Меню Рубрики

Анализ факторов влияющих на здоровье детей

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья

Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Стабильно неблагоприятная тенденция ухудшения состояния здоровья детей приобрела на сегодняшний день настолько устойчивый характер, что создается реальная угроза национальной безопасности страны.

Отмечаются снижение рождаемости, рост младенческой смертности, существенное уменьшение доли здоровых детей при рождении, рост числа инвалидов с детства, больных с хронической патологией.

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами такого катастрофического положения являются социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, реформирование системы образования и здравоохранения, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, свертывания профилактической работы и пр.

Несомненно, наметившаяся и сохраняющаяся тенденция к ухудшению показателей здоровья детей, повлечет за собой ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения во всех возрастных группах, и неизменно скажется в дальнейшем на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве будущих поколений.

Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.

Однако в понятие «здоровье» вкладываются не только абсолютные и качественные, но и количественные признаки, так как существует еще и оценка степени здоровья, т. е. адаптационных возможностей организма. По определению В. Ю. Вельтищева, «Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

В связи с этим определение показателей и критериев состояния здоровья детского населения приобретает особую актуальность.

Первоначально оценка состояния здоровья детей при профилактических осмотрах осуществлялась исключительно по принципу «здоровый» или «больной», т. е. имеющий хроническое заболевание. Однако грубое разделение детских популяций на «здоровых» и «больных» не позволяло обращать внимание на своевременную коррекцию преморбидных отклонений и, следовательно, не обеспечивало в должной мере профилактического направления осмотров.

Для преодоления этих недостатков профессором С. М. Громбахом с соавторами (1982 г.) была разработана «Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», действующая до 2004 г.

В основу создания методики была положена четкая качественная и количественная комплексная характеристика состояния здоровья.

Для обеспечения комплексного подхода к оценке состояния здоровья были предложены 4 базовых критерия:

1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

2) уровень достигнутого развития (физического и психического), степень его гармоничности;

3) уровень функционального состояния основных систем организма;

4) степень резистентности организма неблагоприятным внешним воздействиям.

В настоящее время на основании полученных в последние годы данных о состоянии здоровья детей, его особенностях, сведений о течении заболеваний, а также расширившихся диагностических возможностей определили необходимость внесения определенных изменений и дополнений в существующую методику. В соответствии с Приказом МЗ РФ от 30.12.2003 г. № 621 всесторонняя комплексная оценка состояния здоровья, базирующаяся на предложенных М. С. Громбахом 4 критериях и позволяющая отнести каждого ребенка к определенной группе здоровья, обращает внимание уже не только на отсутствие или наличие заболеваний, но и позволяет определить их донозологические и преморбидные формы.

В соответствии с изложенными критериями здоровья и методическими подходами к их выявлению дети в зависимости от состояния здоровья могут быть отнесены к следующим группам здоровья.

I группа – здоровые дети, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие, без функциональных и морфофункциональных отклонений.

В настоящее время по данным НИИ гигиены детей и подростков наполняемость I группы здоровья в среднем по России не превышает 10 %, а в некоторых регионах страны достигает лишь 3—6 %, что, несомненно, является отражением санитарно-эпидемиологического неблагополучия населения.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные или морфофункциональные отклонения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, а также дети с низким уровнем иммунорезистентности организма – часто (4 раза и более в год) и (или) длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие.

Данные НИИ гигиены детей и подростков свидетельствуют, что за последние 10 лет во всех возрастных группах произошел стремительный рост числа функциональных нарушений (в 1,5 раза), и наполняемость второй группы здоровья возросла в среднем с 20 до 35 %.

Наличие функциональных отклонений, так часто определяющих отнесение ребенка ко II группе здоровья, имеют некоторые закономерности возникновения в состоянии здоровья детей в зависимости от их возраста.

Для детей грудного возраста характерно чаще всего возникновение функциональных отклонений в крови и аллергических проявлений без органического выраженного характера.

Для раннего возраста (до 3 лет) – в пищеварительной системе.

В дошкольном возрасте отклонения возникают в наибольшем числе систем организма – нервной, дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательном аппарате и ЛОР-органах.

В школьном возрасте максимальное количество отклонений возникает в сердечно-сосудистой системе и органе зрения (особенно в периоды снижения адаптации к учебной деятельности.

III группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (компенсации).

В среднем по России отмечается стойкая тенденция к росту числа хронических заболеваний среди детей и подростков. Наполняемость III группы здоровья возрастает у детей в дошкольном возрасте и становится сильно выраженной в школьном периоде (половина школьников 7—9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания), доходя до 65—70 %. Увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7—8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10—11 лет – 3 диагноза, 16—17 лет – 3—4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации.

V группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, дети-инвалиды.

При наличии нескольких функциональных отклонений и заболеваний у одного ребенка окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. При наличии нескольких заболеваний каждое из которых служит основанием для отнесения больного к III группе и снижении при этом функциональных возможностей организма, больного относят к IV группе здоровья.

Особое профилактическое значение имеет выделение II группы здоровья, поскольку функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, снижены, и при отсутствии медицинского контроля, адекватных коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий у них существует высокий риск формирования хронической патологии.

Основным методом, позволяющим получать характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр. Для детей в возрасте 3 лет и старше предусмотрены следующие сроки проведения осмотров: 3 года (перед поступлением в дошкольное общеобразовательное учреждение), 5 лет 6 месяцев, или 6 лет (за год до поступления в школу), 8 лет (по окончании 1-го класса школы), 10 лет (при переходе на предметное обучение), 12 лет, 14—15 лет. Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии и для одномоментной оценки состояния здоровья в коллективе. Распределение детей по группам здоровья очень важно для:

1) характеристики здоровья детской популяции, получения статистических срезов показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья;

2) сравнительного сопоставления групп детей в различных коллективах, образовательных учреждениях, разных территориях, во времени;

3) оценки эффективности профилактической и лечебной работ детских медицинских учреждений на основании перехода детей из одной группы здоровья в другую;

4) выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на здоровье детей и подростков;

5) определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Критерии определения, методы и принципы изучения здоровья детского населения

Здоровье детской популяции складывается из здоровья индивидуумов, но при этом рассматривается и в качестве характеристики общественного здоровья. Общественное здоровье – это не только медицинское понятие, а в значительной степени – общественная, социальная и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни населения.

В последние годы интенсивно развивается направление, связанное с использованием многоуровневой системы оценки состояния здоровья детского населения. Основными группами статистических показателей, используемых для характеристики общественного здоровья контингента детей и подростков, являются следующие:

3) распределение детей по группам здоровья;

К медико-демографическим критериям, характеризующим состояние детской популяции, относятся следующие:

1) рождаемость – показатель, характеризующий процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства;

2) смертность – показатель, характеризующий интенсивность процесса гибели лиц определенного возраста и пола в популяции;

3) естественный прирост населения – обобщающая характеристика роста населения; может выражаться абсолютным числом как разность между числом родившихся и числом умерших за год, или рассчитывается как разность показателей рождаемости и смертности;

4) средняя продолжительность предстоящей жизни – показатель, определяющий, сколько лет в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если на всем протяжении жизни этого поколения показатели смертности будут оставаться такими, какими они сложились на данный момент. Показатель средней продолжительности жизни рассчитывается на основании повозрастных показателей смертности путем построения таблиц смертности;

5) младенческая смертность – показатель, характеризующий смертность живорожденных детей от рождения до исполнения 1 года.

Следующим показателем, характеризующим состояние детской популяции, является физическое развитие.

Физическое развитие является одним из объективных и информативных показателей состояния здоровья детского населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность и др.).

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического созревания (биологический возраст). Анализ физического развития дает возможность судить о темпах биологического созревания и гармоничности морфофункционального статуса, как отдельного индивидуума, так и детской популяции в целом.

Физическое развитие является интегральным показателем (индексом) санитарно-гигиенического благополучия детского населения, поскольку во многом зависит от многообразия внешних и внутренних факторов. Различают 3 группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы среды обитания (климат, рельеф местности, а также атмосферные загрязнения и пр.);

3) социально-экономические и социально-гигиенические факторы (степень экономического развития, условия жизни, быта, питания, воспитания и обучения детей, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки и пр.).

Все вышеперечисленные факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но и в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится ребенок, во многом формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей и подростков в России являются составной частью государственной системы медицинского контроля состояния здоровья подрастающего поколения.

Алгоритм такого наблюдения включает в себя антропометрию, соматоскопию, физиометрию и стандартизованную оценку полученных данных.

Распределение детей по группам здоровья используется в качестве четкой характеристики здоровья детской популяции, как показатель санитарного благополучия. По данным ВОЗ, если свыше 80 % детей в рассматриваемой популяции относятся ко II—III группам здоровья, это указывает на неблагополучие населения.

Определение критериев, характеризующих и обусловливающих распределение детей и подростков по группам здоровья, осуществляется с учетом так называемых определяющих признаков здоровья, которые рассматривались ранее.

Заболеваемость является одним из важнейших критериев, характеризующих здоровье детского населения. В широком понимании под заболеваемостью подразумеваются данные о распространенности, структуре и динамике различных болезней, зарегистрированных среди населения в целом или его отдельных группах (территориальных, возрастных, половых и др.).

При изучении заболеваемости необходимо пользоваться единой методологической основой, включающей правильное применение терминов и одинаковое их понимание, унифицированную систему учета, сбора и анализа информации. Источником получения информации о заболеваемости являются данные по обращаемости за медицинской помощью, данные медицинских осмотров, данные о причинах смерти.

Для изучения и характеристики заболеваемости детей выделяют 3 понятия: собственно заболеваемость, распространенность заболеваний и патологическую пораженность.

Заболеваемость (первичная заболеваемость) – число заболеваний, нигде не зарегистрированных ранее и впервые выявленных в данном календарном году.

Распространенность (болезненность) – общее число всех имеющихся заболеваний, как впервые выявленных в данном году, так и в предыдущие годы, по поводу которых больной вновь обратился за медицинской помощью в данном календарном году.

Между этими двумя понятиями есть существенные различия, знать которые необходимо для правильного анализа результатов. Собственно заболеваемость – показатель, более чутко реагирующий на изменения условий среды в изучаемый календарный год. При анализе этого показателя за ряд лет можно получить более правильное представление о частоте возникновения и динамике заболеваемости, а также об эффективности комплекса гигиенических и лечебных мероприятий, направленных на ее снижение. Показатель же болезненности более устойчив по отношению к различным влияниям среды, и его возрастание не означает отрицательных сдвигов в состоянии здоровья детского населения. Это возрастание может быть обусловлено улучшением лечения больных детей и продления их жизни, что приводит к «накоплению» контингентов детей, состоящих на диспансерном учете.

Заболеваемость по обращаемости позволяет установить также кратность обращений, выявить детей, болеющих длительно и многократно, и не болевших в календарном году ни разу.

Количество часто болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Часто болеющими принято считать детей, которые в течение года болели 4 раза и более.

Количество длительно болеющих детей в течение года определяется в процентах к числу обследованных. Длительно болеющими принято считать детей, которые по одному заболеванию болеют более 25 календарных дней.

Количество детей, не болевших за год ни разу, в процентах, к общему числу обследованных определяется как «индекс здоровья».

Патологическая пораженность – совокупность выявленных при медицинских осмотрах заболеваний, а также морфологических или функциональных отклонений, преморбидных форм и состояний, которые в дальнейшем могут обусловить болезнь, но к моменту обследования еще не вынуждают их носителя обращаться за медицинской помощью.

Рост распространенности тяжелых форм патологии во многом обусловливает рост частоты детской инвалидности.

5. Инвалидность у детей (по ВОЗ) – это значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

За последние 5 лет число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек, распространенность детской инвалидности составляет 200 на 10 000 детского населения. При этом более 65 % инвалидов – это дети подросткового возраста (10—17 лет включительно). В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимают инфекционные и соматические заболевания (25,7 %).

Читайте также:  Результаты анализов на стафилококк у детей

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

источник

По данным официальной статистики в Российской Федерации показатели заболеваемости детей ежегодно возрастают на 4-5 %. От сорока до шестидесяти процентов детей имеют хронические заболевания, к моменту выпуска из школы число таких подростков прогрессивно увеличивается [1].

Формирование здоровья зависит от влияния ряда экзо- и эндогенных факторов [2]. Экспертами всемирной организации здравоохранения эти факторы были объединены в группы: здравоохранение; биологические свойства организма; состояние окружающей среды; социально-экономические условия и образ жизни.

Каждая группа факторов вносит определенный вклад в формирование здоровья [3]. Максимальная значимость отмечается для фактора «образ жизни и социально-экономические условия» — 49-53 %. Для фактора «биологические свойства организма» значимость составляет 18-22 %, «состояние окружающей среды» — 17-20 %, для фактора «здравоохранение» — 8-10 %.

На наш взгляд, среди факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, наиболее значимыми являются биологические свойства организма и социально-экономические условия, и образ жизни. К негативно влияющим факторам связанными с образом жизни и социально-экономическими условиями следует отнести: курение, употребление алкоголя и наркотиков, несбалансированное питание, гиподинамию и прочие [6, 8].

Влияние данных факторов на возникновение заболеваний у взрослого населения является доказанным, а вот влияние их на здоровье детского организма требует более детального изучения и представляет актуальность данного исследования.

Здоровье ребёнка формируется под влиянием многих факторов, в том числе таких, как условия воспитания, обучения, отдыха в образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть своей жизни. Непосредственное влияние на формирование здоровья детей оказывают факторы внутришкольной среды, вклад которых составляет 21-27 % [7]. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более детальное изучение факторов внутришкольной среды и их влияния на формирование здоровья молодого поколения.

Прослеживается прямая связь между санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений, соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов, организацией образовательного процесса, питания и состоянием здоровья учащихся. Оценивая санитарно-гигиеническое состояние объектов, следует отметить устойчивую тенденцию улучшения материально-технической базы детских учреждений и факторов внутришкольной среды [5,7].

Причинами ухудшения здоровья школьников являются несоответствие условий обучения существующим гигиеническим требованиям, интенсификация процесса обучения и большие перегрузки, особенно на фоне ухудшения социально-экологической обстановки [6].

По данным ряда исследований отмечается сокращение уровня физической активности детей и подростков, что является следствием компьютеризации и технической оснащенности. Эти и другие проблемы подтверждают актуальность предпринятого нами исследования.

Цель данного исследования — изучение влияния различных факторов на формирование здоровья сельских и городских школьников.

Наше исследование проводилось среди учащихся сельских и городских общеобразовательных учреждений г. Ишима и Ишимского района. В рамках проводимого комплексного изучения детских коллективов нами произведено обследование 1085 школьников.

Состояние здоровья оценивали комплексно по показателям заболеваемости, наличию хронической патологии, уровню гармоничности физического и нервно-психического здоровья.

По методике Р.М. Баевского изучался адаптационный потенциал системы кровообращения на основе индекса функциональных изменений. По значению индекса функциональных изменений предложены группы: удовлетворительная адаптация; напряжение механизмов адаптации; неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации.

Статистическая обработка результатов производилась с использованием пакета программ «Statistica 6,0».

Для повышения объективности результатов исследования сравнительный анализ проводился в четырех учебных заведениях, два из которых расположены в сельской местности (Карасульская СОШ и Новолоктинская СОШ) и два в г. Ишиме (общеобразовательная школа № 1 и общеобразовательный лицей). Во всех образовательных учреждениях группы были сопоставимы по возрасту, полу. Сравнивались адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений и состояние здоровья учащихся городских и сельских образовательных учреждений.

Обследованные общеобразовательные учреждения различались организацией и условиями образовательного процесса. В городском лицее обучение строилось по инновационному принципу, учебные планы составлены по различным профилям с углубленным изучением предметов. В городской СОШ № 1 обучение проводилось в традиционной форме, среди всех учебных заведений, только в данной школе, ученики обучаются в две смены. Обучение в Новолоктинской сельской школе было организовано в традиционной форме. В Карасульской сельской СОШ были созданы наиболее благоприятные условия здоровьесберегающей среды: наличие бассейна, тренажерного зала, спортивного зала и стадиона.

Для оценки состояния внутришкольной среды (микроклимата, инсоляции, освещенности, акустического режима) были взяты лабораторные исследования, проводимые в школах санитарно-эпидемиологическими учреждениями.

Основные характеристики школьных зданий в городе и на селе примерно одинаковы. Здание МАОУ СОШ № 1 г. Ишима расположено на центральной улице города К. Маркса с регулярным движением автотранспорта. В городской школе № 1 отмечается нехватка помещений для организации занятий — что является одним из факторов, приводящих к возникновению второй смены.

Как показывает анализ данных, ряд требований к воздушно-тепловому режиму в учебных учреждениях нарушается. Это касается относительной влажности воздуха, не соблюдаются требования к проветриванию учебных помещений, не всегда осуществляется сквозное проветривание учебных помещений.

Ежедневная двигательная активность обучающихся составляет менее двух часов, за исключением Карасульской СОШ.

Среди причин прогрессирующего роста заболеваемости школьников наиболее часто указываются неблагоприятные условия внутришкольной среды: несоблюдение санитарно-гигиенических требований, нерациональная организация образовательного процесса, высокие умственные и психологические нагрузки. Нами была проанализирована структура заболеваемости городских и сельских школьников (табл. 1). Нарушения осанки среди обследованного контингента учащихся наиболее часто встречались у учеников Ново-Локтинской СОШ (16,75 %). В структуре патологии опорно-двигательного аппарата современных школьников ведущие места занимают нарушения осанки и сколиотические деформации позвоночника.

Структура хронической заболеваемости городских и сельских школьников

Заболевания глаза и его придаточного аппарата

Наиболее часто (5,64 %) сколиоз встречался среди учащихся общеобразовательного лицея. Наименее распространенным сколиоз был среди учеников 1-й городской школы. Значительное распространение данного заболевания может быть обусловлено несоответствием школьной мебели росту учащихся.

Во всех школах отмечена высокая патология органа зрения, а именно — снижения зрения (19,7 ± 5,26 %). Наиболее часто снижение остроты зрения отмечалось среди учеников общеобразовательного лицея (33,23 %), а реже всего встречалось среди школьников сельских образовательных учреждений. Одной из основных причин данного факта является более высокая степень обеспечения техническим оборудованием (компьютеры, планшеты и т.п.) школьников городских школ, причем как в школьной среде, так и в домашних условиях. На наш взгляд, городские школьники гораздо больше времени проводят за компьютером.

Нами было проведено распределение обследованного контингента школьников по группам здоровья (табл. 2). Более половины детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, вне зависимости от места проживания.

Группы здоровья городских и сельских школьников (%)

К первой группе здоровья среди школьников Ишимского района были отнесены примерно 10 % учеников. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима дети, отнесенные к первой группе здоровья, составили 18,74 %, в общеобразовательном лицее — 14,10 %. Большинство обследованных городских и сельских школьников были отнесены ко второй группе здоровья. Среди школьников Ишимского района процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, в Карасульской СОШ составил 89,08 %, а в Ново-Локтинской — 80,74 %.

Среди учеников городских школ процент детей, отнесенных ко второй группе здоровья, значительно ниже. В МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 71,8 %, в общеобразовательном лицее — 63,64 %.

Наибольшее количество детей и подростков, отнесенных к третьей группе здоровья, было выявлено в общеобразовательном лицее г. Ишима — 20,69 % учеников. Среди учащихся 1-й школы г. Ишима процент детей, отнесенных к данной группе здоровья, несколько ниже, и составил 9,27 %.

Наименьшее количество детей третьей группы здоровья было зарегистрировано в Карасульской школе — 1,06 %. Вероятно, это связано с тем, что в последние годы в данной школе создаются условия для организации здоровьесберегающей деятельности школы. В 2007 году введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, и учащиеся Карасульской школы получили возможность для занятий различными видами спорта, в т.ч. и плаванием. Дети и подростки, отнесенные к четвертой группе здоровья, составили в Ново-Локтинской — 0,62 %, а в Карасульской — 0,35 %.

В городских школах, по сравнению с сельскими, процент детей, отнесенных к 4 группе здоровья несколько ниже — в МАОУ СОШ № 1 г. Ишима — 0,19 %. В общеобразовательном лицее 1,57 % обследованных школьников были отнесены к пятой группе здоровья.

На наш взгляд, ухудшение состояния здоровья школьников в общеобразовательном лицее объясняется возможной перегруженностью программы обучения, отсутствием спортивного зала.

Таким образом, большинство обследованных учащихся были отнесены ко второй группе здоровья. По сравнению с сельскими школьниками, среди учащихся г. Ишима чаще встречались ученики, отнесенные к третьей группе здоровья. Среди сельских учеников, по сравнению, с городскими,большешкольников второй группы здоровья (более 80%).Наибольшее количество детей с III группой здоровья отмечается в лицее.

При оценке адаптированности к условиям учебной среды исследовался адаптационный потенциал системы кровообращения путем расчета индекса функциональных изменений [8].На основе градации индекса функциональных изменений (ИФИ), нами проведено распределение городских и сельских школьников на группы по уровню адаптации к учебной нагрузке.

По результатам исследования от 40 до 56 % городских и сельских школьников характеризовались удовлетворительной адаптацией. Наиболее высокими показателями удовлетворительной адаптации, независимо от пола и возраста, характеризовались сельские школьники Карасульской СОШ. Самый низкий процент удовлетворительной адаптации был отмечен среди школьников городской школы № 1. Процент учеников с напряженной адаптацией среди городских и сельских школьников изменялся от 27 до 39 %. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1 (27,33±2,77 %), несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе (22-25 %). Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе (10-15 %). Срыв адаптации встречался только среди учащихся городских школ и Новолоктинской сельской школы у девушек и юношей 15 летнего возраста. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.

Достоверных половых различий по распределению по уровню адаптации не выявлено, за исключением срыва механизмов адаптации. В возрасте 15 лет процент юношей со срывом механизма адаптации в 2 раза превосходит их сверстниц. С возрастом, как у юношей, так и у девушек, отмечается снижение процента учеников с удовлетворительной адаптацией, за исключением школьников Карасульской СОШ. Сравнивая показатели индекса функциональных изменений у учеников городских и сельских школ, можно констатировать, что наиболее благоприятно адаптация к условиям учебной среды протекает в Карасульской СОШ.

  1. Условия обучения в обследованных школах вносят существенный вклад в формирование здоровья учащихся. Состояние здоровья обследованных школьников также определяется типом учебного заведения. Школьники, обучающиеся в общеобразовательном лицее, характеризуются прогрессивным снижением показателей здоровья.
  2. На здоровье городских и сельских школьников оказывают влияние факторы внутришкольной среды и образа жизни. В структуре хронической заболеваемости школьников на первом месте находятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, на втором — нарушение осанки, на третьем — сколиоз. Заболевания глаза и сколиоз наиболее распространены среди учащихся лицея, а нарушения осанки в сельской Новолоктинской школе.
  3. Наибольший процент школьников с неудовлетворительной адаптацией был выявлен среди учеников городской школы № 1, несколько ниже процент детей с неудовлетворительной адаптацией в общеобразовательном лицее и Новолоктинской сельской школе. Минимальное количество учеников с неудовлетворительной адаптацией было нами отмечено в Карасульской сельской школе. Ни в одной возрастной группе карасульских сельских школьников срывов процесса адаптации выявлено не было.
Читайте также:  Результаты анализов при пиелонефрите у детей

Полученные результаты позволят сельским и городским учебным заведениям определить корректирующие направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья учеников.

Соловьев В.С., д.м.н., профессор, зав. кафедрой анатомии и физиологии человека и животных ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.

Лихачев С.Ф., д.б.н., профессор, декан факультета экологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.

источник

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Факторы, напрямую влияющие на здоровье ребенка и всецело зависящие от людей, занимающихся уходом и воспитанием этого ребенка:

— достаточные физические нагрузки;

— максимальная продолжительность гуляния.

Питание и здоровье ребенка

Здоровье ребенка и правильное питание не разрывно связаны между собой. Это всем известный факт. Существует мнение, что здоровый, правильно питающийся ребенок — это тот ребенок, который ест по расписанию, четыре раза в день, сбалансированное меню. Однако это не совсем так.

Здоровый, правильно питающийся ребенок, обязательно ест по аппетиту, а это значит, не нужно заставлять ребенка есть, захочет поест, не захочет, и не надо. Ведь аппетит это наглядный индикатор состояния организма. Переедать вредно. Так вот, ребенок, которого заставляют есть, в любом случае переедает, что создает дополнительную нагрузку на печень, может вызвать расстройство желудка и еще множество неприятностей.

Существует оптимальный набор продуктов, при употреблении которых органы пищеварения будут работать «без сбоев». Так для завтрака подходят рыба, вареное яйцо или омлет, котлета, творог, каша. И обязательно какие-нибудь овощи. В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, сок. Обед – максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов или винегрет (можно с сельдью). Первое горячее блюдо (но не слишком объемное) – суп и высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром, преимущественно из овощей. На сладкое – фруктовый сок, свежие фрукты, компот из свежих или сухих фруктов, но не кисели из концентрата. На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и кисломолочные напитки.

Физические нагрузки и их роль в здоровье ребенка.

Важным социально-гигиеническим фактором, влияющим на здоровье детей, является физическое воспитание. Физвоспитание, в широком понимании этого фактора, включает систематическое использование в воспитании ребёнка естественных факторов природы (воздуха, солнца, воды), широкое использование различных методов закаливания, физической культуры и спорта, меняющиеся в зависимости от возраста ребёнка. Даже у практически здоровых детей возможны значительные индивидуальные колебания в их физическом, моторном, психическом развитии, связанные с их особенностями в конституционных характеристиках, с условиями воспитания ребёнка. Физкультура имеет громадное значение для правильного развития детей. Она должна быть одним из повседневных режимных моментов в жизни здоровых детей.

Ещё большее значение имеет лечебная физкультура, особенно такие её элементы, как массаж и гимнастика при лечении больных детей. Физкультура даёт положительные результаты только при условии правильной организации всей жизни ребёнка и при наличии благополучной окружающей среды. При отсутствии этого физкультура, как правило, малоэффективна, нередко бесполезна, а иногда может быть вредна. В физическом воспитании детей наряду с лечебной физкультурой и спортом, массажем (особенно у детей раннего возраста) и гимнастикой, исключительно большое значение имеет правильное и систематическое использование естественных факторов природы. Так, при условии правильного проведения, закаливание является одним из главных средств общего оздоровления детского организма, предупреждения заболеваний и обеспечения гармонического развития ребёнка.

Массаж является методом неспецифической терапии, а физические упражнения — средством стимулирования физиологических процессов в организме ребёнка. Гимнастика и утренняя зарядка являются средством развития качества движений и одновременно средством поддержания положительного эмоционального тонуса. Таким образом, значение физического воспитания для детского организма трудно переоценить. Вместе с тем, во многих семьях данному аспекту жизнедеятельности ребёнка уделяется очень мало внимания. А надо руководствоваться тем, что для человека необходима физическая тренировка его тела, причем с самого раннего детства. И для этого не обязательно посещать платные тренировочные мероприятия, достаточно во время прогулки побегать с ребенком, попрыгать и вообще, прививать ему любовь к физическим нагрузкам. При этом одеваться нужно соответственно. Ведь логически понятно, что одежда должна быть удобной и в ней не должно быть жарко.

Здоровье ребенка на прямую зависит от того, насколько у него есть возможность тренировать себя и свое тело, и насколько эта привычка будет сопровождать его во взрослой жизни.

Контакт с природой и его влияние на здоровье ребенка.

Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Причиной 90% ОРЗ у детей являются вирусы. Вирусы прекрасно сохраняют свою живучесть в домашней пыли и в стоячем теплом воздухе. А такие условия везде — в помещениях, дома, на работе, в саду, в школе, где стоит помимо батареи, пара обогревателей, а сквозняк воспринимается, как прямая угроза жизни. На улице подхватить вирус, допустим, гриппа возможно только от зараженного человека, в движущемся прохладном воздухе он обязательно быстро погибнет. А вот в теплом, не проветриваемом помещении, вирус прекрасно найдет себе место. А что еще позволяет нам не заболеть при встрече с вирусом — местный иммунитет.

Наши органы дыхания, вырабатывают слизь, которая в огромных количествах содержат вещества, позволяющие убивать вирусы. Но для корректной борьбы с вирусами, слизь должна иметь нормальное состояние густоты и уж никак не быть сухой. А что влияет на состояние слизи? Влажность воздуха. На улице обычно влажность находиться в приемлемых рамках, в помещение же, множество факторов, обеспечивающих сухость воздуха. А в сухом воздухе, слизь в носу высыхает что затрудняет дыхание и не позволяет выполнять основную задачу местному иммунитету.

Здоровье ребенка, важнейший фактор, на который родители в состоянии влиять. Отказавшись от насильственного кормления, проводя с ребенком активно время на свежем воздухе, можно обеспечить ребенку здоровую счастливую жизнь. Здоровье ребенка бесценно. А выполнять три вышеперечисленных правила не так уж и сложно.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», 2006-2019 г.

Адрес: 305000, г. Курск, ул. Почтовая, д. 3

источник

Эта работа посвящена исследованию влияния эолгических факторов на здоровье детей дошкольного и школьного возраста.

Тема исследования:

изучение экологических факторов, влияющих на здоровье детей в возрасте от 2 до 18 лет.

Цель: определение зависимости состояния здоровья населения села Заречья в возрасте от 2 до 18 лет от факторов экологии человека.

ü рассмотреть конкретные факторы экологии человека;

ü провести анкетирование среди разновозрастных групп детей детского сада и учащихся;

ü проанализировать результаты анкетирования и сопоставить их с количеством пропусков посещения детского сада и школы по болезни;

ü сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье подрастающего поколения нашего села.

Гипотеза: здоровье детей зависит от экологических факторов.

Актуальность работы заключается в самых главных понятиях — это здоровье и здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успешность детей зависит от их физического и эмоционального здоровья.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тартасская средняя общеобразовательная школа

Влияние экологических факторов

на здоровье детей в возрасте от 2 до 18 лет.

Работа на научно-практическую конференцию

изучение экологических факторов, влияющих на здоровье детей в возрасте от 2 до 18 лет.

Цель: определение зависимости состояния здоровья населения села Заречья в возрасте от 2 до 18 лет от факторов экологии человека.

  • рассмотреть конкретные факторы экологии человека;
  • провести анкетирование среди разновозрастных групп детей детского сада и учащихся;
  • проанализировать результаты анкетирования и сопоставить их с количеством пропусков посещения детского сада и школы по болезни;
  • сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье подрастающего поколения нашего села.

Гипотеза: здоровье детей зависит от экологических факторов.

Актуальность работы заключается в самых главных понятиях — это здоровье и здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успешность детей зависит от их физического и эмоционального здоровья.

Здоровье — одно из основных понятий медицины и экологии человека, показатель качества жизни детей. С точки зрения медицины, здоровье всегда рассматривалось как отсутствие заболеваний и внешних повреждений, т. е. состояние, характеризующееся нормальным приспособлением человека к окружающей среде. Согласно современному определению, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических повреждений. В литературе употребляются, в зависимости от темы, такие понятия: здоровье населения, здоровье народа, здоровье человека, здоровье личности, здоровье семьи, и немалую роль среди этих понятий занимает здоровье воспитанников детского сада и школьников.

Объект исследования : здоровье детей в возрасте от 0 до 18 лет и факторы, которые его составляют.

Характер исследования: теоретико-практический.

В каждом случае понятие здоровья наполняется новым содержанием. При этом необходимо принять во внимание то, что несмотря на различные формулировки, все, что связано с экологией человека, имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Иными словами, мы имеем дело с проблемой здоровья, здорового образа жизни детей и факторами среды обитания.

Под экологией человека, как правило, понимают изучение проблем взаимоотношения человека с окружающей средой в конкретных условиях существования. Таким образом, вместо человечества, в центре рассмотрения — конкретный человек, ученик. Основным принципом экологии человека в данном случае является комплексный подход.

Факторы экологии человека , непосредственно определяющие условия существования детей и представляющие, на наш взгляд, наибольший практический интерес:

  • питание;
  • занятие спортом;
  • одежда и обувь;
  • экология жилища;
  • анализ состояния окружающей среды;
  • семья;
  • пользование Интернетом.
  • Изучение литературы;
  • Интервью с фельдшером ФАПа села Заречье.
  • Беседа с воспитанниками детского сада;
  • Социологический опрос среди школьников(анкетирование);

В соответствии с выделенными экологическими факторами была разработаны анкеты для разновозрастных групп. После этого, мы проанализировали результаты исследования. Полученная информация дает возможность сделать выводы о влиянии экологических факторов на здоровье детей в возрасте от 0 до 18 лет.

Глава I. Теоретическая часть.

Факторы, влияющие на здоровье школьника.

Изначально человек жил в окружающей природной среде, как и все жители экосистемы, и был практически незащищен от действия её экологических факторов. Первобытный человек был подвержен тем же факторам регуляции, что и весь животный мир. Современный человек тоже подвержен различным факторам окружающей среды, но и сегодня он продолжает быть незащищенным от воздействия экологических аспектов, хотя некоторые из них он сделал своими руками. Именно эти факторы (влияющие на жизнь и здоровье) мы рассматриваем в своем исследовании, при помощи науки, которая называется экология человека. При этом необходимо принять во внимание то обстоятельство, что несмотря на различные трактовки, все, что связано с экологией человека, так или иначе имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Иными словами, мы имеем дело с проблемой здоровья человека (физического и психического) в контексте среды обитания (в глобальном и локальном понимании). Мы выделили именно те факторы, с которыми дети наиболее часто сталкиваются в повседневной жизни. Эти факторы могут оказывать как благоприятное, так и пагубное воздействие на здоровье ребёнка, всё это мы можем соотнести с понятием здоровый образ жизни.

Питание – первый и важнейший фактор. Сюда можно отнести и правильный режим питания ученика, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания. Важным фактором при рассмотрении вопросов, связанных с питанием, является оценка качества продуктов питания, традиционно потребляемых населением определенных территорий и обладающих характерным для этих территорий микроэлементным и витаминным составом. К числу проблемных вопросов можно отнести современные тенденции в питании, связанные с увеличением доли продуктов, готовых к употреблению.

Занятия спортом играют важную роль для здоровья растущего организма. Часто различные виды физических упражнений используются для профилактики ожирения у детей. Последнее исследование показало, что аэробика и другие виды физических нагрузок помогают детям справиться с раздражительностью. Специалисты из Джорджии провели наблюдение за 200 учениками в возрасте 7-11 лет. Большинство из них имело лишний вес. На 3 месяца эти мальчики и девочки были переведены в класс с повышенными физическими нагрузками. В частности, они занимались аэробикой и художественной гимнастикой. В результате психологических тестов удалось выяснить, что все дети стали более уравновешенны и спокойны. В первую

очередь, исчезли вспышки необоснованного гнева, которые свойственны подросткам этого возраста. Помимо положительного воздействия на психику ребенка, упражнения оказались прекрасным профилактическим средством от различных хронических заболеваний.

Одежда и обувь – этому фактору традиционно придается большое значение. Он во многом определяется модой (т. е. предлагаемый атрибут одежды кем-то произведен или кто-то предполагает его произвести и его реализация принесет определенную выгоду). В этой сфере человек подвергается мощному психологическому воздействию в виде различных видов рекламы. С другой стороны, важным аспектом являются технологические характеристики материалов, из которых выполнены одежда и обувь. Например, если при производстве обуви были использованы полимерные материалы, выделяющие вредные химические вещества, это может стать причиной интоксикации, поскольку потовые железы стоп человека работают в режиме отделения и поглощения пота. Таким образом, некоторые аспекты экологии человека имеют отношение к проблеме потребления и защиты прав потребителя, степени его информированности при выборе той или иной продукции, или стратегии потребительского поведения.

Жилище и микроокружение . На этом уровне есть много разноплановых аспектов. Так, важнейшую роль для человека играют характеристики материалов, применяемых при строительстве и отделке жилища (технологический фактор). Например, в свое время в нашей стране достаточное распространение приобрела древесно-стружечная мебель, при производстве которой использовались фенолформальдегидные смолы, обладающие токсическим действием. Безусловно, вредным и опасным для здоровья человека является применение красок (белил), в состав которых входят соединения свинца. С другой стороны, важнейшую роль играет и дизайн помещения. В неуютном, плохо оборудованном и оформленном помещении человек будет испытывать дискомфорт, несмотря на высокое качество строительных и отделочных материалов. Влияние токсических и психологических эффектов способно суммироваться при неблагоприятных тенденциях.

Анализ состояния окружающей среды . Экологические условия проживания детей дошкольного и школьного возраста во многом зависят от места расположения его жилья. Нахождением возле его дома заводов, фабрик и АЗС, а так же наличием зеленых насаждений, парков и леса.

Микроклимат семьи очень важен для формирования личности ребенка, так как с самого раннего возраста закладывается понятие о преемственности поколений, происходит передача жизненного опыта и традиций от родителей детям.

Интернет является прямым индикатором возможности ускоренного образования, получения новейшей технической и научной информации. Однако вопрос о возможном негативном воздействии информационного бума на человечество (на индивидуально-психологическом уровне, особенно школьника) также не снимается с повестки дня. Так, например, западные психологи и психиатры говорят о появлении у современных деловых людей нового вида фобии — страха перед ежедневным запуском почтовой программы (количество информационных сообщений, приходящих ежедневно на индивидуальные компьютеры, растет).

Вывод : перечисленные факторы выбраны не случайно, так как их изучение, может дать нам обширный спектр информации о повседневном образе жизни подрастающего поколения.

Глава II. Практическая часть

Информация, полученная из беседы с фельдшером ФАПа села Заречье Штоп Татьяной Геннадьевной.

На территории села Заречье Венгеровского района зарегистрировано 270 жителей в возрасте от 0 до 18 лет.

Воспитанников детского сада – 39 человек.

Учащихся – 141. Из них 1 – 4 класс — 5 – 9 класс — 10 – 11 класс –

Не учатся и не работают — 2

Для того чтобы более подробно изучить отношение современных детей к факторам экологии человека, мы составили анкету, в которую вошли вопросы по каждому из рассмотренных ранее факторов экологии человека и провели опрос среди воспитанников детского сада и учащихся школы, находящихся на территории муниципального поселения.

источник

Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков

В процессе онтогенеза детский и подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Определяющую роль в возникновении отклонений в состоянии здоровья детей и подростков играют 3 группы факторов:

1) факторы, характеризующие генотип популяции («генетический груз»);

3) состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными, факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.

По данным ВОЗ в формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей оказывают влияние отдельные факторы:

1) медико-биологические факторы риска периода беременности и родов матери: возраст родителей на момент рождения ребенка, хронические заболевания у родителей, острые заболевания у матери во время беременности, прием в течение беременности различных препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства: масса тела при рождении, характер вскармливания, отклонения в состоянии здоровья на первом году жизни и пр.;

3) факторы риска, характеризующие условия и образ жизни ребенка: жилищные условия, доход и уровень образования родителей (в первую очередь матерей), курение родителей, состав семьи, психологический климат в семье, отношение родителей к реализации профилактических и лечебных мероприятий и пр.

При оценке вклада отдельных факторов, составляющих социально-гигиеническую группу, необходимо помнить, что их роль различна в разных возрастных группах.

В возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей. В возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме. Важен такой фактор, как посещение ребенком детского дошкольного учреждения.

Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года. В школьном возрасте наибольшее значение имеют факторы внутрижилищной, в том числе, внутришкольной среды, которые составляют 12,5 % в начальных классах, а к окончанию школы – 20,7 %, т. е. возрастают почти в 2 раза. В то же время вклад социально-гигиенических факторов за этот же период роста и развития ребенка снижается с 27,5 % при поступлении в школу до 13,9 % в конце обучения.

Среди биологических факторов во всех возрастных группах детей основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на заболеваемость, являются заболевания матери во время беременности и осложнения течения беременности. Поскольку наличие осложнений в родах (преждевременные, запоздалые, стремительные роды, родовая слабость) может привести к нарушению состояния здоровья в дальнейшем, это позволяет также расценивать их как факторы риска.

Из факторов раннего детства особую значимость имеют естественное вскармливание и гигиенически правильный уход за ребенком.

Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов риска, что определяет необходимость дифференцированного подхода к оценке роли и вклада факторов, планированию и осуществлению профилактических и оздоровительных мероприятий.

Объективно исследовать факторы, влияющие на здоровье детей и подростков, наиболее целесообразно с помощью специальных формализованных карт, анкет и т. д.

источник

Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факто­ры риска развития неблагоприятных изменений в организме.

Определяющую роль в изменениях состояния здоровья детского населения играют 3 группы факторов:

• состояние окружающей среды.

Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в соче­тании с биологическими (в том числе наследственными) факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости человека как от среды, в которой он находится, так и от генотипа и биологических законов роста и развития.

В литературе достаточно часто приводятся общие положения, сформулированные ВОЗ, согласно которым влияние социальных факторов на формирование здоровья составляет около 50%, биоло­гических факторов — около 20%, антропогенных факторов — также около 20% и медицинского обслуживания — до 10%. Однако эти величины являются усредненными, не отражают возрастных особен­ностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных факторов в развитии неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

Наибольшему риску развития хронических болезней подвержены дети с отягощенной наследственностью. В настоящее время внешне- средовые факторы по своему значению лишь немногим уступают биологическим. Алкоголизм родителей, неполная семья, неблаго­приятный микроклимат в семье и школе — нередко взаимозависимые психосоциальные факторы, повышающие риск развития хронической патологии. Большое значение имеют и факторы загрязнения среды.

Риск развития некоторых заболеваний у детей, проживающих в загрязненных районах, повышается в 2-3 раза. Педиатры к числу эколо­гических факторов относят также профессиональные вредности у родите-

лей по меньшей мере в течение 2 лет перед рождением ребенка, курение матери во время беременности и курение дома в присутствии ребенка.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, темпы физического развития, пол, возраст), так и фак­торов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, прожива­ние в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.).

Имеются многочисленные данные по влиянию образования и социально-экономического статуса родителей на здоровье детей.

В бедных семьях выше смертность детей от несчастных случаев, травм, выше уровень заболеваемости| уровень и средняя длительность госпитализации. Риск несчастных случаев среди детей уменьшается с ростом образования матери (образование менее 8 лет: более 12 лет — риск 5:1).

Показатели здоровья детей, особенно раннего возраста, зависят от типа семьи (полная, неполная и т.д.). Заболеваемость детей в неполных семьях достоверно выше, чем в полных, и часто болеющих детей у них больше. Разница усугубляется с возрастом. Здоровье внебрачных детей хуже, они чаше рождаются недоношенными, позже начинают ходить и говорить, у них чаще бывают острые и хронические заболе­вания. Дети из негармоничных семей чаще болеют, и обострения хрони­ческих заболеваний протекают у них дольше и тяжелее.

Многочисленные исследования по проблеме «семья и болезнь» позволяют говорить об «уязвимых» детях — детях, которые в боль­шей степени, чем другие, подвержены риску заболеть. Это внебрачные дети, дети из неполных семей, из семей, проживающих в неблагоприятных социально-экономических условиях (низкий доход, плохое питание), детей из неблагополучных семей, в которых отмечаются алкоголизм, асоциальное поведение, небрежное отношение к воспитанию детей.

Зарубежные специалисты рекомендуют относить к «уязвимой» группе единственного в семье ребенка, детей, рожденных после дли­тельного бесплодия, нежеланных детей, детей пожилых родителей, детей, рожденных в позднем браке, детей, «заменивших» умерше­го ребенка, или детей, родившихся в период, когда в семье кто-то умер.

В исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора А.Г. Сухарева выявлена тесная корреляционная зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышеч­ной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также степенью сопротивляемости организма. Установлена выраженная корреляционная зависимость между здо­ровьем детей и режимом их дня. Среди недосыпающих школьников доля здоровых ниже, чем среди соблюдающих это требование режима. Школьники, которые ежедневно проводят на свежем воздухе 1 ч и менее, чаще страдают аномалиями рефракции глаза, ревматизмом и крушениями обмена веществ.

Особое значение для здоровья детей имеют условия обучения и вос­питания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и школе (вместимость и планировка здания, освещенность, воздухообмен, соответствие мебели анатомо-физиологическим особенностям детей).

Распространенность острых респираторных заболеваний среди детей зависит от режима проветривания и площади учебно-воспитательных помещений, а также от планировки здания.

Под руководством академика РАМН профессора Г.Н. Сердюковской проведен факторный анализ многомерной системы «ребенок — окружа­ющая среда», в ходе которого было проанализировано влияние около 80 показателей на формирование заболеваемости школьников (рис. 2.25).

Установлено выраженное влияние на здоровье учащихся следую­щих факторов среды:

• климатических особенностей местности;

• загрязнений атмосферного воздуха;

• неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий (в ос­новном за счет превышения вместимости школьных зданий двусменных занятий, недостаточных площадей учебных помеще­ний, плохих жилищных условий);

• низкого материального уровня жизни семей;

• большой занятости на работе матерей;

• посещения в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;

• злоупотребления алкоголем у отцов;

• большой суммарной нагрузки школьников;

• несоблюдения режима дня и особенно постоянного недосыпания. Приоритетное значение в развитии заболеваний у детей имеет эко­логический фактор (до 30%). При этом на загрязнение окружающей среды приходится 20% и на природно-климатические условия — 10%.

Фактор внутришкольной среды определяет 12,5% заболеваемости в начальных классах, а к окончанию школы — 20,7%, т.е. его значение возрастает почти в 2 раза.

Социально-гигиенический фактор определяет 27,5% заболеваемости при поступлении в школу, а в конце обучения 13,9%.

Исследование роли социально-гигиенических факторов в раз­витии заболеваний среди детского населения показало, что вели­чины «вклада» (влияния) социальных, биологических и антропо­генных факторов довольно близки к таковым в классификации ВОЗ [Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., 1997]. Так, удельный вес социальных факторов в заболеваемости составляет 24,8—39,5%, в том числе образа жизни — 2,8—10,8%, влияния биологических факторов — от 17,4 до 35,4% и антропогенных — от 10 до 56,9%. Влияние отдельных факторов зависит от возраста детей (табл. 2.18).

Влияние отдельных факторов на заболеваемость детей сущест­венно различается в зависимости от показателя, характеризующего заболеваемость детей. Если число больных детей определяется в большей степени социальными и биологическими факторами, то число случаев заболеваний — социальными и антропотехногенными факторами. Роль этих факторов значительно варьирует при различ­ном характере заболеваний (острые, хронические, аллергические). На

развитие аллергических заболеваний наибольшее влияние оказывают антропогенные факторы и образ жизни.

При общей оценке и влиянии отдельных факторов, составляющих социальную группу, необходимо помнить, что их роль в разных воз­растных группах различна (табл. 2.19).

У детей в возрасте до 1 года среди социальных факторов решающее значение имеют характер семьи и образование родителей, в возрасте 1—4 лет значение этих факторов уменьшается, но все еще остается достаточно значимым. Однако уже в этом возрасте увеличивается роль жилищных условий и дохода семьи, содержания животных и курения родственников в доме.

Таблица 2.19. Вклад социальных факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста, % Важен такой фактор, как посещение ребенком ДОУ. Наибольшее значение он имеет именно в возрастной группе 1—4 года.

В возрасте 7—10 лет наибольшую роль играют жилищные условия, доход, содержание животных и курение родственников в доме.

Среди биологических факторов, оказывающих наибольшее влия­ние на заболеваемость, во всех возрастных группах детей основными являются заболевания матери во время беременности и осложнения тече­ния беременности и родов (табл. 2.20).

Таблица 2.20. Вклад биологических факторов в развитие заболеваний у детей в зависимости от возраста, %

Значение факторов окружающей среды в развитии неблагоприят­ных эффектов в значительной степени зависит от возраста изучаемого контингента, характера заболевания и нозологической формы болез­ни, а также от профессиональной принадлежности родителей. Для каждого возраста характерно преобладание тех или иных факторов. Одни и те же факторы, одни и те же уровни и интенсивность их ока­зывают различное влияние на развитие заболеваемости в разных воз­растных группах. Это определяет необходимость дифференцирован-

Формирование здоровья детской и подростковой популяции

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник