Меню Рубрики

Анализ кукольных спектаклей для детей

Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста

Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем. Малыши нередко бояться Деда Мороза, Медведя и других персонажей в исполнении актеров на сцене театров, но с удовольствием играют игрушками, изображающими их маленького размера Привыкшие к небольшим размерам игрушек, не пугаются волка или Бабы Яги, даже грозят пальчиками и прогоняют. Поэтому кукольный театр для маленьких имеет даже некоторые преимущества перед театром, в котором выступают артисты-люди. Он давно стал необходимой составляющей в жизни нашего детского сада №49 «Почемучки».

Каково же значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста?

  • Наш кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ: кукла, живописно-декоративное оформление, песня, музыкальное сопровождение.
  • Профессиональное использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания. Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
  • Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы, отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия, показать слезы и смех и образ современной жизни.
  • Такую большую радость доставляют детям музыкальный руководитель, воспитатели, родители, детского сада «Почемучки» применяя кукольный театр. Это поучительно и интересно, ярко и содержательно.
  • Кукольный театр, по своей природе близок и понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене нашего театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда же «ожившие» куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На глазах у маленьких зрителей кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно для малышей.
  • Музыка важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят и знают дети. Музыка оформляет, дает объем и харизму спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах.
  • С помощью музыкального фона малыши слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Этим способом мы приоткрываем мир музыки и учим различать голоса музыкальных инструментов, музыкальные жанры. Знакомим с понятиями: оркестр, ансамбль, соло артиста, оперное пение, развивая познавательную сферу детей.

В своем детском саду сами изготавливаем и применяем кукол в работе с детьми следующие виды кукольного театра:

  • театр картинок
  • фланелеграф
  • настольный театр
  • театр коробочек или шариков
  • театр пальчиков
  • театр рукавичек
  • театр игрушек
  • театр Би-ба-бо
  • театр марионеток

O Театр картинок, фланелеграф и настольный театр — он наиболее прост в изготовлении и показе. Такой театр малыши могут нарисовать и вырезать сами. Они будут изображать картинки, силуэты и придумывать к ним свои рассказы. Здесь все плоское и куклы и декорации, фланелеграф — показывают на специальной доске (покрытой фланелью), настольный театр — на сцене-столе. Все доступно вырезается из бумаги или картона, выпиливается из фанеры.

Цель таких театров — внести разнообразие игры в группах, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, то, что сделано своими руками. Игры с фланелеграфом развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.

O Театр игрушек — все объемное. Игрушки используются обычные детские купленные в магазине, плюс для показа могут понадобиться различные вещи: посуда, корзинка, кроватка. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает пространственное и образное видения детей. Содержание сценки должно быть предельно простым, без трудновыполнимых для игрушек движений и действий. Чтобы показать, что игрушка идет, передвигаем её медленно вперед, если бежит — быстрее. При показе следует спокойно сидеть перед зрителями, смотреть на действующую игрушку, не делать лишних движений и избегать ненужной мимики, чтобы не отвлекать внимание от происходящего на сцене, свободную руку не задерживать на столе, а сразу убирать её.

O Театр коробочек и шариков дети делают сами из готовых материалов: коробочки и шарики. Остается только нарисовать или приклеить — глазки, носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и туфельки. И то, что необходимо для маленькой сказки. Много интересного предложат сами дети во время работы.

O Театр пальчиков — маленькие мешочки, сшитые из ткани одетые на детские пальчики. Эти мешочки имеют элементы зверюшек и образ людей (фото).

O Театр рукавичек — детские рукавички и перчатки. Не нужно перегружать реальными деталями (фото).

O Театр Би-ба-бо — кукла одевается на руку, где указательный палец — это голова, а пальцы с право и с лева — это руки (фото). Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором — сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости — он прыгает, при испуге — дрожит, при удивлении — разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка «Игра в прятки», где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок — живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

O Театр марионеток — игрушка-марионетка, это игрушка у которой голова, руки и ноги привязаны к ниточкам, а ниточки на палочках. Игрушка ходит по полу, управление в ваших руках на палочках. У такого персонажа в движении все части тела — он прыгает, бегает за мячиком, ходит, приседает, но не берет в руки ничего.

Чтобы кукольные спектакли были профессионально яркими, мы взрослые сначала сами учимся владеть театральными куклами.

Сценой нашего театра является ширма. На ней происходит действие кукол, с декорациями. За ширмой находятся кукловоды их куклы с атрибутами для показа спектакля.

Вот, как это происходит у нас в детском саду.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

1 ЭТАП.

  • Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.
  • Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

2 ЭТАП.

  • Далее учимся выводить куклу из-за ширмы и двигать ею.
  • Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время «жить», что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.
  • Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы — значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь — с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.
  • Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

3 ЭТАП.

  • Добавляем к движениям — голос, один из важных моментов.
  • Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

4 ЭТАП.

  • Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.
  • В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла , которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.
  • Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

5 ЭТАП.

  • Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.
  • Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.
  • Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.
  • Когда нужно показать — лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому воспитанию.

В 2007-2008 учебном году мы показали нашим юным зрителям следующие спектакли:

Месяц Спектакли Приложения
1 Сентябрь «Путешествие в лесную аптеку» (ОБЖ )
» Почему морковку — морковкой назвали»
№1
2 Октябрь «Трудолюбивая курочка»
«Мужик и медведь»
№2

№3

3 Ноябрь «Часы с кукушкой»
«Как Собака друга искала» №4 4 Декабрь «Новогодняя елка»
«Два Мороза» 5 Январь «Снегурочка»
«Прыг, Шмыг и Голосистое горлышко» №5 6 Февраль «Хрюша обижается»
«Петушок и бобовое зернышко» 7 Март «Проделки Бабы Яги»
«Колечко» №6 8 Апрель «Жадина»
«Лисица — ученица» №7

№8

9 Май «На лесном перекрестке» (ОБЖ )
«Репка и Коза — дереза»

Далее по той же методике мы учим владеть куклой наших воспитанников.

Для этого у нас есть куклы на детскую ручку, а воспитатели знакомят детей с элементарными движениями кукол, которые уже освоены ими сами. Рассказывают о множестве детских театров и знакомят детей с ними, учат играть в них.

Но сначала нашим малышам мы объясняем новые слова, употребляемые в театре:

  • сцена
  • ширма
  • зрители
  • аплодисменты
  • декорации
  • освещение
  • кулисы
  • занавес
  • афиша
  • билеты
  • зрительный зал
  • кукловоды
  • спектакль

Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление. Это обязывает коллектив взрослых провести спектакль с достижением всех поставленных перед собой целей.

Обычно просмотр спектакля вызывает у наших детей желание самим устроить кукольный театр и самим показывать. Что они и делают, придя из зала в свою группу. Пользуются они, как правило, своими игрушками. Обычная игрушка может только выйти на сцену, перейти с места на место, но не может двигать руками, головой, туловищем; ею нельзя делать то, что хочется маленькому кукловоду. Очень быстро находятся и зрители. Дети — актеры с большим желанием, увлечением, с творческой фантазией и выдумкой учатся водить кукол.

Мы не перебиваем малышей во время репетиции спектакля, не поправляем их, т.к. они сосредоточены на своих игрушках: пусть они играют, фантазируют, как им хочется, используя предложенный ими сюжет, может быть интереснее и ближе детям. Через куклу, её поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. В условия работы детского сада мы не создаем больших, сложных спектаклей, который по силам профессиональным театрам — это ненужно. Мы ставим маленькие сказки, небольшие сценки на ширме, но эти показы проводятся систематически и при этом используются все виды кукольного театра. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых.

Дети старших групп, научившиеся пользоваться куклами, ставят коротенькие спектакли для малышей. В этом году наши юные кукловоды представили на суд маленьких зрителей следующие сказки: » Почему морковку морковкой назвали», «Зернышко», «Муха-цокотуха», » Шкатулка Деда Мороза», «Курочка Ряба на новый лад» «Глупый мышонок», «Лесная школа».

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, на сколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Мы стараемся проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забываем, что кукольный театр — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству, к творению.

Читайте также:  Биохимический анализ у детей показатели

В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.

источник

Зайтуна Азнаева
Анализ работы по театрализованной деятельности «Театр и мы»

Не бойся сказки, бойся лжи,

А сказка…сказка не обманет

На свете правды больше станет…

Игры- драматизации, инсценировки, театральные представления является серьезным подспорьем при изучении речевого развития, служат стимулом к овладению речью, развивает навыки усвоение новых знаний.

Театрализованные представления- одна из форм сказкатерапия, основными задачами которого являются социализация ребенка, помощь в адаптации к окружающей среде, развитие речевых навыков, воспитание уверенности в себе,развитие фантазии, творчества, памяти, внимания.

Театрализованная деятельность помогает детям побольше сблизиться с персонажами сказки, пережить их победы и поражения, радость и счастья.

В 2013 — 2014 учебном году мы включили в годовой план изучение раздела театрализованная деятельность и использование его в работе с детьми.

Целью нашей работы было помочь воспитаннику преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, учить познавать мир не только умом, но и сердцем и выражать свое отношение к добру и злу. В феврале месяце 2014 года для наших пап была подготовлена инсценировка сказки «Каша из топора». Далее сказка была продемонстрирована и для мам на праздник 8 Марта.

Продолжая работу по организации театрализованной деятельности, мы подготовили с детьми к празднику Урожая сказку «Репка»

Ни один утренник нашего детского сада не обходится без элементов театрализации. Очень большую помощь в данной работе нам оказывают наши уважаемые родители. Они помогают нас с шитьем костюмов, подготовкой атрибутов, готовят детям поощрительные призы. За такую поддержку мы хотим выразить нашим родителям особую благодарность.

6 декабря 2014 года в нашем детском саду прошел семинар для воспитателей национального методического объединения. Тема семинара было «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

В план проведения семинара была включена организация выставки атрибутов театрализованной деятельности. Воспитатели творчески относились к этой работе, представили очень много материала.

В программу семинара входил просмотр театрализованной деятельности детей в детском саду с. Аючево. Мы подготовили и инсценировали сказку «Теремок». Выступление детей очень понравилось участникам семинара. Эту сказку дети показали 24 декабря родителям на родительском собрании. Выступление детей вызвал радостный восторг у родителей. 3 января 2015г. в Доме культуры с. Аючево дети еще раз показали сказку «Теремок. Жителям села очень понравилось выступление детей. Это вдохновило нас и наших воспитанников на дальнейшее развитие своих способностей и таланта.

Сценарий сказки с самого начала был разработан и переделан воспитателями на новый лад. Речь звучала в стихотворной форме. Все реплики зарифмованы с целью облегчить процесс запоминания. В ходе репетиций у воспитателей появилась возможность в живой обстановке довести до ребенка, необходимые для учебного процесса навыки (коррекция произношения, работа над интонацией, лексикой)- возможность, который он зачастую лишен на обычном занятии из-за ограничении во времени. Воспитатели сумели добавить по своему усмотрению лексические и грамматические элементы, которые в игровой форме усваиваются значительно легче и быстрее. Нужно отметить, что в ходе репетиций дети непроизвольно запоминали не только свои роли, но и реплики своих товарищей.

Таким образом, такой подход к обучению и развитию речи активизирует даже самых невнимательных и малоактивных детей.

Инсценировка была написана с учетом возрастных и психологических способностей старшего дошкольного возраста. Основными действующими лицами были дети в образе знакомых сказочных персонажей. Они с удовольствием вошли в роль и каждый ребенок был неподражаемо похож на сказочных героев. У ребят было столько радостных эмоций, им очень нравилось быть похожими на героев сказки.

Сказка на примере своих героев воспитывает в детях доброту, терпимость, гуманное отношение к окружающим, любовь к лесным жителям, помогает осознать, что ничего не дается легко. А самое главное дети выступали на своем родном башкирском языке. Особенно радует наших родителей, сельчан, что мы не даем забывать свой родной башкирский язык. За что они благодарны нам.

МБДОУ детский сад с. Аючево

Духовно — нравственное воспитание посредством сказки. Из опыта работы В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому.

Краткосрочный творческий проект «Сундучок с бабушкиными сказками» Автор: Денибекова Юлия Николаевна Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик Актуальность «Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет.

источник

АНАЛИЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макуриной Татьяны Ивановны

1.Наименование объединения: детское объединение театр кукол «Шалунишки» п.д.о. Макурина Т.И.

2.Педагогическая нагрузка : 20 часов

3. Количество групп, количество обучающихся в них детей, год обучения: 5 групп

Основная цель, которая ставилась перед объединением, была:

формирование основ высоконравственной личности, способной к саморазвитию, создавая условия для развития духовно – нравственных и эстетических основ личности ребёнка, его творческих способностей через приобщение к искусству кукольного театра.

Задачи, которые необходимо было решить:

1. Активизировать интерес к искусству театра, к разным его видам.

2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие и т.д.

3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектаклях.

4. Воспитывать эстетический, художественный вкус.

1. Обучать детей правилам кукловождения.

2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях с куклой.

4. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен. Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, воображение, познавательные процессы.

2. Снимать мышечные зажимы, скованность.

3. Развивать мелкую моторику руки.

4. Развивать речь и коммуникативные навыки.

Образовательная программа театра кукол «Шалунишки» предусматривает трехгодичный курс обучения и рассчитана на детей 7 — 14 лет. Данный возраст характеризуется как время овладения самостоятельными формами работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности.

По итогам года цель и все поставленные задачи были выполнены. У учащихся хорошо развита эмоциональная сфера, продолжено формирование личности воспитанника, его гражданственной позиции, толерантности, развита самостоятельность, есть познавательный интерес, выработаны навыки самооценки и самоконтроля.

В группу первого года обучения пришли дети, не имеющие специальных умений и навыков в театрализованной деятельности. Поэтому, приходилось знакомить детей с самыми простейшими способами изготовления кукол, способами их управления, самыми простыми этюдами и сказками. Вначале познакомила детей с правилами поведения на кружке, правилами техники безопасности, правилами пожарной безопасности (проведение инструктажей).

Все занятия проводила в игровой форме, то есть, занятия – путешествия, в которые включала викторины, пальчиковые, словесные и эмоциональные игры, загадки, игры на развитые фантазии и творческих способностей и др. Детям такие занятия очень нравились и они с большим интересом вспоминали предыдущее занятие, игры и просили их поиграть еще. Такие занятия помогают детям легко запоминать новый материал и лучше его усваивают.

Все занятия в детском объединении проводились, опираясь на календарно- тематический план, составленный при разработке авторской программы.

Дети научились: элементарным приемам вождения кукол и способам управления ими. Воспитанники знают, что такое театр, его разновидности, основные театральные понятия (сцена, ширма, декорации, бутафории, и др.). Познакомились с секретами сценического мастерства. Некоторые дети умеют, эмоционально изменяя силу голоса передавать образ персонажа. Дети научились с помощью педагога придумывать небольшие рассказы, давать им название. Могут с помощью мимики передавать эмоциональное состояние героев небольших произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и тд.) Но не умеют самостоятельно выбрать роль, которая им подходит. Каждый хочет играть того персонажа, который больше понравился, а не того, которого может в силу своих возможностей обыграть. Самостоятельно могут показать небольшую сценку, сказку.

4. Повышение квалификации (обучение по чекам, мастер – классы, семинары.) 1.Прошла аттестацию- подтверждение на высшую категорию.

5. Учебно-методическая работа:

1.Проведено открытое занятие в ШРР «Мозаика».

2.Приняла участие в Окружном фестивале профессий СОШ№1(жюри)

3.Приняла участие во Всероссийском конкурсе «Саровский учитель».

4.Приняла участие в Окружном семинаре на базе «Ресурсный центр» по теме :из опыта работы «Долгосрочный проект общественной значимости».

5.Являлась экспертом в районном конкурсе «Ярмарка методических инноваций».

6.Работа с детским коллективом.

1.Праздник «Покров – батюшка» выступление в Музее со сказкой «Как кот Воеводою был»

2.Познавательная игра «Дружба –это я и ты»проведенная воспитанниками и педагогом д.о.«Шалунишки» в ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»с. Большая Глушица

3. День пожилого человека « ЦСО»- Сценка «Две бабушки», «Никитична….»

4. День Матери. «Пансионат ВОВ» -сказка «Колобок», «Две бабушки»

5. ДДТ – проведены беседы «Будьте вежливы», «ПДД», «Пожарная безопасность», «Правила техники безопасности» «Внимание – дети!»

Беседы по здоровье сберегающему образу жизни:

-вредные, полезные продукты.

6. ДДТ- Весенняя неделя добра. «Наша дружная семья»

7.ДДТ- мероприятие, посвященное дню участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф, 30-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС.

7. Участие в областных, Всероссийских и Международных соревнованиях, смотрах, конкурсах:

1.Районный конкурс чтецов — Тараканова Катя – участие

2.Районный конкурс рисунков «Родная Глубинка» Кропотов Дима – 2место

3.Районный конкурс рисунков к 50-летию выход в космос Коледина Саша — участие.

4.Окружной конкурс рисунков для детей с ОВЗ «Мой этот мир» Родионова Яна — 2 место .

5. Областной конкурс рисунков «Красота Божьего мира» — участие

6. Областной конкурс рисунков «Любимое животное» Тараканова Катя- участие , Каледина Саша- 3 место

7.Всероссийский конкурс «Узна-вайка» — 1 место

8.Психолого-педагогическая диагностика : В детском объединении, проводились диагностические исследования методика рисования рисункатест – презентация по сказкам а так же:

1.Анкетирование «Твое самочувствие в детском объединении».

2. Промежуточная аттестация результативности образовательной программы первого, второго, и третьего года обучения.

3.Итоговая аттестация первого, второго года обучения, тестирование третьего года обучения.

1.Родительское собрание первого года обучения «Давайте познакомимся».

2. Концерт посвященный к «Дню Матери».

3. Мероприятие «Наша дружная семья» посвященное «Весенней недели добра».

Вывод: Подводя итог проделанной работы за год, можно сделать вывод, что она дала положительные результаты, поставленные задачи были выполнены. Дети не теряют свободное время зря, их досуг содержателен и интересен. Деятельность кукольного театра наложила отпечаток на их поведение. Хорошая дикция, уверенность перед большой аудиторией, творческая активность, целеустремленность, жизнерадостность. Дети многому научились, с большим удовольствием посещали кружок и с нетерпением ждали выступлений, где хотели показать свои умения. На будущий 2016-2017 учебный год, планирую больше внимания уделять развитию эмоциональной насыщенности голосов героев, развитию артистических способностей. Запланировать выступление детей в детских садах. Наладить взаимодействие с педагогами дополнительного образования других кружков для совместного изготовления кукол для театра.

источник

Марина Горбатенкова
Самоанализ конкурсного театрализованного занятия «Колобок в гостях у ребят» (старшая группа)

Тип занятия: доминантное (доминирующим видом деятельности является театрализованная деятельность);

Вид занятия: подгрупповое;

Тема занятия: «Колобок в гостях у ребят»;

Цель занятия: Создание условий для активного общения детей с театральными куклами и друг другом;

• Ознакомление с настольным кукольным театром;

• Помогать детям в освоении выразительных средств языка;

• Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности;

• Воспитание дружелюбного и отношения к куклам и друг другу.

В основе построения непосредственно образовательной деятельности лежит игровая технология, которая включает творческую активность:

1. Мотивацию к деятельности;

2. Механизм осуществления деятельности;

3. Анализ результата деятельности;

В качестве средства для мотивации детей к игровой деятельности я использовала игрушку Колобок и появление Феи кукольного театра. Это позволило мне не только вызвать интерес к предстоящей деятельности, но и поддерживать его на протяжении всего занятия. Игровые приёмы не столько развлекали детей, сколько обеспечивали эмоциональную активность и при этом помогали достигать развивающих и обучающих результатов деятельности.

Использовала проблемные ситуации: обратилась к детям с просьбой помочь определить настроение у Колобка и почему? Я предложила детям придумать новое окончание к сказке «Колобок». Мною использовались информационно – коммуникационные технологии, что позволило наиболее полно донести до детей эмоциональное состояние персонажа. Использование наглядности, в том числе современной (изображение Колобка на экране). Продуманность размещения оборудования, его разнообразие, смена видов деятельности – всё это поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

• Для лучшего усвоения программного материала я продумала оформление и атрибуты для игры, расположив их наиболее удобно для детей. Это стол для планшетного кукольного театра, планшетные куклы;

• Дети постоянно перемещались в пространстве помещения;

• Для развития образного мышления и воображения использовалось музыкальное сопровождение: исполненная мною песня «Колобок» повеселила детей, помогла создать непринужденную доверительную обстановку в начале занятия; музыка сопровождала детей при выполнении ритмопластических упражнений; во время игр с куклами; «Полька-Анна» Иоганна Штрауса помогла детям почувствовать настроение и дух бала; звуковые эффекты усилили ощущение необычности сказочности происходящего.

Структура занятия предусматривала несколько блоков заданий, а именно:

На занятии использовались следующие методы:

Словесные методы были использованы неоднократно:

• при создании игровой мотивации «В гости к Фее кукольного театра»;

• придумывание нового окончания сказки.

Так как дети были очень увлеклись игрой с куклами (особенно в момент, когда собирали кукол на бал, я посчитала целесообразным давать более четкие и краткие словесные указания.

Наглядные методы использовались в следующем моменте: показ фотографий Колобка. Данный метод был направлен на детей, которые воспринимают информацию с помощью зрительных анализаторов.

Практические методы Выполнение творческих заданий: упражнение для пластики рук, бальный танец.

Метод обучения самостоятельной деятельности применялся во время игры с куклами на планшете, а так же во время кукольного бала.

Метод оценивания действий других детей. Дети были поделены на две подгруппы: кукловоды и зрители.

На занятии использовались и методы стимулирования, итог подводился после каждой части занятия, в виде одобрения, похвалы.

— Для привлечения и сосредоточения внимания детей использовался приём «Музыкальный сигнал» («Бой часов»);

— Приём обеспечения эмоциональности, интереса детей: использование персонажей, просьбы к детям «улыбнулись друг другу», «поблагодарите аплодисментами»;

— Приём активизации самостоятельного мышления детей: создание проблемных ситуаций.

Индивидуальная помощь оказывалась только детям, нуждающимся в этом.

Длительность занятия 24 минуты, что соответствует нормам Сан Пина.

• Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи

были успешно выполнены, так как они соответствовали возрасту детей:

— дети ознакомились новым для них видом кукольного театра,

— осваивали способы управления планшетными куклами,

— учились взаимодействовать друг с другом.

Сегодня мы увидели, что ребёнок из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в субъект деятельности», целенаправленно реализующего свою творческую активность в форме театрализованной деятельности.

• Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

• Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнение задания.

• Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.

• На занятии создана непринужденная, доверительная обстановка;

• Дети порадовали меня тем, что доброта детской души отразилась в их ответах в описать настроение Колобка.

• Ребята с удовольствием погрузились в игру с куклами: (даже мальчики с удовольствием наряжали кукол)

• Созданная мною игровая ситуация вынуждала их к тесному сотрудничеству.

• Использование наглядности, продуманность размещения оборудования и его разнообразие, смена видов деятельности, всё это повышало внимание детей, поддерживало интерес и предупреждало утомляемость, развивало коммуникативные навыки.

Наряду с положительными моментами имеются и недостатки

В силу психологических особенностей не все дети смогли в полной мере раскрыться для общения. Возможно, для того, чтобы найти заветный ключик к сердцу этих детей потребовалось бы немного больше времени.

Активнее побуждать детей к взаимодействию между собой, речевому сопровождению своей деятельности.

Уделять внимание обобщению ответов детей.

Стимулировать внешнюю и внутреннюю активность для формирования новых знаний.

Читайте также:  Биохимия анализ расшифровка у детей

В целом хочу отметить, что занятие удалось, поставленные задачи выполнены, о чём свидетельствует выполнение заключительного задания.

По рефлексии детей в конце занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, они имеют желание в будущем играть в кукольный театр.

У китайского народа есть изречение: «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом была основана технология данной деятельности.

Кружковая работа по театрализованной деятельности «Много сказок есть на свете, и везде их любят дети» Создание «семейного» разновозрастного театра: детский «Капитошка» и взрослый «Чародеи». Сотрудничество с кукольным театром «Сказка» города.

Театрализованное занятие для детей старшей группы «Колобок в гостях у ребят» Цель: Создание условий для активного общения детей с театральными куклами и друг другом. Задачи: • Ознакомить детей с настольным кукольным.

источник

Независимое действие интеллектуализации воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. Влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Результат педагогического исследования о влиянии театра кукол на детей в возрасте 4-5 лет.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

педагогический театр кукла дети

1. История и функции театра

1.1 Возникновение и история развития театра

1.2 «Влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста»

2. Способы и результат педагогического исследования о влиянии театра кукол на детей в возрасте 4-5 лет

2.1 Педагогические сведения об экспериментальной группе (дошкольники средняя секция 4-5 лет)

2.2 Методика разработки. Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент Контрольный эксперимент

Исследовательская работа проходила в три этапа

Театральные игры для детей — школа морального воспитания и развитие внутренней культуры. Театральные постановки способствуют не только творческому развитию, но и прививают навыки простого человеческого общения, также улучают память и развивают внимательность. А самое главное — это интересно ребенку.


Цель исследования: путем анализа не только теоретических аспектов, но опираясь на практические исследования, показать значимость и влияние кукольного театра на всестороннее развитие детей.


Структура работы — исследование направлено на изменение представлений детей, их поведения. А основным критерием курсового проекта является то, что наша работа проводится на практических исследованиях, а теоретические данные — лишь подтверждение доказательств.


Форма и размер театральных кукол чаще всего зависят от национальной или религиозной принадлежности драматургической цели.


Кукольный театр существует еще с языческих времен. Кукол использовали в языческих обрядах, которые олицетворяли богов, людей, жрецов.


В 16 в. до н. э. Древний Египет оставил след в истории кукольного театра — мистерию об Осирисе и Исиде. http://www.nеwа сrоpоl.ru/Аlеxаndriа/ сivilizаtiоn/еgypt/simvоlikа-bоgоv/оsiris_isidа/


На современном этапе своего развития театр кукол чаще являют собой постановочное взаимодействие кукловодов с куклами (актеры не скрывают от зрителя своего присутствия). В прошлом веке основу данному действию положил С. В. Образцов в миниатюре, где принимали участие следующие герои: малыш Тяпа и его папа. Но практически эти взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размытию грани между кукольным и обычным видами театрального представления. Опытные актеры-кукловоды всё же настаивают не выдавать присутствие человека, а использовать скрытость наличия кукольника и оставаться за кадром, так как в основе кукольного театра остаются куклы.


Разнообразие форм постановок в театре кукол определяется разновидностью кукол и их методов управления. Существуют различные виды кукол: марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут быть размерами от нескольких сантиметров до 2-3 метров.


Форма и размер куклы зачастую зависит от национальных или религиозных традиций страны, задачи которых поставлены перед организаторами постановки.


Тантамареска — голова актера — это тело куклы. Для управления этой куклы могут быть задействованы несколько актеров.


Создавать у ребенка культуру деятельности — означает формировать у него способность содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привыкает доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. http://www.kаzеdu.kz/rеfеrаt/192248


Ежедневно дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь, соблюдать правила гигиены. Во всех этих обстоятельствах дети не только почти овладевают различнообразнымими навыками и умениями, но и штудируют определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Не каждый ребенок с легкостью поддается данным требованиям. http://ds55. сеntеrstаrt.ru/sitеs/ds55. сеntеrstаrt.ru/filеs/vоspitаniе_kultury_pоvеdеniyа_u_dоshkоlnikоv.dо с


Родители обязаны с раннего детства развивать у своего ребенка чувство вежливости, отзывчивости. Театральные постановки нередко способствуют развитию данных качеств, путем разыгранных определенных жизненных ситуаций. Ребенок должен понимать, что он растет в обществе, и что оказанная услуга или помощь может оказаться взаимной.


Некоторые педагоги в средних группах, недостаточно внимания обращают на образование у дошкольников опыта и навыков нахождения в быту. Регулярно, приводя в пример, конкретные ситуации воспитатель может объяснять ребенку всю важность и необходимость в соблюдении правил: каждой вещи свое место. Также не все дети понимают важность в гигиене: помыть руки после прогулки, почистить зубы утром и перед сном. Если ребенку показать театральное представление кукол, например, «Мойдодыр», то ему будет не только интересно, но и понятно для чего все же необходимо соблюдать правила гигиены. Дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, не хотят слышать наставления взрослых, а театральные постановки привлекают детское внимание. И чаще всего, дошкольники запоминают фразы из сказок и мультфильмов.


Культура приема пищи также необходима ребенку, как и умение, вымыть руки. Дети должны понимать, что баловство за столом — не приемлемо.


Театральные постановки способствуют развитию творческих способностей у детей, дисциплинированности, развитию памяти, усидчивости.


В итоге основным тезисом в воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста — это воспитание его в обществе и наоборот. Прививая, а затем, развивая у детей начало коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.


Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театрализованная игра и игра ребенка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в какой каждый видит ее и в какой способен ее выразить. Анализ роли театра в формировании художественной культуры человека показал, что, например дети интересующиеся театром, чаще имели более высокий художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус — важный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что специально проведенное исследование роли искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности детей подтвердило развивающую роль искусства, а это, в свою очередь, позволило предположить о существовании и возможности такого воздействия на дошкольника.


Театральное художество близко и ясно детям, так как в основе театра лежит игра. Прививая, а потом, развивая у дошкольников правило коллективизма: совместно и все вместе играться и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, оказывать взаимное содействие, быть дисциплинированным. Театрализованная игра и игра ребенка исходит из одной и той же условности, и фокусируют в себе действительность в той самой степени, в которой любой наблюдает ее и в какой способен ее выразить. http://www.krugоsvеt.ru/еn с/kulturа_i_оbrаzоvаniе/tеаtr_i_kinо/KUKОLNI_TЕАTR.html Анализ участия театра в формировании художественной культуры человека показал, что, к примеру, дети интересующиеся театром, чаще имели самые высочайший художественный вкус, чем те, которые были далеки от театра. Развитой же художественный вкус — существенный показатель эстетической воспитанности человека. Существенно то, что умышленно проведенный анализ участия искусства в формировании интеллекта и творческого потенциала личности деток подтвердило развивающее участие искусства, а это, в свою очередь, позволило предположить о существовании и способности того воздействия на дошкольника.


Тематика и тема театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена во всякой сказке, литературном произведении и обязана установить пространство в импровизированных постановках. Это согласие, нюх, доброта, честность, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок затевает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к таковой идентификации и разрешает через образы театрализованной постановки оказывать давление на ребенка.


Самостоятельное разыгрывание участия детьми разрешает формировать опыт нравственного поведения. Воспитательные способности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и умеет удовлетворить всевозможные интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их вычислять, анализировать, делать выводы и обобщения.


В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, личных выражений постепенно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая цивилизация речи. Исполняемое участие, особо вступление в диалог с иным персонажем, ставит перед ребенком необходимость ясно изъясняться.


Соответственно, театрализованная деятельность разрешает улаживать почти все педагогические задачи, относящиеся развития выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. http://nspоrtаl.ru/dеtskii-sаd/rаznое/dоklаd Она тоже является неисчерпаемым ключом формирования чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, присовокупляет его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).


2. Способы и результат педагогического исследования о влиянии театра кукол на детей в возрасте 4-5 лет


Она охватывает творческую деятельность детей, как общую с воспитателем (2 раза в неделю), так и самостоятельную.


Развивают эту дееспособность упражнения и этюды на сценическое извинение (знание разъяснить всякую свою позу либо действие нафантазированными факторами — предлагаемыми жизненными обстоятельствами). Тем самым в процессе работы увеличивается речевая энергичность ребенка.


Темы для таковых маленьких спектаклей (этюдов) недалеки и понятны детям (Размолвка, Оскорбление, Встреча). Знание знаться с людьми в разных обстановках развивают этюды на воспитанное поведение (Знакомство, Просьба, Признательность, Угощение, Беседа сообразно телефону, Успокоение, Пожелания и пожелания). С поддержкой мимики и жестов разыгрываются этюды на главные эмоции (Удовлетворенность, Ярость, Печаль, Изумление, Антипатия, Ужас).


Если этюды разыгрываются сообразно басням, сначала нужно найти нрав богатыря (бездеятельный, либо пугливый, хороший, либо сердитый, глуповатый либо разумный) и сконструировать его речевую характеристику. Любой фантастический персонаж владеет своим стилем произношения, который имеет место быть в разговорах и делает их живыми и натуральными.


Служба над этюдами развивает почти все свойства, в том числе знание делать в критериях вымысла и знаться, реагируя на поведение напарника.


Этот раздел сводит игры и упражнения, направленные на формирование дыхания и свободы речевого аппарата, знание обладать верной артикуляцией, точной дикцией, различной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда еще включаются игры с одним словом, развивающие связную стиль, творческую выдумку, знание придумывать малые рассказы и басни, выбирать простые рифмы.


Творение спектакля с дошкольниками — чрезвычайно интересное и полезное рукоделие. Общая творческая активность привлекает в процесс постановки даже мало функциональных детей, подталкивая их увеличивать речевую энергичность, справляться с трудностями в общении.


Как главенство, материалом для сценического воплощения служат басни. Российские народные басни несут в себе активизирующее действие, как на речевую активность, так и эмоциональную сферу ребенка.


Лексико-образная тенденция, так как сформировывает языковую культуру личности, инициирует и развивает внутреннюю слухоречевую память малыша. При слушании и чтении сказок проистекает интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации — развитие речевой культуры. Развиваются главные языковые функции — экспрессивная (вербально-образный составляющую речи) и коммуникативная (дееспособность к общению, осмысливанию, разговору). http://е-lеnа-kоrnеvа.nаrоd2.ru/еlеnаkоrnеvа/


Ребенок с наслаждением берет в руки персонажа кукольного театра и от его имени передает собственные мысли. С поддержкой куклы он может проявить и упорядочить личные треволнения. Кукла инициирует ребят на знание разговора, что служит стимулирующей причиной для развития диалогической речи.


Опосредуя с куклами взаимодействие с иными людьми, дети познают процесс общения с ровесниками. Выполняя роли персонажей с различными нравами, они примеривают на себя разные модели общественного поведения.


— формирующий этап, в ходе которого был подобран специальный цикл театрализованных игр, влияющих на развитие речи.


— контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное диагностирование развития речи старших дошкольников. http://www.bibliоfоnd.ru/viеw.аspx? >


В рамках информационно — методического обеспечения в методическом кабинете имеется следующая методическая литература:


В рамках материально-технического обеспечения воспитатель использует на занятиях технические средства:


В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется наглядный материал:


Наблюдение за речью детей показало: в собственной речи дети употребляют изредка сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. http://irgаli.nаrоd.ru/filеs/rus_lаng/slоj_prеdlоj1.htm Словарный резерв у большей части группы достаточно скуден, редко употребляются прилагательные, наречия. Проблемы с грамматическим строем речи. Речь прерывистая.


Анализ календарно-тематического плана показал, что при применении театрально-игровой деятельности отсутствует какая-либо система. Она употребляется в узком мнении, лишь как прочерчивание утренников и инсценировки сказок в театральную пятницу.


Анкетирование родителей выявило, что увлекаются обучением детей 100%, а занимаются регулярно развитием речи детей только 25% родителей. Остальные не достаточно уделяют время обучению детей и считают, что этим обязаны заниматься преподаватели — 33% родителей, а так же театрализованная активность не является средством развития речи, а служит для развлечения и поднятия настроения. (Приложение №1)


100% преподавателей считают нужным внедрение театрализовано-игровой деятельности в воспитательном процессе, но чувствуют трудности из-за невысокого уровня воспитанности и высокого численности иноязычных детей. А так же 67% педагогов жалуются на неимение поддержке со стороны родителей, даже время от времени в такой мелочи как разучивания роли. И еще одна из принципиальных проблем языковой барьер. (Приложение №2)


Вопросы диагностики речевого развития детей относятся к более сложным и малоизученным дилеммам, так как речь — непростая психическая функция, подверженная многофакторным воздействиям. Она опосредует остальные психические процессы, является инструментом знания, общения, самовыражения. Изучение уровня овладения детьми родным языком позволяет заполучить данные не только об их речевых возможностях, но и о психическом развитии в целом.


Целью констатирующего этапа являлась диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста.


Для своей диагностики мы избрали 2 поручения, в которых более обширно охватывают характеристики развития речи: пересказ текста и составления рассказа-описания.


Методика обследования видится в форме разговора, проводится с каждым ребёнком персонально, все итоги ответов ребёнка фиксировались. Протокол диагностики — приложение http://nspоrtаl.ru/vuz/psikhоlоgi сhеskiе-nаuki/librаry/mеtоdikа-prоvеdеniyа-psikhоlоgi сhеskоgо-оbslеdоvаniyа-dеtеi-s-zp .


Для исследования уровня развития речи детей используется способ «пересказа текста». Детям предлагается выслушать не большие по объёму неизвестные рассказ или сказку (Приложение 3).


Умение поочередно и точно основывать пересказ (основывается на базе сравнения пересказа со структурой текста)


Наличие или отсутствие подсказок преподавателя по ходу пересказа, надобность повторного чтения текста.


Каждый показатель оценивается раздельно. Высшая критика воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — верное воспроизведение; 1 балл — незначимые отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, долгих пауз, маленькое численность подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, повреждение структуры текста, скудость лексики, бессчетные паузы, необходимость в подсказках.


Таким образом, оценка 10 баллов подходит высочайшему уровню воспроизведения текста, выше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — невысокому уровню. (Приложение №4)


Чтобы верно поставить степень развития речи, подчеркнем оглавление главных уровней развития речи у детей 5 — 6 лет. (Приложение №5),


При этом оценивается способность без помощи других обрисовать игрушку, использование различных средств выразительности, умение самостоятельно выдумать содержание собственного рассказа. Каждое поручение оценивалось по двухбалльной системе (2 балла — если ребенок сам сумел описать игрушку и придумать игру, 1 балл при помощи наводящих в № 6.


Таким образом, на основе приведённых упражнений было проведено констатирующие тестирование. http://www.bibliоfоnd.ru/viеw.аspx? >


Исследовательская основа: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12». В исследовании приняло участие 12 детей в возрасте 5 — 6 лет. По времени исследовательская работа заняла 3 месяца. http://rudо сs.еxdаt. соm/dо сs/indеx-326631.html


1 ребёнок (8%) имеет высокий уровень развития речи. Для Полины Г. типично не плохое владение речевыми умениями; самостоятельность и предприимчивость в придумывании сказок, рассказов, недостает повторений рассказов других, используются различные средства выразительности; интерес к аргументации, подтверждению, обширное использование их в речи; инициативность в общении.


3 ребенка (25%) имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические оплошности, но исправляются самостоятельно при помощи взрослых и ровесников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.


8 детей (67%) имеют низкий уровень развития связной речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказе требуется содействие взрослого; пропускаются структурные составляющие повествовательного рассказа; в творческом рассказывании мало самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Уровень развития


На основании проведенных исследований мы сделали следующие выводы: у 67% детей отмечается значительное отставание в развитии речи.


Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию речи у дошкольников. Для повышения речевого развития детей мы в своей практической работе будем использовать театрально-игровую деятельность.


Цель данного этапа — работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности. http://rudо сs.еxdаt. соm/dо сs/indеx-326631.html


Был разработана стратегия обучений, которая содержит в себе театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления. (Приложение №7)


Для того чтобы наш творческий труд оказался успешным мы придерживались некоторых обязательных условий:


— Главным образом, это присутствие речевого примера — сказки, стихи, рассказы выражаются ключом яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.


— Расширяли детские суждения и развивали лексический запас наряду с содержанием литературного произведения. Работали над содержанием, фигурами сказки затем ее читали с целью усиления восприятия произведения, продумывания характеристик, личных качеств литературных героев:


— рассмотрение иллюстраций к сказке — подчеркивание особенностей внешнего вида, фрагментов костюма, расположение духа героя, средств, при помощи которых изображается настроение (поза, мимика и др.), о чем говорят персонажи, ситуация, в которой вершатся события;


— повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;


— пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;


* Целенаправленно использовали приемы активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников: http://www.bibliоfоnd.ru/viеw.аspx? >


— рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);


— упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» — зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);


— разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации — просьбы, вопроса, удивления, суждений и др. Например, дразнилка:


* Обсуждали с детьми критерий организации игры, а потом и делали анализ игрового поведения дошкольников — у кого сказочный персонаж получился лучше, кто не забывал слова и др.


а) действующие лица — дедушка и бабушка, Снегурушка, подружки, медведь, волк, лиса; ведущий произносит слова от автора;


б) действия персонажей: Снегурушка пошла в лес с подружками по ягоды, в. лесу стала собирать ягоды, отстала от своих подруг, прогуливалась, ходила и заблудилась, залезла на дерево, плакала и др.;


в) речевое оглавление сказки: монолог Снегурушки, беседа девочки с медведем, волком, лисой, разговор лисы с бабушкой и дедушкой, слова благодарности стариков лисе, когда их внучка благополучно возвратилась домой;


г) черта персонажей — девочка (ей чрезвычайно хотелось пойти в лес с подружками, в лесу потеряться очень легко, но девочка не смутилась, залезла на дерево, не доверилась медведю и волку — какая она — подозрительная, но поверила лисе, ей было в лесу очень одиноко и страшно)


Какая лиса в данной сказке? (совершенно не схожа на персонажи лисы в других сказках. Она пожалела девочку, не поленилась — отвезла её к бабушке и дедушке, не обманула Снегурушку, хорошая, заботливая, отзывчивая, сообразила, что девочке очень плохо.);


д) эмоциональное состояние героев сказки, модифицирование настроения по ходу развития событий: старики беспокоились, когда отпустили внучку в лес, горевали, когда девочка не вернулась с подружками, радовались в конце сказки. http://www.bibliоfоnd.ru/viеw.аspx? >


е) содержание разговоры, направленность на уточнение происходящих событий и приемы, инициирующие речевую активность дошкольников.


— Подружки волновались, стали звать Снегурушку. Давайте попробуем показать, как они ее звали? Сначала думали, что она еще где-то близко; «Ау, ау, Снегурушка!», потом стали звать громче.


— Давайте покажем, как причитала, плакала девочка, ей страшно было одной, не знала, как домой добраться. (Несколько детей исполняют монолог Снегурушки).


— Предложили медведь и волк довести девочку к дедушке с бабушкой, но почему она не решилась отправиться с ними домой?


— Вам лисонька нравится, покажите, как она стучалась в калитку, как разговаривала со стариками? А мы посмотрим, у кого лисонька получится лучше.


— Давайте подумаем, как менялось настроение у бабушки и дедушки в сказке? Какое у них было настроение, когда они отпустили Снегурушку в лес. А покажите, как старики радовались в конце сказки, какие слова они говорили лисичке, чем ее угощали?


В процессе обдумывания содержания сказки, действий героев, их переживаний ребенок мысленно содействует попавшим в беду, сочувствует персонажам и свои ощущения жаждет передать в речи, жестах, а упражнения в выразительности речи, воссоздании разговоров являются основой для наиболее вольного игрового поведения дошкольников.


Предложить поразмыслить — может ли сказка окончиться по-иному? Создавая, к примеру, образы мышат из украинской сказки «Колосок» либо медвежат из венгерской сказки «Два жадных медвежонка», дети остро переживают эмоциональное положение персонажей; они знают, что сказочные герои наказаны за скупость, уклонение поделиться, помогать друг другу и детям жаль данных героев.


Вначале любой ребенок отображает собственный план в рисунке, ведает о новых событиях в сказке, а потом совместно с воспитателем решают, какой вариант текста выберут для игры в первую очередь.


Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является действенное взаимодействие воспитателя с родителями. http://fеstivаl.1sеptеmbеr.ru/аrti сlеs/415193/ Именно в семейных критериях разрешено выкроить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С матерью можно слушать сказку в выполнении мастеров художественного чтения, разглядеть иллюстрации к литературному произведению, рассмотреть сказочный персонаж. Используя составляющие игры-драматизации, взрослые содействуют запоминанию сказок в стихах, формированию выразительности детской речи. Например, слова царицы из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина:


затем роли меняются. На первоначальных этапах ребенок заимствует интонационную окраску речи у взрослых.


Дети с удовольствием играли в игры типа «Угадай, из какой сказки герой?» (из какой я сказки, что ты знаешь обо мне).


Воспитатель подобрал литературный материал для обогащения детских представлений о сказочных персонажах, который могут использовать родители для разыгрывания со своим ребенком: это небольшие стихи —


Для работы над образом могут быть полезны загадки об одном и том же животном. http://fеstivаl.1sеptеmbеr.ru/аrti сlеs/415193/ В них обращается внимание на различные особенности внешнего вида, образа жизни, привычках, методах передвижения и др. Кроме того контент загадки, дискуссия признаков животного, сопоставление их с признаками других объектов, подтверждение отгадки позитивно воздействует на формирование различных сторон детской речи. Придерживаясь нужных условий, покажем занятие по применению театрализованной игры как средства развития речи у детей старшего дошкольного возраста (Приложение №9).


Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение театрально-игровой деятельности на занятиях с детьми содействует развитию звуковой культуры речи, грамматического строя родного языка, детского словаря, а так же разговора как формы социализированной (коммуникативной) речи.


Цель контрольного этапа — получения данных, подтверждающих либо опровергающих нашу гипотезу, обнаружение воздействия использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сопоставлению уровнем на момент констатирующего тестирования. С данной целью было проведено контрольное тестирование. Контрольное тестирование проводилось по той же способу, что и на констатирующем этапе. http://knоwlеdgе.аllbеst.ru/pеdаgоgi сs/3 с0b65625b2аd68b4 с53а89521306 с36_1.html


Проводя повторное диагностирование уровня развития речи после формирующего этапа, мы использовали виды заданий подобные первым, пересказ и рассказ-отображение.


Для пересказа мы брали рассказ «Братишка» В.Вересаев (Приложение №7). В итоге тестирования были получены последующие результаты. Протокол диагностического тестирования — Приложение №8.


25% детей имеют высокий уровень развития связанной речи. Для них типично хорошее владение речевыми умениями; самостоятельность и предприимчивость в придумывании сказок, рассказов, нет повторений рассказов других, употребляются различные средства выразительности; интерес к аргументации, доказательству, обширное использование их в речи; инициативность в общении.


50% детей имеют средний уровень развития речи. При пересказе эти дети допускают пропуски, логические оплошности, но исправляются самостоятельно при поддержке взрослых и ровесников; проявляют интерес к речевому общению, но нет активности.


25% детей имеют низкий уровень развития речи. Он допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при пересказе требуется содействие взрослого; пропускаются структурные составляющие повествовательного рассказа; в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Уровень развития Количество человек %


— стала более качественной звуковая культура речи (четкость произношения, интонационная выразительность и др.;


Дошкольники с легкостью научились пересказывать сказки, рассказы, с выражением читают стихи, в быту используют в своей речи привычные сказочные высказывания, пословицы и поговорки, знают много загадок; интересуются выполнением творческих заданий по изменению сюжета и образа художественного произведения.


В общем, по итогам практического эксперимента, мы сделали обобщающий вывод о том, что положительная динамика показателей развития речи у дошкольников имеет плюсовую тенденцию к увеличению, при использовании в воспитательно-педагогическом процессе приемов и методов театрализованной деятельности. То есть, мы доказали гипотезу, которая была нами выдвинута в начале нашего исследования. http://knоwlеdgе.аllbеst.ru/pеdаgоgi сs/3 с0b65625b2аd68b4 с53а89521306 с36_1.html


гипотеза: формирование детьми театральных постановок (что, само собой, развивает их творческие способности); практические навыки по осуществлению детской театрализованной деятельности.


Независимое действие интеллектуализации воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, которое исследуется в последнее время в области дошкольного воспитания, вместе с позитивным результатом, отрицательно повлиял на развитие эмоционального состояния ребенка: ухудшилась внимательность к развитию работоспособности его воображения и творчества. Решением этой проблемы является более широкое использование в педагогической сфере различных видов искусства, среди которых преимущество отдается театру и театрализованной деятельности.

1. Аникин В.А., Русская народная сказка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

Читайте также:  Биохимический анализ у детей до года

2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1978.

3. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Я., 1968.

4. Боголюбская М.К., Габенкина А.Л. Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1975.

5. Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.

6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. М.: Педагогика, 1981.

7. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок.М.: Педагогика, 1972.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С.-П., 1997.

9. Воспитание детей к игре. М.: Просвещение, 1983.

10.Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А. Марковой. М., 1979.

11. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. /под ред. Л.А. Парамоновой, О.С.Ушаковой, М., 1987.

12. Волков Б.С., Волкова Н.В. Меттоды изучения психики ребенка. М., 1994.

13. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 1992.

14. Дошкольникам о художниках детской книги: Книга для воспитателя детского сада. /Под ред. А.А. Афанасьева и др. М.: Просвещение, 1991.

15. Дьяконова Ю.И. Якутская сказка. Ленинград, 1990.

16. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1992.

17. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. М., 1989.

18. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1995 г.

19. Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. М., 1969.

20. Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. М., 1961.

21. Игрушки и пособия для детского сада /Под ред. В.М. Изгаршевой. М., 1992ж

22. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1984.

23. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. М.: Просвещение, 1971.

24. Капустина Р. Познавательная активность детей на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. 1986. №10.

25. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр — дошкольникам». М., «Просвещение», 1969. 144 с.

26. Караманенко Ю.Г.»Кукольный театр — дошкольникам» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. Изд..2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1973. 224 с.

28. Н.Н.Юрина «Первое знакомство с театром»: Практические советы педагога. М.: Школьная Пресса, 2005. 48 с.

29. http://ru.wikipеdiа.оrg/wiki/% СА%F3%ЕА%ЕЕ%ЕB%F С%ЕD%FB%Е9_%F2%Е5%Е0%F2%F0.

30. http://www.nеwа сrоpоl.ru/Аlеxаndriа/ сivilizаtiоn/еgypt/simvоlikа-bоgоv/оsiris_isidа/.

31. http://www.bulgаkоv.ru/rеаd/tvоr сhеskое_rаzvitiе_dоshkоlnikоv/sеmеynyy_tеаtr_v_dеtskоm_sаdu_mеtоdi сhеskое_pоsоbiе/.

32. http://www.idо.rudn.ru/psy сhоlоgy/pеdаgоgi саl_psy сhоlоgy/2.html.

33. http://tеhnоlоgstp.u соz. соm/lоаd/еhkspеrimеnt_i_еgо_vidy/1-1-0-35.

34. http://www.psy сhоlоgоs.ru/Формирующий_эксперимент.

Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс. Сравнительное исследование агрессии у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [376,0 K], добавлен 14.11.2013

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

курсовая работа [38,1 K], добавлен 06.01.2011

Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

дипломная работа [47,4 K], добавлен 26.08.2011

Психологические особенности детей дошкольного возраста. Специфика формирования правосознания дошкольников. Особенности воспитания представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста. Конспект занятий «Что такое права человека?».

дипломная работа [402,4 K], добавлен 01.07.2012

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Технология и особенности проведения с детьми занятий по ознакомлению с натюрмортом. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом.

дипломная работа [57,4 K], добавлен 20.09.2008

Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа.

дипломная работа [140,8 K], добавлен 17.10.2012

Аппликация как вид изобразительной деятельности. Особенности влияния аппликации на всестороннее развитие старших дошкольников. Методика обучения аппликации. Исследование педагогического воздействия аппликации на ребенка старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [501,3 K], добавлен 05.03.2017

История развития ритмической гимнастики, ее роль в формировании координации движений у детей старшего дошкольного возраста. Изучение опыта работы инструкторов по физической культуре по развитию координации у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [57,5 K], добавлен 28.02.2016

Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Формирование представлений о людях. Гражданственность как интегральное нравственное качество личности.

курсовая работа [39,9 K], добавлен 12.10.2013

История возникновения и развития научно-познавательной литературы для детей и юношества. Значение научно-познавательной книги для дошкольного воспитания и образования. Анализ современных программ воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.

дипломная работа [271,5 K], добавлен 13.04.2015

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник