Елена Устименко
Анализ воспитательной работы в средней группе
На начало года в группе было 20 человек. К концу года — 24.
Образовательно-воспитательный процесс осуществлялся на основании общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, общеобразовательной программы ДОУ, рабочей программы ДОУ, рабочей программы средней группы на 2015 -2016г.
К концу среднего дошкольного возраста дети: физически развитые, овладевшие основными культурно-гигиеническими навыками. Физические возможности детей значительно возросли: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дети выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни; рассказывают о последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Дети стали увереннее в самообслуживании. Помощь им нужна только в новых условиях. Они любознательны, активны.
Они владеют основными способами познания, имеют некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем. Дети эмоционально отзывчивы. Откликаются на просьбы близких и друзей. Для привлечения и сохранения внимания сверстника используют средства интонационной речевой выразительности — силу голоса, интонацию, ритм и темп речи. Некоторые дети выразительно читают стихи, пересказывают короткие рассказы, передавая свое отношение к героям. Испытывают радость от общения с животными и растениями, как знакомыми, так и новыми для них. Сопереживают персонажам сказок, реагируют на художественные произведения, мир природы.
Дети активно проявляют стремление к общению со сверстниками, нуждаются в содержательных контактах со сверстниками по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.
Дети начинают проявлять уважение к старшим, называют по имени и отчеству. В привычной обстановке самостоятельно выполняют знакомые правила общения со взрослыми, здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста».
Дети владеют разными способами деятельности, проявляют самостоятельность, стремительность к самовыражению. Они по напоминанию взрослого стараются придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
Дети имеют первичные представления о себе, семье, обществе.
Знают название страны и поселка, в котором они живут, хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Умеют работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его задания, отвечать, когда спрашивают. Исследуя предметы, их свойства, качества, дети пользуются разнообразными обследовательскими действиями, умеют группировать объекты по цвету, форме, величине; осваивают счет.
В течение года наши дети участвовали в утренниках: «Под грибком», «Новогодние приключения», ко дню 8 Марта, День земли и др. К каждому празднику дети готовили аппликации, рисунки. Воспитанники группы принимали активное участие в различных конкурсах, проводимых в нашем детском саду, получали грамоты за призовые места.
На протяжении всего учебного года велось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Для этого было проведено родительское собрание, на котором родителям было представлено сообщение на тему: «Ребёнок в средней группе». Родители были ознакомлены с задачами на предстоящий учебный год, с психическими особенностями ребёнка данной возрастной группы. А также проведены выборы родительского комитета.
В течение года для работы с родителями было проведено:
Групповые собрания:
• Консультации, в том числе индивидуальные;
• Работа с родительским комитетом;
• Совместное создание предметно-развивающей среды;
Были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями:
• Конкурс рисунков в рамках недели безопасности.
В течение учебного года оформлялись:
информационные стенды на тему «Нехворайка», «Безопасность детей в быту»; «Профилактика гриппа» и др.
папки-передвижки,«Режим дня и его значение», «Как преодолеть капризы» и т. д. ;
консультации «Прогулки и их значения», «Роль игры в семье», «Подвижная игра в жизни ребёнка», «Какие сказки читать детям», «Как правильно общаться с детьми», «Хвалить или ругать»;
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми. В конце года для определения результативности была проведена диагностика знаний по всем областям. По результатам диагностики-мониторинга следует, что анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Наши дети готовы перейти в старшую группу.
Анализ работы педагогов по реализации ФГОС в средней группе за учебный 2015–2016 год Демченко О. А., Худик В. А. В средней группе № 2 на начало учебного года было 22 ребёнка: из них 13 девочек и 9 мальчиков. Списочный состав.
Анализ работы в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Средняя группа работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Наша группа первая.
Анализ воспитательной работы во 2 классе Анализ воспитательной работы во 2 классе. Целью нашей педагогической деятельности является создание условий для целенаправленного, систематического.
Отчет учебно-воспитательной работы за 2015–2016 год в первой младшей группе «Ладушки» Задачи 1. Развивать связную речь детей дошкольного возраста посредством применения современных развивающих технологий. 2. Формировать.
Отчёт о воспитательной работе воспитателя за 2014–2015 учебный год В группе 17 детей: 12 девочки и 5 мальчиков. Вся работа осуществлялась по индивидуальной программе обучения. Она составлена на основе «Программы.
Отчет об организации учебно-воспитательной работы во второй младшей группе В группе созданы все условия для разностороннего развития детей, сделан правильный подбор мебели, игрушек, пособий. В течение всего учебного.
Отчет учебно-воспитательной работы за 2015–2016 учебный год в первой младшей группе «Ладушки» Задачи 1. Развивать связную речь детей дошкольного возраста посредством применения современных развивающих технологий. 2. Формировать основы.
План учебно воспитательной работы на одну неделю. Тема недели: «Такие разные дары осени» День недели дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных.
План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.
План воспитательной образовательной работы с детьми 5–6 лет 3 неделя (с 17.10 2016 по 21.10 2016 год) «День народного единства» Задачи: Расширять представления детей о родной стране, о государственных.
источник
«Анализ игровой деятельности в средней группе детского сада» собщение к педсовету «Поиск путей обогащения игровой деятельности — одно из условий формирования личности ребенка»
Анализ игровой деятельности в средней группе «Заинька»
Сообщение к педагогическому совету на тему:
«Поиск путей обогащения игровой деятельности –
одно из условий формирования личности
ребенка» воспитателя О.В.Кузьменко 2015 год
Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях. В игре ребенок сам стремиться научиться тому, что он еще не умеет. В нашей группе реализуются все функции игры:
- Обучающая функция позволяет нам решать конкретные задачи обучения;
- Развлекательная функция способствует повышению у наших детей эмоционально-положительного тонуса;
- Коммуникативная функция развивает потребности детей обмениваться со сверстниками знаниями, умениями, навыками во время игры;
- Воспитательная функция помогает нам выявить индивидуальные особенности детей и устранить нежелательные проявления в их характере;
- Развивающая функция развивает и корректирует то, что в детях заложено и проявлено;
- Релоксационная функция позволяет детям восстановить психические и физические силы;
- Психологическая функция развивает творческие способности детей.
Для этого в группе создана игровая площадка согласно возрасту детей. К этому вопросу мы подходили творчески, так как успешное развитие игровой деятельности детей во многом зависит от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. В групповой комнате мы создали традиционные игровые зоны. Но, чтобы избежать опасности подведения малышей к однообразной игре только в определенных местах, мы решили расставить игрушки и игровые пособия в разных местах комнаты: на полу, на полках, в шкафах, на столах. Организовав относительно статичную предметно-игровую среду, мы разрешаем детям играть во всех удобных местах. Мы не делаем в своей группе тесного «музея» дорогих, неподвижно стоящих игрушек. А размещение игрушек после игры по своим местам ценно в нравственном и эстетическом отношении, полезно и для физического развития детей. Игровой материал, представленный в группе, разнообразен: это игры, игрушки, иллюстрации, подборки литературы, природный материал, дополнительный материал, игровые костюмы, схемы, рисунки и т. д.
Средний дошкольный возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. К этому возрасту игры стали совместными. Главное в этих играх не воспроизводство отношений взрослых к предметному миру, а имитация определенных отношений между людьми. У детей нашей группы начали проявляться лидерские качества, развиваться организаторские умения и навыки. Замысел игры воплощается решением нескольких игровых задач, дети обычно сами договариваются перед началам игры. Содержание игры отражает разнообразные взаимоотношения. Действия с предметами уходят на второй план. Сюжет игры обычно развернут, появляются общественные сюжеты, комбинация сказок и реальной жизни. Дети используют в игре ролевой диалог, передающий характер роли. Ролевое взаимодействие долгое, групповое. В играх наших детей присутствует самостоятельный выбор предметов игры , совершенствуются способы замещения . Дети начинают выполнять правила игры, следят за выполнением правил другими детьми.
Для детей среднего возраста характерно объединяться в игре в небольшие группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. Возможности для проявления согласованных игровых действий у детей 4-5 лет пока невелики. Знания и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок имеет, но у него недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества.
Данную особенность мы учитываем при руководстве игрой, воспитываем умение уважать замыслы друг друга, поступаться личными желаниями. Чтобы научить детей играть, мы используем методы, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащения игровых образов. К таким методам относятся рассказ педагога с демонстрацией иллюстрированного материала на тему игры, наблюдения, экскурсии, чтение литературы. Особое внимание мы уделяем беседам с детьми о дальнейшем ходе игры, возможных действиях детей в той или иной роли, оказанию детям помощи в создании игрового образа. Создавать игровые образы помогают индивидуальные беседы, задания и поручения. Участвуя в играх детей мы иногда берем на себя главные роли, иногда выполняем роль рядового участника, но в любом случае мы руководим игрой, направляем инициативу и творчество воспитанников. Ответственный момент в руководстве игрою – подведение ее итогов. При подведении итогов игры необходимо акцентировать внимание детей на их успехах, если даже у кого-то они были незначительными.
Вся игровая деятельность в группе проводится в соответствии с основной образовательной программой, календарным планом, методическими, санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями ТБ.
источник
Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.
Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения изобразительных задач — должны быть отмечены их выразительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.
Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоциональной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразительности в работе.
Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.
Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошкольник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпадают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — говорят они, если стороны не совпадают.
Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь между способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают самостоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.
В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли стороны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.
Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальнейшего совершенствования своей деятельности, формируются самооценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.
Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
— оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка;
— по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;
— оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста.
Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и игровых.
Втех случаях, когда у детей имеются представления об изображаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошкольники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобразительного представления.
15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.
Решите педагогическую задачу:
На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».
В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.
В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».
Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.
Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».
Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д.
Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?
Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.
Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии работ одного и того же ребенка, даже если они действительно выделяются среди других. В результате постоянных похвал у него может развиться неоправданная самоуверенность, чувство превосходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразительных навыков.
Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает детям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализирует с детьми отобранные работы.
Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготовительной группе, дети уже интересуются результатами труда товарищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.
Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.
Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:
— оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ребенка;
— по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;
— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;
— оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней, начиная с младшего возраста
Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.
Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает задачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критическиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
С самого младшего возраста нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.
Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».
Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.
Формы проведения анализа могут быть различными:
· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;
· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;
· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;
· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.
· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.
После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращается к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.
После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.
Оформление работ может быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 работ выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.
На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.
Где нет возможности организовывать выставки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.
Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.
Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдельную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.
Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.
Анализ детских работ
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.
В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.
В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности.
После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, аккуратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вылеплен лыжник» и т. д.
Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?
Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.
16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.
Решите педагогическую задачу:
С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.
Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и
незаметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом
особенностей игры детей, логики ее развития,
особенностей изобразительной деятельности.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр
· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
источник
Ильева Светлана Александровна
Анализ игровой деятельности детей
Возрастная группа: средняя группа
Название с/р игры: «Экскурсия на автобусе»
Цель игры: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.
Игровой материал: Деревянные ложки, руль, фуражка, деньги, билеты, сумка для кондуктора.
Подготовка к игре: Наблюдения за автобусами на улице. Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте. Беседа «Правило поведения в транспорте». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.
Игровые роли: Водитель, кондуктор, контролер, экскурсовод, слесарь.
Количество участников : 8 человек.
Воспитатель: Ребята, хотите поехать на экскурсию?
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете на чем мы поедим путешествовать.
Не на курьих тонких ножках
Воспитатель: Правильно. Давайте тогда его построим.
Дети с помощью воспитателя ставят в ряд стульчики.
Воспитатель: Ребята, я экскурсовод, а кто же будет водителем?
Дети просятся быть водителем.
Воспитатель: Хорошо, Вова. Попробуй ты. Но ребята, а вдруг Вова в дороге заболеет, давайте выберем еще одного водителя. Попробуй ты, Данила. Ну вот водители на месте. Но нам проверить, исправлен ли у нас автобус. Для этого нужен кто?
Воспитатель: Слесарем пусть будет Руслан.
Воспитатель: Ну вот, автобус готов выехать. Заходите, ребята, садитесь.
Водители у нас готовы везти нас на экскурсию, а вот кого-то, ребята, в автобусе не хватает. Дети молчат.
Воспитатель: Кто у нас в автобусе продает билеты?
Воспитатель: Молодцы. А кто проверяет билеты? Контролер. Кто хочет быть кондуктором? Давайте это поручим девочкам, т. к. кондуктор должен быть добрым, отзывчивым. Давай, Садия, ты будешь кондуктором, а Ярослава-контролером. Вот вам, ребята, денежки, покупайте на них билеты, а тебе, Садия, сумочку с билетами.
Ну вот, все на своих местах. Поехали. Мы отъезжаем от остановки «Детский сад».
Ребенок-водитель рулит, гудит.
Воспитатель: Остановка «Физкультурная». Выходите, ребята, мы с вами проведем физкультминутку «Белочка».
Физзарядкой ей не лень заниматься каждый день (руки в стороны, вверх, в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево на сучок она присела (руки на поясе, прыжок влево, присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом . (покружиться на месте)
Воспитатель: Ну вот пора ехать, физкультурники из вас хорошие, но нам пора.
Дети садятся в автобус. Поехали.
Воспитатель: Понравилось вам на физкультурной остановке?
Воспитатель: Мы туда с вами еще вернемся. А теперь остановка «Музыкальная». Пока водитель у нас отдыхает, а слесарь «проверяет автобус», мы, ребята-пассажиры, выйдем и поиграем в музыкальную игру.
Ход игры: Дети стоят в кругу и пропевают текст:
У болота на опушке мы, лягушки-хохотушки.
Будем в ложки мы играть, звонко песни распевать.
Ква-ква, ква-ква. Ква-ква, ква-ква!
Педагог на ложках проигрывает простой ритм, дети повторяют его, играя на ложках.
Для музыкального сопровождения используется любая веселая мелодия двухдольного размера.
Воспитатель: Нам опять пора ехать. Заходите в автобус. Ребята у нас у Вовы заболела голова. Придется тебе, Даня, заменить Вову за рулем, а Вова отдохнет. Теперь все в порядке. Поехали Ребята, а сейчас мы едем на удивительную остановку. Ярослава у нас все с билетами? Ну-ка Ярослава проверь. Ярослава ходит и проверяет.
Ярослава: Билеты у всех есть.
Воспитатель: Остановка «Игровая». На этой остановке мы с вами поиграем.
Дети и воспитатель играют в подвижную игру «Лисички и зайчики».
Подвижная игра «Лисичка и зайчики»
Цели: упражнение кратковременного быстрого бега и бега с увертыванием, развитие реакции на быстрое принятие решения.
– По лесной лужайке («Зайцы» играют на «полянке»)
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок, ( Приседают на корточки, «роют» )
Вот какие зайки, зайки — побегайки.
– Вдруг бежит лисичка, ( Прибегает «лисичка», ищет зайчиков, )
Рыжая сестричка, (бегает между ними. Дети закрываются)
Ищет, где же зайки. (ладошками. Лисичка находит их)
Зайки — побегайки? (ловит, дети убегают)
– Вот они!
Наигрались, ребята, отдохнули, а теперь пора возвращаться в детский сад, там нас уже ждут. Садитесь в автобус. Поехали.
Воспитатель: Понравилось вам, ребята, ездить на экскурсию?
Воспитатель: Ну мы еще поедем. Спасибо водителям. Остановка «Детский сад». Приехали.
3.Самостоятельность при постановке игровых задач:
Способы решения игровых задач:
4.Разнообразие игровых действий с игрушками
5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями.
6. Наличие игровых действий с воображаемыми
8.Разнообразие ролевых действий.
9.Выразительность ролевых действий.
10.Наличие ролевых высказываний.
Взаимодействие детей в игре:
12.Вступает во взаимодействие
1 балл – игровые умения, навыки развиты достаточно слабо как в самостоятельной игре, так и в экспериментальной игровой ситуации.
2 балла – игровые умения и навыки развиты на среднем уровне (проявляются при создании педагогом игровой ситуации или с помощью взрослого).
3 балла – игровые умения и навыки развиты на высоком уровне (самостоятельно проявляет интерес и желание организовывать игру). Если набрано до 12 балла – игра оценивается на низком уровне, от 13 до 24 – на среднем, от 25 до 36 – на высоком.
3.Самостоятельность при постановке игровых задач:
Способы решения игровых задач:
4.Разнообразие игровых действий с игрушками
5. Наличие игровых действий с предметами-заместителями.
6. Наличие игровых действий с воображаемыми
8.Разнообразие ролевых действий.
9.Выразительность ролевых действий.
10.Наличие ролевых высказываний.
Взаимодействие детей в игре:
12.Вступает во взаимодействие
Анализ игровой деятельности детей:
Была проведена с/р. игра «Экскурсия на автобусе». Замысел игры появился по инициативе воспитателя. Роли дети сами распределили роли между собой.
Игровые взаимоотношения возникают в ходе исполнения ролей (пассажиры, входя в автобус, оплачивают свой проезд, кондуктор продает билеты, слесарь проверяет исправность и устраняет поломку автобуса и т.п.).
Дети хорошо взаимодействовали между собой. Конфликтов по ходу игры не возникало. Когда дети играли в игру первый раз, возникали вопросы по распределению ролей, что должен делать кондуктор, какие инструменты лучше взять слесарю при устранении поломки. При повторе такие вопросы не возникали.
Дети с удовольствием играли.
На первой диагностики трое детей показали средний уровень. При повторной диагностики уровень стал высокий для всех детей.
1.Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
3.Играя с детьми, помогать им, адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
4.Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
5.Формировать у детей умения, необходимые для игры: предметные действия «понарошку».
6.Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь детского сада, поездка на автобусе и т. д.).
7. Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – кондуктором, шофёром, слесарем и т. д.).
8.Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (игрушечный руль, за настоящий; стулья стоящие в два ряда – автобус; игрушечные деньги и билеты, за настоящие и т. д.).
9.Включать в игру по любой тематике эпизоды «кондуктор продает билеты», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
10. Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
11.Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
источник
Анализ воспитательно-образовательной работы в средней группе за 2014-2015 учебный год
материал (средняя группа)
Анализ воспитательно-образовательной работы в средней группе
за 2014-2015 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы в средней группе
Средняя группа «Звездочка» является возрастной группой дошкольного отделения муниципального казенного образовательного учреждения «СОШ №2» с.п. Малка.
Эта группа является для нас веселой, любимой , создающая благоприятные условия для естественного развития детей.
Общая численность детей в группе:
Воспитательно — образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на основе обще образовательной программы дошкольного образования .
Работа по организации предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательная работа с детьми велась по комплексной программе «От рождения до школы» под редакции Е.Н.Вераксы, М.А. Васильевой.
В группе были поставлены задачи по следующим образовательным областям:
1. Образовательная область: «Физическое развитие». Укрепление физического, психического здоровья ребенка, использование комплексной диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.
2. Образовательная область: «Познавательное развитие». Учить самостоятельно применять доступные способы познания, размышлять, развивать умственные способности.
3. Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Развивать устойчивый интерес, эмоционально – эстетические чувства, вкусы. Развивать творческую активность, воображение.
4. Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие». Обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности: о себе, о семье, своих сверстниках.
5.Образовательная область: «Речевое развитие». Развивать любовь к художественному творчеству, различать жанры литературных произведений, выразительно читать стихи. . Развивать и обогащать словарь детей.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организуя деятельность детей, мы стараемся развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Все эти задачи решаются совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Воспитательно — образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада. Это совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей: утренняя гимнастика, занятия физкультурой, проведение физкультминуток во время занятий, гимнастика после сна, прогулка и игры на свежем воздухе.
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов:
-индивидуальная работа с детьми.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащать математические представления через наблюдения и явлений предметов.
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир.
В связи с этим, мы постарались создать в нашей группе предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет решать нам конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.
Все групповое пространство распределено на зоны, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
Так, в предметно-пространственную среду зоны включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации.
Созданная нами эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.
В частности в группе создан уголок уединения, в уголке для сюжетно-ролевых игр есть оборудование для игр, которое позволяет детям играть и забывать на время о проблеме расставания с родными. В уголке сказок и книг дети могут поиграть в тишине с героями любимых сказок, рассказывая им о своих проблемах.
В группе также создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти к уголку для изодеятельности и выбрать любой материал для творчества, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок в подарок родителям. Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с игровыми модулями, играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения и уголке природы.
В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Старались создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
В группе также оформлены: физкультурный уголок с достаточным оборудованием в группе много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.
Интересные события в жизни группы
В течении года были проведены плановые консультации с родителями по темам:
-«Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»,
-«Как организовать выходной день с ребёнком»,
-Развитие представлении о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»,
-Дидактические игры на развитие элементарных математических представлении»,
-«Опасности, подстерегающие вас летом».
Также, согласно плану, проводились родительские собрания, помещались объявления в родительский уголок. Мы говорим большое спасибо мамам, которые оказали помощь в оснащении группы методическими и дидактическими пособиями, в подготовке к учебному году, в создании поделок. Контакт с родителями налажен максимально. Родители отзывчивые, ответственные, понимающие. Конфликтных ситуации в этом году не возникло.
Проведено много спортивных и музыкальных развлечений.
Были организованы мероприятия:
Открытый утренник «Осенний бал»
Выставка рисунков «Безопасная дорога глазами детей»
Совместная работа детей и родителей «Осень золотая»
День добрых дел «Наши меньшие друзья» (изготовление кормушек)
Конкурс творческих и семейных работ «Ёлочная игрушка»
Открытый утренник «В гостях у Деда Мороза»
Спортивный праздник «В поисках Колобка»
Кулинарная книга любимых рецептов обаятельных и привлекательных мам
В ходе проведенных мероприятий были получены как положительные, так и отрицательные результаты:
1.Необходимо больше внимания уделять привитию нравственных ценностей у детей.
2.Видна положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
3. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам года.
В результате анализа полученных результатов были сделаны выводы о том, что в следующем году при проведении мероприятий с детьми необходимо особое внимание обратить на дисциплину детей и более активное участие в жизни группы и ДОУ родителями воспитанников .
В начале года в группе было проведено районное открытое занятие на тему: «Путешествие в страну волшебных сказок» (к заседанию РМО заместителей директоров на тему «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»),
а также комплексное занятие для педагогов на тему:
« Путешествие в сказку» образовательная область «Познавательное развитие».
С целью определения уровня развития детей, а также коррекции дальнейшего развития детей в группе проведена педагогическая диагностика на начало и на конец учебного года.
-Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Результат диагностики на начало года- 1,9Б, на конец года- 3,1Б.
-Образовательная область «Познавательное развитие».
Результат диагностики на начало года- 3,3Б, на конец года- 4,2Б.
-Образовательная область «Речевое развитие».
Результат диагностики на начало года-3,2Б, на конец года- 3,9Б.
— Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Результат диагностики на начало года- 3Б, на конец года- 3,7Б.
— Образовательная область «Физическое развитие».
Результат диагностики на начало года- 3,6Б, на конец года- 4,3Б.
ВЫВОДЫ: В следующем году следует сделать упор на такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие»,и «Познавательное развитие», так как в этом году освоение этих областей давались детям сложнее остальных, нужно подготовить больше наглядного материала.
Следует уделить больше внимания на развитие таких интегративных качеств, как представление о себе, семье, государстве, мире, природе, а также предпосылками учебной деятельности.
Особых успехов дети добились в безопасности, чтении художественной литературы, музыке.
Дети научились соблюдать правила поведения в д/с, на улице, в природе, в общественном транспорте, понимать значение сигналов светофора, узнавать и называть некоторые дорожные знаки, различать виды транспорта, понимать их значение, различают проезжую часть, тротуар, пешеходный переход. Умеют объединяться в игре со сверстниками, принимают на себя роль, могут вести ролевые диалоги, проявляют инициативу, называют любимую сказку, читают наизусть стихотворения, считалки, драматизируют с помощью взрослого отрывки из сказок, слушают музыкальное произведение до конца, выполняют танцевальные движения, поют протяжно, четко произнося слова.
С особой стремительностью произошло развитие у детей таких интегративных качеств, как физическое развитие, эмоциональность, отзывчивость, любознательность, активность, овладение средствами общения, способностями взаимодействия со взрослыми.
У детей сформировались умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах деятельности. Особое внимание следует уделить использованию приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
По результатам диагностики уровень развития интегративных качеств детей средней группы по образовательным областям соответствует промежуточным результатам освоения программы и данному возрасту детей.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2015 -2016 учебный год:
1.Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям;
2. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Также взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи;
3. Продолжение совершенствования предметно – развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО ( настольно-печатные игры, пополнение спортивного и театрального уголка, уголка науки и экспериментирования, закупить необходимые пособия и дидактический материал);
4. Тема по самообразованию «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»;
5. Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации :
6.. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей, стараться выходить на районный уровень.
7. Развитие познавательной активности детей через обогащение и представление об окружающем мире.
8. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
Хочется пожелать всем воспитателям повышать свой педагогический опыт, не стаять на месте, использовать в своей работе ИКТ, много интересного, нового, перенимать опыт других педагогов, передавать свой опыт работы молодым специалистам, добрых и доверительных отношений с детьми и понимающих родителей.
источник
Название: Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников Раздел: Рефераты по педагогике Тип: отчет по практике Добавлен 04:39:24 19 июля 2010 Похожие работы Просмотров: 16212 Комментариев: 20 Оценило: 6 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умение принять цель труда | 2. Умение выделить предмет труда | 3. Умение предвидеть результат труда | 4. Умение спланировать трудовой процесс | 6. Освоение трудовых навыков и умений | |
Воробьева Валерия | В | Б | Б | Б | Б | Б |
Горлинская Софья | Б | Б | А | А | Б | Б |
Ильченко Денис | Б | В | Б | В | В | В |
Ионова Вера | В | В | В | Б | В | В |
Шилин Иван | В | В | Б | Б | Б | Б |
Шпак Сергей | Б | В | А | Б | Б | Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
СРЕДНИЙ Б — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Таблица 2 — Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями
Уровень | 1. Умение принять цель труда | 2. Умение выделить предмет труда | 3. Умение предвидеть результат труда | 4. Умение спланировать трудовой процесс | 6. Освоение трудовых навыков и умений | |
Высокий | 3 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Средний | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Низкий | 2 | 1 |
1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Результаты сведены в таблицу 3.
Таблица 3 — Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда
Фамилия, имя ребёнка | 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) | 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
Воробьева Валерия | В | Б |
Горлинская Софья | Б | Б |
Ильченко Денис | Б | Б |
Ионова Вера | В | В |
Шилин Иван | Б | Б |
Шпак Сергей | Б | Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Таблица 4 — Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду
Уровень | 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) | 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) |
Высокий | 2 | 1 |
Средний | 4 | 5 |
Низкий |
1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.
2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.
Результаты сведены в таблицу 5.
Таблица 5 — Диагностика сформированности ручного труда
Фамилия, имя ребёнка | 1. Ручная умелость | 2. Способность реализовать замысел |
Воробьева Валерия | Б | Б |
Горлинская Софья | Б | Б |
Ильченко Денис | Б | Б |
Ионова Вера | В | Б |
Шилин Иван | Б | Б |
Шпак Сергей | Б | Б |
Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Таблица 6 — Уровень сформированности отношения детей к ручному труду
Уровень | 1. Ручная умелость | 2. Способность реализовать замысел |
Высокий | 1 | |
Средний | 5 | 6 |
Низкий |
Таблица 7 — Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребенка | Ознакомление с трудом взрослых | Навыки самообслуживания | Трудовые умения | ||||
Воробьева Валерия | 2 | 2 | 6 | 4 | 3 | 5 | 22 |
Горлинская Софья | 4 | 2 | 5 | 4 | 1 | 3 | 19 |
Ильченко Денис | 3 | 2 | 7 | 6 | 3 | 4 | 28 |
Ионова Вера | 3 | 2 | 10 | 6 | 3 | 6 | 30 |
Шилин Иван | 2 | 2 | 7 | 5 | 2 | 4 | 22 |
Шпак Сергей | 3 | 2 | 6 | 4 | 1 | 3 | 19 |
Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).
Низкий уровень (до 10 баллов) | Средний уровень (от 11 до 27 баллов) | Высокий уровень (от 28 до 37 баллов) |
4 | 2 |
1.У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.
2.В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.
2.2 Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств
За детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.
В ходе этого исследования мы определяли:
— хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
— каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
— хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;
— хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;
— хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 9.
Таблица 9 — Диагностика трудолюбия в процессе дежурств
Анализируя отношение детей к дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:
Группа А (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Группа Б (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.
Таблица 10 — Уровень сформированности отношения детей к дежурству
Уровень отношения | Дежурство | ||
по столовой | в игровом уголке | в уголке природы | |
Высокий | |||
Выше среднего | |||
Средний | 2 | 1 | 1 |
Ниже среднего | 3 | 4 | 2 |
Низкий | 1 | 1 | 3 |
Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.
Таким образом, видно, что у детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во время дежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группе большинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятся к группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.
Другие дети трудятся вне дежурства, помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группа В) – 1 ребенок.
Вывод: анализируя результаты этого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднем уровне.
2.3 Диагностика представлений о труде взрослых
Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».
Были составлены вопросы для беседы.
Затем с детьми проводилась индивидуальная беседа.
Детям были задан вопрос: Какие ты знаешь профессии?
По каждой названной профессии ребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названной профессии.
Предложено объяснить процесс работы данной профессии.
Ответы детей занесены в Таблицу 11.
Таблица 11 — Обработка данных. Результаты по каждой беседе
№ | Ребенок | Профессия | Орудия труда | Процесс труда (что делает?) |
Капитан | — | Катается на корабле, ловит рыбу | ||
Водитель | Руль | Возит груз | ||
Летчик | — | Летает в небе | ||
Учитель | Доска | Учит детей | ||
Парикмахер | Ножницы, фен | Делает прически разным тетям | ||
Военный | Погоны, пистолет | Марширует, стреляет | ||
Врач | Градусник, укол, очки | Делает укол | ||
Пожарник | Машина, вода | Тушит огонь | ||
Летчик | Самолет, очки | Летает | ||
Продавец | Калькулятор, касса, весы | Продает молоко | ||
Пекарь | Булочки, тесто | Печет булочки | ||
Милиционер | «Палочка» | Ищет преступников | ||
Ионова Вера | Космонавт | Космический корабль | Летает в космосе | |
Солдат | Пилотка, танк, пулемет, автомат | Стреляет и ездит в танке | ||
Матрос | Корабль | Катается на корабле, служит | ||
Учитель | — | Учит детей | ||
Машина, руль, | Возит людей | |||
Врач | Градусник, таблетки | Лечит | ||
Шпак Сергей | Продавец | Весы | Продает | |
Кассир | Касса | — | ||
Журналист | Блокнот, компьютер, диктофон | Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы | ||
Плотник | Молоток, пила | Делает мебель |
Вывод: у большинства детей вопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.
Шпак Сергей много знает о профессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью», «статья», «диктофон».
Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии оружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуется в работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – не смог ответить, что делает на работе кассир.
Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.
По результатам диагностики выявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.
После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.
Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.
Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.
Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.
Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.
Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).
Важно так же использовать художественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.
— рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа;
— перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убирать нашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок, вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям.
— выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставить перед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время, какие дела следует выполнять в первую очередь.
— обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий.
Список используемой литературы
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.
3. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
4. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.
5. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.
6. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
7. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.
9. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.
10. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXIвек. — 2008. — №4. — С.36-40.
Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление с трудом взрослых | баллы | Навыки самообслуживания | баллы | Трудовые умения | баллы | баллы | Результативность труда | баллы | Общение со сверстниками | баллы |
Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач) | 1 | 1 | — ребенок устойчиво проявляет трудолюбие | 1 | — ребенок оценивает результат своего труда | 1 | — учит других тому, что умеет сам | 1 | ||
— имеет отчетливые представления о современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека, об их роли | 1 | по уголку природы | 1 | — способен к деловому сотрудничеству | 1 | |||||
— знает и выполняет требования гигиены | 1 | — умеет оказывать необходимую хозяйственную помощь | 1 | — посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой | 1 | — владеет организаторскими способностями | 1 | |||
— умеет строить модель трудового процесса конкретной профессии | 1 | — планирует и поэтапно осуществляет трудовой процесс | 1 | — уважительно относится к результатам труда других людей | — культурен в общении со сверстниками | 1 | ||||
— имеет общие представления о работе близких людей | 1 | — владеет способами конструирования из бумаги | 1 | 1 | — ощущает радость от процесса совместного или коллективного труда | 1 | ||||
— умело пользуется ножницами | 1 | |||||||||
— понимает материальную ценность труда для людей | 1 | — умеет работать с природным материалом | 1 |