Меню Рубрики

Анализ группы подготовки детей к школе

Муниципальное казенное дошкольное образовательное годовой план работы учреждения на 2012-2013 учебный год

1.5 Анализ готовности детей к школе

В 2011-2012 учебном году было выпущено в школу 29 детей. В конце учебного года педагогами была проведена диагностика готовности детей к школе.

Подготовка детей к школе осуществлялась по программе Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество».

Работая над формированием данного компонента, воспитатели в течение года развивали у детей интерес и представления о школе, соединяя данную работу со всем содержанием педагогического процесса.

Дети посещали торжественную линейку 1 сентября, знакомились со школой. Была проведена выставка рисунков и поделок между детьми подготовительной группы и первым классом на тему: «Дары Осени», проводились совместные концерты, экскурсия в библиотеку, спортивные состязания. Знакомились с традициями и обычаями школы. Педагоги на протяжении всего года формировали у детей интерес к самостоятельной деятельности.

В течение года у детей сформировался достаточно широкий запас знаний об окружающем мире. Воспитатели развивали детскую компетентность, понимание общих закономерностей. Знакомились с окружающим на экскурсиях, походах, наблюдениях. Педагоги использовали методы проблемно-поискового характера: давали детям различные проблемные задания. Экспериментирование вызвало большой интерес у детей, проводились игры – эксперименты, увлекательные путешествия. Воспитатели в период дошкольного возраста работали над овладением детьми простыми формами монологической речи: учили детей употреблять простые и сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью, использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Воспитатели развивали у детей умение слушать и выслушивать собеседника, понять и адекватно выразить свои мысли,

формировали предпосылки учебной деятельности, т.е. учили принимать и самостоятельно ставить учебно-познавательные задачи, развивали умение планировать основные этапы деятельности, формировали умение выбирать рациональные пути и средства для решения учебной задачи. Немаловажное значение придавали навыкам самоконтроля.

Эмоционально – волевая подготовка.

У детей формировали умение правильно вести себя в обществе других людей, регулировать своё поведение, правильно действовать в сложных ситуациях. Для этого воспитатели создавали различные ситуации в разных видах деятельности, которые способствовали развитию произвольных действий и поведению детей. Детей учили сосредотачиваться на одной деятельности, действовать в соответствии с социальными нормами поведения. Во всех видах деятельности велась работа по развитию таких чувств и эмоций, как уверенность в себе, уверенность в своих силах, самоутверждение, признание достижений ребёнка окружающими. Формировали такие чувства, как доброжелательность, отзывчивость, умение понимать другого.

Подготовка детей к общению в школе.

Для того, чтобы дети научились общаться с детьми и взрослыми, воспитатели постоянно вели непрерывную работу, организовывали совместную деятельность детей, где строилось сотрудничество между ними.

Педагоги научили детей разрешать самим сложившиеся конфликты, самостоятельно принимать решения. Дети умеют не только общаться с детьми, но и со взрослыми с различных позиций: «учитель-ученик», «партнер-партнер». Дети спокойно воспринимают критику, адекватно реагируют на оценку результатов своей деятельности.

Подготовка детей к школе по результатам диагностики

Ознакомление с окружающим

Резюме: анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что подготовка детей к школе осуществляется успешно.

1.6 Анализ взаимодействия с родителями

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. Основная цель этой работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка. А эта цель будет достигнута только через совместное творчество, работу родителей, педагогов, социума, общества в целом. Приоритетными направлениями являются:

— повышение педагогической культуры и педагогических знаний родителей;

— приобщение их к участию в жизни детского сада.

В начале учебного года мы составили план работы с родителями, в нём наметили мероприятия различного характера: информационного, познавательного, ознакомительного и просветительского.

Детский сад – это прежде всего общение между воспитателем и ребёнком, ну а где ребёнок, там и родитель, так образуется тандем воспитатель + ребёнок + родитель. Общение должно быть добрым, основанным на взаимоуважении.

Одно из наиболее важных моментов в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг, так как отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, к примеру, от родителей других детей, а эта информация может носить искажённый характер и привести к конфликтным ситуациям. Поэтому наши воспитатели ежедневно ведут работу с родителями. Эффективность взаимодействия МКДОУ № 4 с семьями воспитанников повышается благодаря тесному сотрудничеству и активности родителей на праздниках и семейных встречах. Все они проходят не для родителей, а с их привлечением, чтобы они прожили и прочувствовали эти мероприятия вместе с ребёнком, узнали, сколько хлопот и труда надо вложить для любого торжества, а самое главное, через такую совместную деятельность ребёнок становится более коммуникативным, коммуникабельным, всесторонне заинтересованным.

Педагоги постоянно стараются вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, приглашают на открытые занятия, участие в выставках, конкурсах, проводят разнообразные консультации, анкетирования, активно внедряют наглядные формы работы (стенды, тематические выставки, папки – передвижки и т.д.), которые позволяют повысить педагогическую информацию.

Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Для выявления отношения родителей к детскому саду, для определения направления работы по взаимодействию ДОУ с семьёй на 2011-2012 учебный год было проведено анкетирование «Взаимодействие ДОУ с родителями». В результате его анализа, в качестве основной проблемы взаимодействия ДОУ и семьи можно выделить недостаточную осведомлённость родителей о работе детского сада.

Причины возникающих трудностей с родителями педагоги связывают прежде всего с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью.

Однако, как показывает опрос, и воспитатели недооценивают работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребёнок кушал, как себя вёл, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», использования физических наказаний.

Характеризуя контингент родителей, отмечаем, что большая часть родителей представляют социальные группы работающих в бюджетной сфере, также немало служащих, небольшую часть составляют предприниматели, представляющие мелкий и средний бизнес.

источник

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность — это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность — включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность — это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность — предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

— Нет, я… , Нет, я, — спорит с подругами Леночка. — У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили. В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни — серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
— к новому педагогу;
— к новому коллективу;
— к новым требованиям;
— к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 — летнего возраста:
— не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
— не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
— на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
— не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед — назад и т. д.).
• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы — раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
• Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
• Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
• По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
• Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
• Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
• Будьте внимательны к жалобам ребенка.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Читайте также:  Анализ эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

источник

Виктория Васильевна Иванченко
Образец анализа готовности детей подготовительных групп ДОО к обучению в школе

АНАЛИЗ

готовности к школьному обучению детей подготовительных групп

В период с ___ по ___ в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога проходило итоговое обследование детей подготовительных групп к обучению в школе, в котором приняли участие 74 дошкольника.

Уровень готовности детей к школьному обучению выявлялся с помощью тестовых методик программы Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Обследование проводилось в индивидуальной форме.

Цель: определение уровня школьной зрелости детей подготовительных групп.

По итогам были получены следующие результаты: Г — 52 чел. (70,3%, УГ — 21 чел. (28,4%, УНГ — 1 чел. (1,3%, Н — 0 чел. (0%).

В диагностике не приняли участие 7 детей в связи с непосещением ДОУ по семейным обстоятельствам и по заявлениям.

Таким образом, из 74 обследованных выпускников 70,3% детей готовы к обучению в школе, они усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности. Условно готовы 28,4% выпускников — у этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности. Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов. Условная неготовность к началу регулярного обучения выявлена у одного ребенка, который нуждается в помощи школьного психолога и должен быть обследован с целью выявления компенсаторных возможностей, путей помощи.

В целом, результаты проводимой работы с детьми по коррекции и развитию психических процессов имеют положительную динамику.

Педагог-психолог МБДОУ ___

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Физкультурное развлечение «Спортивный огород» для детей старших и подготовительных к школе групп) Физкультурное развлечение «Спортивный огород » (подготовительная и старшая группы) ГККП «Ясли – сад №16» г. Аксу Физкультурное.

Консультация для родителей подготовительных к школе групп «Готовность к школе — что это?» Готовность к школе. 1 Слайд Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое «готовность к обучению в школе»?.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Проект по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Звездочка в ладошке» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Колосок» муниципального образования город-курорт Анапа.

Развитие связной речи как основной фактор готовности к обучению в школе. Развитие речи, обучение детей дошкольного возраста родному языку становится особенно актуальной проблемой в связи с целенаправленной, углубленной.

Сценарий новогоднего праздника для детей подготовительных к школе групп ДОУ с большим количеством сказочных персонажей СЦЕНАРИЙ НОВОГОДНЕГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП ДОУ «СКАЗОЧНЫЙ КАРНАВАЛ» Подготовила музыкальный руководитель Левченко.

Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Золотая осень в Ростове-на-Дону Сценарий осеннего праздника для детей старших и подготовительных к школе групп ДОУ Подготовила музыкальный.

Спортивно-познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп Спортивно – познавательный досуг «В гостях у Светофора» для детей старших и подготовительных к школе групп. Составили: инструктор по физической.

Военно-спортивный турнир «Зарничка» для детей подготовительных к школе групп В преддверии 9 мая в нашем детском саду «Ёлочка» прошли спортивные соревнования «Зарничка». дети подготовительных групп показали свои умения.

источник

Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика «Узор» Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.

При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:

— лишние соединения — 1 балл

пропуски «зон соединения» — 1 балл.

Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:

высокий уровень — ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур ( не более 0,5 балла);

средний уровень — у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, «разрывы», или пропуски «зон соединения» между правильными соединениями от (не более 3 баллов);

низкий уровень — у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).

Результаты исследования проведены в Приложении 1.

Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Узор» Л.И. Цеханской

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 20% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень — 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.

Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток — предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.

В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.

Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив — 73,37%;

— в группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.

Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.

На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».

Методика «Сапожки» позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.

Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,

— высокий уровень — дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;

— средний уровень — дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку — цифрой «2», а аиста — цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.

— низкий уровень — ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.

Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень — 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень — 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.

По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.

В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.

Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой «Последовательность событий».

Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.

Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.

Уровень развития логического мышления и речи высокий — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.

Уровень развития логического мышления и речи средний — дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.

Уровень развития логического мышления и речи низкий — дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше — глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.

Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.

Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что

— в группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень — 60% и низкий уровень у 13,3% детей;

— в группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень — 40% и низкий уровень у 6,7% детей.

Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»

По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.

В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.

В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.

Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:

— все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;

— в процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.

источник

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе разрабатывалась педагогами во все времена с тех пор как, появились общественные учебные заведения.

В Древней Греции и Риме педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей (Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.).

Так, Платон одним из первых стал рассматривать воспитание маленьких детей в системе, что содействовало дальнейшему развитию теории дошкольного образования. Особую значимость как средству воспитания и подготовки детей к школе он придавал играм, чтению мифов и литературных произведений. Аристотель призывал родителей готовить детей к школе с 5 лет, следовать природе и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание.

Квинтилиан расширил возрастные границы: он отводил на подготовку детей к школе возраст от 5 до 7 лет и указывал на необходимость систематических занятий с детьми при условии, что обучение должно быть «радостным». Основное внимание при подготовке детей к школе должно было уделяться развитию памяти, чувству языка, ритму .

С прогрессивными идеями в воспитании и обучении детей дошкольного возраста выступали такие представители эпохи Возрождения, как (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор и др.). В их представлении особую ценность в воспитании готовности детей к обучению имели гуманные отношения между воспитателем и воспитанником, знание индивидуальных свойств ребенка. Они считали обязательной подготовку детей к предстоящему обучению, определяли необходимые ребенку умения и навыки для успешного обучения, продумывали содержание методик подготовки к школе.

Педагогические взгляды Кампанеллы выражены в его книге «Город солнца». Он указывал на необходимость начинать общественное воспитание детей с 2 лет, а с 3-летнего возраста учить их правильной речи и азбуке, используя наглядные изображения. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей.

Читайте также:  Анализ двигательной деятельности детей на прогулке

Дальнейшее развитие идеи педагогов- гуманистов получили в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Они выступали против авторитарного воспитания и обучения «малолеток».

Я. А. Коменский призывал родителей и педагогов ответственно подходить к поступлению ребенка в школу и заранее готовиться к нему: «Все человеческие дела, если ими заниматься с пользой, требуют осмотрительности и должной подготовки, неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школы».

Он рассматривал шести-семилетний возраст детей как оптимальный для поступления в школу. Сформулировал показатели готовности к систематическому обучению:

— прочные знания в различных областях окружающего мира (по географии, грамматике, математике, риторике, политике) с учетом возрастных особенностей детей;

— способность к логическому рассуждению;

— познавательную направленность и ярко выраженное стремление к более высокому образованию — учебной деятельности.

И. Г. Песталоцци, принимая мать в качестве основного воспитателя ребенка, тем не менее, для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием, что было чрезвычайно важно в плане подготовки детей к обучению.

Изучение опыта отечественной педагогики и педагогической практики по проблеме обеспечения готовности детей к обучению в школе позволяет сделать вывод, что российская педагогика всегда уделяла самое пристальное внимание этому процессу. Так, К. Д. Ушинский считал необходимым разработать занятия для детей, «предшествующие книжному учению».

Указание К. Д. Ушинского по вопросам подготовки детей к школе помогли точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада как подготовительного к школе заведения.

А. С. Симонович считала обязательным условием готовности детей к обучению — систематическую подготовку дошкольников в трех ракурсах: нравственном, физическом и умственном, так как, по ее мнению, развитие по многим этим показателям в семье не достаточно.

Этой же точки зрения придерживались П. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. При этом важнейшими признаками интеллектуальной готовности детей к обучению они считали: познавательную активность, любознательность, умение наблюдать, сообразительность, развитую устную речь.

В. Н. Водовозова рассматривала подготовку детей к школе на основе возрастных особенностей. Она предлагала для организации жизни детей учитывать способности ребенка и во всем «пробуждать» интерес к учению.

Л. О. Каганер выстроила систему воспитания и обучения, опираясь на знание индивидуального развития ребенка.

Н. К. Крупская настоятельно рекомендовала создавать «нулевые группы» для обеспечения максимального развития детей при подготовке к школе.

Анализ педагогических публикаций раскрывает картину напряженной научно-исследовательской работы по комплексному исследованию готовности детей к обучению в школе, но, вместе с тем, обнаруживает отсутствие единого взгляда на то, что можно считать критериями готовности. Одни исследователи (Л. О. Каганер, В. Радина и др.) считали обязательным показателем готовности определенный уровень физического и умственного развития детей, их ориентацию в социуме. Другие исследователи (П. П. Блонский, В. Гилевич, Н. К. Крупская и др.) считали показателем «школьной зрелости» наличие внимания и интереса у ребенка к чтению.

Л. С. Выготский относил грамотность ребенка к обязательному компоненту готовности ребенка к школе. Основным критерием готовности к обучению в школе он считал обширные систематизированные знания, необходимые для предметного обучения, и желание ребенка учиться.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) исходят из идеи ведущей роли обучения в развитии ребенка. Наряду со специальной готовностью к предметному обучению, они также выделяют и общую готовность. Содержанием последней, по мнению ученых, должны стать некоторые простейшие навыки умственной работы, определенный уровень развития мышления и речи, познавательного интереса и нравственно-волевых качеств, необходимых для успешных занятий учебной деятельностью.

Так, А. Н. Леонтьев ввел новый термин «общая и психологическая готовность к обучению». Он же сделал попытку структурировать готовность к обучению в школе, выделив такой существенный компонент, как умение дошкольника управлять своим поведением.

А. А. Люблинская и А. П. Усова расширили структуру компонентов готовности, выделив сформированность у детей познавательного отношения к окружающему миру, желание заниматься, интерес к учению. В их исследованиях впервые появляется научно обоснованный компонент готовности к учению — мотивационный.

Исследованию готовности ребенка к обучению в школе посвящены работы Ш. А. Амонашвили, Р. С. Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукерман.

Анализ публикаций исследователей показал, что готовность ребенка к обучению в школе трактуется ими как общая развитость личности, позволяющая ребенку включиться в систематический процесс обучения, успешно освоить его содержание, а также как целостная система свойств и качеств, которые должен приобрести дошкольник в своем физическом, умственном, психическом и эстетическом развитии.

Таким образом, общая готовность к изучению школьных дисциплин предполагает целостное развитие личности ребенка. В структуре общей готовности особое значение придается интеллектуальному развитию детей (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Т. В. Тарунтаева и др.). Исследователями были выявлены формы детского мышления, свидетельствующие об общем прогрессе познавательной деятельности дошкольников (от 4 до 7 лет).

Не менее важное место в структуре общей готовности занимает волевая готовность дошкольников к обучению (Ш. А. Амонашвили, И. В. Имелидзе, Ш. К. Чхартишвили) в связи с тем, что реализация задач в области образования возможна лишь на принципах индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка, развития у него активности, самостоятельности и творчества. Волевой компонент включает, по мнению ученых, понимание ребенком смысла учебной деятельности, сознательное регулирование своего поведения.

В современных исследованиях (У. В. Ульянова, Т. С. Яковлев и др.) подчеркивается, что переориентация дошкольного образования (с его установками на приобретение детьми определенной суммы знаний, умений и навыков) на полноценное умственное и личностное развитие ребенка впоследствии может обеспечить высокую умственную (а значит, познавательную) активность будущих школьников. Анализ проблематики исследований свидетельствует о том, что многие исследователи (Е. Е. Кравцова, М. Г. Маркина и др.) успешно разрабатывают содержание коммуникативной готовности дошкольников к обучению в школе, включающего механизм ориентации, конструирования и регуляции среды общения, свойственной человеку как субъекту учебного труда. Это состояние психики будущего школьника должно выражаться в установке его сознания на реализацию конструктивных взаимоотношений с учителями и сверстниками.

В настоящее время зафиксировано несколько подходов к решению проблемы готовности ребенка к обучению в школе.

В логике деятельностного подхода выполнены исследования, которые направлены на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Этот подход получил серьезное обоснование и развитие в связи с проблемой возможного обучения в школе с более раннего возраста.

Исследованиями, выполненными в лаборатории подготовки детей к школе НИИ дошкольного воспитания в 70-е годы, установлено, что дети 5-6 лет имеют большие, чем предполагалось, психические и физические возможности.

Авторы исследований (Л. С. Журова, Т. В. Тарунтаева и др.) доказывают возможность обучения началам математики, грамоте в подготовительных группах, что, по их мнению, существенно повысит качество подготовки к школьному обучению.

Второй подход связан, с одной стороны, с определением уровня требований, предъявляемых к ребенку при подготовке к школе, с другой — с результатами изучения новообразований и изменений в психологии ребенка, что проявляются к концу дошкольного возраста.

Исследователями (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) выделяются такие новообразования в психике ребенка, которые соответствуют предъявляемым требованиям: определенный уровень развития познавательных интересов; готовность к изменению социального статуса, желание учиться, возникновение опосредованной мотивации, внутренние этические инстанции самооценки. Все это и составляет, по мнению ученых, работающих в рамках этого подхода, психологическую готовность дошкольника к обучению в школе.

Третий подход состоит в том, что изучается генезис отдельных компонентов учебной деятельности и выявляются способы их формирования в специально организованных условиях обучения детей (О. Н. Анищенко, А. Н. Давидчук, Т. Н. Доронова и другие).

В рамках следующего подхода (Л. А. Венгер, Л. И. Цехалинская и др.) мерой и показателем готовности выступает умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого.

Заслуживает внимания опыт зарубежных коллег по проблеме готовности к школьному обучению. Решением данной проблемы занимаются не только педагоги и психологи, но врачи и антропологи. Наибольшее число исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными физическими и психическими показателями развития детей, а также между развитием и школьной успеваемостью (А. Керн, Я. Йирассек, С. Штребель и другие). По их мнению, ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношении. К умственной зрелости исследователи относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью ими понимается эмоциональная устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связана с потребностью ребенка в общении с другими детьми, со способностью подчиняться интересам и условностям детских групп, с готовностью ребенка принять социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения. Однако в исследованиях зарубежных ученых нет четкого разделения понятий «готовность» ребенка и «зрелость» ребенка. Одни авторы рассматривают готовность (Д. Эване и др.) как функцию возраста (т. е. ребенок считается автоматически готовым к школе по достижению определенного возраста). Другие исследователи (Д. Озубел и др.) считают готовность к школе функцией поведения, т. к. по достижению определенного возраста дети не равны по развитию и по наличию социального опыта. Д. Озубел предложил изменить программу обучения в школе таким образом, чтобы постепенно скорректировать развитие всех детей.

Ф. Илч и П. Эйли разработали систему тестовых заданий, обладающих достаточной прогнозирующей способностью.

Другие исследователи считают, что школьная зрелость обусловлена индивидуальными особенностями спонтанного созревания врожденных (природных) задатков ребенка и не связана с социальными условиями жизни.

В соответствии с этим положением исследователи Ф. Илч и П. Эйли разработали диагностический уровень школьной зрелости детей, предопределенный имеющимся у каждого ребенка своим генетическим фоном. Многие ученые считают эту концепцию ложной и ориентируются в своих исследованиях только на социальный фактор.

Между тем, как утверждал Б. Г. Ананьев, наука накопила информацию, отражающую неравномерность гетерохронности роста, а также знания о дифференцированном изменении тканей, костной и мышечной систем, желез внутренней секреции, основных отделов нервной системы, анализаторских систем у детей. На эту неравномерность физического развития накладывается неравномерность социального и умственного становления. Следовательно, считает Б. Г. Ананьев, «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость) субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают, и потому этот вывод должен быть распространен и на готовность ребенка к школьному обучению». Дети разные, и растут они в разных условиях. Поэтому один ребенок уже в шесть лет — младший школьник, а другой ребенок еще и в семь лет не готов к обучению. Б. Г. Ананьев делает вывод о необходимости повышения общекультурного уровня родителей, уровня их образованности, а также изменения социальной среды, в которой живет ребенок как необходимых условий для готовности ребенка к школьному обучению. Способствуют более раннему умственному созреванию детей и средства массовой информации: телевидение, детские журналы, компьютер, игрушки которые соответствуют техническому прогрессу. Как правило, дети к семи годам овладевают чтением, письмом, счетом. Простое сравнение показателей готовности, осуществленных Г. Г. и Е. В. Кравцовыми, Ш. А. Амонашвили, обнаруживает их совпадение по таким параметрам психологической готовности детей к обучению в школе, как твердое желание ребенка учиться; первоначальное умение учиться (умеет выполнять простейшее требования и задания взрослых, обладает достаточно развитыми познавательными способностями, умеет общаться со сверстниками, способен правильно воспринимать себя и оценку своего поведения другими (сверстниками и взрослыми); стремление к самоусовершенствованию.

Если ребенок, по мнению ученых, при медико-педагогическом обследовании обнаруживает соответствие обозначенным параметрам, то, независимо от паспортного возраста, он готов к обучению в школе. Однако в последнее десятилетие ученые заметили, что в школу приходят дети, читающие и считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения, выполнять элементарные творческие задания, т. е. фактически не готовые к обучению в школе. В педагогической практике неоднократно предпринимались попытки игнорировать возрастные особенности развития детей. Появились концепции, утверждавшие, что достаточно лишь подобрать методику и любой ребенок уже в четыре года может овладеть элементами высшей математики или отвлеченными понятиями. Действительно, современные дети быстрее развиваются, у них шире кругозор, богаче словарный запас. Возможности ускорения развития расширяются, но далеко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют эти возможности («барьеры» Пиаже).

Особую остроту приобретает вопрос при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, поскольку точка их сопряжения совпадает с точкой смены типов детского развития. Попытки представить это суждение как самостоятельный предмет психолого-педагогического проектирования отражены в ряде работ Д. Б. Эльконина, В. Т. Кудрявцева.

В концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев) ведущей идеей дошкольного образования является введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. В настоящее время, как отмечает В. Т. Кудрявцев, обозначился «вектор движения» от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной), с которым связывают стратегическую линию модернизации дошкольного образования. На полидисциплинарной базе им создается проект развивающего дошкольного образования, целью которого является создание условий творческого развития детей 3-6 лет как основы их психического развития и, в частности, формирование готовности дошкольников к развивающему школьному обучению.

Ценным является высказывание В. Т. Кудрявцева о том, что важной задачей является развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. По мнению исследователя, на дошкольной ступени формируется не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них — развитое продуктивное воображение — ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим (логическим) мышлением младшего школьника.

Читайте также:  Анализ экг расшифровка у детей

У. В. Ильенкова, а позднее и В. В. Давыдов, рассматривали воображение как всеобщее свойство сознания, как системообразующий атрибут человеческой личности. Подобный взгляд требовал внесение существенных корректив как в общую картину психического развития ребенка, так и в инструментарий его педагогического обеспечения.

По мнению сторонников развивающего обучения, развитие воображения и произвольных от него креативных способностей осуществляется средствами специфически дошкольных видов деятельности: играми, активным восприятием сказок, художественным творчеством и т. д.

В этом случае амплификация (А. В. Запорожец) образовательного процесса творчески развивающими формами деятельности будет обеспечивать создание психологического фундамента готовности к развивающему начальному обучению.

Наряду с уровнем развития воображения, достигнутым ребенком к концу дошкольного детства, к составляющим психологической готовности к обучению в школе относятся:

— наличие у детей тенденции включения в учебную деятельность;

— способность содержательно строить деловое сотрудничество со взрослыми как носителями эталона умелости в той или иной сфере деятельности.

Указанные составляющие школьной готовности также обязаны своим появлением и творчески развивающим видам деятельности, которые присущи дошкольному возрасту. Это касается и ряда специальных учебных умений. Косвенное подтверждение сказанному мы находим в исследовании В. В. Степановой, которая обнаружила примечательный факт, когда дети — первоклассники, испытывающие трудности в освоении умений каллиграфии, имеют низкий уровень воображения. И, наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением.

Исследователи (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов) предполагают, что ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть со стороны то, что он делает. У него отсутствует «интегральный взгляд» на себя, основанный на воображении. Этот «взгляд» при благоприятных условиях складывается в дошкольных видах деятельности задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения. В этом же, по мнению ученых, и источник двигательной неумелости детей, трудность при формировании у них ряда умений в изобразительной деятельности, элементарных трудовых навыков, т. к. некоторые умения и навыки уходят своими «корнями» в сферу раннего развития творческих способностей. Онтогенетически они производны от различных типов творческих действий ребенка.

Среди непосредственных источников готовности к переходу на начальную ступень школы развития ученые относят некоторые особенности деятельности дошкольников:

— открытость к бесконечному многообразию проблемного содержания действительности (исходное условие исследовательской активности в ходе будущего усвоения знаний);

— универсальную пластичность (В. В. Давыдов), способствующую созданию в плане воображения целостного образа любого объекта (ключевая предпосылка теоретического мышления младшего школьника);

— надситуативность (В. А. Петровский), инициативность, не насыщаемость не скованность конечными требованиями тех конкретных задач, которые непосредственно перед ребенком ставит взрослый;

— непрагматичную (бескорыстную) мотивацию — основу будущего умения и желания учиться;

— отсутствие специализированности (многофункциональности) — к предпосылке усвоения целостного образа культуры;

— синкретизм — слитность образующих деятельность (рациональный и эмоциональный аспект), их «неотторжимость» друг от друга — источник и условие формирования «умных» эмоций (А. В. Запорожец), интеллектуальных (обобщенных) переживаний, регулирующих в школьной жизни протекание учебной деятельности;

— примат смысловой стороны деятельности над операционно-технической;

— необходимая онтогенетическая предпосылка учебной рефлексии;

— эмоциональную насыщенность и выразительность — онтогенетический корень способности к освоению «личностного знания» (М. Полани) и субъективацию знаний «безличию»;

— ориентацию на образ взрослого как персонофикатора собственных возможностей ребенка (предпосылка развития широкого круга умений, необходимых для построения учебного сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми). Отдельные аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе неизбежно стремятся к объединению, систематизации.

Интересная целостная концепция готовности дошкольника к обучению в школе, основанная на рассмотрении готовности детей к обучению с позиции представления о человеке как сложном, иерархическом феномене, представлена в работах В. Г. Маралова и В. А. Ситарова. Готовность детей к школьному обучению ими рассматривается на трех уровнях, которые, в свою очередь, структурированы в четыре блока готовности. Базовый уровень — уровень морфофункционального развития, включающий в себя степень физического развития ребенка (здоровье, возрастные пропорции тела и т. д.).

Второй блок — интеллектуальное развитие, которое должно определяться степенью сформированности у ребенка восприятия, мышления, памяти воображения.

Третий блок — личностное развитие, включающее мотивационно-эмоциональную сферу ребенка, систему его отношений со сверстниками и взрослыми и т. д.

Данные три блока готовности образуют систему потенциальных свойств личности, которые актуализируются непосредственно в деятельности и поведении ребенка и составляют — поведенческие характеристики.

Продуктивные идеи этой же концепции реализуются в практической работе педагогов и психологов, т. к. конкретные критерии (показатели) готовности указанных психологических процессов и состояний авторами не сформулированы.

В работах Г. П. Геске, Н. Ф. Алиевой концепция готовности представлена как диагностическая система, включающая три компонента: ценностно-мотивационное, содержательно-смысловое и отношенческо-деятельностное.

Н. Ф. Алиева подчеркивает, что данная система готовности характеризуется:

— эмоционально-положительным отношением детей к предстоящей учебе (это отношение адекватно мотивировано «ансамблем» познавательных, нравственных и социальных мотивов);

— сознанием специфики учебной деятельности, педагогического общения, в рамках которого она происходит;

— практической включенностью в познавательную совместную деятельность.

Предлагаются единицы диагностики развития системы готовности детей к школе — «мотив», «знание», «оценка», «самооценка».

Все выше изложенные критерии и уровни сформированности готовности детей к обучению в школе имеют право на существование. Мы в целом разделяем позиции авторов различных концепций и подходов к решению обозначенной проблемы. Однако вынуждены констатировать, что в структуре общей готовности к систематическому обучению недостаточно ясно сформулирован мотивационный компонент, хотя исследования в данной области доказали необходимость мотивации к предстоящему учению как залог будущего успешного обучения. Так, В. А. Мижериков под мотивационной готовностью понимает наличие у старшего дошкольника отношения к учебе как к общественно-значимому делу и стремление к приобретению знаний.

Р. С. Немов к показателям мотивационной готовности относит произвольные представления у детей о школе, их желание учиться и познавательную активность.

Не определено в литературе место изучения мотивов в системе диагностики психологической готовности: одни авторы, моделируя диагностические методики, не уделяют внимания изучению мотивационного компонента (тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека); другие лишь признают мотивацию одним из подлежащих к изучению компонентов школьной зрелости (Я. Л. Коломинский, В. А. Панько). Третьи считают мотивационный компонент ведущим основанием для прогноза успешности школьного обучения (И. О. Денисенкова, К. Р. Климова).

Мотивационная готовность представляет собой актуальную в настоящее время психолого-педагогическую проблему потому, что до сих пор в науке существует немало разногласий и противоречий в характеристике мотивации. Между тем интерес к данной проблеме не угасает, т. к. мотивация на сегодняшний день — центральная проблема психологии личности, в том числе и личности дошкольника (Е. Е. Кравцова, Н. И. Чуткина и другие). Психологическое строение всякой человеческой деятельности, включает следующие компоненты: потребность — мотив — условия достижения цели (единство цели и условия составляет задачу) и соотносимые с ними деятельность — действие — операция.

Большинство исследователей (Н. И. Гапошенко, В. С. Юркевич и др.) считают, что в основе деятельности субъекта в целом находятся его потребности, т. е. именно потребность побуждает человека к деятельности.

Познавательная потребность проявляется в разного рода познавательных интересах, которые могут быть ситуативными, случайными или же достаточно длительными, устойчивыми. Познавательная потребность всегда предполагает достижение ценного результата, однако, для личности важен не только сам по себе результат познания как таковой, но и сам познавательный процесс.

Л. С. Славина отмечает, что уже в дошкольном возрасте у детей начинает формироваться интерес к познавательной деятельности.

К. В. Бардин также считает, что самым сложным в подготовке детей к школе является пробуждение интереса к познанию: это не просто естественный интерес к школе, но и глубокая мотивация, которая может стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. По его мнению, дошкольный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для формирования такого интереса.

А. В. Захарова отмечает различные функции социальных и учебно-познавательных мотивов при обучении в школе. В результате проведенной работы она доказала, что широкие социальные мотивы необходимы при начале обучения, так как они способствуют созданию общего положительного настроя на школьную учебу будущих первоклассников, но в то же время, являясь внешними по отношению к учебной деятельности, они не являются достаточными для преодоления трудностей, возникающих в школе. Согласно данной точке зрения, наиболее действенным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес. Поэтому лучше всего сочетание двух типов мотивов: широких социальных и познавательных. Однако при этом, как подчеркивают исследователи (А. В. Захарова, М. А. Пол и другие), ведущее место должно занимать формирование интереса к познавательной деятельности.

В исследованиях, посвященных проблеме познавательного интереса у дошкольников, делается вывод о том, что в конце дошкольного возраста у детей появляется новый, качественно своеобразный уровень развития познавательной потребности, связанный с возникновением интереса к собственно познавательным задачам, который способствует успешной адаптации детей к условиям дошкольного обучения.

Наличие разных точек зрения исследователей на проблему готовности вызывает необходимость выделения принципиальных положений, актуальных для изменения педагогической практики:

1) Анализ исследований отражает картину напряженной научно-поисковой работы по комплексному исследованию готовности детей к обучению.

2) В настоящий момент готовность ребенка к обучению определяется влиянием ряда факторов: биологических, психологических, социальных. В связи с этим, построение целостной концепции исследования готовности к обучению у детей дошкольного возраста предусматривает учет различных вариативных подходов, а именно:

– морфофункциональной готовности (М. В. Антропова, С. М. Громбах и др.);

– социально-психологической готовности (Л. В. Артемова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. М. Виноградова и др.);

– интеллектуальной готовности (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков и др.);

– коммуникативной готовности (М. И. Лисина, Е. В. Кравцова, Е. Е. Репина и др.);

– мотивационной готовности (И. О. Денисенкова, К. Р. Климова, Н. И. Чуткина и др.).

Список литературы:

  1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. … канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. — Екатеринбург, 1994. — 230 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: в 2 т. — Т. 2: Хрестоматия. — 2-е изд., доп. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 7-95.
  3. Аристотель. Политика // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. gедагогика и психология» / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 22-24.
  4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  5. Давыдов, В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 18-21.
  6. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. — 1972. — №4. — С. 37-42.
  7. Каганер, Л. О. Планирование дошкольного воспитания / Л. О. Каганер // Дошкольное воспитание. — 1931. — № 9. — С. 7-10.
  8. Кампанелла, Т. Город солнца / Т. Кампанелла // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 36-40.
  9. Квинтилиан, М. Ф. Воспитание оратора / М. Ф. Квинтилиан // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология» / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 26-30.
  10. Коломенский, Я. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  11. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок — психологическая готовность ребенка к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М.: Изд-во «Знание», 1987. — 80 с.
  12. Крупская, Н. К. О дошкольном воспитании: сборник статей и речей. — 2-е изд., доп. / Н. К. Крупская. — М.: Просвещение, 1973. — 228 с.
  13. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев — М.: Педагогика, 1983. Т. 1. — 392 с.
  14. Маралов, В. Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник — мл. школьник) / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — М.: Прометей, 1990. — 220 с.
  15. Платон. Законы / Платон // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. Педагогика и психология» / сост. Н. Б. Мчелидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — С. 15-21.
  16. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. — 176 с.
  17. Симонович, А. С. Связь детского сада со школой / История дошкольной педагогики в России: хрестоматия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». А. С. Симонович / под ред. М. Ф. Шабаевой. — М.: Просвещение, 1976. — С. 229-233.
  18. Славина, Л. С. Дети с аффективным поведением / Л. С. Славина. — М.: Просвещение, 1966. — 149 с.
  19. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. — М.: Педагогика, 1970. — 143 с.
  20. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М.: Педагогика, 1974. — Т. 2. — С. 235-251.

источник