Меню Рубрики

Анализ экологического воспитания детей дошкольного возраста

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. К числу таких комплексных программ относятся: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Кроха», «Одарённый ребёнок», «Из детства — в отрочество», «Детский сад — дом радости», «Гармония развития», и др., и ряд парциальных экологических программ: «Мы», «Планета — наш дом», «Живая экология», «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду», «Мир вокруг нас», «Я — человек», «Жаворонок», «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников нашёл отражение в таблице 1.

Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников

Основные задачи программы

Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. Содействовать развитию у детей наглядно-действенных способов познания и опосредованных; замечать видимые зависимости в природе. Направлять детей на восприятие эстетического своеобразия объектов природы. Учить замечать состояние растений, настроение животных, вызывать желание не мешать, защитить, позаботиться. Побуждать детей к проявлению бережного заинтересованного отношения к природе разными способами: словом, мимикой, жестом, приобщать к соучастию в уходе за объектами природы.

Эта программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду, предусматривает и их экологическое воспитание. В разделе «Развитие ребёнка в общении с природой» автор даёт рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ как в помещении, из окна, так и на прогулках.

Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Помогать освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы. Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объект природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Эта программа с экологическим уклоном. Программа «Детство» станет особенно ценной, если в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников, уменьшить количество обобщенных представлений. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» — комплексная программа

Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, растений (питание, рост, развитие). Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру. Формировать потребности заботиться о чистоте своей группы. Познакомить с природными факторами, влияющими на здоровье человека. Формировать привычки рационально использовать воду. Выработать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Развивать познавательный интерес к окружающему миру. Формировать эстетическое отношение к миру.

В программе предусмотрено максимальное содействие становлению ребёнка как личности, развитию активности детей в учебной и внеучебной деятельности. Программа составлена по возрастным группам и охватывает четыре периода (до 2 лет, от 2 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 7 лет). Экологическое воспитание осуществляется на занятиях, в процессе наблюдения, целевых экскурсий, чтения, игр, трудовой и продуктивной деятельности. В программе разработано содержание детских праздников, развлечений. Определены примерные уровни развития (результаты).

«Истоки» — комплексная программа

Психолого-педагогический коллектив исследователей Центра «Дошкольное детство»

Знакомить детей с многообразием живого мира (растения, животные). Развивать интерес и стремление к наблюдению за поведением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т. д.). Развивать представления о естественных причинах природных явлений и их связях. Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы сформулированы неконкретно.

«Развитие» — комплексная программа

Помочь детям 4-5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. К 6 годам познакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времён года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона. Детей 6-7 лет знакомить с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Учить сознательно относиться к природе, закладывать основу экологической культуры.

Программа «Развитие» имеет раздел «Ознакомление с природой» — является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется тенденция к экологическому воспитанию дошкольников. [34, стр.59-60]

«Радуга» — комплексная программа

Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

«Мы» — парциальная программа

Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок

Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.

«Наш дом — природа» — парциальная программа

Обеспечить преемственность в экологическом воспитании дошкольников с начальной школой. Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Формировать первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Развивать личность ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом — природа» состоит из десяти блоков. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.

«Юный эколог» — парциальная программа,

программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.

Формировать у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Показать разные формы взаимодействия человека с природой.

Программа включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.

«Паутинка» — парциальная программа

Формировать у детей основы планетарного мышления. Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывать оптимальные пути их взаимопроникновения. Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух), и влияние биогеоценоза на формирование этноса. Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете. Раскрывать взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.

Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.

«Семицветик» — парциальная программа.

Показать красоту и разнообразие четырёх царств природы, зависимость друг от друга и взаимодействие, что в них общего и в чём различие, каковы их основные свойства. Рассказать детям о небе, показать жизнь неба, без которого не может быть жизни на Земле, таким образом, формировать основу целостного восприятия мира, ощущения и осознания связи земли и неба, своей связи с единым миром. Окружить ребёнка красивыми образами Искусства; рассказать, как они создавались; учить замечать особые приметы красоты, ценить красивое и прекрасное и стремиться создать своими руками что-то красивое и полезное. Формировать в сознании ребёнка высокий образ Человека на примере людей, их жизни и подвигов (легенды, мифы, былины, сказания, жизнеописание великих Святых и Подвижников).

Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках.

«Мир вокруг нас» — парциальная программа.

Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём. Приобщать детей к планетарному мышлению. Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами. Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой. Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам. Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.

Идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля- планета людей» (9-10 лет). Материал каждого комплекса разбит на три блока.

Анализ программ дает повод задуматься над их эффективностью, их реальным влиянием на практику воспитания детей в дошкольных учреждениях.

В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала. В худшем случае в таких комбинированных программах обнаруживаются не только логические, но и фактические ошибки, кочующие из одного пособия в другое. Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно. При необходимости представляется возможным комбинирование разных программ, однако, на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ [7].

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

источник

Становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования.

Последнее десятилетие 20-го и начало 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человеком. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.

Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:

Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:

Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Читайте также:  Анализ общения детей средней группы

«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.

Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).

«Истоки» – это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы.

Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.

  • концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
  • экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
  • подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
  • технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.

См. на сайте дипломную работу «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»

источник

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру на тему

1. Исходные данные Программы: Программа «Юный эколог» (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.)

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы — «Юный эколог» — парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.

3. Структура Программы

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

4. Анализ содержания Программы

Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:

— Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),

— Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),

— Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),

— Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,

— Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),

— Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Подробно тематика Программы «Юный эколог» представлена в Приложении.

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.

1. Исходные данные Программы: Программа «Юный эколог» (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 112 с.)

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

2. Раздел экологического воспитания комплексной Программы — «Юный эколог» — парциальная (не комплексная) программа, нацеленная на формирование экологической культуры дошкольников.

Программа «Юный эколог» включает две подпрограммы. Одна из них ориентирована на детей — по ней можно развивать экологическую культуру дошкольников 2-7 лет в любых образовательных учреждениях. Другая — предназначена для взрослых (воспитателей ДОУ, педагогов дополнительного образования). По ней можно осуществить повышение квалификации тех педагогов, которые занимаются экологическим воспитанием детей.

В программе представлено шесть разделов: первый раздел -это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ; следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; четвертый прослеживает роль взаимосвязей в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в пятом разделе раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Разделы, обозначенные звездочкой, — необязательные: их могут использовать воспитатели ДОУ, педагоги других учреждений в кружковой работе с детьми. В шестом разделе показаны разные формы взаимодействия человека с природой. Особое (оздоровительное) значение имеет первый пункт, в котором рассматриваются потребности человека (детей) как живых существ и вытекающие отсюда требования к окружающей среде.

4. Анализ содержания Программы

Программа представляет собой целостный курс экологического воспитания для детей дошкольного возраста. она включает изучение следующих больших тем:

— Неживая природа – среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),

— Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),

— Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы – перелётный и зимующие),

— Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,

— Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),

— Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Подробно тематика Программы «Юный эколог» представлена в Приложении .

Рекомендации к распределению материала по возрастным группам:

Полный объем представленного материала по всем разделам ориентирован на детей подготовительной к школе группы. Возможность усвоения знаний и выработка отношения детей к объектам и явлениям природы, обозначенным в программе, обусловлены тем, что воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по формированию начал экологической культуры начинается с двухлетнего или трехлетнего возраста и продолжается в системе четыре-пять лет.

5. Для какого возраста рекомендуется Программа: для детей 2 — 7 лет.

Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры можно рассматривать тот случай, когда воспитательно-образовательный процесс начинается в младшем дошкольном возрасте (с двух-трех лет). Все разделы и пункты программы можно начинать реализовывать именно с этого возраста. Примером возможного распределения материала программы по возрастам являются авторские технологии, в которых представлены системы педагогических мероприятий с детьми.

Автор в самой программе возрастные этапы не выделяет. С одной стороны — это плохо, не ясно, что когда давать, с другой стороны, все дети и педагоги разные. отсутствие границ способствует развитию креативности педагогического процесса. для неопытных педагогов предлагаются дополнительные методические разработки по возрастам.

Читайте также:  Анализ общения детей на прогулке

6. Сравнение содержания программы для младшего и старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается прежде всего пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного — двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними — тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит детей повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом

Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывает и разыгрывает с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:

• разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами). Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;

• ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;

• участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками с их изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;

• проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;

• совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;

• рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;

• проведение экологических занятий один раз в две недели;

• проведение экологических досугов.

Технологии для детей третьего и четвертого года жизни построены на одном и том же материале и различаются объемом отдельных мероприятий.

Экологическое воспитание детей старшей группы

Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, их отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными — память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Технология эколого-педагогической работы с детьми этого возраста имеет и сходство, и отличие от системы предыдущих лет. В повседневной жизни проводятся циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в аквариуме. Наблюдения этих циклов содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Специальные наблюдения посвящаются тому, чтобы выяснить, как и что видят, слышат рыба, птица, хомяк (т.е. как функционируют и какую приспособительную роль в жизни играют органы чувств), как передвигаются, обихаживают себя, как дышат, как реагируют на разный корм, громкие звуки, резкие движения, неожиданные предметы. Такие наблюдения — не только выяснение особенностей образа жизни, поведения животных, это определение того, как люди (воспитатель, дети) должны реагировать на их состояние, по каким признакам замечать их недомогание, как создавать наиболее благоприятные условия жизни, т.е. как гуманно и бережно к ним относиться на основе понимания их жизнедеятельности. Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.

Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение — это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами — параметры погоды, цветом — дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры — они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план — «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы»

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная дея¬тельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы — это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд — за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки., некоторую самостоятельность.

источник

Анастасия Бабина
Анализ образовательных программ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

I.»Юный эколог» Николаева С. Н.

Задача: формирование осознанно правильного отношения к природе.

1. Организация среды в ДОУ с обязательным учетом экологических особенностей содержания животных и растений;

1. Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека;

2. Многообразие растений, их связь со средой обитания;

3. Многообразие животных, их связь со средой;

4. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания;

5. Жизнь растений и животных в сообществе;

6. Взаимодействие человека с природой

II.»Мы земляне» Вересов, для детей 5-7 лет

Задача: создание условий для выработки смысловых позиций, важнейшей из которых является позиция землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома — Земли.

Особенности программы:

1. Содержание программы построено с учетом принципов развития и проблемного обучения;

2. Логика программы от общего к частному;

3. Принцип обратной связи;

III.»Паутинка» Ж. Л. Васякина — Новикова

Задача: развивать разумное отношение к миру и к себе как к жтелю Земли.

IV.»Надежда» Т. В. Потапова и др.

Задача: формировать потребность уважать свои права и права других живых существ.

V.»Семицветик» В. И. и С. Г. Ашиковы

Задача: культурно — экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности.

VI.»Природа и художник» для детей 4 — 6 лет.

Задача: формирование представления о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности.

Задача: развитие у детей естественно — научного представления и экологической культуры.

Решается с помощью цикла занятий «Мир нерукотворный».

VIII.»Чувство природы» И. А. Рюкбейль для детей 4-6 лет, воспитывающихся в учреждениях дополнительного образования.

Задача: развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней.

Особенность: на каждом занятии дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности.

IX.»Наш дом — природа» Рыжова Н. А. для детей 5-6 лет.

Задача: выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

9. Взаимодействие человека с природой

1. Включение в блок обучающего и воспитывающего компонента;

2. Преемственность со школой

Задача: воспитание эмоционально положительного отношения к природе которое должно проявляться в активной деятельности и поступках детей.

3. Домашние животные и дикие звери;

5. Маленькие обитатели планеты;

XI.»Мы» Кондратьева Н. Н. «Азбука экологии«

1. Растения, животные, человек;

2. Приспособление живых существ к среде обитания;

3. Рост, развитие, размножение;

4. Человек и природа, взаимосвязь живых организмов.

XII.»Радуга»,»Мир природы» Гризик Т. И. и др.

Задача: развивать познавательные процессы, формировать отношение к окружающему миру.

Материал разделен по возрастам.

XIII.»Кроха» ранний детский возраст, Е. Ф. Терентьева — автор раздела.

Задача: приобщение малышей к природе.

В программе даются рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны.

XIV.»Истоки», познание окружающего мира — «Природа и ребенок».

Задача: развитие познавательного интереса к природе.

Имеет разделение по возрастам, поэтому задачи нет, она определена для каждого возраста.

Анализ программ дошкольного образования по воспитанию интереса к этнокультуре средствами народной педагогики В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые перемены: обновление содержания образования и воспитания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Конспект прогулки в лес детей старшего дошкольного возраста Конспект прогулки в лес по экологии старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепить знания о лесных богатствах. Учить отгадывать и загадывать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: • Систематизировать представления детей о многообразии животного мира нашей планеты. • Развивать умения классифицировать животных.

Конспект НОД по экологическому воспитанию старшего дошкольного возраста «Знакомство с комнатным растением» Программное содержание: 1. Познакомить детей с новым растением каланхое, дать сведения о строении, размножении, пользе, уходе за ним. 2. Развивать.

Конспект ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом» ООД по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста на тему «Земля — наш общий дом» Программное содержание: Формировать бережное.

Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Открытое занятие по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста на тему : «Зимующие птицы» Актуальность занятия.

Положение о конкурсе образовательных программ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса в номинации «Лучшая образовательная программа» МБОУ ДОД.

Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с Красной книгой природы» Занятие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела воспитатель Охапкина Н. И. Тема: Знакомство.

источник

Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

Контрольная работа по дисциплине

«Теория и методика экологического образования дошкольников»

Выполнила: студентка 3 курса

отделения заочного обучения

Ваганова Полина Александровна

Адрес: г. Копейск, ул. Кирова 26

Сотовый телефон: 89507318992

1. Дайте определение понятиям «наблюдение», «цель экологического образования»

3. Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

4. Изучите тему «современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «сравнительный анализ программ экологического образования»

5. Составить конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия) с использованием моделирования в любой возрастной группе

6. Спроектируйте план кратковременного наблюдения на прогулке за объектом не живой природы в старшей группе ДОУ в зимний период по схеме

1Дайте определение понятиям «наблюдение», «цель экологического образования»

Наблюдение– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Цельюнаблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе.

Изучите концепцию экологического воспитания детей дошкольного возраста С.Н. Николаевой и проанализируйте её по вопросам

1. Где и как в природе живет степная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?
2. Где и как в природе живет болотная черепаха? Как она приспособлена к своему месту обитания?
3. Чем различаются и чем похожи друг на друга степная и болотная черепахи?
4. Как надо создать «естественные условия» для сухопутной и водной черепах в неволе? Почему им нужен обогрев? Чем можно кормить?

Читайте также:  Анализ общения детей и педагога

Обустройство жизни черепах
Степная черепаха — наземное растительноядное холоднокровное животное, водится в южных районах нашей страны, в степях, пустынях. К жизни в этих условиях черепаха хорошо приспособлена: имеет маскировочную окраску и форму тела, панцирь для защиты от врагов, покрытие из твердых роговых чешуек на голове, хвосте, подошвах ног, которое также защищает ее тело. Ноги приспособлены к рытью грунта — повернуты в стороны, заканчиваются крепкими тупыми когтями. Большую неблагоприятную для них часть года — холодный и жаркий периоды — черепахи проводят под землей в спячке. Активными на поверхности они бывают с марта по июнь, когда условия благоприятны — умеренная жара, много сочной травы. В это время они откладывают яйца в специально вырытые ямки. Отложив яйца, закапывают ямки и утрамбовывают их панцирем. О потомстве они больше не заботятся.
Молодые черепашки вылупляются в конце лета — осенью, на поверхность не вылезают, зимуют под землей и выходят из своих убежищ лишь весной. Они маленькие, с мягким панцирем. У черепашек много врагов — лисы, шакалы, хищные птицы. Растут и развиваются черепашки медленно — лишь на 10-м году жизни становятся взрослыми. Живут долго — 40-50 лет.

Сухопутные черепахи — неповоротливые животные, они медленно двигаются, роют грунт поочередно то одной передней ногой, то другой. Разную пищу захватывают твердыми и острыми краями рта — зубов у них нет. На голове у черепахи маленькие глаза, ноздри, ушные отверстия прикрыты складками кожи — это приспособление для подземного обитания.

Болотная черепаха, в отличие от сухопутной, — водное хищное животное. Обитает в средней полосе России и на юге. Водно-наземный образ жизни наложил отпечаток на строение болотной черепахи: у нее плоское тело, гладкий панцирь темно-оливкового или коричневатого цвета с ярко-желтыми крапинками. Голова вытянутая, на ногах плавательные перепонки, пальцы заканчиваются острыми загнутыми когтями, хвост длиннее, чем у степной черепахи. Эти черепахи гораздо подвижнее и проворнее степных: по земле они двигаются быстрым шагом, почти бегом, в воде — хорошо плавают.
Болотные черепахи живут в прудах, озерах, медленно текущих речках, каналах. Днем они активны: ищут в воде корм — личинок, насекомых, червей, улиток, лягушек; изредка ловят небольших рыб. Добычу хватают острыми (роговыми) краями рта (зубов нет), иногда помогают себе когтями. Активны днем, вылезают на берег и греются на солнце, далеко от воды не отходят. При малейшей опасности бросаются в воду и отсиживаются на глубине. Ночью спят на дне водоема, зимой впадают в спячку, зарываются в ил и там засыпают до марта-апреля. Откладывают яйца на суше так как степные черепахи. Растут и взрослеют долго, в неволе при хорошем уходе могут жить 20-30 лет.

Этим животным целесообразно создать условия, напоминающие мч естественную природную среду: уголок степи или пустыни — для сухопутной черепахи, уголок болота — для водной черепахи. Такие ^уголки» лучше всего устроить в старом большом аквариуме; на что кладется слой песчаной почвы, в нее высевают овес, который I начала прорастает, а затем без полива подсыхает.

Для сухопутной черепахи в аквариуме устраивается грот: в большой цветочный горшок, поставленный вверх дном, монтируется электролампа. Грот, декорированный цементом и камнями, имеет вход. Черепахи — холоднокровные животные, они ,1ктивно едят и передвигаются лишь в разогретом состоянии. Устройство обогрева особенно важно для зимнего периода, когда животные не могут ни в спячку залечь, ни полноценно кормиться. Для водной черепахи одинаково важны вода и берег с обогревом.

Водная черепаха — хищное животное, активно поедающее мелких водных обитателей (или кусочки мяса), если температура окружающей среды достаточно высокая (около 26°С).
Сухопутную черепаху кормят тонко нарезанными овощами (морковь, свекла, капуста, картофель), в летнее время добавляют траву, одуванчики. При обилии сочных кормов воду не ставят.

4.Изучите тему «современные программы экологического образования дошкольников» и составьте таблицу «сравнительный анализ программ экологического образования»

Показатели «Детство» (раздел «Ребёнок открывает мир природы») под ред. Бабаевой Т.И. «От рождения до школы» (раздел «Экологическое воспитание») под ред. Вераксы Н.Е
Цели и задачи программы Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей Задачи: Программа «Детство» 2014 года, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Цель рабочей программы: формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Задачи: • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Возраст детей 3-7лет
Структура программы В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования: — выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; — представлены содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (раннее детство) и в дошкольных группах (дошкольное детство); — дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе; — определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; — раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка; — описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга; — охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; — даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы; — определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлен режим дня во всех возрастных группах, включая период адаптации ребенка к условиям детского сада; раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; — в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: •соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; •сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); •соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); •обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; •строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; •основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; •предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; •предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Содержание Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства. Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе. В программе под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусмотрено все стороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «. составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. .
Методы и приёмы Словесные метод: организация развивающих проблемно-практических и проблемно­ игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов. Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально­ нравственные темы. Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, жизни людей, городе, родной стране, мире. Чтение художественной литературы. Наглядные методы: Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями, рассматривание картин, ил­ люстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей). Знакомство с элементами национальной культуры народов России: национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы. Практические методы:сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и прочее). Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания Игры- путешествия по родной стране, городу. В программе под редакцией Н.Е. Вераксы «От рождения до школы» предусмотрено все стороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено современным развивающим содержанием и обеспечивает: • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух); • ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.); • формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.); • формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни; • формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях; • формирование элементарных экологических представлений. Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8720 — | 7131 — или читать все.

источник