой внешний вид во время еды, а пользоваться по мере необходимости салфеткой. В старших группах воспитанники изучают правила общепринятого этикета: учатся вести себя в общественных местах (в кафе, ресторанах, гостях) закрепляются эти правила в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Семья», «В гостях», «День рождение друга (подруги)», а также на досугах и праздниках. Данный вид деятельности считаем актуальным и продуктивным, отвечающим современным запросам родителей.

4.3.Соблюдение требований сервировки с учетом возраста детей. Эстетика сервировки

Каждая группа обеспечена необходимой посудой и приборами в соответствии с возрастом и количеством детей: устойчивые чашки с блюдцами (бокалы), небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные и столовые, плоские вилки, неострые ножи.

Ежедневно столы накрываются скатертью или моющейся индивидуальной салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола. В каждой группе воспитатели совместно с родителями разработали дизайн скатертей и пошили праздничные скатерти и салфетки на столы.

Дети активно принимают участие в дежурстве. Дежурство — «традиционная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Дежурства помогают решить вопросы нравственно — этического воспитания детей. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми. Благодаря дежурству в детях воспитываем ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду. Для детей младшего возраста, с учетом их возможностей, дежурство носит характер поручений, которые предлагает взрослый. Ребенок раскладывает на столе ложки, ставит салфетницы, хлебницы. В старшем возрасте дети самостоятельно накрывают столы.

Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство». Расположены они так, чтобы дети могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.

4.4.Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания (подготовка детей к приему пищи; организация гигиенических процедур; обстановка в группе во время еды; формирование навыков пользования столовыми приборами)

В режимных процессах у детей мы формируем навыки личной и общественной гигиены, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяем взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью мы создаем условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков и пользования столовыми приборами происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обстановка в группе во время еды — спокойная обстановка. Воспитатели обладают умением преподнести блюдо (нелюбимое, новое), обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, ее внешний вид (вид, вкус, запах, полезность).

5 Организация контроля организации питания в ДОУ

5.1 Осуществление административного контроля

В ДОУ выработан алгоритм организации контроля за детей. Административный контроль организации и качества питания осуществляется заведующим, заместителем заведующего, медицинской сестрой, в рамках полномочий, согласно утвержденному плану контроля, или в соответствии с приказом заведующего ДОУ.

Читайте также:  Анализ басни толстого для детей

Для осуществления некоторых видов контроля организованы специальные комиссии, состав и полномочия которых определяются и утверждаются приказом заведующего ДОУ. К участию в работе комиссий, в качестве наблюдателей, привлекаются члены Совета ДОУ, родительского комитета и Педагогического совета. Основаниями для проведения контроля являются: план-график; приказ по ДОУ; обращение родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ по поводу нарушения
Ежедневно членами администрации проводится контроль за соблюдением натуральных норм питания, качеством приготовления пищи. Проверяются сроки хранения и своевременного использования скоропортящихся продуктов. Калорийность пищевого рациона находится под контролем и отмечается в сводной таблице. Выдача продуктов в группы происходит в соответствии с графиком режима питания. Медработник при поступлении в детский сад продуктов следит за качеством и безопасностью готовой продукции и сырья. Разработаны инструктажи для работы на пищеблоке. Ежегодно получаем подтверждение на работу вентиляции и т.д. Медосмотр сотрудники проходят согласно утвержденному графику. Вся документация имеется в соответствии с современными требованиями.

Контроль осуществляется с использованием следующих методов: изучение документации; обследование объекта; наблюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; беседа с персоналом; ревизия; инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии утвержденным заведующим ДОУ планом-графиком на учебный год. Нормирование и тематика контроля находятся в компетенции заведующего ДОУ. Оперативные проверки проводятся с целью получения информации о ходе и результатах организации питания в ДОУ. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения предложений и замечаний, которые сделаны проверяющим в ходе изучения вопроса проверяющим.

Таким образом, в МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна» при проверке питания контролируется:

  • качество питания;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • ведение документации по питанию.

5.2. Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации питания детей

Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (карты контроля):
1.Диагностика, регулирование, коррекция (ДРК) санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке в мясо-рыбном (заготовочном) цехе;
2.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (горячий цех);
3.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (котломоечная);
4.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (цех по обработке овощей /первичной, вторичной/);
5.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния в продуктовой кладовой;
6.ДРК санитарно-эпидемиологического состояния в овощной кладовой;
7. ДРК санитарно-эпидемиологического состояния групп.

5.3. Осуществление оперативного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил при организации питания детей

В журнале «Регистрации температурно­влажностного режима в кладовых (овощная и продуктовая) и холодильном оборудовании» отмечается оптимальный температурный режим хранения продуктов в холодильниках. Контролируется маркировка посуды, оборудования. Соблюдаются правила и требования транспортировки продуктов. Медработник ежедневно наблюдает за санитарным состоянием пищеблока, групп, кладовых. В «Журнале здоровья» отмечается соблюдение правил личной гигиены сотрудниками. Медработник контролирует мытье посуды и инвентаря, обработкой скорлупы яиц, использованием дезинфекционных средств.

5.4 Осуществление общественного контроля

Сотрудники ДОУ согласно приказа (по графику) контролируют закладку продуктов в котел. Ежедневно проходит контрольное взвешивание блюд. Периодически родители воспитанников снимают пробу с приготовленных блюд.

Для осуществления контроля организации питания ежегодно создается общественная комиссия, в состав которой входят родители (законные представители) воспитанников МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна».

Содержание и порядок проведения контрольной деятельности членами комиссии определяет «Положение об общественном контроле организации питания МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна».

Общественная комиссия осуществляет свою деятельность в виде плановых и оперативных проверок Плановая – комплексная проверка организации питания в соответствии с утвержденным на календарный год планом-графиком. Оперативная – проверка, проводимая для установления факта нарушения или урегулирования конфликтной ситуации.
Результаты контрольной деятельности общественной комиссии оформляются в виде справки по итогам проведения общественного контроля для анализа выявленных нарушений, принятие мер по их предупреждению и принятия управленческих решений по улучшению организации питания в МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна».

6 Информационное сопровождение организации питания в ДОУ

6.1 Наличие информационных стендов

В МБДОУ №141 г. Пензы «Маленькая страна» имеются информационные стенды по организации питания в детском саду. Информация на стендах актуальная, сменяемая и соответствует предъявляемым требованиям. Стенды для родителей расположены в группах и около пищеблока.

6.2 Наличие информации на сайте ДОУ

На официальном сайте учреждения имеется страничка по организации питания в детском саду.

6.3 Взаимодействие с семьями воспитанников по организации здорового питания

Анкетирование родителей «Питание детей в семье». С 25.09.2018 г. по 28.09.2018 г.
Общее родительское собрание «Здоровье детей забота общая». Выступление врача-педиатра Куровой А.П. на тему «Разговор о правильном питании» — 04.10.2018 года.
Оформление информационных стендов «Готовим вкусно и полезно», «Праздничное меню дошколёнка» — ежемесячно.
Ежедневное вывешивание меню в группах.
Консультации «Полезные и вредные продукты», «Питание – основа жизни», «Формирование культуры еды у дошкольников» -10.10.2018 г.
Мастер-класс по приготовлению вкусной и полезной пищи — 05.12.2018 г.
Памятки для родителей. «Пять правил детского питания» – октябрь, 2018 г.
Неделя презентации новых блюд с 26.11.2018 года по 07.12.2018 года.

6.4 Представление опыта работы по организации питания в ДОУ на мероприятиях разного уровня

Участие в конкурсе на организацию питания в ДОУ (2013 г.)

Участие в конкурсе плакатов, посвященному организации питания (2015 г.)

Участие в конкурсе плакатов, посвященному организации питания (2016 г.)

Участие в конкурсе на организацию питания в ДОУ (2018 г.)

источник

Правильное, здоровое, рациональное питание для ребёнка является гарантией нормального течения роста, физического и нервно-психологического развития, долгой и счастливой жизни, эффективного образовательного и воспитательного процесса. Ухудшение качества питания приводит к ослаблению иммунной системы, ухудшению защитной реакции организма, прогрессированию развития аллергических реакций. Поэтому в работе любого детского сада организация питания должна постоянно находиться под контролем.

В детских садах питание должно организовываться на основе СанПиН 2.4.1.3049–13.Согласно требованиям СанПиНа, здоровой нормой для ребёнка каждой возрастной группы является 5-ти разовое питание. Также, меню в ДОУ должно составляться на срок не более 14 дней, блюда должны различаться по составу, включать в себя весь спектр полезных микроэлементов, БЖУ, витаминов и минералов. Продукты, которые дают наибольшее количество энергии(мясные и рыбные изделия), должны подаваться в первое половине дня, в отличие от блюд из овощей и молочных продуктов. Салаты, молочные супы, варёные и тушёные овощи отлично подходят для ужина. Разрешается готовить вторые блюда из субпродуктов, например печёночный паштет, отварной язык. Кисломолочные продукты следует подавать на полдник вместе с кондитерским изделием. При разработке рецептов меню необходимо, чтобы ребёнок потреблял суточную норму молока, масла, хлеба и мяса ежедневно. Для надёжного хранения овощей используют пищеблок, которые традиционно состоит из овощного и кладового цеха. Рацион различный соответственно для двух возрастных групп: от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Набор блюд для всех детей не меняется из-за возраста, различия состоят в калорийности блюд и их объёме: для ребят младше 3 лет суточной нормой калорий является 1400 ккал, а для детей старше 3 — 1800 ккал. При этом 75% питательных веществ малыш обязан получить в детском садике, а 25%-дома. Очень важно, чтобы соотношение БЖУ было в следующих пропорциях: 1:1:4. В разработке меню для малышей следует учитывать и их особенности, например аллергические реакции на отдельные ингредиенты, отказ от некоторых блюд по религиозным или национальным соображениям родителей.

Принципами разработки меню в ДОУ являются:

  1. Сбалансированный рацион достигается благодаря использованию и чередованию разнообразных ингредиентов.
  2. Включение в рацион незаменимых питательных веществ, витаминов, минералов.
  3. Энергетическая ценность еды детей соответствует ежедневному расходу калорий ребёнка.
  4. Подвергаться обработке как кулинарной, так и технологической, должны все продукты, которые впоследствии будут использованы в пищу.
  5. Блюда должны быть приятны на вкус и не вызывать негативной реакции.

Медицинская сестра должна тщательно контролировать санитарно-гигиеническое состояние пищевого блока и присутствовать во время закладки ингредиентов в котёл. Требованиям Госсанэпиднадзора должно соответствовать санитарно-гигиеническое состояние ДОУ.

Контролирует организацию питания в саду одновременно несколько отделов: административный, медицинский, хозяйственный, но главным является руководитель. Он на протяжении всего года обязан провести 2 плановые проверки, где он тщательно проверяет состояние пищеблока, качество ингредиентов и уже готовых блюд, соблюдение гигиены, разнообразие меню. Полный список всех объектов, попадающих под контроль, можно найти тут. Контроль может производиться как в целом по всей системе питания, который подразумевает беседы с родителями и детьми,их анкетирование, проверку документации, состояние пищеблока(пример итогов тематического контроля можно найти тут), так по отдельным пунктам, например охрана труда на пищеблоке(пример оперативного контроля по состоянию охраны труда на пищеблоке можно найти тут).Заведующая проверяет получаемый товар, наличие справки тары, её маркировку при повторном использовании, каким образом доставляют продукты (не разрешается складирование пищевого сырья, которое впоследствии подвергнется термической обработке и сырьё, употребляемое без неё), наличие санитарного паспорта транспортного средства. Необходимо помнить, что каждый тип продукци (цельномолочный, хлебобулочный и т. д.) имеет свой сертификат, который действителен на протяжении года. Качество товаров, приходящих в садик, контролируется Журналом бракеража скоропортящихся продуктов, в нем завхоз отмечает условия хранения продуктов,их свойства, сроки годности. Бракераж контролирует запакованным или распакованным приходит продукт,оценивает внешне состояние привезённого товара(критерии оценки доброкачественности основных продуктов можно найти тут). Недопустимо хранение мясной и цельномолочной продукции совместно, хранение продуктов, не нуждающихся в тепловой обработке в контейнере продуктов, которые ей будут подвергаться. Должен также быть журнал учёта температуры холодильного оборудования. Периодически следует взвешивать продукты и сопоставлять полученные данные с меню-требованием, где прописано каждое блюдо с указанием массы всех ингредиентов. Меню-требование используется при выдаче продуктов питания со склада, составляется каждый день, указывают перечень блюд дневного рациона, их выход, количество и массу продуктов для изготовления каждого блюда. О том, как составить и оформить меню-требование можно тут.

Технологическую карту составляют на основе картотек блюд, где прописывается рецепт блюда, а также некоторые данные:

  • масса «брутто» — масса продукта до его холодной обработки;
  • масса «нетто» — масса продукта с учётом тепловых потерь при хо­лодной обработке;
  • выход порций;
  • состав и энергетическая ценность (калорийность) продукта «нетто»;
  • технология приготовления блюда.

Приказом руководителя происходит утверждение картотеки. Первый её экземпляр должен быть у медицинской сестры, так как она составляет меню-требование, ещё один — у поваров, вместе с технологической картой. В Журнале бракеража указываются суточные пробы блюд, там также отмечается качество готовой продукции,доброкачественная оценка внешнего состояния еды (полное описание органолептического оценивания блюда можно найти тут). Суточные пробы обычно откладывают в закрытую стерильно чистую ёмкость и хранят в холодильной камере 48 часов, где температура от+2 до +6 °C . (полную информацию о процедуре снятии пробы можно прочитать тут). Для ежедневного санитарного контроля происходит проверка:

  1. Качества уборки кухни и всех подсобных помещений;
  2. Соблюдения правил мытья посуды, оборудования (только с использованием разрешённых моющих средств, имеющих сертификат);
  3. Наличие достаточного количества промаркированных разделочных досок, правильное их использование и хранение;
  4. Чёткое выполнение требований кулинарной обработки продуктов, особенно тех, что идут в пищу без термической обработки.

Руководитель следит также за:

  1. соблюдением охраны труда на пищеблоке;
  2. исправностью электропроводки и всего оборудования;
  3. соблюдением правил личной гигиены сотрудников;
  4. работой завхоза по ведению учёта полученных и расходуемых продуктов;
  5. рациональ­ным расходованием выделенных по смете денежных средств на питание.

А Также руководитель производит расчёт стоимости месячного питания и сверять по меню-требованию число питающихся детей с их посещаемостью.

На основе результатов проверок составляются соответствующие акты и хранятся вместе в папке.

Качество питания в таких садах должно соответствовать всем нормам и правилам, а также требованиям родителей. В отличие от государственных детских садов, частные сады самостоятельно выбирают поставщиков продуктов. Особенностями планирования рациона малышей в частном детскому саду, во-первых, является возможность генерирования индивидуального рациона для малыша исходя из его семейных, национальных или физиологических особенностей. При поступлении ребёнка в частный детский сад родители заполняют анкету, в которой указываются вкусовые предпочтения их ребёнка. Частные сады могут без проблем составить меню для вегетарианцев, мусульман или аллергиков. Конечно, такие сады также обязаны соблюдать правила СанПиНа и все их питание также регламентировано высшими инстанциями, но такие сады могут позволить себе заменить индейкой курицу или добавить мясо кролика в рацион детей.

Во-вторых, все блюда в частных детских садах являются свежеприготовленными, полуфабрикаты не допускаются. Например, пельмени, сырники, вареники должны быть только руколепными, также нарезка овощей и фруктов производится непосредственно перед подачей на стол, ужин готовится во время послеобеденного тихого часа.

Читайте также:  Анализ бак посев у детей

Нередким явлением в частных садах является обеспечение малышей уже приготовленными блюдами, которые привозят в изотермических контейнерах с пищеблоков других школ или садиков либо других организаций питания, а также кейтеринговыми компаниями. Они занимаются приготовлением и доставкой обедов.

В случае централизованной поставки из других школьно-базовых учреждений для подтверждения качества в товарно-транспортной накладной необходимо указывать:

  1. сведения о номере сертификата соответствия;
  2. срок его действия;
  3. орган, выдавший сертификат.
  1. регистрационный номер декларации о соответствии;
  2. срок её действия;
  3. наименование изготовителя или производителя (поставщика), принявшего декларацию;
  4. орган, её зарегистрировавший.

Длительность нахождения ранее приготовленной еды в специальных термосах ни в коем случае не должно быть больше 2 часов. Столько тара способна поддерживать соответствующую температуру, которая должна быть не меньше, чем при раздаче. При наличии специального санитарного паспорта разрешается транспортировка продуктов питания, перевозка сырых ингредиентов и уже приготовленных блюд должна производиться раздельно. В летние сезоны можно предложить родителям докупать сезонные фрукты за отдельную плату. В частных детских садах питание может стать проблемой из-за визитов санэпидемслужб, поэтому иногда родителям предлагают давать малышам еду с собой в контейнере, а в обед её разогревать, такую практику часто используют в Европе. Расход на питание нужно включать в ежемесячную стоимость садика.

Все знают, что чистота-залог здоровья, поэтому детям необходимо показывать это на собственном примере. Всегда мойте руки перед едой и после, мотивируя своим примером малышей, ведь лучшим средством от микробов является мыло. Если ребёнок, прежде чем сесть за стол, играл в игрушки, с животными, пользовался туалетом, то, без сомнений, направляйте его в ванную.

Очень важно обучать детей правилам этикета и культуре питания с самого раннего возраста. Именно в детском саду ребёнок учится пользоваться вилкой, ножом,ложкой, учится накрывать стол скатертью, раскладывать салфетки, расставлять нас стол вазочки с цветами или по-своему украшать обеденный стол. Нужно не замечать отмечать приятный внешний вид блюда, запах. Если у ребёнка плохой аппетит, то можно предложить ему воды и уговорить съесть самую белковую часть блюда.

Важным аспектом являются соответствование окружающей обстановке принятию пищи. Не должно быть таких отвлекающих источников, как: громкие разговоры, приказы, музыка, когда приходит время обеда, то ребёнок не должен нервничать или быть в истерике. Нельзя торопить детей во время еды. Обязательно нужно накрывать столы скатертью, детям следует использовать салфетки. не должны вызывать негативные эмоции вид еды на тарелке, а, наоборот, вызывать аппетит. Температура приготовления пищи — 50–60°, чтобы не допустить ожога. Нельзя использовать алюминиевую посуду, лучше, чтобы она была из стекла или фаянса, возможна нержавеющая сталь.

Всегда указывайте детям о том, что нельзя класть локти на стол, после окончания приёма пищи нужно промокнуть рот салфеткой и вытереть руки, из-за стола не стоит выходить с пищей. Ребят старшего возраста можно интересно складывать салфетки (лебедь, кораблик). Обращать их внимание, что салфетка должна быть выглаженная, свежая, чистая.

Никогда не забывайте напоминать детям о том, что во время еды нужно:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынет, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Одной из наиболее популярных компьютерных программ для оптимизации планирования питания является «Детский сад: Питание». В ней есть такие возможности, как:

  1. Учет продуктов;
  2. Проектирование технологических карт и рецептов блюд;
  3. Планирование меню на любой период, меню-требования;
  4. Подсчет расхода и остатков продуктов на складе,
  5. Бракеражный журнал;
  6. Составляются отчёты о составе блюд по химическим элементам, их витаминной ценности, количеству микроэлементов;
  7. Надёжное хранение всех важных данных, а также она постоянно обновляется и дорабатывается. Соответствует с нормами питания СанПиН 2.4.12660–10.

Далее вы сможете увидеть пример конспекта о подготовке к завтраку, завтраку и подготовке к обеду

Вид деятельности: дежурство

  1. Укрепить навыки о том, как правильно накрывать стол и сервировать столовые приборы(ложка справа от тарелки, вилка слева), обращаться к няне и воспитателям по имени и отчеству;
  2. Закреплять знания о необходимости мыть руки перед едой, КГН.
  1. Фартучки для дежурных;
  2. Столовая посуда;
  3. Салфетницы.

Назначаю ребят, которые дежурят, они надевают специальные фартучки и начинают накрывать столы.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей предлагаю им сопровождать сервировку стихами:

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Ручки чашек смотрят вправо,

Не спеши, как класть подумай,

Будет с вилкой нож дружить.

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

Остальные малыши моют руки. Напоминаю детям о том, что в ванной комнате запрещается бегать, шуметь, руки моются обязательно с мылом, кран закрываем плотно, после мытья вытираем руки полотенцем.Перед тем как зайти в умывальную, читаю детям стихотворение, чтобы поднять им настроение:

Грязные руки грозят бедой.

Чтоб всегда здоровым быть.

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не чавкать, пищу брать небольшими кусочками, вытирать рот салфеткой, полоскать его после еды; закреплять КГН.

Пока дети едят, напоминаю им о том, как себя следует вести: не ставить локти на стол,жевать тихо, не разговаривать. Можно сыграть с детьми в игру, которая потребует использование воображения: пусть каждый придумает, что на хлебе намазано не обычное масло, а шоколадное или в тарелке не простая каша, а каша волшебников. Мотивирую детей докушать все, что лежит на их тарелке. Чтобы привить детям эстетику питания и улучшить аппетит, зачитываю стихотворение:

Дети! Пришёл сегодня в гости

Татьяна Иванова

http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytyi-pokaz-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-zavtraku-zavtrak-v-srednei-grupe.html

После еды обязательно напоминаю о необходимости вытереть руки, прополоснуть рот. После еды советую тем, кто не устал — помочь дежурным с уборкой со столов.

Закрепить знания о КГН ( тщательно мыть руки с мылом перед едой, вытирать насухо их полотенцем).

Сначала для улучшения аппетита и обмена веществ выполняем психофизический комплекс Руденко А.С:

  1. Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
  2. Погладить живот (по часовой стрелке).
  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
  4. Пощёлкать зубами 24 раза.
  5. Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
  6. Накопленную слюну проглотить медленно.
  7. Есть медленно, чувствуя вкус, тщательно пережёвывая пищу.

После проведения комплекса играю с ребятами в игру : «А ну-ка в очередь!»: дети становятся во столько колон, сколько умывальников в ванной комнате, количество человек в каждой колоне должно быть одинаковым. После того как дети помыли руки, предлагаю вспомнить им правила поведения за столом в стихотворной форме, пока дежурные накрывают на стол:

Все над ним хохочут звонко,

Надо есть с закрытым ртом,

Татьяна Петровна Бажанова

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/26/konspekt-rezhimnogo-momenta-podgotovka-k-obeduobed

После еды вытираем руки салфетками, рот нужно прополоскать.

При организации питания в детском саду важно грамотно вести документацию. Следует всегда следить за изменениями в законодательстве и держать картотеку документов в порядке. Нужно уделять отдельное внимание контрактам на поставку товаров, выполнению работ, оказаниям аутсорсинговых услуг. По этой ссылке можно найти образцы положения об организации детского питания, приказ об организации детского питания, приказ о создании комиссии по питанию, план работы совета по питанию, план мероприятий по контролю организации питания, положение о баркеражной комиссии, приказ о создании бракеражной комиссии, план работы бракеражной комиссии, приказ об обеспечении качества питания, приказ о назначении ответственного за отбор и хранения суточных проб.

Этот анализ должен включать в себя сведения о:

  1. Состоянии организации питания в целом по ДОУ на данный момент.
  2. Частоте подсчетов итогов по результатам финансирования.
  3. Ведении бухгалтерской деятельности, чему способствует её ведение.
  4. Перечислении актов и норм, по которым регулируется организация питания.
  5. Том, каким образом происходит составление рациона.
  6. Уровне обеспеченности пищеблока кадрами.
  7. Состоянии оборудования, на котором происходит приготовление пищи.
  8. Вовремя ли произвели клеймение.
  9. Месте хранения продуктов, соответствие ведение документации требованиям.
  10. Коррекции доставления ингредиентов блюд на территорию сада.
  11. Частоте ведение контроля энергетической ценности блюд.
  12. Вынесении вопросов на совещания.
  13. Обеспечении контроля вышестоящими органами.
  14. Рекомендательных моментов в отношении родителей касательно питания детей в выходные.

Далее должна следовать таблица, где анализируется питание ребят, в которой отражается соответствие или несоответствие натуральных и фактических показателей за прошлый и текущий год. Должно быть прокомментировано выполнение натуральных норм, её динамика, коррекция соотношения потребления продукциии, увеличилось ли потребление отдельных продуктов, какие наименования находятся на оптимальном, допустимом, недопустимо низком уровне.

Должен быть сделан вывод сбалансированности питания на основании 10-и дневного контроля за питанием и количества потреблённых калорий за 31-дневный период, составлены таблицы, отражающие нормальной и фактическое соотношение БЖУ и калорийности за год. Далее следует подсчитать как изменилась цена 1 дня питания на ребёнка в сравнении с предыдущим годом и тем, сколько было запланировано.

Также в отчёте следует указать взаимодействие ДОУ с родителями детей, информирование их о том, что их ребёнок употребил за весь день и в каком количестве, порекомендовать примерный рацион на вечерний приём пищи и на выходные дни.

Должны быть указаны методы корректирования проблемных ситуаций.

Образец этого анализа можно найти тут.

Эта справка включает в себя следующие сведения:

  1. Описание нормативных документов, на которых она основана;
  2. Наличие картотеки технологических карт;
  3. Использование полезных минеральных веществ и витаминов;
  4. Ведение соответствующей документации;
  5. Средняя фактическая и плановая стоимость 1 дня питания, разница между ними;
  6. Соответствие нормам содержания белков, жиров и углеводов;
  7. Выставление проб;
  8. Состояние складских помещений, посуды, столов;
  9. Уборка пищеблока;
  10. Эмоциональная обстановка во время принятия пищи, обеспечение детей соответствующими условиями для принятия пищи;
  11. Процесс принятия пищи, дежурство;
  12. Обязанности воспитателей и помощников воспитателей во время питания детей;
  13. Рекомендации;
  14. Анализ выполнения контрольных норм в ДОУ.

Образец аналитической справки можно найти тут.

Понедельник
1-й завтрак Каша пшённая, батон с маслом, какао с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Осень»
полдник Молоко, булочка веснушка
ужин Вермишель молочная, яйцо варёное, напиток смородиновый, хлеб пшеничный
вторник
1-й завтрак Омлет натуральный с кукурузой, батон с маслом и сыром, хлеб пшеничный
2-й завтрак сок
обед Салат из капусты с морковью, борщ на м\б со сметаной, рыба припущенная с овощами и сметанным соусом, рис отварной с маслом, компот из кураги, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, манник
ужин Тефтели мясные, макароны с маслом, чай с лимоном, хлеб
среда
1-й завтрак Каша ячневая, батон с маслом, чай с молоком
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Чиполлино» из лука, уха с зеленью, капуста тушённая с мясом, кисель из клюквы, хлеб ржаной
полдник Сок, рогалик сахарный
ужин Ленивые вареники, напиток из плодов шиповника, хлеб
четверг
1-й завтрак Каша «Солнышко» ( рис, пшено); батон с маслом и сыром, какао с молоком
2-й завтрак сок
обед Салат «Свёкла»(кусочками), суп с клецками, печень по-строгановски в сметанном соусе, гречка отварная рассыпчатая, компот из брусники, хлеб ржаной
полдник Чай с сахаром, мармелад
ужин Рыбные фрикадельки в сметано-томатном соусе, картофельное пюре, напиток из лимонов, хлеб
пятница
1-й завтрак Творожные сырники с изюмом и сгущённым молоком, батон с маслом, чай с лимоном
2-й завтрак фрукт
обед Салат «Морковный» с чесноком, суп щи со сметаной, биточки мясные, горошница с маслом, кисель черничный, хлеб ржаной
полдник КМ напиток, оладьи с джемом
ужин Каша пшеничная, компот из яблок, хлеб

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Рис 8 8
Крупа пшеничная 51.5 10
Молоко 51.5 51.5
Вода питьевая 34.5 34.5
Сахар 2.5 2.5
Масло сливочное 2.5 2.5

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя, рассчитываемого в соответствии с новым СанПиН Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда
Белки, г 3.1
Жиры, г 4.3
Углеводы, г 16.2
Калорийность, ккал 116
B1, мг 0.05
B2, мг 0.07
C, мг 0.1
Ca, мг 61.49
Fe, мг 0.39

Рекомендуемый выход блюда для кормления детей за 1 приём пищи (грамм):

Карта приготовления каши в ДОУ:

Сначала нужно перебрать и промыть крупу, потом вскипятить воду, подсолить, засыпать в нее рис, перемешать и варить 10–15 минут. Затем доливают кипящее молоко и добавляют пшено, сахар, перемешивают и варят до готовности, помешивая периодически.

После подачи добавляют кусочек сливочного масла.

Салаты с яйцом пользуются большой популярностью в ДОУ, наиболее часто потребляемые — редис с огурцами и яйцом, а также салат «Летний»

Рецепт на 100 грамм салата:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Редис красный обрезной 54.8 50
Огурцы свежие
Яйца 10 10
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.38
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 2.88
Калорийность, ккал 66.67
B1, мг 0.0224
B2, мг 0.0867
C, мг 13.795
Ca, мг 45.346
Fe, мг 0.8441

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 приём пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Рецепт приготовления этого салата:

Нарезать все ингредиенты на мелкие кусочки, заправить сметаной, укладывать горкой.

Рецептура (раскладка продуктов) на 100 грамм нетто блюда:

Продукт (полуфабрикат) Брутто, г Нетто, г
Картофель 26.6 20
Огурцы свежие
Помидоры 23.5 20
Лук зелёный 12.5 10
Яйца
Сметана 20 20

Пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы):

Наименование показателя Содержание питательных веществ на 100 грамм блюда Потери питательных веществ продуктов при обработке, %
Белки, г 2.39
Жиры, г 5.05
Углеводы, г 5.14
Калорийность, ккал 75.74
B1, мг 0.0451
B2, мг 0.0934
C, мг 11.95
Ca, мг 38.921
Fe, мг 0.7497

Рекомендуемый выход блюда для кормления за 1 прием пищи (грамм):

Тип довольствующихся / Количество часов содержания детей в ДОУ 8–10 часов 12 часов 24 часа
Дети 1–3 лет 45 45 45
Дети 3–7 лет 60 60 60

Технологическая карта приготовления блюда в столовой (кафе), организации питания:

Очистить картошку, потом отварить и нарубить вместе с огурцом, помидоры нарезаются кубиками, как и фасоль. Нашинковать зелёный лук. Все перемешать, полить сметаной. Красиво выложить нарезанные яйца и посыпать луком.

Разработка питьевого режима должна происходить в соответствии с СанПин 2.4.1. 3049–13

  1. Вода в ДОУ должна всегда быть в свободном доступе для детей(няня кипятит воду 2 раза в день, потом раздаёт детям в стаканчиках, срок хранения кипячёной воды 3 часа, если в группе бутилированная вода либо кулеры с водой, то срок хранения не должен превышать указанного сна этикетке после вскрытия), норма строго не определена, но на 1 кг приходится 80 мл воды; Находясь в течение дня в детском саду малыш должен выпить около 70% суточной нормы;
  2. 18–20°С — норма температуры воды, которую потребляет ребёнок;
  3. На раздаточном столе должно находиться 2 подноса: 1 для ещё не использованных кружек, второй для использованных;
  4. Вода кипятится в отведённой для этого тары, которая обрабатывается ежедневно после ухода всех детей;
  5. В жаркое время года детям следует потреблять воду также при нахождении на свежем воздухе;
  6. Воспитателя и их помощники являются ответственными за потребление воды детьми;
  7. Педагогам всегда следует следить за тем, чтобы была кипячёная вода в группе.
График выдачи воды из пищеблока(4 раза в день):
Когда выдаётся Кем выдаётся
7.20 – 7.30 час, мл. воспитателем
10.00 – 11.00 час. мл. воспитателем
13.00 — 13.20 час., мл. воспитателем
15.00 — 16.00 час. мл. воспитателем

Уголок меню-это определённое место в группе, где содержится информация о завтраке, обеде, полднике и ужине. Соответственно каждый день эта информация должна обновляться.

Логично предположить, что уголок должен был привлекательным для детей, красочным, ярким. На плакате из плотной бумаге формата А4, А5, А6 изображаются любимые герои ребят, например, лунтик, смашарики, Маша и медведь и т. д. Такие персонажи вызывают у детей положительные эмоции, соответственно еда у них будет также ассоциироваться с чем-то приятным. Такой плакат можно нарисовать самостоятельно, можно найти в сети или приобрести в типографии. Эта форма должна иметь разбивку на 5 рабочих дней, там также есть кармашек, в нём находится информация о рационе ребят на ближайшие дни.

Здоровье и развитие ребёнка в высокой степени зависит от полноценного рациона, поэтому требования к организации питания в ДОУ очень строгие. Разнообразия блюд, свежие и натуральные продукты играют ключевую роль в обеспечении организма ребёнка витаминами и минералами.

источник

Оксана
Организация питания в детском саду

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания.

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает особое внимание.

Организация питания в ДОУ включает следующие направления: материально — технические условия (обеспечение); кадровые условия; воспитательно — образовательная работа педагогов; творческий подход педагогов в организации питания.

Материально-технические условия в ДОУ соответствуют СанПину 2.4.1.3049-13. Раздел XIII. Требования к оборудованию пищеблока,инвентарю, посуде.

В августе 2014 году в ДОУ был проведен капитальный ремонт пищеблока: обновлена кафельная плитка (пол, стены, поставлены локтевые смесители, установлены очистительные фильтры для воды, выполнены предписания Роспотребнадзора.

На пищеблоке работают два повара. Евгенова Галина Анатольевна. Работает в ДОУ с 2010 года (IV разряд).

Переверзева Нина Гайзеровна. Работает в ДОУ с 1993 года (IV разряд).

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.4.1.3049 – 2013. В ДОУ организовано трехразовое питание на основе примерного десятидневного меню. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у старшей медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.

Воспитанники с охотой принимают кислородные коктейли на основе сиропа шиповника и сока.

На начало учебного года в детском саду были изданы распоряжения: «Об организации питания детей», «О создании комиссии по питанию», «О создании бракеражной комиссии», «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб», которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014 – 2015 учебный год, который был утвержден заведующим. В него вошли разделы: организационная работа, работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания.

Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.

Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания: «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета». Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Все продукты тщательно осматриваются.

Имеется «График проверки санитарно – эпидемиологического состояния». В графике отражены основные мероприятия- СЭС групп, СЭС пищеблока, организация питания в группах. Собраны диагностические (контрольные) карты, которые заполняются согласно очередности мероприятия по графику. В график внесены ответственные члены комиссии по питанию.

Результаты контроля обсуждаются с заведующим учреждения.

Старшая медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания.

Режим питания воспитанников осуществляется согласно графика выдачи пищи по рекомендованному времени СанПиНа 2.4.1.3049-13

СанПиН 1 — я 2 -я средняя старшая подготовительная

08.30 – 09.00 Завтрак 08.30 08.35 08.40 08.45 08.50

12.00 – 13.00 Обед 11.45 12.15 12.20 12.30 12.35

15.30 – 16.00 Полдник 15.30 15.35 15.40 15.45 15.50

Воспитательно — образовательная деятельность с воспитанниками ДОУ по организации питания включает: обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями; непосредственно образовательная деятельность; организация питания (завтрак, обед, полдник);предметно- развивающая среда групп.

Обеспечение учебно – воспитательного процесса методическими пособиями разнообразно. Методические пособия для педагогов по организации питания в каждой возрастной группе (представлен как пример).

Дидактические пособия (иллюстрированный материал для занятий с воспитанниками) (представлен как пример).

В каждой возрастной группе имеются методические пособия.

Непосредственно — образовательная деятельность включает следующие формы работы с воспитанниками: сюрпризные моменты (когда в гости приходит бабушка и приносит вкусные пирожки с капустой, но и не только пирожки).

Проигрывание сюжета русской народной сказки «Репка» (после театрализации педагоги рассказывают о пользе репки и её витаминах).

Чтение художественной литературы о полезных свойствах продуктов (классификация литературы).

По тематическому планированию (лепка, рисование, аппликация) развитие умений, навыков в изобразительной работе. Реализация тематических общих тем по примерной программе.

Проводятся беседы с детьми о пищевой ценности продуктов, витаминах.

Организация питания (завтрак, обед, полдник).

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами.

1. Подготовка к приему пищи

Так что, дети, постарайтесь,

Воспитатели являются примером.

Можно использовать сервировку стола по временам года!

Воспитатели формируют у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививают простейшие навыки самообслуживания в сервировке стола.

Прием пищи осуществляется под контролем воспитателей.

Час обеда подошел, сели деточки за стол

Формирования навыков самообслуживания.

Предметно — развивающая среда групп насыщенна. Имеются развивающие центры. Воспитатель организовывает сюжетно — ролевые игры: «Магазин», «Дом», «Кафе», «В гостях», «Столовая». Игровой материал разнообразен и подобран по возрасту детей.

Ведется работа по информированию родителей о здоровой пищи.

Ежегодно проводим социологические опросы. В октябре 2014 учебного года родителям была предложена анкета «Питание в семье«. Всего в анкете предложили 8 вопросов. Результаты были следующими:87%- родителей обсуждают дома вопросы правильного питания; 83% — родителей имеют представления о пищевой ценности продуктов; 49% — родителей обращают внимание на сроки годности при покупке продукта, 17% — родителей обращают внимание на полезность и витамины содержащихся в продукте, 11% — родителей отдают предпочтение вкусовым особенностям продукта; 35% — родителей отметили предпочтения своих детей первым блюдам, 14% — предпочтения детей хлебобулочным изделиям (8% отметили предпочтение своих детей фруктам и овощам); 75% — родителей рассказывают своим детям о полезных свойствах и витаминах; 63% — родителей знакомятся с меню в детском саду; 10% – родителей хотят узнать о полезных свойствах продуктов, 33% – родителей хотят узнать о примерном меню на каждый день, 39% – родителей хотят узнать о витаминах для растущего организма.

Для родителей предложили консультационный материал о рациональном питании дошкольников. Воспитатели подготовили материал для мини — сборника «Вкусно и полезно», где представили детские рецепты: завтрака, обеда, полдника, ужина от родителей. Оформили сборник и напечатали.

Работа ведется по данному направлению! Желаю и Вам успехов!

Организация питания в детском саду Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.

Педагогический проект «Правильное питание. Каша — радость наша!» Авторы проекта Стефанова А. В., Лазутина И. В. Каждому из нас с детства знакомы слова: «Сорока — ворона кашу варила, деток кормила. Этому.

источник