Меню Рубрики

Анализ игровых программ для детей

Цель: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей.
Задачи:
— создать праздничное настроение;
— содействовать развитию творческих способностей детей;
— популяризировать отечественную детскую литературу и мультипликацию.

Сценарий игровой программы для детей «Простоканикулово»
Цель: организовать содержательный и эмоционально насыщенный досуг для детей.
Задачи:
— создать праздничное настроение;
— содействовать развитию творческих способностей детей;
— популяризировать отечественную детскую литературу и мультипликацию.
Оформление:
— сцена представляет собой комнату в избе (печь, лавки, окно);
— перед сценой — дорожный указатель «д. Простоканикулово — 5 шагов»;
— зал празднично украшен шарами, гирляндами и т. п.
Действующие лица : Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, Галчонок, теленок Гаврюша.

Звучит музыка. Дети занимают места в зале. Для участия в конкурсах дети заранее разделены на команды.
Печкин (выглядывает из-за кулис и читает стихи).
Печкин: Я так хочу изобразить весну.
Окно открою и воды плесну
На мутное стекло, на подоконник.
А впрочем, нет. Подробности потом.
Я покажу сначала некий дом,
И множество закрытых еще окон.
Потом из них я выберу одно,
И покажу одно только окно,
Но крупно.
Сцена первая.
Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Кот Матроскин сидит спиной к зрителям на краю сцены. Дядя Федор идет мимо него, надувая на ходу шарик.
Матроскин. Неправильно ты, Дядя Федор, шарик надуваешь.
Дядя Федор . Это почему же неправильно?
Матроскин. Надо побольше воздуха в легкие набирать и сильнее дуть.
Дядя Федор. А откуда ты знаешь, как меня зовут?
Матроскин. А я всех тут знаю. Тебя дядя Федор зовут. А я Матроскин, раньше на чердаке жил, сам по себе, а теперь мой чердак ремонтируют, вот я здесь и сижу, скучаю.
Дядя Федор . Зачем скучать? Пойдем со мной в Дом детского творчества, там очень весело. Летние каникулы начались, и на праздник много ребят пришло.
Матроскин. А шарики там будут? Я люблю шарики надувать!
Дядя Федор. И шарики будут, и игры, и конкурсы.
Матроскин. А я умею не только шарики надувать, а еще играть, петь, танцевать и даже конкурсы проводить.
Дядя Федор. Здорово! Идем же скорей, я с удовольствием познакомлю тебя с ребятами.
Матроскин поворачивается лицом к зрителям.
Матроскин. Ой, сколько здесь собралось мальчиков и девочек! Ребята, давайте знакомиться! Я предлагаю сделать это при помощи интересной игры.
Матроскин проводит с залом игру — кричалку.
Сколько вас сегодня здесь?
Мне за день не перечесть!
Вы Димы, Светы, Сережи, Танюши.
Угадал? Давайте, проверим.
Все Леши хлопают, Насти топают,
Егоры и Сережи прыгают,
Кати, и Маши ногами дрыгают,
Светы руки поднимают,
Во всю Жени приседают.
А остальные как можно громче
Имена свои называют.
Итак, раз, два, три — свое имя назови!
Матроскин. Вот и познакомились. Мы рады приветствовать всех сегодня в нашей деревне под названием Простоканикулово, и предлагаем вам принять активное участие в конкурсах, которые мы для вас подготовили.
Командам присваиваются названия по имени главных героев, и вручается атрибут. Например: команда кота Матроскина получает пакет из-под молока, команда почтальона Печкина — газету, команда Шарика — надувной шарик или кость (нарисованную или бутафорскую), команда Дяди Федора – шарф.

Сцена вторая.
Звучит музыка из мультфильма. На сцене — пес Шарик и кот Матроскин с гитарой в руках.
Матроскин (поет). А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил. О морях и не мечтаю: телевизор мне природу заменил. Что было вчера — то забыть мне нельзя. С завтрашнего дня, с завтрашнего дня ни соседям, ни друзьям — никому не узнать меня, не узнать меня.
Шарик. Тебя-то я, Матроскин, где хочешь и когда хочешь, узнаю, а вот песня твоя мне незнакома. Раньше я ее никогда не слышал.
Матроскин. Ты много еще чего не слышал! А вот ребята, я уверен, много песен знают и даже могут угадать их с самых первых аккордов. Правда, ребята?
Матроскин проводит музыкальный конкурс . Проигрывается по очереди несколько мелодий из известных детских мультфильмов, команды угадывают.

Сцена третья.
На сцене — кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин.

Звучит музыка из мультфильма.
Печкин. Вот и лето наступило. Уже и первый летний дождик в окошко стучит.
Матроскин. А мне кажется, это не дождь стучит, а кто-то в дверь колотит.
Шарик. Да! Войдите!
Дядя Федор (в маске). Здравствуйте! Угадайте, кто я?
Печкин. Адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Человек и пароход.
Дядя Федор. Ну, вы уже совсем! (Стучит кулаком себе по лбу.)
Матроскин. Кто там?
Печкин. Кто там?
Галчонок («вылетая» на сцену из-за кулис). Это я — Галчонок, принес вам новый конкурс!
Галчонок проводит театральный конкурс.

Командам нужно изобразить без слов понятия, имеющие отношение к мультфильмам о Простоквашино. На карточках написаны следующие слова: «запорожец», «печь», «фоторужье», «самовар».
Сцена четвертая.
Звучит музыка из мультфильма. На сцене Дядя Федор и Галчонок занимаются по букварю.
Дядя Федор. Так, это какая буква?
Галчонок. Кар!
Дядя Федор. А это?
Галчонок. Кар!
Дядя Федор. А ну, каркни эту букву!
Галчонок. Кар!
Дядя Федор . Ну, а это-то какая?
Галчонок. Кар, кар, кар!
Дядя Федор . Да, Галчонок, еще только первый день каникул, а ты уже все буквы забыл, расслабился.
Галчонок. Кар, кар!
Дядя Федор . Ребята, а вы тоже расслабились на каникулах? Сейчас мы проверим. Мы будем задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них ответить правильно.
Галчонок проводит интеллектуальный конкурс .

Вопросы:
1. Какая польза была от картины, которая висела в квартире у Дяди Федора?
(Загораживала дырку в стене.)
2. Какой головной убор носил Печкин летом? (Шапку.)
3. Кого предлагал продать кот Матроскин, чтобы купить корову? (Шарика.)
4. При помощи, каких инструментов герои откопали клад? (При помощи лопаты и кирки.)
5. Какие первые слова сказал Галчонок? («Кто там?»)
6. Чем писали письмо родителям Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик?
(Чернилами.)
7. Как зовут корову кота Матроскина? (Мурка.)
8. Почему Печкин не отдавал посылку героям? (У них документов не было.)
9. Какие документы предъявлял кот Матроскин Печкину? (Усы, лапы, хвост.)
10. Как зовут теленка в мультфильме? (Гаврюша.)
11. Чему учил Шарик теленка Гаврюшу? (Собачьим командам.)
12. Где работал дядя кота Матроскина? (На гуталиновой фабрике.)
13. Как назывался пароход, на котором плавала бабушка кота Матроскина? («Иван Федорович Крузенштерн».)
14. За кем на охоте гонялся Шарик? (За зайцем.)
15. Назовите имя и отчество почтальона Печкина. (Игорь Иванович.)
16. Что, по мнению Шарика, должны давать умные коровы вместо молока?
(Газированную воду.)
17. Какой головной убор подарила Печкину мама Дяди Федора? (Бескозырку.)
18. Какую обувь купил Шарик себе на зиму? (Кеды.)
19. Каким вареньем лечили Дядю Федора? (Малиновым.)
20. Что прислали родители Дяди Федора в посылке для Шарика? (Фоторужье.)
21. В какой телепередаче выступала мама Дяди Федора? (В передаче Голубой огонек».)
22. Как объяснял свою вредность почтальон Печкин? («Это я потому такой
вредный был, что у меня велосипеда не было».)
23. Кто автор произведения «Каникулы в Простоквашино»? (Эдуард Успенский.)
24. Что, по словам папы Дяди Федора, можно было делать с помощью шапки
Печкина после того, как в нее выстрелил Шарик? (Вермишель отбрасывать.)
25. Сколько вечерних платьев взяла с собой мама Дяди Федора на курорт?
(Четыре.)
26. Кто спас Шарика, когда тот тонул в реке? (Бобр.)
27. Чем отблагодарили бобра за спасение Шарика? (Морковкой.)
Сцена пятая.
Звучит музыка из мультфильма. Галчонок сидит на сцене и разрезает ножницами газету. Входит почтальон Печкин, впадает от увиденного в гнев.
Печкин. Что ты делаешь с моей газетой?
Галчонок. Я учу новые слова, кар-кар-кар, а потом их вырезаю, чтобы Дяде Федору показать. То-то он обрадуется!
Печкин. Я же еще не читал свежей почты! Может быть, там ценная информация для меня была?! Что же ты наделал?! (Хватается за голову.)
Галчонок (виновато). Кар-кар-кар!
Печкин берет кусок газеты, разглядывает его.
Печкин. Объявление какое-то. Фотография. Очень знакомая. (Печкин,
переворачивая газету так, чтобы залу был виден портрет Дяди Федора, читает
дальше.) Нашедшего. Велосипед. Велосипед?! (Мечтательно произносит, а потом спохватывается и с грустью говорит.) Вот незадача-то, как же я узнаю, что было написано в объявлении? Галчонок пытается успокоить Печкина.
Галчонок. А может, у ребят попросим помощи? Они учатся в школе, не то, что я. Многое знают и умеют.
Печкин. И правда! Ребята, пожалуйста, помогите восстановить текст объявления!
Каждая команда получает набор отдельных слов, из которых нужно сложить текст:
«Пропал мальчик. Зовут Дядя Федор. Глаза голубые. Рост метр двадцать. Родители его ищут. Нашедшего ждет премия — велосипед».
Сцена шестая .
Звучит музыка из мультфильма. На сцене — пес Шарик и кот Матроскин.
Шарик. А как ты считаешь, Матроскин, вот о чем я сейчас думаю?
Матроскин. О чем, о чем?! Ясное дело, о своей сахарной косточке.
Шарик. А как это ты догадался?
Матроскин. А это у тебя на лице написано!
Шарик бежит к зеркалу и смотрится в него.
Матроскин. Я вообще мог бы экстрасенсом стать, да только у меня корова, хозяйство.
Времени не хватает. Хочешь, покажу, что я умею?!
Шарик. Да ну?
Матроскин. Вот смотри внимательно: я сейчас буду угадывать мысли у ребят.
Матроскин проводит игру.

Звучит специально подготовленная аудиозапись
(шумовые эффекты записаны поочередно с отрывками из песен). Включается
запись. Пока звучит шум, Матроскин ходит по залу, водит микрофоном над
головами детей, в конце концов, он останавливается — тут звучит отрывок
известной песни. Игра продолжается.
Сцена седьмая .
Звучит музыка из мультфильма. На сцене — кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин.
Матроскин. Ну и ну, что делается! На дворе двадцать первый век, а у нас в доме один фломастер на двоих! Ну как при царе Горохе!
Печкин. А почему так вышло? Что у вас средств нет, то есть денег у вас не хватает?
Матроскин. Средства у нас есть. У нас ума не хватает! Говорил я этому художнику: сходи, купи себе краски. А он что?!
Печкин. А что он?
Матроскин. А он пошел и купил клубок ниток.
Печкин. Это он, не подумавши, сделал.
Матроскин. Балбес он, балбес!
Печкин. А вы скажите ему об этом. Раскройте ему глаза, чтобы у него прояснилось.
Матроскин. Не могу, мы с ним уже два дня не разговариваем.
Шарик. Не два, а три!
Печкин. Это не беда. Можно телеграмму послать или письмо.
Шарик. А я не буду ему ответ писать. Я вот на днях книжку интересную прочитал. Оказывается, можно картины не только красками, а даже нитками рисовать. А вы, ребята, хотите попробовать?
Шарик проводит конкурс художников.

Каждая команда получает лист ватмана формата АЗ, клубок ниток (или шпагата), ножницы, скотч.
Задание — «нарисовать» нитками картину. Условие: изображаемое должно иметь отношение к героям произведений Э. Успенского. Представители команд демонстрируют свои картины на сцене.
Сцена восьмая .
Звучит музыка из мультфильма. На сцене Шарик дрессирует Гаврюшу.
Шарик. Гаврюша, ко мне! (Гаврюша выполняет команду.) Гаврюша, реверанс!
(Гаврюша выполняет команду.) Гаврюша, покружись! (Гаврюша выполняет команду.)
Гаврюша, ламбаду! (Гаврюша выполняет команду.) Гаврюша, лапу! (Гаврюша выполняет команду.) Молодец! Великолепно танцуешь! Твое место на сцене Большого театра! Гаврюша, вперед! (Гаврюша выполняет команду и убегает за кулисы.)
А сейчас я хочу проверить, как наши ребята умеют танцевать.
Шарик проводит танцевальный конкурс.

Ребятам предлагаются всемирно известные танцевальные мелодии, записанные на диск без пауз (вальс, цыганочка, барыня, ламбада, лезгинка, летка-енька, рок-н-ролл). Участвуют все желающие.
Примечание: в течение всей программы герои озвучивают результаты каждого конкурса, награждают команды и благодарят детей за участие.
В завершение мероприятия залу задается вопрос, понравилась ли программа.
Герои программы поздравляют ребят с началом каникул, желают хорошо
отдохнуть.
Шарик. На прощание мне очень хочется подарить всем еще одну прекрасную песню.
В исполнении обучающейся звучит «Песня о хорошем настроении» из кинофильма «Карнавальная ночь».
Галчонок (выбегая из-за кулис). Матроскин, Шарик, Дядя Федор, идемте чай пить! Уже самовар закипает. А ребятам пора по домам! До свидания, ребята!

источник

Идея проведения театрализованной игровой программы «Экология и дети» возникла не случайно. Указом Президента Российской Федерации №1157 от 10.08.2012 г. 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. 5 июня отмечается День защиты окружающей среды. В настоящее время экологическая грамотность и бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Прививать чувства бережного отношения к природе необходимо с детских лет. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром, любит природу, боится причинить ей вред. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность — духовно, интеллектуально, нравственно. Воспитание детей экологически грамотными может в будущем дать возможность улучшить состояние окружающей среды. Поэтому в День защиты детей коллектив дома культуры решил посвятить театрализованную игровую программу «Экология и дети» экологическому воспитанию подрастающего поколения.

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста.

Дата и место проведения мероприятия: 1.06.2013 г. на площадке ДК. Продолжительность мероприятия — 1ч. 20 м.

Организационная цель: создание условий для организации содержательного досуга детей младшего школьного возраста.

Педагогическая цель: формирование бережного отношения к природе посредством игровой деятельности.

Объект воздействия: дети младшего школьного возраста пос. Борзовая Заимка.

Субъект воздействия: коллектив МБУК «Дом культуры пос. Борзовая Заимка».

Форма проведения: театрализованная игровая программа. Мероприятие включает игры, активизирующие интерес детей к проблеме экологического просвещения.

Структура формы театрализованной игровой программы «Экология и дети» представлена следующими элементами:

  • 1. Экспозиция. Вступительная часть: выход на сцену театрализованных персонажей Земли и Воды, которые поздравляют ребят с Днем защиты детей и призывают бережно относиться к природе.
  • 2. Завязка. Возникновение экологической проблемы. Основные действия театрализованной игровой программы «Экология и дети» происходят с выходом отрицательного персонажа — Кикиморы, которая вовлекает детей в игровые действия.
  • 3. Кульминация. Разрешение конфликтной ситуации. В процессе игровых действий Кикимора встает на путь исправления.
  • 4. Финал. Оценка завершившегося действия. Выход на сцену всех действующих лиц. Исполнение финальной песни.

Таблица. План подготовки мероприятия:

Подбор материала для музыкального оформления

Сбор материала, его обработка для сценария, написание сценария

Изготовление афиш мероприятия

Изготовление декораций для оформления сцены

Изготовление костюмов для ведущих

Подбор соответствующего реквизита

Читайте также:  Коклюш у детей анализ не подтвердил

Анализ проведенного мероприятия

Сценарно-режиссерское решение организационно-педагогического замысла:

Тема: может ли ребенок спасти свою планету?

Идея: каждый человек должен отвечать за экологию планеты.

Сценарно-режиссерский ход: состязание с силами зла, разрушающими экологию.

Вид монтажа. Последовательный — эпизоды выстраиваются в логической последовательности, соответственно логике развития основного события.

Структура сценария представлена тремя блоками:

  • 1. Ритуально-символический. Формирует эмоционально-психологический настрой аудитории на восприятие и участие в играх и конкурсах, активизирует аудиторию и вовлекает в предлагаемые обстоятельства.
  • 2. Зрелищно-игровой. Создает необходимые условия для зрелищно-игрового действия, через использование методов активизации вовлекает участников в процесс игры.
  • 3. Действенно-динамический. Представлен конкурсами, играми.

Средства идейно-эмоциональной выразительности способствуют раскрытию содержания и стиля мероприятия, усиливают воздействие на зрителя. При проведении мероприятия использовались такие выразительные средства, как устное слово, шумовое и музыкальное оформление, наглядные средства (декорации, сценические костюмы персонажей, реквизит для игр), исполнительское искусство.

Устное слово помогает участникам мероприятия погрузиться в атмосферу игры, несет эмоциональную информацию, создает словесные образы. В театрализованных формах важен голос, поза, жест, движение.

В качестве шумового оформления мероприятия использовалось воспроизведение звуков природы: пение птиц, шум журчащего ручья. Музыкальное оформление один из самых важных компонентов игровой программы, который обеспечивает возможность выступления детской вокальной студии, служит фоновой музыкой при проведении игр. Музыка сопровождает аудиторию на протяжении всего мероприятия, держит темпоритм мероприятия.

Наглядные выразительные средства (сценические костюмы, реквизит и бутафория) являются декоративными элементами оформления мероприятия, которые привлекают внимание, вызывают желание поучаствовать в игре, позволяют более эмоционально воспринимать материал мероприятия.

Исполнительское искусство — коллективное исполнение танцевальных движений «превращает» зрителей в активных участников.

Перечисленные выразительные средства способствовали раскрытию идейного содержания мероприятия, усиливали воздействие на зрителя.

Активизация аудитории мероприятия осуществлена следующими методами:

· Метод театрализации использовался для воздействия на эмоциональную сторону мероприятия. Театрализация объединяет и подчиняет все используемые компоненты и создает необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на.

источник

Библиотекарь, инициативная группа учащихся

Сценарно-режиссерский (постановочный) отдел

Отдел наглядно-вещественного оформления и костюмов

Зам. директора по воспитательной работе.

Затейно — игровой отдел (спортивные игры)

Руководитель музыкальной студии «Гармония»

Сценарно-режиссерский ход: игра-путешествие

Участникам необходимо приземлиться на каждой из 6 планет и выполнить задание предложенное жителями этих планет.

Выступление танцевального коллектива «Смайл»

Средства идейно-эмоциональной выразительности:

-технические средства — медиа-материал;

-наглядные — плакаты, тематическое оформление зала, костюмы;

1. Метод театрализации позволит подросткам погрузиться в атмосферу космоса.

2. Игровой метод привлечет подростков к участию в конкурсах и играх.

Способ активизации зала: игра

Все мероприятие было выстроено в едином темпо-ритме, яркий эмоциональный настрой создавался настроем самих участников и исполнителей представления.

Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности масс участников, как в моменте подготовки, так и при проведении творческого мероприятия. Игра служит удовлетворением потребностей в отдыхе. Играя, своеобразным образом подросток тренируется, обучается. Игра удовлетворяет потребность в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Таким образом, в игре формируются все стороны личности подростка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью школьников.

Критерии оценки результатов

Эффективность программы оценивается через создание, во-первых, конкретной продукции (фото, стихи, песни, медиа-материал), во-вторых, улучшение психофизического состояния подростков, которое можно отследить через художественную продукцию (фотоальбом, стенгазета, воспоминания), созданную самими участниками мероприятия.

Руководителями учреждения, по окончанию программы, были оценены достижения поставленных задач и намеченных результатов. Программа рекомендована на проведение в следующем году.

Анализ реализации программы дает основание сделать вывод, что в данной программе правильно поставлены цели, точно определены объект и субъект воздействия. Программа по формированию нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности в целом внедрена, мероприятия проводятся на должном уровне, подростки активно участвуют в предложенных мероприятиях, проявляют инициативу и заинтересованность. Праздники, ток-шоу, развлекательно-игровые программы, вызывают неподдельный интерес и положительные эмоции у подростков.

Таким образом, предположение о том, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

— учитываются психофизиологические особенности и состояние здоровья современных подростков;

— разработана и реализована программа по формированию нравственно-эстетической культуры;

— при условии направленного комплексного использования рационально-познавательных, эмоционально-зрелищных, познавательно-поведенческих, игровых технологий.

Организаторы мероприятий программы признают, что следует проводить работу с подростками целенаправленно, давая им возможность творческого самовыражения, привлекая к здоровому образу жизни, воспитанию в себе нравственных и эстетических основ.

При такой постановке проблемы, можно уверенно прогнозировать:

· увеличение подростков, занимающих активную позицию по формированию своего здорового образа жизни;

· подъем активности и целеустремленности;

· тенденцию увеличения культуры речи у подростков;

· значительное уменьшение подростков, зависящих от табака, алкоголя и наркотиков.

В ходе внедрения программы школьники стали чаще посещать соревнования, спортивные праздники, участвовать в круглых столах, дискуссиях, мероприятиях вне школы. Повысился интерес к спортивно-игровым программам, конкурсам, общественно-трудовой деятельности. Таким образом, наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-эстетической культуре подростков.

источник

Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

— Обучающие программы

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы. Специалисты выделяют 5 направлений:

— объемное восприятие и фантазия;

— музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, «Веселые Картинки» — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

— «Раскрашка» — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»— тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности. Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» — Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

«Тренажер Мозга» — это профессионально разработанная программа — тренинг, для развития и повышения таких важных — Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

«Интеллект-тренажер«- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программам этого типа относятся:

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», «Сложи узор», «Калейдоскоп».

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». «В поисках Немо», «Элька»

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

— Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

— Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как фактор развития интеллектуальных способностей старших дошкольников «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» АВТОРЕФЕРАТ Сагалбекова.

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Картотека игр для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие творческих способностей детей. Игры на развитие ассоциативности мышления Игра «Что на что похоже » 3-4 человека.

Мастер-класс Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобович Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью технологии В. В. Воскобовича «Сказочные.

Предметно-развивающая среда для развития креативности речевых, литературных и интеллектуальных способностей детей «Быть креативным, это значит – копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях НОД Исходным условием интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений являются.

Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Дошкольники — прирожденные исследователи. Подтверждение тому их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В этом возрасте.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

Технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР Подготовили: Учитель-логопед Нечаева Екатерина Владимировна Музыкальный руководитель Голубева Екатерина Юрьевна Актуальность: В коррекционной.

источник

В школе проводилась методическая декада педагогического мастерства. Мною было проведено открытое мероприятие по теме «Игры нашего детства». Мероприятие проводилось в форме игровой программы для воспитанников 4 семьи, обучающихся в 1-4 классах.

Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей. В связи с чем, что в наше время теряется интерес самих детей к национальным северным играм, поэтому считаю целесообразным проведение данного мероприятия.

В мероприятии участвовали девочки и мальчики, где были предусмотрены игры для разнополых детей. Форма воспитательной работы была обозначена, как игровая программа.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями воспитанников, у которых игровая деятельность, является одной из ведущих и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у детей не только личную ответственность за общее дело, но и переживать за товарища, помогать ему.

В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы цели:

— повторить правила знакомых игр, научить новым, неизвестным детям играм;
— пробуждать желание участвовать в коллективных играх;
— развить наблюдательность, интерес к своей национальной культуре.

С учетом данной формы воспитательного мероприятия были сформулированы следующие задачи:

— познакомить детей с национальными играми;
— создать условия для формирования и развития игровых навыков подрастающего поколения;
— научить добиваться поставленных целей.

Тема мероприятия подобранна исходя из одного направления воспитательной работы: развитие игровых способностей воспитанников, создание условий для всестороннего развитие личности и формирования эстетического вкуса.
Инициатором организации данного конкурса являюсь я, но все же основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли воспитанники моей семьи. Ребята с удовольствием участвовали в оформлении помещения, в изготовлении оборудования. За основу программы была взята игровая деятельность.

Во время игровой программы я старалась формировать умение добиваться успеха и правильно относиться к собственным победам и неудачам, развитие уверенности в себе. Нам не удалось добиться высоких результатов за счет застенчивости детей, при виде «посторонних». Дети, зная ответ на заданный им вопрос, умалчивали. Заранее им я сообщили о том, что будут гости. В этом была и моя ошибка, так как я не предусмотрела, что может выйти такая картина.

Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и инертные ребята. Дети с удовольствием готовили атрибуты, принимали участие при подготовке презентации. В дальнейшем, я думаю, они смогут воспитать в себе умение контролировать свои эмоции, настроение.

Я выполняла лишь направляющую роль в том, чтобы ввести детей в игру, проникнуться любовью к древнему мастерству своего народа, к своим исконным традициям, по которым жили и живут прадеды и отцы. В ходе программы я подбадривала ребят и в то же время постоянно акцентировала их внимание на сроках выполнения порученных им заданий.

Почему я выбрала эту тему? Меня очень волнует то, что дети коренной национальности, живя в цивилизованном мире, теряют связь с традиционным укладом жизни, отдаляясь все дальше от своей культуры. При правильной постановке и организации работы в этом направлении, можно добиться значительного успеха. Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных традиций, игр, так как сегодня только через игру и искусство можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить традиции.

Цели и задачи данного мероприятия достигнуты. Работа в целом прошла содержательно и организовано.

Автор: Тогой Снежана Владимировна, воспитатель интерната. МКОУ «Школа — интернат среднего общего образования», с. Самбург Пуровского района ЯНАО

источник

Конкурсно-игровые программы в сфере досуга, технология организации

Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности ребенка, заложен исторически мудростью народной.

Включение детей в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать.

Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

Технология игровой программы начинается с ее моделирования:

Игровая программа бывает различного типа:

Исторически сложившиеся формы:

Современные традиционные формы:

Форма найдена, содержание продумано теперь — название.

Название — визитная карточка, манок. Хорошее название половина успеха. Что выберет потребитель билет на танцы или, например, «Детскотеку», «Пляскотеку», на «Фестиваль невероятных танцев», «Хороводные смотрины», «Танцевальный Клондайк»? Хотя большой разницы в содержании этих танцевальных игровых программ нет.

Показатель методической грамотности работника по организации досуга умение видеть в мероприятии его форму и содержание. Ошибочно сопоставлять название с формой, а форму с содержанием. Стоит запомнить, что формы игровых программ уже все давно известны, содержание можно придумать новое, плюс завлекательное название. Количество форм всегда меньше чем вариантов содержания, а вариантов содержания гораздо меньше, чем вариантов названия.

Театрализованные игровые программы подразделяют по следующим типам, когда программа ведется:

— от имени реального человека (самого себя)

Программы, которые ведутся от реального человека, менее театрализованы. Минус реального персонажа — лексический «пятачок», минимальный словарный объем, трафарет. Лучше общаться от имени маски. Каждый вымышленный персонаж обладает своим неповторимым набором слов, что не дает ведущему использовать штампы.

Когда программа пишется для вымышленного образа, главное для автора сценария и для ведущего выдерживать имидж до конца программы.

Правило: любая игровая программа должна начинаться с игры! Условия игры должны прозвучать в первые 1,5 минуты.

Если в игровой программе используется творческий конкурс, то, либо итог не подводится (победила дружба), либо стоит усложнить конкурс каким — либо действием или игрой. Творческий конкурс без подведения итогов — забава.

При подготовке игровой или конкурсной программы, очень пригодится методика организации дела.

Целеполагание(Зачем это нужно организаторам, участникам, жюри, спонсорам, зрителям)

· выбор и разработка дела с учетом возраста;

· выбор и подготовка места проведения;

· подготовка реквизита, костюмов;

· подготовка, покупка призов, реквизита;

· определение сроков, длительности дела;

· проведение рекламной кампании;

· подготовка музыкального сопровождения;

· деление на команды (если конкурс)

· подготовка домашнего задания;

· выбор и подготовка ведущих;

· вовлечение, введение в программу (сюжет)

· деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;

· объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);

· представление жюри (если оно есть)

· руководство (ведение) программой

Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие)

Последействие(публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

Выбор или разработка зависит от поставленных задач. При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора, его особенностей.

Требования к месту проведения.

Выбор, подготовка места. Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

Подготовка реквизита. Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

Средства, приёмы при введении участников дело.

Вовлечение, введение в программу (сюжет). Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

Объяснение правил. Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

· роли и расположение на площадке;

Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

Деление на команды, распределение ролей — трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

Деление на команды можно осуществить следующим образом:

· по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

· по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

· игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

· при помощи игр-разбивок, например, «Молекулы»;

· при помощи многоуровневых жетонов.

Руководство (ведение) программой. Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

Заключение. Формы подведения итогов, поощрения.

Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным. К формам поощрения можно отнести:

· присвоение званий (капитан первого ранга);

· объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

· выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

· вручение знаков отличий и т.д.

Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.

Рекомендуемое время проведения программы:

· Младший школьный возраст — 35-45 мин. (подвижные до 1ч.)

· Средний школьный возраст — 60 — 70 мин. (подвижные до 1,5ч.)

· Старший школьный возраст — 80 — 100 мин. (подвижные до 2ч.)

Последующий разбор программы имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

Памятка анализа игровых программ.

1. Построение программы, проведение

· тип программы, жанровая принадлежность (разновидность театрализованных представлений)

· композиционная структура сценария

· планирование сценарного хода программы

· композиционное сценическое планирование

· разнообразие игровых форм реализуемых в программе

· уровень реализации яркого динамичного финала

2. Работа ведущего (игровика, массовика-затейника, вожатого-шоумена).

· планирование образа ведущего

· уровень сочетаемости образа, в зависимости от типа программы

· сценическая этика ведущего

· уровень владения «эмоциональным камертоном»

· активность сценарного игрового языка

· уровень реализации средств выразительности, характеризующих и дополняющих образ

3. Владение аудиторией и отзыв

· наличие мотивации к программе, методы провокации

· уровень активизации аудитории

· уровень объединения аудитории для игровых действий

· педагогическая ценность программы, ее реализация

· активизация и развитие личностных качеств, каждой единицы аудитории

· наличие новых форм игр (видоизменение старых), многоликость характера, отзыв на арсенал массовика.

4. Техническое и музыкальное обеспечение программы

· востребованность эффекта монтажа

· музыкальная организация программы

· уровень сложности музыкально шумовой партитуры

· уровень владения ведущими техническими средствами.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 367 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Особенности режиссуры детских игровых программ

1 Игровая деятельность: сущность, специфика.

Понятие игры. Классификация игр.

При игре. должно быть возможно все, даже, например, чтобы какое ни будь растение беседовало по — латыни с самим Линнеем. (Герман Гессе)

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, любой новой информации идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Сложность классификации игры, также в том, что они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но, прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными, так как используются в разных целях: в одном случае — для анализа функционирования системы, в другом — для обучения детей, в третьем — в качестве тренинга для принятия решений в моделируемых ситуациях, в четвертом — для развлечения и т д.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализ

В детских игровых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей предвидения.

Игровая программа – это комплекс разнообразных игр, объединенных единым сюжетом. В одном случае она выступает как самостоятельная часть праздников, обрядов, вечеров отдыха, школьных балов, дискотек, в другом – в качестве конкретной формы социокультурной деятельности.

Драматургию игровых программ составляют: разнообразные игры, хороводы, игры-танцы, массовое пение, литературные тексты, шуточные монологи, художественно – музыкальное оформление программы, предметы – символы, или реквизит, а также оригинальные призы.

Как в любом драматургическом произведении при разработке сценария игровой программы присутствуют следующие структурные компоненты: выбор темы, воплощение которой осуществляется викторинами, играми, песнями, танцами; композиция (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Важное значение в драматургии игровой программы играет конфликт. Суть игрового конфликта – это противоборство сил, умений, сноровки и эрудиции.

Эпизод является первоначальным компонентом сценария программы, который состоит из текста ведущего, игры, хоровода, массового танца и момента окончания игры, т. е. выход участников из игровой ситуации. Эпизодов в программе может быть несколько. Они должны быть логично связаны между собой и отвечать общему замыслу игровой программы.

Многолетние наблюдения за практикой организации игровой деятельности учащихся и молодёжи, помогли выделить следующие виды игровых программ:

1) Сюжетно-игровые, т. е. комплекс разнообразных игр, объединенных сюжетом. В практике организации досуговой деятельности игровые программы являются частью праздников, обрядов, в другом случае они представляют игровой досуговый жанр. Игровой жанр – это театр, в котором нет кулис и занавеса. Театр без рампы, в котором артист общается без декораций и грима, а публика – без театральных кресел.

2) Конкурсные развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности. С одной стороны, конкурсные развлекательные программы требуют от организаторов создание оригинальных конкурсов, а от участников – общей эрудиции, художественно-исполнительских способностей, физической ловкости, сообразительности и изобретательности. С другой стороны, ведущий должен создать эффективные формы контакта со зрителями.

3) Фольклорные, включающие народные игры, песни, танцы, хороводы, обряды, пословицы, поговорки, частушки. Эти программы включают мощный пласт самобытного народного искусства. Они позволяют связать прошлое с сегодняшним днем, показать ответственность молодого поколения за сохранение лучших традиций нашего народа.

4) Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления. Они занимают заметное место среди других жанров культурно-досуговых программ. Им характерны разнообразные эффектные зрелища, музыка, световое оформление, театрализация. Благодаря этому они обладают неповторимой эстетической привлекательностью, дают возможность полазать людям образцы красоты, силы, ловкости, смелости, продемонстрировать безграничные возможности физического и интеллектуального развития человека.

5) Спортивно-развлекательные программы. Они включают подвижные игры, шуточные поединки, весёлые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы. Их характерной особенностью является состязательный характер, возможность мобилизовать физические способности и волевые качества человека. При отборе игр в спортивно-развлекательные программы целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается сюжет игры, правила и двигательные действия.

Таким образом, игровая программа имеет свою специфику построения, в основе которой лежат разнообразные игры. Кроме того, выделенные разнообразные виды игровых программ активно культивируются в практической деятельности учреждений социокультурной сферы.

Технология и специфика организации и проведения детских игровых программ.

В технологии организации детских игровых программ каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи для субъектов и объектов.

Нарушение логики и последовательности необходимых этапов снижает качество не только проводимых операций и действий, но и профессионального мастерства специалистов культурно-досуговой деятельности. Рассмотрим основные этапы в технологии организации детских игровых программ.

Первый этап — анализ обстановки и формулировка цели. Наибольшие затруднения вызывает определение цели программ. Отсюда можно сделать вывод об их эффективности. Основным критерием эффективности, как считает А.Д. Жарков (доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств), является соответствие конечного результата поставленной цели.

На основе собранной и зафиксированной информации разрабатываются различные планы работы учреждений социально-культурной сферы и программа технологического процесса. Планы, используемые в практике культурно-досуговой деятельности — годовой, квартальный, месячный — выполняют две функции: организационную, т. е. правильной постановки целей, выбора времени и пространства аудитории, материальных и людских ресурсов, и методическую — определение форм, средств, методов и т. д. Не трудно заметить, что в программно-целевом планировании концентрированно выражаются компоненты технологической деятельности, ее система. Переплетаясь в планах, функции играют ведущую роль в построении технологического процесса.

В общей методике технологического процесса выделяют несколько этапов.

Первый этап — анализ проделанной работы за прошлый период. Затем идет разработка программы технологического процесса. Сначала составляется план, который фиксирует в своей структуре горизонтальные и вертикальные формы, массовые и долговременные программы, пути достижения поставленных целей. В годовом плане разрабатываются общие вопросы всей деятельности, определяются перспектива и стратегия достижения общих целей. Квартальный план, приближаясь по времени организации к субъекту, может реально учитывать его изменения и, соответственно, влиять на них. Именно в нем необходимость разработки последовательности действий выступает наиболее ярко. В структуре месячного плана вперед выступает методическая функция. Месячный план становится не только регистрацией конечного результата работы учреждений социально-культурной сферы, в нем должны быть указаны основные пути его реализации.

На следующем этапе идет сбор материалов для осуществления намеченных планов. Затем собранный материал поступает в сценарную группу, где и преобразуется в художественную форму.

Последний этап — проведение детской игровой программы — представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо объединить их усилия, преодолеть нервное напряжение и решить все поставленные задачи. При этом следует иметь программу наблюдения за эффективностью. Быстрота ориентировки дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации или при неожиданной реакции зрительного зала.

И, наконец, завершающий этап работы над программой — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, умения принимать критику товарищей, поднимать чувство ответственности за порученное дело, оценивать деятельность свою и товарищей. От качества анализа данной игровой программы во многом зависит качество последующих. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ игровой программы завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

Для организации и проведения детской игровой программы необходимо знать сценарные основы, а также основы режиссуры массовых праздников и зрелищ.

Игровая программа — это форма клубной работы, под которой понимается соревнование, состязание, столкновение с целью выявить лучшего из числа участников либо команд.

Особенность анализируемой формы работы заключается в организационном моменте. Здесь важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

В детскую игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Все детские игровые программы имеют:

■ сценарно — режиссерскую основу ;

■ требования предварительной подготовки и репетиций ( обязательным условием является проигрывание всех организационных моментов );

■ наличие призов ( награждаются победители и участники );

а четко сформулированные правила;

■ наличие манков — способов вызова участников на площадку , соревнование , игру на скорость . Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот , могут принимать самые различные формы .

1) месту действия (в зале, фойе, на площади);

3) содержанию (тематические, разно жанровые, обрядовые);

4) физически-интеллектуальной подготовке («Умники и умницы», «О, счастливчик!», «Золотая лихорадка», «Колесо истории», «Своя игра»).

Учитывая естественную потребность в здоровом соперничестве, состязании ума, трудового творчества, смекалке, физической силе и ловкости, взрослый должен предоставить детям и подросткам «поле конкурсных чудес», которое планирует успех всех и каждого как гарантию в творческой деятельности. Не каждому ребенку удается быть «первым» или лучшим в учебной деятельности, но каждому хочется таким стать. Значит, необходимо конкурсную сферу расширять постоянно, помня о том, что конкурс — не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

К использованию творческих конкурсов предъявляются следующие требования:

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход ;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер , процесс развития ;

■ конкур с должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить без помощи жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ запись сценария конкурса должна соответст вовать общепринятым нормам;

■ важной частью конкурса является мотивировка , делающая убедительным появление конкурса ; чаще всего для мотивировки используются литературные или исторические факты , поэтому они превращают конкурс из бытового явления в явление э стетическое.

Творческие конкурсы отвечают потребностям детей в активном зрелищном досуге, дают постоянный приток положительных эмоций и новых ощущений.

Детская игровая программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть « конкурсно — игровые программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Сценарист и драматург С.К. Борисов считает, что придумать оригинальную игру — это значит определить и сформулировать ее основные драматургические понятия:

1. Игровой замысел, определяющий цель и задачи игры.

2. Игровой драматургический конфликт как противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложением со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей. Он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным спросу.

3. Игровая расстановка, позволяющая провести расстановку участвующих в игре сторон в определенный момент времени.

4. Игровое действие как четко заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

5. Игровые правила, по которым происходит игровое действие.

6. Игровое пространство как совокупность площадок, на которых происходит игра.

7. Игровой материал, представляющий собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Цели игровых методов сформулированы следующим образом:

■ изменение моделей поведения ;

■ формирование уверенности в себе ;

■ привитие навыков коммуникации .

Из вышесказанного следует, что детская игровая программа — это вид игровой деятельности, который имеет наряду с традиционными элементами игрового действа (алгоритм организации) нестандартное нововведение, содержащее в равной мере талант творчества и фантазии.

В конкурсах для девочек основной акцент делается на задания, выявляющие художественный вкус, умение красиво и элегантно одеваться, бытовую находчивость, кулинарные знания и сноровку, педагогические качества, навыки.

В конкурсах для мальчиков главное внимание обращается на состязания в технической грамотности, силе, ловкости, владении спортивным оружием, галантность по отношению к даме.

В проведении детской игровой программы исключаются импровизация и наличие непредсказуемых моментов, поэтому организаторам мероприятия необходимо разрабатывать план проведения, в котором указываются сроки, место действия и ответственные из режиссерской группы за каждый конкурс, а если программу ведут сами дети, то нужно прописывать и учитывать все законы и планы программы поэтапно.

Театрализованная игровая программа требует разработки монтажного листа, эскизов оформления игровой площадки, эскизов оформления рекламы (афиш), эскиз оформления пригласительного билета, плана подготовки игровой конкурсной программы, порядок выходов на сцену.

Любая игровая программа готовится по сценарию, особенностью которого является поиск конфликта (между командой и ведущим; между командами либо участниками).

Сценарий — это подробная литературная разработка культурно-досуговой программы. Он является процессом планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического и т. п. воздействия на объект воспитания.

Основные этапы работы над сценарием детской игровой программы обычно начинаются с определения темы и идеи будущего сценария. Тема — это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером. Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» — календарный, профессиональный праздник, и «тема», задуманная режиссером программы, волнующей конкретный регион, социальный заказ. Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею — основную мысль. Если тема сценария понимается как проблема, то идея — это пути ее решения. Не случайно идея очень часто становится названием детской игровой программы. Идея — это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий. Поиски яркого, интересного сюжета — неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование.

Этапы работы над сценарием детской игровой программы имеют следующую последовательность:

2) подбор и отработка материала;

5) четкая формулировка заданий и вопросов.

Сценарий может быть оригинальным (авторским) и компилятивным. Он включает в себя описание игр, конкурсов, забав, розыгрышей и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Знание основ сценарного мастерства, режиссуры и драматургии, технологии и специфики организации детских игровых программ для младших школьников служат залогом успешной деятельности и обязательным условием профессионального мастерства.

Мастерство организатора досуга состоит в способности проникать в сферу духовных интересов детей, умело используя для воздействия на них весь арсенал игровых программ, в гибком сочетании главных целей воспитания с частными задачами практики, в умении пробуждать в детях самостоятельность, активность, творчество.

Правильно спланированная, организованная и проведенная игровая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

Так какую же цель вносит режиссер в игровую программу для детей?

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

источник