Меню Рубрики

Анализ деятельности детей по экологии

2. Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

3.Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Производственная практика:

1.Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

2.Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

3.Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Анализ экологической развивающей среды в ДОО.

Вопросы к анализу экологической развивающей среду в ДОО

1.Что такое «экологическая развивающая среда» ДОУ?

2.Какие образовательные программы использует ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников?

3.Какие условия созданы в ДОУ для реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников?

4.Имеется ли в штате д/сада педагог-эколог?

5.Какие «зоны природы» имеются в помещении ДОУ (экологическая комната, музей природы, зимний сад и др.)? Их оснащение.

6.Каково содержание уголков природы в разных возрастных группах? Сфотографировать и перечислить оснащение уголка природы в своей группе: живые объекты, материал для труда, наличие календаря природы, сезонных объектов природы и др.

7.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани­ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ­ектов).

8.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

9.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.**

10.Какие «зоны природы» имеются на участке ДОУ (цветники, огород, сад, уголок нетронутой природы, альпийская горка, метеоплощадка, экологическая тропинка и др.)?

11.Самостоятельно сделать вывод о том, созданы в ДОУ условия для экологического воспитания детей? Можно ли данную экологическую среду назвать «развивающей»? Обосновать свои выводы.

Представить фотографии с описанием самых интересных, на ваш взгляд, объектов.

Вопросы к анализу уголка природы

1.Содержание уголка природы

2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

3.Учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворение потребностей и др.);

4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

6.Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке природы?

7.Разработайте рекомендации по улучшению уголка природы и обоснуйте их.

ЗАДАНИЕ 2 Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

Вопросы к анализу наблюдений, проведенных воспитателем с детьми:

1.Тематика наблюдений, возрастная группа.

— закрепление (расширение, систематизация, уточнение) знаний;

— развитие познавательных способностей (внимания, мышления, речи и др.);

— воспитание осознанного отношения к объектам природы.

3.Время и место проведения наблюдения.

4.Количество детей, которые участвовали в наблюдении одновременно.

5. Пространственная организация детей

(любой объект природы должен быть максимально доступен для

восприятия каждому ребенку, воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети).

(восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными).

Три структурных компонента – начало, основная часть, окончание.

Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы,

используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие

Основная часть – использование приемов, обеспечивающих получение

Окончание – дети должны завершить наблюдение в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

8.Оцените эффективность методических приемов, которые использовал

9.Удалось ли воспитателю решить поставленные задачи.

Проанализировать не менее трех наблюдений ( за объектами уголка природы, за трудом взрослых: прачки, дворника, младшего воспитателя, за сезонными изменениями, за различными объектами природы на прогулке: птицами, деревьями, за транспортом.

ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Вопросы к наблюдению и анализу (самоанализу) проведения организованной образовательной деятельности

1.Из каких частей состоит просмотренное занятие, интеграция образовательных областей.?

2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Организация обстановки: гигиенические условия, количество детей; подготовленность и качество наглядных пособий; эстетика обстановки

5. Виды детской деятельности на занятии.

6.Оценка эффективности и методической грамотности приемов, используемых воспитателем.

7.Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

8.Проведение физкультминутки, ее связь с темой занятия.

9. Интерес детей к занятию, как он поддерживался.

11.Рефлексия. Был ли подведен итог занятия? Оцените грамотность завершения занятия.

Образец анализа занятия

Анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе «Доктор Айболит в гостях у детей».

Тема: Рассматривание овощей и фруктов. Геометрические фигуры.

Помещение было подготовлено: проветрено, приготовлен весь необходимый материал (овощи и фрукты, «грядки» круглой, треугольной и продолговатой(овальной) формы, картинки с изображением овощей и фруктов).

Дети сидели на стульчиках, расставленных полукругом, свет падал с левой стороны. Воспитатель также сидел на низком стульчике, материал располагался на уровне глаз детей, всем было удобно.

Программные задачи были подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой, соответствовали возрасту детей и уровню их знаний и умений. Воспитатель грамотно составил программное содержание, включив в него образовательные задачи:

развивать умения отличать и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша), дать представления об их пользе для здоровья человека;

закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, огурца и других овощей и фруктов по назначениям и характерным особенностям;

учить группировать овощи и фрукты;

вовлекать детей в разговор во время рассматривания овощей и фруктов;

формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

обучать сопоставлению формы предметов с эталонами формы;

активизация словаря: овощи, фрукты, продолговатый, овальный, баклажан.

воспитывать понимание ценности здоровья.

Занятие было составлено в соответствии с современными требованиями. Прослеживалась интеграция следующих образовательных областей «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с природой), «Коммуникация», «Здоровье» (ЗОЖ).

В ходе занятия использовались следующие виды деятельности:

игровая (сюрпризный момент, игра «Чудесный мешочек»);

познавательно-исследовательская (рассматривание овощей и фруктов, сопоставление формы предметов с формой «грядки»);

коммуникативная (беседа по вопросам, активизация словаря);

рефлексивная (подведение итога, угощение)

Занятие состояло из трех частей:

а) вводная: приход доктора Айболита, «осмотр» детей, вводная беседа о пользе витаминов.

б)основная: рассматривание овощей и фруктов, загадывание загадок, игра «Что лишнее»,

игра «Необычный огород» (соотнесение формы предмета с эталоном)

в)заключительная (подведение итога, угощение)

Для реализации программных задач были использованы следующие приемы: вопросы, исправление ошибок в речи детей, загадывание загадок, хоровое повторение слов, поощрение.

Когда дети устали, воспитатель использовал физкультминутку, по содержанию она была связана с темой занятия.

Речь воспитателя была грамотной, выразительной, тон речи очень доброжелательным. Речь воспитателя служила образцом для детей.

На протяжении всего занятия воспитатель старался поддерживать интерес у детей. Он подобрал качественный наглядный материал, использовал много игровых приемов, менял виды деятельности.

Однако занятие затянулось и длилось почти 30 минут, дети заметно устали и начали отвлекаться. На мой взгляд, следовало сократить количество загадок до пяти-шести, тогда можно было бы уложиться во временные рамки.

В целом, данное занятие соответствовало современным методическим требованиям.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

Рекомендации к составлению наблюдений

При планировании следует указать название, цель наблюдения. ( В помощь предлагается образец наблюдений за золотой рыбкой (методика С.Н. Николаевой). Подберите стихи, загадки, используйте их во время наблюдений за объектами живой и неживой природы.

За чем можно понаблюдать на прогулке:

ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

Конспект занятия пишется от первого лица. При составлении конспекта занятия по экологическому воспитанию дошкольников необходимо указать:

3.Материал для занятия –демонстрационный и раздаточный материал,картины, репродукции, карточки, ТСО и др.

4.Ход занятия — последовательноописать все его части (организационную основную, заключительную), описать разные виды деятельности, диалоги, вопросы к детям и задания для них, физкультминутки, итог занятия. В ходе занятия активно используйте художественное слово.

ЗАДАНИЕ 3 Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО.

Рекомендации к проведению исследовательской деятельности с дошкольниками

Подготовьте и проведите исследования с детьми с объектами живой (неживой) природы. Тему исследования выбирает студент. Это могут быть опыты с водой, снегом, песком, камушками, опыты с растениями и др. Следует приложить фотографии, отражающие работу с детьми.

В помощь предлагаются рекомендации к постановке опыта с луковицами.

Такие опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень);в банке без воды луковица останется почти неизменной.

С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике — нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну — в темноту; другую — в прохладное, но светлое место; третью — в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство — в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Министерство образования Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

источник

Справка по результатам тематического проверки «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

по результатам тематического проверки «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В соответствии с планом работы детского сада на 2016-2017 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке ОО «Познавательное развитие» «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 13.02.2017 по 20.02.2017 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;

Оценка планирования ООД и вне занятий;

Оценка уровня профессионального мастерства ;

Оценка форм взаимодействия с родителями.

По направлению «Оценка создание условий»

В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» —

Читайте также:  Операция на аденоиды у детей анализы

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно — перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства »

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % — редко, 10 % — не читают;

На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % — редко, 6 % — отрицательно;

100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % — редко, 21 % — не бывают;

85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % — ответили отрицательно, 13 % — знают, но мало;

77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % — редко, 8 % — ответили отрицательно;

На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей освед омлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.

Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.

Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .

Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.

источник

Ольга Наумова
Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Детский сад существует 30 лет. В ДОУ функционирует 10 групп. Количество детей на 1 сентября 2017 года составляет 236 человек.

Детский сад расположен на двух участках. На территории имеется 10 прогулочных участков, 2 спортивные площадки, огород. Площадь озеленена многими видами деревьев и кустарников. Здания детского сада: первое — типовое (6 групп) на 154 места, второе — типовое на 82 места (4 группы). Имеются кабинеты: логопеда, психолога, 2 медицинских кабинета, 2 спортивно – музыкальных зала, 2 методических кабинета, кабинет декоративно – прикладного искусства, «Русская изба».

В 2016 году детский сад принимал участие в краевом смотре-конкурсе учебно-опытнических участков и территорий образовательных организаций Алтайского края в номинации «Лучшая территория Алтайского края».

В 2017 году коллектив награжден грамотой комитета по образованию Администрации Усть-Калманского района «За хорошую подготовку территории образовательной организации, формирование экологической культуры подрастающего поколения».

В 2017 году МБДОУ детский сад «Елочка» с. Усть- Калманка стал лауреатом краевого конкурса «Детский сад Алтая 2017».

На протяжении 30 лет существования, ДОУ является центром педагогического творчества и инициативы среди дошкольных учреждений Усть–Калманского района. Детский сад принимает участие в работе ММО, проводит открытые просмотры педагогической деятельности, педагоги выступают с докладами, делятся опытом работы. Для нашего детского сада актуальны проблемы современности. Мы ищем пути и ресурсы по внедрению новых форм для результативной деятельности и функционирования ДОУ.

Созданная в детском саду система экологического образования, базируется на образовательной программе МБДОУ, созданной педагогическим коллективом на основе

— примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Образовательная программа ДОУ включает рабочую программу по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» (приложение 1).

Рабочая программа разработана на основе:

— программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

— программы «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой,

— Меремьяниной О. Р. «Давайте сохраним».

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека, под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства складываются начальные ощущения окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Читайте также:  Операция по крипторхизму у детей анализы

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является система мероприятий, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.

3. Повысить профессионально – творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в детском саду является организация эколого–развивающей среды, которая направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

1. Создание условий на территории ДОУ.

2. Создание условий внутри ДОУ.

Для обогащения практического опыта детей по уходу за растениями мы привлекаем их к участию в трудовой деятельности в огороде, в процессе ухода за растениями дети получают практические навыки ухода, наблюдают за их ростом.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам.

Чтобы получить хороший урожай овощей, педагоги с детьми стараются создать условия, при которых растения наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

На огороде выращиваем районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбираем быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старших групп высаживают с помощью взрослых морковь, укроп, свеклу, лук, кабачки, редис, разные сорта салата, баклажаны, огурцы, перец, фасоль, капусту.

Не остается без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности.

В детском саду в каждой группе созданы развивающие центры природы. В них находятся комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.

В своей работе мы используем дидактические материалы: модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов; календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксации хода и результатов экспериментов; схемы с этапами труда по уходу за растениями; альбомы и картотеки растений и животных нашего края; коллекции семян растений нашей полосы; природный материал; сюжетные предметные картинки с явлениями не живой природы; лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования; природо–охранные знаки; материалы по краеведению; календарь природы, погоды; набор художественной литературы, энциклопедии; посадки «огород на подоконнике», дневники наблюдений, фото материалы, поделки детей и родителей.

Нужно отметить, что педагоги постоянно работают над обновлением эколого–развивающей среды в группах.

Педагогическим коллективом подготовлена инновационная методическая продукция: конспекты занятий, перспективные планы, экскурсии, прогулки, наблюдения, разработки праздников и развлечений экологической направленности, мероприятия с участием родителей.

Для педагогов разработаны и внедрены различные формы методической работы (консультации, лекции, семинары – практикумы, смотры-конкурсы, повышающие уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического образования. В ДОУ используются новые технологии, особое внимание уделяется проектированию и экспериментированию в экологическом воспитании дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.

В образовательном процессе дошкольного учреждения эспериментально–игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментально–игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.

В связи с вышесказанным на базе нашего дошкольного учреждения в 2017 году был организован экологический кружок «Мир вокруг нас». В каждой группе в экологических центрах имеются творческие лаборатории, оснащенные всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.).

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов созданная в ДОУ творческая группа провела семинар по теме «Мой Алтайский край». Были разработаны и проведены природоохранные акции: «Сохраним речку чистой», «День защиты окружающей среды». Ценность таких акций заключаются в том, что родители и дети объединяются одной идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы.

Педагог детского сада Горелова Г. Н. обобщила опыт работы по теме: «Разумное общение с природой – залог успешного экологического воспитания».

Педагогами детского сада разработаны и проведены проекты по экологической деятельности для детей старшего и среднего дошкольного возраста: проект «Злаки» подготовительная группа, воспитатель Горелова Г. Н. (приложение № 2); проект «Волшебница Зима», воспитатели Феодорова Т. А. и Овсянникова Л. П. (приложение № 3); проект «Весна в гости к нам пришла» средняя группа, воспитатель Сухорева О. А. (приложение № 4); проект «Огород на окне» старшая группа, воспитатель Баянова О. А. (приложение № 5); проект «Цветущая весна», воспитатель Феодорова Т. А. (приложение № 6).

В апреле этого года в нашем детском саду проводилась акция «Неделя экологических знаний». Педагоги, воспитанники старших групп и их родители принимали активное участие в этом мероприятии. Была проведена познавательная викторина с участием родителей — «Экологическая мозаика».

Для воспитанников подготовительной группы проведен экологический праздник «День земли», музыкальный руководитель Солодовникова И. Н. (приложение № 7).

Экологическое воспитание дошкольников не возможно без участия в деятельности ДОУ родителей. Воспитателями были проведены собрания на темы: «Экологическое образование дошкольников», «Экология села и здоровье».

В ДОУ ежегодно проводятся конкурсы экологической направленности по участию детей с родителями: на лучшую поделку из природного материала, на лучшую композицию из цветов. В 2016 – 2017 учебном году проведен семейный конкурс в подготовительной группе на лучшую кормушку для птиц «Чудо столовая».

В ДОУ разработан план взаимодействия с учреждениями села:

2. Домом детского творчества

Используются разнообразные формы работы: проведение экскурсий, участие в выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.

Каждый год воспитанники детского сада принимают активное участие в выставках поделок из природного материала, конкурсах рисунков природоведческого содержания, который организует дом детского творчества.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод об эффективности регионального компонента для развития экологического образования детей. За последние три года можно отметить положительную динамику уровня экологического воспитанности дошкольников (количество дошкольников с высоким уровнем знаний по экологии увеличилось на 6,2%).

Следует отметить, что дети лучше усваивают экологические знания на конкретном и доступном материале, а непосредственный контакт с природой позволяет более успешно добиваться целей экологического воспитания. Уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива по экологическому воспитанию дошкольников вырос на 8%.

Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, использует современные методики и инновационные технологии.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год Валентина Боровик руководитель — районного методического объединения для воспитателей ДОУ. Анализ работы районного методического объединения.

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы воспитателей разновозрастной группы детей от 1 до 4 лет за 2017–2018 учебный год Средняя группа «Солнышко» является для нас веселой, любимой группой создающая благоприятные условия для естественного развития детей. Общая.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Анализ работы за 2017–2018 учебный год Анализ работы за 2017 – 2018 учебный год. В течение года проводилась методическая работа по совершенствованию знаний педагогов о методике.

План работы по самообразованию на 2016–2017 учебный год План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических.

источник

Содержание
ГЛАВА I Научно-теоретическое обоснование выбранной темы:
1.1 Актуальность темы, ее инновационность;
1.2 Теоретическая база работы по теме;
1.3 Значимость работы по теме для педагога и образовательной организации;
ГЛАВА II Раскрытие динамики и состояния работы по теме/проблеме на основе анализа:
2.1 Что было и что изменилось в ходе работы по теме;
2.2 Чем конкретно определяется результативность, успешность работы;
2.3 Анализ количественных и качественных результатов работы по теме;
2.4 Затруднения в реализации педагогического замысла, пути преодоления;
ГЛАВА III Общий вывод о результативности педагогической деятельности; перспективы дальнейшей работы по теме/проблеме;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Актуальность, инновационность темы.
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества.
Мир сделал шаг в новый век. Каким он будет во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – созидателей новой жизни. Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача — формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе. Я уверена, что все приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры детей — одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относится ко всем природным компонентам. Конечным результатом должно быть владение определенными знаниями и умениями, навыками и развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать окружающую среду.
Сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентностный подход. Цель его реализации — компетентный выпускник образовательного учреждения.
Экологическая компетентность проявляется в демонстрируемых ребенком умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, анализировать, включаться в экологическую деятельность.

1.2 Теоретическая база работы по теме
Педагогическую ценность укрепления чувств ребёнка средствами природы подчёркивали такие великие педагоги как Ж-Ж Руссо, Г.Песталоцци. Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольд, а затем французкий педагог и философ Ж-Ж Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей » чувства природы», как ощущения его облагораживающего влияния на человека.
Выдающиеся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева,И.Р. Колтунова, Н.А. Рыжова и др.
Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
Проблема экологического образования и сегодня волнует многих педагогов, общественность.
При составлении плана реализации своей работы я использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С.Н. » Методика экологического воспитания дошкольников» и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» и др.

1.3 Значимость работы по теме для педагога и образовательной организации
Дошкольный возраст является начальным периодом для формирования и развития экологической компетентности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания. Я считаю , что моя обязанность, как педагога, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и ,что люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна и человек не может существовать без природного окружения.
Практическая значимость моего опыта поможет определить пути решения всестороннего развития личности дошкольника связанной с недостаточным уровнем развития речи, мышления, памяти и других психических процессов, личностных качеств через экологическое воспитание. Опыт работы может быть использован воспитателями и родителями в практической деятельности.

Читайте также:  Осеева рассказы для детей анализ

2. Раскрытие динамики и состояния работы по теме.
2.1 Работа над темой была начата в 2016 году, с детьми второй младшей группы после проведения диагностики уровня сформированности экологических представлений. Данная диагностика была разработана на основе рекомендаций С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой. Затем работа была продолжена с детьми средней и старшей группы.
Количественные и качественные результаты позволили мне обобщить , проанализировать и выявить уровень сформированности экологической компетентности у детей. У ребят были поверхностные знания об объектах живой и неживой природы. Они затруднялись рассказать о животных , растениях, не осознавали ценности природных объектов,не знали для чего они нужны. На низком уровне находились те показатели (логическое мышление, установление причинно-следственных связей, последовательность событий ) , которые необходимы в экологическом воспитании детей.
Я поставила перед собой следующие задачи:
— смоделировать развивающую предметно — пространственную среду с учетом содержания деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— способствовать накоплению детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
— развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
— повышать экологическую грамотность дошкольников, вооружать их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формировать активную гуманную позицию по отношению к природе.

2.2 В группе была создана предметно – развивающая среда: уголок природы, сад – огород на окне, мини – лаборатория для экспериментирования, подобрана картотека опытов, дидактических игр по возрасту. Особое внимание было уделено организации экологического пространства на территории детского сада. Это экологическая тропа, цветочные клумбы, огород.
Создав необходимые условия для экологического воспитания детей, я старалась подбирать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми.
Поэтому вся моя дальнейшая работа представляла собой систему по формированию экологической культуры детей в процессе занятий и в свободной деятельности.
Основную роль в формировании системы первоначальных экологических представлений, понятий и знаний я отводила организованной образовательной деятельности (ООД).
На занятиях ознакомительного типа знакомила ребят с животными, растениями и условиями их обитания, которые не представлены в ближайшем окружении и не могут быть познаны через наблюдения. В работе использовала демонстрационные и учебные пособия, рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы ,что позволило сформировать у детей отчетливые представления.
На занятиях углубленно-познавательного типа показывала детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Такие занятия проводила после длительных наблюдений. На них дети обучались умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
В старшей группе проводила занятия обобщающего типа . В процессе бесед у ребят формировались обобщенные представления о растениях, животных, временах года.
Комплексные занятия строила на разных видах деятельности, что всегда способствовало более легкому и быстрому усвоению содержания.
Из инновационных форм проведения ООД особенно были интересны детям занятия – путешествия, занятия-конкурсы, занятия-эксперименты.
Из своего опыта работы могу сказать, что формирование у детей ответственного отношения к природе – процесс длительный и сложный. Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Поэтому не менее важно регулярно наблюдать за природой. На основе таких наблюдений в природе у детей формируются первоначальные представления о природе, которые в дальнейшем помогут им увидеть и понять связи и отношения природных явлений.
В своей работе я активно использовала метод циклических наблюдений . Отдельно взятый цикл – это ряд наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое такое наблюдение имеет свою цель и определённое содержание. В комплексе все наблюдения одного цикла формируют у детей всесторонние и систематизированные знания о растениях и животных.

Одно из самых действенных средств экологического воспитания дошкольников — игра. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и лучше усваивают материал.
Ролевые; дидактические; имитационные игры помогают детям уточнять, закреплять, расширять имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях.
В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные
игры: «Ботаническое лото», «Кто где живет?», «Кто что ест?», «Игры — мемори Овощи-фрукты» и др.
Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с
удовольствием разыгрывают знакомые сюжеты. У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе.
В моей работе неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитании детей . Пословицы с удивительной меткостью выражают сущность сложных явлений природы.
А загадки вносят игровой момент, являются упражнением в смекалке, развитии логики. Их использую практически в любых ситуациях.
Для привлечения внимания и развития интереса детей в работе применяю экологические сказки, которые, делают экологическое воспитание более занимательным и разнообразным. Ведь дети дошкольного возраста, в силу своих возрастных особенностей, легче запоминают материал, когда он подается в разнообразных формах, исключающих сухость и монотонность.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Экспериментирование — идеальный метод экологического воспитания.Знания, почерпнутые не из книг, а полученные самостоятельно, всегда являются более осознанными и более прочными. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, соблюдать правила безопасности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы.
Правильное отношение к окружающему миру может быть сформировано у детей, если их систематически знакомить с природным разнообразием, демонстрировать связь со средой обитания, вовлекать в практическую деятельность по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных, предоставлять возможность наблюдать за их ростом и развитием.
И поэтому, еще одним эффективным способом реализации задач экологического воспитания является организация проектной деятельности.
В проекте детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
В марте 2017 года мною был разработан и проведен проект «Моя мама- лучшая на свете» Участвуя в проекте ребята узнали о том, что для роста растений нужны земля, вода , воздух, было сформировано умение понимать простейшие взаимосвязи в природе. Ребята с удовольствием участвовали в уходе за растениями, получили массу положительных эмоций в процессе выращивания цветов-подарков для мам к весеннему празднику.
В феврале 2018 года я разработала и провела проект «Лук-наш друг», целью которого было развитие у детей основ исследовательской деятельности, формирование представлений об основных потребностях растения, условиях, которые необходимы для его роста. В этом проекте дети участвовали вместе с родителями. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Укрепилось сотрудничество родителей с детьми.
Экологическое воспитание детей проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями писателей, поэтов. В деятельности по изобразительному искусству ребёнок получает возможность творить, создавать красивое в своих работах. Работая в этом направлении я стараюсь сформировать в детях такие качества личности, как умение одухотворять живую и неживую природу; способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им; стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой; умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
Во время тематических занятий по рисованию, лепке дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше.
На занятиях по физкультуре, начиная с младшей группы, обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям провожу в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.п. Образно-подражательные движения развивают у детей творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движении и пространстве, внимание, фантазию.
Удовлетворяя естественную детскую потребность в движении подвижные
игры помогают развивать ловкость, быстроту, силу. В своей работе я часто использую подвижные игры на основе экологических знаний: «У медведя во бору», «Перелет птиц», «Лягушки и цапли», «Совушка-сова» и др. Играя в подвижные игры дети вместе со знаниями получают заряд бодрости и здоровья.
Немаловажную роль в формировании экологической компетентности играют музыкальные праздники, развлечения, экологические акции . Они приурочены, как правило, каким-либо датам, событиям. В зимний период проводилась акция «Покормите птиц зимой». Весной планируется акция «Встречаем птиц», «Украсим планету цветами и др.
Работая с детьми я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки
семьи. Поэтому большое место я уделяю совместной деятельности детей и их родителей: привлекаю родителей к участию в музыкальных праздниках , акциях экологической направленности, совместному озеленению территории детского сада. Родители вместе с детьми ежегодно и с удовольствием участвуют в тематических выставках поделок из природного материала, выставках рисунков о природе, музыкальных праздниках.
Я считаю, что такой подход способствует не только формированию экологической компетентности, но и сотрудничеству, эмоциональному и
нравственному развитию в отношениях родителей и детей.
Одна из важных задач моей работы — воспитание трудолюбия и бережного отношение детей к природе. Я серьезное внимание уделяю организации работы детей в уголке природы. Цель — привитие всем детям интереса к труду, воспитание ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями , дети убеждаются в необходимости труда . В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений.
Результат моей работы — постепенно все дети становятся инициативными, у них появляется интерес и ответственное отношение к делу.
Большую радость доставляет детям труд на участке, в огороде, в цветнике. Непосредственно соприкасаясь с предметами природы, дети приобретают конкретные знания о ней. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работая , дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.
Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей.

2.3 В течение нескольких лет работы я использовала вышеописанные методы и приемы активизации экологического сознания и развития экологической культуры дошкольников, которые применяла на разных этапах обучения детей. Проводив заключительную диагностику и анализируя ее ,я увидела, что у детей повысился уровень экологической воспитанности, который выражается прежде всего в качественно новом отношении к природе. Большинство детей стали понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе, выполнять самостоятельно трудовые процессы, достигая хороших результатов. У детей развилась наблюдательность, появился большой познавательный интерес к окружающему миру, дети любознательны, самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи, выявляют признаки «живого» и «неживого».

2.4 Семья, как среда формирования личности, оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Поэтому работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия. Основным затруднением в реализации моего педагогического замысла было то, что у многих родителей уже сформировано определенное мировоззрение, и оно, как правило, базировалось на потребительском отношении к окружающему миру. Поэтому, я думаю, что экологическое просвещение родителей – одно из важных направлений в моей дальнейшей работе.

Вывод о результативности педагогической деятельности
Я считаю, что система педагогической деятельности, направленная на воспитание у дошкольников экологической культуры и выбранные мной формы работы с детьми являются эффективными. Работая над экологическим воспитанием детей, я заметила, что у ребят появился устойчивый интерес к миру природы, который способствовал пониманию экологических проблем, развитию милосердия, любви к природе. Экологические знания позволили развивать логику, мышление, интеллект, творчество ,что так важно при подготовке детей к обучению в школе.
Я уверена, что пройдет время, дети вырастут, научатся беречь и любить природу, чтобы сохранить ее для последующих поколений.

Литература:
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение,2002
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет ТЦ Учитель, Воронеж 2002.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ.-Волгоград,2007
6. Кондратьева Н.Н. « Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению».

источник