Меню Рубрики

Анализ иоп для детей с овз

Елена Савельева
Проект «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка 4–5 лет с ОВЗ»

Авторы: Ширзай Венера Закиевна, Леонова Наталья Григорьевна

Данный проект вызван необходимостью обеспечения права на доступность образования для всех членов общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из важнейших целей нашего ДОУ — создание специальных условий для развития и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников. Основным механизмом достижения цели является проектирование индивидуальной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями. Проект представляет инновационный способ разработки образовательной программы для дошкольников с ОВЗ.

Цель проекта: разработать и апробировать индивидуальную образовательную программу для ребенка 4-5 лет с особыми возможностями здоровья в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

• Изучить и проанализировать научную, педагогическую и методическую литературу по проблеме разработки индивидуальной образовательной про-граммы для детей с ОВЗ.

• Провести исследование на выявление уровня знаний воспитателей и родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

• Организовать эффективное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.

• Создать систему мероприятий для повышения профессиональной компетенции педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.

Разработать и внедрить индивидуальную образовательную программу для дошкольника 4-5 лет с ОВЗ по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения.

Разработать и апробировать авторскую карту комплексной диагностики актуального развития дошкольника 4-5 лет с ОВЗ.

Подобрать методы, приемы, игры, обеспечивающие адаптацию дошкольников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.

• Создать развивающую среду ДОУ, способствующую психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ.

Разработать перспективный план работы с родителями детей с ОВЗ.

• Провести семинар для педагогов района по распространению опыта работы.

• Опубликовать опыт своей работы на сайте ДОУ и в печатных изданиях.

• Выпустить сборник комплексной диагностики актуального развития ребенка 4-5 лет с ОВЗ с методическими рекомендациями.

Данный проект представляет собой внедрение инновационной системы работы, которая подразумевает адаптацию существующих организационно-педагогических условий и образовательных программ к особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Комплексность реализации предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

Цель — предварительная оценка организационно-образовательных условий ДОУ для разработки индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Работа на данном этапе включает следующие направления:

1. Изучение нормативно-правовой базы работы с детьми с ОВЗ.

2. Выявление уровня знаний педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.

3. Анализ организационно-педагогических условий, имеющихся в ДОУ.

4. Подборка материалов с целью оценки эффективности результатов проектной деятельности по разработке ИОП (практические задания для выявления имеющихся у педагогов и родителей знаний по работе с детьми с ОВЗ, определение структуры ИОП, составление карты динамики развития ребенка с ОВЗ).

Нами изучена нормативно-правовая база работы с детьми с ОВЗ. На основе данных документов в ДОУ разработаны локальные акты :

— Положение об организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

— Положение об Адаптированной Основной Образовательной Программе (АООП).

— Положение об Индивидуальной Образовательной Программе (ИОП).

Для организации работы с ребенком с ОВЗ заведующий издает приказ о зачислении ребенка в логопедическую группу (на основании заключения ТПМПК и заявления родителей (законных представителей). С родителями заключается договор об образовании по образовательным про-граммам дошкольного образования (Приложение № 6). Также определяются специалисты психолого-педагогического сопровождения, которые будут работать с ребенком. В данный момент в нашем дошкольном учреждении нет психолога и дефектолога, поэтому административной группой был найден возможный вариант — привлечение специалистов ППМС-центра.

Администрацией ДОУ проведен анализ организационно-педагогических условий, необходимых для образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.

На основе результатов анализа:

разработано положение о ПМПк ДОУ, определен со-став и обязанности его членов;

-составлен план методической работы с педагогами по повышению профессиональной компетенции, учитывая результаты анкетирования (анкета в Приложении № 9). Успех работы зависит от педагогической компетентности и профессиональной грамотности воспитателей, поэтому создана система мероприятий с педагогами ДОУ, которая включает в себя: конкурсы, консультации и семинары. В ходе данных мероприятий педагоги детско-го сада имеют возможность познакомиться с особенностями детей с ОВЗ и приемами работы с ними;

— определены приоритетные направления комплексной диагностики ребенка с ОВЗ, подобраны соответствующие диагностические материалы.

Анализ методической литературы выявил нехватку программно-методических материалов, недостаточность системы практических приемов работы, применимых к конкретному ребенку с ОВЗ. Помимо этого были выявлены разные подходы к структуре и содержанию ИОП. Эти вопросы в современной теории и практике коррекционной работы являются дискуссионными. С одной стороны, существует объективная необходимость учета индивидуальных познавательных потребностей и возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья путем частичного видоизменения содержания учебного материала и определения конкретных способов его освоения ребенком. С другой стороны, при проектировании содержания индивидуальной программы важно ориентироваться на планируемые результаты освоения основной обще-образовательной программы. Учитывая вышесказанное, мы поставили задачу —разработать наиболее оптимальную структуру и содержание ИОП для конкретного ребенка.

Цель – разработка и реализация ИОП для ребенка с ОВЗ.

Работа на данном этапе включает следующие направления:

1. Организация взаимодействия специалистов, педагогов и родителей в режиме работы ПМПк учреждения.

2. Разработка алгоритма проектирования индивидуальной образователь-ной программы:

Сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье. Комплексная диагностика индивидуальных особенностей ребенка с использованием специальных методов диагностики. Нами разработана карта диагностического обследования динамики развития ребенка с ОВЗ 4-5 лет (Приложение № 13). Обработка результатов ком-плексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья. После диагностики подготовлены заключения о психолого-педагогических особенностях ребенка, сформированных навыках, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае — определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности педагогов и специалистов являются самыми актуальными. Результаты диагностики используются при построении индивидуального образовательного процесса, в котором, исходя из выявленных проблем ребенка, определены пути коррекции.

• Анализ требований примерных основных общеобразовательных про-грамм, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Проектирование необходимых структурных составляющих индивидуальной образовательной программы. Проанализировав в методической литературе существующие варианты индивидуальной образовательной программы, нами была определена оптимальная структура ИОП в соответствии со следующими положениями:

1. Необходимость отражения в индивидуальной программе диагностических данных об актуальном уровне развития ребенка, цели и задачах сопровождения, а также мониторинге развития ребенка.

2. Содержание программы выстраивается на основе наполнения образовательных областей.

3. Обязательным компонентом программы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является раздел «Коррекционная работа». В данном разделе содержится информация о содержании индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятиях для данного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия обучения и воспитания, а также взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной программы.

4. Опора на формирование ведущего вида деятельности и достижение за-дач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Раскрытие направлений взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

• Определение временных границ реализации ИОП.

• Четкое формулирование цели ИОП.

• Определение задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи ИОП определяют направления коррекционной работы с конкретным ребенком.

• Определение содержания ИОП в соответствии с результатами диагностики: коррекционный и образовательный компоненты; планирование форм реализации разделов ИОП, определение форм и критериев мониторинга достижений ребенка, формирования его социальной компетентности, эффективности коррекционной работы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатываемая дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Содержание индивидуальной образовательной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. В процессе содержательного наполнения ИОП мы обращали внимание на следующие аспекты:

— содержание индивидуальной образовательной программы должно отражать систему работы специалистов в направлении индивидуального со-провождения развития ребенка на определенном временном отрезке;

— содержание индивидуальной программы должно соответствовать ее целевому назначению и временному периоду, который отведен на ее реализацию;

— содержание ИОП должно быть направлено на реализацию особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания;

— мероприятия, заложенные в индивидуальную программу, должны быть нацелены по возможности на достижение задач возрастного развития, а также на восполнение недостатков предшествующего периода развития;

— содержание ИОП должно быть доступным для его освоения ребенком с ограниченными возможностями здоровья и частичной его реализации родителями (законными представителями) ребенка;

— содержание ИОП следует располагать по принципу линейности и кон-центричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала;

— в ИОП обязательно следует обозначить особые методы, приемы и средства овладения программным материалом.

• Определение форм реализации разделов ИОП: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые и другие.

• Планирование форм участия в реализации ИОП различных специалистов (воспитателей, психолога, педагога дополнительного образования и др., а также родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

• Определение форм и критериев мониторинга достижения планируемых результатов ИОП. Нами были предусмотрены критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы в соответствии с программным содержанием. При этом результаты промежуточной оценки результативности кор-рекционно-педагогической работы служат основанием для корректировки ИОП на протяжении всего периода ее реализации.

Наш опыт проектирования ИОП для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать вывод о том, что наиболее удачным является изложение содержательного раздела программы в виде таблицы (Приложение № 21). С этой целью следует четко обозначить умения, навыки, процессы, которые будут сформированы у ребенка в процессе его сопровождения на основе индивидуальной образовательной программы.

3. Реализация ИОП.

Организация деятельности воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом.

Организация мониторинга достижений ребенка, его социальной компетентности, эффективности коррекционной работы.

4. Анализ и коррекция ИОП. Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и достижений ребенка; внесение корректив в ИОП.

Цель — подведение итогов работы над проектом. Данный проект апробирован в нашем дошкольном учреждении с сентября 2015 г., а разработанная нами система мероприятий реализуется в настоящее время и до конца учебного года будет выполнена в полном объёме. Промежуточные результаты педагогического наблюдения детей показали положительную динамику. Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ОВЗ.

Читайте также:  Оам анализ расшифровка для детей

В дальнейшем планируем поделиться опытом своей работы на семинаре для педагогов «Педагогическое проектирование индивидуальной образовательной программы». На данный момент реализация проекта дала положительную динамику.

В дальнейшем мы планируем выпуск в печатном виде карты комплексной диагностики актуального развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ с методическими рекомендациями для педагогов.

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

1. Пополнение методической базы по работе с детьми с ОВЗ.

2. Организация эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности и самореализации педагогов, внедрение педагогических инноваций в практику работы ДОУ.

4. Создание системы мероприятий для педагогов с целью повышения про-фессиональной компетенции в работе с детьми с ОВЗ.

5. Разработка и апробация авторской карты динамического обследования развития ребенка с ОВЗ.

6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

7. Подборка методов, приемов, игр, обеспечивающих адаптацию до-школьников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.

8. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ИОП для ребенка с ОВЗ.

9. Разработка перспективного плана работы с родителями детей с ОВЗ.

10. Проведение семинара для педагогов района по распространению опыта работы.

11. Выпуск сборника комплексной диагностики актуального развития ребенка 4-5 лет с ОВЗ с методическими рекомендациями.

источник

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

« Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ ».

Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальныe образовательные услoвия для максимaльной реализации особых образоватeльных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования .

Цель программы — формирование системного подхода к обеспечению

условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико —

педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико —

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными потребностями основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

— оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

1. Принцип единства развития и коррекции , который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития , который

предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

5 . Принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6 . Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения , т.к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей , как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.

Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

• пoяснительная записка . Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

• индивидуaльный учебный план;

• содержание программы , состоящее из трех основных компонентов:

— образоватeльный компонент : раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

— коррекционный компонент : указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

— воспитательный компонент , который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника , в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации . Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение . Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

источник

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его образовательных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты.

Индивидуальная образовательная программа

Автор разработчик: Мурзина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Эти функции предопределяют направленность целей образования на формирование социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Получение образования является также неотъемлемым условием эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся школьники, имеющие различные ограничения в здоровье, и в связи с этим нуждающиеся в специальном (коррекционном) образовании.

Учащийся с ограниченными возможностями здоровья не может получить качественного образования в системе специального образования, изолированной от общества, от всей системы образования. Поэтому актуальным на сегодняшний день становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Для решения этой проблемы необходимо обеспечить доступность образования через возможность выбора содержания обучения, его форм, т.е. через организацию обучения по индивидуальной образовательной программе.

Индивидуальная образовательная программа является программой образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его образовательных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. ИОП способствует формированию у учащегося навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

в предоставлении возможности учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

Читайте также:  Оак анализ расшифровка у детей

в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;

в реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей его психофизического развития.

Индивидуальная образовательная программа фиксирует учебную нагрузку, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута, информирует о совокупности образовательной деятельности, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности, определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики, позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Структура работы с обучающимися с ОВЗ:

Образовательный процесс в МАОУ гимназии №49

Личность обучающегося воспитанника

II. Целевое назначение индивидуальной образовательной программы:

Содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно­психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально­-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).

Воспитательная функция школы направлена на раскрытие способностей ученика, формирование социально-активной, патриотичной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, на обеспечение успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

III. Адресность индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа предназначена для учащейся 5 «И» класса Шамаевой Анны с ограниченными возможностями здоровья.

IV. Принципы разработки и реализации индивидуальной

Принцип гуманизации предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности учащегося с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь;

Принцип индивидуального подхода предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащегося, т. е. системный подход к анализу особенностей его развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип интегрированного подхода предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося. Содержание и выбор методов коррекционной работы зависит от количества и видов первичных нарушений, имеющихся в структуре сложного.

Принцип непрерывности гарантирует учащемуся с ОВЗ непрерывность педагогической помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации ИОП учащегося с ОВЗ предполагает постоянное сотрудничество педагогов, тьютора, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося по индивидуальной образовательной программе.

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности учащегося предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

V. Содержание индивидуальной образовательной программы.

Шамаева Анна обучается в 5 «И» классе. Её учебный план скорректирован и дополнен за счет ДО в соответствии с рекомендациями врачей: за счет дополнительного образования ей предоставлена возможность заниматься в гимназии внеурочной деятельностью

Дополнительные образовательные программы (формы внеурочной деятельности)

источник

Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Методические рекомендации по составлению

индивидуальной образовательной программы (ИОП)

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

наличие в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума;

согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.

ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.

II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий :

Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.

Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.

Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются.

Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (куратора, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Индивидуальная образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры ИОП могут являться:

Индивидуальный учебный план

Заключение и рекомендации

В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план . Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия.

4. Содержание программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Читайте также:  Нормохромная анемия у детей анализ

Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.

Образовательный компонент , в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.

Коррекционный компонент , в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел, отражающий притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

Шаблон индивидуальной образовательной программы

источник

Методические рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы (ИОП) для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Методические рекомендации по составлению

для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. ИОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

ИОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы предусматривают следующее:

— наличие в образовательном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума;

— согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной образовательной программе.

Нормативно-правовой базой проектирования индивидуальных образовательных программ является закон РФ № 000-1 от 01.01.2001 «Об образовании», закрепляющий право обучающегося на индивидуальную учебную программу, ускоренный курс обучения в пределах федерального государственного образовательного стандарта (п.4, ст.50). Разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей отдельных категорий обучающихся, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья.

ИОП обеспечивает выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлении главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2001 года № 000 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

Порядок разработки и корректировки индивидуальных образовательных программ рекомендуется закрепить локальным нормативным актом, – Положением об индивидуальной образовательной программе – который позволит упорядочить работу педагогов посредством четкого разъяснения в его содержании структуры индивидуальной программы, порядка ее разработки, реализации и корректировки.

Индивидуальная образовательная программа, разрабатываемая специалистами образовательных учреждений, должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.

II. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Основой проектирования индивидуальной образовательной программы должна стать организация наиболее оптимальных условий обучения для ребенка с особыми образовательными потребностями с целью развития его потенциальных возможностей и формирования ключевых компетентностей, так как индивидуальная программа отражает индивидуальное содержание образования и особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

В соответствии с требованиями к разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование и последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для детей-инвалидов рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий:

1. Анализ требований федерального государственного образовательного стандарта, содержания примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана.

2. Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. Определение временных границ реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок, как правило, состоит из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.

Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для обучающегося составляет один год. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле-мае текущего учебного года.

4. Четкое формулирование цели индивидуальной образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются федеральным государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели уточняются и конкретизируются.

Целеполагание при проектировании индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

5. Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления учебно-воспитательной и коррекционной работы с ребенком.

6. Определение содержания индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности. Описание способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

7. Планирование форм реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

8. Планирование форм участия в реализации индивидуальной образовательной программы педагогических работников (куратора, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.), а также родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида.

9. Определение критериев промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы; форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы.

III. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Индивидуальная образовательная программа состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры ИОП могут являться:

3. Индивидуальный учебный план

5. Заключение и рекомендации

В индивидуальных образовательных программах указывается содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по разным учебным предметам, а также отражается коррекционная работа с обучающимся, то есть фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания материала на уроке.

Компонентный состав структуры индивидуальной образовательной программы для обучающегося может быть оформлен следующим образом:

1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.

2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке следует указать основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.

3. Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия.

4. Содержание программы. Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

Раздел, раскрывающий содержание индивидуальной программы, целесообразно разделить на три основных компонента или блока.

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочей программы по учебному курсу.

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке рекомендуется предусмотреть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Воспитательный компонент содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, куратора, тьютора, социального педагога и др.), а также раздел, отражающий притязания родителей обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

5. Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения.

Шаблон индивидуальной образовательной программы

Полное название образовательного учреждения

источник