Меню Рубрики

Анализ форм семейного устройства детей

Усыновление (удочерение) – постоянная форма устройства

  • Рассматривается как приоритетная форма устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.
  • Устанавливается и отменяется на основании судебного решения по месту нахождения ребенка.
  • Юридически создает родственные связи между ребенком и гражданином (супругами), не являющимся его биологическим родителем. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям биологических детей.
  • Не все дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление; законом установлены повышенные требования как к кандидатам в усыновители, так и к правовому положению ребенка, передаваемого в семью.

Опека (попечительство) – постоянная форма устройства

  • Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка.
  • Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, тем не менее. существуют и ограничения: в некоторых случаях биологические родители или родственники имеют право навещать ребенка; на основании судебного решения он может быть возвращен родителям; опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
  • Так как с точки зрения семейного законодательства по своей функции опекун — это скорее родитель, чем профессиональный воспитатель, в 2008 году было официально закреплено общее правило «один опекун — один ребенок», однако в интересах ребенка (детей) оно может не соблюдаться. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, за подопечным сохраняются различные дополнительные льготы. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.
  • Любой ребенок, утративший родительское попечение, может быть передан под опеку на определенный или неопределенный срок, а требования к кандидатам в опекуны (попечители) немного мягче, чем к кандидатам в усыновители.

Приемная семья — постоянная форма устройства

  • Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок.
  • Деятельность приемного родителя по воспитанию ребенка – это возмездное оказание услуг государству; гражданин считается занятым и имеющим доход; трудовых отношений не возникает, однако страховой стаж (т.е. формирование индивидуальных пенсионных накоплений) осуществляется.
  • Обычно в приемную семью стараются передать детей, которых юридически или фактически сложно передать на усыновление или безвозмездную опеку (в силу проблем с правовым положением, возрастом и пр.). Биологические родители или родственники в отдельных случаях могут навещать ребёнка, изъятие, переустройство в другую семью (включая усыновление) ребенка возможно только с согласия приемного родителя.
  • Приемный родитель — это скорее профессиональный воспитатель, поэтому в общее количество детей в семье, включая воспитанников, может достигать 8 человек. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка (детей) вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, вознаграждение за его воспитание и не состоят с ним в алиментных, наследственных, семейных отношениях.
  • С инициативой заключения договора о приемной семье может выступить как опекун (попечитель), так и орган опеки и попечительства. Такой договор может быть заключен не только в момент передачи ребенка в семью, но и позже, в отношении любого ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Патронат – временная форма устройства

  • Как региональная (а не общефедеральная) форма семейного устройства, патронат может не существовать в некоторых регионах РФ, и, даже если он существует, то его конкретные правила утверждаются каждым субъектом РФ самостоятельно.
  • Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель может быть принят в штат воспитательного учреждения.
  • Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.
  • В патронатной семье один из родителей обычно имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, и на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с государственным опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
  • В г. Москве патронатное воспитание устанавливается только в случаях, когда невозможно применить иные формы семейного устройства.

Временная опека (попечительство) – гостевой режим пребывания

  • Дети, которые воспитываются в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.) могут посещать семьи граждан, не являющихся их опекунами (попечителями) в выходные и праздничные дни, каникулы.
  • Временная передача детей в семьи не является формой устройства и осуществляется в целях воспитания и гармоничного развития детей. Временная опека дает возможность сохранять родственные отношения в случаях, когда граждане не имеют возможности принять ребенка в семью на постоянной основе.
  • Формы общения с ребенком при временной опеке разнообразны – можно пригласить его в гости, на дачу, на отдых (в пансионат, санаторий) либо просто гулять и общаться в выходные дни. Запрещен вывоз ребенка за границу.
  • Срок непрерывного пребывания ребенка в семье при временной опеке – 3 месяца, в исключительных случаях он может быть продлен до 6 месяцев.

Предварительная опека (попечительство) – временная форма устройства

  • Ребенок, которому требуется немедленное назначение опекуна или попечителя (например, в случае гибели, немотивированного отсутствия родителей), может быть передан в семью граждан на предварительную опеку. Как правило, предварительный опекун (попечитель) ищется среди близких взрослых, которые знакомы с семьей и ребенком (родственники, друзья) либо среди граждан, которые уже состоят на учете органа опеки и попечительства в качестве кандидатов усыновители, в опекуны (попечители).
  • Главная задача предварительной опеки – не допустить попадания ребенка, внезапно оставшегося без родительской опеки, в интернатную систему.
  • Ребенок, помещенный под надзор в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей (детский дом, дом ребенка и пр.), не может быть передан на предварительную опеку, поскольку юридически он уже имеет государственного опекуна (попечителя).
  • Предварительным опекуном (попечителем) может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Акт о предварительной опеке (попечительстве) составляется на основании документа, удостоверяющего личность гражданина, после проведения обследования его жилищно-бытовых условий.
  • Срок осуществления предварительной опеки (попечительства) от 6 до 8 месяцев. В течение этого срока должно быть принято решение о постоянном устройстве ребенка (в ту же или другую семью либо в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей).

источник

Семейные формы устройства детей наиболее приоритетны, т.к. они дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Организации, в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Основания и факторы Усыновление Опека (попечительство)
1 2 3
Федеральные нормативные акты, регулирующие особенности данной формы Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,
Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423
«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
Основание возникновения Решение суда Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Согласие ребенка Требуется согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста Характер возникающих отношений с детьми Возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства Безвозмездная форма — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Возмездная форма опеки — акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) с последующим заключением соответствующего договора Прекращение правоотношений Носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством. Опека прекращается по достижении малолетним 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем до достижении несовершеннолетним 18 лет. При заключении соответствующего договора – на срок, указанный в договоре.

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Семья с приемным ребенком — достаточно хрупкая «конструкция», и в ней проблема иерархии встает особенно остро.

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает «Парламентская газета».

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2020 года.

источник

Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Понятие, правовая природа и условия усыновления ребят. Характеристика опеки и попечительства над малышами. Приемная семья и иные формы устройства одинокого ребенка.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

1.3 Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Понятие, правовая природа и условия усыновления детей, оставшихся без попечения родителей

2.2 Порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей

2.3 Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей

2.4 Приемная семья и иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Список использованных источников

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — «СК РФ»), каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав и ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.

Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, многие из них носят общий характер, в некоторых не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики.

Вышеизложенные обстоятельства, а также необходимость совершенствования российского законодательства в дальнейшем, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определяют актуальность темы исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и проблемы защиты прав, прежде всего — интересов ребенка и интересов субъектов этих отношений,.

В прямой зависимости от объекта находится предмет исследования, который составляет нормы гражданского и семейного законодательства и положения, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей содержащиеся в подзаконных нормативных актах.

Читайте также:  Анализ театрально игровой деятельности детей

Цель исследования состоит в комплексном анализе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как отдельных так и системы в целом.

Исходя из цели, определены следующие основные задачи исследования:

— анализ в исследуемой сфере Российского гражданского и семейного законодательства;

— обобщение исторического материала по проблеме опеки, попечительства, усыновления и патронажа;

— комплексное изучение основных практических и теоретических вопросов механизма реализации норм об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;

— анализ существующего многообразия форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— определение компетенции органов опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

— установление правовой природы усыновления;

— исследование проблемы установления опеки (попечительства), системы прав и обязанностей опекунов (попечителей);

— анализ нормативной базы, как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирующей создание и осуществление деятельности приемной семьи.

Методологическую основу исследования составил общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него научные методы: системный, логический, историко-правовой, социологический, формально- юридический, сравнительно-правовой.

Проведенное исследование позволило выявить противоречия и пробелы в законодательстве, сформулировать и обосновать предложения по дополнению действующего законодательства по данной проблеме.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили: Конвенция ООН «О правах ребенка» (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)., Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Гражданский кодекс РФ» от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации «Гражданский кодекс РФ» от 26.11.2001 № 146-ФЗ, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 04.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 423

«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Теоретической основой исследования явились научные труды А.М. Нечаевой, А.Г. Гойхбарга, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, В.И. Гессена, Г.Ф. Шершеневича и других отечественных ученых в области семейного и гражданского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблемам квалификационной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается статью 123 Семейного кодекса РФ дополнить пунктом 3 следующего содержания: «До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью будущие родители в течение не менее шести месяцев устанавливают контакт с ребенком, которого желают усыновить либо установить над ним опеку или попечительство».

2. Предлагается дополнить статью 143 Семейного кодекса РФ пунктом 5 следующего содержания: «Суд, исходя из интересов ребенка, также вправе взыскать с бывшего усыновителя компенсацию за вред, причиненный здоровью ребенка, включая компенсацию морального ущерба, в зависимости от тяжести нанесенного вреда».

3. Уточнено понятие «усыновления», закрепляющим решение суда, которое является сложным юридическим актом, вынесенного по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательно закрепленных условий и порядка вынесения такого решения. Данный юридический акт направлен на регулирование особой разновидности правоотношений, имеющих в своём субъективном составе основания для возникновения, прекращения и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным, отличных от родительских правоотношений, регулируемых нормами семейного законодательства и порождает определенные правовые последствия.

Структура и объем работы соответствует её целям и задачам. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Современная Россия не лишена проблемы обездоленных детей, лишившихся родителей. Так, в Указе Президента РФ № 761 отмечено, что число детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году составило 654,4 тысяч человек (2,6 процента детского населения), из них 82 процента стали социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав, от каждого десятого ребенка родители отказались при рождении. Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течении года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению с 2013 годом. В 2012 году было выявлено 74724 ребенка (меньше на 9 % по

сравнению с предыдущим годом), в 2013 году — 68770 детей (меньше на 8 % по сравнению с предыдущим годом).3

В юридической теории и практике в отношении данной категории детей применяется закрепленный в статье 121 Семейного кодекса РФ термин

«дети, оставшиеся без попечения родителей». Кроме данного, используются такие определения, как «дети, оставшиеся без попечения родителей», «дети — сироты». Все эти понятия легализованы законодательством.

«Неблагополучная семья — это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод — т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)».

Термин «дети — сироты» закреплен в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»5 (Далее — ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ) и определяется как «лица, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относится лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи: с отсутствием родителей или лишения их родительских прав или ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными); с нахождением родителей в учебных учреждениях; учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; с объявлением родителей умершими; с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; с отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений; в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 121 СК РФ, после установления факта утраты ребенком родительского попечения, на органы опеки и попечительства возлагается защита его личных и имущественных прав и интересов.

Статья 121 СК РФ к числу случаев уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и законных интересов относит отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. К ним относится и иное поведение родителей, свидетельствующее об отсутствии всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании, в частности случаи, фактически подпадающие под основания лишения или ограничения родительских прав, но еще не выразившиеся в решении суда. В подобных ситуациях утрата родительского попечения констатируется органами опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 123 СК РФ предусматривается, что передача детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные воспитательные учреждения возможна только тогда, когда отсутствует возможность их передачи под опеку или попечительство, а так же усыновления.

Одной из основных гарантий обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является их социальное обеспечение, которое строится на базе минимальных социальных стандартов, определяемых органами государственной власти Российской Федерации, её субъектов.

Дополнительное социальное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяется на лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых, когда они находились в возрасте до восемнадцати лет, умерли оба или единственный родитель, которые остались без попечения родителей.

Вышеупомянутый закон определяет, систему социальных гарантий, предоставляемых детям, оставшимся без попечения родителей и приравненным к ним, в целом. Данную систему составляют дополнительные гарантии права на образование.

Каждый гражданин имеет право на получение образования, но дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную со стороны государства помощь.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159- ФЗ, а также с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — «ФЗ «Об образовании в РФ»), федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

В соответствии со статьей 7 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице. Органы службы занятости в течение шести месяцев осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Кроме социальных гарантий, в обеспечении комплексной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, играют дополнительные гарантии их прав на имущество и жилое помещение.

Дети, лишившиеся родительского попечения, переданные под опеку (попечительство), в приемную семью или в специализированные воспитательные учреждения на полное государственное обеспечение (все категории, за исключением усыновленных), не утрачивают имущественных прав, которыми они обладали ранее, либо обладателями которых могут стать впоследствии.

Речь идет, прежде всего, о праве ребенка на получение алиментов, социальной пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, единовременных социальных выплат, пособий, а также праве собственности на жилое помещение или праве пользования им.

По общему правилу, обязанностью и правом распоряжаться имуществом несовершеннолетних обладают их родители. В случае утраты ребенком родительского попечения обязанность по защите имущественных прав возлагается на лиц, уполномоченных на его воспитание, — опекуна (попечителя), приемных родителей, администрацию детского учебно- воспитательного учреждения, в котором постоянно находится несовершеннолетний.

Осуществление этих обязанностей происходит в порядке, определенном гражданским законодательством. Законные представители вправе расходовать доходы подопечных, в том числе доходы, полученные от управления их имуществом. В соответствии со статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации7 (далее — «ГК РФ»), доходы подопечного должны удовлетворять его потребностям и расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Это последнее ограничение не относится лишь к расходам, необходимым для удовлетворения повседневных нужд подопечного.

Одно из существенных социально-экономических прав несовершеннолетних — это предусмотренное Конституцией Российской Федерации право на жилье. Обеспечение прав несовершеннолетних на жилье и охрана этих прав является обязанностью государства. Государство данную обязанность осуществляет с помощью органов опеки и попечительства. Для предотвращения ущемление жилищных прав несовершеннолетних, установлены ограничения для осуществления сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения. Так, сделки по отчуждению имущества детей (купля-продажа, дарение, обмен и т. п.), сдача его имущества внаем (аренда), сдача его имущества в безвозмездное пользование, в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав (например отказ от доли в наследстве в пользу какого-либо другого лица), раздел имущества подопечного или выделение из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного, невозможны без согласия органов опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37 ГК РФ).

При отсутствии подобного разрешения любой договор признается недействительным, нарушающим права и интересы несовершеннолетнего.

В соответствии со статьей 8 вышеупомянутого Федерального закона

«О дополнительных гарантиях. », дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (по месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания ( в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общежитие, в семье опекуна (попечителя), в приемной семье).

Снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Читайте также:  Анализ т4 свободный у детей

Кроме жилья, у ребенка, оставшегося без попечения родителей, может быть и иное имущество. В настоящее время вопросы распоряжения имуществом подопечного регулируются нормами Гражданского кодекса РФ. Как и в случае с жилым помещением, принадлежащим ребенку, опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок с имуществом подопечного, влекущих уменьшение этого имущества, без предварительного согласия органов опеки и попечительства.

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» определены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«В настоящее время в деятельности перечисленных организаций отсутствует должная координация и слаженность, что значительно снижает эффективность социозащитных мероприятий. Совершенствование социальной работы в данной сфере, возможно за счет расширения полномочий специалистов, непосредственно работающих с социально неблагополучными семьями. Важно, чтобы в отечественной практике заработал принцип полифункциональной деятельности социального работника. Специалист должен получить возможность не только осуществлять диагностику, консультирование и социально-терапевтические мероприятия, но и координировать комплексную программу помощи, определяя ее основные направления, привлекать дополнительные ресурсы и осуществлять управленческую функцию в процессе взаимодействия различных субъектов социальной помощи семье и детям».

1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

«Дефекты воспитания — это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, — а только отношение к ребенку».

Защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства (статья 31 ГК РФ, пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса РФ).

В соответствии с ним, органы опеки и попечительства обязаны выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, и вести их учет (статья 122 Семейного кодекса РФ); исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 Семейного кодекса РФ); осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (статьи 145,147,155 Семейного кодекса РФ).

Статья 121 Семейного кодекса РФ уточняет, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, СК РФ и ГК РФ.

Функции «муниципальных служб (организаций)» возлагаются непосредственно на администрации районов. К таким функциям относятся: организация выявления детей, оставшихся без попечения родителей; установление опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей; назначение опекунов и попечителей, освобождение и отстранение их от исполнения обязанностей; принятие решения о помещении детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, приемную семью, детский дом семейного типа; создание муниципальных образовательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения для детей, оставшихся без попечения родителей; принятие мер по защите жилищных прав и обеспечению жилой площадью подопечных и несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных законодательством; заключение с приемными родителями договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа; назначение денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством); назначение единовременного пособия при усыновлении ребенка; назначение управляющего над имуществом детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, предусмотренных ГК РФ; выдача письменного разрешения на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечных или несовершеннолетних, на сдачу его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование, доверительное управление или в залог; на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним лицам прав, раздел их имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних; предъявление в судах исков, связанных с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних лиц; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам усыновления, опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер.

В то же время, муниципальный орган управления образованием наделен следующими правомочиями: выявляет и ведет учет несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительского попечения; осуществляет подбор кандидатов в усыновители, подготовку документов, необходимых для усыновления (удочерения) ребенка, а также контроль за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей; осуществляет подготовку документов в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную семью, усыновления (удочерения), а при отсутствии такой возможности — помещения в образовательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение об их возможности быть приемными родителями, готовит проект договора о создании приемной семьи; оказывает помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных; осуществляет подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготовку материалов, необходимых для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей; обеспечивает временное устройство детей, оставшихся без попечения родителей; ведет учет детей, в отношении которых установлена опека или попечительство; в соответствии с действующим законодательством осуществляет защиту имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих обязанностей, в том числе использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечных без надзора и необходимой помощи; в случаях, предусмотренных законом, дают заключение о возможности совершения сделок с имуществом несовершеннолетних и т.д.

Муниципальный орган управления здравоохранением выполняет следующие функции по опеке и попечительству: выявляет новорожденных детей, оказавшихся без опеки родителей; сообщает о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения роддома; осуществляет устройство и содержание детей, оказавшихся без попечения родителей и нуждающихся в государственной помощи, в подведомственных учреждениях здравоохранения; сообщает органам опеки и попечительства о детях, находящихся на стационарном излечении и невостребованных родителями; предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров и т.д.

Муниципальный орган социальной защиты населения, также выполняет определенные функции по опеке и попечительству, а именно: выявляет несовершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной помощи, и сообщает о них в уполномоченные муниципальные службы (организации) по опеке и попечительству; готовит документы на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в специализированных учреждениях органов социальной защиты населения, для устройства в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; осуществляет контроль за выполнением возложенных на попечителей обязанностей по реализации прав их подопечных и т.д.

Кроме этих органов на территории каждого муниципального образования функционируют Советы по опеке и попечительству.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, — непосредственная обязанность органов опеки и попечительства. Пункт 3 статьи 121 Семейного Кодекса РФ указывает, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органы опеки и попечительства обязаны поддерживать постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о безнадзорных детях. Такие сведения исходят, как правило от близких родственников ребенка, жилищных органов, органов ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лица умершим им станет известно об оставшихся без попечения детях), суда (при вынесении соответствующего решения о лишении родительских прав, признании гражданина недееспособным и др.), органов внутренних дел (при аресте лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), должностных лиц, которые по роду своей деятельности связаны с детьми и их семьей (руководителей дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник), руководителей общественных объединения, которые имеют сведения о таких детях, а так же иных граждан (дальних родственников, соседей).

Согласно части 2 пункта 1 статьи 122 Семейного кодекса РФ, органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести первичное обследование условий жизни ребенка. Его цель — проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. При установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Если орган опеки и попечительства не устроит ребенка оставшегося без попечения родителей, в семью, то в течение месяца со дня получения сведений о нем, сведения о таком ребенке направляются в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России.

Федеральный, региональные банки данных, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (пункт 3 статьи 122 СК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального Закона «О государственном банке данных о детях» анкета ребенка должна содержать следующую информацию о ребенке, оставшегося без попечения родителей: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения, приметы (рост, вес, цвет глаз, волос и другие); состояние здоровья, физическое и умственное развитие; особенности характера (общительный, замкнутый и другие особенности); этническое происхождение; причины отсутствия родительского попечения над ребенком; фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре (при возможности указания такой информации), состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место пребывания родителей либо единственного родителя; фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место нахождения несовершеннолетних братьев и сестер; фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства и (или) место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи; возможные формы устройства ребенка на воспитание в семью; информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях. К анкете ребенка прилагается фотография ребенка.

1.3 Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»10 в нормативно-правовой базе Российской Федерации трактуются следующим образом.

Дети-сироты — это дети, которые потеряли обоих родителей вследствие смерти последних. Оставшиеся без попечения родителей дети, по российскому законодательству, — это те, кто лишился попечения обоих или одного родителей по причине их длительного отсутствия, лишения их родительских прав, признания их безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), пребывающих в лечебных учреждениях, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, подозреваемых или обвиняемых в совершении противоправных действий, уклоняющихся от воспитания детей и от защиты их интересов и прав, отказывающихся забирать своих детей из учреждений социальной защиты населения и здравоохранения: больниц, социальных приютов и других аналогичных учреждений.

В научно-педагогической литературе часто используется понятие сопровождения, при этом четкого и однозначного определения теоретиками и практиками социальной работы, до сих пор не выработано. Семантически понятие сопровождение «пересекается» с такими понятиями, как

«содействие», «совместное передвижение», «провожание», «сопутствие»,

«помощь одного человека другому в преодолении трудной жизненной ситуации», «прикрытие». Сопровождение определяется действием по глаголу

«сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожать, следовать».

На основе опыта выдающихся педагогов и выработанных принципов помощи ребенку (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Фребель, Ф. Дистерверг, Дж. Дьюи, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, Д.И. Писарев, С.Т. Шацкий и др.) возникла идея педагогической поддержки.

В СК РФ законодателем выделено четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: усыновление (удочерение); передача ребенка под опеку или попечительство; передача ребенка на воспитание в приемную семью (либо в патронатную семью); устройство детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, следует классифицировать на приоритетную и альтернативные, в свою очередь, — альтернативные подразделить на преимущественные и иные. В соответствии с законодательством к приоритетной необходимо отнести усыновление (удочерение); к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью; к альтернативным иным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Читайте также:  Анализ сюжета романа отцы и дети

С 1 сентября 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», главная цель которого состоит в том, что все организации (социальные, образовательные, медицинские) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть приближены к семейному типу, переориентированы на семейное устройство.

Таким образом, на сегодняшний день в Российском обществе кардинально меняется ситуация в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подвергается реформированию система их воспитания, социальной защиты и социального сопровождения, которая в первую очередь нацелена на личность ребенка и его индивидуально-психологические особенности.

Глава 2. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Понятие, правовая природа и условия усыновления детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая нормативно закреплена в пункте 1 статьи 124 Семейного кодекса РФ.

Усыновление — это семейное правоотношение, институт семейного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих неимущественные и имущественные отношения, приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Между усыновителем и усыновленным возникают такие же правоотношения, как между родителями и детьми, при этом некоторые авторы пришли к выводу о полном тождестве этих правоотношений Таким образом, усыновление рассматривается ими как основание возникновения родительских правоотношений точно также, как происхождение ребенка от определенных лиц, удостоверенное в установленном законом порядке. По мнению этих авторов, акт усыновления в правовом отношении приравнивается к рождению ребенка.

Отсюда следует, что никаких различий между отношениями усыновления и родительскими правоотношениями не существует: у усыновителей такие же обязанности и права, что и у родителей. Родитель и усыновитель не могут отказаться от выполнения своих обязанностей; осуществляя свои права и выполняя обязанности, как родители, так и усыновители ориентируются на интересы ребенка.

Статья 124 Семейного кодекса РФ, определяя приоритет усыновления среди форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливает, что допускаться оно может только в интересах несовершеннолетних детей.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от

20 апреля 2006 года № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (далее —

«Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8») поясняет, что под интересами ребенка при усыновлении следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Таким образом, усыновление — это юридический акт, в силу которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны, и усыновленным с другой стороны, складываются удовлетворяющие интересам ребенка отношения, подобные кровнородственной правовой связи детей и родителей.

К условиям усыновления Семейное законодательство относит получение согласия родителей ребенка или лиц, их заменяющих (статьи 129,131 Семейного кодекса РФ); усыновляемого ребенка (статья 132 Семейного кодекса РФ); супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов (статья 133 Семейного кодекса РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 129 Семейного кодекса РФ родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица.

Если согласие на усыновление выражается в письменной форме, то заявление об этом должно быть либо нотариально удостоверено, либо заверено руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо заверено органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей ( часть 2 пункт 1 статьи 129 Семейного кодекса РФ). Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8, согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания и подписано им лично, а также отражено в решении.

В соответствии со статьи 130 Семейного кодекса РФ, усыновление возможно без согласия родителей, если они: неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав (не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения судом решения о лишении родительских прав); по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Родители ребенка считаются неизвестными, если отсутствуют сведения как о матери, так и отце ребенка. Так, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8, усыновление может быть произведено при отсутствии согласия родителей, если дети были подкинуты, найдены во время стихийного бедствия, а также при иных чрезвычайных обстоятельствах, о чем имеется соответствующий акт, выданный в установленном порядке органами внутренних дел или органом опеки и попечительства, и родители этих детей неизвестны.

Не требуется согласия на усыновление безвестно отсутствующих и недееспособных родителей, нет необходимости в получении согласия родителей, лишенных в установленном законом порядке родительских прав. В этом случае под родительскими правами, которых лишаются родители, подразумеваются все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе и право давать согласие на усыновление ребенка. Не требуется согласия родителей и в случаях, если они не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания более шести месяцев по причинам, признанным судом неуважительными.

Согласно пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8, причины, по которым родитель более 6 месяцев не проживает совместно с ребенком, уклоняется от его воспитания и содержания, устанавливаются судом при рассмотрении заявления об усыновлении на основании исследования и оценки в совокупности всех представленных доказательств (например, сообщения органов внутренних дел о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в розыске, показаний свидетелей и других допустимых доказательств).

В этой связи в литературе стали признавать новую категорию дел: о признании неуважительными причин непроживания родителей совместно с ребенком и уклонения от воспитания и содержания.

Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо в соответствии со статьей 131 Семейного кодекса РФ согласие в письменной форме их опекунов (попечителей). Поскольку правовой статус приемных родителей приравнен к статусу опекунов или попечителей, необходимо также аналогичное согласие приемных родителей. Наконец, для усыновления детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других, аналогичных учреждениях, необходимо согласие в той же форме руководителей данных учреждений.

Опекун (попечитель), администрация соответствующего детского учреждения, знают своего подопечного, имеют возможность повседневно наблюдать за ним, его развитием, в ряде случаев, являются свидетелями отношений между будущим усыновителем и усыновленным. Мнение указанных лиц не может быть оставлено без внимания. Однако, суд в интересах ребенка может вынести решение об его усыновлении без их согласия (пункт 2 статья 131 Семейного кодекса РФ). Таким образом, в конечном итоге, решение вопроса об усыновлении будет основано на доказанности соответствия его интересам ребенка.

Согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста, является одним из условий, обеспечивающих законность усыновления (статья 132 Семейного кодекса РФ).

Она определяет, что усыновление может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка, если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем. Это может быть сделано, как указывает законодатель, в порядке исключения в целях сохранения тайны усыновления. В этом случае при решении вопроса об усыновлении необходимо лишь проверить, каковы фактические отношения между усыновляемым и будущим кандидатом в усыновители, насколько эти отношения отвечают интересам ребенка. Согласие здесь уже при благоприятной обстановке предполагается, а выяснение его могло бы только травмировать психику ребенка.

Наконец, если усыновление производится не обоими супругами, то необходимо согласие другого супруга (статья 133 Семейного кодекса РФ).

2.2 Порядок усыновления детей, оставшихся без попечения родителей

Процедура усыновления начинается с выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установления органами опеки и попечительства возможности лиц быть усыновителями с последующей постановкой их на учет в качестве кандидата в усыновители.

Порядок постановки кандидатов в усыновители на учет регламентирован Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее — «Правила»), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 года № 275.

В соответствие с ними, граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов: краткая автобиография; справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах; копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение; справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан; медицинское заключение государственного или муниципального лечебно — профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленном порядке; копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Анализируя указанные выше документы, орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, о чем составляется акт.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления, орган опеки и попечительства готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Орган опеки и попечительства в 5-дневный срок с даты подписания доводит до сведения заявителя, отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Одновременно заявителю разъясняется порядок обжалования решения и возвращаются все документы.

В соответствии с пунктом 10 Правил, после постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Кандидаты в усыновители, с момента постановки на учет имеют право: получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников; обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

При этом, кандидаты в усыновители обязаны лично: познакомиться с ребенком и установить с ним контакт; ознакомиться с документами усыновляемого ребенка; подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является заявление кандидатов в усыновители с просьбой об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Судебная стадия завершает процедуру усыновления.

Дела об усыновлении рассматриваются в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ при участии органов опеки и попечительства. Требования о подсудности заявления об установлении усыновления или удочерения содержатся в статьей 269 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии с ними необходимо обращаться в суд по месту жительства (нахождения) ребенка.

Просьба об усыновлении ребенка должна быть обоснована в заявлении. Для этого усыновителям необходимо указать причины, по которым лицо желает усыновить, представить доказательства, подтверждающие их.

При желании усыновителя внести в актовую запись о рождении ребенка определенные изменения, то в заявлении об усыновлении должна быть изложена просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения, о записи усыновителя (усыновителей) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителя (родителей).

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 года № 8судам разъяснено, что одновременно с заявлением об установлении усыновления не могут быть рассмотрены требования заявителя о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования или приватизации жилья. При положительном решении вопроса об усыновлении суд должен определить, возможна ли запись усыновителей в книге записей о рождении в качестве родителей усыновленного. Это производится исключительно по просьбе усыновителей, причем суд, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 274 ГПК РФ, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы о записи усыновителей в качестве родителей. Согласно пункта 2 статьи 136 СК РФ для совершения такой записи в отношении усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, необходимо его согласие, за исключением тех случаев, когда он проживал в семье усыновителя и уже считает его своим родителем. Также судом определяется, насколько целесообразно сохранение имени, отчества и фамилии ребенка, если об этом просит усыновитель. Суд может сохранить фамилию родителей и отчество по имени отца, если сочтет это нужным в интересах усыновляемого. Для обеспечения тайны усыновления могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, а также место его рождения.

источник