Меню Рубрики

Анализ контингента детей с овз

Особенности развития (диагноз) Психолого-педагогическая характеристика Условия обучения, развития и воспитания
Дети сосмешанным специфическим расстройством психологического развития Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 1.Снижение работоспособности 2.Системное нарушение речи 1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ученика, сформированным учебным умениями навыкам. 2.Малая наполняемость класса (по СанПиН). 3.Щадящий режим работы (смена видов учебной деятельности) 4. Группа продлённого дня 5. Узкие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед.
2. Дети с нарушением зрения Ограничение зрительного восприятия или его отсутствие, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 1. Обеспечение «тактильной» наглядности в предметно-практической деятельности (раздаточный материал). 2. Обеспечение обязательности речевого и слухового сопровождения деятельности. 3. В процессе реабилитации используются пластические и ритмические движения с музыкальным сопровождением.
3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Могут встречаться психические и речевые нарушения, с нарушения функций других анализаторов (зрения, слуха). Основным условием коррекционной работы при ДЦП является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.
4. Соматически ослабленные дети Имеют ослабленное соматическое здоровье, часто болеют Медицинские обследования, психологическое сопровождение, выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями
5. Дети с нарушениями речи Имеют нарушения речи, отставание в речевом развитии Логопедическая коррекция в индивидуальной или групповой форме
6. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения Агрессивные дети, эмоционально — расторможенные дети (реагируют слишком бурно на происходящие события, выкрикивают), тревожные дети (стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание) Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы посредством программ внеурочной деятельности и индивидуально-групповой коррекции
8. Дети-инвалиды Имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем Выбор формы получения основного общего образования в соответствии с медицинскими рекомендациями, безбарьерная среда в ОО, сопровождение педагога-тьютора

Программа коррекционной работы на этапе основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением самостоятельно с привлечением ГБУЗ НО «Тоншаевская ЦРБ», педагога-логопеда ИМК отдела образования,КДН,ПДН.

Взаимодействие специалистов общеобразовательногоучреждения с заинтересованными структурами обеспечивает системное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Форма организованного взаимодействия специалистов — консилиум.

Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ.

Дата добавления: 2016-11-19 ; просмотров: 618 | Нарушение авторских прав

источник

Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования

— анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, психологов, дефектологов, логопедов, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями

— для детей с ОНР групповые, индивидуальные занятия.

2. Система комплексного психолого – медикопедагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностики сущности возникшей проблемы; информации о сути проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощи на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ребенка в школе являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексный подход сопровождения.

В детском саду создана служба, осуществляющаяпсихолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО педагог-психолог, воспитатели и медицинские работники – старшая медсестра доу и врач педиатрического отделения поликлиники, прикрепленной к доу.Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Основными направлениями работыслужбы сопровождения в течение всего периода обучения в группах с ОНР являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности воспитанников.

3. Организационная работа (создание единого информационного поля детского сада, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение больших и малых педсоветов, обучающих совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4. Консультативная работа с педагогами, воспитанниками и родителями.

5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с детьми с ОНР).

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволит обеспечить систему комплексного психолого – медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе – это служба сопровождения образовательного учреждения, которая представляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием детей с речевыми нарушениями.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для всех воспитанников групп компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР III ур.р.р.) реализовываются на групповых и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (ч.II , второй год обучения) и перспективному плану логопеда (приложение 1).

В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Приложение 2. План по формированию речевой деятельности детей 6- 7 ОНРIV ур.р.р. на неделю

Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 33 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Приложение 3 Циклограмма работы учителя — логопеда

Групповые занятиядля детей в группе 5 — 6 лет с ОНР в 1 период обучения приоритетно ориентированы на формирование лексико – грамматических средств языка и развитие связной речи и проводятся 2 раза в неделю. Во II период обучения проводятся 3 раза в неделю и дополняются занятиями по по формированию произношения( 1 раз в неделю).В III период — 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, а занятия – по формированию произношения — 2 раза в неделю. В течение года постепенно увеличивается продолжительность каждого занятии: 20 минут в начале года, 25 – 30 мин. – в конце.

Групповые занятия для детей в группе 6 — 7 лет с ОНР в 1 период обучения логопед еженедельно проводит 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия – по формированию произношения. Во II период — 2 фронтальных занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия – по формированию произношения и 1 – по подготовке к обучению грамоте.

Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. Учёт индивидуальных занятий фиксируется в тетради посещаемости занятий детьми. План логокоррекционной работы составляется логопедом на основе анализа речевой карты ребёнка с ОНР (сентябрь) и корректируется после промежуточного обследования (январь). В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.

Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.

На основании индивидуального плана логокоррекционной работы логопед составляет планы индивидуальных занятий. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности.

Приложение 5. Индивидуальный план логокоррекционной работы.

Коррекционно – логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка компенсирующей группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

источник

Анализ современного детского контингента с ограниченными возможностями здоровьяи перспектива его дальнейшего обучения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Анализ современного детского контингента с ОВЗ и перспектива его дальнейшего обучения. подготовила учитель физической культуры Зайнутдинова Ильмира Индусовна п.г.т.Актюбинский, 2016 год Государственное бюджетное образовательное учреждение «Актюбинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Дети с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции недостатков психического и физического развития. Способами и средствами коррекции являются все виды учебной и внеучебной деятельности, в которую погружаются учащиеся c ОВЗ. В последнее десятилетие в классах специальных образовательных учреждений для учащихся с ограниченными возможностями здоровья увеличилось количество детей с более тяжелыми формами умственной недостаточности. ВВЕДЕНИЕ

В среднем, в каждом классе находится не менее 2–3 детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, и их количество постоянно растет. Исследования фиксируют не только утяжеление степени умственной недостаточности, но и снижение нозологической однородности клинических проявлений у учащихся с ОВЗ. К настоящему времени в специальных школах обучаются дети, как с различными формами олигофрении, так и с умственным дефектом врожденного и приобретенного свойства на фоне психоневрологических заболеваний тяжелой соматической патологии, сопровождающейся длительной гипоксией мозга, генетических синдромов.

Категория астенической формы- в личностном плане преимущественно это контактные, добрые и отзывчивые дети. Однако для многих из них характерны выраженные нарушения зрительно–двигательной координации и моторных функций. Категория стенической формы — которую в среде дефектологов считают «идеальной умственной отсталостью». Поскольку именно эти дети хорошо усваивают программу специальной школы. Они ответственные, добросовестные, хорошие помощники учителю в классе. В плане жизненных перспектив это дети с успешной социализацией, если их правильно воспитывали в процессе обучения и оснастили хорошими трудовыми и социальными навыками. Распространенные формы умственной отсталости

Читайте также:  Анализ на русском для детей

Категория атонической формы- ни очень сложны для педагога – в плане организации их процесса обучения с деятельностной и поведенческой стороны. С ними практически невозможно вступить в контакт, на протяжении всего учебного дня они пассивно отгорожены по отношению к окружающей обстановке, т. к. у них грубо расстроено внимание и очень низкая способность к сосредоточению. Однако если использовать специальные приемы по привлечению и развитию внимания, активно вступать с ними в контакт, то их можно постепенно выводить из этого неблагоприятного состояния, параллельно обучая навыкам сотрудничества с другими детьми, к которому они в большинстве случаев стремятся. Кроме того, при проведении работы с этими детьми необходимо помнить о том, что они остро нуждаются в четком чередовании труда и отдыха, а систематический отдых им жизненно необходим. Категория дисфорической формой- они также очень сложны для педагога в плане взаимодействия и обучения. Именно из–за них в классе наиболее часто возникают драки, ссоры и иные признаки детской агрессии. При обучении таких детей необходимо тесное взаимодействие педагогов и врачами, поскольку их невозможно обучать, не осуществляя систематической медикаментозной поддержки. А педагогам предстоит научиться методике работы с ними как с детьми, с тяжелыми нарушениями поведения психопатоподобного типа.

Анализ контингента учащихся Актюбинской школы –интерната по заключениям ПМПК

источник

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

источник

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ

Елена Токарчук
Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Работа нашего педагогического коллектива по реализации инклюзивного образования началась с апреля 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 154 ребёнка, функционирует 6 групп, из них 1 — комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ – 18 детей с ТНР и 1 ребёнок-инвалид с сочетанными нарушениями развития. Из общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 16% воспитанников обучаются в ДОУ в рамках инклюзии.

В связи с этим, у педагогического коллектива возникли вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими нормативными документами:

Читайте также:  Анализ на сальмонеллез у детей

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ

3. ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»

5. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов»

6. Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае»

7. Распоряжение правительства Красноярского края от 26.10.2012 № 844-р «О концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» на 2013-2016 годы

8. Приказ Главного управления образования г. Красноярска от 29.05.2015 № 339-п «Об инклюзивном образовании».

Рабочей группой МБДОУ были проанализированы методическая литература и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ.

Для реализации инклюзивного образования нами была разработана следующая документация:

Положение о пилотной площадке по инклюзивному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Положениеоборганизации инклюзивного образования в образовательном учреждении;

Положение об адаптированных образовательных программах;

Внесение изменений в Устав МБДОУ, отражающих возможность организации групп комбинированной направленности;

План введения и реализации инклюзивного образования;

План развития доступной образовательной среды;

Образовательная программа учреждения, отражающая основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющая соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

АООП и АОП для детей с ОВЗ;

Письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по адаптированным программам.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило черезконсультации, семинары, курсы повышения квалификации. На уровне МБДОУ

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Семинар-практикум «Разработка АОП и АООП».

Семинар «Презентация модели деятельности городского ресурсного центра поддержки инклюзии знакомство с методом Tomatis»

Семинар «Современные подходы к формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в свете положений международного и российского законодательства».

Семинар-практикум «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

Семинар «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Семинар-практикум «Основы работы с нежелательным поведением детей».

Семинар «Специфика коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми».

Семинар «Особенности организации процесса образования и сопровождения дошкольника с кохлеарными имплантами в ДОУ».

Одним из важнейших направлений методической работы в МБДОУ явилась разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Этому вопросу были посвящены семинар-практикум «Разработка АОП и АООП» и индивидуальные консультации для педагогов, а также посещение городских обучающих семинаров:

• «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

• «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ.

Далее анализировалась информация о вновь поступающих детях, проводились индивидуальные собеседования с родителями. При согласии родителей получать образование по адаптированной образовательной программе, оформлялось письменное заявление.

Информация по реализации инклюзивного образования в МБДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям былоразъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены специалисты, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Также, работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Оформление информационных стендов, родительских уголков.

Мастер-класс «Сказка о веселом Язычке», «Наши пальчики играют»;

Участие в мероприятиях ДОУ (выставки, акции).

Накаждого ребёнка в рамках ПМПк МБДОУ были разработаны адаптированные образовательные программы, которыебыли утверждены на педагогическом совете учреждения, был определен ведущий специалист. Ведущий специалист определялся исходя из рекомендаций ПМПК. Каждый ведущий специалист ведёт карты развития по каждому ребёнку, куда вносятся личные данные ребёнка, заключения ПМПК, АОП, материалы мониторинга. Эти материалы предоставляются затем для ПМПК.

Следует отметить, что освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В данном случае специалисты, работающие с ребенком, проводят внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Мониторинг проводилсячерез:

Анализ продуктов деятельности

Анализ карт развития

Использование специализированных диагностических комплексов

По результатам мониторинга проводилась корректировка адаптированной образовательной программы.

Эффективность работы площадки:

По итогам ПМПК мы видим повышение уровня речевого развития детей с ТНР и положительную динамику развития у выпускника со сложным тяжелым множественным нарушением.

Помимо успешного освоения адаптированной образовательной программы дети были активными участниками выставок, организованных в ДОУ:

«Здравствуй, осень золотая» (выставка поделок из овощей и природного материала»;

«Мамочка любимая моя» (выставка рисунков ко Дню матери);

Также, воспитанники с ОВЗ участвовали в реализации логопедического проекта «Украсим ёлку дружбы» (идея проекта — развитие речи детей в процессе ручной деятельности).

В заключение хочется отметить, что в начале года работа по внедрению инклюзивного образования начиналась с анализа ресурсов и дефицитов ДОУ. Основным ресурсом явился кадровый состав (имеются специалисты, необходимы для работы с детьми с ОВЗ, дефициты – недостаточное методическое и предметно-развивающее оснащение. Эти дефициты мы попытались восполнить, подав заявку на участие в грантовом конкурсе «Преодоление», организуемом Фондом М. Прохорова. Мы представили логопедический проект для детей с ОВЗ «Рука в руке».

План введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ №104на 2015-2016 год.

№ Содержание работы Сроки Ответственные

1. Подготовка нормативных документов по вопросам организации инклюзивного образования (разработка положения по организации инклюзивного образовании, локальных актов, внесение изменений в Устав МБДОУ и т. п.) Август — сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

2. Формирование доступной среды для детей с ОВЗ (Обеспечение учебно-методическими комплектами, паспорт доступности, план развития доступной среды) Август-сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

3. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ на основе мониторинга актуального уровня развития. сентябрь Ст. воспитатель, педагоги, специалисты

4. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ В течение года Педагоги, специалисты

5. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов: — участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

— изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей;

— подбор и разработка методических рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

6. Заседания ПМПк с целью корректировки АОП и мониторинга развития детей с ОВЗ (плановые и внеплановые) Сентябрь, январь, май Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

7. Консультативная деятельность (консультирование родителей, педагогов ДОУ района по вопросам инклюзивного образования) В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

8. Проведение мониторинга уровня удовлетворенности услугой родителями (анкетирование) май координатор по инклюзивному образованию

источник

Характеристика контингента воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями

В группе 17 человек: 11 мальчиков и 6 девочек.

Возрастной состав (на 01.09.2017 года):

У 6 человек – общее недоразвитие речи (III уровень), 9 человек – фонетико-фонематическое недоразвитие речи, 2 человека – фонетическое недоразвитие речи. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.

Всем детям рекомендовано обучение по программе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи; психолого-медико-педагогическое сопровождение, логопедическая коррекция.
Система комплексного психолого – медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса

В программе коррекционной работы медико-психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

В детском саду создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты:

— председатель – руководитель структурного подразделения – Исаева Л.А.;

— секретарь – учитель-логопед – Чугуевская Е.Ю.;

— ведущий специалист – учитель-логопед – Чугуевская Е.Ю.;

— педагог-психолог – Калнаус И.В.;

— воспитатель коррекционной группы – Гладкова О.Л.

— воспитатель коррекционной группы – Старостина О.А.

Методическое обеспечение коррекционной работы

Автор, составитель Наименование издания Издательство Год издания
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. М.: Просвещение 2009
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение 2008

III. Организационный раздел

Данный раздел программы оценивает всё выше написанное с точки зрения реальности исполнения, так как для реализации любой идеи нужны определённые ресурсы, другими словами для достижения реального результата необходимо создание определённых условий:

Организационные

  • неформальная работа Управляющего совета ДОУ
  • активизация педагогов в работе органов самоуправления: участие в разработке проектов, договоров, локальных актов
  • создание творческих групп
  • организация системы дополнительного образования
  • создание системы партнёрского взаимодействия с родителями

Кадровые

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в организацию воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего процессов
  • систематические инструктажи и зачёты по ТБ и санминимуму
  • обучение управляющей и управляемой системы на курсах повышения квалификации по проблемам
  • интеллектуального и творческого развития, социально-нравственного, нравственно-патриотического воспитания
  • повышение квалификации посредством аттестации педагогов и руководителей
  • педагогика сотрудничества с родителями. Самоанализ и самооценка педагогической деятельности

Научно-методические

  • обеспечение образовательного процесса трудами деятелей педагогической и психологической науки по вопросам нравственного патриотического и семейного воспитания, интеллектуального и творческого развития детей
  • наличие информационного банка данных о ходе инновационных направлений в системе дошкольного образования в области социализации и развития детей и педагогической пропаганды родителей
  • представление педагогами возрастных групп инновационных направлений в процессе воспитания, обучения и развития детей на заседании Педагогического совета
  • корректировка личностно ориентированного взаимодействия в модели педагог – ребёнок — родитель
  • разработка рекомендаций для родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей с учётом их природосообразности

Материально-технические

  • наличие и исправность медицинского, спортивно-игрового и санитарно-технического оборудования и инвентаря
  • оснащение предметно-развивающей среды полифункциональным оборудованием
  • оснащение музыкального зала оборудованием
  • оснащение образовательного процесса наглядно демонстрационным и раздаточным материалами, наличие материала для выполнения индивидуальных заданий на занятиях и в самостоятельных видах деятельности
  • оснащение образовательного процесса современными средствами обучения
  • оснащение образовательного процесса мультимедийным оборудованием
  • подключение к интернету

Финансовые

  • условия реализации образовательной программы дошкольного образования
  • финансирование статей питания, оздоровления и физического развития детей в соответствии с бюджетным планированием
  • финансирование приобретения недостающего оборудования
  • осуществление мониторинга расходования средств и рационального использования различных ресурсов
  • привлечение источников финансирования согласно уставным положениям МБДОУ
  • регулярные денежные вознаграждения за успешные показатели в деятельности членов коллектива

Мотивационные

  • представление возможности педагогам выступления на заседаниях Педагогического совета по инновационным направлениям в вопросах нравственного, патриотического воспитания детей, обучения родителей
  • удовлетворение потребности педагогов в повышении профессиональной квалификации
  • гласность показателей обучения детей в конце первого учебного года начальной школы
  • психологический комфорт пребывания детей и взрослых в образовательном пространстве МБДОУ
  • развитие процесса взаимодействия в системе «Детский сад – школа» с целью мотивации педагогов по подготовке детей к систематическому обучению в школе
  • обучение родителей по разделам образовательной программы с целью создания потребности обучения ребёнка в домашних условиях

Нормативно-правовые

  • наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности
  • наличие лицензии на право ведения медицинской деятельности
  • заключение аттестационной комиссии о присвоении МБДОУ соответствующей категории
  • наличие договора между администрацией МБДОУ и Учредителями
  • наличие договоров с родителями детей (не финансовых)
  • наличие договоров о совместном взаимодействии с другими образовательными учреждениями
  • наличие локальных актов
  • положения регламентирующие деятельность органов самоуправления и структурных единиц управляющей системы, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, приказов, распоряжений, протоколов производственных заседаний

ДОО находится в центре поселка, на обособленном земельном участке, рядом с автодорогой, но это не мешает быть детскому саду ухоженным, зеленым, благоустроенным. По всему периметру территории, вдоль изгороди растут взрослые и молодые деревья и кустарники, что служит зеленым щитом. Старательно подобранные породы деревьев и кустарников очищают загрязненный воздух; обогащают окружающую среду фитонцидами (сосны, ели).

Читайте также:  Анализ на риноцитограмму у детей

Растительный покров на территории достаточно разнообразен и представлен различными жизненными формами растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, — что дает воспитателям возможность проводить разнообразные занятия по ознакомлению детей с природой.

Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии. В основном преобладают лиственные породы , а значит, весной и зимой на участке много света. Встречаются как отдельно стоящие деревья и кустарники, так и группы. Кроме того, вдоль забора посажены полосы зеленых насаждений (ирга, черемуха, клен ).

Видовой состав деревьев и кустарников : береза бородавчатая, дуб, каштан, липа сердцелистная, клен платанолистный, сосна, ель, боярышник, ирга, черемуха, сирень, рябина обыкновенная, можжевельник , туя, яблоня, слива.
Групповые площадки ограждены живой изгородью из майских кустарников и сирени.
Газоны на территории все достаточно ухожены. Культурные травянистые растения малочисленны и вытесняются сорными видами.

Имеются разнообразные клумбы с однолетними и многолетними цветами, закрепленные за группами, где воспитатели совместно с родителями и детьми высаживают разные виды цветов, обеспечивающих непрерывное цветение клумб, начиная с ранней весны до поздней осени. Говорят, что дети – цветы жизни. Наши воспитанники постоянно растут среди цветов, заботятся и ухаживают за ними.

Богатый растительный мир позволяет изучать растения — представителей разных климатических зон. Заложенный с основания яблоневый сад, дает ежегодный урожай. Запланирована работа по частичному омоложению парка зеленых насаждений.

На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, трясогузки, снегири, скворцы, клесты (для их привлечения на участках развешено много кормушек из разных материалов) , различные виды насекомых (бабочек и жуков, в том числе божьи коровки, жужелицы, а также мухи, комары, осы, шмели, пчелы, муравьи) и пауки. Перечень обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.

На территории детского сада преобладают песчаные почвы. Удобрения не используются, но привозится почва, торф.

    1. Организация жизни и деятельности детей (режим дня)

    Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

    В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

    Режим пребывания детей в ДОУ определен в соответствии с муниципальным заданием Управления образования

    и утвержден «Положением о режиме работы ДОУ».

    В ДОУ установлен 12 часовой режим пребывания детей с 6:30 до 18:30.

    Режим функционирования ДОУ регламентируется приказом заведующего и определяет порядок и время выполнения режимных моментов в соответствии с возрастными особенностями детей.

    Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня

    источник

    Для дошкольников и учеников 1-11 классов

    Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

    учителя начальных классов Брюхановой М.В.

    ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте,

    В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

    В школе с детьми ОВЗ я работаю второй год. Это: Питенко Кристина, Гашев Денис- дети с задержкой психического развития. Ко мне они пришли в 1-ом классе. Кристина П.- дублировала 1 класс (по ПМПК). Первое время она была замкнута, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе было отрицательное. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. Денис Г. тоже делал подобные ошибки, в работах — много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивали правила выделения границ предложения.

    Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Гашева Дениса, и мы решили направить его на ПМПК. Дети продолжают обучение во 2 классе, но уже как учащиеся с ОВЗ. Хочется отметить, что дети быстро адаптировалась в этом классе, прекрасно ладят с одноклассниками.

    В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

    -предотвращение наступления утомляемости ( чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности );

    -активизацию познавательной деятельности ( использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);

    -проведение дополнительных занятий (игз);

    -коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

    -проявляю педагогический такт (п остоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности).

    Для детей с ЗПР организую дополнительные коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

    «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)

    Кристина Питенко старательная девочка и делает пусть незначительные, но уже успехи в обучении. У неё еще недостаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь свой словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. По контрольным диктантам есть четвёрки.

    Денис Гашев имеет неплохие вычислительные навыки по математике: лучше всего у него, получается, решать примеры и текстовые задачи в одно действие.

    Н а 2016-2017 уч. год по работе с этими детьми я поставила следующие задачи :

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся с ЗПР к различным видам деятельности;

    создать условия: для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    формировать у учащихся универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;

    готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов (ожидание успеха в решении затруднений ребенка);

    поощрять и одобрять самостоятельность, и уверенность в его сильных сторонах, стимулировать самоанализ своей деятельности ребёнком, рефлексию;

    признавать личностное равноправие ребенка в диалоге при решении собственной проблемы;

    систематически осуществлять педагогами самоанализ, самоконтроль своей деятельности.

    Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. А сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Поэтому работу с детьми буду продолжать.

    источник

    Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

    • своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
    • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
    • определить оптимальный педагогический маршрут;
    • обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

    • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

    • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

    • определить условия воспитания и обучения ребенка;

    • консультировать родителей ребенка.
    Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является

    комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

    Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

    Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение. « В семейном анамнезе анализируются данные о семье ребенка и наследственности; описывается состав семьи, возраст и образовательный уровень каждого ее члена, характерологические особенности родителей; фиксируются психические, неврологические, хронические соматические заболевания родственников, патологические особенности их физического облика. Описываются семейно-бытовые условия, в которых воспитывается ребенок, место и характер работы родителей; дается оценка взаимоотношений в семье, отношения к ребенку; фиксируются случаи приверженности одного или обоих родителей к алкоголю или наркотикам.

    Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.

    Психолото-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

    Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

    Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

    Выделяют следующие качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка:

    • особенности контакта ребенка;

    • эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

    • эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

    • реакция на результат. Качественные показатели, характеризующие деятельность ребенка:

    • наличие и стойкость интереса к заданию;

    • самостоятельность выполнения задания;

    • характер деятельности (целенаправленность и активность);

    • темп и динамика деятельности, особенности регуляции деятельности;

    Качественные показатели, характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка:

    • особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;

    • особенности моторной функции.

    В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть спе­циально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированной деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

    В ходе педагогического наблюдения ребенку предлагается:

    • назвать свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

    • рассказать о семье, назвать имя и отчество мамы, папы; место работы родителей;

    • назвать имена и отчества близких взрослых, имена сверстников;

    • рассказать об основных правилах поведения на улице, в общественных местах; о любимом занятии дома и др.

    Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9270 — | 7277 — или читать все.

    195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник