Меню Рубрики

Анализ конкурсно игровой программы для детей

Идея проведения театрализованной игровой программы «Экология и дети» возникла не случайно. Указом Президента Российской Федерации №1157 от 10.08.2012 г. 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. 5 июня отмечается День защиты окружающей среды. В настоящее время экологическая грамотность и бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Прививать чувства бережного отношения к природе необходимо с детских лет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром, любит природу, боится причинить ей вред. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность — духовно, интеллектуально, нравственно. Воспитание детей экологически грамотными может в будущем дать возможность улучшить состояние окружающей среды. Поэтому в День защиты детей коллектив дома культуры решил посвятить театрализованную игровую программу «Экология и дети» экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Дата и место проведения мероприятия: 1.06.2013 г. на площадке ДК. Продолжительность мероприятия — 1ч. 20 м.

Организационная цель: создание условий для организации содержательного досуга детей младшего школьного возраста.

Педагогическая цель: формирование бережного отношения к природе посредством игровой деятельности.

Объект воздействия: дети младшего школьного возраста пос. Борзовая Заимка.

Субъект воздействия: коллектив МБУК «Дом культуры пос. Борзовая Заимка».

Форма проведения: театрализованная игровая программа. Мероприятие включает игры, активизирующие интерес детей к проблеме экологического просвещения.

Структура формы театрализованной игровой программы «Экология и дети» представлена следующими элементами:

  • 1. Экспозиция. Вступительная часть: выход на сцену театрализованных персонажей Земли и Воды, которые поздравляют ребят с Днем защиты детей и призывают бережно относиться к природе.
  • 2. Завязка. Возникновение экологической проблемы. Основные действия театрализованной игровой программы «Экология и дети» происходят с выходом отрицательного персонажа — Кикиморы, которая вовлекает детей в игровые действия.
  • 3. Кульминация. Разрешение конфликтной ситуации. В процессе игровых действий Кикимора встает на путь исправления.
  • 4. Финал. Оценка завершившегося действия. Выход на сцену всех действующих лиц. Исполнение финальной песни.

Таблица. План подготовки мероприятия:

Подбор материала для музыкального оформления

Сбор материала, его обработка для сценария, написание сценария

Изготовление афиш мероприятия

Изготовление декораций для оформления сцены

Изготовление костюмов для ведущих

Подбор соответствующего реквизита

Анализ проведенного мероприятия

Сценарно-режиссерское решение организационно-педагогического замысла:

Тема: может ли ребенок спасти свою планету?

Идея: каждый человек должен отвечать за экологию планеты.

Сценарно-режиссерский ход: состязание с силами зла, разрушающими экологию.

Вид монтажа. Последовательный — эпизоды выстраиваются в логической последовательности, соответственно логике развития основного события.

Структура сценария представлена тремя блоками:

  • 1. Ритуально-символический. Формирует эмоционально-психологический настрой аудитории на восприятие и участие в играх и конкурсах, активизирует аудиторию и вовлекает в предлагаемые обстоятельства.
  • 2. Зрелищно-игровой. Создает необходимые условия для зрелищно-игрового действия, через использование методов активизации вовлекает участников в процесс игры.
  • 3. Действенно-динамический. Представлен конкурсами, играми.

Средства идейно-эмоциональной выразительности способствуют раскрытию содержания и стиля мероприятия, усиливают воздействие на зрителя. При проведении мероприятия использовались такие выразительные средства, как устное слово, шумовое и музыкальное оформление, наглядные средства (декорации, сценические костюмы персонажей, реквизит для игр), исполнительское искусство.

Устное слово помогает участникам мероприятия погрузиться в атмосферу игры, несет эмоциональную информацию, создает словесные образы. В театрализованных формах важен голос, поза, жест, движение.

В качестве шумового оформления мероприятия использовалось воспроизведение звуков природы: пение птиц, шум журчащего ручья. Музыкальное оформление один из самых важных компонентов игровой программы, который обеспечивает возможность выступления детской вокальной студии, служит фоновой музыкой при проведении игр. Музыка сопровождает аудиторию на протяжении всего мероприятия, держит темпоритм мероприятия.

Наглядные выразительные средства (сценические костюмы, реквизит и бутафория) являются декоративными элементами оформления мероприятия, которые привлекают внимание, вызывают желание поучаствовать в игре, позволяют более эмоционально воспринимать материал мероприятия.

Исполнительское искусство — коллективное исполнение танцевальных движений «превращает» зрителей в активных участников.

Перечисленные выразительные средства способствовали раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливали воздействие на зрителя.

Активизация аудитории мероприятия осуществлена следующими методами:

· Метод театрализации использовался для воздействия на эмоциональную сторону мероприятия. Театрализация объединяет и подчиняет все используемые компоненты и создает необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на.

источник

В технологии организации детских игровых конкурсных программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых конкурсных программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает у культурно-досуговых работников определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

Оптимальное планирование позволяет специалистам, сотрудникам и активу регламентировать свой труд, увидеть его место в стройной системе культурно-досуговой деятельности.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем материалы, собранные культурно-досуговыми работниками и их активом, поступают в сценарную группу, где и преобразуются в художественную форму. Для анализа собираются ответы на последующие вопросы: каков контингент по социально-демографическому признаку, общекультурному развитию, степень его готовности принять участие в подготовке программы, что соответствует определенному набору операций, которые выражают меру и форму реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность». Далее сценарная группа составляет программы пошаговых действий, находит рациональные способы объединения усилий исполнителей, четко определяет функциональные обязанности каждого исполнителя. Субъекты стремятся к точному осознанию задач каждым участником. Это достигается регулярными сборами и активным участием в обсуждении всех вопросов, проигрыванием исполнительских ролей.

Последний этап — проведение игровой конкурсной программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой конкурсной программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой конкурсной программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Умение глубоко проанализировать весь ход подготовки и проведения данных программ и результаты проделанной работы являются одним из важнейших показателей уровня профессионального мастерства культурно-досугового работника.

Для организации и проведения детской игровой конкурсной программы педагогу-организатору необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая конкурсная программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы клубной работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых конкурсных программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В игровую конкурсную программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все игровые конкурсные программы имеют:

■ требования предварительной подготовки и репетиций (обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов);

■ наличие призов (награждаются победители и участники);

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку, соревнование, игру на скорость. Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.

Они классифицируются по:

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

3) содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»). Рассмотрим игровую конкурсную программу как педагогическую форму, как систему взаимоотношений и как деятельность, в основе которых лежат игра и конкурс.

Конкурс — форма досуговой деятельности, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение, имеющие целью выявить лучших из числа участников. Идея сравнения, сопоставления — в этом зерно конкурса. Конкурс является уникальным явлением досуговой педагогики, он краток и поэтому желателен. Конкурс стимулирует ребят в возможности их самореализации.

Конкурсы могут иметь самые разные формы:

■ викторина — игра, построенная на занимательных вопросах и ответах на них;

■ головоломка — игра, построенная на решении занимательных задач с помощью сообразительности, догадливости;

■ кроссворд — игра-задача, состоящая в заполнении словами пересекающихся рядов-клеток; вопросы носят утвердительный характер.

■ ребус — загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией условных знаков или фигур, букв, цифр, рисунков и т.д.; изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации цифр, букв, рисунков, знаков.

Вопросы должны быть содержательными, разнотипными, раскрывающими различные стороны актуальной темы, при этом посильными для аудитории. При составлении вопросов нужно учитывать различную степень подготовленности участников и их возраст. Поэтому вызвать интерес участников может та викторина, где будут вопросы разной степени трудности.

Наряду с обычными вопросами познавательного и занимательного характера викторина может включать «зрительные вопросы». Ведущим демонстрируются предметы, растения по выбранной теме и задаются детям соответствующие вопросы.

Творческие конкурсы-соревнования могут быть веселыми и серьезными. Обычно составляется цепочка конкурсов, ориентированных на разнообразное творчество детей, на детей разного возраста. Они должны соответствовать интересам школьников и содержанию деятельности в учреждениях социально-культурной сферы. Это будет являться хорошим стимулом в развитии познавательной активности, удовлетворения потребности детей в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового рукотворчества, смекалки, художественных проявлений. Система досуговых конкурсов (цепочки) дает возможность каждому занять лидирующее положение в какой-то деятельности, стать «звездой первой величины».

Конкурс требует простых правил-условий (их вырабатывают организаторы), а также определенных форм поощрения.

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития;

■ конкурс должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответствовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка, делающая убедительным появление конкурса; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты, поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление эстетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям младших школьников в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Не менее широкое распространение в досуговой практике имеют так называемые конкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, с которыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Развлекательный аукцион состоит обычно из двух турнирных периодов. Первый, когда в игре участвуют все присутствующие — отборочные соревнования. На этом этапе побеждает тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее ответам. Во втором туре, строящемся по принципу развлекательно-игрового конкурса-зрели- ща, борются за личное или командное первенство определившиеся перед этим победители. Диапазон заданий в этом случае значительно расширяется. Наряду с разрешением вопросов традиционно-викторинного типа финалисты участвуют в художественных, спортивных и других состязаниях. Задания такого состязания строятся с расчетом на какие-то зрелищные реакции, а сам конкурс предполагает наличие зримых атрибутов борьбы, т. е. эта часть аттракциона должна «хорошо смотреться».

Читайте также:  Анализ на аст у детей

Игровая конкурсная программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Исследователями отмечается факт малочисленности подобных игровых программ в школе. Причиной является слабая подготовка кадров и нежелание многих педагогов вносить новое.

Как отмечает С.П. Афанасьев, процесс изобретения новых творческих конкурсов — очень увлекательное занятие, своеобразная «гимнастика ума» и, если воспользоваться всеми приемами придумывания (а их, кроме приведенных в классификации, существует еще немало), можно составить картотеку, насчитывающую десятки тысяч названий.

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения;

■ формирование уверенности в себе;

■ привитие навыков коммуникации.

Из вышесказанного следует, что игровая конкурсная программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В игровую основу программы могут быть заложены потехи и забавы.

Потеха и забава — это два разных игровых принципа. Потеха несет в себе мужскую основу, забава — женскую. Соответственно, они предназначены для людей разных полов.

Состязание отличается от конкурса тем, что в нем выявляется не лучший, а победитель. В отличие от этого понятие «соревнование» имеет спортивный уклон, а «состязание» напрямую связано с игрой.

Игровые соревнования и конкурсы всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности, изобретательности и многого другого.

В соответствии с особенностями аудитории они строятся по-разному, в зависимости от содержания, однако имеют много общего в организационных вопросах.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении игровой конкурсной программы не исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из ассистентской группы за каждый конкурс.

Театрализованная игровая конкурсная программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая конкурсная программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием игровой конкурсной программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием игровой конкурсной программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием игровой конкурсной программы имеют следующую последовательность:

2) подбор и отработка материала;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации игровых конкурсных программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности культработника и обязательным условием его профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых конкурсных программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в младших школьниках самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная досуговая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

источник

Библиотекарь, инициативная группа учащихся

Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел

Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов

Зам. директора по воспитательной работе.

Затейно — игровой отдел (спортивные игры)

Руководитель музыкальной студии «Гармония»

Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

Участникам необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.

Выступление танцевального коллектива «Смайл»

Средства идейно-эмоциональной выразительности:

-технические средства — медиа-материал;

-наглядные — плакаты, тематическое оформление зала, костюмы;

1. Метод театрализации позволит подросткам погрузиться в атмосферу космоса.

2. Игровой метод привлечет подростков к участию в конкурсах и играх.

Способ активизации зала: игра

Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов

Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

Руководителями учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.

Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

— учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;

— разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;

— при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.

Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

· увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;

· подъем активности и целеустремленности;

· тенденцию увеличения культуры речи у подростков;

· значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

В ходе внедрения программы школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков.

источник

Конкурсно-игровые программы в сфере досуга, технология организации

Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.

Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.

Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

Технология игровой программы начинается с ее моделирования:

Игровая программа бывает различного типа:

Исторически сложившиеся формы:

Современные традиционные формы:

Форма найдена, содержание продумано теперь — название.

Название — визитная карточка, манок. Хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, «Детскотеку», «Пляскотеку», на «Фестиваль невероятных танцев», «Хороводные смотрины», «Танцевальный Клондайк»? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.

Показатель методической грамотности работника по организации досуга умение видеть в мероприятии его форму и содержание. Ошибочно сопоставлять название с формой, а форму с содержанием. Стоит запомнить, что формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.

Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:

— от имени реального человека (самого себя)

Программы, которые ведутся от реального человека, менее театрализованы. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.

Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.

Правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.

Если в игровой программе используется творческий конкурс, то, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.

При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.

Целеполагание(Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)

· выбор и разработка дела с учетом возраста;

· выбор и подготовка места проведения;

· подготовка реквизита, костюмов;

· подготовка, покупка призов, реквизита;

· определение сроков, длительности дела;

· проведение рекламной кампании;

· подготовка музыкального сопровождения;

· деление на команды (если конкурс)

· подготовка домашнего задания;

· выбор и подготовка ведущих;

· вовлечение, введение в программу (сюжет)

· деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;

· объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);

· представление жюри (если оно есть)

· руководство (ведение) программой

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)

Последействие(публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.

Читайте также:  Анализ на атипичные инфекции у детей

Требования к месту проведения.

Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Средства, приёмы при введении участников дело.

Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

· роли и расположение на площадке;

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Деление на команды можно осуществить следующим образом:

· по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

· по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

· игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

· при помощи игр-разбивок, например, «Молекулы»;

· при помощи многоуровневых жетонов.

Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Заключение. Формы подведения итогов, поощрения.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:

· присвоение званий (капитан первого ранга);

· объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

· выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

· вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.

Рекомендуемое время проведения программы:

· Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)

· Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

· Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)

Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

Памятка анализа игровых программ.

1. Построение программы, проведение

· тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)

· композиционная структура сценария

· планирование сценарного хода программы

· композиционное сценическое планирование

· разнообразие игровых форм реализуемых в программе

· уровень реализации яркого динамичного финала

2. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).

· планирование образа ведущего

· уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы

· сценическая этика ведущего

· уровень владения «эмоциональным камертоном»

· активность сценарного игрового языка

· уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ

3. Владение аудиторией и отзыв

· наличие мотивации к программе, методы провокации

· уровень активизации аудитории

· уровень объединения аудитории для игровых действий

· педагогическая ценность программы, ее реализация

· активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории

· наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.

4. Техническое и музыкальное обеспечение программы

· востребованность эффекта монтажа

· музыкальная организация программы

· уровень сложности музыкально шумовой партитуры

· уровень владения ведущими техническими средствами.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 368 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

В школе проводилась методическая декада педагогического мастерства. Мною было проведено открытое мероприятие по теме «Игры нашего детства». Мероприятие проводилось в форме игровой программы для воспитанников 4 семьи, обучающихся в 1-4 классах.

Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей. В связи с чем, что в наше время теряется интерес самих детей к национальным северным играм, поэтому считаю целесообразным проведение данного мероприятия.

В мероприятии участвовали девочки и мальчики, где были предусмотрены игры для разнополых детей. Форма воспитательной работы была обозначена, как игровая программа.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями воспитанников, у которых игровая деятельность, является одной из ведущих и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у детей не только личную ответственность за общее дело, но и переживать за товарища, помогать ему.

В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы цели:

— повторить правила знакомых игр, научить новым, неизвестным детям играм;
— пробуждать желание участвовать в коллективных играх;
— развить наблюдательность, интерес к своей национальной культуре.

С учетом данной формы воспитательного мероприятия были сформулированы следующие задачи:

— познакомить детей с национальными играми;
— создать условия для формирования и развития игровых навыков подрастающего поколения;
— научить добиваться поставленных целей.

Тема мероприятия подобранна исходя из одного направления воспитательной работы: развитие игровых способностей воспитанников, создание условий для всестороннего развитие личности и формирования эстетического вкуса.
Инициатором организации данного конкурса являюсь я, но все же основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли воспитанники моей семьи. Ребята с удовольствием участвовали в оформлении помещения, в изготовлении оборудования. За основу программы была взята игровая деятельность.

Во время игровой программы я старалась формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к собственным победам и неудачам, развитие уверенности в себе. Нам не удалось добиться высоких результатов за счет застенчивости детей, при виде «посторонних». Дети, зная ответ на заданный им вопрос, умалчивали. Заранее им я сообщили о том, что будут гости. В этом была и моя ошибка, так как я не предусмотрела, что может выйти такая картина.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и инертные ребята. Дети с удовольствием готовили атрибуты, принимали участие при подготовке презентации. В дальнейшем, я думаю, они смогут воспитать в себе умение контролировать свои эмоции, настроение.

Я выполняла лишь направляющую роль в том, чтобы ввести детей в игру, проникнуться любовью к древнему мастерству своего народа, к своим исконным традициям, по которым жили и живут прадеды и отцы. В ходе программы я подбадривала ребят и в то же время постоянно акцентировала их внимание на сроках выполнения порученных им заданий.

Почему я выбрала эту тему? Меня очень волнует то, что дети коренной национальности, живя в цивилизованном мире, теряют связь с традиционным укладом жизни, отдаляясь все дальше от своей культуры. При правильной постановке и организации работы в этом направлении, можно добиться значительного успеха. Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных традиций, игр, так как сегодня только через игру и искусство можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить традиции.

Цели и задачи данного мероприятия достигнуты. Работа в целом прошла содержательно и организовано.

Автор: Тогой Снежана Владимировна, воспитатель интерната. МКОУ «Школа — интернат среднего общего образования», с. Самбург Пуровского района ЯНАО

источник

Особенности режиссуры детских игровых программ

1 Игровая деятельность: сущность, специфика.

Понятие игры. Классификация игр.

При игре. должно быть возможно все, даже, например, чтобы какое ни будь растение беседовало по — латыни с самим Линнеем. (Герман Гессе)

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения детей, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т д.

В детских игровых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей предвидения.

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.

Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы, предметы – символы, или реквизит, а также оригинальные призы.

Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты: выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами; композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Важное значение в драматургии игровой программы играет конфликт. Суть игрового конфликта – это противоборство сил, умений, сноровки и эрудиции.

Эпизод является первоначальным компонентом сценария программы, который состоит из текста ведущего, игры, хоровода, массового танца и момента окончания игры, т. е. выход участников из игровой ситуации. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.

Читайте также:  Анализ на аскарид у детей

Многолетние наблюдения за практикой организации игровой деятельности учащихся и молодёжи, помогли выделить следующие виды игровых программ:

1) Сюжетно-игровые, т. е. комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса. Театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.

2) Конкурсные развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсные развлекательные программы требуют от организаторов создание оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

3) Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, частушки. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение лучших традиций нашего народа.

4) Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность полазать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека.

5) Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, весёлые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается сюжет игры, правила и двигательные действия.

Таким образом, игровая программа имеет свою специфику построения, в основе которой лежат разнообразные игры. Кроме того, выделенные разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.

Технология и специфика организации и проведения детских игровых программ.

В технологии организации детских игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

В общей методике технологического процесса выделяют несколько этапов.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем собранный материал поступает в сценарную группу, где и преобразуется в художественную форму.

Последний этап — проведение детской игровой программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Для организации и проведения детской игровой программы необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В детскую игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все детские игровые программы имеют:

■ сценарно — режиссерскую основу ;

■ требования предварительной подготовки и репетиций ( обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов );

■ наличие призов ( награждаются победители и участники );

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку , соревнование , игру на скорость . Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот , могут принимать самые различные формы .

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

3) содержанию (тематические, разно жанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»).

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход ;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер , процесс развития ;

■ конкур с должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответст вовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка , делающая убедительным появление конкурса ; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты , поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление э стетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям детей в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Детская игровая программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть « конкурсно — игровые программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения ;

■ формирование уверенности в себе ;

■ привитие навыков коммуникации .

Из вышесказанного следует, что детская игровая программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении детской игровой программы исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из режиссерской группы за каждый конкурс, а если программу ведут сами дети, то нужно прописывать и учитывать все законы и планы программы поэтапно.

Театрализованная игровая программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием детской игровой программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием детской игровой программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием детской игровой программы имеют следующую последовательность:

2) подбор и отработка материала;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации детских игровых программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности и обязательным условием профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в детях самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная игровая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

Так какую же цель вносит режиссер в игровую программу для детей?

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

источник