Меню Рубрики

Анализ диагностика физической подготовленности детей

Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

  • Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
  • Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
  • Упорядочить запись данных, сбор информации.
  • В общей системе образовательной работы МДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Одним из наиболее важных направлений деятельности старшего воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

    Предложен набор тестовых упражнений и формы отчетной документации, которые позволяют проводить массовое обследование детей в определенные сроки.

    Предложенная система мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей позволяет отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу.

    Научное философское обоснование.

    Физическое воспитание детей в ДОУ занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье детей, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

    Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка (Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович).

    Соответствие современным достижениям педагогики.

    Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    В данной работе прослеживается связь между возрастными группами, учитываются возрастные особенности детей 4 — 7 лет. Предложенные задания и тесты рассчитаны на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

    В данной работе для оценки физического развития ребенка предлагаются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

    • диагностика физического развития;
    • диагностика физической подготовленности;
    • диагностика двигательной активности;
    • диагностика функционального состояния.

    Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

    Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Тестирование можно осуществлять как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Работа предназначена в первую очередь инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Рассчитано на детей 4 — 7 лет.

    Диагностика физического развития позволяет:

    • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
    • составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
    • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

    В детском саду эту систему оценки физического развития используется с 2001 года. За это время усовершенствовалась отчетная документация, доработана система заданий и тестов. Данные тесты прошли широкую апробацию и утверждены Министерством образования РФ, полностью соответствуют анатомо-физиологическим особенностям дошкольников; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.

    Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства — наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

    Различают такие критерии диагностики физического развития дошкольников, как учет типа конституции и пола ребенка и оценка по типам приростов показателей физических качеств. Существует также унифицированная методика оценки физического развития. Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что практическим работникам ДОУ сложно ориентироваться в этом разнообразии стандартов, по которым не всегда можно реально оценить уровни физической подготовленности детей.

    Вышеизложенное свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.

    Физическое развитие — это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей.

    Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

    Определение целей и постановка задач.

    Определение критериев оценки уровней физического развития (Приложение 1).

    Разработка плана — программы тестирования детей.

    Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

    Внесение результатов в «Диагностическую карту» (Приложение 2).

    Обработка и анализ результатов диагностики.

    Распределение детей на группы.

    Оценка физического развития проводится медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак). Измеряется рост, вес, окружность грудной клетки. Показатели физического развития детей 3 — 6 лет разработаны (Приложение 3).

    Длина тела у дошкольников служит одним из критериев уровня соматической зрелости, а также является основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки. Масса тела (вес) отражает степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем.

    Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в «Диагностическую карту», в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка. Карта заводится на каждого ребенка и ведется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду.

    Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности — это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

    Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

    К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу), скоростные качества (быстроту), их сочетание (скоростно-силовые качества), ловкость, а также координационные способности (Приложение 4).

    Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    Бег. С дошкольниками проводят бег на дистанцию 30м, при этом фиксируется время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности) и отмечаются качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта бегут до флажка или ленты, которые размещаются на 2-3м дальше финишной линии. Это предупреждает снижение скорости перед финишем.

    С началом движения ребёнка включается секундомер. Останавливается он после пересечения ребёнком линии финиша. Поочерёдно пробегают дистанцию все дети. Затем даётся вторая попытка, В которой дети бегут в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксируется время бега в каждой из попыток, а также записываются качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    10,7-8 10,5-8 9,8-8,3 9,2-7,9 7,5-7,8 7,0-7,3

    Метание на дальность. Обследование дальности метания следует производить на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Дорожка побуждает к большей точности броска в заданном направлении. Предварительно она размечается (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки ставятся порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания. Предварительно всем детям необходимо полностью объяснить задание, младшим — показать, как нужно выполнять. Ребёнок производит три броска каждой рукой, замер осуществляется после каждого броска. Метают дети мешочки весом 200г. В протоколе наряду с количественными отмечаются и качественные показатели отдельных элементов техники движения:

    • исходное положение вполоборота к направлению метания;
    • наличие замаха;
    • перенос центра тяжести во время замаха на стоящую сзади полусогнутую ногу;
    • перенос центра тяжести на стоящую впереди ногу во время броска;
    • энергичный бросок с последующим сопровождением рукой предмета (мешочка).
    4 года 5 лет 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев. Пр. Лев.
    2,4-3,4 1,8-2,8 2,5-4,1 2,0-3,4 3,0-4,4 2,5-3,5 3,9-5,7 2,4-4,2 4,0-4,6 4,0-4,4 6,7-7,5 5,8-6,0

    Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно создать необходимые условия, то есть положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребёнку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

    Прыжок выполняется в заполненную песком яму ил на взрыхлённый грунт. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребёнок выполняет три прыжка подряд без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать движения. Старшие дошкольники прыжок выполняют самостоятельно, но обследующий в зависимости от качества прыжка оценивает его, стимулируя ребёнка прыгнуть ещё дальше. Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносятся результаты всех трёх попыток, в обработку берётся лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия.

    4 года 6 лет
    Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
    55-93 60-90 95-104 100-110 111-123 116-123

    В таблице представлены данные по основным физическим параметрам в количественном и процентном отношении.

    Показатели физической подготовленности

    Год Кол-во детей Вид движений
    Бег, 30 м Прыжки в длину Метание
    Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
    2006 90 5

    (5,6%)

    80 (88,8%) 5 (5,6%) 2 (2,3%) 85 (94,4%) 3 (3,3%) 21 (23,3%) 69 (76,7%) 2007 102 5

    (4,9%)

    90 (88,2%) 7 (6,9%) 6 (5,9%) 89 (87,2%) 7 (6,9%) 7 (6,9%) 92 (90,2%) 3 (2,9%) 2008 110 3 (2,7%) 88 (80%) 19 (17,3%) 1 (0,9%) 93 (84,6%) 16 (14,5%) 16 (14,5%) 92 (83,6%) 2 (1,9%) 2009 111 5 (4,5%) 104 (93,7%) 2 (1,8%) 5 (4,5%) 99 (89,2%) 7 (6,3%) 13 (11,7%) 97 (87,4%) 1 (0,9%)

    Результаты бега, прыжков и метание можно построить в виде диаграммы. (Приложение 5)

    По результатам тестирования инструктор прослеживает динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком (Приложение5). В сводной таблице отслеживаются уровни усвоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении, детского сада в целом.

    Общий % освоения программы по физическому воспитанию

    По итогам года специалист составляет годовой отчет. Форма отчета постоянно совершенствуется. Результаты заслушиваются на итоговом педсовете.

    Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.

    источник

    МБДОУ № 48 «Детский сад общеразвивающего вида»

    ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

    Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развитием физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), а также функцией равновесия, координационными способностями.

    Таким образом, диагностика физических навыков и качеств детей выполняет, как минимум, две функции: с одной стороны, результаты дают картину состояния изучаемого объекта, с другой, позволяют выбрать наиболее рациональные пути, формы, методы и средства для достижения хороших результатов в будущем.

    Диагностика проводилась в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Для оценки физического развития ребенка использовались контрольные упражнения и двигательные задания (тесты):

    диагностика физического развития;

    диагностика физической подготовленности.

    При диагностике двигательной активности и функционального состояния использовались преимущественно наблюдения за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

    По результатам диагностики данные показателей физической подготовленности второй младшей группы (Приложение №1) следующие: 65% — средний уровень, 35% — высокий, Это позволяет сделать вывод, что у детей в основном средний уровень физического развития. К концу года дети умеют ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное направление. Умеют бегать в различном темпе, сохраняя равновесие, изменение направления. Умеют ползать на четвереньках, энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее, чем на 40 см. Но имеются определенные трудности в освоении детьми некоторых упражнений. Дети с трудом выполняют лазанье по лестнице-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. Допускают существенные ошибки в технике владения мячом: при броске мяча двумя руками от груди, из-за головы ударять мяч об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой. Необходимо обратить больше внимания на использование гимнастической лесенки-стремянки на занятиях, а также закреплять данные упражнения в подвижных играх и в индивидуальной работе с детьми.

    Читайте также:  Несахарный диабет симптомы у детей анализы

    В средней группе также большинство детей имеют средний уровень физического развития (Приложение № 2). Средний уровень – 56%, высокий – 44%,.Дети этой группы умеют:

    — ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;

    — лазать по гимнастической стенке;

    — ползать разными способами;

    — принимать правильное исходное положение при метании;

    — строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

    Но на конец учебного года имеются некоторые проблемы: дети допускают существенные ошибки в ориентировании в пространстве, нахождении правой и левой стороны. Отсутствует выразительность, грациозность, пластичность движений в выполнении упражнений. Воспитателям необходимо обратить внимание на прыжок и четкое выполнение заданий, а также поворотов в правую и левую стороны.

    По результатам диагностики детей старшей группы (Приложение № 3) выявлено следующее: высокий уровень – 36%, средний уровень – 40%. Дети данной группы умеют правильно выполнять большинство физических упражнений, но не всегда проявляют должные усилия. Верно оценивают движения сверстников, иногда замечают собственные ошибки. Дети понимают зависимость между качеством упражнения и результатом. Хорошо справляются с ролью водящего, не нарушают правил, но интереса к самостоятельной организации не проявляют. Поэтому воспитателям группы нужно учить детей самостоятельно организовывать свою деятельность, привлекая внимание других детей. Научить составлять несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.

    Дети подготовительной к школе группы результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняют физические упражнения. Самоконтроль и самооценка присутствуют постоянно. Дети проявляют элементы творчества и двигательной деятельности, самостоятельно составляют простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передают разнообразие конкретного образа (персонажа животного), проявляют индивидуальность в своих движениях. У детей сформирован устойчивый интерес к физическим упражнениям. По результатам диагностики на конец учебного года (Приложение № 4) большинство детей имеют высокий уровень физического развития. Все дети к школе готовы.

    источник

    Оценка физического развития на первом этапе проводилась медицинской сестрой ДОУ в присутствии воспитателя группы по общепринятым методикам (В. В. Бунак) [9]. Измерялся рост, вес. Результаты сведены в таблицу (таблица 1).

    Результаты измерения физических параметров дошкольников

    Из данных таблицы видно, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Рост дошкольников 4-5 лет колеблется от 95 до 104 см, что близко к норме. Вес дошкольников также является нормальным и колеблется от 16,5 до 23 кг. В группе 54% практически здоровых детей и 46% детей, имеющих отклонения в состоянии развития. У 23% детей есть нарушение осанки. Наиболее распространенными заболеваниями являются: инфекции дыхательных путей и желудочно-кишечные расстройства. Также в результате наблюдения отмечено, что у Вити К. и Тани М. есть нарушение зрения.

    Для тестирования физических качеств дошкольников использовались контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

    1. Бег. С дошкольниками проводили бег на дистанцию 30м, при этом фиксировали время пробегания дистанции (как одного из показателей общей физической подготовленности ) и отмечали качественные особенности бега у каждого из детей. По команде «Марш!» дети с высокого старта пробегали до флажка или ленты, которые размещался на 2-3м дальше финишной линии.

    С началом движения ребёнка включался секундомер. Останавливался он после пересечения ребёнком линии финиша. Все дети пробегали дистанцию поочередно. Затем была вторая попытка, в которой дети пробегали в том же порядке, в котором бежали в первый раз. В протоколе фиксировалось время бега в каждой из попыток, а также записывались качественные особенности положений туловища, координации рук и ног, «полёта», прямолинейность бега у каждого из детей.

    Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 8-10,7 с..; мальчики — 8-10,5 с.; для дошкольников 5 лет: девочки — 8,3-9,8с..; мальчики — 7,9-9,2с. Результаты тестирования приведены в таблице (таблица 2).

    Результаты по бегу (30 м) среди испытуемых 4-5 лет

    Уровень физической подготовленности

    Таким образом, видим, что по результатам бега физическую подготовленность на высоком уровне показали 30 % дошкольников, на среднем уровне — 35%, и низкий уровень по бегу показали 35% дошкольников.

    2. Метание на дальность. Обследование дальности метания производилось на асфальтовой дорожке, шириной не менее 3м и длиной 15-20м. Предварительно она была размечена (мелом) поперечными линиями через каждые 0,5м. На концах линии с обеих сторон дорожки были поставлены порядковые цифры, отражающие число метров от линии броска. Размеченное расстояние должно быть в полтора раза больше среднего возрастного показателя дальности метания.

    Предварительно всем детям полностью объяснялось задание, показывалось, как нужно выполнять. Дети производили три броска каждой рукой, замер осуществлялся после каждого броска. Мешочки весом 200г. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки (правая) — 2,4-3,3; девочки (левая)- 1,8-2,8; мальчики (правая)-2,5-4,1, мальчики (левая) — 2,0-3,4. Для дошкольников 5 лет: девочки (правая)-3,0-4,4, девочки (левая) -2,5-3,5; мальчики (правая)-3,9-5,7, мальчики (левая)- 2,4-4,2. Результаты тестирования представлены в таблице (таблица 3).

    Результаты метание мешочка с песком (200 г) вдаль (м)

    Уровень физической подготовленности

    Таким образом, видим, что по метанию высокий уровень физический подготовленности показали 25% дошкольников, средний уровень показали 40% дошкольников, и низкий уровень — 35% дошкольников.

    3. Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков положили мат и сделали вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей на определённом расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместили три флажка и предложили детям прыгнуть до самого дальнего из них. Замерялись результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполнялся три раза, фиксировалась лучшая из попыток.

    Прыжок выполнялся в заполненную песком яму на взрыхлённый грунт. Дети выполняли прыжок по очереди. Каждый выполнял три прыжка подряд без интервалов. Измерение длины прыжка производилось от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1см. В протокол заносили результаты всех трёх попыток, в обработку брали лучший результат.

    Качественные показатели прыжка в длину с места фиксировались по основным элементам движения: подготовка к прыжку — туловище слегка наклонено вперёд, руки в меру отведены назад; отталкивание — энергичный толчок одновременно двумя ногами, взмах руками вперёд-вверх в момент отталкивания; полет — в начале полёта ноги согнуты, перед приземлением выносятся вперёд; приземление — мягкое приземление на прямые ноги с перекатом с пятки на носок, сохранение равновесия. Нормы для дошкольников 4 лет: девочки — 55-93см, мальчики 60-90см; для 5-летних дошкольников: девочки -95-104 см, мальчики — 100-110 см. Результаты представлены в таблице (таблица 4).

    источник

    Елена Березовская
    Аналитическая справка по результатам обследования развития физических качеств

    Аналитическая справка

    по результатам мониторингового обследования развития физических качеств и овладение основными культурно-гигиеническими навыками

    на сентябрь месяц 2016 учебного года

    мониторинг провела инструктор по физической культуре Березовская Е. В.

    Цель исследования: разработать методическое обоснование эффективности процесса развития физических качеств детей дошкольного возраста, на физкультурных занятиях.

    Достижение поставленной цели обусловило решение следующий задачи исследования: выявить уровень развития физических качеств и овладение основными культурно-гигиеническими навыками.

    Мониторинг развития физических качеств во всех возрастных группах, кроме младшего возраста, на период проведения мониторинга проходила адаптация и тестирование на сентябрь 2016 года дети не проходили.

    Всего обследовано 132 воспитанника (23 детей отсутствовали по объективным причинам) показал следующие результаты:

    • На стадии формирования 91 (68%)

    • Не сформирован — отсутствует (0 %)

    Мониторинг проводился в соответствии с утвержденным Положением с помощью карт наблюдения. В ходе мониторинга применялся комплекс методов мониторирования–контрольных заданий, упражнения и тестов в игровой форме. Их применение позволяет преподавателям определить развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств детей. Данные результатов заносились в специальные карты развития детей.

    Мониторинг проводился по нескольким показателям. Так в средних группах «Гномики», «Звездочки», а также дети среднего возраста из оздоровительной группы «Айболитики» их было восемнадцать.

    Наиболее высокие результаты в упражнении прыжок в длину с места и в броске набивного мяча из-за головы. Несколько ниже результаты по статическому равновесию, метанию мешочка вдаль, челночный бег. Овладение основными движениями в соответствии с возрастом, увлечены процессом, но не всегда обращают внимание на результат, в играх — активны.

    По остальным показателям дети показали средний уровень развития (мониторинг прилагается).

    В старшей группе «Почемучки», подгруппа детей из групп «Колокольчики» и «Айболитики», результаты тестировались по четырнадцати параметрам. Наиболее высокие результаты показаны детьми по статическому равновесию, подбрасыванию и ловле мяча, прыжки в длину с места. Несколько ниже результаты по метанию мешочка вдаль, бег (мониторинг прилагается).

    Владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

    В подготовительных группах «Непоседы», «Солнышко», подгруппа группа детей из группы «Колокольчики» результаты тестировались так же по шестнадцати параметрам. Наиболее высокие результаты среди детей подготовительных групп показала группа «Непоседы» 40% уровень детей по физическому развитию на стадии формирования и у 60% детей уровень сформирован. Дети показали хороший результат в таких видах движений, как бег, прыжки в длину с места, прыжки в высоту с места. Затруднения вызвали метание на дальность. Несколько ниже результаты в группе «Солнышко» 63 % уровень детей по физическому развитию на стадии формирования и у 37% детей уровень сформирован (мониторинг прилагается).

    Выполняют основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдают направление, основную форму и последовательность действий, действуют в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включаются и осваивают новые разнообразные движения, соблюдают правила в подвижных играх.

    Результаты показали, что дети справляются с тестами для измерения динамической силы мышц нижних конечностей (прыжок в длину с места, для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища (подъем туловища в сед за 30 сек). Тест для измерения скоростных качеств детей (бег на 30 метров) выполнен на среднем уровне. Я думаю, что это связано с тем, что большую часть времени занятия проводятся в физкультурном зале, и ограниченная площадь не позволяет тренировать быстроту и скорость.

    Однако в течение учебного года необходимо уделить внимание развитию основных физических качеств (бег, упражнения на статическое и динамическое равновесие в среднем и старшем возрасте, гибкость в подготовительных группах)

    Для роста физической подготовленности детей в будущем году необходимо:

    • Пополнение инвентаря и спортивных снарядов;

    • Активизация работы с родителями, воспитателями и мед. сестрой;

    • Планомерное и всестороннее проведение физкультурной работы, включая праздники и информационную работу.

    Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Левокумского муниципального района Ставропольского края.

    Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей. На 2. 09.2015 г. по результатам анкетирования: Отлично – 76.3% Хорошо – 16.1%.

    Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей по ПДД «Осторожно, дорога» АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ по ПДД «Осторожно дорога». Цель: определить эффективность воспитательно образовательной.

    Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей второй группы раннего возраста на тему Какое место занимает физ Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей второй группы раннего возраста на тему «Какое место занимает физическая культура.

    Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

    Аналитическая справка по результатам мониторинга в младшей группе №4 за 2015–2016 уч. г В конце 2015 – 2016 учебного года в младшей группе была проведена психолого – педагогическая диагностика освоения детьми основной общеобразовательной.

    Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста на конец 2015–2016 года Аналитическая справка по результатам мониторинга во второй группе раннего возраста 2 за 2015–2016 учебный год. В конце 2015.

    Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками второй младшей группы материала по программе «Детство» Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками 2 младшей группы материала по программе «Детство» на конец 2015 – 2016 уч.

    Аналитическая записка по результатам анкетирования Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей Количественные результаты по ответам родителей в % Вопросы анкеты: С удовольствием.

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Двигательная активность как условие развития основных движений и физических качеств» Мастер – класс «Двигательная активность как условие развития основных движений» Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов.

    источник

    Диагностика физической подготовленности дошкольников.
    учебно-методический материал по физкультуре по теме

    Диагностика физической подготовленности дошкольников.

    Инструктор по физкультуре: Партола Наталья Марковна

    Диагностика используется для оценки исходного уровня развития каждого ребенка с тем, для того чтобы определить оптимальную для него «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных нав ы ков. Одной из составных характеристик физического состояния организма являе т ся физическая подготовленность.

    1. Определить технику овладения основными двигательными умениями;
    2. Выработать индивидуальную нагрузку, комплекс физических упражнений;
    3. Развивать интерес к занятиям физической культурой;
    4. Определять необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
    5. Учитывать недостатки в работе по физическому воспитанию.
    Читайте также:  Непереносимость глютена симптомы у детей анализы

    Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выно с ливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способн о сти) и степенью сформированности двигательных навыков.

    Высокие показатели двигательных качеств являются основными при оценке физической подготовленности детей.

    При приведении диагностики в первую очередь необходимо акцентировать внимание на сензитивные периоды развития психофизических качеств.

    В 3-4 года — быстрота, выносливость, мышечная сила;

    В 4-5года — быстрота, выносливость, гибкость;

    В5-6 лет — скоростно-силовые качества и выносливость;

    В 7 лет — ловкость и выносливость.

    Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь.

    Так, успешность овладения двигательными навыками обусловлена дост а точным уровнем развития физических качеств. В свою очередь, слабое развитие физических качеств оказывает отрицательное воздействие на физическую подг о товленность детей.

    В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учетно-контрольных занятиях. Первое обследование — в начале учебного года (в сентябре), второе — в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимает старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели ДОУ.

    Диагностика физического развития проводится в начале и конце года. В пр о цессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здор о вья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание п о лезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического ра з вития и физических качеств (сила, выносливость)

    На каждого ребенка заводится информационно-диагностическая карта. Воспитатели подводят итоги в конце года. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

    Методика проведения диагностики проста. На основе полученной информ а ции от всех специалистов определяются направления работы в целом по учрежд е нию, по каждой возрастной группе.

    Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется специалистами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.

    В зале диагностируются такие физические способности, как скоростносиловые качества — бросок набивного мяча двумя руками из-за головы(4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.

    На физкультурной площадке обследуются такие физические качества, как быстрота — бег на 30 м(4-7 лет), 120м (6лет),150м (7лет); скоростно-силовые кач е ства — метание мешочка с песком весом 150-200г(4-7 лет); ловкость — челночный бег на 30 м (4-7 лет); гибкость — наклон туловища вперед, стоя на гимнастической скамейке(4-7 лет).

    До обследования в зале размечают площадку для прыжков с места, бросание набивного мяча, а на спортивной площадке — для метания мешочка с песком. Врач заранее выявляет тех детей, которые не будут выполнять те или иные задания (по состоянию здоровья). Инструктор готовит протокол обследования, в котором фи к сируются количественные показатели уровня сформированности физических к а честв и качественные показатели степени сформированности двигательных нав ы ков.

    Количественные показатели сравниваются со средними показателями разв и тия психофизических качеств. Для оценки уровня сформированности двигател ь ных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метание в даль.

    Высокий уровень -ребенок правильно выполняет все элементы техники(красный цвет).

    Средний уровень- ребенок справляется с большой частью элементов техн и ки (синий цвет)

    Низкий уровень- ребенок допускает значительные ошибки (зеленый цвет).

    Обследование физической подготовленности осуществляется на учетно-контрольных занятиях. В вводную часть и разминку включают физические у п ражнения, которые наилучшим образом подготовят ребенка к выполнению тест о вых заданий. В основной части проводятся два или три теста это зависит от во з раста ребенка и особенностей самого теста, а в заключительной — малоподвижная игра или игровое упражнение — релаксация.

    За основу ведутся тестовые задания для детей дошкольного возраста из учебного пособия Э.Я Степаненковой.

    Определения уровня сформированности быстроты

    Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина — Зм, длиннаЗОм) отмечают линии старта и финиша. На расстоянии Зм от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер.

    Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4-5 лет -наклоны, приседания; для детей 6-7 лет — комплекс общеразвивающих упражн е ний «Рисуем шары».

    1. «Рисуем головой». И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круг о вые движения головой в разные стороны (по 4 раза).

    2. «Рисуем локтями». И.п. — ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 -круговые движения локтями вперед; 3-4 — круговые движения локтями назад (по 4 раза).

    3. «Рисуем туловищем». И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе, кр у говые движения туловищем сначала в лево, потом в право (по три раза).

    4. «Рисуем коленом». И.п. — одна нога, согнутая в колене, поднята и о т ведена в сторону, руки на поясе. 1-3 — круговое движение коленом левой(правой) ноги; 4 — вернуться в исходное положение-(по три раза).

    5. «Рисуем стопой». И.п. — одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательное движение стопой в разные стороны (по 8 раз). После ра з минки детям 4-5-лет инструктор предлагает добежать до игрушки, а детям 6-7лет до яркой стойки как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое живо т ное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на ф и нише и фиксирует количественный и качественный показатели. Воспитатель в ы зывает на старт двух детей — двух мальчиков или двух девочек — (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подает команды: «Внимание» (поднимите флажок), «Марш» (опускает флажок). Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по им е ни. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.

    Количественный показатель: время бега (в мин.).

    1. Туловище прямое (или немного наклонено).

    2. Выраженный момент «полета».

    4. Соблюдение направление с опорой на ориентиры.

    1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.

    2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед — внутрь.

    3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (примерно под углом 40-50 град у сов).

    1. Небольшой наклон туловища, голова прямо.

    2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед — внутрь.

    3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60 -70 гр а дусов).

    4. Прямолинейность, ритмичность бега.

    Высокий уровень — соответствие всем показателям.

    Средний уровень — соответствие трем показателям.

    Низкий уровень — соответствие двум показателям.

    Определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств

    Предварительная работа. В зале кладут мат и с боку мелом наносят ра з метку — (через каждые 10см на дистанции 2 м).

    Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала пров о дится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям 4-5 лет предлагают попрыгать как зайчики (прыжки с продвижением в перед); дети 6-7 лет выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую(стопы поставили параллельно на расстоянии 15 см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движение с о гнутых рук вперед, назад),приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллел ь ны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено), прыгают (полет, приземление: ноги на ширине плеч руки вперед).

    После разминки инструктор предлагает детям 4-5лет встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат); детям 6-7 лет- встать около черты и допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фикс и рует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показ а тели), а также качественные показатели.

    Каждый ребенок делает 3 попытки.

    Количественный показатель: длинна прыжка (в см).

    1. И.п.: Чуть присев на слегка расставленных ногах.

    2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами.

    3. Полет: ноги слегка согнуты положение рук свободное.

    4. Приземление: мягкое, на обе ноги.

    1. И.п.: а) Ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга;

    б) полуприседания с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.

    2. Толчок: а) Двумя ногами одновременно; б) мах руками вверх — вперед.

    3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище и ноги выпрямлены.

    4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

    1. И.п.: а) ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; б) полуприс е дание с наклоном туловища; в) руки слегка отведены назад.

    2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед-вверх.

    3. Полет: а) руки вперед-вверх; б) туловище согнуто, голова вперед; в) п о лусогнутые ноги вперед.

    4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с пер е катом с пятки на всю ступню; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед — в стороны; г) сохранение равновесия при пр и землении.

    Высокий уровень — соответствие всем показателям.

    Средний уровень — соответствие трем показателям.

    Низкий уровень — соответствие двум показателям.

    Предварительная работа. В зале готовят измерительные ленты.

    Методика обследования. Для разминки детям 5 лет предлагают попрыгать как зайчики, на месте, у детей 6-7 лет спрашивают, какое животное самое «прыг у чее», и предлагают попрыгать как кенгуру, и дотронуться до предмета, который подвешен над головой.

    Измерительная лента одним концом крепится на поясе ребенка, другой конец в кассете, лежащей на полу. Прыгая вверх, ребенок вытягивает ленту из кассеты на длину прыжка. Инструктор делает замер. Ребенок совершает три подскока. Лучший результат фиксируется в протоколе.

    Количественный показатель: высота подскока (в см).

    Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата через 50 см на расстоянии 5 м). Говорят 3 набивных (медицинских) мяча весом 500 гр. Для детей 4-5 лет и 1000 гр. для детей 6-7 лет.

    Методика обследования. Вводную часть для детей 4-5 лет включают ход ь бу на высоких четвереньках, для детей 6-7лет — отжимания от пола (для мальчиков — на прямых ногах, для девочек — на согнутых в коленях).

    Ребенок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добр о сить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведен за голову как можно дальше. Ребенок совершает 3 броска. Лучший результата фи к сируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см.).

    Предварительная работа. На спортивной площадке мелом размечают д о рожку (каждые 50 см. на дистанции 2 м.). Готовят 3 мешочка с песком весом 200гр , мел.

    Методика обследования. После разминки инструктор предлагает ребенку (из и.п.: стоя, одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой) Произвести 3 броска каждой рукой. Осуществляется замер после кажд о го броска и лучший результат заносят в протокол. В нем фиксируются количес т венные и качественные показатели.

    Количественные показатели: дальность броска (в см.).

    1. И.п.: стоя лицом в направлении броска ноги слегка расставлены, пр а вая рука согнута в локте.

    2. Замах небольшой поворот вправо.

    1. И.п.: а) Стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч; б) предмет в правой руке на уровне груди

    2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз — назад; в) поворот в направлении броска, правая рука -вверх — вперед.

    3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль — вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета.

    1. И.п.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая — на носок; б) правая рука с предметом на уровне груди.

    2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу и перенеся на нее вес тела; б) разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз — в сторону; в) п е ренос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый л о коть — вверх.

    3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль — вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета.

    Высокий уровень — соответствие всем показателям.

    Средний уровень — соответствие трем показателям.

    Низкий уровень — соответствие двум показателям.

    Определение уровня сформированности гибкости.

    Предварительная работа. Готовят гимнастическую скамейку сантиметр о вую ленту, флажок.

    Методика обследования. С целью повышения подвижности в суставах в качестве разминки используют упражнения выполняемые, из разных исходных положений с большой амплитудой: Коснуться пальцами пола при наклоне, ко с нуться пальцами стоп при наклоне из положения сидя коснуться пальцами пятки при повороте стоя на коленях, прокатить мяч руками как можно дальше их поло-жения, сидя ноги в стороны, поднять прямые руки как можно выше из положения лежа на животе.

    Затем инструктор предлагает ребенку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались ее края, и, не сгибая колени, попытаться взять фл а жок. Во время выполнения задания воспитатель поддерживает ребенка за колени, а инструктор измеряет величину наклона от края скамейки до третьего пальца опушенных рук. Ребенок делает 2 попытки.

    Количественный показатель: величина наклона (в см.).

    Определения уровня сформированности выносливости.

    Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет — 90м, 6 лет — 120м, 7 лет — 150м.

    Читайте также:  Непереносимость лактозы у детей сдать анализ

    Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько раз о гревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с взрослым стайкой бегут к линии финиша.

    Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

    Определения уровня сформированности ловкости.

    Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10 — метровый отрезок: на старте — 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише — стул. Для мла д шей группы дистанция не более 5 м.

    Методика обследования. Инструктор дает задание — пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инс т руктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмо т рены две попытки.

    Количественный показатель: время (в сек), затраченное на выполнение задания.

    Оценка функции равновесия.

    Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

    Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п.: стопы на одной линии, пятка правой (л е вой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); Детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п.: стоя на носках, руки на поясе); детям 6 лет изобр а зить «Цаплю» (и.п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к к о лену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.

    Количественный показатель: время (в сек.), затраченное на выполнение задания.

    Оценка координации движения.

    Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см. Методика обследования. Инструктор предлагает детям 5-6 лет подбрас ы вать мяч, не сходя с места; детям 7 лет — отбивать мяч, не сходя с места. Количественный показатель: количество бросков и ударов.

    5 лет(м- 15-25); 6 лет (м — 25 — 40); 7 лет(м-35-40).

    Чтобы результаты диагностики физической подготовленности были досту п ны родителям, на каждого ребенка заводится «Паспорт здоровья», в котором дае т ся оценка социального, физического и психического здоровья ребенка.

    Количество расчетов, которое должен сделать инструктор по физкультуре при проведении диагностических обследований физических качеств дошкольника огромно! Одно дело провести тестирование физических кач.

    Данный материал поможет инструктору по физической культуре, воспитателю определить физическую подготовленность детей 6 — 7 лет на основе тестов для определения скоростных качеств, скоростн.

    Методическая разработка по физкультуре по теме: методика оценки физической подготовленности детей 4-5 лет.

    В физическом воспитании дошкольников тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигат.

    тесты и показатели для детей 3-4 и 4-7 лет.

    источник

    Представляется, что наиболее объективными и интегральными показателями уровня развития физической подготовленности детей являются количественные и качественные результаты выполнения определенных двигательных заданий:

    • — прыжок в длину с места с приземлением на обе ноги одновременно. Это самый популярный тест для исследования скоростносиловых способностей мышц ног. Результаты выполнения прыжка обладают высокой информативностью, что делает его приемлемым для проведения массового обследования физической подготовленности детей дошкольного возраста;
    • — бросок мяча весом 1 кг (медбола) вдаль двумя руками из положения стоя. Выполнение этого движения из положения стоя связано с активным включением в работу группы крупных мышц туловища. Как показывает практика, выполнение теста вызывает затруднения у детей 4-5 лет, хотя 6-7летние дети в основном справляются с этим заданием без посторонней помощи;
    • — бег по прямой с высокого старта на 30 м (для оценки быстроты);
    • — бег змейкой между предметами, расположенными на расстоянии между собой в 1 м, общая дистанция бега — 10 м (для оценки ловкости);
    • — сохранение статического равновесия, стоя на линии — пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги (от 15-20 с);
    • — подбрасывание и ловля мяча двумя руками (15 раз, диаметр мяча 15-20 см);
    • — метание вдаль мешочков с песком весом 150-200 г удобной рукой (5-8 м);
    • — наклон вперед из положения сидя (5-7 см за линию пяток).

    В качестве дополнительных тестов можно рекомендовать:

    • — исследование мышечной силы правой и левой кисти;
    • — непрерывный бег в медленном темпе в течение 3 мин;
    • — подъем туловища в сед за 30 с (8-10 раз).

    Данные тесты прошли широкую апробацию в ДОУ различного вида; утверждены Министерством образования РФ; полностью соответствуют анатомофизиологическим особенностям дошкольников; имеют минимум медицинских противопоказаний; не требуют больших временных затрат; позволяют прослеживать динамику показателей, дают возможность сравнительного анализа результатов тестирования современных детей с данными прошлых лет.

    Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентации процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

    • — определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);
    • — изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;
    • — разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

    В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

    Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой — объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования. Организация и проведение программы тестирования невозможны без ряда согласований, в частности, с руководителем образовательного учреждения. Целью данного взаимодействия является составление расписания обследования дошкольников по группам, уточнение списков, распределение обязанностей педагогического коллектива и медицинского персонала (сопровождение детей, регистрация результатов и пр.).

    Необходимо учитывать, что инструктор по физической культуре должен в совершенстве овладеть методикой тестирования до начала основного обследования. Старшему воспитателю целесообразно проверить степень готовности педагога и в случае необходимости провести консультации на эту тему. Для определения исходного уровня физической подготовленности детей оптимальным считается период с 15 сентября по 15 октября. Для обследования динамики развития двигательных навыков тестирование следует проводить два раза в год: в начале учебного года — в сентябре, когда группа уже укомплектована полностью, и в конце года — в апреле-мае.

    Тестирование можно осуществлять как в рамках занятий по физической культуре, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий. Всем выполняемым упражнениям должна предшествовать разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные подготавливающие упражнения. Ребенку следует давать одну-две пробные попытки с настройкой на максимальный результат во время последней. В протоколы вносится лучший результат. Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

    • — доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;
    • — соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;
    • — использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);
    • — простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;
    • — соответствие двигательных заданий основополагающим критериям — надежности, объективности, информативности;
    • — возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;
    • — повторяемость двигательных заданий для воспитанников разных возрастных групп, что позволяет проводить “сквозное” тестирование, отслеживая динамику показателей физической подготовленности каждого ребенка и детей от 4 до 7 лет;
    • — использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

    Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки). Для получения объективных данных первичное и повторное обследования должны осуществляться в одинаковых условиях. Если скорость бега в первый раз измерялась на участке, то вторичное обследование бега проходит там же. Обследование происходит в утреннее время во время занятий по физической культуре и на прогулке.

    Необходимо остановиться на требованиях по безопасности тестирования. Все тесты должны соответствовать возрастным особенностям детей с учетом их состояния здоровья и развития. В дошкольном образовательном учреждении можно использовать тесты, официально утвержденные не только органами образования, но и здравоохранения. Нельзя допускать автоматического переноса школьных методик в дошкольном образовательном учреждении. В полной мере должен действовать принцип “не навреди”.

    Тестирование физической подготовленности детей проводится по достижении ими 3 лет 6 месяцев. К обследованию допускаются дети, не имеющие противопоказаний к выполнению контрольных тестов по состоянию здоровья (в соответствии с заключением врача дошкольного образовательного учреждения). Дошкольники 2й медицинской группы освобождаются от тестов, которые им противопоказаны. При нарушенной функции зрения или при выраженной форме плоскостопия они могут быть освобождены, например, от бега на 30 м. Тест “прыжок в длину” для них допускается только на мягком покрытии (гимнастический мат, ковер). При пупочной грыже и грыже белой линии живота дети освобождаются от теста “подъем в сед” и т. п. Дошкольники 3й и 4-й медицинских групп и дети, имеющие врожденные пороки развития органов или систем, от тестирования по обязательной программе освобождаются полностью, в протоколе фиксируется только их медицинская группа или делается отметка “ЛФК”, если они занимаются по программе лечебной физической культуры.

    Тестирование не проводится в течение месяца с детьми, перенесшими острое заболевание, обострение хронического заболевания. Всю необходимую информацию о состоянии здоровья детей медицинская сестра предоставляет воспитателю по физической культуре в начале учебного года.

    В связи с тем, что у большинства детей отмечается слабость связочномышечного аппарата и возникает риск получения серьезной травмы, не рекомендуются использовать в качестве тестов “висы”, элементы акробатики (“мостик”, кувырки), перебрасывание друг другу утяжеленного мяча. Необходимо строго дозировать упражнения на силовую выносливость — подъем туловища в сед из положения лежа. Анализ состояния здоровья современных детей выявил, что многим детям не показан бег в максимальном темпе на длинные дистанции (на 90 м — до 5 лет, на 300 м — с 5 лет).

    Особое внимание следует уделять детям с повышенной возбудимостью и двигательной расторможенностью. Такие дошкольники нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателя и медицинской сестры.

    Перед тестированием воспитателю желательно провести сбор дополнительной информации:

    • — характер последнего заболевания (диагноз, продолжительность в днях, наличие выраженных осложнений);
    • — параметры сна накануне (продолжительность, спокойный или тревожный);
    • — настроение (хорошее, нормальное, бодрое, вялое, подавленное, раздражительное);
    • — наличие у ребенка жалоб на плохое самочувствие.

    Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности — с 9 до 13 ч, перед тестированием необходимо организовать небольшую разминку для подготовки организма дошкольников к предстоящей мышечной нагрузке. Участок или физкультурный зал, где проводится тестирование детей, должен быть подготовлен (не иметь посторонних предметов; быть хорошо проветриваемым; стандартное, апробированное оборудование должно быть прочно закреплено, не иметь острых краев и т. д.).

    Обязательна страховка детей при выполнении двигательных заданий, особенно это важно для беговых упражнений, прыжков, упражнений на выносливость. К выполнению двигательных тестов дети допускаются в соответствующей спортивной форме, подобранной по сезону и удобной для занятий.

    Оценка полученных результатов — сложная задача. Старший воспитатель обязан владеть основными способами правильного анализа исследуемых показателей. При оценке двигательных умений и физических качеств используются количественные и качественные показатели. Первый, наиболее распространенный способ оценки физической подготовленности — это сопоставление средних показателей по группе с данными оценочных таблиц по возрастно-половым показателям физической подготовленности детей, разработанных на основе стандартов, как правило, для определенного географического региона.

    В результате анализа принято выделять детей со средним, высоким и низким уровнем физической подготовленности. Уровень определяется по большинству показателей, которые подпадают под соответствующую градацию. Например, высокая физическая подготовленность предполагает большинство показателей выше средних и отсутствие низкого результата; наличие большинства показателей ниже среднего свидетельствует о низкой подготовленности.

    Необходимо также выделить и качественные показатели, которые дают представление об уровне овладения техникой движений у детей. Критерии оценки качества подлежат переводу в определенную систему баллов, например 3 или 5балльную шкалу.

    Не следует рассматривать данные оценочных таблиц в качестве строгих нормативов (эталонов) и подгонять к ним результаты анализа тестирования дошкольников. Сопоставительная норма характеризует лишь место испытуемого среди обследованных детей. Важнее проследить динамику индивидуальных показателей развития каждого ребенка. В этой связи наиболее эффективным методом оценки служит прирост показателей двигательных навыков и физических качеств. Например, двигательное развитие ребенка оценивается по таблицам как высокое, однако существенных изменений в результатах выполнения заданий в течение года не произошло. И наоборот, у ребенка могут быть низкие показатели тестирования в сравнении со средними значениями при высоких темах личного роста результатов.

    Для оценки темпов прироста индивидуальных показателей физических качеств в течение года можно использовать следующую шкалу:

    до 8% — неудовлетворительно;

    • 8-10% — удовлетворительно;
    • 10-15% — хорошо;

    Анализ и оценка динамики норм индивидуального продвижения очень важны для своевременного внесения коррекций в образовательный процесс с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода.

    Оценка групповых показателей прироста включает средний результат по группе и коэффициент вариации. Если коэффициент вариации уменьшается, то это положительная тенденция в осуществлении индивидуального подхода к каждому ребенку.

    источник