Меню Рубрики

Анализ навыков культуры общения детей

4. Изучение навыков культуры общения ребенка

5. Изучение навыков культуры общения ребенка

7. Проведение исследования по изучению

коммуникативных умений. 8-12

8. Игры и упражнения на формирование

навыков культуры общения детей. 13-15

10.Самоанализ. 17 ФОТООТЧЕТ

Цели и задачи программы учебной практики.

Цельпроизводственной практики: приобретение студентами первоначального практического опыта для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности — организация различных видов деятельности и общения детей.

1.Формирование готовности обучающихся к эффективной организации различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.

2. Формирование умений планировать работу по организации педагогического исследования.

3. Формирование умений осуществлять педагогическое исследование при изучении:

— коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста.

4. Формирование умений анализировать результаты педагогического исследования.

5. Развивать умение отбирать, анализировать и систематизировать игры и игровые упражнения, направленных на организацию общения детей дошкольного возраста.

6. Совершенствовать умение проводить игры и игровые упражнения с детьми.

Тематический план производственной практики.

Виды работ Кол-во часов по темам
Участие в установочной конференции по организации и проведению производственной практики.
Изучение навыков культуры общения и коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста.
Определение стратегии организации психолого-педагогической работы с детьми: отбор, анализ и систематизация игр и игровых упражнений, направленных на организацию общения детей дошкольного возраста.
Проведение игр и игровых упражнений с детьми.
Определение динамики развития общения у ребенка.
Самостоятельная работа по самоанализу результатов практики, подготовке и представлению отчетной документации.
Участие в итоговой конференции по учебной практике.
Всего 18 часов

Индивидуальный перспективный план

08.02.2016 Планирование деятельности на период производственной практики: составление индивидуального перспективного плана. Посещение метод кабинета. Работа с литературой с целью определения особенностей проведения педагогического исследования
09.02.2016 Наблюдение за ребенком с целью изучения навыков культуры общения с взрослыми и сверстниками.
10.02.2016 Изучение коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста. Проведение 1 -2 серии методики «Рукавички»
11.02 .2016 Изучение коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста. Проведение 3 — 4 серии методики «Рукавички»
12.02. 2016 Отбор, игр и игровых упражнений, направленных на организацию общения детей дошкольного возраста.
Проведение игры в утренний промежуток времени ( после занятия ) «Кто у нас хороший кто у нас пригожий «
13.02.2016 Самостоятельная работа по самоанализу результатов практики.

ЗАДАНИЕ 1. Изучение навыков культуры общения

Проведение исследования.

Наблюдениеза ребенком младшего возраста в естественных условиях.

Ребенок: Никитченко Ева. Возраст: 4 года 10 месяцев.

Обработка данных.Анализ протоколов по схеме:

1. Общение со взрослыми
Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях. Ева, не называет воспитателя и помощника воспитателя по имени отчеству, чаще всего обращается к взрослому (воспитательница). Может спокойно выразить свое желание, на отказ реагирует спокойно . Употребляет вежливые слова ( спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушает взрослого не перебивая; дожидается своей очереди, чтобы что-то ему сказать. Умеет спокойно обратиться ко взрослому с просьбой, глядя в лицо. Умеет дослушать до конца, не перебивает.
На сколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях. Чаще всего реагирует на просьбу взрослого, после того как взрослый повторил просьбу второй раз
Общение со сверстниками
Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях. Обращаясь к сверстнику называет его по имени, смотрит на него, внимательно слушает, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Чаще всего вежливые слова употребляет в совместной игре, в сюжетных играх.
2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением. Замечает настроение сверстника. Отвлекает сверстника во время его деятельности, Не считается с мнением сверстника, чаще навязывает свое мнение.
3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывается, обращается за помощью к взрослому и т.д. Конфликты со сверстниками возникают крайне редко. В редких случаях обращается к взрослому с жалобой на сверстника, просьбой в разрешение конфликта. Старается уступать сверстнику.
4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные. Отношение к сверстникам ровные и доброжелательные, избирательные. В качестве ведущего мотива общения выделяет интерес к совместной игровой деятельности и поведение ребенка в целом.

Вывод: Наблюдение за процессом общения Евы со о взрослыми и сверстниками в естественных условиях во время режимных моментов и различных видов деятельности показало, что общение со взрослыми сверстниками избирательное в зависимости от отношения к ней.

Ева может спокойно обратиться ко взрослому с просьбой, Произвольность также проявляется в социальном поведении: она может выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам.

Ева проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как? Почему? Зачем?)

источник

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

Высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Гуманитарно-педагогический колледж

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

На практике студентов группы Доз.15.1Б

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

ПМ 02 МДК 0206

Преподаватель Рыжкова О.Б.

Учебный год

Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности

Выполнение задания.

1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)

Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения воспитателя с детьми Действия и реакции детей примечание
Не менее 2-х видов

2. Анализ организации общения воспитателя с детьми :

I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).

3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. Требования воспитателя к детям

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV.Вопросы воспитателя к детям

1. По содержанию (деловые, личностные).

2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно — дисциплинирующие)

Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым

Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым

Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Выбор ребенка Особенности поведения, высказывания ребенка время
Совместная игра с игрушками Чтение книг познавательного содержания Беседа на личностные темы

Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.

Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников

Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.

Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми Действия и реакции воспитателя и детей примечание
Не менее 2-х видов

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

II. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.

Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.

Изучение коммуникативных умений дошкольников

Цель:изучение уровня развития коммуникативных умений.

Материал: 2 силуэтных изображения рукавичек, 2 одинаковых набора карандашей(по 6 шт.)

источник

Инна Смирнова
Диагностическая программа исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, этапы, которого характеризуются конкретной социальной системой отношений ребенка с другими людьми, в которую он попадает с момента рождения. Под влиянием общения происходит качественная перестройка психики ребенка, в результате чего изменяются его взаимоотношения с людьми и окружающей действительностью в целом. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности.

Описание диагностической программы исследования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявить уровень развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

• Подобрать комплекс методик для диагностики уровня развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста.

• Разработать критерии оценки и уровни сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика диагностической программы исследования.

№ Изучаемые свойства Методика

1 уровень навыков общения схема наблюдения (по М. Я. Басову)

2 поведение ребенка в ситуации морального выбора методика «Подели игрушки»

3 коммуникативные умения детей методика «Раскрась рукавички»

4 особенности навыков общения детей беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

5 коммуникативная компетентность в общении со сверстниками методика «Картинка»

6 уровень сформированности личных взаимоотношений Игра «Секрет» (социометрия)

1. Схема наблюдения (по М. Я. Басову)

Цель наблюдения: выявить уровень межличностного общения детей дошкольного возраста.

Схема наблюдения включает в себя единицы наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Исходя из этого, выделили единицы (критерии) нашего наблюдения:

1. Владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика)

2. Чувствительность к воздействию сверстника

3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

4. Характер участия в действиях сверстника

5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

6. Наличие потребности в общении

7. Продолжительность общения

Критерии уровня развития навыков общения.

Высокий уровень. Характер движений плавный; жесты естественные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, открытый взгляд. Высокая чувствительность к воздействию сверстника: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, подхватывая их идеи. Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника. Позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой. Нуждается в общении: первый пытается начать разговор и предлагает нужные атрибуты. На протяжении дня сохраняет длительную готовность и способность общаться со сверстниками.

Средний уровень. Характер движений импульсивный; жесты выразительны, порывисты; мышечный тонус повышен, преобладающее выражение лица – улыбка. Средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника. Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. Негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается). Согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. В общении нуждается, но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит. Быстро устает и через некоторое время прекращает общение со сверстниками.

Низкий уровень. Движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью; преобладает «жесткое выражение лица»; «взгляд исподлобья», отсутствует «глазной контакт». Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения. Полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами). Нет оценки действий сверстника. Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность. Ребенок избегает даже кратковременного ситуативного общения с детьми в быту.

Читайте также:  Анализы на аллергены для детей

2. Методика «Подели игрушки»

Цель: исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора.

Ход работы. Ребенку предлагают поделить одежду для кукол (если это девочки) или военную технику (если это мальчики) между собой и еще двумя партнерами по игре, с которыми он незнаком и которых он не видит.

Для трех участников игры экспериментатор предлагает всего пять предметов.

• если ребенок делит игрушки в свою пользу, оставляя себе больше (себе три, другим по одной, считается, что моральный выбор он делает неправильно – низкий уровень навыков общения;

• если оставляет себе две игрушки, а остальные делит между другими участниками – средний уровень навыков общения;

• если оставляет себе только одну игрушку, а остальные делит между другими участниками, считается, что моральный выбор сделан им правильно – высокий уровень навыков общения.

3. Методика «Раскрась рукавички».

Цель: изучение коммуникативных навыков детей.

Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

• умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т. д. ;

• как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

• как относятся к результату деятельности, своему и партнера;

• осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;

• умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…»

Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.

1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации — изображена группа детей, не принимающих девочку в игру.

Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

6. Экспериментальная игра «Секрет» (социометрия)

Цель: выявление уровня сформированности личных взаимоотношений у дошкольников со сверстниками.

Ход работы. Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал двух детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор. Для проведения игры «Секрет» приглашаем детей по одному в отдельную комнату и проводим индивидуальную беседу по следующим вопросам:

1. С кем ты хочешь играть и почему?

2. С кем ты хочешь дружить и почему?

3. Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре – в задание вносился характер таинственности: ответить «по секрету». Перед началом эксперимента: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется «Секрет». Я буду задавать тебе вопросы, а ты, «по секрету» будешь мне отвечать. «Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. Назови еще одного». Затем: «Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с ним?» (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой выбор). Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т. к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. » М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

на практике студентов группы ДОз….

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

ПМ 02 МДК 0206

Преподаватель Рыжкова О.Б.

Учебный год

Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности

Выполнение задания.

1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)

Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения воспитателя с детьми Действия и реакции детей примечание
Не менее 2-х видов

2. Анализ организации общения воспитателя с детьми :

I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).

3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. Требования воспитателя к детям

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV.Вопросы воспитателя к детям

1. По содержанию (деловые, личностные).

2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно — дисциплинирующие)

Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым

Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым

Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Выбор ребенка Особенности поведения, высказывания ребенка время
Совместная игра с игрушками Чтение книг познавательного содержания Беседа на личностные темы

Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.

Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников

Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.

Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми Действия и реакции воспитателя и детей примечание
Не менее 2-х видов

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

II. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.

Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.

Задание 5. Разработка конспекта занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников и проведение занятия.

Водящий сидит или стоит спиной к детям. Нужно подойти к нему и ласково сказать какие-нибудь волшебные слова. Водящий должен угадать, кто его позвал, и ответить. Нужно называть друг друга ласково, по имени, например: «Спасибо, Сережа» — «Пожалуйста, Наташа».

Цель: учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм.

Оборудование: сундучок с мелкими вещицами и игрушками.

Всем участникам игры ведущий раздает из красивого сундучка по «секрету» (пуговицу, бусинку, брошку, мелкую игрушку и т. д.), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок. Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.

«Подарок на всех».

Цель: развивать умение выбирать позитивный стиль поведения в конфликтной ситуации, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: цветик—семицветик.

Детям предлагается ситуация: «Вы получили в подарок для группы цветик-семицветик. У него только семь лепестков, а детей гораздо больше. Каждый ребенок может загадать только одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Но лепестков на всех не хватит. Как быть?

Вариант 1. Участники игры спонтанно решают возникшую конфликтную ситуацию. После необходимо обсудить с детьми, удаюсь ли каждому высказать свое желание, и как сделать так, чтобы можно было высказать желания всех детей.

Вариант 2. Провести конкурс на лучшее желание и загадать лучшие, выбранные детьми.

Вариант 3. Предложить детям разделиться на 7 групп по числу лепестков и договориться о желании.

Дети могут выбирать группу в соответствии со своими желаниями. Необходимо проследить, чтобы желания в каждой группе не повторялись.

Цель: развивать умение налаживать партнерские отношения в совместной деятельности.

Оборудование: вырезанные из бумаги пары рукавичек в количестве, равном количеству пар участников игры, по три карандаша или фломастера на каждую пару.

Ведущий раскладывает рукавички с одинаковым, но не раскрашенным орнаментом по всему помещению. Дети расходятся в поисках своей «пары». Отыскавшиеся пары с помощью трех карандашей (фломастеров) стараются как можно быстрее совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются.

Победителей награждают аплодисментами.

«Гуляем по парку».

Цель: формировать у детей способность устанавливать отношения сотрудничества с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Участники игры-тренинга делятся на «скульпторов» и «глину». Скульпторы «лепят» из глины свои скульптуры: зверя, рыбу, птицу, игрушку и т. д. Затем скульптуры замирают, а скульпторы гуляют по парку, отгадывая их названия. Только участники меняются ролями. Педагог — главный эксперт, ему нравятся все изваяния и он их хвалит.

Цель: развивать эмпатию, учить ролевому поведению, способам общения с людьми, имеющими какие—либо особенности.

Вариант 1.Играющие разбиваются на пары. Один ребенок с открытыми глазами стоит впереди. Другой — на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впередистоящего, встает с закрытыми глазами. Это «собака-поводырь» и «слепой». Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

Вариант 2. «Поводырь» и «слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Вариант 3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка», держась за руки должны вместе преодолеть препятствия (пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеек, начерченный мелом, и т. д.). «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться.

Цель: способствовать усвоению детьми норм и правил отношений управления и подчинения в условиях сотрудничества.

Оборудование: индивидуальные «пульты управления».

Участники игры делятся на пары. Половина детей — «луноходы», вторая половина — работники «центра управления», которые на расстоянии с помощью «кнопок» и команд управляют движением «луноходов» к определенной цели. В эту игру хорошо играть на участке, на пересеченной местности.

Выигрывает та пара, которая благодаря четкому выполнению команд «центра управления» наиболее согласованно и дружно преодолевает все препятствия, не допустив при этом никаких столкновений и аварий. Затем дети меняются ролями.

«Приветствие гостей».

Цель: упражнять детей в применении норм этикета, принятых в нашем обществе и других странах при встрече гостей, используя при этом вербальные и невербальные средства общения; воспитывать доброжелательность и гостеприимство.

Вариант 1. В гости к детям прилетели в голубом вертолете известные сказочные герои: Чебурашка и Крокодил Гена, Буратино, Дюймовочка, Карлсон и доктор Айболит. Необходимо по-разному поприветствовать и принять гостей, учитывая, что Чебурашка еще маленький, а доктор Айболит уже старенький.

При приветствии использовать вербальные и невербальные средства общения (мимику, жесты), соблюдать следующие правила:

— улыбаться, слегка наклонив голову.

В ходе игры уточняется, когда уместно говорить слово «привет». Можно ли его говорить своему другу? взрослому?

Вариант 2. Гостями могут быть представители разных стран. Как приветствовать иностранцев? Что означают их приветствия?

Цель: способствовать усвоению норм и способов общения, принятых при прощании.

Воспитатель сообщает, что гостям пора улетать. Выясняет, что прощаться можно не только с помощью слов, но и движений — можно попрощаться кивком головы, глазами и т. д. Детям предлагается прощаться, используя вербальные и невербальные средства общения. Каждый ребенок может сам выбрать способ прощания.

Читайте также:  Анализы на аллергены у детей инвитро

«Приветствия».

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

Задание 6. Составить план тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников.

1. Определить цель и задачи занятия тренинга.

2. Подобрать игры и упражнения в соответствии с целью основных структурных компонентов тренинга.

3. Показать вариативность использования игровых заданий в ходе тренинга.

Задание 7. Создать картотеку игр и упражнений, способствующих развитию навыков общения детей раннего и дошкольного возраста.

Младшая и средняя группа

Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире. Развитие согласованности детей в группе, умения слушать воспитателя. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят в кругу вместе с воспитателем, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Воспитатель: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

-Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

-А теперь погромче: Вы котята?

-А теперь еще громче : Вы котята?

А сейчас ответьте тихо: вы дети?

Можно задать вопросы: Вы цветы? Вы цыплята? Вы куклы? Вы веселые ребята?

Подари улыбку другу»

Цель: Развитие положительного отношения друг к другу, умения вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает каждому найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться, правую руку положить на сердечко, послушать, как оно стучит. Затем собрать в кулачок солнечный лучик и отдать другу: «Миша, я хочу с тобой дружить».

Подарок на всех»

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, обсуждать высказанные предложения.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик — Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Предложить выбрать самое лучшее желание для всех.

Обращать внимание детей на то, что необходимо выслушивать ответ товарища до конца, не перебивая.

Закончи предложение»

Цель: учить детей включаться в беседу, осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — воспитатель. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

Задание 8. Планирование и организация общения с детьми в различных видах деятельности

(игровой, трудовой, продуктивной, бытовой)

Спланировать общение с детьми по схеме (не менее трех бесед):

-о чем поговорить,

-что спросить,

-с какой целью.

Примерные записи бесед с детьми.

Вторая младшая группа

Во время одевания на прогулку поговорить с детьми о погоде. Спросить:

-На улице стало теплее или холоднее?

-Какого цвета стали листья на деревьях?

Вовлечь детей в разговор. Уточнить представления детей об осени.

Средняя группа.

Во время прогулки поговорить с детьми о правилах дорожного движения. Спросить:

-Где можно переходить улицу?

-На какой сигнал светофора?

-Что означает красный сигнал светофора?

-Что означает желтый сигнал светофора?

-Можно ли переходить улицу одному, без взрослых?

Уточнить ответы детей. Учить участвовать в беседе.

Старшая группа.

В процессе игровой деятельности (игра в «Семью») поговорить с группой детей о предметах, облегчающих труд человека в быту. Спросить:

-Какие приборы помогают на кухне в приготовлении пищи? (кофемолка, миксер, мясорубка, соковыжималка, мультиварка…) Что можно сделать с их помощью?

-Какие приборы помогают человеку в уборке? (пылесос, посудомоечная машина, стиральная машина…) Каким образом они помогают?

-Как вы думаете, любая вещь создана трудом одного или многих людей? Почему?

Уточнять, расширять представления детей о мире предметов. Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать умение отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Вопросы к анализу организации общения с детьми в различных видах деятельности.

1. Организация пространства для общения.

2. Получилось общение или нет. Если нет, то почему?

3. Использовались ли поощрения в ходе общения?

4. Особенности поведения детей, мимика, жесты, интонации речи.

5. На какие вопросы дети наиболее активно отвечали и почему?

6. На какие вопросы дети не смогли ответить и почему?

7. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

8. Какие трудности возникали при организации общения с детьми? Как преодолевали их?

9. Какие выводы сделаны для дальнейшей работы по организации общения с детьми?

Задание 9. Реферат на тему «Организация бесконфликтного общения детей дошкольного возраста и способы разрешения конфликтов» .

Разработать рекомендации воспитателям по организации бесконфликтного общения дошкольников.

Задание 10. Описать и проанализировать 2-3 конфликтные ситуации, возникшие между дошкольниками.

1. Определить причину конфликтов.

2.Оценить эффективность способов их разрешения.

Задание 11. Анализ планирования воспитателем различных видов деятельности и общения детей в течение месяца.

Сделать выписки из календарного плана работы.

Определить виды планируемой работы, цели и задачи, место в режиме дня, периодичность.

Задание 12. Программа диагностических методик на определение уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста.

Задание 13. Программа диагностических методик для самодиагностики воспитателя.

Задание 14. Оформить советы родителям «Развиваем навыки общения детей».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

на практике студентов группы ДОз….

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

по учебной дисциплине «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста»

ПМ 02 МДК 0206

Преподаватель Рыжкова О.Б.

Учебный год

Задание 1. Изучение и анализ организации общения воспитателя с детьми в различных видах деятельности

Выполнение задания.

1. Проведение наблюдения за воспитателем в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной, познавательной, бытовой)

Цель:Изучение особенностей общения воспитателя с детьми

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения воспитателя с детьми Действия и реакции детей примечание
Не менее 2-х видов

2. Анализ организации общения воспитателя с детьми :

I. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

1. Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

2. Воспитатель положительно относится к детям, доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи. Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости к детям, педагогического такта.

3. При общей положительной эмоциональной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.

4. Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними. Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.

II. Оценочное отношение воспитателя к детям — какие оценки детей преобладают

1. По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо; дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).

2. По модальности (положительные, отрицательные).

3. По форме (похвала-одобрение, согласие, предвосхищающая оценка, угроза, возмущение, упрек, порицание, пристыживание, недоумение).

4. По характеру (общие, дифференцированные).

III. Требования воспитателя к детям

1. По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).

2. По форме (категоричные, нетерпеливые, раздраженные, агрессивные, аргументированные, доброжелательные).

3. По модальности (положительные, отрицательные).

4. По.виду (приказ, указание, распоряжение, совет-предложение, опосредованное требование, просьба, намек).

IV.Вопросы воспитателя к детям

1. По содержанию (деловые, личностные).

2. По характеру (констатирующие, проблемные, организационно — дисциплинирующие)

Отметить также педагогическую целесообразность и психологическую обоснованность высказываний воспитателя, учет им возрастных и индивидуальных особенностей детей, проанализировать ситуации при выборе определенного вида воздействия. На основании этого сделать выводы об особенностях общения и эмоционального отношения воспитателя к детям, о предпочитаемых им средствах воздействия.

Задание 2. Изучение типа общения ребенка со взрослым

Цель:определение преобладающеготипа общения ребенка со взрослым

Подготовка. Подобрать интересные игрушки, 2-3 книжки познавательного содержания.

Проведение. Индивидуально с детьми 3-7 лет. На столе разложены игрушки, книжки. Ребенка спрашивают, что бы он хотел: поиграть с игрушками, почитать книжки или поговорить со взрослым? Для исключения случайных результатов данная работа проводится 3 раза. Продолжительность игры, беседы, чтения ограничена 20 мин. Фиксируют особенности поведения ребенка, высказывания, продолжительность контактов.

Выбор ребенка Особенности поведения, высказывания ребенка время
Совместная игра с игрушками Чтение книг познавательного содержания Беседа на личностные темы

Анализ результатов. Выявляют, какой тип общения сформирован у детей. Совместная игра с игрушками — это практическое общение (I ситуация), чтение книг познавательного содержания — познавательное общение (II ситуация), беседа на личностные темы — личностное общение (III ситуация). Если ребенок последовательно выбирает I ситуацию, потом II и III, то нужно ориентироваться на время, особенности поведения, характер высказываний детей в каждой ситуации. Форму общения констатируют по максимальным достижениям ребенка в каждой из трех ситуаций, для этого сопоставляют характер всех его проявлений в ходе взаимодействия и общения с воспитателем.

Задание 3. Изучение навыков культуры общения и поведения дошкольников

Цель:изучение уровня сформированности культуры общения у ребенка.

Проведение. За ребенком (2-7 лет) наблюдают в естественных условиях.

Вид деятельности, продолжительность наблюдения Запись деятельности и общения ребенка с воспитателем и детьми Действия и реакции воспитателя и детей примечание
Не менее 2-х видов

Анализ результатов наблюдения проводят по схеме:

1. Как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3. Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

II. Общение со сверстниками

1. Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

2. Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается ли с его мнением.

3. Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя

ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому ит.д.

4. Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Делают выводы об уровне сформированноcти культуры общения ребенка.

Таблица. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ

Возраст детей
2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Здороваются и прощаются со взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) Называют по имени и отчеству воспитателей. Проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают), отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему Благодарят взрослого, сверстников за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Налаживают общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми Говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко Закрепляются Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми

Задание 4. Организация общения детей в совместной деятельности.

Изучение коммуникативных умений дошкольников

Цель:изучение уровня развития коммуникативных умений.

Материал: 2 силуэтных изображения рукавичек, 2 одинаковых набора карандашей(по 6 шт.)

источник

Исследование проводилось в МОУГ № 4 г. Тулы (курсы подготовки к школе) Выборку составили 20 детей старшего дошкольного возраста, по 10 человек в экспериментальной и контрольной группах.

Список детей в экспериментальной и контрольной группах представлен в таблице 3.

Таблица 3 Список детей в экспериментальной и контрольной группах

1. Комплексное наблюдение за детьми в естественных условиях

Результаты диагностики комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4 Результаты комплексного наблюдения за детьми в естественных условиях на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Уровни развития навыков культуры общения у дошкольников

Экспериментальная группа (количество детей в %)

Контрольная группа (количество детей в %)

Из таблицы 4 видно, что высоким уровнем развития навыков культуры общения обладают по 1 ребёнку (10% ) в экспериментальной и контрольной группах. Дети этой категории проявляют внимание к сверстнику, обращаются по имени, использует доброжелательный тон; по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствуют, благодарят сверстника и прощаются с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляют собеседника (пытаются разрешить конфликт сами или обращаются за помощью взрослого). Средним уровнем обладают 4 детей (40%) в экспериментальной группе и 7 детей (70%) в контрольной группе, т.е. эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения. Низким уровнем развития навыков культуры общения обладают 5 дошкольников (50%) в экспериментальной группе и 2 детей (20%) в контрольной группе. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

2. Методика «Выявление уровня развития диалогического общения детей (беседа по предложенной ситуации) (методика Е.И.Радиной)»

Результаты диагностики по методике «Беседа по предложенной ситуации» на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5 Результаты диагностики по методике «Беседа по предложенной ситуации» на констатирующем этапе эксперимента

Показатели развития диалогического общения

Количество испытуемых (в %) в экспериментальной группе

Количество испытуемых ( в %) в контрольной группе

Доброжелательный тон общения

Недоброжелательный тон общения

Внимательны к речи собеседника

Невнимательны к речи собеседника

Не перебивают собеседника

Используют речевой этикет

Не используют речевой этикет

Анализ результатов, представленных в таблице , показывает, что доброжелательный тон общения наблюдался у 40% детей, как в экспериментальной, так и в контрольной группах, недоброжелательный тон общения — у 60% испытуемых в обеих группах, спокойный тон общения у 30% испытуемых в экспериментальной группе и у 40% детей в контрольной группе, крикливый тон общения — у 70% в экспериментальной группе и у 60% испытуемых в контрольной группе, проявляют внимание к речи собеседника -30% испытуемых экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы, невнимательны к речи собеседника — 70% детей экспериментальной группы и 60% контрольной группы, перебивают собеседника — 70% дошкольников экспериментальной группы и 80% контрольной группы, не перебивают собеседника — 30% детей в экспериментальной группе и 20% испытуемых в контрольной группе , используют речевой этикет — 40% испытуемых в обеих группах и не используют речевой этикет по 60 % детей в каждой группе.

Таким образом, большинство испытуемых в выборке (70% в экспериментальной группе и 60% детей в контрольной группе) имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета. Для детей этой категории характерен недоброжелательный, крикливый тон общения, невнимательность к речи собеседника.

Читайте также:  Анализы на аллергены у детей 2 лет

Средний уровень характерен для 20% испытуемых в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе. Для детей со средним уровнем развития диалогического общения характерны неполные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета. Дети этой категории не всегда используют доброжелательный, спокойный тон общения, не всегда внимательны к речи собеседника, часто не используют речевой этикет.

Только 10% испытуемых в выборке(и в экспериментальной, и в контрольной группах) имеют высокий уровень развития диалогического общения. Для детей с высоким уровнем развития диалогического общения характерны полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы; эти дети используют в разговоре формулы речевого этикета, доброжелательный, спокойный тон общения, внимание к речи собеседника.

3. Методика «Изучение речевых коммуникативных навыков» (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной)

Результаты диагностики по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков» (по Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной) на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах представлены в таблице 6.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков» на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Количество испытуемых ( в %) в экспериментальной группе

Количество испытуемых (в %) в контрольной группе

Анализ результатов по методике «Изучение речевых коммуникативных навыков», представленных в таблице, показал, что 60 % испытуемых (6 детей) в экспериментальной группе и 30 % испытуемых (3 детей) в контрольной группе имеют низкий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Слишком громкий или тихий голос, речь прерывистая, частое использование ненужных слов. Зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 50% дошкольников (5 человек) в контрольной группе имеют средний уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

Только 10% испытуемых (1 человек) в экспериментальной группе и 20% испытуемых (2 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень развития речевых коммуникативных навыков. Дети этой категории активны в общении; умеют слушать, понимают речь; общение строится с учётом ситуации; эти дети легко входят в контакт с детьми и педагогом; ясно и последовательно выражают свои мысли, умеют пользоваться формами речевого этикета. Сила звучания голоса соответствует норме, речь плавная, непрерывная, употребление ненужных слов отсутствует. Зрительный контакт с собеседником присутствует, постоянно расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; выражение лица говорит о заинтересованности общением.

4. Социометрический анализ

Результаты диагностики социометрического анализа на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в социоматрицах (см.приложение)

По результатам социометрического анализа 60 % детей (6 человек — Андрей С., Алексей В., Витя Л., Настя Н., Наташа С., Полина К.) в экспериментальной группе и 70% детей (7 человек — Алина Л., Аня М., Костя Б., Маша О., Марина Д., Олег К., Яна Ч. ) в контрольной группе относятся к статусной категории «принятые» и имеют более или менее благоприятный статус в группе, что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% дошкольников (4 человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе имеют неблагоприятный статус в группе: 20% детей как в экспериментальной, так и в контрольной группах (по 2 человека — Катя О., Юра Г. (эксп.гр.), Даша М., Кирилл К. (контр.гр.)) относятся к статусной категории «непринятые»; 20% детей (2 человека — Наташа Т., Оля М.) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек — Миша П.) в контрольной группе имеют статусное положение «изолированные».

На основании социоматриц можно также сказать о характере взаимоотношений в группах. . Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы — дети в основном дружат между собой по 2 — 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Также по результатам таблиц был определен уровень благополучия взаимоотношений в группах (УБВ). Как в экспериментальной, так и в контрольной группах УБВ достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом. Важным показателем УБВ также является «индекс изолированности», который не должен превышать 15-20%; в экспериментальной группе он равен 20%, а в контрольной 10%.

5. Включенное наблюдение в ходе проблемных ситуаций

Результаты диагностики включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 7.

Таблица 7 Результаты включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника

Характер участия в действиях сверстника

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику

Характер и степень проявления просоциальных форм поведения

На основании результатов, представленных в таблице 7 можно сделать следующие выводы:

1. По шкале «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» высокий уровень имеют 20% детей (2человека) в экспериментальной группе и 30% детей (3 человека) в контрольной группе — эти дети проявляют интерес к сверстнику, пристально наблюдают и активно вмешиваются в действия сверстника; 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Дети этой категории периодически пристально наблюдают за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. По данному показателю 30% детей (3 человека) в экспериментальной группе и 10% испытуемых (1 человек) в контрольной группе имеют низкий уровень, что свидетельствует о том, что дети этой группы имеют либо полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором), либо бросают лишь беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника.

2. По шкале «Характер участия в действиях сверстника» 10% детей (1 человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4 человека) в контрольной группе имеют высокий уровень, т.е. эти дети позитивно оценивают действия сверстника — одобряют, дают советы, подсказывают, помогают; Средний уровень имеют по 50% испытуемых (по 5 человек) как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Дети этой категории имеют демонстративные оценки к действиям сверстника — сравнивают с собой, говорят о себе. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе по данному показателю относятся к низкому уровню. Эти дети либо вообще не имеют оценок к действиям сверстника, либо их оценки негативные — ругают, насмехаются.

3. По шкале «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику», которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослыми действий сверстника, высокий уровень имеют 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 30% испытуемых (3 человека) в контрольной группе. Эти дети имеют адекватную реакцию — радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и состраданию. К среднему уровню по данному показателю относятся 20% детей (2 человека) в экспериментальной группе и 60% детей (6 человек) в контрольной группе. Дети этой категории имеют частично адекватную реакцию — согласие как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. Этот вариант реакции отражает скорее отношение ребёнка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера. 60% дошкольников (6 человек) в экспериментальной группе и 10% детей (1 человек) в контрольной группе относятся к низкому уровню, т.е. эти дети имеют либо индифферентную реакцию, которая заключается в безразличии как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера со стороны взрослого, либо неадекватную реакцию — безусловная поддержка порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение.

4. По шкале «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения» в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу», к высокому уровню относятся 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% дошкольников (2 человека) в контрольной группе. Дети этой группы оказывают безусловную помощь сверстнику, не предполагая никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. 40% детей (4 человека) в экспериментальной группе и 60% испытуемых (6 человек) в контрольной группе относятся к среднему уровню. Что свидетельствует о прагматической помощи сверстнику этой категории детей — в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. К низкому уровню по данному показателю относятся 50% испытуемых (5 человек) в экспериментальной группе и 20% (2 человека) в контрольной группе. Эти дети либо отказываются помогать сверстнику — не поддаются ни на какие уговоры и не уступают партнеру своих деталей, либо оказывают провокационную помощь — дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнёру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника.

Результаты диагностики по методике «Угадай эмоцию» на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 8.

Таблица 8 Результаты диагностики по методике «Угадай эмоцию» на констатирующем этапе эксперимента

Умение ребенком понимать эмоциональное состояние человека

Количество испытуемых (в%) в экспериментальной группе

Количество испытуемых (в%) в контрольной группе

Анализ результатов методики «Угадай эмоцию» показал, что большинство испытуемых — 50% испытуемых (5человек) в экспериментальной группе и 40% детей (4человека) в контрольной группе относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

К среднему уровню относится по 40% испытуемых (по 4человека) из обеих групп. Эти дети справляются не со всеми заданиями: не всегда правильно называют эмоции, изображенные на картинках и характеризуют состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; эти дети не очень хорошо понимают настроение людей, дифференцируют и оценивают их поступки не всегда правильно.

Только 10% детей (1человек) в экспериментальной группе и 20% детей (2человека) в контрольной группе относятся к высокому уровню. Эти дети справились с заданием: безошибочно понимают эмоциональное состояние собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, дают развернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека, дети легко понимают настроение людей, дифференцируют их поступки, оценивают действия.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство дошкольников в экспериментальной группе (50%) имеют низкий уровень развития навыков культуры общения. Дети этой категории очень редко обращаются по имени, не считаются с мнением других детей; при общении со сверстниками преобладает открыто негативное, избирательное взаимоотношение.

Большинство дошкольников в контрольной группе (70%) имеют средний уровень развития навыков культуры общения. Эти дети не всегда проявляют внимание к сверстникам, не всегда обращаются по имени, редко замечают настроение другого ребёнка, не всегда здороваются и прощаются, недостаточно употребляют вежливые слова; преобладают ровные взаимоотношения.

2. 70% детей в экспериментальной группе и 60% в контрольной группе имеют низкий уровень развития диалогического общения. Для детей с низким уровнем развития диалогического общения характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета.

3. Большая часть детей (60%) в экспериментальной группе относятся к низкому уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети с низким уровнем развития речевых коммуникативных навыков малоактивны, малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. Для этих детей характерен слишком громкий или тихий голос, прерывистая речь, частое использование ненужных слов; зрительный контакт с собеседником отсутствует; во время общения поза напряженная, неудобная; полное отсутствие движений руками и головой; отсутствие каких-либо изменений в выражении лица во время разговора.

Половина дошкольников (50%) в контрольной группе относятся к среднему уровню развития речевых коммуникативных навыков. Дети со средним уровнем развития речевых коммуникативных навыков умеют слушать и понимают речь, участвуют в общении чаще по инициативе других; сила звучания голоса не всегда соответствует норме, речь плавная, непрерывная, частое употребление ненужных слов, расслабленная, удобная поза при общении, используются непринужденные, адекватные беседе жесты; жесты слишком часто сменяют друг друга, иногда затрудняя общение.

4. По результатам социометрического анализа 60% детей экспериментальной группы и 70% детей контрольной группы имеют благоприятный статус в группе и относятся к статусной категории «принятые», что означает благополучие этих детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. 40% детей в экспериментальной группе и 30% детей в контрольной группе имеют неблагоприятный статус и относятся к статусным категориям «непринятые и изолированные»можно сказать о характере отношений, существующих в группе. К статусной категории «предпочитаемые» не относится ни один ребенок. Прослеживается недостаточная сплоченность внутри коллективов обеих групп, также в классе прослеживается разобщенность по половому признаку: в основном дети разделились на группы девочек и мальчиков, причем внутри каждой из групп существуют сплоченные микрогруппы — дети в основном дружат между собой по 2 — 3 человека. Хотя наблюдаются взаимные симпатии также между некоторыми мальчиками и девочками. Уровень благополучия взаимоотношений в группах достаточно высокий, т.к. количество детей, имеющих благоприятный статус превышает количество детей с неблагоприятным статусом.

5. По анализу результатов включенного наблюдения в ходе проблемных ситуаций на констатирующем этапе эксперимента можно сделать общий вывод о характере эмоциональных проявлений детей во время решения социальных проблем. И в экспериментальной, и в контрольной группах преобладают низкий и средний уровни проявления эмпатии и эмоционального отношения к сверстнику (степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника; характер и степень выраженности сопереживания сверстнику). Это говорит о том, что большинство детей в обеих группах проявляют безразличие, равнодушие и незаинтересованность в действиях сверстника; дошкольники имеют негативные и демонстративные оценки действий сверстника, т.е. они либо сравнивают с собой, либо ругают и насмехаются над сверстником; Большая часть детей не сопереживает сверстнику, они проявляют положительную эмоциональную реакцию при неудачах другого ребенка и поощряют порицание действий сверстника взрослым; дошкольники в большинстве случаев отказываются помогать сверстнику, либо проявляют провокационную помощь, неохотно, под давлением сверстника или прагматическую, когда сами выполнят задание.

6. Большая часть детей в экспериментальной (50%) и контрольной (40%) группах относятся к низкому уровню умения понимать эмоциональное состояние другого человека. Дети этой категории не справляются с заданиями: в большинстве случаев неправильно называют эмоции, изображенные на картинке и не могут охарактеризовать состояние человека, испытывающего указанную эмоцию; дети не понимают настроение людей, не правильно дифференцируют и оценивают их поступки и действия. Для этих ребят характерны трудности в описании испытываемого эмоционального состояния собеседника по выражению его лица, позе, эмоциям, жестам, давать неразвернутые ответы в описании ситуаций, в которых возникает указанное состояние человека.

источник