Меню Рубрики

Анализ нпр детей раннего возраста

Уровень НПР у детей раннего возраста можно оценивать по 4 группам развития, 3 из кото­рых — варианты нормального развития, а 4-я — развитие, по­граничное с нормой (табл.12).

1-я группа развития — дети с развитием в пределах нормы или с опережающим развитием по одному или нескольким показателям;

2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до 1 года — на 1 месяц; до 2 лет — на 3 ме­сяца; до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным разви­тием по одному или нескольким показателям;

3-я группа -дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 эпикризных срока);

4-я группа -дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют 3 степени задержки НПР: I степень -по 1-2;

III степень — по 5-7 показателям.

Таким образом, схема оценки НПР ребенка представляет­ся следующим образом:

сначала оценка уровня НПР ребенка по ведущим линиям развития детей, характерным для дан­ного возраста;

соответствие или несоответствие уровня НПР ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степе­ней задержки;

оценка динамики НПР ребенка по сравнению с его предыдущим уровнем, наличие или отсутствие инди­видуальных особенностей НПР.

Таблица 12. Качественно-количественная оценка НПРдетей 1—3-го годов жизни

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа
1. Дети с опережением в развитии: — на 2 эпикризных срока (высокое развитие) — на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) 1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок: а) I степень (задержка 1—2 показателей); 6) II степень (задержка 3—4 показателей); в) III степень (задержка 5—7 показателей) 1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: а) I степень (задержка 1—2 показателей) б) II степень (задержка 3—4 показателей) в) III степень (задержка 5-7 показателей) Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока
2. Дети с опереже- нием в развитии: — верхнегармоничное развитие: а) часть по­казателей выше на 1 эпикриз­ный срок; б)часть — выше на 2 эпикризных срока
2. Дети с нетипичным негармоничным развитием: а) часть показателей выше; б) часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием: а) часть показателей ниже на 1эпикризный срок; б) часть — на 2 эпикризных срока
3. Дети с нормаль­ным развитием

По результатам оценки НПР родителям даются рекомен­дации по обеспечению своевременного и гармоничного раз­вития ребенка на следующий возрастной период:

— по линиям развития ребенка (эмоции, движения, навы­ки, речь и др.);

— по отдельным показателям НПР (сформировать у ре­бенка умение захватывать рукой игрушку, выработать ус­ловную связь слова с предметом и др.);

— по организации условий для своевременного формиро­вания умений и навыков ребенка, соответствующих возрас­ту (для умения ползать — манеж, для развития слухового ана­лизатора — звуковые игрушки).

При очередной встрече с ребенком прежде всего проверя­ется, как выполнены назначения, каковы сдвиги в НПР и по­ведении ребенка.

Для оценки НПР дошкольников и школьников применя­ются специальные тесты, таблицы и шкалы, где для каждого возраста предлагается определенное количество

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 11054 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 6339 раз

Дюдюева О. Ю. Контроль за нервно-психическим развитием ребенка как способ выявления отклонений в раннем возрасте [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2104/ (дата обращения: 22.10.2019).

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность формирования основных умений, навыков в первые годы жизни, как правило, исключает трудности дальнейшего обучения. Очень важно, чтобы развитие ребенка протекало гармонично, раскрывало его способности. Ведь от того, какие развивающие условия были созданы, на что делается упор, какие воспитательные приемы использовались, чему и как учили ребенка, и от многого другого зависит его компетентность. Для того чтобы понять уровень развития ребенка, необходимо принять во внимание, что это и проверка взрослого, т.е. педагога, который ор­ганизует такую среду, в которой ребенок достигает определенных для его возраста показателей развития.

Как отмечают В.М. Сотникова, Т.Е. Ильина, процесс отслеживания педагогического процесса в детском саду складывается из единства трех стадий [4, с. 4]:

— сбора информации о ходе воспитательно-образовательного процесса в детском саду, т.е. установления и выявления фак­тов;

— анализа собранного материала, его оценка;

— выработки мероприятий, направленных на улучшение сущест­вующего положения в дошкольном учреждении в целом или в определенной возрастной группе. Организация наблюдения педагогического процесса в детском саду проходит через все виды контроля (оперативный, тематический, итоговый).

Контроль должен быть своевременным. В процессе контроля констатация фактов не должна быть самоцелью, она должна по­мочь выявлению причин, вызывающих недостатки в работе, выра­ботке эффективных мер, предусматривающих их устранение. Не­обходимо вскрывать причины, обстоятельства, которые привели к недостаткам в воспитательно-образовательной работе с детьми, а также педагогической деятельности коллектива.

Одним из видов контроля за ходом психического развития ребенка раннего возраста является психологическая диагностика.

Т.Д. Марцинковская пишет, что термин «психодиагностика» можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае – это область психологической науки «О методах классификации и ранжирования по психологическим и психофизиологическим признакам». Во втором случае – это разработка методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (научно-исследовательская деятельность), а также их использование с прикладными целями (научно-практическая деятельность).

Применительно к дошкольному детству (включая ранний и дошкольный возраст), психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении всего указанного периода, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ). Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии [1, с.86].

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности ребенка, развивать его при активном участии самого ребенка. Эта задача, по мнению ряда авторов (Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Н.В. Серебрякова и др.), заключается в ранней и своевременной диагностике, определяющей уровень развития малыша. При этом определяется актуальная зона его развития.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важнейшим является не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление его личности (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить такую сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Л.С. Выготский использовал это понятие, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом [3,с.32].

Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития ребенка. На 1-му году жизни авторами ее являются Н.М. Щелованов, Э.Л. Фрухт, на 2-3-м году – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина.

К раннем возрасту применяют термин «нервно-психическое (психомоторное)» развитие ребенка, которое рассматривают как качественное изменение его интеллектуальных и двигательных умений. Наряду с другими показателями, оно является отражением уровня биологического созревания ребенка, особенно в первые месяцы и годы жизни. Нервно-психическое (психомоторное) развитие во многом регулируется воспитательными мероприятиями и качеством ухода за ребенком, являясь отражением степени его социализации.

Еще в Советском Союзе Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Аксариной, М.Ю.Кистяковской, С.М. Кривиной, Н.Ф. Ладыгиной были раз­работаны показатели нервно-психического развития (НПР) детей раннего возраста и принципы контроля за их развитием. Этот метод диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста отличался от существующих в зару­бежной педагогике и психологии, так как он опирался на объективное изучение закономерностей хода развития детей в определенных ус­ловиях воспитания.

Метод диагностики позволял ставить перед ребенком опреде­ленные задачи и объективно оценивать его способности и уровень развития.

Цель диагностики — своевременное выявление первоначальных отклонений в развитии и поведении ребенка для необходимой коррекции.

Как отмечали данные исследователи диагностика нервно-психического развития детей в первые три года жизни является одной из важных функций врача и педагога дошкольного учреждения (яслей, яслей-сада, дома ребенка) и дет­ской поликлиники [2]. Традиционно, воспитательница группы под руководством старшего воспитателя, применяя методы диагностики, определяет уровень развития ребенка и оценивает его по показателям. В настоящее время эту функцию выполняют педагоги-психологи ДОУ.

Контроль за динамикой развития детей в дошкольных учреж­дениях осуществляется по представленным показа­телям (стандартам) развития в установленные сроки [2]:

на 1-й году жизни — ежемесячно,

на 2-м году – 1 раз в квартал,

на 3-м году — 1pаз в полугодие в дни, близкие к дню рождения ребенка.

Каждый ребенок проверяется по показателям своего возраста. Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода. На 1-м году жизни в возрасте от 1 до 5-6 мес. Проверяется:

  1. развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  2. положительных эмоций и общения детей друг с другом,
  3. движений руки, общих движений,
  4. подготовительных этапов активной речи и умений в процессе кормления.

В возрасте от 6 до 12 мес. контролируется:
  1. развитие общих движений,
  2. понимания речи и активной речи,
  3. действий с предметами,
  4. умений и навыков в процессах, общения детей друг с другом.

Наиболее значимыми в 1-ом полугодии являются зрительные и слуховые ориентировочные реакции, положительные эмоции (с 2 мес.) и движения руки (с 4 мес.). Значение движений руки особен­но велико во 2-ом полугодии (с 7 мес.). В этом же возрасте значимым для многих функций оказывается понимание речи. Наиболее информативными, отражающими не только развитие ребенка, но и его состояние, уровень воспитательной работы с ним, зависимыми от многих умений являются показатели, которые могут быть отнесе­ны к социальным (этапы развития активной речи, первые формы об­щения детей друг с другом, умения и навыки в процессах). В случае задержки развития других они также формируются с отставанием. На каждом этапе развития между функционально близкими по­казателями устанавливается двусторонняя связь. Два показателя определяют развитие друг друга и являются взаимно информативными.

Для проверки развития детей должен быть подобран материал, аналогичный используемому в самостоятельной деятельности. Одно­моментно проверяется развитие ребенка не более чем по 2-3 пока­зателям.

Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной систе­мы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.

За нормальное развитие на 1-м году жизни принимается фор­мирование умении в пределах ± 15 дней от возраста, принятого за норму.

Умения, формирующиеся до верхней границы нормы (до «+ 15 дней»), т.е. раньше на 16 дней, 1 мес. и более, свидетель­ствуют об ускоренном или раннем развитии.

Овладение умениями с задержкой до 1 мес., т.е. после допустимой степени отклоне­ния (нижней границы кормы » — 15 дней»), указывает на замедленный темп развития.

Формирование умений с задержкой до 2 мес. классифицируется как отставание, требующее консультации врача-педиатра и специалиста и дополнительных воспитательных воздей­ствий.

Овладение умениями с задержкой на 3 мес. и более свиде­тельствует о значительном отставании, которое может быть отне­сено к состоянию, пограничному с нормой.

Причинами отставания могут быть длительное заболевание ребенка, неблагоприятные усло­вия жизни, педагогическая запущенность или не выявленная ранее патология центральной нервной системы. Поэтому необходимы тща­тельное обследование ребенка и постоянный контроль за ним со стороны специалистов.

На 2-м году жизни в развитии ребенка выделено четыре перио­да:

от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес., от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес., от 1 г. 7 мес. до 1 г.9 мес., от 1 г. 10 мес. до 2 лет.

В каждом периоде диагностируется развитие понимания речи, активной, речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, дви­жений, навыков.

Развитие активной речи — наиболее информативный показа­тель на 2–3-м году жизни, сигнализирующий о каких-либо небла­гополучных условиях воспитания и требующий особого внимания со стороны воспитателей, показатель, наиболее сложный и вновь формирующийся.

Наиболее значимыми на 2-м году являются показатели, отра­жающие развитие движений, действий с предметами, понимания речи. На 3-м году все показатели приобретают одинаковую значи­мость.

За нормальное развитие на 2-м году жизни принимается фор­мирование умений в пределах квартала.

На 3-й году жизни в развитии ребенка выделено два полуго­дия. В 1-м полугодии проверяется развитие активной речи, игры, конструктивной деятельности, сенсорное развитие, развитие движе­нии и навыков в процессах, во 2-м полугодии — развитие активной речи, игры, изобразительной и конструктивной деятельности, сен­сорное развитие, развитие движений и навыков.

На 3-м году жизни за нормальное развитие принято формиро­вание умений в пределах 1-го полугодия.

Анализ последних лет показывает, что если раньше дети раннего возраста воспитывались больше дома, то теперь в ДОУ в большом количестве поступают дети, как из неблагополучных, так и благополучных семей, однако дети с задержкой в развитии остаются.

Что, прежде всего, задерживается у детей? Прежде всего, функции, которые вновь формируются, являются новообразованием – развитие активной речи, сенсорное развитие, которое связано с формированием наглядно-действенного мышления. Это не может не отразиться на дальнейшем развитии детей дошкольного возраста, где также наблюдается более позднее развитие речи и мышления. Кроме этого выявляется более позднее формирование внимания и памяти.

Определяя уровень психического развития, и оценивая поведение детей, мы всегда обращаемся к анамнезу ребенка, т.к. опираемся на систему комплексной оценки состояния здоровья ребенка, включающая, как биологический, так и социальный анамнез.

Анализ влияния биологического анамнеза на психическое развитие и поведение ребенка выявил следующее [3]:


число детей, имеющих благоприятный анамнез, с годами постепенно уменьшается;

дети, имеющие неблагоприятный анамнез, имеют больший процент отклонений в развитии и поведении;

3) развитие такого социального показателя, как речь, также имеет связь с биологическим анамнезом. Динамика такого важного показателя, как активная речь в периоде становления, связана с тем, как протекала беременность и роды мамы. Явления токсикоза беременности, обвитие пуповины при родах, диагноз невропатолога при рождении ребенка имели определенную связь с речевым развитием;


Читайте также:  Анализ на микрофлору у детей

длительность грудного вскармливания, предполагающего необходимый интимный эмоциональный контакт ребенка с матерью, также необходима для здоровья и развития ребенка (многие дети вскармливаются до 3-х месяцев, наиболее эффективный срок вскармливания – 9-12 месяцев. Дети, вскармливаемые грудным молоком после 12 месяцев, имеют аффективную привязанность к матери, проблемы адаптации к ДОУ).

Немаловажное значение имеет социальный анамнез в развитии ребенка, формировании его личности. Довольно часто в условиях семьи либо не создаются оптимальные условия для развития ребенка, либо наблюдается форсирование темпов развития, в результате чего ребенок лишается тех основ, которые формируются в раннем детстве, и родители не приходят к желаемым результатам. Выигрывая в сроках усвоения знаний, теряются неповторимые возможности, присущие детям раннего возраста.

Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005.

Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения СССР, 1983 г.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. — М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие, раннее развитие детей, раннее развитие, окружающий мир, ваш ребенок, младенческий возраст, жизнь ребенка, детский возраст

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале.

Поэтому обязательное медицинское наблюдение беременности и первых лет жизни ребёнка является необходимым условием сопровождения и раннего диагностирования психических отклонений ребенка раннего возраста.

Развитие восприятия в раннем возрасте | Статья в журнале.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о свойствах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, величине, а также вкусе, запахе и т. д. Сенсорное.

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике.

Речь — инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

2. Валлон А. Психическое развитие ребенка.

изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале.

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту, его проверяют по показателям предыдущего возрастного периода.

источник

Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.

D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.

Диагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)

Игра и действия с предметами

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы — заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Диагностика

Игры и занятия

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

Отображает отдельные действия.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

Запас понимаемых слов быстро растет.

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

4. Показ предметов в действии.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

5 Проговаривание четверостиший.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

3. Рассказы без показа, сказки

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

В речи ребенка появляются придаточные предложения

Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет

в поликлинике и дошкольном учреждении

(Составлено К.Л. Печорой)

Мышление и речь

Социальные контакты

I.Мышление – выявляется через методики

2.Разрезные картинки (из 3 частей).

4.Классификация (четвертая лишняя).

II.Речь – выявляется через:

сюжетные картинки с открытым, скрытым смыслом (ответы на вопросы)

2.Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

— застегивать пуговицы, кнопки, молнии, зашнуровывать ботинки;

— умение подпрыгивать на двух ногах, передвигаться вперед

Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей

I.Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей).

2. Кубики Косса (2 варианта).

3. Определение временных понятий (утро, вечер).

4. Классификация (четвертая лишняя, с объяснением).

5. Сходство и различие (вода – лед и др.).

Читайте также:  Анализ на микоплазму у детей

II. Речь

Рассказ по сюжетным картинкам с открытым и скрытым смыслом.

3. Загадки, четверостишия (на запоминание)

1. Умение самостоятельно одеваться.

2. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед.

Проявляются в ролевых играх, при умении соблюдать правила игры.

I. Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей, сложный разрез).

2. Кубики Косса (3, 4 варианта).

3. Временные понятия (вчера, сегодня, времена года).

4. Классификация (четвертая лишняя, более сложные варианты).

5. Решение логических задач.

II. Речь

1. Рассказ по нескольким картинкам.

2. Картинки со скрытым смыслом.

III. Психологическая готовность к школе

Выявляются вышеуказанные умения

3. Загадки, стихи (на запоминание).

1. Аккуратно закрашивать круг диаметром 2,5 см. за 70 с.

2. Прыгать в длину с места на 70 см.

1. В творческих играх детей через умение строить сюжет, согласовывая индивидуальные игровые замыслы.

2. Рисунок семьи (Хоментаускас).

3. «Лесенка» (модификация В.Щур).

4. Задачи на принятие решений в разных ситуациях.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Переход на другие статьи методического пособия:


ВАШИ ФОТОГРАФИИ

Nikon D4s, пробег меньше 6 000. Камера в состоянии новой, как из магазина. Два аккумулятора родных.
Камера Nikon D810A (отличается принципиально от 810) с пробегом примерно 3 000. Состояние идеальное.

Не пугайтесь, я не буду здесь рассказывать вам сказки. Дело в том, что ранее «дохтурскими сказками» называли всем известные истории болезни.

источник

Возраст Развитие речи Сенсорное развитие Аз+Ас Игра и действия с предметами Движения Др Навыки Н
Понимание Рп Активная Ра
1 — 1г 3 мес Быстро расширяется запас понимаемых слов В момент радости, удивления пользуется слогами и словами Различает величины кубиков с разницей более 3 см Воспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др. Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется) Самостоятельно ест ложкой густую пищу
1г 3 мес — 1г 5мес Обобщает предметы по главным признакам То же в момент сильной заинтересованности Различает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма) Проигрывает наблюдаемые действия Перешагивает через препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1г 5мес — 1г 9мес Понимает несложный рассказ по картинке Может отвечать словами и двусложными предложениями во время игры То же и по их величине более 3 см Элементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки») Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 см С помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки)
1г 9мес — 2 г Понимает рассказ без показа При общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельным По образу и слову подбирает 3 контрастных цвета Сюжетные игры воспроизводит последовательными действиями Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Частично надевает одежду (шапку, ботинки)
2г — 2,5 года Говорит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?» То же — для 4-х основных цветов Игра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностей Хорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см. 1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки
2,5г — 3 г Употребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?» Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевых игр То же, через палку в 30-36 см над полом 1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:

1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).

2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).

3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.

4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.

В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста. После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).

Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.

1-я группа

Дети с опережением в развитии.

  • На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
  • На 2 эпикризных срока – высокое развитие.

Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).

Дети с нормальным развитием.

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).

Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).

Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)

Возраст Длительность непрерывного бодрствования (в часах) Количество дневных снов Количество часов сна за сутки Количество приемов пищи Интервалы между приемами пищи (в часах)
0 — 2 мес. 30 мин. — 1 час 20 — 19
2 — 5 мес. 1 — 2 19 — 18 3,5
5 — 10 мес. 2 — 3 18 — 16
10 — 18 мес. 3 — 4 16 — 15 4-5 3,5 — 4,5
18 — 24 мес. 4 — 5 1 (=3 часа) 3,5 — 4,5
2 г — 7 лет 5 — 7 1 (=2 часа) 3,0 — 4,5
8 — 12 лет 12-10 3,0 — 4,5
12 — 18 лет 15 — 16 9-8 3,0 — 4,5

Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.

У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.

Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 — 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.

Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем — 2,5, в возрасте 3 — 5 лет — 2, к концу дошкольного возраста — 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы.

Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.

Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 — 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет — 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет — 4,5 — 5,5, в возрасте 2-3 лет — 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте — 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.

Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.

Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.

Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.

2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.

3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.

4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.

5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.

6. Перечислите группы нервно психического развития детей.

7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.

8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.

9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.

10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.

11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.

12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.

13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет

14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.

15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.

16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.

17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.

Тестовые задания для самоконтроля:

Выбрать один правильный ответ.

1. Установите соответствие рефлексов:

Б. спинального автоматизма.

2. Рефлексы Робинсона, Галанта, Монро, Кернига угасают:

3. Возраст исчезновения физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей:

4. Укажите правильную возрастную последовательность этапов развития анализатора зрения:

2. Отличает чужих от близких.

3. Следит взглядом за движущейся игрушкой.

4. Из любого положения фиксирует взгляд на неподвижных предметах.

5. Фиксирует взгляд на яркой игрушке.

5. Укажите правильную последовательность эмоционального развития ребенка:

3. Улыбается в ответ на речь взрослого.

6. Укажите правильную возрастную последовательность для этапов развития анализатора слуха:

2. Поворачивает голову на звук.

3. Вздрагивает и мигает в ответ на резкий звук.

4. Отчётливое слуховое сосредоточение.

5. Различает тон, с которым к нему обращаются.

7. Укажите правильную последовательность этапов развития общих движений:

1. Хорошо держит голову 1-2 мин.

2. Переворачивается со спины на живот.

Читайте также:  Анализ на микрофлору у детей инвитро

3. Переворачивается с живота на спину, начинает ползать.

4. Хорошо ползает, сидит с поддержкой.

5. Сидит самостоятельно, встаёт и ходит с опорой.

6. Стоит самостоятельно без опоры.

8. Укажите последовательность этапов развития движения рук:

1. Удерживает игрушку двумя руками.

3. Захватывает подвешенную игрушку.

4. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

5. Свободно берёт игрушку из разных положений.

6. Открывает, закрывает (коробочку, матрёшки).

7. Надевает кольцо на пирамидку.

9. Укажите последовательность формирования первых навыков:

2. Берёт пищу губами с ложки.

3. Пьёт из чашки, которую держит взрослый.

4. Пьёт из чашки, слегка поддерживая её руками.

6. Самостоятельно раздевается.

10. Интеллектуальная сфера ребёнка не оценивается по параметру:

1. Понимание обращённой речи.

11. Образование условных рефлексов достигает полного развития и функционального совершенства:

12. Развитое цветовое зрение имеют дети в возрасте:

13. Бинокулярное зрение начинает формироваться:

14. Максимальная острота зрения достигается:

15. Для оценки нервно-психического развития ребенка не придается значение:

1. Наличию (отсутствию) врожденных безусловных рефлексов.

2. Наличию (отсутствию) присущих доношенным зрелым новорожденным рефлексов — спинального и орального автоматизма.

3. Характеру движений и мышечного тонуса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8933 — | 7219 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Контроль за развитием детей — составляющая часть системы оздоровительно — воспитательной работы с детьми в дошкольном учреждении. Цель его прежде всего в том, чтобы определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, правильно организовать медико-воспитательную работу, а также создать условия для эмоционального комфорта и развития детей.

В результате отслеживания нервно-психического развития можно определить первоначальные отклонения в его развитии и своевременно скорректировать воспитательную работу, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста” основывается на системе контроля за развитием ребенка, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания.

Оценка нервно-психического развития детей раннего возраста исходит из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризисные сроки).

На 2-м году жизни проводится оценка развития понимания и активной речи, сенсорного развития, моторных навыков, игры и действий с предметами, навыков самообслуживания.

На 3-м году отслеживаются еще конструктивные и изобразительные умения.

Основным методом оценки развития детей является наблюдение.

При определении уровня развития используется балловая система (от 1 до 3-х), при суммировании баллов получается количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития.

Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в воспитании детей и вносить своевременную коррекцию в их развитие.

“Схема экспертной оценки нервно-психического развития” прошла успешную апробацию в дошкольных учреждениях города Владимира, работающих по программе “Сообщество”.

1. Восприятие речи

Запас понимаемых слов довольно, широкий — 3 балла.

Запас понимаемых слов достаточный, выполняет простые словесные поручения — 2 балла.

Небольшой запас понимаемых слов — 1 балл.

2. Активная речь

Произносит 5-10 слов — 2 балл.

Пользуется отдельными облегченными словами 1

Хорошо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей 3 см — 3 балла.

Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов ( типа кубиков) — 2 балла.

Плохо ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов — 1 балл.

Хорошо ходит длительно, не присаживаясь до 12 м, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится — 3 балла.

Ходит с частыми присаживаниями, меняет положение тела — 2 балла.

Плохо ходит, часто падает ( неуверенность в ходьбе), меняет положение тела — 1 балл.

Хорошо воспроизводит в игре действия с предметами (кормит куклу, собирает пирамидки из 3–5 колец) — 3 балла.

Воспроизводит в игре действия с предметами — 2 балла.

Не воспроизводит в игре действия с предметами. Манипулирует ими — 1 балл.

Самостоятельно ест густую пищу, делает попытки одеваться — 3 балла.

Ест густую пищу ложкой с небольшой помощью взрослых — 2 балла.

Не умеет есть самостоятельно — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

6–9 баллов — Зона неполной адаптации;

1–5 баллов — Зона дезадаптации.

1. Восприятие речи

Обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 3 балла.

Частично обобщает предметы по существенным признакам понимаемой речи — 2 балла.

Не умеет обобщать предметы по существенным признакам понимаемой речи — 1 балл.

2. Активная речь

Запас слов 30 – 40, некоторые слова начинают принимать обобщенный характер — 3 балла.

Запас слов 20 – 30. Много облегченных слов — 2 балла.

Произносит 10 – 15 слов; много облегченных слов — 1 балл.

Хорошо ориентируется в 4-5 контрастных формах предметов ( шар, куб, кирпичик, призма) — 3 балла.

Ориентируется в любых 2-3 контрастных формах предметов — 2 балла.

Плохо ориентируется в контрастных формах предметов — 1 балл.

Без труда входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 3 балла.

Входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 2 балла.

С трудом входит на лестницу высотой ступеньки 10 см, влезает на стремянку высотой 1 м; перешагивает через предметы; бросает мяч одной рукой — 1 балл.

Действия с предметами носят целенаправленный характер, переносит знакомые действия на новые игрушки — 3 балл.

Отображает в игре отдельные наблюдаемые действия — 2 балла.

Манипулирует предметами — 1 балл.

Самостоятельно ест любую пищу, обращает внимание на грязные лицо, руки, нос, частично снимает одежду — 3 балла.

Самостоятельно ест любую пищу с небольшой помощью взрослых, пытается снимать одежду — 2 балла.

Не умеет есть жидкую пищу ложкой — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10 – 15 баллов — Зона адаптации;

6- 9 баллов — Зона неполной адаптации;

1 – 5 баллов — Зона недоразвития.

1. Восприятие речи

Легко понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; легко понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 3 балла.

Частично понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; частично понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 2 балла.

Не понимает слова, обозначающие предметы и действия с ними; не понимает несложный рассказ взрослого по сюжетной картинке — 1 балл.

2. Активная речь

Начинает употреблять простые 3-4 словесные предложения — 3 балла.

Начинает употреблять простые 2-3 словесные предложения — 2 балла.

Употребляет в основном облегченные слова — 1 балл.

Самостоятельно умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см ( 4- 5 предметов), постепенно уменьшающихся; самостоятельно умеет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого (использует 4 основных цвета) — 3 балла.

Умеет различать предметы по величине (2-3 предмета), постепенно уменьшающихся; умет подбирать предметы по форме (круглые, квадратные, прямоугольные); по цвету подбирает предметы по образцу и слову взрослого — 2 балла.

Только с помощью взрослого умеет различать предметы по величине с разницей в 3 см, постепенно уменьшающихся; только с помощью взрослого умеет подбирать предметы по форме ( круглые, квадратные, прямоугольные) и по цвету — 1 балл.

Хорошо выполняет действия:
а) ходит по приподнятой лестнице (на 20-25 см от пола), наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 3 балла.

Выполняет действия при поддержке взрослого:
проходит по приподнятой (на 20-25 см от пола) наклонной доске и сходит с неё; перешагивает через веревку, приподнятую на 12-18 см — 2 балла.

С трудом выполняет вышеуказанные действия — 1 балл.

Самостоятельно воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) — 3 балла.

Самостоятельно воспроизводит в игре отдельные действия, не связанные сюжетом — 2 балла.

Воспроизводит отдельные игровые действия по образцу взрослого — 1 балл.

Самостоятельно частично раздевается и одевается — 3 балла.

С помощью взрослого частично раздевается и одевается — 2 балла.

Пассивно ждет помощи взрослого при одевании и раздевании — 1 балла.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного ) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

Говорит сложные предложения, хотя и не всегда правильно грамматически. Появляются вопросы: Где? Куда? Почему? — 3 балла.

Говорит односложные предложения — 2 балла.

Говорит отдельными словами — 1 балл.

По образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 3 балла.

С помощью взрослого по образцу подбирает геометрические формы на разнообразном материале и разные предметы 4-х основных цветов — 2 балла.

Не умеет подбирать предметы — 1 балла.

Самостоятельно влезает и слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 метра; самостоятельно бросает малые мячи в горизонтально распо ложенную цель ( диаметр 40 см), с расстояния 80 – 100 см на уровне груди — 3 балла.

Влезает и слезает с помощью взрослых приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100см на уровне груди, не точно выполняя инструкцию взрослых — 2 балла.

Не влезает и не слезает приставным шагом по гимнастической стенке высотой 1,5 м; не бросает малые мячи в горизонтально расположенную цель (диаметр 40 см), с расстояния 80-100 см на уровне груди — 1 балл.

Самостоятельно в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность действий — 3 балла.

С участием взрослого в игре сюжетного характера отражает взаимосвязь и последовательность 2-3-х действий — 2 балла.

Не наблюдает сюжета в игре; выполняет отдельные действия — 1 балл.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их — 3 балла.

С участием взрослого делает простые сюжетные постройки и называет их — 2 балла.

Делает отдельные постройки, не называя их (манипулирует строительным материалом) — 1 балла.

Самостоятельно правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; самостоятельно скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 3 балла.

С помощью взрослого правильно держит карандаш, кисть и пользуется ими; с помощью взрослого скатывает комок глины прямыми, круговыми движениями — 2 балла.

Не умеет правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими; не умеет скатывать комок глины прямыми, круговыми движениями — 1 балла.

Самостоятельно полностью одевается, но не застегивается; моет руки; ест самостоятельно и аккуратно, держит ложку в правой руке — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого одевается; моет руки; ест самостоятельно, но не аккуратно— 2 балла.

Одевается со значительной помощью взрослого; не сформирован навык умывания, ест с помощью взрослого — 1 балл.

Примечание: схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

15-21 баллов — Зона полного развития;

8-14 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-7 баллов — Зона недоразвития.

Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, песенки; самостоятельно рассказывает о виденном 2-4 предложениями, употребляя сложные придаточные предложения; большой словарный запас, в словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия — 3 балла.

Воспроизводит раннее слышанные стихи, песенки; рассказывает о виденном 1-2 предложениями с наводящими вопросами взрослого; небольшой словарный запас — 2 балла.

Не воспроизводит ране слышанные стихи, песенки; не рассказывает о виденном; скудный словарный запас — 1 балл.

Самостоятельно правильно использует геометрические формы по назначению; самостоятельно называет 4 основных цвета; знает черный и белый цвет; умеет самостоятельно различать местоположение предметов в пространстве — 3 балла.

С помощью взрослого правильно использует геометрические формы по назначению; с помощью взрослого называет 4 основных цвета; по словесному указанию умеет различать местоположение предметов в пространстве — 2 балла.

Не умеет использовать геометрические формы по назначению, даже с помощью взрослого; знает; основных цвета, но не называет их; не умеет различать местоположение предметов в пространстве — 1 балл.

Самостоятельно бросает малые мячи в вертикально расположенную цель, находящуюся на расстоянии 100-125 см; большой мяч на расстоянии 70-100 см и ловит его — 3 балла.

Бросает малые мячи, не попадая в цель; большой мяч бросает на расстоянии 70-100 см, но не ловит его — 2 балла.

Хаотичное бросание малых и больших мячей — 1 балл.

Умеет играть вместе с 2-3 детьми, совместно пользуется игрушками; используются элементы ролевой игры — 3 балла.

Играет рядом с детьми, не умеет совместно пользоваться игрушками — 2 балла.

Играет один, выполняет 2-3 последовательных эпизода — 1 балл.

Самостоятельно выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 3 балла.

С помощью взрослого выполняет сложные сюжетные постройки, называет их — 2 балла.

Делает простые сюжетные постройки, называет их — 1 балла.

Самостоятельно делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 3 балла.

С помощью взрослого делает мазки, проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии; выполняет рисунок по заранее задуманному плану; соединяет в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушку); называет их — 2 балла.

Не умеет выполнять рисунок по заранее задуманному плану, рисует каракули; не умеет соединить в процессе лепки 2-3 знакомые формы (пирамидки, грибы, погремушки); называет их — 1 балл.

Самостоятельно раздевается и одевается; всегда просится на горшок; аккуратно кушает, держа правильно ложку; самостоятельно моет руки и лицо, пользуется носовым платком — 3 балла.

С небольшой помощью взрослого раздевается и одевается; пользуется горшком при напоминании взрослого; ест самостоятельно, но не аккуратно; моет руки и лицо, пользуется носовым платком по указанию — 2 балла.

С помощью взрослого выполняет следующие действия: раздевается и одевается; пользуется горшком; аккуратно ест; моет руки и лицо; пользуется носовым платком — 1 балл.

Примечание: Схема экспертной оценки производится на момент исполнения ребенку указанного возраста:

10-15 баллов — Зона полного развития;

6-9 баллов — Зона неполного (недостаточного) развития;

1-5 баллов — Зона недоразвития.

источник