Меню Рубрики

Анализ федерального стандарта детей с овз

В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

«Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать», — отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра, содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015

7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)
9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» — статья

Читайте также в блоге

Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью.

Добрый день, Екатерина! Порядок организации образовательной деятельности коррекционных школ регулируется приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 раздел III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно п. 22 приказа, исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями — СанПиН 2.4.2821-10. Согласно п. 10.9. продолжительность урока в компенсирующем классе не должна превышать 40 минут.
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов можно прочитать в письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 в ред. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 N 3.

подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.

Добрый день, Светлана! Разработка подобных программ относится к компетенции образовательной организации и может регламентироваться соответствующим локальным актом. Общие требования изложены в ФГОС для обучающихся с ОВЗ (приказы от 14.12.2014 №1598, от 19.12.2014 № 1599, Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с ОВЗ), а также в Комментарии Минобрнауки РФ к ФГОС ООО ( письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228).

Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится.

Добрый день, Юлия! Советуем обратиться в региональный орган управления образованием или Минобрнауки РФ.

начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю( автор кауфман. английский язык)

Добрый день, Раушания! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, чем отличаются учебно-методические требования ФГОС НОО и ФГОС с ОВЗ.

Добрый день, Наталья! Советуем Вам обратиться к методистам регионального учреждения повышения квалификации педработников либо на сайт Минобрнауки РФ.

Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК?

Добрый день, Лариса! Для официального ответа и решения вопроса советуем обратиться в местный или региональный орган управления образованием либо в Минобрнауки РФ.

простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение

Добрый день, Павел! Предоставляемая нами информация дается только на основании имеющихся документов и официальных материалов. Цитируем п.1 раздела 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ): «1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
И еще цитата из того же документа ( п.п. 3, 5 части 3 статьи 47: педагоги имеют «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»; а также «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ».
Цитата из письма Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 п.11:
«Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией
самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных рабочих программ учебных предметов).
Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Советуем также ознакомиться письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334, приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 ,от 31.12.2015 г. № 1577 ,от 31.12.2015 г. № 1578.

Здравствуйте! Разработан ли ФГО для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.

Добрый день, Наталья Владимировна! Подобной информацией мы не располагаем. Советуем обратиться на сайт Минобрнауки России.

Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.

Добрый день, Ольга! Согласно определениям, данным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Примерная адаптированная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В её структуру включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты. Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Проекты примерных основных программ разрабатываются по заданию Минобрнауки и проходят соответствующую экспертизу. Порядок разработки и экспертизы установлен приказом Минобрнауки от 28 мая 2014 г. N 594.
Подробные разъяснения Вы найдете в письме Минобрнауки от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью” по ссылке
ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70643208/#ixzz4FP8GwZqL

Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе

Добрый день, ИмяАйнга! Минобрнауки утверждены пока только ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется , что я обделяю вниманием обычных детей.

Добрый день, Лидия! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Да, есть. Это новые СанПиН 2.4.2.3286-15 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Источник: http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15

Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили «войти в положение района» и молча «тянуть» всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в Роспотребнадзор.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР ( вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.

Добрый день, Мила! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием
либо на сайт Общероссийского профсоюза образования рубрика «Ответы на вопросы».

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!

Добрый день, Ирина! В письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» приводится следующая последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ:
2016-2017 уч.г. — 1 классы
2017-2018 уч.г. — 1 и 2 классы
2018-2019 уч.г. — 1,2 и 3 классы
2019-2020уч.г. — 1,2,3 и 4 классы
Внеурочную деятельность – это часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, поэтому отказаться от нее нельзя. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?

Добрый день, вера! При введении ФГОС ОВЗ педработники должны пройти соответствующую переподготовку, в т.ч. обязательную профессиональную переподготовку в области специальной психологии. Советуем обратиться в региональное методическое учреждение или региональный орган управления образованием.

Добрый день! Чем регулируется сопровождение детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях? Спасибо!

Добрый день, Елена! Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: «рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2». Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость. ) Help.
Благодарна за ответы)

Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в образовательную организацию или методическую службу.

Здравствуйте. Если ПМПК рекомендовало обучение Пр.1599 вариант 2, это относится к детям с умеренной умственной отсталость. Следует составлять АООП для детей с умеренной умственной отсталостью на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Все программы примерные разработаны на сайте fgosreestr.ru РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Добрый день, я поясню, что обозначает вариант 2. Это обучение детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по программе СИПР. (специальная индивидуальная программа развития)

Читайте также:  Анализ героев отцы и дети цитаты

может быть прописан тьютор ребенку ( синдром Дауна )для обучения в школе?
ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате.

Добрый день, елена! Введение должности тьютора в штат школы это компетенция ее директора. А для этого должен быть соответствующее решение региональной власти. Советуем обратиться в региональный орган управления образованием. Что касается ПМПК, то им, конечно, надо исходить из необходимости, а не из возможностей. Вам будет трудно что-то просить, если нет такой рекомендации. Попробуйте убедить комиссию дать такой документ, если это положено.

Ребёнку с синдромом Дауна ПМПК должна прописывать сопровождение в лице тьютора. Или же школа может » выбить» ставку помощника воспитателя на класс.

Добрый день, Вера! Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее –Разъяснения), в приложении к которому даны соответствующие разъяснения.
Как сказано в Разъяснениях, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
— на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
— на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
— на постоянной основе.
Советуем ознакомиться с этим письмом.

Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?

Добрый день, Халимат! В соответствии с п.5 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В соответствии с указанными статьями ТК РФ работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным. В случае нарушения этих положений педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда.
Подробнее вы можете узнать в нашем блоге в материале «Повышение квалификации – и право и обязанность педагога».

Здравствуйте.
31 марта в Москве состоялась Международная конференция «Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации». На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов ?

Добрый день, Татьяна! Советуем адресовать свой вопрос Минобрнауки Рф.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!

Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в региональный институт развития образования.

Здравствуйте. Если ПМПК определило статус ребёнка с ОВЗ, где была рекомендована программа для детей с ТНР, необходимо разрабатывать АОП. В помощь специалистам МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.

Добрый день, Елена! Вам следует обратиться в местный орган управления образованием, т.к.все эти вопросы относятся к его компетенции.

Правильно ли я поняла — на уровне региона должен быть разработан «Порядок организации обучения …»

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.

Добрый день, Людмила! Советуем обратиться к специалистам образования и здравоохранения по месту жительства.

Здравствуйте. Необходимо разработать программу ПР.1599 вариант 2. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Разработать АООП на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) либо с ориентировкой на примерную АООП на сайте http://fgosreestr.ru/

Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ «за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии», по требованию администрации вынуждена эту надбавку «отрабатывать»: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.

Добрый день, Наталья! По данному вопросу официальный ответ вы можете получить в местном органе управления образованием. Вы также можете обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням)

Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены. Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.

Добрый день, Елена! В данном случае возможны занятия по индивидуальному учебному плану. Советуем для официального ответа обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным , реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.

Добрый день, надежда! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки РФ.

Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель — дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо

Добрый день, Виктория! Конечно, с уроков детей брать нельзя, иначе они не получать предусмотренные программой знания. А нормативный документ, на основании которого это происходит, попросите в учреждении.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?

Добрый день, Екатерина! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо в Минобрнауки РФ.

Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?

Добрый день, Надежда! АООП для детей с ОВЗ разрабатываются на основании ФГОС обучающихся с ОВЗ. С примерными АООП можно ознакомиться на сайте «Центр инклюзивного образования» http://inkluziv.irooo.ru/аооп-ноо-овз/

Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.

Добрый день, Наталья! Согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности.

Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции . Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!

Добрый день, Светлана! Если вы согласны на обучение по адаптированной программе, напишите об этом заявление на имя директора. Если в школе есть такое обучение, то ребенка должны перевести в этот класс. Если в школе такого обучения нет, то вам следует обратиться в орган управления образованием для решения вопроса.

Здравствуйте, спасибо большое за ответ. Но вопрос заключался в том, как и на каком основании директор может сократить численность в классе до 25 человек, если в 1 классе (в ноябре), когда уже набрали 34 учащихся, был установлен статус ОВЗ одному ребенку. В классе более 10 учеников не по месту регистрации. Спасибо.

Добрый день, Светлана! Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 с последующими изменениями (п.22 Порядка), исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. Официальный ответ вы можете получить, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.

Здравствуйте, поясните пожалуйста, каким образом производится оплата коррекционных занятий, входящих во внеурочную деятельность согласно ФГОС ОВЗ ? Следует ли тарифицировать внеурочные часы коррекционной работы или эти часы должны вести дефектологи, психологи в рамках своих должностных обязанностей согласно приказа Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 1015.

Добрый день, Елена! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется это учреждение.

Добрый день! Работаю в учреждении дополнительного образования, занимаюсь с детьми ОВЗ (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Не могу найти документ в котором регламентируется продолжительность занятий в доп.образовании для детей этой категории. в СанПине доп. образования про это нет, для детей ОВЗ только касается школьных уроков и общей нагрузки внеурочной деятельности. Подскажите, чем руководствоваться, потому что реально такой ребенок не может заниматься 45 минут (театральная деятельность, изостудия)

Добрый день, Светлана! Извините, но Блог подобной информацией не располагает.

Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие документы должны быть в школе по обучению детей с ОВЗ в основной школе в 2018 — 2019 учебном году? Надо ли для обучающихся с ОВЗ 5-х классов разрабатывать отдельно рабочую программу по предметам в этом учебном году?

Добрый день, Лариса! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием.

Здравствуйте! Вопрос по рабочей программе педагога, а именно по структуре. Сколько пунктов должно быть? К как в Приказе 15 99 — 7 пунктов? Или есть изменения, как, например, в общеобразовательных классах теперь осталось з раздела.

Добрый день, Юлия! В соответствии с приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578
рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
P.S.Минпросвещения РФ ведет доработку ФГОС. Предполагается, что они будут кончательно приняты в декабре т.г.

Читайте также:  Анализ герпес 6 типа у детей

Скажите пожалуйста каким документом регламентируется возраст детей ,занимающихся на школьном логопункте? Школьному логопеду направили одиннадцатиклассника и десятиклассника на занятия по развитию речи. У обоих заключение от ПМПК. Программ нет, ПМПК отказало в помощи,в РИРО не знают. Все отвечают : «придумайте сами» Как быть?

Добрый день, Анна! Согласно ч.3 ст. 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в специальных центрах или в образовательных организациях, в которых обучаются эти дети.Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендациями ПМПК. В школе для этого организуется логопедический пункт или логопедические группы. Возраст обучающихся, зачисляемых в них, не оговаривается.Пока действующим документом является письмо Минобрнауки от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», согласно которому в логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (возраст не указан)
на основе обследования речи обучающихся и заявления родителей.
В школе должен быть соответствующий локальный акт.
Что делать? Читайте вышеупомянутое письмо Минобра, загляните в Интернет и т.д. Сейчас это несложно — надо только захотеть!

Добрый день!
подскажите, пожалуйста, есть ли какой-то законодательный документ, в котором прописаны сроки — когда школой должны быть предоставлены специалисты ребенку по заключению ЦПМПК. У нас уже несколько недель. как предоставлено заключение цпмпк в школу, но специалисты ребенка в работу не берут, ссылаясь на отсутствие такой возможности из-за большого количества детей, с которыми работают. Поставили нас на очередь. Есть ли какой-то документ, в котором четко прописаны сроки предоставления данной услуги ребенку?! спасибо!

Добрый день, Ксения! Не совсем ясно, о чем и дет речь: о какой школе и каких специалистах.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. Ребёнок обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями( вариант 1 АООП ) и не усваивает программу. Имеем ли мы право переводить его в другой класс?

Добрый день, Олеся! Перевод из класса в класс осуществляется решением педсовета школы. Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом школы.

Добрый день! Ребенок обучался в 5 классе по программе 2.2.АООП для слабослышащих и позднооглохших. По какой программе обучать его сейчас. Где взять учебный план?

Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в школу либо региональный орган управления образованием.

Добрый день. Объясните, пожалуйста, какое содержание в рабочих программах для детей С ОВЗ (умственная отсталость) должно быть. 7 пунктов или 3.? Ведь изменения для программ с ОВЗ не были приняты министерством образования. И администрация школы заставляет писать программы по 7 пунктов. А это большой объём работы.

Добрый день, Людмила! Советуем обратиться в методическую службу региона.

Добрый вечер! Работаю в школе педагогом-психологом. У нас есть 6 учащихся с ОВЗ. администрация требует работу дополнительные занятия с ними. я провожу всё это, но оплаты мне нет. Имею ли я право требовать дополнительную плату за работу с ОВЗ?

Добрый день, Лариса! См. трудовой договор и должностные обязанности педагога — психолога.

Добрый вечер. В школе есть АООП, разработаны АОЛ, нужны ли еще и адаптированные рабочие программы?

Добрый день, Лариса! В школе должен быть соответствующий локальный акт, согласно с которому и готовятся все документы.

источник

Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья (1 класс) на тему

с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье дается первичный анализ готовности ОУ к реализации ФГОС ОВЗ, в том числе инклюзивному образованию.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»

анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Основание: В соответствии с приказом государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов ЧАО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»№ 01-03/86от23.10.2015г.

Используемые нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

— Приказ Управления по социальной политике Администрации городского округа Анадырь от 05.05.2015 г. № 189-о «Об утверждении плана по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на территории городского округа Анадырь»;

— Приказ МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» № 142-о от 22.05.2015 года « О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ»;

— Приказ МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» № 141-о от 22.05.2015 «Об утверждении плана по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Отке, 25

Виды реализуемых стандартов (апробация)

Ответственный за введение и реализацию

Ушанова Ирина Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, irishabio80@ya.ru , контактный телефон: 8-427-22-2-64-26

9. Численность и структура контингента обучающихся с ОВЗ и формы обучения

Численность обучающихся с ОВЗ

На начало 2 четверти 2015-2016 учебного года в школе 1857 учащихся, из них 96 учащихся с ОВЗ (5%), в том числе 30 детей – инвалидов.

ЗПР- 35 (2% от общей численности учащихся и 36% от общей численности ОВЗ).

Легкая умственная отсталость (F.70) – 38 (2% от общей численности учащихся и 40% от общей численности ОВЗ).

10. Количественный и качественный состав специалистов (педагогов, психологов, логопедов и др.), обеспечивающих обучение и сопровождение детей с ОВЗ

Количественный и качественный состав педагогов

Педагогический состав школы состоит из 96 человек.

— высшее профессиональное образование – 81 человек (84%) (, из них:

— педагогическое – 79 человек (82%);

-высшее специальное – 5 человек (6%);

Продолжают обучение в высших учебных заведениях — 3 человека (4%),

— средне-профессиональное – 15 человек (19%), из них:

— педагогическое – 15 человек (19%).

Педагог-психолог – 2,5 ставки;

Учитель-логопед – 1,75 ставки;

Социальный педагог – 2,25 ставки

11. Характеристика материально-технических условий для обеспечения учебного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ

Позволяет создать условия для успешной социализации, обучения и воспитания школьников.

МБОУ «СОШ №1 города Анадыря» финансируется за счет средств муниципального (городского) бюджета.

Учебно-воспитательный процесс требуетсоздания условий для его реализации, что возможно только при наличии современной материально-технической базы. На территории школы расположены:

— здания школы (3 учебных корпуса: №1 – ул. Отке, 27; №2 – ул. Отке, 25 (юридический адрес); №3 – ул. Мира, 15.

— 2 большихспортивных зала, 2 зала тренировочных, 2 хореографических зала;

— спортивная площадка (футбольное поле, баскетбольное поле, игровая площадка);

— служебные помещения (склад)

Материально-техническое обеспечение школы представляет обучающимся следующие пути использования: обучение и воспитание, медицинское обслуживание, питание. В образовательном учреждении оборудованы специальные помещения и кабинеты:

— 2 кабинета педагога-психолога;

— 2 кабинета социального педагога;

— 4 учебные мастерские (швейная, кулинария и столярные -2);

— кабинеты младших классов (корпус №1-2);

— 7 кабинетов русского языка и чтения;

— 8 кабинетов английского языка, в том числе 1 лингафонный;

— 3 библиотеки с читальными залами;

— 2 стоматологических кабинета;

— 3 столовые на 500 посадочных мест.

Помещения школы оснащены отоплением, водоснабжением, канализацией.

Оснащение школы современным оборудованием и ТСО является важнейшим путем дальнейшего повышения качества и эффективности обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса включает в себя:

— учебное оборудование, используемое при организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся:

предметы и явления объективной действительности, используемые для непосредственного изучения;

материально-технические средства обеспечения профессионально-трудового обучения;

изображения и отображения объектов;

школьная мебель (регулируемая) корпус №1-2

Сохранению здоровья наших школьников способствует школьный медицинский кабинет, который оборудован необходимым инвентарем (холодильник, весы, ростомер, аппарат для измерения ААД, облучатели бактерицидные и др.).

Площади, состав и назначения имеющихся помещений соответствуют санитарным правилам устройства, оборудования, содержания и режима общеобразовательных школ. Произведен текущий ремонт имеющихся помещений.

Осуществлен монтаж пожарной сигнализации с выводом на пульт пожарной части, «тревожной кнопки» на пульт охраны. Приобретена новая мебель. С целью усовершенствования деятельности административной и финансовой служб обновлена оргтехника. Имеется подключение к электронной системе документооборота (LMS-Школа), сети Internet, установлены лицензионные программы.

12. План мероприятий по введению и реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Педагогический коллектив активно включился в изучение условий введения ФГОС для детей с ОВЗ. Работа была начата с самоанализа, изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала школы. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся. Педагогическим коллективом школы были изучены теоретические вопросы:

Требования к структуре ООП

Требования к содержанию образования

Требования к условиям реализации ООП

Возникла необходимость подготовки и переподготовки педагогических кадров для реализации ФГОС. В педагогическом коллективе 1 педагог имеют высшее дефектологическое образование, 79 педагогов имеют высшее педагогическое образование, без специальной подготовки.

ГАОУ «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации повышения квалификации» организует в 1 квартале 2016 года переподготовку этих педагогов по специальности.

На протяжении 2015-2016 учебного года будет проводиться активное освещение и разъяснение концепции ФГОС для ОВЗ среди педагогических работников школы.

  1. Проведено 2 педагогических совета: «Введение ФГОС ОВЗ» (май, сентябрь 2015 года), «Теоретические аспекты внедрения ФГОС для умственно отсталых детей» (ноябрь 2015 года).
  2. Создана рабочая группа по изучению и введению ФГОС ОВЗ (май 2015г.).
  3. Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС (май 2015г.);
  4. Осуществлено повышение квалификации педагогов (июнь-август 2015г.):

— Петренко Людмила Николаевна, педагог-логопед «Особенности образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидностью в контексте ФГОС» (вебинар);

— Ушанова Ирина Николаевна, заместитель директора по УВР: «Психолого-педагогическое сопровождение ГИА (ЕГЭ) в условиях ФГОС», Педагогический Университет «Первое сентября», 72 часа; «Проектирование инклюзивной среды образовательного учреждения в рамках ФГОС», Педагогический Университет «Первое сентября», 72 часа.

  1. Запланировано 2 семинара по проблемам ФГОС ОВЗ:

— Декабрь 2015 года — «ФГОС для обучающихся с ОВЗ как система 3 требований» — педагогам будут даны общие понятия о ФГОС для обучающихся с ОВЗ, информация представлена в виде электронной презентации;

— Февраль 2016 года — «ФГОС для умственно отсталых детей по третьему варианту Стандарта (С)» будут рассмотрены категории детей с умственной отсталостью, особое внимание уделено легкой умственной отсталости, функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья, предмет стандартизации, дифференциация специального стандарта образования умственно отсталых детей.Особое внимание будет уделено требованиям к структуре адаптированной образовательной программе для умственно отсталых — вариант С, требованиям к результатам освоения адаптированной образовательной программы, требованиям к условиям получения образования обучающихся с умственной отсталостью.

Перед Администрацией школы поставлены следующие вопросы для изучения, разработок и внедрения:

  1. готовности ОУ к введению стандарта:

— разработать и утвердить адаптированную основную образовательную программу;

— нормативную базу образовательного учреждения привести в соответствие с требованиями ФГОС ОВЗ, в том числе разработать локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ;

— привести в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;

— определить список учебников и учебных пособий;

— определить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся;

— продолжить повышение квалификации всех педагогов;

— обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

Исполнитель: заместитель директора по УВР И.Н. Ушанова

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател.

Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

В этой статье рассказывается о том, как использовать ЭОР на разных этапах урока в начальной школе.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные .

Читайте также:  Анализ главных героев отцы дети

О готовности к реализации ФГОС ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной прогр.

Презентация. «Введение федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

источник

ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС представляет собой комплекс требований, предъявляемых к образованию определенного уровня. Стандарты распространяются на все учебные заведения. Особое внимание уделяется учреждениям для детей с ОВЗ. Расшифровка этой аббревиатуры – ограниченные возможности здоровья. Внедрение стандарта в таких учреждениях осложняется индивидуальными особенностями самих учеников. Для облегчения работы Минобрнауки составило методические рекомендации по введению стандарта в учебных заведениях для детей с ОВЗ.

Рекомендации Минобрнауки предназначены для образовательных учреждений, внедряющих в практику ФГОС НОО для детей с ОВЗ следующих типов:

  • ЗПР – задержка психомоторного развития.
  • НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • ТНР – тяжелые расстройства речи.
  • РАС – нарушения акустического спектра.

В рамках стандарта разрабатываются также а даптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Материалы, представленные Минобрнауки, могут рассматриваться как примерные и рекомендательные. Реальная деятельность учебного заведения по введению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет зависеть от конкретной региональной политики, ситуации в регионе, состава педколлектива. Немаловажное значение имеет готовность преподавателей к учету разнообразных специфических образовательных потребностей детей.

При этом при введении ФГОС НОО для детей с ОВЗ целесообразно сформировать проектную модель, в которой определялись бы последовательность и содержание работы. Рекомендовано вводить стандарт следующим образом:

  • 2016-2017 гг. – 1 классы;
  • 2017-2018 гг. – 1 и 2 кл.;
  • 2018-2019 гг. – 1, 2, 3 кл.;
  • 2019-2020 гг. – 1-4 классы.

При введении стандарта образования для детей с ОВЗ учебные заведения подробно изучают примерные АООП и учебные планы. На их основании разрабатываются программы и планы для конкретного образовательного учреждения.

Реализацию образовательных программ для детей с ОВЗ должны осуществлять высококвалифицированные педагоги. В этой связи учебное заведение должно располагать необходимыми кадрами.

В случае невозможности реализовать программу коррекции в полном объеме должно быть обеспечено сетевое взаимодействие.

Для введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ должна быть проведена работа по обеспечению предметно-пространственной среды (материально-технических условий) в образовательном учреждении.

В школах с классами ОВЗ разрабатываются планы по введению стандарта. В планы могут включаться следующие мероприятия:

  • Формирование рабочей группы для сопровождения внедрения ФГОС.
  • Анализ требований стандарта к условиям, структуре, результатам освоения детьми образовательных программ. В ходе него определяются проблемные направления, характер и объем необходимых изменений в информационно-методических материалах, изучается система работы и потенциал учебного заведения.
  • Составление, обсуждение и утверждение необходимой документации.
  • Подготовительная работа с каждым педагогом. Она осуществляется посредством повышения квалификации.
  • Разработка учебно-методических материалов с учетом рекомендаций, выработанных рабочей группой, а также соответствующих локальных документов образовательного заведения.
  • Проверка готовности учреждения к введению Ф ГОС НОО для детей с ОВЗ . При необходимости в компетентные органы направляются необходимые для оформления лицензии.
  • Информирование родителей о специфике и перспективах обучения.
  • Набор детей с ОВЗ, детей-инвалидов .

Помещения, в которых проводятся уроки для детей с ОВЗ , здание в целом, а также прилегающая территория должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим, противопожарным требованиям, нормам ОТ. Речь, в частности, о:

  • Участке, в пределах которого находится образовательное учреждение. Территория должна иметь необходимую площадь, освещение, инсоляцию, набор зон, предназначенных для учебной и хозяйственной деятельности. Для детей, использующих для передвижения коляску, должна быть обеспечена возможность подъезда к учебному заведению на машине, организованы съезды с тротуаров, оборудованы парковочные места.
  • Здании образовательного заведения. Сооружение должно соответствовать архитектурным стандартам, иметь надлежащую высоту, необходимый комплекс помещений для ведения образовательной деятельности, размещенных в соответствии с нормами и имеющих необходимую площадь, освещенность. В здании должны быть предусмотрены рабочие, игровые зоны, зоны индивидуальных занятий, отдыха, сна. Структура зон и помещений должна обеспечить возможность организации не только урочной, но и внеурочной деятельности. Во всех помещениях, в том числе в санузлах у детей с НОДА не должно возникать проблем с передвижением. Для этого устанавливаются специальные лифты, пандусы, поручни, широкие дверные проемы, подъемники. Пространство классов должно быть доступно для каждого ребенка, передвигающегося в том числе с помощью приспособлений.
  • Библиотеках. В этих помещениях предусматривается комплекс рабочих зон, читальный зал, необходимое количество мест, медиатеки.
  • Помещениях для питания, приготовления и хранения пищи. В образовательном учреждении дети должны получать качественное горячее питание.
  • Помещениях, предназначенных для музыкальных занятий, ИЗО, хореографии, моделирования, технического творчества, иностранного языка, естественно-научных исследований.
  • Актовом зале.
  • Помещениях для медперсонала.

В образовательном учреждении должны быть все необходимые расходные материалы, канцтовары.

Территория, прилегающая к сооружению, должна быть адаптирована для прогулок и занятий на свежем воздухе.

В учебных кабинетах должны быть рабочие, игровые зоны и пространства для проведения индивидуальных занятий. Их структура должна обеспечить возможность организации отдыха, внеурочной и урочной деятельности.

В учебном заведении предусматриваются кабинеты специалистов:

  • Педагога-психолога.
  • Учителя-логопеда.
  • Дефектолога.

В здании должны быть организованы помещения для лечебно-профилактической, оздоровительной работы, диагностики ОВЗ .

Он устанавливается в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, ФЗ «Об образовании», СанПиН, приказами Минобрнауки. Временной режим закрепляется в локальных документах образовательной организации.

Длительность учебного дня для конкретного ребенка определяется с учетом его специфических образовательных потребностей, готовности находиться без родителей среди сверстников.

При установлении распорядка дня во внимание должны приниматься повышенная утомляемость детей. Руководство учебного заведения распределяет объем нагрузки при освоении основной программы и программы коррекции, время самостоятельной учебной работы, отдыха, двигательной активности. Воспитание и обучение осуществляются и на уроках, и в ходе внеурочных мероприятий на протяжении учебного дня. Обучение детей осуществляется в первую смену.

Временной режим для обучения устанавливается в соответствии с планом работы с детьми с ОВЗ или индивидуальной программой. В первой половине учебного дня может организовываться как урочные, так и внеурочные, в том числе коррекционно-развивающие мероприятия с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом.

Во второй половине учебного дня может осуществляться внеурочная деятельность. Она может быть связана как с реализацией коррекционной программы, так и планов по дополнительному образованию детей.

В течение урока обязательно предусматриваются физические упражнения (физкультминутка), направленные на снятие мышечного напряжения. Для детей с расстройствами зрения в содержание физкультминутки включаются упражнения для глаз, профилактические мероприятия по предупреждению зрительного переутомления и по активации зрительной системы.

Она осуществляется в соответствии с требованиями по здоровьесбережению. Номер парты должен быть подобран по росту ребенка. Это необходимо для поддержания в ходе занятий правильной позы.

Рабочее место должно иметь надлежащее освещение. При выборе парты следует учитывать, какая рука у ребенка является ведущей – правая или левая. В последнем случае стол целесообразнее устанавливать возле окна так, чтобы свет падал справа.

Школьные учебники и другие материалы должны размещаться на таком расстоянии, чтобы ребенок смог достать до них рукой без посторонней помощи, обязательно использование подставки для книг.

Ребенок, находясь на учебном месте, должен иметь открытый доступ к сведениям, присутствующим на доске, информационных стендах и пр.

При необходимости (при наличии выраженных двигательных расстройств, тяжелых поражений верхних конечностей, препятствующих формированию навыков письма) место ученика может оборудоваться специальными приспособлениями. На парте могут устанавливаться персональные компьютеры, адаптированные для детей с ОВЗ.

Все ключевые положения федерального стандарта должны отражаться в адаптированной программе . Исключительным правом на ее разработку и утверждение обладает учебное заведение. Образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о необходимости проведения экспертизы программы. В структуру АООП НОО входят:

  • Пояснительная записка.
  • Планируемые показатели освоения программы учениками.
  • Система оценки достижения запланированных результатов.
  • Учебный план.
  • Программы коррекционных мероприятий и отдельных учебных дисциплин.
  • План духовно-нравственного развития детей.
  • Программа формирования УУД.
  • План внеурочных мероприятий.
  • Программа формирования безопасного, здорового образа жизни, экологической культуры.
  • Система условий реализации адаптированной программы.

Указанные разделы могут содержаться в АООП последовательно или объединяться в блоки:

  1. Целевой. В его состав включаются пояснительная записка, запланированные показатели освоения программы, система критериев оценки.
  2. Содержательный. В него входит описание видов адаптированных программ для детей с ОВЗ разного типа.
  3. Организационный. В этом блоке содержатся учебный план, программа внеурочных мероприятий, комплекс условий реализации адаптированной программы.

АООП учебного заведения может включать и дополнительные разделы, в которых учитываются возможности и особенности самого учреждения и региона, в котором оно находится. К примеру, это могут быть:

  • Паспорт программы.
  • Детальная характеристика круга обучающихся по разным критериям, имеющим значение при последующей организации учебного процесса. В качестве параметров могут выступать, к примеру, сопутствующие заболевания, требующие медицинского сопровождения.
  • Основные понятия.

При составлении адаптированной программы следует учитывать, что она выступает в качестве локального нормативного акта, в котором описывается содержание образования и методика реализации стандартов. В АООП конкретизируются положения ФГОС применительно к специфике учебного заведения, составу учащихся, педагогическим возможностям и пр. В образовательной организации может использоваться несколько адаптированных программ.

Порядок и условия разработки определяются в отдельном нормативном акте учебного заведения. В нем указываются:

  • Правила и периодичность составления АООП либо внесения корректировок в действующую программу.
  • Состав, полномочия, ответственность участников.
  • Правила обсуждения проекта.
  • Порядок утверждения и введения в действие.

Она осуществляется с учетом специфических образовательных потребностей отдельных учеников или групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с учебными планами, в том числе индивидуальными, обеспечивающими освоение на основе индивидуализации содержания программы.

Реализация АООП может осуществляться как совместно с другими детьми, так и в специальных классах или группах детей. Для обеспечения освоения программы может использоваться сетевая форма.

В состав АООП входят обязательная часть и часть, формируемая участниками педагогического процесса. Их соотношение устанавливается в зависимости от вида адаптированной программы.

Он формируется для обеспечения введения в действие и реализации требований ФГОС. В учебном плане определяется общий и максимальный объемы нагрузки, структура и состав обязательных предметных и коррекционно-развивающих мероприятий по годам обучения. В АООП может присутствовать один или несколько планов. Учебное заведение самостоятельно определяет форму организации педагогического процесса, чередование внеурочной и урочной деятельности в рамках реализации программы.

В учебных планах предусматривается возможность осуществлять обучение на государственном языке РФ, на языках народов страны. В них также определяется количество занятий, отводимых на их изучение по годам обучения. Предметные области включаются в учебный план в зависимости от вида АООП. Число занятий за четыре учебных года не должно превышать 3039 ч., за пять – 3821, за шесть – 4603 ч.

В качестве неотъемлемого элемента учебного плана выступает «коррекционно-развивающая область». Она реализуется через содержание разработанных для учебного заведения коррекционных курсов. Адаптированная программа внедряется в ходе организации урочных и внеурочных мероприятий.

В части учебного плана, формируемой участниками педагогического процесса, должны присутствовать часы на внеурочную работу. Их количество устанавливается в пределах 10 ч./нед. Это число равномерно разделяется на реализацию направлений, собственно, внеурочной работы и коррекционно-развивающие мероприятия.

Они предусматриваются для организации и ведения учета индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в образовательном учреждении. Специальные права детей и их родителей, включенные в учебный план, должны реализовываться при его составлении, а также в ходе выявления и фиксирования образовательных потребностей в различных формах.

В частности, в локальном документе могут предусматриваться:

  • Индивидуальный план обучения в рамках общей образовательной программы, реализуемой в данном учебном заведении.
  • Возможность выбора отдельных предметов, направлений, видов, курсов образовательной деятельности и пр.

В Законе «Об образовании» установлено, что в России формируются условия, необходимые для получения качественного образования гражданами, имеющими нарушения здоровья, без какой-либо дискриминации, для коррекции нарушений социального развития и адаптации, оказания коррекционной помощи на базе специальных педагогических методов и подходов, наиболее соответствующих для таких лиц языков, способов общения.

Данные задачи реализуются с использованием разных инструментов, в том числе посредством инклюзивного образования. Эта деятельность предполагает обеспечение равного доступа всех обучающихся к педагогическому процессу с учетом разнообразия их индивидуальных потребностей и возможностей.

Инклюзию можно рассматривать как попытку придать уверенности детям с ОВЗ, создать для них мотивацию пойти в образовательное учреждение с другими учащимися – соседями, друзьями. Обучающиеся, имеющие специфические образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья, нуждаются в особой поддержке. Необходимо создавать условия для развития ими своих способностей и достижения успехов в образовательном процессе.

Инклюзивное образование – это процесс глубокой интеграции. Оно дает возможность детям с ОВЗ участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения (детсада, школы, университета). Интеграция предполагает мероприятия, направленные на стимулирование равенства обучающихся вне зависимости от имеющихся у них проблем. Инклюзия позволяет совершенствовать способы общения детей, взаимодействия родителей и педагогов, преподавателей и обучающихся.

Стоит, однако, заметить, что в настоящее время инклюзивное образование осложняется рядом нерешенных вопросов. В первую очередь, это касается адаптированности сооружений учебных заведений к приему детей с ОВЗ. Далеко не во всех образовательных учреждениях предусматриваются приспособления для облегчения передвижения учащихся. Для обеспечения нормального педагогического процесса необходима корректировка учебных планов, расширение кадрового состава. Далеко не каждое образовательное учреждение идет на это.

Хорошо налажено инклюзивное образование в ДОУ. В последнее время, однако, отмечается тенденция постепенного перехода на совместное обучение здоровых детей и детей с ОВЗ в средних школах и вузах.

источник