Меню Рубрики

Анализ деятельности детей по экологическому воспитанию

Справка по результатам тематического проверки «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

по результатам тематического проверки «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В соответствии с планом работы детского сада на 2016-2017 учебный год и приказом заведующего №17 от 01.02.2017г. «О проведении тематической проверке ОО «Познавательное развитие» «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» провести проверку в срок с 13.02.2017 по 20.02.2017 г.

Цель проверки анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Проверку выполняли: заведующая ФИО и старший воспитатель ФИО, председатель совета образовательного учреждения ФИО по следующим направлениям:

Оценка создания условий по экологическому воспитанию детей;

Оценка планирования ООД и вне занятий;

Оценка уровня профессионального мастерства ;

Оценка форм взаимодействия с родителями.

По направлению «Оценка создание условий»

В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «В мире животных», «Ребятам о зверятах в лесу», «Большие и маленькие», «Закономерности», «Парочки»; «В саду, на поле, в огороде», «Явления в природе», «Животные, обитающие в нашем лесу», «Живая не живая природа», «Птичий базар», «Учимся бережному отношению к природе» и т.д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Зимующие и перелетные птицы», «Растения»; «Грибы», «Жизнь в море»; «Цветы», «Комнатные растения»; «Кто и что и как растет» «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Во многих группах высаживается лук, тюльпаны и веточки растений.

Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена, фасоль и т. д.

По направлению «Оценка планирования ООД и вне ООД» —

Проводился анализ планирования ООД, режимных моментов, прогулки, самостоятельной деятельности детей по формированию экологических представлений в календарно-тематических планах воспитателей 8 групп (3 – 7 лет).

Анализ показал следующее: Документация по календарно — перспективным планам (ООД) воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. Индивидуальная работа с детьми ведётся в соответствии с возрастом и потребностями детей. Индивидуальная работа планируются регулярно.

Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы», «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.

По направлению «Оценка уровня профессионального мастерства »

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса, в ходе режимных моментов (прогулка), а также проводилось анкетирование с целью выявления трудностей в процессе организации и проведения экологической деятельности детей и оценки профессионального мастерства педагогов. Которая показала, что воспитатели знают программные цели и задачи экологического воспитания детей своей возрастной группы, знают и применяют различные методы и приемы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды детской деятельности, такие как: познавательно-исследовательская деятельность детей в природе, организация наблюдений в природе, знакомство с художественной литературой, организация коллективного труда в природе, прогулки и др. Знают и применяют различные методики организации экспериментальной деятельности детей с объектами природы.

В ходе тематического контроля было просмотрено 7 занятий по формированию экологических представлений детей от 3 – 7 лет с использованием самых различных приемов и методов. Воспитателем ФИО в подготовительной группе № 12 с использованием мультимедийной презентации была показана образовательная деятельность на тему «Охрана леса». Дети знакомились с профессией лесника, о том, как важен его труд в природе. Во время просмотра ООД у ФИО отмечалось требование к полным ответам детей, была использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.

В подготовительной к школе группе № 11 ФИО провела познавательно – игровое занятие с использованием мультимедийной презентации, в котором дети с большим интересом выстраивали все этажи леса на панно, а затем заселяли их животными и птицами. Занятие показало качественную подготовку педагога методически грамотное проведение, включение детей в решение проблемы, хороший темп занятия, динамичный характер деятельности, умелую организацию детей.

Анализ образовательной деятельности в старшей группе №13 показал, что воспитатель группы ФИО побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление. Решая проблему: «Что будет, если в природе не останется ни одной птицы», дети в непринужденной обстановке коллективно и рассудительно находили ответ на данный вопрос, выстроив пищевую цепочку. Тем самым показав системные знания по данному разделу.

При посещении ООД в группе старшего возраста № 14 был сделан анализ профессиональных навыков педагога в организации образовательной деятельности детей, который показал следующее. ФИО провела педагогическое мероприятие с детьми на тему «Будь другом природе». В лаборатории, с помощью опытов, дети закрепили свойства воды и воздуха. Данный материал был детям знаком, и поэтому у детей отсутствовала активизация самостоятельности мышления. Необходимо продумывать задаваемые вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями детей.

В ходе тематической проверки наши педагоги показали открытые занятия. Во II младшей группе № 7воспитатель ФИО показала открытое занятие на тему «Путешествие на медовую полянку», где дети с большим интересом выполняли все задания. Прежде чем отправиться в путешествие, дети рассказали правила поведения в лесу. На веселом волшебном паровозе дети отправились на медовую полянку, а которой помогли пчелкам добыть мед для маленького медвежонка. Воспитатель в увлекательной форме рассказала о пользе меда, о том, как его добывают пчелы. На протяжении всего занятия отмечен высокий познавательный интерес. В группе среднего возраста №9 ФИО в роли лесовичка пригласила детей на прогулку в зимний лес. Путешествуя по лесу, дети встретили зайца, лису, белку и даже заглянули в берлогу медведя. Была проведена большая подготовительная работа к занятию. Анализ образовательной деятельности в средней группе показал, что воспитатель группы побуждает детей к использованию отдельных поисковых действий, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдение и мышление.

Каждое занятие было интересно и увлекательно построено. Дети с большим удовольствием выполняли все задания, показали отличные знания о правилах поведения в лесу, о жизни животных в лесу и их повадках.

Также в ходе тематического контроля была просмотрена и проанализирована деятельность детей во время прогулки. В подготовительных группах № 11 и № 12 дети вместе с лесовичком в роли которого была ФИО и воспитателем ФИО. Была организована деятельность вокруг березы: дети читали стихи о березе, наблюдали через лупу за корой дерева, снегом укрывали ствол от холода, играли в подвижные игры.

Во II младшей группе № 7 ФИО вместе с детьми наблюдала за небом, загадывала загадки о солнце, ветре, облаках. Проводила опыт со льдом, тем самым закрепляя его свойства. Играли в подвижные игры. Дети с удовольствием выполняли все задания.

В средней группе № 9 и № 10 ФИО и ФИО в роли лесовичка в рамках проекта «Мы в любое время года ходим тропами природы» провели итоговое занятие «В гости к лесовичку». Вместе с детьми прошли по станциям экологической тропы такие как «Прогулка по экологической тропе» на которых дети вспомнили правила поведения в лесу в зимний период, закрепили знания полученные в ходе проекта. Прогулка получилась интересной и познавательной, дети с удовольствием принимали участие во всех видах деятельности.

Приятно отметить активное участие и творческий подход всех педагогов в реализации задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

4. Оценка форм взаимодействия с родителями.

В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.

Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фото-коллажи «Наши домашние питомцы», участие в акции «Птицы – наши друзья» изготовление кормушек.

Также с родителями было проведено анкетирование на тему «Экологическое образование в семье», с целью выявления отношений родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реальном существовании в семье. Анализ анкетирования показал следующее: в опросе приняли участие 50 человек, родителям были предложены следующие вопросы:

Что такое экология? Лишь 20% родителей смогли ответить более точно, что говорит о незнании данного раздела;

На вопрос «Есть ли у Вас комнатные растения?» 98% родителей ответили положительно;

71 % родителей ответили положительно на вопрос «Имеются ли в доме животные»;

83 % родителей мастерили кормушку для птиц;

На вопрос «Читаете ли Вы ребенку книги о природе?» 75 % ответили положительно, 13 % — редко, 10 % — не читают;

На вопрос «Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи о природе?» 75 % ответили положительно, 17 % — редко, 6 % — отрицательно;

100% ответили положительно на вопрос «Любит ли ваш ребенок гулять по лесу»;

На вопрос «Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком» 46 % ответили часто,31 % — редко, 21 % — не бывают;

85 % родителей ответили положительно на вопрос «Знает ли Ваш ребенок название цветов, деревьев, ягод и т.д.», 2 % — ответили отрицательно, 13 % — знают, но мало;

77 % ответили положительно на вопрос «Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц», 8 % — редко, 8 % — ответили отрицательно;

На вопрос «Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?» 99 % ответили положительно;

На вопрос « Как вы думаете, получит ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду» 100 % родителей ответили положительно.

Таким образом, анализ анкет показал, что большинство родителей освед омлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.

Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющихся презентаций.

Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

Проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.

Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .

Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (постоянно).

Обогащать исследовательско-экспериментальные центры.

источник

Справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников»

Справка составлена по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников»

Просмотр содержимого документа
«Справка по итогам тематического контроля «Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Справка по итогам тематического контроля

«Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников»

(зачитана на педагогическом совете «Экологическое воспитание дошкольников», 23.11.2017.г.)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем нам надо понимать, как человек связан с природой, и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человеку нельзя их игнорировать. Все это диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2017-2018г., на основании Приказа № 252 от 14.09.2017 в период с 05.10.17 по 05.11.17 проведён тематический контроль по теме « Система работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников».

Цель: изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

1. Анализ планирования работы во время занятий,в режимных моментах,игровой деятельности.

2. Создание условий в группе.

3.Консультации и открытые показы, семинар-практикум.

4. Определение уровня знаний и умений детей в процессе наблюдений.

5.Оценка профмастерства воспитателя при организации и проведении мероприятий по теме контроля.

6.Совместная деятельность родителей и детей.

Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе: заведующей ДОУ Г.Х. Докучаевой, старшего воспитателя Г.А.Шариповой, А.М.Хафизовой.

1. Анализ планирования работы во время занятий,в режимных моментах,игровой деятельности.

В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей.Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, ООД по экологии, обсуждение проблемных ситуаций,экологические сказки, викторины; наблюдения и беседы на природе, экологические выставки ,акции; экологические дидактические, имитационные игры, игры-путешествия;рассматривание картин, иллюстраций; конструирование из природного материала.

В группе №11 воспитатели запланировали и провели на данную тему разнообразные формы деятельности: беседы — «Берёзка — белая подруга», «Признаки осени», «Названия деревьев», «Осенние заботы»; «Какую пользу человеку приносят животные» и др.; сюжетно-ролевые игры, фотовыставка «Мой питомец» (фотографии детей с животными), драматизации экологических сказок, наблюдения в группе за домашними животными.

В группе №6 запланированы интересные беседы: «Труд в природе осенью»,»Дикие животные» , «Зачем нужно охранять животных», «Подготовка диких животных к зиме», «О профессиях людей, работающих с животными»;в группе №9,«Ядовитые грибы и люди»,»Погода и здоровье»,»Об изменениях, происходящих в природе».

Читайте также:  Анализ заболеваемости детей 1 года жизни

Воспитателями планируются дидактические (настольные, словесные),подвижные игры природоведческого характера:»Времена года»,»Какие бывают грибы»,»Собери грибы»,»Экологическое лото»,»С какого дерева листок»,»Назови хищников».,»Мы на луг ходили»,»Что где растет»,»Овощное лото», « Лес, поле, луг»,»Зоопарк» и другие.

Структура планирования прогулок выдержана: отмечено наличие наблюдений по теме контроля, труд в природе, подвижная игра.

Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой, программа «Комплексное развитие детей в процессе их общения с природой» Л.И.Марченко.

В младших и средних группах во 2 половине дня планируется опытно-экспериментальная деятельность. На этих занятиях малыши знакомятся с простейшими опытами, участвуют в проектах.

В целеполагании планов старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе.

Комиссией отмечено, что в группах № 1, №2, № 3,№4, №5, №6, № 9, № 10 №11 , №12 имеются картотеки прогулок по сезонам и по своей возрастной группе, оформлены в папках и фотоальбомах, доступных для использования на прогулке. В группах № 8, №13, №7 воспитатели планируют прогулки по книгам.

2. Создание условий в группе.

В целях выяснения условий для экологического воспитания детей по плану тематического контроля 03.10.17 г. в детском саду прошел конкурс » Лучший экологический центр наблюдений и экспериментальной деятельности в природе» среди всех возрастных групп.

Критериями оценки центров природы явились:

— соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

— разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

— наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

— эстетичное оформление центра природы и его доступность;

— отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

— наличие сезонного материала

-творчество педагогов(наличие инновационного материала)

В конкурсе принимали участие воспитатели всех возрастных групп детского сада. Предварительно было разработано Положение о конкурсе » Лучший экологический центр наблюдений и экспериментальной деятельности в природе «, определены цель, задачи, критерии оценки, порядок проведения конкурса. Воспитатели ответственно, проявив свои творческие способности, отнеслись к оснащению экологической среды.

В группах создана определенная предметно-пространственная среда в соответствии возрастным особенностям детей в соответствии с ФГОС и требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

В экологических центрах групповых комнат имеются календари природы, где дети фиксируют сезонные изменения в природе и погоде, помещают тематические рисунки и поделки из природного материала экологического содержания и схематические изображения погодных условий. Также имеется наличие художественной и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей и наличие иллюстративного материала (картины, фотографии т.д.).

В группах много дидактических игр по экологической тематике. «Подбери по силуэту», «Береги живое», «Времена года», «Дары природы»; «Экологическая тропа», «Птичий базар», «Подбери листок к дереву», «Чей малыш», «Собери зоопарк», «Загадки о животных», «Дары природы»и т. д.

В центрах природы в каждой группе имеются инструменты для ухода за растениями (рыхления, мытья, полива). Комнатные растения в группах разнообразны.

В группах созданы центры для экспериментальной деятельности в соответствии возрастным особенностям детей данных возрастных групп. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д.; природный материал: шишки сосны, ели, семена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.Имеются картотеки опытов и экспериментов в группах.

Хотелось бы отметить эстетичность всего материала в группе №11 его многофункциональность. Экологически-развивающая среда пополнилась новой наглядностью- изготовлен макет «Сельский дворик»; приобретены дидактические игры «Классификация», «Узнай животного по тени», «Чей хвост», «Собери осеннее дерево».

В группе № 7 пополнилась развивающая среда макетами на тему« Заповедники».

Воспитатели группы №6 пополнили центр экспериментальной деятельности новым оборудованием — микроскоп, песочные часы, лупы; приобрели детскую энциклопедию «Мир растений», «Мир животных», «Строение Земли».

В группе № 3 имеется «огород на подоконнике».В рамках подготовки экологического проекта воспитателями и детьми посажен лук и чеснок. Центр экспериментирования пополнен фартуками для детей.

Воспитатели группы №13 для центра экспериментирования приобрели новые дидактические игры экологического характера – «Времена года», «Животные и птицы», «Чем питается зверёк»,наглядно-дидактические пособия по теме.

В группах №8, № 1 приобретены лупы, в группе № 10 -микроскоп и лупа.

Группы №4, № 12 обновили центры природы обучающими карточками «Птицы», детской литературой по теме («Мой домашний зоопарк», «Насекомые», «Простые опыты с водой»),новыми дидактическим играми «Мир вокруг нас»,»Деревья, плоды, листья».

Однако выявлено, что содержание уголков экспериментирования не в полной мере соответствует возрастным требованиям дошкольников, требованиям Сан/Пин, ФГОС в группах №2, №4 .

Итоги конкурса » Лучший экологический центр наблюдений и экспериментальной деятельности в природе»:

1 место –группа №11,группа № 7

2 место – группа № 1,группа № 6

3 место – группа № 5, группа № 12

3.Консультации и открытые показы, семинар-практикум.

Для более успешной реализации проблем экологического воспитания детей для педагогов проводятся разнообразные инновационные формы работы с педагогами по экологическому образованию: это практикумы, консультации, мастер-классы, защита презентации.

В рамках тематического контроля в ДОУ прошел семинар-практикум «Взаимодействие специалистов в ДОУ «Приобщаем дошкольников к природе».В повестку были включены :

-Презентация по проекту «Кинусайга-пэчворк без иглы»

-Мастер – класс для педагогов «Изготовление картин и игрушек в стиле кинусайга»

-Защита проекта «Что такое заповедник».

Для повышения экологической культуры дошкольников педагоги используют разнообразные формы и методы обучения. Педагогами проведены открытые занятия.

Целью ООД «В гостях у природы» по познавательному развитию во 2 младшей группе было – продолжать знакомить детей с миром природы. В ходе занятия дети расширили представления о диких животных, рассказывали наизусть небольшие стихотворения, развивали связную речь. Приемы основаны на игровых ситуациях.

На открытом занятии в средней логопедической группе №10 на тему «Вода вокруг нас». дети расширили свои знания о свойствах и качестве воды, её пользе, развили стремление участвовать в экспериментах с водой. Педагог старалась активизировать всех детей. Для усиления эмоционального восприятия использовалось музыкальное сопровождение.

Воспитатели интегрировали познавательную и художественную детскую деятельность.

На занятиях применялись такие методы как игровой, словесный, наглядный, практический. Педагоги с детьми выстраивали партнёрские отношения. Для повышения познавательной и мыслительной деятельности создавались проблемные ситуации. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся детям в рисовании. Смена видов деятельности (отгадывание загадок, чтение стихов, динамическая пауза, опыты) позволили предотвратить утомляемость. Педагоги используют для проведения занятий мультимедийные презентации. Для активизации умственной деятельности активно используются поисковые и проблемные вопросы.

Кроме коллективных просмотров в соответствии с планом тематической проверки были посещены следующие занятия: в группе №1, в группе № 7 ,в группе № 12 .В первой разновозрастной группе просмотрено занятие по ознакомлению с миром природы по теме «Рассматривание картины «Осень»». Воспитателем были продуманы средства обучения: демонстрационный и раздаточный материал, музыкальное сопровождение динамических пауз. В ходе занятия дети называли характерные признаки осени после наводящих вопросов воспитателя. Была включена дидактическая игра экологического содержания «Подбери к дереву листок». Воспитатель активизировала фразовую речь детей.

В подготовительной к школе группе № 7 просмотрена организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «Путешествие в заповедник».

На занятии были использованы разные методы и приемы деятельности: нахождение заповедников на карте Башкортостана, презентация на мультимедийном оборудовании о заповеднике Шульганташ, дидактические и подвижные игры экологического содержания, продуктивная деятельность по созданию предупреждающих знаков правил поведения в лесу, знание некоторых растений и животных Красной книги, поисковые и проблемные вопросы к детям, прослеживается продуманность всех этапов работы.

В подготовительной к школе группе № 12 просмотрена экологическая викторина «Мы и природа».Воспитателем создана игровая ситуация, дети выполняют задания в командах, присутствует соревнование между командами . Педагог привлекает детей к развернутым ответам, побуждает вопросами раскрывать причинно-следственные связи в ответах, стимулирует развитие сообразительности детей, самостоятельности мысли.

Педагоги планируют образовательный процесс на основе комплексно-тематического плана с учетом интеграции образовательных областей.

Воспитатели 9 группы организовали путешествие юных экологов в осенний сквер .

При реализации этого направления в ДОУ организуется проектная деятельность (метод проектов) — педагогическая технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. Были подготовлены проекты «Лекарственные друзья» ( старшая группа № 6); «Наши младшие друзья» (средняя группа № 11), «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок» ( младшая группа № 3).

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль их заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей впереживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

В ДОУпроведены с детьми праздники и развлечения:

«Синичкин праздник»;«Витаминное шоу» в младших группах; «Мы-друзья природы» в старших группах;«Здравствуй, осень золотая» в подготовительных группах. Осенний экологический праздник в разновозрастной группе;«Здравствуй, осень золотая» в средних группах.

На физкультурном развлечении «В гости к Лесовичку» педагог умело запланировала и использовала в мероприятии игры и эстафеты экологического характера, дети закрепили и повторили правила поведения в лесу, совершенствовали двигательные умения и навыки.

В подготовительной группе № 7 воспитатель провела интеллектуальную игру «День птиц», посвященную Всемирному дню журавля.

Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.

4. Определение уровня знаний и умений детей в процессе наблюдений.

По результатам посещений образовательных деятельностей, развлечений видно, что у детей знания о природе имеются. Они знают и рассказывают о богатстве природы животным и растительным миром. Дети знают правила поведения в природе . Стараются отвечать полными ответами.

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. По собственной инициативе ухаживают за растениями, интересуются ростом, развитием и их состоянием.

У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).

Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не все осознают почему.

5.Оценка профмастерства воспитателя при организации и проведении мероприятий по теме контроля.

По итогам просмотренных мероприятий комиссия пришла к выводу, что воспитатели умеют реализовывать требования методических рекомендаций по экологическому воспитанию в своей практической деятельности, целесообразно используют средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе, грамотно организуют предметно-развивающую среду по экологии. Педагоги умеют осуществлять экологическое воспитание через разные виды деятельности. Формируют бережное отношение к природе, умеют организовать труд детей в природе.

6.Совместная деятельность родителей и детей.

Экологическое образование дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

В ДОУ особо обращается внимание на совместную деятельность детей и родителей.

В ходе тематического контроля воспитателями всех групп для родителей были изготовлены буклеты «Берегите воду», ширмы, памятки, консультации по теме «В лес по грибы».

Проведен конкурс поделок из природного материала на тему «Осенние дары». В конкурсе участвовали все возрастные группы. По итогам конкурса были определены победители и призеры.

В рамках тематического контроля, во всех возрастных группах организована выставка совместного творчества детей и родителей «Мы – друзья природы» по экологическому воспитанию детей. Выставки эстетично оформлены, работы соответствуют тематике, имеется общее название. В группах №1, №3,№4,№9,№10 все рисунки подписаны ,оформлены в рамки.

В группах № 13,№12,№8 ,№7, №6 , №2 имелись не подписанные рисунки, работы без рамок.

Комиссией отмечено, что воспитателями группы №3,группы № 6, группы № 11 ,группы №7 велась большая работа с родителями. Родители в этих группах привлекались к выполнению проектов.

Педагогами оформляются папки-передвижки, консультации на тему «Экологическое воспитание детей». Например,

«Дети и природа», «Что должны знать о грибах» (гр.№12);

«Через игру воспитываем интерес к природе», «В лес за грибами» (гр.№8 гр.№1);

«Роль семьи в экологическом воспитании детей», «Аптека на подоконнике» (гр. № 5, гр.№4);

»Полезные, вредные и опасные комнатные растения», «Целебные свойства лука и чеснока» (гр.№ 3);

«Сбор и заготовка лекарственных растений», «Ребенок и природа», «Правила поведения в природе» ( гр.№6);

«Что ребенок должен знать о грибах», «Гуляй, да присматривайся», «Комнатные растения» (гр.№7);

«Как вести себя с животными»,»Годэкологии..Чем занять ребенка», «Экологические сказки», «Правила поведения в природе» (гр.№11)

В рамках Года Экологии в ДОУ проходят экологические субботники с привлечением родителей.

Во многих группах родители участвуют в жизни группы. Однако, работа выстроена не в полном объеме. Необходимо пропагандировать среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.

Исходя из выше изложенного можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.

Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.

1.Продолжать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;

Ответственные: воспитатели, специалисты.

2.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры.(совместные досуги, конкурсы, развлечения и тематические занятия и т.д.)

2.Воспитателям младших, средних групп систематически включать в планировние опытно-экспериментальную деятельность.

3.Привести экологические центры наблюдений и экспериментальной деятельности в природе в соответствие с требованиями Сан Пин, ФГОС ДО группам №2, №4.

4.В группах продумать формы фиксации детского экспериментирования(в младших заполняется воспитателем) .Рекомендации прилагаются.

5.Воспитателям групп № 8, №13 оформить картотеку прогулок.

Формы фиксации опытов и экспериментов.

Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).

Сравнение с уже известными детям объектами.

Изучение взаимообратных процессов.

Включение в сюжетно-ролевые игры.

Картинки, фотографии, схематические зарисовки.

источник

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. Как это сделать?

Читайте также:  Анализ хронометража самостоятельной деятельности детей

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?» — дети ответили: «Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7». «А еще как?» — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: «А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!». Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой — обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают нетрадиционные занятия: урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д. Проводим такие занятия в группе, в учебном классе, в зимнем саду, если позволяют погодные условия на участке, в парке.

На таких занятиях широко используем:

  • блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
  • практическую работу и поисковую деятельность;
  • игровые приемы.

В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток. Их цель — создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз — это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Например, биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, растения, птицы). Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям.

Детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира

На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

  • 1 заповедь: соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
  • 2 заповедь: терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
  • 3 заповедь: внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)
  • «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра «Пищевые цепочки водоёма»

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар — лягушка — цапля
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств ребенка;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности ребенка.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

Содержание общения родителей с детьми:

  • Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально – чувственному опыту ребёнка.
  • Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
  • Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
  • Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
  • Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

  • Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
  • Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
  • Фотографии на тему «природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.
Читайте также:  Анализ хронической заболеваемости детей в школе

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Об авторе: Книга Светлана Александровна, воспитатель, ВДОУ «Золотой ключик» ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) г. Мирного. Фото: Елена Ранько.

источник

Ольга Наумова
Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Детский сад существует 30 лет. В ДОУ функционирует 10 групп. Количество детей на 1 сентября 2017 года составляет 236 человек.

Детский сад расположен на двух участках. На территории имеется 10 прогулочных участков, 2 спортивные площадки, огород. Площадь озеленена многими видами деревьев и кустарников. Здания детского сада: первое — типовое (6 групп) на 154 места, второе — типовое на 82 места (4 группы). Имеются кабинеты: логопеда, психолога, 2 медицинских кабинета, 2 спортивно – музыкальных зала, 2 методических кабинета, кабинет декоративно – прикладного искусства, «Русская изба».

В 2016 году детский сад принимал участие в краевом смотре-конкурсе учебно-опытнических участков и территорий образовательных организаций Алтайского края в номинации «Лучшая территория Алтайского края».

В 2017 году коллектив награжден грамотой комитета по образованию Администрации Усть-Калманского района «За хорошую подготовку территории образовательной организации, формирование экологической культуры подрастающего поколения».

В 2017 году МБДОУ детский сад «Елочка» с. Усть- Калманка стал лауреатом краевого конкурса «Детский сад Алтая 2017».

На протяжении 30 лет существования, ДОУ является центром педагогического творчества и инициативы среди дошкольных учреждений Усть–Калманского района. Детский сад принимает участие в работе ММО, проводит открытые просмотры педагогической деятельности, педагоги выступают с докладами, делятся опытом работы. Для нашего детского сада актуальны проблемы современности. Мы ищем пути и ресурсы по внедрению новых форм для результативной деятельности и функционирования ДОУ.

Созданная в детском саду система экологического образования, базируется на образовательной программе МБДОУ, созданной педагогическим коллективом на основе

— примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Образовательная программа ДОУ включает рабочую программу по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» (приложение 1).

Рабочая программа разработана на основе:

— программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

— программы «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой,

— Меремьяниной О. Р. «Давайте сохраним».

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека, под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства складываются начальные ощущения окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является система мероприятий, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.

3. Повысить профессионально – творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в детском саду является организация эколого–развивающей среды, которая направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

1. Создание условий на территории ДОУ.

2. Создание условий внутри ДОУ.

Для обогащения практического опыта детей по уходу за растениями мы привлекаем их к участию в трудовой деятельности в огороде, в процессе ухода за растениями дети получают практические навыки ухода, наблюдают за их ростом.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам.

Чтобы получить хороший урожай овощей, педагоги с детьми стараются создать условия, при которых растения наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

На огороде выращиваем районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбираем быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старших групп высаживают с помощью взрослых морковь, укроп, свеклу, лук, кабачки, редис, разные сорта салата, баклажаны, огурцы, перец, фасоль, капусту.

Не остается без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности.

В детском саду в каждой группе созданы развивающие центры природы. В них находятся комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.

В своей работе мы используем дидактические материалы: модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов; календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксации хода и результатов экспериментов; схемы с этапами труда по уходу за растениями; альбомы и картотеки растений и животных нашего края; коллекции семян растений нашей полосы; природный материал; сюжетные предметные картинки с явлениями не живой природы; лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования; природо–охранные знаки; материалы по краеведению; календарь природы, погоды; набор художественной литературы, энциклопедии; посадки «огород на подоконнике», дневники наблюдений, фото материалы, поделки детей и родителей.

Нужно отметить, что педагоги постоянно работают над обновлением эколого–развивающей среды в группах.

Педагогическим коллективом подготовлена инновационная методическая продукция: конспекты занятий, перспективные планы, экскурсии, прогулки, наблюдения, разработки праздников и развлечений экологической направленности, мероприятия с участием родителей.

Для педагогов разработаны и внедрены различные формы методической работы (консультации, лекции, семинары – практикумы, смотры-конкурсы, повышающие уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического образования. В ДОУ используются новые технологии, особое внимание уделяется проектированию и экспериментированию в экологическом воспитании дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.

В образовательном процессе дошкольного учреждения эспериментально–игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментально–игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.

В связи с вышесказанным на базе нашего дошкольного учреждения в 2017 году был организован экологический кружок «Мир вокруг нас». В каждой группе в экологических центрах имеются творческие лаборатории, оснащенные всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.).

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов созданная в ДОУ творческая группа провела семинар по теме «Мой Алтайский край». Были разработаны и проведены природоохранные акции: «Сохраним речку чистой», «День защиты окружающей среды». Ценность таких акций заключаются в том, что родители и дети объединяются одной идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы.

Педагог детского сада Горелова Г. Н. обобщила опыт работы по теме: «Разумное общение с природой – залог успешного экологического воспитания».

Педагогами детского сада разработаны и проведены проекты по экологической деятельности для детей старшего и среднего дошкольного возраста: проект «Злаки» подготовительная группа, воспитатель Горелова Г. Н. (приложение № 2); проект «Волшебница Зима», воспитатели Феодорова Т. А. и Овсянникова Л. П. (приложение № 3); проект «Весна в гости к нам пришла» средняя группа, воспитатель Сухорева О. А. (приложение № 4); проект «Огород на окне» старшая группа, воспитатель Баянова О. А. (приложение № 5); проект «Цветущая весна», воспитатель Феодорова Т. А. (приложение № 6).

В апреле этого года в нашем детском саду проводилась акция «Неделя экологических знаний». Педагоги, воспитанники старших групп и их родители принимали активное участие в этом мероприятии. Была проведена познавательная викторина с участием родителей — «Экологическая мозаика».

Для воспитанников подготовительной группы проведен экологический праздник «День земли», музыкальный руководитель Солодовникова И. Н. (приложение № 7).

Экологическое воспитание дошкольников не возможно без участия в деятельности ДОУ родителей. Воспитателями были проведены собрания на темы: «Экологическое образование дошкольников», «Экология села и здоровье».

В ДОУ ежегодно проводятся конкурсы экологической направленности по участию детей с родителями: на лучшую поделку из природного материала, на лучшую композицию из цветов. В 2016 – 2017 учебном году проведен семейный конкурс в подготовительной группе на лучшую кормушку для птиц «Чудо столовая».

В ДОУ разработан план взаимодействия с учреждениями села:

2. Домом детского творчества

Используются разнообразные формы работы: проведение экскурсий, участие в выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.

Каждый год воспитанники детского сада принимают активное участие в выставках поделок из природного материала, конкурсах рисунков природоведческого содержания, который организует дом детского творчества.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод об эффективности регионального компонента для развития экологического образования детей. За последние три года можно отметить положительную динамику уровня экологического воспитанности дошкольников (количество дошкольников с высоким уровнем знаний по экологии увеличилось на 6,2%).

Следует отметить, что дети лучше усваивают экологические знания на конкретном и доступном материале, а непосредственный контакт с природой позволяет более успешно добиваться целей экологического воспитания. Уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива по экологическому воспитанию дошкольников вырос на 8%.

Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, использует современные методики и инновационные технологии.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год Валентина Боровик руководитель — районного методического объединения для воспитателей ДОУ. Анализ работы районного методического объединения.

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы воспитателей разновозрастной группы детей от 1 до 4 лет за 2017–2018 учебный год Средняя группа «Солнышко» является для нас веселой, любимой группой создающая благоприятные условия для естественного развития детей. Общая.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

Анализ работы за 2017–2018 учебный год Анализ работы за 2017 – 2018 учебный год. В течение года проводилась методическая работа по совершенствованию знаний педагогов о методике.

План работы по самообразованию на 2016–2017 учебный год План работы по самообразованию на 2016-2017 учебный год. Тема «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических.

источник