Меню Рубрики

Анализ кладбища тургенева отцы и дети

Тема урока «Анализ эпизода из романа « Отцы и дети».

Сегодня на уроке мы с вами в рамках подготовки к ЕГЭ произведем анализ отрывка из романа, подготовимся к выполнению заданий части В и С, выясним отношение автора к главному герою романа.

На экране и на столах отрывок из романа. Выразительное чтение отрывка учителем.

— Что представляет собой данный отрывок? Каково его место в общей структуре произведения?

( Это эпилог романа. Последняя страница романа. Ей предшествуют страницы, посвященные смерти Базарова и страницы, повествующие о дальнейшей судьбе других героев романа.)

— Что лежит в основе эпилога?

( Картина сельского кладбища. 1\3 эпилога занимают картины природы.)

— Какова обычно роль пейзажа в худ. произведении?

( Картины природы гармонируют с чувствами и переживаниями героя или оттеняют их.) Тургенев заканчивает свой роман философским описанием природы. Он имел философское образование и даже защитил диссертацию.

В художественном мире Тургенева природа часто жестока по отношению к человеку, способна разрушить его счастье или жизнь.

Вернемся к тексту. Перед нами картина сельского кладбища.

— Какова тональность данного отрывка? Меняется ли она?

( Открывается описание печальной картиной сельского кладбища, но постепенно тон меняется, от тоскливых нот автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса. Затем снова скорбная картина – описание страданий одиноких стариков Базаровых.

— Какие средства выразительности помогают передать настроение в начале отрывка?

Эпитеты : здесь царит вечный покой, вид печальный.

— Какая часть речи передает ощущение запущенности, заброшенности?

Глаголы: канавы заросли, деревянные кресты поникли и гниют, овцы безвозбранно бродят по могилам, 2-3 ощипанных деревца дают скудную тень.

Описание заброшенного кладбища прерывается многоточием…. И вот перед нашим взором могила Базарова.

— Какой прием использует здесь автор?

— Какие контрастные картины создает автор?

Овцы безвозбранно бродят по могилам.

Животные не топчат ее, только птицы садятся и поют на заре.

Молодые елки, цветы растут

—- Какую роль играет контраст?

( Он помогает понять мысль автора о том, что природа, любовь, смерть непобедимы.)

—- Какие еще средства выразительности использует автор, рисуя могилу Базарова?

( Олицетворение: « цветы безмятежно глядят на нас своими невинными глазами».Этот прием позволяет автору создать образ природы, живущей своей собственной жизнью.

— Кроме лексических, какие еще средства выразительности использует автор, описывая могилу Базарова?

( Средства синтаксиса. Различные виды синтаксических конструкций. СПП с однор. придаточными: «Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное.» СБП: « Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.) Благодаря этим синтаксическим конструкциям меняется тональность, строки начинают звучать торжественно.

— Найдите еще выраз. средство синтаксиса, усиливающее эмоциональное звучание текста и помогающее понять мысль автора.

( Риторический вопрос: « Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?»)

А следом идет восклицание — О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

— В этом последнем предложении есть еще одно средство выразительности, представляющее собой цепь определений с постепенным нарастанием значимости. Какое?

( Градация: Сердце страстное, грешное, бунтующее.)

—- В этом же последнем предложении мы опять наблюдаем контраст. Где?

( С одной стороны, страстное, грешное, бунтующее сердце, а с другой, равнодушная природа и цветы, которые глядят на нас своими невинными глазами. Это они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной.

—- Только вот о какой жизни? И о примирении кого с кем?

( Наверное, о бесконечном продолжении жизни природы. Человек смертен, а природа вечна. Может, о вечности человеческих ценностей. А может быть, что споры отцов и детей вечны, именно из этих споров и столкновений и состоит жизнь.

О примирении человека и природы, человека с миром, с самим собой)

Эпилог наполнен глубоким философским смыслом. Надо сказать, что Тургенев не дает нам ответ, он предлагает своим читателям поразмышлять.

—Почему последние строки романа звучат грустно и в то же время величественно, торжественно?

( В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись», писал Тургенев.

источник

Перед нами эпилог романа И. С. Тургенева » Отцы и дети «. Автор привел своего героя к смерти, которая, как известно, является итогом жизни. Мы куда-то бежим, о чем-то спорим, но человек — ничто перед вечностью.
Именно эта мысль — главная в эпизоде описания сельского кладбища и могилы Базарова. Жизнь идет своим чередом и без этой сильной личности. А душа его покоится » на небольшом сельском кладбище на одном из отдаленных уголков России».Тургенев похоронил своего героя не в столице, где много людей, где рождаются странные теории и испорченные образованием и воспитанием люди.
Картина, нарисованная Тургеневым, так не похожа на ту жизнь, которую вел Базаров. Что же является символом этой жизни ? Животные ( овцы «безвозбранно бродят по могилам…» А не похожи ли и люди на этих заблудших овец, попирающих ногами историю ( кладбище и могилы), не так же грызут потихоньку деревья , символ знаний ? Не видит человек правильной дороги, дороги к Богу. А захоронение отрицателя Базарова не касается рука человека потому, что » железная ограда ее окружает «. Пасущимся животным не дойти до нее, нее, не затоптать, не нарушить покой. Железная ограда — это символ одиночества Евгения и после смерти. Только мать и отец героя притрагиваются к серому камню, да птицы , не знающие скорби, приносят весточку или митингуют. В их пении душа, тот самый романтизм, который отрицал наш герой. Они соединяют его с Богом, с небом, где живут ангелы. А ограда — замкнутое пространство, может быть, пространство идей, в ней есть острые углы, где можно укрыться от борьбы. Елки вокруг могилы выравнивают углы и символизируют вечность. Впрочем, это именно ель, близкая каждому русскому человеку. Она всегда зеленая, родная, своя.
Для отца и матери Базарова эти деревца — напоминание о прочной связи их, живых, с ним, с мертвым. Мы, читатели, вместе со стариками смахиваем землю с надгробного камня, теперь уже исторического. На могиле растут красивые цветы, от которых при жизни отворачивался герой.
На кладбище мы видим почти упавшие кресты и сдвинутые плиты, которые будто кто-то толкает снизу. Может быть, оттуда кто-то и что -то нам хочет сказать?
Родители идут на могилу сына » отяжелевшей походкой » и в ней читатель ощущает горе неимоверное. Могут ли они о ком-то или о чем-то думать, кроме как о любимом Енюшке ? Думаю , что нет. Только здесь они падают на колени, плачут, молятся, не могут долго уйти. Почему ? Потому, что здесь живут воспоминания. В конце предложения мы видим многоточие — знак размышления о жизни и судьбе. Родители молятся о быстрейшем воссоединении с сыном или о прощении ему, такому неспокойному при жизни и такому тихому здесь.
Описание построено на антитезе. С одной стороны кривые кресты,грязь, а с другой — жизнь, которая здесь есть. Глаголов «смерти» немного : гниют, поникли, похоронен, лежит. А вот глаголы » жизни » : » заросли» «сдвинуты», » окружает», «приходят «. В отрывке много эпитетов( плиты — каменные, деревца — ощипанные, тень — скудная. И » дряхлые » старички , видимо, скоро придут к сыну и тогда уже зарастет дорожка к захоронению человека, мечтавшего изменить мир.
Читая эпилог, я понимаю, что нет как такового конфликта поколений в семье , где царит уважение между ними ( так было у Кирсановых ). А Базаров пытался порвать эту связь, а потому — наказан. Видимо, не только он, потому что кладбище имеет вид печальный
В конце романа есть фраза «О жизни бесконечной», которая делает мирным сосуществование спорящих. Теперь уже не так важно, кто боролся за идею, а кто ее не имел, не нужно разводить по разные стороны отцов и детей. И союз И теперь уже точно соединительный. Человек должен жить , а не презирать даруемые радости. Такова природа, а мы, люди, — ее часть.Она не прощает гордыни и отрицания ее законов.

В тексте только раз упоминается имя. А затем только слова, указывающие на родство ( муж, жена, сын, родители) Сей факт о том, что без семьи невозможна жизнь и любовь во всех ее проявлениях.
Человек- ничто перед мирозданием. Он не исключение, а часть природы. Не стоит критиковать, а лучше — подружиться со всеми и честно служить людям. Семья — это семь » я » , а в ней и любовь к родителям, к детям, к женщине.

источник

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

источник

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Читайте также:  Избыточный вес у детей анализы

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

источник

Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё — можно начинать.

Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.

Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод — “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.

Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».

Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну — она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким — ужас!

Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?

Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист — это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.

Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?

По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод — “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.

Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).

Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” — так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист — это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист — человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.

— И что ж, это хорошо? — перебил Павел Петрович.

— Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…

В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное — свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел — прилетел, захотел — улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.

Читайте также:  Изучение продуктов деятельности детей анализ рисунка

Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” — а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” — а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.

Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, — проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.

источник

Статья посвящена проблеме воскресения мертвых в религиозной культуре человечества. Представлен религиозный взгляд по рассматриваемому вопросу.

Многие из произведений школьной программы по литературе, перечитанные в зрелом возрасте, оцениваются совершенно иначе, чем в неопытной юности. И уже по-иному воспринимаются те места в книгах, где авторы так или иначе указывают на свои религиозные взгляды. К примеру, знаменитый роман Ивана Тургенева «Отцы и дети» (1861 год) завершается проникновенными словами: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам. Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка — муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. »
Вопрос о всесилии святой и преданной любви, затронутый писателем, думается, волнует каждого человека перед лицом смерти.
Догмат Воскресения мертвых ; это основание христианской веры. Учение о Всеобщем Воскресении ; твердое учение Священного Писания и Нового, и Ветхого Завета. Вся пятая глава Евангелия от Иоанна в Библии посвящена беседе Господа Иисуса Христа с иудеями о важнейших истинах веры, из которых весть о победе над смертью – главнейшая: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан.5:28-30). Учение о воскресении мертвых представлено и в Ветхом Завете. Пророк Божий Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его». (Иов.19:25-28). А пророку Иезекиилю было показано поле, полное мертвых костей, которые облекались плотью (Иез. 37).
Весна для верующих людей – очевидное напоминание догмата воскресения из мертвых. А для Евгения Базарова смерть ассоциировалась с выросшим из него лопухом – не больше. Это объясняет горе верующих родителей нигилиста, плачущих о его все отрицающей душе. Но святитель Игнатий Брянчанинов в статье «Сад во время зимы» писал в 1843 году в Сергиевой пустыни: «Если б можно было найти человека, который бы не знал превращений, производимых переменами времен года; если б привести этого странника в сад, величественно покоящийся во время зимы сном смертным, показать ему обнаженные древа и поведать о той роскоши, в которую они облекутся весною, то он, вместо ответа, посмотрел бы на вас и улыбнулся — такою несбыточною баснею показались бы ему слова ваши! Так и воскресение мертвых кажется невероятным для мудрецов, блуждающих во мраке земной мудрости, не познавших, что Бог всемогущ, что многообразная премудрость Его может быть созерцаема, но не постигаема умом созданий». (Брянчанинов, 1993, С.178)
В иудаизме и исламе тоже существует учение о воскресении мертвых. Его признаки можно найти даже в языческих культах. Есть мнение, что вся религиозная культура Египта пронизывается учением о воскресении мертвых, именно с ним связана традиция мумификации тел, которые должны воскреснуть. К примеру, московский профессор Андрей Зубов утверждает, что, если суммировать египетские тексты, в них говорится о победе над смертью и о телесном воскресении умершего человека. Захоронения эры раннего палеолита являют нам могилы, наполненные предметами земного быта и очень трудоемкими в изготовлении каменными орудиями труда. Зачем расставаться с этими сокровищами, так необходимыми живым, если ТАМ ничего нет? Усопших щедро осыпали цветами, пыльца которых обнаружена в могилах. Эти факты ; косвенное подтверждение религиозности самых первых людей. И даже само положение их тел – в позе эмбриона – наталкивает на мысль: как человек выходит из чрева матери, так он должен выйти из чрева земли в свое время. Так считает новосибирский профессор Павел Волков (Волков, 2003, С. 165).
Однако современное человечество далеко гонит от себя мысль о смерти. Создается впечатление, будто люди и вовсе не думают умирать. Всего несколько десятков лет назад гробы особо уважаемых людей во время похорон несли через весь город. Теперь же видим лишь закрытые катафалки. Создана целая похоронная индустрия: умерших красиво наряжают, употребляют обильную косметику… Предоставляется весь комплекс похоронных услуг, лишь бы живые поменьше виделись с умершими. А если и соприкасались с ними, то на самое краткое время. Зачем? Ведь это напоминает о смерти! Сама практика кремации усопших, конечно, может оправдываться дефицитом земель. В Москве, например, стоимость похорон усопшего на городском кладбище уже приближается к стоимости квартиры. Но ведь территория России – пока самая большая в мире. Зачем уничтожать тела?…
Традиционно христиане, иудеи и мусульмане стараются предавать земле своих умерших, так как они видят основание традиции в словах, сказанных Богом Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:19). В законодательстве многих стран мира осквернение захоронения считается уголовным преступлением, попирать чужую могилу ногами воспринимается великим оскорблением родственникам покойного. Почему же так, если после смерти ничего нет? В этом чувстве протеста мы можем видеть глубоко живущую в человеке веру в воскресение умерших. А православные могилы украшает крест Христов, потому что после Голгофы наступает Пасха, и после смерти наших близких мы веруем в их воскресение в день суда, когда явится крест от края небес и до края.
Таким образом, последняя строка романа И.С. Тургенева – очевидное напоминание слов, которые звучат при погребении усопших. Они были хорошо известны православным современникам писателя и забылись в 21 веке. Над гробом поётся: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего … идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Смерть побеждена победой Христова Воскресения. Любовь Божия всесильна, потому что Бог есть любовь.

Литература:
Тургенев И. С. Отцы и дети. М., Астрель, 2005 г. — 240 с.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Том 1. Сад во время зимы. М., Православное издательство, 1993 г. – 572 с.
Волков П. В. Потомки Адама.- М.-СПб.-Новосибирск: Общество святителя Василия Великого, Православная Гимназия во имя Преп. Сергия Радонежского, 2003.- 207.
Зубов А.Б. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. М.: Никея, 2009. — 144 с.

источник

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова – главного героя – молодёжь восприняла как пример для подражания. Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен. Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии ? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году. Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды. При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Главный герой романа – Евгений Базаров. К своему приятелю – Аркадию Кирсанову – он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей. Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети». Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Евгений – нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу. Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив. И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался. Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе . Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества. Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» – задание сложное, но интересное. Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха». Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое. К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь – чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой – испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу – отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Читайте также:  Йодофильная флора в анализах у детей

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой . Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

источник

«Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище» я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти»

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину «На сельском кладбище». Тот, кто читал роман Тургенева «Отцы и дети», узнают в ней трагическую сцену финала романа: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят. на нас своими невинными глазами. они говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения «Отцов и детей». Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев! Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти.

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью». Базаров еще не произнес слов о «вечном примирении», но они уже чувствуются в «базаровской» тоске, в его «странной усталости», бесприютности. Все устремлено к одному центру — раскрытию базаровской тоски. Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о «близком освобождении крестьян». Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого «отрицателя». Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к «будущности России», к «новой эпохе истории». Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи «максималиста Базарова»: «. взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки. » И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в «мякеньком» Аркадии, он всюду ищет «настоящих людей», но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям. В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: «А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. да и на что мне его спасибо?!» Каждая реплика Базарова — сгусток душевных страданий: «. Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове. Я ведь. думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично. »

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли. Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова — самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека.

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров — человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий. Как писал Д. И. Писарев: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. » Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг. » — справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова — родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, «бесконечной жизни». Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует. Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха.

источник

Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище», я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти. (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

В 1874 году Василий Григорьевич Перов написал картину «На сельском кладбище». Тот, кто читал роман Тургенева «Отцы и дети», узнают в ней трагическую сцену финала романа: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Железная ограда окружает могилу; две молодые елки посажены по обеим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. Цветы, растущие на ней, безмятежно глядят. на нас своими невинными глазами. они говорят. о вечном примирении и о жизни бесконечной. »

Картина написана через 12 лет после романа Тургенева, но так и кажется, что она навеяна непосредственным свежим впечатлением от чтения «Отцов и детей». Одинокие фигуры двух старичков, застывших у могилы сына, словно списаны с родителей Базарова — Василия Ивановича и Арины Власьевны. И могила на картине так похожа на ту, что описал Тургенев! Рассматривая эту картину, я не могу не думать о судьбе Евгения Базарова, о его такой короткой жизни и смерти.

В конце романа Базаров с болью говорит о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством. и часть времени, которое мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью». Базаров еще не произнес слов о «вечном примирении», но они уже чувствуются в «базаровской» тоске, в его «странной усталости», бесприютности. Все устремлено к одному центру — раскрытию базаровской тоски. Базаров вдруг отзывается на предложение отца врачевать мужиков, на речи о «близком освобождении крестьян». Давно устоявшийся критический взгляд на отсталую русскую деревню мучает былого «отрицателя». Базаров стремится, хотя и не без иронии, понять мужиков, их отношение к «будущности России», к «новой эпохе истории». Но безуспешно: мужики не признали в нем своего.

Не без основания кажется, что Базаров теряет веру в то будущее, которое ему виделось. Правда, его рассуждения еще в немногом, но похожи на речи «максималиста Базарова»: «. взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из грядки. » И выдергивает себя из чуждой ему среды, сначала внутренне отъединяется, потом уезжает в родительский дом. Он окончательно разочаровался в «мякеньком» Аркадии, он всюду ищет «настоящих людей», но не находит их. Одиночество приводит Базарова к трагическим сомнениям. В результате и возникает то суждение героя, которого долго не могли простить автору романа: «А я возненавидел этого последнего мужика, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет. да и на что мне его спасибо?!» Каждая реплика Базарова — сгусток душевных страданий: «. Попал под колесо. Старая шутка смерть, а каждому внове. Я ведь. думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично. »

Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, сила воли. Д. И. Писарев считал сцену смерти Базарова — самой сильной в романе. Она, похоже, наиболее отчетливо выражает отношение автора к герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. Материал с сайта //iEssay.ru

Перед лицом смерти оказались слабыми опоры, некогда поддерживавшие базаровскую самоуверенность. Умирающий Базаров прост и человечен, он искупает смертью односторонность своей жизненной программы. Базаров — человек, судьбой своей воплотивший все издержки нигилистических теорий. Как писал Д. И. Писарев: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал, как он умирает. » Этот тип человека только складывался и дорисован мог быть лишь временем. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить великий подвиг. » — справедливо заметил Писарев.

Две великие любви освящают могилу Базарова — родительская и народная. Память о погибшем Базарове как бы сосредоточена в вечно живой, «бесконечной жизни». Более утонченной формы прощания с Базаровым и завещания его опыта последующим поколениям, наверное, не существует. Примирения Базарова с жизнью не наступило, в конце пути пришло успокоение, но мятежный дух продолжал жить в Базарове до последнего вздоха.

источник

При создании литературного произведения автор, как и Творец, наделен правом определить судьбу героя, женить, сделать счастливым или несчастным, сохранить жизнь либо закончить произведение его смертью.

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» — роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности жизненных принципов и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, нравственные ценности, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей произведений искусства. По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной жизненной целью Евгений обозначает «труд на пользу общества». Его задача — «жить для великой цели обновления мира».

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность – все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви – это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Итак, в финале романа главное событие — смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности — небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Перед лицом смерти человеческие ценности меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь – родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

источник