Меню Рубрики

Анализ чтения детей по теме

Описание материала: Анкетирование предназначено для родителей детей средней группы, для старших дошкольников.

Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.

— Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.

— Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.

— Воспитывать бережное отношение к книге.

Анализ анкетирования: Родители должны были ответить на 21 вопрос анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.

На 1 вопрос «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?» — большинства родителей ответили, что необходимо вдохновлять у детей интерес к книгам и картинкам все 100 %.

На 2 вопрос «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?» были даны такие ответы: вместе с ним читать, заинтересовать книгой, покупать больше новых книг, читать книги каждый день.

На 3 вопрос: «Семейное чтение – это. «: 2 семьи (9 %) ответили, что литература, интересующая всех членов семьи или её части. 8 семей (34 %) ответили — семейное чтение – это обсуждение, прочитанное всей семьей или некоторыми членами. Для 12 семей (52 %) стало, это чтение вслух, интересующее всех членов или отдельную группу семьи, которое содействует познавательному развитию личности ребенка, а также является одной из форм – досуга.

На 4 вопрос: «Внимательно ли с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух?» Все родители ответили утвердительно – Да. Все родители желают, чтобы их ребёнок подружился с книгой и любил слушать их с большим интересом.

На 5 вопрос «Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в произведении». Для 17 семей (74 %) дан был ответ «да». 3 семьи (13 %) ответили, редко задаёт вопросы. Остальные ответили, редко любит, чтоб его слушали и чтобы он отвечал на вопросы. Сама по ходу чтения объясняю ребёнка.

На 6 вопрос: «В состоянии ли он рассказать историю, описать какой – либо случай, произошедший с ним?». 17 семей (74 %) ответили утвердительно «да». 3 семьи (13 %) ответили «нет». А остальные ответили: часто пересказывает мультики или отрывки из книг. Кратко повторяет предложения, ранее произнесенные.

На 7 вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?», 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) детей делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения, просмотра кинофильма с другими. Обсуждают поступки героев и их поведение.

На 8 вопрос: «Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление?». Этот вопрос многих родителей заставил задуматься, а некоторые с большим трудом упоминали свои любимые книги детства. В результате были названы следующие произведения: «Тимур и его команда» А. Гайдар. Рассказ «Честное слово», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», сказки Братьев Гримм, «Королевство Кривых зеркал» В. Губарев, «Покоритель зари или плавание на край света», «Король Лев», «Алиса в стране чудес», стихи Маршака, «Чиполино», «Бемби», «Незнайка», «Карлсон», «Пепин длинный чулок», «Волшебник Изумрудного города», «Дети подземелья». И остальные 5 семей (22 %) не помнят книг своего детства.

На 9 вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель». 15 семей (65 %) ответили – ребенок и слушатель и зритель. 6 семей (26 %) – только слушатель.

На 10 вопрос: «На вопрос о наличии или отсутствии трудностей в проведении семейного чтения»:

1. 26 % родителей ответило, что проблемы испытывают в выборе книг.

3. 4 % в методике проведения чтения

4. 61 % не переживают проблем, ведь семейное чтение не практикуется в семье. По данному вопросу родители имеют необходимость в консультативной помощи по проблемам: литературы по возрастным категориям, правилам проведения чтения.

На 11 вопрос: «Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?». Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.

На 12 вопрос: «Часто ли Вы читаете ребёнку книги?». Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.

На 13 вопрос: «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»: У самых маленьких читателей — детей дошкольников любимые произведения сказки: Русские народные сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина Избушка». Также стихи А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр». А.Н. Толстой «Буратино», В. Сутеев сказки, А. Резников «Приключение Кота Леопольда», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Михалков «Три поросёнка», Э. Успенский «Простоквашино» и другие.

На 14 вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребёнку произведений?». Даны были такие ответы родителей: «Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», сборники детских сказок, «Русалочка», «Львёнок и черепаха», «Золушка», «Муха – Цокотуха», «Цветик – Семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Спящая Красавица», «Дядя Стёпа» и другие.

На 15 вопрос: «Может ли Ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги? Утвердительно ответили «Да» 13 семей (56 %), «не знаю» 10 семей (43 %).

На 16 вопрос: «Сколько поколений собирает эту библиотеку?». Родители предпочли такие ответы: 4 семьи (17 %) это три поколения, 5 семей (22 %) это два поколения, 7 семей (30 %) это первое поколение, и 7 семей (30 %) нет ни одного поколения.

На 17 вопрос: «Последняя книга, купленная Вами? И детский журнал?». Были даны родителями разнообразные ответы: журнал «Винни и его друзья», народные сказки, «Большая энциклопедия дошкольника», журнал «Свинка Пеппа», журнал «Лунтик», сборник стихов «Новогодний подарок», «Черепашка Ниндзя», сборник Великие сказки Мира, Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Житков «Что я видел», журнал «Барбоскина», стихи А. Барто, рассказы Николая Носова и другие.

На 18 вопрос: «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?». 12 семей (52 %) ответили, что ребенок не знает имена писателей и поэтов. 11 семей (48 %) ответили: Н. Носов, С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.С. Пушкин, В. Маяковский, В. Сутеев, С. Михалков.

На 19 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».

На 20 вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?». 6 семей (26 %) ответили к пяти годам. 5 семей (22 %) ответили к 6 годам. 8 семей (34 %) к семи годам. 4 семьи (17 %) ответили каждый в своё время.

На 21 вопрос: «Что даёт современному ребёнку чтение книг?». Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: «развивает память, мышление», «расширяет кругозор ребенка», «способствует интеллектуальному развитию ребенка», «учит правильному мышлению и логическому мышлению», «способствует познанию мира», «учат думать, размышлять, дают знания», «чтение хороших книг воспитывает Человека».

Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

источник

«Любят ли читать современные школьники начальной школы»

С целью изучения отношения ребят к чтению художественной литературы на базе МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ было проведено анкетирование среди учащихся, родителей и учителей начальной школы.

Дата проведения – октябрь 2017 года.

Анкетирование проводила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» Менделеевского муниципального района РТ Созонова Елена Васильевна.

В опросе приняли участие учащиеся 3-4-х классов, возраст участников от 10 до 11 лет.

3 класс – 18 учащихся из 21 учащегося, 85,71% от общего количества;

4 класс – 26 человек из 31 учащегося, 83,87 % от общего количества.

3 класс – 13 родителей, 61,9% от общего количества;

4 класс – 20 родителей, 64,51 % от общего количества.

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

Опрос включал анкеты для учащихся, родителей и учителей анонимного характера.

Анкета для учащихся включала следующие вопросы (№5, №6 содержат варианты ответов)

2 . В каком классе ты учишься?

3 . Честно признайся, любишь ли ты читать?

4 . Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть.

5 . Как эти книги попали к тебе в руки?

а) по совету друга (подруги);

д) эту книгу изучали в школе по программе;

6. С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги?

в) с учителем литературы на уроке;

7. Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?

8. Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?

9. Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)?

10 . Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?

Результаты анкетирования следующие.

На вопрос №3 «Любишь ли ты читать?» большинство школьников ответили «Да» (46,6%).

К сожалению, тенденция «Я не люблю читать, мне не нравится» достигла и современных детей начальной школы. Книги им заменяют смартфоны, ноутбуки, телевизор.

На вопрос № 4 «Назови пять (или меньше) самых твоих любимых книг (автор и название), если такие есть» были получены следующие ответы: из 44 человек (прописываю так, как написали дети без авторов)

— Сказки А.С.Пушкина — 10 человек (22,72%);

— «Муха-Цокотуха» — 7 человек (15,90%);

— Русские народные сказки – 6 человек (13,63%);

— Книги про животных — 6 человек (13,63%);

— «Алиса в стране чудес» — 5 человек (11,36%);

— «Конёк-Горбунок» — 5 человек (11,36%);

— «Приключение Буратино», «Приключения Незнайки» и «Доктор Айболит» — по 4 человека (по 9,09%);

— Были названы следующие произведения: сказки «Красная шапочка», «12 месяцев», «Цветик — семицветик», «Огниво», «Маленький мук», «Чипполино», «Белоснежка и семь гномов», «Город в табакерке». Это произведения из школьной программы, которые изучали на уроках литературного чтения в школе (внеклассное чтение). Следует отметить, что учащиеся 3-4- классов читают мало, у многих нет интереса к чтению, нет любимых книг.

На вопрос № 5 «Как эти книги попали к тебе в руки?» были получены следующие ответы: из 44 человек

Отвечая на вопрос, многие выбрали несколько вариантов ответа.

На вопрос № 6 «С кем ты чаще всего обсуждаешь прочитанные книги? были получены следующие ответы: из 44 человек

Ребята также выбирали несколько вариантов ответа. Обсуждать прочитанные книги большинство учащихся предпочитают либо с родителями, либо ни с кем. Следует отметить, что есть и такой ребёнок, который готов обсуждать прочитанные книги с учителем. К радости, родители и семья сегодня являются фактором, стимулирующим чтение. В современном обществе есть ещё семьи, где присутствует домашняя книжная среда.

Обсуждать свои любимые книги на уроке литературы многим школьникам не интересно.

На вопрос № 7 «Интересно ли тебе обсудить свои любимые книги на уроке литературы?»

были получены следующие ответы: из 44 человек. Очень отрадно, что учащиеся 4-го класса готовы к сотрудничеству с учителем.

На вопрос № 8 «Нравятся ли тебе в основном произведения, которые вы проходите в школе по программе?» были получены следующие ответы:

На вопрос № 9 «Какие произведения нужно, по твоему мнению, убрать из школьной программы, а какие, наоборот, добавить (если затрудняешься, то не отвечай)? были получены следующие ответы:

На вопрос № 10 «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» были получены следующие единичные ответы:

Большинство учащихся не ответили на этот вопрос.

Анкета для родителей включала следующие вопросы :

Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

4.Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

На вопрос № 1 « Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)? » были получены следующие ответы:

На вопрос № 2 « Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению? » были получены следующие ответы:

Родители учащихся 3-его класса предлагают следующие меры:

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

— Увеличить чтение русских народных сказки;

— Часто бывать в библиотеке;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Договариваться с ребёнком;

— Увеличить объём приключенческой познавательной литературы – 2 человека;

— Личный пример и ненавязчивость – 2 человека;

— Уменьшить объём письменных заданий;

Родители учащихся 4-ого класса предлагают следующие меры:

— Читать, ходить в библиотеки вместе с семьёй – 4 человека;

— Отключать телевизор, интернет, телефоны – 2 человека;

— Больше конкурсов по чтению – 3 человека;

— Добавить иллюстраций в произведения – 3 человека;

-Сначала вместе в школе или дома читать одно произведение, а затем обсуждать в школе;

— Добавить количество часов по литературному чтению;

— Внеклассные мероприятия, связанные с книгами – 2 человека;

— Больше домашних заданий, где ответы на вопросы надо искать в книге;

— Детская литература не должна быть дорогой;

На вопрос № 3 « Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века? » были получены следующие ответы:

Стоит добавить произведения о подростках, современную литературу, русскую классику не уменьшать – «это основа основ» — 7 человек (35%)

На вопрос № 4 « Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе? » были получены следующие ответы:

Сложно ответить на этот вопрос – 4(30,76%)

Вернуться в СССР, не должно быть разрыва между прошлым и настоящим, более интересной программы не было – 6 человек ( 30%)

Участники анкетирования (родители) считают, что школьную программу следует разнообразить фантастикой, детективами, книгами о животных, о путешествиях, о современной жизни, о подростках, статьями по достижению высоких результатов.

Анкета для учителей включала следующие вопросы:

В опросе участвовало 2 учителя начальной школы.

1. Как Вы считаете, ученики действительно читают всё меньше (или это миф)?

2. Какие меры, по Вашему мнению, помогут увеличить интерес детей к чтению?

3. Как Вы считаете, не стоит ли добавить в школьную программу по литературе произведения о подростках, зарубежную литературу, современную литературу и уменьшить изучение русской классики 19 века?

Как, с Вашей точки зрения, стоит изменить программу по литературе?

Учителя считают, что современные ученики действительно читают все меньше и меньше. Книгу заменили компьютер, планшет, телефон и телевизор.

Интерес детей к чтению можно воспитать только с раннего возраста в семье, уроки литературного чтения увеличить (количество часов). Читать необходимо всей семьёй.

Учителя считают, что стоит добавить произведения о детях, их приключениях; фантастические рассказы, юмористические произведения. Включить в школьную программу просмотр художественных, мультипликационных, научно-познавательных фильмов. Убрать или уменьшить количество стихотворений русских классиков 19 века так, как они трудно воспринимаются и анализируются детьми начальной школы.

Увлечь ребенка чтением – одна из трудных задач на сегодняшний день. Сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы и формы привлечения школьников в детскую, а впоследствии и во взрослую библиотеки. Чтобы приобщить к активному чтению учащихся, надо начинать с семьи, личный пример каждого взрослого для ребёнка очень важен. А в школе можно использовать такие формы как, например, выставка новых книг в фойе школы, где увидят её не только дети, учителя, но и родители, сопровождающие детей в школу. Еженедельные библиотечные уроки, внеклассные мероприятия в игровой форме по произведениям детских писателей. Для приобщения школьников к чтению большую роль на уроке играют мультимедийные материалы.

Современные дети читают, но иначе, чем раньше, а также далеко не те произведения, которые были любимы и популярны у их родителей, и, особенно, их дедушек и бабушек.

источник

Сравнительный анализ чтения

библиотекарь абонемента для 5-9 классов

сектора «Кругозор» отдела обслуживания читателей-детей,

Тарская центральная районная библиотека

Организация досуга детей и подростков имеет особое значение, так как они обладают набольшим объемом свободного времени, мобильны в своих увлечениях, используют досуг как средство удовлетворения важнейшей возрастной потребности: самоутверждение и самовыражение. Поэтому одна из задач библиотеки продвижение чтения в среду подростков, популяризация лучших образцов современной и классической литературы, ориентированных на данную возрастную категорию.

Читайте также:  Анализ общения детей дошкольного возраста

В старших классах интерес к чтению и библиотеке снижается. Чтобы проанализировать эту ситуацию, на абонементе «Кругозор» был проведен сравнительный анализ чтения учащихся 7-х классов трех школ города: КОУ «Тарская гимназия №1 им. », КОУ «Тарская СОШ №2», КОУ «Тарская СОШ №4». Временные рамки исследования: январь – март 2012 года. Цель исследования: выявление потребности учащихся в чтении и посещении детской библиотеки.

При проведении исследования использовался метод анализа формуляров читателей абонемента сектора «Кругозор», обучающихся в 7 классах данных учебных заведений. Анализ читательских формуляров показал следующее: с января по март старший абонемент детской библиотеки посетили 34 учащихся. Количество посещений составляет 89 раз, книговыдача 135 документов. Количество задолжников 23 (Приложение ).

Сравнительный анализ чтения учащихся показал, что основная часть читателей-семиклассников, которые посетили абонемент за указанный период времени, учится в КОУ «Тарская гимназия №1» и составляет 56%, наименьшее количество читателей (12%) учится в КОУ «Тарская СОШ №2», в КОУ «Тарская СОШ № 4» – 32 % (Приложение ).

Чтобы сделать объективные выводы о востребованности библиотеки школьниками разных школ, мы решили соотнести количество учащихся 7 классов с количеством посетивших библиотеку за период с января по март 2012 года. В связи с этим мы сделали запрос о количестве учеников обучающихся в 7 классах в соответствующие школы и сопоставили их с количеством читателей из этих классов, посетивших библиотеку с января по март. Из количества обучающихся в 7-х классах КОУ «Тарская гимназия №1» библиотеку за данный период времени посетили 23% учащихся. Из КОУ «Тарская СОШ № 2» – 8%, КОУ «Тарская СОШ № 4» – 18%. Сравнительный анализ показал, что наибольшее количество читателей-семиклассников составляют учащиеся КОУ «Тарская гимназия № 1», наименьшее в КОУ «Тарская СОШ № 2» (см. прил. № 3).

Наряду с наибольшим количеством читателей учащихся КОУ «Тарская гимназия №1» сохраняет лидирующие позиции и по количеству посещений за данный период времени – 60 посещений (67,41%), т. е. каждый школьник в среднем посетил абонемент 3 раза. На втором месте КОУ «Тарская СОШ №4» – 24 посещения (26,96 %), т. е. по 2 посещения и на третьем, всего 6% – КОУ «Тарская СОШ №2» (по 1 посещению).

Подобная ситуация обстоит и с книговыдачей (см. прил. № 4). Дети из КОУ «Тарская гимназия №1» прочитали в среднем по 5 книг, из в КОУ «Тарская СОШ №4» – по 3 книги и из в КОУ «Тарская СОШ № 2» – только по 1 книге.

Итого: с января по апрель старший абонемент детской библиотеки посетили 34 учащихся 7 классов трех школ города. Количество посещений составляет 89 раз, книговыдача – 135 документов. Количество задолжников – 31 человек.

Таким образом, можно сказать, что потребность у учащихся 7 классов в чтении и посещении детской библиотеки есть, хоть она и на невысоком уровне. Большинство из них обращается в библиотеку за конкретной информацией, литературой в помощь учебе, литературой художественного содержания. Дальнейшее исследование (метод опроса) выявило следующие причины редкого посещения библиотеки:

1) занятость ребят в школах (большой объем домашних заданий);

2) посещение учащимися кружков, творческих объединений и спортивных секций;

3) информационные и компьютерные технологии;

4) удаленность библиотеки от дома;

5) наличие домашней библиотеки;

Увлечь молодежь чтением, воспитать любовь к книге, удовлетворить растущие потребности современного читателя – задача непростая. Она требует от библиотечных работников не только глубоких знаний литературы, но и педагогики, психологии, особенностей молодежной субкультуры, создания благоприятной среды для общения, направленных на продвижение чтения в среду подростков. Для повышения уровня чтения среди читателей-подростков нами были использованы такие формы индивидуальной работы как беседа при записи в библиотеку и при выборе книг, а также работа с аналитической частью формуляра, выявление и работа с картотекой читательских интересов.

С целью воспитания культуры чтения и формирования устойчивого интереса к чтению для учащихся 7-х классов (и не только) в течение года были проведены:

— беседы по культуре чтения: «Книга, я – лучшие друзья»;

— рекомендательные беседы: «Будем знакомы», «Пошелестим страницами», «Выбор книги»;

— обзоры книг «Сотни дум поведают они», «К новым книгам руки протяни», «Удиви родителей – прочти книгу», «Новости в обложке».

Оформлен сундучок «Читаем сами, читаем с друзьями», где собраны самые интересные и увлекательные книги. Любой читатель может положить в этот сундучок книгу, которую он хочет порекомендовать своим друзьям, знакомым и просто другим читателям. Также для учащихся данной категории были проведены мероприятия познавательного содержания. Налаживаются связи с классными руководителями.

Исследование чтения учащихся 7 классов за данный промежуток времени не раскрывает полную картину читаемости. С наступлением летних каникул ситуация полностью меняется. В первую очередь, это связано с тем, что у ребят появляется больше свободного времени, а также с необходимостью летнего чтения по школьной программе.

Чтобы полноценно раскрыть картину читаемости и воздействия принятых для воспитания культуры чтения и формирования устойчивого интереса к чтению мер, было принято решение продолжить работу с данной категорией учащихся, и провести сравнительный анализ чтения 8 классов трех школ города: КОУ «Тарская гимназия №1 им. », КОУ «Тарская СОШ №2», КОУ «Тарская СОШ №4» с января по апрель 2013 года.

источник

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему:

«Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»

Цель контроля: Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге.

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей: в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик». Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки». Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик». Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться».

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки». Детям были заданы следующие вопросы:

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

10. Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?

Анкетирование показало следующие результаты:

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?»— 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?»— 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?»-43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей: на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Три охотника», «Незнайка», на втором- К. И. Чуковский («Айболит», «Федорино горе», «Телефон», на третьем- сказка «Красная Шапочка», а также «Бременские музыканты», «Как вести себя в самолете», «Лягушка- путешественница», «Почемучка», «Приключения Буратино», «Правила поведения», «Про драконов», «Про Бабку- Ежку», «Про самолеты», «Колобок», «Три поросенка», «Васька- микроб», «Маша и медведь», «Про воинов», «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?», 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. — «Красная Шапочка», Белякова У. — «Телефон», Ванюков А. — «Красная Шапочка», Булыгин В. — «Репка», стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?», 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка», о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки». Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка».

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.). В некоторых группах уголки имеют свои названия: «Книголандия»— гр. «Ромашка», «Книжкин дом»— группа «Колокольчик». Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик», «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги», где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор». Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека». В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек»— выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек», «Ромашка», «Незабудка», «Колокольчик». В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ. Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение». В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты:

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?»— 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения— 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения— о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо»— 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы: одни родители говорят «о вечном», другие «о том, что книжка пошла спать».

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да», ответило 67% родителей, «нет»-24%, «иногда»-9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?»«да»— ответило 65% родителей, «нет»— 29%, «иногда»— 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?»«да»— ответило 61% родителей, «нет»-30%, один родитель написал, что «надо заняться», «иногда»— ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались»: на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух», «Чипполино», «Русалочка», детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?»— на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям.

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны», русские народные сказки- «интересны», «Золотой ключик»«пыталась читать, не слушает», «Приключения капитана Врунгеля», «Винни Пух»«возможно», «Волшебник изумрудного города», «Золушка», «Дюймовочка»«будут интересны», «Трое из Простоквашино»«да», «Алиса в стране чудес»«не будет интересна», «Приключения Робинзона Крузо»«да», «Незнайка на луне»«думаю, да», Н. Носов «Фантазеры», «Маугли»«мал еще», «Два капитана»«когда подрастет», «Малыш и Карлсон»«да», «В стране не выученных уроков»«нет», «Приключения Незнайки»«да», «Остров сокровищ», «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы: «настольный хоккей интереснее, уже играли».

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет». На вопрос «Имеются ли дома книги?»— 100% родителей сказали, что «да».

Читайте также:  Анализ общения детей на прогулке

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?»— 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко», «не читают», «не пользуются книгами». И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% —«да, заменил». Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх: «Лучше книги нет ничего», «Главное заинтересовать ребенка», «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге», «Частично заменил, но книга значения не потеряла». Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Радость встречи с книгой», «Как воспитать маленького читателя?». В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел», во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения. Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?», «Значение фольклора в развитии речи детей», проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения. В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка». Для родителей также представлены консультации: «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?», «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению». В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?». В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение», «Как учить запоминать стихотворение?». Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!», «Чтение художественной литературы детям». Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка», в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

• Считать работу педагогов по приобщению детей к художественной литературы на хорошем уровне.

• Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

• В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

• Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).

• Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)

Приобщение детей к книге и чтению Целыковская Ирина Анатольевна воспитатель МАДОУ д/с №2 г. Белгорода «То, что ребенку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего.

Справка о взаимопроверке в старшей группе по теме «Применение технологии проектов в образовательной деятельности» Справка о взаимопроверке в старшей группе №2 по теме: «Применение технологии проектов в образовательной деятельности дошкольников.».

Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму Предпосылки для обучения чтению и письму дошкольников Л. А. Панченко, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровской.

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Знакомство с поэзией С. Я. Маршака Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы, знакомству с поэзией на примере произведений С. Я. Маршака (из.

Приобщение ребенка к чтению с помощью художественно-изобразительной деятельности (творчество В. В. Бианки) Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 998 ДО №5 Мастер-класс «Приобщение ребенка к чтению с помощью.

Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка» Пояснительная записка: Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление.

Развитие мотивации дошкольников к чтению «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны.

Справка для аттестации на первую квалификационную категорию. Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия [h3] Аналитическая справка о проведении открытого мероприятия. [/h3] Дана Романишко Татьяне Леонидовне, воспитателю МБДОУ –детского сада.

Справка «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством внедрения регионального компонента в ДОУ» На основании приказа заведующего МБДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска от 02 февраля 2016 года № 56-ОД «Об организации тематического контроля» и с целью.

Справка по тематическому контролю «Эффективность работы по организации познавательно-исследовательской деятельности» Комиссия в составе заведующего, старшего воспитателя, воспитателя в период с __ по __ ___ 201__г. проанализировала работу педагогов.

источник

Людмила Матвеева
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке»

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы.

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой МДОУ «Майский детский сад «Солнышко».

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Использовались следующие материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды. Аудиозпись (музыкальное сопровождение театрализованной деятельности).

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

практический (Дидактическая игра «подбери рифму к картинке», музыкальное сопровождение, создание книги «Жанры русской литературы»).

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ — Чтецов,.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в младшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Формировать внимательное, заботливое.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Медвежонок Бурик» Конспект по художественной литературе на тему: «Медвежонок Бурик» II младшая группа Каранова М. С. Воспитатель г. Сургут Программное.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1-4 — Чтение закличек, песенок, потешек. «Солнышко-вёдрышко…» стр. 105 «Ножки, ножки где вы были?» стр. 138 «Дон! Дон! Дон!» стр. 3.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по чтению художественной литературы. К. Ушинский «Ласточка» План-конспект непосредственно- образовательной деятельности в старшей группе Дата: 17.03.16 Воспитатель: Мусина Р. М. Тематическая неделя:.

Проект «Книжкина неделя» по чтению художественной литературы Выполнила: Воспитатель старшей группы МБДОУ Воротынский детский сад №2 «Светлячок» Шикунова Е. Ю. Продолжительность проекта: одна неделя.

Проект по чтению художественной литературы «Путешествие по сказкам» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №47 Проект «Путешествие по сказкам» Подготовили воспитатели:.

Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе Тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе на 2015-2016 учебный год Тема занятия и основные художественные.

источник

1. Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа /Сост. Т.В.Игнатьева. – М.: Дрофа, 2000. – 288с.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В двух частях. Часть 1. /Сост. Т.В.Игнатьева, Л.А.Вохмянина. М.: Просвещение, 2000 – 318с.

3. Климанова Л.Ф. Обучение через общение и культуру. // Начальная школа – 1993. – № 12.– С.45–52

4. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. — М., 1994.

5. КудинаГ.Н., НовлянскаяЗ.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 класс. — М., 1994.

В настоящее время в начальной школе осуществляется обучение по программам, которые ставят задачу литературного образования. Это программы: 1) «Литературное чтение» (В.Г. Горецкий иЛ.Ф. Климанова); 2) «Чтение и литература» (О.В. Джежелей); 3) «Литературное чтение» (О.В. Кубасова); 4) «Чтение и начальное литературное образование» (Р.Н. и Е.В. Бунеевы); 5) «Литература как предмет эстетического цикла» (Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская); 6) «Начальное литературное образование» (В.А. Левин); 7) программа литературного образования «Азбука словесного искусства» (Л.Е. Стрельцова и Н.Д. Тамарченко); 8) «Литературное чтение. Родное слово» (М.Г.Грехнева, К.Е.Корепова).

Программа «Литературное чтение» для 2—4 классов начальной школы (авторы В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова)

Основная цель обучения — приобщение младших школьников к литературе, осознание литературы как искусства слова. Чтение рассматривается и как объект обучения, и как средство освоения литературного произведения.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства;

– формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое и воссоздающее воображение, ассоциативное мышление учащихся,

– развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус;

– формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству;

– обогащать чувственный опыт учащихся, их представления об окружающем мире и природе;

– обеспечивать развитие речи школьников и формировать навыки чтения и речевые умения;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;

— работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Одной из задач курса является развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Параллельно с формированием беглости чтения ведется работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

При обучении чтению дети знакомятся с элементарными сведениями литературоведческого характера: сведениями об авторе-писателе, о теме произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Учащиеся знакомятся с произведениями фольклора, творчеством русских и зарубежных писателей, классиков отечественной литературы.

Отличительной особенностью программы является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Работа по программе в этом направлении начинается с «развития у школьников способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, предметами национальной культуры, находить, замечать красивое в окружающем мире». Программа нацеливает на формирование умения «выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояния природы и человека» и предлагается активизировать «способность учащихся полноценно воспринимать художественное произведение на основе целенаправленной деятельности».

В контексте литературного образования творческая деятельность ребенка признается, во-первых, строго обязательной, во-вторых, предполагающей работу не только на основе прочитанного текста, но и собственное авторское творчество, в-третьих, фиксирующей внимание на форме произведения.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Программа «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева) является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100».

Цель уроков чтения: 1) научить детей читать художественную литературу, 2) вызвать интерес к чтению, 3) заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста;

2) приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

3) развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

4) знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности.

Произведения подбираются таким образом, чтобы представления ребенка об окружающем его мире постепенно расширялись, т.е. по степени усложнения литературного материала. В книгах для чтения реализуются принцип жанрового разнообразия, принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения произведений из «взрослой литературы»; монографический принцип; традиционный тематический принцип, принцип актуализации тематики чтения.

Настоящая программа предусматривает организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная ее особенность заключается в том, что дети читают на уроке главы из произведения, а все произведение самостоятельно читают домаТак реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

В программе изложены тематика чтения, требования к технике чтения, показаны приемы понимания прочитанного и элементы литературоведческого анализа текста.

Курс «Чтение и литература» (автор О.В. Джежелей) обеспечивает раздел обучения, который входит составной частью в предмет «Родной язык».

1) формирование навыка чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой,

2) знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию,

3) реализация творческих способностей.

Программа разработана в системе классической начальной школы, которая предполагает, что подготовка в области родного языка идет в трех направлениях: 1) курс чтения и литературы; 2) письма и языка; 3) устной речи и беседы.

Основой предмета являются принцип развития речи, прикладная направленность речевых умений. Поэтому курс «Чтение и литература» может осуществляться продуктивно только при условии, что параллельно с уроками чтения проводятся уроки языка и устной речи.

Спецификой курса является четкое разграничение подготовки в области навыка чтения, смыслового и художественно-эстетического освоения текста и книги, овладения литературоведческой пропедевтикой, умения реализовать творческие возможности детей. В соответствии с этими особенностями и строится программа. Она включает: круг чтения; технику чтения; систему элементов теории литературы; комплекс практических приемов и способов, помогающих овладеть содержанием произведений и выбором книг; речевую творческую деятельность на основе чтения и в связи с чтением книги. Знания, умения, навыки разграничены по периодам, соответствующим развитию младшего школьника. Круг чтения распределяется по концентрам: подготовительный и первый периоды — фольклор, отечественная литература XX в., второй период — фольклор; отечественная и зарубежная литература XIX—XX вв., художественная и научно-художественная, справочная литература; третий период — фольклор, волшебная сказка, художественная и научно-художественная литература во всем объеме, справочная литература.

Программа имеет серьезное научное обоснование и реализована практически. Требования, предъявляемые детям, вполне доступны и учитывают индивидуальное развитие ребенка.

В центр подготовки по чтению и литературе в программе О.В. Джежелей ставится задача формированиячитателя. Практическая реализация программы соотнесена с периодами обучения. Принцип расположения материала по периодам обучения – концентрический. Он предполагает выделение на каждом этапе ведущих разделов, групп знаний, умений, навыков; соответствующих возрастным возможностям учащихся и своеобразию развития читательских навыков. Кроме того, автор реализовал механизм обучения собственно чтению, показав, как и на каком этапе осуществляется продвижение в навыке чтения.

Читайте также:  Анализ общения детей и педагога

Подготовительный период – с техникой чтения от нулевого уровня до чтения вслух с темпом до 40 слов в минуту при слоговом чтении с переходом на чтение целыми словами: становление механизма чтения, знакомство с литературой на основе рассматривания и чтения книги.

Первый период — интенсивное освоение техники чтения, поскольку только темп чтения вслух от 60 слов в минуту при чтении целыми словами предполагает возможность самостоятельного освоения текста на уровне мысли-вывода и дает основание подвести ребенка к углубленному пониманию читаемого, целенаправленное формирование самостоятельного овладения фактическим содержанием текста.

Второй период- переход темпа чтения от 60 до 90 слов в минуту и освоение продуктивного чтения про себя: формирование способов и приемов, помогающих овладеть содержанием произведений и выбором книг.

Третий период- формирование умения читать вслух 90-110 слов в минуту и переход к освоению способа чтения про себя: осознание элементов теории литературы в системе и взаимосвязях, формирование речевой творческой деятельности на основе и в связи с чтением книг.

Задачи каждого периода реализовываются в системе уроков разных типов:

— уроки, предусматривающие отработку умений и навыков, которые являются средством освоения литературного произведения (например, урок, где целенаправленно формируется навык чтения, осваивается умение составлять план произведения и т.п.);

-уроки, где предполагается работа с единым литературным произведением, применением приемов всестороннего его освоения;

— уроки, которые обеспечивают формирование умения самостоятельно выбирать и читать книги в соответствии с читательскими возможностями и личными запросами;

— уроки, основное назначение которых — реализация творческих способностей учащихся при изучении литературы;

Основой программы «Начальное литературное образование» (автор В. А. Левин) являются концепция приобщения детей к искусству, художественное развитие ребенка, для которого должны быть созданы определенные педагогические условия. Приобщиться к искусству ребенок может как читатель, слушатель, автор своего собственного произведения и т.д. В связи с этим в программе В.А. Левина «Начальное литературное образование» выделяется два ряда задач:

1) формирование умений и навыков деятельности с произведением, формирование коммуникативного отношения к искусству;

2) сохранение непосредственного эмоционально-целостного восприятия художественного произведения; развитие способности чувствовать гармонию произведения. Для выполнения этого ряда задач необходимо «просто читать с детьми», когда взрослый читает произведение недля ребенка, а для себя вместе с ребенком, когда ребенок имеет возможность сопереживать героям произведения вместе с взрослым, обсуждать читаемое, делиться своими чувствами.

Начальное литературное образование предполагает четыре ступени художественного развития младшего школьника.

Суть первой (подготовительной) ступени начального литературного образования – включение детей в игровое творчество и общение между собой. Главное условие – активность ребенка, его готовность действовать, участвовать в игре и в общении. Внимание учителя и детей на этой ступени обучения сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе (рисовании, сочинении), показателем успешности становится интерес ребенка к одноклассникам и к самому себе. Учебным материалом для игр являются фольклорные произведения: потешки, скороговорки, дразнилки, а также детские стихи, построенные по законам игровых произведений.

Для 1-й ступени обучения предложена группа игр под названием «Что читаем, в то играем».

На второй ступени идет осознание произведений народного творчества (дразнилок, потешек, сказок) как литературных текстов.

Третья ступень предполагает смену позиции игры на позицию слушателя и читателя (школьник открывает в себе автора).

На четвертой ступени формируется оценочное коммуникативно-художественное отношение к искусству. Концепция строится на психологической и литературоведческой основе.

В серии книг «Моя первая библиотека» собраны лучшие литературные произведения — от мифов, сказаний, легенд разных народов до сочинений писателей-классиков всего мира.

В.А. Левин подчеркивает, что одной из важных задач учителя является «забота о детском литературном творчестве, так как ребенок особым образом сохраняет и накапливает читательский опыт в своем «писательском» труде»

Программа «Азбука словесного искусства» (авторы Л. Е. Стрельцова, Н. Д. Тамарченко) создана в рамках гуманитарного образования Российской Федерации. В отличие от других программ, данная программа представляет литературу как вид искусства, природу и законы которого изучает литературоведение. Авторы стремились к тому, чтобы категории литературоведческой науки были максимально согласованы с психолого-педагогическими особенностями процесса обучения детей, а приемы и способы обучения соответствовали специфике искусства слова и естественному процессу читательской деятельности. Представления и понятия соединены с необходимыми учебными действиями и выстроены в той последовательности, которая соответствует становлению понятийного мышления и читательской культуры.

Цель программы — формирование у младших школьников культуры восприятия художественного произведения, воспитание квалифицированного читателя.

Авторы программы считают, что невозможно давать системное литературное знание ребенку-первокласснику, не умеющему читать и не имеющему читательского опыта. Поэтому необходимым звеном этой программы является наличие пропедевтической (подготовительной) работы.

В программе Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко это подготовительный этап «Слово». Авторы программы подчеркивают, что это этап дописьменного развития ребенка, то время, когда он выступает как слушатель литературного произведения. На этом этапе в работе с детьми преобладает устная форма художественной речи – детский игровой фольклор. Это дает возможность из ситуации игры выделять словесное высказывание, уяснять его форму, узнавать ее в похожих ситуациях. Главная задача подготовительного этапа – помочь ребенку осуществить переход с позиции слушателя, «соавтора» текста, на позицию читателя-интерпретатора, т.е. сделать первый шаг в дистанциировании (отстранении) от текста. В этом ведущую роль играет предъявление ребенку знакомого художественного текста в графически зафиксированной форме.

На первой ступени (1 класс) ребенок переходит от позиции «соавтора» к позиции читателя (читатель должен не только слушать и воспроизводить, разыгрывать, но и интерпретировать текст).

На второй ступени (2 класс) читатель-ребенок, отталкиваясь от своего жизненного опыта, должен почувствовать себя и «вне» и «внутри» текста, т. е. научиться различать художественную реальность и обычную действительность. Материалом для занятий во 2 классе служат адаптированные для детей мифологические истории, народные сказки.

В 3 классе (третий этап) дети-читатели знакомятся с подробными пересказами и фрагментами переводов героических поэм древности и средневековья. Осваиваются понятия «героический характер» и «эпический автор».

На четвертом этапе (4 класс) рассматривается соотношение традиционного художественного языка и авторского вымысла. Материал — сюжеты и мотивы мифа, сказки и эпос в русской поэзии Х1Х—ХХ вв.

Большой интерес представляет комплект книг, реализующих данную программу.

Курс «Литературное чтение. Родное слово» (авторы Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова) ориентирован на приобщение детей к истокам родной культуры и на изучение языка как важнейшей составляющей этой культуры.

Программа отвечает вынесенному в заглавие предмету обучения. Слово выступает в ней как 1) средство повседневного общения (речь), 2) как специально оформленное высказывание (художественное произведение) и 3) как часть культурного наследия народа, передаваемого из поколения в поколение. В связи с этим в программе выделяются следующие разделы: техника чтения, работа с художественным текстом, речевое, эстетическое и творческое развитие детей.

Развитие и совершенствование навыка чтения.

Получение детьми первоначального литературного образования.

Изучение родного языка как важнейшего явления национальной культуры.

Активное речевое развитие школьника.

Формирование элементов исторического подхода к литературе.

Расширение знаний и представлений школьников о человеке и окружающем мире.

Развитие творческих способностей учеников.

Фундамент программы — образцы фольклорных литературных произведений, составляющих круг чтения младшего школьника: игровой фольклор и детская литература, народные сказки, пейзажная лирика русских поэтов, нравоучительные рассказы и рассказы о животных. Жанровотематический принцип расположения материала предусматривает разнообразие эмоциональных впечатлений и событийного ряда и ориентирует на знакомство 1) с семантическими и поэтическими возможностями слова (язык), 2) с народными обрядами, праздниками и обычаями (фольклор), 3) с нравственными нормами поведения в «большом» и «малом» мире.

С методической точки зрения учебники ориентированы на идеи развивающего обучения и педагогику сотрудничества.

В учебниках «Родное слово» осуществлено соединение жанрового и тематического принципов расположения текстового материала по разделам. Расположение текстов внутри разделов идет по принципу целенаправленных ассоциаций: переход от одного произведения к другому происходит по сходству признаков (тема, персонаж, жанр и др.). Логическое построение материала учебников способствует формированию системных представлений о действительности и литературе, развивает ассоциативное мышление школьников. В учебниках учитывается принцип занимательности

Программа по литературному чтению включает: 1) программное содержание, 2) технику чтения, 3) работу с художественным текстом; 4) изучение родного языка при изучении текста; 5) речевое развитие, 6) эстетическое развитие, 7) расширение у школьников знаний об окружающем мире.

Автор программы «Литературное чтение» О.В. Кубасова считает, что литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда вытекает ведущая роль уроков чтения в системе начального образования. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо пробудить у них интерес к чтению, а также помочь учащимся овладеть книгой как инструментом знания. Исходя из этого, целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Программа характеризуется комплексным подходом к реализации следующих задач обучения чтению.

1. Формирование устойчивого желания читать доступную литературу (Мотивационная сторона читательской деятельности)

2. Совершенствование навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности (Техническая основа процесса чтения)

3. Формирование способности к полноценному восприятию литературного текста (Содержательная сторона чтения)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов; выделению смысловых частей и т.д. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие перерабатывать и усваивать познавательную информацию)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий (Основы литературного развития).

7. Овладение детьми умением пользоваться средствами внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), позволяющим ориентироваться в ней.

Литературное образование младших школьников занимает особое положение в программе. Работа над отношением к чтению как к творческому процессу общения с автором, а к литературе как к искусству слова начинается уже с I класса.

Программа «Литературное чтение» предусматривает организацию работы не только с текстами литературных произведений, но и с книгами в единстве их текстовой и внетекстовой информации. Так, например, уже во 2 классе все дети начинают приобщаться к элементарным умениям работы с книгой (ориентироваться в одной книге и в группе книг по обложке, титульному листу, оглавлению или содержанию).

Данная программа не упускает из виду проблему формирования общеучебных умений. Так в программу и в учебник для 2 класса входит раздел «План и пересказ». В 3 и 4 классах планируется работа над такими общеучебными умениями, как определение главного в содержании, распознавание новой информации, выделение непонятных слов и выражений и выяснение их значения, составление плана, способность пересказать прочитанное разными способами и др.

Помимо всего перечисленного, методический аппарат учебников направлен на совершенствование восприятия художественных произведений (прежде всего на работу над воссоздающим воображением), а также на развитие творческих способностей детей.

Программа «Литературное чтение» 1-4 классы (авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова) преследует цель – помочь ребенку стать читателем; путем чтения произведения и его элементарного анализа донести до учащихся богатый мир отечественной и зарубежной литературы и, таким образом, обогатить его читательский опыт.

Из года в год у детей снижается интерес к чтению, к классической детской литературе, к поэзии. Причинами низкого интереса школьников к читательской деятельности, по мнению Л.А.Ефросининой, являются:

1) усиление влияния средств массовой информации;

2) в первые школьные годы нарушается полноценное общение с книгами: сокращается чтение взрослого ребенку, а слушание литературы преследует лишь узко дидактические цели. Таким образом, создается противоречие между желанием ребенка слушать произведения, общаться с книгой и нежеланием взрослых поддерживать этот интерес в тот период, когда ребенок сам еще не может читать.

Л.А.Ефросинина предлагает проводить в начальных классах специальные уроки слушания. Целью таких уроков является обучение восприятию литературного текста. Художественное восприятие – это умение не только слушать произведение, но и услышать то, что хотел сказать автор; это не только умение прослеживать изменения в сюжетной линии, но и возможность увидеть и понять подтекст, взаимоотношения действующих лиц, отношение к ним автора.

Отсюда вытекают следующие дидактические задачи уроков слушания:

— развитие способности эмоционально откликаться на описанные автором события; воспитывать чувства сопричастности и эмпатии;

— формирование понимания темы, основной идеи произведения, его структуры и языковых средств;

— развитие ориентировки в жанрах литературы.

Целесообразно использовать уроки слушания и для формирования читательских умений, ориентировки в «строении» книги, формирование навыков работы в библиотеке и т. п.

Уроки слушания проводятся 1-2 раза в неделю. На уроках можно пользоваться хрестоматией «Литература для первоклассника» (автор–составитель Л.А Ефросинина) или подобрать произведения по собственному вкусу.

На уроках литературного чтения желательно развивать навык чтения в процессе анализа произведения от развития громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения «про себя». Овладение чтением на первом году обучения предполагает 1) формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами); 2) интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, 3) увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения «про себя».

Формирование навыка чтения зависит от следующих факторов:

— от уровня умственного и речевого развития ребенка,

— от психического состояния ребенка.

Эти факторы следует учитывать и предъявлять к разным группам учащихся посильные требования, организуя индивидуальную работу с детьми. Для этой цели в комплексе учебных материалов предложены разноуровневые задания и тексты.

Программа «Литература как предмет эстетического цикла» (Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская) построена на идее развернутого диалога между автором и читателем. Чтобы такой диалог состоялся, читатель должен суметь решить для себя две важные задачи: 1) понять изображенное в произведении, максимально приблизившись к тому, как понимал автор; 2) включить произведение в свой опыт. Для решения этих задач читателю необходимо знание теории, тех законов художественной формы, по которым создается произведение. В программе Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской привлечение внимания маленького читателя к художественной форме начинается с выстраивания структурных схем произведения малых фольклорных жанров – считалки, потешки, скороговорки, загадки и др.

Во введении к методическим разработкам по этой программе авторы пишут, что новый предмет школьного курса описывается через исходное отношение «автор — художественный текст — читатель», а освоение этого отношения можно представить «как непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников то в позиции «автор», то в позиции «читатель»

Авторы программы считают, что «детское художественное творчество нужно самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека». В программе подчеркивается, что собственно писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному «высвечивает» для него процесс чтения. Творческая деятельность в позиции «автор» начинается с наблюдений за реальностью, которые закрепляются в созданных коллективно этюдах, продолжается наблюдениями за художественными текстами писателей и реализуется в индивидуальной работе каждого ребенка по созданию текста.

Таким образом, анализ существующих программ свидетельствует о следующих тенденциях в начальном обучении чтению:

1) усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника, к художественному и творческому развитию личности ребенка;

2) происходит реализация комплексных задач обучения (обучение навыку чтения, речевое развитие, первоначальное литературное образование и развитие, развитие творческой деятельности детей в связи с чтением книг и т. д.).

Тесты и задания к лекции №2.

Анализ современных программ по чтению и литературе

1. В системе образования возникли три противоречия:

А) между потребностью в творческом развитии личности и существующей системой авторитарного обучения и воспитания;

Б) между потребностью в новых технологиях и существующими методическими разработками для учителей;

В) между потребностью в развитии мышления и существующей системой обучения;

Г) между потребностью во введении новых учебных предметов и предметов, ограниченных рамками учебного плана.

11. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева) построена с учетом принципов: А) художественно-эстетический, Б) монографический принцип, В) принцип целостного восприятия художественного произведения, Г) развитие речи и мышления, Д) литературоведческий, Е) логическое построение материала учебника, Ж) принцип жанрового разнообразия, З) принцип актуализации тематики чтения, И) принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения произведений из «взрослой литературы», К) традиционный тематический принцип.

111. Анализ программ свидетельствует о следующих тенденциях в начальном обучении чтению:

А) усиливается внимание к литературному образованию младшего школьника,

Б) усиливается внимание к художественному и творческому развитию личности ребенка;

В) происходит реализация комплексных задач обучения.•

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 428 ; Нарушение авторских прав

источник