Меню Рубрики

Анализ мониторинга детей дошкольного возраста

Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей дошкольной группе
материал (старшая группа)

по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей дошкольной группе

по результатам педагогического мониторинга образовательного процесса и детского развития в старшей дошкольной группе № 14

Воспитательно-образовательный процесс в старшей группе выстроен на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ детского сада № 10

Воспитатели: О.Е. Струкова, Л.Л. Моторная.

В группе 20 детей старшего возраста (5 — 6 лет). Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

-определение уровня усвоения детьми старшей группы образовательной программы ДОУ.

  1. Задачи мониторинга:
  • определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;
  • определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);
  • оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;
  • построить образовательную траекторию развития каждого ребенка.
  1. Методы диагностики:
  • наблюдение;
  • игровые упражнения;
  • индивидуальная беседа;
  • тестовые задания;
  • беседа с родителями с учетом анкетирования.

При обследовании были использованы таблицы диагностики педагогического процесса, разработанные Н.В. Верещагиной в соответствии с ФГОС.

Обследование проводилось по пяти образовательным областям:

-социально — коммуникативное развитие;

Результаты диагностики усвоения детьми разделов программы определяются тремя уровнями:

  • низкий (ребенок не справляется с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя),
  • нижесреднего (ребенок справляется с заданием только с помощью воспитателя),
  • средний (ребенок справляется с заданием с небольшой помощью воспитателя),
  • высокий (ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием).

По итогам диагностики качества образования в области физическое развитие на начало учебного года выявлены следующие результаты:

По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений — ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.

Дети с ненормативным развитием составляют 10% достаточно хорошо умеют метать предметы левой и правой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, выполнять повороты в колонне.

Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно — пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско родительские мероприятия.

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:

По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования.

Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы.

Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.

Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально — исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.

По результатам обследования детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:

По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей старшей группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия — звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.

Программный материал в данной образовательной области усвоен на среднем уровне.

Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.

2.4 Социально — коммуникативное развитие

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие», выявлены следующие результаты:

По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игру ш ки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.

Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемноигровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно — ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.

2.5. Художественно — эстетическое развитие

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни, выявлены следующие результаты:

Программный материал в данной области усвоен детьми на среднем уровне. Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно — прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки

объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.

Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско — родительского творчества.

Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.

Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.

источник

Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей

По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Читайте также:  Бронхиальная астма у детей лечение анализы

Таблица. Приложение 1

источник

алена проничева
Анализ результатов мониторинга детей старшей группы по освоению образовательных областей

Сравнительный анализ по результатам диагностических данных на 09.2013 г. — 2014 уч. год

Результаты мониторинга детей группы№ 83 по освоению образовательных областей

Старшая группа № 83. Детский сад работает по программе «Детство» с направлением физкультурно- оздоровительное. Мониторинг детей проводится в сентябре (начало учебного года) и мае (конец учебного года) для выявления динамики физического, интеллектуального и личностного развития детей и их образовательных достижений. Выявлении детей с проблемами в развитии личности, а также определении трудностей в формировании определенных интегративных

Сентябрь 2013 г. Май 2014 г.

Диагностировано: 24человек Диагностировано: 25 человека

В- 33 % (8 человек) В- 44 % (11 человек)

С- 42 % (10 человек) С- 48 % (12 человек)

Наблюдается положительная динамика, преобладает средне- высокий уровень. По результатам диагностического обследования выявлены следующие уровни достижений детей по образовательным областям.

Образовательная область «Коммуникация»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 3%, а низкий снизился на 11%

Причины, определившие полученные результаты:

— индивидуальная работа по звуковой культуре речи и дифференциации звуков с детьми через словесные игры, стихов и т. д.

— игры – фантазирования, словесные игры, игры на словотворчество, игры с невербальными средствами общения, игровые упражнения с использованием пантомимы;

— использование чистоговорок, стихов, загадок, скороговорок, литературных произведений на тему этикета;

Рекомендации: продолжать развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности, развивать монологическую речь, желание говорить правильно.

Образовательная область «Здоровье»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 15%, средний снизился на 10%, низкий снизился на 5%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование здоровьесберегающих технологий; утренней гимнастики, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, гимнастики для глаз, физкультминуток, пальчиковой гимнастики; закаливающих процедур;

— использование совместных форм работы с родителями: проведение праздников здоровья;

— организация дидактических игр;

— использование поисково – исследовательских методов: разнообразных игровых проблем, поисковых ситуаций, проектной деятельности здоровьесберегающего характера; — чтение детям литературных произведений соответствующей тематики;

— активизация творческой деятельности (рисунки, загадки).

Рекомендации: продолжать воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни; обогащать и углублять представления о том как поддерживать и сохранить здоровье

Образовательная область «Физическая культура»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 16%, а низкий снизился на 18%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование развивающих технологи: музыкально – ритмической гимнастики по Н. М. Фоминой;

— для развития физических качеств использование равномерного, игрового, постепенного, соревновательного методов;

— использование совместных форм работы с родителями: проведение спортивных праздников и развлечений.

Рекомендации: продолжать формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

Образовательная область «Безопасность»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 2%, низкий снизился на 2%

Причины, определившие полученные результаты:

-познавательное участие в семинаре «Зеленый огонек»

-встречи и беседы с сотрудниками ГИБДД

— использование игровых и практических ситуаций;

— использование поисково – исследовательских методов: игры – путешествия, викторины;

— использование совместных форм работы с родителями: вечера досугов, круглый стол, брифинги;

— чтение литер, произведений соответствующей тематики.

Рекомендации: продолжать формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.

Образовательная область «Социализация»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 16%, средний снизился на 10% низкий снизился на 6%

Причины, определившие полученные результаты:

— организация воспитательно-образовательной работы в рамках субъект- субъектной позиции взаимодействия ребенка и воспитателя, личностно ориентированный подход

— активное использование поисково – исследовательских методов: игры – экспериментирование с разными материалами (с водой, снегом, льдом, светом, магнитом, стеклом, резиной, бумагой);

— использование дидактических и развивающих игр;

— организация развивающих проблемно – практических и проблемно – игровых ситуаций;

— игры — путешествия, экскурсии по городу, знакомство с элементами национальной культуры.

Рекомендации: продолжать развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувства собственного достоинства, желания следовать социально – одобряемым нормам поведения, осознания роста своих возможностей и стремление к новым достижениям.

Образовательная область «Труд»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился 19%, средний понизился на 14%, низкий снизился на 5%

Причины, определившие полученные результаты:

-использование поисково – исследовательских методов: системы обследовательских действий, сравнение предметов разных видов, группирование предметов по существенным признакам;

— целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение худ. литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, трудовых процессах;

— дежурства, коллективный труд, трудовые поручения.

Рекомендации: Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно – бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объёме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам. Больше внимания уделить формированию у детей отчетливого представления о труде как социальном явлении, обеспечивающим потребности человека, через расширение круга знаний и представлений о совершенствовании рукотворного мира, изменение мира профессий.

Образовательная область «Познание»

Высокий уровень увеличился с 17% до 36%, так как возрос процент по освоению математических представлений на 13%, позновательно исследовательской деятельности на 22%,экология на 18%, развитие творческих проявлений на 18%. Средний уровень снизился на 5, низкий на 24%

Причины, определившие полученные результаты:

— использование инновационных развивающих технологий: ТРИЗ, метод проектов и т. д. ;

— использование поисково – исследовательских методов: экспериментирование с предметами, обследование свойств и качеств предметов, наблюдение, выполнение сенсорного анализа предметов, экологические дневники наблюдений, составление маршрутов в природе и участке;

— использование проблемно – игровых способов: организация развивающих проблемно – практических и проблемно – игровых ситуаций, бесед, вопросов;

— экологические игры: дидактические и сюжетные;

— игры на познание зависимостей и отношений, на овладение действиями моделирования на плоскости и в объёме, воссоздания целого из частей, на освоение умений преобразования;

— использование совместных форм работы с родителями: изготовление поделок из природного и бросового материала,

— личностно – ориентированная модель взаимодействовали с ребёнком;

Рекомендации: Продолжать поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий при рассматривание предметов; продолжать обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

Образовательная область «Чтение худ. литературы»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 15%, средний снизился на 11%, низкий снизился на 4%

Причины, определившие полученные результаты:

— своевременное выявление причин неуспеваемости и помощи каждому конкретному ребенку в его развитии

— использование метода проектов: изготовление книжек самоделок, детских энциклопедий, организация библиотеки, тематические выставки;

— организация вечеров литературных развлечений, литературных праздников и театрализованных представлений;

— использование аудио- и видеозаписи постановок по литературным текстам;

— беседы о книгах, их строении, внешнем виде, о писателе, художнике – иллюстраторе, художнике – оформителе, о печатании книг,

Рекомендации: продолжать поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. ; продолжать обогащать читательский опыт детей. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи

Образовательная область «Художественное творчество»

Наблюдается положительная динамика показателей, преобладает средне — высокий уровень. Высокий уровень повысился на 18%, средний снизился на 10%, низкий снизился с 16% до 8%

Причины, определившие полученные результаты:

— игры и упражнения, развивающие эстетические, сенсорные и творческие способности;

— использование современных информационных технологий: видовые видеофильмы, электронные каталоги и игры, творческие сайты для детей;

— рассматривание, обсуждение, эстетическая оценка, разговор об исскустве, чтение познавательной литературы, экскурсии;

— использование поисково – исследовательских методов: детские игровые проекты (исследования);

Рекомендации: продолжать побуждать и додерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе ознакомления с искусством и собственной творческой деятельности.

Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения (2009/10 уч. год, 2011/2012.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

источник

Аналитическая справка оценка внутреннего мониторинга качества образования детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 000

Аналитическая справка оценка внутреннего мониторинга качества образования детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 000

за 2016 – 2017 учебный год

На основании годового плана ДОУ в мае было проведено диагностическое обследование детей с целью

-определить уровень обучаемости детей, освоение программы;

-выявить изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности.

В ходе диагностики были проведены диагностика индивидуального развития детей по 5 образовательным областям:

физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие,

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Содержание мониторинга отражается в показателях интегративных качеств ребенка.

    наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально-ориентированные методики нетестового типа.

При оценивании устойчивости проявления показателя развития предполагается:

    Достаточный уровень – показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д. Близкий к достаточному – показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д. Недостаточный уровень — показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

По итогам оценки усвоения материала по образовательной области «Физическое развитие» дети показали положительный результат освоения программного материала на конец учебного года. Анализ данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

У детей 2 младших групп (№ 1, 4, 13 воспитатели , , ) формируются навыки основных движений, которыми они пользуются в своей жизни – бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание в соответствии с возрастными особенностями (у одного ребенка – вызывают затруднения). У двоих дошкольников вызывает чувства страха лазание по гимнастической стенке произвольным способом. Все дети самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Несовершенность, неточность движений объясняется недостаточным развитием опорно–двигательного аппарата, нервной системы организма в целом.

У детей 4-5 лет (группы № 3, 8, 9, воспитатели , , ) проявляется интерес к подвижным играм, физическим упражнениям, они справляются с основными видами движения, ориентируются в пространстве, находят правую и левую руку. Умеют строиться в колонну по одному, в круг. Под руководством взрослого дети дают элементарный анализ движения, выделяют в нем несколько характерных особенностей. Дети научились следить за правильной осанкой под руководством воспитателя. Затруднения вызывают перестроения в шеренгу, парами.

Дети 5-6 лет (группы № 11, 12, 7, воспитатели , , ) дошкольного возраста лучше освоили движения, быстро переключаются с одного темпа на другой, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов. Владеют основными движениями в соответствии с возрастом, активно проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях, в играх-соревнованиях и играх-эстафетах, хотя с трудом справляются с эмоциями, когда не выигрывают. Умеют перестраиваться в колонну по трое, четверо, равняться, размыкаться в колонне, шеренге. Выполняет повороты направо, налево, кругом, иногда путая «лево», «право». Дети владеют навыками личной гигиены, научились различать в содержании движений не только его основные элементы, но и детали. Дети приобщены к формированию здорового образа жизни, они понимают значение для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

В подготовительных группах (№ 10, 5, 2, 6, воспитатели , , , , , ) дошкольники освоили более тонкие движения в действии, движения выполняются более осознанно, точно и самостоятельно. Проявляют самооценку, их привлекает форма соревнования. Основные движения выполняются качественно в дозировке доступной детям, и соответствующей их возрастным возможностям, развиты такие качества как внимание, пространственные и временные представления. Дети умеют действовать в соответствии с образцом ловко, быстро, технически правильно, перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в 2 шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время движения. Вызывают перестроения во время ходьбы. У детей достаточно хорошо сформированы теоретические представления о здоровом образе жизни.

Поэтому необходимо в следующем учебном году уделить особое внимание формированию у детей становления ценностей здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.), использовании этих знаний в повседневной жизни.

Программный материал по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» освоен воспитанниками всех возрастных групп на достаточном и близком к достаточному уровню. Социально-коммуникативное развитие изучалось по нескольким показателям: игровая деятельность, степень осознания детьми нравственных норм, уровень сформированности гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, а также уровень сформированности о правилах безопасности.

Читайте также:  Болезнь надпочечников у детей анализы

Данные диагностики показывают, что большинство детей в ДОУ в социально-коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Однако проведенная диагностика в подготовительных группах выявила, что дошкольники в разной степени испытывает трудности в овладении социально-коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при изучении взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению социально-коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками, усилить работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге, уделить особое внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых.

3-4 года, анализ диагностики выявил, что дети используют речь для инициирования общения, обращаются к взрослому с просьбами, вопросами, делятся впечатлениями из личного опыта. Отвечают на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения. Сопровождают речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия. Вступают в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь.

Затруднения вызывают использование детьми всех частей речи, простых распространенных и нераспространенных предложений, предложений с однородными членами

Дети используют речь в общении со взрослыми для сообщения или запроса информации и удовлетворения свои разнообразных потребностей. Употребляют в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества. Способны описать картину, предмет с помощью взрослого. В данном возрасте наиболее выражены недостатки в произнесении слов (звуковая культура речи).

Дети используют речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни. Интересуются окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера. Составляют самостоятельно или по образцу рассказы по сюжетной картине, набору картинок, пересказывают небольшие хорошо знакомые и новые литературные произведения; определяют место звука в слове; подбирают к существительному несколько прилагательных, заменяя слово другим словом, сходным по значению.

1. Дошкольники посредством речи проявляют инициативу в общении с педагогами, персоналом учреждения, родителями других детей, поддерживают тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечают на вопросы и отзываются на просьбы, беседуют на различные темы, употребляя в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Пересказывают и разыгрывают с помощью драматизации небольшие литературные произведения, составляют по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находят в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Однако дети всех возрастных групп допускают неточности в формулировке предложений, затрудняются в установлении связей, допускают содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в составлении своих рассказов; при рассказывании не обходятся без помощи взрослого. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельны, затрудняются в аргументации суждений. Затруднения в формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В следующем году предстоит работа по формированию речи дошкольников с использованием современных технологий.

Программный материал образовательной области

Данная образовательная область изучалась по нескольким показателям: развитие продуктивной деятельности — рисование, лепка, аппликация; уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета); приобщение к изобразительному искусству, музыкальное развитие.

На конец года дети 3-4 лет научились эмоционально откликаться на простые музыкальные произведения, замечать изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише – громче, веселое – грустное); выполнять доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки, а также называть детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др. дети с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, узнают и эмоционально реагируют на знакомые стихи, сказки, рассказы. Читают наизусть потешки и небольшие стихи. В свободной деятельности с удовольствием рисуют, лепят. Активны при создании индивидуальных и коллективных композиций. Изображают отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции и содержанию; лепят различные предметы, состоящие из одной – трех частей, используя разнообразные приемы лепки. Создают изображение предметов из готовых фигур. Не всегда правильно и аккуратно пользуется инструментами для творчества.

Дошкольники активно, эмоционально включаются в музыкальную деятельность, определяют контрастные настроения музыкальных произведений, знакомы с названиями жанров (марш, песня, танец); поют естественным звуком, без напряжения песни разного характера; вместе с другими детьми начинают и заканчивают пение. Читают наизусть любое стихотворение или считалку. Продолжают знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечают на вопросы воспитателя по его содержанию. Узнают и эмоционально реагируют на знакомые стихи, сказки, рассказы. Украшают элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого. Изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов. Создают неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке; при лепке используют различные приемы. Аккуратно наклеивают, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур. Затрудняются правильно держать ножницы, вырезать различные фигуры, резать по диагонали, по прямой, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы.

Дети более точно, чем в средней группе определяют настроение и жанр музыкального произведения; понимают содержание музыкального произведения и могут рассказать о нем Узнают звучание отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). Поют без напряжения, звонко, выразительно, правильно воспроизводя мелодию песни в целом. Выполняют танцевальные движения под музыку: поочередное выбрасывание ног, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении и пр. Играют на детских музыкальных инструментах ударной группы; исполняют мелодии, состоящие из 2-3 звуков на металлофоне. Знают наизусть 1-2 стихотворения, 1-2 считалки, 1-2 загадки (и более).

Узнают произведения, называют любимого писателя, любимые сказки и рассказы, эмоционально излагают их содержание (самостоятельно или в беседе с воспитателем, или с опорой на книгу). Драматизируют небольшие сказки, выразительно читают по ролям стихотворения. Называет жанр произведения. Украшают самостоятельно созданные игрушки и предметы. Знают и используют элементы народного творчества (на примере дымковской, филимоновской и т. д. игрушки). Создают коллективные композиции из разных предметов, игрушек, используя все многообразие используемых приемов лепки. Изображают предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Затрудняются в импровизации движений под музыку разного характера; в качественном изображении предметов (отчетливые формы, подбор цвета, аккуратное закрашивание, использование разных материалов). Испытывают затруднения в рисовании фигуры человека и животных в движении.

Необходимо в будущем учебном году проведение мастер-классов по художественно-эстетическому развитию детей всех возрастных групп, по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного, музыкального)

источник

Аналитический отчет по результатам мониторинга детей старшего дошкольного возраста группы «Знайки» (5-6 лет) конец учебного года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

по результатам мониторинга

детей старшего дошкольного возраста

по результатам мониторинга освоения детьми образовательной программы

в группе старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Знайки».

В группе «Знайки» на конец года — 34 детей.

18 девочек и 16 мальчиков.

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 21 детей.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – 6 ребёнка.

Дети младшего дошкольного возраста (3-5 лет) – 7 детей.

Из них 4 ребенка с ОВЗ; 1 ребёнок эмигрант.

В период проведения мониторинга отсутствовало – 6 чел.

Сроки проведения на основании годового календарно-образовательного графика:

— с 15.04.2019г. по 29.04.2019 г.;

определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям;

определить уровень усвоения программного материала по группе в целом (по сравнению с прошлым годом/началом года);

оптимизировать работу с детьми, наметить направление работы по итогам мониторинга по группе в целом;

— определить уровень усвоения детьми программного материала по образовательным областям:

Обследование проводилось по пяти образовательным областям:

беседа с родителями с учетом анкетирования.

Анализ результативности образовательного процесса

группы старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Знайки» за 2018-2019 учебный год.

младший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

Анализ результативности образовательного процесса

группы старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет «Знайки» за 2018-2019 учебный год.

младший дошкольный возраст

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

По результатам проведенной диагностики, к концу учебного года основные виды движений — ходьба, бег, равновесие, прыжки, упражнения с мячом и обручем, построение и перестроение, физические качества достаточно сформированы и развиты практически у всех детей группы. Знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках. достаточно хорошо умеют метать предметы левой и правой рукой в вертикальную и горизонтальную цели, отбивать и ловить мяч, перестраиваться в колонну по трое, выполнять повороты в колонне.

Рекомендации: чаще проводить индивидуальную работу, продолжать создавать развивающую предметно — пространственную среду для оптимальной двигательной активности детей в ДОУ, уделять особое внимание закреплению основных видов движения, развитию основных физических качеств, созданию здоровьесберегающих факторов (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, профилактика плоскостопия и нарушения осанки, закаливание). Повышать популярность принципов здорового образа жизни в семейном воспитании, проводить совместные спортивные детско родительские мероприятия.

По итогам проведения обследования в старшей группе общеразвивающей направленности детей 6-го года жизни в образовательной области «Познавательное развитие», выявлены следующие результаты:

По данным результатам можно сделать вывод, что за год дети усвоили программный материал и овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо развиты элементарные математические представления и навыки конструирования.

Дети, имеющие высокий и средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области знают основные признаки живых существ, устанавливают связи между состояниями живых существ и средой обитания. Знают о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных и растений. Называют времена года, знают о том, что нужно беречь природу. Знают название родного поселка, название страны и столицы.

Различают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; умеют сравнивать два предмета по высоте, ширине и длине. Умеют определять части суток и называть их в правильной последовательности.

Рекомендации: проводить индивидуальную работу, используя дидактические игры, продолжать создавать условия для экспериментально — исследовательской деятельности, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Продолжать пополнять развивающую среду, создавать различные коллекции материалов и альбомы с изображениями окружающего мира для свободного доступа, поддерживать детскую инициативу и творчество.

По результатам обследования детей старшей группы в образовательной области «Речевое развитие», можно увидеть следующие результаты:

По итогам сравнительного анализа показателей начала и конца учебного года, можно сделать следующие выводы. К концу учебного года, уровень знаний, умений и навыков детей старшей группы общеразвивающей направленности 6-го года жизни по разделу «Речевое развитие» достиг хороших результатов: научились пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы о предметах, по сюжетной картинке, набору картин. Употребляют в речи антонимы и синонимы. Большая часть детей данной группы начали различать понятия — звук, слог, слово. Находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.

Рекомендации: для дальнейшего роста показателей, планируется продолжать индивидуальные занятия с детьми по речевым заданиям, применять дидактические игры, продолжать читать литературные произведений, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно рассказывать стихи, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

Также необходимо создавать условия для самостоятельной речевой активности в течение дня; включать коммуникативные игры и упражнения при организации занятий, выполнять пальчиковую и артикуляционную гимнастики в режимных моментах, расширять кругозор детей. Проводить выставки продуктивных работ детского творчества на основе изученного программного материала. Обновлять детскую литературу в книжном уголке каждую неделю, опираясь на лексические темы и праздники календаря. Пополнять детскую библиотеку иллюстрациями к литературным произведениям для рассматривания детьми вне занятий.

Социально — коммуникативное развитие

По данным мониторинга видно, что программный материал образовательной области усвоен детьми на высоком и средних уровнях. Дошкольники старшей группы умеют оформлять игру, используя разнообразные материалы (атрибуты), являются инициаторами в игре, часто организуют игры самостоятельно без помощи воспитателя. Активно проявляют интерес к дежурству и убирают за собой игру ш ки. У детей данной группы к концу года сформировались навыки организованного поведения в детском саду, дома и на улице. Также воспитанники старшей группы имеют элементарные представления о том, что такое хорошо, а что плохо, основы безопасного поведения в быту и в природе.

Читайте также:  Болезнь почек у детей анализы

Рекомендации: на основании выше изложенного необходимо продолжать работу развивающих проблемно-практических и проблемноигровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Необходимо продолжать уделять внимание формированию культуры общения со взрослыми и сверстниками, учить общаться бесконфликтно. Продолжать учить формировать эмоциональную отзывчивость, учить детей понимать себя, определять и называть свое эмоциональное состояние, реагировать на эмоции близких людей и сверстников. Необходимо учить детей соблюдать элементарные нормы и правила поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, прививать правила элементарной вежливости. Необходимо продолжать работу по формированию представлений о государстве и мире, о себе и своей семье, о природе родного края. Необходимо уделять внимание обогащению сюжетно — ролевых игр, закреплению вести диалоги, принимать игровые задачи.

Художественно — эстетическое развитие

Дети к концу года могут в правильной последовательности выполнять работу, создавать несложные сюжетные композиции изображения по мотивам народных игрушек. Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно — прикладного творчества. У всех воспитанников данной группы достаточно развит навык лепки

объемного образа и все дети до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Дошкольники старшей группы также умеют правильно держать ножницы и правильно вырезать из бумаги, убирать свое рабочее место.

Рекомендации: продолжать совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие способности воспитанников. В течение дня предлагать дидактические игры, альбомы для раскрашивания, проводить упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковую гимнастику. В уголках для творчества предоставить возможность для самостоятельной творческой активности детей. Иметь необходимое оборудование для работы с пластилином, природным материалом, бумагой, красками, следить за их обновлением. Принимать участие в конкурсах и выставках. Продолжать взаимодействие с семьей и организовывать конкурсы совместного детско — родительского творчества.

Итоговые результаты мониторинга свидетельствуют о достаточном уровне освоения образовательной программы.

Полученные результаты говорят о стабильности в усвоении программы ДОУ детьми по всем разделам.

Планируемая работа по совершенствованию и корректированию образовательной работы с детьми на следующий учебный год:

Продолжать работу, направленную на улучшение посещаемости детей (укрепление здоровья детей, закаливающие мероприятия и т.д.).

Продолжать работу по индивидуальным образовательным маршрутам воспитанников с признаками одаренности и детьми, имеющими затруднения.

Работа по взаимодействию педагогов ДОО с семьями воспитанников.

Продолжать работу по освоению и реализации современных педагогических технологий, направленных на развитие детей.

источник

Описание: Предлагаю вашему вниманию образец аналитической справки по результатам мониторинга определения уровня освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.
Данный материал будет интересен старшим воспитателям.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад № . «. »
п.
Аналитическая справка
(по результатам мониторинга определения уровня освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы «. » ………………..группа)
Дата проведения:…….0…..20………..г. по …….0….20…….г.
Цель: выявление уровня и динамики развития детей за истекший 20….. – 20……. уч. год, а так же проектирование воспитательно – образовательного процесса на 20….. – 20….. уч.год и коррекционно-развивающей работы на время летней оздоровительной компании.

Форма проведения: индивидуальные и подгрупповые занятия.

Форма предоставления отчетности: протоколы и аналитические справки по возрастной группе.
По результатам проведения мониторинга выявлено следующее:
1. Количество детей, принимавших участие в мониторинге – ….. человек (………..%), что на …….% больше чем в 20….-20… учебном году;
2. Количество детей, не принимавших участие в мониторинге – …человека (…..%), что на …..% меньше чем в 20….. -20….. учебном году;
3. Дети, не принявшие участие в мониторинге, отсутствовали по причине болезни. Рекомендовано провести с этими детьми мониторинг с 01.09 по 30.09.20……. года.
Общий уровень освоения детьми образовательной программы

4. Показатель высокого уровня освоения детьми программы составил – ……..%;
5. Показатель среднего уровня освоения детьми программы составил – ……..%;
6. Показатель низкого уровня освоения детьми программы составил – ……….%.

Сравнительный анализ освоения образовательной программы показал:
Наблюдается положительная (отрицательная) динамика общего уровня освоения детьми ООП в сравнении с 20…-20… уч.г. (прошлый учебный год). По общему уровню динамика составила……% в сравнении с 20.……-20…..уч.г. Высокий уровень освоения программы увеличился (снизился) на ………% , средний уровень увеличился (снизился) на ………% и низкий уровень освоения программы увеличился (снизился) на ….%, что подтверждают данные таблицы.
Наиболее высокие показатели высокого уровня получены по образовательным областям (В+С+В): «……………………………………………………………………» (…….%), «…………………………………………………………………………..» (………..%),
«……………………………………………………………………………» (………..%).

В прошлом учебном году наиболее высокие результаты освоения образовательных программ были получены (В+С) по ОО «………………………………………» (…….%);
ОО «…………………………………………………………………………» (……..%);
ОО «…………………………………………………………………………» (……….%).

В прошлом учебном году наиболее низкие результаты освоения образовательных программ были получены по ОО (В+С) «………………………………………» (…….%);
ОО «…………………………………………………………………………» (……..%);
ОО «…………………………………………………………………………» (……….%).

• общий итог выявленных результатов и их динамики показал:
……………………………………………………………………………………………………….

Вывод:
• Причины увеличения ( снижения) уровня освоения детьми ООП:
_______________________________________________________

Рекомендации:
1. _______________________________________
2. _______________________________
3. _____________________________________________________
Подписи воспитателей ……………………группы: /ФИО
/ ФИО
Дата…………………………….20…….г.

источник

Рубрика: Воспитание и развитие

Статья просмотрена: 12631 раз

Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/24/731/ (дата обращения: 22.10.2019).

В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспитания, подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста, описаны результаты исследования.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик.

Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить мониторинг. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. Для его реализации необходимо отобрать критерии и показатели развития изучаемых знаний и отношений, исходя из задач дошкольного образования в данном виде деятельности, подобрать диагностические задания для организации мониторинга.

Целью статьи является подбор критериев, показателей и диагностических заданий для изучения уровня развития патриотических чувств у старших дошкольников.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе практически отсутствуют методические разработки, в которых выделены критерии и показатели, а также представлены диагностические задания для определения уровней сформированности патриотических чувств стерших дошкольников, которые отвечали бы требованиям задач современных программ дошкольного образования в области патриотического воспитания дошкольников.

Анализ исследований.

Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей (таблица 1).

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Название программы

Задачи работы

 на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине;

 закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;

 воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

 развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства;

 способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств;

 развитию этнической идентичности ребенка.

 формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;

 знакомство детей с былинными и современными за щитниками Родины, их качествами, внешним обликом.

 создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

 способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);

 формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Таким образом, несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к:

 развивать представления о родном городе и стране;

 формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

 способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).

Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.

1. Когнитивный критерий, с показателями:

 наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;

 наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов).

2. Мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями:

 способность к аргументированному суждению, оценке;

 умение выразить свое отношение к объектам.

3. Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:

 уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Контрольные задания по каждому критерию включают в себя:

Когнитивный критерий. Задание «Родной город».

Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: беседы, занятия, экскурсии.

Оборудование: развивающая игра «где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями, фишки.

Методы: беседа, игра, запись ответов детей.

Ход: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать памятник и обозначить его фишкой на карте.

Мировоззренческо-ценностный критерий. Задание «Государственная символика»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города.

Материалы: герб, флаг РФ и Севастополя.

Ребенку предлагается рассмотреть предложенные символы города и государства, назвать их, дать им характеристику, объяснить символику.

Мотивационно-потребностный критерий. Задание. «Нравственно-патриотическое отношение»

Цель: определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос. Способность мыслить свободно.

Методы: беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:

— Какие достопримечательности вы хотели бы посетить вместе с родителями в городе Севастополе?

Что интересное о родном городе ты видел, посещая музеи нашего города?

Исходя из ответов детей по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном городе у старших дошкольников:

Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и Севастополя, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и Севастополя. Проявляет интерес.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребёнок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограничен

Для диагностики уровней развития патриотических чувств старших дошкольников были подобраны две группы детей 5–6 лет по 25 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБДОУ детский сад № 128 комбинированного вида города Севастополя.

Анализ результатов проведенного исследования по всем заданиям приведен в таблице 2. На диаграмме рисунка 1 отображены итоговые результаты проведенного исследования.

Результаты изучения уровней развития патриотических чувств старших дошкольников

источник