Меню Рубрики

Анализ общения детей в повседневной жизни

Для развития детям нужно общение. Поэтому правильная организация общения детей – одна из задач взрослых. Сначала в семье, позже – в детском саду и школе. И везде главная цель – научить ребенка общаться так, чтобы и ему было полезно и приятно, и другим детям тоже.

В младенчестве крохе важно чувствовать настрой окружающих, проникаться их любовью, теплотой, заботой. Круг общения в это время узок: он включает в себя только членов семьи и близких знакомых.

Попадая в дошкольном возрасте в сообщество детей в садике, ребенок сначала теряется, и в этот момент очень важна организация общения детей, так как она влияет на адаптацию ребенка и его дальнейшее развитие.

Детский коллектив в группе ДОУ формируется далеко не сразу: сначала воспитатель проделывает большую работу по адаптации детей, способствует тому, чтобы они узнали друг друга поближе, научились взаимодействовать. Через некоторое время правильная организация общения детей дошкольного возраста начинает приносить плоды в виде самостоятельной деятельности и ее результатов.

Что нужно детям для полноценного общения?

  • Позитивная, доброжелательная обстановка, в которой каждый маленький человек может чувствовать себя «в своей тарелке»
  • Пространство для практического познания мира: уголки с игрушками, «островки творчества», где он сможет слепить что-то из пластилина вместе с друзьями, нарисовать картинку в подарок маме, сплести браслетик из резиночек и т.д.
  • Неразрывная связь старого и нового: детям чрезвычайно важен эффект новизны. Организация детского общения обычно строится на знакомых ситуациях, но опытные воспитатели обязательно вносят в них что-то свежее. Например, учат малышей творчески поздравлять друг друга с Днем рождения
  • Заинтересованный взрослый, который будет «на одной волне» с детьми и поможет правильно организовать взаимодействие
  • Прозрачность требований, которые предъявляются к ребенку, наличие положительного примера. Взрослые, устанавливающие правила общения в дошкольном учреждении, должны быть последовательны в соблюдении норм общения с детьми, показывая им пример позитивного отношения друг к другу

Специалисты выделяют следующие условия организации общения детей в дошкольном учреждении:

  • Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности
  • Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей
  • Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания
  • Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.

При таких условиях организации общения детей можно создать полноценную среду для роста и развития доброжелательной, активной, любознательной личности ребенка.

источник

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности
статья на тему

Опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста.

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста

в процессе организации различных видов деятельности

Общение – основное условие развития ребенка. Для ребенка важно смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос. Болезнь, возникающую при дефиците общения, называют «госпитализмом». Лишенный общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется , замедляется, искажается его психическое развитие.

Поступая в детский сад, дети приобретают первый опыт общения со сверстниками и окружающими его взрослыми. Малыши относятся к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но, в тоже время, не умеют взаимодействовать, прислушиваться к мнению других детей, не могут понять мотивы поступков и соответственно на них реагировать. Конфликтные отношения ребенка со сверстниками могут выступить серьезной угрозой для личностного развития. Конфликты могут проявиться в психологической изоляции от сверстников, выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности группы. Опасность заключается в том, что появляются отрицательные качества, которые затем могут проявиться и в школьном коллективе, и полноценных отношениях с окружающими взрослыми. Взрослый для ребенка – это носитель определенной информации, в том числе правил, требований, запретов, что не всегда осознается и воспринимается ребенком. Отсюда вспышки агрессивного поведения, капризы, упрямство.

Необходимость данной работы обусловлена тем, что именно дошкольный возраст является сенситивным, т.е. создающим наиболее благоприятные условия для развития навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Достижения ребенка к концу дошкольного возраста должны быть значительными: хорошо развита речь и сформированы социальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Поиск ответов на вопросы, связанные с развитием свободного общения детей дошкольного возраста, определило выбор темы нашей работы «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности».

Перед педагогами была поставлена цель : определить условия, способствующие процессу развития навыков свободного общения у дошкольников.

Были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать деятельностный подход к организации образовательного процесса по развитию навыков свободного общения у дошкольников .
  2. Определить содержание образовательной деятельности в соответствии с перспективно-тематическим планом работы.
  3. Подобрать диагностический инструментарий и осуществить проверку эффективности межличностных отношений в группе сверстников.
  4. Обобщить опыт работы по теме и представить педагогическому сообществу на районной методической конференции.

Новизна исследования: использование перспективно-тематического плана работы, представленного в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнение его конкретным содержанием образовательной деятельности и в соответствии с определенным алгоритмом по развитию свободного общения у детей дошкольного возраста.

Исследования проводились в 2011 – 2013 году и включало в себя три этапа.

В рамках первого этапа (ноябрь 2011 — январь 2012г.) был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления речевого развития детей, посещающих дошкольное учреждение, т.к. речь является главным орудием общения. Диагностика речевого развития подтвердила актуальность проблемы. По данным учителя-логопеда детского сада в сентябре 2011г в ДОУ было выявлено 56% детей будущих первоклассников с проблемами речевого развития.

Были изучены на основе метода педагогического наблюдения, бесед с воспитателями и родителями особенности личностного развития дошкольников, которые позволили установить наличие психофизических зажимов, проявляющихся в страхах, застенчивости, избирательном мутизме и приводящих к возникновению барьеров в общении со взрослыми и сверстниками. Нарушения такого плана составили – 18%.

На первом этапе эксперимента определили компетентность педагогов по вопросам общения. Провели анкетирование и выяснили, что у 24% воспитателей недостаточно теоретических знаний и практических умений по развитию свободного общения дошкольников.

Изучив проблемы взаимодействия в семье, отметили, что 60% родителей не видят проблем в общении с детьми, хотя отмечают наличие капризов и упрямства.

Таким образом, мы установили, что в образовательной работе с детьми дошкольного возраста необходимо уделять большое внимание развитию свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Мы обратились к педагогической литературе и установили, что этой проблеме посвящены работы Арушановой А.Г. Шипицыной Л.М, Защиринской О.В, Вороновой А.П, Ниловой Т.А. Наряду с теоретическим, ими полно представлен и практический материал с развернутым планом занятий, комментариями игр, бесед, упражнений. Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что использование их в практике дошкольных образовательных учреждений затруднено, из-за того, что предложенные материалы не конкретизируются на определенный возрастной период. Их использование требует оценки соответствия целей занятия возрастным особенностям детей группы.

На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, заключающийся в том, чтобы использовать перспективно-тематический план работы, представленный в основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада, наполнить его конкретным содержанием и проверить его эффективность.

На втором этапе работы (февраль 2012 – апрель 2013г) апробировалась программа деятельности. Педагоги разрабатывали конспекты занятий, опираясь на идеи М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова о развитии конструктивных способов и средств общения с окружающими людьми, а также идеи Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева — деятельностной теории учения, согласно которой развитие ребенка происходит в значимой для него деятельности. При организации непосредственно образовательной деятельности предусматривается совместная деятельность взрослых и детей, в результате которой и происходит развитие общения.

Определили алгоритм совместной деятельности:

  1. Организационный этап.
  • Установление коммуникации: внимание к детям, доверительные отношения, выражающиеся в приветствии, улыбке, доброжелательном отношении. Главная задача воспитателя — создать эмоционально-положительный настрой в группе. Хорошо использовать различные коммуникативные игры, которые помогают детям почувствовать друг друга, учат взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
  1. Мотивационный этап. Предлагаемая деятельность должна быть значима для ребенка. Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы могут быть самые разные: познавательные (потребность в получении знаний), деловые (возникают в совместной деятельности), личностные (потребность в освоении отношений между людьми), внешние мотивы (похвала, страх быть наказанным), внутренние мотивы (любознательность, хочется узнать, сделать что-то, потому что интересно).
  • сообщение темы занятия;
  • постановка цели деятельности;
  • создание проблемной ситуации;
  1. Практический этап, позволяющий достигнуть цели деятельности.
  • организация совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок ищет, экспериментирует, действует. Использует необходимые для этого средства. Новая информация подается с учетом имеющихся знаний, умений, навыков дошкольников.
  1. Рефлексивный этап. Подводятся итоги совместной деятельности, выясняется, каким образом ребенку удалось достичь поставленной цели, каков результат деятельности.

Схема непосредственной образовательной деятельности

Деятельность взрослых Деятельность

Проблемная ситуация внутренний мотив («я хочу»)

  • Совместно поставленная цель или принятие цели детьми;
  • Обсуждение с детьми содержания, средств

Процесс (ход) деятельности ищет, экспериментирует,

действует действует

Роли педагога (смысл ролей – психологическая поддержка ребенка):

  • консультант;
  • советует;
  • помощник – «я тебе помогу»;
  • «недопонимающий» взрослый;

Совместные итоги

Использование результата (для оформления, игры)

Работа с педагогами была направлена на расширение знаний по оказанию помощи детям в развитии речи и коммуникативных умений.

Проведены следующие мероприятия:

  1. Консультации: «Общение и виды общения», «Требования к организации современного занятия в ДОУ», «Игры на развитие общения и речи», «Особенности организации занятий в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми», «Технология проведения анализа воспитательно-образовательной работы с детьми».
  2. Семинар «Правила эффективного общения с ребенком».
  3. Педсовет «О проблемах организации опытно-исследовательской деятельности в ДОУ «Развитие свободного общения детей дошкольного возраста».
  4. Открытые занятия в рамках методической недели.
  5. Список литературы, помогающий педагогам в вопросах самообразования по данной теме.

Рассматривая педагогические условия, обеспечивающие развитие свободного общения, считаем важной составляющей работу с семьей. Воспитываясь в семье, ребенок впитывает в себя стереотипы речевого поведения и языковой культуры.

Работа с семьей строилась в двух направлениях: информационном и обучающем просвещении. С родителями работали воспитатели и специалисты детского сада, которые оказывали им активную помощь: знакомили с результатами логопедического обследования, проводили беседы, тренинги, открытые занятия, рассказывали об особенностях коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи. В качестве примера приведем некоторые темы бесед с родителями:

  1. О капризах и упрямстве.
  2. Детские конфликты.
  3. Учим общаться со старшими.
  4. Развиваем навыки общения.

На третьем этапе ( май 2013г.) проведен анализ и подведены итоги работы по теме . Оценка эффективности данной работы определялась с помощью следующих диагностических методик:

  • Обследование речевого развития детей проходило на основе диагностики, предложенной Грибовой О.Е. Результативность работы в подготовительной к школе группе повысилась на 16%. На начало учебного года 56%, на окончание — 72%.
  • Исследование межличностных отношений детей в группе в соответствии с социометрической методикой «Два домика»; «Варежка». Уровень эмоционального благополучия в группе сверстников на начальный период и окончание эксперимента составил 85,8 % Это высокий уровень коэффициента удовлетворенности отношениями со сверстниками.
  • Диагностика развития свободного общения у детей дошкольного возраста проводилась на основе наблюдений. Отмечаем положительные изменения в развитии детей и овладении средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Уровень компетентности педагогов по вопросам развития свободного общения детей дошкольного возраста повысился на 20%.

Таким образом, проведенная работа дала положительные результаты в развитии свободного общения детей дошкольного возраста. Используемые развивающие игры, тренинги, этюды, беседы, обеспечили понимание детьми эмоциональных состояний друг друга и взрослых людей, научили находить выход из конфликта. Вместе с тем, обозначилась проблема коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы личностного развития.

  1. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия. Издательство «Аркти», М.,2007.
  2. Бабаева Т.И., Березина Т.А, Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2012.
  3. Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2008.
  4. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. творческий центр «Сфера», М., 2009.
  5. Мешкова Е.Б. Реализация деятельностного подхода в ДОУ//Материл с курсов повышения квалификации педагогов.

Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми.

Цель данной работы: определить технологию развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к музыкальной деятельности на музыкальных занятиях.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои.

Социальная значимость труда в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определённое значение. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствует.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями.

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности» .

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства.

источник

Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемcolledg70.narod.ru

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности

2 Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.

3 Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

4 Для организации общения дошкольников необходимо знать… возрастные особенности общения детей нормальный ход развития общения со сверстниками психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми

5 Особенности общения дошкольников со сверстниками

6 1. Яркая эмоциональная насыщенность Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. В общении сверстников в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

7 2. Нестандартность и нерегламентированность общения В общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, но при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.

8 3. Преобладание инициативных действий над ответными Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

9 Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

10 1- эмоционально-практическое Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Читайте также:  Гепатит а у детей признаки анализы

11 2 — эмоционально-практическое Отношение к другому ребёнку индифферентно-доброжелательное. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Но легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы. Но сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

12 3 — ситуативно-деловое Оно складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичным до шестилетнего возраста. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

13 Игры, способствующие организации общения дошкольников Главная задача игр — привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

14 1. Игры, формирующие внимание к сверстнику В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

15 2. Игры, формирующие способность к согласованности движений Требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

16 3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания Как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает.

17 4. Игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях

18 5. Игры, формирующие вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер Комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого. Задача этих игр — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

19 6. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности Изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

20 Предполагаемые результаты. В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

22 Возможные причины: ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру; ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер; ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно; ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

23 Эти трудности являются нарушением одного или всех следующих условий «полноценного общения»: наличие взаимных симпатий; наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе; наличие сопереживания; наличие способности «приспосабливаться» друг к другу; наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

24 Поэтому, задача взрослых — опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками, управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни и во всех видах совместной деятельности.

источник

Задание. Провести диагностику межличностных общений дошкольников средней дошкольной группы.

Методика «Секрет» (Т. А. Репина)

Методика направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Избирательные отношения между детьми возникают достаточно рано и достигают высокой степени развития в период дошкольного детства. Однако в совместных играх детей и в процессе их общения эта избирательность может не обнаружиться в полной мере. Психолог (воспитатель) находится в комнате, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает ребенку поиграть в игру «Секрет»: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Последнее говорится как бы скороговоркой, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное. Далее психолог (воспитатель) дает ребенку три картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет, какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Психолог (воспитатель) просит ребенка на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставит условное обозначение: А (первый выбор), Б (второй выбор), В (третий выбор). Затем психолог (воспитатель) говорит ребенку: «Теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчики, а другие ребята положат картинки тебе». Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет: «Можешь положить картинки тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть или с которыми ты хотел бы играть». После того как испытуемый положит все картинки в шкафчики, взрослый спрашивает: «Скажи, пожалуйста, почему ты самую красивую картинку подарил… Маше?» (Называет имя ребенка, которому испытуемый подарил картинку А.) В заключение взрослый задает вопрос: «А как ты думаешь, кто из детей может подарить картинки тебе?» В протоколе фиксируется: как ребенок относится к мысли подарить картинки сверстникам; имена детей, которым испытуемый отдал свои картинки, и время реакции выбранных детей; обоснование первого выбора; ожидаемые выборы. Через два дня в этот же протокол заносится ответ ребенка на вопрос: «Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в игру „Секрет”?» На результаты исследования особенно с детьми дошкольного возраста влияет то, в какой степени испытуемые принимают предложенную им задачу. Поэтому большое внимание следует уделить тому, чтобы вызвать у ребенка положительное отношение к методике. Для этого игре придается характер таинственности, секретности. Для того чтобы дети, уже принявшие участие в проведении методики, не общались с теми, которые еще в ней не участвовали, их уводят в другое помещение или на прогулку. Особое внимание при выполнении данной методики необходимо уделять предупреждению возможного отрицательного воспитательного эффекта. Для этого по окончании проведения методики взрослый просматривает все шкафчики, вынимает из них картинки, фиксирует в протоколе все обозначения, имеющиеся на их оборотной стороне, подсчитывает общее количество баллов, полученных ребенком. После этого подарки возвращаются на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевалку, могли их забрать. Понятно, что в каждой группе есть дети, которые по тем или иным причинам не пользуются симпатией сверстников. Некоторые из них уже осознают и эмоционально переживают свое положение среди сверстников. Поэтому детям, не получившим ни одной картинки, психолог подкладывает в шкафчик один-два подарка. Вместе с тем слишком большое число подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях группы. В этом случае следует несколько уменьшить число подарков, полученных этими детьми. Интерпретация методики Для удобства обработки полученных данных рекомендуется сделать таблицу, в которой напротив фамилии каждого ребенка фиксируются суммарные данные по ряду параметров социометрического статуса (таблица 9). В первые столбцы заносятся показатели, характеризующие статус ребенка в группе, а именно: общее количество выборов, количество баллов, при начислении которых учитывались как степень выборов, так и их взаимность. При отсутствии взаимности выборы первой степени, обозначенные в таблице буквой А, оцениваются в 5 баллов, второй степени (выбор Б) – в 4 балла, третьей (В) – в 3 балла. При взаимности цена выборов удваивается. Кроме того, фиксируется индекс социометрического статуса ребенка в группе – значение полученного количества баллов, которое высчитывается по формуле: m (индекс социометрического статуса) = m/5 (N+2), где m – суммарная оценка полученных выборов (выраженная в баллах), а N – число детей в группе. По величине индекса социометрического статуса (значению, полученному по формуле) все дети делятся на 3 группы: высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные. При обработке полученных данных также высчитываются коэффициенты взаимности выборов, выражаемые отношением взаимных выборов ребенка к общему количеству полученных выборов, и общегрупповые показатели: средний коэффициент взаимности по группе и средний показатель удовлетворенности в общении. Коэффициент взаимности определяется в процентах как частное от деления числа взаимных выборов на общее число выборов. Показатель удовлетворенности детей группы в общении выражается отношением числа дошкольников, ответивших на выбор взаимностью, к общему числу детей, которые осуществляли выбор. Таблица 9 Также информативным является соотношение ожидаемых выборов и выборов, полученных ребенком в действительности. Показателем оценки ребенком своего положения в группе является число детей, от которых он предполагает получить подарки, по сравнению с действительно полученным числом подарков. Степень осознанности ребенком своего социометрического статуса в группе определяется как соотношение оправдавшихся выборов с ожидаемыми.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник

анжелика никитина
Анализ характера общения детей с воспитателем и со сверстниками в младшей группе

1. Общение с воспитателем. Дети обращаются к воспитателю на вы. Они хорошо знают имя и отчество воспитателя и помощника воспитателя (Надежда Николаевна; Надежда Петровна). Дети не четко формируют свои желания и просьбу, иногда забывают про слова вежливости и воспитатель напоминает им об этом. Например: Надежда Николаевна-воды! При сильно эмоциональном состоянии ребенок не спокойно выражают то что ему нужно и воспитателю трудно понять что он хочет. На отказ взрослого дети реагируют нормально, т. к воспитатель объясняет причину такого отказа. Дети употребляют основные вежливые слова такие как: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «До свидания». Вежливые слова дети используют утром, когда приходят в детский сад; за столом говорят «Спасибо», когда воспитатель пожелает им «Приятного аппетита»; когда в группу приходят другие воспитатели все дети хором говорят «Здравствуйте», а когда воспитатель уходит говорят «До свидания».

Дети спокойно разговаривают с воспитателем, они внимательно слушают его, глядя ему в лицо, не всегда дожидаются своей очереди и вскакивают с места чтобы что то сказать. Некоторым детям не интересно это и они отвлекаются на игрушки или дразнят других детей.

Дети внимательны к воспитателю, если попросить помощи у детей, то они выполняют его с радостью. На просьбу взрослого реагируют положительно. Поручения выполняю сразу и без всяких вопросов. Например когда воспитатель попросила убрать игрушки в группе, дети сразу перестали играть и все дружно стали собирать игрушки на свои места. Когда воспитатель сказала детям что ему грустно, дети не сразу стали утешать ее. Некоторые отошли в сторону, а более смелые дети подошли и стали ласкать ее, обнимать. За ними стали приходить и другие дети дружно следуя примеру других детей.

2. Общение со сверстниками. В группе приветливое взаимоотношения между сверстниками. Громко и дружно встречают каждого ребенка, знают друг друга по имени. Например, утром когда приходят дети, другие сверстники кричат «Камилла пришла!», потом с напоминания воспитателя говорят «Здравствуйте». Дети во время общения со сверстниками не все используют вежливые слова, обычно их говорят когда что-то нужно или хотят вместе поиграть.

В группе дети внимательны друг к другу. Они дружно жалеют детей, у которых плохое настроение. Например утром когда дети плачут и не хотят заходить в группу сверстники стараются отвлечь их, предлагают вместе играть. Но они не умеют слушать друг друга, мешают во время выполнения деятельности. Не всегда считаются с мнением друг друга и каждый стоит на своем.

Конфликты возникают во время игры. Дети не в состоянии самостоятельно решить конфликт и на помощь приходит воспитатель. Она объясняет что надо играть дружно и находит компромисс.

Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения познавательно-исследовательского характера Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Детская дружба и проблемы общения со сверстниками Быть родителем – тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные,.

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения. Одна из главных задач.

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Организация общения дошкольников в повседневной жизни и разнообразных видах деятельности

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.

Для организации общения дошкольников необходимо знать… возрастные особенности общения детей нормальный ход развития общения со сверстниками психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми

Особенности общения дошкольников со сверстниками

1. Яркая эмоциональная насыщенность Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. В общении сверстников в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

2. Нестандартность и нерегламентированность общения В общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, но при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.

3. Преобладание инициативных действий над ответными Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

1- эмоционально-практическое Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно — как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

2 — эмоционально-практическое Отношение к другому ребёнку индифферентно-доброжелательное. Трехлетние дети, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Но легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, отдают свои предметы . Но сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

Читайте также:  Генетический анализ в роддоме у детей

3 — ситуативно-деловое Оно складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичным до шестилетнего возраста. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

Игры, способствующие организации общения дошкольников Главная задача игр — привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

1. Игры, формирующие внимание к сверстнику В таких играх, как «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо», дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

2. Игры, формирующие способность к согласованности движений Требуют ориентации на действия партнеров и подстройки к ним, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

3. Игры, способствующие погружению детей в общие для всех переживания Как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает.

4. Игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в «трудных» игровых ситуациях

5. Игры, формирующие вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам игры, должно иметь исключительно положительный характер Комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого. Задача этих игр — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

6. Игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности Изготовление общих рисунков, поделок, подарков.

Предполагаемые результаты. В процессе игр дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре.

Возможные причины: ребенок стремится к сверстнику, но его не принимают в игру; ребенок стремится к сверстникам, и они играют с ним, но их общение носит формальный характер; ребенок уходит от сверстников, но они настроены к нему дружелюбно; ребенок уходит от сверстников, и они избегают контакта с ним.

Эти трудности являются нарушением одного или всех следующих условий «полноценного общения»: наличие взаимных симпатий; наличие интереса к деятельности сверстника, стремление играть вместе; наличие сопереживания; наличие способности «приспосабливаться» друг к другу; наличие необходимого уровня игровых умений и навыков.

Поэтому, задача взрослых — опираясь на особенности общения дошкольников со сверстниками, управлять, корректировать общение детей в повседневной жизни и во всех видах совместной деятельности.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Организация общения между детьми в течение дня

Воспитатель должен стараться организовывать общение между детьми в течение всего дня. Хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. С этой целью следует предложить малышам поздороваться друг с другом, называя каждого ребенка по имени, обратить внимание детей на то, как они красиво одеты, как умеют снимать курточку и сапожки и пр. Детям постарше можно предложить помочь сверстнику убрать в шкафчик одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже есть дети, воспитатель должен привлечь их внимание к вновь пришедшему малышу, предложить им поздороваться с ним.

Желательно также ввести ритуал прощания детей перед уходом домой, предлагая ребенку сказать сверстникам «до свидания», помахать ручкой.

Во время режимных моментов нужно обращать внимание малышей на то, как каждый из них хорошо кушает, умывается и т. д. Укладывая детей спать, следует побуждать их желать друг другу спокойного сна.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминая в них имя каждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для возникновения чувства общности со сверстниками, важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них тоже есть глазки, ручки, что они умеют так же говорить, бегать, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности, особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных народов и рассматривание иллюстраций к ним. Хорошо, если в группе имеются куклы – представители разных народов. Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы малыши не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует воспитывать тактичное отношение к детям с недостатками развития, поощрять проявления сочувствия, стремление помочь.

Контакт взглядов – один из важных компонентов человеческого общения. Дети, не умеющие и не желающие общаться, очень редко смотрят в лицо и особенно в глаза друг друга. Их внимание сосредоточено в основном на том, как сверстник играет, поэтому малыши часто не запоминают детей в группе, не узнают их, у них не складываются избирательные привязанности. Для привлечения внимания детей друг к другу целесообразно организовывать такие ситуации, в которых воспитатель, разговаривая с одним малышом, привлекает к нему внимание других детей, предлагая посмотреть ему в глаза, назвать его по имени. Но нельзя насильно заставлять малышей общаться друг с другом.

Хорошим приемом, сближающим детей, является совместный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При этом взрослый должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других малышей похвалить сверстника.

Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание детских фотографий, беседы о родителях малышей, празднование детских дней рождений, изготовление несложных подарков для именинника.

Необходимым условием поддержания добрых отношений между детьми является привлечение их внимания к эмоциональному состоянию друг друга. Следует побуждать детей радоваться вместе со сверстником, проявлять сочувствие, жалость. При этом нельзя принуждать малышей, заставлять их делать что-то против воли, отрывать от занятий.

Сближению детей может способствовать организованное воспитателем совместное наблюдение за различными событиями и явлениями, естественно возникающими в течение дня (разглядывание рыбок в аквариуме, наблюдение за тем, как умывается кошка на дорожке за окном, как птичка вьет гнездо на дереве, как едет машина, идет дождик, гуляют дети и пр.). Воспитатель может предложить нескольким детям вместе понаблюдать за тем или иным явлением, задать вопросы, ответить на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, следует попросить их рассказать сверстнику об увиденном.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого. Негативный опыт взаимодействия детей создает в группе напряженную эмоциональную атмосферу, у некоторых малышей это может вызвать стойкое нежелание общаться с ровесниками.

Ссоры между детьми могут иметь разные причины, главными из которых являются стремление ребенка к общению со взрослым и желание обследовать предмет. На первых порах малыш часто воспринимает сверстника как «помеху» в реализации этих стремлений или как объект, интересный для исследования. В тех случаях, когда дети пытаются что-то делать вместе, у них не хватает навыков взаимодействия.

Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или отнимают ее у обоих детей, если дело доходит до драки – растаскивают или наказывают малышей. Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками. В результате малыши приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействия взрослых только тогда могут быть по-настоящему эффективны, когда они направлены на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов.

Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы. Воспитатель может:

• отвлечь внимание ребенка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку;

• организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

• помочь детям установить очередность в игре с игрушкой.

Нельзя допускать того, чтобы более сильный ребенок обижал слабого.

Выбирая тот или иной способ улаживания конфликта, воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), а также степень эмоциональной напряженности ситуации. В достаточно спокойной ситуации целесообразно предложить детям совместную игру или установить очередность действий. При этом необходимо объяснить детям, что нельзя обижать друг друга, а нужно уметь договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться. Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого, и тогда его действия должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку и спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удается, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся между собой.

В рамках личностно-ориентированного взаимодействия педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов:

• избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию (например, «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»);

• не унижать ребенка («жадина», «злюка» и пр.);

• применять тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и способы воздействия на более сильного и агрессивного;

• использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания (например: «Ты хочешь сказать… Очень важно сказать…»);

• тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть с одной куклой. Как же теперь быть?»);

• использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

• запрет должен быть сформулирован в такой форме, которая позволяет детям договориться между собой (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

источник

  1. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития общения дошкольников
  2. Особенности общения детей среднего дошкольного возраста
  3. Особенности влияния речина развитие общения детей среднего дошкольного возраста

Актуальность исследования. Средний дошкольный возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от нее, ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

От того, насколько дошкольник усвоит правила общения и от степени развития речи зависит овладение им социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.

Общение — необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Целью работы является исследование общения детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования — общение детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические особенности общения детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития общения дошкольников.
  2. Изучить особенности общения детей среднего дошкольного возраста.
  3. Выявить особенности влияния речина развитие общения детейсреднего дошкольного возраста.

Проблема общения дошкольников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна.

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.

Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни.

В психолого-педагогической литературе существует много определений общения. Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты [6, с. 44].

С точки зрения психологии, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение) [7, с. 34].

Читайте также:  Гипервитаминоз д у детей анализ сулковичу

Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [8, с.23]. Как и у всякого объекта научного изучения, у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

  • Общение есть взаимонаправленное действие;
  • Оно подразумевает активность каждого из его участников;
  • Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;
  • Каждый из участников этого процесса выступает как личность

Основными функциями общения являются:

  • Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
  • Формирование и развитие межличностных отношений;
  • Познание людьми друг друга;
  • Общение — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.

Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [6, с.66].

Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение».

А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [2, с. 56].

В среднем дошкольном возрасте существуют особенности общения. Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей.

Возросли физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Дети данного возраста отличаются довольно высокой возбудимостью, слабостью тормозных процессов, поэтому требуют частой смены деятельности. Это помогает ребенку восстановить силы и успокоиться.

На 5-ом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.

Особое внимание должно уделяться детям, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к личностным деформациям.

В каждом подобном случае взрослый анализирует причины и находит пути налаживания контактов ребенка со сверстниками [9, c.122].

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с взрослыми. Дети данного возраста активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддерживать и направлять детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие ребенка к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим.

Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения с взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник 5-ого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.

У детей этого года жизни ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы – заявления детей что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердится в правильном поведении.

Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослый пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направляет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Взрослый развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость и изобразительных средств.

Ежедневно взрослый должен находить время для доверительного общения с детьми, чтения им художественной литературы, рассказывания сказок, историй из личного опыта, для прослушивания музыкальных произведений.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей.

Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.

В среднем возрасте используются несколько форм общения [9, c.89]:

— деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

— познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

— личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

Вступая в общение и сотрудничество, взрослый проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику.

Форма общения сверстников в среднем дошкольном возрасте — ситуативноделовая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

Речь, во всем её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она собственно и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Развитие речи дошкольника в большей степени зависит от общего социокультурного уровня его окружения, от социальных обстоятельств развития ребёнка.

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык — общественная форма познания. Посредством языка общественное познание формирует мышление ребёнка и определяет структуру его сознания [15, с. 34]. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребёнок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Таким образом, речь не только сообщает уже готовую мысль, она включена в процесс формирования мышления. В этом её значение для умственного развития. Может ли ребенок, едва научившийся говорить и с трудом понимающий окружающих, способствовать речевому развитию своего сверстника? Оказывается, может. Речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более связной, понятной, развернутой и лексически богатой. Именно общаясь со сверстником, ребенок расширяет свой словарный запас, пополняя его наречиями образа действия («здорово», «плохо», «сильно»,- «смело» и т. д.), прилагательными, передающими эмоциональное отношение («красивый», «добрый», «вредный»), личными местоимениями («они», «мы», «ты»). Именно общаясь со сверстником, дошкольник чаще использует разнообразные глагольные формы (повелительное и сослагательное наклонения, модальные глаголы, причастия). В разговорах со сверстником также впервые начинают появляться сложные предложения.

Но почему, общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют разнообразные речевые средства, нежели беседуя со взрослыми? Дело в том, что ребенок является менее понятливым и чутким партнером, чем взрослый. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Общаясь со взрослым, малыш овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться «в пассиве» и не использоваться ребенком в его повседневной жизни. Дошкольник может знать много слов, но не употреблять их, потому что в этом нет необходимости. Чтобы пассивные, потенциальные знания стали активными, нужна жизненная потребность в них. Эта потребность возникает у ребенка, когда он общается со сверстником.

Разговаривая со взрослым, ребенок не прикладывает особенных усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый поймет его всегда, даже в том случае, если речь малыша не слишком понятна. Достаточно взглянуть на лицо ребенка, присмотреться к его выражению, прислушаться к интонации, вспомнить, чего он хотел вчера,- и все становится ясным. Другое дело — сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроения своего приятеля. Ему надо все четко и ясно сказать — чего ты хочешь, чем недоволен, что собираешься делать, во что любишь играть. А поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным, получить ответ делает речь дошкольников более связной, полной и понятной.

Связность произносимых слов и полнота грамматической формы высказывания — важное условие успешного общения детей. Дошкольники, плохо говорящие и не понимающие друг друга, не могут наладить интересную игру, содержательно общаться. Им становится скучно друг с другом, они вынуждены играть врозь, потому что говорить им не о чем. Исследования американских психологов показали, что опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывали значительные трудности в общении с другими детьми, несмотря на активное желание поговорить с ними. Дети, привыкшие к обществу сверстников, были значительно разговорчивее и свободно беседовали с ними. Вот и получается, что, для того чтобы играть и общаться с другими детьми, нужно уметь разговаривать с ними, стараться, чтобы они поняли тебя.

Итак, мы выяснили, что дошкольники стремятся к общению, что потребность быть понятым заставляет их высказываться яснее и правильнее. В речи человека обычно весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи выступает его темперамент, в её интонационном, ритмическом рисунке — его эмоциональность, а в её содержании просматриваются его духовный мир, его интересы их направленность. Для того чтобы оценить речь, дать правильный ответ на вопрос: «Как развивалась речь?», вовремя заметить те или иные нарушения речи, нужно четко представлять каждый этап речевого развития

Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.

Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Итогом исследования можно считать вывод, что в иерархии потребностей детей в психологическом развитии на первом месте стоит потребность в общении.

Признанными положениями следует считать утверждения, что:

— общение действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве;

— влияние общения может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании;

— общение способно ускорять ход развития детей.

Общение — одна из основных форм проявления человеческой жизнедеятельности — играет огромную роль в жизни человека. Без способности общаться, воспринимать и понимать друг друга, люди как социально детерминированные существа, просто не смогут существовать как таковые.

Проблема специфики общения в дошкольном возрасте очень актуальна, так как именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие навыков общения и влияют на личность ребенка, на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно развита способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и не возможно.

В дошкольном возрасте происходит стремительное развитее форм общения. Зная специфику общения детей в различные возрастные периоды, взрослому легче построить оптимальное взаимодействие с ребенком, с целью его личностного развития. А также создать определенную атмосферу общения, где с ранних лет происходит социализация ребенка. Так как именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую информацию.

Список литературы

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка.- М.: Прогресс, 1997.- 195 с.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. — М. : Просвещение, 1994. — 94с.
  3. Возрастные особенности психического развития детей / отв. ред. И.В.Дубровина, М.И.Лисина. — М.: Просвещение,1992. — 164с.
  4. Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до шести: советы психолога. — М.: Наука, 2002. — С. 42-47.
  5. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи детей // Вопросы психологии.- 1997.-№2.- С. 135-142.
  6. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1998. — 126с.
  7. Крайг Г. Психология развития. — СпБ.: Питер, 2000. — 992с.
  8. Леонтьев А.Н. Психическое развитие в дошкольном возрасте: избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1983. — 304с.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общения. — М.: Педагогика, 1986. — 250с.
  10. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. М.: Сов.педагогика, 1980. — С. 25-27.
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка // Под ред. А.Г.Рузской. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384с.
  12. Марциновская Т.Д. Детская практическая психология. — М.: Просвещение, 2011. — 314с.
  13. Мухина В.С. Психология дошкольника. — М.: Просвещение, 1995. — 198с.
  14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Изд. Центр Академия, 1999. — 456с.
  15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. — М. Просвещение, 1999. — 442с.
  16. Петровский А.В. Введение в психологию / А.В.Петровский. — М.: Изд. Центр «Академия», 1995. — 209с.

источник