Меню Рубрики

Анализ обследования развития речи детей

В результате проведения экспериментального исследования с применением методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста [9, с. 169] нами было установлено, что в данной группе дети имеют различный уровень речевого развития:

6 человек (24%) — высокий уровень речевого развития;

15 человек (60%) — средний уровень речевого развития;

4 человека (16%) — низкий уровень речевого развития.

Результаты исследования с применением методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста [9, с. 169] представлены на диаграмме (рис. 1).

Рис. 1. Общий уровень речевого развития дошкольников

Высокий уровень речевого развития характеризуется употреблением разных частей речи точно по смыслу, использованием в речи синонимов, антонимов, существительных с обобщающим значением. Ребенок владеет диалогической и монологической речью; самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов; составляет рассказы о предмете, картине, серии сюжетных картинок, небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.

Средний уровень речевого развития является возрастной нормой. Имея такой уровень, ребенок нечасто использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Владеет диалогической речью, а монологической речью пользуется неактивно. Составляет рассказы с небольшой помощью взрослого о предмете, картине, серии сюжетных картинок. Речетворчество слабо развито. В общении не всегда проявляет инициативу. Выразительность речи недостаточна.

Низкий уровень речевого развития характеризуется бедным активным словарем. Ребенок старается употреблять разные части речи, но допускает ошибки и сам этого не осознает. Испытывает затруднения при составлении рассказов, требуется помощь взрослого. Редко использует в речи синонимы, антонимы и обобщающие слова. Не проявляет речевую активность в общении. Затрудняется самостоятельно составить рассказы о предмете, картинке, серии сюжетных картинок не воспринимает как единый рассказ. Допускает ошибки в словообразовании. Слабо владеет диалогической и монологической речью [9, с. 176].

Проводя исследование по данным методикам [9, с. 169], мы выявили средний показатель речевого развития по каждому критерию:

звуковая культура речи — 2,36 балла;

Также мы выявили средний показатель общего уровня речевого развития в группе в целом. Этот показатель равен 2,06 балла, что соответствует среднему уровню речевого развития, то есть возрастной норме.

Наибольшее затруднение у детей вызвали задания, определяющие грамматический уровень и связную речь. Дети допускали ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывало затруднение правильное построение предложений, так как в этом возрасте данные умения только начинают формироваться. Некоторые дети употребляли слова и выражения, неточно понимая их смысл. Это говорит о том, что у них сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря. Некоторые дети, верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой. Это связано с возрастными психологическими особенностями речи. Также было выявлено, что связность речи значительно снижалась в самостоятельном рассказывании по сравнению с пересказом (это объяснялось разницей коммуникативной ситуации). Был сделан и такой вывод, что ситуативность речи не является функцией возраста, она меняется у одних и тех же детей в зависимости от задач и условий общения. Использование серий сюжетных картин помогало детям выстраивать логическую последовательность сюжета, связывая части высказывания самыми разнообразными способами.

При проведении методик на исследование звуковой культуры речи [9, с. 170-171], было выявлено, что 13 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 9 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что у большинства детей устойчивое чистое звукопроизношение, в том числе и трудных звуков (методики «Назови правильно», «Повтори правильно», «Считалки» [9, с. 170-171]). 88 % ( 22 человека) умеют изолированно произносить слова различной слоговой структуры, воспринимают на слух и произносят слоговые ряды в заданной последовательности (методики «Назови», «Эхо», «Будь внимательным» [9, с. 171]). При проведении методик на исследование грамматического строя речи [9, с. 173], было выявлено, что 3 человека имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 10 человек — средний и 12 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей допустили более трех измененных слов, составляя неологизмы (методики «Назови», «Угадай, чего нет?» [9, с. 173]). Стоит отметить, что дошкольники умеют образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (методика «Назови ласково» [9, с. 173]). При проведении методик на исследование словаря [9, с. 172], было выявлено, что 8 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 14 человек — средний и 3 человека — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей умеют обобщать слова, подбирать определения и глаголы (методики «Назови, что это?», «Кто как двигается?», «Назови животного и его детеныша», «Подбери слово» [9, с. 172]). При проведении методик на исследование связной речи [9, с. 174], было выявлено, что 6 человек имеют высокий уровень речевого развития по данному критерию, 13 человек — средний и 6 человек — низкий уровень речевого развития. Это говорит о том, что большинство детей способны пересказать сказку, но самостоятельное составление рассказа вызывает у них затруднения (методики «Расскажи, какой», «Составь рассказ» [9, с. 174]). В ходе исследования, используя метод наблюдения, удалось выявить, что дошкольники легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной формой высказывания, а также легко обнаруживают неправильное произношение звуков и слов.

Проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, выявить следующие психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста:

Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дошкольники могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

В дошкольном возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

В 5-6 лет дети могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Речь дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

Дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

В дошкольном возрасте появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

К 5-6 годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

Дошкольники способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

Дети дошкольного возраста могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ — инсценировку по набору игрушек.

В диалогической речи дошкольники пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания.

Таким образом, проведя экспериментальное исследование с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой по обследованию разных сторон речи [9, с. 169] , а также используя метод наблюдения, мы увидели, что речевое развитие контрольной группы соответствует среднему уровню, то есть возрастной норме, а также выявили психологические особенности речи, соответствующие дошкольному возрасту.

В ходе данного экспериментального исследования с применением диагностических методик Е.М. Струниной и Е.А. Стребелевой [9, с. 169], а также с использованием метода наблюдения, были выявлены психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста.

Проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод о том, что уже к 5-6 годам дети правильно произносят большую часть звуков, владеют значительным словарным запасом, знают основы грамматического строя речи; владеют начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими им свободно вступать в контакт с окружающими людьми. Дети способны понять закономерности построения развернутого высказывания (монолога), стремятся освоить правила ведения диалога. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). С другой стороны, в речи детей 5-6 лет все еще часто встречаются грамматические ошибки и неологизмы.

В ходе диагностики выяснилось, что средний уровень речевого развития в экспериментальной группе соответствует возрастной норме, но полученные данные неоднородны. 24% и 60% детей имеют соответственно высокий и средний уровень развития речи, тем не менее, 16% детей имеют низкий уровень речевого развития, на что следует обратить внимание.

источник

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраст

    Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    источник

    Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи; объема пассивного и активного словарного запаса; степени сформированности грамматического строя речи; произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование рекомендуется проводить в процессе игровых ситуаций.

    Важно не только выявить у ребенка отклонения в формировании каждого из компонентов языковой системы, но и проанализировать характер данного нарушения в сопоставлении с нормой.

    Приступая к обследованию ребенка, необходимо иметь сведения о состоянии его физического слуха, интеллекта (заключения специалистов), ознакомиться с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, предложения, развернутая фразовая речь).

    В предварительной беседе с родителями логопед выясняет, в какой семье воспитывается ребенок, посещает ли детский сад, благополучное ли речевое окружение, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии (плохое понимание речи, неумение пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, ошибки в звукопроизношении). Важно знать, обращались ли ранее к логопеду и каков был результат логопедической работы.

    Первые впечатления о речи ребенка логопед получает, беседуя с ним. Вопросы для беседы подбирают с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Прежде всего они должны быть направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке, о его семье, детском саде, товарищах, игрушках и т. д.).

    Вопросы должны предусматривать не только односложные ответы, но и развернутые, например: «Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как ты едешь в детский сад? Сколько членов в вашей семье? Чем занимаются твои мама и папа? Сколько у тебя сестер, братьев? Сколько им лет? Какая сегодня погода? Как ты одет? Что ты ел сегодня дома (в детском саду)? Какую одежду носят летом. зимой? В какие игры и с кем ты любишь играть летом. зимой? Какие звери живут в лесу? Почему заяц меняет зимой мех?» И т. п.

    В процессе беседы выявляется, как быстро ребенок вступает в контакт, есть ли у него простая фразовая речь или он говорит лишь отдельными словами. Беседу можно построить так, чтобы выявить правильность употребления грамматических форм, объем словаря, состояние звукопроизношения. Рекомендуется использовать при этом знакомые ребенку тематические циклы («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и др.). Так, при рассматривании картин, на которых изображены животные, ребенку задают вопросы, направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. Например: «Назови, каких ты знаешь домашних и диких животных. Покажи, где медведица, бельчонок, зайчата. Скажи, чем покрыто туловище медведя, где живут белка, лиса. Как называются детеныши собаки, свиньи, коровы, лошади? Кто чем питается? Кто как и чем защищается? Кто охотится за животными? Как можно сказать про лису? Она какая?»

    При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить самостоятельное употребление их в речи. Для этого ребенку предлагают закончить предложение, добавить недостающее по смыслу слово. Например: «У лисы хвост длинный, а у зайца. короткий. Белка по веткам прыгает, а змея по земле. ползает. Петух кукарекает, а кошка. мяукает».

    При обследовании грамматической правильности речи ребенку дают задание составить, используя необходимые грамматические формы, предложение по картине, по вопросам, описать действие, которое ему демонстрируют; дополнить предложение, употребив заданное слово в нужном падеже. Например:

    У медведицы родился (кто?) медвежонок.

    Около медведицы сидят (кто?) медвежата. Сколько медвежат? — Три медвежонка.

    Медвежата живут (где?) в берлоге.

    Медведица наблюдает (за кем?) за медвежатами.

    Медведи питаются (чем?) мясом, ягодами, медом.

    Проверяются умения согласовывать прилагательные, числительные с существительными, образовывать притяжательные прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

    Можно провести с детьми такие игры:

    1. «Один — много». Ведущий называет один предмет, например шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек..

    2. «Наоборот». Ведущий бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например высокое дерево, а ребенок, возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

    3. «Найди свою маму». Дети надевают маски животных с изображением животных и детенышей. По команде ведущего маленькие детеныши подбегают к своим «мамам» и называют себя: «Я (мы) — козленок (козлята)»; «Моя (наша) мама — коза»; «Я (мы) — ежонок (ежата)»; «Моя (наша) мама — ежиха». И т. п.

    4. «Большой — маленький». Детям раздают картинки с изображением предметов разного размера. По сигналу ведущего каждый разыскивает свою пару и называет: «У меня гнездо»; «А у меня гнездышко»; «У меня дерево»; «А у меня деревце».

    5. «Угадай, чей домик». Логопед загадывает загадку типа: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (Лисий.)

    В процессе наблюдения за детьми вырисовывается и состояние звукопроизношения. (Специальные приемы для обследования фонетики подробно описаны в гл. «Дислалия» настоящего пособия.)

    Для проверки фонематического слуха ребенку предлагают следующие задания:

    а) запомнить и повторить ряд слогов из правильно произносимых звуков типа па-ба-па, да-та-да;

    б) узнать слово с заданным звуком среди других слов;

    в) отобрать картинки с заданным звуком;

    г) самостоятельно придумать слова с определенным звуком. При обследовании связной речи можно использовать статичные и динамичные картины. Материал для составления рассказов по картине, серии картин, по представлению (рассказов-описаний)

    подбирают с учетом возраста ребенка, программных требований данной и нижестоящих возрастных групп, а также речевых и психических особенностей малыша. Предварительно дается время на рассматривание картины, проводится беседа по ее содержанию, уточняется значение отдельных слов. Далее предлагается план рассказа. Если у ребенка возникают затруднения (он может и не понять задание), логопед дает образец рассказа. Ребенок повторяет его. Затем предлагается аналогичное задание на другом материале.

    Для обследования связной речи можно рекомендовать картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».

    Образцы детской речи записывают в речевой карте — как правильно, так и неправильно построенные.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

    « Современные методы обследования речевого развития ребенка»

    « Современные методы обследования речевого развития ребенка»

    В нашей стране в последние десятилетия изучением речи ребенка плодотворно занимаются Е.. Исенина, Е.С. Кубрякова, Е.Ю.Протасова, В.К.Харченко, С.Н.Цейтлин, А.М.Шахнарович. Большой вклад в изучение речи ребенка внесли И.Н.Горелов и Н.И.Лепская. Работы Л.С.Выготского, А.Н.Гвоздева, А.Р.Лурии, Е.М.Хватцева, Н.Х.Швачкина и др. Для обследования речевого развития ребенка появляются приоритетные качественно- количественные методики, надежный способ фиксации речевой продукции с помощью цифрового диктофона, акустической системы, персонального компьютера. Электронная речевая карта воспитанника с прикрепленными звуковыми файлами с доказательными объективными примерами первичного обследования состояния речи, контрольно-проверочными занятиями помогает логопедическому воздействию.
    Для этого необходимы заренее подготовленные образцы речевой продукции (стихи, рассказы, сказки), записи сопровождения и комментирования, спонтанные высказывания, неповторимые продукты как индивидуального, так и коллективного самостоятельного детского творчества, фиксация на диктофон результатов систематизированной методики исследования навыков чтения, теста оперативных единиц чтения, проективной методики «Незаконченные предложения» и просто образцов детского чтения и декламации.

    На лекции «Коммуникационные нарушения голоса и инновационные технологии их преодоления» профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова, главный научный сотрудник ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии» (Москва) О.С.Орлова высказала недоумение по поводу того, что логопеды редко используют в своей работе это техническое устройство. Такая поддержка окрылила, вдохновила и убедила в необходимости использования Информационно- коммуникационных технологии.
    Все это записывается на цифровой диктофон, затем запись целостно или же фрагментарно переводится в личный звуковой файл ребенка. Затем эти записи легко продемонстрировать родителям, членам психолого- педагогического консилиума образовательного учреждения.

    В ходе обследования поэтапно проверяется произношение:
    Гласных звуков (а,о,у,и)
    Согласных звуков раннего генеза (п,к,х,м,н,ф,в) в твердом и мягком звучании и твердого варианта согласного звука (т).
    Звуков (ль), ( j ) и йотированных гласных ( j а), ( j о), ( j э), ( j у), гласного звука (ы).
    Свистящих звуков (с), (сь), (з), (зь), аффрикаты ц(тс) и мягкого варианта согласного звука (ть).
    Слов со звонкими согласными звуками раннего генеза (б), (бь), (д), (дь), (г), (гь)
    шипящих звуков (ш), (ж)
    сонорных звуков (л), (р)
    мягкого шипящего звука (щ) и аффрикаты ч (тщ).

    Для обследования произношения различных групп звуков подбираются картинки, где нужный звук есть в начале, середине и конце слова.Обязательна и позиция в стечении других согласных.
    Обследование звукопроизношения должно всегда носить игровой, диалогоческий характер.Напрмер: “Один-много” (синяя сумка-синие сумки), “Большой-маленький” (кувшин-кувшинчик), “Он –она” (Женя упал- Женя упала).

    Качественно передает диктофонные записи совокупность высоты, силы и тембра, определяющая индивидуальность голоса каждого человека. В процессе записи ребенку предлагается варьировать высоту голоса: повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот. При изменении силы голоса, произнесение звуков записывается в определенной громкости: громко-нормально-тихо. При прослушивании звукового файла выявляется тембр (качественная окраска) голоса: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой.
    Возникающие при обследовании и идентификации сложного комплекса составляющие включают несколько средств звучащей речи является интонация.
    Мелодика речи — совокупность тональных средств, характерных для данного языка, изменение частоты основного тона при произнесении фразы, придающее речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность. Именно это свойство позволяет избежать монотонности. Временные характеристики речи (темп, паузы, смысловое продление) и ее интенсивность образуют интонацию речи. Различается мелодика слога, слова и фразы. Мелодика речи выполняет эмоциональную и грамматическую функции. С помощью специальных средств мелодика членит речь на отдельные фразы и синтагмы, кроме того она показывает такие типы высказывания в большинстве языков, как утвердительные, вопросительные, восклицательные, незавершенные и др.

    Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания, образование пауз между речевыми отрезками.
    Ритм речи — упорядоченность звукового, слогового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием, равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.
    Ударение — выделение теми ил иными фонетическими средствами (усиление голоса0 повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) одного из слогов в составе или целого словосочетания.
    Фразовое ударение — выделение группы слов в зависимости от смысла высказывания паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения.
    Логическое ударение -выделение паузами, повышением голоса , большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказываний.
    Работа по обследованию рассмотренных характеристик ведется в дошкольном возрасте путем подражания. Вслед за взрослым ребенок выделяет интонационно нужное слово или группу.

    Завершающий этап обследования- выявление особенностей строения и подвижности органов артикуляции с помощью Web камеры, встроенной в ноутбук. Такое видеоустройство помогают запечатлеть положение языка, степень его подъема, состояние подъязычной связки и другие важные особенности в строении артикуляционного аппарата. Появляется возможность показать ребенку перед Web -камерой, что и как получается (или не получается) именного у него, увеличить изображение, просмотреть его несколько раз, скорректировать позу, амплитуду движения.
    Таким образом, для достижения хорошей результативности логопедические занятия периода обследования в детском саду и школе должны быть эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывать у ребенка живейший интерес и желание приходить в кабинет логопеда, работать над речью дома.В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития необходимо создание современной предметно-развивающей среды.

    Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

    “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
    “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

    ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
    Диагностика (около 1 часа)
    Консультация родителей
    Оформление логопедического заключения
    Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
    Логопедическая диагностика
    Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
    произносительная сторона
    фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    словарь
    грамматический строй речи
    связная речь
    артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    мелкая моторика рук
    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется Речевая карта, которая включает следующие пункты:
    Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
    Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
    Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
    Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
    Строение органов артикуляции, подвижность их.
    Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
    Состояние вербального интеллекта.
    ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
    на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)
    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:
    понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    подражает ли речи взрослого;
    как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    использует ли мимику, жесты.

    Читайте также:  Профосмотры и анализы у детей

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
    Предметный словарь:
    покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
    Предикативный словарь:
    покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
    Классификация предметов:
    назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
    ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
    Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
    единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
    настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
    формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
    нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
    предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)

    ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
    Как тебя зовут?
    Сколько тебе лет?
    Как зовут твою маму?
    Как зовут твоего папу?
    Есть ли у тебя брат, сестра?
    Кто старше (младше)?
    Кто еще с тобой живет?
    Какая твоя любимая игрушка?
    С кем ты подружился в детском саду?
    Составление предложений по картинкам.
    Составление предложений по опорным словам .
    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.
    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ .

    Тщательное обследование детей с различными нарушениями проводится в детских городских поликлиниках как медицинскими работниками, так и педагогами. В некоторых медицинских учреждениях в штат сотрудников входят психологи, логопеды и дефектологи.
    В настоящее время нет единой нормы развития детей. В поликлинике пользуются методическими разработками ГУЗ Мосгорисполкома центра формирования здорового образа жизни матери и ребенка Московского государственного цента здоровья. Пользуются нормативами, изложенными в «Программе воспитания и обучения в детском саду», разработанной специалистами НИИ дошкольного воспитания.
    Обследование проводилось в форме трехэтапного индивидуального консультирования в присутствии родителей:
    1) налаживание положительного эмоционального контакта между специалистом, проводящим исследование, ребенком и его родителями.
    2) определение возрастных, личностных психологических особенностей ребенка, его умения и навыки, уровень развития, во время беседы фиксировались история развития ребенка и проблемы, возникающие у родителей.
    3) получение рекомендации родителями по дальнейшему развитию ребенка.
    Продолжительность обследования составляла 20-30 мин+консультация родителей. Во время обследования чередуются виды деятельности, внимание ребенка привлекалось яркими интересными игрушками.

    Логопедическое обследование дошкольников в условиях поликлиники


    Рекомендации по обследованию речи детей
    В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произносительную форму речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушения речи могут затрагивать каждый из этих компонентов или их систему. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо других сопутствующих проявлений; другие в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет в дальнейшем нарушения чтения и письма. Вместе с тем, существует группа нарушений, охватывающая как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую на фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в систему, которая выражаются в общем недоразвитии всех сторон речи.
    Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.
    Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем письменной речи позволяет исправлять их с помощью педагогических (логопедических) приемов.
    При диспансеризации логопеду вначале следует разделить детей на несколько подгрупп, состоящих из 3—5 человек, и провести с ними беседу на свободную тему, в процессе которой выявляется, как дети понимают вопросы и задания логопеда, как отвечают на эти вопросы. У детей, в речи которых проявились те или иные отклонения, логопед, используя методические пособия, проверяет состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического оформления речи, а также ее ритм и темп.
    При профосмотре логопед должен иметь необходимый картинный материал, соответствующий задачам краткого обследования.

    На первичном приеме исследуется не только тот компонент речи, на который обратили внимание родители, но и состояние речи ребенка в целом. Чаще всего родители слышат неправильное произношение отдельных звуков и не обращают внимание на понимание ребенком обращенной речи, умение пользоваться грамматическими категориями и формами, строить контекстную речь. Для полноценной диагностики речевой патологии и оказания оптимальной помощи необходимо детально исследовать речевую функцию ребенка.
    Исследование понимания обращенной речи и уровня сформированности собственной речи состоит из нескольких этапов.
    1. Понимание логико-грамматических связей в контекстной речи
    Следует прочитать или рассказать ребенку текст, используя сюжетную картинку или серии последовательных картинок, а затем задать вопросы, требующие устного ответа (для говорящих детей) или показа ответа по картинке (для неговорящих детей). Тексты или картинки должны быть подобраны с учетом возрастных требований.
    2. Понимание вопросных форм
    Используя картинки с действиями, выявить понимание простейших вопросов (кто это? или что делает?) и вопросные формы косвенных падежей (кого? кому? что? кем или чем? О чем?).
    3. Понимание предлогов
    Для определения умения пользоваться предлогами в собственной речи задается вопрос, где лежит тот или иной предмет. Используя картинки либо имеющиеся под рукой предметы, логопед дает задание: «Положи карандаши на тетрадь, в тетрадь, под тетрадь, около тетради». Для определения понимания предлогов используется просьба: «Покажи карандаш, который лежит на книге, под книгой, перед книгой».

    При нарушениях ритма и темпа речи


    Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой возможны различные изменения в деятельности ЦНС и специфические особенности общего и речевого поведения, а также своеобразие в формировании личности, то в обследовании заикающегося ребенка необходимо участие не только логопеда, но и психолога, врача-невролога или психиатра. Условия современной детской поликлиники в большинстве случаев позволяют провести такое комплексное обследование.
    Логопед при обследовании речи ребенка должен определить:
    — сформированность всех компонентов речи, ее соответствие возрастным требованиям;
    — особенности поведения ребенка (речевой контакт, особенности вступления в речь, выделение наиболее трудной речевой ситуации, желание исправить дефект);
    — черты общего поведения (контактность, активность, возбудимость).
    Предлагается следующая схема обследования логопедом заикающегося ребенка в условиях поликлиники.
    1. Фамилия, имя.
    2. Дата рождения.
    3. Посещаемое детское учреждение.
    4. Анамнестические сведения:
    — когда появились первые слова;
    — когда появилась фразовая речь;
    — время возникновения заикания;
    — как проявилось заикание в момент возникновения: резко или постепенно;
    — проводилось ли медикаментозное лечение и с каким эффектом;
    — получал ли ребенок ранее логопедическую помощь и с каким эффектом.
    5. Особенности речевого общения:
    — испытывает ли трудности при вступлении в речь в новой для себя обстановке;
    — степень свободы речевого общения;
    — вариабельность проявления заикания в различных формах речи;
    — выделение наиболее легкой и наиболее трудной речевой ситуации.
    6. Характеристика заикания:
    — степень выраженности (легкая, средней степени выраженности, тяжелая);
    — место возникновения речевой судороги (в дыхательном аппарате, артикуляционном аппарате);
    — особенности дыхания (короткое, поверхностное, достаточной длительности, речь на вдохе);
    — сопутствующие движения (произвольные и непроизвольные);
    — наличие речевых эмболов.

    При дефектах артикуляционного аппарата


    Нарушение в анатомо-физиологических механизмах речи приводит к различной степени тяжести нарушениям звуковой стороны речи. В то же время при задержке формирования фонетической стороны речи в большинстве случаев возникают трудности становления фонематического слуха, грамматического оформления и овладения связной контекстной речью.
    В связи с этим, помимо исследования строения артикуляционного аппарата, следует выявить уровень понимания обращенной речи и сформированность всех компонентов собственной речи (см. «Методические рекомендации по обследованию речи детей на первичном приеме в поликлинике»).
    Следует помнить, что одна из форм ринолалии — функциональная, при которой какие-либо анатомические дефекты артикуляционного аппарата отсутствуют. Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее.
    Особенностью обследования речи детей с нарушениями строения артикуляционного аппарата является исследование и описание характера этих нарушений:
    — обследование мягкого нёба (сформировано ли оно, фонирует ли при произнесении гласного звука [а], имеются ли следы перенесенной уранопластики);
    — состояние твердого нёба (имеются ли видимая расщелина, следы перенесенной уранопластики, нет ли видимой подслизистой расщелины);
    — состояние верхней губы, наличие следов перенесенной хейлопластики, подвижность губы.
    Нарушения могут быть приобретенными и врожденными.
    Приобретенная открытая ринолалия образуется при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях, парезах и параличах мягкого нёба.
    Наиболее частая причина открытой ринолалии — врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.

    При нарушениях чтения и письма


    Развитие устной и письменной речи — тесно связанные стороны единого процесса речевого развития. При обследовании ребенка, страдающего нарушениями чтения (дислексия), необходимо в первую очередь исследовать состояние его устной речи.
    При выявлении нарушения чтения логопед может использовать классификацию дислексии О. А. Токаревой, а также любую другую принятую в настоящее время классификацию:
    — акустическую, при которой отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие слухового анализа;
    — оптическую, при которой отмечается неустойчивость зрительного восприятия или представлений, плохо усваиваются отдельные буквы, нет четкого зрительного образа буквы, наблюдается смешение букв, сходных по начертанию, нарушается зрительное узнавание слов при чтении;
    — моторную, при которой отмечаются затруднения в движении глаз при чтении, сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке, нарушается речедвигательное воспроизведение.
    Дисграфия — частичное специфическое нарушение процессов письма, представляющего собой сложную форму речевой деятельности, в которой принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный анализаторы.
    Для детального исследования письма логопед должен внимательно изучить школьные тетради ребенка с самостоятельными работами по русскому языку , продиктовать специальные тексты, направленные на выявление той или иной формы дисграфии.
    При обследовании письменной речи и определении характера ее нарушения не следует забывать, что не всякое ошибочное письмо есть проявление дисграфии. Часты случаи, когда ребенок плохо овладевает чтением и письмом не из-за речевых нарушений, а из-за того, что по своим интеллектуальным возможностям не может усваивать предлагаемую ему программу или форма обучения письму не соответствует его психологическому состоянию.
    Все результаты обследования речи записываются в амбулаторную карту ребенка (в краткой форме) или в индивидуальную карту в случае приема его на занятия в поликлинику (подробно). Описание речи при первичном обследовании делается при направлении ребенка на медико-педагогические комиссии.

    Логопедическое обследование дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    С учетом возрастных особенностей детей обследование проводится с использованием разнообразных игровых приемов. Логопедическая карта, рис. см. ниже, позволяет наиболее эффективно выявлять ФФНР у детей, ускоряет процесс обследования речи и помогает наметить пути преодоления данного речевого нарушения.

    Речевая карта для обследования детей с ФФНР

    ФИО ребенка___________________________________________________
    Дата рождения, возраст___________________________________________
    ФИО родителей, телефон__________________________________________
    Анамнез (какая беременность по счету, как протекали беременность и роды)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Строение артикуляционного аппарата
    Губы________________________________________________________________
    Язык, подъязычная уздечка________________________________________________
    Подвижность, переключаемость____________________________________________
    Тонус___________________________________________________________________
    Саливация_______________________________________________________________
    Нёбо____________________________________________________________________
    Прикус, челюсти__________________________________________________________
    Состояние мелкой моторики рук_____________________________________________

    Состояние звукопроизношения (изолированно, слоги, слова, фразы)

    Состояние фонематического восприятия


    Дифференциация звуков на уровне слога
    ба-па-ба _________ са-ша-са________
    да-та-да__________ са-ца-са________
    га-ка-га ________ ча-тя-ча________
    за-са-за ________ ща-ча-ща ________
    жа-ша-жа ________ ла-ра-ла ________

    Дифференциация звуков на уровне слова
    кот-год коза-коза
    дом-том мишка-миска
    лак-рак почка-бочка

    Дифференциация звуков на уровне фразы
    с- c ’- У Симы самолет ________
    з-з’- У Зины зонт ________
    с-з- У Сани замок ________
    с-ц- В саду около крыльца курица с цыплятами ________

    Состояние звукового анализа

    Выделение начального ударного гласного в слове

    Выделение гласного в конце слова

    кошка ведро
    грибы кенгуру

    Выделение гласного в середине слова

    Выделение конечного согласного в слове

    Выделение начального согласного в слове

    Обследование слоговой структуры слова
    дверь
    сковорода
    скатерть
    троллейбус
    снеговик
    велосипедист
    Водопроводчик чинит водопровод
    Гимнасты выступают под куполом
    Мотоциклисты едут на мотоцикле
    Аквалангист плавает с аквалангом
    Регулировщик регулирует движение машин

    Логопедическое заключение ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________ ________

    Дата обследования ребенка ________ ________ ________
    Подпись родителей ________ ________ ________ ________
    Подпись учителя-логопеда ________ ________ ________

    1. Кумарина, Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. М. :Академия, 2003, — 320 с.

    2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997, — 224 с.

    3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. : Просвещение, 1987, — 159 с.

    4. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М. : ВЛАДОС, 1997, — 304 с

    5. Жукова, Н. С., Мастюкова, С. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М. : Медицина, 1993, — 112 с.

    6. Чиркина, Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. М. : Полиграфсервис, 1998, — 148 с.

    Читайте также:  Пространственный анализ и синтез у детей

    7. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. : Медецина, 1992, — 240 с.

    8. Пантюхина, Г. В., Печора, К. Л., Фрухт, Э. Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М. : ВУНМЦ, 1996, — 76 с.

    источник

    Галина Касимовна Утемишева
    Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей

    Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую группу были зачислены дети старшей группы и дети, оставшиеся на второй год обучения. Всего 14 человек: 12 детей с ОНР и 2 ребёнка с ФФНр.

    Анализируя данные речевого развития детей, выявлены 2 ребёнка со 2 уровнем развития речи — Загаидзе Артём, Украинцев Владислав. Артём стал проявлять речевую активность, легче стал входить в контакт со сверстниками и взрослыми. В течение учебного года с ним проводилась регулярная логопедическая работа. Подбор материала осуществлялся с учётом индивидуальных речевых нарушений и особенностей ребёнка.

    Ко второй группе относятся Осокина Катя, Сапрычев Максим, Степанов Максим, Денщиков Владислав. Эти дети стали отчётливее произносить нарушенные звуки, могут составлять различные типы предложений, активно общаются со сверстниками. Затруднения ещё вызывают слова сложного состава. Не всегда правильно используются предлоги. Запланирована работа по взаимодействию с воспитателями группы. Родителям этих детей предложена консультативная работа.

    С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики продолжала работу по активизации артикуляционного аппарата детей и формирование правильного произношения нарушенных звуков;

    — в игровой форме проводилось формирование правильного физиологического и речевого дыхания; — дети научились употреблять в речи глаголы в разных временных формах;

    — использование на занятиях потешек, стихотворений способствовало развитию реакции детей на интонацию и мимику, развивалась память, мышление и внимание;

    — продолжала привлекать детей к активному участию в драматизации сказок, игровых сюжетах;

    развитию фонематического слуха способствовали упражнения на различение неречевых звуков (использовались дид. игры, прослушивались диски с аудиозаписями);

    — продолжала отрабатывать правильную артикуляцию звуков и чёткое произнесения текста во время проведения пальчиковых игр, ритмичное выполнение движений «ладонь-кулак-ребро», закрепили умение соединять поочерёдно пальцы на руках, дети умеют проводить самомассаж пальцев рук.

    Работа над общей и мелкой моторикой проводилась в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями (игры с бусами, мозаика, обводки по контуру и шаблону, печатание в тетрадях, штриховки);

    — использововала в индивидуальной работе тетради на графику, способствуюих развитию у детей умения пользоваться шаблоном, качественному навыку удерживать правильно карандаш и графически правильно выполнять задания;

    — продолжала освоение детьми различных способов словообразования и словоизменения.

    — дети стали понимать изменение значения слов, улучшилась слоговая структура;

    — во время диалога или беседы дети стали правильно отвечать на вопросы, изменять силу голоса, выбирать правильный темп речи.

    Никита выучил алфавит и может читать по слогам.

    К середине года их фразовая речь стала более развёрнутой, и дети свободно общаются с окружающими. Изолированные звуки в самостоятельной речи стали произноситься более чётко. Произношение звуков улучшено. Словарь детей заметно пополнился обобщающими понятиями, но не все дети понимают значения сложных слов. Использование игровых моментов, разнообразных упражнений на развитие памяти, мышления, внимания способствовало развитию познавательной деятельности. У детей выработалось умение сравнивать, обобщать. Лучше стали они ориентироваться на листе бумаги, активизировалась мелкая моторика рук.

    В своей работе я стала использовать тестопластику, песок. Заметно улучшилась подвижность речевого аппарата. Исправлены недостатки в произношении звуков и грубые нарушения в слоговой структуре речи.

    В середине года эти дети показали средний уровень развития речи. Ребята стали чаще правильно использовать предлоги. Им стало легче составлять различные типы предложений и определять количество слов в предложении. Ещё возникают трудности у детей при образовании относительных прилагательных с различными значениями. Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти способствует обеспечению полноценной готовности детей к обучению в школе.

    • Учить детей использовать не только предметный словарь, но и словарь действий и признаков.

    • Продолжать формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, закрепление правильного произношения, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры речи).

    • Продолжать обогащение пассивного словаря, закрепить представления по лексическим темам.

    • Закрепить навык свободного пользования поставленных звуков.

    • Обучать практическим навыкам словообразования и словоизменения.

    • Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже.

    • Продолжать учить составлять предложения по вопросам, рассказы по картинке.

    • Индивидуальная работа над развитием мелкой моторики рук в тетрадях (выполнение заданий на занятии и дома).

    • Регулярный контроль со стороны воспитателей за чётким звукопроизношением ребёнка на занятиях и в свободной деятельности.

    • Побуждать детей подготовительной группы послоговому чтению. Познакомить детей с понятием буква и символ. Использовать в работе звуковую азбуку.

    • Воспитателям групп расширить картотеку игр по развитию мелкой моторики.

    • На основе полученных данных, рекомендовать активизировать работу с детьми, требующими индивидуальный подход: Загаидзе А, Сапрычев М, Осокина К.

    Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы Аналитическая справка по итогам диагностики готовности воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ детского сада «Улыбка». 20 апреля.

    Аналитическая справка по результатам диагностики детей Я, Кашапова Гулия Халитовна, работаю в МДОУ детсад № 1 «Улыбка» с. Камышла воспитателем. Результаты своей работы я отслеживаю путем мониторинга.

    источник

    Этот материал полезен как родителям, так и специалистам, а также студентам логопедических, дефектологических и психологических факультетов. Здесь представлена таблица, где мною были рассмотрены разные методики обследования, которые помогают определить уровень сформированности разных компонентов речи с рождения и до семи лет. Кратно приведены особенности методик, оценки результатов обследования, описаны используемые методы обследования и на какой возраст рассчитана та или иная методика.

    Анализ методик обследования речи детей с рождения до 7 лет

    Подготовила учитель-логопед Зиновьева Елена Владиславовна

    На какой возраст рассчитан

    Исследуемые компоненты речи

    Какие методы используются

    Опросник Громовой О.Е. (зайка)

    Понимание речи, исследование невербальных средств общения (действия, жесты)

    Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка

    Опросник лучше отражает реальное развитие:

    — маленьких детей (примерно до 1,5 лет)

    — детей с более равномерным речевым развитием

    — поздноговорящих детей экспрессивного речевого стиля

    — детей с задержкой речевого развития

    — у референциальных детей различия возникают между уровнем 50 до 100 слов (момента лексического скачка) и увеличиваются после лексического взрыва

    Опросник Громовой О.Е. (мишка)

    Лексика, в конце раздела определяется уровень развития вербального мышления, в разделе грамматика исследуются синтаксические навыки

    Количественная оценка, центильные таблицы-ключи, для определения примерного объема словаря ребенка, лексикон исследуется с учетом количественного и качественного аспекта

    Это методика (опросник «зайка» и «мишка») была создана в США в 1993 году, в России адаптирована кафедрой детской речи РГПУ им. А.И. Герцена 2002. Опросник составлен специально для родителей, с рекомендациями по заполнению, исследуется импрессивная и экспрессивная речь. Перед заполнением опросника, уточняются данные о ребенке и о заполняющем.

    Громова О.Е. Соломатина Г.Н. «Логопедического обследование детей 2-4 лет»

    Звукопроизношение, слоговая структура слова, обследование лексико-грамматического строя речи

    При наличии таблиц нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков можно сразу выявить нарушения. Нарушения слоговой структуры речи выявляются в процентном соотношении.

    Впервые представлено подробное описание нормированного и дефектного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использованием символов Международного фонетического алфавита. Разработаны методические рекомендации для логопедического обследования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.

    Логопедическое обследование ребенка второго года жизни Разенковой Ю.А.

    Артикуляционный аппарат, активная речь, сформированность лексико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи, сформированности слухового внимания и фонематического слуха, а также мелкая моторика рук

    Беседа, активное наблюдение, изучение медицинской документации

    — нормальное развитие ребенка

    — развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой

    — развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более)

    Данная методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

    Громова О.Е. Опросник «Первые слова».

    От 1 до 3 лет рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1г 3мес., 1г 6мес., 1г 9 мес., 2 лет

    Исследуется понимание обращенной речи, пассивный и активный словарь

    — подсчет процентов от общего числа ответов

    — количественный и качественный подсчет без учета оценки результатов

    — при подсчете одинаковые слова из разных категорий считаются за одно

    — при оценке результатов сравнивают соотношение активного и пассивного словаря

    Диагностика строится на информации, предоставленной родителями, поэтому специалисту может понадобиться выборочная перепроверка, например, понимания инструкций. Если диагностика проводилась на разных возрастных этапах, это позволяет отследить динамику.

    Ю.Ф. Гаркуша (Методика логопедического обследования детей раннего возраста с ЗРР в условиях диагностических групп)

    Обследование импрессивной и экспрессивной стороны речи, изучение строения и подвижности артикуляционного аппарата

    Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение анамнестических данных

    Качественная оценка. Логопедом делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной речи ребенка. Отмечается характер принятия им помощи в процессе обследования. Может быть сделан предварительный прогноз относительно дальнейшего хода развития его речи.

    Исследования фиксируются в протоколах, магнитофонах и видеозаписях.

    Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (под ред. Стребелевой Е.А.)

    Изучается уровень познавательной деятельности, по необходимости проводится обследования слуха и в заключении проводится обследование речи

    Беседа, активное наблюдение

    — способы выполнения задания

    — обучаемость в процессе обследования

    — отношение к результату своей деятельности

    Количественная оценка производится в баллах

    Первая группа (10-12 баллов) – тяжелая умственная отсталость

    Вторая группа (13-23 балла) – легкая и умеренная УО

    Третья группа (23 – 33 балла) – группы риска

    Четвертая группа (34-40 баллов) — норма

    Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей. Первое издание вышло в 1998г без приложения

    Е.В. Шереметьева «Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте»

    — субъекта речевой деятельности

    — социальные условия развития, эмоциональная сфера

    — моторное развитие, артикуляционная моторика, просодика

    — импрессивная или, если есть, экспрессивная речь.

    Анкетирование, наблюдение, беседа, опрос

    Количественно-качественная оценка. Сумма баллов всех обследованных детей делится на количество детей, это является суммарным коэффициентом эмоционального развития и мотивационной составляющей речевой деятельности

    Составлен для родителей и педагогов, определяет дизонтогенетические маркеры возможных речевых нарушений, а также организует формы и методы выявления этих маркеров у детей третьего года жизни с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития.

    Комплексная диагностика детей раннего возраста (Приходько О.Г.)

    Всего изучается 29 компонентов по основным линиям развития:

    Динамика разития предпосылок речи, понимание обращенной речи, экспрессивная речь.

    Активное наблюдение, беседа, изучение медицинской документации.

    Количественно-качественная оценка. 4х бальная система оценок для каждого диагностического блока.

    Составлена схема комплексного логопедического обследования детей раннего возраста, отражающая сформированность всех компонентов. В результате обследования логопедом делается заключение о состоянии социального, познавательного, речевого и двигательного развития.

    Обследование речевого развития детей раннего возраста по Г.В. Чиркиной

    Доречевое развитие младенцев: от 0 до 12 мес

    Обследование речи преддошкольного возраста от 1 г до 3 лет

    -Крик, дыхание, кормление, глотательные и сосательные движения

    — характер реакций на голод, охлаждение, перегрев

    — появление первых мимических гримас

    — начальное зрительное и слуховое сосредоточение

    — фиксацию взгляда на лице говорящего взрослого

    — наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого

    — характер преобладающих реакций на раздражители

    — характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери

    — проявление положительных эмоций в комфортных условиях

    Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

    — начальное гуление – гуканье

    — первые реакции на интонацию взрослого

    выразительность, напевность гуления.

    -характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят

    — особенности интонационной окрашенности голосовых реакций

    — переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности

    -изменение поведения в ответ на слуховые раздражители

    -наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре

    — особенности визуального контакта с близкими людьми

    -неполноценность комплекса оживления

    — особенности формирования лепета

    — особенности формирования понмания обращенной речи

    — развитие паралингвистических форм коммуникации

    — развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи

    — характер взаимодействия с матерью

    — первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации

    — хорошее понимание обращенной речи

    — завершение лепетной стадии

    — появление первых слов и переход к речевой коммуникации

    — условия наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка

    — сформированности базовых навыков глотания и жевания

    Обследование детей преддошкольного возраста включает в себя диагностические блоки:

    1. Исследование неречевых процессов (психолог)
    2. Исследование речи логопедом:

    -исследование фонетической и фонематической стороны речи

    Анкетирование, опрос, беседа, наблюдение, изучение медицинской документации, ознакомление с пед. характеристикой, если ребенок посещает детский сад, собственно логопедическое обследование ребенка.

    Количесвенно-качественная оценка, используются центильные таблицы

    Логопедическое заключение о речи ребенка, оставшегося без попечения родителей, дается после сопоставления его речевого развития со схемой системного развития нормальной детской речи и с опорой на показатели нервно-психического развития детей первых трех лет жизни, разработанные Э. Л. Фрухт, К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной под руководством Н. М. Аксариной (1996).

    При проведении обследования ребенка, воспитывающегося в семье основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи.

    источник