Меню Рубрики

Анализ физического развития детей в школе

Б).Физическое развитие детей и подростков.

А) Методы и принципы изучения здоровья детского населения

В последние годы используется многоуровневая система оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей являются следующие:

3) распределение детей по группам здоровья;

1. К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений,

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.)

Показатели физического развития

Термин «физическое развитие», обозначает процесс формирования и созревания детского организма, степень этого созревания на каждом данном отрезке времени.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях.

Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входят соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.

При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

1) гетероморфность и гетерохронность развития;

2) наличие полового диморфизма и акселерации;

3) зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

К методам оценки физического развития должны предъявляться следующие требования:

1) учет гетерохронности и гетероморфности роста и развития индивидуума и полового диморфизма;

2) взаимосвязанная оценка показателей физического развития;

3) учет возможностей асимметрии распределения показателей;

4) малая трудоемкость, отсутствие сложных расчетов.

Существуют различные способы индивидуальной и групповой оценки физического развития детского населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9366 — | 7421 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.
  • В общей системе образовательной работы МДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

    Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

    Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

    Научное философское обоснование.

    Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье детей, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).

    Соответствие современным достижениям педагогики.

    Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    В данной работе прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 — 7 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

    В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

    • диагностика физического развития;
    • диагностика физической подготовленности;
    • диагностика двигательной активности;
    • диагностика функционального состояния.

    Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

    Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчитано на детей 4 — 7 лет.

    Диагностика физического развития позволяет:

    • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
    • составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
    • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

    В детском саду эту систему оценки физического развития используется с 2001 года. За это время усовершенствовалась отчетная документация, доработана система заданий и тестов. Данные тесты прошли широкую апробацию и утверждены Министерством образования РФ, полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

    Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

    Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как учет типа конституции и пола ребенка и оценка по типам приростов показателей физических качеств. Существует также унифицированная методика оценки физического развития. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что практическим работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом разнообразии стандартов, по которым не всегда можно реально оценить уровни физической подготовленности детей.

    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

    Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

    Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

    Определение целей и постановка задач.

    Определение критериев оценки уровней физического развития (Приложение 1).

    Разработка плана — программы тестирования детей.

    Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

    Внесение результатов в «Диагностическую карту» (Приложение 2).

    Обработка и анализ результатов диагностики.

    Распределение детей на группы.

    Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 — 6 лет разработаны (Приложение 3).

    Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

    Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

    Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

    К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности (Приложение 4).

    Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

    С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

    Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

    • исходное положение вполоборота к направлению метания;
    • наличие замаха;
    • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
    • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
    • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
    4 года 5 лет 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев.
    2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4 3,0-4,4 2,5-3,5 3,9-5,7 2,4-4,2 4,0-4,6 4,0-4,4 6,7-7,5 5,8-6,0

    Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

    Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    55-93 60-90 95-104 100-110 111-123 116-123

    В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.

    Показатели физической подготовленности

    Год Кол-во детей Вид движений
    Бег, 30 м Прыжки в длину Метание
    Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
    2006 90 5

    (5,6%)

    80 (88,8%) 5 (5,6%) 2 (2,3%) 85 (94,4%) 3 (3,3%) 21 (23,3%) 69 (76,7%) 2007 102 5

    (4,9%)

    90 (88,2%) 7 (6,9%) 6 (5,9%) 89 (87,2%) 7 (6,9%) 7 (6,9%) 92 (90,2%) 3 (2,9%) 2008 110 3 (2,7%) 88 (80%) 19 (17,3%) 1 (0,9%) 93 (84,6%) 16 (14,5%) 16 (14,5%) 92 (83,6%) 2 (1,9%) 2009 111 5 (4,5%) 104 (93,7%) 2 (1,8%) 5 (4,5%) 99 (89,2%) 7 (6,3%) 13 (11,7%) 97 (87,4%) 1 (0,9%)

    Результаты бега, прыжков и метание можно построить в виде диаграммы. (Приложение 5)

    Читайте также:  Процесс адаптации анализ дети раннего возраста

    По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком (Приложение5). В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

    Общий % освоения программы по физическому воспитанию

    По итогам года специалист составляет годовой отчет. Форма отчета постоянно совершенствуется. Результаты заслушиваются на итоговом педсовете.

    Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

    источник

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Министерство образования Республики Беларусь

    «Гомельский государственный университет

    Кафедра зоологии, физиологии и генетики

    Оценка показателей физического развития детей младшего школьного возраста (на примере г. Гомеля)

    Курсовая работа 42 страница, 13 рисунков, 7 таблицы, 22 источников,

    Ключевые слова: антропометрические показатели, масса тела, длина тела, акселерация, децелерация, центильная таблица.

    Объект исследования: показатели физического развития детей младшего школьного возраста.

    Методы исследования: Антропометрическими методами были измерены масса тела, рост, окружность груди и головы школьников в возрасте 7-8 лет средней школы № 69 города Гомеля в 2013 году.

    Школьники были разделены на группы с учетом возраста и пола. Получены средние значения и среднеквадратические отклонения для каждой группы. Для оценки достоверности разницы средних значений рассчитали коэффициент Стьюдента. С помощью центильных таблиц оценили гармоничность физического развитие каждого школьника и сравнили со среднестатистическими показателями детей г. Гомеля.

    Цель работы: оценить показатели физического развития детей младшего школьного возраста.

    Результаты исследований: Процесс роста детского организма является неравномерным и волнообразным. У обследованных школьников подтверждаются общебиологические закономерности увеличения основных антропометрических показателей. У девочек отмечено более раннее наступление скачка роста.

    Установлено, что масса тела мальчиков в возрасте 7-8 лет варьирует в диапазоне от 24,3 до 25,8 кг, абсолютное значение прироста за год составило 1,5 кг. Девочек от 24,6 до 27,5 в 7-8 лет, абсолютное значение — 2,9 кг. Данные незначительно отклонены от литературных источников. И говорят, о большей массе тела девочек, и, о ее большем увеличении в течение года, чем у мальчиков.

    Установлено, что длинна тела мальчиков в возрасте 7-8 лет варьирует в диапазоне от 123,6 до 128,0 см, абсолютное значение прироста за год составило 4,4 см. Девочек от 122,4 до 128,5 в 7-8 лет, абсолютное значение — 6,0 кг. Данные незначительно отклонены от литературных источников. И говорят, о большей длине тела девочек, и, о ее большем увеличении в течение года, чем у мальчиков.

    Показатели гармоничности телосложения показали, что 52 % детей имеют гармоничное телосложение, 30 % — дисгармоничное, из них 15 % с дефицитом массы тела и 15 % с избытком, и 18 % — резко дисгармоничные.

    1.1 Физическое развитие детей и подростков

    1.1.1 Факторы влияющие на физическое развитие

    1.1.2 Особенности развития детей младшего школьного возроста

    1.1.3 Темпы физического развития. Акселерация и децелерация

    1.2 Антропометрические исследования

    1.2.2 Основные законы роста детей

    1.2.3 Понятие об индексах физического развития

    1.2.4 Методика антропометрических измерений и инструментарий

    1.3 Методика оценки физического развития

    1.3.1 Центильный метод оценки физического развития

    1.3.2 Биологический возраст

    2. Объект, программа и методика исследований

    3. Результаты исследований и их обсуждение

    Список использованных источников

    Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма — физического развития.

    Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой — степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, то есть имеет, как минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

    Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

    Физическое развитие — один из важнейших критериев в оценке состоянии здоровья детей, тесно связанный с моторным (двигательным) развитием и половым созревание организма.

    Цель работы: оценка физического развития детей младшего школьного возраста средней школы № 69 города Гомеля.

    Практическое значение работы заключается в том, что на основании полученных результатов можно планировать объем и характер оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

    1.1 Физическое развитие детей и подростков

    1.1.1 Факторы, влияющие на физическое развитие

    Все факторы, влияющие на рост и развитие ребенка условно делятся на эндогенные и экзогенные.

    К эндогенным факторам относятся: здоровье родителей, течение беременности и родов, питание беременной женщины, наличие врожденных аномалий развития и др. Главными факторами, регулирующими и определяющими рост плода, является маточный кровоток и плацентарная перфузия. Отклонение в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов могут оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребенка.

    Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни — щитовидной железы, с 3-4 лет — гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены — у юношей, эстрогены — у девушек). Соматотропный гормон гипофиза (СТГ) стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Наибольший ростовой эффект тироксина определяется в первые 5 лет жизни, а затем в препубертатном и пубертатном возрастах. Действие андрогенов как стимуляторов роста определяет начало препубертатного «ростового скачка» и является кратковременный. Следом за пубертатным ускорением роста андрогены влияют на закрытие эпифизарных зон роста и таким образом способствуют его прекращению. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста, и чувствительность тканей к их действию определяются генотипом. Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100.

    Генетические факторы. Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.

    Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, обуславливает важность качественного питания, особенно содержание в нем достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов — витамина А, цинка, йода — избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревание, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функции ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.

    Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна — именно во сне осуществляется основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета является физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка — психическая напряженность, травмы, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хроническое заболевание неблагоприятно влияет на рост и развитие ребенка.

    Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий [1].

    1.1.2 Особенности физического развития детей младшего школьного возраста (с 7 до 11-12 лет)

    Этот период охватывает возрастной интервал от 6-7 до 11-13 лет. Более четких временных границ данному возрастному периоду прописать не удается, так как индивидуальный разброс темпов созревания в этом возрасте очень велик. Девочки, как правило, вступают в пубертат на 1-1,5 года раньше, чем мальчики. Это весьма важный этап в жизни ребенка, который характеризуется ускоренными процессами психического развития на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма [1].

    В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма. Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная система, и прежде всего ее высший отдел — кора головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12-13 годам. Перестройка функций коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших [2].

    Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет.

    В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной. Быстрее происходит образование условных рефлексов. Динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет [3].

    У детей 7-10 лет наступают и некоторые изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. Для костной ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов, оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности скелетной системы. К младшему школьному возрасту, структурная дифференцировка тканей уже завершена, и идет дальнейшее увеличение массы органов и всего тела. Мальчики все больше отличаются от девочек по типу роста, созревания и по формированию характерного для них телосложения. Данный период жизни ребенка характеризуется самыми низкими темпами роста длины и массы тела. Развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Ускоренно развиваются и сложные координационные движения мелких мышц, что позволяет успешно осваивать тонкие движения руками, необходимые при письме, рукоделии и др.

    По пропорциям тела ребенок этого возраста уже очень похож на взрослого, хотя его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек — бедра, в сравнении с полностью сформированными юношами и девушками [1].

    Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления. Поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений.

    Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата [4].

    Важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма ребенка 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения. На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно — сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается. Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет.

    Сердце, у детей 7-10 лет, маленькое. Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140-170 уд/мин. Сердце ребенка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. В тесной связи с сердечно — сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений прогрессивно возрастают. У детей в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная ёмкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл. Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 20-22 в минуту [5].

    В младшем школьном возрасте чаще всего выявляются недостатки в физическом развитии, астения. Занятия в школе в значительной мере ограничивают движения, часто туловище длительно фиксируется в неправильном положении, что при недостаточном обеспечении гигиенических условиях и физического воспитания ведет к нарушениям осанки и зрения. Вместе с тем период от 8 до 11 лет физиологии считают наиболее спокойным в развитии. Большой удельный вес в заболеваемости и смертности в этом возрасте занимает травматизм [1].

    1.1.3 Темпы физического развития. Акселерация и децелерация

    Темп физического развития — важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение или замедление этого темпа может зависеть от множества факторов. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы — это свидетельствует об адекватности условий существования ребенка его морфофункциональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.

    Однако наряду с индивидуальными в отдельные периоды наблюдаются популяционные сдвиги в темпах физического развития. Так, в странах Европы, Северной Америки и некоторых странах Азии и Африки в ХХ в. стало наблюдаться ускорение темпов физического развития детей на уровне целых популяций. Такое явление получило название «эпохальный сдвиг», или «акселерация» (от лат. Accelero — ускорять) физического развития [6].

    Акселерация — ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др.) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации рассматривают:

    ? бульшую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20-30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4-5 см, а масса тела на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад;

    ? более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1-2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

    ? более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20-30-е годы нашего столетия;

    Читайте также:  Проведение анализа на аллергены у детей

    ? более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

    ? увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8-10 см по сравнению с предшествующим;

    ? половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, на каждые 10 лет наступление менструации ускоряется на 4-6 месяцев.

    Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения [7].

    Относительно причин акселерации до настоящего времени не сформировано общепринятой точки зрения. Выдвинуто много гипотез, предположений. Большинство ученых считают изменение в питании опреде-ляющим фактором во всех сдвигах развития. Связывается это с увеличением количества потребляемых полноценных белков и натуральных жиров на душу населения. Сюда же относят более регулярное потребление овощей и фруктов в течение года, уси-ленную витаминизацию организма матери и ребенка.

    Гелиогенная теория акселерации отводит весьма существенную роль воздействию на ребенка солнечных лучей; считает, что дети в настоящее время больше подвергаются влиянию солнечной радиации. Но вряд ли это звучит убедительно, ибо процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных. Некоторые ученые связывают акселерацию с изменением климата. Влажный и теплый воздух ведет к замедлению процессов роста и развития. Прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом и поэтому якобы стимулирует рост. Есть данные также о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

    Наряду с улучшением питания важной причиной акселерации считают общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве, что связано с общими успехами медицины.

    Связывают акселерацию и с раздражающим воздействием темпов городской жизни. Сюда относят обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио- и телевизионных, станций; городской шум и движущийся транспорт; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное и особенно сексуальное развитие [8, 9].

    На основании учета соотношения антропометрических показателей и биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации. К гармоничному относятся дети, у которых антропометрические показатели и биологическая зрелость выше средних значений для данной возрастно-половой группы, к дисгармоничному типу — дети, у которых, по сравнению с их сверстниками, отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину [1].

    Еще одна точка зрения сводиться к тому, что акселерация — явление временное, связанное с какими-то экзогенными или эндогенными популяционными циклами, неоднократно на протяжении веков приводившими то к ускорению, то к замедлению (ретардации, от лат. retardo — замедлять, тормозить) физического развития человечества [10, 11].

    Постепенно набирал силу противоположный процесс, который немецкий исследователь Й. Рихтер назвал децелерацией. Этот процесс у подростков обоего пола продолжается и в самые последние годы. Обращает на себя внимание то, что изменения захватывают не продольный рост, а массу тела и обхватные параметры, что приводит к явной астенизации телосложения [1].

    1.2 Антропометрические исследования

    Антропометрия (греч. Anthropos — человек, metron — мера) — метод изучения человека, основанный на измерении различных его морфологических и функциональных признаков.

    Антропометрические исследования обязательно включает измерение основных показателей: роста, массы тела, окружности грудной клетки и головы и других антропометрических показателей:

    ? длины (туловища, корпуса, верхней конечности, плеча, предплечья, кисти, нижней конечности, бедра, голени, стопы, головы);

    ? обхватов (шеи, живота, талии, ягодиц, бедра, голени, плеча в спокойном и напряженном состоянии, предплечья);

    ? толщины кожно-жировой складки;

    ? диаметров (акромиального, дельтовидного, среднегрудинного поперечного, нижнегрудинного поперечного и др.);

    ? жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ);

    ? силы мышц разгибателей спины и др.

    Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования, антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

    ? выполнение исследований по единой унифицированной методике;

    ? проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

    ? исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

    ? исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы) [12].

    1.2.2 Основные законы роста детей

    Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы (особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.

    Физическое состояние — интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка.

    Процессы роста подчиняются определенным законам:

    1) Закон неуклонного торможения энергии роста.

    Скорость роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед. гестации. Относительно небольшая интенсивность клеточного деления до 8 нед. коррелирует с активной дифференцировкой и морфогенезом органов и систем. С 34 нед. гестационного периода замедление роста идет на фоне существенных нарастаний массы тела. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом «объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки. Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка. В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит свое отражение в следующем законе.

    2) Закон неравномерности изменений скорости роста.

    Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают прибавки массы тела. Таким образом, периоды «вытягивания» сменяются периодами «округления». Циклический, ступенчатый характер роста со сменой фаз его ускорения и замедления прекрасно демонстрирует периодизация детства, предложенная Штратцем в 1903 году:

    ? период первой «полноты» или первого «округления» (turqor primus): с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела над длиной тела;

    ? период первого «вытягивания» (proceritas prima): с 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой;

    ? период второй «полноты» или второго «округления» (turqor secunda): с 8-го по 10-й годы жизни;

    ? период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет;

    ? период очень замедленного роста: с 15 до 18-20 лет.

    Кроме того, следует отметить, что в период второй «полноты» впервые начинают прослеживаться морфологические признаки полового диморфизма (у мальчиков нарастает масса мышц, становится отчетливым их рельеф на плече и голени, у девочек — заметное расширение таза, формирование талии, большее и более равномерное жироотложение).

    Период второго «вытягивания», именуемый также главным ростовым сдвигом, отмечается у девочек в более ранние сроки (с 10 до 14 лет), по сравнению с мальчиками (с 12 до 17 лет).

    Прекращение роста у девушек, в основном, завершается к 17-18 годам, у юношей — к 18-20 годам.

    3) Закон аллометрического роста.

    При изометрии роста все части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия — непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов. Частным проявлением этого феномена является закон краниокаудального градиента роста, суть которого заключается в том, что во внутриутробный период жизни, в силу особенностей кровоснабжения плода, отмечается преимущественный рост частей тела, расположенных ближе к голове и, прежде всего, самой головы. После рождения, наоборот, наиболее интенсивно растут части тела, расположенные дистально. Таким образом, в постнатальном периоде стопа вырастает больше, чем голень, последняя — больше, чем бедро и т. д. Благодаря этому у ребенка с возрастом происходят изменения пропорций тела и внешнего облика, которые постепенно приближаются к таковым у взрослого (см. рисунок 1).

    Рисунок 1 — Изменения пропорций тела в процессе роста и развития

    Изменение пропорций тела с возрастом, в основном, предусматривает:

    ? уменьшение высоты головы, составляющей у плода 8 нед. гестации Ѕ длины тела, в 20 нед. ? ? у новорожденного и ребенка грудного возраста — ј, от 1 до 4 лет — 1/5 длины тела, в интервале от 5 до 7 лет — 1/6, от 8 до 10 лет — 1/7, старше 10 лет, как и у взрослых — ? от длины тела;

    ? при относительном постоянстве длины туловища (40 % длины тела) происходит увеличение длины конечностей: от 40 % длины ноги у новорожденного до 52 % по отношению к длине тела у взрослого. Относительно превалирующий рост конечностей способствует появлению в периоде первого «вытягивания» (5-7 лет) положительного «филиппинского теста»;

    ? смещение средней точки тела от пупка у доношенного новорожденного ребенка до симфиза у взрослых. В период главного ростового сдвига она может опускаться ниже симфиза, проецируясь на бедро;

    ? соотношение верхнего и нижнего сегментов тела, составляющие на первом году жизни 1,7-1,5, у взрослых приближается к единице.

    Непропорциональность роста прослеживают не только по внешним морфологическим признакам, но и в темпах роста и развития отдельных органов и систем. Отмечают разные темпы роста сердца и сосудов; роста грудной клетки, легочной ткани и бронхов; особенности скорости роста лимфоидной ткани проявляются в ее физиологической гипертрофии в препубертатном периоде; особенности роста жировой ткани проявляются в «физиологическом ожирении» грудничков и т. д.

    4) Закон половой специфичности роста.

    Проявляется в том, что мальчики, в конечном итоге, имеют более высокие показатели конечного (дефинитивного) роста, хотя девочки относительно раньше (на 1-2 года) вступают в период пубертатного вытягивания, когда они обгоняют мальчиков по длине тела. Тем не менее, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше. Это является отражением более быстрого биологического развития девочек, которое прослеживается по всем органам и системам [13].

    1.2.3 Понятие об индексах физического развития

    Для индивидуальной оценки ФР детей используют антропометрические индексы, позволяющие определить пропорциональное или непропорциональное развитие отдельных размеров тела.

    1) Массо-ростовой индекс — отношение массы тела в граммах к длине тела в сантиметрах при рождении. При нормальном питании (нормотрофии) индекс должен превышать 60, если же индекс меньше 60, то это свидетельствует о врожденной гипотрофии: до 55 — 1-й степени, до 50 — 2-й степени и ниже 50 — 3-й степени.

    2) Индекс Брока — нормальным весом считается такой вес, который равен росту тела (в см) за вычетом 100. В зависимости от роста вводятся поправки: у людей с ростом от 155 до 165 см следует вычесть 100 единиц, при росте 166-175 см — 105 единиц, при 176 и более см — 110 единиц.

    Если расчет производится по формуле Брока, то после расчетов следует вычесть 8 %: рост-100-8 %.

    3) Весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже ? на понижение питания.

    4) Индекс Чулицкой (упитанности) вычисляется по формуле:

    3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — рост. Для детей первого года жизни этот индекс равен 20-25, для детей 2-3-х лет — 20. Определяется у детей первых 3 лет жизни.

    5) Индекс Чулицкой (пропорциональности) вычисляется по формуле:

    3 окружности плеча = окружность груди + окружность бедра + окружность голени. Индекс оценивается у детей первых 3 лет жизни.

    ИТ = масса тела, кг / рост, м

    Оценка результатов: ИТ меньше 18 единиц измерения означает недостаток, а от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина ИТ составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если ИТ больше 27 ? это показатель ожирения.

    7) Формула Пиньи — показатель крепости телосложения (КТ):

    КТ = рост, см — (масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см)

    Оценка результатов: полученные величины показателей Пиньи оцениваются по следующей шкале:

    ? гипостеники (астенический тип, «худощавые») — индекс больше 30

    ? нормостеники (атлетический тип, «норма») — от 10 до 30

    ? гиперстеники (пикнический тип, лишний вес) — меньше 10

    8) Индекс Эрисмана: оценивается степень развития грудной клетки и органов грудной клетки. Определяется до 15 лет. Рассчитывается по формуле: окружность груди — полурост. У детей первого года жизни он варьирует от +13,5 до +10; для 2-3 лет — от +9 до +6; для детей 6-7 лет от +4 до +2 и детей 8-15 лет — от +1 до -3. Индекс Эрисмана у детей до 3 лет составляет при пропорциональном развитии ребенка Ѕ индекса упитанности Чулицкой.

    9) Гармоничности телосложения рассчитывается по формуле: окружность грудной клетки в паузе/ростЧ100 %

    Оценка результатов: при нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55 %. Если это соотношение меньше 50 %, телосложение называют слабым, а если более 55 % ? нормальным [1, 12, 14, 15].

    1.2.4 Методика антропометрических измерений и инструментарий

    Для оценки физического развития у детей используют следующие показатели:

    Соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность головы, грудной клетки и талии;

    Соматоскопические — форма грудной клетки, спины, стопы, осанка, жировые отложения, половое развитие;

    Физиометрические — жизненная емкость легких, динамометрия кистей, становая сила.

    Наряду с этим могут использоваться и такие параметры, как толщина кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев тела (бедра, плеча, голени) для подсчета специальных антропометрических индексов и др. [1].

    Основным методом изучения особенностей телосложения человека является антропометрический метод.

    Обхватные размеры тела измеряют сантиметровой лентой.

    Толщину кожно-жировых складок измеряют с помощью специальных приборов — калиперов, которые позволяют производить измерения при стандартном задаваемом давлении.

    Вес тела определяется на специальных медицинских весах.

    Антропометрические измерения с помощью антропометра, скользящих и штанговых циркулей, измерения сантиметровой лентой, на которой имеется миллиметровая шкала, производится с тонностью до 1 мм.

    Калиперометрические измерения необходимо выполнять с точностью до 0,2-0,5 мм.

    Согласно правилам антропометрии, все измерения должны производиться между определенными точками на теле и по строго определенной методике.

    Измерение роста. Длина тела или рост — один из главных показателей общего размера тела и длины костей. Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражаем системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высокой [1].

    Измерение роста проводят обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

    Измерение роста, стоя при помощи деревянного ростомера, производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками — пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

    Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

    Читайте также:  Проба манту у детей анализ

    Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера [11, 16].

    Длина тела новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Принято считать, что если новорожденный ребенок имеет длину тела 45 см и менее, то он недоношен. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. В первом квартале жизни ежемесячная прибавка длины тела составляет 3 см, во втором — 2,5, в третьем — 1,5, в четвертом — 1 см. Общая прибавка длины тела за 1-ый год — 25 см. За 2-ой и 3-ий годы жизни прибавки длины тела составляют соответственно по 12-13 и 7-8 см. Длина тела детей в 8 лет равна 130 см, на каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый превышающий год прибавляется 5 см [17].

    Определение веса. Масса тела — основной антропометрический показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более лабильным показателем, отражающий степень развития костной и мышечной системы, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (питания, физические и психические нагрузки и пр.). Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание). Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 % [1].

    Масса тела новорожденного составляет в среднем около 3,5 кг. Новорожденные массой 2500 г и меньше считаются недоношенными или родившимися с внутриутробной гипотрофией. Дети, родившиеся с массой тела 4000 г и более, рассматриваются как крупные.

    Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый [11, 18].

    В качестве критерия зрелости новорожденного ребенка используется массо-ростовой коэффициент, который в норме составляет 60-80. Если его величина, ниже 60 — это свидетельствует в пользу врожденной гипотрофии, а если выше 80 — врожденной паратрофии.

    После рождения в течение 4-5 дней жизни у ребенка происходит потеря массы тела, а пределах 5-8 % от исходной, то есть 150-300 г (физиологическое падение массы тела). Затем масса тела начинает повышаться и около 8-10-го дня достигает первоначального уровня. Снижение массы тела более чем на 300 г нельзя считать физиологическим. Основная причина физиологического падения массы тела — прежде всего недостаточное введение в первые дни после рождения младенца воды и пищи. Имеет значение потеря массы тела в связи с выделением через кожу и легкие воды, а также первородного кала, мочи. Следует учитывать, что у детей 1-го года жизни увеличение длины тела на 1 см, как правило, сопровождается прибавкой массы тела на 280 320 г. При расчете массы тела детей 1-го года жизни с массой при рождении 2500-3000 г за исходный показатель принимается 3000 г. Скорость нарастания массы тела детей после года значительно замедляется.

    Масса тела ребенка в 5 лет равна 19 кг; на каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг.

    Для оценки массы тела детей дошкольного и школьного возраста в качестве возрастных норм все шире используются двухмерные центильные шкалы массы тела при различной длине тела, построенные на оценке массы тела по длине тела внутри возрастно-половых групп [11, 19].

    Измерение окружности грудной клетки проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

    Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12-13 лет — по нижнему сегменту соска, у женщин — над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

    Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-6 см. В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см [11, 17, 20].

    Окружность груди при рождении в среднем составляет 32-35 см. На первом году жизни она увеличивается ежемесячно на 1,2-1,3 см, составляя к году 47-4 см. К 5 годам окружность груди увеличивается до 55 см, к 10 — до 65 см.

    Для более точной оценки величины окружности грудной клетки используются центильные таблицы, построенные на оценке окружности груди по длине тела внутри возрастно-половой группы.

    Окружность груди — важный показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует с функциональными показателями дыхательной системы [17].

    Измерение окружности головы проводят прорезиненной сантиметровой лентой. Лента должна проходить через наиболее выступающую область затылка и точку надпереносья, наиболее выступающую вперед между бровями по срединной линии.

    Окружность головы при рождении в среднем составляет 34-36 см. В дальнейшем она особенно интенсивно увеличивается в первый год жизни, составляя к году 46-47 см. В первые 3 месяца жизни ежемесячный прирост окружности головы составляет 2 см, в возрасте 3-6 месяцев — 1 см, в течение второго полугодия жизни — 0,5 см. К 6 годам окружность головы увеличивается до 50,5-51 см, к 14-15 годам — до 53-56 см. У мальчиков величина ее несколько больше, чем у девочек.

    Контроль за изменением окружности головы детей первых трех лет жизни является важным компонентом врачебной деятельности при оценке физического развития ребенка. Изменения окружности головы отражают общие закономерности биологического развития ребенка, в частности церебральный тип роста, а также развитие ряда патологических состояний (микро- и гидроцефалии) [11, 17].

    1.3 Методика оценки физического развития

    1.3.1 Центильный метод оценки физического развития

    Широко используемые в настоящее время для оценки физического развития детей метод сигмальных отклонений и шкалы регрессии основываются на предположении соответствия исследуемой выборки закону нормального распределения. Между тем исследование формы распределения ряда антропометрических признаков (масса тела, окружность груди, мышечная сила рук и др.) указывает на асимметрию их распределения, чаще правостороннюю. В силу этого границы сигмальных отклонений могут искусственно завышаться или занижаться, искажая истинный характер оценки.

    Этих недостатков лишен основанный на непараметрическом статистическом анализе центильный метод. Так как центильный метод не ограничен характером распределения, он приемлем для оценки любых показателей. Метод прост в работе, в силу того что при использовании центильных таблиц или графиков исключаются всякие расчеты. Двухмерные центильные шкалы — «длина тела — масса тела», «длина тела — окружность груди», в которых рассчитываются значения массы тела и окружности на должную длину тела, позволяют судить о гармоничности развития.

    Обычно для характеристики выборки применяются 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й центили. 3-й центиль — это такая величина показателя, меньше которой он наблюдается у 3 % членов выборки; величина показателя меньше 10-го центиля — у 10 % членов выборки и т. д. Промежутки между центилями названы центильными коридорами.

    При индивидуальной оценке показателей физического развития определяется уровень признака по его положению в одном из 7 центильных коридоров. Показатели, попавшие в 4-5-й коридоры (25-75-я центили), следует считать средними, в 3-й (10-25-я центили) — ниже средних, в 6-й (75-90-я центили) — выше средних, во 2-й (3-10-я центили) — низкими, в 7-й (90-97-я центили) — высокими, в 1-й (до 3-й центили) — очень низкими, в 8-й (выше 97-й центили) — очень высокими.

    Гармоничным является физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди соответствуют длине тела, то есть попадают в 4-5-е центильные коридоры (25-75-я центильные). Дисгармоничном считается физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (3-й коридор, 10-25-я центили) или больше должных (6-й коридор, 75-90-я центили) за счет повышенного жироотложения. Резко дисгармоничным следует считать физическое развитие, при котором масса тела и окружность груди отстают от должных (2-й коридор, 3-10-я центили) или превышают должную величину (7-й коридор, 90-97-я центили) за счет повышенного жироотложения.

    Применение центильных таблиц позволяет определить физическое развитие как среднее, выше — или нижесреднее, высокое или низкое, а также гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное. Выделение в группу детей с отклонениями в физическом развитии (дисгармоничных, резко дисгармоничных) обусловлено тем, что у них часто имеются нарушения деятельности сердечнососудистой, эндокринной, нервной и других систем, на этом основании они подлежат специальному углубленному обследованию. У детей с дисгармоничным и резко дисгармоничным развитием функциональные показатели, как правило, ниже возрастной нормы. Для таких детей с учетом причины отклонений физического развития от возрастных показателей разрабатываются индивидуальные планы оздоровления и лечения [12, 14, 15, 21].

    1.3.2 Биологический возраст

    Биологический возраст (физиологическая зрелость) — это соответствие календарного возраста уровню биологического развития ребенка.

    Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста — по пропорциям тела, учитывающим соотношение степени развития отдельных его частей — головы, туловище, конечности. На практике применяется 3 способа оценки биологического возраста. Его можно определить с помощью зубной формулы — зубная зрелость, по степени окостенения костей запястья и кисти — скелетная зрелость и, наконец, с помощью оценки стадии полового развития — половая зрелость.

    Отдельные показатели биологического развития детей в различные возрастные периоды могут быть ведущими или вспомогательными. Так, для детей младшего школьного возраста ведущими показателями биологического развития являются:

    При оценке уровня биологического развития детей среднего и старшего школьного возраста большее значение имеют:

    1) степень выраженности вторичных половых признаков;

    3) характер ростовых процессов;

    Меньшее значение приобретают длина тела и развитие зубной системы.

    Костный возраст. Исследование костного (скелетного) возраста — достаточно точный способ оценки биологического возраста. Оссификация каждой кости начинается с первого центра и проходит ряд последовательных стадий увеличения и формирования области окостенения. Кроме того, в ряде случаев появляется один или несколько дополнительных центров окостенения в эпифизах.

    Когда эпифизы срастаются с телом кости, созревание завершается. Все эти этапы легко увидеть на рентгенограмме и по числу имеющихся центров окостенения и степени их развития достаточно точно судить о костном возрасте.

    На практике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно правой руки). Сравнение полученной рентгенограммы со стандартами и балльная оценка степени развития многих костей позволяет качественно (в годах и месяцах) выразить полученный результат. Недостатками этого метода являются трудоемкость и влияние небезопасного для здоровья рентгенологического излучения.

    Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сменившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возрастные периоды, когда такое определение возможно, ограничены.

    Молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. Поэтому в период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл. Возможно, производить оценку степени окостенения зубов на основании рентгенограмм, но, как и в случае костного возраста, этот метод не может использоваться повсеместно.

    Внешние половые признаки (половая формула). Половое развитие может быть охарактеризовано половой формулой, которая включает у подростков обоего пола оценку лобкового и подмышечного оволосения, у юношей — наличие мутации голоса и поллюций, развитие щитовидного хряща, у девушек — стадии развития молочных желез и наличие менструаций. Оценка половой зрелости достаточно проста и надежна в течение всего пубертатного периода, обычно соответствующего календарному возрасту девушек в 10-15 лет и юношей — в 12-16 лет.

    Если большинство показателей биологического развития находится в пределах средневозрастных, уровень биологического развития расценивается как соответствующий календарному возрасту. Отставание биологического возраста от календарного свидетельствует о задержке развития биологического возраста (ретардации), ускорение биологического развития по сравнению с календарным — об интенсификации биологического развития. При этом следует подчеркнуть, что отдельно взятые длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Превышение уровня ФР над среднепопуляционными значениями, также как и его отставание само по себе еще не говорит о степени морфофункциональной зрелости организма [1].

    2. Объект, программа и методика исследований

    Исследования проводились в 2013 году в Государственном учреждении образования «Средняя школа № 69» города Гомеля.

    Объектом исследований являются показатели физического развития детей младшего школьного возраста учащихся.

    В исследовании принимали участие 60 детей в возрасте 7-8 лет, в том числе 30 мальчиков и 30 девочек. Паспортный возраст ребенка на момент исследования определялся на основании года, месяца и дня его рождения. Так, к 7-летним отнесены школьники от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

    Программа исследования включала в себя решение следующих задач:

    ? подбор и анализ литературы по теме исследований;

    ? отработка методики измерения изучаемых показателей;

    ? проведение экспериментальной части работы;

    ? анализ и статистическая обработка полученных данных.

    Были проведены измерения массы тела, роста, окружности груди и головы антропометрическими методами.

    Измерение роста, стоя при помощи ростомера, производились следующим образом: исследуемый становился на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касался ее тремя точками — пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не касалась ростомера, а была слегка наклонена так, что верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу. Измеряющий становился сбоку от исследуемого и опускал на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводился по нижнему краю планшетки. физическое развитие школьник рост

    Взвешивание проводилось на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением были выверены и отрегулированы. Площадка весов была точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы чувствительны к весу 100 г. Исследуемый стоял неподвижно на середине площадки весов.

    Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Исследуемому предлагалось развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывали так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12-13 лет — по нижнему сегменту соска, у женщин — над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускал руки.

    источник