Меню Рубрики

Анализ деятельности детей на занятиях

Оксана Заколодная
Анализ деятельности детей на занятиях

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий

6 Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал

7 Наличие у детей познавательного интереса

8 Разнообразие методов и приемов

9 Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец

10 Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)

11 Словарь детей (правильно ли употребляют слова)

12 Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?

13 Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

10 Знание геометрических фигур

11 Деление предмета на равные части

12 Заинтересованность детей на занятии

13 Ориентировка в пространстве, во времени

15 Качество выполнения задания

18 Умение работать в темпе

19 Умение действовать по словесной инструкции

20 Умение делать логические выводы

21 Умение пользоваться пособиями

22 Умение содержать рабочее место в порядке

23 Соблюдение норм и правил поведения

24 Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствие программного содержания возрасту детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Выполнение гигиенических требований

4 Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)

5 Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия

6 Правильное использование в речи математической терминологии

7 Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений:

— ориентировке в пространстве

8 Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения

9 Оцените индивидуальный подход педагога к детям

10 Заинтересованность детей на занятии

12 Качество выполнения задания

13 Умение пользоваться пособиями

14 Четкость, логичность речи педагога

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Умение выделять первый звук в слове

2 Умение выделять и называть последний звук в слове

3 Умение проводить звуковой анализ слова

4 Умение определить ударение в слове

5 Умение образовывать слова путем замены одного звука другим

6 Умение проводить слоговый анализ слова

7 Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение

8 Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки

9 Умение составлять и анализировать предложения

10 Заинтересованность детей на занятии

14 Умение работать в темпе

15 Качество выполнения задания

16 Умение пользоваться пособиями

17 Четкая формулировка вопросов педагога

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

Ф. И. О. анализирующего ___

Вопросы и критерии анализа Уровни оценки/ степень выполнен., использования

Высок. / да Ср. / частично Низк. / нет

I Организация предметно – пространственной среды:

1.2 Соблюдение: 1) гигиенических требований

1.3 Использование предметной среды как средства решения поставленных задач

Оборудование и атрибуты: 1) обоснованность подбора

3) качество и эстетичность

4) эффективность использования

2.1 Наличие триединой дидактической цели

Ее соответствие: 1) тематике развлечения

3) возможностям детей

2.3 Полнота реализации задач

III Деятельность педагога:

3.1 Простота и доступность изложения материала, заданий

3.2 Речевая компетентность педагога

Используемые методы и приемы: 1) их разнообразие

4) эффективность их использования

3.1 Умение: 1) обеспечить эмоциональный интерес

2) организовывать дет., поддерживать дисциплину

3) распределять внимание (на всех и каждого)

3.5 Взаимо-действие: 1) с детьми

4) с другими специалистами

3.6 Поведение ведущего: 1) уверенность в ведении досуга

3) соблюдение педагогического такта

3.7 Знание репертуара 1) музыкальным руководителем

3.8 Качество исполнения 1) музыкальным руководителем репертуара

IV Организация развлечения (праздника)

4.1 Продуманность организации развлечения

4.2 Целесообразность его построения

4.3 Наличие мотивации, ее соответствие возрасту детей

4.4 Разнообразие музыкального репертуара

Подбор репертуара, игр, упражнений: 1) с учетом умений, опыта детей

4.6 Наличие сюрпризного момента

4.7 Рациональность использования ТСО

4.8 Привлечение к участию в досуге (празднике) сверстников из других групп, школьников, родителей и др. (нужное подчерк.)

4.9 Привлечение детей, школьников, родителей, взрослых к испол-нению ролей (персонажей); его проведению (нужное подчерк.)

V Деятельность детей

5.3 Организованность и дисциплинированность

5.4 Умение действовать в соответствии с указаниями педагога

Качество исполнения 1) песен

6) игры на музыкальных инструментах

5.7 Положительный эмоциональный настрой

5.8 Задействованность всех детей в ходе развлечения

Ф. И. О. анализирующего___

Выводы и рекомендации: ___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

2 Полнота осуществления задач:

3 Соответствие программного содержания возрасту детей

4 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

5 Соответствуют ли приемы, используемые на занятии, возрасту детей:

— наглядный показ взрослого

6 Поддерживается ли воспитателем интерес к занятию на протяжении всего занятия?

7 Показывает ли воспитатель разные варианты выполнения упражнений?

8 Проявляет ли ребенок инициативу в подготовке оборудования?

11 Активность выполнения ОРУ, ОД, подвижных игр (%)

12 Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание?

15 Качество выполнения упражнений, заданий

16 Умение пользоваться пособиями

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РИСОВАНИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Применяются ли нетрадиционные формы занятия?

4 Использует ли педагог в занятии:

5 Умение держать кисточку

6 Владеют ли дети различными техническими навыками рисования

7 Заинтересованы ли дети рисованием?

8 Умеют ли работать в коллективе рядом или с группой детей?

9 Четкая формулировка вопросов педагога

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Ф. И. О. анализирующего ___

Тема занятия:___

№ п/п Вопросы и критерии анализа

1 Соответствует ли программное содержание уровню развития детей?

2 Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное

3 Умение детей принимать познавательную задачу

4 Стремление к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов:

уходит от разрешения проблемы

5 Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать причинно-следственные связи?

6 Учитываются ли индивидуальные особенности детей?

7 Умеет ли ребенок обобщать, находить сходство, отличить существенное от несущественного?

Группа: ___Начало занятия:___ Окончание:___ Количество детей:___

Анализ занятия 3 Анализа занятия Вопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Соответствие программного содержания возрасту ребёнка 2. Наличие нового.

Контроль в ДОУ Схемы :«Анализ музыкального занятия», «Анализ занятия по РЭМП»,«Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»[cut=Читать далее. ] СХЕМА.

источник

Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным.

Родители должны знать, что занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.

Развивающие занятия могут проводиться только после обучающих тренировок. Они являются показателем накопленного ребенком опыта, приобретенных знаний. Если нужные умения дошкольником не получены, он не готов к принятию самостоятельных решений на их основе.

Методист или педагог должен ответить на несколько основных вопросов, чтобы правильно провести анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец опросника может не подойти для некоторых специализированных детских садов, но для большинства дошкольных учреждений он пригодится. Вот некоторые из них:

  1. Готовы ли дети к предстоящему занятию, понимают ли, для чего оно проводится?
  2. В какой форме проходит урок? Воспринимается ли материал, доступен ли он?
  3. Не преувеличен ли объем информации?
  4. Какие органы чувств ребенка задействованы?
  5. Осмыслены ли действия, которые совершают воспитанники?
  6. Какой психологический климат в детском коллективе?
  7. Заинтересованы ли дошкольники в том, что они делают?
  8. Каково качество подготовленного материала?
  9. Способствовало ли занятие творческой активности детей?

Эти вопросы помогут на начальном этапе и будут полезны, если проводится, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по математике.

Действовать в соответствии с определенным перечнем — вот что должен делать тот, кто проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, представленный опытными коллегами, поможет в этом. Какие же пункты необходимо в него включить?

4. Ф.И.О. того, кто проводит занятие.

5. Возраст детей и наименование группы.

6.Поставленные задачи и методы их решения.

7. Обоснование выбранного материала и способа проведения занятия с точки зрения психологических особенностей воспитанников.

8. Описание обучающего процесса с точки зрения детей. Контроль воздействия проводимой тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями.

9. Оценка действий воспитателя. Обоснование как положительных, так и отрицательных моментов. Изучение мнения детей.

10. Подведение итогов. Анализ личности педагога, черт его характера, способствующих или мешающих процессу обучения.

По такому плану можно контролировать любой тренинг в детском саду и выполнить, например, анализ занятия в ДОУ по ФГОС по ИЗО.

Если в детском саду обучают изобразительному искусству, значит надо анализировать проведение этого предмета. Для начала проводят параллель между возрастом детей, их способностями к рисованию и предложенной обучающей программой. Оценивают нагрузку, учебную и эмоциональную; качество выбранного материала, наглядных пособий. То, как воспитатель умеет преподать знания и вовлечь воспитанников в учебный процесс. Важно, чтобы объяснения педагога были доступными и правильными.

Аналитик должен представлять разницу между преподаванием в младших и старших группах, когда проводит анализ занятия в ДОУ по ФГОС. Образец, если его предоставляют, должен соответствовать возрасту воспитанников. Длительность и разбивка занятия на этапы имеет значение для правильной организации процесса в дошкольном коллективе, такое же, как сравнение детских работ между собой.

На уроках рисования важно оценить такие критерии выполненных заданий, как правильность формы, соразмерность отдельных частей, соответствие заданию, оформление, использование бумажного пространства, расположение рисунка на плоскости. Надо отметить и самостоятельность ребенка, его навыки, развитие моторики.

Образец урока рисования в полной мере отражает процесс контроля педагогической работы. Но воспитатель может оценивать свою деятельность самостоятельно. В этом случае надо действовать в соответствии с тем же планом. Например, как проводится самоанализ занятия по определению времени.

Сначала педагог формулирует общую тему урока. Затем ставит цели, которых необходимо достигнуть в процессе работы. Они могут быть конкретными: научиться узнавать время по часам, иметь представление о приборах, измеряющих время. И развивающими: активизировать память и внимание, развить логическое мышление, определить причину и следствие.

Затем поставить перед собой задачи. Скорее всего, они будут воспитательными.

  • Осмыслить применение технологий: информационных, игровых, личностных, коммуникационных.
  • Отследить взаимосвязь всех производимых действий.
  • Описать порядок работы и инструменты для ее осуществления.
  • Проанализировать действия детей, их реакцию, восприятие занятия и педагога.
  • Отметить, способствовала ли обстановка в группе сохранению здоровья воспитанников.

Анализ занятий проводится для того, чтобы дошкольники развивались в условиях предусмотренных Госстандартом. Дети, окончив детский сад, должны быть, по мнению составителей ФГОС, культурными, инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности.

Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.

Чтение и письмо перестали быть главными приоритетами дошкольного образования. Главное — формирование стрессоустойчивой личности, которая легко справится с трудностями взрослой жизни. Но подготовка в детском саду должна помочь успешно осваивать школьную программу. Дети разные, и подход к их обучению должен быть соответствующий. Но на первый план выходит развитие психологической, физической, коммуникативной деятельности ребенка.

Читайте также:  Анализ на глисты для детей

Поэтому дошкольник в будущем с удовольствие пойдет в школу, так как будет к ней готов физически и морально. Дети в современном мире получают больше информации, чем предыдущие поколения. Поэтому и занятия с ними должны выйти на новый уровень. Уже в младшем дошкольном возрасте малыш осваивает сложные гаджеты. И процесс обучения в ДОУ должен поднимать его знания на новый уровень, а не тормозить процесс развития.

источник

Методическая работа — Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
методическая разработка по теме

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оста влять свои мысли в комментариях!

Анализ занятий и игровой деятельности, схема анализа занятий

Организация и проведение занятия _

Характеристика программного содержания:

Соответствие задач программе группы (да, нет, частично, другое)

Соответствие уровню развития детей данной группы (да, нет, частично, другое)

Объём программного содержания (да, нет, частично, другое)

Конкретность формулировок программного содержания (да, нет, частично, другое)

Характеристика деятельности воспитателя:

Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач (да, нет, частично, другое)

Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы (да, нет, частично, другое)

Правильность, точность применения этих приёмов (да, нет, частично, другое)

Характеристика деятельности детей:

Освоение детьми программного содержания по задачам (да, нет, частично, другое)

Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию) (да, нет, частично, другое)

Учебные навыки детей (да, нет, частично, другое)

Характеристика условий проведения занятия:

Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий (да, нет, частично, другое)

Соответствие требованиям материально-технических условий (да, нет, частично, другое)

Соответствие требованиям функционально-педагогических условий (да, нет, частично, другое)

Дата проверки ________________________________

Кто проверял _________________________________

Психологический анализ занятия

Психологический анализ учебной деятельности детей:

• Активная позиция детей на занятии (да, нет, частично, другое)

• Позитивное отношение детей к воспитателю (да, нет, частично, другое)

• Преобладающее на занятии самочувствие детей (да, нет, частично, другое)

Психологическая оценка занятия:

• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов) (да, нет, частично, другое)

• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя; (да, нет, частично, другое)

преобладание речи детей; (да, нет, частично, другое)

равное соотношение) (да, нет, частично, другое)

• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия) (да, нет, частично, другое)

Психологический анализ деятельности воспитателя:

• Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе») (да, нет, частично, другое)

• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком) (да, нет, частично, другое)

• Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

Дата проверки ____________________________________

Кто проверял _____________________________________

Анализ физкультурного занятия

Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование)

Полнота осуществления задач:

• Оздоровительных (да, нет, частично, другое)

• Воспитательных (да, нет, частично, другое)

• образовательных (да, нет, частично, другое)

Соответствие задач данному возрасту

Методы и приёмы, используемые на занятии:

• Индивидуальный подход (да, нет, частично, другое)

• Фронтальный (да, нет, частично, другое)

• Поточный (да, нет, частично, другое)

• Подгрупповой (да, нет, частично, другое)

• Словесный (да, нет, частично, другое)

• Показ взрослого (да, нет, частично, другое)

• Показ ребёнка (да, нет, частично, другое)

• Напоминание и др. (да, нет, частично, другое)

Соответствие физ. нагрузки нормам:

• В водной (да, нет, частично, другое)

• В основной (да, нет, частично, другое)

• В заключительной (да, нет, частично, другое)

Моторная плотность (да, нет, частично, другое)

Общая плотность (да, нет, частично, другое)

Используются ли нетрадиционные формы в занятии?

Активность выполнения ОРУ, ОД подвижных игр (%)

Осознано ли дети воспринимают материал? (да, нет, частично, другое)

Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий? (да, нет, частично, другое)

Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание? (да, нет, частично, другое)

Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений? (да, нет, частично, другое)

Была ли инициатива со стороны детей в подготовке атрибутов и пособий? (да, нет, частично, другое)

Дата проверки __________________________________________

Кто проверял ____________________________________________

Поведение ребёнка на занятии

Слушает воспитателя внимательно или отвлекается (да, нет, частично, другое)

Выполняет задание рассеяно или сосредоточено (да, нет, частично, другое)

Самостоятелен от начала до конца (да, нет, частично, другое)

Подражает соседу (да, нет, частично, другое)

Работает быстро или медленно (да, нет, частично, другое)

Успевает закончить или оставляет работу незавершённой (да, нет, частично, другое)

Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью (да, нет, частично, другое)

Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие (да, нет, частично, другое)

Дата проверки _______________________________

Кто проверял ________________________________

  • Соответствие программного содержания возрасту ребёнка (да, нет, частично, другое)
  • Наличие нового материала, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли. (да, нет, частично, другое)
  • Выполнение гигиенических требований (да, нет, частично, другое)
  • Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования) (да, нет, частично, другое)
  • Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность (да, нет, частично, другое)
  • Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). (да, нет, частично, другое)
  • Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. (да, нет, частично, другое)
  • Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. (да, нет, частично, другое)
  • Индивидуальная работа с детьми. (да, нет, частично, другое)
  • Поведение детей в процессе работы. ( да, нет, частично, другое)
  • Оценка работы воспитателями, детьми. (да, нет, частично, другое)
  • Дата проверки ______________________________
  • Группа _____________________________________
  • Воспитатель ________________________________
  • Кто проверял ________________________________

Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей

  • Умение слышать и принимать учебное задание (да, нет, частично, другое)
  • Умение слушать и слышать объяснение воспитателя (да, нет, частично, другое)
  • Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану (да, нет, частично, другое)
  • Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его (да, нет, частично, другое)
  • Умение слушать и слышать ответы товарищей (да, нет, частично, другое) Умение излагать свои мысли понятно для окружающих (да, нет, частично, другое)
  • Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был сделать? Чему научился? (да, нет, частично, другое)
  • Дата проверки ________________________________
  • Ф.И. ребёнка _________________________________
  • Воспитатель __________________________________
  • Кто проверял _________________________________

Консультация предназначена для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду».

Пособие для педагогов-хореографов дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ло.

Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности.

Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы «Транспорт&quot.

источник

Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.

Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах:

  • самоанализ, или рефлексивный анализ;
  • анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ.

Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе.

Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы.

Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога

Проблемный анализ призван диагностировать:

  • качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада;
  • эффективность используемых методов работы с детьми;
  • уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми;
  • соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является:

  • оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями);
  • прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре);
  • психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.);
  • наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов);
  • уровень усвоения детьми материала;
  • методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника).

Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов.

Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно.

Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга

Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о:

  • методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними);
  • психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему);
  • методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой).

Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов).

Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой.

Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы

Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности:

  • развитие речи;
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
  • музыкальное занятие;
  • логопедическое занятие;
  • хореография;
  • физкультура;
  • основы грамоты.

Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях.

Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения:

Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность.

По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки

Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей:

  • общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер;
  • педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия;
  • психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей;
  • анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня).
Читайте также:  Анализ на герпес у детей

Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства.

  1. Тема урока.
  2. Дата проведения.
  3. Ф. И. О. педагога с указанием регалий.
  4. Название группы и возраст детей.
  5. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии.
  6. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов.
  7. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия).
  8. Реализуется ли индивидуальный подход на занятии.
  9. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему.
  10. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично.

Пример анализа занятия по развитию речи

Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В.

Занятие: Развитие речи, рисование.

Цель: формирование представлений о мире, любви, добре.

Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы.

Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия.

Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.

На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми.

Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования.

Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями.

Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.

Авдонина В.И., воспитатель

https://konspekteka.ru/primer-analiza-zanyatiya-dlya-molodyh-pedagogov/

Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ

Цель посещения занятия:
Ф. И. О. педагога, регалии:
Дата:
Занятие:
Тема:
Показатели Баллы
1 Целеполагание
Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены.
2 Подготовка к занятию
2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия).
2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии.
2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо).
3 Структура занятия
3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия.
3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач.
3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия.
4 Содержание занятия
4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу.
4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей.
4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями.
5. Выполнение санитарно-гигиенических требований
5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия).
5.2. Смена поз во время занятия.
5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами.
5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.
6. Создание познавательной сферы занятия
Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех.
7. Применяемые методы обучения
7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников.
8. Организация деятельности детей
8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах.
8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками.
9. Взаимодействие воспитателя и детей
9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия.
9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности.
10. Речь воспитателя и её значение на занятии
10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия.
10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации.
10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству.
11 Воспитывающая сторона занятия.
11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы.
11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот.
12 Контроль и коррекция деятельности детей.
12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников.
12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля.
12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии.
13 Результативность занятия
13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения.
13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности.
13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире).
Всего баллов:
Критерии оценивания:
0 б. – показатель не проявляется;
1 б. – проявляется частично;
2 б. – проявляется в полном объёме.
60–70 б. – оптимальный уровень;
35–48 б. – допустимый уровень;
49–59 б. – достаточный уровень;
менее 50 б. – критический уровень.
Занятие посетил:
Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание
Психологический мониторинг активности детей:
  • дети активны на занятии;
  • малыши положительно воспринимают педагога;
  • на занятии у ребят преобладает хорошее настроение.
Психолого-педагогическая оценка урока:
  • организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации);
  • соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере);
  • соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока).
Психологическая диагностика активности педагога:
  • наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»);
  • общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу);
  • внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске).
Дата анализа:
Группа:
Воспитатель — Ф. И. О.:
Проверяющий — Ф. И. О.:

Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь

Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе

Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

источник

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий
Своевременно ли подготовлены наглядные пособия, дидактический материал
Наличие у детей познавательного интереса
Разнообразие методов и приемов
Правильно ли выбраны педагогом методические приемы: вопросы, объяснения, образец
Грамматическая правильность речи детей (были ли грамматические ошибки)
Словарь детей (правильно ли употребляют слова)
Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи?
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи педагога

Выводы и рекомендации.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
Правильное использование в речи математической терминологии
Полнота ответов
Количество и счет
Решение задач
Знание геометрических фигур
Деление предмета на равные части
Заинтересованность детей на занятии
Ориентировка в пространстве, во времени
Внимание
Качество выполнения задания
Самостоятельность
Организованность
Умение работать в темпе
Умение действовать по словесной инструкции
Умение делать логические выводы
Умение пользоваться пособиями
Умение содержать рабочее место в порядке
Соблюдение норм и правил поведения
Четкая формулировка вопросов педагогом

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО МАТЕМАТИКЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Соответствие программного содержания возрасту детей
Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное
Выполнение гигиенических требований
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования)
Необходимость, разнообразие, качество наглядного и раздаточного пособия
Правильное использование в речи математической терминологии
Проведение дидактических игр и игровых упражнений для развития представлений: — о количестве, — величине, — форме, — ориентировке в пространстве
Развитие у детей умений рассуждать, размышлять, делать выводы, умозаключения
Оцените индивидуальный подход педагога к детям
Заинтересованность детей на занятии
Внимание
Качество выполнения задания
Умение пользоваться пособиями
Четкость, логичность речи педагога

Выводы и рекомендации.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

НА ЗАНЯТИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

№ п/п Вопросы и критерии анализа Реализовано
да нет частично
Умение выделять первый звук в слове
Умение выделять и называть последний звук в слове
Умение проводить звуковой анализ слова
Умение определить ударение в слове
Умение образовывать слова путем замены одного звука другим
Умение проводить слоговый анализ слова
Умение различать понятия: звук – слог – слово – предложение
Умение различать гласные и согласные, мягкие и твердые звуки
Умение составлять и анализировать предложения
Заинтересованность детей на занятии
Внимание
Самостоятельность
Организованность
Умение работать в темпе
Качество выполнения задания
Умение пользоваться пособиями
Четкая формулировка вопросов педагога

Выводы и рекомендации.

КАРТА АНАЛИЗА РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ПРАЗДНИКА)

источник

Педагогическая оценка по своему содержанию тесно связана с той воспитательно-образовательной задачей, которая решалась на конкретном занятии.

Детские рисунки, поделки обязательно оцениваются с точки зрения ре­шения изобразительных задач — должны быть отмечены их выра­зительность, оригинальность. Педагог ставит вопросы, которые помогают детям увидеть это в поделке.

Когда работа ведется в системе, дети по предложению педагога или самостоятельно находят отличия в своих поделках и охотно о них рассказывают. Педагогу важно своим поведением, эмоцио­нальной речью показать, что он заинтересован работами детей. Тогда дети начинают стремиться к оригинальности, выразитель­ности в работе.

Важно продумать вопросы, помогающие детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили («не очень научились»), что нужно учесть, чтобы этих ошибок не допускать в дальнейшем. И сразу предлагается сделать возможные исправления.

Важно побудить детей к действиям, помогающим им самим обнаружить ошибку, неточность в работе. Даже младший дошко­льник может это сделать. Например, педагог предлагает закрыть сделанную открытку, сложив ее странички, и посмотреть, совпа­дают ли стороны. Дети сами увидят результат, если педагог дал им бумагу с одной цветной стороной. «Беленькую видно», — гово­рят они, если стороны не совпадают.

Воспитатель имеет возможность еще раз установить связь меж­ду способом действия и получаемым результатом. Если таким образом анализировать результаты, то дети рано начинают само­стоятельно использовать контролирующие и корректирующие действия для совершенствования своей работы.

В старшем возрасте воспитатель нацеливает детей на анализ примененных способов действий и задает вопросы: «Все ли сто­роны кубика плотно прилегают к столу? Почему?» Дети ставят кубик (каждый свой) сначала на полую сторону. Если разрезы сделаны точно по линии и до точки пересечения линий, то все четыре стороны касаются стола. Затем дети ставят кубик на закрытые стороны. Если стороны (сгибы) проглажены четко, То углы и стороны плотно прилегают к столу. Проделывая такие контролирующие действия, дети обнаруживают недочеты где возможно, исправляют.

Каждый ребенок может т.о. установить, какие ошибки он допустил, и сделать вывод к последующей работе, а именно: перед ребенком раскрываются пути дальней­шего совершенствования своей деятельности, формируются само­оценка и самоконтроль, что очень важно для самостоятельной деятельности.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста.

Словесные методы и приемы обучения в процессе руководства изобразительной деятельностью неотделимы от наглядных и иг­ровых.

Втех случаях, когда у детей имеются представления об изо­бражаемом предмете, явлении, сформированные заранее, дошко­льники владеют соответствующими умениями, словесные методы на занятии занимают большее место. Например, педагоги чаще использует вопросы, пояснения с целью формирования изобрази­тельного представления.

Читайте также:  Анализ на гипотиреоз у детей

15. Перечислите требования, предъявляемые к оценке результатов деятельности детей на занятиях по изобразительной деятельности. Раскройте необходимость просмотра и анализа детских работ. Охарактеризуйте методику анализа результатов деятельности детей на занятии в разных возрастных группах.

Решите педагогическую задачу:

На педагогической практике учащимся довелось увидеть несколько вариантов одного и того же занятия по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

В одном случае результаты детских работ оценивались так: воспитатель вывесил все работы на общий стенд, и дети сравнивали, у кого работа лучше.

В другой группе работы детей также были вывешены на общее обозрение, а педагог оценивал результат каждого ребенка примерно так: «Ты сегодня, Алеша, очень постарался, уже лучше вырезал разные формы и красиво расположил на листе». А Свете воспитатель сказала: «Что-то я сегодня не заметила такой же старательности, как в прошлый раз, когда ты выполняла наклеивание форм на лист».

Еще один вариант подведения итогов был таким: дети развесили работы в виде выстовки, полюбовались пейзажами, а в сводное время педагог беседовал с отдельными детьми, обсуждая, довольны ли они сами полученными результатами.

Проанализируйте предложенную ситуацию. Спроектируйте свои действия по оценке результатов деятельности детей на занятии по аппликации на тему «Зимний пейзаж».

Педагогическая оценка и анализ детских работ –словесное описание результатов деятельности, развивающее аналитическое мышление, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому результату. Позволяет научить детей объективно оценивать свою работу, и работу выполненную другими людьми (у дошкольника к 5 годам).

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В «Малышах» воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

Анализ детских работ можно вести в различных планах, но обязательно надо отметить как решены задачи, поставленные в начале занятия – что удалось выполнить правильно. Чаще всего для экономии-времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Следует избегать показа на каждом занятии ра­бот одного и того же ребенка, даже если они действительно выде­ляются среди других. В результате постоянных похвал у него мо­жет развиться неоправданная самоуверенность, чувство превос­ходства над другими детьми. С одаренными детьми следует вести индивидуальную работу с учетом их способностей и изобразитель­ных навыков.

Иногда выбор работы для анализа воспитатель поручает де­тям. В этих случаях все работы раскладываются на одном столе (или прикрепляются к стенду) и ребятам предлагается выбрать наиболее понравившиеся. Затем воспитатель подробно анализи­рует с детьми отобранные работы.

Обсуждение работы каждого ребенка возможно в подготови­тельной группе, дети уже интересуются результатами труда това­рищей. Но такой анализ следует проводить в свободное от занятий время, так как 2—3 мин в конце занятия недостаточно.

Детям 6 лет можно предложить проанализировать свои работы, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение не только к работам товарищей, но и к своим собственным.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

— оценивается только тот результат, который достигается уси­лиями самого ребенка;

— по мере развития ребенка оценка становится все более диф­ференцированной;

— нельзя сопоставлять результат деятельности ребенка с успе­хами других детей, нужно оценивать его достижения;

— оценку необходимо построить так, чтобы дети были макси­мально активны в ней, начиная с младшего возраста

Третья часть занятия.Анализ результатов деятельности детей илипедагогическая оценка детских работ. Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших её компонентов и в разных формах необходим на каждом занятии. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо, выставлять все работы на стенде для рисования и аппликации или на стенде для лепки. Вылепленные фигурки устанавливают на специальной доске-стенде, разделенной на ячейки для каждого изделия. В этом случае дети рассматривают стенд, собравшись вокруг него. Если в группе имеются полочки с ячейками у доски для просмотра работ, то дети могут оставаться на своих местах за столом.

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критиче­скиезамечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.

С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Педагог спрашивает, дети должны сами делать выводы — закрепляются полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию: например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту лечить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, на­стало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобри­тельной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее (перед обедам, после сна) мы их подробно рассмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывеши­вают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, т.к. у детей пропадет интерес к результатам своего труда, а цель анализа — научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески рабо­тать над решением темы.

Формы проведения анализа могут быть различными:

· воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного приду­мал ребенок;

· одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

· ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образ­цом, оценивает его;

· дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

· иногда с целью воспитания умения объективно оценивать свои работы он предлагает детям разместить в первом ряду стенда наиболее удачные, во втором — те, где допущены небольшие ошибки, и в третьем ряду — менее удачные.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность ещё раз посмотреть работы, поговорить о них. Воспитатель же обращает­ся к тем, кто не очень активен во время анализа, кто, по его мнению, нуждается в индивидуальном обсуждении рисунка, аппликации и др.

После занятия все выполненные рисунки, поделки и игрушки желательно красиво расставить и продемонстрировать родителям в раздевальной комнате. Воспитатель привлекает их внимание к достижениям всех детей, а не только своего ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей выполнить свою работу красиво. Выставка детских работ действует до следующего занятия, а затем рисунки заменяются новыми.

Оформление работ мо­жет быть различным, но эстетически продуманным. На небольшом стенде для 6—8 ра­бот выставляют наиболее интересные рисунки, аппликации. Остальные работы (1-2 последних занятий) хранят в папке в файлах или др. Работы на выставке можно оформить в паспарту серого цвета с большими полями, чтобы работа выглядела привлекательнее. На отдельной этикетке справа указать название работы и имя автора.

На обратной стороне работы обязательно указать дату занятия, тему, автора работы.

Где нет возможности организовывать выстав­ки, детские рисунки, аппликации оформляют в альбоме. На каждого ребенка отводят файл, в который вкладывают рисунок. Указывается имя автора. После занятия воспитатель вынимает предыдущую работу и вкладывает новую.

Самые лучшие работы каждого ребенка выставляют на постоянно действующей выставке работ. Эти работы сохраняют длительное время, их постоянно пополняют, заменяют, стремясь, чтобы все дети были участниками этой выставки.

Персональная выставка — одна из форм поощрения детей, обладающих незаурядной фантазией. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям.

Организация выставок дает большие результаты: привлекает детей к изобразительной деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество. Каждая выставка должна иметь своё название – образное, художественное.

Анализ детских работ

Развитие аналитического мышления, в ре­зультате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контро­лировать и оценивать свои действия и их результаты. Если про­цесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом, ожидая от воспитателя одобрения.

В младшей группе воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей, Положи­тельная оценка их способствует сохранению интереса к изобра­зительной деятельности.

В средней и старшей группах воспитатель .использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, на­сколько правильно изображен предмет, помогает развитию созна­тельного отношения к выбору средств и приемов работы активиза­ции всей творческой деятельности.

После выполнения задания воспитатель показывает одну из работ и отмечает ее положительные стороны: «Как хорошо, ак­куратно закрашен дом», «Как красиво подобраны цвета в узоре — темные и светлые рядом, их видно хорошо», «Как интересно вы­леплен лыжник» и т. д.

Если аналогичные ошибки есть во многих работах, то следует обратить на них внимание, спросить: Как можно их исправить?

Рассматривать ошибку в работе одного ребенка со всеми деть­ми не следует, так как осознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины ошибки и пути ее устранения лучше про­анализировать в индивидуальной беседе.

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка.

16. Назовите цель применения игровых приёмов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте особенности применения игровых приёмов в зависимости от возраста детей. Охарактеризуйте группы игровых приёмов, используемые при руководстве изобразительной деятельностью дошкольников.

Решите педагогическую задачу:

С детьми средней группы воспитатель проводит занятие по конструированию из строительного материала. Мишутка привел с собой из леса медвежат, но они не могут перебраться к детям, потому что на пути разлились реки разной ширины. Предлагая малышам подумать, как медвежатам перебраться через реки, воспитатель подводит их к необходимости построить мостики разной длины. Дети выбирают нужной длины дощечки, кубики, строят мосты со ступеньками, по которым медвежатам будет удобно пройти. После этого каждый ребенок переводит своего медвежонка на другой берег, играет с ним, а когда Мишутка зовет своих сыновей домой, дети снова осторожно проводят игрушку по мосту. Затем по указанию воспитателя дети складывают дощечки по размеру — длинные с длинными, короткие с короткими, складывают кубики в коробку и, попрощавшись с Мишкой, идут гулять.

Спрогнозируйте эффективность использования игровых приёмов воспитателем в предложенной ситуации. Предложите свой вариант игровой ситуации на предложенную тему занятия.

Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностьюэффективный и

не­заметный для ребенка путь обучения изодеятельности, способствующий бережному сохранению детских чувств, настроения.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом

особенно­стей игры детей, логики ее развития,

особен­ностей изобразительной деятельности.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:

· сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр

· сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

источник